ngasanova. Картина автопортрет


Автопортреты - Вспомнить, подумать...

Зачем художники создают автопортреты?

Существует фундаментальное препятствие — не только для художника,— в разгадывании себя.

Существует непреодолимый соблазн — не только для художника— в разглядывании себя.

На перекрестке препятствия и соблазна, самоанализа и нарциссическогосозерцания брошен, словно камни святилища, автопортрет.(с)

Древняя история портрета сплетена с сакральным страхом человека перед своим изображением — образ обезоруживал человека, делал его уязвимым перед магией и колдовством. Художник давал колдовству опору — и одновременно был тем, кто мог защитить, разделив опасность сосвоей моделью. На музейных холстах, изображающих монархические кланы, мы находим автопортреты художников — где-нибудь в уголке за мольбертом. Это не честь, как принято думать, но простая безопасность, требование службы охраны первых лиц. Соблазн и препятствие— тот же искусительный микс, на котором замешан автопортрет — сопровождали суверена вего путешествии в иное вместе с художником.

Леонардо да Винчи. Туринский автопортрет.

Считается, что художник выполнил его в 60-летнем возрасте. Штриховка выполнена тонкими линиями слева направо — это характерный почерк да Винчи. Работа нарисована сангиной (материал, напоминающий красно-коричневый уголь) на бумаге. Идентификация проведена вXIX веке: рисунок сопоставили с портретом Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа», прототипом для которого был Леонардо. Тем не менее, некоторые искусствоведы продолжают доказывать, что туринский автопортрет— всего лишь качественная подделка под да Винчи. Однако железных фактов в поддержку своего мнения они не предоставили.

Кстати, существует теория, что великую Мону Лизу Леонардо да Винчи срисовал с себя, предав собственным чертам мягкости. К такому мнению ученые склоняются, сравнивая красавицу из Лувра с туринским автопортретом.

Автопортрет Дюрера.

Сохранилось 17 автопортретов немецкого мастера Ренессанса, однако самым популярнымявляется тот, что датирован 1500-м годом.

Лицу преданы божественные,иконографические черты. Художнику на время написания было 28 лет.В то время портреты «фас» в Европе были редкостью. В Италии их практически полностью сменилиработы с поворотом головы в три четверти.К слову, Дюрер одним из первых дал толчок к переоценке статуса художника. В то время в Германии рисунок считался ремеслом, и ставить автографы на работах было не принято.Дюрер всегда подписывал картины полным именем. Кроме того, он является первым европейскимхудожником, написавшим автобиографию, и крупнейшим мастером ксилографии.

Караваджо. Предполагаемый автопортрет в образе Бахуса.

Гений реализма всю жизнь рисовал автопортреты: его черты можно узнать в лице казненного на картине «Давид с головой Голиафа», в проходном персонаже на картине «Мученичество апостола Матфея», и даже в лике медузы Горгоны. Но в главной роли он предстает только вобразе Бахуса!

Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой,январь 1889 г.

Написан в Арле на пике развития психологического расстройства. Картина была нарисована через несколько дней после того, как Ван Гог поссорился с другом Гогеном, запустил емув голову стаканом, а после в приступе гнева отрезал сам себе мочку уха.

Поль Гоген. Автопортрет на фоне Желтого Христа, 1889-1990 гг.

Один из главных представителей постимпрессионизма и отец символизма нередко рисовал себя— как и его товарищ Ван Гог. Самые популярные автопортреты: с палитрой (1893 г), в шляпе (1893 г) и с «желтым Христом»(1889−1890 гг.). На последней за спиной мастера находится любимая работа, давшая началосимволизму.

Пьер Огюст Ренуар. Последний автопортрет.

Потрясающий импрессионист, автор новаторского для своего времени портрета актрисы ЖанныСамари, прожил долгую жизнь и на старости влюбился в юную натурщицу (об этом снят фильм«Ренуар. Последняя любовь»). На последнем автопортрете (1910 г.) живописец выглядитабсолютно счастливым. На тот момент ему было без малого 70 лет.

Автопортрет Модильяни.

Работы художника отличаются самобытным авторским стилем — его невозможно спутать не с кем.Как ни странно, ловелас и покоритель сердец редко рисовал себя. Широко известен только один портрет, выполненный в 1919 году, меньше чем за год до смерти автора.

Френсис Бэкон Автопортрет № 1, 1964 г.

Среди десятков автопортретов этот — чуть ли не единственный, у которого есть туловище.Интересно, что оно «позаимствовано» у другого художника, Люсьена Фрейда (к такому выводупришли исследователи аукциона Сhristie’s).Этот коллега — излюбленная модель Бэкона.

На сегодня триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» является самым дорогимпроизведением искусства из когда-либо проданных. Рекорд установлен в ноябре 2013 года на Сhristie’s: работа ушла с молотка за 142,4 млн долларов.

Автопортрет Рембрандта.

Написан в 1640 году, в зените славы, когда знатные богатые голландцы буквально заваливали художника заказами. Рембрандт решил увековечить собственную состоятельность и признание: на картине он сидит в чинной позе, одетый в дорогие платья. Этой работой автор хотел поставить себя в одну линию с Дюрером, Тицианом и Рафаэлем, которых очень уважал. В целом в своих картинах он нередко «соревновался» с Тицианом:брал типичные для коллеги сюжеты и переигрывал в своем стиле.

В автопортрете 1640 года повторена классическая позы персонажей Дюрера и Тициана: все они правой рукой опираются на парапет. Согласно рентгенограмме, первоначально на парапете была левая рука Рембрандта.

Пабло Пикассо. Автопортрет в голубой период, 1901 г.

Испанец рисовал себя на протяжении всей жизни. Существуют десятки автопортретов Пикассо— от крайне реалистичных до тех, что идеально вписываются в каноны кубизма. Интересно, что на самом известном автопортрете «голубого» периода художник меньше всегопохож на себя.

Источник: artchive.ru

ngasanova.livejournal.com

ARTandYou.ru - История искусства - Экспериментальные автопортреты в истории живописи.

Экспериментальные автопортреты в истории живописи.

 

Особую роль автопортрет начал играть с эпохи Возрождения,  как следствие растущего самосознания личности художника.  С тех самых пор он мог принимать различные формы, но прочно и навсегда укоренился в искусстве. Автопортрет не только своего рода документ, сохраняющий внутренний и внешний облик художника, это, скорее,  экспериментальное изучение собственной личности.  Неслучайно, существует огромное количество автопортретов, изучающих «я» художника через различные роли – Христа, клоуна, жертвы и т.д., а порой и вовсе граничащих с радикальным отчуждением собственного «я». Внимание данной статьи будет обращено как раз на такие автопортреты – исследования, автопортреты – эксперименты, нежели зеркальные изображения художниками самих себя.  

Дюрер. Автопортрет в образе Христа (около 1500). Старая Пинакотека Мюнхен. 

 durer

Иератическая фронтальность  и композиционная близость образам Христа граничит с богохульством, поражая современного зрителя.  В самом же деле, ренессансная переоценка ценностей, согласно которой художник становится не ремесленником, но яркой творческой индивидуальностью прямым образом отразилась в данном автопортрете. Дюрер, в творчестве которого автопортрет занимал не последнее место, всегда был склонен к самолюбованию, в этом же портрете он прямым текстом сравнивает себя творца, с Богом творцом.

Микеланджело. Фрагмент фрески «Страшный суд».  (1537-1541) Сикстинская Капелла. Автопортрет на коже Св. Бартоломью.

mickelandgello

В центре фрески Микеланджело  «Страшный суд» наш взгляд падает на сцену, символизирующую атрибуты  апостола и мученика Св. Бартоломью.  В своей правой руке он держит нож, при помощи которого согласно легенде с него была заживо снята кожа, в левой  - он держит саму кожу, включающую искривленное муками лицо. Современники отмечали поразительное сходство застывшей в муке гримасы  с упрямым и меланхоличным лицом художника. Более того, их всегда поражал тот факт, что лицо на спущенной коже не несет сходства с лицом святого, сидящего на облаке. Более того, сам апостол демонстрирует безошибочное сходство с известным современником Микеланджело Пьетро Аретино. Те из современников художника, которые заметили это сходство, наверняка также слышали о личностной вражде между угрюмым титаном искусства и интригующим литератором. Сплетня и легенда сошлись воедино.

Караваджо. Давид с головой Голиафа. (1605-1606)

david

В отличие от Джорджоне, который иллюстрируя этот же сюжет поединка Давида и Голиафа, изобразил себя в роли Давида, Караваджо пишет автопортрет в роли отрубленной головы, поверженного Голиафа.  В этом смысле, автопортрет Караваджо подобно изображению Микеланджело на спущенной заживо коже, решительно выражает  самоосуждение и порицание. Задний фон, что весьма характерно для Караваджо, черный. Все фигуры словно выбрасываются на зрителя из тьмы.   Для эффекта наибольшего отвращения, Караваджо разместил схваченную за волосы, истекающую кровью отрубленную голову на переднем плане максимально близко к зрителю, так словно она сейчас вывалится из картины прямо на нас. В лице поверженного Голиафа, весьма узнаваем сам Караваджо, по-крайней мере в своем нормальном виде, предстающий нам   с других автопортретов. Здесь же, художник обезображивает свои собственные черты, искажая свое лицо в гримасе ненависти и страдания, увековеченной смертью. Глаза закатились, лицо искривилось в результате фатального ранения, рот, застыв в крике агонии, по-прежнему открыт, зубы выбиты, отовсюду хлещет кровь. Зачем Караваджо с таким осуждением и негативом изображает себя омерзительным и поверженным? Сложно сказать однозначно. Представив на мгновение, что автопортреты изначально инициировались, чтобы донести положительное сообщение, каким мог быть положительный посыл этого эксцентричного изображения? Возможно, что в последние годы своей жизни хулиган Караваджо, дискредитированный скандалами и преступлениями, связанными с его именем, пытался вернуть себе добрую репутацию. Возможно, это было публичное извинение за свои поступки.    Его собственная безнравственность, изобретательное бесстыдство, жестокий нрав (напомним в 1606 году его преследовали за убийство), но в тоже время художественный гений – все это в конечном итоге могло послужить мотивом для комплексного самооправдания. Его живописное решение  также может определяться еще и тем, что согласно христианской морали только тот, кто питает отвращение к самому себе и сокрушается в покаянии заслуживает должного возвышения. И только те, кто осознали безобразность, могут понять настоящую красоту.

Джеймс Энсор. Автопортрет с масками. 1899. Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия

ensor

Энсор предстает в окружении  масок, при этом его лицо (умышленно или нет) остается открытым взгляду. Фигуры в масках теснятся вокруг него, их бескровные лица и накрашенные губы воплощают наваждение мастера, боящегося быть растоптанным людской массой, поглощенным ее безднами. Цветовая палитра картины как будто «насыщена» непредсказуемой опасностью: плоть, розовая человеческая плоть на ней выглядит, как рана.  С помощью тонкого карандаша и красок ярких прозрачных цветов с вкраплениями сочных, даже ядовитых оттенков, Энсор привносит в композицию ощущение скрытой угрозы. Комический аспект здесь уступает место трагизму смертельной игры с заранее определенным концом: в центре толпы, готовой на все, оскалившейся гримасами, человеку ничего не остается, как только спасаться бегством. И все же на полотне Энсора герой словно находится под защитой своей «нормальности», которая позволяет ему стоять отдельно от ревущих, хохочущих масс. Это гротескное изображение буржуазного мира, его глубины спрятаны под масками, однако именно через них они находят визуальное воплощение.

Эгон Шиле. Мастурбация. Автопортрет. 1911. Графическое собрание Альбертина Вена.

masturbate

Эгон Шиле один из основоположников жанра обнаженного автопортрета, он написал их более сотни. Шиле, как представитель экспрессионизма рассматривает живопись непосредственно как часть себя и своего мира. Если, у предшествующих ему импрессионистов мир и личность художника находились в гармонии, то в экспрессионизме окружающий мир воспринимается художником, как часть его подсознания, вогнутое зеркало, в отражении которого сосредоточен весь мир и собственное «я». Сам художник  говорил: «Когда я вижу себя целиком, я должен видеть себя и знать, чего я хочу, знать не только, что происходит внутри меня, но и насколько я способен выглядеть, какие средства находятся в моем распоряжении, из каких загадочных субстанций я создан и что из той большей части я воспринимаю и воспринял до сих пор». Вполне может быть, что в рамках данного автопортрета Шиле занимался изгнанием сексуальных демонов и проживал в своей воображении «импульсы, которые не всегда могли удовлетвориться в реальности». Другими словами, изображение своих страстей и желаний означает борьбу с ними.  (ссылка на обнаженный портрет в творчестве Эгона Шиле)

Фрида Кало. Мое рождение. 1932.

kalo

Фрида Кало, несколько лет своей жизни прикованная к кровати была вынуждена писать лишь себя, впрочем, и в последующие годы изучение своей собственной личности было основной темой ее работ.  В данной картине художница запечатлевает видение своего собственного рождения. Более того, возможным мотивом к данной теме могло стать  незадолго до этого полученное известие, что сама она детей иметь не может. Лицо матери Фриды закрыто покрывалом не случайно, во время работы над картиной она умерла.  Для Фриды, занятия живописью всегда были своеобразной терапией, при помощи которой она сублимировала многочисленные физические и моральные страдания, выпавшие на ее долю. Перенося их на холст, она словно освобождалась от боли. Тем не менее, тот факт, что творчество Кало – это нечто большее, чем просто субъективное осмысление собственного опыта, не подлежит сомнению. 

Фрэнсис Бэкон. Автопортрет 1973.

bacon

Бэкон, будучи героем чрезвычайно актуальным своему времени, своим творчеством выражал абсолютную экзистенцию, постоянно находясь в поиске самого себя и смысла своего  существования как представителя человеческого рода. В своих многочисленных интервью, он с сарказмом и презрением осуждал бессмысленность мира, чем снискал титул «экзистенционалиста живописи».  В своем творчестве он ставил вопрос: а возможно ли визуально уловить и зафиксировать моральный упадок, потерянность, тоску и одиночество современной эпохи? Бэкон полагал, что возможно. Одним из примером этих поисков является его автопортрет 1973 года. Художник на нем сидит в пустой комнате. В глаза бросается неестественность его позы. Он скрутил свое тело так, словно его что-то или кто-то мучает, и даже стул  выглядит издевающееся неудобным. Лицо также искривлено, краски растекаются, размазывая череп в какую-то густую массу, при этом волосы, глаза и рот выглядят абсолютно дикими. Детали бросаются нам в глаза, проявляясь в наручных часах, ботинках, четкости остального изображения. Выключатель на стене с вертикальной линией провода играет в картине не менее важную роль, чем фигура на центральном фоне или театральная обстановка вокруг, напоминающая помещение  для реквизита или кулисы.

 

 

 

 

 

 

artandyou.ru

Автопортрет — Циклопедия

Изображение самого себя долгое время было предметом творчества художников. Интересует эта проблема и философов, и психологов, и медиков. На картине Караваджо «Нарцисс» изображен мифологический герой, который, увидев в реке своё изображение, не смог с ним расстаться Антиселфи: шокирующие фото в контексте современности // BBC Russian [2:02]

Автопортрет — портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, кинематографические и т. д.

Многие художники-портретисты создавали автопортреты, причём некоторые написали рекордное число своих изображений. Иногда художники помещали свое изображение в групповые портреты. Полагают, что некоторые художники писали с себя портреты персонажей противоположного пола. Некоторые художники, страдавшие неврологическими заболеваниями, оставили после себя автопортреты. Эти картины позволили медикам проанализировать нарушения работы мозга; многие из них прочно вошли в учебники неврологии.

[править] Автопортрет в изобразительном искусстве

[править] Виды автопортрета

Искусствовед Васильева-Шляпина выделяет два основных вида автопортрета: профессиональный, то есть тот, на котором художник изображен за работой, и личностный, раскрывающий моральные и психологические черты. Она также предлагает более детальную классификацию: 1) «вставной автопортрет» — художник изображен в группе персонажей какого-то сюжета; 2) «представительский, или символический, автопортрет» — художник изображает себя в образе исторического лица или религиозного героя; 3) «групповой портрет» — художник изображен с членами семьи или другими реальными лицами; 4) «отдельный или естественный автопортрет» — художник изображен один.

  • На профессиональном автопортрете, как вот на этом, принадлежащем кисти Карлa Людвигa Йессенa, художник изображает себя за работой.

  • Этот автопортрет Дюрера личностный, так как он передает духовный облик автора.

  • Картина Боттичелли «Поклонение волхвов» содержит вставной автопортрет художника.

Изображения художников за работой встречаются в древнеегипетской живописи, а также на древнегреческих вазах. Одно из первых упоминаний об автопортрете конкретного художника встречается у древнегреческого философа и биографа Плутарха (ок. 45 — ок. 127), который пишет о том, что живший за несколько веков до него древнегреческий скульптор Фидий (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) включил самого себя в число персонажей композиции «Битва амазонок» в Парфеноне. Битва греков с амазонками была высечена на щите статуи Афины, а также на западной стене храма.

[править] Эпоха Возрождения

Итальянский художник и архитектор Джотто (1267—1337) включил себя в цикл «знаменитых людей» в неаполитанской кастели.

Итальянский живописец Мазаччо (1401—1428) изобразил себя одним из апостолов в росписи капеллы Бранкаччи.

Тосканский художник Боттичелли (1447—1515) сделал себя героем картины «Поклонение волхвов».

Наиболее известное изображение Леонардо да Винчи (1452—1519) многие исследователи считают поздним и единственным автопортретом. Однако, другие искусствоведы полагают, что принадлежность этой работы Леонардо полностью не доказана. Существует версия, впервые высказанная писателем Мережковским, что Леонардо положил в основу знаменитой картины «Мона Лиза» собственный автопортрет.

Изображали себя и Рафаэль (1483—1520), и Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Полагают, что Микеланджело придал сходство собственному лицу изображению содранной со святого Варфоломея кожи в сцене «Страшного суда» в росписи Сикстинской капеллы.

Тициан (1477—1576) выполнил «Автопортрет с Орацио и Марко Вечелио», который, по мнению критиков, имеет глубокое философское содержание. На полотне изображены сам Тициан, его сын и родственник Марко. Известен также поздний автопортрет Тициана, который он написал в 1566 году.

Более пятидесяти автопортретов написал Альбрехт Дюрер (1471—1528). Первый (рисунок серебряным карандашом) был создан, когда художнику было тринадцать лет. Двадцатидвухлетний Дюрер изображен также на Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). Мадридский Автопортрете (1498, Прадо) изображает Дюрера человеком солидного достатка, добившимся признания. На следующем автопортрете художник изобразил себя в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека).

Большое количество автопортретов написал Рембрандт (1606—1669). Художнику одно время приписывалось около 90 картин, содержащих его собственное изображение. Однако, как показал анализ, 20 «автопортретов» на самом деле были выполнены другими художниками. Отвергнут был, например, «автопортрет», приобретенный Штутгартской галереей в 1962 году. Недавно был обнаружен самый маленький автопортрет Рембрандта, составляющий восемь дюймов в высоту и около семи дюймов в ширину.

[править] Постимпрессионисты

Автопортрет Ван Гога. Голова забинтована, так как художник сам себе отрезал часть уха.

Ван Гог написал более двадцати автопортретов, причем всего за два года.

Среди рекордсменов по количеству автопортретов Фрида Кало. Она писала саму себя 55 раз.

[править] Живописные автопортреты известных литераторов

Автопортрет Пушкина на юбилейной монете

Рисовали автопортреты и великие русские поэты: Пушкин, Лермонтов.

[править] Диагностика по автопортрету

Автопортреты художников, страдавших теми или иными заболеваниями, дают медикам уникальную возможность для исследования самовосприятия у людей с психологическими, психиатрическими или неврологическими нарушениями.

Российский сексолог Кон в своей статье о мастурбации[1] отмечает, что привычка мастурбировать запечатлена в произведениях искусства, в частности живописи. Так австрийский художник Эгон Шиле изобразил себя за этим занятием на одном из автопортретов. Кон считает, что художник передает этой картиной не удовольствие от мастурбации, а чувство одиночества. Творчество Шиле анализируют и другие исследователи сексуальности, в частности исследователи педофилии.

  1. ↑ www.gay.ru/science/kon/young/masturbation2006.html

[править] Искусствоведение

  • Г. Л. Васильева-Шляпина. Автопортретный жанр в мировом изобразительном искусстве. Вестник КрасГУ. (PDF).

[править] Психология самовосприятия

  • Wegner DM (2003) The mind’s self-portrait. Ann N Y Acad Sci 1001: 212—225. Автопортрет личности. Психология и нейронауки приближаются к пониманию разума и сознания. Между тем, каждый человеческий разум содержит автопортрет, содержащий самооценку мыслительных процессов. Этот автопортрет полагает, что действия человека управляются мыслями и, таким образом, тело управляется сознанием. Автопортрет приводит к убеждению, что мы сознательно желаем что-то делать. Исследования показывают, что такой автопортрет является карикатурой на функции мозга, но в то же время он является основой ощущения авторства и ответственности за собственные действия.
  • И. С. Кон ОТКРЫТИЕ «Я» (Историко-психологический этюд), журнал «Новый Мир» 1977, N8. Позднее автор вернулся к этой теме в своей книге «В поисках себя (личность и ее самосознание)», М., Политиздат, 1984 .

[править] Автопортреты в неврологии

  • Tielsch AH, Allen PJ (2005) Listen to them draw: screening children in primary care through the use of human figure drawings. Pediatr Nurs 31(4): 320—327. Посмотрите, как они рисуют: диагностика детей по рисункам людей. Этот обзор литературы фокусируется на методе рисования людей в качестве метода диагностики. Детские рисунки могут распознать умственные расстройства. Авторы описывают использование автопортретов для диагностики эмоциональных расстройств у детей от 6 до 12 лет. Хотя эта методика не позволяет поставить окончательный диагноз, она полезна для распознавания проблем.
  • Morin C, Pradat-Diehl P, Robain G, Bensalah Y, Perrigot M (2003) Stroke hemiplegia and specular image: lessons from self-portraits. Int J Aging Hum Dev 56(1): 1-41. Гемиплегия после инсульта и зеркальное изображение: уроки, почерпнутые из автопортретов. Больные с гемиплегией имеют разнообразные проблемы самовосприятия, которые обусловлены неврологическими поражениями представления тела, либо психологическими проблемами с восприятием собственного я.

[править] Автопортреты в литературе

cyclowiki.org


Смотрите также