Исламская картина мира. Исламская картина


ИСЛАМСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Ислам как религия зародился в 622, когда пророк Мохаммед покинул Мекку и поселился в Медине. Исламская живопись отличается от живописи большинства других религий тем, что она не знала изображений Бога (Аллаха). В отличие от Евангелия священная книга ислама – Коран – никогда не иллюстрировалась. И хотя Коран не запрещает изображать Аллаха, существует лишь несколько изображений пророка Моххамеда, причем, за редким исключение, его лицо не показано или скрыто вуалью.Вследствие этого исламская живопись не обладает таким иконографическим богатством, как, например, византийская живопись. Из Византии была заимствована техника мозаики, однако иконография мозаик, например, в мечети Куббат ас-Сахра в Иерусалиме и Большой мечети Омейядов в Дамаске сведена к пейзажу, растительным и орнаментальным мотивам. Исламскую живопись можно назвать интернациональной, так как она распространилась на столь разных по своей культурной традиции территориях , как Аравия, Испания, Сирия, Турция, Персия и Индия. Во всех этих странах ведущим видом искусства была миниатюра, что отвечало характерному для ислама вкусу к орнаментальности. Миниатюры создавались главным образом по княжеским заказам и нередко изображали роскошь, утонченность и величие придворной жизни. Миниатюры превращались в огромные повествовательные циклы. В миниатюрах к сказкам, рассказам и поэтическим сочинениям (например, Тысяча и одна ночь) частью изображения становился каллиграфически написанный текст. Своей вершины исламская живопись достигла в персидских и монгольских миниатюрах.

Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств — живописи и скульптуры в европейском или античном понимании искусства. Ведь ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, поэтому они были представлены орнаментальными, абстрактными мотивами. Иными словами, эквивалентами пластических искусств в арабо-мусульман-ской культуре были художественная каллиграфия и миниатюрная живопись. Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии» и пользовались большим почетом.

Необходимо отметить, что абстрактность мусульманского искусства далека от современного абстракционизма. Современные художники находят в абстракции ответ на иррациональные подсознательные им-пульсы; для мусульманского же художника абстрактная живопись непосредственно отражает единство в многообразии. Мусульманское искусство состоит в воспроизведении предметов в соответствии с их при-РОДОЙ, а она насыщена красотой, поскольку происходит от бога: не остается ничего другого, как выявить и выразить эту красоту. В исламской концепции искусство в широком смысле является средством облагораживания материала. Для мусульманского искусства (ковроткачество, архитектура, живопись, каллиграфия) характерны повторение выразительных геометрических мотивов, неожиданная смена ритма и диагональная симметрия. Исламский строй ума включает в себя острое ощущение хрупкости мира, емкость мысли и действия, чувства ритма.

Другим типичным примером арабо-мусульманской культуры являются арабеска, специфический мусульманский орнамент, в котором логика связана с живой целостностью ритма. Элементы мусульманского Декоративного искусства заимствованы из исторического прошлого, общего для народов Азии, Ближнего Востока и Северной Европы. Ислам ассимилирует эти архаические элементы, сводя их к наиболее абстрактному и чистому определению, в известной степени нивелирует их и таким образом лишает всякого магического характера. Как результат такого синтеза арабеска имеет аналогии в арабской риторике и поэзии, отличающихся ритмическим течением мысли, наполненным строго связанными параллелями и инверсиями. Для мусульман арабеска — не только возможность создания искусства без картин, но и средство рассеивания картины или того, что ей соответствует в мысли. В арабеске воспроизведение индивидуальной формы невозможно вследствие бесконечности полотна.

Каллиграфия, наиболее благородное визуальное искусство ислама, имеет функцию, аналогичную функциям икон в христианском искусстве, так как представляет видимое тело божественного Слова. Арабские слова в священных письменах соотносятся с арабесками, прежде всего с растительным орнаментом, связанным с азиатским символом древа мира, листья которого отвечают словам святой книги.

В арабо-мусульманском мире каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью, стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами. Знаменита и сама архитектура, шедеврами которой являются Тадж-Махал, голубая мечеть в Стамбуле, в основе которой лежит христианский храм, голубые купола самаркандских и исфаганских мечетей, дворец Альгаморы в Гранаде, дворцы и мечети Кордовы. Нужно вспомнить и узорные изразцы мусульманской архитектуры, орнаменты которых впоследствии принесли известность персидским коврам.

Многие примеры исламского искусства можно увидеть в западном полушарии благодаря конкистадорам. В мексиканском городе Пуэбло стены старинных католических церквей покрыты изразцовой мозаикой с растительным орнаментом. Оказывается, что взаимно соперничающие культуры и религии взаимно обогащают друг друга.

Своеобразие присуще- и мусульманскому пониманию морали и права, ибо считается, что следование исламской морали и законам шариата с верой в Аллаха дает возможность высшего нравственного совершенствования личности.

Наряду с принципом этического абсолютизма ислам утверждает принцип морального догматизма, требуя тем самым от приверженцев религии безусловного выполнения коранических моральных норм как данных богом и поэтому не подлежащих разумному обоснованию, независимо от социальных последствий такого поведения. Это значит, что человек должен вести себя строго определенным образом, не потому, что разумно и целесообразно, а в силу того, что так предписано аллахом. Последовательное внедрение принципов исламской морали в сознание индивида, требование неукоснительного следования им ведет к утверждению среди адептов ислама слепой, некритической приверженности нормам этой морали, воинственной нетерпимости к инакомыслию и инакомыслящим. Такой религиозный фанатизм в истории неоднократно оборачивался массовым физическим уничтожением идейных противников под флагом «борьбы с неверными», так как, подчеркивает известный французский востоковед А. Массэ, «распространение ислама с оружием в руках являлось религиозным долгом», а война «считалась справедливой, если она была предпринята с целью обратить людей в истинную веру. Такой способ обращения в истинную веру не раз приводил к пролитию безвинной крови «неверных», да и правоверных тоже.

В убеждении мусульман вся организация халифата — его власть и законы — происходят от аллаха, что выражает специфическую оппозицию исламского мышления: противопоставлено божественное человеческому или «небесное» противопоставлено «земному», но вместе с тем не было оппозиции между религиозным и светским. Так как социальная жизнь людей, в том числе и их мораль, подчинена божественному закону, то нельзя говорить о существовании светских законов, противостоящих религиозным законам, светской власти, находящейся в оппозиции религиозной власти. Ведь существовала единая мусульманская власть, источником которой является бог, т.е. перед нами картина весьма специфической теократии. Таким образом, цивилизация ислама организована вокруг весьма простых исходных концепций — религиозных догматов и законов, вытекающих из Корана и сунны — традиции, которую оставил после себя пророк. Мухаммед. В целом можно сказать, что ислам — это образ жизни.

Вклад арабо-мусульманской культуры в сокровищницу мировой культуры весьма значителен. О достижениях арабской науки в мировом масштабе уже говорилось выше. Существующее свыше тысячи лет, от Испании до Индии, искусство ислама играет в искусстве мира важную роль, особенно произведения художественного ремесла и ткани. Запад использовал его в качестве образца, перенимая мотивы из мусульманской Испании; в архитектуре Сицилии и Венеции, в тканях из Лукки и Флоренции видно сильное влияние искусства ислама. В XVII в. на Западе возникла мода на культуру и украшения мусульманского Востока. Поэзия поэтов-жизнелюбцев средневековья — Низами, Хафиза, Джами, Омара Хайяма, Руми и многих других — вдохновляла европейских и американских поэтов на создание шедевров мировой поэзии. Действенность арабо-мусульманской культуры проявляется в наше время в феномене сильного противостояния мира ислама вестер-низации, идущей из круга западных культур.

ИСЛАМСКОЕ (МУСУЛЬМАНСКОЕ) ИСКУССТВО – искусство, выработанное народами Ближнего и Среднего Востока в период средневековья на основе культурных традиций этого района и принципов ислама.

Включение в состав Арабского халифата огромных территорий от Пиренейского полуострова и Северной Африки на западе и до Инда и Сырдарьи на востоке, завоеванных арабами-мусульманами в 7–8 вв., стало важным историческим событием раннего средневековья. Выйдя за пределы Аравийского полуострова, арабы в ходе завоеваний (футух), столкнулись с культурой соседних стран. При этом традиции античной Греции и Рима, Византии соединились в арабском халифате с иранской культурой эпохи Сасанидов, раннехристианской культурой коптов Египта и доисламской культурой арабов. В результате этого кросс-культурного контакта возникли предпосылки, способствовавшие выработке новых эстетических канонов. Столь тесное переплетение традиций, навыков, научных знаний оказало чрезвычайно благодатное воздействие на творческую мысль мастеров исламского мира. Уже через короткое время стали заметны положительные сдвиги практически во всех сферах жизни: поэзии, философии, истории и историографии, медицине и фармацевтике, математике, астрономии, географии и различных видах искусства.

С самого начала искусство мусульманских стран отличалось самобытностью, что было связано с этнической культурой. Однако исламизация, охватившая все пространство, выработала общие принципы, которые стали обязательными для всех уголков мусульманского мира.

Считается, что ислам запрещает изображение живых существ, в первую очередь, людей. Однако этот запрет доктринально никогда не был зафиксирован, ибо восходит к более ранним табу на изображение божеств, распространенных на Ближнем Востоке. Однако в Иране, где еще до прихода сюда ислама, существовала традиция изображения сцен из жизни правителей в миниатюре, настенной живописи, ковроткачестве, этот запрет никогда не был тотальным. Со временем отказ от этого запрета (с некоторыми исключениями) стал проявляться и в культуре арабских стран.

Каллиграфия (хатт или хутут – араб.) в искусстве ислама занимает особое место. Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл.

Как писал в Трактате о каллиграфах и художниках Кази-Ахмед ибн Мирмунши аль-Хуссейн, живший в 16 в., «мистическое отношение к писанному слову создало на мусульманском Востоке из самого процесса переписки Корана акт, тесно связанный с религиозной догмой прощения грехов». Действительно, многие правители брали на себя обет сделать копию Корана и для этого постигали азы каллиграфии.

Сначала арабы пользовались стилем хиджази, в котором сохранялся стиль клинописного письма с прямыми углами. Постепенно стали вырабатываться новые почерки, большинство которых было вариантами «великолепной шестерки» – шести почерков, признанных каноническими. Это насх, мухаккак, сульс, рикаа, райхани, тауки. Каждый почерк применялся в определенной сфере, например, почерком дивани писали дипломатические документы, почерком рикаа пользовались в быту, почерком насталик писали комментарии к Корану, а почерк куфи, (возникшем на базе хиджази) до сих пор используется (в разных вариантах) в архитектуре и декоративном искусстве. Каждый из этих почерков зависел от времени, места написания и мастера – каллиграфа. Имел значение и цвет чернил. Известно, что некоторые каллиграфы, изготовив чернила, привязывали сосуд с чернилами на шею верблюда, отправлявшегося в Мекку. Считалось, что именно этими чернилами следует делать копии Корана. К каллиграфии относились, как к точной науке, высчитывалась высота вертикальных букв, протяженность слова на строке. За эталон отсчета брали ромб, который образовывался при прикосновении косо заточенного калама (тростниковой палочки) к бумаге. Таким образом, протяженность той или иной буквы должна была составить (в зависимости от почерка) два или три ромба.

Мастера делали затейливые каллиграммы, для которых использовали наиболее популярные фрагменты Корана. Иногда эти каллиграммы состояли из двух частей, каждая из которых зеркально отражала фрагмент текста.

Среди наиболее известных мастеров каллиграфии выходцы из разных уголков арабо-мусульманского мира: Халид ибн Аль-Хаййаж, Аль-Фарахиди (8 в.), аль-Дахак, аль-Ишак, Ахмед аль-Калби, Ибрахим и Йусуф аль-Шараджи, Ахваль аль-Мухаррир (9 в.), Абу-Али Мухаммад ибн-Али ибн-Мукла, Ибрагим ас-Сули (10 в.), Абу ль-Хасан Али Ибн аль Бавваб (11 в.), Йакут аль-Мустасими (13 в.), аль-Калкашанди (15 в.) и др. Среди каллиграфов были и женщины: Фатима аль-Багдади и Шухда бинт аль-Абнари (12 в.). Но лучшим из каллиграфов называли Йакута аль-Мустасими (1203–1298). Именно он разработал систему стилей каллиграфии, взяв за основу шесть самых известных, с учетом пропорций каждой буквы, а также разработал методику обучения ее секретам.

С распространением книги в мусульманском мире более популярными стали скорописные стили почерка – рукаа. Как правило, этим почерком написано большинство манускриптов позднего времени.

Рукописные книги охватывали все сферы жизни: литературу, науку, религию, философию. Уже в 9 в. аббасидские правители стали собирать обширные библиотеки. Халиф Харун ар-Рашид, а вслед за ним его сын Ма’амун (см. АББАСИДОВ ДИНАСТИЯ) организовали специальные центры («Дар аль-хикма» – дом мудрости, араб.), в которых трудились переводчики и переписчики, благодаря которым уже в 13 в. в Багдаде были библиотеки в несколько десятков тысяч книг. Секрет изготовления бумаги арабы узнали от китайцев в 8 в., но до этого писали на пергамене. Это удешевило работу и позволило большему числу мастеров заниматься копированием Корана, заниматься переводами с греческого, пехлевийского и коптского языка книг по истории, медицине. В некоторых книгах (по ботанике, медицине, фармацевтике, географии и пр.) уже содержались рисунки, в том числе географические карты. Позднее появились записи устного народного творчества, в основном поэзии, а также диваны – генеалогические своды и др. сочинения арабских авторов.

Книжная миниатюра. Стремление художников создать искусство, которое отражало бы образы излюбленных народом литературных сюжетов и героев, нашло свое выражение в иллюстрациях и в миниатюрной живописи. Миниатюра получила распространение, прежде всего, в Иране, Средней Азии и Индии, где запрет на изображение живых существ никогда не был тотальным.

В правление Газневидов (Хорасан, Афганистан и Северная Индия – 977–1186) уже создавались иллюстрированные манускрипты, образцы которых дошли до наших дней. Копиисты рукописей и художники-иллюстраторы работали при дворе Фатимидов. Но после падения Фатимидов в 1171 они перекочевали в Багдад, где правители по-прежнему покровительствовали людям искусства. Именно здесь, в Багдаде, началось изготовление иллюстраций к книгам.

В обыкновенных манускриптах художник рисовал основные линии композиции черным или красным карандашом, а затем писал красками. В дорогих и роскошных рукописях порядок был иной: копиист-каллиграф оставлял страницу, предназначенную для миниатюры, пустой, а художник наклеивал на нее готовую миниатюру. На этом листе (муракка), который был покрыт особой грунтовкой на гуммиарабике, делался рисунок, а затем раскраска. Грунтовка иногда была очень густой, из-за чего рисунок получался рельефным. По другой технике лист полировали агатом или слоновой костью, затем художник влажной кистью наносил водяные линии, обводил контур и накладывал соответствующую краску.

В 1222 художник Абдалла ибн аль-Фадль сделал иллюстрации к Фармокологии Диоскорида, но в этой работе он взял за образец греческие рисунки. В 1237 Яхья ибн Махмуд из Васита впервые сделал иллюстрации к Макамам аль-Харири. До этого, в основном, иллюстрировались книги естественно-научного содержания.

Но свой первый взлет искусство миниатюры пережило в правление династии Ильханов (1256–1353) в Иране. Тебриз был в ту пору наиболее развитым культурным центром на Среднем Востоке. Именно там впервые был проиллюстрирован персидский эпос Шах-намэ (книга царей). Примерно 120 иллюстраций были изготовлены за период между 1330–1340, из которых сегодня в разных собраниях мира хранится 58 миниатюр. В их манере изображения ощущается китайское влияние. Элементы китайского рисунка (изображение облаков, языков пламени, позы и даже костюмы ряда персонажей и пр.) прочно вошли в практику мусульманских миниатюристов. Уже первый список Шах-намэ был украшен многочисленными иллюстрациями с изображением всадников, драконов. Но персидские живописцы использовали собственные элементы композиции: детали пейзажа, архитектурных сооружений, пространственное решение и строго фронтальное расположение фигур.

Новые школы миниатюристов появляются в Ширазе и в Тебризе. Изысканные иллюстрации к труду Казвини Чудеса света сделал представитель ширазской школы Муршид аль-Аттар. Ширазская школа существовала еще в 30–40-х 14 в., но во второй половине 14 в. произошел качественный перелом в стиле ширазской миниатюры. Появилась совершенно новая организация пространства. Высокий горизонт и расположенные один над другим планы создали возможность передачи реальной среды, заполненной нередко множеством фигурок людей и животных. Изменился масштаб и композиционный строй изображения. Памятники того времени – две широко известные рукописи Антологии персидской поэзии, датированные 1410 (одна в Собрании Гульбекяна, другая – в Британском музее). В стилевом отношении эти миниатюры предвосхищают многие черты гератской миниатюры середины 15 в.

В этот период прославились ширазские миниатюры сделанные как иллюстрации к поэтическим произведениям – басням индуса Бидпаи Калила и Димна, диванам Хосров и Ширин, Шах-Намэ. Величественный национальный эпос Шах-Намэ давал весьма богатый материал для воображения художников, поэтому его непрерывно – с 14 по 17 в. иллюстрировали все новые и новые художники.

В 15 в. Тимуриды сделали восток мусульманского мира блестящим очагом культуры. Ко времени их правления (1370–1506) относятся выдающиеся достижения в области персидской и тюркской литературы, а также в области миниатюры. В 30-е годы художник Махмуд по заказу султана Шархуха (1405–1447) сделал 38 миниатюр к дивану поэта Низами Хамсе (ныне хранятся в Гос. Эрмитаже). Созданная в эпоху Тимуридов Маджама аль-таварихи (всеобщая история) изобиловала иллюстрациями. Хусайн Байкара (1469–1470), последний сильный правитель этой династии, правил из Герата всем Хорасаном. В этот период тимуридская культура, несмотря на постепенную утрату государством политической мощи, пережила последний взлет. В Герате творили поэты Джами и Алишер Навои, художник Бехзад, (примерно 1455–1536), которого в Европе впоследствии называли «Рафаэлем Востока».

Миниатюры Бехзада отличаются изысканным рисунком, декоративностью, гармоничным сочетанием ярких красок, тонкой проработкой пейзажного и архитектурного фона. Как правило, сюжеты его миниатюр представляют собой многофигурные композиции, в которых персонажи изображены по строгим правилам этикета. К шедеврам его кисти относят иллюстрации к двум рукописям поэм Низами (ок. 1141– ок. 1209).

Миниатюрами украшались также суфийские тексты. В частности, Абд ар-Рахман Джами (1414–1492), персидский поэт и глава суфийского ордена «Накшбандийа», пользовался покровительством тимуридского правителя Султана Хусейна (1470–1506), по заказу которого были изготовлены списки поэм Джами. Принадлежность почти всех тимуридов к суфийским братствам оказывала воздействие на изобразительное искусство.

После взятия Герата (1507) войсками узбекской династии Шейбанидов (1500–1598) часть художников гератской школы перебралась в крупные города молодого государства Шейбанидов – в Бухару и Самарканд, поэтому ранние бухарские миниатюры сохраняют стиль Герата, но поздние бухарские уже сильно отличаются по цвету.

С 1501 в Иране утвердилась династия Сефевидов. Новые правители провозгласили шиизм государственной религией, и этот шаг имел огромное историческое значение (см. также ШИИТЫ). И хотя в первый период руководящая власть принадлежала тюрко-монгольским племенам и военной знати, позднее (в 17–18 вв.) Иран обрел чувство сплоченности и национального единства. Уже при шахе Исмаиле I (1501–1524) оживилась культурная жизнь. При его дворе была организована китабхане (мастерская по производству книг и рукописей). Прекрасные образцы тебризской миниатюры конца 15 – начала 16 вв. представлены в рукописи Хамсе Низами, скопированной в 1481 (ныне рукопись находится в музее Топкапу в Стамбуле).

Для тебризских миниатюр характерна поэтичная передача пейзажа. Пространство миниатюры делится по диагонали, что позволяет создать несколько планов: струящийся ручей, лужайку, покрытую травой, деревья в цвету и т.д. Однако фигуры людей не всегда соизмеримы между собой и окружающим пейзажем или архитектурой, а позы персонажей однообразны и статичны.

В связи с увлечением подрастающего наследника Тахмаспа живописью и каллиграфией, ко двору шаха в Тебриз стали привлекать лучших мастеров, прежде всего, из завоеванного Герата, где некогда в придворной мастерской трудились известные мастера, в том числе и знаменитый Бехзад. В 1522 специальным указом шаха Бехзад был назначен китабдаром, руководителем придворной китабхане. Появление гератских мастеров в Тебризе оказало огромное воздействие на местных художников. Им начали подражать, копировать их произведения.

Деятельность Бехзада, воспитание им целой плеяды местных художников, слияние местных традиций с достижениями гератцев привело к возникновению новой самобытной живописной школы. Постепенно под действием гератских мастеров вводятся детали пейзажа, характерные для бехзадовского круга: кусты с развесистыми листьями или высохшими стеблями, узловатые пни, из- под которых выбиваются ростки зелени, весеннее дерево в цвету или раскидистый платан с желтеющими осенними листьями. Среди архитектурных деталей появляются ограда с калиткой, беседка, в которой восседает правитель, дворцовая башня, шатер, навес и т.д. Изменяются и пропорции фигур, которые становятся более естественными, хотя некоторая статичность в них сохраняется.

Следует также назвать художника Султан-Мухаммада, современника Бехзада. Он ввел в миниатюру увиденные в жизни типажи. Его персонажи представляют собой индивидуальный образ, их жесты и позы разнообразны. Так же как и Бехзад, он любил жанровые сценки, где представлены люди из разных сословий в традиционной одежде. Причем сюжетами могли быть не только охоты или праздники, но и сценки пиров и даже попоек. Кроме Султан-Мухаммада в китабхане при дворе Сефевидов работала уже целая плеяда миниатюристов: Дуст Мухаммад, Мирза-Али, Ага-Мирак и Музаффар Али.

Временный захват Азербайджана и Тебриза османскими войсками заставил шаха Тахмаспа (1524–1576) перенести свою столицу вглубь страны, в Казвин (приблизительно в 1548). Часть художников отправляется вслед за двором шаха, а часть – в Шираз или Мешхед. В 1556 Мешхедом стал управлять племянник шаха Ибрагим Мирза (1556–1576) – страстный поклонник и покровитель искусств. Он собрал вокруг себя превосходных каллиграфов и миниатюристов. В сюжетах миниатюр Мешхеда часто присутствуют суфийские мотивы. «Суфийские меджлисы», которые устраивал царевич, приглашая поэтов, надимов (собеседников), не были сугубо религиозными собраниями. Судя по тому, как они изображались на миниатюрах, это были пирушки или пикники на лоне природы. Суфийская тематика мешхедских миниатюр не исключала юмора, например, в диптихе из Субхат аль-абрар (Четки праведника) Джами, бражничающие суфии совершают омовение у маленького родника. Не менее интересны миниатюры, посвященные быту ремесленной корпорации (религиозное празднество, цеховая пирушка, обряд получения иджазы – диплома на звание мастера и т.д.). Суфийские братства на Востоке всегда были связаны с ремесленными корпорациями, поэтому мешхедские миниатюры, где суфии присутствуют как главные персонажи, дают огромный информационный материал о быте городских ремесленников. Продолжая тему городской жизни, в более позднее время художники стали рисовать многоплановые миниатюры, в которых одновременно отображены все фазы изготовления ковра, булатного клинка или рукописи.

В середине 60-х состарившийся шах Тахмасп распустил китабхане. Часть художников перебралась в Мешхед (Музаффар Али), другие вернулись в Тебриз. Но по восшествии на престол Исмаила Мирзы (1576–1577) китабхане возобновила свою деятельность. Миниатюры того времени отличаются упрощением композиции, скупостью деталей в изображении архитектуры и пейзажа, возрастает пластическая выразительность извилистых линий. Колорит становится мягче, несколько холоднее и изысканнее.

На рубеже 16 и 17 вв. в Исфахане возникла придворная школа, главой которой стал художник Риза Аббаси. Он работал с натуры, делал этюды, что было новаторством в то время. Он придавал своим работам живописность, объем, мастерски владел линией и цветом: Портрет старика (Москва, Государственный музей Востока), Юноша в красном платье (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).

В искусстве миниатюры использовались разные стили. В частности, при могольских правителях Индии Джалал ад-дине Акбаре I (1556–1605) и Нур ад-дине Джахангире (1605–1627) был популярен стиль ним-калам («полуперо»), в котором рисунок был частично окрашен. Подобная техника делала изображение туманным. Иногда бледная цветовая гамма сочетались с яркими одеждами персонажей, например, в охотничьих сюжетах. Акбар при своем дворе собрал в 1556 художников из разных областей Индии. В специальном ателье придворные художники обучались искусству миниатюры у приглашенных из Тебриза мастеров, но стиль, в котором они работали, уже можно назвать синтетическим. К 1580 иранское влияние в могольской миниатюре значительно уменьшилось. Непревзойденным шедевром школы миниатюрной живописи эпохи Бабуридов, продолжающей традиции тимуридской миниатюры, считаются иллюстрации к Бабур-намэ, сочинению Захириддина Мухаммада Бабура, хранящиеся в Британском музее.

Арабские миниатюры менее известны, и это связано с тем, что суннизм более строго придерживался запретов на изображение живых существ. Тем не менее, арабские иллюстраторы иногда преступали закон и обращались к сюжетам из жизни пророка и персонажей раннего ислама. Наиболее часто художники обращались к эпизоду вознесения Мухаммада на мифическом коне Бурак на седьмое небо. Естественно, лицо пророка закрыто кисвой (завеса, за которой сидели правительницы или хранились реликвии), а голова обрамлена нимбом в виде пламени. Другие миниатюры, посвященные жизни Мухаммада были выполнены в схожей манере, причем складывалось впечатление, что подобная практика была уже достаточно опробована. Тот факт, что подобных миниатюр сохранилось не очень много, вероятно, связан с тем, что остальные были уничтожены фанатиками.

Богатейшим собранием мусульманской миниатюры обладали османские султаны. Они также заказывали сюжеты (в основном, из истории ислама и жизни правителей). Изготовлялись также «Сильсиля-наме» (книги по генеалогии), в которых уже были представлены портреты османских султанов. Однако турецким художникам-миниатюристам была чужда графическая утонченность персидских мастеров. Но и здесь трудились иранские мастера – Хайдар и Вали-джан из Тебриза, которые обучали придворных художников мастерству миниатюры. Ранние турецкие миниатюры повторяют план персидских сюжетов: фигуры расположены фризообразными рядами, пространственность достигается делением на планы. Особым пристрастием к миниатюрам отличался султан Сулейман Великолепный (1520–1566), который постоянно делал заказы художникам. Среди выполненных в его время работ много портретов самого султана и его сыновей. Тогда же турецкие художники уже довольно часто обращаются к кораническим сюжетам, но выписывая фигуру пророка или членов его семьи, обязательно закрывали лица своих персонажей

Русская попа распостранненая мишень для шуток.

Tags: ИСЛАМСКАЯ ЖИВОПИСЬ

This entry was posted on Monday, January 5th, 2009 at 16:02 and is filed under Арт информация. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

artdosug.ru

Картина мира в исламе. Ислам

Картина мира в исламе

В основе представлений о сотворении мира, изложенных в Коране, лежит значительно измененный библейский рассказ. Аллах творил легко, с помощью слова-приказа, покоясь на своем троне, стоявшем на водной поверхности. В Коране несколько раз повторяется фраза, кратко выражающая суть творения: «Он сотворил небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней; потом утвердился на троне…»

Небо и земля, которые сначала были единым целым, были сотворены за два дня. Небо было создано из дыма, составлено из семи небес. На верхнем был помещен трон Аллаха, а на ближнем – солнце, луна, звезды, знаки Зодиака, светильники, направляющие путь жизни человека и управляемые Аллахом. Четыре дня творилось все, что находится на земле: от гор до созданного из воды всего живого. Земля, растения, ветры, воды, реки, по паре каждого животного – все это было создано для того, чтобы человек благоденствовал.

Сотворенный Аллахом мир был населен разумными существами – ангелами и джиннами. Ангелы (малайка) – посланники и слуги Аллаха, исполнители его воли, решений и приказов. Согласно Корану, они сотворены из огня. Ангелы живут на небесах, окружают трон и престол Аллаха, поют ему хвалу. Они «нисходят» на праведников, оберегают людей, передают пророкам слова Аллаха, следят за делами людей и записывают все, совершенное ими. Ангелы – участники всех стадий посмертного суда и наказания, хранители и стражи рая и ада.

Ангелы были созданы до человека и пытались отговорить Аллаха создавать Адама. После его сотворения Аллах заставил их пасть ниц перед человеком, что они и сделали, за исключением Иблиса, который был низвергнут за это с небес и обречен на муки ада. Однако Иблис испросил у Аллаха отсрочку наказания до дня Суда, а сам поклялся вредить Аллаху на земле и совращать людей.

Для совращения людей Иблис использует злых духов – шайтанов, которые отвлекают сынов Адама от благочестивых дел и подбивают на греховные поступки. Поэтому другое его имя как главы всех злых духов – Шайтан.

Джинны, согласно Корану, были созданы из бездымного огня, они имеют воздушные или огненные тела, способны принимать любое обличье и выполнять сложные работы. Джинны обычно враждебны людям, хотя могут быть добрыми и наделены, подобно людям, свободной волей. Джинны обитают в нечистых местах и могут пугать и смущать людей, появляясь даже в их домах. Время от времени они стремятся завладеть человеческими телами, и их приходится изгонять. В Коране рассказывается, что Мухаммед был послан Аллахом и к людям, и к джиннам. Часть джиннов, услышав чтение пророком Корана, уверовали и стали распространять ислам. Другие же продолжали творить злые дела, следуя за Иблисом и составляя вместе с шайтанами его воинство. Как и все неверующие, они обречены на муки в аду.

Первого человека – Адама – Аллах сотворил из праха и «звучащей глины» в качестве своего заместителя на земле. Вдохнув в Адама жизнь, Аллах научил его именам всех вещей и этим возвысил над ангелами. Адам жил в небесном саду-раю вместе с сотворенной для него супругой Хаввой. Адам и Хавва имели там все, что только могли пожелать, но им запрещалось есть плоды с одного из райских деревьев. Иблис сумел проникнуть в райский сад и убедить Адама и его жену, что плоды этого дерева дадут им вечную жизнь и могущество. Соблазнившись, они нарушили запрет Аллаха. Тогда они впервые ощутили свою наготу и застыдились ее, а затем в наказание были низвергнуты на землю. Однако Аллах простил первым людям содеянное и не лишил их самих и их потомков своего покровительства.

В исламе человеческие существа – высочайшие физические творения Аллаха и обладают как материальными, так и духовными свойствами. Каждое существо имеет отдельную индивидуальную душу – рух. Всем людям предопределен срок жизни, над которым они не властны. Они задуманы Богом как Его наместники (халифы) на Земле, ответственные за благосостояние окружающего мира. Люди сотворены равными, но не остаются равными в силу использования свободной воли. Они могут любить и быть добрыми или же ненавидеть и нести с собой разрушение. Добродетели человеческих существ не измеряются глубиной ума и высотой социального положения, а только лишь степенью покорности Богу и праведностью жизни.

Каждому человеку Аллах назначил двух ангелов-хранителей – Мункара и Накира, которые ведут учет хорошим и дурным поступкам и после смерти допрашивают человека в могиле о его вере. Если человек кается, то запись о дурном поступке будет стерта. Праведных мусульман ангелы оставляют в покое, а грешников и неверующих подвергают наказаниям – бьют по лицу и спине, напоминая о муках, уготованных им в аду.

Мусульманский ад, или джаханнам, – это глубокая пропасть, куда ведут семь ворот. Жертвы джаханнама будут гореть в огне: «А те, которые несчастны, – в огне, для них там – вопли и рев…», «Мы сожжем их в огне! Всякий раз, когда приготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания…», «Огонь обжигает их лица, и они в ней мрачны». Грешники там связаны цепями, а их еда – растущее из глубин джаханнама дерево заккум, плоды которого похожи на головы дьяволов, питье грешников – кипяток и гнойная вода. Еще один вид мук джаханнама – леденящий холод. Разные категории грешников помещаются в разные слои ада. Джаханнам охраняет стража из ангелов, главным из которых является ангел по имени Малик.

Коранический рай, или джаннат («сад»), – это тенистые сады с многочисленными источниками, каналами и прудами. Праведники пребывают в раю в темно-зеленых садах, где «реки из воды не портящейся, и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих…» В раю праведники наслаждаются прохладой, покоем, роскошными одеждами, приятной едой и питьем, вечно молодыми супругами из райских дев и из собственных жен, которые станут девственными и вечно молодыми. Согласно преданию возраст всех обитателей рая – 33 года.

Джаннат имеет несколько ворот и несколько уровней для разных категорий праведников. Рай охраняют ангелы, главу которых зовут Ридван. В исламе рай представляется как многоступенчатая пирамида, находящаяся над небесами, но ниже престола Аллаха. Его венчает «сидр крайнего предела», в котором находятся небесные прообразы Корана, Каабы, записи деяний всех людей, предметы, которые будут использованы в Судный день (например, весы для взвешивания грехов и заслуг).

Когда человеку приходит срок умирать, с дерева, растущего у престола Аллаха, падает листок с его именем. Это означает, что в течение сорока дней душа этого человека должна быть отделена от тела.

Ангел смерти Азраил описывается в предании как существо космических размеров, восседающее на ложе света. У него четыре лица, четыре тысячи крыльев, а все тело состоит из глаз и языков, число которых равно числу живущих на земле людей. Люди могут поначалу сопротивляться лишению их души, поэтому Азраилу часто приходится просить помощи у Аллаха. Души верующих изымаются из тел плавно и безболезненно, души неверных грубо и больно вырываются из груди. Считается, что покойник уже в могиле видит свое место в будущей жизни – в аду или в раю. Вечно в аду будут пребывать только неверующие, для мусульман же, даже самых грешных, муки ада не вечны.

Согласно мусульманским представлениям, окончательная судьба людей будет решена в день Страшного суда (Йаум ад-дин), которому будут предшествовать конец света (саа) и воскресение умерших (кийама). Последним искусителем человечества перед наступлением конца света будет Даджжал (обманщик), который появится с востока на огромном осле и будет выдавать себя за настоящего мессию – Ису или Махди. До тех пор он живет прикованный к скале на острове в Индийском океане, и плывущие мимо этого острова люди могут слышать доносящиеся оттуда звуки музыки. После появления Даджжала на земле победят силы зла, с востока придут Йаджудж и Маджудж, которые убьют множество людей, выпьют воду всех больших рек и озер, а затем станут стрелять по небесам. За Даджжалом последуют все неверующие и лицемеры (мунафикун), он сумеет подчинить себе весь мир, кроме Мекки и Медины. Его царствование будет длиться 40 дней или лет, а затем из рая спустится Иса, убьет Даджжала и установит на земле царство справедливости. После чего наступит конец света, воскресение умерших, суд Аллаха над людьми и поселение людей в аду и раю.

Ангел Асрафил затрубит в трубу, звезды упадут с неба, моря переполнятся, горы сдвинутся с места, и все люди умрут. По второму гласу трубы все, кто когда-либо жил на земле, оживут и соберутся в одном месте. Они будут долго стоять перед Аллахом, мучительно истекая потом. Затем Аллах начнет допрашивать людей об их поступках, ангелы принесут книги, в которых записаны все добрые и злые дела людей. Потом все грехи и благие дела будут взвешены на весах. Только пророки и мученики избавляются от этого испытания. Около большого водоема людей встретит пророк Мухаммед, который заступится перед Аллахом за некоторых верующих, совершивших незначительные прегрешения. Все люди должны пройти по тонкому, как волос, и острому, как меч, мосту (сират), протянутому над адом. Праведники пройдут по этому мосту, а грешники свалятся с него в ад. Таков моад (возвращение) – будущая жизнь, или жизнь после конца света.

В исламе жизнь не рассматривается как нечто случайное, но считается испытанием, приуготовляющим к жизни грядущей. Людям судьбой определены обстоятельства, таланты и так далее, и в уготованных испытаниях они должны доказать, что достойны выпавшей им участи.

Если мусульманин обязан служить Господу и исполнять Его волю, то обязанность Господа – ясно объяснить, в чем состоит эта воля, чтобы мусульманин не впал в заблуждение. Рисала и является таким каналом, связующим людей с Аллахом. Мусульмане верят, что вся Вселенная находится под управлением и наблюдением Бога, следовательно, ничто не может произойти без Его соизволения. Случайностей и непредвиденных обстоятельств попросту не существует.

Если собственную историю человек творит и наблюдает самостоятельно, то история священная остается для него закрытой, пока он не получит откровения. Исламская традиция утверждает, что Мухаммед был последним в ряду многочисленных пророков и посланников. Начинается этот ряд с первого человека Адама, еще на заре времен исповедовавшего единобожие. После Адама предание насчитывает более 100 000 пророков, хотя Коран упоминает лишь 28 из них.

Девятерых пророков в Коране называют «стойкими» – это важнейшие пророки, олицетворяющие вехи в истории мусульманства: Нух (библейский Ной), Ибрахим (библейский Авраам), Дауд (библейский Давид), Йакуб (библейский Иаков), Йусуф (библейский Иосиф), Аййуб (библейский Иов), Муса (библейский Моисей), Иса (библейский Иисус) и последний – Мухаммед.

Иисус считается мусульманами одним из величайших пророков и чудотворцем. При этом Коран всегда недвусмысленно отрицает христианское представление о нем как о Боге и Сыне Божием. Мусульмане верят в непорочное зачатие, но полагают его чудом Божиим, сотворившим дитя без отца, отнюдь не считая Бога отцом этого чудесного младенца. Повсюду в Коране встречаются изречения, напоминающие мусульманам о том, что наделение Бога друзьями или же семейством – илирк (разделение единства Бога), фундаментальное непонимание природы Бога и самый тяжкий грех. Коран указывает, что Иисус не был убит. Это означает, что Бог спас Его от распятия и вознес к Себе на небо. Его служение состояло не в приношении себя в жертву, чтобы искупить грехи людей, ибо каждый человек судим будет по своим деяниям и никто не несет на себе грехов другого, но в том, чтобы быть посланником Бога и указывать верный путь к Нему.

В мусульманском осознании Бога существует три основных понятия – Его Единственность, Его Превосходство и Его Присущность. Единство Бога, или Единственность, называется таухид. «Нет Бога, кроме Аллаха». Мусульмане полагают, что если Бог является первопричиной, Творцом и Высочайшей Силой Вселенной, то это значит, что по определению Он может быть только Единым, ибо невозможно существование двух «высочайших» или двух «первопричин».

Много раз Он был назван Рабб, или Господь; но никогда на всем протяжении двадцатитрехлетнего периода откровений Он не называл Себя Абб, то есть Отцом. Это не случайно. Слово «отец» имеет чисто человеческие родственные ассоциации, и хотя мусульмане осознают Бога как нечто, им близкое и личное, все же думают о Нем как о Творце, а не как об Отце. Для мусульманина понятие «Отец» может иметь опасные последствия, уводящие в ширк (многобожие).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Мастерство и невежество в картинах европейских художников. Исламская интерпретация

Аннотация:

Мастера европейского искусства охотно обращаются к изображению жизни других народов. Воспитанные в системе европейских ценностей, они порой неверно трактуют исламские традиции в своих картинах. Вместе с этим их картины исполнены мастерски и богаты пластическими находками.

Героями статьи являются картины таких художников как: Жан-Леон Жером, Густав Бауэрфайнд, Артур фон Феррарис, Рафаэль фон Амброс. Для объяснения того, что в их картинах является пользой, а что – заблуждением и вредом, мы применим два оценочных критерия: теорию изобразительного искусства и фикх(1).

Начнём с картин, которые считаем полезными. Это произведения Жан-Леона Жерома «Молитва в Каире», «Молитва в пустыне. Албанский воин»,

«Молодые греки в мечети», «Молящиеся», «Муэдзин в Каире», «Поминовение». В чём польза? В напоминании о намазе. Это утверждение подтверждается аятом «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (сура 51, аз-Зарийат «Рассеивающие», аят 55,). Картины были написаны во время пребывания художника в Египте. Мастерски и добросовестно автор передал свет, фактуры, костюмы, архитектуру, пластику молящихся.

Интересно, что в нескольких картинах присутствуют сидящие, взлетающие, парящие птицы. Например: «Женщины гарема кормят голубей во дворе»,

«Муэдзин в Каире», «Молитва в каирской мечети Амра ибн аль-Аса». Такие птицы характерны для композиций Жерома.

В картине «Молящиеся» стоячий персонаж произносит такбир(2)  или читает азан. Второй персонаж, вероятно, ждёт начала молитвы, третий – выполняет намаз. Интересно расположение фигур: стоящий, сидящий, молящийся.

В чём причина? В том, что намаз визуально не выразителен, в нём простые повторяющиеся позы. Намаз, совершаемый коллективно, тем более однообразен, так как все выполняют одинаковые движения. С точки зрения изобразительного искусства одинаковость губит выразительность. Необходима разность, то есть соблюдение закона разности. Для закона разности характерно взаимодействие, например: большого, малого, среднего; близкого и далёкого, светлого и темного, яркого и тусклого, тёплого и холодного, контрастных и сближенных цветов. Всё это есть цветовой или пространственной, или тональный закон разности. В данной картине присутствует пластический закон разности, которой проявляется в положении фигур: первый молится, второй сидит, третий стоит.

Ещё одна картина, в которой проявился пластический закон разности – это «Молитва в Каире».

Обратите внимание на фигуры молящихся на первом плане. Смотрим слева направо: читает дуа(3), совершает суджуд(4)  персонаж в оранжевом одеянии, за ним человек, произносящий такбир, сидящий, две стоячие фигуры, и в самом конце – движущийся в земной поклон. Последняя фигура самая интересная. Мастеру была необходима разная пластика. Чтобы не повторять стоящих, сидящих, молящихся в земном поклоне, художник нашел выход – изобразить переход из одной позы в другую. Именно переход. Пластическая находка Жерома делает ему честь!

Кстати, такая же идея запечатлена в картине «Молодые греки в мечети»:

персонаж справа движется из одного положения в другое. Обратите внимание, что художник не изобразил лиц, что соответствует одной из версий о нормах исламского изобразительного искусства: не изображать того, посредством чего человек может жить. В данном случае не показан рот.

Не менее интересными представляются работы Густава Бауэрфайнда: «Мечеть «Купол скалы» в Иерусалиме»; «Привратник мечети»; «Вход в мечеть Омейядов в Дамаске».

Что их объединяет? Одинаковая структура композиции, а именно: края полотна записаны теневыми участками, а световая часть написана центре полотна. Таким образом, первый план в тени, второй – залит светом. Также интересна картина Рафаэля Амброса «Каирский писец», небольшого размера, 41x29.5 сантиметров, написанная маслом по дереву.

В замечательно исполненной картине Артура фон Феррариса «Слепой в мечети» нас интересует фрагмент, где рядом с молящимся в синей одежде лежит красная обувь.

Вопрос в том, почему обувь на ковре, а не в стороне, как написано в правой части? Согласно нормам Ислама, обувь, в которой не совершают молитву, должна быть в стороне. Следовательно, представленное в картине мы считаем ошибкой либо художника, либо молящегося.

Более очевидная ошибка имеется в картине Жан-Леона Жерома «Молитва в каирской мечети Амра ибн аль-Аса».

Непонимание вызывает полуобнаженный мужчина, стоящий отдельно от всех. Разрешено ли в таком виде совершать намаз – большой отдельный вопрос. Почему он стоит отдельно, в то время как положение его кистей рук такое же, как у остальных, стоящих спереди и сзади? Это даёт основания считать, что он совершает то же самое действие – такбир. Все участники коллективного намаза должны стоять вместе. Таким образом, его положение не соответствует нормам молитвы. Отсюда следуют две версии: либо художник зафиксировал факт – ошибку молящегося, либо придумал и тем самым исказил правила намаза.

Касательно группы справа, мы полагаем, что они читают дуа после фард-намаза. Вероятно, они путники, потому что одеты иначе и с оружием.

Другой существенный вопрос вызывает произведение «Невольничий рынок». Мужчины в восточных одеяниях «изучают» обнажённую невольницу. Если мужчины – мусульмане, то что даёт им право смотреть на обнажённую женщину? Более того, в изображённом моменте они «изучают» её зубы, но не тело! Почему именно так написал художник, видел ли он подобное в действительности или это плод его фантазии?

Следующее произведение – «Бассейн в гареме». С точки зрения теории изобразительного искусства оно прекрасно исполнено, но с точки зрения фикха – оно несёт вред. Вред заключается в развращении общества посредством изображения обнажённых женщин. Вероятнее всего, картина является плодом фантазии автора, ибо никакой соблюдающий мусульманин не позволит постороннему мужчине смотреть на его обнажённых жён. Кстати, слово «гарем» происходит от арабского слова «харам», что значит «запретное». Этим словом обозначали запретную часть дома, предназначенную для женщин. Вспоминается отрывок из произведения А.С. Пушкина «Путешествие в Арзрум», где автор поведал о своём несбывшемся желании увидеть женщин в гареме. Сокрытие женщин от взглядов посторонних мужчин восходит к традиции мусульман-современников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Известно, что его жены, они же матери правоверных, находясь дома, разговаривали с посторонними мужчинами через преграду.Определение «плод фантазии автора» звучит уместно при том, что Жан-Леон Жером являлся представителем своей культуры, где считалось нормой мастерски написать обнажённую натуру. Однако, что норма для одних, для немусульман, то недопустимо для других – мусульман. Такой аргумент – родная культура художника – объясняет присутствие сомнительных персонажей в вышеописанных картинах: «Молитва в каирской мечети Амра ибн аль-Аса», «Невольничий рынок», «Бассейн в гареме».

Предположительное объяснение причин ошибок художника. Художники были воспитаны в системе иных ценностей, и, увидев исламскую культуру, показали её согласно своим профессиональным и нравственным убеждениям. К сожалению, в этом проявилось их заблуждение.

Вы увидите достаточно примеров обнажённой натуры. Существенно предположение – каждый видит то, к чему привык. Для европейца обнажённая женщина – норма. Но зачем с точки зрения своих норм «рассказывать» о другой культуре?

Жан-Леон Жером – мастер, плод своей культуры, в которой важное место занимала обнажённая натура. Мастера его поколения, а также предшествующие и последующие уделяли большое внимание передаче красоты человеческого тела. Мы подчёркиваем, что применять данную культурную традицию для изображения исламской повседневности является заблуждением, искажением реальности.

Леон Бедоев

 

(1) Фикх (فِقْهٌ‎‎ араб. — знание) — мусульманское правоведение, регламентирующее социальные нормы и правила поведения мусульман.

(2) Слова «Аллаху Акбар» (Единый Бог Велик), произносимые, в частности, в начале молитвы (намаза).

(3) Обращение к Аллаху с мольбой.

(4) Земной поклон, совершаемый во время намаза.

www.islam.ru

Исламская картина мира

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет

Имени М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

Факультет «Менеджмент и маркетинг»

Кафедра «Финансы и кредит»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология»

на тему: «Исламская картина мира»

Выполнил:

студент группы Б02-521-7з В.Р. Шамаева

Проверил: Компаниец Э.Н.

Должность: доцент кафедры социология, психология и культурология.

Ижевск - 2015

Введение

Ислам - мусульманство, одна из трёх мировых религий на ряду с буддизмом и христианством. Её последователи - мусульмане. Возник в Аравии в 7 веке. Основатель ислама - Мухаммед.

Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма <#"center">ислам культура традиции

Ислам, как и все прочие мировые религии, утверждает, что смерть не является концом бытия человека. Ислам, в отличие от христианства, полагает наличие жизни непосредственно после смерти.

Загробный мир, по вероучению ислама, имеет два отделения: рай (по-арабски: джанна) и ад (по-арабски: джаханнам). В рай направляются праведники, в ад - грешники. Деление людей на праведников и грешников в исламе осуществляется по иному критерию, чем в христианстве. Если в христианстве все люди грешники (за исключением Марии, матери Христа), а праведники это только особая часть грешников, то в исламе праведники и грешники - это две противоположные группы людей. У праведников в жизни преобладают добрые, у грешников - плохие, недобрые поступки. Если у античных христиан пребывание и в раю, и в аду, для попавших туда считалось вечным (и таковым считается и сейчас у многих христианских конфессий), то у мусульман считается, что в раю все пребывают вечно, а в обитатели ада делятся на постоянных и временных жильцов. Временными жильцами ада являются грешники-мусульмане: какие бы грехи они ни совершили, рано или поздно Аллах переводит мусульман из ада в рай.

Пребывание в загробном мире, мусульманские богословы, как и христианские, делят на два этапа: до Судного дня (существование душ без тел) и после Судного дня (когда в раю и аду души будут пребывать вместе с телами). В Судный день по звуку трубы ангела Исрафила сначала все живые умрут, а затем всё мёртвые (в том числе и те, которые только что умерли) воскреснут. Все люди один за другим пройдут по мосту Сират, протянутому над адом в рай, тонкому как волос и острому как лезвие меча. Праведники успешно пройдут по мосту в рай, а грешники же свалятся в адскую бездну.

Каждый мусульманин обязан вести образ жизни, который требует шариат. Шариат (от арабского шариа - правильный путь) - это свод правил поведения, одобренных мусульманскими авторитетами. Шариат может существовать и в письменной форме (как книги, написанные авторитетами), и в устной форме (как проповеди, произнесённые авторитетами). Шариат - это правила поведения и юридические, и моральные, и бытовые. Это указания, что нужно делать обязательно, что можно делать или не делать и чего нельзя делать ни в коем случае. Именно через шариат находит своё выражение нравственное учение ислама. Шариат опирается на Коран и Сунну. Но Коран и Сунну надо толковать, а толкования могут быть разные. У всех мусульман-суннитов во все времена были один Коран и одна Сунна, но шариатов было много. Конечно, во всех шариатах есть нечто общее, но есть и отличия. В одно и то же время в разных странах в чём-то шариаты провозглашали разные правила поведения. В одной и той же стране в новое время через шариат тоже могут провозглашаться нормы, в чём-то отличающиеся от норм прежнего времени. Так, например, в Афганистане шариат 80-х гг. нашего века разрешал женщинам не закрывать лица чадрой, а мужчинам - не отращивать бороды. В 90-гг. нашего века шариат этой же страны категорически запретил женщинам появляться в общественных местах с открытыми лицами, а мужчинам не иметь бороды. Наличие различий в шариатах разных стран нередко приводит к спорам между мусульманами по вопросу о том, кто из них исповедует истинный ислам.

. Разграничение естественного и сверхъестественного

В исламе признаётся существование шести групп сверхъестественных существ. Это: Бог, ангелы, злые джинны, добрые джинны, гурии, Бурак. Бога зовут Аллах. В переводе с арабского языка на русский Аллах и означает Бог. Но в настоящее время это слово воспринимается верующими как имя собственное. Бог один, и, по мусульманскому вероучению в отличие от христианского, Он существует в единственном лице. Аллах сотворил землю, все живые существа, семь небес, рай (на седьмом небе) и ад (ниже первого неба). Выше седьмого неба размещается трон Аллаха. Аллах - Господь мира, т.е. он непосредственно управляет всеми событиями во Вселенной. Аллах имеет 99 прекрасных эпитетов: Единый, Вечный, Всевышний, Великий, Славный, Всемогущий, Всевидящий, Всезнающий, Милостивый, Милосердный, Карающий, Владыка Судного дня и др.

Слово джинны переводится как духи. Джинны - это особого рода живые существа, созданные Аллахом из огня, они делятся на злых и добрых. Функции каждой из этих двух групп джиннов соответствует их эпитетам: злые джинны противятся воле Бога и творят зло, добрые являются помощниками Бога и творят добро. После сотворения их Аллахом все джинны творили только зло. Но всё изменилось после проповеди Мухаммада, обращенной не только к людям, но и к джиннам. Часть джиннов перевоспиталась, стали вести себя, как ангелы, и главное: стали помогать Мухаммаду и его последователям распространять ислам. Добрых джиннов называют ещё джиннами-мусульманами. Все злые джинны стремятся причинить вред людям. Но среди этих джиннов выделяются особенно зловредные, их называют шайтанами (от еврейского сатан - противник). У джиннов есть плоть: в своем обычном виде они уродливы, с копытами на ногах, но могут принимать и человеческий облик. Они делятся на старших и младших.

Существует еще одно сверхъестестественное существо. Его называют словом Бурак. Это и название вида этого существа, и его имя собственное одновременно. Бурак переводится с арабского как Молния или Молниеносный . Бурак выглядит следующим образом: тело, как у самого прекрасного коня, голова, как у человека, и крылья, как у орла. Его имя подчеркивает ту скорость, с которой он летит по небу. Учение о Бураке сливается в исламе с той частью учения о пророках, где речь идет о Мухаммаде. В вероучении ислама есть рассказ о том, как однажды ночью к Мухаммаду в Мекке явился ангел Джабраил вместе с Бураком. Бурак в мгновение ока перенес пророка из Мекки в Иерусалим, а затем по лестнице, спустившейся с неба, Мухаммад поднялся наверх для беседы с Аллахом.

. Отношение к природе

Заботливое отношение к природной среде является частью мусульманской культуры. Мусульманин учится любить и беречь природу с того момента, как постигает смысл свидетельства веры. Будучи ещё ребёнком и изучая правила совершения намаза и очищения, он узнаёт, что нужно бережливо относиться к воде и нельзя осквернять источники и водоёмы. Чрезмерное потребление воды порицается даже при ритуальном омовении, предшествующем намазу. Коран гласит: «Воистину, расточители - братья шайтанов, а ведь шайтан неблагодарен своему Господу».

Отношение к природе в Исламе трепетно, а ее значение для человека бесценно. Пророк Мухаммед говорил, что если праведный мусульманин посадит саженец и вырастит дерево, от которого будет питаться человек или животное, ему зачтется это, как милостыня и ждет его довольство Всевышнего.

Милосердие и сострадание Ислама - религии мира и терпимости простираются не только на человечество, но и на все живые существа на планете. Коран призывает верующих мусульман <http://islam-today.ru/great-people-of-islam/>, вне зависимости от их образования и социального статуса, проявлять заботу и доброту к братьям нашим меньшим, обеспечивать их надлежащим продовольствием и крышей над головой, а также ухаживать за больными и старыми животными.

Ислам учит, что обращаться с животными плохо - означает не подчиняться воле Аллаха. Известно много историй о том, как пророк Мухаммед заботливо относился к животным. Мухаммед выступал против спортивной охоты, жестокого отношения к животным. Ислам учит, что добро, сделанное животному так же хорошо, как добро, сделанное человеку.

Животные не должно быть биты или замучены. Однажды Пророк увидел животное с клеймом на морде, тогда он произнес: «Разве это не достигло Вас, что я проклял того, кто клеймит морду животного или бьёт его по морде?» Заставлять животных драться друг с другом, натравливать их друг на друга ради собственных забав также строго запрещается и наказывается Великим Создателем. Отделять детёнышей от родителей также не допускается.

Эти правила, которые были установлены по отношению к животным в Исламе еще полторы тысячи лет назад, и по сей день указывают на то, что ни одни существа, имеющие душу, не должны быть оскорблены.

Коран учит, что охрана природы должна осуществляться альтруистически, а не только для того, чтобы люди могли максимально пользоваться ее ресурсами. Даже накануне Судного дня люди должны вести себя достойно, ибо Мухаммед сказал: "Если придет Судный день и у тебя на ладони будет росток пальмы, ты должен посадить его. Даже если будет потеряна всякая надежда, посадка должна продолжаться, так как посадка пальмы - это хорошее дело само по себе". Посадка пальмового ростка продолжает процесс развития и способствует продолжению жизни, даже если не предвидится никакой от нее выгоды. Мухаммед заявлял, что посадка деревьев может служить заменой милостыне.

Мусульмане имеют свои священные объекты в природе, чем поддерживают заповедное дело. Это могут быть святые источники, священные горы.

. Установка на новое или на традиции

Сегодня можно часто встретить религиозных мусульман, которые считают, что все народные обычаи и традиции противоречат Исламу, и им ни в коем случае нельзя следовать. С другой стороны, можно также встретить и тех мусульман, которые совершают запретные Исламом деяния, апеллируя традициями и обычаями своих отцов. Однако в действительности, оба этих подхода являются крайностями, т.к. Ислам занимает золотую середину в этом вопросе, как и во всех других вопросах.

Ислам никак не запрещает людям все их традиции и обычаи в абсолютном плане. Напротив, в соответствии с учением Ислама, все традиции и обычаи людей в своей основе являются дозволенными. Традиции и обычаи становятся запретными только тогда, когда они противоречат указаниям в Коране и Сунне.

Ислам приказывает часто опираться и поступать в соответствии с обычаями и традициями общества. Иными словами, традиции и обычаи общества могут иметь юридическую силу в шариате. Изучая труды исламских правоведов и хадисоведов, иногда можно удивиться, какое большое значение исламские богословы придавали обычаям и традициям людей.

Источники информации

. http://schools.keldysh.ru/school1413/religija/islam.htm

2. <http://to-name.ru/historical-events/islam/islam.htm>

. <http://sunnapress.com/analitika-i-islam/8281-vazhnaya-rol-traditsij-i-obychaev-v-islame.html>

. <http://islam-today.ru/islam-world-creation/>

yamiki.ru

Исламская картина мира

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет

Имени М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

Факультет «Менеджмент и маркетинг»

Кафедра «Финансы и кредит»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология»

на тему: «Исламская картина мира»

Выполнил:

студент группы Б02-521-7з В.Р. Шамаева

Проверил: Компаниец Э.Н.

Должность: доцент кафедры социология, психология и культурология

Ижевск - 2015

Содержание

Введение

. Отношение мира земного с миром потусторонним в исламской картине мира

. Разграничение естественного и сверхъестественного в исламской картине мира

. Отношение к природе в исламской картине мира

. Установка на новое или на традиции в исламской картине мира

Введение

Ислам - мусульманство, одна из трёх мировых религий на ряду с буддизмом и христианством. Её последователи - мусульмане. Возник в Аравии в 7 веке. Основатель ислама - Мухаммед.

Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма <#"justify">Заботливое отношение к природной среде является частью мусульманской культуры. Мусульманин учится любить и беречь природу с того момента, как постигает смысл свидетельства веры. Будучи ещё ребёнком и изучая правила совершения намаза и очищения, он узнаёт, что нужно бережливо относиться к воде и нельзя осквернять источники и водоёмы. Чрезмерное потребление воды порицается даже при ритуальном омовении, предшествующем намазу. Коран гласит: «Воистину, расточители - братья шайтанов, а ведь шайтан неблагодарен своему Господу».

Отношение к природе в Исламе трепетно, а ее значение для человека бесценно. Пророк Мухаммед говорил, что если праведный мусульманин посадит саженец и вырастит дерево, от которого будет питаться человек или животное, ему зачтется это, как милостыня и ждет его довольство Всевышнего.

Милосердие и сострадание Ислама - религии мира и терпимости простираются не только на человечество, но и на все живые существа на планете. Коран призывает верующих мусульман <http://islam-today.ru/great-people-of-islam/>, вне зависимости от их образования и социального статуса, проявлять заботу и доброту к братьям нашим меньшим, обеспечивать их надлежащим продовольствием и крышей над головой, а также ухаживать за больными и старыми животными.

Ислам учит, что обращаться с животными плохо - означает не подчиняться воле Аллаха. Известно много историй о том, как пророк Мухаммед заботливо относился к животным. Мухаммед выступал против спортивной охоты, жестокого отношения к животным. Ислам учит, что добро, сделанное животному так же хорошо, как добро, сделанное человеку.

Животные не должно быть биты или замучены. Однажды Пророк увидел животное с клеймом на морде, тогда он произнес: «Разве это не достигло Вас, что я проклял того, кто клеймит морду животного или бьёт его по морде?» Заставлять животных драться друг с другом, натравливать их друг на друга ради собственных забав также строго запрещается и наказывается Великим Создателем. Отделять детёнышей от родителей также не допускается.

Эти правила, которые были установлены по отношению к животным в Исламе еще полторы тысячи лет назад, и по сей день указывают на то, что ни одни существа, имеющие душу, не должны быть оскорблены.

Коран учит, что охрана природы должна осуществляться альтруистически, а не только для того, чтобы люди могли максимально пользоваться ее ресурсами. Даже накануне Судного дня люди должны вести себя достойно, ибо Мухаммед сказал: "Если придет Судный день и у тебя на ладони будет росток пальмы, ты должен посадить его. Даже если будет потеряна всякая надежда, посадка должна продолжаться, так как посадка пальмы - это хорошее дело само по себе". Посадка пальмового ростка продолжает процесс развития и способствует продолжению жизни, даже если не предвидится никакой от нее выгоды. Мухаммед заявлял, что посадка деревьев может служить заменой милостыне.

Мусульмане имеют свои священные объекты в природе, чем поддерживают заповедное дело. Это могут быть святые источники, священные горы.

4. Установка на новое или на традиции

исламский картина мир мусульманский

Сегодня можно часто встретить религиозных мусульман, которые считают, что все народные обычаи и традиции противоречат Исламу, и им ни в коем случае нельзя следовать. С другой стороны, можно также встретить и тех мусульман, которые совершают запретные Исламом деяния, апеллируя традициями и обычаями своих отцов. Однако в действительности, оба этих подхода являются крайностями, т.к. Ислам занимает золотую середину в этом вопросе, как и во всех других вопросах.

Ислам никак не запрещает людям все их традиции и обычаи в абсолютном плане. Напротив, в соответствии с учением Ислама, все традиции и обычаи людей в своей основе являются дозволенными. Традиции и обычаи становятся запретными только тогда, когда они противоречат указаниям в Коране и Сунне.

Ислам приказывает часто опираться и поступать в соответствии с обычаями и традициями общества. Иными словами, традиции и обычаи общества могут иметь юридическую силу в шариате. Изучая труды исламских правоведов и хадисоведов, иногда можно удивиться, какое большое значение исламские богословы придавали обычаям и традициям людей.

Источники информации:

1. http://schools.keldysh.ru/school1413/religija/islam.htm

. http://to-name.ru/historical-events/islam/islam.htm

. http://sunnapress.com/analitika-i-islam/8281-vazhnaya-rol-traditsij-i-obychaev-v-islame.html

. http://islam-today.ru/islam-world-creation/

yamiki.ru