Сикстинская капелла - величайший памятник архитектуры и живописи. Капелла картина


Сикстинская капелла Микеланджело в Ватикане: потолок, роспись, фрески, сюжеты

Сикстинская капелла (Cappella Sistina) снаружи представляет собой ничем не примечательную церковную постройку 15 века на территории современного Ватикана. Однако, в стенах, облицованных песчаного цвета камнем, заключены истинные жемчужины эпохи Ренессанса – работы Микеланджело (Michelangelo Buonarroti), Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), Перуджино (Perugino), Пинтуриккио (Pinturicchio), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).

История

Сикстинская капелла была построена в 1475-1481 годах по распоряжению понтифика Сикста IV (Sisto IV) во славу успения Марии на небесах.

Сикстинская капелла в Ватикане

Сикстинская капелла в Ватикане

Место строительства церкви было избрано отнюдь не случайно. Ранее на этом месте в Риме находилась Великая капелла (Cappella Maggiore), которая принимала высочайшие конклавы католического духовенства. Грандиозная реконструкция устаревшей часовни была поручена архитектору Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) и инженеру Джованнино де Дольчи (Giovannino de’ Dolci).

Руководитель строительных работ решил сохранить фундамент и часть нижнего яруса прежней постройки. За время строительства церковь получила 3 этажа, 2 из них — предназначались для нужд церкви, а верхний — галерея для несущих стражу солдат. Сама по себе капелла также представляет образец фортификационного зодчества: прямоугольное здание 20,7 м высотой, 40,9 м — длиной, 13,4 м — шириной. Крепкие стены и отсутствие изысков были продиктованы неспокойной обстановкой в раздробленной Италии эпохи Средневековья.

Росписи

Сикстинская капелла в Ватикане - Изначальный видСикстинская капелла в Ватикане - Изначальный вид

Сикстинская капелла известна во всем мире благодаря фрескам, украсившим ее свод и стены в 15-16 веках. Общий план росписи церкви был разработан еще во времена строительных работ. Здание было разделено на три горизонтальных яруса и подлежало украшению снизу вверх. Нижний ярус имел простые декоративные росписи, второй ярус был посвящен событиям Ветхого Завета и сценам из жизни Христа, отраженным в Новом Завете. Самый верхний ярус должен был изображать понтификов, принявших мученическую смерть.

Флорентийцы

Начало работам по украшению Сикстинской капеллы положил Перуджино, мастер умбрийской школы живописи. Он изобразил две картины из жития Христа и одну из Ветхого Завета. К 1480 году напряженные политические отношения между папой Сикстом IV и главой флорентийского Синьории Лоренцо Медичи (Lorenzo de’ Medici) несколько потеплели.

Сикстинская капелла в Ватикане - Фреска Перуджино

Сикстинская капелла в Ватикане - Фреска Перуджино

В качестве жеста доброй воли Медичи посылает мастеров флорентийской школы: Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели (Cosimo Rosselli), а понтифик милостиво разрешает им расположиться в Риме и приступить к работам в Сикстинской капелле.

Флорентийцы, при поддержке Пинтуриккио и Бартоломео дела Гатта (Bartolomeo della Gatta) расписали стены новой церкви. Сюжеты 10 фресок были разработаны и утверждены вплоть до мелочей самим Сикстом IV. Особое внимание было уделено тому, чтобы композиции из Ветхого и Нового Заветов гармонично дополняли друг друга. Усилить впечатление от иконографических росписей удалось художнику Пьерматео д’Амелья (Piermatteo d’Amelia), который изобразил на своде храма в звездное небо.

Потолок

Преемник Сикста IV, его племянник Юлий II (Ulius II),  ни на минуту не забывал о том, что значит для католической церкви Сикстинская капелла.

Вклад Микеланджело Буонарроти

В 1508 году понтифик пригласил Микеланджело Буонарроти для реставрации существующих росписей и нанесения новых. Целых 4 года (с 1508 по 1512) ушло у знаменитого мастер на украшение свода.

Примечательно, что Микеланджело на тот момент считался непревзойденным зодчим, в то время, как фрески были для него в новинку.

Современники скульптора усматривают в произошедшем происки конкурента Буонарроти — Донато Браманте (Donato Bramante). У Браманте был на примете собственный кандидат для создания фрески — Рафаэль Санти (Raffaello Santi).

Сикстинская капелла в Ватикане - ПотолокСикстинская капелла в Ватикане - Потолок

Потолок Сикстинской капеллы — был настоящим вызовом для Микеланджело.

Помимо овладения новой художественной техникой, мастер должен был решать организационные вопросы. Как, например, установить леса под самый потолок и при этом не помешать проведению церковных обрядов? «Летящие леса», разработанные художником, крепились на специальных штырях к стенам церкви. При этом художник и его подмастерья оказались на необходимой высоте, а церковнослужители получили свободу передвижений.

Существуют разные домыслы, касающиеся работы Буонарроти под сводом капеллы. Некоторые источники гласят, что мастер работал лежа, при этом краски и штукатурка обильно осыпались на его лицо. На самом деле Микеланджело работал стоя, имея пространство для маневров. Однако напряженная работа под потолком часовни нанесла ущерб здоровью 33-летнего художника.

Сикстинская капелла в Ватикане - Схема потолкаСикстинская капелла в Ватикане - Схема потолка

В довершение всех бед, влажные слои штукатурки, по которым велась работа красками, начали усиленно покрываться грибком. Мастер и его помощники сумели вывести новую формулу «интонако» — состава для пропитки штукатурки, который был устойчив к влажному римскому воздуху.

Несмотря на все превратности судьбы потолок Сикстинской капеллы украсили фрески, объединенные в единый иконографический цикл. Микеланджело изобразил картины, иллюстрирующие девять сцен из Книги Бытия. В миниатюрах свода можно рассмотреть «Отделение света от тьмы», «Жертвоприношение Ноя», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из Рая».

Потолок Сикстинской капеллы имеет три ярко выраженных смысловых цепочки: сотворение Мира, Адам и Ева, тяготы человечества, лишенного Рая.

Сикстинская капелла в Ватикане - Сотворение Евы

Сикстинская капелла в Ватикане - Сотворение Евы

Рассмотрев каждую картину по отдельности можно проследить трансформацию живописи Буонарроти. Из-за большой высоты потолка художник отказался от мелких деталей и вычурных завитков в пользу более лаконичных и четких линий.

Сюжет каждой фрески лаконичен и емок, миниатюры заключены в декоративные рамки, выполненные из травертина. Огромная площадь потолка могла бы вызвать гнетущее впечатление, «давить» на прихожан, если бы не маленькие ухищрения мастера, искусственно разделившего огромный плафон на 47 частей. Небольшие картины и геометрические рамки создают небывалую глубину и детализацию фресок.

Сикстинская капелла в Ватикане - Фрагмент потолкаСикстинская капелла в Ватикане - Фрагмент потолка

Папа Юлий II всячески подгонял Микеланджело, спеша поразить общественность шедевральной диковинкой. Заключительные фрески были написаны в сжатые сроки, однако мастерство художника позволило сохранить глубокое впечатление, производимое плафоном церкви. Также понтифик сетовал на то, что потолок смотрится бедновато, в виду отсутствия позолоты и лазури. Мастер в ответ возразил, что святые и сами были людьми небогатыми.

«Страшный суд» (Giudizio universale)

Четверть века спустя Сикстинская капелла вновь окажется в распоряжении Микеланджело. На этот раз будет создан еще более драматический шедевр — стеновая фреска, на которой изображен Страшный суд.

Папа Римский Климент VII в 1533 году призвал Буонарроти в Рим и обсудил детали оформления алтарной стены в главной часовне Ватикана. Смерть понтифика отодвинула начало работ на 4 года. В 1536 году Павел III (Paolo III) одобрил планы своего предшественника касательно Сикстинской капеллы и Микеланджело приступил к работе.

Сикстинская капелла в Ватикане - Страшный суд

Сикстинская капелла в Ватикане - Страшный суд

Масштабная картина, задуманная понтификами, требовала непростых решений. Во-первых, более ранние фрески, нанесенные на стену за алтарем храма, были принесены в жертву новому творению. Во-вторых, над верхней границей картины выложили 40-сантиметровый кирпичный козырек, который бы препятствовал оседанию пыли на поверхность стены.

Подготовив эскизы и закупив краски необходимого качества, Микеланджело приступил к работе в средине 1536 года. Четыре года ушло у художника на создание полной картины, за это время Буонарроти допустил до кистей и красок лишь одного своего помощника, и то для создания небесного фона. Все персонажи были выписаны исключительно рукой мастера.

Во время реставрации Сикстинской капеллы искусствоведы обнаружили,  что вся фреска разделена на фрагменты (квадраты, выполненные за один день), число которых составило 450 шт!

Сикстинская капелла в Ватикане - Страшный суд фрагментСикстинская капелла в Ватикане - Страшный суд фрагмент

Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Существуют записи о том, что папа Павел III был настолько поражен изображенной на стене капеллы картине, что пал на колени и предался горячей молитве. И для того были веские причины! Со стены часовни на посетителей взирали ангелы небесные, парящие в облаках, в центре картины были драматически изображен Иисус и дева Мария, в окружении блаженных. Нижний ярус представляет собой картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, согрешившие спускаются в ад, а праведники восходят на небо.

Сикстинская капелла в Ватикане - Страшный суд центральня частьСикстинская капелла в Ватикане - Страшный суд центральня часть

Эта работа 60-летнего Микеланджело была настолько гениальной, что будоражила умы и сердца всех и вся.

Наряду с безграничным восхищением порождала она и недовольство. Так, кардинал Карафа (Carafa) и церемониймейстер Бьяджо да Чезена выразили крайнее негодование по поводу наготы библейских персон. Павел III и Буонарроти иронично и стойко парировали своим оппонентам.

Однако спустя 24 года цензура все же добралась до «неприличной» фрески и накинула покровы на святых и мучеников. Даниэле да Вольтера (Daniele da Volterra) приводил фреску в пристойный вид, за что получил прозвище «Штанописец». Являясь учеником и поклонником Микеланджело, художник постарался минимизировать свое вмешательство.

Реставрация

Сикстинская капелла в Ватикане - РеставрацияСикстинская капелла в Ватикане - Реставрация

Плафон Сикстинской капеллы, а также стеновые фрески являются предметом несомненной гордости Ватикана, а также шедевром изобразительного искусства эпохи Возрождения. Понтификат заботится о сохранности своего достояния. Так, последняя реставрация росписей часовни заняла ни много ни мало — 14 лет, с 1980 по 1994 года!

Современная жизнь

Сикстинская капелла в Ватикане - Конклав

Сикстинская капелла в Ватикане - Конклав

На сегодняшний момент Сикстинская капелла все еще используется для конклавов, на которых избираются понтифики Ватикана. В остальное время часовня – музей Ватикана, посетить который стремятся паломники и туристы.

Мужской хор

Кроме того, Сикстинская капелла имеет мужской хор, известный под названием «папская капелла» (Capella Papale).

Хор имеет высокий статус в среде католических певческих коллективов. Слушать акапельное выступление высокого хора можно по большим церковным праздникам. Первый состав папской капеллы был организован еще при Сиксте IV. С тех пор, попасть в Сикстинский хор было делом великой чести, и приносило большой достаток. С 19 века полное название коллектива — Cappella musicale pontificia sistina.

Интересные факты и тайны

Интересные факты и тайны, касающиеся Сикстинской капеллой и личности ее автора, сплетаются в увлекательный сюжет. По прошествии 5 столетий остается только гадать, которая из бытующих легенд — правдива, а которая — сплошная выдумка. В 2006 году Константин Ефетов выпустил книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», в которой попытался разобрать наиболее увлекательные загадки храма. Книга пережила несколько успешных переизданий и получила продолжение.

Тайны Сикстинской капеллыТайны Сикстинской капеллы

В фокусе исследования находится Буонарроти, согласившийся оставить ряды зодчих, чтобы с нуля овладеть навыкам работы с фресками. Автор задается вопросом, почему средневековый мастер столь неохотно привлекал помощников, предпочитая работать в одиночку. Также была озвучена мысль о том, что молодой Микеланджело тайно занимался изучением анатомии и внутреннего устройства человека, в частности хорошо изучил строение мозга.

Об этом художник не преминул намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама». Создатель, окруженный ангелами, изображен в окантовке алой ткани, по своей форме удивительно напоминающей головной мозг человека. Положение рук творца, а также лица ангелов повторяют основные отделы мозга. Таким образом, Буонарроти заявляет о том, что человек был создан не просто абстрактным святым духом, а является порождением высшего разума.

Сикстинская капелла в Ватикане - Страшный суд Бьяджо да ЧезенаСикстинская капелла в Ватикане - Страшный суд Бьяджо да Чезена

Один и яростных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был увековечен на фреске «Страшный суд». Художник, который практически полностью расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к излишней наготе персонажей, изобразил поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий.

В отличии от бесстыдных праведников, Минос изображен, обмотанным вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство.

Еще один интересный факт — мастер превыше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал предпочтение мужскому телу. На всех фресках женские персонажи изображены с ярко выраженными атлетическими фигурами.

Где находится, как добраться, билеты, время работы

Сикстинская капелла в Ватикане - ИнтерьерСикстинская капелла в Ватикане - Интерьер

Адрес: Viale Vaticano, Cappella Sistina

  • на метро линии А до станции Ottaviano
  • трамваем №19, станция Piazza del Risorgimento;
  • автобусом №49, вход в музей Ватикана рядом с остановкой; № 32, 81, 982, станция Piazza del Risorgimento; № 492, 990, станция Via Leone IV / Via degli Scipion;
  • арендованное авто можно остановить на платной стоянке неподалеку от музеев;
  • на такси можно доехать до Viale Vaticano, вход в музей будет находиться напротив.

Время работы: с понедельника по субботу, с 9:00 до 18:00, купить билет можно с 9:00 до 16:00.

Индивидуальные экскурсии: возможны только с официальным гидом. Искренне рекомендуем.

Билеты: Сикстинская капелла доступна по единому билету на посещение музеев Ватикана. Полный билет стоит — 16 евро, льготный — 8 евро. Чтобы миновать километровую очередь к кассе, можно приобрести билет на сайте касс Ватикана по пошаговой инструкции, уплатив дополнительные 4 евро за предзаказ.

Особенности посещения: фото и видеосъемка запрещены!

Официальный сайт: www.mv.vatican.va

Индивидуальная экскурсия в музеи Ватикана

italy4.me

Сикстинская капелла: описание, история, фото

Адрес: ВатиканНачало строительства: 1473 годНачало строительства: 1481 годАрхитектор: Баччо ПонтеллиСтроитель: Джордже де ДольчиКоординаты: 41°54'10.7"N 12°27'15.8"E

Что приходит на ум человеку при упоминании Ватикана? Как правило, это католическая вера, Папа Римский и Собор Святого Петра. А еще Сикстинская капелла – место проведения конклавов кардиналов, на которых избирается новый понтифик, и один из самых великолепных памятников искусства эпохи Возрождения.

Во всем Риме, да и во всей Италии, Вы не найдете такого контраста между внешней простотой и внутренним великолепием, как в случае c Сикстинской капеллой. Она чудесное олицетворение того, как может быть красив и духовно богат внутренний мир человека, даже если внешне он прост и невзрачен.

Сикстинская капелла в ВатиканеВид капеллы с собора святого Петра

Оказавшись в Ватикане и подойдя к Капелле, Вы увидите массивное здание лаконичной прямоугольной формы, но стоит только зайти внутрь и взору предстанет совсем иная картина. Изумительный мраморный пол, потрясающей работы гобелены и фрески с библейскими сюжетами на стенах – их можно рассматривать часами! Но настоящий шок Вы испытаете, подняв глаза к потолку – он целиком расписан детально проработанными и восхитительно прекрасными картинами, выполненными рукой великого Микеланджело Буонарроти.

Военная угроза, двести кардиналов и две капеллы

Сикстинская капелла, это чудо эпохи Возрождения, была построена в XV в. по заказу папы римского Сикста IV. Именно в его честь Капелла и названа, навеки запечатлев имя Сикста в истории человечества. Разработку проекта домовой церкви папы римского (а это была именно домовая церковь - место, где не только проводили церковные службы, но и жили) поручили архитектору Баччо Понтелли. Но само возведение Капеллы велось под руководством другого архитектора – Джордже де Дольчи, и заняло почти 9 лет, начавшись в 1473 г. и завершившись в 1481 г.

Сикстинская капелла в ВатиканеВид на капеллу сверху

Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте. До нее на этой площади Ватикана, где позднее построят Собор Святого Петра, стояла Великая капелла. В Великой капелле собирался для обсуждения важных вопросов папский двор, куда входило две сотни кардиналов. Но папа Сикст IV опасался как за свою безопасность, так и за безопасность своих кардиналов. И эти опасения не были беспочвенными. Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку. Поэтому Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла.

Это здание, простое и крепкое снаружи, изнутри украсили великолепными росписями. Стены Капеллы были покрыты работами, выполненными кистью таких выдающихся итальянских живописцев, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли. Но самое красивое и величественное художественное полотно Сикстинской капеллы – ее потолок, площадью более чем в 1000 кв. м. полностью расписанный фресками Микеланджело Буонарроти!

Сикстинская капелла в ВатиканеКапелла внутри

Сикстинская капелла была торжественно освящена 15 августа 1483 года, в праздник Вознесения Богоматери. С тех пор в Капелле регулярно проводились и до сих пор проводятся Конклавы. Конклав созывается в связи со смертью или отставкой папы римского для избрания нового понтифика Ватикана.

Затворившись в особом помещении, кардиналы голосованием решают, кто будет новым папой. Об успешном избрании очередного главы католической Церкви оповещают белым дымом из трубы над Капеллой. В противном случае дым идет черный.

Самая драгоценная «шкатулка» Рима

Поскольку Капелла, по сути, являлась небольшой крепостью, снаружи Вы не увидите никаких архитектурных изысков. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор! Тем не менее, в этой лаконичности есть своя строгая красота, и даже некоторая изысканность. Простое прямоугольное строение с треугольной крышей напоминает шкатулку, из тех, что были распространены в Европе в викторианскую эпоху. Размеры Капеллы (длина – 40,93 м., ширина – 13,41 м., высота – 20,70 м.) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета.

Сикстинская капелла в ВатиканеРосписи в капелле

Сикстинская Капелла имеет три этажа. Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный. Высокие толстые стены, укрепленные сейчас в некоторых местах прочными опорами, безошибочно выдают в Капелле защитное предназначение. Второй этаж - основной. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. Стены второго этажа прорезаны большими окнами. Два окна имеет стена со стороны входа, еще по шесть окон обеспечивают доступ света и воздуха внутрь со стороны боковых стен. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Он представляет собой галерею с множеством небольших окошек-бойниц, по периметру опоясывающую здание. Поначалу галерея караульни была открыта небу, ветрам и дождям, но затем над ней возвели крышу. Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины.

Сегодня Сикстинская капелла примыкает к Собору Святого Петра - центральному сооружению Ватикана, самому крупному католическому собору Рима, да и всей Европы. Но даже великолепие этого собора не может затмить особую ауру, почти мистическое чувство, что навевает на зрителя Капелла. Это надо ощутить самому!

Флорентийский «десант»

История и архитектурные особенности Сикстинской капеллы увлекательны и необычны, но наибольший интерес, несомненно, представляют ее фрески и росписи. Внутреннее убранство главного зала Капеллы просто великолепно!

Сикстинская капелла в ВатиканеЗадняя стена капеллы — «Страшный Суд»

После завершения строительства Сикстинской капеллы возник вопрос об украшении ее помещений. Для этого в Рим специально была приглашена целая группа знаменитых флорентийских художников. Их имена сегодня хорошо известны любому интересующемуся культурой человеку: Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Россели, Пьетро Перуджино. Им помогали талантливые и многочисленные помощники: Синьорелли, Пинтуриккио, Пьеро ди Козимо, Давид Гирландайо и другие.

Художники создали 16 красивейших фресок, представляющих собой сложные портретные композиции на библейские темы из Нового и Ветхого Завета. К сожалению, до наших дней из 16 фресок сохранились только 12. Но и те, что сохранились, поражают искусством исполнения и разнообразием персонажей (более сотни на всех фресках!). Два цикла картин, по 6 фресок в каждом, опоясывают изнутри стены Капеллы: история Христа и история Моисея. Знаменитая «Тайная вечеря» здесь тоже присутствует.

Стены зала под фресками, на самом нижнем его уровне, раньше покрывали искусно сотканные гобелены. Эти гобелены кроме декоративной, выполняли и чисто практическую функцию, скрывая двери в служебные помещения. И конечно, выполненные по рисункам Рафаэля Санти и изображающие события из жизни апостолов, они были очень красивы.

Сикстинская капелла в ВатиканеПо центру фреска работы Пьетро Перуджино - «Вручение ключей апостолу Петру», правее фреска работы Козимо Росселли - «Тайная вечеря»

До нас дошло лишь 7 гобеленов, которые сейчас хранятся в музее. А копии, висящие на стенах Сикстинской капеллы, большую часть времени скрыты портьерами, и открываются только по праздникам.

Мир библейских сюжетов и гений Микеланджело

Фрески и гобелены можно рассматривать вечно, но стоит посетителю Капеллы поднять глаза вверх, и он забывает обо всем на свете. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. Художественного полотна, сравнимого с ней по своей красоте и эпическому размаху, Вы не встретите больше нигде! Ни в Европе, ни в восточных странах. Потолок, размером примерно 4,1 x 1,3 м., подобен гигантскому непрозрачному витражу, так как поделен на участки, каждый из которых – великолепная фреска, иллюстрирующая важное библейское событие.

Центральную часть потолка Капеллы занимает группа из 9 сцен Книги Бытия. Эти фрески последовательно рассказывают зрителю о создании Богом мира и первых людей, Адама и Евы, об их изгнании из Рая, и последовавших за этим испытаниях, выпавших на долю человечества в лице Ноя. Центральный ряд фресок окружают изображения юношей, с красивыми и пропорциональными телами.

Сикстинская капелла в ВатиканеФрагмент потолка

Рядом с этими библейскими сценами можно увидеть 10 круглых щитов, называемых медальонами. Сюжет каждого медальона повествует об одном из самых тяжелых и мрачных эпизодов истории Завета. О таком, например, как убийство Иорама, царя Израиля.

Паруса сводов Капеллы поражают огромными картинами, изображающими библейских персонажей, пророков и сивилл. В четырех углах свода, на изогнутой поверхности распалубков, Микеланджело изобразил истории спасения народа Израиля. Арки над окнами украшены портретными фресками предков Христа.

Микеланджело Буонарроти - гениальный мастер эпохи Ренессанса. Он взялся за этот сложнейший проект, приняв заказ папы римского, хотя всегда говорил, что он больше скульптор, чем живописец. Тем нее менее это был вызов мастерству Микеланджело, и он его принял. Всего за 5 лет, работая практически в одиночку, он создал великий шедевр – роспись потолка Сикстинской капеллы.

Сикстинская капелла в ВатиканеФрагмент росписи потолка - «Сотворение Адама»

В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону, и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). И самое главное – проходя от входа к алтарю, посетитель может окунуться в мир библейских сюжетов, последовательно развертывающихся перед его взором на своде Сикстинской капеллы.

Сегодня Сикстинская капелла, как и полтысячи лет назад, находится на площади Ватикана рядом с Собором Святого Петра. Этот великолепный памятник эпохи Возрождения в наши дни является музеем, открытым для посещения туристами. Несмотря на это в Капелле по-прежнему собираются на Конклав кардиналы, чтобы избрать своего нового Папу.

Рейтинг достопримечательности

Список достопримечательностей Ватикана

Сикстинская капелла на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Сикстинская капелла в Ватикане больше всего известна за две вещи. Во-первых, в прошлом домовая церковь папы римского, а сегодня Сикстинская капелла — место Конклава, собрания кардиналов, избирающих нового папу. Во-вторых — великолепная роспись потолка, сделанная Микеланджело. Хотя и другие художники тоже внесли свой вклад.

Микеланджело расписал около 1100 кв.м. потолка в период с 1508 и 1512 гг. Ни одному итальянскому живописцу не приходилось до этого браться за такую гигантскую роспись!

Здесь мы собрали все фотографии этого великого шедевра с пояснениями.

29 фото

Бог создал Адама

Роспись потолка заняла целых 4 года. Это сказалось на здоровье Микеланджело: работая на спине, большое количество краски попало ему в легкие. Но, безусловно, результат стоил таких усилий.

После окончания работы в 1512 году Микеланджело переключился на создание скульптур, забросив живопись до 1536 года.

Центральная часть потолка показывает сцены из Книги Бытия. С обеих сторон несколько библейских пророков и несколько сивилл: женские пророки с древних времен, которые предсказали пришествие Иисуса. Среди пророков присутствуют все основные: Исаия, Иезекииль, Иеремия и Даниил. В люнетах над окнами изображены некоторые предки Иисуса, в том числе и Боаз. В углах потолка изображено спасение израильтян.Схема росписей потолка:

Схема потолка в Сикстинской капелле

Потолок в Сикстинской капелле:

Потолок в Сикстинской капелле

Бог создал Адама — Картина в Сикстинской капелле:

Бог создал Адама — Картина в Сикстинской капелле

Верхнее изображение: Отделение света от тьмы. Внизу: Иона. Вверху слева: Иеремия. Вверху справа: Ливийская Сивилла. В правом нижнем углу: Моисей. В левом нижнем углу: осужденный и убитый Аман. Эта часть потолка была закончена около 1511 года, когда Микеланджело было 59 лет:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Потолок Сикстинской капеллы. Верх изображения: Отделение Земли от Воды. Низ изображения: Сотворение Солнца, Луны, и Планет. Закончено в 1511 году:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Верх изображения: Сотворение Евы, 1509 год, когда Микеланджело было 57 лет. Низ изображения: Сотворение Адама — центральная часть потолка:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Верх изображения: Ной и его семья приносят жертву Богу за их спасение от Великого потопа. Низ изображения: падение и изгнание из райского сада, 1509 год:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Верх изображения: Ной пьян и унижен. Низ изображения: Великий потоп:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Потолок Сикстинской капеллы. Вверху по центру: Заэрья. Вверху слева: Джудит убивает Олоферна.Вверху справа: Давид убивает Голиафа. Внизу справа: Иаков и Иосиф. Внизу слева: Элиза и матан:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Сикстинской капелла, задняя стенка, картина «Страшный суд» (Микеланджело Буонаротти, 1539 года, когда ему было 87 лет).

Над Христом слева ангелы опрокидывают крест, символ мученичества и унижения, а справа повергают колонну, символ переходящей земной власти.

Семь ангелов трубным гласом возвещают судный час, спасенные души поднимается вверх, гробницы разверзаются, мертвые воскресают, скелеты встают из земли, мужчина, которого дьявол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками.

Христос, с огненной молнией в руке, неумолимо разделяет всех жителей земли на спасенных праведников, изображенных в левой части композиции, и грешников, спускающихся в Дантов ад (левая часть фрески).

В нижней части фрески Харон, перевозчик через адскую реку, свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки. Черти в радостном исступлении волокут голые тела гордецов, еретиков, предателей... мужчины и женщины бросаются в бездонную пропасть:

Страшный суд

Центр «Страшного Суда». Здесь главная фигура — Христос, который решает судьбу человеческого рода. Жестом руки он проклинает большую часть человечества и отравляет их в ад, но некоторые из них спасены и отправляются на небеса. Даже Мадонна, находясь около него, кажется, присела от страха.

Внизу справа: Святой Варфоломей держит кусок собственной кожи в левой руке, а в правой руке нож. Это символизирует страшную судьбу Варфоломея, с которого содрали кожу заживо:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Потолок Сикстинской капеллы — северная стена Пророков и Сивилл. Слева направо: Ливийская Сивилла, Даниила, Сивилла из Кумы, Исаии, и Дельфийская Сивилла:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Потолок Сикстинской капеллы — южная стена Пророков и Сивилл. Слева направо: Джоэл, Эритрейская Сивилла, Иезекииль, Персидская Сивилла, Иеремия:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Сикстинская капелла, северная стена — «Крещение Иисуса» (Пьетро Перуджино, 1482).В середине: крещения Иисуса. Справа: Иоан Креститель. В левом верхнем углу: обрезание сына Моисея:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Сикстинская капелла, северная стена — «Искушения Иисуса» (Боттичелли, 1481—1482гг.)Вверху слева: после своего крещения Иисус начинается 40-дневный пост. Дьявол просит его превратить камень в хлеб, тем самым доказать, что он является сыном Бога. Иисус отказывается. Он говорит в ответ: «Не хлебом единым жив Человек, но словом, исходящим из уст Божиих». Вверху по центру: дьявол и Иисус стоят на крыше храма. Дьявол предлагает Иисусу спрыгнуть: конечно, он будет пойман ангелами:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Сикстинская капелла, северная стена — «Призвание первых учеников» (Доменико Гирландайо, 1481—1482гг.)

Призвание Петра и Андрея — первых последователей Христа — показано в двух сценах.

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Сикстинская капелла, северная стена — «Нагорная проповедь» (Козимо Росселли, 1481—1482). В Нагорной проповеди Иисус раздал правила, которые стали христианскими принципами. Справа показан еще один эпизод: исцеления прокаженного:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Сикстинская капелла, северная стена — «Вручение ключей» (Пьетро Перуджино, 1481 —1482гг.)Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного. Другие последователи смотрят на это:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Сикстинская капелла, северная стена — «Тайная вечеря» (Козимо Росселли, 1481—1482гг.)Иисус только что поделился со всеми вином и хлебом. Он говорит своим последователям, что он скоро умрет. Апостолы шокированы. Но один из апостолов не удивлен. Это Иуда, сидящий спиной с сумкой через плечо. В ней серебряные монеты, которые он получил за предательство Иисуса. Три окна на заднем плане показывают события, которые могут произойти: молитвы на Елеонской горе, предательство, и распятие:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Сикстинская капелла, южная стена — «Моисей путешествует по Египту». (Пьетро Перуджино, 1482г.)

Справа: сын Моисея Элиэзер. В центре: Моисей остановлен ангелом, в общих чертах напоминающим Бога.

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Сикстинская капелла, южная стена — «Несколько сцен из жизни Моисея». (Боттичелли, 1481—1482гг.)В правом нижнем углу Моисей убивает египтянина, который напал на еврея. Когда фараон услышал об убийстве, Моисей бежал в землю Мадиамскую. Там он отгонял пастухов, которые преследовали дочерей местного священника, Етро. Ему было разрешено жениться на одной из дочерей Етро — Сепфоре:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Сикстинская капелла, южная стена — «Пересечение Красного моря» (Козимо Росселли, 1481—1482гг.)Моисей ведет свой народ через море Рид. Его преследуют египетские воины, но море поглощает их и спасает израильтян. На коленях рядом с Моисеем его сестра, пророчица Мириам.

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Сикстинская капелла, южная стена — «Моисей со сводом законов» (Козимо Росселли, 1481—1482гг.)Моисей получает свод законов от Бога на горе Синай. Спящий молодой человек — Джошуа. Слева на переднем плане: Моисей и Иисус вернулись и показывают людям законы:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Сикстинская капелла, Южная Стена — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» (Боттичелли, 1482г.)Справа: Джошуа останавливает повстанцев, готовых забросать камнями Моисея. В центре: на Аарона нападают люди, которые оспаривают его духовенство. Слева: Моисей призывает Бога наказать мятежников. Сзади: Триумфальная арка Константина, построенная около Колизея в Риме:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Сикстинской капеллы Южная стена — «Последние действия Моисея и его смерть» (Лука Синьорелли, 1481- 1482гг.)Справа: Моисей обращается к толпе. Слева: он передает его лидерство Джошуа. В центре: Моисей на горе Нево. Ангел показывает ему землю обетованную, которой он никогда не достигнет. Слева: люди оплакивают его смерть:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Сикстинская капелла, вид на алтарь:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Сикстинская капелла, лицом к входу:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Сикстинская капелла, вид снаружи:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Папа Бенедикт XVI встретился в Сикстинской капелле с художниками со всего мира:

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

loveopium.ru

Сикстинская капелла — Artrue

Описание грандиозной фрески Микеланджело Буонарроти.

Сикстинская капелла. Фото.

Сикстинская капелла

Потолок Сикстинской капеллы — работа авторства Микеланджело Санти и датируется 1508. На создание шедевра ушло четыре года. Эта работа является краеугольным камнем искусства эпохи высокого Возрождения.

Капелла. Фото.

Капелла является часовней папы Римского, спроектированной Баччо Понтелли и возведенной в Ватикане (1477–1480 годы) в честь Сикста IV (оттуда и название). Часовня является местом проведения конклавов и других ритуалов.

Страшный суд

Различные фрагменты потолка являются составными частями крупной схемы украшенной часовни, которая включает в себя и «Страшный суд» (алтарь). Пинтуриккьо, Сандро Боттичелли, Доменико Гирладайо и другие мастера внесли вклад в росписи стен. Вкупе работы иллюстрируют большую часть доктрины католической церкви.

Сотворение Адама

Сотворение Адама

Центральную часть отделки потолка представляют девять сцен из Книги Бытия, самая известная из которых «Сотворение Адама«. Эта работа — одно из самых знаменитых произведений искусства. Такой же культовый статус имеет разве что Мона Лиза ( авторства Леонардо да Винчи). Руки Бога и Адама являются объектом для множества пародий и подражаний. Масштаб работы позволил Микеланджело в полной мере продемонстрировать свое мастерство в написании разнообразных поз и фигур, оказав огромное влияние на культуру и стиль.

Сама работа оказывала влияние и до момента завершения. Рафаэль Санти, в отсутсвие Микеланджело, изучал детали потолка и, возможно, именно ими вдохновлялся при написании фрески «пророк Исайя».

Пророк Исайя. Рафаэль Санти.

Работа над капеллой

Микеланджело, который прежде всего был скульптором, нежели художником, не хотел браться за эту работу, в том числе, в силу занятости в то время, но Папа был не приклонен и художнику пришлось взяться за проект.

Великий потоп. Фрагмент капеллы.

Несмотря на колоссальный масштаб работы, Микеланджело изначально предлагал еще более амбициозный план. В конечном счете потолок капеллы насчитывает около трехсот фигур, работа над которыми длилась четыре года. Считается, что увлеченность автора библейскими сюжетами помогло ему самостоятельно разработать композиции и схемы.

«Развернутая» Сикстинская капелла.

Для того, чтобы добраться к потолку часовни, мастер разработал собственную лесенку, которую возводил не с пола, а выстроил её используя отверстия и выступы на стенах и окнах.

В силу габаритов (41 на 14 метров) и сложной архитектуры, многие фрагменты носят декоративный характер.

Содержание

Основным элементом конструкции являются сцены из Книги Бытия, некоторые их которых поддерживаются четырьмя обнаженными фигурами. По краям двенадцать мужчин и женщин пророчествуют о рождении Христа. На серповидных областях, над каждым из окон часовни, изображены предки Иисуса. Над ними, в треугольных фрагментах, представлены восемь групп фигур, идентифицировать которых не удалось. Четыре угловых изображения показывают драматичные библейские истории.

artrue.ru

Сикстинская капелла - величайший памятник архитектуры и живописи

Сикстинская капелла - это всемирно известный памятник живописи и архитектуры, находящийся в Риме (в Ватикане). Построено это великолепное религиозное сооружение католического христианства было во второй половине XV века по заказу римского папы Сикста IV известным итальянским архитектором Д. де Дольчи. Сегодня Сикстинская капелла является одновременно и музеем, и действующим храмом - именно здесь кардиналы католической церкви избирают папу римского. Сикстинская капелла

Художественное убранство Сикстинской капеллы

Капелла выполнена в классическом стиле, характерном для искусства Италии эпохи Возрождения. Она представляет собой небольшой по площади прямоугольник, перекрытый высоким сводом. По периметру прямоугольника расположены 12 окон, с правой стороны находятся хоры для певчих. Мозаичный пол пересечен мраморной перегородкой. Интересно, что по замыслу папы Сикста IV пропорции капеллы с точностью воспроизводят пропорции первого великого храма царя Соломона в городе Иерусалиме. Капелла символизирует незыблемость католической веры и является своеобразным оплотом веры.

Сикстинская капелла Микеланджело.Сикстинская капелла прославилась своими уникальными фресками. Над их созданием трудились величайшие художники эпохи Возрождения. Среди них были С. Боттичелли, К. Росселли, Перуджино, Д. Гирландайо, Б. делла Гатта, Пьеро ди Козимо, Пинтуриккьо, Бьяджо д'Антонио, Л. Синьорелли и многие другие. Количество художественных изображений, разместившихся на относительно небольшом пространстве, поражает воображение зрителя. Здесь мы можем увидеть сцены из земной жизни Иисуса Христа - это «Крещение» (Пинтуриккио, Перуджино), «Искушение Христа» (Боттичелли), «Призвание Петра и Андрея к апостольству» (Гирландайо), «Нагорная проповедь» (К. Росселли), «Передача Святому Петру ключей» (Перуджино), «Вечеря» (Росселли). Также внимательному взору предстают фрески, изображающие эпизоды из жизненного пути пророка Моисея и портреты тридцати римских пап. Потолок Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла. Микеланджело и его фрески

Но поистине жемчужиной являются фрески Микеланджело Буонаротти. Потолок Сикстинской капеллы, расписанный прославленным на весь мир художником, сегодня по праву считается шедевром живописного искусства. Трудился над своими росписями Микеланджело долго, в течение пяти лет (1508-1512 гг.). Написанные им фрески посвящены начальным главам Книги Бытия: сотворению из праха земного первого человека – Адама, прекрасного юноши с совершенной душой и телом. По периметру верхней части капеллы Микеланджело расположил фигуры величайших пророков древности, которые предсказывали приход в мир Спасителя. Четверть века спустя (в 1536 году) Микеланджело вернулся к своей работе в капелле. Его кисти принадлежит фреска, получившая название «Страшный суд». Масштабы ее поражают воображение наблюдателей - величавая фигура Иисуса Христа, грешники и праведники были изображены так натурально, что вызвали восторг у современников художника. То же самое перед этим шедевром испытывают и сегодняшние зрители.

Сикстинская капелла была и остается величайшим памятником искусства всех времен и народов.

fb.ru

описание, история, архитектурные особенности :: SYL.ru

Одним из величайших памятников ренессансного искусства, к которому стоит прикоснуться каждому гостю Вечного города, является Сикстинская капелла. Роспись авторства выдающихся живописцев итальянского Возрождения поражает как масштабом задумки, так и филигранностью исполнения. Традиционные библейские сюжеты поданы с позиций гуманизма – определяющего мировоззрения того времени. Не теологический мистицизм, но человеческая сущность – высокая ли, низкая – нашла свое воплощение на стенах капеллы. Этот символ могущества и богатства католической церкви стал памятником гению одного из титанов Возрождения – Микеланджело Буонарроти.

Что такое "капелла"? Сикстинская капелла в Риме

Католическая капелла – религиозное сооружение, не предназначенное для публичных богослужений. На русский язык этот термин переводят как "часовня" либо "домовая церковь".

Великая капелла, на месте которой была позже сооружена знаменитая Сикстинская капелла, служила местом собрания кардиналов римской церкви со времен возвращения Пап в Ватикан из "Авиньонского пленения" в конце XIV века.

К концу XV столетия положение папского государства было неоднозначным: с одной стороны, огромная власть и богатства, с другой – постоянная угроза военного вторжения светских владык, желавших иметь влияние на католическую церковь либо поживиться частью ее имущества. Эту двоякость отражает возведенная в 80-х годах XV века Сикстинская капелла: крепость снаружи – музей внутри.

Архитектурная простота

Заказчиком перестройки капеллы римских кардиналов выступил папа Сикст IV, чье имя впоследствии и получило это здание. Автор проекта – Баччо Пантелли, архитектор – Джордже де Дольчи.

Поскольку не исключалось, что расположенное в сердце Ватикана, рядом с собором Святого Петра, здание придется использовать в качестве укрытия от вражеских войск, то строилась Сикстинская капелла в соответствии с требованиями, предъявляемыми к крепости. Прямоугольное трехэтажное здание имеет размеры ветхозаветного Храма Соломона – 41 метр в длину и 13 в ширину. На верхнем этаже расположено караульное помещение и круговая оборонительная галерея.

Никаких архитектурных особенностей нет и внутри сооружения: большой прямоугольный зал с овальным сводом, разделенный на две неравных части мраморной оградой. Изначально планировалось, что украшением данного объекта станут не архитектурные изыски, а роспись стен и потолка.

Сикстинская капелла в Ватикане была освящена в праздник Вознесения, 15 августа 1483 года.

Первые фрески

Для украшения интерьера были приглашены виднейшие представители флорентийской художественной школы. Среди них - признанные мастера Козимо, Перуджино, Гирландайо, Росселли, Боттичелли а также их ученики. В период с 1481 по 1483 годы эти живописцы создали 16 фресок на библейские мотивы (до нашего времени сохранилось 12 картин) и портреты 28 Римских пап.

Среди сохранившихся произведений искусства флорентийских мастеров шесть относятся к циклу истории Христа и шесть – к истории Моисея. На алтарной стене храма располагались известные нам лишь по описаниям первые по хронологии фрески обоих циклов: "Рождение Христа" и "Нахождение Моисея". Поверх них спустя полвека был нанесен шедевр Микеланджело "Страшный суд".

Кто расписывал потолок Сикстинской капеллы до Микеланджело, о том искусствоведам не известно. Знаем только, что свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами.

Титан Возрождения

В 1508 году папа Юлий II пригласил для росписи плафона (сводчатого потолка) капеллы известного скульптора Микеланджело Буонарроти.

Потомок обедневшего знатного флорентийского рода, Микеланджело с детства испытывал интерес к камню и ваянию. Это увлечение не находило понимания у его отца, считавшего, что работа руками - ниже достоинства аристократа. Однако первые успехи юноши рассеяли всякие сомнения: быть ему великим скульптором! Ученик Гирландайо, воспитанник Лоренцо Медичи, вынужденный покинуть родной город по политическим причинам, славу свою он обрел в Риме.

В последние годы пятнадцатого века Микеланджело создает статую Вакха и мраморную композицию Пьета ("Плакальщица" – в честь оплакивающей Христа Богородицы). Работа признана шедевром! Успех Пьеты четырьмя годами позже, уже во Флоренции, повторяет статуя Давида, выставленная на всеобщее обозрение на центральной площади.

В 1506 году Юлий II вызывает молодого скульптора в Рим для работы над статуями папской усыпальницы. Вскоре Папа охладевает к этому проекту, но в его мозгу возникает новая идея.

Нежеланное задание

Не иначе божественное провидение подсказало Юлию, кем именно должна быть расписана Сикстинская капелла. Микеланджело не испытывал радости от такого заказа: ради фресок капеллы ему пришлось отложить ваяние скульптур для папской гробницы в соборе Святого Петра. Живопись в то время не была приоритетом для Микеланджело. Однако отказать всесильному заказчику было невозможно, и в августе того же года работа началась.

Не имевшему опыта плафонной росписи мастеру пришлось столкнуться с целым рядом трудностей, отчего поначалу пришлось много экспериментировать и терпеть немало разочарований. Выполнение росписи осложняло и то, что Микеланджело отказался от какой-либо помощи – как художественной, так и технической. Даже Папе он запрещал смотреть на незаконченную работу. Единственным человеком, который помогал ему в трудах, был ученик, смешивавший краски.

Трудности начального этапа

Прежде всего, чтобы не повредить уже имеющиеся фрески Сикстинской капеллы, Микеланджело пришлось создать принципиально новые леса, не касающиеся стен. На этом сооружении, на высоте двадцати метров, художнику предстояло провести ближайшие четыре года...

Первой проблемой стала влажность. Писать фрагмент приходилось в течение одного дня, пока не высох размоченный участок штукатурки (дописанное по сухому выглядело неестественно). Но получалось так, что на следующий день рисунок то высыхал и обесцвечивался, то скрывался под мокрым пятном. Тут настойчивость проявил Юлий, который "навязал" гордому Микеланджело консультанта, при помощи которого решение проблемы с влажностью было найдено.

Другое затруднение создавала неровная поверхность потолка, искажавшая пропорции. Тут уже мастеру самому пришлось деформировать картины таким образом, чтобы с пола фигуры выглядели пропорциональными.

Фрески плафона капеллы

Потолок Сикстинской капеллы вместе с прилегающими люнетами имеет площадь около 600 м2. Огромная работа для одного человека! Роспись длилась с 1508 по 1512 года. Что же изобразил мастер?

В центре свода три группы фресок: "Сотворение мира", "Сотворение человека", "Всемирный потоп". В каждой из них по три картины. К серии "Сотворение мира" относятся "Отделение света от тьмы", "Создание солнца и звезд" и "Отделение воды от суши". Во вторую группу входят "Сотворение Адама" (пожалуй, самый известный фрагмент фрески), "Сотворение Евы", "Изгнание Адама и Евы из Эдема". К третьей группе относят фрагменты "Опьянение Ноя", "Великий потоп" и "Жертвоприношение Ноя".

Окружают эти фрески изображения ветхозаветных пророков и сивилл (прорицательниц). Еще ниже видим многочисленные портреты предков Христа. Кроме того, в скругленных углах потолка изображены четыре масштабные картины на темы сюжетов из Ветхого Завета.

"Страшный суд"

По завершении этого грандиозного труда Сикстинская капелла была полностью расписана, поэтому вряд ли кто-то мог подумать, что Микеланджело придется вернуться к работе над ее фресками. Однако в 1534 году новый папа Павел III задумывает украсить алтарную стену капеллы огромной фреской с изображением Страшного суда. Исполнителем ему видится только автор замечательной росписи плафона папской часовни. Так пятидесятидевятилетний Микеланджело берется за новый масштабный заказ.

Чтобы освободить место для картины, пришлось заштукатурить две фрески Перуджино, созданные им в 80-х годах предыдущего столетия, и закрыть несколько окон. Все пространство над алтарем было отведено под изображение Божьего Суда.

Бессмысленно пересказывать сюжет этой фрески Сикстинской капеллы – лучше своими глазами увидеть ее на фотографиях, благо сегодня найти их не составляет труда. Надо только пояснить, почему от мощи и величия человека, отображенных на потолке капеллы, Микеланджело переходит к изображению людей как жертв судьбы, бессильных игрушек в руках высших сил. Причина не только с сюжете Страшного суда, который трудно назвать жизнеутверждающим, и не только в возрасте мастера. Вся прожитая им жизнь, все происходившие вокруг события: перевороты, войны, междоусобицы, оккупация части Италии соседями, вся бедность и несправедливость окружающего мира подорвали веру Микеланджело в силу человеческой воли и разума.

Дальнейшие доработки

Бессмысленность править сотворенное гениями очевидна не всем и не всегда. Еще при жизни великого Буонарроти по его фрескам прошлась чужая кисть. Все персонажи Страшного суда писались обнаженными, что многим показалось неприличным. В 1565 году Даниеле де Вольтерра дорисовал фигурам этой фрески набедренные повязки, чем "обессмертил" себя под прозвищем "Брагеттоне" (исподнишник). Сикстинская капелла Микеланджело приняла знакомый нам благопристойный вид.

Но и с "порезками" фреска Страшного суда не была в безопасности. В 1596 году ее едва не сбили по воле Папы Климента VIII. Шедевр тогда спасло ходатайство художников Римской академии святого Луки.

Реставрация в ХХ веке

За четыре века реставрационные работы в Сикстинской капелле проводились не один раз, но вскоре фрески снова покрывались свечной копотью и грязью. Последняя реставрация была выполнена в девяностых годах прошлого века. Очищенные и бережно восстановленные, фрески Сикстинской капеллы вызвали немалое удивление исследователей.

Ранее существовало распространенное мнение, что Микеланджело в своей работе использовал краски приглушенных тонов. Отнюдь. После реставрации знаменитые работы мастера засияли яркой гаммой цветов. Впрочем, многие ценители не приняли обновленный вид капеллы, считая результаты реставрации не соответствующими внешнему виду первоисточника.

Где находится Сикстинская капелла? В каком городе можно увидеть шедевр Микеланджело?

Желая снискать репутацию мецената, покровителя искусств (а заодно и пополнить казну), католическая церковь открыла для посетителей многие из своих дворцов и сокровищниц. Сикстинскую капеллу, подобно многим другим музеям Ватикана, может посетить любой желающий. Все, что потребуется, - это двадцать евро за билет. Ну и, разумеется, сначала нужно попасть в Рим, ведь именно в этом городе находится папская столица со всеми ее достопримечательностями.

Но неправильно было бы думать, будто Сикстинская капелла – это только музей. До сих пор в этом здании проводятся важные заседания кардиналов, главнейшее из которых – конклав – собирается после смерти очередного Папы Римского, чтобы избрать его преемника.

www.syl.ru

Сикстинская капелла – жемчужина Ватикана — 39Rim.ru

Последние изменения: Август 12, 2018

 Апостольском дворце, являющимся официальной резиденцией Папы, находится одна из величайших художественных и культурных ценностей Ватикана – часовня Успения Пресвятой Девы Марии. Более известная как Сикстинская капелла, часовня прославилась, прежде всего, фресками, украшающими ее интерьер и потолок. Их росписью занималась целая плеяда знаменитых художников эпохи Возрождения – Сандро Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и, конечно же, Микеланджело Буонарроти. Шедевры, которые более пятисот лет изумляют многие поколения, можно увидеть и сегодня, посетив Музеи Ватикана.

Возможно Вас заинтересует:

 Сикстинская капелла названа так в честь папы Сикста IV делла Ровере (1471-1484). Он решил построить новое здание на месте, где раньше находилась часовня папы Николая V постройки 1368 года, и известная как капелла Магна. В то время старая часовня использовалась для общественных собраний членов папского двора и уже с трудом вмещала в своих стенах более 200 человек – кардиналов, представителей религиозных орденов и важных семей, большого числа мирян и служащих.

Папа Сикст IV

Кроме того, из-за напряженных отношений между Папой и семейством Медичи – в те времена правителями Флоренции – новое здание задумывалось еще как небольшая крепость в качестве оборонительной структуры.

Здание Сикстинской капеллы

Проект, разработанный архитектором Baccio Pontelli, предусматривал использование фундамента предыдущего здания и трети высоты существующих средневековых стен. По мнению некоторых исследователей, размеры зала Сикстинской капеллы (40,23 метра в длину, 13,4 метра в ширину и 20,7 м в высоту) были скопированы с большого храма Соломона в Иерусалиме, который был разрушен римлянами в 70 г.н.э.

Храм Соломона в Иерусалиме. Реконструкция

Строительство капеллы, начатое в 1475 году, провозглашенного Сикстом IV Юбилейным, было практически завершено к весне 1481 года. Потолок часовни оформил итальянский художник Пирматтео Лауро ди Амелио (1445 – 1503), украсив его золотыми звездами на синем фоне.

Потолок часовни художника Пирматтео Лауро ди Амелио. Гравюра XIX в.

Для росписи стен помещения Папа вызывал из Флоренции самых знаменитых художников – Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, Синьорелли, а также мастеров из Умбрии – Пьетро Перуджино и Пинтуриккио. Живописцы украсили боковые стены Сикстинской капеллы фресками, сюжеты которых были взяты из библейской истории и освещали некоторые эпизоды из жизни Моисея и Иисуса Христа.Изготовленные скульпторами Mino da Fiesoli, Andrea Brego и Giovanni Dalmata изысканные мраморные балюстрады, увенчанные канделябрами, первоначально разделяли всю площадь часовни на две равные части. Пространство в пределах святилища возле алтаря было предназначено для членов папского двора, а остальная часть помещения отводилась для паломников и верующих мирян. В конце XVI века балюстрада была несколько отодвинута назад, чтобы расширить площадку для священнослужителей.

Балюстрада Сикстинской капеллы

15 августа 1483 года, в праздник Успения Святой Богородицы, Сикстинская капелла была освящена Папой. В ней, как и в прежней часовне, проводились литургии и самые торжественные церемонии. И по сей день здесь, в особых случаях, собирается высшее духовенство.

Заседание Высшего Совета Кардиналов

Весной 1504 года, в результате проседания южной стены часовни, на ее своде образовалась большая открытая трещина, повредившая роспись потолка Сикстинской капеллы. Племянник Сикста IV папа Юлий II, возглавивший папский престол (1503 – 1513), обратился к Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564), чтобы тот смог как-то исправить разрушенную роспись свода. Письмо, направленное мастеру, было своего рода актом примирения в возникших разногласиях с Микеланджело, в результате которых скульптор покинул Рим. Приняв предложение Папы, он приступил к выполнению нового заказа в 1508 году. После четырех лет работы, 31 октября 1512 года новая роспись свода Сикстинской капеллы была обнародована для прихожан. На 512 квадратных метрах потолка художник воспроизвел сцены из Книги Бытия, затрагивающие темы истории человечества в период, предшествующий приходу Иисуса Христа.

Фрагмент свода Сикстинской капеллы, украшенный фресками Микеланджело

 В 1532г., более двадцати лет спустя, от папы Климента VII поступила просьба сделать новую роспись над алтарем часовни, стена за которым покрылась трещинами из-за продолжающейся усадки здания. Микеланджело работал над своей одной из самых знаменитых фресок с 1536 по 1541гг, закончив ее в возрасте 66 лет. Считается, что он выполнил все работы самостоятельно, без помощи других художников и помощников. Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур. Представленная мастером тема росписи раскрывает неизбежную судьбу каждого человека в этом мире, над которым Бог является абсолютным судьей и арбитром.

Фреска Микеланджело «Страшный суд» над алтарем Сикстинской капеллы (1508-1512)

Это интересно!

Фреска стала предметом острого конфликта между Микеланджело и кардиналом Карафом, обвинившим художника в безнравственности из-за обнаженной натуры многих изображенных на ней фигур. Церемониймейстер Папы Бьяджо да Чезена говорил, что «в таком священном месте, как папская капелла не должно быть подобного позора, а эта работа более всего подходит для общественной бани или таверны».

Фрагмент фрески Микеланджело «Страшный суд»

В 1564г, вскоре после смерти Микеланджело, Совет Трента осудил наготу в религиозном искусстве. Было принято решение удалить фрески, воспринимавшиеся как аморальные. Однако этому помешала смерть папы Пия IV в конце 1565г, так как Сикстинскую капеллу необходимо было максимально быстро подготовить для избрания нового понтифика. Гениталии решили закрасить, поручив эту работу художнику Даниэле да Вольтерра, за что он получил уничижительное прозвище «il Braghettone», то есть «художник штанов».

Фрагмент фрески «Страшный суд»

С течением времени копоть свечей и накопившаяся за многие столетия грязь настолько ухудшили состояние фресок, что с 1980 года Сикстинская капелла была полностью закрыта на реставрацию, которая продолжалась до 1994 года. Удаленный слой грязи высветил неожиданно яркие цвета, возродив краски, нанесенные художниками в эпоху Ренессанса.

Фреска «Пророк Даниил» до и после реставрации

Официальное открытие всей восстановленной часовни состоялось 11 декабря 1999 г, став всемирно известным событием в канун Юбилейного года, провозглашенного папой Иоанном Павлом II.

Сикстинская капелла – жемчужина Ватикана

Средняя оценка 5 Проголосовало 6

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

39rim.ru