Картина "Бородино": описание. Бородино - картины сражения разных художников. Картина бородино


Картине-панораме «Бородинская битва» исполняется 100 лет

Картине-панораме "Бородинская битва", созданной известным художником-баталистом Францем Рубо, сегодня исполняется 100 лет.

Картина была заказана художнику Францу Алексеевичу Рубо к столетней годовщине Отечественной войны 1812 года. К этой дате в 1912 году было приурочено множество торжественных мероприятий, среди которых отдельным пунктом стояло открытие панорамы, над которой Рубо работал в течение двух лет.

11 сентября 1912 года в Москве в  деревянном павильоне, специально построенном по проекту П.А. Воронцова-Вельминова, у Покровских ворот, при громадном стечении людей состоялось торжественное открытие панорамы. Приехал на него и император Николай II.

В основу сюжета картины взят один из напряжённейших моментов сражения – когда ободрённые захватом Багратионовых флешей французы пытались развить успех, атакуя сразу два укреплённых пункта русских позиций – деревню Семёновская и Курганную батарею. Линия соприкосновения враждующих армий в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления флешей. Командовал ими после ранения Багратиона генерал Дмитрий Дохтуров. Изображённые на полотне русские войска активно обороняются, вступив в жестокий рукопашный бой с французами.

Как известно из истории, русской армии удалось тогда отбить этот натиск противника. На панораме не видно, но именно в это время кавалерия генерала Уварова и казаки генерала Платова разворачивались для рейда на левый фланг французов, рейда, который на два часа остановил атакующий порыв их и позволил русскому командованию подтянуть резервы и устроить армию для дальнейшего отпора.=====================

Франц Рубо родился 15 июня 1856 в Одессе в семье французского эмигранта, занимавшегося в России книжной торговлей. Мальчик рано начал рисовать, поэтому проблем с выбором профессии у него не было, благо и отец поддержал стремление сына стать художником. Начальное художественное образование Франц получил в Одесской рисовальной школе, затем окончил Баварскую академию художеств в Мюнхене.

Молодой художник рано заинтересовался изображением на полотне батальных сцен. Причем его не интересовали подвиги великих полководцев, он хотел изображать войну без прикрас, такой, какой она была на самом деле: с кровью, ожесточением, страданием, радостью побед и горем тяжелых утрат. В период учебы в Мюнхене он каждое лето приезжал в Россию, чтобы отправиться путешествовать по Украине, Средней Азии, Кавказу. Из каждой такой поездки художник привозил массу этюдов, на основе которых впоследствии создавались картины.

Когда было принято решение открыть в Москве панораму, посвященную Бородинской битве, председатель Комитета по устройству военно-исторических музеев генерал Н.Н. Сухотин по поручению императора обратился к Рубо. Но разговор шел не о контракте на изготовление панорамы, а пока только об эскизах, которые будут рассмотрены императором. Размеры панорамы решили сделать примерно такими же, как и у Севастопольской.

Первоначально Франц Рубо хотел отобразить в панораме ожесточенный бой за батарею Раевского, когда проходила контратака русских частей под руководством генералов Ермолова и Кутайсова. Был подготовлен большой эскиз, но император его отклонил. Вот как это описывал «Русский инвалид»: «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть... словом, выходила действительно «русская» панорама. Эскизы, написанные с большим подъемом и художественным чутьем, были готовы, но тут сказала свое веское слово комиссия, предложившая художнику изобразить другой момент сражения, а именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой». Отстоять свою идею Рубо не смог. В живопись, как ни странно, вмешалась политика, направленная в тот период на укрепление союза с Францией. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», – жаловался Рубо в письме к одному из друзей.

В ноябре 1910 года новый эскиз был одобрен, а в марте следующего года Военное министерство заключило с Рубо контракт на создание панорамы. Работы опять были организованы в предместье Мюнхена, где построили специальный павильон. Кроме немецких художников Рубо пригласил для работы над панорамой своего ученика И.Г. Мясоедова, который по его просьбе делал зарисовки на Бородинском поле.

Грандиозная работа была выполнена в срок, и осенью 1912 года в павильоне на Чистопрудном бульваре панораму «Бородино» увидели зрители. Панораму расположили в круглом зале, где зрители рассматривали её с центральной смотровой площадки, что усиливало и иллюзию реальности окружающего пространства.

К сожалению, здание, построенное для панорамы, вскоре обветшало и через 6 лет его закрыли, а полотно сняли и скатали на вал. Предметный план оказался частично утраченным. Но сам Рубо мог узнавать о судьбе своей панорамы только из редких писем друзей. Напряженная работа над панорамой подорвала его силы, художник серьезно заболел и в 1913 году уехал для лечения в Мюнхен. Вскоре началась Первая мировая война, затем революция. Вернуться на родину Франц Алексеевич Рубо уже не смог. Мастер батальных панорам умер 13 марта 1928 года в Германии.

Даже живя в Германии, Рубо не отделял себя от России, он писал: «…я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником».

Первая панорама была закрыта 26 декабря 1917 года, а в 1918-м и вовсе демонтирована.

После Великой Отечественной войны было принято решение восстановить панораму. К этому времени полотно сильно пострадало, и требовалась его основательная реставрация. В 1948 году группа реставраторов под руководством художника Павла Корина приступила к работе, которая закончилась только к 1962 году. Интересный срок, Рубо создал панораму за год, а реставрировали её потом почти 14 лет. Обновленная панорама стала центром нового музейного комплекса, построенного на Поклонной горе. В залах музея теперь развернута большая экспозиция, посвященная войне 1812 года, есть в ней и постоянная выставка, рассказывающая о жизни и творчестве Франца Алексеевича Рубо.

Фото ИТАР-ТАССсайт oldmos.ru

МОСКВА, 11 сентября. /ИТАР-ТАСС/

ШколаЖизни.ру

archnadzor.livejournal.com

Бородинское сражение в полотнах художников. / Взгляд в прошлое / magSpace.ru

«Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел».

М. Лермонтов. «Бородино»

Номер 1

Русские войска у Шевардина. Художник С. Герасимов. 1941 г.

 

Номер 2

Атака Шевардинского редута. Литография по русунку Н. Самокиша. 1910 г.

Номер 3

Бой за Шевардинский редут. Художник А.Ю. Аверьянов. 2002 г. Холст, масло. 80x130,5. Музей-заповедник «Бородинское поле».

Номер 4

2-я гренадерская дивизия отбивает Шевардинский редут. Художник И.В. Евстигнеев. 1956 г. Холст, масло. 90x150. Музей-заповедник «Бородинское поле».

Номер 5

Подвиг солдат генерала Горчакова. Художник Ю. Цыганков. 1955 г.

Номер 6

Обращение М. И. Кутузова к войскам накануне Бородинского сражения. Художник Ю. Атланов. 1982 г.

Номер 7

«Молебен накануне Бородинского сражения». Цветная литография с рисунка Н. Самокиша. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Под изображением печатный текст: «День 25 августа — канун Бородинского боя — прошел в приготовлениях к предстоящему сражению. Все готовились к смерти, понимая, что должно или умереть, или спасти Отечество. Зная твердую и горячую веру русского солдата в помощь Божию, главнокомандующий приказал пронести по рядам чудотворный образ Смоленской Божией Матери»

Номер 8

Бородинское сражение. Художник А.И. Дмитриев-Мамонов. 1812 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина. Надпись под изображением в центре: «26 Августа — 1812. Рисовано во время самого сражения»

Номер 9

Атака гвардейских егерей и матросов. Художник В. Келлерман. 1955 г.

Номер 10

На артиллерийской позиции (Русская батарея на флешах Багратиона). Художник Р. Горелов. 1955 г.

Номер 11

Бородинское сражение 26 августа 1812 г. Акварель неизвестного художника. 1-я четверть XIX в. Фрагмент.

Номер 12

М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. Художник А. Шепелюк. 1951 г.

Номер 13

Атака 3-го пехотного корпуса маршала Нея на Семеновские флеши. Гравюра Кенига по огригиналу К. Ланглуа. 1-я половина XIX в.

Номер 14

Эпизод Бородинского сражения. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Хромолитография Н. Богатова. 1912 г.

Номер 15

Подвиг артиллериста Павлова. Художник В. Правдин. 1955 г.

Номер 16

Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле. Художник А. Вепхадзе. 1948 г.

Номер 17

Лейб-гвардии Измайловский полк в Бородинском сражении. Художник А. Коцебу. Середина XIX в.

Номер 18

Лейб-гвардии Литовский полк в Бородинском сражении. Художник Н.С. Самокиш. 1911 г. Эскиз. Холст, масло. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Номер 19

Атака лейб-гвардии Литовского полка. Художник Н. Самокиш. 1912 г.

Номер 20

Сражение под Москвой. Литография Мотта по оригиналу Мартине. XIX в.

Номер 21

Атака саксонцев в районе Семеновского оврага. Литография М. Кранца по оригиналу Л. Шустера. 1-я половина XIX в.

Номер 22

Смертельное ранение генерала Кутайсова. Художник И. Архипов. 1975 г.

Номер 23

М. И. Кутузов на Бородинском поле. Художник С. Герасимов. 1952 г.

Номер 24

Рейд казаков Платова в тыл наполеоновской армии. Художник Зелихман. 1959 г.

Номер 25

Кавалерийская атака генерала Ф. П. Уварова. Раскрашенная литография С. Васильева по оригиналу А. Дезарно. 1-я четверть XIX в.

Номер 26

Отказ пленного русского генерала П. Г. Лихачева принять шпагу из рук Наполеона. Хромолитография А. Сафонова. Начало XX в.

Номер 27

Взятие русского редута французскими гренадерами. Литография Ластейи по оригиналу К. Верне. 18130-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Номер 28

Битва при Москве-реке. Гравюра Лебо по оригиналу Ноде. 1810-е годы. Государственный музей А.С. Пушкина

Номер 29

Смерть генерала Коленкура. Литография Мотта по оригиналу Гренье. 1820-1830-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Номер 30

Битва за Москву или взятие Большого редута. Гравюра неизвестного автора. 1820-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Номер 31

Сражение при Бородине 26 августа 1812 г. Гравюра С. Федорова под наблюдением С. Карделли по рисунку Д. Скотти. С.-Петербург. 1814 г. Музей-панорама «Бородинская битва».

Номер 32

Лейб-гвардии гренадерский полк в сражении при Бородине (Дивизия Строганова в боях на Старой Смоленской дороге). Художник М. Греков. 1912-1913 гг.

Номер 33

Бородинский бой. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Художник В. Шевченко. 1970-е гг.

Номер 34

Атака Лейб-гвардии Конного полка на французских кирасир в 1812 г. Художник В.В. Мазуровский. 1910-1912 гг. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова.

Номер 35

Московские ополченцы в боях на Старой Смоленской дороге. Художник В. Келерман. 1957 г.

Номер 36

В.В. Верещагин. Наполеон I на Бородинских высотах

Номер 37

Х. В. Фабер дю Фор «На Бородинском поле, 17 сентября 1812 г.»

Номер 38

А. Адам «Битва под Москвой 7 сентября 1812 г.»

Номер 39

А. Адам «Французская атака на батарею Раевского и смерть генерала Коленкура 7 сентября 1812 г.»

Номер 40

А. Адам «Поле битвы в окрестностях Москвы 8 сентября»

magspace.ru

Бородинское сражение в полотнах художников

Бородинское сражение (во французской истории — битва у Москвы-реки) — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала М. И. Кутузова и французской армией Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы.

Кутузов осматривает позицию при Бородине. Акварель В. Шевченко. Фрагмент. 1970-е гг.

В ходе 12-часового сражения французской армии удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции. Таким образом, в русской историографии считается, что русские войска одержали победу, однако на следующий день главнокомандующий русской армии М. И. Кутузов дал приказ отступать в связи с большими потерями и из-за наличия у императора Наполеона больших резервов, которые спешили на помощь французской армии.

File:SamokishBorodinoLitograf.jpg

Атака Шевардинского редута. Самокиш Н.С. 1910

По воспоминаниям участника Бородинской битвы французского генерала Пеле, Наполеон часто повторял подобную фразу: « Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми » .

Русские войска у Шевардина. Художник С. Герасимов. 1941 г.

Считается самым кровопролитным в истории среди однодневных сражений.

7 сентября является Днём воинской славы России — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией.

File:Kutuzovborodino.jpg

Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. А. Шепелюк (1951)

File:Vereshagin.Napoleon near Borodino.jpg

Наполеон на Бородинских высотах. Верещагин (1897)

Артиллеристы на Бородинском поле. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Художник В. Шевченко. 1970-е гг.

Бородинское сражение в полотнах художников

Эпизод Бородинского сражения. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Хромолитография Н. Богатова. 1912 г.

Бородино

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: "Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?"

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки - Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: "Пора добраться до картечи!" И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.

И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам... Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами: "Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!" И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась - как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять... Вот затрещали барабаны - И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!

File:Peter von Hess 002.jpg

Бородинское сражение. В центре картины раненый генерал Багратион, рядом с ним на коне генерал Коновницын. Вдали виднеется каре лейб-гвардии. Худ. П. Гесс, 1843 г.

File:Murat-borodino1812.jpg

Маршал Мюрат (в центре) на Багратионовых флешах спасается от погони. Фабер-дю-Фор

File:Borodino-Desarno-Large.jpg

Атака 1-го кавалерийского корпуса генерала Уварова при Бородине. Дезарно А. О.

Подвиг солдат генерала Горчакова. Художник Ю. Цыганков. 1955 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

Подвиг артиллериста Павлова. Художник В. Правдин. 1955 г.

Бой за Шевардинский редут. Художник А.Ю. Аверьянов. 2002 г.

2-я гренадерская дивизия отбивает Шевардинский редут. Художник И.В. Евстигнеев. 1956 г. Холст, масло. 90x150. Музей-заповедник «Бородинское поле».

Бородинское сражение в полотнах художников

Атака гвардейских егерей и матросов. Художник В. Келлерман. 1955 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

Рейд казаков Платова в тыл наполеоновской армии. Художник Зелихман. 1959 г

Бородинское сражение в полотнах художников

На артиллерийской позиции (Русская батарея на флешах Багратиона). Художник Р. Горелов. 1955 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

Бородинское сражение 26 августа 1812 г. Акварель неизвестного художника. 1-я четверть XIX в. Фрагмент.

Бородинское сражение в полотнах художников

Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле. Художник А. Вепхадзе. 1948 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

Лейб-гвардии Литовский полк в Бородинском сражении. Художник Н.С. Самокиш. 1911 г. Эскиз. Холст, масло. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Бородинское сражение в полотнах художников

Атака лейб-гвардии Литовского полка. Художник Н. Самокиш. 1912 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

Х. В. Фабер дю Фор «На Бородинском поле, 17 сентября 1812 г.»

Бородинское сражение в полотнах художников

Бородинское сражение. Художник А.И. Дмитриев-Мамонов. 1812 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина. Надпись под изображением в центре: «26 Августа - 1812. Рисовано во время самого сражения»

obiskusstve.com

ГИГАНТСКОЕ ПАНОРАМНОЕ ПОЛОТНО "БОРОДИНСКАЯ БИТВА"

«Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов»

Сто лет назад, в конце августа 1912 года, в Москве открылась панорама Франца Рубо «Бородинская битва». Парадокс — величайшее полотно о главном сражении Отечественной войны французов с русскими создал родившийся в Одессе выходец из семьи французского коммерсанта! Он же, кстати, руководил и созданием панорамы обороны Севастополя.

Интересно, что панорама «Оборона Севастополя» создавалась под руководством француза в 1902–1904 годах в предместье Мюнхена группой не русских, а немецких художников. Эта панорама была успешно открыта в 1905 году в Севастополе в специально возведенном для нее здании.

А вот в создании панорамы «Бородинская битва» были задействованы и российские художники. Это произведение батального искусства имеет совершенно необычную, в чем-то даже трагическую судьбу. Несмотря на то, что полотну уже 100 лет, оно было доступно для зрителей едва ли половину своей «творческой жизни»…

Гигантское полотно-панорама было заказано автору более 200 монументальных батальных полотен, известному художнику Францу Рубо царем Николаем II в преддверии празднования 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. Почему император заказал такую сложную работу именно ему — понятно. Ранее Рубо руководил созданием масштабных панорамных полотен «Оборона Севастополя» и «Штурм аула Ахульго».

На первоначальном эскизе автор «Бородинской битвы» показал ожесточенный бой за ключевой пункт поля сражения — Курганную батарею генерала Раевского, в частности, контратаку русских частей, ведомых в бой генералом Ермоловым на французов, ворвавшихся на батарею. Однако вскоре эскиз был отклонен царем.

ГИГАНТСКОЕ ПАНОРАМНОЕ ПОЛОТНО "БОРОДИНСКАЯ БИТВА"

Как свидетельствуют исторические первоисточники, одна из газет тогда писала:

«Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть… словом, выходила действительно «русская» панорама. Специальная комиссия предложила художнику изобразить другой момент сражения: полдень, когда начались масштабные кавалерийские атаки наполеоновской конницы на русские позиции».

Поскольку панорама создавалась в пору союза России с Францией и ссориться с бывшим смертельным противником не хотелось из «политических» соображений, правительство заставило художника избрать для панорамы сюжет, уже воплощенный в «Бородинской битве» французского баталиста Ланглуа. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», — по свидетельству современников, жаловался Рубо. Работа над огромным холстом размером 14 на 115 метров шла около года.

Панорама была открыта 29 августа 1912 года в специально построенном павильоне на Чистых прудах. Правда, экспонировалась «Бородинская битва» очень недолго. Сами понимаете — началась Первая Мировая война, доступ к реликвии был прекращен, а в здании панорамы разместили госпиталь.

К весне 1918 года временный деревянный павильон, в котором она размещалась, обветшал, полотно было снято, свернуто на деревянный вал и увезено на склад. Почти 40 лет оно хранилось в ужасном состоянии, порой в самых неблагоприятных местах — под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале Миусского собора, в саду «Аквариум», на театральном складе сада «Эрмитаж» и в других совершенно неприспособленных местах.

СТАЛИН И РЕСТАВРАЦИЯ ПОЛОТНА

В 1934 году Народный комиссариат обороны поставил вопрос о реставрации панорамы «Бородино». В 1939 году художники-реставраторы впервые за 20 с лишним лет полностью развернули картину, тщательно ее обследовали и сделали вывод о невозможности реставрации: почти полностью были утрачены живопись неба, наружные витки с изображением боя у деревни Семеновское, холст оказался изломан, потерт и разорван во многих местах.

ГИГАНТСКОЕ ПАНОРАМНОЕ ПОЛОТНО "БОРОДИНСКАЯ БИТВА"

Однако на реставрации полотна настоял сам вождь народов Иосиф Сталин: во время Великой Отечественной войны он привык вспоминать героев войны просто Отечественной. К примеру, в армии во время войны 1941-1945 годов были восстановлены погоны (потомки эполет), учрежден орден Кутузова. Знаменательно, что учрежден он был указом от 29 июля 1942 года, на следующий день после подписания знаменитого приказа Сталина номер 227 от 28 июля 1942 года, известного в войсках, как приказ «Ни шагу назад!»…

Добрым словом поминались в тогдашней прессе герои Отечественной, причем даже завзятые представители дворянского класса Багратион, Раевский, Барклай-де-Толли. Надо сказать, боевой дух советских войск от этого только креп.

В общем, с легкой руки вождя народов в 1946 году было проведено новое тщательное обследование картины — и принято решение о его реставрации. 29 сентября 1948 году Совет министров СССР даже выпустил специальное постановление. Работа была поручена Центральным художественным мастерским.

И что вы думаете — несмотря на пророчества скептиков о невозможности реставрации панорамы, она была восстановлена уже к концу 1950 года. Начали думать, куда его поместить — при громадных размерах место найти было непросто.

Пока искали, где экспонировать панораму, умер инициатор реставрации Иосиф Сталин. И полотно еще несколько лет пролежало в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Увы, опять историческое полотно «подпортилось» — в музее тогда не смогли создать подобающие условия его хранения.

НЕОЖИДАННОЕ РЕШЕНИЕ ХРУЩЕВА 

И тут опять великому панорамному полотну повезло. Какая-то «муха» укусила тогдашнего импульсивного генсека Никиту Хрущева, и он, как его предшественник Сталин, с подачи чиновников министерства культуры вспомнил о панораме «Бородинская битва». И, наконец, уже в преддверии 150-летнего юбилея войны 1812 года, в 1960 году, на самом верху пирамиды могучего советского государства было принято решение о завершении работ по восстановлению панорамы и строительстве для нее нового здания.

ГИГАНТСКОЕ ПАНОРАМНОЕ ПОЛОТНО "БОРОДИНСКАЯ БИТВА"

Новая реставрация проводилась в Государственной центральной научно-реставрационной мастерской. Помещение для панорамы «Бородинская битва» начали строить в 1961 году на Кутузовском проспекте, где уже складывался целый историко-мемориальный комплекс, посвященный Отечественной войне 1812 года. Там же полотно и начало экспонироваться.

Однако это еще не все злоключения знаменитого батального полотна. 27 июня 1967 года произошла трагедия — пожар в панорамном зале. И снова потребовалась реставрация полотна. На сей раз работы были проведены мастерами Студии военных художников имени М. Б. Грекова.

В 1990 — 1995 годах помещение Музея-панорамы было полностью реконструировано. В настоящее время в основном фонде музея насчитывается более 27 тысяч единиц хранения, в научно-вспомогательном — более 8 тысяч предметов.

Гигантское великое полотно хранится там, на Кутузовском, и сейчас. И нет сомнений, что в эти дни, когда Россия отмечает 200-летие Отечественной войны, экспозиция панорамы «Бородинская битва» является одним из самых посещаемых.

ГИГАНТСКОЕ ПАНОРАМНОЕ ПОЛОТНО "БОРОДИНСКАЯ БИТВА"

Адрес: Кутузовский пр., 38, Москва

Время работы музея: понедельник, вторник, среда, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, четверг — с 10:00 до 21:00, выходной день — пятница.

Франц Алексеевич Рубо

ГИГАНТСКОЕ ПАНОРАМНОЕ ПОЛОТНО "БОРОДИНСКАЯ БИТВА"

• Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе в многодетной семье. Его отец — Oноре Фортуна Алексис Рубо был уроженцем Марселя, откуда он как купец переселился на юг России.

• После открытия в 1912 году в Москве панорамы «Бородинская битва» Франц Рубо уехал на время в Мюнхен, но по причинам начавшихся в Европе Первой мировой войны и Гражданской войны в России остался в Баварии до конца жизни.

• Франц Рубо скончался от старости 11 марта 1928 года в Мюнхене на одной из квартир в районе Швабинг, а местом упокоения стала могила его дочери Анны на кладбище монастырского острова Фрауэнинзель. Некрологи о смерти художника были опубликованы во многих немецких и зарубежных изданиях. В том же году памяти известного художника была посвящена ретроспективная выставка, организованная в Мюнхенской галерее Резиденции на улице Residenzstraße, 15.

• По признанию Сильвии Рубо, ее дед, живя в Баварии, «считал первой своей родиной Россию» и всегда ощущал связь с этой страной. А созданные им монументальные работы о России «стали своеобразным выражением его любви и уважения к русскому народу и его истории».

Автор: Андрей Михайлов

Читайте также: 5 Лучших музеев России

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Бородинское сражение в полотнах художников: shaburow

Нажмите на изображение, чтобы его закрыть.

Эпизод Бородинского сражения.Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино».Хромолитография Н. Богатова.1912 г.

Нажмите на изображение, чтобы его закрыть.

Бой за Шевардинский редут.Художник А.Ю. Аверьянов.2002 г.Холст, масло. 80x130,5.Музей-заповедник «Бородинское поле».

Нажмите на изображение, чтобы его закрыть.

2-я гренадерская дивизия отбивает Шевардинский редут.Художник И.В. Евстигнеев.1956 г.Холст, масло. 90x150.Музей-заповедник «Бородинское поле».

Нажмите на изображение, чтобы его закрыть.

Подвиг солдат генерала Горчакова.Художник Ю. Цыганков.1955 г.

Нажмите на изображение, чтобы его закрыть.

«Молебен накануне Бородинского сражения»Цветная литография с рисунка Н. Самокиша.Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Нажмите на изображение, чтобы его закрыть.

Сражение при Бородине 26 августа 1812 г.Литография С. Щифляра по рисунку А. Дмитриева-Мамонова.1822 г.

Нажмите на изображение, чтобы его закрыть.

Бородинское сражениеХудожник А.И. Дмитриев-Мамонов. 1812 г.Всероссийский музей А.С. Пушкина.

Подпись под изображением в центре: «26 Августа - 1812. Рисовано во время самого сражения»

Нажмите на изображение, чтобы его закрыть.

Атака гвардейских егерей и матросов.Художник В. Келлерман.1955 г.

Нажмите на изображение, чтобы его закрыть.

На артиллерийской позиции(Русская батарея на флешах Багратиона).Художник Р. Горелов.1955 г.

Нажмите на изображение, чтобы его закрыть.

Атака русской кавалерии на французскую батарею в сражении при Бородине.Художник В. Мазуровский.Начало XX в.

Нажмите на изображение, чтобы его закрыть.

Битва под Москвой 7 сентября 1812 г.Гравюра П. Брюнейера по оригиналу К. Ланглуа.1-я половина XIX в.

Нажмите на изображение, чтобы его закрыть.

Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле.Художник А. Вепхадзе.1948 г.

Нажмите на изображение, чтобы его закрыть.

В санитарной палатке на Бородинском поле.Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир».Художник А. Апсит.1912 г.

Нажмите на изображение, чтобы его закрыть.

Атака лейб-гвардии Литовского полка.Художник Н. Самокиш.1912 г.

Нажмите на изображение, чтобы его закрыть.

Рейд казаков Платова в тыл наполеоновской армии.Художник Зелихман.1959 г.

Нажмите на изображение, чтобы его закрыть.

Лейб-гвардии гренадерский полк в сражении при Бородине (Дивизия Строганова в боях на Старой Смоленской дороге).Художник М. Греков.1912-1913 гг.

[©]http://www.museum.ru/1812

shaburow.livejournal.com

Бородинская панорама. "И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой"

История создания музея Бородинская панорама и основные жизненные вехи художника  Ф.А.Рубо  были изложены выше. Здесь мы познакомимся с главным экспонатом музея  —  панорамным полотном «Бородинская битва», написанным  в 1912 году. Длина всего полотна составляет 115 метров, высота — 15 метров. В центре зала — площадка, с которой удобно осматривать картину, на Бородинском поле это место зовется «высотой Рубо».

Бородинская панорама. Общий вид

Между площадкой и картиной создан предметный план глубиной 13 м. Художник изобразил события на поле боя примерно на 12.30 пополудни 26 августа (7 сентября) 1812 года. Осматривая панораму, стоит задержаться на нескольких точках и подробно рассмотреть происходящие события.

Бородинская панорама. Первая точка осмотра

Первая точка называется «У Дохтурова». Это окраина деревни Семёновская. И наша точка зрения – как бы с крыши уцелевшего дома. То, что происходило в этот день точно описано в воспоминаниях Ф.Н. Глинки: «Ужасна была картина на той части поля Бородинского, около деревни Семёновской, где сражение кипело, как в котле. Густой дым и пар кровавый наступающих и разбитых эскадронов бегущих… Деревня Семёновское пылает, дома оседают, горящие брёвна катятся». Бородинская панорама

На первом плане картины видны три офицера. Солдат подводит к ним трёх запасных лошадей. Главный среди них — генерал Дохтуров. Он изображён у барабана, на его мундире —  золотые эполеты. Ему протягивают подзорную трубу. По приказу главнокомандующего он приехал сменить смертельно раненного Багратиона. Здесь — в Семеновском — его командный пункт. Бородинская панорама

На заднем плане в атаку идут гренадеры, их наступление поддерживает артиллерия, они контратакуют французскую кавалерию. На заднем плане на белом коне изображён генерал Коновницын. Именно он после ранения Багратиона принял на себя командование, собрал войска и организовал их отступление с флешей. Бородинская панорама

Бородинская панорама. Семёновская

Линия фронта в этот день проходила вдоль Семёновского оврага. Этот овраг, прекрасно виден на панораме правее деревни Семеновской.

Бородинская панорама

Деревня Семеновская находится на левом фланге русской армии.  Впереди, за пехотой, за Утицким лесом — Старая Смоленская дорога — прямой путь к  Москве. На заднем плане видна пехота, которая построена в каре. Такое построение необходимо для противостояния коннице. Если пехота построена в квадраты, каре, которое на все 4 стороны ощетинивается штыками, то она неприступна для конницы. Пехота несёт потери главным образом от артиллерийского огня.

Бородинская панорама. Барабанщики

На предметном плане (его глубина 13 м) виден зарядный ящик. В таких ящиках хранились и перевозились ядра. Рядом с ящиком — нацеленное на противника полевое орудие. Также на переднем плане виден раненый солдат. Это пехотинец. Пехотинцы всегда имели при себе шинель – в этом их отличие от других родов войск. На левом берегу ручья изображен барабанщик. Барабанщики своей барабанной дробью передавали различные команды. На поле битвы было очень шумно –грохот орудий, крики атакующих, ржание коней. Расслышать какие-то команды было практически невозможно, поэтому офицер отдавал команды через барабанщика. Особым образом отбивая дробь, барабанщики передавали солдатам команды – двигаться вперёд, остановиться, построиться, отступать, атаковать и пр. Бородинская панорама Сцена окутана клубами дыма от взорвавшихся гранат, которые при взрыве поражали людей и лошадей осколками.

Бородинская панорама. Вторая точка осмотра. Семёновские флеши

Сейчас мы передвигаемся на французские позиции. На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши. Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса. Три стреловидных( от франц. fleche — стрела) укрепления были выполнены в виде насыпных валов, перед которыми были вырыты рвы. На одной из флешей поднят французский флаг. На флешах был тяжело ранен генерал Петр Багратион. Но распространился слух, что генерал убит. Войско впало в уныние; один из участников сражения охарактеризовал это так: «душа отлетела от левого фланга».

После взятия флешей основной удар французов был направлен на деревню Семёновская. Следующую точку можно назвать «артиллерия Сорбье». На заднем плане видны уже знакомые нам Семеновские флеши. Французы их взяли. На левом фланге было сосредоточено меньше русских войск и блестящий тактик Наполеон угадал замысел Кутузова и сосредоточил главный удар на левом фланге, В этом месте один русский солдат сражается с тремя французами, у французов в этом месте был троекратный численный перевес.

Бородинская панорама. Французская артиллерия

Стоит обратить внимание на французскую артиллерию – мы видим пушки, которые стоят в одну линию. На первом плане, ближе к зрителю, пушку чистят. Затем, следующая пушка – ее расчет прицеливается. Третью пушку заряжают после выстрела. Затем видно разбитое, выведенное из строя орудие, рядом с ним рассыпаны снаряды. Но сюда же подходит гвардейская конная артиллерия французов. Бородинская панорама

Бородинская панорама. Третья точка обзора. Командный пункт Наполеона

Это точка называется «Командный пункт Наполеона». Здесь видно, как немецкие кирасиры, входившие в армию Наполеона, пошли в атаку, но им встретилось препятствие – ручей. Строй смешался, замешкался, видно, как осторожно, по одному, кавалеристы переправляются через водную преграду. Справа трубач призывает из восстановить строй, но времени для этого у них нет. Это саксонцы – их легко опознать по жёлтым мундирам.  На первом плане видны четверки конной артиллерии Наполеона. Мундиры артиллеристов напоминают русскую военную форму. Бородинская панорама На помощь саксонцам спешат вестфальские кавалеристы. Почти напротив точки обзора можно рассмотреть генерала Иоахима Мюрата верхом на белом коне.

Идёт восьмой час битвы. У Шевардинского редута, на берегу речки Каменки стоит сам Наполеон. Речка очень маленькая, её даже не видно и её русло похоже на овраг. Наполеон изображён верхом на белом коне. Он окружён четырьмя телохранителями, которые стоят по углам четырёхугольника. Расстояние, с которого мы видим Наполеона – примерно 2 км от деревни Семёновская.

Бородинская панорама Позади императора – его резервы — Старая и Молодая гвардии, численностью примерно 20 тысяч солдат.

Несмотря на то, что генералы просили Наполеона дать им подкрепление, он отвечал, что не может рисковать своим последним резервом, находясь в трех тысячах километров от Парижа.

Бородинская панорама. Четвёртая точка осмотра — «Бой во ржи»

На заднем плане этой точки в дыму видна белая церковь Рождества Богородицы 1701 года, которая была свидетелем событий двух отечественных войн (1812 и 1941-45 гг.),  была сильно повреждена, затем восстановлена и стоит на поле и поныне.

В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом. Это русский кавалерист,опередивший своих товарищей и  вломившийся во вражеский строй. Это единственный персонаж на полотне, обращенный лицом к зрителю. Бородинская панорама Говорят, что у него есть реальный прототип – это Игнатий Рыбас, вахмистр лейб-гвардии полка его величества, который действительно вырвался вперёд в этой атаке, был окружен неприятелем, но товарищи успели его выручить. Они вынесли его всего израненного. Игнатий  Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия.

События происходят на  не скошенном ржаном поле. Это бой русских кирасир с тяжелой саксонской кавалерией. Русские кавалеристы изображены в черных кирасах, это архангельская кавалерийская бригада. В состав бригады входил и гвардейский гусарский Ахтырский полк. Его командиром был Денис Давыдов. Но в этот момент он уже создал летучий отряд для действий во вражеском тылу и в Бородинской битве не участвовал.

Бородинская панорама С этой точки видна фигура Михаила Богдановича (Михаэля Андреаса) Барклая де Толли — остзейского дворянина, чьи корни уходят в средневековую Шотландию, командующего 1-й русской армией в 1812 году, военачальника, на которого легло тяжкое бремя отступления, которого считали трусом и предателем интересов России.

Отступление от Немана до Смоленска было вызвано стратегической необходимостью. «Великая армия» Наполеона обладала огромным численным превосходством. Пограничное сражение с нею привело бы к гибели русской армии. Барклай де Толли понимал это и, сохраняя войска, уходил из под ударов Наполеона вглубь страны. Это вызвало неодобрение в и высшем свете, где распространялись слухи о том, что немцу Барклаю безразлична судьба России, и среди простых солдат и ратников, обзывавших (заглазно) своего командира «Болтай-да-и-Только». Не случайно на Бородинском поле Барклай де Толли был в первых рядах сражающихся, казалось, он искал смерти.  На полотне он изображен во главе группы высших офицеров сразу же за атакующими кирасирами.

 Бородинская панорама. М.И.Кутузов

Вдалеке видны избы д.Горки и перед ними еле различимая группа людей. Это Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов со своим штабом.

Кутузов командовал русской армией с середины августа 1812 года по конец апреля 1813 года. После его смерти именно Барклай де Толли возглавил русскую армию. Под предводительством Барклая русские вступили в Париж. 

Бородинская панорама На этом фрагменте панорамы хорошо виден многонациональный характер «Великой армии». Недаром наши предки называли войну 1812 года «нашествием галлов, а с ними двунадесяти языков». Саксонские кирасиры в желтых мундирах нам уже знакомы, на заднем плане их атаку поддерживает польская кавалерия Юзефа Понятовского. Ф.А.Рубо почему то изобразил их под перевернутым польским флагом. Также на заднем плане видна итальянская кавалерия под предводительством Евгения Богарне.

Справа вдали в клубах порохового дыма — Курганная высота. На ней располагалась батарея генерала Раевского. Бородинская панорама В этом месте наши войска находились в очень невыгодном положении и несли огромные потери.

Бородинская панорама.  Пятая точка обзора – «Командный пункт Кутузова»

Сам главнокомандующий еле различим – ведь он находится примерно в четырёх километрах от Семёновского. Штаб фельдмаршала Кутузова расположился в деревне Горки. Справа видны русские резервы. Это гвардейские кавалерийские части, включая знаменитые Преображенский, Измайловский и Семеновский полки.  Бородинская панорамаМ.И.Кутузов  раскрыл замысел Наполеона и приказывает перевести войска  от села Бородино на левый фланг. Справа на предметном плане видна берёзка. Она настоящая.  

Вдалеке, на заднем плане – полевой госпиталь, видны белые палатки. На повозке везут смертельно раненого генерала Багратиона. Наши войска выстроились и салютуют своему генералу. Бородинская панорама Мы прошли полный круг и вернулись на исходную точку- деревню Семёновская. В битве участвовали около 135 тысяч французских солдат. Им противостояли 120 тысяч русских. Эти цифры относятся к регулярным войскам. Фактически в русской армии было около 150 тысяч солдат, включая ратников-ополченцев.  

С нашей стороны погибло 40-43 тысячи солдат, 27 генералов. С французской стороны – 38 тысяч солдат, 50 генералов, 1 маршал.  

Вот как отозвался об итогах Бородинского сражения М.И.Кутузов:» Сей день пребудет вечным памятником славы русского оружия, когда вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. В тот день на французов впервые была наложена рука сильнейшего духом противника». По словам Наполеона «из 50 сражений,мною данных, в битве под Москвою было выказано наиболее мужества и достигнуты наименьшие результаты». О музее Бородинская панорама: Вокруг Бородинской панорамы. Бородинская панорама. История создания.  Бородинская панорама. Императоры. Фельдмаршал. Генералы  Бородинская битва. Итоги. Пётр Иванович Багратион.

kraeved1147.ru

Картина "Бородино": описание. Бородино - картины сражения разных художников

Бородинское сражение увлекает художников не только размахом и силой батальных сцен, но и необыкновенной самоотверженностью, и порывом мощного национального единения.

Историческая битва

На исходе лета 1812 года Наполеон подходил к Москве. Русская армия задержала войска захватчиков в 125 километрах от Белокаменной, близ села Бородино. Картина боя, описанная М. Ю. Лермонтовым в стихотворении, известном каждому школьнику, с детальной точностью воспроизводит напряжение и трагизм знаменитой битвы. Автору удалось показать и невиданный героический дух, и воодушевление русских воинов. Неудивительно, что немало картин художников о Бородино опираются на произведение Лермонтова.

бородино картина

Непобедимые

Сражение длилось 12 часов, французам удалось частично одержать победу на левом фланге и взять позиции нашей армии в центре. После остановки боевых действий Бонапарт решил отвести свои войска на исходные рубежи. Считается, что под Бородино русские в тот день одержали победу. Потери с обеих сторон, однако, были чудовищными, поэтому Михаил Кутузов велел русской армии отступать: на помощь наполеоновским полкам из Франции уже спешил резерв.

бородино картины художников

По воспоминаниям современников, Бонапарт по достоинству оценил стойкий несокрушимый дух русских, сказав, что они заслужили быть непобедимыми.

Документы времени

Летопись самого кровопролитного однодневного сражения в живописи и графике вели художники с обеих сторон. Русские и французские офорты и картины «Бородино» представляют битву как документ эпохи. Стремительные карандашные зарисовки охваченных дымом и пылью атак и их отражений позже были переведены в гравюры и литографии.

Французский взгляд

Галльский художник Ж. Ш. Ланглуа считал своих соотечественников победителями в бою при Бородино, в его рисунках мы не увидим ни одного поражения наполеоновской армии. Подобной тенденциозности был лишен воевавший в составе четвертого корпуса Богарне рисовальщик А. Адам. Беспристрастные зарисовки передают хронику событий, где нет побежденных и победителей, а есть только решительная схватка не на жизнь, а на смерть. Вернувшись домой, живописец создал серию работ жидким маслом на 83 бумажных листах. Потом они были воссозданы в литографии.

Русская правда Верещагина

Безусловного внимания заслуживают картины битв под Бородино, созданные русскими художниками. Две картины на эту тему написал в конце 19-го века известный баталист Василий Верещагин. На картине «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.) мы видим самодовольного и встревоженного императора, сидящего в глубокой задумчивости перед строем своих генералов, которые усиленно вглядываются через линзы биноклей в стан русских. Художнику удалось выразить невольное смятение, неуверенность офицеров, привыкших к победам. Здесь они встретились с чем-то неподвластным их пониманию и опыту.

картина бородино описание

Другая картина носит название «Конец Бородинского сражения», ее художник написал в 1899-1900 годах. Странное впечатление рождается, когда смотришь на это полотно. Верещагин избрал удивительный эффект – передача трагизма и бессмысленности битвы, унесшей более 80 тысяч жизней, через изображение ликующих солдат-французов в дымном месиве опрокинутых лошадиных тел, людей, умирающих от ран, ощетинившихся штыков и взлетающих перьев солдатских киверов.

В начале XX столетия

В первые десятилетия XX века картины сражения под Бородино создал русский и советский баталист Николай Семенович Самокиш. Во время русско-японской войны, а потом и Первой мировой, он был фронтовым корреспондентом.

Исполнен величайшего напряжения холст, на котором запечатлены военные действия лейб-гвардии Литовского полка. На эскизе, сделанном маслом, солдаты решительно ринулись в атаку, их не пугают пули, не останавливает страх. Стремительный порыв поддерживает живописная композиция: линии и цветовые пятна лучами исходят из центра картины, перемешиваясь и теряясь за ее гранью.

бородино картины сражения

Беспримерную удаль и готовность к самопожертвованию представляют солдаты лейб-гвардии гренадерского полка на Старой Смоленской дороге в работе Митрофана Грекова (1913 г.).

Советские художники о битве под Москвой

Посвященные событиям при Бородино картины появлялись и через полтора века после знакового сражения. Исполнен печали живописный «отчет» о смертельном ранении на боевом поле Петра Ивановича Багратиона в работе грузинского художника Алексея Вепхадзе (1948 г.). Упавший генерал сосредоточен, брови грозно хмурятся, он делает попытку подняться, протягивая руку к окружившим его бойцам. Никто не в силах поверить, что прославленный офицер уже не встанет с окровавленной земли. Общее смятение противоречит решимости безнадежно раненного Багратиона.

Уделим особое внимание описанию картины «Бородино» Н. Н. Побединской (1960 г.), создавшей в графике задушевную сцену передышки у ночного костра. Солдаты отдыхают, образовав кружок, деловито чистят оружие, осматривают детали обмундирования, закуривают трубку. Всплывают в памяти строчки прославленного лермонтовского стихотворения. Вьются языки пламени, устремляется к небу дымок из котелка. Лица персонажей безмятежно спокойны. Но на заднем плане грозно наклонилось из-под колеса дуло пушки, а рядом, сложенные в груду, ждут боя ядра. На рассвете бойцам предстоит нешуточное сражение.

картины битва бородино

Описание картин о Бородино в серии батальных полотен Рубо

Одна из самых известных панорам Бородинской битвы принадлежит таланту Франца Алексеевича Рубо, русского художника французского происхождения. Выставка открылась в 1912 году на Чистых Прудах. Полвека спустя панорму реставрировали и поместили в здании на Кутузовском проспекте. Проект Рубо представляет собой сочетание живописного полотна с трехмерным макетом, благодаря чему кажется, что битва происходит на ваших глазах.

Панорамное изображение состоит из 12 фрагментов, посвященных самым решающим и тяжелым эпизодам Бородинского сражения. Это действия на Семеновских высотах, рукопашный штыковой бой русских гренадеров с дивизией Фриана, атака на Шевардинском редуте, проводы раненого Багратиона в тыл. Реализм панорамы завораживает чувством сопричастности к величайшему в истории России подвигу.

Легенды нашего века

Не остывает интерес к минувшим победам русского духа над обстоятельствами и сегодня. В начале XXI века посвятил событиям Бородино картины российский художник Юрий Аверьянов.

н н побединская 1960 описание картины бородино

На одном из полотен художник запечатлел легендарное событие, когда в момент отражения горячей атаки генерал Костенецкий, подобно былинному богатырю, схватил в руки артиллерийский банник и стал сокрушительными ударами сбивать вражеских всадников. Примеру командира последовали и бойцы, орудуя тем, что попадалось под руку. Атака была отбита, а славный генерал впоследствии получил орден Святого Георгия. Фантастическая палитра, выверенная композиция, детальность полотен Аверьянова делают его картины одинаково интересными для школьника и умудренного историка.

загрузка...

worldfb.ru


Смотрите также