Описание картины Святослава Рериха «Царь Соломон». Картина царь


Иоанн Грозный и опричнина в русской живописи. Часть 1: v_himera

Марк Антокольский, "Иван Грозный", скульптура

Виктор Васнецов, "Царь Иван Васильевич Грозный"

Илья Глазунов, "Иван Грозный"

Ю.Пекуровский, "Царь Иван Грозный"

Михаил Герасимов, "Портретная реконструкция Ивана Грозного"

Андрей Ковальчук, "Молящийся Иван Грозный"

О.Гроссе, "Иван Грозный"

Виктор Васнецовиллюстрация к поэме Михаила Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Виктор Васнецовиллюстрация к поэме Михаила Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Владимир Фаворский (?)иллюстрация к поэме Натальи Кончаловской "Наша древняя столица"

Владимир Фаворский (?)иллюстрация к поэме Натальи Кончаловской "Наша древняя столица"

Владимир Фаворский (?)иллюстрация к поэме Натальи Кончаловской "Наша древняя столица"

Александр Новоскольцев, "После нападения опричников"

Михаил Авилов, "Опричники в Новгороде"

Сергей Ефошкин, "Опричник"

Вячеслав Шварц,«Посол от князя Курбского»

Константин Маковский, "Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного". Эскиз.

Николай Неврев, "Опричники"(изображено убийство боярина Ивана Челяднина-Фёдорова, которого Грозный заставил одеться в царские одежды и сесть на трон, поклонился ему, а затем ударил ножом со словами: «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!»)

Николай Неврев, "Шут. Опальный боярин"

О.Кузьмин, "Иоанн Грозный и митрополит Филипп"

Василий Пукирев, "Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного". Фрагмент(митрополит Филипп не дал благословения царю, пришедшему в Успенский собор в одежде опричника)

Яков Турлыгин, "Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного"

Сергей Шелковый, "Арест митрополита Филиппа"

Александр Новоскольцев, "Смерть митрополита Филиппа"

Николай Неврев, "Малюта Скуратов и митрополит Филипп"

Павел Рыженко, "Малюта"

Михаил Авилов, "Царевич Иван на прогулке"

Николай Самокиш, "Потеха при царе Иоанне Васильевиче Грозном"

Клавдий Лебедев, "Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло-Белозерского монастыря) благословить его в монахи"

Иван Пелевин, "Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса"(Николай Салос - блаженный, псковский юродивый. Когда Иоанн Грозный вел опричное войско громить Псков, то перед самым городом встретил его блаженный Николай с куском сырого мяса и, обличая его в кровожадности, грозил и предсказывал несчастия.)

Б.Черушев, "Царь Иван IV (Грозный)"

Сергей Кириллов, "Иван Грозный"

Подкопаева Мария, "Иван Грозный в Александровой слободе"

Михаил Горелик, "Народ просит Ивана IV отменить опричнину"

Петр Павлов, "Иоанн Грозный"

(художник мне неизвестен)

Владимир Фаворский (?)иллюстрация к поэме Натальи Кончаловской "Наша древняя столица"

Виктор Васнецов, "Иван Грозный". Этюд

Э.Соколовский, "Царь Иван Васильевич Грозный"

Виктор Васнецов, "Иван Грозный смотрит на комету, предвещающую ему смерть"

Александр Литовченко, "Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею"

v-himera.livejournal.com

Мы, царь, повелеть изволили... - КниЖЖка с картинками

Сначала несколько слов о родителях Ивана Васильевича. Он – сын великого князя Всея Руси Василия III (от первого брака с сосланной в монастырь Соломонией Сабуровой детей не было) и литовской княжны Елены Глинской. От этого брака родилось два сына, наш герой Иоанн и Юрий, который оказался глухонемым и умственно отсталым (как деликатно говорилось в летописи

). Отца Иоанн потерял в 3 года, мать в 7 лет.

Великий князь Василий IIIМиниатюра из Царского титулярника    НХ XIX в.    из Записок о Московии С. Герберштейна

Великий князь Василий III Гравюры западных мастеров

Великий князь Василий III на охотеИллюстрация к книге Кутепова и Самокиша Великокняжеская и Царская охота на Руси т.1, 1896

Князь Василий ИоанновичПрисоединение Рязани и Путивля              Договор с Менгли-Гиреем

Представление Великим князем Московским Василием III своей невесты Елены ГлинскойКлавдий ЛЕБЕДЕВ

Венчание Василия III Иоанновича и Елены ГлинскойМиниатюра из рукописной книги

Умирающий Василий III Благословляет сына Ивана                    Пострижение в монахи

Елена Глинская Реконструкция по черепу Сергея НИКИТИНА

Спектральный анализ волос Елены Глинской помог выяснить причину неожиданной смерти молодой женщины. Результаты получились ошеломляющими. В объектах исследования эксперт-криминалист к.б.н. Тамара Макаренко обнаружила концентрацию солей ртути, в тысячу раз превышающие норму. Такое количество организм не мог накопить постепенно, значит, Елена Глинская сразу получила смертельную дозу яда, что вызвало острое отравление и стало причиной ее скорой смерти.

Кто знает, может быть именно ранняя гибель матери повлияла на формирование характера ее осиротевшего сына Ивана, будущего грозного царя, и как результат на последующие события русской истории?

Портрет Ивана Грозного, находящийся в Кунсткамере Академии наук

Венчание Ивана IV на царствоМиниатюры из лицевого летописного свода XVI в.

Венчание и принятие царского титула Иоанном IVКлавдий ЛЕБЕДЕВ

Трон Ивана IV

Иван Грозный молится Успенском соборе     в Троице-Сергиевой лавре     с сыновьями Фёдором и Дмитрием

Иван ГрозныйфрескаИсторический музей     Новоспасский монастырь     Грановитая палата

      Иван Грозный посылает послов в Литву      в походе      принимает послов из СибириМиниатюры из рукописных книг

Иван Грозный и Сильвестр    Иерей Сильвестр и Адашев     Иоанн Грозный и Сильвестр                                         во время большого московского пожара 24 июня 1547 годаБорис ЧОРИКОВ                        Алексей КИВШЕНКО                        Павел ПЛЕШАНОВ

Вступление Иоанна IV в КазаньПётр ШАМШИН

Взятие Казани Иваном IVГригорий УГРЮМОВ

Взятие КазаниПётр КОРОВИН

Иван IV в покорённой КазаниОлег ЛЕОНТЬЕВ

Взятие Казани Иваном ГрознымБорис ЧОРИКОВ

Казанская царица Сююмбике в плену у Ивана ГрозногоИльяс ФАЙЗУЛЛИН

Пленённая царица Сююмбике, покидающая КазаньВасилий ХУДЯКОВ

Покорение Казани. Плененного Едигира царя казанского приводят к Ивану IVАлексей КИВШЕНКО

Оборона Казани от войск Ивана Грозного. АпофеозИльяс ФАЙЗУЛЛИНПодробнее рассмотреть детали этого полотна можно здесь, кликнув на нужный фрагмент

Первый и второй картоны к картине Оборона Казани от войск Ивана ГрозногоИльяс ФАЙЗУЛЛИН

Царю Ивану Грозному вручают военные трофеиБорис ЧОРИКОВ

Иван Грозный и царские иконописцы     Строительство Покровского собораМиниатюры летописного свода XVI в.

Москва при Иване Грозном. Красная площадь Аполлинарий ВАСНЕЦОВ

Собор Покрова на рвуилл. из книги Трачевского Русская ИсторияЮлия КОКУЕВА                                           Виктор АСТАЛЬЦЕВ

Вождь Третьего Рима. Святой Благоверный Царь Иоанн Васильевич IV ГрозныйИкона

Иван ГрозныйКн. иллюстрация    Рисунок а к фильму Иван Грозный    Кн. иллюстрацияА.В. ПРОЦЕНКО         С.М. ЭЙЗЕНШТЕЙН          А.В. ПРОЦЕНКО

Царь Иоанн IV ВасильевичПарсуны XVI – начала XVII вв.

Иван Грозный выслушивает письмо от Андрея Курбского   Борис ЧОРИКОВ Князь Андрей Курбский   Павел РЫЖЕНКОРисунок к кинофильму Иван Грозный   Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН

Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном ГрознымВячеслав ШВАРЦ

Иоанн IV ВасильевичПарсуны XVI – начала XVII вв.

Московское посольство в Александровской слободеПётр ЦЕЛЕБРОВСКИЙ

Крестоцеловальный обряд в Александровской слободеПир в Александровской слободе Гравюра из книги посла Даниила Якоба Ульфельдта Путешествие в РоссиюНачало XVII в.

Иван Грозный в Александровой слободеМария ПОДКОПАЕВА

Опричник                                            Иоанн ГрозныйАполлинарий ВАСНЕЦОВ                                    Пётр ПАВЛОВ      

Опричник Вячеслав ШВАРЦ                    НХ гравировка по металлу

Опричник   Сергей ЕФОШКИНОпричники в Новгороде   Михаил АВИЛОВ

ОпричникОловяная скульптура, выполненная в рамках Национального проекта Россия от Кия до Путина

      Опричники и бояре                       Опричники в доме опального боярина     Василий ХУДЯКОВ                                 Александр НОВОСКОЛЬЦЕВ

Иван Грозный и опричники

Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного   Константин МАКОВСКИЙШутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным   Михаил НЕСТЕРОВ

Опричники. Убийство Ивана Федорова-ЧеляднинаНиколай НЕВРЕВ

Царь   Cергей ИВАНОВМалюта Скуратов. Царский указ   Павел РЫЖЕНКОИван Грозный и Малюта Скуратов   Григорий СЕДОВ

Борис Годунов у Ивана ГрозногоИлья РЕПИН

Казнь бояр в МосквеМиниатюры из лицевого летописного свода XVI в.

Иван Грозный казнит Иоганна Бойе, наместника ВейзенштейнаГравюра XVII века

Казни бояр в царствование Ивана ГрозногоВасилий ВЛАДИМИРОВ

Народ просит Ивана IV отменить опричнинуМихаил ГОРЕЛИК

Иван Грозный и тени его жертв (фрагмент)Михаил КЛОДТ

Митрополит Филипп и Иоанн Грозный    Святой митрополит Филипп укоряет Иоанна Грозного О.А. КУЗЬМИН                     Яков ТУРЛЫГИН                     Пётр МИХАЙЛОВ

Митрополит Филипп отказывается благословить царя Ивана Грозного   Гравюра по картине В. ПУКИРЕВАМитрополит Филипп и Малюта Скуратов   Николай НЕВРЕВПоследние минуты жизни митрополита Филлипа   Александр НОВОСКОЛЬЦЕВ

Иван ГрозныйПавел СКОТАРЬ

Иван ГрозныйВиктор ТОРМОСОВ

Царь Иван IV ВасильевичНХ Европейская гравюра XVI века

В 1575 г. произошло событие чрезвычайное. Принявший христианскую веру и женившийся на сестре боярина Федора Мстиславского, потомок ордынского хана Симеон Бекбулатович был посажен на российский престол как Великий князь всея Руси. Сам Иван IV на период царствования Симеона именовался лишь князем Московским. Симеон Бекбулатович правил на Руси около года, после чего в 1576 г. освободил престол и получил в удельное княжение Тверь.

Иван Грозный на свадьбе Симеона БекбулатовичаСимеон Бекбулатович

Иван IV ВасильевичНеизвестный художник

Портрет Ивана IV Васильевича Копия с оригинала Бельского, гравированного ШТЕНГЛИНЫМ

Взятие Иваном Грозным ливонской крепости КокенгаузенПавел СОКОЛОВ-СКАЛЯ

Осада Пскова Стефаном Баторием                     Стефан Баторий под ПсковомКарл БРЮЛОВ                                    Ян МАТЕЙКО

Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахиКлавдий ЛЕБЕДЕВ

Царь Иоанн Грозный                  в монастыре                        в келье юродивого Николая Салоса в ПсковеВячеслав ШВАРЦ                                                Иван ПЕЛЕВИН

Иоанн Грозный с приближеннымиАндрей РЯБУШКИН

Царь Иван IV   Борис ЧЕРУШЕВИван Грозный и его мамка   Карл ВЕНИГЦарь Иван Грозный   Сергей ИВАНОВ

Иван ГрозныйПортрет из серии Родословная великих князей и царей российских Кость, ажурная и рельефная резьба, гравировка, раскраска, XVIII в.

Царь Иван IV ВасильевичПортрет из немецкого летучего листка

Иван Грозный показывает сокровища английскому послу ГорсеюАлександр ЛИТОВЧЕНКО

Чуваше-марийские послы у Ивана ГрозногоОлег ЛЕОНТЬЕВ

К сожалению, материалов о многочисленных жёнах, а также детях Ивана Васильевича нашлось не очень много, не обессудьте.

Иван Грозный выбирает невесту Т. ГОРОХОВСКАЯ

Анастасия Романова Захарьина-ЮрьеваСкульптура на памятнике 1000-летия Руси

Анастасия Романовна и Иван ГрозныйДжордж СТЮАРТ

Анастасия Романовна и Иван Грозный Олина ВЕНТЦЕЛЬ

Мария ТемрюковнаАлександр ЛЕВЧЕНКОВ                     НХ        

Царская невеста Марфа СобакинаЮрий ПЕКУРОВСКИЙСкульптурная реконструкция по черепу Сергея НИКИТИНА

Василиса Мелентьевна и Иван ГрозныйНиколай НЕВРЕВ

Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву Грирорий СЕДОВ

Великий князь Иоанн ИоанновичПо титулярнику XVII в.

Царевич Иван Иванович на прогулкеМихаил АВИЛОВ

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.          Иван Грозный у тела убитого им сынаИлья РЕПИН                           Вячеслав ШВАРЦ

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (фрагмент)Иван Грозный у тела убитого им сынаИлья РЕПИН                    Николай ШУСТОВ

Иван Грозный Елена ДОВЕДОВА

Царевич Дмитрий ИоанновичИз Титулярника XVII в      Лицевое шитье из Сольвычегодска

Иван ГрозныйСергей КИРИЛЛОВ        Илья ГЛАЗУНОВ          Галина АЗГУР         Виктор ВАСНЕЦОВ

Царь Иван ГрозныйЮрий ПЕКУРОВСКИЙ

Приход посольства Ермака к Ивану Грозному Послы Ермака бьют челом царю Ивану ГрозномуСергей ЧИКУНЬЧИКОВ                        Борис ЧОРИКОВ

Царёво молчание Портрет Ивана ГрозногоПавел РЫЖЕНКО

Царь Иван Грозный смотрит на комету, предвещающую ему смертьВиктор ВАСНЕЦОВ

Иван Грозный в болезни          Иван ГрозныйОлег ГРОССЕ

Митрополит перед кончиной Ивана Грозного посвящает его в схиму  Пётр ГЕЛЛЕРСмерть Ивана Грозного (как положено, за шахматами)   Константин МАКОВСКИЙ

Как гласит летопись: Царь Иоанн был образом нелепым, очи имея серы, нос протягновен и поклят, возрастом велик бяше, сухо тело имея, плещи имея высоки, груди широки, мышцы толсты... Ну, а леп или нелеп, решать вам:)

Иван ГрозныйОловяная скульптура, выполненная в рамках Национального проекта Россия от Кия до Путина

Иван Грозный мрамор               Реконструкция по черепу                бронзаМарк АНТОКОЛЬСКИЙ           Михаил ГЕРАСИМОВ         Марк АНТОКОЛЬСКИЙ

Молящийся Иван ГрозныйАндрей КОВАЛЬЧУК

А напоследок, чтобы отвлечься от грозного царя, небольшой тестик для желающих:)))

Царица Марфа Собакина

Третья жена Ивана Грозного, родственница командира опричников Малюты Скуратова. Эту красивую, скромную, покорную, девушку Иван выбрал себе в жёны на смотринах. Увы, вкусить царской власти Марфе не удалось: её жизнь закончилась через несколько недель после свадьбы, скорее всего, от тяжёлой болезни. Кончина Марфы послужила для Ивана поводом для новых казней бояр.
Пройти тест

pro100-mica.livejournal.com

Описание картины Святослава Рериха «Царь Соломон»

Описание картины Святослава Рериха «Царь Соломон»

В начале 20-х годов XX века Святослав Рерих увлекся написанием картин на религиозную тематику. Одной из таких картин стала картина "Царь Соломон", написанная осенью 1923 года под впечатлением от визита в Италию.

Данная картина должна была стать частью некоей серии картин, посвященных духовному богатству всех земных цивилизаций. Написана она была не без вмешательства со стороны Николая Рериха – отца живописца, известного писателя и литературоведа. Влияние отца прослеживается, прежде всего, в облике мужчины на картине, черты лица царя Соломона в точности повторяют черты лица Николая Рериха.

На первом плане картины зритель видит большую чашу, которую держит в руках довольно пожилой человек с длинной, ниспадающей вниз бородой. Созданию этой бороды художник уделил особое внимание, прорисовывая мельчайшие детали так, как будто это был не рисунок, а скульптурная композиция.

Те, кто хорошо знаком с легендой о Соломоне, знают, что представленная чаша является чашей жизни, которую царь испил сполна, воздвигнув свой знаменитый храм на Горе Завета. Человек, держащий чашу, и есть сам Соломон. Глаза его полузакрыты, под ними виднеются десятки морщинок.

Царь одет в обычный, по всей видимости, шелковый, халат. На руке у царя – золотой перстень со Звездой Давида. Одежды царя пышно украшены, что позволяет сразу же понять, что перед зрителем не простой человек. Об этом же свидетельствует дорогой головной убор.

Задний план картины украшает Храм Соломона, прорисованный на фоне последних лучей заходящего солнца. В облике картины присутствует некая печаль и отдаленность, кажется, что легендарного царя ничего более не связывает с этой землей, кроме как чаша, которую он упорно продолжает держать в руках, несмотря на то, что она давным-давно опустела. Именно пустота чаши и становиться причиной для грусти, читающейся на изможденном морщинами царском лике.

На данный период времени картина находится в частной коллекции и не выставляется на всеобщее обозрение.

opisanie-kartin.com

Описание картины Святослава Рериха «Царь Соломон» Картины художников

Описание картины Святослава Рериха «Царь Соломон»

В начале 20-х годов XX века Святослав Рерих увлекся написанием картин на религиозную тематику. Одной из таких картин стала картина "Царь Соломон", написанная осенью 1923 года под впечатлением от визита в Италию.

Данная картина должна была стать частью некоей серии картин, посвященных духовному богатству всех земных цивилизаций. Написана она была не без вмешательства со стороны Николая Рериха — отца живописца, известного писателя и литературоведа. Влияние отца прослеживается, прежде всего, в облике мужчины на картине, черты лица царя Соломона в точности повторяют черты лица Николая Рериха.

На первом плане картины зритель видит большую чашу, которую держит в руках довольно пожилой человек с длинной, ниспадающей вниз бородой. Созданию этой бороды художник уделил особое внимание, прорисовывая мельчайшие детали так, как будто это был не рисунок, а скульптурная композиция.

Те, кто хорошо знаком с легендой о Соломоне, знают, что представленная

чаша является чашей жизни, которую царь испил сполна, воздвигнув свой знаменитый храм на Горе Завета. Человек, держащий чашу, и есть сам Соломон. Глаза его полузакрыты, под ними виднеются десятки морщинок.

Царь одет в обычный, по всей видимости, шелковый, халат. На руке у царя — золотой перстень со Звездой Давида. Одежды царя пышно украшены, что позволяет сразу же понять, что перед зрителем не простой человек. Об этом же свидетельствует дорогой головной убор.

Задний план картины украшает Храм Соломона, прорисованный на фоне последних лучей заходящего солнца. В облике картины присутствует некая печаль и отдаленность, кажется, что легендарного царя ничего более не связывает с этой землей, кроме как чаша, которую он упорно продолжает держать в руках, несмотря на то, что она давным-давно опустела. Именно пустота чаши и становиться причиной для грусти, читающейся на изможденном морщинами царском лике.

На данный период времени картина находится в частной коллекции и не выставляется на всеобщее обозрение.

Прислал: Макарова Анна . 2017-10-08 22:18:39

opisanie-kartin.iusite.ru

ЦАРЬ СОЛОМОН В ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ.

Что было, то и будет, и что творилось, то и творится, и нет ничего нового под Солнцем.(Экклезиаст, 4)Шломо, Соломон, Сулейман – это имя в разных своих звучаниях известно не только каждому иудею, христианину и мусульманину, но и просто всем образованным людям, далеким от религии, но знающим историю. Образ третьего царя объединенного Израильского царства, при котором оно достигло своего наивысшего расцвета, всегда привлекал литераторов и поэтов, художников и скульпторов. Сцены из его жизни и деяний встречаются в миниатюрах еще византийских рукописей, в витражах и скульптурах средневековых храмов, в произведениях многих великих художников.

Я уже писала пару лет назад об отце Соломона, великом царе Давиде, смелом воине и строителе Иерусалима, талантливом музыканте и неистовом любовнике, суровом правителе и коварном искусителе. (http://vanatik05.livejournal.com/13262.html).

Помните, как он, увидев моющуся Вирсавию (Бат Шеву), жену одного из своих военачальников Урии Хаттеянина, воспылал к ней любовью и возжелал ее, велел привести к нему, а мужа отправил на верную смерть.

От любви этой и родился Соломон (Шломо) или Иедидия (Возлюбленный Богом), которому Давид по просьбе Вирсавии и по настоянию пророка Натана обещал передать царствование, в качестве искупления своего греха, совершенного по отношению к Вирсавии и ее мужу.

По правилам царем должен был стать Адония, старший сын от Хагит, но он был замешан в заговоре, и после воцарения Соломона был убит за попытку переворота. Еще при жизни Давид выполнил свое обещание и передал власть своему младшему сыну Соломону в 965 году до н.э.

Соломон стал третьим царем государства, объединявшего Израиль и Иудею и простиравшегося от Египта на юге до середины нынешней Сирии на севере. Он был очень молод и попросил Бога дуть ему мудрость для успешного царствования и достижения процветания своего государства. Ответил ему Бог так: «Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего не просил, Я даю тебе: и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои.» (Книга Царств. 3.12).

И мудрый Соломон стал царствовать, используя не столько силу оружия, сколько торговлю и "брачную дипломатию", так для установления хороших отношений с Египтом он сделал дочь фараона своей первой женой, закончив таким образом пятисотлетнюю вражду между евреями и египтянами. И впоследствии Соломон брал в жены представительниц других народов для поддержания добрососелских отношений. Считается, что его гарем состоял из 700 жен и 300 наложниц, и был он неутомим в любви, "потому что бог дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не было у людей обыкновенных".Тут надо упомянуть одно имя, до сих пор вызывающее споры, воспетое самим Соломоном и многими великими мыслителями, поэтами, писателями, художниками - Суламифь, Суламита (‏שולמית)

Главный источник, дающий нам представление о Суламифи, воспевающий ее и прославляющий в веках - Книга "Песнь Песней" Соломона — 30-я часть Танаха, 4-я книга Ктувим."Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! ...Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста! пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей. О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!.."

Cуществовала ли такая девушка на самом деле, действительно ли Соломон увидел ее в винограднике, влюбился без памяти и описал свою любовь в "Песне Песней", не является ли этот образ собирательным и не отсылает ли нас к имени Соломона само имя Суламифи?"Весенних токов хмель, и цвет, и ярь.Холмы, сады и виноград, как рама.Со смуглой Суламифью — юный царь.Свистит пила, встают устои храма..."Максимилиан Волошин ("Соломон".1924)

Во всяком случае в еврейской традиции "Песнь песней" входит в канон и основным ее смыслом является любовь Бога к еврейскому народу и каждому еврею в отдельности. В таком случае не очень понятны многочисленные упоминания в тексте частей человеческого тела и описания ласк, но оставим это на совести интерпретаторов, вспомним строчки Пушкина, навеянные великим текстом: В крови горит огонь желанья,Душа тобой уязвлена,Лобзай меня: твои лобзаньяМне слаще мирра и вина.1825. А.С.ПушкинЧерез царство Соломона проходили важные торговые пути, что помогало налаживать связи с соседними и даже дальними государствами и развивать мореходство. Соломон приступил к строительству Храма в Иерусалиме, что из-за божеского запрета не посмел когда-то осуществить Давид.

Кедры для строительства, кипарисы и золото Поступали из Тира финикийского (город на юге нынешнего Ливана), а туда вывозили растительное масло и зерно.

Унаследовав от отца большую и сильнуью, но в основном земледельческую страну, Соломон превратил ее в мощное экономически развитое государство с разветвленными международными связями, расширил Иерусалим и возвел в нем главную святыню еврейского народа - Храм, дважды разрушенный впоследствии врагами (Первый Храм - в 586 г.до н.э. вавилонянами и Второй - в 70 г.н.э. римлянами)

Слухи о богатстве и мудрости Соломона достигли ушей прославленной властительницы легендарной страны Сабы на Аравийском полуострове - царицы Савской, и она решила своими глазами удостовериться в правдивости слухов о необычайной мудрости царя, подготовив для него загадки. Например, в еврейском источнике "Мидраш мишлей" упоминается такая загадка: «Женщина сказала своему сыну: „твой отец — мой отец, твой дед — мой супруг, ты мой сын, а я твоя сестра». Ответ Соломона: «Эта мать — одна из дочерей Лота, которая родила детей от своего отца».

Снарядив корабли многочисленными дарами, пряностями и благовониями, которыми славилась Саба, црица (а по другим источникам просто посланница, которой для переговоров с царем придали временно статус правительницы) отправилась к Соломону, от воли которого зависело безопасное прохождение караванов по торговым путям.

Этот сюжет использовали в своем творчестве многие великие художники, он - один из самых распространенных, приведу несколько примеров, а остальные можно увидеть в прилагаемом видеоролике.

Легенды говорят, что любвеобильный царь Соломон не смог устоять пеоед чарами царицы, страстно влюбился в нее, а она ответила ему взаимностью, забыв о мудрости и цели своего визита. "Что тут Савская царица,Соломонова подруга,Эфиопская педантка,Что умом блистать стараласьИ загадками своими,Наконец, уж надоела!" (Г.Гейне "Принцесса Шабаш")

Но ходили слухи, которые вначале мешали Соломону приблизить к себе царицу, будто бы у нее вместо ног козлиные копыта, что свидетельствовало о ее дьявольском происхождении. Поэтому якобы Соломон специально в зале, где он должен был принять царицу, сделал прозрачный пол с водой и рыбками под ним. Царица должна была пройти по нему, обязательно подняв платье и обнажив ноги.

В результате она так и сделала, оказалось, что у нее обычные ножки, только очень волосатые. Соломон сказал "Красота твоя - красота женщины, а волосы - волосы мужчины. У мужчины красиво это, а у женщины изъяном почитается". Но это не помешало ему не только полюбить ее но и стать отцом их общему сыну. Царица Савская уехала через некоторое время к себе на родину, где и родила сына, которого в эфиопских легендах считают родоначальником общины "фалашей" - эфиопских евреев, потомков царя Соломона и некоторых его вельмож, уехавших вместе с царицей Савской.

Широко известен сюжет о Суде царя Соломона, он вдохновил многих художников разных эпох и стилей. Вкратце история такова. У двух блудниц, живших в одном доме, почти одновременно родились младенцы. Одна из них нечаянно придавила во сне ребенка, он умер, и обезумевшая мать подложила его спящей подруге, забрав у нее ее сына.

Обнаружив утром подмену, мать обратилась за помощью в суд, где царь Соломон велел подать меч и сказал: "Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой". Одна из женщин не могла допустить гибели малыша и готова была уступить его другой, лишь бы он был жив. "Вот настоящая мать!" провозгласил Соломон, указав на нее, и велел отдать ей младенца.

И не раз еще приходилось Соломону решать возникающие споры , мудр был царь. Но со временем начал он подпадать под влияние своих многочисленных жен, привезенных из разных стран и поклонявшихся разным божествам и идолам.

И случилось так, что Соломон в угоду одной из жен, на то время любимой, построил языческий жертвенник и несколько капищ в Иерусалиме, нарушив тем самым обет данный им Богу, ведь именно верное служение Богу было условием наделения Соломона мудростью, богатством и славой.

Прогневался Бог за это, но не стал наказывать народ его до окончания царствования Соломона, как он обещал некогда Давиду. В последние годы царствования Соломона, а был он властителем почти 40 лет, наметился экономический спад, строительство Храма и дворцов, расширение Иерусалима, содержание большой армии слуг, чиновников, управляющих и надсмотрщиков истощало казну. Он даже вынужден был расплатиться не золотом и товарами, а несколькими городами на севере страны с Хирамом Тирским. Соломон все чаще уединялся, предавался размышлениям, подводил итоги.

Он царь, он маг, он зодчий, он поэт…Но достиженья жизни — иллюзорны,Нет радости: «Всё суета сует».Максимилиан Волошин ("Соломон".1924)

«И предал я сердце мое тому,чтобы познать мудростьи познать безумие и глупость;Узнал, что и это — томление духа.Потому что во многой мудрости много печали;И кто умножает познания, умножает скорбь».( 33-я часть Танаха, 7-я книга Ктувим)Соломон умер по некоторым сведениям в возрасте 52 лет (это несколько не соответствует утверждениям, что он правил 40 лет), и почти сразу же после его смерти начался экономический и политический кризис, на севере страны вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).По преданию, в соответствии с притчей, когда-то Соломон попросил одного придворного мудреца помочь ему справиться с гневом и унынием, которые его иногда охватывали. Мудрец дал ему кольцо, на которое он должен был в такие минуты посмотреть. На нем было написано: "Все проходит" (הכל עובר), а на внутренней стороне "Пройдет и это" (גם זה יעבור)

В мае 2012 года в 30 км к юго-западу от Иерусалима, на общей площади в 23 гектара обнаружены во время раскопок остатки древнего города времен царя Давида. Обнаруженные там строения и предметы 3000-летней давности являются самым ранним свидетельством Иудейского царства и показателем еврейской веры в тот библейский период."Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.Мудрые наследуют славу, а глупые - бесславие."Книга Притчей Соломоновых ( 28-я часть Танаха, 2-я книга Ктувим)

Как и всегда, предлагаю посмотреть музыкальный видеоклип по теме:

Ссылки: 1.http://www.jearc.info/wiki https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Queen_of_Sheba?uselang=ru2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8C_%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0http://www.erusalim.ru/solomon.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0

vanatik05.livejournal.com