Описание картины Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем». Картина богородица


Типы икон Богоматери

Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи.

Икона Божией Матери "Знамение"Первая группа - тип иконографии "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант – Оранта, от лат. orans — молящийся). Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета - пророчество Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового Завета - слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.

 Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе "Ярославская Оранта, Великая Панагия", или по пояс, как в "Курской Коренной" или в новгородской "Знамение", это не так существенно. Важнее другое - соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. "Чрево Твое пространнее" - так величается Богородица в Акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: "Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему" (Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской "Оранте" этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное - они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток - символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные - красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской "Оранте" одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные - либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская "Оранта"), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".

Иконографическая схема "Знамения" может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской "Оранты". В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец - коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы - Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип "Знамение" иногда именуют "Воплощение".

Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ "Богоматерь - Нерушимая стена" из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери - Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.

Икона Божией Матери "Смоленская" (Одигитрия)Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия", что по-гречески значит "Путеводительница". В том названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божья ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы - в чудный Божий свет, от греха - к спасению, от смерти - в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница - Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она - мост для нас на пути к Нему.

Итак, иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым, направляя внимание престоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток). 

Икона Божией Матери "Иерусалимская"В жесте Богородицы, указующем на Христа ключ к этому образу - Матерь Божья ориентирует нас духовно, направляя нас ко Христу, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь. Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки.

К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская", "Грузинская", "Иерусалимская", "Троеручица", "Страстная", "Ченстоховская", "Кипрская", "Абалацкая", "Споручница грешных" и многие другие.

Икона Божией Матери "Троеручица", Россия, 18 в.Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы "Троеручица" добавлена св. Иоанном Дамаскиным, когда по его олитве Богородица восстановила отрубленную его руку. Кровоточащая ранка на щеке "Иверской" возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери "Страстная" обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым, предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа - Он изображен в полоборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Каждая из таких деталей достойна внимательного рассмотрения, но за неимением в данном случае такой возможности оставим это для уединенного созерцания.

Как правило, в "Одигитрии" Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся "Казанская", "Петровская", "Игоревская". Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте.

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса" (έλεουσα), т.е. "Милостивая". Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование "Умиление" стали связывать с определенной иконографической схемой. В греческом варианте этот тип икон назывался "Гликофилуса" (γλυκυφιλουσα) - "Сладкое лобзание". Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом - мистическая тема многих писаний св. отцов. Богоматерь Умиление - один из наиболее мистических типов богородичных икон.

Икона Божией Матери "Взыскание погибших"Икона Божией Матери "Корсунская"Икона Божией Матери "Почаевская"Этот тип также был широко распространен в России. К иконам типа "Умиление" относятся: "Владимирская", "Волоколамская", "Донская", "Федоровская", "Жировицкая", "Гребневская", "Ахренская", "Ярославская", "Взыскание погибших", "Почаевская" и т.д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе "Корсунская".

Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние". Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к "Умилению", с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить "Яхромская". В этой композиции всегда присутствует характерный жест - Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду.

Икона Божией Матери "Млекопитательница"Еще одна разновидность иконографии "Умиление" - "Млекопитательница". Из наименования ясно, что отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа. Такая деталь - не только интимная подробность данного иконографического варианта, но она раскрывает новый мистический аспект в прочтении образа Богородицы. Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас "чистым словесным молоком" Слова Божьего (1 Петр. 2.2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5.12).

Итак, три названных нами иконографических типа - "Знамение", "Одигитрия" и "Умиление" являются основными, ведущими в иконографии Богородицы, так как в их основе лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.

Четвертый тип не имеет такого богословского наполнения, как первые три. Он скорее собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. Наименование четвертого типа условно - "Акафистный", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа - прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений - показать Матерь Божью как Царицу Небесную. В таком виде этот образ вошел в византийскую иконографию - особенно часто такие композиции помещали в конху апсиды. В этом варианте Богоматерь присутствует и в св. Софии Константинопольской. В русской иконографии примером такого образа может служить фреска Дионисия в апсиде церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Икона Божией Матери "Неопалимая Купина" Икона Божией Матери "Живоносный Источник" Но большая часть икон этого типа представляют собой соединение центральной схемы предыдущих типов с дополнительными элементами. Так, например, иконографическая схема "Неопалимой Купины" состоит из изображения Богоматери Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии "Спас в силах"). Иконографическая схема иконы "Богоматерь - Живоносный Источник" включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника. Композиция иконы "Богоматерь - Гора Нерукосечная" также строится по принципу механического наложения символов - Богоматерь с Младенцем Христом (по типу Одигитрии) восседают на престоле, на фоне фигур и вокруг них изображаются различные символы, впрямую иллюстрирующие акафистные эпитеты: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная и т.д. И, наконец, икона "Нечаянная радость" построена по принципу "икона в иконе", то есть сюжетного включения изображения иконы внутрь происходящего действия. Здесь обычно представлен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богоматери Одигитрии, давшей ему нравственное прозрение и исцеление.

Икона Божией Матери "О тебе радуется обрадованная всякая тварь" Вершиной акафистных иконографий следует признать образ "О Тебе радуется обрадованная вся тварь". Это по-своему интересная иконография, в основе ее лежит идея космического прославления Богоматери. В центре изображается Богородица с Младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. Образ вселенной представлен в виде многоглавого храма, окруженного цветущими деревьями - это одновременно и образ Небесного Иерусалима. В нижней части иконы, у подножия престола изображаются люди - пророки, цари, святые разных рангов, просто народ Божий. Мы видим - на Иконе представлены новая земля и новое небо (Откр. 21.1), - образ преображенной твари, начало которой положено в тайне Боговоплощения (здесь центральное изображение отчасти напоминает схему Знамения).

Иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным, так как иконографическая схема в каждой из них определена своей самостоятельной богословской идеей. Но в той или иной степени они примыкают к уже названным нами ранее четырем типам. Например, "Богоматерь Остробрамская-Виленская" представляет собой вариант, тяготеющий к типу "Знамение", так как образ Богоматери явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести ("се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему". Лк. 1.38). Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) семантически близок жесту Оранты. Следовательно, этот иконографический вариант можно отнести к типу "Знамение". Кроме Остробрамской этому типу соответствует икона "Невеста Неневестная" (ошибочно ее называют "Умиление"), которая была келейной иконой преп. Серафима Саровского.

Известная древняя русская икона "Богоматерь Боголюбская"  также изображает Богородицу без Младенца, но предстоящей пред Богом с ходатайством о молящихся Ей (группа молящихся иногда изображается у ног Богородицы). Поскольку здесь Матерь Божья изображена как ходатаица и как указующая путь молящимся, то условно можно отнести эту икону к типу "Одигитрия". В руке Богородица держит свиток с молитвой, а другой рукой указывает на образ Христа, написанный слева в сегменте неба. Таким образом, сохраняется тот же жест, что и в Одигитрии: Христос есть Путь, Истина и Жизнь.

Но по большей части богородичные иконы, в которых Богоматерь представлена без Младенца, относятся к четвертому типу - акафистных икон, так как написаны ради прославления Матери Божьей. Так, например, к этому типу можно отнести иконографию "Богородица Семистрельная" или "Симеоново проречение", известен этот иконографический вариант и под другим названием - "Умягчение злых сердец". Здесь изображена Богоматерь с семью мечами, пронзающими Ее сердце. Этот образ взят из пророчества Симеона, который во время Сретения произнес такие слова: "и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2.35). Подобные иконографии, как правило, позднего происхождения, по всей видимости, пришли из западноевропейской традиции и отличаются литературностью. Тем не менее, и в них заложен свой смысл, открывающий нам образ Богородицы, столь необходимый для возрастания православной души.

Иконографические варианты, семантически соответствующие третьему типу богородичных икон, известному под названием "Умиление", практически не встречаются, так как трудно представить, как возможно изобразить интимные отношения Богоматери и Ее Сына в образе одной только Богоматери. Тем не менее, и такой поворот в иконографии возможен. Это так называемый тип Скорбящей Богоматери ("Mater Dolorosa"), когда Божья Матерь представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Обычно Богородица изображается со склоненной головой и молитвенно сложенными руками возле самого подбородка. Этот вариант получил большое распространение на Западе, но и в православной иконографии он также хорошо известен. Некоторые исследователи полагают, что он первоначально не был самостоятельным, входил частью в диптих, на второй половинке которого изображался страдающий Иисус Христос (в терновом венце, со знаками Страстей). Этот же сюжет мы можем видеть и в иконе "Не рыдай Мене Мати", хорошо известной в балканском искусстве и менее известной у нас, в России. На этой иконе обычно изображены Богородица и Христос (иногда стоящими во гробе), Мать оплакивает смерть Сына, обнимая Его мертвое тело. Практически это модификация сюжета "Оплакивание", но иконографическая схема построена по принципу "Умиления" - только на иконах типа "Не рыдай Мене Мати" Богородица прижимает к Себе не Маленького Иисуса, а взрослого после снятия со Креста. Трагизм сюжета достигает необыкновенного накала - горе Матери безутешно, но, как и во всякой иконе, здесь есть весть о воскресении, она в названии иконы, которое построено на тексте страстного песнопения: "Не рыдай Мене Мати во гробе зряща...". Обращение к Богородице идет от имени Христа, победившего смерть.

Традиционно принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (модификация красного цвета), синей тунике и голубом чепце. На мафории, как правило, изображаются три золотые звезды - как знак ее непорочности ("непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла") и кайма как знак ее прославления. Сам плат - мафории - означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья - Девство. Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафории. Так Ее иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в деисусном чине Благовещенского собора Московского Кремля. По всей видимости, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери, выделить аспект Ее чистоты, сосредоточить наше внимание на этой грани образа Девы и Матери.

Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой. Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично-покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях, будь то образ мучениц, цариц, святых и праведных жен, жен-мироносиц и других многочисленных персонажей, населяющих православный иконный мир, принято изображать женщин с покрытой головой. Так и апостол Павел пишет, что хорошо женщине покрывать голову свою, ибо это "знак власти над нею" (1 Кор. 11.5,10). Но в некоторых иконографических вариантах богородичных икон мы видим, весьма неожиданно, изображение Богоматери с непокрытой головой. Например, "Богоматерь Ахтырская" и некоторые другие. В некоторых случаях плат заменен венцом (короной). Обычай изображать Богоматерь с непокрытой головой западного происхождения, где он вошел в обиход с эпохи Возрождения, и в принципе неканоничен. Мафорий на голове Богородицы не просто дань восточно-христианской традиции, а глубокий символ - знак Ее Материнства и полной отданности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить мафория, ибо венец (корона) есть знак Царства, Богоматерь - Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как это мы видим в таких иконографических изводах, как "Богоматерь Державная", "Новодворская", "Абалацкая", "Холмовская" и другие. Изображение венца (короны) на голове Богородицы также пришло в восточно-христианскую иконографическую традицию из Западной Европы. В Византии это не было принято вовсе. Даже когда изображали Богоматерь с предстоящими императорами (как это можно видеть в мозаиках св. Софии Константинопольской), что является выражением превосходства Царства Небесного над царством земным, на Ее главе мы не видим ничего, кроме плата-мафория. И это очень характерно, так как в развитии иконографии наблюдается со временем отход от лаконизма и чистой семантики (знаковой структуры) в сторону иллюстративности и внешнего символизма.

www.smolenskaya-fili.ru

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: лики, молитвы

Божия Матерь – наиболее почитаемый святой образ после самого Господа Иисуса. Православные христиане посвятили ей множество икон. Их разнообразие поражает, специалисты говорят о 700 вариациях святого лика. Однако точное количество неизвестно до сих пор. В жизненном предании о Богородице сказано, что ее икон, как звездных тел на небе – число знает только Царица Небесная. О том, какие существуют самые известные чудотворные иконы пресвятой богородицы, об их силе и помощи для верующих читайте дальше.

Особое покровительство

Первое изображение Девы Марии на иконе датируется VIII столетием. Его автором считается евангелист Лука – сподвижник апостола Павла. Святому приписывают авторство более 10 ликов Матери Господней. Первые списки, которые пришли на Русь, были написаны в Византии. Исконно русским древнейшим образом считается мозаика «Богоматерь Оранта». Она находится на аспиде алтаря киевского Софийского собора. За время христианской культуры в иконописи появилось несколько сотен ликов Богоматери. Все из них доказали свою чудодейственную силу, излечив прихожан, наставив на путь праведный заблудшие души и воскресив веру в Господа.

Икона Божией Матери

Все многообразие икон Девы Марии и ее Младенца условно можно разделить на четыре группы. Каждая из них раскрывает определенную сторону Царицы Небесной, которой ее наделили верующие христиане.

  1. «Знамение» (в переводе «молящийся»). На этой группе икон Пресвятая открывает тайну рождения Спасителя, она представлена как земная женщина в ожидании младенца. Мария изображена в позе Оранты – молится с поднятыми к небу руками; в районе ее груди, как в лоне, находится сфера со Спасом Эммануила. Важный момент: на лике соединяются фигуры Девы и Христа. Таким образом, передается глубокая тайна святейшего чуда – рождения Господа, а Дева Мария становится Богоматерью. Верующему открывается суть – внутренняя Богородица с Богочеловеком. Наиболее известные иконы: «Богоматерь – Нерушимая стена», ярославская «Оранта».
  2. «Путеводительница». На изображениях этой группы Матерь Божья является проводником, который, как мост, приводит православного к Богу. Это дорога настоящего верующего – от тьмы и греха к истине и спасению. Пресвятая Богородица – главный помощник христианина. На ликах Путеводительница изображена так: ее фигура расположена фронтально, чуть склонена голова, Младенец Христос восседает на руке, как на престоле, второй рукой она указывает на Ребенка, обращая внимание просящего на него. Младенец рукою благословляет Мать, а значит – каждого молящегося. Значимые иконы: «Тихвинская», «Иверская», «Смоленская», «Казанская».
  3. «Умиление», или «Милостивая». Эти характеристики получили древние образы Девы Марии в Византии, на Руси их начали называть «Сладкое лобзание». Это – лирические и интимные изображения, которые демонстрируют любовь Матери Божьей к своему Сыну. На лике Богородица склоняет голову к Христу, а он, в свою очередь, обнимает ее за шею рукой. «Умиление» заключает высший смысл – Дева Мария не только Мать, которая проявляет любовь к Ребенку, а душа, обращенная к Всевышнему. У данного типа ликов есть две разновидности – «Взыграние»» и «Млекопитательница». В первом варианте Младенец изображен в свободной позе, будто играется, его рука касается лица Матери. В этом скрыто благочестивое и доверительное отношение Бога к православным. Во втором варианте на изображении присутствует интимный момент – Мать кормит Богомладенца грудью. Этот процесс – свидетельство того, как Пресвятая напитывает души христиан верой. К типу «Умиление» относятся иконы: «Владимирская», «Гребневская», «Волоколамская».
  4. «Акафистный» – это собирательный образ, который не несет высокой смысловой нагрузки, как предыдущие три. В него вошли те грани Богородицы, какие невозможно выделить отдельно. Изображение Матери Божьей создается под определенный эпитет, а не под богословский текст. Также в образах могут использовать центральный лик Матери и Богомладенца, дополнив его разнообразными элементами – символическими фигурами небесных тел, водоемом или купелью, троном, ангелами. Главная цель икон данной группы – иллюстрировать прославление Царицы Небесной. «Акафистный» тип представляют иконы: «Спас в силах», «Неопалимая Купина», «Богоматерь – Живоносный Источник».

Описание ликов подробно представлено в книге о чудотворных иконах с изображением Пресвятой Богородицы.

Самые известные иконы Богоматери

  • Казанская икона Божией Матери

Лик Пресвятой обнаружили в Казани после масштабного пожара. Она явилась во сне маленькой девочке по имени Матрона. Семья ребенка отправилась на пожарище искать святыню и нашла ее среди руин. Казанская икона была будто только написана – краски поражали свежестью и яркостью. Образ сразу же излечил двух слепцов, Иосифа и Никиту, которые только к нему прикоснулись. После этого люди поверили в его целительную силу. Находку отвезли в Успенский собор, а на ее месте возвели женский монастырь. К несчастью, в 1904 году икону украли вандалы, а потом предположительно сожгли. До нашего времени дошли только ее копии, но их чудотворная сила такая же, как у первоисточника.

Казанская икона имеет особенное изображение Девы Марии и ее Сына: Богомладенец находится слева от руки матери, его рука поднята вверх, что означает одобрение и всепрощение. Так Господь обращается к каждому православному. 21 июля и 4 ноября верующие отмечают праздник в честь лика.

Казанская икона дарует помощь всем, кто приходит к ней. К лику обращаются, когда нужно исцелиться от болезней – физических и духовных. Особенно хорошо она врачует при проблемах со зрением и слухом. Оказывает поддержку в тяжелых жизненных ситуациях; дает заступничество, благословение, утешение во время любой печали; помогает принять решение в серьезном выборе; сохранить в семье мир.

  • Икона успения Пресвятой Богородицы

Образ рассказывает об успении – смерти Богоматери. По канонам православной религии, кончина Девы Марии – не уход обычного человека: ее душа и тело отправились на Небо к Господу, а не вернулись в землю. Композиция лика по горизонтали условно разделена на две разные по смыслу части. В нижней изображена Божия Матерь, лежащая на смертном одре, ее окружают скорбящие апостолы; в верхней стоит Христос с отлетевшей душой Девы Марии, его окружают ликующие ангелы. Это суть мироздания: внизу скорбь земная, обреченность и тяжесть; а вверху – радость вечной беззаботной жизни, которую дарит Господь своим праведникам. Икону Успения «читают» снизу вверх, чтобы трактовать то, что ждет христианина.

Чудотворная икона успения призвана помочь преодолеть страх смерти верующим людям. Она яркий пример того, какой будет жизнь после смерти, если тщательно соблюдать все законы праведного и церковного бытия. Пресвятая молится за каждого человека, помогая излечиться даже от самых тяжелых заболеваний. Богородица наставляет на истинный путь потерянные души, чтобы каждый смог оказаться после смерти в Царстве Божьем.

Чудотворня икона

  • Тихвинская икона пресвятой богородицы

Один из уважаемых и почитаемых ликов Девы Марии. Считается, что он ровесник самой Пресвятой. По старинному преданию, его написал Лука после того, как образ проявился над озером вблизи Тихвина. Говорили, что божественная сила переносила его по воздуху.

На изображении Мать и Сын обращены друг к другу. Иисус сидит на руке Девы Марии, в одной руке он держит свиток, а другой благословляет обращающихся.

Считается, что икона отводит беды (якобы после того как ее привезли в Москву на самолете, были разбиты германские войска во время Великой отечественной войны), помогает в лечении бесплодия, а также при заболеваниях суставов, ей молятся матери, желающие вразумить, наставить на святой путь своих чад (многие называют лик покровителем малышей).

  • Иверская икона Божией Матери

Это легендарный образ Девы Марии, самый значимый и почитаемый. Считается, что икона была написана Лукой еще во время земной жизни Пресвятой. Впервые о ней упоминают в византийских источниках, приблизительно датированных IX веком. С ликом связана одна невероятная история. По приданию, Иверская икона стояла в доме набожной и праведной вдовы. Неожиданно в городе Никеи подняли бунт еретики, им приказали уничтожить все напоминания о Христе с Богородицей. Богоотступники явились в дом к женщине, приказав отдать лик. Вдова вымолила его, пообещав еретикам денежное вознаграждение. Они согласились. Уходя из дома, один из отступников ударил образ копьем в правую ланиту, проткнув ее. Тут случилось неожиданное – из иконы начала течь кровь. Чтобы остановить кровотечение, женщина окунула икону в морскую воду, но она не упала, а стала плыть по морю.

На изображении Богородица держит на левой руке Сына, свободной рукой она тянется к нему, обращая внимание на Господа. Отличительная черта святыни – сочащаяся кровь из правой ланиты. Иверская икона исцеляет больных, восполняет запасы нуждающимся, помогает во время войн, отводит напасти.

  • Владимирская икона Божией Матери

Весьма известный образ, главный и читаемый, который написал Лука, по поверьям, на обычной доске, за которой принимали пищу Спаситель с Пречистой и праведным Иосифом. Он долгое время хранился в Киеве, но потом князь Андрей Боголюбский перевез его во Владимир. Из-за этого святыня получила такое название. На иконе Богоматерь и Христос льнут друг к другу, что говорит об их тесной связи.

Владимирская икона помогает всем православным, приходящим к ней. Известны случаи, когда лик избавлял от хронических болезней, бесплодия, наставлял матерей с детьми, способствовал легким родам.

  • Икона Божией Матери «Милостивая»

Ее написал Лука и передал в Египет, где она хранилась до X века. Затем святыню по морю доставили византийскому императору Алексию Комнину, чтобы тот хранил ее от еретиков. Вскоре к нему на прием явился кипрский наместник Мануил Вутомит, который по высшему наставлению хотел забрать лик, чтобы обустроить с ним храм. Однако Алексий медлил с передачей образа. Тогда у него заболела дочь, а позже сам он тоже слег. Во сне Комнину пришла Богородица, сказав, что он должен отдать ее изображение на Кипр, оставив у себя точный список. Когда император собрал корабли, болезни отступили. Верующие просят икону «Милостивая» об исцелении, даровании благ, помощи при несении креста судьбы.

obikonah.ru

Описание картины Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем»

Описание картины Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем»

Виктор Михайлович Васнецов, известный большинству по картинам сказочной тематики, очень много работал над росписью различных храмов. До сих пор любой желающий может полюбоваться его работами в Храме Спаса-на-Крови (Санкт-Петербург), Владимирском соборе (Киев), церкви Спаса Нерукотворного (Абрамцево) и многих других, расположенных как в нашей стране, так и за ее пределами.

Особое место в его творчестве занимает образ Богородицы. Отдельно стоит остановиться на полотне «Богоматерь с Младенцем», написанной художником в 1889 году. Именно эта работа Васнецова послужила эскизом для росписи Владимирского собора.

Практически всю площадь картины занимает фигура идущей прямо на зрителя Богоматери, несущей на руках Младенца Христа. Завернутый в пелену Младенец изображен с поднятыми вверх и тянущимися к зрителям руками. Он как бы благословляет, представших перед ним. Как и должно быть в любой иконографии, головы обеих фигур окутаны золотистым свечением, олицетворяющим их божественную суть. Оригинально выполнен фон, на котором изображены фигуры. Нельзя с определенной уверенностью сказать ступает ли Богоматерь по земле или движется по небесам.

Лица Богоматери и Младенца необычайно живые. Это не канонические лики смотрящие со стандартных икон. На полотне Васнецова зрители видят обычных людей. Фигура Младенца и его положение также вполне естественны, и не вызывают ощущения фантасмогоричности происходящего. Глядя, на полотно у зрителя возникает образ обычной женщины, несущей на руках ребенка. Ее глаза печальны, но они светятся невероятной любовью к своему сыну и ко всему миру.

Идея представить Богоматерь именно такой, была навеяна художнику образом его супруги с сыном на руках. В дальнейшем подобный образ Богородицы активно использовался в русской иконографии и получил название Васнецовская Богоматерь.

opisanie-kartin.com

Описание картины Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская»

Описание картины Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская»

Известный русский иконописец Ушаков создал огромное множество искусных икон. Его работы выполнены в классическом церковном стиле. Иконописные картины Симона Ушакова сверкают золотом и драгоценными камнями. Мастер умел подобрать нужные краски, чтобы передать великолепие библейских персонажей и сцен. Одна из его прекрасных работ – икона «Богоматерь Владимирская».

Изображение Марии с маленьким Иисусом – популярный иконописный сюжет. Икона Ушакова 1652 года заметно выделяется в серии подобных творений. Живописец создал двустороннюю икону. На ее обороте находится Голгофский крест. Лицевую сторону составляет композиция, вписанная в вертикальный прямоугольник. Богоматерь обнимает Младенца, который в свою очередь так же тянется к ней.

С. Ф. Ушаков использовал в картине теплые золотистые оттенки. Одежда Марии темная – насыщенного коричневого цвета, украшена золотой каймой. Маленький Христос облачен в желтое одеяние, подвязанное бронзовым поясом.

Икону сопровождают традиционные графические надписи у изголовья персонажей. Золотистые нимбы четко очерчены округлыми рамками. Композиция в целом проста, но несмотря на это передает глубокое духовное содержание портрета.

Лица главных библейских героев полны чувств и переживаний. На лице матери заметна пророческая скорбь по сыну. В глазах читается любовь и нежность к самому родному созданию. Ребенок на ее руках преданно всматривается в лицо матери. Несмотря на столь малый возраст, можно увидеть мудрость и спокойствие в его чертах.

Икона «Богоматерь Владимирская» изначально находилась в Замоскворечье, в церкви Архангела Михаила. Теперь ее можно лицезреть в Третьяковской галерее. Великолепная по замыслу и исполнению картина понятна всем верующим людям. Далекие от религии ценители искусства тоже оценят это замечательное творение кисти Ушакова.

opisanie-kartin.com

Описание картины Михаила Врубеля «Богоматерь с младенцем»

Описание картины Михаила Врубеля «Богоматерь с младенцем»

Икона, написанная в далеком 1885 году Врубелем, с одной стороны соответствует всем православным канонам иконографии, которые достаточно строго ограничивают предоставляемое художнику пространство для фантазии, с другой же необычна и оригинальна в этих пределах.

Вместо выдержанных в едином строгом стиле почти неживых ликов смотрят с неё живые человеческие глаза – не страдающие, не всепонимающие, не скорбящие, не заглядывающие в самую душу и прожигающие её до дна, а обычные. Напоминающие о том, что Христос с Богородицей не только Бог и Святая Дева, но и люди – одновременно нечто безмерно большое и безмерно малое. В иконе есть несвойственный обычно иконам реализм, намек на некое знание за лицом Богородицы.

Впрочем, символизм иконы полностью соответствует уставам. Так трон, на котором восседает Божья Матерь, означает величие и царственность (этот образ начали использовать ещё в Византии, в 11-12 веках), алый плащ – страдание, кровь и величие.

Три звезды, золотящиеся на лице Божьей Матери напоминают о том, что Бог триедин – Отец, Сын и Святой Дух, и одновременно о том, что и до, и после, и во время Рождества Богородица оставалась девой. На её нимбе греческие буквы – аббревиатура слов «Божья Матерь», эти буквы можно встретить на любой иконе. На нимбе же Христа – легко узнаваемый крест, напоминающий о том, какая судьба ждет младенца, сидящего на коленях матери. Правая рука его сложена в двуперстие – благословение, прощение и успокоение, левая покоится на свитке, что означает, что Бог всеведущ.

Одновременно икона и картина, в неё вложено больше, чем обычно вкладывают в иконы, а создана она была Врубелем ещё в ту пору, когда он был никому неизвестным студентом и наняли его для росписи только потому что искали кого-нибудь, кому можно будет не платить слишком много.

1200 – для бедного студента-художника, подрабатывающего репетиторством, это были большие деньги. Для руководителя же проекта – слишком маленькая смета, на которую никого, кроме недоучки, не нанять.

opisanie-kartin.com

Богородичные образы

Культ почитания Богородицы вырос из почитания праматери в доисторические и, далее, во  времена античности. Богородица почиталась как Приснодева, Пречистая и Непорочная до рождения Христа, в Рождестве и после Рождества.

В Благовещенском соборе Кремля, на «Золочёных вратах» есть изображение Богоматери, где она написана в манере «Неопалимой Купины», это одно из ранних иконографических образов.Самая почитаемая икона Богородицы «Владимирская» по легенде была написана евангелистом Лукой на крышке от стола Святого семейства.Во многих Богородичных соборах, в том числе и в Кремле (Успенский, церковь Ризоположения) на стенах изображён Акафист. Акафист — церковные песнопения в прославляющие Пресвятую Деву. С первого по 12 акафисты описывают земную жизнь Богородицы и Христа. Другие — их 24, прославляют Деву Марию.На одном из Вселенских соборов Патриарх  Несторий говорил, что Христос родился человеком, а божество снизошло на него после рождения. Поэтому Несторий настаивал, чтобы Деву Марию называли человекородицей. Но на соборе такое отношение признали ересью.До VIII века Пречистую Деву изображали без каких-либо канонов, каждый мастер рисовал её по своему усмотрению. Затем последовало время иконоборчества, когда много изображений ликов святых уничтожили, фрески в храмах замазывали извёсткой. В 843 году на Константинопольском Вселенском соборе победили иконопочитатели. Кажется тогда (могу ошибаться) установили первые каноны — строгие правила изображения святых.После крещения Руси в 988 году Богородицу особо почитали, строили храмы в Её честь, писали изображения. На одной из картин Лицевого Летописного свода показано, как иконописец создаёт икону.

Изображали Богородицу обычно одетой в тёмно-красный и голубой хитон. Красный цвет символизировал человеческое начало Христа, его страдания, страдания Девы Марии. Синий, голубой цвета — цвета неба, божественный цвет.В настоящее время существует около 700 различных вариантов икон (Тихвинская, Смоленская, Коренная, Неупиваемая чаша, Семистрельная и пр.). Тогда как в иконографическом изображении Богородицы разделяется только пять типов. Иконографию каждой иконы опишем позже,  здесь — кратко.— Умиление. К этому типу относятся иконы Владимирская и Донская и многие другие. Эта иконография — символ души, находящейся в духовном общении с Богом.

— Оранта, или нерушимая стена. Изображена в рост или по пояс с поднятыми вверх руками. Поза её статична и величественна. Символизирует христианскую душу, после смерти находящуюся в царствии небесном и молящуюся за людей. Второе толкование образа появилось позже — это символ Вселенской церкви. (Мозаика из Софийского собора в Киеве).

Как разновидность Оранты — Знамение, знак людского спасения посредством рождения Иисуса Христа.  К этому же типу относится Панагия — по гречески Всесвятая.— Одигитрия. В иконографию вложена идея Богородицы — путеводительницы, она ведёт людей ко Христу.

— Богоматерь, сидящая на троне — Панахранта, Всецарица. Верховная представительница всех людей перед Христом. К ней относятся Толгская, Киево-Печерская, Державная, Псковская иконы. (На снимке — Толгская, ГТГ).

— Моление. (Боголюбская). Часто изображается, как часть Деисуса. Вечное моление Богоматери о спасении человеческих душ и заступницы, предстоятельницы.

Первым образом Богородицы в Кремле стала Владимирская. Первоначально она была выносная, двухсторонняя  Фрагмент из Лицевого Летописного Свода иллюстрирует историю о том, как Андрей Боголюбский перенёс Владимирскую из Киева во Владимир. (На иллюстрации — перенесение иконы)

Позже во Владимире он заложил Богородичный собор (Успенский).  Князь Андрей Боголюбский брал Владимирскую в свои военные походы. В Лицевом Летописном Своде присутствует и это изображение.

Во время Татаро-монгольского ига икону неоднократно привозили в Москву. В 1480 году её оставили в столице навсегда.

С тех пор и до революции она находилась в специальном киоте слева от царских врат Успенского собора Московского Кремля. Поэтому Успенский собор стали называть домом Пречистой. Ею умоляли Бориса Годунова принять царство, молились перед войнами. Она выбирала Патриарха.  В Успенском соборе Кремля перед избранием нового Патриарха молились образу Божией Матери Владимирская. Перед киотом ставили ящик и в него опускали небольшие свитки с именами претендентов на Патриаший престол. После литургии и молебна из ящика вытаскивали один из свитков, на нём было написано имя вновь избранного Патриарха. Таким образом икона Божией Матери Владимирская выбирала святителя.

Государей на царство благословляли тоже образом Богоматери Владимирская.Долгое время  икона выставлялась в залах ГТГ. Несколько лет тому назад её перенесли в домовый Никольский храм ГТГ, где она находится по сей день.Интересна ещё одна икона Симона Ушакова, в настоящее время находящаяся на экспозиции в ГТГ — «Древо государства московского», где древо русской государственности насаждается Митрополитом Петром и Великим Князем Иваном Калитой. Рядом помогают взращивать это древо государь Алексей Михайлович и его первая супруга Мария Ильинична (Милославская).

В 1514 году для крестных ходов мастер круга Дионисия выполнил список иконы «Владимирская». Его поместили в Благовещенский собор.  В клеймах изображены 12 евангельских чинов.

Почитается в Кремле Одигитрия Пименовская. В конце XIV века её принёс в Москву митрополит Пимен. С ней совершали крестные ходы, носили по домам для излечения больных. Икона была мироточива, об этом говорят многие свидетельства. Сейчас икона находится в экспозиции в ГТГ.

Интересен Влахернский образ  Богородицы. В краску, которой писали икону подмешали частицы мощей, пепел мучеников (Севастийских?). Она находится на экспозиции в Успенском соборе.

Икону Одигитрия часто называют Смоленской. Икону принесла в Киев Анна Мономаховна из Константинополя, когда вышла замуж за Владимира Ярославовича. Потом её перенесли в Смоленск, в Успенский собор.

Долгое время она хранилась в Москве, в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Этот образ привезла с собой дочь литовского князя Витовта, София Витовтовна, когда вышла замуж за князя Василия Дмитриевича. Потом смоляне умолили московского князя «отпустить» образ в Смоленск. Пропала икона в 1943 году, после освобождения Смоленска, её не оказалось в Успенском соборе города. Сейчас и в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, и в Смоленске, и в Успенском соборе Кремля хранятся её списки. Вот так она хранится в Смоленске.

Одна из них — на экспозиции в ГОП. С золотым окладом и двунадесятыми праздниками в клеймах.

Стоит обратить внимание на житийную икону Митрополита Петра на южной стене Успенского собора Кремля.

Святитель сам писал иконы, написал он и образ Богородицы, именуемый Петровская. В житийной иконе митрополита, в одном из клейм изображена написанная Петром икона Пречистой Девы.

Известно, что когда будущий митрополит ехал морем в Византию на поставление Константинопольским Патриархом на митрополичий престол, вместе с ним ехал и его «конкурент», начавший путешествие даже раньше Петра. Во время плавания Петру во сне явилась Дева Мария, успокоила его и обещала своё заступничество в поставлении на митрополию.

Так и вышло. Святой Пётр-митрополит благополучно добрался до византийских берегов, тогда как его соперника задержала буря.Петровский образ взяли выборные в Кострому, когда умоляли инокиню Марфу отпустить своего 16-ти летнего сына Михаила на царство. Оригинал иконы утрачен. Ранний список хранится в Успенском соборе.К иконографическому типу «умиление», как и Владимирская, относится образ Девы Марии  Донской. Обратите внимание, одной рукой она поддерживает младенца Христа, в другой держит плат. Этим платом Богородица осушает слёзы всех, кто к ней прибегает в горе.

Лицо Девы Марии выражает мягкую доброту, сочувствие, безмерную любовь. Фон иконы золотой, божественный.Обратите внимание, под нижним обрезом росписи находятся два полукруга. Это ковчеги — мощевики. Раньше в них находились мощи святых, каких — неизвестно. Сейчас ковчежцы закрыты воском.Молился образу Дмитрий Донской, Иван Грозный перед Казанским походом. В 1563 году её перенесли в Успенский собор Кремля и находилась она на почётном месте, слева от царских врат. Выносили икону во время крестных ходов, однажды, во время нашествия татарского хана Казы-Гирея (в 1588 году) иконой обнесли стены Кремля по периметру. Победу над ханом приписали заступничеству Пречистой иконе Богородицы Донская.Икона двухсторонняя, на её оборотной стороне написано Успение Богородицы.

В настоящее время икона находится на экспозиции в ГТГ.

В Благовещенком соборе Кремля хранится образ Богородицы Одигитрии с клеймами — ликами праведниц. Это Смоленско-Шуйская икона. В верхнем клейме в центре — изображение — Евы. Она начинает цикл праведниц. Напротив Евы внизу — святая Сусанна, ею заканчивается цикл праведных жён.

Знаменитый образ Богородицы Одигитрия находится в Успенском соборе Кремля. Изображение Девы Марии крупное, почти полностью закрывает всё поле иконы.

 На обороте образ святого Георгия.

Изображение именно этого святого связывают с посвящением Новгородского Храма, откуда её перенесли в Кремль — Георгиевского собора Юрьева монастыря.Особом образом почитали в Москве образ Тихвинской Божией Матери. Она чудесным образом по воздуху перенеслась в Тихвин, во время шествия являлась местным жителям.  Фото Тихвинского монастыря.

Перенесение иконы в Тихвинский монастырь — из Лицевого Летописного свода.

Церковь, где находился этот образ, трижды горела, но икона оставалась невредимой.Явился образ Тихвинской Ивану Грозному во время похода на Казань и укрепил в царе веру в победу.Иконография образа Тихвинской — Одигитрия. От Смоленской Тихвинская икона отличается положением ног младенца Христа — видна его стопа, «пяточка».В Кремлёвских соборах хранится два образа Тихвинской. На одном, в Благовещенском — 16 клейм. Находится эта икона в местном ряду иконостаса Благовещенского собора слева, рядом с северной стеной.

В одном из них (внизу) — изображение князя Василия III Ивановича и Ивана IV Васильевича (Грозного), первый царь виден молящимся справа, в царском венце.

Это икона тоже участвовала в крестном ходе в Кострому во время призвания Михаила на царство.Вторая икона Богоматери Тихвинская расположена на северной стене Успенского собора. В иконе 104 клейма. Она очень большая по размеру — 2.14/1.96.

Отдельные клейма в этой иконе — Крестовоздвижение

и Покров Пресвятой Богородицы

связаны с важными государственными событиями — снятием шведской осады с Тихвина (Покров) и принятием Украины в состав России.В деисусном чине Благовещенского собора хранится греческий образ Божией Матери. Он признан шедевром византийской школы иконописи. В нём заложено высокое духовное содержание.

 Храмовая икона Успенского собора написана в 1479 году, к освящению собора. Раньше считалось, что этот образ написан митрополитом Петром.В Благовещенском соборе храмовая икона Благовещения написана с входящим в лоно Божией Матери Иисусом. Это копия XVII века, оригинал находится в ГТГ. Вот оригинал (ГТГ).

Называется эта икона «Воплощение». Копия в Благовещенском соборе — с клеймами, в них изображён акафист.

В Ризоположенском храме хранится необычная икона 1626 года Назария Истомина.

Необычность её в том, что Одигитрия изображена в рост. Возможно, Назарий вдохновился работой отца, написавшего складень. Отец знаменитого мастера изобразил подобный образ Богоматери (правая часть складня).

«Что тя наречён» или Благодатное небо, такая икона 1678 года хранится в иконостасе Архангельского собора Кремля.

В этой иконографии заметно западноевропейское, польское в частности, влияние. В Польше существует образ жены, облачённой в солнце.

Есть предание, что по молитвам одной гувернантки, перешедшей в православие лютеранки, излечилась её подопечная, тоже не православная и после выздоровления перешла в православие.Многие сведения о кремлёвских иконах содержаться в работе Буслаева «Общее понятие о русской живописи». Много работали над исследованием русских икон учёные Кондаков и Солнцев.

Материл написан на основе лекции кремлёвского лектория «Богородичные образы в Кремлёвских храмах». Прошу прощение за качество некоторых снимков — переснято мыльницей со слайдов на экране, считаю лучше так, чем никак.

Статьи по теме:Икона «Александр Свирский в житии» в Успенском соборе Московского КремляЧетырёхчастная икона в Благовещенском соборе КремляПоклонение волхвов

Статьи не по теме:Экскурсовод в МосквеЭкскурсии по Москве и ПодмосковьюПешеходные экскурсии по МосквеЭкскурсия по Красной площади и Александровскому садуЭкскурсия в Новодевичий монастырьЭкскурсия во дворец Алексея МихайловичаЧастный гид-переводчик в Москве

kraeved1147.ru

Богоматерь с Младенцем — Энциклопедия знаков и символов

Дева Мария

Дева Мария как мать. Простое изображение Девы Марии, держащей Младенца, пришло на Запад из византийского искусства. Формальный восточный тип изображения Матери, представленной анфас, держащей застывшего в жесткой позе одетого Младенца, рука которого поднята в благословляющем жесте, ранее уже проник в скульптуру готических соборов в более интимном варианте, когда Младенец уже не смотрит прямо на молящегося перед ним, а обращает свой взгляд на мать. Этот образ, обычный в католических странах, благодаря использованию его не только в церквах и соборах, но и в многочисленных небольших часовнях, стоящих на проезжих дорогах, а также для молитвы в домашней обстановке, стал у ренессансных художников все более и более окрашиваться, человеческим чувством, если не сказать — вовсе терять религиозное содержание. Типичная форма, иногда именуемая Mater Amabilis [лат. — «Матерь Умиле́ние», Елеуса], представляет Деву Марию в полуфигурном ракурсе, одетую в ее традиционные цвета — красное платье и голубой плащ, держащую в своих руках Младенца, сидящего в одной из множества регламентированных поз: Один из таких типов изображения, появившийся первым в живописи Северйой Италии в XIV веке, известен как Мадонна Смирение (иногда с надписью «Nostra Domina de Humilitate»). Главная его особенность в том, что Дева Мария сидит на земле, возможно, нa подушке. Средневековые теологи считали смирение тем зерном, из которого произрастают все другие добродетели, — идея, уместная в случае с Марией, от которой произрос Христос. Религиозное значение часто передавалось, особенно в живописи XV—XVI веков, не столько той манерой, в какой изображались фигуры, сколько различными символическими предметами, которые держат Младенец или Дева Мария или которые лежат возле них.

Рафаэль Санти. Прекрасная садовница. Дева Мария с Младенцем и Иоанном Крестителем. 1507 гг. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Ок. 1490 г. Уилтонский диптих. Дева Мария и одиннадцать ангелов. Ок. 1395 г. Барнаба да Модена. Мария с Младенцем. 1367 Богемский Мастер. Глатцеровская Богоматерь Богемский художник круг Мастера из Хоэнфурта. Мадонна на троне Больтраффио Джованни Антонио. Мария с Младенцем Боневе Aндре. Великолепный часослов Нотр — Дам (фрагмент): Мадонна с младенцем Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем между Иоанном Крестителем и неизвестной святой Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем, Св. Екатериной и Св. Магдалиной Бальдовинетти Алессо. Мария с младенцем Бальдунг Ханс. Мадонна с попугаем Бальдунг Ханс. Мария в виноградной беседке Альтдорфер Альбрехт. Мадонна между Иосифом и евангелистом Иоанном Альтдорфер Альбрехт. Анджеликo Фра. Мария со Святыми Домиником и Фомой Боттичелли Сандро. Мадонна с Младенцем и ангелами Боутс Диpк, (последователь). Мадонна с вишнями Триптих с Богоматерью и Младенцем. XIX в. Богоматерь с Младенцем. XIX в. Икона Божией Матери «Троеручица» (Хиландарская). XIX в. Корсунская Икона Божией Матери. Нач. XVIII в. Мастер мадонн. Икона Божией Матери. Кон. XVII — нач. XVIII вв. Италия Икона Божией Матери Елеуса. XVII в. Албания, Тирана Вотивное изображение в церкви Мадонна дель Монте. Нач. XVI в. Чезена Икона Божией Матери «Одигитрия», сер. X в. (Византия) 00-03-454-000.jpg Mutter, ganz Dein eigen! «Tro: sterin der Betru: bten» — Turin, Mutterhaus der Missiosschwestern Дева Мария с Сыном в корабле Веры, управляемом мудростью Икона Божией Матери Элеуса Икона Божией Матери «Умиление» Икона Божией Матери «Умиление» с полуфигурами святых на полях Икона Божией Матери «Умиление» Икона Божией Матери «Умиление» Икона Божией Матери «Умиление» Белозерская Икона Божией Матери «Умиление» Икона Божией Матери «Умиление» типа Яхромской Икона Божией Матери «Умиление» Любятовская Голова Богоматери. Фрагмент иконы «Богоматерь Умиление» Икона Божией Матери «Умиление» Икона Божией Матери «Умиление» Икона Божией Матери «Умиление» Владимирская Икона Божией Матери Владимирская Икона Божией Матери Владимирская Икона Божией Матери Владимирская Икона Божией Матери Владимирская Икона Божией Матери Владимирская Икона Божией Матери Владимирская Икона Божией Матери с евангельскими сценами и святителями на полях Владимирская Икона Божией Матери с 18 клеймами Владимирская Икона Божией Матери с избранными святыми. Пелена Владимирская Икона Божией Матери с Господскими и Богородничными праздниками в 18-ти клеймах Владимирская Икона Божией Матери с евангельскими сценами и изображениями отцов Церкви Владимирская Икона Божией Матери Владимирская Икона Божией Матери с избранными святыми. Пелена Владимирская Икона Божией Матери Владимирская Икона Божией Матери Икона Божией Матери Гликофилуса Киккская Икона Божией Матери Икона Божией Матери Филохиотисса Белозерская Толгская Икона Божией Матери Свенская Икона Божией Матери с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими

Богоматерь Одигитрия (Перивлепта) Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» (Оборот иконы «Спас») Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери Одигитрия, Троица и избранные святые Икона Божией Матери «Одигитрия» ресвятая Богородица Одигитрия. Деталь Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Богоматерь Одигитрия (тип Седмиезерная) Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Акафистная Икона Божией Матери Одигитрия Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская Икона Божией Матери Шуйская — Смоленская — Одигитрия Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская Икона Божией Матери Смоленская — Одигитрия Акафистная (Хилендарская) Икона Божией Матери Одигитрия Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» Икона Божией Матери Одигитрия Богоматерь Одигитрия из Мартвили Пименовская икона Божией Матери 00-04-432-000.jpg

Икона Божией Матери «Троеручница»

Знамение — слав. чудо, знак, посланный свыше

Иконографический тип изображение Богоматери: поясное изображение Богородицы с воздетыми в молении руками (жест адорации) и Младенцем на гуди.

Икона Божией Матери «Знамение» — Свв. Пётр и Наталья Икона Божией Матери «Знамение» — Свв. Пётр и Наталья

Богоматерь с Младенцем и архангелы Михаил и Гавриил Пресвятая Богородица с Богомладенцем

Богоматерь с ангелами и святыми Георгием и Феодором Богоматерь с Младенцем и двумя святыми Богоматерь с Младенцем и тремя святыми

www.symbolarium.ru