КарраччиКартины и биография. Карраччи картины


Произведения Аннибале Карраччи

Аннибале Карраччи (1560-1609)— знаменитый живописец из Болоньи, ставший реформатором итальянского изобразительного искусства. Вместе со своими братьями — Агостино и Лодовико основал школу живописи. Придерживался традиций античности и эпохи Возрождения в своих живописных работах, занимался фресковыми росписями, рисунком и гравюрой.

аннибале карраччи

Начало творческой деятельности

Биография Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) берет свое начало в Болонье, где он родился в 1560 г. в семье ремесленника. Подрастая и беря пример с двух братьев, Аннибале решил посвятить жизнь искусству: у кузена Лодовико он учился живописи, у старшего Агостино — гравюре.

Свои молодые годы он провел, путешествуя по Венеции, Флоренции и Парме, одновременно обучаясь различным живописным приемам, изучая работы Корреджо, Тициана, Рафаэля и Микеланджело.

Вернувшись в 1582 г. в Болонью, вместе с братьями Карраччи основал «Академию вступивших на истинный путь», занимавшуюся обучением студентов и созданием работ по живописи. Ученики в этой частной мастерской обучались, как было принято в итальянских живописных школах, копируя работы старых мастеров, писали также с натуры. Между ними устраивались конкурсы, где отвечать на вопросы преподавателей нужно было своими рисунками, умея отстаивать свою работу перед другими.

аннибале карраччи картины

Участвуя в общих проектах, каждый из братьев продолжал заниматься и личной работой, часто они устраивали соревнование по количеству заказов, выполненных за месяц. Среди «трио Карраччи» работы Аннибале оказались самым талантливыми и самобытными, уже в его первых произведениях проявились новаторские приемы, которые противоречили устаревшим живописным доктринам. Заказы он успевал выполнять не только от жителей Болоньи, но и из других итальянских городов.

Первые крупные работы

Болонский период жизни художника (1582-1594) характеризуется созданием картин мифологической тематики, пейзажей, портретов и алтарных образов.

В 1584 г. была закончена роспись трех залов дворца Фава в Болонье — большая работа, над которой братья трудились почти два года. Этот цикл фресок, исполненных в едином пластическом ключе, представляет сцены из мифов: приключения Ясона, истории Энея, похищение Европы.

аннибале карраччи произведения

Одна из важных работ в этот период — картина Аннибале Карраччи «Мертвый Христос» (1582), в которой молодой художник показывает мастерское владение кистью и перспективой, умение выражать чувства, используя для этого совсем небольшие средства. К теме оплакивания Христа художник будет возвращаться и в более поздних картинах.

аннибале карраччи мертвый христос

Портреты и автопортреты

Среди произведений Аннибале Карраччи большую часть занимают его автопортреты. Художник с увлечением рисовал самого себя, ожидая, что его потомки смогут увидеть всю эволюцию его жизненного пути не только во внешности, но и в эмоциональных изменениях.

Наиболее известны из них «Автопортрет Аннибале Карраччи с племянником Антонио» и «Автопортрет на палитре» (1590-е гг.) и др.

аннибале карраччи биография

Портреты художник всегда выполнял в неформальном тоне, изображая обычных людей в типичной обстановке того времени. Причем в его манере всегда присутствовало что-то нестандартное, позволявшее правдиво передавать характер человека, отмечая его грубоватость или ущербность, не приближая его к идеальному.

Интересны написанные в начале 1580-х, гротескные портреты «Едок бобов» и «Юноша с обезьянкой», в которых художник правдиво раскрывает натуру человека с некоторой долей юмора.

живопись аннибале карраччи

Искусство карикатуры

Яркая картина «Мясная лавка» (1582) А. Карраччи среди специалистов считается первой жанровой картиной, попыткой трактовки бытовой ситуации с помощью монументального искусства. Она была написана в популярном в те годы в Северной Италии стиле «рыночной сценки», в которой художник подчеркивает зависимость характера человека от социальной среды и профессии. Грубоватый реальный мир и простонародный типаж работников лавки не вызывают негативных чувств, но передают характеры людей.

аннибале карраччи

В картинах Аннибале Карраччи и его брата Агостино были впервые использованы карикатурные методы живописи, когда персонаж подавался зрителю вместе с его недостатками, которые специально увеличивались для создания смешного эффекта. Еще в начале своей деятельности Аннибале много времени посвящал в работах физиономическим исследованиям, стремясь привнести в них комические элементы.

Создание карикатур приписывают А. Карраччи, который предположительно создал и хранящийся в Британском музее карикатурный лист (1595), на котором изображены мужские и женские лица в гротескном виде.

Фрески в галерее Фарнезе

Одна из самых знаменитых работ Аннибале Карраччи в живописи, высоко оцененная профессионалами, роспись фресками Галереи Палаццо Фарнезе в Риме, куда были приглашены братья кардиналом в 1595 г. Вначале Аннибале получил заказ на роспись рабочего кабинета во дворце, а затем, вместе с приехавшим в Рим Агостино, он занимается и работой над парадными интерьерами дворца. Выполнение этого проекта заняло почти восемь лет жизни.

аннибале карраччи автопортрет

Используя в качестве программного предложения тематику триумфа любви, Аннибале сделал росписи коробового свода, стен и люнетов. Композиция фресок на мифологические сюжеты, навеянные «Метаморфозами» древнеримского поэта Овидия составлена осмысленно и разнообразно, за что заслуженно считается наиболее удачным и самым значительным произведением художника. «Триумф Вакха и Ариадны», «Юпитер и Юнона» — эти работы принесли Аннибале Карраччи мировую славу, стали примером создания декоративных ансамблей для художников XVII-XVIII веков.

Оформление фресок было сделано при помощи лепных элементов и фигур атлантов и юношей, поддерживающих детали. Сюжеты и необычные элементы напоминают гениальные творения Микеланджело в Сикстинской капелле.

аннибале карраччи

Однако оплату за свой труд художник получил небольшую, и, считая себя обиженным заказчиком, он уезжает на родину в Болонью.

Гравюры и рисунки

Кроме росписей масштабных фресок и живописных работ мифологической и аллегорической тематики, Аннибале Карраччи проявил свой талант и при создании гравюр. Темы он выбирал из античных и библейских сюжетов, руководствуясь собственным вкусом, в свободное время занимался написанием пейзажей.

Кроме гравюр, он уделял внимание занятиям рисунком, а также выполнял разнообразные заказы. Для аристократов Рима он пишет светские картины различного формата, выполняет алтарные образы для городских соборов.

аннибале карраччи

Росписи собора и часовни Альдобрандини

В 1600 г. по приглашению Т. Черази два гениальных художника — Караваджо и Карраччи были приглашены для работы над росписями собора Санта-Мария-дель-Пополо. Все работы посвящены Богородице и св. Петру и Павлу. Аннибале был нерелигиозным человеком, поэтому сцены и персонажи старался помещать в приятный ландшафт, что не очень пришлось по вкусу представителям церкви, вследствие чего Карраччи отказался от дальнейшей работы и поручил ее ученикам.

Последний крупный заказ, оставшийся незавершенным, — работа над шестью люнетами Часовни Альдобрандини. Художник написал только две картины «Погребение Христа» (1595) и «Бегство в Египет» (1602). В своих произведениях он старался воспроизводить вселенскую картину мира, живописуя картины идеальной природы, на фоне который камерно звучат фигуры святых, лодочника или пастуха, пасущееся стадо. Такое сопоставление мира и конкретных людей рождает чувство идиллического течения жизни, вследствие чего специалисты считают его создателем классицистического образа природы.

аннибале карраччи

По заказу семьи кардинала была создана работа «Пьета Фарнезе» (1600), в которой Карраччи обратился к традиционной иконографической схеме, сумев также передать в ней правдивые чувства: горе Марии над лежащим телом Христа.

Последние годы жизни

Начиная с 1603 г., Аннибале Карраччи переживает несколько периодов депрессии, ощущая себя ненужным и забытым, его мучают ревматические боли, мешающие заниматься любимым делом.

Стараясь держаться подальше от Рима, художник переезжает в 1609 г. в Неаполь. В одном из путешествий, при попытке перейти через понтийские болота, его настигает болезнь. Талантливый живописец умер в полном одиночестве, не дожив до 50 лет.

После его смерти стараниями учеников останки художника были захоронены в Пантеоне рядом с гениальным маэстро Рафаэлем, о чем мечтал Карраччи еще при жизни.

В своем творчестве Аннибале стремился достичь гармонии реальности в сочетании с классическими образцами живописи. Современные ученые считают его гениальным художником, который стоит у истоков зарождения классицизма.

fb.ru

Карраччи Картины биография Carracci

Карраччи (Carracci), семья итальянских художников второй половины XVI — начала XVII веков. Лодовико Карраччи (1555-1619) и его двоюродные братья Агостино Карраччи (1557-1602) и Аннибале Карраччи (1560-1609) получили художественное образование в Болонье, принадлежали к болонской школе. Сочетая приемы живописи Корреджо, Микеланджело и Тициана, они создали собственный стиль, ставший реакцией на изощренную экспрессивность маньеризма. Эклектически соединяя приемы великих мастеров Возрождения, создали академический тип алтарной картины и монументально-декоративной росписи барокко. Основанная ими около 1585 в Болонье “Академия вступивших на правильный путь” сыграла важную роль в становлении академизма.

Карраччи Трое шутов Трое шутов (Волосатый Генри,безумный Питер и Тино Амон),1598-1600, Национальный музей, Неаполь

Изучение натуры братья Карраччи соединяли с ее возвышенной идеализацией в духе мастеров Высокого Возрождения. Они создали новый тип монументальной алтарной картины, эффектной по композиции и броской по колориту (“Мадонна Барджеллини” Лодовико Карраччи, 1588, Национальная пинакотека, Болонья), во фресковых росписях предвосхитили декоративизм живописи барокко (росписи Палаццо Фарнезе в Риме, Агостино и Аннибале Карраччи, 1597-1604). Эти фрески, замечательные по своему удачному распределению, по осмысленности и разнообразию композиции и по свежести красок (“Триумф Вакха и Ариадны”, “Меркурий и Парис”, “Пан и Дианы”, “Юпитер и Юнона”) принадлежат к числу особенно удачных произведений братьев.

Аннибале Карраччи, наиболее талантливому в семье, принадлежат также жанровые композиции, портреты (“Портрет Джованни Габриели с лютней”, Картинная галерея, Дрезден), а также проникнутые ощущением величия и гармонии природы так называемые героические пейзажи. Несмотря на всеобщее признание художника, Аннибале Карраччи умер в возрасте 49 лет в нищете и похоронен в соответствии с его предсмертной просьбой в Пантеоне, рядом с Рафаэлем. Достоинства живописных произведений этого художника состоят в искусстве композиции, в умно рассчитанном размещении фигур и в свежести колорита.

Так в картине «Явление Христа святому Петру на Аппиевой дороге» Христос, несущий крест, явился святому Петру. На вопрос, куда он идет, Христос ответил: «Я иду в Рим, чтобы быть снова распятым». Художник Аннибале Карраччи проявил здесь тонкое чувство детали, в частности, при изображении пейзажа. Гармоничная композиция и прекрасные фигуры напоминают работы Рафаэля и Микеланджело и свидетельствуют о стремлении римского художника 17 столетия вернуться к духу классики.

Для стиля Аннибале Карраччи характерно сочетание натурализма и классицизма. В одном из своих писем он выражает восхищение перед произведениями Корреджо и Тициана: «Мне нравится эта прямота и чистота. которая не похожа на реальность, но очень правдоподобна и естественна и лишена искусственности». Вместе со своим братом Агостино и кузеном Лодовико, Аннибале Карраччи в 1595 основал Болонскую академию. В ней учились художники, многие из которых стали создателями великой школы болонской барочной живописи.

Немногочисленные живописные произведения Агостино Карраччи (“Причащение святого Иеронима” и “Вознесение Богородицы” в Болонской пинакотеке) отличаются правильностью рисунка и светлым, весёлым колоритом. Агостино был более известным гравером, чем его брат Аннибале. Подражая Корнелису Корту, он достиг больших высот в мастерстве гравирования. Наиболее известные из его гравюр: “Распятие” и “Искушение святого Антония” (с Тинторетто), “Эней и Анхис” (с Бароччио), “Богородица с младенцем” (с Корреджо), а также некоторые гравюры с собственных работ. Агостино Карраччи получил известность благодаря своим гравюрам эротического содержания.

В ранних работах Лодовико Карраччи слишком заметно подражание Корреджо и Пармиджанино. В более зрелых своих произведениях он демонстрирует большую самостоятельность (в “Богородице во славе” и во фресках из жития святого Бенедикта в монастыре Сан Микеле ин Боско). Лодовико Карраччи является также родоначальником особого рода картин страдальческого пафоса — многочисленных “Ecce Homo” и “Mater Dolorosa”, созданных болонской школой. В Эрмитаже хранятся картины “Святое Семейство”, “Несение креста”, “Положение во гроб” и “Святой Себастьян” художника Лодовико Карраччи.

smallbay.ru

Аннибале Карраччи | Artifex.ru

Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) – одно из множества блистательных имен в истории итальянской живописи. Рожденный в 1560 году в Болонье в семье ремесленника, юный Карраччи рано понял, что стезя отца не сможет удовлетворить его амбиции. Вслед за старшим братом Агостино и кузеном Лодовико будущий художник решил посвятить свою жизнь искусству. Ранние годы ученичества Аннибале скрыты завесой тайны, но принято считать, что становление стиля Караччи и его братьев произошло под влиянием популярного в этот период направления — позднего маньеризма.

 

Несмотря на это, уже в ранних работах Аннибале в полной мере проявилась самобытность его техники. Особенности работы с цветом вызвали поток критики со стороны приверженцев классической старой школы. Но юного художника нападки не остановили, и в дальнейшем его стиль продолжал развиваться. Уже в 1582 году братья Карраччи заслужили похвалу своему мастерству – заказ на роспись дворца Фава в Болонье. Исследователи сходятся во мнении, что эта работа является образцом удивительного стилевого единства. Роспись трех залов, представлявшая сцены из античной мифологии, заняла у братьев около двух лет. Результат нового труда Карраччи вызвал уже не критику, а зависть менее удачливых коллег.

Аннибале стремился перенять лучшее у мастеров живописи, поэтому вместе с Агостино в 1585 году отправился в Парму. Неизгладимое впечатление на молодого художника произвели произведения Корреджо. В последующие годы он уже в одиночку охотно путешествовал по стране. Долгое время Карраччи провел на севере Италии. Там он открыл для себя Тициана и нашел новое вдохновение. После Венеции окрыленный Аннибале отправился в Рим, где смог прикоснуться к творчеству Рафаэля и Микеланджело. Однако путешествие по Европе имело для него не только положительный эффект. Вернувшись на короткое время домой после посещения Пармы, Карраччи пострадал от критики за якобы неумелое подражание технике Корреджо. Этот эпизод, вероятно, отразился на его дальнейших творческих исканиях.

Позднее в 1585 году оставшийся в Болонье кузен Лодовико основал Академию живописи. Изначально она была названа Desiderosi – «Академия желающих». Анибале и Агостино согласились преподавать в ней. Дабы подчеркнуть своё желание достичь совершенства в искусстве, братья устраивали конкурсы, призванные определить достойнейших. Впоследствии учебное заведение сменило название на «Академию вступивших на правильный путь». Несмотря на претенциозность этого заявления, среди учеников и выпускников не нашлось тех, кого мир готов был признать величайшим гением.

Постепенно талант и мастерство Аннибале несколько оттенили успехи брата и кузена. Поэтому чрезвычайно щедрое предложение, сделанное в 1595 году, досталось именно ему: Карраччи отправился в Рим, чтобы трудиться при дворе кардинала над его рабочим кабинетом во дворце Фарнезе, а позднее - и в главной галерее.

 

В этот период творческая самобытность Аннибале снова явила себя, обогатившись опытом великих мастеров прошлого. Его фрески вобрали в себя все лучшее из того, что восхищало художника. Главную галерею Фарнезе украсили не только сюжеты из «Метаморфоз» Овидия, но и необычные элементы, напоминающие творения Микеланджело. Обрамление фресок было призвано создавать впечатление лепных элементов и объемных фигур атлантов, держащих массивные детали. Стремление к совершенству не оставляло Аннибале все эти годы.

Среди работ художника можно встретить не только фрески и масштабные росписи. Еще в юности Аннибале проявлял недюжинный талант в рисовании гравюр, темами для которых становились многочисленные античные и библейские сюжеты, а также монументальная «Пьета Фарнезе» (пьета - иконография сцены Оплакивания Христа девой Марией с изображением Богоматери с мёртвым Христом, лежащим у неё на коленях). Выполнял Карраччи и мелкие заказы аристократов, а в свободное время пробовал себя в написании пейзажей.

  

Судьбой ему был отмерен не долгий срок. После нескольких лет изнурительной болезни, лишившей художника возможности писать, в 1609 году Аннибале Карраччи скончался. Уже после его смерти ученики по оставшимся эскизам и наброскам завершили роспись капеллы Эррера де Сан Джакомо дельи Спаньоли.

Согласно своему последнему желанию, Аннибале был похоронен в Пантеоне рядом с могилой Рафаэля.

artifex.ru

Аннибале Карраччи-3. Рисунки и гравюры

Рисунки и гравюры старых мастеров интересны тем, что в них художник, как правило, не скован волей заказчика (в первых - в большей степени не скован, во вторых - в меньшей). Вот и Аннибале Карраччи раскрывает свой потенциал по полной.Рисунки:Annibale_Carracci,_Apollo_receiving_the_lyre_from_Mercury.jpgАполлон, получающий лиру от Меркурия

INV 7314, RectoРисунок к конному портрету Алессандро Фарнезе

Annibale_Carracci,_study_for_Magnani_frieze_ferscoes.jpgЭтюд мужской фигуры для фрески в палаццо Маньяни

Annibale_Carracci_(_),_Giudizio_di_Paride.jpgСуд Париса

Annibale_Carracci_-_Atlante_-_WGA4433.jpg

Annibale_Carracci_-_Landscape_and_Figures_-_Google_Art_Project.jpgПейзаж с фигурами

Annibale_Carracci_-_Tête_de_femme.jpgЖенская голова

Annibale_Carracci_-_Meeting_of_Jason_and_King_Aeëtes.jpgВстреча Ясона и царя Ээта

Annibale_Carracci_Cartone_del_Trionfo_di_Bacco_e_Arianna_(Sileno).jpgКартон для фрески "Триумф Вакха". ИМХО сильнее, чем сама фреска

Carracci,_Sketch_for_Palazzo_Magnani_Frescos,_Louvre.jpgНабросок для фрески в палаццо Маньяни

Hercules_holding_the_world,_study_Annibale_Carracci.pngГеркулес, держащий небесную сферу. Рисунок для фрески в палаццо Фарнезе.

Louvre-romulus-et-remus-et-un-homme.jpgПейзаж с Ромулом и Ремом

Studio_per_la_morte_di_Ercole_-_Camerino_Farnese.jpgСмерть Геркулеса. Рисунок для фрески в палаццо Фарнезе. Здесь интересны перспективные построения

Testa_di_vecchio.pngГолова старика

800px-Annibale_Carracci_-_Retrato_de_homem 1580-90.jpgПортрет юноши, 1580-1590

Гравюры:

Annibale_Caprarola.jpgОплакивание Христа, 1597

Annibale_Carracci_Drunken_Silenus.jpgПьяный Силен

Annibale_Carracci_Presepe.jpgПоклонение пастухов

Annibale_Carracci_Sacra_Famiglia_e_san_Giovannino.jpgСвятое семейство со Св. Иоанном, 1590

Annibale_Carracci_San_Francesco.jpgСв. Франциск, 1585

Annibale_Carracci_San_Girolamo.jpgСв. Иероним

Annibale_Carracci_Susanna.jpgСусанна и старцы

Saint_Jerome.jpgСв. Иероним

Пара портретов:

агостино.jpgАгостино Карраччи

AnnibaleCarracciHeadofaManinProfile1588-95Oiloncanvas448x321TheRoyalCollection.jpgМужская голова в профиль

tito0107.livejournal.com

Агостино Караччи "Любовные позиции" или «Шестнадцать наслаждений».

 

Итальянские художники конца XVI- начала XVII веков братья Карраччи, основатели болонской “Академии вступивших на правильный путь” и одни из создателей стиля барокко. Имена Лодовико, Аннибале и Агостино Карраччи прославлены созданием прекрасных произведений, таких как “Обращение Савла” (1587-1588), “Преображение” (1595-1596) и “Мученичество св. Урсулы” (1592) Лодовико Караччи, “Последнее причастие св. Иеронима” (1591-1593) Агостино Караччи, алтарный образ “Вознесение Богоматери” для церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (1601) работы Аннибале Каррачи, великолепные фрески палаццо Фарнезе кисти Аннибале и Агостино Карраччи, и многих других замечательных творений.

Большинство из них было создано на различные религиозные сюжеты, однако безусловная набожность отнюдь не помешала одному из братьев, Агостино, стать автором многочисленных эротических гравюр более чем откровенного содержания. Эти рисунки иллюстрировали новое издание знаменитых эротических сонетов Пьетро Аретино " I Modi "(также известные как "Любовные позиции", или «Шестнадцать наслаждений»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Агостино Караччи (1557–1602) – итальянский художник, гравёр. Агостино Караччи начал обучаться рисованию вместе с Просперо Фонтана после того, как оставил ювелирное ремесло. Гравюрному, художественному мастерству Агостино посвящал большую часть своего времени до тех пор, пока не присоединился к своему кузину и брату. Вместе с ними Караччи основал академию живописи. В 1597 году Агостино поехал в Рим. Там, работая вместе с Аннибале, он оформлял галерею дворца Фарнезе. В то время Агостино Караччо были созданы поразительные фрески «Triumph of Galatea», «Rape of Cephalus» (эскиз находится в национальной галерее Лондона). Он умер в Парме, сразу после окончания великой работы «Celestial, Terrestrial, and Venal Love». Среди других знаменитых работ Агостино: «The Last Communion of St. Jerome» (Пинакотека, Болонья), «Adulteress before Christ», гравюра «Crucifixion» с работы Тинторетто.

eleonorar.livejournal.com

Аннибале Карраччи. Биография | Философия Жизни — FiloLi.ru

Март 24, 2012

Аннибале Карраччи начал восхождение на вершину славы в родной Болонье, где довольно скоро добился признания. Окрыленный успехом, он отправился на покорение столицы, и уже спустя несколько лет «Рим пал к его ногам».

Аннибале Карраччи

Автопортрет

1593-1594; 43х31 смрисунок сангиной и меломНекоторые исследователи считают этот рисунокэскизом к живописному портретулютниста Маскерони

Аннибале родился 2 ноября 1560 года в семье закройщика Антонио Карраччи, который, будучи сам сыном портного, наверняка мечтал о том, чтобы кто-нибудь из его детей стал продолжателем семейной традиции и наследником довольно большой и вполне рентабельной мастерской. Однако, к великому огорчению Антонио, оба его сына — и старший, Агостино, и младший, Аннибале — предпочли ножницам и лекалам кисти и краски.

Антонио считал, что «пагубное» влияние на сыновей оказал не кто иной, как его племянник Лодовико (1555-1619), который первым в семье потомственных ремесленников Карраччи заявил о своем решении стать художником. Так ли это — доподлинно неизвестно, хотя факт остается фактом: братья с детства были очень дружны и безгранично доверяли друг другу...

На сегодняшний день имеется достаточно сведений о периоде обучения живописи Лодовико и Агостино — в то время как о первых шагах в искусстве гораздо более прославленного Аннибале остается лишь догадываться. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что первым учителем его брата и кузена был весьма почитаемый болонский художник Бартоломео Пазаротти. Имени Аннибале в списках учеников этого мастера мы не встретим, хотя первые работы молодого Карраччи были написаны явно под влиянием манеры Пазаротти. Возможно, начинающий живописец перенял ее у своих братьев.

Кроме того, одни специалисты предполагают, что Аннибале вполне мог брать уроки у якобы популярного в те времена художника Просперо Фонтаны, другие упоминают и вовсе неизвестные сегодня имена... Независимо от ответа на вопрос, кто же в действительности повлиял на профессиональное становление Аннибале, мнения абсолютного большинства исследователей сходятся в одном: формирование стиля всех троих Карраччи происходило под влиянием господствующего тогда в Болонье художественного направления под названием «поздний маньеризм».

Первые успехи Карраччи

После дебютных гравюр, датированных 1581 годом, Аннибале Карраччи являет миру свои первые живописные работы, которые сразу же вызывают огромный интерес у представителей художественной элиты Болоньи и становятся настоящей сенсацией. Апологеты болонского маньеризма во главе с Фонтаной и Пазаротти были возмущены дерзостью начинающего художника, позволившего себе игнорировать традиционные каноны и создавшего нечто совершенно новаторское.

Речь касалась, в частности, написанного в 1583 году «Распятия», которое было предназначено для оформления алтаря в городской церкви Сан Николо. Может быть, кому-то эта работа и показалась написанной вполне в духе маньеризма, но только не опытным мастерам, которые сразу же разглядели новаторские приемы, не только противоречившие маньеристической концепции, но и бросавшие вызов безнадежно устаревшей и уходящей в прошлое живописной доктрине...

В 1584 году, после двух лет совместной работы, братья Карраччи заканчивают роспись трех залов дворца Фава в Болонье. Несмотря на тематическое разнообразие (первый цикл фресок представляет сцены из мифа о похищении Европы, второй посвящен приключениям Ясона, третий живописует историю Энея), с точки зрения живописи, все росписи исполнены в едином пластическом ключе, что было большой редкостью для проектов, осуществляемых одновременно несколькими художниками.

Аннибале Карраччи

Автопортрет с отцом художника,братом Агостино и его сыном Антонио

1593Пинакотека ди Брера, Милан

Вероятно, под влиянием Николо дель Аббате (ок. 1509-1571), а точнее, по аналогии с его росписями в моденском дворце Поджо, братья Карраччи используют композиционную форму фриза, протянувшегося по периметру каждого из залов, увенчивая стены под самым плафоном. Этот совместный «братский» дебют приносит молодым художникам большой успех, с которым не могут смириться их менее удачливые коллеги.

Пытаясь вбить клин между братьями, завистники распространили сплетню о том, что автором абсолютно всех фресок был Аннибале, двое других, дескать, лишь подавали ему кисти... Современники Карраччи просто подняли интриганов на смех, поскольку многие были свидетелями самого процесса росписи залов и могли поручиться, что каждый из братьев работал наравне с остальными. Зато сегодня некоторые специалисты сомневаются в этом, приводя в качестве главного аргумента все ту же невероятную пластическую целостность росписей.

Известно, что в 1585 году Агостино и Аннибале Карраччи пребывали в Парме, где изучали живопись Корреджо. В одном из писем, адресованных кузену Лодовико, оставшемуся в Болонье, Аннибале восторгается: «Меня поражает все, что я здесь вижу. Сколько в этом правды! Какие тона! Какой цвет кожи! Герои его картин улыбаются так очаровательно и так естественно, что мне хочется улыбнуться им в ответ». И в конце письма добавляет: «Мы мечтаем только о том, чтобы как можно быстрее овладеть прекрасной техникой Корреджо: это единственный верный способ унизить наших врагов».

Художник ошибался. По возвращении в Болонью он написал две новые картины, в которых четко прослеживалось влияние Корреджо («Крещение Иисуса» и «Снятие с креста»). «Враги» буквально освистали Аннибале и раскритиковали его новый стиль. Художник чувствовал себя настолько униженным, что подумывал уехать из Болоньи навсегда. Братья уговорили его не покидать родной город. И все же Аннибале радовался каждой возможности уехать.

В этот период он совершил несколько важных, с точки зрения совершенствования стиля, путешествий по северной Италии. Приблизительно в 1587 году он оказался в Венеции, где познакомился с работами Джорджоне и Тициана, Веронезе и Бассано. С тех пор Аннибале Карраччи считал венецианских художников наилучшими мастерами. Это безграничное восхищение и поклонение будет продолжаться до тех пор, пока он не посетит Рим, где откроет для себя великих Микеланджело и Рафаэля.

Академия Карраччи

В период между упомянутыми поездками в Парму и в Венецию происходит другое, не менее важное событие. Приблизительно в 1585 году Карраччи основывают собственную Академию живописи. Лодовико, очевидно, на правах старшего, становится директором этого учебного заведения, Аннибале — преподавателем техники живописи. Агостино же читает самые сложные курсы, затрагивающие, скорее, область общих знаний: это и правила перспективы, и основы архитектуры, и анатомия, и мифология, и история религии.

Отвечать на вопросы преподавателей ученики Академии должны были не словами, но рисунками. Начинающих художников учили объективно оценивать себя и своих коллег, те из них, которые не умели отстоять перед другими свою работу, должны были ее публично уничтожить. Для распределения наград между лучшими учениками устраивались конкурсы, на которые в качестве судей Карраччи приглашали наиболее известных живописцев Италии...

Первоначально эта художественная школа называлась «Академия желающих» (Desiderosi), чем определялось стремление достичь совершенства старых мастеров. Впоследствии же она была переименована в «Академию вступивших на правильный путь» (Incamminati), т.е. идущих по пути к достижению этого совершенства. Историки искусства отмечают, что хотя Академия Карраччи не подарила миру ни одного истинного гения, тем не менее, нельзя не согласиться с тем, что, благодаря уникальной методике преподавания, она выпускала настоящих художников-интеллектуалов и в этом послужила образцом для всех академий, которые появились в Европе в XVII веке.

Одинокий рыцарь

Галерея Палаццо Фарнезе

Галерея Палаццо Фарнезе в Риме

Несмотря на тесное сотрудничество и участие в нескольких совместных проектах, каждый из братьев Карраччи все же пытается строить собственную художественную карьеру. Они даже устраивают нечто вроде соревнования, главным критерием победы в котором является количество поступающих ежемесячно заказов. Вскоре становится ясно, что старшие братья безнадежно проигрывают Аннибале, у которого буквально нет отбоя от клиентов — причем не только из Болоньи, но и из других городов Италии.

В конце концов, слава о нем, уже не как о представителе «трио Карраччи», а как о независимом художнике, достигает Рима. Именно оттуда в 1595 году Аннибале получает весьма лестное предложение поработать при дворе кардинала Одоардо Фарнезе, которое сразу же и принимает. Художник перерос «камерную» Болонью и чувствовал в себе силы достойно выступить на «большой сцене».

По прибытии в Рим Аннибале получает заказ на роспись плафона Камерино (рабочего кабинета) во дворце Фарнезе. Двумя годами позже он приступает к оформлению плафона главной галереи дворца: эти фрески, иллюстрирующие сюжеты «Метаморфоз» древнеримского поэта Овидия, проникнуты сильным влиянием живописи Микеланджело из Сикстинской капеллы (отдельные сцены обрамлены «нарисованными» архитектурными деталями, которые поддерживают атланты и обнаженные юноши).

Венера и Анхиз

Венера и Анхиз

1597-1604, фрескаПалаццо Фарнезе, Рим

Однако подход к содержанию живописи совсем иной. Если в росписях Микеланджело (как и во всей монументальной живописи Возрождения) очень важно индивидуальное осмысление сюжета мастером, то у Карраччи на первом месте стоит абстрактная красота живописи — правильность и гармоничность рисунка, уравновешенность цветовых пятен, ясная компоновка фигур. Совершенство формы занимает художника гораздо больше, чем содержание...

В целом, работе при дворе Фарнезе Карраччи посвятил почти десять лет своей жизни. В числе его помощников были Агостино и первые выпускники болонской Академии Карраччи, среди которых Джованни Ланфранко (1582-1647), Франческо Альбани (1578-1660) и, конечно, Доменикино (1581-1641).

Следует отметить, что в этот период творчество Аннибале не ограничивается одними фресками. Мастер находит время для выполнения множества самых разнообразных заказов. Он пишет картины светского характера для римских аристократов (причем одинаково легко работает как в большом, так и в малом форматах), создает алтарные образы по заказам городских церквей и соборов, а также увлекается написанием пейзажей.

В 1599-1600 годах Карраччи создает монументальную, поражающую воображение «Пьету Фарнезе» (сегодня находится в Неаполе), а тремя годами позже пишет полную величия «Domine, quo vadis?». В тот же период появились и «Бегство в Египет», «Положение во гроб»...

В 1602 году художник получил заказ на оформление римской капеллы Эррера де Сан Джакомо дельи Спаньоли. Для этого цикла фресок Аннибале создал целую серию подготовительных рисунков, воспользоваться которыми при реализации проекта пришлось уже не ему, а его ученикам: начиная с 1605 года жестокие ревматические боли лишили мастера возможности заниматься живописью. С этого времени творческая деятельность Аннибале Карраччи сводится к наблюдению за работой учеников, непродолжительным занятиям рисунком, а также созданию гравюр.15 июля 1609 года мастера не стало.

(1560—1609) Аннибале Карраччи

Творчество Карраччи

Карраччи: «Бобовая похлебка»Бобовая похлебкаКарраччи: «Пьета»ПьетаКарраччи: «Охота»ОхотаКарраччи: «Венера и Адонис»Венера и АдонисКарраччи: «Воскресение Христа»Воскресение Христа

Поделиться ссылкой в социальных сетях

www.filoli.ru

Карраччи - это... Что такое Карраччи?

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

(carracci), семья итальянских художников, представителей академизма, работавших в 17 в. в Болонье. Лодовико Карраччи (1555, Болонья – 1619, там же), живописец, гравёр и скульптор, ученик П. Фонтаны. В юности совершил путешествие по Италии, изучая творчество великих мастеров эпохи Возрождения. Вернулся в Болонью с убеждением в необходимости обновления искусства и вместе со своими двоюродными братьями Аннибале (1560, Болонья – 1609, Рим) и Агостино (1557, Болонья – 1602, Парма) ок. 1585 г. основал «Академию идущих по истинному пути», послужившую образцом для всех последующих европейских художественных заведений подобного рода. Вскоре Болонская академия стала крупнейшим центром художественного образования в Италии. Главными принципами обучения в ней, в противовес маньеризму, стали непосредственное наблюдение природы, изучение античных образцов и подражание мастерам прошлого, прежде всего Микеланджело, Тициану, Рафаэлю, Корреджо и Пармиджанино. Братья сознательно стремились к эклектике в живописи, к отбору в наследии великих художников формальных приёмов, которые могли бы стать универсальными средствами передачи прекрасного для любого живописца. Они создали новый, академический тип алтарной картины, для которого характерны монументальность композиции, эффектность ракурсов и жестов, пестрота колорита («Мадонна Барджеллини» Л. Карраччи, 1588; «Причастие св. Иеронима» Аг. Карраччи, между 1591–93 гг.; «Вознесение Марии» Ан. Карраччи, 1592).

Ан. Карраччи. «Автопортрет». Ок. 1604 г. Госу дарственный Эрмитаж. Санкт-Петербург Ан. Карраччи. «Автопортрет». Ок. 1604 г. Госу дарственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

  Самым талантливым из братьев был Аннибале. В первых произведениях («Лавка мясника», «Бобовая похлёбка») художник не пишет с натуры реальные сцены, а создаёт вариации на темы фламандских натюрмортов с фигурами людей – «лавок» и «кухонь». Человек больше не главный герой картины, как было в эпоху Возрождения; для живописца он равен по значению всем остальным видимым вещам. В этом произведения болонского мастера неожиданно сближаются с картинами его идейного противника Караваджо. В картине «Св. Рох раздаёт милостыню больным чумой» (1595) святой похож на римского военачальника, одаряющего своих легионеров; в окружающей его толпе изображены матери семейств со своими детьми и раненые «ветераны». Сцена воспринимается как театральное действо. Главным «героем» «Автопортрета» (1590-е гг.) является не сам художник, а его живописное изображение на холсте, натянутом на подрамник. Подрамник с портретом стоит на мольберте в затемнённом пространстве мастерской; в нём, словно в зеркале, возникает усталое лицо мастера, только что завершившего свой труд. Пейзажи Аннибале Карраччи, проникнутые ощущением величия и гармонии природы, сыграли значительную роль в создании типа т. н. «героического» пейзажа. В 1597–1604 гг. Аннибале совместно с Агостино украсил галерею Палаццо Фарнезе в Риме росписями на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия. Аннибале подчиняет композицию фресок особому, пульсирующему ритму. Живопись то пытается зрительно «разорвать» границы плафона, открывая небеса, то имитирует природу, скульптуру или архитектуру. Центральную композицию потолочного плафона «Триумф Вакха и Ариадны» окружают ложные гермы и кариатиды; включённые в обрамление мифологические сцены развивают тему триумфа любви.

Ан. и Аг. Карраччи. «Триумф Вакха и Ариадны». Фреска. 1597–1604 гг. Палаццо Фарнезе. Рим Ан. и Аг. Карраччи. «Триумф Вакха и Ариадны». Фреска. 1597–1604 гг. Палаццо Фарнезе. Рим

  Агостино был прежде всего исследователем, анализирующим формальное наследие искусства 16 в. Занимался в основном гравированием, в том числе и с целью воспроизведения работ Корреджо и венецианских художников, прежде всего П. Веронезе. Его гравюры служили образцами для копировавших их учеников Академии.

Ан. и Аг. Карраччи. Росписи потолка галереи. 1597–1604 гг. Палаццо Фарнезе. Рим Ан. и Аг. Карраччи. Росписи потолка галереи. 1597–1604 гг. Палаццо Фарнезе. Рим

  Монументально-декоративные росписи братьев Карраччи предвосхитили стиль барокко. Различные стороны творчества художников во многом предопределили два главных направления в европейском искусстве 17 в. – барокко и классицизм.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

dic.academic.ru


Смотрите также