Как умирали Иван Грозный и другие русские цари - в картинах. Картина царя


Смерть Царя Картина

Сделали для вас подборку картин русских художников, на которых изображена смерть русских царей. «смерть царя Кандавла» (англ. Death of King Candaules)— картина итальянского художника Джамбаттиста Питтони, выставленная в постоянной коллекции музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Как умирал брат-соправитель Петра, царь Иван V -- картин не осталось происходило это уже в новой России, всем было не до него. Зато вот интересная иллюстрация про смерть их старшего брата Федора.

Картины про смерть русских императоров в 19 веке (и в 1918 году)

Русские подтверждают, что он точно сын царя Ивана Васильевича, тем, что в молодых летах в нём начинают обнаруживаться все качества отца. И вот тут начались настоящие чудеса. «Фишка» мастера — изображать толстяков, у него тучные все – люди, мебель, животные и даже яблоки. Кстати, ее упорно называют кузиной Людвига, но дело в том, что родственные связи их намного сложнее: Максимилиан I (1756–1825), дед по материнской линии Елизаветы, был женат дважды.

Спасибо, уважаемый Николай, – знаток множества тем и событий. Композиция состоит из многих фигур. Известно, что знаменитый любитель абсента был еще и заядлым курильщиком. Но аллегория и матафоричность выручают автора. Грозный все равно узнал, разгневался и собрался казнить и предсказателей и Бельского.

Картина «Смерть короля Артура» из их числа. Иван отстранён от всех, он удручённо глядит себе под ноги. Ей оказана великая честь – ее пепел смешают с пеплом властелина. Например, в еврейском источнике Мидраш мишлей упоминается такая загадка: «Женщина сказала своему сыну: твой отец — мой отец, твой дед — мой супруг, ты мой сын, а я твоя сестра».

Как умирали Иван Грозный и другие русские цари – в картинах

Почти все художники за редким исключением не вдавались в детальное изображение реальных (натуралистических) анатомических признаков мёртвого тела. Соломон сказал Красота твоя – красота женщины, а волосы – волосы мужчины. От второго брака с Каролиной Баденской (1776–1841) появилось на свет шестеро детей, в том числе Людовика (1808–1892), мать Елизаветы. Толстый слой лака спас картину.

Сначала думали, что Александра II, при котором было основано Петровское коммерческое училище – предшественник 206-й школы. Чувственности в ее отношениях не было и быть не могло. Но он не проявлял интереса к государственной жизни. Арчера, обратившегося к кельтским легендам. Людвигу нравилось управлять государством. Особенно для короля.

Последние месяцы жизни Ивана Грозного превратились для него в сущий ад. С первых же дней своего царствования он полностью взял бразды правления в свои руки. За идеальным образом, созданным в его воображении, он не видел живую женщину, не замечал ее недостатков, вознося свою «Галатею» чуть ли не до небесной святости. Современники соотносили его также с декорацией «Богатая палата во дворце» работы театрального художника Матвея Шишкова к спектаклю «Смерть Иоанна Грозного» по пьесе А. К. Толстого, где драматург обращался к событиям, описанным в книге Джерома Горсея (сохранился эскиз к ней). Тем не менее многие биографы баварского короля (в частности, уже упоминаемый нами Лукино Висконти) упорно считают их отношения именно любовным союзом мужчины и женщины: якобы Людвиг полюбил свою прекрасную двоюродную тетушку, которая была на 8 лет его старше она бы рада ответить ему взаимностью, но жизненные обстоятельства — еще в 1854 году она вышла замуж за австрийского императора Франца Иосифа — сделали союз влюбленных невозможным и эту трагедию каждый из них переживал всю последующую жизнь, так и не обретя счастья.

Смерть Ивана Грозного (картина Маковского)

Его брат выглядит нелепо в золотом царском облачении, которое ему явно не по росту. Как сказал некий острослов: Иногда время приходит не вОвремя. Одним из его авторов был Ф. де Шампень. Смерть Сарданапала должна запомниться в веках.

Но погребальный костер уже готов (хворост приготовлен и его видно вверху справа). Слабому царю противопоставлен сильный и уверенный Годунов18. «Младший брат царя, дитя лет шести или семи (как сказано было прежде), содержится в отдаленном месте от Москвы, под надзором матери и родственников из дома Нагих, но (как слышно) жизнь его находится в опасности от покушений тех, которые простирают свои виды на обладание престолом в случае бездетной смерти царя. Его стремление вверх означает бессмертие.

К. де Хей в «Натюрморте vanitas с музыкальными инструментами» изобразил традиционные для жанра разнообразные плоды и золотую посуда на столе. Однако этого не случилось. И в этот же день был провозглашен новый король Баварии — Людвиг II. А все началось еще в 1633 году, когда в Баварии разразилась эпидемия «черной смерти» — чумы.

Как умирали русские цари: 12 картин

Король Людвиг испытал это на себе. Более того, он любил принимать почести.

Что же делает Измайлович. Пётр одет гораздо скромнее чинного брата. После велел подать шахматы, сам стал расставлять их, но никак не мог поставить шахматного короля на свое место и в это время упал.

Однако все было абсолютно наоборот. Все действие развивается по освещенной диагонали сверху вниз слева направо. Короли испокон веков были законодателями мод.

Вокруг жизни и смерти последнего царя идут какие-то грязные манипуляции

В качестве монарха он лишь принимал участие в ритуалах. «СмертьПабло Эскобара» Фернандо Ботеро Ангуло (исп. Тем более что, разобравшись в них, мы обретем ключ к пониманию личности Людвига в целом. Да, для любого обычного человека.

И чтобы не быть голословными, позволим себе небольшое отступление. В нем погибнет и любимая наложница Мирра. Он опирается на посох, как старик.

Искусствоведы отмечают, что он хорошо знал картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», созданную в 1883—1885 годах и предполагал возможность соперничества с ней. Бедный наивный мечтатель Хотя почему бедный. Король Франциск I стал последним покровителем Леонардо да Винчи. Последими его словами, якобы, были: – La tristesse durera toujours (Печаль будет длиться вечно). Готов к неуёмным делам.

С несомненными преувеличениями и фантазиями художников. Лицо его спокойно и просветлено. Айвазовский был маринистом, всё, что было с руками и ногами, ему давалось с трудом и выходило неважно.

«Смерть Сарданапала» – изображение языческой смерти

Ходили темные слухи, что он был задушен своими любимцами Богданом Бельским и Борисом Годуновым. Популярным в XIX веке стало творчество шотландца Дж. Кстати, удивительный факт – на рентгеновском снимке изображения практически совпали: получилось так, что Ленин и Николай – голова к голове. Во-вторых, в год замужества Елизаветы Людвигу исполнилось лишь 9 лет. Умирающий Артур окружен грустными молодыми женщинами и величественной природой.

Грабители также похитили пейзаж Василия Поленова. Они похожи внешне. У мужчины красиво это, а у женщины изъяном почитается. Он жил в полном согласии со своей совестью, а это дорогого стоит.

Он всю жизнь жил по принципу «или всё или ничего». Именно Вагнер и стал для Людвига таким «гуру». Эта фотография подвергнута жёсткой ретуши ещё в советские времена, так как для воспроизведения изображений тогдашними средствами требовалась гораздо бльшая резкость, чем могла быть у дореволюционной фотографии.

Константин Маковский считал себя специалистом в исторической живописи. И вот здесь необходимо сразу отметить одну особенность личности молодого короля. Фёдор царствовал, Борис управлял – это знали все и на Руси и за границей. Художник трактует ситуацию излишне прямолинейно. Однако многие источники, вызывающие безусловное доверие, называют другую дату знакомства с «Лоэнгрином» — 2 февраля 1861 года.

Он уже занес кинжал. Пришлось отказаться от прежних увлечений, подчиняя их государственным интересам.

В салон зашёл покупатель, который представился коллекционером. А образ Николая II на долгие годы оказался скрыт под слоем специальной краски.

О чем рассказывает картина Карла Брюллова Смерть Инессы де Кастро

На заднем плане по стене вьется плющ. Он его примет в любой момент. Такой грандиозной должна быть смерть Сарданапала по его собственному решению. Искусствоведы отмечают перегруженность картины второстепенными деталями, зритель видит действие из-за них совсем не так, как хотел бы художник: детали (аккуратно положенная шляпа, натюрморт, составленный из ларца, драгоценной лохани и драпировки) отвлекают внимание от драмы, которая разыгрывается на его глазах— противостояния умирающего Ивана Грозного и набирающего политическую силу Бориса Годунова.

Соломон все чаще уединялся, предавался размышлениям, подводил итоги. А особенно королям.

Сначала поиски родственной души привели Людвига к Елизавете Австрийской. Считается, что Людвиг узнал о существовании Вагнера в день своего 16-летия, 25 августа 1861 года, когда впервые услышал в театре «Лоэнгрина». На первый план художник вынес массовое убийство обнаженных женщин, лошадей, евнухов.

Ответ Соломона: «Эта мать — одна из дочерей Лота, которая родила детей от своего отца». Он почти касается ногой головы слона со сломанными бивнями.

Такой внутренний конфликт набросал Репин в этой яркой картине. Спасибо, уважаемый Николай, за ваш доброжелательный интеллектуальный комментарий по существу с вполне важными для оценки очерка дополнениями. Выстрелив себе в сердце, последние два дня своей жизни он провел истекая кровью, но с трубкой во рту. Первым средством для изменения мира Людвиг избрал театр. Главное место занимает алая кровать с лежащим на ней в абсолютном спокойствии деспотом.

Как и стихи Гёте Пляска мертвецов не подходила к моему очерку. Эти «должности» делали их самыми несвободными людьми в государстве. Спектакли давались прямо под открытым небом. Жители деревни стали честно «отрабатывать свой долг».

В ней нет места жалости. Ведь и для Вагнера измученного нападками критиков и вечно нуждающегося в материальных средствах, был необходим человек, который бы понял его искусство и поклонялся бы ему беззаветно, словно божеству. Мечтательной натуре Людвига вообще было свойственно принимать желаемое за действительное.

Из Нидерландов мода на такого рода живопись распространилась во Фландрии и Франции. Кормилица, отведавшая прежде него какого-то кушанья (как я слышал), умерла скоропостижно. Но у него оно перешло в настоящую страсть, которая заняла большое место в его жизни». На переднем плане, сама «смерть» ведет свои войска, сидя верхом на красноватой лошади, разрушая мир живых, тянутся к огромному гробу, без надежды на спасение и ни власти, ни преданность не могут уже спасти их. Некоторые пытаются бороться с их необратимой судьбой, устремляясь к лазу, с крестом на крышке, но это место окажется не спасением, а своеобразной воронкой смерти, в то время как другие смирились с ней.

14 пугающих до смерти картин (часть 1)

Но не для короля. Особенно время ухода счастливой интересной жизни, хотя и кому когда и как. – Мы изучили краски на полотне и пришли к выводу, что, хотя портрет Ленина датирован 1924 годом изображение царя «спрятали» гораздо раньше – скорее всего, после Февральской революции.

Насколько Людвигу был необходим Вагнер, настолько и Вагнеру был необходим Людвиг. Проверить эти слухи, конечно, невозможно, но ничего невероятного в этом нет». Ситуацию надо было срочно спасать. Он (говорят) находит удовольствие в том, чтобы смотреть, как убивают овец и вообще домашний скот, видеть перерезанное горло, когда течет из него кровь (тогда как дети обыкновенно боятся этого) и бить палкой гусей и кур до тех пор, пока они не издохнут». Судьбы двух этих людей оказались настолько связаны между собой, что можно с уверенностью сказать: ни один из них не стал бы тем, кем он стал, без другого. Вопреки распространенному мнению, Людвиг II, видимо, был поистине рожден королем. На постаменте высечена надпись на немецком и английском языках, согласно которой «23 сентября 1871 года король Людвиг посетил спектакль «Страстного фестиваля» в Обераммергау.

С Вагнером они смогут поднять знамя наивысших идеалов и привести к их победе. Тем разительнее различие характеров. Пётр ликует. здесь, ниже прилагается фрагмент портрета уже вдовствующей М. Ф. В июне 2014 года пресса сообщила о краже картины Маковского из частной галереи, расположенной в гостинице «Мариотт» в Москве.

5картин, которые погубили своих натурщиков

Я бы не рискнула. Те же умиротворенность и прелесть ухода в небытие пронизывают полотно Дж. В частности, он написал серию работ, посвященных древним героям туманного Альбиона. Голландский натюрморт XVII века vanitas имеет философский план.

Он лежал, молча отвернувшись к стене и беспрерывно курил сигарету за сигаретой. На высоком холме над живописной долиной был водружен белоснежный мраморный крест с фигурой Спасителя и оплакивающими Его у подножия Девой Марией и Иоанном Богословом.

Он показал братьев почти близнецами (хотя матери у них были разные). Кто-то разглядел в фигуре Пахома Андреюшкина – а по каким источникам мы знаем его лицо. Вверху справа человек предпочитает повеситься, а не мучительно умереть от ожогов. И непосредственно сам «Страстной фестиваль» в Обераммергау и скульптурная группа «Распятие» — наглядные свидетельства того, как религия и искусство сплелись в сознании баварцев воедино. Иной точки зрения придерживался историк Вадим Корецкий.

Я ведть тоже дилетант в искусстве живописи. Его интересовали работы Константина Маковского и Василия Поленова. И увековечил в памятнике. Стремился ограничить себя семейным кругом. Перевернутый кверху дном кувшин из которого пролилось вино, обозначает быстротечность радости и удовольствий, которые доставляют человеку земные блага – богатство, еда, питье и т. д.

И случилось это не позднее 1860 года. И это у него получалось, о чем недвусмысленно свидетельствуют современники. Что же говорить о его создателе.

7 самых «опасных» картин русских художников

Он просто не мог позволить себе преступить Божьи заповеди (в свое время мы еще вернемся к вопросу о морали и набожности Людвига пока не будем развивать далее эту тему). Однако его считали слабоумным, слабым. И, как верно предположили, – кого-то из императоров.

Эфемерная утопическая мечта. Для истинного баварца театр — это что-то сродни религии. Причём Иван Алексеевич считался «старшим царём», каковым и был по возрасту. Многочисленные портреты и фотографии императрицы см. Здесь сыграла роль еще и незаурядная внешность Людвига: перед баварцами предстал высокий (рост Людвига был 1м 91см), стройный, голубоглазый красавец, словно сошедший с гравюры сказочный принц.

Р. Г. Скрынников в своей книге пересказывает сюжет, но пишет о естественной смерти царя за шахматной доской14. Но почести искренние. По преданию, монарх приглашал ко двору и Микеланджело и Рафаэля, но получил отказ.

Все попытки доктора Гаше спасти его, оказались тщетными. «Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Их обет был принят — в Обераммергау ни один человек не заболел чумой.

Картины про смерть русских императоров

Некоторые советские и российские историки воспринимали это повествование Горсея критически. Людвига провозгласили подлинным королем, что явилось прямым продолжением взлелеянной им мечты об «идеальном правителе и обожающих его подданных».

Но, спасибо Вам за подсказку и совет, что говорит о Вашем неравнодушии к моей работе. Ведь Людвиг был королем, Елизавета — императрицей. Рядом справа и слева находятся тела убитых женщин. В ряде изданий книги англичанина фраза была переведена на русский язык с использованием не пассивного залога, а непереходного глагола абсолютного вида, действительного залога: «Тем временем он испустил дыхание и окостенел»12.

На момент похищения они обе не значились в реестре художественных ценностей России3. Подданные должны были априори любить своего короля. Ведь суицидальные мысли приходили к нему и ранее. Прогневался Бог за это, но не стал наказывать народ его до окончания царствования Соломона, как он обещал некогда Давиду.

8 знаменитых картин про Ивана Грозного: изучаем русскую живопись

Персик и дыня изображены разрезанными не случайно: их семечки означают возможность возрождения к новой жизни. Престарелый же Леонардо принял приглашение и с несколькими любимыми учениками оправился в свое последнее путешествие. Король часто навещал стареющего мастера «топ рёге» («отец»), окружив его высочайшим почетом, хотя во Франции Леонардо почти не рисовал, так как у него онемела правая рука и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Fernando Botero Angulo родился в 1932 г. ) – колумбийский мастер живописи гротескного направления, скульптор, который сам себя называет «Самым колумбийским из колумбийских художников»». Но только не по отношению к Людвигу II. А названия картин весьма условны и не однозначны, но вполне легитимны.

– История очень интересная и загадочная, – говорит Татьяна Поцелуева. Таким образом, можно сделать вывод, что и со стороны Людвига II любовь к тете также носила исключительно духовный, но никак не плотский характер: сначала мальчик любил в ней «прекрасную фею из сказки», затем юноша увидел в дальней родственнице единственную близкую душу. Если бы я решил написать философский анализ изображения смерти или религиозно-мистический, то всё бы подошло. Внизу справа можно увидеть человека, который безуспешно умоляет царя о жалости. Зато он готов продирижировать всем честным народом.

Буйный, удалой, энергичный. Исчезновение картины было обнаружено на следующий день после похищения. Для начала сразу отбросим саму возможность существования «любовного треугольника» Людвиг II — Елизавета — Франц Иосиф.

К сожалению, такой максимализм абсолютно противопоказан политикам. На потешном дворе он весь отдаётся потехам. Представление «Страстей Христовых» так потрясло его, что он решил в честь этих спектаклей возвести монументальное Распятие.

Первый русский царь-самозванец был убит на собственной свадьбе

Милле «Офелия», созданное по мотивам шекспировского «Гамлета». Короля представлял на торжествах барон фон Ла Рох (von La Roche)». Это неосознанное стремление защиты, стремление опереться «на сильное плечо» или столь же неосознанное бегство от одиночества, взятого «на знамя» в реальной жизни: «и все-таки я такой не один». 3. 12).

Из-под кепки Ленина просвечивает лицо Николая. Не только в настоящее время, но уже и во времена Людвига II мало кто обращал бы внимание на одну из многочисленных деревень у подножия Баварских Альп под названием Обераммергау (Oberammergau), если бы не представления «Страстей Христовых» (Passionsspiele), не имеющие аналогов во всем мире. «Поездка со смертью» (Жан-Мишель Баския-уличный художник, ученик и последователь Уорхолла. ) Riding With Death, 1988.

Как мы уже говорили, Людвиг с детства знал, что он будет королем, «королем-солнце» и считал поклонение себе чем-то само собой разумеющимся. Но это не помешало ему не только полюбить ее но и стать отцом их общему сыну. Значит, Вагнер — божество. Тиран совершенно спокоен.

Ивана и Петра вдвоём венчали на царство в 1682 году. Набожность этого короля временами доходила до экзальтации. У царя были серьезные проблемы со здоровьем, он уже не мог самостоятельно передвигаться. Он как бы очистил себя от излишних выражений и эскапад.

Ему уже поднесли на подносе в красивом кувшине яд и чашу для него. Это пара музицирующих влюбленных, в нижнем правом углу, мечтающих о будущем. Брейгель пишет всю картину в красновато-коричневом тоне, который придает сцене тревожный и бесплодный колорит. Обилие сцен и нравоучительных чувств, применяемые художником, напоминают полотна Иеронима Босха (Hieronymous Boschs). Это последняя картина Баския. Куда больше надежд связывали с младшим по возрасту Петром. Возможно, что слово «лошадка» и его применение относятся к сленгу, обозначающему и заменяющему слово «наркотик», который всего четыре месяца спустя, в августе 1988, сведёт его в могилу в возрасте 27 лет. В благодарность за доставленное эстетическое наслаждение король повелел передать в дар деревне памятник, так называемую скульптурную группу «Распятие». Герои Вагнера — это сам Людвиг, различные стороны его личности.

Двумя месяцами позже 15 октября 1875 года памятник был освящен архиепископом фон Шерром. Картина написана в период обострившихся заболеваний, когда, по выражению его друзей, у него болело всё «от желудка до зубов». Что и было сделано. Долгие годы это было совершенной тайной для всех. В своем «Натюрморте с черепом» он использовал наиболее распространенные аллегории vanitas: цветок и песочные часы – обозначают быстротечность жизни, череп – символизирует смерть.

Таким образом, Елизавета Австрийская приходится Людвигу II двоюродной тетей, как, впрочем и ее родная сестра София, будущая несостоявшаяся невеста баварского короля. Картине Маковского присущ оттенок театральности.

aquareller.com

Как умирали Иван Грозный и другие русские цари

Смерть самых могущественных людей Русского царства в шедеврах (и в ширпотребе) от Константина Маковского, Клавдия Лебедева, Ивана Билибина, Модеста Мусоргского и многих других.

В рамках традиционной рубрики по средам "омерзительное искусствоведение" (для новичков -- в ней мы смотрим убийства и расчлененку из лучших музеев мира, за обедом не читайте).

ПЕТР I.

Хотя смерть императора Петра Великого мы обсуждали в прошлом выпуске (еще был позапрошлый, про 19 век), я забыла там чрезвычайно интересную картинку. И поскольку нынешний пост посвящен царям, а Петр царем, как-никак, побыть успел, пусть и последним де юре, тут вполне ей место.

Называется она "Как мыши кота хоронили".Это лубок.

Уже в 1690-х годах, в самом раннем своде русских пословиц, встречается пословица «Мыши кота на погост волокут», затем она приобретет форму «Мыши кота погребают» и «Мыши кота хоронят».Сохранилось множество лубков на этот сюжет, которые сопровождаются длинным рифмованным текстом

Небылица в лицахъ найдена встарыхъ светлицахъ завернута в Черныхъ трепицахъ жилъ былъ Котъ заморской Ародомъ задонской Котафевна Астраханка Ародомъ Казанка вотъ какъ Мышы ката погребали сваво недруга правожали ему чесь аддавли попразванью Котъ котафеичь Онъ часта пилъ Ерафеичь невзначай онъ многа выпилъ ерошки и вздернулъ кверху ношки Котафевна такъ иахнула Слезами залилась Стала думать игадать куда Котафеича девать ана была нибогата но толька Слишкомъ торавата посылала звать гостей изовсехъ волостей полесамъ и попалямъ поанбарамъ поклетямъ Скора мышы сабралиса изадело принялиса: пашла Стрепня рукава Срехня жарили варили Котафеича хвалили блинки допикали сваво недруга поминали Коту ноги накрипка Свезали инабольшыя дровни Поднимали, акотафевну зъ зади посадили котафевна горька плакала рыдала, ипричоты причетала, изахвостъ Котафеича держала такъ мышы Кота поминали иерофеичь допивали.

А причем тут Петр I?Ученые долго спорили, что эта гравюра иллюстрировала. Царило мнение, что это такая сатира на погребение Петра Великого, придуманная старообрядцами, а в обидных прозвищах других персонажей лубка узнавали его сподвижников.

Окончательного мнения о смысле лубка до сих пор нет. (Есть версия, что так на русской почве преломился сюжет из басни Эзопа, в которой кошка притворилась мертвой, чтобы съесть мышей).

ФЕДОР III АЛЕКСЕЕВИЧ

Как умирал брат-соправитель Петра, царь Иван V -- картин не осталось; происходило это уже в новой России, всем было не до него.Зато вот интересная иллюстрация про смерть их старшего брата Федора.

Клавдий Лебедев. Кончина царя Федора Алексеевича. 1897. Увы, не в цвете.У тела стоит, видимо, царевна Софья, которая и захватит власть.Женщина позади -- царица Наталья Кирилловна, она держит сына Петра.Ее пасынок Иван, предполагаю, второй мальчик, которого уводят прочь.

Сзади справа рыдает женщина -- наверно, это вдовица-царица Марфа Апраксина. Она была выдана замуж совсем недавно, и больной Федор даже не успел к ней "притронуться" (есть доказательства -- когда Апраксина старухой умерла в Петербурге, Петр Великий, вот любознательный такой, присутствовал при ее вскрытии и в сем удостоверился).

А еще у А.Н. Толстого в "Петре Первом" описан этот момент трогательно:"В низкой, жарко натопленной палате лампады озаряли низкий свод и темную роспись на нем: райских птиц, завитки трав. Под темными ликами образов, на широкой лавке, уйдя хилым телом в лебяжьи перины, умирал царь Федор Алексеевич. Ждали этого давно: у царя была цинга и пухли ноги. Сегодня он не мог стоять заутрени, присел на стульчик, да и свалился. Кинулись — едва бьется сердце. Положили под образа. От воды у него ноги раздуло, как бревна, и брюхо стало пухнуть. Вызвали немца-лекаря. Он выпустил воду, и царь затих, — стал тихо отходить. Потемнели глазные впадины, заострился нос. Одно время он что-то шептал, не могли понять — что? Немец нагнулся к его бескровным устам: Федор Алексеевич невнятно, одним дуновением произносил по-латыни вирши. Лекарю почудился в царском шепоте стих Овидия… На смертном одре — Овидия? Несомненно, царь был без памяти…"

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Отец трех братьев, второй русский царь из династии Романовых, умер спокойно, своей смертью.Вот единственное изображение на эту тему, которую мне удалось найти.

Михаила Федоровича и Василия Шуйского мы пропускаем (вернее, пропустили все русские художники). Зато вот теперь начинается веселуха.

ЛЖЕДМИТРИЙ I

"Лжедмитрий и Марина Мнишек", художник Виталий Ермолаев. Конец ХХ - начало XXI века.

За тот неполный год, который "сын Ивана Грозного" сидел на московском престоле, этот рыжий конопатый успел достать всех настолько, что к церемонии его перехода на тот свет русские подошли с чрезвычайным вкусом, толком, расстановкой (как напишет пару веков спустя один, вероятно, потомок Михаила Ефимовича Грибоедова, награждённого чуть позжее лжедмитриевским убийцей Василием Шуйским за то, что «много дородства и храбрости, и кровопролитие, и службу показал»).

Конечно, Василий Шуйский своими руками царя не убивал. Он всего лишь организовал заговор, настроил нужных людей, именем царя уменьшил немецкую охрану во дворце от 100 до 30 человек, приказал открыть тюрьмы и выдал оружие толпе.

Карл Вениг. Последние минуты жизни Лжедмитрия. 1879

Толпа начала ломиться в двери дворца,Лжедмитрий бросился бежать по коридору, выбрался через окно, оступился и упал с высоты во двор.

Советский иллюстратор, фамилия потерялась.

Он был без сознания, с вывихнутой ногой и разбитой грудью. Его подобрали стрельцы. Когда Лжедмитрий пришел в себя, он начал сулить им много денег за защиту. (Видите, ничего не меняется в стране, людям на госслужбе всегда надо давать взятку, чтобы они выполняли свою же работу).

Стрельцам, очевидно, не очень хотелось вставать поперек предприимчивого Василия Шуйского, и они перевели стрелки на царицу Марию Нагую, "мать" Лжедмитрия. Если она подтвердит, что он настоящий, то они защитят, так уж и быть, а пока посиди голышом в обносках, прикольное зрелище.

Марии Нагой "сын" к тому времени уже тоже разонравился, да и пункт о предприимчивом В.И. Шуйском см. выше. Она сказала, что все вранье. (Подробней читайте во Всеобщей истории, обработанной Сатириконом, у них смешнее).

Царица Марфа обличает Лжедмитрия. Раскрашенная литография по эскизу В. Бабушкина.

Ответ экс-царицы снял моральную ответственность с бывших бодигардов. В Лжедмитрия начали стрелять, тыкать мечами и алебардами.

"Убийство Лжедмитрия". 1990-1991 гг. Холст, масло. Художник С. П. Панасенко

Константин Маковский. Убийство Лжедмитрия. 19 век.

Тело убитого царя протащили из Кремля на Красную площадь. (Кстати, на ровно то самое место, куда не так уж давно вывели на казнь Василия Шуйского -- но в последний момент простили, а зря).

Обнаженный труп первый день, согласно популярному народному обычаю "торговой казни", валялся в грязи посреди рынка.На второй день тело подняли на деревянный прилавок, распороли живот, на грудь положили карнавальную, по куртуазному польскому обычаю, маску, которую Лжедмитрий сам же готовил для дворцового праздника (было объявлено, что маска у него на груди есть идол, «харя», которой он поклонялся при жизни), в рот вокнули дудку.

Сергей Кириллов. Смутное время. Лжедмитрий. (Тело Лжедмитрия на Красной площади 17 мая 1606 года). Вот с другого ракурса более удачно этот же фотограф щелкнул.

Три дня "мимо тещиного дома" москвичи без шуток не ходили -- кто плюнет в усопшего царя, кто навозом кинет, кто дегтем обольет.

Потом Лжедмитрия все-таки похоронили, за городскими воротами, на кладбище для бомжей.

ФЕДОР II БОРИСОВИЧ

Такая судьба Лжедмитрия, впрочем, не кажется такой уж несправедливой, если вспомнить, как он и его приспешники обошлись с предшествующим царем, 16-летним Федором, наследником Бориса Годунова.

Когда власть держал его отец, трон еще достаточно крепко стоял. Но когда царем стал юноша, все враги защелкали клювом. Тем более, что и Лжедмитрий с войсками подходили все ближе и ближе. У самозванца было очень много сторонников в Москве, которые собрались открыть ему ворота, и Лжедмитрий открыто объявил, что он войдет в город и возьмет "отцовское наследие", если к этому моменту Годуновых уже того, ликвидируют.

Так и случилось. Незадолго до вступления Лжедмитрия в Москву низложенный царь и его мать были задушены в своём кремлёвском тереме.

Последние минуты семьи Годуновых, рисунок Петра Коверзнева

Крепкий и сильный юноша, Фёдор оказал сопротивление убийцам, которые вчетвером едва  с ним справились. Мать его, царицу Марию (между прочим, дочь Малюты Скуратова), тоже убили. А вот красавицу-сестру Ксению ("бровями обильна" это на самом деле про нее в источниках было сказано), оставили в живых. Она попала в наложницы к Лжедмитрию, и он даже собирался на ней жениться, испугавшись чего Марина Мнишек прискакала в Москву довольно борзо.

Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862.Ксения над телом матери, Федор пока еще жив.

Официально было объявлено, что Фёдор и его мать отравились; однако их тела, выставленные на всеобщее обозрение, имели следы борьбы и насильственной смерти, как свидетельствует Петрей: «и следы от верёвки, которой они были задушены, я видел собственными глазами вместе со многими тысячами людей»

БОРИС ГОДУНОВ

Борис Годунов умер, видимо, своей смертью -- довели человека (см. А. Пушкин, "Б. Годунов"). А может, и был отравлен: сказать нельзя, когда мой любимый академик Герасимов вскрывал захоронения Годуновых в их родовой усыпальнице в Лавре, выяснилось, что он успел не первый, и все останки перемешаны (золото наверно искали). Работать с ними оказалось невозможно (кстати, вы смотрите сериал "Кости"? Как там последние сезоны, совсем уже смотреть нельзя?)

Клавдий Лебедев. Смерть Бориса Годунова. Царь обнимает своих детей. Луч света падает на кого? Возможно, это Шуйский, будущий царь? Обратите внимание на иноземца в модных леггинсах у окна, наверно врач.

Смерть Бориса, спасибо Пушкину, дошла до нас и на фотографиях, и на киноленте.

Ф. И. Шаляпин в роли Бориса Годунова.Большой театр, 1912 год

Сцена смерти Бориса из оперы Мусоргского.

ФЕДОР I ИОАННОВИЧ

Смерть единственного законного сына Ивана Грозного, которому повезло пережить любимого папочку, случилась, когда головой скорбному Федору было уже сорок. Детей он не оставил, трон получил Пушкин, тьфу Борис Годунов, его многолетний серый кардинал.

Картин про эту естественную смерть нету, зато вот вам восстановленный облик царя  по черепу, вынутому академиком Герасимовым из кремлевской усыпальницы. Академик вообще больше Иваном Грозным интересовался (он любил лепить харизматиков, Тамерлан, вон, например), но Федор просто рядом лежал. Увы, больше никого из более поздних коллег по трону он нам не сделал, не дали ученому поворошить косточки.

(фото мое)(не мое)

ИВАН ГРОЗНЫЙ

Он умер в 53 года, может, и от яда, как всю жизнь боялся, а может, и нет -- его тело к этому моменту превратилось в настоящую развалину из-за обилия болезней (последние годы его носили на носилках, сам ходить не мог). Может, действительно, эвтаназию гуманисты-бояре применили...

П. И. Геллер. Митрополит перед кончиной Иоанна Грозного посвящает его в схиму. 1887

Традиционно считается (Горсей насплетничал), что дух он испустил за игрой в шахматы (видимо, от интеллектуального перенапряжения).

Константин Маковский (опять! такой же некрофил, как я, очевидно). Смерть Ивана Грозного. 1888

Иван Билибин. Смерть Ивана Грозного. 1935Реконструкция черепа Герасимовым

(фото мое)не моеКадр из мастерской (не мой), иллюстрирующий стадии создания подобного бюста(судя по останкам, к концу жизни Иван очень разжирел)вот сам Герасимов, душка.

На том свете Ивану, пришлось, очевидно, не сладко.Учитывая, что он наделал при жизни.

Михаил Клодт, "Иван Грозный и тени его жертв" (Ивану Грозному являются тени им убитых)Моя любимая картина, в эстетике фильма "Властелин колец".

На этом цикл про смерть русских правителей в искусстве мы заканчиваем. Придумаю что-нибудь еще, такое же доброе.Предлагайте свои темы!

Ранее в этом цикле

***Предыдущие выпуски читайте по тэгу "омерзительное искусствоведение".

Группа "омерзительное искусствоведение" вконтакте. Подписывайтесь!

shakko-kitsune.livejournal.com

Как умирали Иван Грозный и другие русские цари

Смерть самых могущественных людей Русского царства в шедеврах (и в ширпотребе) от Константина Маковского, Клавдия Лебедева, Ивана Билибина, Модеста Мусоргского и многих других.

В рамках традиционной рубрики по средам "омерзительное искусствоведение" (для новичков -- в ней мы смотрим убийства и расчлененку из лучших музеев мира, за обедом не читайте).

ПЕТР I.

Хотя смерть императора Петра Великого мы обсуждали в прошлом выпуске (еще был позапрошлый, про 19 век), я забыла там чрезвычайно интересную картинку. И поскольку нынешний пост посвящен царям, а Петр царем, как-никак, побыть успел, пусть и последним де юре, тут вполне ей место.

Называется она "Как мыши кота хоронили".Это лубок.

Уже в 1690-х годах, в самом раннем своде русских пословиц, встречается пословица «Мыши кота на погост волокут», затем она приобретет форму «Мыши кота погребают» и «Мыши кота хоронят».Сохранилось множество лубков на этот сюжет, которые сопровождаются длинным рифмованным текстом

Небылица в лицахъ найдена встарыхъ светлицахъ завернута в Черныхъ трепицахъ жилъ былъ Котъ заморской Ародомъ задонской Котафевна Астраханка Ародомъ Казанка вотъ какъ Мышы ката погребали сваво недруга правожали ему чесь аддавли попразванью Котъ котафеичь Онъ часта пилъ Ерафеичь невзначай онъ многа выпилъ ерошки и вздернулъ кверху ношки Котафевна такъ иахнула Слезами залилась Стала думать игадать куда Котафеича девать ана была нибогата но толька Слишкомъ торавата посылала звать гостей изовсехъ волостей полесамъ и попалямъ поанбарамъ поклетямъ Скора мышы сабралиса изадело принялиса: пашла Стрепня рукава Срехня жарили варили Котафеича хвалили блинки допикали сваво недруга поминали Коту ноги накрипка Свезали инабольшыя дровни Поднимали, акотафевну зъ зади посадили котафевна горька плакала рыдала, ипричоты причетала, изахвостъ Котафеича держала такъ мышы Кота поминали иерофеичь допивали.

А причем тут Петр I?Ученые долго спорили, что эта гравюра иллюстрировала. Царило мнение, что это такая сатира на погребение Петра Великого, придуманная старообрядцами, а в обидных прозвищах других персонажей лубка узнавали его сподвижников.

Окончательного мнения о смысле лубка до сих пор нет. (Есть версия, что так на русской почве преломился сюжет из басни Эзопа, в которой кошка притворилась мертвой, чтобы съесть мышей).

ФЕДОР III АЛЕКСЕЕВИЧ

Как умирал брат-соправитель Петра, царь Иван V -- картин не осталось; происходило это уже в новой России, всем было не до него.Зато вот интересная иллюстрация про смерть их старшего брата Федора.

Клавдий Лебедев. Кончина царя Федора Алексеевича. 1897. Увы, не в цвете.У тела стоит, видимо, царевна Софья, которая и захватит власть.Женщина позади -- царица Наталья Кирилловна, она держит сына Петра.Ее пасынок Иван, предполагаю, второй мальчик, которого уводят прочь.

Сзади справа рыдает женщина -- наверно, это вдовица-царица Марфа Апраксина. Она была выдана замуж совсем недавно, и больной Федор даже не успел к ней "притронуться" (есть доказательства -- когда Апраксина старухой умерла в Петербурге, Петр Великий, вот любознательный такой, присутствовал при ее вскрытии и в сем удостоверился).

А еще у А.Н. Толстого в "Петре Первом" описан этот момент трогательно:"В низкой, жарко натопленной палате лампады озаряли низкий свод и темную роспись на нем: райских птиц, завитки трав. Под темными ликами образов, на широкой лавке, уйдя хилым телом в лебяжьи перины, умирал царь Федор Алексеевич. Ждали этого давно: у царя была цинга и пухли ноги. Сегодня он не мог стоять заутрени, присел на стульчик, да и свалился. Кинулись — едва бьется сердце. Положили под образа. От воды у него ноги раздуло, как бревна, и брюхо стало пухнуть. Вызвали немца-лекаря. Он выпустил воду, и царь затих, — стал тихо отходить. Потемнели глазные впадины, заострился нос. Одно время он что-то шептал, не могли понять — что? Немец нагнулся к его бескровным устам: Федор Алексеевич невнятно, одним дуновением произносил по-латыни вирши. Лекарю почудился в царском шепоте стих Овидия… На смертном одре — Овидия? Несомненно, царь был без памяти…"

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Отец трех братьев, второй русский царь из династии Романовых, умер спокойно, своей смертью.Вот единственное изображение на эту тему, которую мне удалось найти.

Михаила Федоровича и Василия Шуйского мы пропускаем (вернее, пропустили все русские художники). Зато вот теперь начинается веселуха.

ЛЖЕДМИТРИЙ I

"Лжедмитрий и Марина Мнишек", художник Виталий Ермолаев. Конец ХХ - начало XXI века.

За тот неполный год, который "сын Ивана Грозного" сидел на московском престоле, этот рыжий конопатый успел достать всех настолько, что к церемонии его перехода на тот свет русские подошли с чрезвычайным вкусом, толком, расстановкой (как напишет пару веков спустя один, вероятно, потомок Михаила Ефимовича Грибоедова, награждённого чуть позжее лжедмитриевским убийцей Василием Шуйским за то, что «много дородства и храбрости, и кровопролитие, и службу показал»).

Конечно, Василий Шуйский своими руками царя не убивал. Он всего лишь организовал заговор, настроил нужных людей, именем царя уменьшил немецкую охрану во дворце от 100 до 30 человек, приказал открыть тюрьмы и выдал оружие толпе.

Карл Вениг. Последние минуты жизни Лжедмитрия. 1879

Толпа начала ломиться в двери дворца,Лжедмитрий бросился бежать по коридору, выбрался через окно, оступился и упал с высоты во двор.

Советский иллюстратор, фамилия потерялась.

Он был без сознания, с вывихнутой ногой и разбитой грудью. Его подобрали стрельцы. Когда Лжедмитрий пришел в себя, он начал сулить им много денег за защиту. (Видите, ничего не меняется в стране, людям на госслужбе всегда надо давать взятку, чтобы они выполняли свою же работу).

Стрельцам, очевидно, не очень хотелось вставать поперек предприимчивого Василия Шуйского, и они перевели стрелки на царицу Марию Нагую, "мать" Лжедмитрия. Если она подтвердит, что он настоящий, то они защитят, так уж и быть, а пока посиди голышом в обносках, прикольное зрелище.

Марии Нагой "сын" к тому времени уже тоже разонравился, да и пункт о предприимчивом В.И. Шуйском см. выше. Она сказала, что все вранье. (Подробней читайте во Всеобщей истории, обработанной Сатириконом, у них смешнее).

Царица Марфа обличает Лжедмитрия. Раскрашенная литография по эскизу В. Бабушкина.

Ответ экс-царицы снял моральную ответственность с бывших бодигардов. В Лжедмитрия начали стрелять, тыкать мечами и алебардами.

"Убийство Лжедмитрия". 1990-1991 гг. Холст, масло. Художник С. П. Панасенко

Константин Маковский. Убийство Лжедмитрия. 19 век.

Тело убитого царя протащили из Кремля на Красную площадь. (Кстати, на ровно то самое место, куда не так уж давно вывели на казнь Василия Шуйского -- но в последний момент простили, а зря).

Обнаженный труп первый день, согласно популярному народному обычаю "торговой казни", валялся в грязи посреди рынка.На второй день тело подняли на деревянный прилавок, распороли живот, на грудь положили карнавальную, по куртуазному польскому обычаю, маску, которую Лжедмитрий сам же готовил для дворцового праздника (было объявлено, что маска у него на груди есть идол, «харя», которой он поклонялся при жизни), в рот вокнули дудку.

Сергей Кириллов. Смутное время. Лжедмитрий. (Тело Лжедмитрия на Красной площади 17 мая 1606 года). Вот с другого ракурса более удачно этот же фотограф щелкнул.

Три дня "мимо тещиного дома" москвичи без шуток не ходили -- кто плюнет в усопшего царя, кто навозом кинет, кто дегтем обольет.

Потом Лжедмитрия все-таки похоронили, за городскими воротами, на кладбище для бомжей.

ФЕДОР II БОРИСОВИЧ

Такая судьба Лжедмитрия, впрочем, не кажется такой уж несправедливой, если вспомнить, как он и его приспешники обошлись с предшествующим царем, 16-летним Федором, наследником Бориса Годунова.

Когда власть держал его отец, трон еще достаточно крепко стоял. Но когда царем стал юноша, все враги защелкали клювом. Тем более, что и Лжедмитрий с войсками подходили все ближе и ближе. У самозванца было очень много сторонников в Москве, которые собрались открыть ему ворота, и Лжедмитрий открыто объявил, что он войдет в город и возьмет "отцовское наследие", если к этому моменту Годуновых уже того, ликвидируют.

Так и случилось. Незадолго до вступления Лжедмитрия в Москву низложенный царь и его мать были задушены в своём кремлёвском тереме.

Последние минуты семьи Годуновых, рисунок Петра Коверзнева

Крепкий и сильный юноша, Фёдор оказал сопротивление убийцам, которые вчетвером едва  с ним справились. Мать его, царицу Марию (между прочим, дочь Малюты Скуратова), тоже убили. А вот красавицу-сестру Ксению ("бровями обильна" это на самом деле про нее в источниках было сказано), оставили в живых. Она попала в наложницы к Лжедмитрию, и он даже собирался на ней жениться, испугавшись чего Марина Мнишек прискакала в Москву довольно борзо.

Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862.Ксения над телом матери, Федор пока еще жив.

Официально было объявлено, что Фёдор и его мать отравились; однако их тела, выставленные на всеобщее обозрение, имели следы борьбы и насильственной смерти, как свидетельствует Петрей: «и следы от верёвки, которой они были задушены, я видел собственными глазами вместе со многими тысячами людей»

БОРИС ГОДУНОВ

Борис Годунов умер, видимо, своей смертью -- довели человека (см. А. Пушкин, "Б. Годунов"). А может, и был отравлен: сказать нельзя, когда мой любимый академик Герасимов вскрывал захоронения Годуновых в их родовой усыпальнице в Лавре, выяснилось, что он успел не первый, и все останки перемешаны (золото наверно искали). Работать с ними оказалось невозможно (кстати, вы смотрите сериал "Кости"? Как там последние сезоны, совсем уже смотреть нельзя?)

Клавдий Лебедев. Смерть Бориса Годунова. Царь обнимает своих детей. Луч света падает на кого? Возможно, это Шуйский, будущий царь? Обратите внимание на иноземца в модных леггинсах у окна, наверно врач.

Смерть Бориса, спасибо Пушкину, дошла до нас и на фотографиях, и на киноленте.

Ф. И. Шаляпин в роли Бориса Годунова.Большой театр, 1912 год

Сцена смерти Бориса из оперы Мусоргского.

ФЕДОР I ИОАННОВИЧ

Смерть единственного законного сына Ивана Грозного, которому повезло пережить любимого папочку, случилась, когда головой скорбному Федору было уже сорок. Детей он не оставил, трон получил Пушкин, тьфу Борис Годунов, его многолетний серый кардинал.

Картин про эту естественную смерть нету, зато вот вам восстановленный облик царя  по черепу, вынутому академиком Герасимовым из кремлевской усыпальницы. Академик вообще больше Иваном Грозным интересовался (он любил лепить харизматиков, Тамерлан, вон, например), но Федор просто рядом лежал. Увы, больше никого из более поздних коллег по трону он нам не сделал, не дали ученому поворошить косточки.

(фото мое)(не мое)

ИВАН ГРОЗНЫЙ

Он умер в 53 года, может, и от яда, как всю жизнь боялся, а может, и нет -- его тело к этому моменту превратилось в настоящую развалину из-за обилия болезней (последние годы его носили на носилках, сам ходить не мог). Может, действительно, эвтаназию гуманисты-бояре применили...

П. И. Геллер. Митрополит перед кончиной Иоанна Грозного посвящает его в схиму. 1887

Традиционно считается (Горсей насплетничал), что дух он испустил за игрой в шахматы (видимо, от интеллектуального перенапряжения).

Константин Маковский (опять! такой же некрофил, как я, очевидно). Смерть Ивана Грозного. 1888

Иван Билибин. Смерть Ивана Грозного. 1935Реконструкция черепа Герасимовым

(фото мое)не моеКадр из мастерской (не мой), иллюстрирующий стадии создания подобного бюста(судя по останкам, к концу жизни Иван очень разжирел)вот сам Герасимов, душка.

На том свете Ивану, пришлось, очевидно, не сладко.Учитывая, что он наделал при жизни.

Михаил Клодт, "Иван Грозный и тени его жертв" (Ивану Грозному являются тени им убитых)Моя любимая картина, в эстетике фильма "Властелин колец".

На этом цикл про смерть русских правителей в искусстве мы заканчиваем. Придумаю что-нибудь еще, такое же доброе.Предлагайте свои темы!

Ранее в этом цикле

***Предыдущие выпуски читайте по тэгу "омерзительное искусствоведение".

Группа "омерзительное искусствоведение" вконтакте. Подписывайтесь!

bykovvg-1952.livejournal.com

Как умирали Иван Грозный и другие русские цари

Смерть самых могущественных людей Русского царства в шедеврах (и в ширпотребе) от Константина Маковского, Клавдия Лебедева, Ивана Билибина, Модеста Мусоргского и многих других.

В рамках традиционной рубрики по средам "омерзительное искусствоведение" (для новичков -- в ней мы смотрим убийства и расчлененку из лучших музеев мира, за обедом не читайте).

ПЕТР I.

Хотя смерть императора Петра Великого мы обсуждали в прошлом выпуске (еще был позапрошлый, про 19 век), я забыла там чрезвычайно интересную картинку. И поскольку нынешний пост посвящен царям, а Петр царем, как-никак, побыть успел, пусть и последним де юре, тут вполне ей место.

Называется она "Как мыши кота хоронили".Это лубок.

Уже в 1690-х годах, в самом раннем своде русских пословиц, встречается пословица «Мыши кота на погост волокут», затем она приобретет форму «Мыши кота погребают» и «Мыши кота хоронят».Сохранилось множество лубков на этот сюжет, которые сопровождаются длинным рифмованным текстом

Небылица в лицахъ найдена встарыхъ светлицахъ завернута в Черныхъ трепицахъ жилъ былъ Котъ заморской Ародомъ задонской Котафевна Астраханка Ародомъ Казанка вотъ какъ Мышы ката погребали сваво недруга правожали ему чесь аддавли попразванью Котъ котафеичь Онъ часта пилъ Ерафеичь невзначай онъ многа выпилъ ерошки и вздернулъ кверху ношки Котафевна такъ иахнула Слезами залилась Стала думать игадать куда Котафеича девать ана была нибогата но толька Слишкомъ торавата посылала звать гостей изовсехъ волостей полесамъ и попалямъ поанбарамъ поклетямъ Скора мышы сабралиса изадело принялиса: пашла Стрепня рукава Срехня жарили варили Котафеича хвалили блинки допикали сваво недруга поминали Коту ноги накрипка Свезали инабольшыя дровни Поднимали, акотафевну зъ зади посадили котафевна горька плакала рыдала, ипричоты причетала, изахвостъ Котафеича держала такъ мышы Кота поминали иерофеичь допивали.

А причем тут Петр I?Ученые долго спорили, что эта гравюра иллюстрировала. Царило мнение, что это такая сатира на погребение Петра Великого, придуманная старообрядцами, а в обидных прозвищах других персонажей лубка узнавали его сподвижников.

Окончательного мнения о смысле лубка до сих пор нет. (Есть версия, что так на русской почве преломился сюжет из басни Эзопа, в которой кошка притворилась мертвой, чтобы съесть мышей).

ФЕДОР III АЛЕКСЕЕВИЧ

Как умирал брат-соправитель Петра, царь Иван V -- картин не осталось; происходило это уже в новой России, всем было не до него.Зато вот интересная иллюстрация про смерть их старшего брата Федора.

Клавдий Лебедев. Кончина царя Федора Алексеевича. 1897. Увы, не в цвете.У тела стоит, видимо, царевна Софья, которая и захватит власть.Женщина позади -- царица Наталья Кирилловна, она держит сына Петра.Ее пасынок Иван, предполагаю, второй мальчик, которого уводят прочь.

Сзади справа рыдает женщина -- наверно, это вдовица-царица Марфа Апраксина. Она была выдана замуж совсем недавно, и больной Федор даже не успел к ней "притронуться" (есть доказательства -- когда Апраксина старухой умерла в Петербурге, Петр Великий, вот любознательный такой, присутствовал при ее вскрытии и в сем удостоверился).

А еще у А.Н. Толстого в "Петре Первом" описан этот момент трогательно:"В низкой, жарко натопленной палате лампады озаряли низкий свод и темную роспись на нем: райских птиц, завитки трав. Под темными ликами образов, на широкой лавке, уйдя хилым телом в лебяжьи перины, умирал царь Федор Алексеевич. Ждали этого давно: у царя была цинга и пухли ноги. Сегодня он не мог стоять заутрени, присел на стульчик, да и свалился. Кинулись — едва бьется сердце. Положили под образа. От воды у него ноги раздуло, как бревна, и брюхо стало пухнуть. Вызвали немца-лекаря. Он выпустил воду, и царь затих, — стал тихо отходить. Потемнели глазные впадины, заострился нос. Одно время он что-то шептал, не могли понять — что? Немец нагнулся к его бескровным устам: Федор Алексеевич невнятно, одним дуновением произносил по-латыни вирши. Лекарю почудился в царском шепоте стих Овидия… На смертном одре — Овидия? Несомненно, царь был без памяти…"

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Отец трех братьев, второй русский царь из династии Романовых, умер спокойно, своей смертью.Вот единственное изображение на эту тему, которую мне удалось найти.

Михаила Федоровича и Василия Шуйского мы пропускаем (вернее, пропустили все русские художники). Зато вот теперь начинается веселуха.

ЛЖЕДМИТРИЙ I

"Лжедмитрий и Марина Мнишек", художник Виталий Ермолаев. Конец ХХ - начало XXI века.

За тот неполный год, который "сын Ивана Грозного" сидел на московском престоле, этот рыжий конопатый успел достать всех настолько, что к церемонии его перехода на тот свет русские подошли с чрезвычайным вкусом, толком, расстановкой (как напишет пару веков спустя один, вероятно, потомок Михаила Ефимовича Грибоедова, награждённого чуть позжее лжедмитриевским убийцей Василием Шуйским за то, что «много дородства и храбрости, и кровопролитие, и службу показал»).

Конечно, Василий Шуйский своими руками царя не убивал. Он всего лишь организовал заговор, настроил нужных людей, именем царя уменьшил немецкую охрану во дворце от 100 до 30 человек, приказал открыть тюрьмы и выдал оружие толпе.

Карл Вениг. Последние минуты жизни Лжедмитрия. 1879

Толпа начала ломиться в двери дворца,Лжедмитрий бросился бежать по коридору, выбрался через окно, оступился и упал с высоты во двор.

Советский иллюстратор, фамилия потерялась.

Он был без сознания, с вывихнутой ногой и разбитой грудью. Его подобрали стрельцы. Когда Лжедмитрий пришел в себя, он начал сулить им много денег за защиту. (Видите, ничего не меняется в стране, людям на госслужбе всегда надо давать взятку, чтобы они выполняли свою же работу).

Стрельцам, очевидно, не очень хотелось вставать поперек предприимчивого Василия Шуйского, и они перевели стрелки на царицу Марию Нагую, "мать" Лжедмитрия. Если она подтвердит, что он настоящий, то они защитят, так уж и быть, а пока посиди голышом в обносках, прикольное зрелище.

Марии Нагой "сын" к тому времени уже тоже разонравился, да и пункт о предприимчивом В.И. Шуйском см. выше. Она сказала, что все вранье. (Подробней читайте во Всеобщей истории, обработанной Сатириконом, у них смешнее).

Царица Марфа обличает Лжедмитрия. Раскрашенная литография по эскизу В. Бабушкина.

Ответ экс-царицы снял моральную ответственность с бывших бодигардов. В Лжедмитрия начали стрелять, тыкать мечами и алебардами.

"Убийство Лжедмитрия". 1990-1991 гг. Холст, масло. Художник С. П. Панасенко

Константин Маковский. Убийство Лжедмитрия. 19 век.

Тело убитого царя протащили из Кремля на Красную площадь. (Кстати, на ровно то самое место, куда не так уж давно вывели на казнь Василия Шуйского -- но в последний момент простили, а зря).

Обнаженный труп первый день, согласно популярному народному обычаю "торговой казни", валялся в грязи посреди рынка.На второй день тело подняли на деревянный прилавок, распороли живот, на грудь положили карнавальную, по куртуазному польскому обычаю, маску, которую Лжедмитрий сам же готовил для дворцового праздника (было объявлено, что маска у него на груди есть идол, «харя», которой он поклонялся при жизни), в рот вокнули дудку.

Сергей Кириллов. Смутное время. Лжедмитрий. (Тело Лжедмитрия на Красной площади 17 мая 1606 года). Вот с другого ракурса более удачно этот же фотограф щелкнул.

Три дня "мимо тещиного дома" москвичи без шуток не ходили -- кто плюнет в усопшего царя, кто навозом кинет, кто дегтем обольет.

Потом Лжедмитрия все-таки похоронили, за городскими воротами, на кладбище для бомжей.

ФЕДОР II БОРИСОВИЧ

Такая судьба Лжедмитрия, впрочем, не кажется такой уж несправедливой, если вспомнить, как он и его приспешники обошлись с предшествующим царем, 16-летним Федором, наследником Бориса Годунова.

Когда власть держал его отец, трон еще достаточно крепко стоял. Но когда царем стал юноша, все враги защелкали клювом. Тем более, что и Лжедмитрий с войсками подходили все ближе и ближе. У самозванца было очень много сторонников в Москве, которые собрались открыть ему ворота, и Лжедмитрий открыто объявил, что он войдет в город и возьмет "отцовское наследие", если к этому моменту Годуновых уже того, ликвидируют.

Так и случилось. Незадолго до вступления Лжедмитрия в Москву низложенный царь и его мать были задушены в своём кремлёвском тереме.

Последние минуты семьи Годуновых, рисунок Петра Коверзнева

Крепкий и сильный юноша, Фёдор оказал сопротивление убийцам, которые вчетвером едва  с ним справились. Мать его, царицу Марию (между прочим, дочь Малюты Скуратова), тоже убили. А вот красавицу-сестру Ксению ("бровями обильна" это на самом деле про нее в источниках было сказано), оставили в живых. Она попала в наложницы к Лжедмитрию, и он даже собирался на ней жениться, испугавшись чего Марина Мнишек прискакала в Москву довольно борзо.

Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862.Ксения над телом матери, Федор пока еще жив.

Официально было объявлено, что Фёдор и его мать отравились; однако их тела, выставленные на всеобщее обозрение, имели следы борьбы и насильственной смерти, как свидетельствует Петрей: «и следы от верёвки, которой они были задушены, я видел собственными глазами вместе со многими тысячами людей»

БОРИС ГОДУНОВ

Борис Годунов умер, видимо, своей смертью -- довели человека (см. А. Пушкин, "Б. Годунов"). А может, и был отравлен: сказать нельзя, когда мой любимый академик Герасимов вскрывал захоронения Годуновых в их родовой усыпальнице в Лавре, выяснилось, что он успел не первый, и все останки перемешаны (золото наверно искали). Работать с ними оказалось невозможно (кстати, вы смотрите сериал "Кости"? Как там последние сезоны, совсем уже смотреть нельзя?)

Клавдий Лебедев. Смерть Бориса Годунова. Царь обнимает своих детей. Луч света падает на кого? Возможно, это Шуйский, будущий царь? Обратите внимание на иноземца в модных леггинсах у окна, наверно врач.

Смерть Бориса, спасибо Пушкину, дошла до нас и на фотографиях, и на киноленте.

Ф. И. Шаляпин в роли Бориса Годунова.Большой театр, 1912 год

Сцена смерти Бориса из оперы Мусоргского.

ФЕДОР I ИОАННОВИЧ

Смерть единственного законного сына Ивана Грозного, которому повезло пережить любимого папочку, случилась, когда головой скорбному Федору было уже сорок. Детей он не оставил, трон получил Пушкин, тьфу Борис Годунов, его многолетний серый кардинал.

Картин про эту естественную смерть нету, зато вот вам восстановленный облик царя  по черепу, вынутому академиком Герасимовым из кремлевской усыпальницы. Академик вообще больше Иваном Грозным интересовался (он любил лепить харизматиков, Тамерлан, вон, например), но Федор просто рядом лежал. Увы, больше никого из более поздних коллег по трону он нам не сделал, не дали ученому поворошить косточки.

(фото мое)(не мое)

ИВАН ГРОЗНЫЙ

Он умер в 53 года, может, и от яда, как всю жизнь боялся, а может, и нет -- его тело к этому моменту превратилось в настоящую развалину из-за обилия болезней (последние годы его носили на носилках, сам ходить не мог). Может, действительно, эвтаназию гуманисты-бояре применили...

П. И. Геллер. Митрополит перед кончиной Иоанна Грозного посвящает его в схиму. 1887

Традиционно считается (Горсей насплетничал), что дух он испустил за игрой в шахматы (видимо, от интеллектуального перенапряжения).

Константин Маковский (опять! такой же некрофил, как я, очевидно). Смерть Ивана Грозного. 1888

Иван Билибин. Смерть Ивана Грозного. 1935Реконструкция черепа Герасимовым

(фото мое)не моеКадр из мастерской (не мой), иллюстрирующий стадии создания подобного бюста(судя по останкам, к концу жизни Иван очень разжирел)вот сам Герасимов, душка.

На том свете Ивану, пришлось, очевидно, не сладко.Учитывая, что он наделал при жизни.

Михаил Клодт, "Иван Грозный и тени его жертв" (Ивану Грозному являются тени им убитых)Моя любимая картина, в эстетике фильма "Властелин колец".

На этом цикл про смерть русских правителей в искусстве мы заканчиваем. Придумаю что-нибудь еще, такое же доброе.Предлагайте свои темы!

Ранее в этом цикле

***Предыдущие выпуски читайте по тэгу "омерзительное искусствоведение".

Группа "омерзительное искусствоведение" вконтакте. Подписывайтесь!

oliver-queen92.livejournal.com

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»

Картина В.М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»

     Царь Иван Грозный был настолько великой личностью в российской истории, что обойти стороной эту тему в живописи, просто невозможно. Это очень неоднозначный образ, потому что при этом великом русском царе не только были покорены многие города, но и наступило «смутное время».

     В.М. Васнецов изобразил царя Ивана Грозного в шикарной древнерусской одежде из парчи. Он стоит среди своих великолепных палат, которым нет числа. Я хочу особо отметить взгляд царя. Он очень пронзительный и подозрительный. Он смотрит на зрителя, но его лицо хмурое и сосредоточенное. Царь изображен очень надменным, на своих подданных он смотрит сверху вниз, будто ищет очередную жертву. Иван Грозный постоянно видел во всех своих врагов, искал подвох в действиях своих слуг и приближенных к его персоне.

     Рука властно опирается на посох, который, одновременно, может послужить и копьем, при малейшей опасности, потому что он заострен с одного конца и сделан из стали. Сапоги царя украшены золотым причудливым узором. Он стоит на шикарном ковре, на котором вышиты двуглавые орлы, как символ Руси того времени.

     Я считаю, что образ изображен просто гениально, потому что уже даже в одном взгляде царя присутствует столько противоречивых эмоций. Ведь, с одной стороны, он был тираном, который любой ценой укреплял могущество Руси, а с другой – был очень богобоязненным человеком. Внизу через окно виден город, занесенный снегом. Судя по выражению его лица, царя преследуют мрачные мысли. На руках у Ивана Васильевича – перчатки, а в правой руке – Большая Государственная печать, которая является символом государственной власти.

     Эта картина была создана после того, как Васнецов посетил Киевские соборы и принял непосредственное участие в создании росписи во Владимирском храме. На этой картине автора Иван Грозный показан очень гордым, властным, настоящим самодержцем Всея Руси.

Понравилось сочинение? Тогда Вам будут интересны ещё эти:

isoch.ru

Картина Н. Н. Ге «Суд царя Соломона» (краткое описание) | Искусство. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, тест

Не менее интересно, чем у Николы Пуссена, воплощён сюжет суда Соломона в картине русского художника Николая Николаевича Ге «Суд царя Соломона». На высоком троне восседает спокой­ный и рассудительный царь Соломон. Его пышное бе­лое одеяние воспринимается как залог торжествую­щей истины и справедливости. Взор царя устремлён на женщину в яркой красной накидке. Отчаянным же­стом рук она решительно останавливает воина, уже до­стающего меч и готового разрубить ребёнка. Страх и ужас запечатлены на её взволнованном лице. С моль­бой о спасении младенца она обращается к Соломону, надеясь на справедливость решения. Но как при этом спокойна и невозмутима другая! С удивлением, почти рассеянно смотрит она на соперницу. Ни тени отчая­ния, ни мольбы о помощи не видим мы на её спокой­ном и равнодушном лице. Холодные тона синего пла­тья с жёлтой накидкой подчёркивают её отчуждён­ность.

Какое же решение примет Соломон? На картине не показан итог суда. И всё же у зрителя остаётся надеж­да на справедливое решение царя.

«Соломоново решение» — так часто говорим мы, когда всё-таки удаётся найти разумный выход из слож­ной и запутанной жизненной ситуации. Таких спор­ных и сложных ситуаций царю Соломону приходилось решать немало. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Н. Н. Ге. Суд царя Соломона. 1854 г. Музей русского искусства, Киев
На этой странице материал по темам:
  • Описание картины ге суд соломона

  • Суд кандесар картина

  • Н.н.ге суд царя соломона

  • Суд соломона картина

  • Мудрость царя соломона картина

Вопросы по этому материалу:
  • Чем отличается художественная трактовка Н. Пуссена и Н. Н. Ге одного и того же сюжета суда?

  • Как в произведении Н. Н. Ге передана надежда на справедливое разрешение конфликта?

worldofschool.ru