5 шедевров живописи, на которых изображено гораздо больше, чем видят зрители. Изображена картина


5 всем известных картин, на которых изображено гораздо больше, чем видят зрители. »

Когда обычный человек рассматривает полотна знаменитых живописцев, его неискушенный взор не может уловить тайные символы, которые авторы заботливо прятали от посторонних глаз. Тут художник скрыл силуэт человека среди деревьев, там — изобразил тушку кита бушующими волнами океана.

Современные технологии дают возможность исследователям глубже познать истинные задумки творцов. В сегодняшнем обзоре мы познакомим тебя с 5 известными картинами, которые магическим образом прячут посыл своих создателей. Ты смотришь, но не видишь. Мы откроем тебе глаза.

«Черный квадрат» К. Малевич

Совсем недавно, к 100-летию создания известнейшего полотна Казимира Малевича «Черный квадрат», ученые решили всерьез заняться данной картиной и разгадать ее тайну. В результате хитрых манипуляций загадка черного квадрата была разгадана.

5 всем известных картин, на которых изображено гораздо больше, чем видят зрители.

Исследователи просветили холст рентгеновскими лучами и обнаружили 2 скрытых изображения: кубофутуристичекую и суперматическую композиции. Вдобавок удалось прочесть надпись на картине. По мнению ученых, на ней написано: «Битва негров ночью».

Предполагается, что это своеобразный ответ скандальному художнику того времени Альфонсу Алле, который изобразил черный прямоугольник и подписал его «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».

5 всем известных картин, на которых изображено гораздо больше, чем видят зрители.

«Лоскут травы», Ван Гог

Для тех, кто разбирается в искусстве, не секрет, что Винсент Ван Гог писал картины одна поверх другой. Художник жил в такой нищете, что ему недоставало денег на новые холсты. Однако, как же интересно, что же скрывается за последними слоями краски.

5 всем известных картин, на которых изображено гораздо больше, чем видят зрители.

После того, как картину «Лоскут травы» просветили УФ-лучами, то обнаружили портрет крестьянки, выполненный в темных тонах.

5 всем известных картин, на которых изображено гораздо больше, чем видят зрители.

«Дама с единорогом», Рафаэль

Весьма интересно выглядит история картины Рафаэля «Дама с единорогом». Изначально художник изобразил даму с собачкой на руках. После его смерти собачонку превратили в единорога, а картину стали именовать «Святая Елена Александрийская».

5 всем известных картин, на которых изображено гораздо больше, чем видят зрители.

Специалисты-реставраторы приложили немало усилий, чтобы вернуть полотну первозданный вид. Был снят последний слой краски, но собачку решили не трогать, чтобы не испортить изображение.

5 всем известных картин, на которых изображено гораздо больше, чем видят зрители.

«Портрет дона Рамона Сатуэ», Франсиско Гойя

В 1823 году Франсиско Гойя написал портрет своего друга судьи Рамона Сатуэ. Однако сканирование полотна показало, что под портретом Рамона находится другое изображение, которое художник заботливо закрасил.

5 всем известных картин, на которых изображено гораздо больше, чем видят зрители.

По мундиру человека, который был изначально изображен на картине, можно догадаться, что это брат Наполеона Бонапарта, Жозеф Бонапарт. Император Франции назначил его королем Испании. Такой вывод можно сделать благодаря работе историков, которые сообщили, что такие мундиры были только у короля и его генералов.

После того, как власть Наполеона пала, художник закрасил незаконченное изображение опального короля от греха подальше и поверх него написал портрет своего друга.

5 всем известных картин, на которых изображено гораздо больше, чем видят зрители.

«Вид песков Схевенингена», Хендрик ван Антониссен

На первый взгляд голландский художник Хендрик ван Антониссен на своей картине изобразил людей, которые без видимой причины столпились на берегу океана. Маринист написал картину в 1641 году, но к нам она дошла не в первоначальном виде.

5 всем известных картин, на которых изображено гораздо больше, чем видят зрители.

Как оказалось, реставраторы закрасили на картине огромного кита. Сделали это примерно в XVIII — XIX веках, когда картина хранилась у священника Эдварда Керрича.

Возможно реставраторы того времени повредили изображение кита и решили закрасить его. Быть может владельцу не понравилась, туша мертвого млекопитающего. Остается только догадываться.

5 всем известных картин, на которых изображено гораздо больше, чем видят зрители.

Старинные картины и другие произведения искусства хранят в себе множество секретов, которые нам еще предстоит раскрыть. Благодаря современным технологиям ученым постепенно удается разобраться, что же на самом деле задумали авторы произведений.

Ведь, если даже удалось обмануть человеческий глаз, то технику не обманешь. Иллюзия рассеивается и тайное становится явным.

Источник

jensov.com

5 шедевров живописи, на которых изображено гораздо больше, чем видят зрители

Дама с единорогом. Рафаэль, 1506 год.

Дама с единорогом. Рафаэль, 1506 год.

Рассматривая шедевры мировой живописи, мало кто задумывается, что за идиллическим пейзажем может скрываться портрет человека, а за нарисованным волнами – огромный кит. Современные технологии и методы исследования позволяют узнать, что же художники изображали первоначально. В этом обзоре представлены известные картины, которые скрывают в себе гораздо больше, чем видят зрители.

«Черный квадрат» К. Малевич

Черный квадрат. К. Малевич, 1915 год. | Фото: s.ekabu.ru.

Черный квадрат. К. Малевич, 1915 год. | Фото: s.ekabu.ru.

Пару лет назад было совершено сенсационное открытие. К 100-летию создания знаменитого «Черного квадрата» Казимира Малевича над картиной провели ряд манипуляций, среди которых было использование рентгеновских лучей. Результат просвечивания полотна УФ-лучами очень удивил исследователей. Оказывается, за черным квадратом скрывалось два цветных изображения. Одно из них – это кубофутуристичекая композиция, а другое – суперматическая.

Изображения, скрытые под черным квадратом. | Фото: artchive.ru.

Изображения, скрытые под черным квадратом. | Фото: artchive.ru.

К тому же ученые сумели практически расшифровать надпись на картине. По их мнению, на полотне написано: «Битва негров ночью». Можно предположить, что такое название стало своеобразным ответом на монохромную картину скандального художника того времени Альфонса Алле. Тот изобразил черный прямоугольник и подписал его «Битва негров в темной пещере глубокой ночью». Что касается Малевича, то он, скорее всего, не сразу для себя решил, что же получится в конечном итоге.

«Лоскут травы» Ван Гог

Лоскут травы. В. Ван Гог, 1887 год. | Фото: russian.rt.com.

Лоскут травы. В. Ван Гог, 1887 год. | Фото: russian.rt.com.

Не секрет, что Винсент Ван Гог писал картины одну поверх другой. Художник жил в большой нужде, поэтому у него просто не было средств, чтобы купить холсты. И все-таки, каждый раз интересно узнавать, что же изначально было изображено на картине.

Так, когда картину «Лоскут травы», написанную в 1887 году, просветили УФ-лучами, под верхним слоем краски обнаружили портрет крестьянки, написанный в темных тонах.

«Дама с единорогом» Рафаэль

Дама с единорогом. Рафаэль, 1506 год.

Дама с единорогом. Рафаэль, 1506 год.

Не менее интересна история картины Рафаэля «Дама с единорогом». Художник написал ее в 1506 году. Изначально это был портрет девушки, держащей на руках маленькую собачку. Уже после смерти художника собачку «превратили» в единорога. Более того, картину стали именовать «Святая Екатерина Александрийская». Плечи девушки «накрыли» плащом и дорисовали атрибуты мученицы.

Любопытно, что специалисты-реставраторы удалили дорисованный слой и вернули портрету первоначальный облик. Собачку решили не трогать, т. к. ее восстановление могло бы нанести непоправимый урон картине.

«Портрет дона Рамона Сатуэ» Франсиско Гойя

Портрет дона Рамона Сатуэ. Франсиско Гойя, 1823 год. | Фото: daily.afisha.ru.

Портрет дона Рамона Сатуэ. Франсиско Гойя, 1823 год. | Фото: daily.afisha.ru.

В 1823 году Франсиско Гойя написал портрет своего друга судьи Рамона Сатуэ. После соответствующего рентгенографического анализа и сканирования ученые выяснили, что под портретом скрыто изображение еще одного мужчины в военном мундире. Черты лица не прорисованы, поэтому нельзя с уверенностью сказать, кто на картине.

Если обратить внимание на мундир, то можно предположить, что первоначально художник задумывал писать портрет Жозефа Бонапарта, брата Наполеона Бонапарта, которого тот назначил королем Испании. Тогда подобный парадный мундир могли надевать только король и его генералы.

После того, как власть Жозефа Бонапарта была свергнута, Франсиско Гойя побоялся заканчивать портрет опального короля. Поэтому он закрасил картину и написал поверх нее портрет своего дона Рамона Сатуэ.

«Вид песков Схевенингена», Хендрик ван Антониссен

Вид песков Схевенингена. Хендрик ван Антониссен, 1641 год. | Фото: artchive.ru.

Вид песков Схевенингена. Хендрик ван Антониссен, 1641 год. | Фото: artchive.ru.

На картине голландского художника Хендрика ван Антониссена «Вид песков Схевенингена» изображена толпа людей, без каких-то видимых причин собравшаяся на берегу океана. Маринист написал ее еще в 1641 году. Во время реставрационных работ на полотне, которое хранится в Музее Фицуильяма (Fitzwilliam Museum), заметили необычное пятно. Оказалось, что это огромный закрашенный кит.

Если обратится к истории периода создания картины, то тогда к берегам Схевенингена часто выбрасывались киты. Теперь становится ясно, почему толпа людей в холодный зимний день собралась на берегу.

«Вид песков Схевенингена» до и после реставрации. | Фото: zvez-dec.ru.

«Вид песков Схевенингена» до и после реставрации. | Фото: zvez-dec.ru.

Исследования полотна показали, что закрасили кита примерно в XVIII-XIX вв. Известно, что в 1873 году картина Ван Антониссена была передана музею от священника Эдварда Керрича. Тогда кита на картине уже не было. Возможно, кто-то неумело отреставрировал полотно, и пришлось закрасить кита. Быть может, вид мертвого млекопитающего не понравился владельцу полотна.

art.mirtesen.ru

Как художники привлекают внимание зрителей? | Культура

Чем лучше художник, тем лучше происходит эта своеобразная передача этой своеобразной информации. Давайте попробуем разобраться в некоторых ее особенностях.

Мы пока что забудем о современной живописи, нефигуративной и абстрактной. Начнем с того, с чего начинают все. А именно с картин, содержание которых легко пересказать без излишнего умствования, по очень простой схеме. Кто изображен на картине? Что он делает? Что это значит?

Ответ на третий вопрос, то есть толкование картины, — полностью прерогатива зрителя. Зато в ответе на первый и на второй вопрос абсолютным хозяином положения является художник. Рисовать — его дело.

И все-таки роль зрителя, как адресата художественного послания, на этих этапах тоже важна. Художник, создавая картину, включается в обязательный диалог с ее будущим зрителем. И диалог этот представляет собой ряд намеков, понятных и художнику, и зрителю. Намеков, понятных иногда на уровне сознания, а иногда — на уровне бессознательном, осознать которые все же возможно. Ж. Э. Лиотар, «Шоколадница», ок. 1743-1745 гг. Ж. Э. Лиотар, «Шоколадница», ок. 1743-1745 гг.Фото: ru.wikipedia.org

Давайте, к примеру, разберемся с тем, как художник передает зрителю ответ на самый первый из перечисленных вопросов: кто герой написанной им картины?К. П. Брюллов, «Всадница», 1832 г.К. П. Брюллов, «Всадница», 1832 г.Фото: ru.wikipedia.org

Иногда это делается с помощью названия картины. Пожалуй, это единственный момент, когда художнику разрешается действовать нехудожественными методами. «Всадница»? Героиня картины — красивая женщина на красивой лошади. Героиня «Шоколадницы» — не менее красивая служанка. «Богатыри» — значит, героями картины являются три былинных воина. «Последний день Помпеи»? Следует подумать…Ф. Решетников, «Опять двойка», 1952 г.Ф. Решетников, «Опять двойка», 1952 г. Фото: ru.wikipedia.org

Иногда художник хитрит, дает картине название, которое заставляет зрителя включиться в игру, по угадыванию героя картины. «Прибыл на каникулы»? Конечно, герой картины — румяный от мороза суворовец с чемоданчиком. Только про него и можно сказать: «Прибыл». «Опять двойка»? Здесь герой — неудачливый школьник. «Гэсэр-хан»? Героем этой красочной картины является какой-то неведомый хан Гэсэр. Кто он такой, попытаемся узнать в энциклопедии. Н. Рерих, «Гэсэр хан», 1941 г.Н. Рерих, «Гэсэр хан», 1941 г.Фото: Источник

Вот видите, вы уже включились в игру! Точно так же не мешает выяснить, если не в курсе, что означает красивое слово «Помпея» и что же там произошло в последний день.

Игра художника с названием может быть и еще более хитрой. Герой картины «Сватовство майора» — все же не майор, который сватается, а невеста, которую сватают. А картина «Утро нашей Родины» — совсем не пейзаж, а вполне себе верноподданный портрет. Но в этом случае художник сообщает нам о том, кто герой картины, уже другими, художественными, средствами.

Какие это средства? В первую очередь, эти средства композиционные. Художник размещает героя картины в таком месте, чтобы на него упал первый взгляд зрителя. Этим местом по умолчанию является центр картины. Взгляд зрителя направляется сюда автоматически. Поэтому фигуру главного героя художник стремится расположить в центре картины. П. А. Федотов, «Сватовство майора», 1848 г.П. А. Федотов, «Сватовство майора», 1848 г. Фото: ru.wikipedia.org

Как зритель понимает, что главный герой в вышеназванной картине П. А. Федотова — не майор? Да потому, что майор этот размещен на периферии картины. Его фигуру не сразу и разглядишь. А в центре — невеста. Значит, героиня картины — все же она.

Бывает так, что поместить героя в центре картины художнику не удается. Тогда он прибегает к художественным приемам, выделяя его фигуру тем или иным способом. Например, тщательно прорисовывая на общем неясном фоне. А иногда и не прорисовывая. Попробуйте отыскать героя на картине М. Врубеля «Демон поверженный»!М. Врубель, «Демон поверженный», 1901—1902 гг.М. Врубель, «Демон поверженный», 1901—1902 гг.Фото: ru.wikipedia.org

Но М. Врубель — это, скорее, пограничный случай. А вот «Ночной дозор» Рембрандта — случай совершенно классический. На этой картине изображена стрелковая рота Гражданского ополчения (народной армии) Нидерландов. Двух командиров Рембрандт, как положено, разместил в центре впереди других солдат. Но «для верности» художник выделил их дополнительно. На общем темном фоне они как бы освещены лучом света.

Падающий сверху луч — фирменный знак Рембрандта, присутствующий на многих его картинах. Благодаря этому приему он часто выделял главных героев на своих картинах.

Но в данном случае, как говорит нам история, прием сыграл против художника. Еще одним лучом света Рембрандт почему-то выделил персонаж, казалось бы, случайный — девушку или девочку, которая стоит левее славного командира славной роты. Эта неизвестная и непонятная девушка — одна из загадок картины Рембрандта. Кто она? Зачем она здесь? Зачем на нее отвлекается наш взгляд от рассматривания солдат, ради которых, собственно говоря, и писалась картина?

Это была одна из претензий к Рембрандту со стороны заказчиков, солдат роты, групповой портрет которых должен был нарисовать художник. Почему он поместил рядом с ними какую-то девку, которая за картину не платила? Почему художник не поставил их всех в ряд, по ранжиру и чину, как было положено на групповых портретах? Пусть Рембрандт возвратит плаченные ему (и немалые!) деньги или же исправит картину. Рембрандт, «Ночной дозор», 1642 г.Рембрандт, «Ночной дозор», 1642 г. Фото: ru.wikipedia.org

Фактически с этого спора вокруг «Ночного дозора» начался несчастливый период в жизни Рембрандта. Исправить картину он не захотел, отчего прослыл обманщиком, потерял заказчиков, впал в бедность и в болезни.

Еще один способ, которым художник выделяет главного героя на картине — помещает его в центр всеобщего внимания. В той же картине «Опять двойка» на неудачливого школьника смотрят все: и мама, и сестра, и даже собака. Ясно-понятно, кто на картине главный герой.

А вот что находится в центре внимания на картине «Последний день Помпеи»? Куда направлены все взгляды множества людей, изображенных на картине? В верхнюю правую ее часть, откуда сверкает и плюется горячим пеплом вулкан Везувий. Да, именно он главный герой этой картины. Бывает и так.

Иногда случается, что название картины будто бы указывает на одного героя, а композиция — на другого. В этом случае, конечно, следует руководствоваться художественными средствами и ориентироваться на содержание картины, а не на ее название. В конце концов, названия картины мы можем не знать или знать его неправильно. Знаменитую картину И. Е. Репина часто называют «Иван Грозный убивает своего сына», между тем как сам художник назвал ее «Иван Грозный и сын его Иван».

В этом смысле показательна картина «Явление Христа народу» А. Иванова. В центре композиции находится фигура Иоанна Крестителя. Иоанн окружен народом, все взгляды направлены на него. Его лицо и фигура лучше всего освещены и лучше всего прорисованы. Наконец, он находится практически в центре картины.А. Иванов, «Явление Христа народу», 1837—1857 гг.А. Иванов, «Явление Христа народу», 1837—1857 гг.Фото: ru.wikipedia.org

Ну, а другой, тот, чье имя упоминается в названии картины? Его фигура находится в верхней, почти пустынной, части полотна. Он — далеко. Поэтому зритель даже не может разглядеть его лица. Конечно, герой картины не он. Хотя картина про него.

Случается, что художники изображают на картине нескольких героев. На уже упомянутой картине В. М. Васнецова «Богатыри» их сразу трое. С одной стороны, это опасный прием. Если картина небольшая, на ее ограниченном пространстве нескольким героям может оказаться «тесно». С другой стороны, наличие нескольких героев позволяет художнику как бы организовать между ними диалог, то есть сделать картину более драматичной, более насыщенной.В. М. Васнецов, «Богатыри», 1881—1898 гг.В. М. Васнецов, «Богатыри», 1881—1898 гг.Фото: ru.wikipedia.org

Большим любителем этого приема был знаменитый художник В. И. Суриков. Он многократно мастерски применял его на своих картинах. И добивался потрясающих результатов.

Что еще почитать по теме?

О чем рассказывает выставка «Помпеи» современникам?Какая картина Рембрандта послужила названием для нашумевшего фильма?Почему художник А. Васнецов знал старую Москву лучше, чем историки и археологи?

shkolazhizni.ru

Шедевры живописи, на которых изображено гораздо больше, чем видят зрители

Рассматривая шедевры мировой живописи, мало кто задумывается, что за идиллическим пейзажем может скрываться портрет человека, а за нарисованным волнами – огромный кит. Современные технологии и методы исследования позволяют узнать, что же художники изображали первоначально. В этом обзоре представлены известные картины, которые скрывают в себе гораздо больше, чем видят зрители.

«Черный квадрат» К. Малевич

Искусство, живопись, картины, живописцы, Малевич, рентген

Черный квадрат. К. Малевич, 1915 год.

Пару лет назад было совершено сенсационное открытие. К 100-летию создания знаменитого «Черного квадрата» Казимира Малевича над картиной провели ряд манипуляций, среди которых было использование рентгеновских лучей. Результат просвечивания полотна УФ-лучами очень удивил исследователей. Оказывается, за черным квадратом скрывалось два цветных изображения. Одно из них – это кубофутуристичекая композиция, а другое – суперматическая.

Искусство, живопись, картины, живописцы, Малевич, рентген

Изображения, скрытые под черным квадратом.

К тому же ученые сумели практически расшифровать надпись на картине. По их мнению, на полотне написано: «Битва негров ночью». Можно предположить, что такое название стало своеобразным ответом на монохромную картину скандального художника того времени Альфонса Алле. Тот изобразил черный прямоугольник и подписал его «Битва негров в темной пещере глубокой ночью». Что касается Малевича, то он, скорее всего, не сразу для себя решил, что же получится в конечном итоге.

«Лоскут травы» Ван Гог

Искусство, живопись, картины, живописцы, Ван Гог, рентген

Лоскут травы. В. Ван Гог, 1887 год.

Не секрет, что Винсент Ван Гог писал картины одну поверх другой. Художник жил в большой нужде, поэтому у него просто не было средств, чтобы купить холсты. И все-таки, каждый раз интересно узнавать, что же изначально было изображено на картине.

Так, когда картину «Лоскут травы», написанную в 1887 году, просветили УФ-лучами, под верхним слоем краски обнаружили портрет крестьянки, написанный в темных тонах.

«Дама с единорогом» Рафаэль

Искусство, живопись, картины, живописцы, Рафаэль, рентген

Дама с единорогом. Рафаэль, 1506 год.

Не менее интересна история картины Рафаэля «Дама с единорогом». Художник написал ее в 1506 году. Изначально это был портрет девушки, держащей на руках маленькую собачку. Уже после смерти художника собачку «превратили» в единорога. Более того, картину стали именовать «Святая Екатерина Александрийская». Плечи девушки «накрыли» плащом и дорисовали атрибуты мученицы.

Любопытно, что специалисты-реставраторы удалили дорисованный слой и вернули портрету первоначальный облик. Собачку решили не трогать, т. к. ее восстановление могло бы нанести непоправимый урон картине.

«Портрет дона Рамона Сатуэ» Франсиско Гойя

Искусство, живопись, картины, живописцы, Гойя, рентген

Портрет дона Рамона Сатуэ. Франсиско Гойя, 1823 год.

В 1823 году Франсиско Гойя написал портрет своего друга судьи Рамона Сатуэ. После соответствующего рентгенографического анализа и сканирования ученые выяснили, что под портретом скрыто изображение еще одного мужчины в военном мундире. Черты лица не прорисованы, поэтому нельзя с уверенностью сказать, кто на картине.

Если обратить внимание на мундир, то можно предположить, что первоначально художник задумывал писать портрет Жозефа Бонапарта, брата Наполеона Бонапарта, которого тот назначил королем Испании. Тогда подобный парадный мундир могли надевать только король и его генералы.

После того, как власть Жозефа Бонапарта была свергнута, Франсиско Гойя побоялся заканчивать портрет опального короля. Поэтому он закрасил картину и написал поверх нее портрет своего дона Рамона Сатуэ.

«Вид песков Схевенингена», Хендрик ван Антониссен

Искусство, живопись, картины, живописцы, ван Антониссен, рентген

Вид песков Схевенингена. Хендрик ван Антониссен, 1641 год.

На картине голландского художника Хендрика ван Антониссена «Вид песков Схевенингена» изображена толпа людей, без каких-то видимых причин собравшаяся на берегу океана. Маринист написал ее еще в 1641 году. Во время реставрационных работ на полотне, которое хранится в Музее Фицуильяма (Fitzwilliam Museum), заметили необычное пятно. Оказалось, что это огромный закрашенный кит.

Искусство, живопись, картины, живописцы, ван Антониссен, рентген

«Вид песков Схевенингена» до и после реставрации.

Если обратится к истории периода создания картины, то тогда к берегам Схевенингена часто выбрасывались киты. Теперь становится ясно, почему толпа людей в холодный зимний день собралась на берегу.

Исследования полотна показали, что закрасили кита примерно в XVIII-XIX вв. Известно, что в 1873 году картина Ван Антониссена была передана музею от священника Эдварда Керрича. Тогда кита на картине уже не было. Возможно, кто-то неумело отреставрировал полотно, и пришлось закрасить кита. Быть может, вид мертвого млекопитающего не понравился владельцу полотна.

Источник kulturologia.ru

good-post.ru

5 Известных картин, на которых изображено больше, чем мы видим • ВсеЗнаешь

Когда обычный человек рассматривает полотна знаменитых живописцев, его неискушенный взор не может уловить тайные символы, которые авторы заботливо спрятали от посторонних глаз. Здесь художник скрыл силуэт человека среди деревьев, там — изобразил тушку кита бушующими волнами океана.

Современные технологии дают возможность исследователям глубже познать истинную задумку творцов. В сегодняшнем обзоре мы познакомим тебя с 5 известными картинами, которые магическим образом прячут посыл своих создателей. Ты смотришь, но не видишь. Мы откроем тебе глаза.

Казимир Малевич. Черный квадрат

Совсем недавно, к 100-летию создания известнейшего полотна Казимира Малевича «Черный квадрат», ученые решили всерьез заняться данной картиной и разгадать ее тайну. В результате хитрых манипуляций загадка черного квадрата была разгадана.

Исследователи просветили холст рентгеновскими лучами и обнаружили 2 скрытых изображения: кубофутуристическую и супрематическую композиции. Вдобавок удалось прочесть надпись на картине. По мнению ученых, на ней написано: «Битва негров ночью».

Предполагается, что это своеобразный ответ скандальному художнику того времени Альфонсу Алле, который изобразил черный прямоугольник и подписал его «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».

Винсент Ван Гог. Лоскут травы

Для тех, кто разбирается в искусстве, не секрет, что Винсент Ван Гог писал картины одну поверх другой. Художник жил в такой нищете, что ему недоставало денег на новые холсты. Но как же интересно, что скрывается под верхними слоями краски!

После того как картину «Лоскут травы» просветили УФ-лучами, обнаружили портрет крестьянки, выполненный в темных тонах.

Рафаэль. Дама с единорогом

Весьма интересно выглядит история картины Рафаэля «Дама с единорогом». Изначально художник изобразил даму с собачкой на руках. После его смерти собачонку превратили в единорога, а картину стали именовать «Святая Елена Александрийская».

Специалисты-реставраторы приложили немало усилий, чтобы вернуть полотну первозданный вид. Был снят верхний слой краски, но собачку решили не трогать, чтобы не испортить изображение.

Франсиско Гойя. Портрет дона Рамона Сатуэ

В 1823 году Франсиско Гойя написал портрет своего друга судьи Рамона Сатуэ. Однако сканирование полотна показало, что под портретом Рамона находится другое изображение, которое художник заботливо закрасил.

По мундиру человека, который был изначально изображен на картине, можно догадаться, что это брат Наполеона Бонапарта, Жозеф Бонапарт. Император Франции назначил брата королем Испании. Такой вывод можно сделать благодаря работе историков, которые сообщили, что такие мундиры были только у короля и его генералов.

После того как режим Наполеона пал, художник закрасил незаконченное изображение опального короля от греха подальше и поверх него написал портрет своего друга.

Хендрик ван Антониссен. Вид песков Схевенингена

На первый взгляд, нидерландский художник Хендрик ван Антониссен на своей картине изобразил людей, которые без видимой причины столпились на берегу океана. Маринист написал картину в 1641 году, но к нам она дошла не в первоначальном виде.

Как оказалось, реставраторы закрасили на картине огромного кита. Сделали это примерно в XVIII–XIX веках, когда картина хранилась у священника Эдварда Керрича.

Возможно, реставраторы того времени повредили изображение кита и решили закрасить его. Быть может владельцу не понравилась туша мертвого млекопитающего. Остается только догадываться.

Старинные картины и другие произведения искусства хранят в себе множество секретов, которые нам еще предстоит раскрыть. Благодаря современным технологиям ученым постепенно удается разобраться, что же на самом деле хотели показать авторы произведений.

Если даже удалось обмануть человеческий глаз, то технику не обманешь. Иллюзия рассеивается, и тайное становится явным.

Поделиться с Друзьями

vseznaesh.ru

Странности картин | Наука и жизнь

Порой мы видим на картинах то, чего не может быть в действительности, каким бы правдоподобным ни казалось изображение. Это происходит, когда художники допускают ошибки, связанные с нарушением законов геометрии. В одних случаях несоответствия бросаются в глаза, в других вовсе незаметны, но вызывают у нас ощущение чего-то необычного и даже странного. Подобные неточности бывают как случайными, так и допущенными намеренно — с целью привлечь внимание или поразить воображение зрителя.

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов. Эскиз. 1481 год.

Мауриц Эшер. Бельведер. Литография. 1958 год.

Леонардо да Винчи. Благовещение. Около 1472—1475 годов.

Жос де Мэй. Натюрморт в окне. 1997 год.

Ван Дейк. Портрет знатной генуэзской дамы и её сына. 1626 год.

Джованни Беллини. Ужин в Эммаусе. 1490-е годы.

Джорджо де Кирико. Пророк. 1915 год.

Рене Магритт. Портрет Эдварда Джеймса. 1937 год.

Сальвадор Дали. Лебеди, отражённые в слонах. 1937 год.

Дирк Баутс. Христос в доме Симона. 1440 год.

Загадка Леонардо

Перед вами эскиз картины «Покло-нение волхвов» Леонардо да Винчи (1452—1519). Как признают специалисты в области живописи, знаменитый итальянский художник эпохи Возрождения превосходно владел приёмами построения линейной перспективы. В самом деле, набросок заднего плана выверен с математической точностью — взгляд скользит по прямым линиям, устремляющимся к центральной точке схода*, и фиксируется на ней. Но приглядитесь к колоннам у левого края рисунка. Ничего странного не замечаете? Колонны изображены с нарушением той самой перспективы, которая так восхищает в рисунке Леонардо. Колонна, что опирается на ступеньку, изображена сразу на двух планах: переднем (у основания) и зад-нем (на уровне капители). Да и вторая колонна стоит явно не на месте.

Истинная причина «ошибки», допущенной художником, так и останется для нас загадкой. В то время уже сложившийся мастер, Леонардо вряд ли допустил просчёт по неведению, тем более что налицо «отвлекающий манёвр» — взгляд зрителя волей-неволей сосредотачивается в центре картины.

Другое дело — работа начинающего художника, вчерашнего ученика. Взгляните на «Благовещение», самую раннюю из известных картин Леонардо да Винчи. На ней допущено несколько ошибок. Наиболее явная — рука Девы Марии не может достать книгу, лежащую на аналое: он стоит ближе к зрителю, чем к самой Деве. Как следствие — её правая рука длиннее левой, пропорции фигуры нарушены.

Нереальные объекты

Невозможную фигуру, или геометрически противоречивое изображение, подобное колоннам на эскизе Леонардо, представляет собой конструкция на знаменитой литографии «Бельведер» голландского художника-графика Маурица Эшера (1898—1972). По этой картине, написанной почти через 500 лет после «Поклонения волхвов», можно судить о направлении имп-арт (от английского impossible — невозможный и art — искусство) в так называемом оптическом искусстве — оп-арте, которое представляет её автор. Вариации на эту же тему встречаются в работах и других современных художников, создающих парадоксальные объекты, которые кажутся реальными, однако не могут существовать в действительности. Изображая различные предметы, авторы намеренно нарушают законы геометрии и добиваются тем самым неожиданных визуальных эффектов — создают поразительные оптические иллюзии. Вот лишь один пример — «Натюрморт в окне» бельгийского художника и дизайнера Жоса де Мэя (1928—2007). На картине верхняя и нижняя половины «оконной рамы», если рассматривать их по отдельности, выглядят как нормальные, но соединённые вместе образуют невозможный объект. Дело в том, что они показаны с различных точек, в разной перспективе, и это приводит к неверному расположению одной части относительно другой.

Нарушая соразмерность

А вот «Портрет знатной генуэзской дамы и её сына» кисти знаменитого фламандского портретиста Антониса ван Дейка (1599—1641). Герои картины производят совершенно разное впечатление. Из-за сильной диспропорции женщина выглядит нереально. У неё огромный для человека рост, несоразмерно маленькая голова и, судя по положению рук и ног, проблемы с телосложением. Кажется, что портрет дамы собран по частям, и они плохо подогнаны одна к другой. В фигуре мальчика ничего подобного не наблюдается, она воспринимается совершенно естественно.

Стоит или падает?

Наиболее частые ошибки в произведениях живописи — нарушение перспективы и пропорций. Но глаз замечает и другие неточности. Например, на картине «Ужин в Эммаусе», написанной предположительно итальянцем Джованни Беллини (около 1430—1516), сцена трапезы выглядит очень реалистично. Тщательно прорисованы позы, лица и одеяния людей, детали интерьера, еда и посуда. А вот ножки стола явно не на месте. Через их концы, как верхние — со стороны столешницы, так и нижние — упирающиеся в пол, можно мысленно провести прямые линии, которые окажутся параллельны одна другой. Это значит, что все ножки расположены в одной плоскости. Такой стол крайне неустойчив, он упадёт при первой же попытке поставить его на пол. Следовало бы развернуть пары ножек (достаточно одну, а лучше сразу обе — из соображений симметрии конструкции) в пространстве, скажем на 90о, чтобы они располагались в параллельных плоскостях.

Любопытно, что эта ошибка встречается и на полотнах других живописцев, например в картине «Пророк» Джорджо де Кирико (1888—1978), одного из предшественников сюрреалистов. Хотя тут всё зависит от нашей договорённости. Если сочтём, что мольберт падает, то художник не ошибся, а если решим, что мольберт твёрдо стоит на полу, то это такой же вымысел автора, как и всё изображение.

Запрещённое изображение

Пример «ошибки» иного рода, свидетельствующий об оригинальном авторском замысле, — знаменитая картина-загадка «Портрет Эдварда Джеймса» бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта (1898—1967). У полотна есть и другое название — «Воспроизведение запрещено». Герой картины — известный в своё время английский коллекционер и меценат, друг и покровитель Магритта — смотрит на себя в зеркало, но, вопреки закону отражения (симметрии относительно плоскости), вместо лица видит свой затылок. С точки зрения геометрии это невозможно, значит, такое «воспроизведение» действительно запрещено. Правда, это касается только героя портрета: и каминная полка, и лежащая на ней книга отражаются в зеркале правильно. Ошибка допущена Магриттом, конечно, намеренно. Это в его стиле — сочетать в своих работах вещи, в реальности не сочетаемые, изображать персонажей со спины, закрывать или заменять их лица различными предметами.

Два в одном

Интересна для изучения и картина-перевёртыш Сальвадора Дали (1904—1989) «Лебеди, отражённые в слонах», в которой мы также сталкиваемся с нарушениями законов симметрии. С одной стороны, лебеди на воде — самостоятельная часть картины, а с другой — они словно срослись с деревьями. Самое удивительное, что их отражение в воде — это не лебеди, а фигуры слонов, стоящих на земле. Перевернём картину «вверх ногами» и увидим лебедей, которые, отразившись «в обратную сторону», вновь превращаются в слонов. С точки зрения геометрии такое взаимно обратное превращение объектов объясняется проявлением закона зеркальной симметрии. Но присмотритесь к группе лебедей. Три птицы отражаются в воде правильно, а четвёртая, будто завалившаяся набок, нет. Не потому ли, что по замыслу автора этот лебедь отражается в другой зеркальной плоскости и она расположена под углом к первой? В реальности такое, конечно, было бы невозможно, а в воображении художника-сюрреалиста вполне.

Напоследок ещё одна картина-загадка. Перед вами полотно «Христос в доме Симона» нидерландского живописца Дирка Баутса (около 1410—1475). Она написана на библейский сюжет — помазание Христа женщиной при посещении им дома Симона**. На полотне есть несколько заметных глазу ошибок и несоответствий. Попробуйте отыскать нарушения в изображении фигур и предметов, делающие картину больше похожей на коллаж. На ней также есть деталь, лишняя с точки зрения геометрии. Какая именно?

(Ответ в следующем номере.)

Комментарии к статье

* Центральная (главная) точка схода — точка на горизонте, расположенная прямо против глаз наблюдателя, в которой сходятся все прямые линии, перпендикулярные плоскости изображения.

** В Евангелии от Луки Симон — фарисей («отлучённый» член иудейской секты), в дом которого был приглашён на трапезу Иисус Христос во время его странствий по Галилее.

www.nkj.ru

Шедевры живописи, на которых изображено намного больше

На самом деле мало кому приходят в голову мысли, при изучении шедевров мировой живописи, что за идиллическим пейзажем скрывается портрет человека, а громадный кит – за нарисованными волнами. 

Узнать, какой смысл изначально хотели передать художники, нам помогают некие методы с применением современных технологий. В этом обзоре представлены известные картины, которые скрывают в себе гораздо больше, чем видят зрители. 

#1 «Дама с единорогом» Рафаэль

Шедевры живописи, на которых изображено намного больше Дама с единорогом Рафаэль

Интересна история картины Рафаэля «Дама с единорогом». Художник написал ее в 1506 году. Изначально это был портрет девушки, держащей на руках маленькую собачку. Уже после смерти художника собачку «превратили» в единорога. Более того, картину стали именовать «Святая Екатерина Александрийская». Плечи девушки «накрыли» плащом и дорисовали атрибуты мученицы. 

Любопытно, что специалисты-реставраторы удалили дорисованный слой и вернули портрету первоначальный облик. Собачку решили не трогать, так как ее восстановление могло бы нанести непоправимый урон картине. 

#2 «Вид песков Схевенингена», Хендрик ван Антониссен

Шедевры живописи, на которых изображено намного больше Вид песков Схевенингена Хендрик ван Антониссен

На картине голландского художника Хендрика ван Антониссена «Вид песков Схевенингена» изображена толпа людей, без каких-то видимых причин собравшаяся на берегу океана. Маринист написал ее еще в 1641 году. Во время реставрационных работ на полотне, которое хранится в Музее Фицуильяма (Fitzwilliam Museum), заметили необычное пятно. Оказалось, что это огромный закрашенный кит.

Шедевры живописи, на которых изображено намного больше Вид песков Схевенингена Хендрик ван Антониссен

Если обратится к истории периода создания картины, то тогда к берегам Схевенингена часто выбрасывались киты. Теперь становится ясно, почему толпа людей в холодный зимний день собралась на берегу. 

Исследования полотна показали, что закрасили кита примерно в XVIII-XIX веках. Известно, что в 1873 году картина Ван Антониссена была передана музею от священника Эдварда Керрича. Тогда кита на картине уже не было. Возможно, кто-то неумело отреставрировал полотно, и пришлось закрасить кита. Быть может, вид мертвого млекопитающего не понравился владельцу полотна. 

#3 «Черный квадрат» К. Малевич

Шедевры живописи, на которых изображено намного больше Черный квадрат К. Малевич

Пару лет назад было совершено сенсационное открытие. К 100-летию создания знаменитого «Черного квадрата» Казимира Малевича над картиной провели ряд манипуляций, среди которых было использование рентгеновских лучей. 

Результат просвечивания полотна УФ-лучами очень удивил исследователей. Оказывается, за черным квадратом скрывалось два цветных изображения. Одно из них – это кубофутуристичекая композиция, а другое – суперматическая.

Шедевры живописи, на которых изображено намного больше Черный квадрат К. Малевич

К тому же ученые сумели практически расшифровать надпись на картине. По их мнению, на полотне написано: «Битва негров ночью». Можно предположить, что такое название стало своеобразным ответом на монохромную картину скандального художника того времени Альфонса Алле. 

Тот изобразил черный прямоугольник и подписал его «Битва негров в темной пещере глубокой ночью». Что касается Малевича, то он, скорее всего, не сразу для себя решил, что же получится в конечном итоге. 

#4 «Лоскут травы» Ван Гог

Шедевры живописи, на которых изображено намного больше Лоскут травы Ван Гог

Не секрет, что Винсент Ван Гог писал картины одну поверх другой. Художник жил в большой нужде, поэтому у него просто не было средств, чтобы купить холсты. И все-таки, каждый раз интересно узнавать, что же изначально было изображено на картине. 

Так, когда картину «Лоскут травы», написанную в 1887 году, просветили УФ-лучами, под верхним слоем краски обнаружили портрет крестьянки, написанный в темных тонах. 

#5 «Портрет дона Рамона Сатуэ» Франсиско Гойя

Шедевры живописи, на которых изображено намного больше Портрет дона Рамона Сатуэ Франсиско Гойя

В 1823 году Франсиско Гойя написал портрет своего друга судьи Рамона Сатуэ. После соответствующего рентгенографического анализа и сканирования ученые выяснили, что под портретом скрыто изображение еще одного мужчины в военном мундире. Черты лица не прорисованы, поэтому нельзя с уверенностью сказать, кто на картине. 

Если обратить внимание на мундир, то можно предположить, что первоначально художник задумывал писать портрет Жозефа Бонапарта, брата Наполеона Бонапарта, которого тот назначил королем Испании. Тогда подобный парадный мундир могли надевать только король и его генералы. 

После того, как власть Жозефа Бонапарта была свергнута, Франсиско Гойя побоялся заканчивать портрет опального короля. Поэтому он закрасил картину и написал поверх нее портрет своего дона Рамона Сатуэ. 

источник: good-post.ru

Поделись с друзьями в социальных сетях:

lunalife.ru


Смотрите также