Русская и советская живопись. Картина чаепитие


Картина «Чаепитие в Мытищах»: особенности

В данном материале будет описана картина «Чаепитие в Мытищах». Фото полотна приложены к данной статье. Работа выполнена маслом на холсте, размер которого составляет 43,5 х 47,3 см.

Место действия

картина чаепитие в мытищахКартина «Чаепитие в Мытищах» полна нюансов, мелочей и деталей. На этом полотне ничего случайного нет. Место действия также является оправданным. Мытищинская вода была в те времена признана самой вкусной. Кроме того, чаепитие на этой подмосковной территории было весьма популярным. Перед зрителем показана тривиальная летняя сцена. Монах в данном случае, вероятнее всего, настоятель, в тени сада под Москвой пьет чай. Внезапно перед ним возникла пара нищенствующих: мальчик-поводырь и слепой старый солдат.

Контрасты

картина чаепитие в мытищах фотоКартина «Чаепитие в Мытищах» кроме прочих персонажей демонстрирует зрителю служанку. Она обеспокоена появлением попрошаек и пытается прогнать их. Главный герой при этом делает вид, будто к нему происходящее совсем не относится. Могут рассказать о многом ордена, которые видны на шинели солдата, изрядно изношенной. Рубашка мальчика оборвана. Лицо монаха лоснящееся и красное. На заднем плане видна суетливая торопливая фигура, принадлежащая монастырскому послушнику. Также виден раскрытый саквояж гостя, который готов принять дары. Есть на полотне и масса других не менее интересных деталей.

Условия написания и особенности

Картина «Чаепитие в Мытищах» явно имеет сатирический оттенок. При этом создавалась она по заказу городской управы. Впрочем, столь откровенно антиклерикальная работа так и не была принята. Картина выдержана главным образом в невыразительных тонах. Автор - Василий Григорьевич Перов - здесь отказался от богатой палитры. Серо-зеленоватые тона использованы, чтобы передать обычность ситуации и ее жизненность. Интересна также композиция картины. Мастер решил привлечь внимание зрителя к различным противопоставленным элементам. Хорошо видны истощенность солдата и сытость монаха, ободранная рубашка и чистота невероятно дорогих сапог, начищенных до зеркального блеска. Важно отметить, что рука, которую протягивает гость за подаянием, направлена в пустоту.

Обличая духовную пустоту, обжорство и ханжество церковников, автор в полной мере на стороне обиженных и несчастных. В данной работе художник отлично передал атмосферу неловкости, которая возникла в описанной ситуации. Служанка, которая обслуживает гостя, пытается смотреть исключительно в сторону, стыдится, а также испытывает неловкость. Композиция находится в круге, который создан деревьями сада. В ракурсах персонажей, а также в манере письма видны ирония автора, сарказм и сатира. Не случайно у художника в указанный творческий период были многочисленные неприятности, которые связаны с оценкой Священного синода целого ряда работ мастера. Все они имеют антиклерикальную направленность.

Картина «Чаепитие в Мытищах»: Кустодиев, фото полотен и сравнение с Перовым

картина чаепитие в мытищах кустодиев фотоСуществует еще один русский художник, который посвятил одну из своих работ аналогичной теме, хотя в ней царит совсем иное настроение. Мастера зовут Борис Кустодиев, а произведение его называется «На террасе». Эту работу иногда путают с «Чаепитием в Мытищах». Здесь зритель видит чудесный летний день и семью, которая расположилась на террасе. Герои пьют чай. Центральное место на столе занимает самовар. Он начищен до блеска. Вокруг стоят конфеты, печенье и яблоки. За столом расположилась дружная и большая семья. Теперь вы знаете, что изображено в работе «На террасе», а также чему посвящена картина «Чаепитие в Мытищах». Фото обоих полотен приложены к данному материалу.

fb.ru

Чашечку чая, пожалуйста! Чаепитие в живописи

вераeho_2013Который день погода пасмурная, холодная, а то и дождливая... Осень. Чашечка чая и теплое слово в таких условиях приобретают особую ценность. Поэтому я решила подготовить подборку картин разных художников, изображающих чайные столы и чаепития. Художники разные, и чаепития разные, но тема сама по себе такая уютная!чай.россохин.вячес.посиделкиВячеслав Россохин. Посиделки

чай.мягков.т.е.семейст.за.ч.стТимофей Мягков. Семейство за чайным столомчай.маковский.к.Константин Маковский. За чаем

чай.солакруа.фредерик.1Джозеф Фредерик Солакруа

чай.солакруа.фридрихДжозеф Фредерик Солакруа

чай.дега.э.на.пикДжеймс Тиссо. На пикнике

чай.james_tissotДжеймс Тиссо

чай.Tissot_JamesДжеймс Тиссо

чай.тиссоДжеймс Тиссо

чай.Mary_Cassatt_дама.за.ч.стМэри Кассат. Дама за чайным столом

чай.мэри.Cassat_CupOfTeaМэри Кассат. Чашечка чая

чай.брюнери.франческоФранческо Брюнери

чай.гренвилл-смит.уолтерУолтер Гренвилл-Смит

чай.люпетти.линн.my-tea-bearЛинн Люпетти. Мой чайный мишка

чай.Lynn-Lupetti.секр.рандевуЛинн Люпети. Секретное рандеву

чай.Millais_Mary_ChamberlainДжон Эверетт Милле. Мэри Чемберлен

чай.кустод.на.тер.Борис Кустодиев. На террасе

чай.кустод.ч.во.дв.Борис Кустодиев. Чай во дворе

кот.кустодБорис Кустодиев. Купчиха за чаем

чай.кустод.чаепитБорис Кустодиев. Чаепитие

рон7Генриэтта Роннер-Книп

рон_11Генриэтта Роннер-Книп

рон_1Генриэтта Роннер-Книп

чай_frieseke.фредерик.карлФредерик Карл Фрисеке. Чаепитие в саду

кор.1888Константин Коровин. За чайным столом

чай.первун.веч.в.усВладимир Первунинский. Вечер в усадьбе

чай.первун.на.дачеВладимир Первунинский. На даче

чай.богданов-бельский.никНиколай Богданов-Бельскийчай.лучанова.полинаПолина Лучанова

чай_samovarom_Zotov_alekseyАлексей Зотов. Натюрморт с самоваром

чай.уткина.татТатьяна Уткина. Чаепитие

eho-2013.livejournal.com

Чаепитие в живописи: tiina

Который день погода то пасмурная то дождливая...Чашечка чая и теплое слово в таких условиях приобретают особую ценность. Поэтому я решила подготовить подборку картин разных художников, изображающих чайные столы и чаепития. Художники разные, и чаепития разные, но тема сама по себе такая уютная!

чай.уткина.татТатьяна Уткина. Чаепитие

чай.люпетти.линн.my-tea-bear

Линн Люпетти. Мой чайный мишка

Вячеслав Россохин. Посиделки

чай.россохин.вячес.посиделки

Тимофей Мягков. Семейство за чайным столомчай.мягков.т.е.семейст.за.ч.ст

чай.маковский.к.Константин Маковский. За чаем

чай.солакруа.фредерик.1Джозеф Фредерик Солакруа

чай.солакруа.фридрихДжозеф Фредерик Солакруа

чай.дега.э.на.пикДжеймс Тиссо. На пикнике

чай.james_tissotДжеймс Тиссо

чай.Tissot_JamesДжеймс Тиссо

чай.тиссоДжеймс Тиссо

чай.Mary_Cassatt_дама.за.ч.стМэри Кассат. Дама за чайным столом

чай.мэри.Cassat_CupOfTeaМэри Кассат. Чашечка чая

чай.брюнери.франческоФранческо Брюнери

чай.гренвилл-смит.уолтерУолтер Гренвилл-Смит

чай.Lynn-Lupetti.секр.рандевуЛинн Люпети. Секретное рандеву

чай.Millais_Mary_ChamberlainДжон Эверетт Милле. Мэри Чемберлен

чай.кустод.на.тер.Борис Кустодиев. На террасе

чай.кустод.ч.во.дв.Борис Кустодиев. Чай во дворе

кот.кустодБорис Кустодиев. Купчиха за чаем

чай.кустод.чаепитБорис Кустодиев. Чаепитие

рон7Генриэтта Роннер-Книп

рон_11Генриэтта Роннер-Книп

рон_1Генриэтта Роннер-Книп

кор.1888Константин Коровин. За чайным столом

чай.первун.веч.в.усВладимир Первунинский. Вечер в усадьбе

чай.первун.на.дачеВладимир Первунинский. На даче

чай.богданов-бельский.никНиколай Богданов-Бельскийчай.лучанова.полинаПолина Лучанова

чай_samovarom_Zotov_alekseyАлексей Зотов. Натюрморт с самоваромотсюда

чай_frieseke.фредерик.карл

Фредерик Карл Фрисеке. Чаепитие в саду

tiina.livejournal.com

Русское чаепитие на картинах художников....

Константин Маковский «За чаем», 1914 год

Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 год

Константин Маковский был одним из самых ценимых и высокооплачиваемых художников своего времени. В пору раннего творчества заработка ради он часто писал портреты на заказ и со временем приобрел славу самого модного портретиста Петербурга. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться. Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне... Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью…» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта. В его доме было собрано немало старинной домашней утвари и боярских костюмов — разноцветных сарафанов, расшитых жемчугом поручей и кружевных кокошников. Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем». Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет.

Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты. На первый взгляд картина кажется вдохновенной поэмой о красоте России и русской женщине, но на самом деле она полна тонкой иронии, которая сквозит в деталях: необъятной широте тела русской красавицы, ее большой груди, румянце на щеках, пухлых пальцах, трущемся о плечо ленивом коте, гастрономической роскоши на столе. Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку. При взгляде на героиню Кустодиева неизбежно вспоминаются лесковские купчихи, жизнь которых в богатых имениях текла тоскливо и однообразно. Например, Леди Макбет Мценского уезда: «На дворе после обеда стоял пеклый жар, и проворная муха несносно докучала... Чувствует Катерина Львовна, что пора ей и проснуться; пора идти в сад чай пить, а встать никак не может. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет». Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. А кот... такой славный, серый, рослый да претолстющий-толстый...» Купчиха была одной из любимых героинь Кустодиева, он рисовал ее множество раз. И каждый раз, любуясь своими героинями, их полнокровной жизненной силой, художник иронизировал над ними, а еще грустил — по безвозвратно уходящему прошлому.

Кузьма Петров-Водкин «За самоваром», 1926 год

На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом. Но через обыденность художник смог показать общение и единение душ двоих людей, создать сложные и внутренне богатые образы. Благодаря начищенному до блеска самовару, каплям прозрачной воды на жестяном подносе, блестящей ложечке в стакане с чаем, легкости и чистоте, пронизывающей всю картину, невидимый душевный мир кажется реальным и вполне ощутимым. Особое внимание художник уделил женскому лицу, подчеркнув его строгие, но в то же время гармоничные и прекрасные черты.

Василий Перов «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862 год

Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном. Оказывается, в 1775 году на пути в Троице-Сергиевую Лавру императрице предложили утолить жажду в одном из многочисленных Мытищинских родников. Вода показалась Екатерине Великой необыкновенно вкусной, и она даже издала указ провести из родников водопровод до Москвы. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. Сюжетом картины послужили реальные сцены, которые художник часто наблюдал на различных подмосковных окраинах. Обычная на первый взгляд сцена чаепития превращается у Перова в обличительную остросоциальную картину. Стоящие на столе самовар словно делит картину на две части, два разных мира: по одну сторону оказывается сытый и толстый поп, по другую — нищие, мальчик и старик. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь.

Константин Коровин «За чайным столом», 1888 год

Лето 1888 года Константин Коровин провел в подмосковном имении своего друга, художника Василия Поленова, где написал несколько картин. Одна из известнейших — «За чайным столом». По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова. Однако лица людей мало интересуют художника, главное для него — передать общее настроение летнего утра, легкого, спокойного и гармоничного. Концепция картины перекликается с групповыми композициями Огюста Ренуара, также наполненными светом и воздухом. На переднем плане картины можно заметить еще один столовый прибор: вот-вот к столу подсядет кто-то пятый, ему неизбежно будут рады, а беседа станет еще оживленнее.

Василий Бакшеев «Житейская проза», 1892—1893 годы

Сюжет картины «Житейская проза» прост и незамысловат — семейное чаепитие. В отличие от радостного и светлого чаепития на картине Коровина у Бакшеева обстановка за столом тревожная и гнетущая. Несмотря на то что композиционно герои связаны между собой, каждый из них — воплощенное одиночество, тоска и безысходность. Подчеркивается личная драма каждого именно сюжетом: чаепитие, традиционно призванное сближать людей, в этом случае только разделяет их.

ИсточникФото

melena1001.livejournal.com

10 известных картин, где изображен чай

Чай был популярен в викторианскую эпоху, так что чашки чая очень часто являлись образом картин, изображающих повседневную жизнь. Импрессионисты часто включали чай в свои визуальные истории, которые иллюстрировали все большую популярность напитка. 

# 1 Юлий Леблан Стюарт (1855 - 1919)

Американский художник из Филадельфии, который сделал свою карьеру в Париже. Его работы регулярно выставлялись в парижском Салоне с 1878 в начале 20-го века, также он помог организовать выставку американских художников в Париже, в 1894 г. Эта картина предположительно называется «Чаепитие в пять часов», изображает послеобеденное чаепитие, которое было очень популярно во времена художника. Картина «Чаепитие в пять часов» была закончена в 1884 году и в настоящее время её можно увидеть в частной коллекции Айрис и Джеральд Кантора, Нью-Йорк.

«Чаепитие в пять часов» Юлиус Леблан Стюарт

# 2 «Чай в парке» Эдуарда Кукель

Эдвард Альфред Кукель (1875-1954) родился в Сан-Франциско, штат Калифорния. Он известен своими картинами солнечных жанровых сцен водного туризма, послеобеденного чая, отдыха или чтения на фоне природы. По мнению Фриц фон Остини, в своей книге “Der Maler Edward Cucuel” , художник никогда не приглашал профессиональных моделей, предпочитая вместо этого изображать своих друзей и семью. Эта импрессионистическая живопись, изображающая то, что было на самом деле модно в те дни: прогулки в парке, радость, любование природой и традиция послеобеденного чая , - всё это весьма нравилось элите общества.

Рекомендуем попробовать наши изысканные чаи

Цейлонский (Подарок)

290 р.

Пуэр То Ча (Подарок)

0 р.

Хуа Ли Чжи (Подарок)

0 р.

Королевский Шу Пуэр 30 лет HQ

1750 р.

# 3 «Чай» Джордж Лесли Данлоп

Джордж Данлоп Лесли (1835 - 1921) английский жанровый художник, автор и иллюстратор. Его ранние работы оказали сильное влияние на прерафаэлитов, но он остановился на более академическом, эстетическом стиля живописи с целью показать солнечную сторону английской внутренней жизни. Лесли также опубликовал несколько своих книг. Картина "Чай" была написана в 1885 году, где изображена очень молодая женщина в платье XVIII ст., которая стоит возле стола, покрытого белой скатертью. Она собирается подавать чай на голубом чайном сервизе. Чашки, ложки, кувшин, и сахарница с колотым сахаром стоит на подносе. За ней находится деревянный стул и белые панельные стены.

«Чай» Джордж Лесли Данлоп

# 4 «Леди за чайный столиком» Мэри Кассат Стивенсон

Мэри Кассат Стивенсон (1844 - 1926) была американской художницей и гравёром. Она прожила большую часть своей жизни во Франции, где она впервые подружилась с Эдгаром Дега, а позже показала свою работу среди импрессионистов. Кассат часто создавала картины социальных и личной жизни женщин, с особым акцентом на близких и нежных отношениях между матерями и детьми. Эта картина является подарком художницы к Метрополитен-музею в Нью-Йорке. Картина была подарена в 1923 году.

«Леди за чайный столиком» Мэри Кассат Стивенсон

# 5 «Время для чаепития» Жоржа Крогерт

Жорж Крогерт (1848-1923) был бельгийским академическим художником. Хотя он родился в Антверпене, в Бельгии, он провел большую часть своей жизни в Париже. Его имя связано как с классицизмом и антиклерикальным искусством.Картина изображает кардинала Римско-католической церкви, который наслаждается чашечкой чая. Положение тела священника и роскошь, которая окружает клирика на этой картине, является тихой критикой на роскошь, в которой купались религиозные служащие, критика была направлена против вышестоящих представителей католической церкви.

# 6 «Чайная вечеринка» Фредерик Сулакруа

Фредерик Сулакруа (1858-1933) был итальянским академическим художником. Он был художником, который пользовался огромным успехом при жизни. Он писал картины в основном частным клиентам, приезжавшим из США, Англии, Германии (особенно Мюнхена), из Южной Америки, и Канады. Он также известен тем, что написал портрет королевы Маргариты, супруги итальянского короля Умберто I , а также короля Сиама и его брата, князя Санбасаска. Эта картина находится в частной коллекции. Здесь изображается социальная сцена очень популярных в те времена, чаепитий. Дамы носят вечерние платья, что было очень модным в конце XIX века.

«Чайная вечеринка» Фредерик Сулакруа

# 7 «Мытьё посуды - Эмили и ее чай» Чарльз Кортни Каран

Чарльз Кортни Каран (1861 - 1942) американский художник. Он известен благодаря своим полотнам, изображавшим красивых женщин в красивых интерьерах. Картина изображает милую маленькую девочку лет семи, моющую чайный сервиз. Это удивительная картина домашней жизни во времена Карана.

«Мытьё посуды - Эмили и ее чай» Чарльз Кортни Каран

# 8 «За чайным столом» Константин Коровин

Константин Коровин (1861-1939) был одним из ведущих русских художников-импрессионистов, талантливый сценограф. В 1885 году, Савва Мамонтов нанял Коровина проектировать декорации для его частной оперы. К 1900 году Коровин стал дизайнером Императорского театра в Москве, который сегодня известен как Большой театр. Эта картина датируется 1888, она изображает внутреннюю семейную сцену во второй половине дня во время принятия пищи и как вы можете заметить, чайник находится в центре стола, таким образом, предполагается, что он являлся важной частью кухонной утвари, а также чай был модным напитком.

«За чайным столом» Константин Коровин

# 9 «Прекрасная ваза и чашка чая» Джейми Патерно

Джейми Патерно это современная аргентинская художница, известная использованием ярких цветов в деликатной манере. Основные ее жанры-фигуративизм и натюрморт. Художница являлась выпускницей колледжа изобразительных искусств в Сеуле и в настоящее время связана с несколькими художественными объединениями. Активно организует выставки в Южной Корее и США с 1995 года. Это картина, которая показывает чашечку чая рядом с прекрасной вазой, как художница сама её называет, показывает яркие цвета и детское восприятие содержания сказок, которые вдохновляли художницу с раннего детства.

«Прекрасный ваза и чашка чая» Джейми Патерно

# 10 «Послеобеденный чай» Ричарда Миллера Эмиля

Ричард Э. Миллер (1875 - 1943) - великий американский художник-импрессионист. Он был в основном живописец, известный своими картинами женщин, томно позирующих в интерьерах или на открытом воздухе. Его отмечают как лучшего декоративного импрессиониста. Картина была закончена в 1910 году и она изображает женщин на залитом солнцем пейзаже, обрамленном большим, ярким японским зонтиком с узорами, который является примером декоративной техники Миллера. 

«Послеобеденный чай» Ричарда Миллера Эмиля

Нам действительно любопытно, какая из этих удивительных картин очаровала ваши глаза и сердце. Если вы знаете другие картины, где изображен чай, будем рады, если вы поделитесь этой информацией с нами.

Возможно, Вам будут интересны другие материалы нашего журнала: 

thechay.ru

Философия русского чаепития в картинах Кустодиева Б.М. - TeaTerra

Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка. В восточных традициях все стадии чаепития окутаны аурой таинственности и значимости происходящего. 2014_03_04_08_002Не случайно в программах чайных клубов есть занятия йогой, прослушивание традиционной музыки. Эти упражнения, совмещенные с чаепитием, помогают обрести душевное равновесие, в полной мере насладиться не только чаем, но и бодростью, гармонией жизни. Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева. Русское чаепитие за самоваром – частый сюжет его картин о провинциальной, купеческой, народной жизни россиян конца XIX, начала XX веков.

Картины Кустодиева наполнены яркой экспрессией светлых, радостных переживаний. Художник, сохраняя реализм образов, не боится давать свою трактовку, свое видение картины, передавая зрителю свой философский взгляд на жизнь.

Б. Кустодиев: «Любопытно, так в молодости нас в живописи пленяет все бравурное, яркое и сложное, и чем старше становишься, тем более ценишь покой и безмятежность, даже бедность и простоту и видишь, что именно в нем, покое, есть что-то вечное».

2014_03_04_08_003Голубой домик, 1920 год

В этой картине автор, словно по уровням духовного приближения к небесной выси, выстроил различные планы. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. Над ними возвышается фигура девушки в окне, словно душа, поднимающаяся над землей в любовном порыве. Хозяева, распивающие чай за самоваром, располагаются еще выше, оказываясь в центре картины. Их позы, неспешное чаепитие, — распространяют на всю картину ощущение умиротворенности, покоя и уюта. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу.

2014_03_04_08_004Купчиха за чаем, 1918 год

Богатый самовар, фаянсовый, расписанный золотом чайник, такая же из набора чашка, сервировка стола, — все говорит о том, что перед нами успешная женщина. Она красива, румяна и дородна. В руке держит блюдце и смотрит невозмутимо. Безмятежность и покой чаепития подчеркивается голубым небом на фоне террасы. Ничто не намекает на то, что на дворе 1918 год с его бурными событиями. В сознании художника душевное равновесие, уют сердечного настроения непременно ассоциируется с традиционным чаептием.

Б. Кустодиев: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, — любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему «русскому» — это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».

2014_03_04_08_005Московский трактир, 1916 год

В московском трактире тех лет за таким чаепитием решались важные вопросы, обсуждались новости, принимались решения. Чем-то это похоже на нынешние времена, неправда ли?

Б. Кустодиев: «Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии».

2014_03_04_08_006Купец-сундучник, 1923 год

Кустодиев посвятил немало картин купеческому быту. На этой изображен купец, торгующий чайной утварью. Богатое одеяние, почтенный вид, меховый воротник и шапка. Ничто не говорит о том, что на дворе 1923 г, — в чайной традиции художник видит успокоение души.

Б. Кустодиев: «Если меня что привлекает, так это декоративность. Композиция и картина, написанные не натурально и грубо вещественно, а условно, — красивы. Вот почему я не люблю своих вещей, в которых это все есть. В «Ярмарках» начинает другое что-то появляться- именно то, что я хотел и в других вещах видеть».

2014_03_04_08_007Купчиха, пьющая чай, 1923 год

Кустодиев отображает красоту русской женственности так, как она представлялась в его времена. Русская традиция пить чай с блюдца часто отражена им в картинах.

Б. Кустодиев: «Хочу только написать, что мне нравится, и в выборе сюжета и в его трактовке я совершенно свободен — рабства я больше всего боюсь. Мне кажется, картина, какой бы сюжет она ни имела, будет сильна любовью и тем интересом, с каким художник хотел передать свое настроение. И почему обязательно сюжет, то есть сюжет, как его у нас понимают — чтобы картина чему-то учила и что-то рассказывала. Разве не может быть картина только красивой?»

2014_03_04_08_008Извозчик в трактире, 1920 год

Чаепитие служит здесь главной темой картины. Кристальная прозрачность окна словно удаляет преграду стены, подчеркивает единство мира внешнего и внутреннего. Извозчик задумчиво вглядывается в окно, словно созерцатель за чашечкой чая.

Б. Кустодиев: «В своих работах хочу подойти к голландским мастерам, к их отношению к родному быту. У них масса анекдота, но анекдот этот чрезвычайно «убедителен», потому что их искусство согрето простой и горячей любовью к видимому. Голландские художники любили жизнь простую, будничную, для них не было ни «высокого», ни «пошлого», «низкого», все они писали с одинаковым подъемом и любовью».

2014_03_04_08_009На террасе, 1926 год

И, наконец, глубокая традиционная черта русского чаепития, — оно всегда служило цели объединению семьи, когда вокруг самовара собирались все члены, и стар и млад. Таким образом, русская чайная церемония способствовала укреплению внутреннесемейных связей, помогала людям разных поколений находить общий язык. За чайным столом семья проникалась единой атмосферой покоя…

Филосовский взгляд Кустодива по-прежнему актулен для нашей культуры, стремящейся к восстановлению и сохранению глубоких традиций, включая чайную.

Б. Кустодиев: «Говорят, что русский быт умер… Это чепуха! Быта не убить, т. к. быт — это человек…»

Источник: http://kustodiev-art.ru

www.tea-terra.ru

Русская и советская живопись / Чай в искусстве / Пробуем чай

Константин Маковский

Константин Маковский (1839-1915) - русский художник-передвижник. Много работал в жанре исторической и жанровой живописи, подробно воссоздавая бытовые детали, костюмы и весь антураж. “Алексеич”, 1881-82

Николай Богданов-Бельский

Николай Богданов-Бельский (1868-1945) - русский художник-передвижник. После Гражданской войны переехал в Ригу. Чаще всего писал жанровые картины, изображающие простой народ, детей, а также портреты. “Новые хозяева”, 1913

Константин Коровин

Константин Коровин (1861-1939) - русский живописец и театральный художник. Писал яркие, полные света картины, в импрессионистической манере. После революции интерес к его творчеству упал, в 1922 году художник уехал за границу, умер во Франции. Многие его работы находятся в Русском Музее. “За чайным столом”, 1888

Борис Кустодиев

Борис Кустодиев (1878-1927) - знаменитый русский живописец, театральный декоратор и книжный график. Писал много картин, изображающих русскую повседневную жизнь, старый уклад, провинцию. Поэтому у него так часто встречается тема чаепития: чай в России пили все слои населения, от дворянства до простолюдинов. Особенно колоритны кустодиевские купчихи, прихлебывающие чай из блюдечка. Не случайно “Купчиха за чаем” - одна из самых известных картин о “русской чайной церемонии”. “В старом Суздале”, 1914 “Московский трактир”, 1916 “Купчиха за чаем”, 1918 “Голубой домик”, 1920 “Купец-сундучник”, 1923 “Осень в провинции. Чаепитие”, 1926

Кузьма Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) - один из крупнейших русских художников первой половины XX века. Большинство картин писал тремя цветами: красным, желтым и синим (или зеленым). Одно из главных своеобразий его живописи - организация пространства картины по принципу так называемой “сферической перспективы”. Художник выработал свой собственный, ни на кого не похожий стиль, истоки которого прослеживаются в древнерусском искусстве. “Утренний натюрморт”, 1918 “За самоваром”, 1926

Игорь Грабарь

Игорь Грабарь (1871-1960) - русский советский художник, реставратор и искусствовед. От живописи его часто отвлекали другие занятия; в такие периоды, чтобы оставаться в форме, он писал натюрморты, называя их своей “натюрмортной зарядкой”, хотя превыше всего ставил “искусство портрета”. “За самоваром”, 1905 “Утренний чай. Подснежники”, 1939-54

Петр Кончаловский

Петр Кончаловский (1876-1956) - русский и советский художник, один из основателей и активный участник объединения “Бубновый валет” (1910-17) Помимо собственно живописи занимался оформлением театральных спектаклей, книжной иллюстрацией. В своем творчестве равнялся на Сезанна, однако при советской власти стал писать в более реалистичной манере. “Натюрморт с самоваром”, 1916

Николай Калмыков

Николай Калмыков (1924-1992) - советский живописец и график, чьи работы находятся в основном в региональных музеях. “Натюрморт с хлебом, яйцами и заварным чайником”, 1958

Вячеслав Рассохин

Вячеслав Рассохин (1937-1998) - советский и российский художник-реалист, книжный график. Чаще всего писал исторические картины на тему русской старины. “Посиделки”

Владимир Первунинский

Владимир Первунинский (р.1957) - современный российский художник, пишущий в реалистической манере, воссоздающий в своих картинах жанровые сцены из российской дворянской жизни XIX века. “Чаепитие в сиреневом саду”

Василий Нестеренко

Василий Нестеренко (р.1967) - современный российский художник, работающий в жанре реализма, активно выставляющийся и обласканный властями. “Конфетки, бараночки”, 1997

tea.landing.su


Смотрите также