Прикольные картинки про баню. Картина баня


Прикольные картинки про баню (36 фото)

Баня – феномен русской культуры, который так и не познал ни один иностранец! Картинки про баню отчасти помогают понять культуру легкого пара. Но, баня – это не просто отдельное строение, где можно помыться!

В первую очередь, баня – место ритуала очищения души и тела. А так же своеобразная здравница, где выгонялись имеющиеся хвори, прогревался организм, предупреждая болезни. Легкий пар — это ингаляция, и способ вывода шлаков через поры на теле. Обливание холодной водой, обтирание снегом или купание в проруби – заряд бодрости на предстоящую неделю и лучший метод закаливания организма. А березовые веники – отличный массажер!

Как приятно, собраться веселой компанией на совместный ритуал очищения. И не нужно осквернять это место спиртными напитками. Юмор и смех придут к вам и без дополнительных допингов. Отшлепайте друг друга вениками! Потрите друг другу спины! Это и веселье, и эмоциональная разрядка, и польза для здоровья обоих!

Стоит отметить современные шапочки для бани. Это поистине кладезь национального юмора.В старину, в банях проводились ритуалы и обряды, потому что это самое энергетически чистое место, куда не вхожа нечистая сила.Многие из сегодняшних прикольных картинок про баню, сведены к пошлости. Это немного удручает.

А в целом, как гласит народная мудрость: Кто в бане парится, тот до ста лет не состарится!

omoro.ru

3 требования к картинам для бани [+МАСТЕР-КЛАСС]

Построив дачный дом, многие домашние мастера задумываются о бане. И если раньше парная использовалась для мытья и стирки, то сейчас, с развитием прогресса, такие постройки используются для отдыха и оздоровления. А отдых должен протекать в уютной обстановке, для чего в любой бане предусмотрено соответствующее помещение.

В банной комнате отдыха проводятся чаепития и длинные беседы, потому каждый стремится оформить данное помещение правильным образом. И помимо обязательной мебели здесь также существуют свои украшения, которые подчеркивают уникальный интерьер парной. О том, какие картины в баню подходят лучше всего, мы и поговорим в данной статье.

Панно для парных нередко содержат различные надписи, чаще всего шуточные.

Панно для парных нередко содержат различные надписи, чаще всего шуточные.

Какие картины подходят для бани

Решая, какая картина для бани лучше подойдет под оформление интерьера, в первую очередь вам нужно помнить о том, что парная характеризуется повышенной влажностью. Учитывая этот факт, здесь можно использовать далеко не любую мебель и предметы оформления, включая и картины. Данное правило распространяется не только на парилку или моечную, но и на комнату отдыха бани, в которой также присутствует определенная влажность.

Авторская резьба по дереву.

Авторская резьба по дереву.

Поэтому в бане нельзя использовать картины следующего типа:

  1. На бумажной основе, поскольку бумага по понятным причинам долго в такой среде не проживет. Потому ранее детское творчество даже при сильном желании здесь вывешивать нельзя.
  2. Со стеклом. Картины под стеклом не только будут смотреться здесь неуместно, стекло также имеет свойство запотевать, что в банной среде происходит неравномерно и портит все впечатление от такого произведения искусства.
  3. Картины на холсте тоже вывешивать нежелательно, поскольку чаще всего они укладываются под стекло, да и ткани в банной среде также не место.

Оптимальная картина в баню должна быть изготовлена из дерева.

И вот почему:

  1. Деревянные элементы лучше всего подходят к банному интерьеру.
  2. В отличие от бумажных или тканных полотен, лакированное дерево не боится влаги.

Резные картины

Резное панно.

Резное панно.

Резьба по дереву является очень популярной в банных интерьерах. Она может украшать стулья и столы, предавая грубой мебели определенного изящества. Если же говорить о резных картинах – то это самые популярные украшения для парной.

Брусок дерева позволяет мастеру воплотить любые идеи, которые чаще всего касаются пользы и целесообразности банных процедур. Нередко на небольших деревянных табличках помимо вырезанного рисунка содержатся надписи, типа «С легким паром!» или «Баня парит, баня правит!».

Резьба по дереву – увлекательнейший процесс

Резьба по дереву – увлекательнейший процесс

Героями таким картин чаще всего становятся шаржевые банщики, держащие в руках различный банный инвентарь.

При определенных художественных навыках такое украшение можно сделать и своими руками. Берете деревянный брусок, острый нож – и за работу. Если же необходимых навыков нет – то такое украшение можно приобрести как у народных умельцев, так и в специализированных магазинах – цена их обычно является весьма приемлемой.

Резьба по фанере

Узор для выпиливания из фанеры.

Узор для выпиливания из фанеры.

Если картины из дерева для бани и сауны – занятие для вас слишком сложное, то им существует отличная альтернатива. Все мы на уроках трудов в школе занимались выпиливанием из фанеры. Так вот, если вспомнить былые навыки и подойти к данному процессу серьезно, то можно самостоятельно создать отличное произведение банного искусства.

Для того, чтобы сделать такую картину, существует следующая инструкция:

  1. Находите в интернете заинтересовавший вас узор. Это может быть как узор, предназначенный для выпиливания, так и обычная картинка, которую можно было бы выпилить.

Совет!Если вас заинтересовал узор большой сложности, то наиболее сложные места вы можете не выпиливать, а выжечь при помощи выжигателя.При грамотном подходе таким образом можно создать очень интересные узоры.

  1. При помощи копирки переводите узор на фанеру.
Работа, совмещающая резьбу и нанесение рисунка. Также на фото видно, что буквы и основной рисунок приклеены на фанерную основу.

Работа, совмещающая резьбу и нанесение рисунка. Также на фото видно, что буквы и основной рисунок приклеены на фанерную основу.

  1. Для выпиливания лучше всего использовать специальную V-образную подставку.
  2. Для выпиливания замкнутых фрагментов сначала просверлите в фанере отверстие при помощи дрели, а затем, отталкиваясь от него, выпиливайте рисунок.
  3. Все сложные элементы, которые не подлежат выпиливанию, выжигаем. Также выжигателем нередко подчеркивают древесную фактуру, к примеру, если речь идет об обрамлении.
  4. Готовую картину вскрываем бесцветным лаком. Желательно вскрывать в два-три слоя.

Совет!Отличный вариант для такого творчества – рисовать выжигателем на фанере, подчеркивая определенные моменты в фактуре.Народные умельцы нередко берут за основу своих картин естественный рисунок древесины.И если научиться подмечать такие нюансы, то окажется, что большая часть рисунка уже нанесена на дерево самой природой, остальное – ваше творчество.

Картины, созданные на основе подчеркивания древесной фактуры.

Картины, созданные на основе подчеркивания древесной фактуры.

Делаем рамку

Наиболее подходящая рамка для такой картины собирается из обычных толстых веток.

Продолжая тему экологичности и натуральности материалов, используемых в русских парных, рассмотрим, как создать оригинальную рамку:

  1. Выбираем несколько тонких, относительно ровных веток.
  2. Разрезаем их на несколько частей, соответственно размерам картины. По три-четыре ветки на одну грань рамки.
  3. Связываем ветки между собой, получаем 4 элемента нашей будущей рамки.
  4. Собираем рамку, связывая все части между собой.
  5. Вскрываем полученную рамку лаком или морилкой.
Рамка из веток.

Рамка из веток.

Заключение

Построив баню, каждый рачительный хозяин задумывается о том, как лучше украсить её интерьер. Выше мы рассмотрели, какие картины лучше всего подчеркнут атмосферу парной. Дополнительную информацию вы можете получить, посмотрев видео в этой статье.

9ban.ru

Баня (картина) — Википедия

«Баня» — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), оконченная в 1913 году. Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге (инв. Ж-1907). Размер картины — 135 × 174 см[1]. Также употребляется название «В бане»[2]. Полотно «Баня» считается первой большой картиной Серебряковой[3]. Его относят к ряду основных произведений художницы, наряду с автопортретом «За туалетом» (1909, ГТГ), а также картинами «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ)[4].

Зинаида Серебрякова работала над полотном «Баня» в 1912—1913 годах — в основном в Санкт-Петербурге, в своей мастерской, расположенной на Васильевском острове[5][6]. Работа над картиной была завершена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8].

Искусствовед Сергей Эрнст писал, что в картине «Баня», написанной Серебряковой, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Он отмечал, что в этом произведении художнице «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, в картине «Баня» Серебрякова «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10].

Содержание

Зинаида Серебрякова (урождённая Лансере) работала над картиной «Баня» в 1912—1913 годах. В этот период она жила в Царском Селе, иногда выезжая в Крым, а также в семейное имение Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом Курской губернии[7]. 22 января 1912 года у Серебряковой в дополнение к двум сыновьям родилась дочь Татьяна, а 28 июня 1913 года — вторая дочь, Екатерина[8]. Часть времени художница проводила в Санкт-Петербурге[5]; там же, в её мастерской на Васильевском острове, и проходила основная работа над картиной[5][6].

  З. Е. Серебрякова. Купальщица (1911, ГРМ)

Много лет спустя, в письме к искусствоведу Алексею Савинову от 14 июля 1957 года, Серебрякова писала: «Что привлекало меня к теме „Баня“ и вообще к писанию нагого тела? Я всегда увлекалась темой „ню“ и сюжет „Бани“ был лишь предлогом для этого, и Вы правы, что это просто „потому, что хорошо человеческое юное и чистое тело“»[11][12]. Первой картиной Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица» (холст, масло, 98 × 89 см, ГРМ), для которой ей позировала её сестра Катя, которая, кстати, была очень похожа на саму художницу[13][14]. После этого Серебрякова увлеклась идеей создания полотна, изображающего русскую баню[13].

В процессе работы над картиной «Баня» Серебрякова создала много этюдов и набросков с натуры[15]. Среди них наиболее известен одноимённый этюд, также принадлежащий Государственному Русскому музею (холст, масло, 102 × 82,5 см, инв. Ж-1909)[1]. На этюде изображены шесть женских фигур — две на переднем плане и ещё четыре в глубине[16]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, «этюд пленяет женственностью и поэтичностью образов, живой передачей натуры»; в то же время она отмечает его камерный характер, связанный с жанровой трактовкой темы[13]. Серебрякова начала работу над этим этюдом летом 1912 года, иногда его называют первым, неоконченным вариантом картины «Баня»[8].

В Русском музее также хранятся большие картоны Серебряковой, созданные ею при работе над картиной «Баня»[17]. В этих натурных этюдах, выполненных углём на картоне, художница пытается передать разнообразные позы и движения натурщиц. Значительное внимание она уделяет «светотеневой моделировке форм, облагораживанию пропорций, выявлению плавных „женственных“ линий»[18].

  З. Е. Серебрякова. Баня (этюд, 1912, ГРМ)

Одной из моделей для второго, основного варианта картины «Баня» была Василиса Дудченко — крестьянка из села Нескучное, в течение ряда лет работавшая кухаркой в семье Лансере — Серебряковых[5][19]. В своих воспоминаниях Дудченко писала: «Я позировала ей. Я там в центре стою, нагнувшись, но лицо моё закрыто женщиной, сидящей с тазиком»[6]. Остальные натурщицы были выбраны из девушек, которые служили домработницами в знакомых семьях[5]. По-видимому, многие из них были крестьянского происхождения, и вообще подразумевалась деревенская баня — по словам Алексея Савинова, эта картина «была существенно важным шагом в приближении Серебряковой к темам деревни и её людей»[20].

Работа над основным вариантом картины «Баня» была закончена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8]. Картина поступила в Государственный Русский музей в 1937 году от коллекционера Григория Гринштейна[1].

Впоследствии картина «Баня» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на экспозициях «Зинаида Серебрякова. „Обнажённые“» (октябрь — ноябрь 2007 года)[14][21] и «Неоклассицизм в России» (октябрь 2008 года — январь 2009 года), организованных в корпусе Бенуа Русского музея[22]. Она также была одним из экспонатов ретроспективной выставки работ Серебряковой, проходившей в апреле — июле 2017 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи[23].

В отличие от первого варианта (этюда), в котором Серебрякова использовала вертикальный формат холста, в основном варианте картины художница выбрала горизонтальный формат. На полотне изображены одиннадцать молодых женщин[16]. По сравнению с подготовительными материалами, художница смягчила остроиндивидуальные особенности натурщиц, «облагородила лица, удлинила пропорции». В трактовке обнажённых тел появилась определённая идеализация, связанная с мечтой художницы о прекрасном в человеке, — «образ русской крестьянки здесь возвышен, в нём синтезировано конкретное, изученное в натуре, и черты искомого идеала»[5].

  З. Е. Серебрякова. Баня (эскиз, бумага, акварель, белила, 15,8 × 22,7 см, 1912—1913, Петергоф)

Особое внимание Серебрякова уделяет «взаиморасположению и ритмической согласованности превосходно пластически проработанных женских тел»[24]. Женские фигуры показаны в разных позах и ракурсах, плотно заполняя собой пространство полотна[25]. Они занимаются обычными делами — моют головы, несут воду, обливаются из шаек, выжимают волосы, сидят на полках, некоторые погружены в созерцание, но, несмотря на обыденность их действий, «мнится, что изображён торжественный ритуал»[26]. При переходе от переднего к заднему плану размеры фигур постепенно уменьшаются, создавая иллюзию пространственной глубины[25].

При расстановке женских фигур центральной группы используется треугольная схема, которая позволяет расположить их так, чтобы они не заслоняли друг друга. В нарушение академических канонов композиция срезана краями полотна, что «вносит ощущение фрагментарно увиденной и живо запечатлённой сцены» — такой приём был характерен для живописи начала XX века[27]. Сильные, красивые женщины, изображённые на переднем плане, хорошо освещены и, насколько это возможно, приближены к зрителю. Этим они отличаются от других фигур, которые написаны в характерных для мытья в бане позах. Центральные персонажи выглядят будто бы непричастными к происходящему действию, на что указывает их облик, «с лёгкой таинственной улыбкой на губах и отстранённым взглядом выразительных глаз»[3].

Искусствовед Алексей Савинов, обсуждая эту картину, отмечал, что, при всей правдивости, полная точность не была главной целью Серебряковой — «в воздухе нет пара, помещение деревенской бани неоправданно велико, тела обливающихся водой девушек остаются сухими». Савинов полагал, что художница использовала этот сюжет, чтобы показать обнажённые женские фигуры при различных движениях и поворотах[2].

Искусствовед Сергей Эрнст, автор первой монографии о Серебряковой[28], писал, что в картине «Баня», законченной художницей в 1913 году, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Об этом свидетельствует «и общий спокойный колорит полотна, выдержанного в искусно варьируемом и обогащаемом розово-золотом тоне смуглого нагого тела, и несложность композиции, столь приятной спокойными положениями фигур». По словам Эрнста, в этом произведении Серебряковой «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9].

  А. Г. Венецианов. Купальщицы (холст, масло, 52 × 36 см, 1829, ГРМ)

Искусствовед Алексей Савинов писал, что в начале XX века в русской живописи часто можно было встретить наготу на картинах, но во многих случаях она выглядела либо соблазнительно до пошлости, либо идеализированно до безразличия. Обсуждая картину «Баня», Савинов отмечал, что перед произведением Серебряковой таких ощущений не возникает — «девушки её картины окрепли в труде и чужды изнеженности, их нагота здорова и спокойна». По его словам, сильные фигуры девушек, изображённых на картине, и их неторопливые движения вызывают «ощущение целомудренного покоя», а их лица — «милые, иногда курносые и скуластые» — свидетельствуют об их независимости и скромности[29].

В своей монографии о Серебряковой искусствовед Валентина Князева пишет, что в картине «Баня» художница «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10]. Князева отмечает, что в этом произведении присутствуют приёмы старого академизма, а также то, что в нём заметно следование традициям Алексея Венецианова — в первую очередь, его картины «Купальщицы», написанной в 1829 году[30]. Близкую связь между произведениями Серебряковой и Венецианова также отмечал Алексей Савинов — он писал, что «оба они были родственны друг другу в утверждении русской красоты, воплощённой в девушке-крестьянке»[20]. Художественный критик Михаил Боде, проводя параллель между картиной «Баня» и творчеством французского художника-академиста Жана-Огюста-Доминика Энгра (автора «Турецкой бани» и ряда других картин в жанре «ню»), называет стиль Серебряковой «энгризмом с поправкой на российские типажи и память о Венецианове»[31].

В статье, посвящённой столетию со дня рождения Серебряковой, искусствовед Александра Амшинская писала, что в картине «Баня» «осознание человеком себя, своего тела, своей физической природы проходит через изображение чрезвычайно важного ритуала русской крестьянской жизни». Именно отсюда, по её мнению, и проистекают «целомудренная красота и душевная чистота, которыми пронизано изображение обнажённого тела». По словам Амшинской, в картине «Баня» нет сиюминутной конкретной сюжетности, зато есть обобщённость. Женские фигуры, изображённые на полотне, неподвижны, они замерли в достаточно условных позах, и такое отсутствие движения делает эту картину похожей на панно[32].

  1. ↑ 1 2 3 Каталог ГРМ, 1980, с. 297.
  2. ↑ 1 2 А. Н. Савинов, 1973, с. 23.
  3. ↑ 1 2 Е. В. Ефремова, 2006, с. 41.
  4. ↑ В. П. Князева, 1979, с. 7.
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 В. П. Князева, 1979, с. 81.
  6. ↑ 1 2 3 А. А. Русакова, 2008, с. 187.
  7. ↑ 1 2 3 Е. В. Ефремова, 2006, с. 94.
  8. ↑ 1 2 3 4 А. А. Русакова, 2008, с. 218.
  9. ↑ 1 2 С. Р. Эрнст, 1922, с. 19.
  10. ↑ 1 2 В. П. Князева, 1979, с. 85.
  11. ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 53—54.
  12. ↑ З. Е. Серебрякова, 1987, с. 204.
  13. ↑ 1 2 3 В. П. Князева, 1979, с. 76.
  14. ↑ 1 2 Зинаида Серебрякова. Обнажённые. 11 октября 2007 — 26 ноября 2007 (HTML). Государственный Русский музей — rusmuseum.ru. Проверено 29 июня 2017.
  15. ↑ В. П. Князева, 1979, с. 78.
  16. ↑ 1 2 А. А. Русакова, 2008, с. 54.
  17. ↑ Н. Н. Александрова, 2001, с. 17.
  18. ↑ В. П. Князева, 1979, с. 79.
  19. ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 73.
  20. ↑ 1 2 А. Н. Савинов, 1973, с. 24.
  21. ↑ Вероника Чернышёва. О русском «ню» в Русском музее (HTML). Независимая газета — www.ng.ru (19 октября 2017). Проверено 24 июня 2017.
  22. ↑ Неоклассицизм в России. 23 октября 2008 — 15 января 2009 (HTML). Государственный Русский музей — rusmuseum.ru. Проверено 1 июля 2017.
  23. ↑ Жанна Васильева. Нездешний век. В Третьяковской галерее открылась ещё одна громкая выставка (HTML). Российская газета — rg.ru (4 апреля 2017). Проверено 24 июня 2017.
  24. ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 55.
  25. ↑ 1 2 Е. Ф. Петинова, 2001, с. 319.
  26. ↑ XX век в Русском музее, 2008, с. 102.
  27. ↑ В. П. Князева, 1979, с. 81—82.
  28. ↑ Владимир Воропанов. Сергей Эрнст — первый вологодский искусствовед (HTML). Красный Север — www.krassever.ru (1 января 2009). Проверено 29 июня 2017.
  29. ↑ А. Н. Савинов, 1973, с. 23—24.
  30. ↑ В. П. Князева, 1979, с. 82.
  31. ↑ М. Ю. Боде. Зинаида Серебрякова: несгибаемая гармония (HTML). The Art Newspaper — www.theartnewspaper.ru (3 апреля 2017). Проверено 30 июня 2017.
  32. ↑ А. М. Амшинская, 1985.
  • Александрова Н. Н. Зинаида Серебрякова. — М.: Белый город, 2001. — 48 с. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0290-1.
  • Амшинская А. М. Зинаида Серебрякова. К 100-летию со дня рождения // Искусство. — 1985. — Вып. 2. — С. 58—64.
  • Ефремова Е. В. Зинаида Серебрякова. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — (Малая серия искусств). — ISBN 5-9561-0176-8.
  • Князева В. П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — 256 с.
  • Петинова Е. Ф. Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.
  • Русакова А. А. Зинаида Серебрякова. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 227 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03108-1.
  • Савинов А. Н. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Художник РСФСР, 1973. — 54 с.
  • Эрнст С. Р. З. Е. Серебрякова. — Пг.: Аквилон, 1922. — 31 с.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Зинаида Серебрякова: письма, современники о художнице / В. П. Князева. — М.: Изобразительное искусство, 1987. — 301 с.
  • XX век в Русском музее / А. В. Лакс. — СПб.: Palace Editions, 2008. — 392 с. — ISBN 978-5-93332-287-0.

ru-m.wiki.ng

Баня (картина) Википедия

«Баня» — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), оконченная в 1913 году. Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге (инв. Ж-1907). Размер картины — 135 × 174 см[1]. Также употребляется название «В бане»[2]. Полотно «Баня» считается первой большой картиной Серебряковой[3]. Его относят к ряду основных произведений художницы, наряду с автопортретом «За туалетом» (1909, ГТГ), а также картинами «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ)[4].

Зинаида Серебрякова работала над полотном «Баня» в 1912—1913 годах — в основном в Санкт-Петербурге, в своей мастерской, расположенной на Васильевском острове[5][6]. Работа над картиной была завершена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8].

Искусствовед Сергей Эрнст писал, что в картине «Баня», написанной Серебряковой, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Он отмечал, что в этом произведении художнице «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, в картине «Баня» Серебрякова «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10].

История

Зинаида Серебрякова (урождённая Лансере) работала над картиной «Баня» в 1912—1913 годах. В этот период она жила в Царском Селе, иногда выезжая в Крым, а также в семейное имение Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом Курской губернии[7]. 22 января 1912 года у Серебряковой в дополнение к двум сыновьям родилась дочь Татьяна, а 28 июня 1913 года — вторая дочь, Екатерина[8]. Часть времени художница проводила в Санкт-Петербурге[5]; там же, в её мастерской на Васильевском острове, и проходила основная работа над картиной[5][6].

З. Е. Серебрякова. Купальщица (1911, ГРМ)

Много лет спустя, в письме к искусствоведу Алексею Савинову от 14 июля 1957 года, Серебрякова писала: «Что привлекало меня к теме „Баня“ и вообще к писанию нагого тела? Я всегда увлекалась темой „ню“ и сюжет „Бани“ был лишь предлогом для этого, и Вы правы, что это просто „потому, что хорошо человеческое юное и чистое тело“»[11][12]. Первой картиной Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица» (холст, масло, 98 × 89 см, ГРМ), для которой ей позировала её сестра Катя, которая, кстати, была очень похожа на саму художницу[13][14]. После этого Серебрякова увлеклась идеей создания полотна, изображающего русскую баню[13].

В процессе работы над картиной «Баня» Серебрякова создала много этюдов и набросков с натуры[15]. Среди них наиболее известен одноимённый этюд, также принадлежащий Государственному Русскому музею (холст, масло, 102 × 82,5 см, инв. Ж-1909)[1]. На этюде изображены шесть женских фигур — две на переднем плане и ещё четыре в глубине[16]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, «этюд пленяет женственностью и поэтичностью образов, живой передачей натуры»; в то же время она отмечает его камерный характер, связанный с жанровой трактовкой темы[13]. Серебрякова начала работу над этим этюдом летом 1912 года, иногда его называют первым, неоконченным вариантом картины «Баня»[8].

В Русском музее также хранятся большие картоны Серебряковой, созданные ею при работе над картиной «Баня»[17]. В этих натурных этюдах, выполненных углём на картоне, художница пытается передать разнообразные позы и движения натурщиц. Значительное внимание она уделяет «светотеневой моделировке форм, облагораживанию пропорций, выявлению плавных „женственных“ линий»[18].

З. Е. Серебрякова. Баня (этюд, 1912, ГРМ)

Одной из моделей для второго, основного варианта картины «Баня» была Василиса Дудченко — крестьянка из села Нескучное, в течение ряда лет работавшая кухаркой в семье Лансере — Серебряковых[5][19]. В своих воспоминаниях Дудченко писала: «Я позировала ей. Я там в центре стою, нагнувшись, но лицо моё закрыто женщиной, сидящей с тазиком»[6]. Остальные натурщицы были выбраны из девушек, которые служили домработницами в знакомых семьях[5]. По-видимому, многие из них были крестьянского происхождения, и вообще подразумевалась деревенская баня — по словам Алексея Савинова, эта картина «была существенно важным шагом в приближении Серебряковой к темам деревни и её людей»[20].

Работа над основным вариантом картины «Баня» была закончена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8]. Картина поступила в Государственный Русский музей в 1937 году от коллекционера Григория Гринштейна[1].

Впоследствии картина «Баня» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на экспозициях «Зинаида Серебрякова. „Обнажённые“» (октябрь — ноябрь 2007 года)[14][21] и «Неоклассицизм в России» (октябрь 2008 года — январь 2009 года), организованных в корпусе Бенуа Русского музея[22]. Она также была одним из экспонатов ретроспективной выставки работ Серебряковой, проходившей в апреле — июле 2017 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи[23].

Описание

В отличие от первого варианта (этюда), в котором Серебрякова использовала вертикальный формат холста, в основном варианте картины художница выбрала горизонтальный формат. На полотне изображены одиннадцать молодых женщин[16]. По сравнению с подготовительными материалами, художница смягчила остроиндивидуальные особенности натурщиц, «облагородила лица, удлинила пропорции». В трактовке обнажённых тел появилась определённая идеализация, связанная с мечтой художницы о прекрасном в человеке, — «образ русской крестьянки здесь возвышен, в нём синтезировано конкретное, изученное в натуре, и черты искомого идеала»[5].

З. Е. Серебрякова. Баня (эскиз, бумага, акварель, белила, 15,8 × 22,7 см, 1912—1913, Петергоф)

Особое внимание Серебрякова уделяет «взаиморасположению и ритмической согласованности превосходно пластически проработанных женских тел»[24]. Женские фигуры показаны в разных позах и ракурсах, плотно заполняя собой пространство полотна[25]. Они занимаются обычными делами — моют головы, несут воду, обливаются из шаек, выжимают волосы, сидят на полках, некоторые погружены в созерцание, но, несмотря на обыденность их действий, «мнится, что изображён торжественный ритуал»[26]. При переходе от переднего к заднему плану размеры фигур постепенно уменьшаются, создавая иллюзию пространственной глубины[25].

При расстановке женских фигур центральной группы используется треугольная схема, которая позволяет расположить их так, чтобы они не заслоняли друг друга. В нарушение академических канонов композиция срезана краями полотна, что «вносит ощущение фрагментарно увиденной и живо запечатлённой сцены» — такой приём был характерен для живописи начала XX века[27]. Сильные, красивые женщины, изображённые на переднем плане, хорошо освещены и, насколько это возможно, приближены к зрителю. Этим они отличаются от других фигур, которые написаны в характерных для мытья в бане позах. Центральные персонажи выглядят будто бы непричастными к происходящему действию, на что указывает их облик, «с лёгкой таинственной улыбкой на губах и отстранённым взглядом выразительных глаз»[3].

Искусствовед Алексей Савинов, обсуждая эту картину, отмечал, что, при всей правдивости, полная точность не была главной целью Серебряковой — «в воздухе нет пара, помещение деревенской бани неоправданно велико, тела обливающихся водой девушек остаются сухими». Савинов полагал, что художница использовала этот сюжет, чтобы показать обнажённые женские фигуры при различных движениях и поворотах[2].

Отзывы

Искусствовед Сергей Эрнст, автор первой монографии о Серебряковой[28], писал, что в картине «Баня», законченной художницей в 1913 году, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Об этом свидетельствует «и общий спокойный колорит полотна, выдержанного в искусно варьируемом и обогащаемом розово-золотом тоне смуглого нагого тела, и несложность композиции, столь приятной спокойными положениями фигур». По словам Эрнста, в этом произведении Серебряковой «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9].

А. Г. Венецианов. Купальщицы (холст, масло, 52 × 36 см, 1829, ГРМ)

Искусствовед Алексей Савинов писал, что в начале XX века в русской живописи часто можно было встретить наготу на картинах, но во многих случаях она выглядела либо соблазнительно до пошлости, либо идеализированно до безразличия. Обсуждая картину «Баня», Савинов отмечал, что перед произведением Серебряковой таких ощущений не возникает — «девушки её картины окрепли в труде и чужды изнеженности, их нагота здорова и спокойна». По его словам, сильные фигуры девушек, изображённых на картине, и их неторопливые движения вызывают «ощущение целомудренного покоя», а их лица — «милые, иногда курносые и скуластые» — свидетельствуют об их независимости и скромности[29].

В своей монографии о Серебряковой искусствовед Валентина Князева пишет, что в картине «Баня» художница «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10]. Князева отмечает, что в этом произведении присутствуют приёмы старого академизма, а также то, что в нём заметно следование традициям Алексея Венецианова — в первую очередь, его картины «Купальщицы», написанной в 1829 году[30]. Близкую связь между произведениями Серебряковой и Венецианова также отмечал Алексей Савинов — он писал, что «оба они были родственны друг другу в утверждении русской красоты, воплощённой в девушке-крестьянке»[20]. Художественный критик Михаил Боде, проводя параллель между картиной «Баня» и творчеством французского художника-академиста Жана-Огюста-Доминика Энгра (автора «Турецкой бани» и ряда других картин в жанре «ню»), называет стиль Серебряковой «энгризмом с поправкой на российские типажи и память о Венецианове»[31].

В статье, посвящённой столетию со дня рождения Серебряковой, искусствовед Александра Амшинская писала, что в картине «Баня» «осознание человеком себя, своего тела, своей физической природы проходит через изображение чрезвычайно важного ритуала русской крестьянской жизни». Именно отсюда, по её мнению, и проистекают «целомудренная красота и душевная чистота, которыми пронизано изображение обнажённого тела». По словам Амшинской, в картине «Баня» нет сиюминутной конкретной сюжетности, зато есть обобщённость. Женские фигуры, изображённые на полотне, неподвижны, они замерли в достаточно условных позах, и такое отсутствие движения делает эту картину похожей на панно[32].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Каталог ГРМ, 1980, с. 297.
  2. ↑ 1 2 А. Н. Савинов, 1973, с. 23.
  3. ↑ 1 2 Е. В. Ефремова, 2006, с. 41.
  4. ↑ В. П. Князева, 1979, с. 7.
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 В. П. Князева, 1979, с. 81.
  6. ↑ 1 2 3 А. А. Русакова, 2008, с. 187.
  7. ↑ 1 2 3 Е. В. Ефремова, 2006, с. 94.
  8. ↑ 1 2 3 4 А. А. Русакова, 2008, с. 218.
  9. ↑ 1 2 С. Р. Эрнст, 1922, с. 19.
  10. ↑ 1 2 В. П. Князева, 1979, с. 85.
  11. ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 53—54.
  12. ↑ З. Е. Серебрякова, 1987, с. 204.
  13. ↑ 1 2 3 В. П. Князева, 1979, с. 76.
  14. ↑ 1 2 Зинаида Серебрякова. Обнажённые. 11 октября 2007 — 26 ноября 2007 (HTML). Государственный Русский музей — rusmuseum.ru. Проверено 29 июня 2017.
  15. ↑ В. П. Князева, 1979, с. 78.
  16. ↑ 1 2 А. А. Русакова, 2008, с. 54.
  17. ↑ Н. Н. Александрова, 2001, с. 17.
  18. ↑ В. П. Князева, 1979, с. 79.
  19. ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 73.
  20. ↑ 1 2 А. Н. Савинов, 1973, с. 24.
  21. ↑ Вероника Чернышёва. О русском «ню» в Русском музее (HTML). Независимая газета — www.ng.ru (19 октября 2017). Проверено 24 июня 2017.
  22. ↑ Неоклассицизм в России. 23 октября 2008 — 15 января 2009 (HTML). Государственный Русский музей — rusmuseum.ru. Проверено 1 июля 2017.
  23. ↑ Жанна Васильева. Нездешний век. В Третьяковской галерее открылась ещё одна громкая выставка (HTML). Российская газета — rg.ru (4 апреля 2017). Проверено 24 июня 2017.
  24. ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 55.
  25. ↑ 1 2 Е. Ф. Петинова, 2001, с. 319.
  26. ↑ XX век в Русском музее, 2008, с. 102.
  27. ↑ В. П. Князева, 1979, с. 81—82.
  28. ↑ Владимир Воропанов. Сергей Эрнст — первый вологодский искусствовед (HTML). Красный Север — www.krassever.ru (1 января 2009). Проверено 29 июня 2017.
  29. ↑ А. Н. Савинов, 1973, с. 23—24.
  30. ↑ В. П. Князева, 1979, с. 82.
  31. ↑ М. Ю. Боде. Зинаида Серебрякова: несгибаемая гармония (HTML). The Art Newspaper — www.theartnewspaper.ru (3 апреля 2017). Проверено 30 июня 2017.
  32. ↑ А. М. Амшинская, 1985.

Литература

  • Александрова Н. Н. Зинаида Серебрякова. — М.: Белый город, 2001. — 48 с. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0290-1.
  • Амшинская А. М. Зинаида Серебрякова. К 100-летию со дня рождения // Искусство. — 1985. — Вып. 2. — С. 58—64.
  • Ефремова Е. В. Зинаида Серебрякова. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — (Малая серия искусств). — ISBN 5-9561-0176-8.
  • Князева В. П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — 256 с.
  • Петинова Е. Ф. Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.
  • Русакова А. А. Зинаида Серебрякова. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 227 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03108-1.
  • Савинов А. Н. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Художник РСФСР, 1973. — 54 с.
  • Эрнст С. Р. З. Е. Серебрякова. — Пг.: Аквилон, 1922. — 31 с.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Зинаида Серебрякова: письма, современники о художнице / В. П. Князева. — М.: Изобразительное искусство, 1987. — 301 с.
  • XX век в Русском музее / А. В. Лакс. — СПб.: Palace Editions, 2008. — 392 с. — ISBN 978-5-93332-287-0.

Ссылки

wikiredia.ru


Смотрите также