vladk3. Картина брюллова


Истории самых известных картин Карла Брюлова

Brjullov

Картину Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи» знают даже те, кто бесконечно далек от искусства, а иметь в своих фондах хотя бы один его рисунок – честь для любого музея. Все картины Брюллова – это удивительное путешествие по страницам жизни великого мастера. Мы вспоминаем, как создавались полотна, снискавшие художнику мировую славу…

Так получилось, что попав двадцатилетним юношей в страну, которую по праву называют «колыбелью современной цивилизации», Карл Павлович Брюллов настолько привязался к Италии, что и свой последний покой он обрел на одном из кладбищ Рима.

Многие полотна известного живописца являются отражением итальянских мотивов. Достаточно вспомнить «Девушку, собирающую виноград в окрестностях Неаполя» (1827 г.) или «Итальянский полдень» (1827 г.).

«Итальянский полдень»

(Государственный Русский музей)

Будущий живописец рос в творческой семье – его отец Павел Брюлло был академиком орнаментальной скульптуры, и все семеро детей в семье так или иначе занимались искусством. Но именно слабому и болезненному Карлу выпала самая счастливая судьба. В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств, в стенах которой он провел 12 лет.

В 1822 году он заслужил пенсионерскую стипендию на четыре года для себя и брата Александра. Перед отъездом в Италию они добавили к родовой фамилии букву «В» и стали Брюлловыми.

Италия пленила молодого художника, он увлекся жанровыми сценами из быта местных жителей. В 1827 году он попросил невысокую плотную молодую итальянку быть его моделью для небольшого этюда.

1008038

Картину "Итальянский полдень" в России приняли холодно и враждебно.

Из него впоследствии родилась картина «Итальянский полдень», ставшая парной написанному четырьмя годами ранее «Итальянскому утру». Тогда же были написаны сходные по колориту «Праздник сбора винограда» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».

«Полдень» стал причиной разрыва Брюллова с Императорским обществом поощрения художеств – на выставке в Петербурге картина вызвала скандал, а критики назвали модель несоразмерной.

«Я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй», - отвечал критикам автор.

«Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини»

(Государственный Русский музей)

Графиню Юлию Павловну Самойлову Брюллов повстречал в 1827 году на званом вечере. Дочь генерала Палена и Марии Скавронской, она в тот год разошлась с мужем, флигель-адъютантом императора графом Николаем Самойловым, с которым прожила вместе всего два года.

После разрыва Юлия Павловна уехала в Италию, в Милане вошла в местное высшее общество, окружила себя художниками и покровительствовала искусствам.

06

Графиня Самойлова навсегда покорила сердце художника.

Брюллов был покорен ее средиземноморской красотой, грацией, умом и независимостью. Долгие годы она оставалась для него художественным идеалом, близким другом и дамой сердца.

За несколько десятилетий он написал не один ее портрет. На полотне 1842 года ее красота предстает во всем великолепии на фоне пышных карнавальных интерьеров. А ее пестрый наряд словно напоминает о милой сердцу художника Италии, откуда родом, кстати, были дальние предки графини.

«Последний день Помпеи»

(Государственный Русский музей)

Очарованный Самойловой, Брюллов в 1830 году предложил ей отправиться вместе осматривать развалины Помпеи и Геркуланума. Археология была тогда в моде, потому что в 1828 году произошло очередное извержение Везувия.

Работу над новой картиной Брюллов начал по заказу мецената Анатолия Демидова и даже не подозревал, что картина станет пиком его карьеры. Создание шедевра заняло три года. За это время Брюллов изучил массу литературы о древней катастрофе и побывал на раскопках, где сделал ряд эскизов пейзажа.

49b2253ca39d1bf18568957fd682b9c9

"Последний день Помпеи" стал вершиной творчества Карла Брюллова.

Известно, что на полотне изображена часть улицы Гробниц, которую художник писал стоя спиной к городским воротам. Остались десятки, если не сотни эскизов с фигурами людей, которых он старался изобразить максимально эмоционально. В левом углу он написал себя – художника, спасающего рисовальные принадлежности.

Также на картине трижды «упоминается» графиня Юлия Самойлова: женщина с кувшином на голове в левой части полотна, разбившаяся насмерть женщина на мостовой в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу.

Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, после чего было переправлено в парижский Лувр. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом.

В 1834 году картина «Последний день Помпеи» получила золотую медаль в Париже и была отправлена в Петербург. Александр Тургенев говорил, что она составила славу России и Италии. А Александр Пушкин написал строки «Кумиры падают! Народ, гонимый страхом…».

Николай I удостоил художника личной аудиенции и наградил Карла лавровым венком , после этого его называли «Карл Великий». После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда.

«Всадница»

(Третьяковская галерея)

В 1832 году графиня Юлия Самойлова попросила своего сердечного друга написать портрет ее воспитанницы Джованины Пачини. В качестве сюжета художник выбрал конную прогулку: Джованина подъезжает на коне к дому приемной матери, у подъезда которого ее восторженно встречает одетая в розовое платье и зеленые туфельки ее младшая сестра Амалиция.

Известно, что Амалицию Самойлова взяла на воспитание от ее отца итальянского композитора Джованни Пачини. Джованина, кажется, не была ее родной сестрой – четкой версии ее происхождения нет.

79

Художник назвал свою работу «Джованина на лошади». В углу справа, изображена мохнатая собака, на ошейнике которой стоит фамилия заказчицы полотна — «Samoylova».

Надпись надписью, но так или иначе искусствоведы доказали, что прекрасная всадница вовсе не Юлия Павловна. Более поздние произведения Карла Павловича «Портрет графини Ю.П. Самойловой удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией», а также «Портрет Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованиной и арапчонком» являются прямым доказательством того, что графиня имеет лишь косвенное отношение к девушке и девочке, изображенным на картине.

Прекрасные создания - это  ее воспитанницы Джованина и Амацилия Пачини.  Известно, что Амацилия  - маленькая девочка, с восторгом наблюдающая за старшей подругой, была дочерью итальянского композитора, который являлся другом Юлии Павловны.

О главной героине шедевра известно мало. Одна из версий звучит следующим образом:  настоящее имя Джованины – Кармине Бертолотти и она являлась дочерью Клементины Перри, которая в свой черед была сестрой второго мужа Самойловой. Известно также, что в Италии существуют гравюры с этой картины, считающиеся портретом знаменитой певицы Малибаран, сестры Полины Виардо. Такая вот получилась «Санта – Барбара».

post-h9qtky3k7h9yhd6s7fbk

Певица Малибаран

Кем бы ни была прекрасная “Всадница” – Джованиной, Кармине или родственницей Полины Виардо – на картине прекрасная, юная и смелая девушка. Благородство лица и гордость осанки говорит о том, что не суть важно какой титул она носила при жизни, но в ее жилах точно текла «голубая» кровь.

В 1832 году картина была выставлена в Милане, в галерее Брера, после чего оставалась в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой.  В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи П. М. Третьякова.

«Вирсавия»

(Третьяковская галерея)

«Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина», - написано в Библии.

До Брюллова русские живописцы почти не обращались к обнаженной натуре, а женские модели даже не ставились в стенах Академии искусств. Испытать новый жанр его вдохновили помпеянские росписи, увиденные им во время поездок по Италии.

«Вирсавия» посвящена библейской истории, в которой царь Давид отправил мужа красавицы на гибель, чтобы завладеть ею.

16

"Вирсавия" стала одной из первых работ с обнаженной натурой в русской живописи.

Александр Бенуа назвал «Вирсавию», написанную в 1832 году, «сладострастной и блестящей по краскам». Брюллов работал над ней несколько лет и едва не отчаялся, поняв, что библейская история не получилась – однажды он даже запустил  в картину сапогом…

В незавершенном виде картину купил меценат, который позже передал ее в Третьяковскую галерею. Так она и осталась с непрописанными полупрозрачными кистями рук.

В 1835 году Карл Брюллов вернулся в Россию, чтобы занять должность профессора в Академии художеств. Его ждали несчастливый и короткий брак с ученицей Шопена Эмилией Тимм, новая встреча с графиней Самойловой и новые полотна.

В 1847 году он пережил тяжелую простуду и слег, а в 1849 по настоянию врачей уехал на остров Мадейра. Лечение не помогло, и в 1852 году художник скончался в небольшом городе недалеко от Рима. Он похоронен на кладбище Монте Тестаччо, римском кладбище для иностранцев-некатоликов.

 

 

 

 

 

 

link

vladk3.livejournal.com

Москвичка - 5 шедевров Карла Брюллова

23 декабря 1799 года родился известный русский художник, классик академической живописи, Карл Брюллов

Автор ставших легендами мирового искусства картин – "Последний день Помпеи", "Итальянский полдень", "Всадница" – Брюллов получил колоссальное прижизненное признание.

Это подтверждают множество наград, среди которых золотая медаль выставки Парижского Салона, а также членство в самых престижных художественных академиях мира: Миланской и Пармской, Римской Академии Святого Луки, Петербургской и Флорентийской академий художеств, Парижской академии искусств.

Карл Павлович Брюллов родился в Санкт-Петербурге, в семье талантливого скульптора и гравёра, академика орнаментной скульптуры французского происхождения Павла Ивановича Брюлло. Карл и его старший брат Александр Брюллов, ставший впоследствии известным архитектором, пошли по стопам отца: с 1809 по 1821 год братья занимались в петербургской Академии художеств. Учителем Карла был известный А. И. Иванов. А в 1822 году братья Брюлловы были отправлены на 6 лет в Италию Императорским обществом поощрения художеств.

Братья посетили Дрезден, Мюнхен, и затем обосновались в Риме. За границей творческая деятельность молодого художника совершенствовалась. Ещё во время проживания и учёбы в Петербурге, Карл Брюллов получил некоторую известность благодаря своей работе "Нарцисс" (1820). Теперь же он укреплял своё имя новыми жанровыми картинами – "Итальянское утро"(1823) и "Итальянский полдень" (1827). Но настоящим шедевром стала картина, написанная после посещения развалин Помпеи. Большое историческое полотно "Последний день Помпеи" (1830-1833) принесло художнику мировую славу. В 1834 году картина выставлялась в Лувре.

К этому же периоду относятся известные портреты - "Юлия Самойлова с воспитанницей и арапчонком", "Всадница" (1832), а также картина "Вирсавия" (1832). Юлия Павловна Самойлова, аристократка из рода Скавронских, долгие годы была хорошим другом, возлюбленной и музой художника, вместе они путешествовали по Италии, много переписывались и общались.

В 1836 году, совершив путешествие по Греции и Турции, Брюллов вернулся в Россию, где его ждали как настоящего триумфатора. В Москве он познакомился с А. С. Пушкиным, написал портреты поэта А. К. Толстого и писателя Антония Погорельского. В Петербурге он был встречен торжественным приёмом в Академии художеств.

В 1838 году в Петербурге Брюллов познакомился с 18-летней рижанкой Эмилией Тимм и влюбился в неё. 27 января 1839 года они поженились, однако уже спустя месяц супруги расстались, а бракоразводный процесс продолжался вплоть до 1841 года. Причина разрыва так и осталась неясной петербургскому обществу. В нелёгкое для художника время его продолжала поддерживать графиня Самойлова.

До 1849 года Карл Петрович жил и работал в городе на Неве, был профессором Академии художеств. Популярность его как модного портретиста было особенно высока: все стремились стать обладателем портрета кисти Брюллова. Наиболее известны портреты Н. В. Кукольника (1836), В. А. Жуковского (1837—38), И. А. Крылова (1839). К тому времени относятся работа над росписью Исаакиевского собора (1843 - 1847), большая картина "Осада Пскова" (1839 - 1843).

В 1849 году Брюллов, здоровье которого к 50 годам значительно пошатнулось, отправился лечиться на остров Мадейру. В 1850 году художник перебрался в любимую Италию. Он не прекращал работу: известные работы этого периода - портреты членов семьи Титтони и "Портрет Микеланджело Ланчи". Меланхолия, пронизывающая поздние портреты художника, сближает его с романтиками.

23 июня 1852 года Карл Павлович Брюллов скончался в возрасте 52 лет в местечке Манциана под Римом и был похоронен на протестантском кладбище Тестаччо.

Отношение к наследию художника в культурной среде неоднозначно: от восхищения его мастерством и точности кисти в работе над деталями до порицания излишней декоративности и отвлечённого романтизма. Так, Тургенев писал о картинах Брюллова: "трескучие картины с эффектами, но без поэзии и без содержания". Как бы то ни было, отрицать место Брюллова в сокровищнице мирового искусства было бы, по меньшей мере, несправедливо.

"Москвичка"  вспоминает 5 самых крупных шедевров художника:

1. "Итальянское утро" (1823)

На картине изображена молодая женщина, умывающаяся под струями фонтана, освещённая мягкими утренними лучами солнца. Освещению и игре теней отведена в картине особая роль. Полотно получило лестные отзывы сначала у итальянской публики, а затем среди членов петербургского Общества поощрения художников. Картина была подарена Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел в свою коллекцию картину в пару к утренней. Это послужило поводом для написания следующего полотна "Итальянский полдень".

Сейчас картина находится в музее Кунстхалле, в немецком городе Киль.

Фото: Википедия

"Итальянское утро" 

 

2. "Итальянский полдень" (1827)

На картине изображена молодая итальянка, собирающая виноград у себя в саду. Солнечное полуденное освещение придаёт картине особое очарование. Однако картина получила множество нелестных отзывов в Петербурге. Модель была признана недостаточно изящной и простоватой. В 1831 году художник переписал картину, выбрав уже другу модель. Более поздняя уменьшенная версия "Итальянского полдня" хранится в Третьяковской галерее. Первоначальную версию можно видеть в Русском музее Санкт-Петербурга.

Фото: Википедия

"Итальянский полдень" 

3. "Последний день Помпеи" (1830—1833)

Знаменитое эпическое полотно на тему извержения вулкана Везувий, произошедшего в 79 году н. э., было написано под впечатлением от посещения развалин города Помпеи близ Неаполя. Классическая историческая тема в сочетании с обильной игрой светотени, рождающая смесь романтизма и идеализма, вылилась в полномасштабный триумф художника. Полотно стало первой картиной Брюллова, вызвавшей такой интерес на Западе: сначала оно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, и затем отправилось на выставку в парижский Лувр, получило золотую медаль Парижского салона в 1834 году, после чего было отправлено в Петербург. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: "Последний день Помпеи" стал для русской кисти первым днём!".

Картина была подарена Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, где и хранится по сей день.

Фото: Википедия

"Последний день Помпеи "

4. "Всадница" (1832)

Картина, написанная по просьбе подруги художника графини Юлии Павловны Самойловой, изображает двух её воспитанниц – юную Джованнину и маленькую Амацилию. Динамика движения передана поднявшимся на дыбы вороным конём, лающей собакой, кружащейся под ногами у скакуна. На ошейнике пса стоит фамилия владелицы "Samoylova".В 1832 году картина выставлялась в Милане, в галерее Брера, и получила множество откликов, затем находилась в собрании графини. В 1896 году "Всадница" была приобретена для галереи П. М. Третьякова, где хранится и по сей день.

Фото: Википедия

"Всадница" 

5. "Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад)" (не позднее 1842)

Эта картина – пик творчества Брюллова-портретиста. На ней изображена его любимая женщина и муза, известная светская красавица, графиня Юлия Самойлова. Юлия Павловна вместе с юной воспитанницей изображены на фоне огненно-красного занавеса, отделяющего их от кипящего позади маскарада. Брюллов хотел показать скрытый подтекст: бал-маскарад символизирует здесь "маскарад жизни", а открытое лицо графини, скинувшей маскарадную маску, – непричастность к лицедейству света и независимость от его канонов. Это на самом деле вполне отражало свободную натуру Юлии Павловны.Портрет Самойловой стал последним большим полотном Брюллова, а их встречи завершились в 1845 году, когда графиня навсегда вернулась в Италию и вышла замуж. Однако она всегда хранила свой знаменитый портрет, который после её смерти перешёл в собрание Русского музея Санкт-Петербурга.

Фото: Википедия

"Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад)"

moscvichka.ru

Карл Брюллов: видеопрезентация самых известных картин

Художник Карл Брюллов

Карл Павлович Брюллов  [12(23).12.1799, Петербург, — 11(23).6.1852, Марчано, близ Рима], известный русский живописец.

Биография Карла Брюллова

Сын резчика по дереву.  Карл Брюллов учился в петербургской Академии художеств (1809—21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823—35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836 профессор петербургской Академии художеств. В 1849 жил на острове Мадейра, с 1850 — вновь в Италии. Карл Брюллов, не удовлетворяясь академическим воспитанием в духе эстетических принципов классицизма,  стремился к реалистическому обновлению русской живописи, причём эти устремления проникнуты характерным для его времени романтическим мироощущением. Искусство Карла Брюллова отмечено взволнованным утверждением ярких и сильных эмоций, чувственно-пластической красоты человека, страстных порывов и драматических столкновений. Уже ранние картины Брюллова («Итальянский полдень», 1827, Русский музей, Ленинград; «Вирсавия», 1832, Третьяковская галерея) показывают попытки художника отойти от условности академического искусства, добиться естественности и чувственного обаяния в изображениях обнажённого тела, большей правдивости и богатства в эффектах дневного освещения, изученных на натуре. Основным произведением Карла Брюллова — картина «Последний день Помпеи» (1830—33, Русский музей) — изображает гибель города при извержении Везувия. Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, Карл Брюллов подчёркивает трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией. В замысле картины косвенно отразилась атмосфера истории конфликтов, создавшаяся в Европе в годы жестокого подавления освободительных движений. В картине ещё много традиционных черт академического классицизма (идеальность типов, условное построение групп), романтических театральных эффектов, но она знаменует важный этап в развитии русской исторической живописи благодаря стремлению Брюллова к психологической правде и исторической достоверности (изучение археологических и документальных материалов), смелой попытке представить многообразные переживания массы людей в момент грозного бедствия. Позднейшие замыслы больших исторических композиций (в том числе попытка создать народную эпопею в картине «Осада Пскова», 1839—43, Третьяковская галерея), как правило, не получали завершенного воплощения. Блестящее композиционное и декоративное мастерство Карла Брюллова раскрылось в его эффектных парадных портретах (представляющих обычно человека в рост в пейзаже или богато убранном интерьере), полных радости жизни, романтической приподнятости чувства, сверкания полнозвучных красок («Всадница» — портрет Джованнины Пачини, 1832, и портрет В. А. Перовского, 1837, — в Третьяковской галерее; портрет Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини, около 1839, Русский музей). Более интимные, строгие и сдержанные портреты представителей интеллигенции (Н. В. Кукольника, 1836, И. А. Крылова, 1839, А. Н. Струговщикова, 1840, автопортрет, 1848, М. Ланчи, 1851, — в Третьяковской галерее) принадлежат к крупным достижениям русского реалистического портрета; они проникнуты стремлением раскрыть сложность характера человека, напряжённость, а подчас и общественную значимость его интеллектуальной жизни.  Карл  Брюллов был замечательным мастером акварели и рисунка, где добивался нередко большой непосредственности наблюдения, динамичности штриха, живописности впечатления (жанровые итальянские зарисовки; пейзажи и наброски, выполненные во время поездки в Грецию и Турцию, 1835). Ряд картин Брюллова не свободен от внешней красивости и мелодраматизма, усвоенных брюлловской школой.

 

Большая советская энциклопедия.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info


Смотрите также