Ведуты Антонио Каналетто и Джованни Паоло Панини в ГМИИ. Каналетто картины


Каналетто (Джованни Антонио Каналь). Все картины художника

Великий Каналетто

Каждый день интеллигенция мира устремляется в Венецию. Город расположен на сотне островов, которые окружает море…

Мир Венеции начинается с путешествия на гондоле, старом средстве передвижения по венецианским каналам. Этот мир навсегда остался на полотнах Каналетто (Джованни Антонио Каналь), творившего в эпоху классицизма.

Жизнь этого художника не описана биографами: до нас дошли незначительные сведения из прожитой жизни. Письма (их немного), дневники современников, которые восхищаются талантом Джованни, несколько расписок, сообщающих о том, что картину Каналетто написал в срок.

Но художник запоминается своими полотнами. Любой, даже самый непосвященный в вопросы живописи, человек, взглянув на картины Джованни Антонио, восклицал: «А все-таки он талантлив!» Это восклицание пронеслось через толщу веков.

Семья Канале

Известно, что великий итальянский живописец и офортист Джованни Антонио Канале по прозвищу Каналетто родился 7 октября 1697 года в Венеции. Талант ему достался от отца, посвятившего свою жизнь театру. Только Бернардо Канале не был актером, он был театральным художником.

Отец стал для Джованни первым учителем. Практику юноша отрабатывал в театре, помогая отцу декорировать сцену.

«А все-таки он талантлив!»

Имя молодого художника зазвучало среди скульпторов и живописцев Венеции в 1720. Этому предшествовала поездка в Римв 1719 году, где двадцатидвухлетний юноша знакомится с картинами Д. П. Паннини. Знакомство вдохновило молодого человека к занятиям живописью. Первая картина «Архитектурная каприччио» датирована 1923 годом. Появляются новые полотна, на которых красуются панорамы Венеции.

Его талант никто не оспаривал, работы выставлялись рядом с полотнами Карлевариса, мастера городского пейзажа – ведуты. Картины двух мастеров кисти были похожи изображаемыми миром. Современники путали полотна, не замечая того, что мир на картинах молодого художника пестрый и радостный, наполненный удивительным светом.

Отличительной чертой мастерства Каналетто была его манера писать ведуты сразу с натуры без эскизов и набросков. Позже стал писать картины в студии с помощью камеры-обскуры. Его первые работы отличаются высокой детализацией видов. По ним можно изучать зодчество 18 века.

Джозеф Смит в судьбе Джованни

Иногда судьба благосклонно относится к гениям, посылая им настоящих друзей. Такими для Джованни оказались купец Джозеф Смит и ирландец Оуэн Максуини. Они были знатоками живописи, высоко оценили шедевры Каналетто и помогали ему продавать их. Основными покупателями были англичане.

Смит заказал художнику 14 небольших полотен с изображением Большого канала, с которых Антонио Висентини – известный итальянский офортист, сделал гравюры. В 1735 году был издан первый альбом под названием «Вид Большого канала Венеции» с гравюрами Висентини по картинам Каналетто. Смит послал каталог в Англию. Успех был ошеломляющим. Заказов стало поступать так много, что Каналетто уже не справлялся с ними, пришлось брать помощников. Популярность Джованни стала приманкой для мошенников и завистников. Итальянский рынок наводнили подделки и копии.

К 1740 году положение дел резко ухудшилось, так как в связи с военными действиями англичане перестали посещать Венецию, а значит, и покупать картины мастера. Чтобы поправить материальное положение, Каналетто решает перебраться поближе к своим потенциальным покупателям.

Лондонский период

В 1745 году в возрасте 48 лет живописец меняет место жительства. В столице Британии он провел неполные десять лет. Лондон предстает перед Каналетто под дугами нового лондонского моста через Темзу. Продолжительное время он рисует столицу, ведуты с её окрестностями, улицами и домами, английские парки с их бесконечной перспективой. Изображает сборища толпы в праздничные дни, которые напомнили итальянцу венецианские регаты.

Талант художника продолжает развиваться, он совершенствуется в исполнении тональной живописи. Его картины наполнены естественными красками, отсутствует бутафорность и яркость, присущая ранним венецианским работам.

Лондонский период стал очень плодотворным, хотя в чопорной Англии он чувствует себя неуютно, да и продаж особых нет.

Возвращение на родину

В 1755 году следует возвращение в Венецию. Однако, это уже не тот восторженный молодой художник, покоривший мир радостным светом. Каналетто в основном воспроизводит старые мотивы, не создавая новых сюжетов. В работах зазвучали пессимистические мотивы.

В 1763 Каналетто избирается членом только открывшейся венецианской Академии Художеств. Это была большая честь. Художник при вступлении должен предоставить свою новую работу, но Джованни сделал это только через 2 года. Изначально он хотел представить «Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада», датированную 1763 годом, но по совету друзей остановил свой выбор на полотне «Каприччо с колоннадой», воплотившее полет фантазии автора, в котором слились архитектурные памятники Рима, Падуи, Венеции и Англии. Жюри эта работа действительно очень понравилась, поскольку в Академии приветствовались работы с фантастической или искаженной перспективой.

Последняя работа

В возрасте 68 лет он сделал свой последний рисунок пером и тушью, изобразив певчих в соборе Сан-Марко. Датировал свою работу 1766 годом и сделал на ней памятную надпись: «…сделал этот рисунок…не прибегая к очкам».

В 1768 году великий художник ушел из жизни. Венеция почтила память Каналетто, устроив ему пышные похороны. Заупокойную мессу отслужили 12 священников. На его надгробии сделали надпись: «Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться».

Наследство

Несмотря на большую популярность и прижизненное признание после смерти Джованни Каналетто осталась только поношенная одежда, пара дешевых личных вещей и 28 картин.

При жизни художник не был женат, у него не было детей, распорядителем наследства стал Джозеф Смит, доверенное лицо мастера. Почти все картины он продал английскому королю Георгу III. В королевском собрании оказалось настоящее сокровище – большая часть лучших работ итальянского художника Каналетто.

Последователи манеры кисти Каналетто

Многие художники стали последователями его таланта, стремились понять технику его кисти. Тему городского пейзажа продолжил Алексеев Федор Яковлевич, который учился на его работах.

Говорят, чтобы познать Венецию, нужно прокатиться на гондоле или рассмотреть полотна великого Каналетто…

gallerix.ru

Каналетто Джованни Антонио Картины биография Canaletto Antonio

Каналетто Автопортрет

Каналетто Джованни Антонио (Canaletto Giovanni Antonio) (1697-1768). Итальянский живописец эпохи классицизма и офортист. Собственно, настоящая фамилия Каналь (Canal). Родился 28 октября 1697 года. Учился у своего отца, театрального художника Бернардо Каналя. Работал главным образом в Венеции, а также в Риме (1719-1720 и около 1740) и Лондоне (1745-1755). Мастер архитектурного пейзажа-ведуты, Каналетто писал панорамные виды Венеции и других городов, наполняя их красочными изображениями городской жизни.

Темза Canaletto Темза и дома пригорода Ричмонда1747, Частное собрание Вестминстерское аббатство Canaletto Вестминстерское аббатствои процессия рыцарей1749, Вестминстер Собор Санта Мария делла Салюте Canaletto Большой канал и СоборСанта Мария делла Салюте, 1730,Музей изящных искусств, Хьюстон

Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Но живописец, в отличие от Карлевариса, волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой жизнью и удивительным светом.

Документальная точность рисунка и совершенство перспективного построения сочетаются в произведениях художника с нарядностью и свежестью цветовой гаммы, световоздушными эффектами, нарядной зрелищностью композиционного решения (“Двор каменотеса”, около 1730, Национальная галерея, Лондон; “Отъезд венецианского дожа на обручение с Адриатическим морем”, 1740-е годы, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Портик дворца”, 1765, Галерея Академии, Венеция; “Старый Уолтонский мост”, 1754).

Пьяццетта Canaletto Пьяццетта, 1735, Национальная галерея античного искусства, Рим Набережная Сан-Марко Canaletto Набережная Сан-МаркоОколо1740 Площадь Сан-Марко Canaletto Площадь Сан-Марко1730

Тонкой наблюдательностью, легкостью светотеневых градаций отмечены пейзажные офорты Каналетто (“Ведуты”). В 1746 году художник отправился в Лондон. В течение продолжительного времени Каналетто был самым успешным живописцем видов Лондона его и окрестностей. Впоследствии, его техника становится довольно манерной. В 1755 году художник возвращается в Венецию, где и работает до конца своих дней.

В 1763 году Джованни Антонио Каналетто избрали членом только что созданной венецианской Академии, хотя необходимую для показа при вступлении в нее новую работу художник написал только спустя два года. Ею стало знаменитое “Каприччо с колоннадой”, поражающее своей искусной перспективой. Есть сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму “Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада” (1763), единственную свою датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости). Полотна же с фантастической или искаженной перспективой в Академии неизменно приветствовались.

Мост Вестминстер Canaletto Лондон Мост Вестминстер1746 Мост Риальто Canaletto Мост Риальто с южной стороны1735 Венеция Буччинторо Canaletto Возвращение Буччинторов праздник вознесения, 1732 Пирна Canaletto Площадь в Пирне1754

Последняя дошедшая до нас работа Каналетто - рисунок пером и тушью. Несмотря на годы, взгляд художника остается по-прежнему зорким, а рука - крепкой. В нижней части листа написано: «Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год». Спустя два года художник умер и был похоронен с большими почестями. Заупокойную мессу по нему служили 12 священников. Если говорить об оставленном им наследстве, то оно оказалось весьма скромным: поношенная одежда, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать.

Легенды о том, что Каналетто, благодаря влиятельным покровителям и многочисленным заказам скопил несметное состояние, были опровергнуты после его смерти. Кредитор Каналетто Джозеф Смит, он же британский консул в Венеции, продал основную часть его картин английскому королю Георгу III. Таким образом в королевском собрании оказалась значительная часть лучших картин и рисунков Каналетто.

smallbay.ru

Ведуты Каналетто

Джованни Антонио Каналь

Джованни Антонио Каналь

Человек, посвятивший всю свою жизнь живописи, наполнивший свои картины необычайным действием и удивительной игрой света и тени, не мог остаться в анналах мировой культуры незамеченным.

Джованни Антонио Каналь (Каналетто) был признанным венецианским мастером городских пейзажей-панорам (ведутов). Его картины поражали топографической точностью деталей городского вида и обилием сцен городской жизни, и принесли популярность его родному городу среди иностранных туристов.

 Площадь Сан-Марко (1730 г.)

Площадь Сан-Марко (1730 г.)

Дворец Дожей (ок. 1730 г.)

Дворец Дожей (1730-е гг.)

На раннем этапе своего творчества Каналетто писал виды с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. В дальнейшем стал работать в мастерской, пользуясь камерой-обскурой.

Камера-обскура – прародитель фотокамеры. Светонепроницаемый ящик, с отверстием в одной из стенок, позволял получить оптическое изображение объектов на экране, расположенном на противоположной стенке устройства. Это сильно облегчало работу живописца.

 Камера-обскура, схема

Камера-обскура, схема

Творческую жизнь художника условно можно разделить на два периода: венецианский и лондонский.

Каналетто был верен своему родному городу, и именно красочные виды Венеции принесли ему славу. В свои ранние творческие годы художник уделял особое внимание светотеневой моделировке, картины именно этого периода были выдержаны в более светлом колорите.

 Двор камнетеса (1727-28 гг.)

Двор камнетеса (1727-28 гг.)

Венецианские регаты, регулярно проводившиеся на Большом канале в честь значимых для города события, явились прекрасным для художника поводом совместить традиционный городской вид с праздничным действом. Большой канал Каналетто писал неоднократно. Не меняя ракурсов картин, он менял лишь их «декорации». На его картинах представлена будничная жизнь города: различные социальные типажи, дети, собаки, все живет своей исключительной жизнью.

Регата на Большом канале (1733-34 гг.)

Регата на Большом канале (1733-34 гг.)

Регата (ок. 1730 г.)

Регата (1730-е гг.)

Большой канал (ок. 1730 г.)

 Большо канал (1730-е гг.)

Вид на мост Реальто с юга (ок. 1730 г.)

Вид на мост Реальто с юга (1730-е гг.)

Второй период своего творческого пути Каналетто провел в Лондоне. Это была больше вынужденная мера, связанная с упадком спроса на его картины и начавшейся в Европе войны. В своем позднем творчестве художник по большей части избегал сильных светотеневых контрастов. В Лондоне, как и в Венеции, Каналетто занимался тем же – писал подробные городские пейзажи. Однако его лондонские ведуты значительно уступают видам его родного города.

Вид на Лондон через арку Вестминстерского моста (1746-47 гг.)

Вид на Лондон через арку Вестминстерского моста (1746-47 гг.)

 Лондон. Госпиталь Гринвич в устье Темзы (1753 г.)

Лондон. Госпиталь Гринвич в устье Темзы (1753 г.)

Тема праздников красной нитью проходит через все творчество художника. Он писал их не только в родной Венеции, но и в Англии.

Вестминстерский мост в Лондоне с кортежем лорда-мэра на Темзе (ок. 1749 г.)

Вестминстерский мост в Лондоне с кортежем лорда-мэра на Темзе (ок. 1749 г.)

Помимо топографических видов Каналетто любил писать каприччио - архитектурные фантазии, составленные из деталей, собранных из разных мест. Они представляют собой поэтические пейзажи, в произвольном порядке собирающие архитектурные памятники Рима, Падуи, Венеции и Англии.

Каприччио с классическими руинами (ок. 1740 г.)

Каприччио с классическими руинами (ок. 1740 г.)

Каприччио с колоннадой (ок. 1765 г.)

Каприччио с колоннадой (ок. 1765 г.)

Последняя известная работа Каналетто – рисунок пером и тушью. В нижней части листа написано: "Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год". Спустя два года художник умер, оставив после себя поношенную одежду, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать.

Собор Сан-Марко с певчими (1766 г.)

Собор Сан-Марко с певчими (1766 г.)

art.mirtesen.ru

Художник Каналетто (Джованни Антонио Каналь) (1697-1768): vakin

Джованни Антонио Каналь (итал. Giovanni Antonio Canal), известный также под именем Канале́тто (итал. Canaletto; 18 октября 1697, Венеция — 20 апреля 1768, Венеция) — итальянский художник, глава венецианской школы ведутистов, мастер городских пейзажей в стиле академизма. Прозвище Каналетто, кроме Антонио Каналя, носил и его племянник, Бернардо Беллотто, также знаменитый пейзажист.

Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим моремАнтонио Каналь родился 18 октября 1697 года в Венеции. Учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника, помогал ему оформлять спектакли в театрах Венеции.

В 1719 году посетил Рим, где познакомился с творчеством знаменитого ведутиста Джованни Паоло Панини. После этого начал писать свои знаменитые виды Венеции. Первой известной исследователям работой Каналя с авторской подписью является «Архитектурное каприччо» (1723). В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой-обскурой. Пейзажи того периода отличаются детально точным представлением городского вида.

Большое число работ Каналетто были с успехом проданы англичанам, приезжавшим в Венецию для обучения. Многие существующие и воображаемые ведуты Каналетто создает по заказу английских коллекционеров, например серию городских видов для лорда Бедфорда в 1730—1731 годах. В 1740 году этот источник дохода исчез: началась война за австрийское наследство, и британцы стали реже приезжать на континент.

В 1746 году Каналетто едет в Лондон, чтобы быть ближе к каналам сбыта своих картин. В течение девяти лет он живёт в Англии, пишет виды местных дворцов и домов. В этот период в его творчестве появляется вторичность, техника перестает нравиться заказчикам. В 1755 году художник возвращается в Венецию.

В 1763 году его избирают в Венецианскую академию художеств.

Каналетто умер 19 апреля 1768 года в родной Венеции.

Entrance To The Grand Canal Looking East

The Fonteghetto Della Farina

Вид на залив святого МаркаПинакотека Брера, Милан (Pinacoteca di Brera, Milano).

КолизейГалерея Боргезе, Рим (Galleria Borghese, Roma).

Базилика Максенция

Вид на Большой канал, ВенецияПинакотека Брера, Милан (Pinacoteca di Brera, Milano).53х70

Возвращение Бученторо к молу в Праздник Вознесения

Каприччо с рекой, колонной, остатками арки и мостом

Большой канал: вид от Санта Мария делла Карита в направлении Бачино ди Сан Марко

Вид на Большой Канал и церковь Санта Мария делла Салуте с лодками и фигурами на переднем

Набережная Рива дельи Скьявоне - вид в восточном направлении1730

Площадь Сан Марко, 1730

Венеция

Вид на Темзу

Каприччо с полуразрушившейся аркадой

Венеция, Праздник Св. Рока

Прибытие французского посла в Венецию

Таможня8

Лондон, Вестминстерской аббатство процессия священнослужителей

Вид на проход к Арсеналу

Пьяцетта, если смотреть на нее в южном направлении

Grand Canal The Rialto Bridge From The South

Perspective

Piazza San Marco1730

Мол, тянущийся в западном направлении

Пьяцетта, с которой видна башня с часами

Набережная Рива дельи Скьявоне

Вид на площадь Святых Апостолов

Вид на большую аллею Воксхолских садов с павильоном для оркестра

Лошади на пьяцетто Сан Марко

Сан Кристофоро, Сан Микеле и Мурано со стороны Фондаме

Canaletto Sun

Ruins And Classic Buildings

Восточный фасад замка Уорвик

Источники - Википедия и gallerix.ru

vakin.livejournal.com

Каналетто, Панини

Картины венецианцев совсем не похожи на работы представителей миланской школы живописи. Полотна Алессандро Маньяско отличаются драматизмом, сложностью композиций и сюжетов, эмоциональным напряжением, трагедией героев – эти чувства возникали в непростое время контрреформации и пришедшей с ней   инквизиции.Джованни Антонио Каналь Каналетто – современник Маньяско, представляет совсем другую, венецианскую школу живописи. Каналетто считается величайшим мастером ведуты. Веду́та (италь. veduta, «вид») — жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века. Это картина, рисунок или гравюра с детальным изображением повседневного городского пейзажа.

Настоящее имя художника было Каналь. Суффикс –етто — означает прозвище, сын такого-то. Отцом знаменитого мастера Джованни Антонио Каналетто был театральный художник Бернардо Каналь. По всей видимости Каналетто учился у отца, помогая ему рисовать театральные декорации.

Позже будущий мастер постигал азы искусства в Риме у художника Паоло Панини, который изображал интерьеры. Первая известная подписанная им самим работа датируется 1723 годом. Вскоре пришёл успех и появилось много заказчиков. Каналетто пользовался известностью у англичан, они любили заказывать картины  у итальянского мастера. Художник имел возможность путешествовать, два раза он был в Лондоне. В 60-х XVIII годах мастер поселился в Венеции, где и умер в 1768 году.

«Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей»Сюжет картины – праздник XVIII века, но его традиции уходят вглубь веков. Венеция существует с VI века. Земли здесь совершенно гиблые, совсем не приспособленные для жизни. Название страна получила от племени венетов, там поселившихся. В V-VI веке по Европе прошли орды варваров. А на территорию Венеции никто не покушался, места там были глухие и племена варваров туда не добрались.Любопытно, что Венеция никогда не была феодальным государством. Это была средневековая республика, где пожизненно избирали правителя – дожа. Дож жил во дворце. На заднем плане картины хорошо виден дворец дожа. Рядом – площадь святого Марка. Мы видим изображение праздненства, известного с XI века.

На Вознесение – этот праздник переходящий, зависит от Пасхи, в конце мая или начале июня, дож со свитой выходили в Адриатическое море и совершали молебен, просили море, чтобы оно было спокойное, тихое, не причиняло бед городу, чтобы вода не заливала набережные. Такая церемония проходила вплоть до XII века. Римский папа Александр III в честь победы над императором священной Римской империи Фридрихом Барбароссой в битве при Леньяно в 1176 году решил наградить многие города. Венеции он предоставил право проводить церемонию обручения дожа с морем. Когда это проводилось впервые, Папа самолично снял с руки кольцо и бросил его в море. «Мы женимся на тебе, море», так обычно говорили, бросая в воду кольцо.Для ежегодного праздника обручения дожа с морем специально строили корабль. Назывался он бучинторо. Это золотая ладья,изображённая на картине справа, она уже возвращается ко дворцу дожа. Название «бучинторо» было созвучно имени «букентавар» — то есть если кентавр – это помесь лошади и человека, то букентавр – это человеко-бык. Иными словами бучинторо означало тоже, что и букентавр. За всю историю построили всего 5 бученторо. Их всегда строили как галеру, а не парусное судно.

На картине бученторо возвращается с церемонии обручения дожа с морем. В центре изображена маленькая ладья. Если приглядеться к ней внимательно, то мы разглядим французские символы в украшении носовой части. Это лилии. В то время особенно подчёркивалась дружба с Францией. Да и к тому же заказал эту картину в 1726 году  французский посланник в Венеции граф де Жержи. Поэтому именно французское судно  помещено в центре композиции.

Интересно, что в Эрмитаже есть парная к этому полотну картина, на тему приёма посла. Наша картина условно датируется 1728 годом, раньше она не могла быть написана из-за сложных дипломатических отношений между Францией и Венецией.Художник уделяет большое внимание деталям. Вся церемония празднества, её участники, архитектура собора святого Марка, кампаниллы, библиотека со всеми деталями (арками, колоннами) воспроизведены очень точно. Даже сейчас эта часть города легко узнаваема на современных снимках.

Чтобы свет и воздух ощущался на полотне, Каналетто изображает много воды между лодками. Все архитектурные детали он чуть-чуть размывает, контуры делает не столь чёткими. Ведь если изобразить строгие линии, на картине нельзя почувствовать воздух. Свет из-за размытых контуров становится мягким, рассеянным – настоящим. Вдали предметы не могут быть чёткими! Поэтому городской пейзаж на полотне выглядит очень «настоящим», жизненным. Пейзаж у Каналетто просторен и прекрасен. Такую живопись можно сравнить с музыкой Вивальди, настолько она лёгкая и воздушная, но в то же время – очень глубокая.Картина не просто изображает Венецию, она её отражает. Не упущены и детали во дворце дожа. Мы видим, что на празднике присутствует множество народа, они наблюдают за происходящим с балконов. Но фигуры изображены буквально несколькими мазками, без подробной прописки детали. И поэтому мы не отвлекаемся на их рассматривание.

И всё в картине зыбко, подвижно, всё качается, как это должно быть. Возникает ощущение, что мы находимся на одной из лодок и наблюдаем за происходящим.На картине художник подбирает сочетание ярких и нежных красок одновременно. Очень сложно написана вода. И хотя у неё определённый цвет – цвет венецианской воды, но мастер использует столько разнообразных оттенков, что посчитать все  невозможно. Мало того, вода написана со всеми отражениями лодок, зданий и людей в ней. Такая живопись очень близка к импрессионистической. Каналетто, бесспорно, оказал на художников-импрессионистов очень большое влияние.Интересно рассмотреть странные костюмы в масках на одной из лодок. Карнавалы в Венеции были очень длинными. Случалось, что они продолжались до 300 дней в году. И маска очень важна для понимания жизни в Венеции. Это город призрак. Люди здесь могут быть кем угодно. Ведь маска преображала человека.

В карнавалах использовали всего несколько видов масок. То есть практически все люди выглядели одинаково. Маски делали таким образом, что она позволяла принимать пищу не снимая покров!  Носили её с прямоугольным плащом – домино. Покрой одежды скрывал пол человека. Конструкция маски преображала голос и по этому признаку тоже нельзя было узнать человека. Одетый в маску человек таким образом напрочь терял индивидуальность – пол, возраст, сословие.Маски на картине напоминают те, что надевали доктора во время чумы, набивая их особыми травами и благовониями. Считалось, что эти вещества препятствуют заражению, но это было не так. Именно маска в те времена была признаком карнавала и одновременно ассоциировалась со смертью. Поэтому художник был до конца честен, изображая персонажей в масках на своём полотне.Эта картина поступила в собрание музея из НКВД когда арестовали её владелеца, композитора Венедиктова.В собрании хранятся и два других полотна Каналетто. Первая из них: «Вид на церковь острова Лагуны и церковь Санта Мария делле Верджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло»

И парная к ней: «Вид на острова лагуны и арсенал от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло».

На двух картинах очень хорошо заметно, что это вид, выполненный практически с одной точки. Посмотрите на здание справа и вы увидите:  на выступе, рядом с парусом стоит цветок в горшке. И на первой картине «Вид на церковь острова Лагуны и церковь Санта Мария делле Верджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло»,

справа вы увидите угол, часть этого же жёлтого здания и тот же цветок в горшке.Здесь – другая Венеция. Спокойная и будничная.Каналетто – мастер света. Свет у него контрастный, сложный. В его полотнах свет как будто вспыхивает редкими всплохами, освещая то одну, то другую часть картины.

В собрании музея находятся несколько произведений учителя Каналетто, Паоло Панини.

Ведута. Джованни Паоло Панини«Внутренний вид церкви Сан Джованни ин Латерано в Риме». Из собрания Юсуповых. Базилика сан Джованни.

Все архитектурные детали прорисованы с удивительной тщательностью и подробностями. Но что бы это не получилось геометрическим чертежом, художник пишет человечков в пространство ведуты – это оживляет картину, делает её реальной, жизненной.Джованни Паоло Панини «Внутренний вид церкви Сан Паоло Фуори ле Мура в Риме»

Художник мастерски работает со светом. Свет у него проникает внутрь сквозь окна. Он обволакивает внутреннее пространство и  играет на колоннах собора, как будто на гранях драгоценного камня.Джованни Паоло Панини «Папа Бенедикт XIV посещает фонтан Треви». Полотно происходит из коллекции Салтыкова. Художник точно воспроизводит архитектурный ансамбль площади. Именно Панини оказал на Каналетто большое влияние, именно от своего учителя Каналетто научился в подробностях изображать архитектурные детали.

Картина Макеле Мариеске. «Вид Большого канала в Венеции с Фондамента дель Вин.»

Возможно автор полотна был учеником Каналетто. Но это только предположение. Мариеске работал как театральный художник, и это всё, что мы о нём знаем. Он умер в 33 года.К этой картине тоже существует парная, она находится в Эрмитаже.

Здесь художник рисует совсем другую Венецию. Она сырая,   будничная, мрачная, даже трагическая. Тусклый закатный свет освещает ветхие сырые дома и отражается в тёмной воде. Нет в мире более сырого города, чем Венеция. Стены домов очень часто покрыты плесенью, жителей Венеции одолевают болезни. Интересно, что если человек рождался в Венеции, то он часто здесь жил до глубокой старости. А если он приезжал и решал остаться в Венеции, то  очень часто загадочно умирал.

Картины в коллекцию музея попадали разными путями. После декрета 1924 года о преобразовании ГМИИ из музея слепков в музей подлинников на Волхонку 12 начался приток картин. Работы прославленных мастеров поступали из Эрмитажа, из Румянцевского музея, из Первого музея Западной живописи и даже из НКВД после ареста владельцев картин.

В следующей части мы расскажем о работах Бернардо Беллотто.

Все снимки взяты с сайта ГМИИ.

 

 

kraeved1147.ru

Каналетто Джованни Антонио. | Картины и Репродукции

Каналетто Джованни Антонио (Canaletto Giovanni Antonio) (1697-1768). Итальянский живописец эпохи классицизма и офортист. Собственно, настоящая фамилия Каналь (Canal). Родился 28 октября 1697 года. Учился у своего отца, театрального художника Бернардо Каналя. Работал главным образом в Венеции, а также в Риме (1719-1720 и около 1740) и Лондоне (1745-1755). Мастер архитектурного пейзажа-ведуты, Каналетто писал панорамные виды Венеции и других городов, наполняя их красочными изображениями городской жизни. Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Но живописец Каналетто, в отличие от Карлевариса, волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой жизнью и удивительным светом. Документальная точность рисунка и совершенство перспективного построения сочетаются в его произведениях с нарядностью и свежестью цветовой гаммы, световоздушными эффектами, нарядной зрелищностью композиционного решения (“Двор каменотеса”, около 1730, Национальная галерея, Лондон; “Отъезд венецианского дожа на обручение с Адриатическим морем”, 1740-е годы, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Портик дворца”, 1765, Галерея Академии, Венеция; “Старый Уолтонский мост”, 1754). Тонкой наблюдательностью, легкостью светотеневых градаций отмечены пейзажные офорты Каналетто (“Ведуты”).

В 1746 году художник отправился в Лондон. В течение продолжительного времени Каналетто был самым успешным живописцем видов Лондона его и окрестностей. Впоследствии, его техника становится довольно манерной. В 1755 Каналетто возвращается в Венецию, где и работает до конца своих дней. В 1763 году Джованни Антонио Каналетто избрали членом только что созданной венецианской Академии, хотя необходимую для показа при вступлении в нее новую работу художник написал только спустя два года. Ею стало знаменитое “Каприччо с колоннадой”, поражающее своей искусной перспективой. Есть сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму “Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада” (1763), единственную свою датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости). Полотна же с фантастической или искаженной перспективой в Академии неизменно приветствовались.Последняя дошедшая до нас работа Каналетто — рисунок пером и тушью. Несмотря на годы, взгляд художника остается по-прежнему зорким, а рука — крепкой. В нижней части листа написано: «Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год». Спустя два года художник умер и был похоронен с большими почестями. Заупокойную мессу по нему служили 12 священников. Если говорить об оставленном им наследстве, то оно оказалось весьма скромным: поношенная одежда, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать. Легенды о том, что Каналетто, благодаря влиятельным покровителям и многочисленным заказам скопил несметное состояние, были опровергнуты после его смерти. Кредитор Каналетто Джозеф Смит, он же британский консул в Венеции, продал основную часть его картин английскому королю Георгу III. Таким образом в королевском собрании оказалась значительная часть лучших картин и рисунков Каналетто.

 

A Regatta on the Grand Canal

Venice — The Basin of San Marco on Ascension DayVenice — The Doge’s Palace and the Riva degli SchiavoniVenice — The Feast Day of Saint RochVenice — The Grand Canal with S. Simeone PiccoloArrival of the French Ambassador in VeniceVenice — A Regatta on the Grand CanalVenice — А Regatta on the Grand Canal 1730-1735View of Campo Santi Apostoli 1730View of the Entrance to the Venetian Arsenal, 1732.Dolo on the Brenta 1730-1735Grand Canal, from Santa Maria della CaritaPiazza San Marco — Looking Southeast 1735-1740Piazza San Marco the Clocktower 1730Piazza San Marco with the Basilica 1730Reception of the Ambassador in the Doge’s Palace 1730Return of the Bucentoro to the Molo on Ascension Day , 1732.Return of the Bucentoro to the Molo on Ascension Day (detail) 1732Santi Giovanni e Paolo and the Scuola di San Marco 1725The Bucintoro Returning to the Molo on Ascension Day 1730The Piazzetta 1733-1735The Stonemasons YardПьяццетта, 1735, Национальная галерея античного искусства, РимStudio of Canaletto — Venice — Entrance to the CannaregioStudio of Canaletto — Venice — S. Pietro in CastelloStudio of Canaletto — Venice — The Piazzetta from the MoloView Of The Grand Walk, vauxhall Gardens, With The Orchestra Pavilion, The Organ House, The Turkish Dining Tent And The Statue Of AuroraEton CollegeLondon-Interior of the Rotunda at RanelaghЛондон. Мост ВестминстерТемза и дома пригорода Ричмонда 1747The Eastern Facade Of Warwick Castle 1751

www.house-art.com.ua


Смотрите также