Картина «Пляшущий царь Давид». Картина давид


Жак Луи Давид - картины и рисунки (всего 90)

Жак-Луи́ Дави́д (фр. Jacques-Louis David; 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский живописец и педагог, крупный представитель французского Неоклассицизма в живописи.

Жак-Луи Давид родился 30 августа 1748 года в семье оптового торговца железом Луи-Мориса Давида и его жены, Мари-Женевьев (урожд. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-л’Осеруа. До 2 августа 1757 года — дня смерти своего отца, возможно, погибшего на дуэли, жил в пансионе монастыря Пикпюс[fr]. Благодаря брату матери, Франсуа Бюрону, девятилетний Жак-Луи, позанимавшись с репетитором, поступил в Коллеж Четырёх Наций на курс риторики. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. Будущее Жака-Луи определили её родственники: брат Мари-Женевьев, Франсуа Бюрон, как и её шурин, Жак-Франсуа Демезон, были архитекторами, также семья была связана родством с художником Франсуа Буше. Когда у ребенка были замечены способности к рисованию, было решено, что он станет архитектором, как и оба его дяди.

Давид берёт уроки рисунка в Академии Святого Луки, в 1764 году родственники представляют его Франсуа Буше в надежде, что тот возьмёт Жака-Луи себе в ученики. Однако из-за болезни художника этого не произошло — тем не менее, он рекомендовал юноше начать заниматься у одного из ведущих мастеров исторической живописи раннего неоклассицизма Жозефа Вьена. Два года спустя, в 1766 году Давид поступает в Королевскую Академию живописи и скульптуры, где начинает заниматься в мастерской Вьена. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия».

В 1775—1780 Давид обучался во Французской академии в Риме, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения.

В мае 1782 года женился на Шарлотте Пекуль. Она родила ему четверых детей.

В 1783 году был избран членом Академии живописи.

Активно участвовал в революционном движении. В 1792 году был избран депутатом Национального Конвента, где примкнул к монтаньярам во главе с Маратом и Робеспьером, голосовал за смерть короля Людовика XVI. Являлся членом Комитета общественной безопасности, в качестве которого подписывал приказы об аресте «врагов революции». Из-за политических разногласий в это время развелся с женой.

Стремясь увековечить события революции, Давид пишет ряд картин, посвящённых революционерам: «Клятва в зале для игры в мяч» (1791, не закончена), «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель). Также в это время организовывал массовые народные празднества и создал Национальный музей в Лувре.

В 1794 году после термидорианского переворота заключён в тюрьму за революционные взгляды.

В ноябре 1796 года повторно женился на Шарлотте.

В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». Давид создаёт картины, посвящённые переходу Наполеона через Альпы, его коронации, а также ряд композиций и портретов приближённых к Наполеону лиц. После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию. В августе того же года вернулся во Францию. Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа. Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни.

Был похоронен на кладбище квартала Леопольда в Сен-Жосс-тен-Ноде (в 1882 году перезахоронен на Брюссельском кладбище[en] в Эвере), его сердце было перевезено в Париж и захоронено на кладбище Пер-Лашез.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org

Картина «Давид с головой Голиафа» — Artrue

Дата написания: 1610 год.Тип: Холст, масло.Размеры: 125*101 см.

Давид с головой ГолиафаДавид с головой Голиафа Давид с головой Голиафа

Давид с головой Голиафа

«Давид с головой Голиафа» — картина дерзкого Караваджо. Является значимой картиной, демонстрирующей многие парадигмы искусства. Современники, в середине семнадцатого века, заявляли, что на картине обе изображенные головы, Давида и гиганта Голиафа, являются автопортретами разных этапов жизни художника. Однако, лишь немногие историки искусств отметили черты Караваджо в обоих лицах. О наличие модели Голиафа ходят споры. К изображению своего лица в качестве жертвы прибегал тезка Караваджо — Микеланджело Буонаротти. Его лицо запечатлено на коже Варфоломея. Рембрандт пытался достичь той же артистичности в движении, что и Караваджо, в автопортрете с мертвой выпью.

В одноименной работе, сделанной Караваджо ранее (1607 год), в качестве модели Давида использовал, как считается, модель с улицы. Вероятно и в этой работе мнения о том, что Давид — автопортрет художника ошибочны.

Давид с головой Голиафа. 1607.Давид с головой Голиафа. 1607.Давид с головой Голиафа. 1607.

Давид и Голиаф

Еще раньше, приблизительно в 1599 году, Караваджо изобразил первую из трех картин на эту библейскую тему.

Давид и Голиаф. Около 1599. Караваджо.Давид и Голиаф. Около 1599. Караваджо. Давид и Голиаф. Около 1599.

Анализ картины

Давид с головой Голиафа. Фрагмент.Давид с головой Голиафа. Фрагмент.В руках Давида обычный клинок, который никогда оружием не служил. Перед битвой с Голиафом, он отказался от доспехов и оружия, воспользовавшись клинком лишь после битвы, для обезглавливания побежденного. Караваджо мог изобразить тяжелый меч, но герою достается изящный и тонкий, как кисть, кинжал. Расположение меча подразумевает эрегированный фаллос. Микеланджело, Тициан и другие художники часто использовали такие сексуальные подтексты в своих работах. Дело в том, что на протяжении всей истории искусства, вопросы пола, живопись и архитектура были тесно связанны между собой. Тело и его функции раскрывали, как считалось, мудрости Божественного замысла.

Давид с головой Голиафа. Фрагмент.Давид с головой Голиафа. Фрагмент.Меланхоличный и созерцательный взгляд Давида контрастирует с нахмуренными бровями. Почему Давид выглядит таким вдумчивым в такой ужасной сцене? Нахмуренность, безусловно, указывает на глубокую мысль. Меланхоличность граничит с жалостью к побежденному. Давид, со всей драматичностью выражаемых эмоций выглядит больше как проигравший, несмотря на очевидное преимущество. Общая атмосфера картины отражает тьму, страх и скорбь. На текущий момент картины находятся в музее истории искусств, в Вене. Только ранняя «Давид и Голиаф» хранится в музее Прадо (Мадрид).

artrue.ru

ЦАРЬ ДАВИД в живописи и графике.

"Книга Книг! Кто не изведал в своей изменчивой судьбе,Как ты целишь того, кто предал свой утомленный дух тебе?......Какой поэт, какой художник к тебе не приходил, любя?Еврей, христианин, безбожник –все, все учились у тебя...."Валерий Брюсов.В Ветхом Завете, да и во всей религиозной мировой истории жизнь, деяния, войны и подвиги Царя Давида, второго царя Израиля, описаны наиболее полно, красочно и последовательно.

Да и в искусстве образ великого царя нашел свое отражение во всем многообразии, где-то комплиментарно, а где-то правдиво изображая все противоречие характера и поступков Давида: его лучшие качества храброго воина, мудрого объединителя еврейского народа, пылкого любовника, гениального музыканта и поэта - с одной стороны, но и хитрого властителя, преступного заговорщика, коварного искусителя - с другой. Собрание его Псалмов вошло в книгу Ветхого Завета, стало важной частью и христианской традиции, имеет множество музыкальных и поэтических переложений. Попробуем увидеть, как образ Давида завоевывал сердца и вдохновлял кисть и резец многих великих художников на протяжении веков.

Давид был самым младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема и принадлежал к колену Иуды. Он был красив, умен, отважен, хорошо играл на арфе (псалтире, кефаре, гуслях). "Не славен в братии измлада,Юнейший у отца я был,Пастух родительского стада;И се! внезапно богу силОрган мои создали руки,Псалтырь устроили персты..."(А. С. Грибоедов. Давид, 1823)

В юности он пас овец и коз, и уже тогда проявлял чудеса храбрости, сражаясь с львам и медведями, нападавшими на стада. (У нас тут даже львы некогда водились!)

В те времена (10-11 века до новой эры) происходили постоянные войны между племенами и соседями. Злейшими врагами еврейских племен были филистимляне - сильные и отважные воины. Первый царь Израиля Саул возглавлял легкое подвижное войско, а у филистимлян были колесницы, и в предстоящем бою они не хотели спускаться в долину, где у евреев было бы преимущество. Тогда они предложили сразиться один на один и выставили своего воина Голиафа, огромного роста (шести локтей и пяди - около 2,9 метров), в шлеме и броне (вес брони его — пять тысяч сиклей меди - около 60 кг.)

Испугались израильтяне, никто не решился сразиться с великаном, только Давид, пришедший навестить своих старших братьев, вызвался принять бой. без доспехов и меча, с одной только пращей. Он поразил великана камнем прямо в лоб, а затем его же мечом отсек ему голову, а филистимляне с позором бежали.

"Певец-пастух на подвиг ратныйНе брал ни тяжкого меча,Ни шлема, ни брони булатной,Ни лат с Саулова плеча;Но, духом божьим осененный,Он в поле брал кремень простой —И падал враг иноплеменный,Сверкая и гремя броней."А. С. Хомяков, «Давид», 1841.

Царь Саул призвал Давида к себе на службу, молодой воин был храб, сам царь и народ полюбили его, Саул даже отдал Давиду в жены свою дочь Мелхолу, которая сначала противилась этому браку с простолюдином, но потом страстно полюбила молодого мужа.«Наверно, с отравой мне дали питье, И мой помрачается дух, Бесстыдство мое, униженье мое! Бродяга! Разбойник! Пастух! Зачем же никто из придворных вельмож Увы, на него не похож? А солнца лучи… а звезды в ночи… А эта холодная дрожь…»(А.Ахматова,"Мелхола")

Царь Саул, видя народную любовь к Давиду, завидовал ему и подозревал его в желании захватить трон, тем более, что до него доходили слухи о недовольстве пророка Самуила поведением царя и о тайном помазании молодого Давида на царство.

«И когда злой дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв арфу, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него». (1 кн. Царств,16:23).

"Пусть звуком арфы золотойСвятое песнопеньеУтешит дух унылый твойИ облегчит мученье."(К.Р. -великий князь К. К. Романов, «Псалмопевец Давид»)Саул посылал Давида в самые опасные сражения, даже сам пытался убить его, метнув в него копье.

Наконец, он подослал наемных убийц, но с помощью жены Мелхолы

и своего друга Ионатана (Ионафана), брата Мелхолы, Давид бежал из дворца и скрывается в пещерах.

Потом Давид собирает отряд из 600 человек, и даже совершает неправедный поступок - служит филистимлянскому царю, который дает ему в управление город Цикла, надеясь, что оттуда Давид будет совершать набеги на израильские племена. Давид лгал царю, нападал на южные племена амаликитян, грабил и убивал всех, не оставляя свидетелей, часто сам рискуя жизнью.

Однажды Давид обратился с просьбой к местному богачу Навалу, стада которого когда-то пас, снабдить его воинов продуктами, отказал богач, и Давид решил не только забрать все имущество, но и убить всех рабов и семью его. Абигайль, жена Навала, «женщина весьма умная и красивая», узнав о намерениях Давида, решается на поступок, равного которому, похоже, нет во всех библейских историях. Вопреки воле супруга, втайне от него она собирает обоз с продовольствием и спешит навстречу Давиду с просьбой простить ее неразумного мужа.

Б-г покарал жадного мужа Абигайль, он умер через 10 дней, а Давид, прослышав о его смерти, взял Абигайль в жены, понравилась она ему и лицом, и умом, и смелостью.А тем временем филистимляне начинают новую войну против израильтян, те терпят одно поражение за другим, и в бою у Гильбоа погибает царь Саул вместе со своим сыном Ионафаном.

"Вечер кровавого дня истёкв криках расправы скорой…Пал побежденный царь на клинок,горем оделись горы."Натан Альтерман. "Смерть Саула".Давид, получив известие об их смерти, горько оплакивает их,

а затем отправляется в Хеврон, где колено Иуды провозглашает его своим царем. Он мечтает объединить все израилевы колена и создать единое государство. "Заступник и Спаситель мой,Покров, и милость, и отрада,Надежда в брани и ограда,Под власть мне дал народ святой."М.Ломоносов. (Преложение 143 Псалма Давида)Для этого он выбирает город Иевус, Иерусалим, не принадлежащий ни одному из колен Израиля и находящийся на возвышенности и на пересечении дорог. Город был назван "градом Давида", укреплен стенами и отстроен как крепость.

Давид переносит сюда Ковчег Завета, главную иудейскую святыню, сделав таким образом Иерусалим символом единства нации на тысячелетия и впоследствии сионистской мечтой еврейского народа, его вечной столицей.

Новый царь продолжал расширять и укреплять свое государство. В расцвете своих сил, на вершине своего могущества он совершил тяжкий грех - он "страстно возжелал" и соблазнил жену одного из своих военначальников Урии Хаттеянина.

Он увидел прекрасную Вирсавию, совершавшую омовение на крыше своего дома, страстно возжелал ее и велел явиться к нему.

Он полюбил ее страстно, с юношеской пылкостью. И хотя у него было много жен, Вирсавия оставалась его любовью на всю жизнь.

Вирсавия забеременела от Давида, Урия отказался войти в свой дом и признать ребенка, тогда Давид отправил его в самое суровое сражение в надежде на его гибель, так и случилось.

Этот поступок Давида возмутил пророка Натана (Нафана),

и он предсказал ему суровые испытания войнами и наказание смертью сына - первенца от Вирсавии.

Еще одно горе пришлось испытать Давиду по вине старшего сына Амнона, изнасиловавшего свою единокровную сестру Фамарь ("О времена, о нравы..."), за что другой его любимый сын, Авессалом, возмущенный тем, что Давид не наказал Амнона, убил брата из мести за сестру.

Авессалом позже поднял восстание против отца, он был строен и красив, с длинными вьющимися белокурыми волосами, из-за которых он и погиб позже в одном из сражений с царским войском. запутавшись волосами в ветвях дерева. Давид тяжело переживал гибель сына.

И третий сын царя Давида, Адония, чуть не предал отца, решив захватить престол и уже готов был объявить себя царем, но мудрая и любимая жена Вирсавия взяла с Давида обещание помазать на царство их сына Соломона, умного, спокойного и верного.

"Г-споди, кто жить будет в шатре Твоем? Кто обитать будет на горе святой Твоей? Ходящий путями честными, и поступающий справедливо, и говорящий правду в сердце своем! Тот, кто не клеветал языком своим, не делал зла другу своему и не наносил оскорбления ближнему своему..." (15 Псалом Давида)

Давид дал обещание Вирсавии и сдержал его, и Соломон стал третьим царем Израиля, продолжив и приумножив дела своего великого отца и построив Храм в Иерусалиме. В "Книге Царств" царь Давид предстает перед нами противоречивой личностью: мудрый полководец, тонкий политик, отважный и жестокий воин, не очень хороший отец и не очень верный муж, создатель прекрасных лирических произведений - псалмов, искренне верующий в Бога, но не лишенный человеческих пороков и страстей.

"Б-г, Всесильный мой! Дай свет глазам моим, чтобы не уснул я сном смертным, чтобы не сказал враг мой: «Я одолел его», чтобы не возрадовались противники мои, если я пошатнусь. Я же уповаю на милосердие Твое; сердце мое ликует о спасении Твоем; я пою Б-гу, благодетельствующему мне." (13 Псалом)

Как всегда, вы можете посмотреть музыкальный видеоклип (где собрано около 80 репродукций) на стихи 90, 119 и 120 Псалмов Давида.

Ссылки: http://www.poetry-bible.ru/structure_g.php?sub_id=34 http://arfadavida.com/2012/index.php?option=com_contenthttp://www.erusalim.ru/david.htmlhttp://de.wikipedia.org/wiki/David_%28Israel%29#Davidsternhttp://tfilm.tv/19642-car-david.html

vanatik05.livejournal.com

Картина «Пляшущий царь Давид» — Artrue

Леонарт Брамер (1596–1674).Медь, масло. 42*58 см.

Пляшущий царь Давид. Брамер.Пляшущий царь Давид. Брамер. Пляшущий царь Давид

Пляшущий царь Давид

Автор

Брамер писал зачастую небольшие работы с необычными приемами освещения и эффектами. Позднее, попав под влияние работ Рембрандта все же сумел не потерять свою манеру написания.

Справочная информация

В собрании князя Долгорукова в Петербурге в 1912 году находилась копия (или, что менее вероятно, авторская реплика) данной картины меньшего размера, исполненная на меди.

Композиция, в которой ясно ощущается испытанное в Италии влияние Адама Эльсхеймера, была создана, видимо, уже после возвращения из Италии, где художник жил в 1614–1628 годах. Датировать её, однако, многие ученые предлагают 1628–1630 годами.

Описание картины

На картине среди древних руин мы видим очертания известного римского храма Весты. Сквозь красочный слой проступает темный грунт, местами делающий неразличимыми отдельные тона.

Сюжет

Работу на тему библейской придчи. БрамерРаботу на тему библейской придчи. БрамерБогач в аду. Брамер.

Сюжет картины (крайне редкий для голландской живописи), видимо, связан с указанным выше библейским повествованием о переносе ковчега Божьего в Иерусалим, хотя в ней нельзя усмотреть точного соответствия ни одному из эпизодов текста. В первом из них процессия с ковчегом выступает под звуки музыкальных инструментов, на которых играет сам царь и весь идущий с ним народ. Затем, после гибели человека, нечаянно прикоснувшегося к ковчегу, шествие прерывается, ковчег находится три месяца во временном пристанище, и лишь после этого царь Давид облачившись в льняные одежды, вновь становится во главе процессии и, входя в Иерусалим, скачет и пляшет во имя Бога, за что потом его упрекает одна из его жен. Брамер, по всей вероятности, совмещает два эпизода, а удивленные жесты зрителей заставляют вспомнить и о мотиве осуждения; кроме того, мастер вводит в композицию не упоминающихся в тексте ангелов.

Творчество Брамера

Такая свобода трактовки темы не воспринимается как нечто необычное в контексте искусства Брамера, человека широких интересов, автора фресок и иллюстратора испанской литературы. В его творчестве можно найти немало примеров, когда сюжеты из Священного Писания изображаются в столь же причудливом окружении античных руин, в сумеречное или ночное время, при вспышках таинственного света — среди нескольких примеров.

artrue.ru

Давид, Жак-Луи - это... Что такое Давид, Жак-Луи?

Жак Луи́ Дави́д (фр. Jacques-Louis David; 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский художник, основоположник французского неоклассицизма.

Биография

Жак Луи Давид родился 30 августа 1748 года.

Его отцом был состоятельный парижский коммерсант. Отец вскоре погиб на дуэли, и его воспитывала мать, которой помогали родственники — семейства Бюрон и Демезон. Среди членов этих семей были архитекторы, подрядчики строительных работ, и в их среде поощрялась рано проявившаяся у Жака Луи страсть к рисованию. Они даже служили моделями для его ранних портретов. Стремясь получить хорошее профессиональное образование, в 1766 году Давид поступает учеником в Королевскую Академию живописи и скульптуры и начинает заниматься у одного из ведущих мастеров исторической живописи раннего неоклассицизма Жозефа Мари Вьена. Педагогическая система последнего была основана на изучении античного искусства, Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». Вьен несколько лет провёл в Италии, был увлечен античностью.

В 1775—1780 обучался во Французской академии в Риме, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения.

В мае 1782 года женился на Шарлотте Пекуль. Она родила ему четверых детей[1].

В 1783 избран членом Академии живописи.

Активно участвовал в революционном движении, в 1792 избран депутатом Национального Конвента, где примкнул к монтаньярам во главе с Маратом и Робеспьером, голосовал за смерть короля Людовика XVI. Являлся членом Комитета общественной безопасности, в качестве которого подписывал приказы об аресте «врагов революции». Из-за политических разногласий в это время развелся с женой.

В 1794 году после термидорианского переворота заключён в тюрьму за революционные взгляды.

В ноябре 1796 года повторно женился на Шарлотте.

В 1797 стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона и с тех пор становится его пылким сторонником.

После поражения Бонапарта при Ватерлоо (1815) бежал в Швейцарию, затем переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни.

Похоронен на кладбище святой Гудулы в Брюсселе. Жена пережила его всего на один год.

Интересные факты

Дочь аристократа Лепелетье Сюзанна в отличие от отца была ярой роялисткой. Она планомерно скупала все репродукции картины Давида "Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре", которая была написана после его убийства за то, что он голосовал за казнь короля и уничтожала их. В конце концов она за огромные деньги выкупила у сына художника оригинал и сожгла его. Как выглядела картина мы знаем по случайно уцелевшей одной репродукции и рисунку ученика художника.[2]

Знаменитые работы

Примечания

  1. ↑ Ланди Э. «Тайная жизнь великих художников», М. 2011, ISBN 978-5-98697-228-2. стр. 103
  2. ↑ Ланди Э. «Тайная жизнь великих художников», М. 2011, ISBN 978-5-98697-228-2. стр. 104

Литература

  • Герман М. Давид. — М. «Молодая гвардия», 1964. — 304 с. — (ЖЗЛ; Вып. 381). — 115000 экз.

Ссылки

 Просмотр этого шаблона Жак-Луи Давид Картины
Велизарий (1780) · Портрет князя Станислава Потоцкого (1780) · Андромаха у тела Гектора (1783) · Клятва Горациев (1784) · Смерть Сократа (1787) · Портрет Антуана Лорана Лавуазье и его жены (1788) · Любовь Париса и Елены (1788) · Ликторы приносят Бруту тела его сыновей (1789) · Портрет маркизы де Сорси де Теллюсон (1790) · Смерть Марата (1793) · Голландский посланник в Париже Якобус Блаув (1795) · Портрет мадам Эмили Серизиат и её сын (1795) · Портрет мадам де Вернинак (1799) · Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами (1799) · Портрет мадам Рекамье (1800) · Наполеон на перевале Сен-Бернар (1800) · Портрет папы Пия VII (1805) · Коронация Наполеона (1806) · Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри (1812) · Маргарита-Шарлотта Давид (1813) · Леонид в Фермопилах (1814) · Этьенн-Морис Жерар (1816) · Контесса Вилейн XIIII с дочерью (1816) · Купидон и Психея (1817) · Венера и грации обманывают Марса (1824) · Гнев Ахилла (1825) David Self-Portrait 1791.jpg

dic.academic.ru

Библейские сюжеты: царь Давид - История красоты

24monacoЛоренцо Монако. Давид. 1408 г.

Пожалуй, во всем Ветхом Завете мы не найдем героя столь яркого и многогранного, как израильский царь Давид. В отличие от других ветхозаветных персонажей, характеры которых лишь угадываются за ёмким, но лаконичным библейским текстом, образ Давида воссоздан в древних летописях тщательно, детально, рельефно, а долгая и удивительная история его жизни пересказана подробно и неспешно (1-я кн. Царств, глава 16 – 3-я кн. Царств, глава 2).viscont2Джиованни де Грасси. Миниатюра с изображением Царя Давида из Часослова Висконти,  Италия. 1389

Кто же такой Давид? Избранник Господа, всенародный любимец, баловень судьбы. Юный златокудрый пастушок, которого, втайне от неугодного Богу первого израильского царя Саула, венчал на царство грозный пророк Самуил. Легендарный герой, который без оружия и доспехов, уповая лишь на помощь свыше, вышел на битву с великаном Голиафом и победил его. Вдохновенный поэт, восхвалявший Господа в своих псалмах. Гениальный музыкант, который игрой на арфе излечивал мучимого душевной болезнью царя Саула. Одинокий изгнанник, вынужденный скрываться в горах от преследований обезумевшего царя. Человек, наделенный неистовой силой чувств, будь то беззаветная дружба с сыном Саула Ионафаном или страстная любовь к женщине. Неотразимый мужчина, который легко завоевывал сердца дев и замужних матрон: юной дочери Саула Мелхолы, мудрой Авигеи и прекрасной Вирсавии. Преступный властитель, который отправил на верную смерть военачальника Урию, мужа полюбившейся ему Вирсавии. Безутешный отец, оплакавший своего сына-мятежника Авессалома. Тонкий дипломат и политик, который после гибели царя Саула и его сыновей в битве с филистимлянами сумел отстоять свое право на престол, удержать его, вопреки всем интригам, и основать династию. Великий государь и военачальник, который покорил филистимлян, создал мощную державу и сделал «град Давидов» Иерусалим столицей своего государства.

k_davidПсалтырь герцога Беррийского. 1386 г.

Давид – один из немногих ветхозаветных героев, наделенных прямой речью, причем это не отдельные реплики и не отвлеченные поучения, а открытое лирическое выражение чувств. В трогательных диалогах с Ионафаном, в скорбных плачах по Саулу и Ионафану, по мятежному сыну Авессалому, а главное – в своих возвышенных псалмах во славу Господа, Давид предстает перед нами человеком благородным, благочестивым, искренним.

2illumix

Фра Анжелико. Царь Давид. 1443-45 гг.

Естественно, что Давид привлекал внимание европейских художников больше, чем прочие герои Ветхого Завета. Но причины этого интереса не исчерпываются литературными достоинствами библейских летописей. Своей популярностью Давид обязан не только выразительным текстам хроник, но и Псалтыри. Псалтырь (собрание псалмов Давида) - наиболее востребованная в христианском мире книга Ветхого Завета. На Псалмы постоянно ссылаются проповедники и авторы богословских трактатов, в них ищут пророчества о грядущем пришествии Христа, они входят в состав церковных служб, имеют множество музыкальных и стихотворных переложений. Автор большинства псалмов – библейский царь Давид – на многие века стал постоянным духовным спутником верующих. Изображения Давида-псалмопевца с арфой в руках часто украшали книжные миниатюры (иллюстрации к Ветхому Завету и Псалтыри), а также каменную резьбу и витражи соборов.

w_moses8Клаас Слютер. Пророк Давид. Колодец пророков в монастыре Шанмоль, Дижон. 1395-1406

Однако более всего почтительное отношение к Давиду объясняется тем, что он считается прямым предком Христа. Вера евреев в то, что грядущий спаситель - Мессия – придет из дома Давидова, была воспринята христианством. Образ Давида богословы истолковывали как предшествующее воплощение Христа, а эпизоды из жизни израильского царя – как спасительные деяния Иисуса. Так, в битве Давида с великаном Голиафом теологи видели поединок Христа с антихристом.Кроме того, древние сказания часто обретали сугубо современный и не связанный с религиозной символикой смысл. Так было и в ренессансной Флоренции. Давид стал для флорентийцев национальным героем. В юном победителе Голиафа они видели символ своего города, который отстаивал независимость в борьбе с могущественными соседями. Читатель, конечно, сразу вспомнит главную достопримечательность Флоренции - знаменитую статую Микеланджело, но наш разговор начнется не с нее. У великолепного микеланджеловского Давида были предшественники, и знакомство с ними поможет нам лучше понять всю оригинальность замысла великого скульптора.

1david_1Донателло.  Давид. 1408 г.

Парад победителей Голиафа открывает «Давид» (1408 г.) Донателло, прославленного предшественника Микеланджело. Знаменательно, что мраморная статуя первоначально предназначалась для собора Санта Мария дель Фьоре, но в 1416 г. ее приобрела Синьория (городской совет) и установила перед своей резиденцией Палаццо Веккио (Палаццо делла Синьория). К скульптуре была добавлена многозначительная надпись: «Храбрым борцам за отечество Боги помогают против ужасных врагов».Современному зрителю статуя, однако, вряд ли покажется убедительной. Несколько высокомерный юноша в щегольской накидке стоит в небрежной, даже манерной позе. У его ног лежит огромная голова поверженного Голиафа. Этот Давид мало похож на скромного пастушка, а тем более - на бесстрашного воителя, который метким ударом выпущенного из пращи камня убил великана, а потом обезглавил его.

2david1Донателло. Давид. 1430 г.

Второй раз Донателло обратился к тому же сюжету в 1430 г. Впервые в итальянской скульптуре Возрождения была создана полностью обнаженная фигура. Гладко отполированная блестящая бронзовая поверхность статуи подчеркивает легкость фигуры юного Давида. Его тело кажется слишком изнеженным, даже немного женственным. Победитель Голиафа в широкополой пастушеской шляпе задумчиво смотрит на устрашающую голову, будто не сознавая совершенного им подвига. Первоначально статуя принадлежала семейству Медичи, но в 1495 г. она была установлена в одном из дворов Палаццо Веккио.

y_davidАндреа Вероккьо. Давид. 1473 г.

Близка по замыслу к этой работе и скульптура Андреа Верроккьо (1473 г.): стройная бронзовая фигура, меч в руке, отрубленная голова Голиафа у ног. Давид у Верроккьо разве что более мужественен, чем донателловский. И эта работа была, в свою очередь, куплена Синьорией у владельцев, семьи Медичи. В Палаццо Веккио образовалось уже целая коллекция произведений, воспевающих библейского героя, когда в 1504 г. на площади перед Палаццо вознесся мраморный колосс - «Давид» Микеланджело, созданный по заказу Флорентийской республики.

david4Микеланджело.  Давид. 1504 г.

Представим себе, что человечество должно выбрать одно-единственное произведение искусства, которое олицетворяет все лучшее, что есть в юношах Земли. Наверное, избран был бы микеланджеловский Давид. Трудно представить себе образ более притягательный: возвышенный и в то же время полностью земной, одухотворенный и одновременно чувственный, исполненный благородства и внутренней силы, зрелого мужества и юношеской решительности.В отличие от Донателло и Верроккьо, Микеланджело изобразил не победителя, а воина-защитника, который готовится к бою. Скульптор отказался от эффектного противопоставления красивого юного тела Давида и устрашающей головы Голиафа. Отвергнув это конкретное иллюстративное решение, Микеланджело наполнил свою работу глубоким гуманистическим смыслом.

david0Лоренцо Бернини. Давид. 1623 г.

Давид Донателло - победитель милостью Божьей. Сам по себе очаровательный мальчик-пастух не столь уж значителен, он силен лишь как орудие Господа. При взгляде на прекрасное волевое лицо и мощную фигуру микеланджеловского Давида, становится ясно, что у этого атлета достанет собственных сил, чтобы одержать любую победу. Именно такой гордый образ Давида-борца был созвучен эпохе Высокого Возрождения с ее верой в безграничные возможности человека и очень близок молодому Микеланджело, героическому складу его дарования.

03davidАндреа дель Кастаньо. Молодой Давид. 1430-е гг.

4davidТициан Вечеллио. Давид и Голиаф. 1542-44 гг.

70davidКараваджо. Давид с головой Голиафа. 1609-10 гг.

david6Орацио Джентилески. Давид с головой Голиафа. 1610 г.

david8Гвидо Рени. Давид с головой Голиафа. 1605 г.

david_goДоменико Фетти. Давид с головой Голиафа. 1620 г.

Битва Давида с Голиафом была излюбленным сюжетом не только для скульпторов, но и для живописцев, особенно в 17 столетии. Эпоха барокко ценила контрасты, и идея изобразить цветущего юношу с безобразной головой врага в руках представлялась художникам заманчивой. Назовем три картины Караваджо, работы Рубенса, Бернини, Фети, Рени, Джентилески, Строцци, Кастаньо, не говоря уж о менее известных произведениях.

17davidЧима да Канельяно. Давид и Ионафан. 1505-10 гг.

14oldtesРембрандт Харменс ван Рейн. Прощание Давида с Ионафаном. 1642 г.

Отдал дань этой теме и молодой Рембрандт в многофигурной композиции «Давид приносит голову Голиафа царю Саулу» (1627 г.). Но в более поздней картине «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 г.) перед нами предстает совсем другой Давид - не блестящий триумфатор, не славный победитель, а гонимый, доведенный до отчаяния человек. Верный Ионафан помог Давиду скрыться от гнева своего мстительного отца, царя Саула, и вот настал миг, когда он должен оставить друга в одиночестве. «И плакали оба вместе, но Давид плакал более» (1 кн. Царств, 20:41). Недвижный, словно окаменевший, Ионафан поддерживает друга мягко и бережно. Давид же обнимает Ионафана отчаянно, истово, он сломлен страхом и страданием. Мы не видим его лица, но чувствуем, что тело сотрясается от рыданий.Примечательно, что картина Рембрандта – гимн преданности, верности, дружбе - единственная, написанная на этот сюжет. Хотя в 17 веке богословские толкования уже не имели такого влияния на умы, как в более раннюю эпоху, образ Давида-триумфатора основательно затмил прочие стороны его натуры. Показывать славного царя в тяжелую минуту жизни, когда он дал волю слезам, припав к груди друга… Это полностью шло в разрез с традицией, было не то чтобы запрещено, но не принято. Как не принято было сочувственно относиться к предшественнику Давида, отвергнутому Господом царю Саулу.

saul_davГверчино. Саул атакует Давида. 1646 г.

davidhar1Ян де Брей. Давид, играющий на арфе. 1670 г.

sauldaviЭразмус Квеллинус II. Саул и Давид. Фрагмент. 1635 г.

davidharЛукас ван Ленден. Давид играет перед Саулом. 1646 г. 

В хрониках рассказывается, что Давид часто играл для Саула на арфе. Практически все художники, которые брались за этот сюжет, в том числе и молодой Рембрандт (картина 1630 г.), изображали момент, когда Саул в приступе безумия собирается броситься или уже набросился с копьем на Давида. Но зрелого Рембрандта, вернувщегося к этому сюжету в 1650- е годы,  вдохновили другие строки хроники: «И когда злой дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв арфу, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него». (1 кн. Царств,16:23).Узкоплечий мальчик с чуткими пальцами сосредоточено играет перед рыдающим, обессилившим от душевной муки царем, и звуки арфы переносят обоих в некое иное измерение, где нет борьбы за власть, болезненной подозрительности, жестокости. Завтра гонения начнутся снова, и Давиду придется бежать в горы, спасая свою жизнь. Но пока звучит арфа, прилежному музыканту ничто не грозит. Вдохновенный артист и растроганный слушатель так поглощены музыкой, что все иное для них просто не существует. Рембрандт рассказывает собственно не об эпизоде из жизни Давида, а о целительной силе искусства, о минуте душевного просветления, которую переживает ожесточившийся владыка.

Saul_and_David_rembrandtРембрандт Харменс ван Рейн. Саул и Давид. 1629-30 гг.

22oldtesРембрандт Харменс ван Рейн. Саул и Давид. 1655-60 гг.

Так же, как и «Прощание Давида с Ионафаном», не имеет аналогов картина «Давид и Урия» (1665 г.), хотя история преступной любви Давида к Вирсавии, жене военачальника Урии, часто становилась темой живописи. На одних картинах запечатлен миг, когда Давид с высокой башни своего дворца случайно увидел купающуюся красавицу и воспылал к ней страстью, на других мы видим обнаженную Вирсавию с письмом Давида в руке. Закулисная сторона этой истории – неправедный поступок Давида, который тайно отдал приказ поставить Урию в самое жаркое место боя и оставить его без помощи, - заинтересовала одного лишь Рембрандта.

25oldtesРембрандт Харменс ван Рейн. Давид и Урия. 1665 г.

Необычна композиция картины. Три человека стоят спиной друг к другу, но лицом к зрителю. На переднем плане уходящий от царя Урия, вслед ему смотрят Давид и пророк Натан, который именем Господа осудил Давида и привел его к покаянию. Ни один не видит лица другого, ни один не должен скрывать свои чувства. Урия прижал руку к груди, у него вид обреченного, который только что услышал приговор. Во взгляде Давида – сожаление и чувство утраты. Он сознает свою греховность, но не в силах поступить иначе.

bathshebЯн Массейс. Царь Давид видит Вирсавию. Середина 16 в.

Эти три картины показывают нам, как свободно относился Рембрандт к сложившимся традициям в изображении событий Ветхого Завета. Для него существовали лишь собственные впечатления и переживания, только личный опыт. И это роднит его с Микеланджело. Оба великих и столь не похожих мастера не снисходили до изобразительного комментария к Библии. Непосредственный смысл сказаний был для них лишь поводом для обобщений, для зрелых и оригинальных суждений о человеке. Но парадоксальным образом именно их творения наиболее верно передают дух библейских текстов, их универсальное значение.

sacchet2Чечино дель Салвати. Вирсавия идет к царю Давиду. 1552-54 гг.

В посвященном Микеланджело романе «Муки и радости» Ирвинг Стоун писал о статуе Давида: «Микеланджело стремился показать человека, в котором совместились бы множество людей, все те, кто от начала времен отваживался сражаться за свободу. Давид олицетворял для него человеческую отвагу в любой сфере жизни». То же самое можно сказать и о рембрандтовских героях – Давиде, Ионафане, Сауле, Урии. Их образы воплощают множество поколений людей: тех, кто безоглядно отдавался творчеству, тех, кто был безвинно осужден, тех, кто страдал от притеснений власти и тех, кто с риском для себя защищал гонимых, тех, кто по слабости своей грешил и тех, кто проливал слезы раскаяния, - всех нас.

09bathshПитер Пауль Рубенс. Вирсавия у фонтана. 1635 г.

bellezza-storia.livejournal.com


Смотрите также