Беседа о жанрах живописи. В гостях у картин. Картина беседа


Беседа ''Жанры живописи,в гостях у картин.''

Беседа о жанрах живописи,в гостях у картин.

Программное содержание

Умение различать жанры живописи из общей массы картин

Закреплять у детей представление о живописи, как виде изобразительного искусства, знать особенности каждого жанра

Развивать эстетическую оценку, умение видеть с помощью каких средств выразительности изображена картина художником

Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников, т.е, что понравилось

Умение работать в коллективе во время игры “Создание натюрморта”

Знакомство с анималистическим жанром

Материал к занятию

Презентация к занятию, в последовательности изучаемых жанров, а так же проведении игры “Найди лишний жанр”.

При проведении такого занятия понадобится большое помещение - это может быть музыкальный зал или большая изостудия, театральная студия.

Проведение игры “Создание натюрморта” с большим количеством пособий: чайные сервизы, овощные и фруктовые муляжи, керамическая посуда, корзины, искусственные цветы.

На АРМе фрагмент обычного занятия изобразительной деятельности с присутствующими в зале детьми.

Атрибуты для басни Крылова “Лебедь, рак, и щука” - шапочки персонажей, накидки на плечи.

План проведения занятия

Введение – определение жанра живописи

Натюрморт (бытовой и природный)

Игра “Создание натюрморта”

Пейзаж (простой и сложный)

Сказочный жанр

Анималистический жанр (басня Крылова “Лебедь, рак и щука”)

Игра “Найди лишний жанр”

Творческая работа

Подведение итогов

Ход занятия

Дети садятся на стулья для зрителей, а на рабочих столах у детей приготовлены фломастеры, акварельные мелки, бумага формата А-4.

1. …Ребята, сегодня мы с вами вспомним основные жанры живописи, а так же, в процессе нашего занятия познакомимся с новым жанром.

…Скажите, что такое жанр живописи? (ответы детей) Педагог даёт полное определение: жанр живописи – это вид художественных произведений с определёнными сюжетами, художественными образами, передаваемые художниками с помощью красок.

Педагог предлагает послушать стихотворение А. Кушнера, а на правильное дополнение детей к этому стихотворению, на АРМе будет показан фрагмент на тот или иной жанр: натюрморт, пейзаж, портрет.

Если видишь на картине, чашку кофе на столе

Или морс в большом графине, или розу в хрустале

Или бронзовую вазу, или торт,

Или все предметы сразу, знай, что это… натюрморт

(На АРМе можно показать натюрморты детей прошлых лет этой группы или репродукции известных художников Хруцкий “Цветы и плоды”.)

Педагог напоминает о том, что натюрморт делится на бытовой и природный. В процессе разговора дети дополняют, как выглядит бытовой натюрморт, а как природный. На АРМе в процессе разговора показываются фрагменты рисунков детей этой группы.

После рассмотрения натюрмортов, педагог предлагает ребятам закрепить знания о бытовом натюрморте и природном с помощью игры “Создание натюрморта”. Дети присутствующие на занятии делятся на три команды для того чтобы, собрать натюрморты: бытовой, природный и природно-бытовой. Атрибуты к проведению данной игры располагаются на трёх столах в смешанном беспорядке. Эту игру может провести педагог психолог или педагог изо студии.

infourok.ru

Беседа о жанрах живописи. В гостях у картин

Разделы: Работа с дошкольниками, Внеклассная работа, МХК и ИЗО

Программное содержание

  • Умение различать жанры живописи из общей массы картин
  • Закреплять у детей представление о живописи, как виде изобразительного искусства, знать особенности каждого жанра
  • Развивать эстетическую оценку, умение видеть с помощью каких средств выразительности изображена картина художником
  • Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников, т.е, что понравилось
  • Умение работать в коллективе во время игры “Создание натюрморта”
  • Знакомство с анималистическим жанром

Материал к занятию

Презентация к занятию, в последовательности изучаемых жанров, а так же проведении игры “Найди лишний жанр”.

При проведении такого занятия понадобится большое помещение - это может быть музыкальный зал или большая изостудия, театральная студия.

Проведение игры “Создание натюрморта” с большим количеством пособий: чайные сервизы, овощные и фруктовые муляжи, керамическая посуда, корзины, искусственные цветы.

На АРМе фрагмент обычного занятия изобразительной деятельности с присутствующими в зале детьми.

Атрибуты для басни Крылова “Лебедь, рак, и щука” - шапочки персонажей, накидки на плечи.

План проведения занятия

  1. Введение – определение жанра живописи
  • Натюрморт (бытовой и природный)
  • Игра “Создание натюрморта”
  • Пейзаж (простой и сложный)
  • Сказочный жанр
  • Анималистический жанр (басня Крылова “Лебедь, рак и щука”)
  1. Игра “Найди лишний жанр”
  2. Творческая работа
  3. Подведение итогов

Ход занятия

Дети садятся на стулья для зрителей, а на рабочих столах у детей приготовлены фломастеры, акварельные мелки, бумага формата А-4.

1. …Ребята, сегодня мы с вами вспомним основные жанры живописи, а так же, в процессе нашего занятия познакомимся с новым жанром.

…Скажите, что такое жанр живописи? (ответы детей) Педагог даёт полное определение: жанр живописи – это вид художественных произведений с определёнными сюжетами, художественными образами, передаваемые художниками с помощью красок.

Педагог предлагает послушать стихотворение А. Кушнера, а на правильное дополнение детей к этому стихотворению, на АРМе будет показан фрагмент на тот или иной жанр: натюрморт, пейзаж, портрет.

Если видишь на картине, чашку кофе на столе Или морс в большом графине, или розу в хрустале Или бронзовую вазу, или торт, Или все предметы сразу, знай, что это… натюрморт

(На АРМе можно показать натюрморты детей прошлых лет этой группы или репродукции известных художников Хруцкий “Цветы и плоды”.)

Педагог напоминает о том, что натюрморт делится на бытовой и природный. В процессе разговора дети дополняют, как выглядит бытовой натюрморт, а как природный. На АРМе в процессе разговора показываются фрагменты рисунков детей этой группы.

  • После рассмотрения натюрмортов, педагог предлагает ребятам закрепить знания о бытовом натюрморте и природном с помощью игры “Создание натюрморта”. Дети присутствующие на занятии делятся на три команды для того чтобы, собрать натюрморты: бытовой, природный и природно-бытовой. Атрибуты к проведению данной игры располагаются на трёх столах в смешанном беспорядке. Эту игру может провести педагог психолог или педагог изо студии.

Объяснение правил игры

Природно-бытовой натюрморт

Бытовой натюрморт

Природный натюрморт

На проведение игры, уделяется 5-7 минут. После проведения игры, педагог рассматривает с ребятами правильность создания натюрмортов, благодарит детей, беседа о жанрах продолжается, ребятам предлагается сесть на свои места в зрительном зале.

Если видишь на картине нарисована река Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная равнина, или поле и шалаш Обязательно картина называется …пейзаж

(На АРМе можно показать пейзажи детей прошлых лет этой группы или репродукции известных художников Левитан “Март”, Шишкин “Поваленное дерево”.)

…В дополнении к этому, педагог в процессе дискуссии, предлагает вспомнить о том, что пейзаж бывает простой и сложный: в простом пейзаже - один план или два, а в сложном от трёх и до шести планов.

  • Если видишь, что с картины, смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз, Лётчик или балерина, или Колька твой сосед, Обязательно картина называется …портрет

(На АРМе показать репродукции портретов известных художников)

Педагог рассматривает с детьми три вида портрета: фас – вид прямо, поворот 3\4, профиль – вид с боку.

(Педагог предлагает вспомнить детям, какие жанры живописи были детьми рассмотрены ранее, на занятии изо. В процессе разговора педагог задаёт наводящие вопросы.)

  • … На занятии, мы с вами рассматривали сказочный жанр, давайте рассмотрим репродукции великого художника сказочника Васнецова.

( На АРМе показываются работы художника “Три царевны подземного царства”, “Иван царевич на сером волке”, “Богатыри”, “Алёнушка” - необходимо рассмотреть характер всех персонажей этих произведений, как художник передавал с помощью красок доброту, красоту окружающего мира.)

 

  • Затем педагог знакомит с новым жанром …анималистическим и в процессе рассказа, показывает на АРМе фрагменты работ художника Хохлова к мультфильму всем известному “Маугли”, также можно в дополнении рассмотреть иллюстрации к басням Крылова.

Анимал – это животное, т.е художники рисовали животных в человеческом обличие, подразумевалось, что они могут ходить как люди на задних лапах, и т.д.

Педагог рассказывает, что анималистический жанр – это сложная по своей сути работа, так как художнику необходимо нарисовать того или иного персонажа так, чтобы эта мысль была понятна и зрителю, ведь художник передавая характер персонажей – животных подразумевает в их обличие людей: добрых и злых, богатых и бедных, хитрых и т.д.

  • Группа детей рассказывают басню Крылова “Лебедь, рак и щука”.
  • Атрибуты для этой игры заранее подготовлены педагогом – это могу быть шапочки персонажей.

    1. Педагог предлагает ребятам отдохнуть и закрепить знания о жанрах живописи, поиграть в игру “Найди лишний жанр”. Эту игру может провести педагог психолог или педагог изо. На АРМе включают фрагменты пейзажей, на фрагменте четвёртый пейзаж лишний, на эту игру отводится 5 минут.

    3. После проведения игры, ребятам предлагается пройти за рабочие столы и нарисовать один из жанров сегодняшнего занятия. Творческая работа сопровождается музыкой “Времена года”.

    На творческую работу отводится 10 минут. По окончании работы педагог вместе с ребятами рассматривают свои рисунки.

    4. … Ребята сегодня мы с вами, провели огромную работу, рассмотрели новый жанр, в игровой форме закрепили знания об уже изученных. Вспомнили великих, известных художников, а также названия их картин. Вы очень хорошо поработали, благодарю всех присутствующих здесь ребят, за активное участие и хорошее поведение. На этой хорошей ноте, наше занятие закончено.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Беседа "Живопись говорит цветом"

    Беседа: Живопись говорит цветом.

    Цель: расширение общего кругозора воспитанников.

    Задачи: - формирование навыков восприятия прекрасного;

    - развитие речи, наблюдательности и внимания;

    - воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, интереса к искусству, любви к историческому прошлому своей страны.

    Оборудование: Подбор репродукций картин В.М. Васнецова: «Алёнушка», В.И. Сурикова «Меншиков в Березове». Презентация PowerPoint.

    План

    1. Вступительная беседа о живописи

    2. Сообщение о жизни и творчестве В.М. Васнецова

    3. Описание картины В.М.Васнецова «Аленушка»

    4. Описание картины В. И. Сурикова «Меншиков в Березове»

    1. Вступительная беседа о живописи

    Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна и статуи, слушаем музыку, читаем романы, останавливаемся перед величественными зданиями, следим за движениями танцоров, воспринимаем театральные спектакли и кинофильмы. И все эти очень разные, казалось бы, несовместимые явления обозначаются одним словом - искусство.

    Искусство (от старославянского искоусити) - это художественное творчество в целом. (Слайд)

    Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданные сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством.

    А сегодня мы будем говорить об искусствах, которые называют пластические, (слайд) пространственные, видимые, изящные... Они

    • воспринимаются зрением,

    • существуют в пространстве,

    • не изменяются во времени, говорят на своём языке... (пояснить)

    Это всё - изобразительные искусства.

    Предметом нашего разговора, конечно, будет являться изобразительное искусство, а более конкретно - живопись.

    Живопись - само слово означает «писать жизнь» (слайд). Ведь живописцы изображают предметы «как в жизни». Живописью называют и само произведение искусства, выполненное красками.

    Живопись - один из наиболее ярких и распространенных видов изобразительного искусства, передающий мир с помощью цвета, красок.

    Страна пластических искусств имеет свой особый язык. Каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке: (слайд).

    Живопись - цветом на плоскости.

    2. Сообщение о жизни и творчестве В.М. Васнецова

    ВАСНЕЦОВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ

    Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848г, в селе Лопьял, ныне в Кировской области, российский художник. Выходец из семьи сельского священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-1867), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при Петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-1868 г.г., учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-1875 гг. совершенствует мастерство в Петербургской Академии художеств, 1878 г. - член Товарищества передвижных художественных выставок.

    Среди его популярных полотен картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880г.) (по мотивам «Слова о полку Игореве»), «Аленушка» (1881г.), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897г.). Наибольшую известность получила картина «Три богатыря» (1881-1998) с фигурами конных витязей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, охраняющих границы отечества. Все четыре картины - в Третьяковской галерее. В 1953 году московский дом Васнецова (построенный по его эскизу в 1894 году) был превращен в Дом-музей. Музей имени братьев Васнецовых был открыт в 1988 г. в Кирове (б. Вятка). Умер 23 июля 1926г. в Москве.

    3. Описание картины В. М. Васнецова

    «Алёнушка»

    Одним из самых известных творений русского художника-фольклориста В. М. Васнецова является картина «Алёнушка», написанная маслом на холсте в 1881 году. Критик И. Э. Грабарь даже отозвался о ней как об одной из великолепнейших картин русской школы того времени. В основу сюжета положена русская народная сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Композиция состоит из одного единственного персонажа - молодой девушки с русыми волосами, одетой в народное длинное платье. Сидит девочка-сиротинка на огромном камне у берега глубокого омута. Горько, тяжело ей. Даже природа словно скорбит вместе с ней: помрачнели юные елочки, дрожат пожелтевшие листья на осинке, вот-вот заплачет пасмурное небо. В этой картине человек и природа слиты воедино, словно живут одной жизнью, одними переживаниями. Васнецов передал все эти чувства в склоненной позе героини, грустно обвившей руками колени, и в её печальных, полуприкрытых ресницами глазах. Настроению персонажа вторит природа.

    hello_html_340a540e.jpg

    Согласно народным поверьям, природа в конце дня обретает способность отражать эмоции человека. На заднем фоне автор изобразил свинцово-серое небо, ёлочки устрашающего тёмно-зелёного цвета. Под ногами Алёнушки расстилается столь же мрачный пруд, пугающий зрителя своей глубиной, прикрытый листьями желтого цвета и спускающихся к самой поверхности омута осинками с листвой серых оттенков.

    Вопросы для беседы после прослушивания сообщений:

    1. На сюжет какой сказки написана картина? Точно ли она соответствует содержанию сказки?

    2. Какие чувства вызывает Аленушка?

    3. Что вы можете сказать о природе, которая изображена в картине? Отвечает ли она настроению Аленушки?

    4. Описание картины В. И. Сурикова «Меншиков в Березове»

    Полотно «Меншиков в Березове», написанное В. Суриковым в 1883 году, закрепило за ним репутацию блестящего живописца-историка. Картина рассказывает об опале самого могущественного из сподвижников Петра Великого, о всемогущем Александре Меншикове. Как известно, после смерти Петра Меншиков был лишен всех наград и вместе с семьей сослан в Сибирь, в город Березов. Перед нами - тесное, словно камера в тюрьме, пространство убогой крестьянской избы. Низкий потолок, маленькое слюдяное оконце, раскрашенное морозными узорами, колеблющийся огонек свечи, иконы на полочках... Теснота ограничивает, сдерживает движения находящихся в ней людей, и как будто подчеркивает неодолимость исторической судьбы. Колорит картины также отличается драматической напряженностью.

    Художник берет за основу сюжета незначительный бытовой эпизод из жизни "Меншикова - князь проводит вечер в кругу своих детей. Властный старик кажется обескураженным внезапным поворотом событий, его лицо угрюмо, он полон печальных воспоминаний. А драгоценный перстень на левой руке - как нечаянное напоминание о безвозвратно ушедших днях. Только гордая осанка и властно сжатая рука говорят о том, что он еще не утратил несгибаемую волю сильного и мужественного человека.

    В глазах детей, которые находятся в комнате рядом с ним, только печаль. Старшая дочь читает, остальные - молча слушают. Меншиков слушает тоже - но не слышит: он наедине со своими думами. Отец настолько погружен в свое угрюмое одиночество, что дети кажутся покинутыми сиротами.

    В картине «Меншиков в Березове» Суриков раскрывает историческую драму живой исторической личности, сочетающей в себе высокие государственные порывы и низкие качества стяжателя. Перед нами - драма живого человека, выраженная очень скупо и сдержанно, но при этом волнующе глубоко.

    Вопросы для беседы после прослушивания сообщений:

        1. Какое основное настроение картины?

    hello_html_m54c5c035.jpg

    2. Чем для нас интересна картина Сурикова «Меншиков в Березове»?

    infourok.ru

    Картина Поля Гогена «Беседа». О важности общения - @vp-painting

    Поль Гоген – удивительный художник, который умел видеть красоту в простых вещах. Он изображал жизнь и быт простых людей, и делал это с большой любовью.

    Гоген променял Европу на острова Тихого океана и, видимо, ни разу не пожалел об этом.

    Сегодня мне хотелось бы рассмотреть одну из его картин.

    Картина «Беседа» была написана в 1891 году во время первой поездки Гогена на Таити. Выполнена в бытовом жанре.

    В «Беседе» преобладает чёткость в изображении людей и обобщённость в изображении природы. Что автор хотел этим подчеркнуть? Давайте поразмышляем о том, какова вообще цель этой картины.

    Что мы видим? В сюжете картины беседа шести таитянок на лоне природы. Одна девушка что-то рассказывает, другие пять её слушают. Однако в этом эпизоде видна индивидуальность каждой из них.

    Одни слушают более внимательно, другие – менее. Девушка, которая лежит, возможно, даже представляет себе то, что слышит. Две таитянки сидят ближе друг к другу. Возможно, это указывает на их дружеские отношения.

    Судя по всему, это небогатые девушки. Возможно, их жизнь наполнена тяжёлым трудом, однако они знают, что истинная ценность в дружбе и общении. Как важно всегда найти время для хорошего разговора!

    Если присмотреться к их лицам, они не радостны, но, тем не менее, картина не мрачная. Это говорит о том, что даже в нелёгких обстоятельствах человек может находить в себе силы, чтобы не видеть всё в мрачном свете.

    Итак, какова же главная тема картины? Отношения между людьми, в частности общение. Автор хорошо передал спокойствие и размеренность таитянской жизни. Природа изображена не так чётко, чтобы тот, кто смотрит на картину, не отвлекался от главной идеи на подробности и другие объекты: главное здесь не просто люди, а их отношения.

    Автор подчёркивает, как важно слушать друг друга и показывает, что настоящая беседа – это возможность быть услышанным и услышать. Кроме того «Беседа» показывает, что гармония внутреннего мира человека с природой – тоже неотъемлемая часть жизни.

    Своей картиной Поль Гоген как бы призывает находить время для общения с друзьями и не унывать, даже если наша жизнь не так легка, как хотелось бы.

    Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»

    Статья подготовлена @mralya для @vp-painting

    goldvoice.club

    Беседа по картине «алёнушка» цели

    Беседа по картине В.М.Васнецова «Алёнушка».

    Цели:

    1.Продолжить знакомство учащихся с ещё одним выдающимся мастером русской живописи 19 века В.М.Васнецовым;

    2. Учить чувствовать настроение, которое художник хотел передать зрителям в своих произведениях;

    3. Определять средства художественной выразительности, при помощи которых достигается передача определённого настроения.

    Оборудование: репродукция картины В.М.Васнецова «Алёнушка», портрет М.В.Васнецова.

    Ход урока:

    I.Организационный момент.

    II. Сообщение темы урока.

    III. Рассматривание картины.

    IV.Краткая биография художника В.М.Васнецова.

    -Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) провёл своё детство среди русской природы Вятской губернии. Он родился в селе Лепьял (Уржумский уезд). Его отец – сельский священник, любил рисовать, сам учил сыновей грамоте, не препятствовал своим сыновьям дружить с их сверстниками – крестьянскими детьми. Мать, простая, добрая женщина, управлялась с хозяйством и детьми. Их было шестеро, все мальчики. Семья была дружная, жизнь ладная и спокойная. В детстве Виктор Васнецов слышал много рассказов, песен и сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах. Они надолго запомнились маленькому Вите. По решению семейного состава сына стали готовить к званию священника – определили в духовное училище, откуда он перешёл в Вятскую духовную семинарию. Но сан священника никак не отвечал склонностям и желанию Виктора Васнецова. Поэтому он бросил семинарию и уехал в 1876 году в Петербург, где начал учиться в рисовальной школе, а через год поступил в Академию художеств. В академических классах он занимался старательно и успешно и одновременно для заработка давал уроки и выполнял рисунки для книг и журналов.

    На всю жизнь сохранил Васнецов любовь к народным сказкам и былинам, написал на эти темы немало картин. За свою жизнь В.М.Васнецов написал множество картин на сказочные темы. До самой смерти работал над ними любовно, неустанно. И мастерская его превратилась постепенно в чудесный мир русской сказки. Некоторые из картин вы знаете по книжкам, где сказки иллюстрированы произведениями Васнецова: «Иван – царевич на Сером волке», «Ковёр – самолёт», «Три царевны подземного царства», «Алёнушка» и др.

    В Москве есть Дом – музей Васнецова, построенный по его собственному рисунку, где собраны картины, рисунки, акварели, книжные и журнальные иллюстрации, образцы старинного оружия, служившего натурой.

    V.Знакомство с картиной В.М.Васнецова «Алёнушка».

    Сюжет картины навеян художнику русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке, любимой всеми детьми. Алёнушка в изображении Васнецова пленяет человечностью, искренностью и обаянием.

    Алёнушка, убежавшая с горя из дому, попала в лесную чащу, к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесённую злыми людьми, попечалиться о своей тяжёлой жизни. Гаснет заря. Сумерки спускаются. На белом камне одиноко сидит Алёнушка и смотрит в холодную воду омута. Во всей её поникшей фигуре, в печальном лице выражены безысходное горе и недетская печаль. Глаза застилают слёзы, взгляд неподвижен, шелковые каштановые волосы рассыпались по плечам длинными прядями, руки крепко охватили колени. Из полуоткрытого рта, кажется, готов вырваться стон. Но кто услышит этот стон, если на всём белом свете нет ни одного человека, который бы пожалел и приласкал девочку! Одета Алёнушка бедно: в старенький порванный сарафан, в выцветшую голубую кофту; ноги босые.

    Природа созвучна настроению Алёнушки. Наступила первая пора увядания природы. Печально застыли вокруг молодые берёзки, осины, ели.

    Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Согнулись и опустились в воду тонкие ветки осины, поникли стебли острой осоки. Тихая и грустная природа перекликается с печалью и тоской девочки. Над головой Алёнушки щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять её грусть. В народном творчестве ласточки – символ дружелюбия. «Ласточки у злой семьи под стрехой и гнезда не вьют» - говорится в народе. Слетевшиеся к Алёнушке ласточки расположились на ветке осины группами по три. Этот приём в народном творчестве (троекратные повторы в сказках, былинах, песнях) был хорошо знаком художнику и применялся в его творчестве («Богатыри», «Ковёр – самолёт»). Означает он число множественности – много ласточек сочувствует горю Алёнушки. Островерхие сосенки, острые стебли осоки охраняют девочку, защищают её от злых людей. В сказках, песнях человек часто обращается к природе, вовлекает её в свои переживания, призывает на помощь. Этот приём используется и в картине «Алёнушка».

    Художник с глубочайшим лиризмом передал народное понимание сказки. Переживания девочки показаны правдиво, с подкупающей естественностью. Поражает сила творческой фантазии Васнецова и глубокое знание жизни русского народа. Колорит картины подчёркивает её грустное содержание. Преобладают неяркие, тёмно-зелёные и красновато-коричневые краски – всё гармонирует с душевным состоянием девочки. Но мы видим в картине и светлую полоску гаснущей зари, и яркую зелень осоки, и розоватые цветы на сарафане Алёнушки, и нежно-блеклую голубизну её кофты. Склонённая фигурка Алёнушки обрисована мягкими линиями, что придаёт нежность и поэтичность её облику. Эти контрастные тона усиливают эмоциональное звучание картины. В сказках по-разному складывается жизнь Алёнушки, но везде светлое и доброе побеждает тёмное и злое. Хочется верить, что пройдёт время, и для Алёнушки наступят счастливые дни. Картина «Алёнушка» написана в 1881 году, находится в Третьяковской галерее.

    VI. Беседа по картине.

    -Посмотрите на картину и скажите, какое впечатление создаётся у вас при первом взгляде на неё?

    - Почему картина производит такое впечатление?

    -Как художник достигает такой силы выразительности? Какими средствами пользуется? Назовите их (цвет, светотень, композиция).

    -Что называется композицией?

    -Как же построена картина Васнецова? (Алёнушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть её одиночество, художник не поместил на картине других персонажей.)

    - Опишите внешность Алёнушки. (Алёнушка - бедная крестьянская девочка. У неё худые руки. Алёнушка босиком, одежда бедная: рваный сарафан, старая вылинявшая голубая кофта, каштановые волосы распустились по плечам, голова опущена.)

    -Что художник особенно выделил во внешности Алёнушки? (Светлым розовым полотном на тёмном фоне выделяются лицо и руки Алёнушки. Сразу видишь её грустное лицо и большие глаза.)

    -Подумайте, какими словами точнее охарактеризовать взгляд Алёнушки.

    -Большое горе обрушилось на Алёнушку.

    - Как художник это показал? Обратите внимание на позу Алёнушки. (Алёнушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судорожно обхватила колени, согнулась. Вся её поза выражает несчастье, горе.)

    -Какими словами можно охарактеризовать горе девочки? (Горе-безутешное, великое, безысходное, большое, тяжёлое и т.д.)

    -Какие синонимы ярче передают душевное состояние Алёнушки? (Тоска, печаль, грусть и т.д.)

    -Что вы знаете о значении цвета в живописи?

    Вывод: Цвет в картине -это главное. Живопись –искусство говорящих красок. С помощью цвета художник создаёт образ, добивается нужного впечатления. Жёлтый, розовый, красный –это тёплые цвета, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона тёмно-зелёных, синих, серых красок, художник вызывает у зрителя чувство тоски, печали, грусти.

    -Какие цвета использовал Васнецов и почему? (В картине есть и тёплые тона, и холодные. Выделяются холодные тона зелени. Тёплых цветов мало: светло-розовые на лице, руках, розовые цветы на сарафане. Больше тёмно-коричневых, мрачных красок. Это производит грустное впечатление).

    -Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины(колорит) неяркий, в нём преобладают тёмно-зелёные и красновато-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивает общий коричнево-зелёный тон картины. Помимо неярких тонов мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Алёнушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление.

    -На каком фоне изображена Алёнушка? (На фоне осенней природы).

    -Какой период осени художник изобразил? По каким признакам вы определили время года? (На картине изображена ранняя осень. Природа начинает увядать. Кое-где пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое.)

    -Почему художник выбрал именно осенний пейзаж?(Осенью умирает природа, это навевает грусть. Такой пейзаж перекликается с настроением Алёнушки).

    -Давайте дадим характеристику некоторым деталям пейзажа:

    1.Небо – осеннее, хмурое, унылое, сумрачное, серое, неприветливое, тоскливое, пасмурное.

    2. Листья – опавшие, жёлтые, пожелтевшие.

    3.Омут – глубокий, глухой.

    4. Вода – тёмная, холодная, тёмно-коричневая, почти чёрная, неподвижная, застывшая.

    5. Осинки - тоненькие, задумчивые, трепетные.

    6. Лес – дремучий, хмурый, тёмный, мрачный, глухой, угрюмый.

    -Почему художник выбрал для фона картины раннюю осень, а не пору её расцвета, «в багрец и золото одетые леса?»

    (Ранней осенью всё начинает увядать, и это увядание природы вызывает грустное настроение).

    - Да внимание художника привлекает не пышная природа, а первая пора осеннего увядания, в описании которой он прибегает к неярким тонам тёмно-зелёных, синих, жёлто-коричневых красок. Осенние, блёклые, тусклые краски пейзажа создают настроение грусти, печали. Художник показал, что природа созвучна настроению Алёнушки, она как бы прислушивается к мыслям бедной девочки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые берёзки, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок, поникли кое-где стебли осоки. Тихо щебечут ласточки, словно стараются успокоить, рассеять грусть Алёнушки. И Алёнушка понимает, любит природу и только ей одной доверяет своё безутешное горе.

    VII. Итог урока.

    -Понравилась ли картина?

    -Какое она вызывает чувство?

    - Образ русской девочки – сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девочки.

    textarchive.ru