Былины в Иллюстрациях Вениамина Лосина. Картина былины


Художники-иллюстраторы былин

Художники-иллюстраторы былин

 

В.М.Васнецов "Богатыри". Холст, масло.1898 г. Третьяковская галерея

Былинные сюжеты вот уже несколько веков популярны. Поэтому многие русские художники хотели проиллюстрировать героев, события былин, таким образом выразив свое отношение к былинному творчеству. Одним из известных художников-иллюстраторов был Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). Самая знаменитая его картина «Богатыри». Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всём долгом творческом пути. Пользуясь литературными источниками, Васнецов не следовал буквально какому-либо из вариантов былин о главных богатырях, а отбирал всё, что давало обобщённое представление о них как о носителях народных идеалов, защитниках государства. Не следовал художник также ни одному из многочисленных вариантов былины о богатырской заставе, а только отбирал и обобщал всё относящееся к трём любимым богатырям героического эпоса. Самые популярные живописные полотна Васнецова на былинные и сказочные сюжеты: картины «Витязь на распутье» (1878), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881).) (См. подробное описание картины "Богатыри".)
 

Н.К.Рерих. Богатыри проснулись. 1940.

Николай Константинович Рерих (1874–1947) художник, ученый, путешественник, крупный общественный деятель. Занимался изучением русской старины. Страстное увлечение археологией и историей во многом предопределяет сюжеты его картин – древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природы. В 1910 году Рерих пишет картину «Илья Муромец». Центральный образ художественный картины – великий русский богатырь. Исследуя традиции Древней Руси и спускаясь по историческим пластам все ниже и ниже, к тем доисторическим глубинам, где еще только складывалось человеческое общество и его будущие достижения, Рерих никогда не воспринимал русскую культуру как нечто обособленное и изолированное. В статье «Радость искусства» он пишет, что Русь всегда представлялась ему как «чудесный, единственный в мире край, куда по воле судьбы текут пути многих странников мира».Одна из самых известных картин Н. К. Рериха «Богатыри проснулись». Н. К. Рерих был первый русский художник, осуществивший «поездку за стариной», т. е. специальную поездку по русским городам с целью изучить памятники русской старины. Он призывал «узнать и полюбить Русь», стал пропагандистом и защитником созданий народных. В 1920 году Рерихи приезжают в Америку. Работы Николая Константиновича с огромным успехом демонстрируются в десятках городов, появляются новые сподвижники и сотрудники. Позже Рерих долгое время живет в Индии. Но художник продолжает писать картины на темы истории Древней Руси. Например, художественные полотна «Богатыри проснулись» (1940), «Земля Славянская» (1943). Его картина «Богатыри проснулись» вселяет уверенность, что по сей день в трудную годину богатыри земли Русской, некогда окаменевшие, проснутся один за другим по зову своей пламенной души и встанут на защиту Родины. Хочется верить, что сила, Богом данная для борьбы со злом, черпается ими из «неотпитой чаши» Руси сколько ни пей из нее, кипит ключ в роднике, не убывает вода, и щедро дарит он всех припадающих к нему живой творческой силой. Рерих писал о картине в статье "Великому русскому народу": "“Богатыри проснулись” сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому. Когда-то слагали былину “Как перевелись богатыри на Руси”, но тогда же верили, что проснутся они в час суждённый. Выйдут из гор, из пещер, и приложатся к строительству народному. Вот и пришёл час". (См. страницу о картинах Н.К.Рериха "Гонец. Восстал род на род" и "Заморские гости")
 

И. Е. Репин. Садко. 1876Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург

Еще одним известным русским художником, обращавшимся в своем творчестве к былинному эпосу, был Илья Ефимович Репин (1844–1930). «Садко» – картина, иллюстрирующая сюжет известной русской былины, написанная в Париже, стала завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. «Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, – пишет художник В.В. Стасову, – тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя». Прототипом Садко стал В. М. Васнецов, которого Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции. Стремясь к предельной достоверности, художник изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов.Полотно, впоследствии представленное в Российскую академию художеств, было наполнено различными аллегориями, свидетельствовавшими о патриотизме автора и о его приверженности к традиционной живописной манере. Репин сам дал толкование своей живописной легенде о Садко, попавшем в морское царство. Как новгородский купец выбирает себе в невесты молодую русскую девушку среди иноплеменных красавиц всех других стран, так и сам художник, оказавшийся в чуждой Европе, полон мыслей о родном Отечестве. Репин выставил «Садко» в парижском Салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато принесла автору лавры в России: она была куплена наследником престола, будущим императором Александром III, а Илья Ефимович получил звание академика.
 

Иван Билибин. Вольга с дружиной. Вариант иллюстрации к былине «Вольга». 1902. Русский музей

Известен своими художественными иллюстрациями и художник Иван Яковлевич Билибин (1876–1942). В конце 1890-х Билибин параллельно занимался живописью и учился на юриста, но после того, как увидел картину "Богатыри" на первой персональной выставке Васнецова, решительно уехал в деревню и принялся изучать русскую древность. Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, издававшимся для детей: «Царевна-лягушка» (1901), «Василиса Прекрасная» (1902), «Марья Моревна» (1903). За ними последовали иллюстрации к другим сказкам, былинам, а также к сказкам А.С. Пушкина, среди которых выделялись иллюстрации к «Вольге» (1904) и к «Сказке о золотом петушке» (1910). В иллюстрациях И.Я. Билибина 1900–1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складывается строгая система штрихов и точек. Именно так написана иллюстрация к былине «Вольга с дружиной».
 

Илья Муромец. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год

Художник Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904) в последние годы жизни увлёкся созданием иллюстраций к русским былинам и предложил оригинальный взгляд на русский эпос.В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей – Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. В 1895 году серия была издана книгой (Санкт-Петербург, Книгоиздательство Герман Гоппе) и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Альбом составили 10 рисунков в лист. В книге представлены иллюстрации, на которых изображены все наиболее известные герои русских былин – Святогор, Микула Селянинович, Вольга Всеславович, Владимир "Красное Солнышко" и жена его Апраксия Королевична, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Чурила Пленкович, Василий Буслаев, Садко (Богатый Новгородский гость).Рябушкин стремился придать каждому персонажу как можно больше индивидуальных черт: Садко деловито заложил руки за спину, Вольга Всеславьевич притих в ожидании действий врага, Илья Муромец предстает слегка медлительным силачом. Отсюда и стилистический разнобой серии: Святогор напоминает картины бельгийского символиста Фернана Кнопфа, а Владимир Красное Солнышко с женой – фаюмские портреты.

 

hallenna.narod.ru

Былинные герои в изобразительном искусстве

К Дню защитника Отечества

В.Васнецов. Богатыри

Народ верил в то, что могучие люди, богатыри, жили в давние времена.  

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).

Но богатыри, прежде всего главные герои былин, рассказывающих о событиях, связанных со становлением и защитой Древней Руси.

Былинные герои были идеалом для русского народа, и идеалом во всем.

В одежде: У былинных героев всегда праздничная одежда (платье цветное), украшенное драгоценностями. 

Приветствие: “Ой ты гой еси..”При встрече незнакомого человека богатырь спрашивает: Из какой ты земли, какого отца-матери, как тебя именем зовут, величают по отчеству? Честь богатырская даже не позволяет нападать на противника врасплох.

Былины, былинные герои вдохновляли многих художников.

Предлагаю посмотреть, как разные художники изображают былинных героев.

Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего»; его с трудом носит мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.
Святогор

А таким его увидел К.Васильев

Дар Святогора. К.Васильев

 

Еще один новгородский герой Василий Буслаев. Лихой удалец, любящий кулаками разъяснить дело.В бунте своем против всех и вся он не преследует никакой цели, кроме желания побуйствовать и покуражиться. Сын новгородской вдовы, зажиточный горожанин, Василий с малолетства проявил свой необузданный нрав в драках со сверстниками. Выросши, он собрал дружину, чтобы потягаться силами со всем Великим Новгородом.
К.Васильев. Василий Буслаев 

Микула Селянинович - пахарь-исполин -один из самых монументальных и загадочных образов русского эпоса.Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.

А.Рябушкин. Микула Селянинович

Илья Муромец- несомненно, самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру.

Илья Муромец
В.Васнецов Илья муромец
Н.Рерих. Илья Муромец

 Добрыня Никитич – популярный герой былин. Этот герой-змееборец родился в Рязани. Он самый вежливый и воспитанный из русских богатырей, недаром именно Добрыня всегда выступает послом и переговорщиком в сложных ситуациях.

В.Васнецов. Бой Добрыни Никитича с Змеем Горынычем
А.Рябушкин. Добрыня Никитич
И.Билибин Бой Добрыни Никитича со Змеем

 Алеша Попович – родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке.

А.Рябушкин. Алеша Попович
Клименко. Алеша Попович с головой Тугарина

iskusstvopro.blogspot.com

Иллюстраторы русских былин (связь русского былинного творчества с изобразительным искусством)

Доклад 7 класс.

Былинные сюжеты вот уже несколько веков популярны. Поэтому многие русские художники хотели проиллюстриро­вать героев, события былин, таким образом, выразив свое от­ношение к былинному творчеству. Одним из самых известных художников-иллюстраторов был Виктор Михайлович Васне­цов (1848-1926).

В.М. Васнецов родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3(15) мая 1848 г. в семье священника. Учился в духовной се­минарии в Вятке (1862-1867), затем в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (где его на­ставником был художник И.Н. Крамской) и Академии худо­жеств (1868-1875).

Среди самых популярных живописных полотен Васнецова на былинные и сказочные сюжеты: картины «Витязь на распу­тье» (1878), «После побоища Игоря Святославича с половца­ми» (1880), «Аленушка» (1881), «Три богатыря» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

Более подробно остановимся на истории создания картины «Три богатыря». В 1876 г. Васнецов поехал во Францию, где около года работал в колонии русских художников. Именно здесь он задумал «начать новый жанр своей деятельности» и сделал первый этюд «Богатырей». В 1878 году, после возвра­щения на родину, Васнецов с семьей переезжает в Москву. Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу (былине), сказке, родной истории. В 1893-1894 годах Васнецов построил по собственному проекту сказочный дом- мастерскую в Москве, где были закончены «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный», выполнены сказочные полотна «Царевна-лягушка», «Спящая царевна» и др. Полностью кар­тина «Богатыри» была готова только в 1898 году, то есть соз­давалась художником более 20 лет. Решенная в монументаль­но-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муром­ца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные крас­ки — зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая осо­бую декоративность полотну. Пейзаж с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.

В соответствии с былинными образами Васнецов разрабо­тал характеры своих персонажей. В центре — Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид — в одной руке, напряжен­но поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, — испол­нен «благости, великодушия и добродушия». Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович. Мо­лодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копь­ем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь — Добрыня Никитич — в соответствии с былинами представителен и вели­чав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотритель­ность. Он может выполнить самые сложные поручения, тре­бующие изворотливости ума и дипломатического такта.

Герои, как это было принято в реалистической живописи и согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, исто­рически точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Бо­гатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чер­тами характера. Только характеры эти не жанровые, а героические. Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, созвучное народным поэтическим пред­ставлениям. В 1898 году «Богатыри» заняли почетное место в Третьяковской галерее. <сЯ считаю, что в истории русской жи­вописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест», — выразил общее мнение В.В. Стасов. Сравнивая «Бурлаков» Репина с «Богатырями», Стасов писал: «И тут и там — вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там — угнетенная и еще затоптанная... а здесь — сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».

 

Еще одним известным русским художником, обращавшимся в своем творчестве к былинному эпосу, был Илья Ефимович Ре­пин (1844-1930), выходец из семьи военного поселенца. Его отец 27 лет отдал николаевской солдатчине, знал и зажиточную жизнь, но гораздо больше — зависимость и бедность. Будущий художник рано начал трудиться, вынужденный зарабатывать на жизнь. В отрочестве он познакомился с иконописцами и писал образа. Иконописец И.М. Бунаков, грамотный портретист, был его первым учителем. Под влиянием Бунакова Репин начал про­бовать себя и как портретист: писал портреты родных. В 1863 году Репин приехал в Петербург. Здесь он поступил в рисо­вальную школу Общества поощрения художников, учился у И.Н. Крамского, а в 1864-1871 годах занимался в Академии ху­дожеств. Репин виртуозно овладел разными техниками: акваре­лью, углем, карандашом, соусом, был прекрасным рисовальщи­ком, занимался литографией и офортом, иллюстрировал многие литературные произведения. Илья Ефимович Репин окончил Академию художеств в 1871 году. Он получил золотую медаль и вместе с ней право на пенсионерскую поездку во Францию. Од­нако в Париж молодой дипломант отправился только в 1873 году и оставался там до 1876 года, совершив творческое путешествие в Италию. В Париже в 1874 году Репин посетил первую выставку импрессионистов, которая стала исторической вехой в развитии мирового искусства, но самому художнику не понравилась. «Садко», картина, иллюстрирующая сюжет известной русской былины, написанная в Париже, стала завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. «Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, — пишет художник В.В. Стасову, — тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне мор­ском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фанта­стичная, от архитектуры до растений и свиты царя». Полотно, впоследствии представленное в Российскую академию худо­жеств, было наполнено различными аллегориями, свидетельст­вовавшими о патриотизме автора и о его приверженности к тра­диционной живописной манере. Репин сам дал толкование своей живописной легенде о Садко, попавшем в морское царство. Как новгородский купец выбирает себе в невесты молодую русскую девушку среди иноплеменных красавиц всех других стран, так и сам художник, оказавшийся в чуждой Европе, полон мыслей о родном Отечестве. Репин выставил «Садко» в парижском Салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато принесла автору лав­ры в России: она была куплена наследником престола, будущим императором Александром III, а Илья Ефимович получил звание академика.

Известен своими художественными иллюстрациями и И.Я. Билибин, сын военно-морского врача, потомок древнего рода. Первоначально И.Я. Билибин предполагал стать юристом и окончил полный курс юридического факультета Петербург­ского университета (1896-1900). Но одновременно занимался в рисовальной школе, в мастерской А. Ашбэ в Мюнхене, в школе М.К. Тенишевой. Уже исполнив первые работы для журнала в 1899 году и став в следующем году членом объединения «Мир искусства», он продолжал учебу вольнослушателем в мастер­ской И. Е. Репина в Академии художеств. Известность Билиби- ну принесли иллюстрации к русским народным сказкам, изда­вавшимся для детей: «Царевна-лягушка» (1901), «Василиса Прекрасная» (1902), «Марья Моревна» (1903). За ними после­довали иллюстрации к другим сказкам, былинам, а также к сказкам А.С. Пушкина, среди которых выделялись иллюстра­ции к «Вольге» (1904) и к «Сказке о золотом петушке» (1910). В иллюстрациях И.Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Круп­ные фигуры предстают в величавых застывших позах. Услов­ное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоско­стность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится ус­ ловнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складывается строгая система штрихов и точек. Именно гак на­писана иллюстрация к былине «Вольга с дружиной».

Еще одним выдающимся человеком, увлекающимся про­шлым Руси, был Николай Константинович Рерих, имя которого относится к плеяде ярких деятелей русской и мировой культу­ры. Талант Рериха был универсальным: художник, ученый, пу­тешественник. крупный общественный деятель. Рерих был ис­тинным подвижником. Огромная воля, страстное желание принести свои знания и талант на алтарь мировой цивилизации отличают весь его жизненный путь. Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге, в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха. Мать Николая Константиновича, Мария Васильевна Калашни­кова, происходила из купеческой семьи. В восьмилетнем воз­расте Рерих перешагнул порог гимназии. «Будет профессо­ром»,— сказал ее директор К.И. Май, окинув мальчика оценивающим взглядом. Проницательность старого педагога оправдалась. В гимназические годы еще более окрепла тяга Ре­риха к истории и искусству. Когда Николаю Константиновичу исполнилось девять лет, в Извару приехал известный археолог Л. Ивановский для того, чтобы провести в ее окрестностях ар­хеологические исследования. Ученому понравился пытливый гимназист, и он стал брать его на раскопки. Тайны древних времен приобрели для Николая Константиновича еще большее значение. Рано проявился литературный дар Рериха. С увлече­нием записывал он былины, предания, народные сказы. Целые тетради заполнялись собственными сочинениями. Среди них — «Месть Ольги за смерть Игоря», «Поход Игоря» и пьесы на ис­торические темы. Очерки, посвященные охоте, публиковались в журналах «Природа и охота» и «Русский охотник». Первые публикации появились, когда Рериху было пятнадцать лет. В 1891 году друг семьи Рерихов М. Микешин впервые обратил серьезное внимание на склонности Николая Константиновича к

2-10560 рисованию. С этого времени начались систематические занятия живописью под руководством талантливого учителя. Уверенно и настойчиво, с поразительной работоспособностью и опти­мизмом художник продвигается к вершинам своего мастерства. В 1900-1901 годах во время первого посещения Франции он берет уроки у известных художников Фернана Кормона и Пюви де Шаванна. По возвращении домой с новыми силами углубля­ется в изучение русской старины. Страстное увлечение архео­логией и историей во многом предопределяет сюжеты его кар­тин — древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природы. В 1910 году Рерих пишет картину «Илья Муромец». Централь­ный образ художественный картины — великий русский бога­тырь. Исследуя традиции Древней Руси и спускаясь по истори­ческим пластам все ниже и ниже, к тем доисторическим глубинам, где еще только складывалось человеческое общество и его будущие достижения, Рерих никогда не воспринимал рус­скую культуру как нечто обособленное и изолированное. В ста- • тье «Радость искусства» он пишет, что Русь всегда представля­лась ему как «чудесный, единственный в мире край, куда по воле судьбы текут пути многих странников мира». В 1920 году Рерихи приезжают в Америку. Работы Николая Константино­вича с огромным успехом демонстрируются в десятках городов, появляются новые сподвижники и сотрудники. Позже Рерих долгое время живет в Индии. Но художник продолжает писать картины на тему: история Древней Руси. Например, художест­венные полотна: «Богатыри проснулись» (1940), «Земля Сла­вянская» (1943). И в годы Великой Отечественной войны ху­дожник обращается к теме родной земли. Сразу же по окончании войны художник начинает хлопотать о переезде в Советский Союз. Но 13 декабря 1947 года художника не стало.

Вопросы по докладу:

1) Назови русских художников, писавших свои живопис­ные произведения на былинные сюжеты.

2)    Как В.М. Васнецов работал над своей известной карти­ной «Три богатыря»?

3)    Что привлекло И.Е. Репина в былине «Садко»?

4)      К каким фольклорным произведениям создавал свои иллюстрации И.Я. Билибин?

5)     Как связаны картины Н.К. Рериха с историей Древней Руси?

tvory.info

И.Билибин "Иллюстрации к сказкам и былинам"

Иллюстрации И.Билибина (1876-1942) к сказкам и былинам.

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucketк "Сказке о рыбаке и рыбке", 1908, акварель, тушь

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucketк сказке "Царевна-лягушка", 1930, акварель

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucketк сказке "Морозко", 1932, акварель, тушь

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucketк "Сказке о царе Салтане" А.С.Пушкина, 1905, акварель

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucketк былине "Добрыня Никитич и Змей", 1941, акварель

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucketк былине "Илья Муромец и Святогор", 1940, акварель

Photo Sharing and Video Hosting at PhotobucketКуликовская битва. Из цикла "Героическое прошлое русского народа", 1941, акварель

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucketк "Сказке о царе Салтане" А.С.Пушкина, 1905, акварель

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucketк былине "Вольга", 1940, акварель

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucketк былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник", 1940, акварель

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucketк сказке "Соль", 1931, акварель

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucketк арабским сказкам "Тысяча и одна ночь", 1934, акварель

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucketк арабским сказкам "Тысяча и одна ночь", 1934, акварель

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucketк арабским сказкам "Тысяча и одна ночь", 1934, акварель

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucketк сказке "Белая уточка", 1932, акварель

tananta.livejournal.com

От былины до картины

Подробности Создано 02.12.2013 21:04 Просмотров: 2654

ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР МОЧАЛОВ СТАЛ НОМИНАНТОМ ВАСНЕЦОВСКОЙ ПРЕМИИ В НОМИНАЦИИ «ПРИЗВАНИЕ»

В июле этого года в Уржуме успешно и даже с определенным размахом прошел очередной – восьмой по счету – Васнецовский пленэр. Его первые итоги были подведены тогда же, в день его завершения, 28 июля: в Уржуме сразу на двух площадках была открыта выставка художественных произведений, созданных участниками пленэра, а председатель комиссии по присуждению премии имени Васнецовых Александр Галицких объявил победителя в одной из двух номинаций – в номинации «Вдохновение».

* * *

mochalov-4Однако главные итоги пленэра традиционно подводятся в декабре в Вятском художественном музее. В это время там открывается выставка лучших работ участников пленэра, а губернатор Кировской области вручает знаки Васнецовской премии и соответствующие призы, объявляет победителя в номинации «Призвание», созданной для поощрения вятских художников.

mochalov-5В этом году номинантом премии имени Васнецовых среди кировских авторов стал заслуженный художник России, один из ведущих кировских художников Александр Мочалóв.

В течение вот уже четырех десятилетий его произведения достойнейшим образом представляют наш регион на различных художественных выставках межрегионального, всероссийского и международного уровня. Ну а каждая персональная выставка Александра Мочалова – mochalov-7подлинно яркое событие в художественной жизни нашего города.

По верному замечанию искусствоведа Ираиды Кувалдиной, заместителя директора по научной работе Вятского художественного музея, в картинах этого интересного автора «нет навязчивого многословия и бытописательства. Монументальный формат холста не включает привычной мизансцены, заполненной mochalov-13бутафорией. Напротив, герои и события предстают предельно обобщенно. Всё это придает картинам Александра Мочалова убедительность былин и лаконизм притч.

Интересно также и то, что обращаясь к той или иной теме, Александр Петрович, как правило, не ограничивается одной-двумя работами – он создает целый ряд произведений, каждое из которых обладает самостоятельностью и в то же время дает интерпретацию интересующих автора событий в их развитии».mochalov-10

Наиболее фундаментальным и значимым в творчестве Александра Мочалова является, по мнению Ираиды Кувалдиной, цикл живописных произведений «Русское», посвященный истории средневековой Руси: «Над картинами этого цикла художник работал более десяти лет, создав двадцать монументальных многофигурных композиций. На данный момент девять произведений этого творческого проекта художника вошли в основной фонд Вятского художественного музея имениmochalov-8 Васнецовых.

Среди произведений цикла «Русское» есть работы, отличающиеся статикой, мелодичностью композиции, – «Князь» (2002), «Мать и дочь» (2002), «Былины. Зачин. Святогор» (2004). Но есть и другие. Так, в композиционное пространство картин «Равновесие» (2005) и «Вращение» (2006) включены фигуры конных воинов, вовлеченных в жестокую схватку. Динамика боя, сложные ракурсы людей и животных, цельность и тонкость цветового конструирования позволили мастеру создать совершенные в композиционном, пластическом и колористическом решении работы, а использование автором дополнительных цветов придает удивительную выразительность гармоничному колориту картин».

* * *

О некоторых особенностях творческой кухни поведал нам за чашкой чая в своей мастерской сам автор.

mochalov-3Антон Касков: Очень интересно, Александр Петрович, Ваше восприятие реализма, ведь именно к реализму Вы относите явно необычную стилистику своих произведений… 

Александр Мочалов: Я не претендую на какую-то абсолютную истину, но мне очень близка позиция Давида Сикейроса, который рассматривал историю искусства как историюmochalov-11 3 развития реализма. То есть романтизм, импрессионизм, классицизм, реализм (в полном смысле слова) – всё это только какие-то стороны одного… Даже абстракция абсолютно реальна – зритель всегда может различить в ней конкретные вещи… Да и вообще, всё, что можно выразить с помощью слова, всё, что можно как-то наименовать, – это же всё реально.

Тем не менее, сам я предпочитаю искать некую середину, в том смысле, что я не готов отказаться от собственноmochalov-11 реалистического изображения, скажем, человека. 

Антон Касков: Очевидно, что Вы художник, умеющий работать в разных стилях, в разной манере. Тем не менее, Вы сосредоточились на одной, чем-то похожей на манеру Модильяни (особенно в портретах). 

Александр Мочалов: Модильяни мне всегда нравился. В некотором роде от него и пошло. Но всё-таки не вmochalov-14 Модильяни дело. Дело в обретении языка. Язык, который кто-то когда-то изобрел, вполне может стать твоим. Не надо стесняться ориентироваться на кого-то. Я открыт всем влияниям – всё моё! Художник должен быть свободен во всем, в том числе и в выборе ориентиров.

Я прекрасно помню тот момент, когда я обрел свой язык. Это был конец 1998 года… Я написал одну картину… Уже не помню какую – да это и неважно. Но я помню свои mochalov-15ощущения – я был поражен… Мол, как это? Это же элементарно! И тут же испугался – я больше так не сделаю. Но прошло какое-то время – и я сделал еще, а потом еще – и пошло, пошло… И я понял, что обрел свой особый язык. Ну а всё, что было до этого, я определяю не иначе, как поиски. 

Антон Касков: Обращает на себя внимание большой формат Ваших картин… 

Александр Мочалов: Даже не знаю, как это объяснить. У каждого художника свое видение. Я, например, оченьmochalov-16 люблю творчество Павла Федотова… Так у него картиночки какие маленькие! Головка персонажа буквально с ноготок, а блик в каждом глазу виден… И трогает до слёз! Почему? Не могу объяснить… Большой формат – это моё. Мне почему-то это надо... Но мало того, что у моих картин большой размер, так мои персонажи еще туда и не помещаются! Им даже в этом размере тесно!

Во мне всегда жило ощущение большого... Помню, в детстве на меня огромное впечатление произвели былины с их троекратными повторениями, особой ритмикой: «Ой ты гой еси, добрый молодец!» Может быть, именно они и сообщили мне это ощущение большого…

Да, пространство – это то, без этого я точно жить не могу. 

Автор: Антон Касков

Фото Татьяны Южаниной, фото картин Александра Мочалова с сайта автора http://www.mochalov-a.ru

ks-gazeta.ru

Неизвестные русские богатыри (14 картинок) | Древнерусский словарик

Если спросить среднестатистического россиянина, сколько было русских богатырей, почти наверняка он ответит — трое: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. На самом деле мир богатырей ничуть не уступает супергеройской вселенной Marvel по разнообразию типажей. Подробнее о малоизвестных русских богатырях.

Святогор

svyatogor

Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.

Микула Селянинович

mikula

Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.

Вольга Всеславович

volgaВольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

Сухман Одихмантьевич

suxmanГерой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

Дунай Иванович

dunaj-bogatyrОдин из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

Михайло Потык

богатырь потыкОдин из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.

Хотен Блудович

xotenБогатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="1163689543">

Никита Кожемяка

kozhemyakaФормально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

Василий Буслаев

vasilij-buslaevТоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.

Дюк Степанович

dyuk-stepanovichОдин из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

Чурило Пленкович

churiloЕщё одна залётная птица, как и Дюк, который кстати посрамил Чурило в состязании в щёгольстве. Красавец «с личиком, будто белый снег, очами ясна сокола и бровями черна соболя», чьи дружинники (числом как у ордынского хана или литовского короля) опустошили угодья князя Владимира пониже Малого Киевца. Тот хотел наказать Чурило, но поддавшись обаянию, позвал к себе служить, а жена Владимира пошла дальше и попросила сделать красавца постельником (который следит за сохранностью постели правителя). Владимир взревновал и назначил Пленковича «позовщиком на пиры». Парень совратил жену одного из уважаемых гостей и вместе с нею был убит.

Демьян Куденевич

demyan-kudenevichНиконовская летопись рассказывает, что в 1148 году сын Юрия Долгорукого, Глеб Юрьевич, внезапно подступил к Переяславлю, удельному городу сына великого князя киевского Изяслава Мстиславича, которого звали Мстиславом. Тот испугался и обратился за помощью к жившему в то время в Переяславле Демьяну, который, взяв с собою лишь своего слугу Тараса да пять отроков выехал из города, напал на войско Глеба и обратил его в бегство, убив очень многих неприятелей. Испуганный Глеб прислал сказать Демьяну, что «на любовь и на мир приидох, а не на рать». В том же году подступили к Переяславлю половцы, и Демьян вышел против них, не имея при себе «ничтоже одеяния доспешного», и хотя прогнал их, но был так избит, что вернулся в Переяславль смертельно раненым. Когда узнал об этом князь Мстислав Изяславич, то в благодарность за великие услуги Демьяна пришел к нему в дом и предлагал ему богатые дары, но Демьян ответил: «О суетия человеческого! кто мертв сый желает дарования тленного и власти погибающия», и, не приняв даров, умер. «И бысть о нем от всех плач велий во граде».

Александр Пересвет

aleksandr-peresvetМонах Троицкого монастыря, который вместе с Дмитрием Донским участвовал в Куликовском сражении. Перед финальным сражением Пересвет вышел один на один Челубеем, по всем, дошедшим до нас сказаниям, великаном. Победитель в этом бою должен был решить исход сражения между Киевской Русью и Мамаевой стороной (татаро-монгольское иго). Вместо лат и шлема Пересвет надел монашеский колпак и мантию. «И ударились копьями друг против друга, и копья их переломились, и пали оба с коней своих на землю, и так скончались оба». Пришлось всем остальным воинам тоже биться.

 

data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="2423584382"data-ad-format="auto">

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

drevnerus.ru

Былины в Иллюстрациях Вениамина Лосина – Ярмарка Мастеров

В 1981-1983 годах в детском журнале "Мурзилка" была серия пересказов былин для детей.Пересказы, надо сказать, были качественные - например, Змея, с которой там сражался Добрыня, была именно Змеёй, а не "Змеем Горынычем". Появлялись и менее "раскрученные" былины - про Михайлу Потыка, про Сухмана Одихмантьевича, про королевичей из Крякова (интересно, какой процент читателей удержал хоть что-то из этого в голове? Пока мне не довелось встретить ни одного сверстника, за исключением спецов, который бы помнил про этих героев русских былин).Иллюстрации Вениамина Лосина - очень хороши чисто художественно, но, ей же ей, реконструкторам их лучше не смотреть. Ну что поделаешь, не было реконструкторского движения в СССР, а книгами, скажем, Кирпичникова даже самые лучшие художники отчего-то пренебрегали... Поэтому не удивляйтесь, увидав богатыря в доспехах не ранее 14 века, с мечом не позднее 11, да ещё и в шлеме, надетом впритирку на "босу голову", без ремня и бармицы...При всем этом - это хорошие рисунки.былиныиллюстрациииллюстратор   Богатыри. Святогор. Художник Вениамин ЛосинБогатыри. Илья и клад. Художник Вениамин ЛосинБогатыри. Михайло Потык. Художник Вениамин ЛосинБогатыри. Святогор и кузнец. Художник Вениамин ЛосинБогатыри. Сухман. Художник Вениамин Лосин

Снегурочка

Детская сказка

Снегурочка. Обложка. Художник-иллюстратор Вениамин ЛосинСнегурочка. Обложка. Художник-иллюстратор Вениамин ЛосинСнегурочка. Обложка. Художник-иллюстратор Вениамин ЛосинСнегурочка. Обложка. Художник-иллюстратор Вениамин Лосин

Песнь о Вещем Олеге

Иллюстрации к книге

Песнь о Вещем Олеге. Обложка. Художник-иллюстратор Вениамин ЛосинПеснь о Вещем Олеге. Художник-иллюстратор Вениамин ЛосинПеснь о Вещем Олеге. Художник-иллюстратор Вениамин ЛосинПеснь о Вещем Олеге. Художник-иллюстратор Вениамин Лосин 

www.livemaster.ru