Иероним Босх: картины, биография. Картина босх


Иероним Босх – биография, фото, личная жизнь, картины, причина смерти

Иероним Босх: биография

Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, - нидерландский художник эпохи Возрождения, который соединил в своих картинах фантастические, фольклорные, философские и сатирические мотивы.

Детство и юность

Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен (откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.

Портрет Иеронима Босха

Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.

Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города.

Портрет Иеронима БосхаГравюра Иеронима Босха

В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный момент: он вступает в Братство Богоматери — религиозное общество, посвященное культу Девы Марии. Он выполняет творческую работу — оформляет праздничные шествия и обряды, расписывает алтарь для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. С этого момента религиозные мотивы проходят красной нитью по творчеству Иеронима.

Живопись

Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).

Картина Иеронима Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»

Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов...» в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.

В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает еще более жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.

Картина Иеронима Босха «Корабль дураков»Картина Иеронима Босха «Корабль дураков»

Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины — обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них — животные и птицы, поражающие своими размерами.

Картина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»Картина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд». В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке — Рай в динамике. На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем — сцена искушения Адама и Евы яблоком раздора, а на заднем — херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.

Картина Иеронима Босха «Страшный суд»Картина Иеронима Босха «Страшный суд»

Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.

Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие — в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы — Ада и грехопадения Адама и Евы.

Картина Иеронима Босха «Воз сена»Картина Иеронима Босха «Воз сена»

По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе.

Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению. Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов. Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.

Картина Иеронима Босха «Блаженные и проклятые»

Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.

Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит. а la prima — «в один присест»), которая заключается в том, что слой масла заканчивают накладывать до его полного высыхания. В традиционном методе рисования художник ждет, пока высохнет слой краски, прежде чем положить следующий.

Личная жизнь

При всем безумии художественных замыслов Иероним Босх не был одинок. В 1981 году он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, с которой, по предположениям, был знаком еще с детства. Она была из богатой и знатной семьи и принесла супругу солидное состояние.

Портрет Иеронима БосхаПортрет Иеронима Босха

Брак не оставил потомков, однако обеспечил Иерониму денежное благополучие. С момента его женитьбы на Алейт он брался за те заказы, которые приносили ему моральное, а не материальное удовольствие.

Смерть

Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем идеи Братства Богоматери. Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя — на тот момент художнику шел 67 год. Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях.

Памятник Иерониму БосхуПамятник Иерониму Босху

В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.

Произведения

Работы Босха хранятся в галереях и музеях по всему миру — в Нидерландах, Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии и др.

  • 1475-1480 - «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»
  • 1480-1485 - «Распятие с донатором»
  • 1490-1500 - «Аллегория чревоугодия и любострастия»
  • 1490-1500 - «Увенчание терновым венцом»
  • 1490-1500 - «Сад земных наслаждений»
  • 1495-1505 - «Страшный суд»
  • 1500 - «Смерть скупца»
  • 1500-1502 - «Воз сена»
  • 1500-1510 - «Искушение святого Антония»
  • 1505-1515 - «Блаженные и проклятые»

Фото

24smi.org

Иероним Босх: картины, биография

Великий нидерландский живописец Иероним ван Акен, которого принято называть Иероним Босх, жил и работал в северонидерландском городе Хертогенбосе. Он происходил из семьи профессиональных художников. Художественные интересы его были многообразны: он был довольно плодовитым живописцем (два десятка сохранившихся до наших дней произведений — лишь часть созданного им), проектировал росписи цветных стекол, церковную утварь.

 

В течение нескольких столетий Босха воспринимали как шутника и фантазера, изображавшего забавные и страшные дьявольские сценки. Углубленное изучение творчества этого художника началось только в 20 столетии. Его произведения связывали со средневековой литературой, проповедями, легендами и поверьями, истолковывали их в связи с алхимией и астрологией, применяли к ним методы психоанализа. Самого Босха считали то правоверным католиком, то еретиком. Споры о Босхе нескончаемы. Но ряд положений сейчас уже очевиден. Босх был человеком чрезвычайно образованным, обладал энциклопедическими познаниями в самых разных областях: теологии и науке, литературе и медицине.

Все творчество художника пронизывает одна общая тема — борьба добра и зла, божественных и адских сил.

Корабль дураков

Ранняя картина Босха "Корабль дураков" — почти жанровое произведение, и только иносказательный смысл отличает ее от того, что принято называть бытовой живописью. По житейскому морю плывет корабль, которым никто не управляет: все, кто на нем находятся, — монахи, горожане, крестьяне, то есть представители разных слоев общества, — предаются разгулу. Каждая фигура намекает на какой-нибудь порок: невоздержанность, обжорство, пьянство, тщеславие. Композицию картины Босх строит таким образом, что подчеркивает и неустойчивость переполненной людьми утлой ладьи, и бессмысленность происходящего. Фигуры людей уплощенные, лица напоминают уродливые гротескные маски. Создавая это произведение, Босх опирался на фольклор — стихи, песни, представления бродячих актеров. Со времен средневековья существовали понятия "корабль Господа" и "корабль дьявола" — они олицетворяли доброе и злое начало. В картине много голубого, а голубой цвет в фольклорной традиции считался цветом обмана и глупости. В Нидерландах была даже шутовская гильдия "Голубой корабль".

Босх мог также опираться и на литературные источники. В конце 15 века увидела свет поэма немецкого гуманиста С.Бранта "Корабль дураков" — сатира на пороки мира. С произведением Бранта, с вышедшей уже в начале 16 века знаменитой "Похвалой глупости" Эразма Роттердамского картину Босха объединяет ее религиозно-этическая направленность.

Свое представление о мире и человечестве художник выразил в больших триптихах. Одним из них является "Воз сена". В основу его замысла легли традиционные изображения сцен Страшного суда. Но тема нова: Босх перенес из фольклора в живопись аллегорию сена — олицетворение жизненных благ, предмет человеческих вожделений и раздоров.

Изображенное рассматривается слева направо. Левая створка алтаря — рай. Здесь бог создает Адама и Еву. Здесь же представлены сцены грехопадения и изгнания из рая. Но зло, вошедшее в мир, — это не только согрешившие прародители. Босх изобразил падших ангелов, превращающихся в демонов и чудовищ. Распускающиеся в райских садах цветы — это цветы зла. Птицы разносят повсюду их отравленные семена.

Центральная часть триптиха посвящена судьбе человечества. Дьявольская нечисть медленно тащит в ад огромный воз сена. Вслед за ним в ад движутся император и короли, духовенство и дворяне, богатые бюргеры и бедняки. На возу восседают юноша с лютней и девушка, рядом с которыми — ангел и дьявол. Эта группа аллегорически изображает выбор жизненного пути. А вокруг воза царит страшная суета. "Мир — это воз сена, и каждый старается урвать с него сколько может" — гласит фламандская пословица. В борьбе за сено люди калечат и убивают друг друга, гибнут под колесами воза. Живший в эпоху предреформации Босх вводит в свое произведение выразительный антиклерикальный эпизод: мешки с сеном на первом плане набивают толстые монахи.

Погрязшее в грехах человечество заслуженное наказание обретает в правой створке алтаря, изображающей ад. Здесь Босх смог полностью продемонстрировать свою необыкновенную фантазию и изобретательность. Жители ада — черти — трактованы как причудливые соединения человека и животного, насекомого, растения. Босх был всегда знаменит прежде всего своими изображениями ада и его обитателей.

Однако во всей этой дьявольщине есть своеобразный порядок. Здесь за определенный грех следует и вполне определенное наказание. Человек, въезжающий в ад на быке, наказывается за кражу в церкви; тот, кого раздирают собаки, — за зависть; проглатываемый чудовищем — за обжорство; тот, кого тащат черти, — за гнев. На среднем плане черти строят башню тщеславия, на которой сидит зимородок — символ этого греха. Страшные картины ада освещаются отблесками пламени, горящего у горизонта города.

На внешней стороне боковых створок триптиха Босх поместил бродягу с коробом. Слева от него разбойники убивают путника, справа — танцующие под виселицей крестьяне. На бродягу, который вот-вот вступит на надломленный мостик, нападает собака — символ зависти. Ничто хорошее не ждет человека в греховном и глупом мире — такова мысль живописца. Круглый формат изображения придает сцене общечеловеческий смысл.

Триптих "Воз сена" привлекает не только своей сюжетной занимательностью. Он — великолепное по мастерству исполнения произведение искусства. Рисунок Босха уверенный, беглый и выразительный. Живописная манера необыкновенно легка и виртуозна. Краски нарядные, сияющие. Правая створка примечательна тем, что там Босх впервые сумел передать эффект ночного пожара.

Босх жил и работал в провинциальной среде, вдали от передовых художественных центров. И во многих отношениях он мыслил старыми, традиционными средневековыми понятиями. Подобно средневековым художникам, в своих произведениях он стремился дать всеобъемлющую картину мира. Ведь "Воз сена" — это целый космос. Он вмещает в себя рай, землю и ад, отражает — в соответствии с тогдашними представлениями — всю историю человечества, от создания первых людей до Страшного суда. Вместе с тем, в отличие от средневековой традиции, небесное, земное и адское здесь не отделены друг от друга непереходимыми гранями, но теснейшим образом переплетаются и борются между собой. Порождения ада проникают всюду. Художник Ренессанса, Босх вносит свой неповторимый вклад в происходивший тогда процесс открытия земного мира и человека. До него нидерландским живописцам 15 века мир представал царством гармонии, порядка и красоты. Босх же, изображая то, что прежде считалось недостойным изображения, внес в познание мира скепсис и отрицание.

Сад земных наслаждений

«Сад земных наслаждений» — один их самых известных триптихов Иеронима Босха, получивший своё название по теме, изображенной на центральной части, она посвящёна греху сладострастия . Следует сказать, что оригинальное название этой работы Босха неизвестно доподлинно. «Садом земных наслаждений» работу назвали исследователи.

 

триптих

Лучшим произведением позднего периода творчества Босха стал триптих "Поклонение волхвов". Сцена поклонения написана так, как писали ее предшественники Босха. Мария с младенцем и прибывшие волхвы расположились перед ветхой и убогой хижиной. Однако в дверном проеме хижины появляются непонятные фигуры — возможно, демонические двойники волхвов. Окружающий хижину пейзаж просторен и ослепительно прекрасен. Яркое солнце освещает долины и холмы, реки и города. Однако этот прекрасный мир для человека небезопасен: то грабители нападают на мирных жителей, то волчица с окровавленной пастью бросается на женщину, то вспыхивает сражение между всадниками. Зло в мире есть, и художник его по-прежнему изображает. Вместе с тем монстров, нечистой силы уже не видно. Искусство Босха переменилось в сторону более точного и правдивого изображения реального мира.

Босху принадлежит важнейшее место в истории нидерландского искусства. Его подражатели работали на протяжении всего 16 столетия. Начатки же бытового жанра и самостоятельного пейзажа впоследствии развились в совершенно независимые жанры.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

www.artcontext.info

живописец уродства — Татьянин день

О нидерландском художнике под псевдонимом Иероним Босх, современнике Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, мы знаем совсем немного. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) - таково его настоящее имя - происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Мастер родился около 1450 года в семье потомственного художника, хотя ни одной картины этой династии не известно. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Мы знаем также, что около 1481 года Босх женился на знатной и богатой Алейт Гойартс ван ден Мервене, вероятно благодаря этому браку, он приобрел независимость и мог писать, что хотел. Еще известно, что художник вступил в Братство Богоматери - религиозное общество в Хертогенбосе, состоящее как из монахов, так и мирян, занимающееся благотворительностью и просвещением. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т.е. в боковом пределе) братства. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг.) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале.

   

Воз сена (центральная часть триптиха). Иероним Босх. 1505-06 гг

Воз сена (центральная часть триптиха). Иероним Босх. 1505-06 гг.

 

Творчество Босха загадочно. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Некоторые исследователи усматривают влияние на Босха алхимии и мистики, особенно Иоганна Рюйсбрука, фламандского мистика, прозванного Удивительным или Великолепным. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Современные исследователи говорят о Босхе как о национальном художнике, оживившим религиозную живопись народными элементами. Коллеги-живописцы ценили его мастерство колорита. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков, и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что картины мастера так и останутся до конца неразгаданными, потому что они были адресованы средневековому зрителю, серьезно от нас отличающемуся, глубоко религиозному католику, живущему в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, постоянных угроз эпидемий и ожиданий Страшного Суда.

Семь смертных грехов. Иероним Босх. 1475-80 гг

Семь смертных грехов. Иероним Босх. 1475-80 гг

 

Сатира - одна из сторон живописи Босха. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Сцены этой картины расположены по кругу, поэтому у исследователей возникло предположение, что она была настольной. В центре композиции - Всевидящее божественное око, в зрачке которого расположена фигура Христа. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Далее идут сцены, изображающие семь грехов с латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие, лень, чревоугодие, алчность и зависть. Выше и ниже круга цитаты из Второзакония: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!» (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.

«Воз сена» - другое сатирическое произведение Босха, центральная часть алтаря[i], созданная как иллюстрация к голландской пословице «Мир - это стог сена, и всякий старается ухватить с него, сколько может». В середине композиции - воз, на его вершине восседают олицетворения пороков: поющие и играющие на музыкальных инструментах женщины - гордыня и демон с трубой - слава. Толпа, в которой можно различить и папу, и короля, гонится за возом, падает под колеса.

- Все гонятся за чувственными восторгами, социальным положением, почетом и славой, но все это краткосрочно, переходящее и, в конечном итоге, стоит не дороже сена, - писал о картине испанский монах Хосе де Сигенса, библиотекарь Эскориала и ценитель Босха.

Исследователи считают, что картина изображает тщету мирской суеты, жадную погоню за переходящими ценностями. Левая створка алтаря, частью которого является «Воз сена», представляет собой картину преисподней. Поэтому воз, запряженный нечестью, едет прямо в ад.

Иногда Босх отходит аллегорий. На картине «Несение Креста» - только лица: уродливые злословящих, клевещущих, бранящих Господа и скорбные лики Христа и святой Вероники. По мнению де Сигенсы, Босх - единственный художник, осмелившийся изобразить человека таким, каков он внутри, в отличие от других, которые писали то, что снаружи.

            Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Они считали художника своим средневековым предтечей, который бессознательно зарисовывал плоды своей необузданной фантазии. Насколько оправдана такая трактовка живописи Босха - спорный вопрос, поскольку исследователи находили в адских панорамах алхимические и мистические символы, а также заимствования из литературных произведений.

   Искушение Святого Антония. Иероним Босх. 1505-06 гг.

Искушение  Святого Антония (центр.часть триптиха). Иероним Босх. 1505-06 гг.

На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой - рай, последние три дня творения мира; на центральной - сам Сад наслаждений; на левой - ад. Спорна центральная часть. Многие исследователи нашего времени называли ее естественной инстинктивной жизнью незадолго до грехопадения: множество обнаженных фигур предаются играм и любовным утехам, катаются на невиданных животных, купаются в пруду, поедают причудливые огромные плоды. Подкупает то, что это, пожалуй, единственная лирическая, на первый взгляд, композиция Босха, в ней нет ужасного, она выполнена в ясных и сочных тонах, залита мягким светом. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Однако среди этой вроде бы невинной панорамы то тут, то там выглядывают сова - символ искушения и обмана, удод - знак нечистоты, бабочка - олицетворение ветреного желания, единорог - указание на смерть. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Люди, напоминающие сову, ленивы и праздны, избегают дневного света, потому что они не хотят знать, понимать и любить сущее. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Его сравнивали с нечистым человеком, который хочет быть приятен людям и для этого рядится в прекрасные перья. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка) .

Существо с птичьей головой, сидящее на высоком троне, поедающее грешников и испражняющееся ими в выгребную яму; человек, распятый на арфе; заяц, поймавший своего охотника; бесы с мерзкими рожами, груды тел, - это ад Босха, где господствует хаос. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней - ад реален. «Чудовища и подобные им персонажи Босха являются не порождением прихотливого воображения, а существами из другой реальности гораздо более близкой к истине, чем та, что мы фиксируем глазами. Они отображают эту реальность как живое проявление, ее тайную жизнь, движущие силы, крайнюю степень упадка и разложения», - писал исследователь Босха Барнс, живший в двадцатом веке.

 

Христос, несущий крест. Иероним Босх. 1515-16 гг

 

 Христос, несущий крест. Иероним Босх. 1515-16 гг

Какой ад изображал Иероним Босх - свой внутренний, субъективный или внешний, объективный? Многие современные исследователи утверждают, что преисподняя в его произведениях - это преисподняя его души. Изображая ее, художник от нее спасался. А могло ли быть так, что, действительно, как писал Доминик Лампсоний в 1572 году, ад показан ему? И какая душа могла бы выдержать такую тьму? И где могла найти спасение?

Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Но панорамы ада предполагают, что где-то есть и рай, и тьма предполагает свет, о котором через эту тьму свидетельствовал Босх. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Ведь есть у него и прекрасные, солнечные изображения святых, и далеко за сценой с возом сена расстилается чудесный пейзаж, а в облаках виден светлый облик Христа.

 

 

Репродукции картин Иеронима Босха можно увидеть здесь http://nearyou.ru/bosch/01bosch.html

[i] Алтарем в католичестве называется Святой Престол, а также живописное изображение над Престолом, обычно складень с тремя или более створками.

www.taday.ru

Иероним Босх "Сад земных наслаждений": главные монстры картины

Иероним Босх был непревзойденным мастером в создании невероятных существ. Он соединял несоединимое. И вот перед нами на правой створке “Сада земных наслаждений” – человек-дерево, сова с ногами-кувшинами, скат с крысиной мордой и многие другие ужасные создания.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Средневековье – время великих страхов. Люди ежеминутно боялись голода, эпидемий и нечистой силы. Отсюда – религиозный фанатизм и вера, основанная исключительно на страхе.

Босх знал, как напугать грешных людей и призвать их к благоразумию. Ведь чем страшнее демоны, тем меньше человеку хочется попасть к ним в лапы.

Посмотрим на монстров Босха повнимательнее.

1. Монстр с человеческим лицом, туловищем из полого яйца и ногами-деревьями.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Пожалуй, это самый известный монстр Босха. Он цвета мертвенно-бледной кожи, с человеческим лицом, телом в виде пустой яичной скорлупы и ногами из трухлявого дерева. Сухое дерево и полое яйцо – символы безжизненности.

Кажется, что монстр стоит на двух лодках. На самом деле эти ноги проломили днища лодок и можно разглядеть, как грешники кричат от ужаса в водной глубине.

Возможно, это демон, который отвечает за наказание пьяниц. Недаром на его шляпе волынка, а над таверной в полом яйце вывеска с ней же. Она была символом праздной музыки и пьяных сборищ.

Пьяницы, как известно, “теряют человеческое лицо”. Может быть, Босх решил обыграть в этом демоне именно это: пьяницы, теряя  своё лицо, отдают его дьяволу. Поэтому монстр и имеет такой обычный, ничем неискажённый лик.

Об этом монстре читайте также в статье “7 невероятных загадок картины “Сад земных наслаждений”.

2. Монстр с птичьей головой с котелком и ногами-кувшинами

Иероним Босх. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Этот босховский монстр тоже один из самых узнаваемых. Скорее всего, главные его жертвы – обжоры и чревоугодники. Поэтому их наказание – быть съеденными и испраженными демоном. Котелок для приготовления еды на голове монстра и кувшины для хранения вина на его ногах также указывают на его специализацию.

Кстати, в средние века тебя могли сожрать не только монстры, но и…себе подобные. Голод был частым гостем в Европе, и люди нередко доходили до каннибализма. Даже во времена Босха встречались случаи, когда путников ловили на дорогах и съедали. Или же приютившие хозяева завтракали на утро своими постояльцами.

Ещё один интересный момент: демон сидит на стуле с высокими ножками. Это стул для испражнения. Его могли себе позволить лишь богатые горожане. Впрочем, обжорство тоже было грехом богатых.

Бедные питались лишь серым хлебом, водой и кореньями, редко – мясом. А испражнялись в протекающую через город реку у всех на виду.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

3. Монстр в доспехах с отрезанной стопой.

Иероним Босх. Фрагмент правой створки “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Это ещё одно странное существо на переднем плане правой створки триптиха. Коренастое создание в огромном шлеме, с птичьим клювом и кактусообразным хвостом – верх средневекового сюрреализма.

Думаю, этот демон специализируется на грешниках, имеющих отношение к болезни эрготизм. Это бушующий во времена Босха недуг был похлеще чумы. Причиной болезни был грибок спорынья, паразитирующий на злаках ржи.

Действие алкалоидов грибка на людей было удручающим. Человек, съедавший заражённый грибком хлеб, испытывал нестерпимое жжение кожи. Затем его кожа покрывалась язвами, чернела из-за нарушения кровообращения. Если начиналась гангрена, конечности ампутировали.

Также поражалась нервная система – это выражалось в галлюцинациях и неконтролируемых судорогах. В средние века  они назывались “ведьминой корчей”.

Маттиас Грюневальд. Искушение святого Антония. Нижняя часть Изенгеймского алтаря. 1505-1515 гг. Унтерлинден музей, г. Кальмар, Франция.

На картине Грюневальда, современника Босха, в левом нижнем углу как раз изображен страдающий эрготизмом.

У интересующего нас монстра – почерневшие ноги, как при гангрене, а к его шлему привязана ампутированная стопа. Все это – прямое указание на болезнь эрготизм.

Монстр протягивает в своём длинном клюве чернильницу грешнику. Перо же настойчиво предлагает свинья в одежде монашки. Им обоим очевидно нужно, чтобы грешник подписал документ, который лежит на его коленях.

Есть разные версии, что это за документ. И что это индульгенция. И что это договор о продаже души дьяволу. Но я все-таки бы стала связывать эту бумагу с эрготизмом.

Думаю, что свинья-монашка и эрготический монстр заставляют грешника подписать дарственную о передаче своего имущества ордену антонитов (от имени святого Антония, главного покровителя больных эрготизмом). Этот орден обладал сетью монастырей, в стенах которых монахи лечили этих больных.

Перед началом лечения с больным заключалось соглашение: если он выживает, то обязуется вести праведную жизнь и половое воздержание должно стать его уделом. Если умирает – то все имущество переходит ордену.

Возможно, изображенный на картине Босха грешник – выживший, который нарушил клятву о воздержании. Теперь демоны заставляют его подписать дарственную о передаче имущества даже после смерти.

Свинья здесь тоже может быть указанием на орден. Дело в том, что в монастырях ордена больных обильно кормили свининой. Монахам разрешалось пасти свиней в неограниченном количестве.

Кстати, именно спорынья является одной из главных причин развития инквизиции. Люди, больные эрготизмом, зачастую впадали в безумие, неистово хохоча или пускаясь в пляс. Неизвестный Немецкий художник. Пляска смерти. 16 век. Хранится в Метрополитен Музее, Нью-Йорк.

Скорее всего, именно непроизвольные телодвижения больных эрготизмом породили известную сцену для гравюр и книжных миниатюр “пляски смерти”.

Ведь такие больные на грани смерти из-за действия спорыньи пускались в дикие и необузданные танцы. Здоровым людям было очевидно, что они одержимы дьяволом. А как мы знаем, с теми, в кого якобы вселились бесы, тогда особо не церемонились и отправляли на костёр.

В 17 веке европейцы начали есть картофель. Потребление хлеба уменьшилось. Эпидемии эрготизма также стали вспыхивать гораздо реже. Костров инквизиции тоже поубавилось.

В 20 веке из алкалоидов спорыньи научились производить галлюциногенный наркотик ЛСД. В наши дни эрготизм практически не встречается.

4. Монстр-скат с крысиной мордой

Иероним Босх. Фрагмент правой створки “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Это ещё один весьма странный демон на передней плане правой створки триптиха. Гибрид ската и крысы, с человеческими конечностями карает азартного игрока.

Мы видим вокруг разбросанные карты и перевёрнутый стол для игры. Как будто игроков только что застали врасплох, поэтому вокруг такой беспорядок.

На ногах у демона надеты патены – средневековые сабо на высокой деревянной подошве. Их одевали поверх кожаных сапог для того, чтобы ходить по грязи и нечистотам городских улиц. Вполне себе подходящая обувь для Ада.

На спине у монстра вогнутый щит. На нем приколотая кинжалом рука с жестом благословения и с игральной костью на кончиках пальцев. Она здесь явно не случайно. Причём она так похожа на руку Бога на левой створке триптиха. Иероним Босх. Фрагмент левой створки “Рай”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Я могу предположить, что здесь Босх изобличает нечистоплотных священнослужителей, которые благословляют игроков. Те в свою очередь приходят к священникам за благословением, чтобы им сопутствовала удача во время игры.

Вот такие они, неведомые и ужасные монстры Босха. Недаром сюрреалисты 20 века называли его главным профессором кошмаров. Заслуженно.

О картине “Сад земных наслаждений” читайте также в статье “Путеводитель по картине”.

О другом шедевре Босха можно почитать в статье “Искушение святого Антония”. Кстати, именно на этой картине в плане изображения монстров Босх превзошёл сам себя. Поэтому о них отдельная статья:

“Самые яркие монстры “Искушения святого Антония”

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru