История одного шедевра. «Бурлаки на Волге» Репина. Картина бурлаков


История одного шедевра. «Бурлаки на Волге» Репина

Сюжет

На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом. Репин еще и подбрасывает дров в социальный костер: на горизонте виднеется символ прогресса — буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.

«Бурлаки на Волге» некоторые критики называли профанацией искусства

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, напоминающий Репину философа, бородач, олицетворяющий первобытную силу, и озлобленный «Илька-матрос». За ними — остальные, среди которых выделяются высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, как бы пытающийся освободиться от лямки, черноволосый «Грек», который словно окликает бурлака, готового рухнуть на песок.

Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.

В бурлацком промысле участвовали даже женщины, 1900-е

На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали. Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.

Репин заставлял всю семью работать над его картинами

Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.

Контекст

«Бурлаки на Волге» — ранняя работа Репина. Еще и 30 лет ему не исполнилось, когда было завершено полотно. В то время художник был студентом Академии и в основном писал на библейские сюжеты. К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно для самого себя. А дело было так. В конце 1860-х он с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору (поселок недалеко от Петербурга). Набережная, господа прогуливаются, все чинно — благородно. И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков.

«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! — воскликнул художник. -…Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».

Во время той поездки Репин сделал эскиз картины, сюжет которой строился на контрасте бурлаков и дачников. Композицию раскритиковал друг художника Фёдор Васильев, назвав ее искусственной и рассудочной. Он-то и посоветовал Репину отправиться на Волгу и доработать сюжет, а заодно помог с деньгами — сам живописец был крайне стеснен в средствах.

Репин поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными, расспрашивал о жизни. «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Автопортрет, 1878

Гораздо больше художника увлекал сам образ бурлака: «Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, — вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица!» Так Репин описывал Канина — бурлака, расстриженного священника, с которым он познакомился на Волге. Его художник считал «вершиной бурлацкой эпопеи».

Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.

Репин написал портреты даже тех, кто категорически отказывался позировать

Достоевский, например, писал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы впечатление и не составили бы такой картины». Хвалили Репина Крамской, Стасов, да и все те, кто позднее станет передвижниками.

Академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Кто-то из журналистов усматривал на полотне «разные гражданские мотивы и худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение».

После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее также встретили одни с восторгом, другие — с недоумением. «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно — русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников», — говорил один из министров.

И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.

Судьба художника

Жизнь Репина была долгой и насыщенной. Начиная с «Бурлаков на Волге» о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве. Со временем он стал одним из самых популярным портретистов. Позировали ему даже те, кто никогда не соглашался ни на чье предложение.

Кустодиев, Грабарь, Серов — ученики Репина

Каждое свое полотно Репин выписывал основательно, на работу уходило по несколько лет. Идеей он увлекал и семью, и друзей. Все они искали костюмы, позировали, буквально жили сюжетом. Старшая дочь художника Вера вспоминала, что когда Репин работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1891

А когда Репин работал над картиной «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги 1698 года», то даже жил недалеко от монастыря. Тем временем первая жена Репина Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесённым из Оружейной палаты.

Вокруг личности Репина — немало мистических историй. И о том, как картины его влияли на людей, и о том, что многие натурщики вскоре умирали не своей смертью, и о том, как Илья Ефимович с колдунами общался. Ни подтвердить, ни опровергнуть их, конечно, нельзя. Но в историю мастера реализма они добавляют особый колорит.

Рекомендовано вам

diletant.media

БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ - неизвестное об известном.

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пин ап, писатели, плакат, плакаты, побасенки, побасёнки, победа, победители, победителиь, подвиги, политика, полиция, поскачите с автором, поэзия, праздники, пресса, природа, промышленность, пропаганда, професии, профессии, прощай, пурга, путешествия, пятничная красавица, пятничное, радио, разведка, развлечения, ребятам о зверятах, революционеры, революция, реки, реклама, реконструкции, рекорды, религия, репрессии, рисинки, рисунки, русско-японская война, самолеты, самоубийства, семейное фото, семейный альбом, семейный архив, скульптура, слайд-шоу, смешно, смешной Третий Рейх, смешной Третий рейх, снова Бордо, советско-финская война, спецслужбы, спор, спорт,

foto-history.livejournal.com

Бурлаки на Волге — кто все эти люди

О чем рассказывает картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и почему важна каждая деталь.

1. Бечевник

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки

По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

4. «Кабальные»

«Кабальные», как этот человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашевар Ларька

Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6. «Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.

К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12 и 14. Бечева и парус

Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил.

В этот момент шишка затянет запевку:

«Вот пошли да повели, Правой-левой заступили.Ой раз, еще раз,Еще разик, еще раз...»

и так до тех пор, пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста.

В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:

«...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится — удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно...

Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу... Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».

Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

источник

ibigdan.livejournal.com

Бурлаки в мировом изобразительном искусстве — EA Culture

Вплоть до середины XIX века для транспортировки судов по многочисленным каналам Европы, для движения против течения рек активно использовались люди – бурлаки.

Стоит только произнести слово «бурлаки», как перед слушателем немедленно  возникнут образы картины  Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Кроме И.Репина к теме бурлаков обращались и другие русские художники.  Поэтому у неискушенного  человека может создаться впечатление, что бурлачество есть исключительно русское явление, что в других странах  людей не использовали, для перемещения судов.  А вот это – глубокое заблуждение.

Вплоть до середины XIX  века  для транспортировки судов по многочисленным каналам Европы, для движения против течения рек активно использовались  люди – бурлаки.  Лишь постепенно они заменялись сначала животными, а потом машинной тягой. А до той поры этот способ транспортировки судов  повсеместно был основным. Чтобы данное утверждение не было голословным, в конце подборки живописных полотен приведена и фотография  женщины-бурлака, сделанная в Голландии в  1900 году.  В нашей  стране регулярное использования труда бурлаков было прекращено только в 1929 году.

Бурлаки время от времени становились объектом внимания и западноевропейских художников.  Судя по всему, последним из них,  кто обратился к этой теме, стал британский художник Френк Брэнгвин (1867 – 1956) в своей серии офортов,  посвященных образу людей труда в индустриальную эпоху.

С картиной И.Репина «Бурлаки на Волге» связано одно широко распространенное заблуждение, которое кочует из одной публикации в другую. Цитируя воспоминания художника «Далёкое близкое» исследователи любят приводить следующий пассаж: «Миниcтp пyтeй cooбщeния Зeлeнoй нaчaльничecки нaпaл нa бедного Репина: «Hy, cкaжитe, paди бoгa, кaкaя нeлёгкaя вac дepнyлa пиcaть этy нeлeпyю кapтинy? Вы, дoлжнo быть, пoляк? Hy кaк нe cтыднo — pyccкий? Дa вeдь этoт дoпoтoпный cпocoб тpaнcпopтoв мнoгo yжe cвeдён к нyлю, и cкopo o нeм нe бyдeт и пoминy. A вы пишитe кapтинy, вeзёте ee нa Bceмиpнyю выcтaвкy в Beнy…»».  Давайте запомним раз и навсегда: министром путей сообщения России в это время был Бобринский Алексей Павлович, а Зeлeнoй Aлeкcaндp Aлeкceeвич был с 1862 пo 1872 гoд — миниcтpом гocyдapcтвeнныx имyщecтв.  Так что надо определиться, кто именно читал нотацию И.Репину в Париже.

Ну а сейчас самое время обратиться к самим полотнам.

1. Илья Репин Бурлаки на Волге. 1870-73 гг.

bur1

2. Илья Репин Бурлаки (эскиз) 1870 г.

bur2

3. Илья Репин Бурлаки, идущие вброд.1872 г.

bur3

4. Василий Верещагин Бурлаки 1866 г.

bur4

5. Алексей Саврасов Бурлаки на Волге. 1871 г.

bur5

6. Исаак Левитан Бурлаки.

bur6

7. Братья Чернецовы Бурлаки на Волге, 1838 год, под Костромой

bur7

8. Николай Каразин Каракалпакские бурлаки на Амударье.

bur8

9. Оноре Домье Honore Daumier The Hauler Of A Boat. 1856-60 гг.

bur9

10. Телемако Синьорини Telemaco Signorini L’alzaia 1864 г.

bur10

11. Фредерик Артур  Бриджман Frederick Arthur Bridgman Scene de Halage sur le Nil. 1875 г.

bur11

12. Ландо Ландоцци Lando Landozzi Il battelliere. 1931 г.

bur12

13. Жак  Вийон Jacques Villon The Haulers 1907 г.

bur13

14. Лайош Деак-Эбнер  (Lajos Deák-Ébner)

bur14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Френк Брэнгвин Frank Brangwyn  «Бурлаки», офорт

bur15

16. Женщина-бурлак, Голландия (фотография 1900 г.)

bur16

eaculture.ru

Бурлаки на Волге. Описание картины

В картине Репина «Бурлаки на Волге» мы знакомимся позабытой сегодня подневольной работой бурлаков. Раньше, когда не было пароходов, грузы перемещались по Волге на баржах вниз по течению используя движение воды, а вот если надо было подниматься по реке в верх по течению, то их тащили люди, которых назывались бурлаками. Они впрягались в лямки и тянули канаты, другие концы которых были прикреплены к барже. Бурлаки шли по берегу, а баржа двигалась по воде, благодаря рулю.

Вот и Репин изобразил работу ватаги бурлаков на берегу Волги. Здесь их одиннадцать. Это происходит в летний зной, под ногами бурлаков зыбучий песок. Руки бурлаков бессильно висят, они этой работе не нужны, здесь работают только ноги, тяжело передвигая которые, шаг за шагом, налегая на ремни, бурлаки тащат за собой судно.

 

Одеты бурлаки в лохмотья, любая одежда от такой работы быстро изнашивается. На ногах почти всех бурлаков лапти, только у одного сапоги, а один вообще босой, правда неизвестно как лучше в такую жару. Работа бурлаков коллективная, надо, чтобы каждый член ватаги работал полноценно, в полную силу, здесь нельзя отлынивать, перекладывать работу на чужие плечи.

Бурлаки на картине изображены художником не сливающей толпой, каждый член ватаги изображен подробно и является личностью.

У них одно желание дотянуть баржу до места и лечь отдохнуть

Хотя работа у бурлаков тяжелая и утомительная, но они не стали рабами, они не выглядят жалкими, они работают дружно, справляются с своей работой и чувствуют себя свободно. Самые сильные и опытные бурлаки идут впереди, на картине их трое. Во главе пожилой бурлак, умудренный опытом, с лицом простого русского мужика.

Видимо он самый сильный и выносливый, который тянет всю ватагу бурлаков за собой. Он давно работает бурлаком и привык к такому труду. Выполняя такой тяжелый труд, он не потерял доброту и доброе отношение к людям. Кто послабее, те идут позади, они еле идут, но по возможности тянут ношу и помогают коллективу.

Бурлаки Репиным нарисованы так, что они не вызывают жалость, наоборот в них чувствуется внутренняя могучая сила.

Бурлаки показаны Репиным, как символ угнетенного русского народа, скрытая в них сила, до поры, до времени, которая, когда придет время, покажет себя.

На этой картине бурлаки противопоставлены окружающей природе, которая показана умиротворенной и благолепной. За бурлаками солнечное небо, золотистый песок и сама великая река Волга, силу течения которой преодолевают бурлаки. Так русский народ преодолеет все невзгоды, стоящие перед ними.

Автор сочинения: Закаев Наиль

Похожие записи

design-kmv.ru

Ilya Repin. Barge Haulers on the Volga. The description of a picture Masterpieces of Russian painting

Tanais Gallery
 Илья Репин. 
 Бурлаки на Волге. 
 Ilya Repin. 
 Barge Haulers on the Volga.


Ilya Repin. Barge Haulers on the Volga. 1870-1873. Oil on canvas. The State Russian Museum,St. Petersburg, Russia.

Ilya Repin was equally skilled in portraiture and in genre and historical painting. His art represents the acme of Russian critical realism. Repin’s characters are living people of his day and the painter’s attitude towards them is that of insatiable interest. Like Perov, Repin not only depicts life, he pronounces judgement on it. Yet, distinct from Perov’s literary narrativeness, Repin tends to give a monumental-epic revelation to his themes.

“Barge Haulers on the Volga” (1870-1873) was the first considerable work painted by Repin after graduation the St. Petersburg Academy of Arts. It immediately won recognition.

Nikolay Nekrasov. Thoughts at a Vestibule 1858. …O my homeland! Tell me now of some abode- I have surely never seen it- Where your sower and your guardian, The meek Russian peasant, does not moan? ………………………. Go out to the Volga: hear whose moan Rises over Russia's greatest river? In our land, this moan is called a song- It's the boatmen straining in their traces! . . Volga! Volga! In the spring your torrents Cannot flood the fields as much As our people's awful pain Floods our land- Where you are there's moaning-O, my people! What can all this endless moaning mean? Will you ever waken, filled with strength, Or, obeying fate's command, Have you done all that you can, Fashioning a song so like a moan, While your soul remains forever mired in sleep?.. A. Wachtel, I. Kutik and M. Dennerwww.russianpoetry.net

www.tanais.info

Бурлаки на Волге. Описание картины Репина

Илья Ефимович Репин

«Бурлаки на Волге»

1870—1873 год

Русский музей, Санкт-Петербург

Одним из выдающихся произведений отечественной живописи принадлежит одна из самых ранних картин Репина «Бурлаки на Волге», в значительной степени открывающая собой новый этап развития бытовой живописи критического реализма.

Первая идея написать этот сюжет появилась у Репина в 1969 году, при встрече с бурлацкой ватагой во время воскресной прогулки на Неве под Петербургом. Но по-настоящему работа началась следующим летом. На основе истинного проникновения в жизнь бурлаков и была написана картина.

Работа над основным полотном была завершена в 1873 году. На картине изображены бурлаки, с которыми художник встречался, подолгу беседовал, пил чай у костра, некоторые из них откровенно поведали ему свою судьбу.

И Репин в основном сохранил портретные черты конкретных людей, воссоздал индивидуальные образы. Образы настолько яркие, что зритель может угадывать судьбу, приведшие каждого из них к лямке. Сохранились даже имена некоторых персонажей. Главный коренник — умный и зоркий поп-расстрига Канин; не привык еще к лямке, совсем мальчик — Ларька.

Убедительность индивидуальных характеров заставляет зрителя не только безоговорочно верить в подлинность и достоверность показанного художником, но и домысливать то, чего нельзя изобразить на картине, — историю жизни каждого из этих людей.

Важную роль в раскрытии многогранного содержания картины, как всегда у Репина, играет ее живопись. Сильно и выразительно написаны не только лица и фигуры бурлаков — Репин был непревзойденным мастером человеческих образов; прекрасен и волжский пейзаж, ощущается его широта, безбрежность просторов, томление знойного дня, когда очертания дальнего берега тают в дрожащем мареве.

Живые люди здесь представлены среди живой природы. Картина композиционно вытянута в ширину, что позволяет убедительно передать движение бурлаков, их размеренный ритм, тяжелый, медленный шаг.

Показывая в своей картине неимоверно тяжкую работу и страдания бурлаков, Репин осуждал общественный строй, при котором возможен столь нечеловеческий мужицкий труд.

Впервые в искусстве критического реализма Репин так убедительно поведал здесь и об огромной моральной, душевной силе, присущей простым людям. Эти подлинные представители народа олицетворяют его духовное величие, доброту и мудрость.

Они и есть те главные положительные герои, которых в 70-е — 80-е годы позапрошлого века будут поднимать и воспевать передвижники, воплощая в создаваемых ими образах представление о силе, которая призвана изменить и очистить мир насилия.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Похожие записи

design-kmv.ru