Описание сюжета картины Врубеля «Демон сидящий». Картина демон


Врубель "Демон сидящий" - описание картины, сюжет, история

Картина "Демон Сидящий"Картина «Демон Сидящий»

Картина «Демон Сидящий»

Картина «Демон сидящий» — это результат соединения во временном континууме в полвека литературного образа, созданного великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, с зрительным образом, созданным не менее гениальным русским художником Михаилом Александровичем Врубелем. Невозможно представить какой-либо иной образ литературного персонажа поэта, чем демон Врубеля. По современному выражению, полотно художника является визитной карточкой поэмы «Демон». Поэму М.Ю. Лермонтов писал в течение десяти лет с 1829 года по 1839 год, работа над образом демона художником длилась 12 лет. Врубель Михаил Александрович «Демон сидящий» начал писать в 1890 году, и ее увидел свет в 1891 году, картину «Демон летящий» он написал в 1899 году, картину «Демон поверженный» закончил в 1902 году. Это показывает, что оба великих художника долго искали и нашли в этом образе падшего ангела, «духа изгнанья» картину мироздания полную противоречий, борьбы зла и добра и ощущения неминуемой победы добра над злом. Однако у Врубеля его демоны иногда вызывают сомнения этой победы, это заметно в одной из главных работ художника «Демон сидящий».

Описание картины Врубеля «Демон сидящий»

«Печальный Демон, дух изгнанья» — образ, который сразу же возникает из первых строк поэмы при взгляде на полотно М.А. Врубеля. Мощный торс сидящего демона, обнявшего колена с заломленными пальцами, венчает лик, полный тоски и вселенской скорби. Печален облик падшего ангела и тосклив его взгляд, устремленный в угасающий день в нижнем углу полотна, на фоне тяжелого свинцово-пурпурного неба: «Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..» Мозаика каменных цветов, окружающая его, заставляет верить в его неземную сущность. А синий цвет накидки на коленях подчеркивает его божественное происхождение: «Тех дней, когда в жилище света блистал он, чистый херувим». Но все это в прошлом: «Давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта.» Демон у Врубеля — это олицетворение духа изгнания, он часто в своих описаниях и беседах с друзьями подчеркивал это и старался передать это состояние духа.

Специально суженый Врубелем размер картины ограничивает пространство демона, заточая его в него, как бы делая его узником Творца. Может поэтому в его взгляде столько безысходности и равнодушия к окружающему его миру. Закат дня в углу полотна можно трактовать как закат человечества, победу зла над добром. И это сотворил он, тоскливо, но равнодушно взирающий на гибель земной жизни: «И все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел.». Это одна трактовка, но полотно дает возможность множеству трактовок сюжета и они сделаны искусствоведами и художниками многих стран. Удивительно их разнообразие и отсутствие схожих взглядов на картину.

Загадочная философская сущность этой картины познается многими ее исследователями не сразу, настолько сложен и многогранен этот образ. Надо заметить, что и сам художник долго вносил в образ демона изменения, даже уже в выставленное полотно в художественной галерее. Исследователи творчества художника считают, что увлечение образом демона и попыткой показать его неземную сущность, сотканную из противоречий, внутренней борьбы героя между добром и злом, привело художника к расстройству его психики и болезни. В последние годы жизни эта тема стала главной в его творчестве. Художник даже признавался близким, что демон являлся ему вживую.

История создания полотна

После переезда из Киева в Москву в 1890 году, художник попадает в атмосферу доброжелательного и заинтересованного отношения к нему московского мира художников и меценатов. В этот период он сближается с художником Константином Коровиным и меценатом Саввой Мамонтовым. В период (12 лет) пребывания в Москве им созданы самое большое количество шедевров его творчества. История его демониады началась еще в Киеве, где им был создан первый образ демона, который он там же и уничтожил. И это не первая работа, уничтоженная им в муках его творчества. Он писал своей жене, что уничтожил 1000 листов рисунков и эскизов в поисках образа своего героя.

В Москве к юбилею М.Ю. Лермонтова готовилось двухтомное издание поэта. Врубель не был известен широко как художник оформитель литературных изданий, но получил заказ на иллюстрацию поэмы «Демон». Поскольку художник еще задолго до этого был увлечен образом в поэме Лермонтова, им были выполнены несколько набросков и эскизов, что вероятно и сыграло роль при выборе его для иллюстрации двухтомника.

АвтопортретАвтопортрет

Врубель для поэмы написал 30 акварельных иллюстраций, среди которых «Демон сидящий». Из этих иллюстраций художник позднее, через десять лет создал три огромных полотна, первым из которых был «Демон сидящий». В художественной мастерской Саввы Мамонтова был написан основной образ демониады. Полотна были выставлены в художественной галерее и получили негативную критику художественных кругов, отмечающую, тем не менее, художественный талант Врубеля. Особо отмечалась техника живописи художника, основу которой составляли четкие крупные и ровные мазки кисти. Эта манера написания полотен позволяет относить его творчество к представителям модерна и символизма русской живописи. Картины позднее, еще при жизни автора, были приобретены Третьяковской галереей, где находятся до сих пор.

Врубель «Демон сидящий» — одна из лучших картин художника и наиболее известная миру искусства. Она не оставляет равнодушным никого, ни неопытного молодого зрителя, ни умудренного искусствоведа, у всех она будоражит воображение и вызывает бурю эмоций, вызывает желание увидеть в глубине образа «падшего ангела», то что хотел донести нам великий и гениальный мастер кисти. Мой совет, посетите Третьяковскую галерею, пойдите специально к полотну М. Врубеля «Демон сидящий», постойте у него несколько минут. Вам откроется удивительный неземной мир «духа изгнанья», в котором, возможно, вы найдете ответы на многие земные вопросы.

Также интересно

surzhyk.org

описание и история шедевра. Тема демонов в творчестве Михаила Врубеля :: SYL.ru

Даже люди, не разбирающиеся в искусстве, не могут не знать "Демона" Врубеля. Это произведение поражает воображение. Сидящая атлетически сложенная мужская фигура на фоне заката написана в очень необычной технике. Кажется, что это даже не живопись, а панно. Как же пришла в голову знаменитому художнику идея нарисовать мифическое существо? Читайте об этом ниже.

История создания

демон врубеля

"Демон" Врубеля появился в связи с юбилейным изданием одноименной поэмы Лермонтова. Художника пригласили иллюстрировать книгу, так как его порекомендовал на эту должность сам Сава Мамонтов, который славился своим отменным художественным вкусом. Для юного художника Врубеля демон стал настоящим прорывом. Ведь до этого момента бывший студент еще не успел толком поработать. Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески. Удивительно, в Киеве художник занимался рисованием Богоматери, а в Москве ему предложили рисовать демона. Нужно сказать, что опыт подобного рисования у художника уже был. История "Демона" Врубеля начинается с неразделенной любви. Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову – жену своего заказчика. Его возлюбленная была замужней дамой, поэтому ни о каких взаимных чувствах не было и речи. Чтобы как-то выразить свою безответную любовь, Врубель рисует демона и пририсовывает ему голову своей возлюбленной. Этот набросок художник уничтожил. Получившийся эскиз испугал Михаила Александровича. Но в Москве карандашный набросок ему вспоминается, и на его основе художник создает свой культовый шедевр «Демон сидящий».

Описание картины

"Демон" Врубеля написан в очень интересной технике. Картина создана не из мазков, а как бы из кристаллов. При взгляде на полотно кажется, что перед глазами находится не живопись, а качественно сделанная аппликация. По задумке демон сидящий должен олицетворять титана. Юноша, изображенный на картине, принял задумчивую позу. Он сидит, обхватив ноги руками, и смотрит вдаль. Его напряжение выдают крепко сжатые кисти. Смотря на демона сидящего, можно понять, что этому юноше уже много пришлось перетерпеть. Его оголенный торс смотрится очень внушительно. Мышцы на загорелых руках выпирают, что в контрасте с юным лицом смотрится очень непривычно. Описание картины Врубеля «Демон» не было бы полным, если не упомянуть о пейзаже. Демон написан сидящим на горе, в окружении цветов. Удивительно, но красивые и нежные растения кажутся вылепленными из камня. Художник взял нижний ракурс, чтобы умышленно сделать своего и так большого демона еще больше. Фигура кажется настолько огромной, что частично даже не помещается в полотно. Задумчивый мужчина не кажется нам отталкивающим. Его угрюмое выражение лица, вопросительные складки на лбу и печальные глаза скорее вызывают сочувствие, чем отвращение.

Цветовая гамма

"Демон" Врубеля написан на контрастах. Синий цвет, который присутствует как в одежде юноши, так и в земле, на которой сидит фигура, олицетворяет надежду. Холодные оттенки на картине поддерживаются лиловыми цветами заката. Остальная часть картины выполнена в теплых оранжево-коричневых тонах. Фигура освещена солнцем, что делает ее менее мистической и более земной.

Можно рассматривать холодные оттенки в картине как рождение какого-то нового мира, о котором мечтает демон. Вся напряженность позы главного героя повествует о том, что реальность персонажа мало устраивает. Закат дня, написанный в холодных оттенках, должен донести до зрителя мысль, что в жизни все плохое когда-нибудь заканчивается. Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине. Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева. Без этих белых пятен фигура визуально бы упала в сторону.

Анализ картины

На полотне демон сидящий изображен в виде юного титана. Такая аналогия неслучайна. Сам Врубель не ассоциировал своего демона ни с чертом, ни с дьяволом. Врубель писал, что демон – это состояние его души. Сегодня можно услышать мнение критиков о том, что художник сошел с ума именно потому, что выбрал главным героем своих картин потустороннее существо из ада. Но у Врубеля было другое мнение на этот счет. Он верил, что выразить свою внутреннюю сущность по-другому просто невозможно. Следует внимательно посмотреть на картину, и можно в ней найти множество противоречий.

картина демон врубеля

Например, фигура титана мощная и мускулистая. А вот лицо совсем юное и очень грустное. Зритель может понять, что участь демона не нравится главному персонажу, но ничего со своей судьбой он сделать не может. В картине хорошо передается три состояния: скованность, тоска и беспомощность. Холодный мир, который нашел демон на вершине горы, это не то, что он ожидал там увидеть.

Стиль, в котором написана картина, помогает ее лучшему пониманию. Осколки кристаллов как бы формируют фигуру. Зритель может предположить, что художник хотел до него донести то, что даже те индивиды, которые сделаны из камня, могут иметь тонкую и ранимую душу.

Критика

Современники тепло приняли картину Врубеля «Демон». Где находится это полотно сегодня? Там же, где и находилось два столетия назад – в Третьяковской галерее. Именно там впервые экспонировалась полотно, прежде чем его увидел весь мир. Шаляпин рассказывал о картине, что демон его потряс. Певец признавался, что демон его потряс до глубины души, и оторвать взгляда от картины просто невозможно. Блок, как и многие современники, считал, что Врубелю удалось полностью охватить мысль Лермонтова и проникнуть в каждую строчку стихотворения. Несмотря на это многие критики считали, что демон художника недостаточно отвратительный, у него не получается стать воплощением зла и порока, которым нужно быть любому проявлению темных сил. Удивительно, что картина молодого дарования смогла не только покорить сердца отечественной публики, но и получить признание за границей. Пикассо говорил, что именно благодаря стилю, который он впервые увидел у Врубеля, ему пришла идея создать новый стиль в искусстве. Вдохновение и придание уверенности своим коллегам по цеху в том, что искусство нуждается в новом обличье - вот главные заслуги художника.

Скульптура

демон врубеля где находится

Демон появлялся не только в живописных работах художника. Врубель создавал на подобную тему свои скульптуры. Самая известная из них – это «Голова Демона», к сожалению, она до нас не дошла, так как сильно пострадала от рук вандала. Скульптура была выставлена в Русском музее, когда один из посетителей выставки не смог сдержать свои чувства и скинул работу с постамента. Говорят, что человек был сумасшедший, ну а может быть, кому-то просто было жутко смотреть на проявление дьявола во плоти.

А вот Врубель наслаждался изготовлением своей скульптуры. Ее он сделал сразу после того, как написал полотно «Демон сидящий». Но если лицо титана с картины было грустное и романтичное, то в скульптурном портрете лик преобразился. Это была страшная маска, прикрытая гривой густых волос. Чтобы добавить большего реализма своему произведению, художник решил раскрасить скульптуру.

Демон и Тамара

врубель михаил александрович демон и тамара

Где еще, кроме живописных полотен, можно встретить мифического героя в творчестве Михаила Александровича Врубеля? «Демон и Тамара» – это одна из иллюстраций к сборнику Лермонтова. Иллюстрация сделана на ватмане акварелью. Врубель решил показать зрителям свое видение момента встречи Демона и Тамары. На рисунке главные герои словно не испытывают никаких чувств. Отстраненность Тамары и отсутствие предчувствия смерти делает иллюстрацию более значимой. Как были оценены иллюстрации Михаила Александровича Врубеля? «Демон и Тамара», а также другие иллюстрации не были так высоко оценены зрителями. Издатели считали, что стиль рисунка у Врубеля чересчур вычурный, а поэтому он плохо сочетается с иллюстрациями других художников. Естественно, издатели боялись, что книга будет хуже продаваться, если покупатели не смогут оценить представленных в печатном издании иллюстраций. Врубелю даже пришлось перерисовывать некоторые иллюстрации. Но полностью подстроиться под требуемый стиль художник не смог. Слишком он был своеобразен и свободолюбив. Жесткие рамки ограничивали его творчество, не помогали создавать шедевры - так считал художник. А продавать свой талант за деньги Врубель не очень хотел. Ему хотелось творить не ради больших гонораров, а ради самого процесса.

Летящий

демон летящий

На волне своего успеха художник решил вернуться к теме, больше всего его интересовавшей. «Летящий демон» – картина Врубеля, которая появилась через 9 лет после первого полотна, заслужившего всемирное признание. Но в отличие от своего первого демона, второго художник так и оставил незавершенным. Сложно сказать, что послужило тому причиной. Возможно, Врубеля разочаровала тема, возможно, в процессе воплощения замысла в жизнь вдохновение покинуло художника. Но ясно одно: картина была заранее хорошо продумана. До наших дней даже дошли некоторые эскизы. На картине Врубеля «Демон летящий» изображена гористая местность и посередине фигура героя. В отличие от первого творения, второй образ стал менее аллегоричным и менее детальным. Фигура на картине еле очерчена. А вот складки плаща и фон хорошо проработаны. Демон летит между небом и землей, рассекая узкое пространство, отведенное ему автором. Свобода, которую олицетворяет собой персонаж, выглядит слишком сжато.

Изображая летящего демона, Врубель размышлял о смене эпох. К нему уже пришла слава, его картины с успехом экспонировались за рубежом. Но почему-то будущее представлялось художнику чем-то серым и неуютным. Вероятно, второй раз Врубель опять писал свое душевное состояние. Но если в первый раз он смог ясно выразить свои чувства, то вторая попытка явно не удалась. Никакой конкретики, все серо и размыто. Хотя вероятность того, что именно такое состояние и было у художника, очень велика.

Поверженный

демон поверженный

Последний демон, которого написал художник, стал для него пророческим. Как всегда, создавая своего мифического персонажа, Михаил Александрович выворачивал наизнанку свою душу. В то время, когда писалась картина, в жизни художника происходили перемены. И они не были радостными. Написанный Врубелем «Демон поверженный» имеет серую цветовую гамму. Оно и неудивительно. Художник страдал от психологического расстройства и поэтому постепенно терял зрение. Сложно представить, как с этим можно справиться. Но художник держался до последнего. На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом. Когда в первый раз картина экспонировалась на выставке, она получила большой шквал негативных отзывов. Даже друзья художника заметили, что демон слишком непропорциональный. Возможно, именно эти замечания заставили Врубеля еще не раз прийти на выставку и прямо там перерисовывать своего персонажа.

Говорили, что демон менялся на глазах, принимал разные позы, да и выражение его лица менялось день ото дня. Делая анализ картины Врубеля «Демон поверженный» нельзя не сказать о фоне, на котором расположился персонаж. Горное ущелье выглядит как могила, а разбросанные рядом перья от крыльев должны были показать зрителю, что чем выше человек заберется, тем больнее ему будет падать. Действие картины разворачивается на фоне заката. Этот символический фон подводит черту под жизнью демона и Врубеля. Есть мнение, что художник хотел показать своим демоном несокрушимость его в жизни каждого человека. Даже несмотря на то, что герой пал, он все еще дышит и будет жить. Но впечатление полотно производит такое, что кажется, будто демон слишком слаб и умрет с минуты на минуту. Но не стоит отрицать того факта, что художник так и не смог завершить начатой задумки, так что сейчас у зрителей нет возможности полюбоваться на то, что должно было получиться в итоге.

Демоны в творчестве

У каждого человека есть внутренние проблемы, и все с ними борются по-разному. Одни ходят к психотерапевту, другие ведут дневник. Демоны в творчестве Врубеля занимают центральную позицию по той причине, что это были образы его души. Как признавался сам художник, ему не раз становилось легче после того, как он изливал свою душу на холст. Но почему же Врубель ассоциировал своего внутреннего жильца с демоном? Дело в том, что художник не считал этого персонажа чем-то злым или порочным. Для Врубеля демон – это не черт и не дьявол. Это падшее существо, которое пытается найти свое место в этом мире. Согласитесь, аллегорично. Если посмотреть на всех демонов, написанных художником, можно проследить душевное состояние их автора. Некоторые говорят, что Врубель создавал пророческие картины. Но ведь на проблему можно взглянуть и под другим углом. Картины не были пророческими. Художник через свое творчество выражал свои душевные муки, свою болезнь, которая его и погубила. Тематика его работ тут ни при чем. Ведь первые его творения считали чудом и переворотом в искусстве. Так что глупо полагать, что именно «темная» тематика, выбранная художником, погубила творца.

Влияние на последователей

картина демон врубеля анализ

Все ли гении были сумасшедшие? Сложно сказать. Но то, что Врубель Михаил Александрович и демоны, написанные им, изменили ход истории, сказать можно точно. Художник не сразу обрел популярность. Многие не понимали стиль творца. Он казался слишком вычурным и нереалистичным. Уникальность художника приписывалась его болезни и странному образу мышления. Но как сказал лечащий врач Врубеля, в творческом проявлении его пациента ничего странного нет. Ведь картина мира у каждого из людей своя.

Когда же к художнику пришла истинная слава? Это случилось еще при жизни, но в то время Врубель уже ослеп и доживал свои дни в психиатрической больнице. Но не сострадание творца побудило публику пересмотреть взгляды на творчество художника. На стыке веков сменилась мода. Стали популярны картины таких художников, как Моне и Дега. Отношение к особому стилю своего современника в это время пересмотрели Ге, Бенуа, Шаляпин и Горький.

Сложно сказать, опередил ли художник время. Михаил Врубель жил в своем мире и рисовал свое видение. Естественно, вкус художника формировался под влиянием современников и моды. Но своеобразный уникальный стиль Врубелю удалось выработать раньше, чем кубизм вошел в моду. Хотя, как уже писалось выше, Пикассо рассказывал, что именно благодаря творчеству Михаила Александровича он изменил свою манеру письма и по-своему интерпретировал стиль художника.

А что же случилось с иллюстрациями Лермонтовского демона? Они были тепло приняты публикой. Книги раскупались как в момент их издания, так и продаются сегодня. Художнику удалось лучше других понять чувства великого поэта и изобразить образ на бумаге. Нужно сказать, что после Врубеля никто даже не пытался взяться за иллюстрацию произведения Лермонтова. Сложно выдержать конкуренцию художника, который потратил всю свою жизнь, сросся с созданным им образом и не переставал создавать своих демонов до последних дней. Врубель преподал урок всему современному поколению. Не нужно бояться своей уникальности. Каждый художник должен постараться выработать свой уникальный стиль, чтобы быть непохожим на других. Благодаря таланту и упорству можно многого в жизни добиться.

www.syl.ru

Картина «Демон сидящий» Врубеля. Описание картины «Демон сидящий»

Демон на картинах Врубеля появляется не раз, его очень привлекала идея воплощения демона на картине или даже в статуе. Такой сложный образ демона он воплощал каждый раз иначе, каждый раз по-новому. Одной из его «демонических» картин является «Демон сидящий». Она, безусловно, известна очень многим, отчасти благодаря ее связи с произведением классика. Эта картина изображает демона из произведения М.Ю. Лермонтова.

Когда подходишь к этой картине, ожидаешь, что охватит чувство страха или беспокойства. Демон для многих это символ именно зла и жестокости. Но здесь Врубель рисует дух, который не злится и не мстит, он скорее печален и словно сожалеет о чем-то.

Рассматривая его выражение лица, понимаешь, что он каждой черточкой выражает задумчивость и печаль. Уголки рта немного опущены, чтобы показать грусть. А глаза очень сложно рассмотреть – порой кажется, что он смотрит куда-то вдаль, а порой кажется, что они вообще закрыты. Такое изображение глаз может натолкнуть на мысль, что демон о чем-то думает или вспоминает, что его мысли где-то очень далеко, может он скучает по миру, который ему пришлось оставить.

Черные как смоль кудрявые волосы, черные яркие брови и тень в районе глаз – все это добавляет немного зловещей силы демону. Он все же обладает определенным величием и демонической силой. Хотя, наверное, он хочет от нее отказаться ради другой жизни, он не пользуется своим настоящим положением, он не признает всю злость и грубость своей настоящей сущности. Отрицание себя и мечта о недоступном изматывают демона – он слабеет и болеет.

У демона здесь мускулистое тело и словно загорелое – такие характеристики должны говорить о том, что он живет где-то в райском уголке под солнцем. Но дальше замечаешь, что цвет кожи скорее желто-серый, чем бронзовый. Выбрав такой тон, художник выражает болезненность его демона. Может быть, речь здесь идет о том, что когда-то его жизнь была на воле под жарким солнцем, которое дарило ему радость, счастье и здоровье. Именно об этих временах он и сожалеет и грустит, те прекрасные дни он вспоминает, сидя теперь на холодных и жестких камнях.

Теперь хочется перевести взгляд дальше, чуть ниже. Здесь видна какая-то одежда. Конечно, появляется ощущение, что это штаны, но и здесь все как будто неоднозначно. Штаны идут вниз к стопам, но они там не заканчиваются – стоп не видно. Материя словно льется дальше вниз, как будто она сливается с камнями, на которых сидит демон – она не дает ему уйти, приковывает к этому месту. Синий цвет материи напоминает реку, вода течет вниз по камням и тянет за собой демона. Выбран холодный тон, он дает необходимое ощущение одиночества и безысходности. Это не счастливая речушка, которая играет на солнце, а скорей тяжелая темная и холодная, безжалостная вода.

Внизу на переднем плане расположены кисти рук демона. Если взглянуть на всю картину, то появляется ощущение, что кисти рук располагаются ближе всего к зрителю. Кроме того, они очень хорошо прорисованы, хотя, как и глаза, оставляют часть изображения темным и неясным. Если попробовать сцепить руки также, то появится неприятное ощущение – кажется, что демон ломает себе руки. Действительно, сожаление часто сопровождается у людей таким действием, они мучают свои руки, словно ломая.

Теперь можно отстраниться от деталей и посмотреть на всю фигуру демона целиком. Чтобы лучше прочувствовать, что выражает его поза, можно сесть примерно также. Появляется ощущение, словно он устал и болен. У него уже нет сил бороться. Он здесь надолго, он не вскочит неожиданно и не помчится никуда. Словно эта каменная плита – его последнее пристанище, и ему осталось лишь вспоминать о прошлом, о жизни под солнцем полной радости и смеха. Окружение демона также описывает его внутреннее состояние. Каменные плиты – это холодность, отстраненность, отсутствие жизни и неизменность. В то же время камень может символизировать силу, стойкость, величавость и монументальность. Демон здесь на камне словно статуя – навечно. Цветы на картине совсем не похожи на живые и благоухающие создания, которые приносят жизнь и радость. Здесь они словно высечены из гранита – угловатые и неестественные. Даже цвет их очень странный – серо-синий, серо-коричневый, зеленоватый и т.д. Как будто это не живые цветы, а изображение на сером монументе.

Фоном картины служит красно-черный закат. Он был бы зловещим и агрессивным, если бы оказался чуть ярче. Но здесь закат бледный, будто бы пыльный. Такое изображение вызывает ощущение безысходности и печали. В то же время красный закат все-таки может служить напоминанием, что перед нами существо из преисподней, что сущность его темна и непредсказуема.

Хочется обратить внимание на последнюю деталь – демон сидит спиной к своему миру, он от него отвернулся и не хочет возвращаться. Возможно, он обращен лицом к миру зрителя, к жизни и счастью, к тому миру, куда ему уже не попасть. Именно поэтому его бытие превращается в существование в качестве неподвижной и скорбящей статуи – в мир людей он уже не может попасть, как бы ему этого не хотелось, а мир демонов его не интересует. Демон сидит на каменной границе между ними и печально вспоминает свою прошлую жизнь.

Игра света и тени очень мастерски прорисована художником. Здесь очень много затененных участков, которые изображаются почти черными. Появляется ощущение страха, таинственности и неизвестности – именно то, что человек испытывает при мысли о демоне. Высветленные участки в свою очередь не являются радостными солнечными бликами. Скорее это бледный свет, который просачивается сквозь толстые темные тучи. Он печально освещает больное и неподвижное тело демона. Светлое и довольно яркое пятно заката окрашено в зловещий желто-красный цвет. Такой закат не предвещает ничего хорошего. Для заката здесь использовались яркие желто-красные тона и черно-серые – эти цвета вызывают у человека страх и беспокойство, а также напоминают о пожаре, то есть беде.

Картина Врубеля чрезвычайно сложна и многолика, ее можно рассматривать часами и возвращаться к ней снова и снова находя что-то раньше скрытое от глаз.

М. Врубель «Демон сидящий» II

Демон на картинах Врубеля появляется не раз, его очень привлекала идея воплощения демона на картине или даже в статуе. Такой сложный образ демона он воплощал каждый раз иначе, каждый раз по-новому. Одной из его «демонических» картин является «Демон сидящий». Она, безусловно, известна очень многим, отчасти благодаря ее связи с произведением классика. Эта картина изображает демона из произведения М.Ю. Лермонтова.

Когда подходишь к этой картине, ожидаешь, что охватит чувство страха или беспокойства. Демон для многих это символ именно зла и жестокости. Но здесь Врубель рисует дух, который не злится и не мстит, он скорее печален и словно сожалеет о чем-то.

Рассматривая его выражение лица, понимаешь, что он каждой черточкой выражает задумчивость и печаль. Уголки рта немного опущены, чтобы показать грусть. А глаза очень сложно рассмотреть – порой кажется, что он смотрит куда-то вдаль, а порой кажется, что они вообще закрыты. Такое изображение глаз может натолкнуть на мысль, что демон о чем-то думает или вспоминает, что его мысли где-то очень далеко, может он скучает по миру, который ему пришлось оставить.

Черные как смоль кудрявые волосы, черные яркие брови и тень в районе глаз – все это добавляет немного зловещей силы демону. Он все же обладает определенным величием и демонической силой. Хотя, наверное, он хочет от нее отказаться ради другой жизни, он не пользуется своим настоящим положением, он не признает всю злость и грубость своей настоящей сущности. Отрицание себя и мечта о недоступном изматывают демона – он слабеет и болеет.

У демона здесь мускулистое тело и словно загорелое – такие характеристики должны говорить о том, что он живет где-то в райском уголке под солнцем. Но дальше замечаешь, что цвет кожи скорее желто-серый, чем бронзовый. Выбрав такой тон, художник выражает болезненность его демона. Может быть, речь здесь идет о том, что когда-то его жизнь была на воле под жарким солнцем, которое дарило ему радость, счастье и здоровье. Именно об этих временах он и сожалеет и грустит, те прекрасные дни он вспоминает, сидя теперь на холодных и жестких камнях.

Теперь хочется перевести взгляд дальше, чуть ниже. Здесь видна какая-то одежда. Конечно, появляется ощущение, что это штаны, но и здесь все как будто неоднозначно. Штаны идут вниз к стопам, но они там не заканчиваются – стоп не видно. Материя словно льется дальше вниз, как будто она сливается с камнями, на которых сидит демон – она не дает ему уйти, приковывает к этому месту. Синий цвет материи напоминает реку, вода течет вниз по камням и тянет за собой демона. Выбран холодный тон, он дает необходимое ощущение одиночества и безысходности. Это не счастливая речушка, которая играет на солнце, а скорей тяжелая темная и холодная, безжалостная вода.

Внизу на переднем плане расположены кисти рук демона. Если взглянуть на всю картину, то появляется ощущение, что кисти рук располагаются ближе всего к зрителю. Кроме того, они очень хорошо прорисованы, хотя, как и глаза, оставляют часть изображения темным и неясным. Если попробовать сцепить руки также, то появится неприятное ощущение – кажется, что демон ломает себе руки. Действительно, сожаление часто сопровождается у людей таким действием, они мучают свои руки, словно ломая.

Теперь можно отстраниться от деталей и посмотреть на всю фигуру демона целиком. Чтобы лучше прочувствовать, что выражает его поза, можно сесть примерно также. Появляется ощущение, словно он устал и болен. У него уже нет сил бороться. Он здесь надолго, он не вскочит неожиданно и не помчится никуда. Словно эта каменная плита – его последнее пристанище, и ему осталось лишь вспоминать о прошлом, о жизни под солнцем полной радости и смеха. Окружение демона также описывает его внутреннее состояние. Каменные плиты – это холодность, отстраненность, отсутствие жизни и неизменность. В то же время камень может символизировать силу, стойкость, величавость и монументальность. Демон здесь на камне словно статуя – навечно. Цветы на картине совсем не похожи на живые и благоухающие создания, которые приносят жизнь и радость. Здесь они словно высечены из гранита – угловатые и неестественные. Даже цвет их очень странный – серо-синий, серо-коричневый, зеленоватый и т.д. Как будто это не живые цветы, а изображение на сером монументе.

Фоном картины служит красно-черный закат. Он был бы зловещим и агрессивным, если бы оказался чуть ярче. Но здесь закат бледный, будто бы пыльный. Такое изображение вызывает ощущение безысходности и печали. В то же время красный закат все-таки может служить напоминанием, что перед нами существо из преисподней, что сущность его темна и непредсказуема.

Хочется обратить внимание на последнюю деталь – демон сидит спиной к своему миру, он от него отвернулся и не хочет возвращаться. Возможно, он обращен лицом к миру зрителя, к жизни и счастью, к тому миру, куда ему уже не попасть. Именно поэтому его бытие превращается в существование в качестве неподвижной и скорбящей статуи – в мир людей он уже не может попасть, как бы ему этого не хотелось, а мир демонов его не интересует. Демон сидит на каменной границе между ними и печально вспоминает свою прошлую жизнь.

Игра света и тени очень мастерски прорисована художником. Здесь очень много затененных участков, которые изображаются почти черными. Появляется ощущение страха, таинственности и неизвестности – именно то, что человек испытывает при мысли о демоне. Высветленные участки в свою очередь не являются радостными солнечными бликами. Скорее это бледный свет, который просачивается сквозь толстые темные тучи. Он печально освещает больное и неподвижное тело демона. Светлое и довольно яркое пятно заката окрашено в зловещий желто-красный цвет. Такой закат не предвещает ничего хорошего. Для заката здесь использовались яркие желто-красные тона и черно-серые – эти цвета вызывают у человека страх и беспокойство, а также напоминают о пожаре, то есть беде.

Картина Врубеля чрезвычайно сложна и многолика, ее можно рассматривать часами и возвращаться к ней снова и снова находя что-то раньше скрытое от глаз.

5sec.info

история создания и интересные факты

Картина Михаила Александровича Врубеля "Демон сидящий" - одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. Художника вдохновила поэма Лермонтова. Произведение русского поэта повествует о прекрасной княжне Тамаре, погубленной беспокойным демоном. В 1891 году Врубель создал около тридцати иллюстраций к юбилейному изданию произведений Лермонтова. Но именно образ "духа изгнания" из знаменитой поэмы не давал ему покоя в течение многих лет.

Стоит привести интересные факты из биографии художника, прежде чем рассказать историю создания картины "Демон сидящий". Михаил Александрович Врубель был талантливым живописцем. Однако страдал психическим расстройством, что, впрочем, не лишало его возможности заниматься творчеством.

Картина Михаила Врубеля

Михаил Врубель

Будущий художник родился в 1856 году в Омске. Много лет занимался церковной живописью. В 1890 году уехал в Москву, стал одним из самых модных художников. Этот период начался с работы над картиной «Демон сидящий». Завершился полотном, на котором изображен тот же образ, но уже в ином качестве. Последние годы художник провел в Санкт-Петербурге. Это был весьма печальный период в его биографии.

После окончания гимназии Врубель не планировал стать художником. Родители отправили его в Петербургский университет. Согласно семейной традиции, он должен был стать юристом. Однако в столице молодой художник познал богемный образ жизни, что отразилось на его дальнейшей судьбе.

Впрочем, Михаил Врубель много времени проводил за чтением философской литературы, особенно увлекался эстетикой Канта. Рисовал он в этот период мало. Один из немногих сохранившихся эскизов, сделанных Михаилом Врубелем в молодые годы, это небольшая зарисовка сцены из романа Толстого "Анна Каренина". На этой композиции главная героиня изображена во время свидания с сыном.

Денег, которые Врубель получал от родственников, было недостаточно. Он активно подрабатывал репетиторством. В возрасте 24 лет поступил в Академию художеств. Что повлияло на решение Врубеля посвятить себя живописи, неизвестно. Есть версия, что главную роль в выборе сыграло влияние кантианской эстетики.

В 1880 году Врубель стал заниматься в мастерской педагога и художника Павла Чистякова. Учеба продолжалась четыре года. Среди учеников Чистякова были также Суриков, Репина, Васнецов, Поленов, Серов. Последний оказал сильнейшее влияние на творчество Михаила Врубеля.

Молодой художник совмещал творческие искания с выполнением заказов. Кроме того, участвовал в конкурсе на получение премии от Общества поощрения художников. В этот период он написал картину, на которой изображены герои шекспировской трагедии "Гамлет". Работа выполнена в стиле рафаэлевского реализма. Несколько лет Врубель провел в Киеве, где занимался преимущественно церковной живописью. Работы Врубеля – "Ангел с кадилом", "Богоматерь с младенцем", "Пророк Моисей", "Царевна-лебедь".

Картина Михаила Врубеля

Эксцентричный живописец

Автор картины "Демон сидящий" - М. А. Врубель - был личностью неординарной. Последние годы страдал расстройством личности. Кроме того, в судьбе художника было несколько трагических событий, которые усугубили психическое состояние.

В 1902 году Михаил Врубель представил публике картину, на которой был изображен демон – но не злой дух, а скорее, печальный юноша, обреченный на одиночество. Это было другое полотно, не то, о котором пойдет речь ниже. Картина называлась "Демон поверженный". Она впервые была показана на выставке в Санкт-Петербурге и сразу же привлекла внимание поклонников символизма – направления в искусстве, которое было весьма популярно на рубеже столетий.

Врубель к тому времени был довольно известным живописцем. Друзья и родственники уже не раз замечали в его поведении странности. Но это были не те странности, которые принято объяснять творческим даром. Художник беспрестанно говорил о своей картине, он отчаянно спорил об образе демона, о том, насколько неправильно коллеги изображают его на полотне, а писатели в своих сочинениях.

Трагедия в семье живописца

В 1901 году у художника родился сын. Женой Врубеля была известная в ту пору певица Надежда Забела. Будущие родители, привыкшие к светской жизни, не могли и подумать, что после рождения сына они не смогут поехать в Европу на выставку. Они собирались в Париж, где должны были представить на суд ревностных ценителей искусства картину "Демон поверженный". Но с рождением сына в семье художника началась череда неприятностей.

Ребенок появился на свет с раздвоенной губой, что немало огорчило родителей. Назвали его Саввой. Врубель чуть позже написал портрет сына. Это была картина, на которой изображен мальчик с тревожным и одновременно печальным взором.

Картина Михаила Врубеля

Прожил мальчик всего два года. До его смерти отец уже успел провести несколько месяцев психиатрической лечебнице. Сперва странности Врубеля выражались в чрезвычайно высокой самооценке, граничащей с манией величия. Затем начались приступы агрессии и буйства – у больного появилась необыкновенная физическая сила, он разрывал на мелкие клочья все, что ему попадалось в руки: одежду, постельное белье. Но писал, как и прежде, мастерски.

По Санкт-Петербургу распространились слухи о болезни известного художника. Тут же появились критики, полагающие, что полотна Врубеля не имеют никакого отношения к искусству, а представляют собой всего лишь «мазню сумасшедшего».

Картина Михаила Врубеля

Второй кризис

Врубель выздоровел и вернулся к работе. После первого курса лечения состояние художника улучшилось, он присмирел и даже начал писать новые картины. Однако смерть сына подкосила его. Он снова оказался в лечебнице, но на этот раз болезнь имела совершенно иные симптомы. Михаил Врубель беспрестанно писал любимой жене самоуничижительные письма. Признаков мании величия словно никогда не было.

Смерть

И после второго кризиса наступило улучшение, но совсем ненадолго. Под конец жизни художник не узнавал знакомых, утратил чувство реальности, все глубже погружался в собственной фантазии. Михаил Врубель умер в апреле 1911 году. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Есть версия, что причина болезни кроется в серии картин, которым он посвятил более десяти лет. Среди них и "Демон сидящий". Врубель написал эту картину в 1890 году. "Демона поверженного" - спустя двенадцать лет. Признаки болезни становились особенной явными во время работы над этими картинами. На написание "Демона сидящего" Врубеля, как уже было сказано, вдохновило сочинение Лермонтова. О чем поэма?

"Демон" Лермонтова

Печальный дух изгнания парит над землей, наблюдая сверху кавказские пейзажи, пещеры. Таков главный образ лермонтовской поэмы, изображенной Врубелем на картине "Сидящий демон". Ничего в персонаже русского художника не вызывает негативных эмоций и неприятных ассоциаций. Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства. Только странная холодность и печаль.

О чем же повествует поэма Лермонтова? Однажды Демон видит княжну Тамару, которая должна выйти замуж за властителя Синодала. Но ей не суждено стать женой богатого человека, потому что он становится жертвой абреков. Тамара неутешна в своем горе. Но однажды слышит голос, который доносится откуда-то сверху. Девушка понимает, что это не кто иной, как "дух лукавый".

Картина Михаила Врубеля

Тамара просит отца отправить ее в монастырь, но и там, в келье, слышит назойливый голос Демона. Тот признается красавице в любви, обещает превратить ее в "царицу мира". В конечном счете героиня лермонтовской поэмы погибает в его объятиях. Таков сюжет произведения, которое легло в основу сюжета картины Врубеля "Демон сидящий". Как изобразил этот художественный образ на своем полотне художник, можно видеть на фото в статье.

Картина Михаила Врубеля

Картина "Демон сидящий" Врубеля

В 1890 году художник создал эскиз картины. Он хранится в Третьяковской галерее. Над картиной "Демон сидящий" Врубель работал в доме Саввы Мамонтова. Художник стремился изобразить на своем полотне образ сомнений, внутренней борьбы, силы человеческого духа.

Описание "Демона сидящего" Врубеля: юноша, олицетворяющий силы зла, сидит, трагически сцепив руки, его печальный взгляд направлен вдаль. На полотне изображены необыкновенные цветы. Фоном служит горная местность, алый закат. Делая анализ «Демона сидящего» Врубеля, искусствоведы подчеркивают, что полотно написано в индивидуальном стиле, свойственном этому художнику. Работа живописца напоминает панно или витраж.

Анализ картины

Фигура Демона как будто стеснена, зажата между нижней и верхней перекладинами рамы. Необычного эффекта живописец достиг, используя мастихин - инструмент, который обычно применяется для удаления или смешивания остатков красок.

Делая анализ картины Врубеля "Демон сидящий", невозможно не вспомнить и другие картины русского художника, на которых изображен лермонтовский персонаж. Всего таких полотен три. В 1890 году работал над двумя картинам Врубель: "Демоном сидящим", описание которого представлено выше, и "Тамарой и Демоном". Вторая представляет собой иллюстрацию для журнала "Золотое руно". И по сюжету, и по технике она мало общего имеет с картиной "Демон сидящий".

Михаила Врубеля, видимо, покорил образ "духа лукавого". В 1902 году он написал картину "Демон поверженный". Это была одна из его последних работ. Есть версия, что причина недуга русского художника-символиста кроется в его страсти к демонической теме.

Картина Михаила Врубеля

Охваченный демоном

Этот образ, начиная с 1890 года, стал едва ли не ключевым в творчестве русского художника. Причем, как утверждали коллеги и друзья Врубеля, на каждом новом полотне дьявол становился все ужаснее, злее. Параллельно ухудшалось психическое состояние живописца. Впрочем, тот, кто впервые смотрит на картину "Демон сидящий" Врубеля, вряд ли догадается, что на этом произведении изображено существо, относящееся к дьявольским силам.

Одинокая душа

На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы. Ничто в этом образе не вызывает негативных эмоций и не ассоциируется со злобой и коварством. После того как на одной из выставок была представлена картина "Демон сидящий" (1890 г.), Михаил Врубель рассказал в письме другу о своих довольно странных представлениях о символе зла и коварства. Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа. Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. Слово "демон" в переводе с греческого означает "душа". Он сравнивал его со страдающими одиноким человеком, который не находит себе места в этом мире.

Итак, 1890 году картина "Демон сидящий" была завершена. Но Врубель на этом не остановился. Он продолжал работать над полюбившимся образом. В начале XX века написал картину "Демон поверженный", но и после этого не успокоился. Образ мятежного существа не оставлял его. Художник, как зачарованный, работал над эскизами.

"Демон поверженный"

Вскоре у Врубеля было обнаружено заболевание, и врачи посоветовали отправиться отдохнуть. Но художнику что-то не давало покоя. Он все чаще жаловался, что никто не понимает его. За короткий промежуток времени он изменился до неузнаваемости. Жена боялась оставлять его наедине с беспокойными мыслями. Врубель менялся также стремительно, как и образ на картине "Демон поверженный".

Картина Михаила Врубеля

Примечательно, что душевное состояние художника и никак не отражалось на его работе. Он произносил странные вещи, мнил себя гением, сравнивал с Пушкиным, но эскизы его не были похожи на рисунки сумасшедшего. А врач, который его лечил, сказал: "Как художник он здоров". У людей, страдающих психическими расстройствами, прежде всего, снижается работоспособность.

С Врубелем ничего подобного не происходило. Он работал, как и прежде. Вот только демон на очередном эскизе приобретал новые черты.

Арт-терапия

Современные психологи выдвигают следующую теорию: Врубель лечился творчеством, работа сдерживала его болезнь. Он, сам не осознавая этого, изобрел метод, который спустя тридцать лет после его смерти назовут арт-терапией. Находясь в клинике, Врубель постоянно рисовал. Он переносил на холст все, что видел каждый день – врачей, пейзаж за окном, соседей по палате. И болезнь отступала на некоторое время.

Когда Врубель вышел из лечебницы, он был спокоен и даже умиротворен. Но произошла семейная трагедия, которая безвозвратной лишила его душевного равновесия. Когда умер сын, художник на некоторое время смог взять себя в руки. Он организовывал похороны, поддерживал жену, которая на протяжении нескольких дней не произнесла ни слова. А вскоре началась новая волна навязчивых идей.

Картина Михаила Врубеля

Теперь уже Врубель мнил себя не гением, а злодеем, погубившим собственного сына. Он был уверен, что в смерти мальчика виновны картины, на которых изображен демон. Поскольку о своей вине Врубель говорил беспрерывно, его поспешили снова определить в больницу, но уже в другую. Больного отвезли в клинику, которая находилась за границей. Ежемесячно Надежда Забела оплачивала лечение мужа, для чего ей приходилось, несмотря на недавнюю потерю, участвовать в театральных постановках. Состояние художника тем временем ухудшалось. Кроме того, он начал терять зрение. Последнюю картину - портрет поэта Брюсова - он так и не дописал. Четыре года Михаил Врубель прожил слепым, о том, что его "демоны" получили мировое признание, он так и не узнал.

www.nastroy.net

«Демон сидящий» картина М.Врубеля. 1890г, Третьяковская галерея.

Многие критики, упоминая творчество Михаила Врубеля, а в особенности его «демонов», не могут не вспомнить о том наследии, которое художник оставил после себя. Его творчество стало знаковым в ту эпоху, эпоху становления отечественного символизма, оно, как и произведения русских классиков литературы и музыки, олицетворяет стремление творческой личности к чему-то прекрасному, к эфемерной, неосязаемой духовной красоте.

Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в Омске. Его отец, строевой офицер, настаивал на том, чтобы Михаил получил престижное образование, посему будущий художник был отправлен в Санкт-Петербургский университет, на юридический факультет. Пытливая творческая душа Врубеля никогда не тяготела к юридическим наукам, что, однако, не помешало ему окончить университет с золотой медалью. Затем, Михаил был призван в армию и, отслужив воинскую повинность, получил звание бомбардира запаса. Осенью 1880 года Врубель был принят на обучение в Императорскую академию художеств.

Работы Михаила Александровича были пронизаны оригинальностью и символизмом, еще со времен его обучения творческому мастерству. Именно эти качества принесли художнику незыблемую славу и признание.

Изначально, «демоны» Врубеля были всего лишь иллюстрациями, которые художник приурочил к выходу юбилейного издания сочинений русского поэта Лермонтова Михаила Юрьевича. В 1891 году, Михаил Александрович исполнил около 30 рисунков к данному собранию, большая часть которых отражала поэму «Демон». Наиболее известными картинами, которые художник в будущем перенес на холст, были «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный».

Иллюстрация «Демон сидящий» была нарисована художником в 1890 году. Хранится она и по сей день, в Государственной Третьяковской галерее. Собственно там же хранится и аналогичная работа на холсте, которая датирована тем же годом. Писал ее Михаил в доме известнейшего в те времена мецената, Мамонтова Саввы Ивановича, который симпатизировал многим знаменитым художникам того времени: Серову, Васнецову, Коровину.

Сюжет картины был навеян художнику после прочтения им произведения М.Ю. Лермонтова «Демон». Несмотря на то, что демоническая природа нарисованного создания видна невооруженным взглядом, сам посыл картины далек от устаревших догм. Обычно, говоря о демонах, особенно в условиях жестких религиозных канонов того времени, человеку представляется образ потустороннего зла, чего-то до безумия глупого и жестокого. Демон Врубеля совсем другой, собственно как и демон Лермонтова. Вообще, вышеупомянутые творцы были едины во многих своих идеях, и, если Михаил Александрович Врубель стал флагманом движения символизма среди художников, то Михаил Юрьевич взял на себя ту же роль, только в своем писательском ремесле.

Идея, как картины, так и описанного образа, в целом едина. Перед нами предстает не кровожадный клыкастый монстр, а гораздо более утонченное создание. Сам Врубель, говоря о герое своего произведения, описывал его так: «Демон является не столько злобным духом, сколько страдающим и скорбным, но вместе с тем властным и величавым». Символ данной картины очевиден, он во многом совпадает с представлениями о демонах античного философа Платона, который считал этих созданий «посредниками между людьми и богами, который помогает человеку преодолеть свой жизненный путь, дабы постичь красоту смерти, а вместе с ней, и высший замысел». Очевидно, что печальный взгляд героя картины и его направление вдаль, его поза, которая пронизана отчаянием, все это указывает на вполне человеческую первородную сущность демона. В то же время, подоплекой для нахлынувших эмоций становится внеземное, эфемерное начало героя картины. Одинокий, познавший все то, что делает простого человека счастливым изо дня в день, демон не может найти более покоя в мире живых. Оттого и печальный взгляд вдаль, куда-то в сторону закатного солнца, в поисках ответов, нахождение которых не дает удовлетворения, а лишь побуждает к новым поискам. Создание ищет освобождения, перерождения своей сущности. Кто этот демон?

Очевидно, что сам образ картины собирательный, и исследователи сходятся во мнении, что сам Лермонтов завуалировал в герое своего произведения всех деятелей отечественного искусства. Эту тематику подхватил и Врубель. Согласитесь, кто как не творческий человек становится для простого люда светочем в темноте. Кто, как не писатель, художник, композитор, своими произведениями подталкивает «незрячих» к истине. «Демон» Врубеля – это, на самом деле, он сам, и не только он. Этим же демоном был Лермонтов. Этим же демоном можно считать Пушкина, Толстого, Чайковского. Этот демон – человек, познавший природу прекрасного, старающийся принести ее в каждый дом, претерпевая при этом одну неудачу за другой.

Говоря о художественном исполнении картины, нельзя не упомянуть ее уникальный стиль. Она написана с присущими Врубелю характерными чертами. Особенно бросается в глаза эффект кристаллических граней, что делает картины больше похожей на витражную живопись или панно. «Демон» Врубеля как будто высечен из камня. Художник смог добиться такого исполнения благодаря использованию при создании работы мастихина (специального ножа), нанося им плоские мазки по полотну. В своей картине Михаил Александрович успешно сочетал живопись и ваяние. Наличие кристаллических форм в работе Врубеля тоже неслучайно, с их помощью художник подчеркнул природу образа, его мистичность, многогранность.

Данную картину можно считать одной из самых знаменитых работ Михаила Александровича. Серия была продолжена в 1899 году, когда художник написал картину «Демон летящий». В 1902 году, будучи тяжело больным, Врубель, стоически принявший удары судьбы, заканчивает писать третью картину – «Демон поверженный». На этом полотне главный герой находится на грани гибели, как и сам художник.

М. Врубель «Демон сидящий» III

Многие критики, упоминая творчество Михаила Врубеля, а в особенности его «демонов», не могут не вспомнить о том наследии, которое художник оставил после себя. Его творчество стало знаковым в ту эпоху, эпоху становления отечественного символизма, оно, как и произведения русских классиков литературы и музыки, олицетворяет стремление творческой личности к чему-то прекрасному, к эфемерной, неосязаемой духовной красоте.

Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в Омске. Его отец, строевой офицер, настаивал на том, чтобы Михаил получил престижное образование, посему будущий художник был отправлен в Санкт-Петербургский университет, на юридический факультет. Пытливая творческая душа Врубеля никогда не тяготела к юридическим наукам, что, однако, не помешало ему окончить университет с золотой медалью. Затем, Михаил был призван в армию и, отслужив воинскую повинность, получил звание бомбардира запаса. Осенью 1880 года Врубель был принят на обучение в Императорскую академию художеств.

Работы Михаила Александровича были пронизаны оригинальностью и символизмом, еще со времен его обучения творческому мастерству. Именно эти качества принесли художнику незыблемую славу и признание.

Изначально, «демоны» Врубеля были всего лишь иллюстрациями, которые художник приурочил к выходу юбилейного издания сочинений русского поэта Лермонтова Михаила Юрьевича. В 1891 году, Михаил Александрович исполнил около 30 рисунков к данному собранию, большая часть которых отражала поэму «Демон». Наиболее известными картинами, которые художник в будущем перенес на холст, были «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный».

Иллюстрация «Демон сидящий» была нарисована художником в 1890 году. Хранится она и по сей день, в Государственной Третьяковской галерее. Собственно там же хранится и аналогичная работа на холсте, которая датирована тем же годом. Писал ее Михаил в доме известнейшего в те времена мецената, Мамонтова Саввы Ивановича, который симпатизировал многим знаменитым художникам того времени: Серову, Васнецову, Коровину.

Сюжет картины был навеян художнику после прочтения им произведения М.Ю. Лермонтова «Демон». Несмотря на то, что демоническая природа нарисованного создания видна невооруженным взглядом, сам посыл картины далек от устаревших догм. Обычно, говоря о демонах, особенно в условиях жестких религиозных канонов того времени, человеку представляется образ потустороннего зла, чего-то до безумия глупого и жестокого. Демон Врубеля совсем другой, собственно как и демон Лермонтова. Вообще, вышеупомянутые творцы были едины во многих своих идеях, и, если Михаил Александрович Врубель стал флагманом движения символизма среди художников, то Михаил Юрьевич взял на себя ту же роль, только в своем писательском ремесле.

Идея, как картины, так и описанного образа, в целом едина. Перед нами предстает не кровожадный клыкастый монстр, а гораздо более утонченное создание. Сам Врубель, говоря о герое своего произведения, описывал его так: «Демон является не столько злобным духом, сколько страдающим и скорбным, но вместе с тем властным и величавым». Символ данной картины очевиден, он во многом совпадает с представлениями о демонах античного философа Платона, который считал этих созданий «посредниками между людьми и богами, который помогает человеку преодолеть свой жизненный путь, дабы постичь красоту смерти, а вместе с ней, и высший замысел». Очевидно, что печальный взгляд героя картины и его направление вдаль, его поза, которая пронизана отчаянием, все это указывает на вполне человеческую первородную сущность демона. В то же время, подоплекой для нахлынувших эмоций становится внеземное, эфемерное начало героя картины. Одинокий, познавший все то, что делает простого человека счастливым изо дня в день, демон не может найти более покоя в мире живых. Оттого и печальный взгляд вдаль, куда-то в сторону закатного солнца, в поисках ответов, нахождение которых не дает удовлетворения, а лишь побуждает к новым поискам. Создание ищет освобождения, перерождения своей сущности. Кто этот демон?

Очевидно, что сам образ картины собирательный, и исследователи сходятся во мнении, что сам Лермонтов завуалировал в герое своего произведения всех деятелей отечественного искусства. Эту тематику подхватил и Врубель. Согласитесь, кто как не творческий человек становится для простого люда светочем в темноте. Кто, как не писатель, художник, композитор, своими произведениями подталкивает «незрячих» к истине. «Демон» Врубеля – это, на самом деле, он сам, и не только он. Этим же демоном был Лермонтов. Этим же демоном можно считать Пушкина, Толстого, Чайковского. Этот демон – человек, познавший природу прекрасного, старающийся принести ее в каждый дом, претерпевая при этом одну неудачу за другой.

Говоря о художественном исполнении картины, нельзя не упомянуть ее уникальный стиль. Она написана с присущими Врубелю характерными чертами. Особенно бросается в глаза эффект кристаллических граней, что делает картины больше похожей на витражную живопись или панно. «Демон» Врубеля как будто высечен из камня. Художник смог добиться такого исполнения благодаря использованию при создании работы мастихина (специального ножа), нанося им плоские мазки по полотну. В своей картине Михаил Александрович успешно сочетал живопись и ваяние. Наличие кристаллических форм в работе Врубеля тоже неслучайно, с их помощью художник подчеркнул природу образа, его мистичность, многогранность.

Данную картину можно считать одной из самых знаменитых работ Михаила Александровича. Серия была продолжена в 1899 году, когда художник написал картину «Демон летящий». В 1902 году, будучи тяжело больным, Врубель, стоически принявший удары судьбы, заканчивает писать третью картину – «Демон поверженный». На этом полотне главный герой находится на грани гибели, как и сам художник.

5sec.info

История одной картины. Демоны Михаила Врубеля – Ярмарка Мастеров

Одной из самых противоречивых картин за всю историю русской живописи является «Демон» Врубеля. Художник начал над ним работу еще в Киеве в 1885 году, но что-то помешало ему закончить работу, и он уничтожил свое творение. Позже образ демона стал для Врубеля чуть ли не ключевым в последние годы его. С каждой новой картиной демон на полотнах становился все злее и ужаснее, а Врубелю становилось все хуже и хуже.

Все началось с картины «Демон сидящий».

михаил врубель, занимательные истории

Если бы не название, сложно было бы догадаться, что на полотне изображено демоническое существо. Сидящий юноша задумчив и опечален, у него красивые черты лица, темные волосы, сильное тело. Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве. Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона. Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа». Художник сравнивал мятежный дух со страдающим человеком, не находящим себе места в этом мире.

Когда картина «Демон поверженный» была уже написана, Врубель продолжал работать над ней, словно зачарованный.

демон, картина

Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона. Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие. Врубель на протяжении всего вечера говорил только о себе и о гениальности своего произведения. Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность. Он постоянно повторяет жене, что довольно ему быть скромным, теперь он станет вести себя иначе. Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий».

искусство, русская живопись

Очарованный истинной свободой и величием, Врубель писал это произведение в надежде на прекрасное будущее, славу, почтение. Но вдруг он останавливается и вовсе прекращает свою работу. Но почему? Вот он видит демона, устремленного в небеса, вольного, словно ветер. Но в то же время, художник наперед знает, чем закончится этот полет. Впереди у демона лишь падение, разочарование и тоска, как и у его создателя.

Вскоре художник заболевает, у него обнаруживается сильнейшее психическое расстройство. Врачи советуют ему отправиться на природу, отдохнуть, но художник постоянно куда-то рвется, что-то не дает ему покоя. Он жалуется, что врачи не понимают его натуры, что не могут они лечить его, художника. Врубель изменился за столько короткий период настолько, что жена боится оставаться с ним наедине. Он меняется постоянно, как и его «Демон», которого он все еще продолжает дописывать.

Живописца переводят из больницы в больницу, он перестает узнавать близких и не помнит кто он.

В психиатрической лечебнице его состояние оценивают как маниакальное возбуждение в совокупности с манией величия. Он мнит себя святым, царем и даже Пушкиным

И везде он оставляет целые стопы рисунков, которые совсем не похожи на рисунки сумасшедшего - все они светлые и умиротворенные.

Врач, лечивший Врубеля, записал в своем дневнике: "Врубель умер тяжело больным человеком. Но, как художник, он был здоровым. Глубоко здоровым".

Современные психологи, утверждают, что гений лечился своими рисунками, они сдерживали его болезнь.Он изобрел свой метод лечения - то, что через 30 лет после его смерти называется арттерапией, то есть лечение искусством. В клинике Врубель постоянно рисует пейзажи за окном, врачей, соседей по палате,  и случается невероятное - Врубелю удается заставить болезнь отступить.

Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы. Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным. К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья. К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье. Пророчества вскоре сбылись.  Через две недели после написания Врубелем портрета своего обожаемого сына Саввы у малыша поднимается высокая температура, вот уже несколько часов врачи немогут ее сбить, они беспомощно разводят руками и ставят диагноз минингит. Лекарства здесь не помогают, единственное это молить Бога о его спасении. Врубель оцепенел, неужели его кисть гения повредила собственному ребенку.

живопись

Он вновь захвачен навязчивыми идеями, но теперь уже иного характера. Он мнит себя злодеем, врагом, падшим человеком, он ожидает скорого наказания. Кажется, что Врубель в точности повторяет судьбу своего рисованного демона, зрительный образ стал частью его собственной жизни. Спустя еще какое-то время художник слепнет.  Свою последнюю картину "Портрет поэта Брюсова" Врубель так и не успел дописать.

Еще четыре года он будет жить слепым и никогда не узнает, что стал Академиком искусств, что его картины получили мировую славу и путешествуют по всей Европе.

Газеты пишут, что его «Демон», уничтожил своего творца.

Удивительным образом Врубель словно мнит себя самого демоном. Он рассказывает жене разные причудливые истории из жизни, что он жил во все времена, строил готический собор, расписывал стены Ватикана вместе с Рафаэлем и Микеланджело. А еще, что скоро у него появятся изумрудные глаза, совсем такие же, как и у его бессмертного демона.

www.livemaster.ru

Картина Демон сидящий Врубель Михаил Александрович

КАРТИНА ДЕМОН СИДЯЩИЙ. ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ.

Картина Демон сидящий. 1890 г. Врубель Михаил Александрович. Описание, фото, анализ картины художника М Врубеля.

Картина выполнена маслом на холсте, ее размер 211 см. х 114 см. Она находится в Третьяковской галерее, в Москве.

Михаил Врубель (1856-1910) - русский художник, которого часто считают основателем стиля модерн в своей стране. Сам он, однако, сторонился какого-то конкретного описания его стиля, и при жизни он иногда рассматривался как художник, находящийся вне стандартных ярлыков. За свою жизнь, он прошел через периоды признания и немилости, но, в свое время, его картины стали рассматриваться как важная часть русской художественной культуры.

Врубель был воспитан его отцом, поскольку его мать умерла, когда ему было три года. В ранние годы Врубель хотел стать адвокатом, как его отец. Он отправился в Петербургский университет для изучения права, но по окончанию учебы, в 1880 году, он поступил в Академию художеств. Годы обучения в Академии, для Врубеля были счастливыми. Там он познакомился со своей женой, оперной певицей Надеждой Забелой. После свадьбы, в 1896 году, они переехали в Москву. В последние годы жизни, Врубель страдал от психического заболевания, его зрение ухудшилось и ему пришлось отказаться от живописи.

Врубель стал значимой фигурой в мире русского искусства в 1890 году, когда он создал свои наиболее известные картины, одна из которых «Демон сидящий». Эта картина была названа некоторыми критиками отвратительной, а один из комментаторов зашел настолько далеко, что обвинил Врубеля в достижении в части “дикое уродство”. Но это весьма спорно, так как эта работа привлекла и значительную похвалу. Савва Мамонтов, известный меценат того времени, был настолько поражен “чарующей симфонией” Врубеля, что он открыто называл художника гением и нанял его, чтобы расписать интерьер его жилья и интерьеры особняков его друзей.

Многие из наиболее известных работ Михаила Врубеля, были написаны в течение лет, которые он провел в Москве со своей женой. Ряд из них основан на сказках и русских традиционных народных рассказах. Первой из них был «Пан» в 1899 году, за которым, в следующем году, последовали «Сирень» и «Царевна-Лебедь». В 1901 Врубель нарисовал впечатляющую картину «Демон поверженный». Он неоднократно перерисовывал лицо демона, даже после того как произведение было представлено общественности. Снижение уровня его здоровья препятствовало тому, чтобы он продолжал свою работу в таких темпах, хоть он по прежнему продолжал писать картины, уже на более мистический лад, такие как «Жемчужина» (1904 год).

Картины Михаила Александровича Врубеля имели отличительный, особенный стиль. Он был высококвалифицированным не только в рисовании, но также и во многих других видах художественного творчества. Они включали керамику, витраж, и даже производство театральных костюмов, декораций и реквизита. В свои более поздние годы, он предпочитал использовать, в фрагментарном составе, “незаконченное прикосновение”, как он сам это называл. Изначально, Врубель использовал довольно приглушенные тона, но после его работы по росписи в Киевской Кирилловской Церкви в 1880-х годах, он изменил свой стиль, стал включать более смелые и насыщенные цвета.

Врубель был особенно увлечен процессом создания, иногда пренебрегая своими законченными произведениями. Из-за этого, не сохранились многие из его ранних картин, и даже некоторые его более поздние работы заметно ухудшились. «Демон сидящий» не исключение. Врубель хотел частично придать ему блеск, сверкающий внешний вид, он хотел достичь этого путем смешивания масла и мелких частичек бронзы. По прошествии многих лет, бронза исчезла, притупляя первоначально поразительный визуальный эффект.

Для задумки сюжета этой картины послужил герой романтической поэмы Михаила Лермонтова с одноименным названием. Эта работа, написанная в конце 1830-х годов, рассказывает историю о том как демон полюбил грузинскую принцессу, которая умирает в результате его поцелуя. После этого она была спасена ангелами, в то время как он обречен провести вечность в одиночестве. Эта история идеально сочетается с романтическим темпераментом, и совершенно не подходит для художников реалистов. Врубель описывал демона так: демон — дух, который «объединяет в себе мужской и женский облик, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том, дух властный... величавый» и "олицетворяет вечную борьбу мятущегося человеческого духа". Отметьте потустороннее выражение в глазах Демона (противоположность выражению на портрете Тургенева, который написал Перов, например), возможно символизирующее существования мира за пределами повседневного. Обратите также внимание на фон, который заполнен символическими изображениями огненно-красного заката (огонь часто символизирует конец света) и загадочными, нереалистическими цветами.

Рекомендуем к прочтению:

Современное искусство.

Картины Леонардо да Винчи. Фото с названями.

Художник Иероним Босх. Картины Босха с названиями, фото.

new-original-style.com.ua


Смотрите также