Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картине. Картина дурочка


Аленушка. (Дурочка). Описание картины Васнецова

Дурочка

Виктор Васнецов. Аленушка. 1881. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Важную роль в жизни художника сыграло знакомство с московской семьей крупного промышленника и предпринимателя, известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, сумевшего объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком. Музыкальные вечера, постановки живых картин и вечерние чтения драматических произведений и памятников народного эпоса, разговоры о проблемах искусства и обмен новостями соседствовали в доме Мамонтовых с лекциями историка Василия Ключевского о прошлом России. В мамонтовском сообществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры...

Если портреты близких людей помогали Васнецову в создании идеала национальной красоты, национального типа, то в Абрамцеве и его окрестностях с их характерными для средней полосы России дубовыми, еловыми, березовыми лесами и рощами, причудливо-извилистой с темными заводями речкой Ворей, прудами, поросшими осокой, глухими оврагами и веселыми лужайками и пригорками, вырабатывался тип национального пейзажа.

Здесь были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Здесь была написана и «Аленушка», картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. «Аленушка», — рассказывал впоследствии художник, — как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее". Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.

В основу сюжета положена русская народная сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Композиция состоит из одного единственного персонажа – молодой девушки с русыми волосами, одетой в народное длинное платье.

Алёнушка по сказке была сиротой, которая на время потеряла единственного близкого человека – Иванушку. Именно поэтому первоначально данное произведение задумывалось под названием «Дурочка Аленушка» (дурочками раньше называли сирот).

Образ этой девушки пришел в голову великого художника задолго до написания картины, но воплотить в жизнь эту идею автору помогла простоволосая крестьянка, спустившаяся к пруду на Ахтынке и поразившая В. М. Васнецова своей красотой. Как впоследствии признавался сам художник, от неё веяло особой русской печалью, тоской и одиночеством, которое читалось в её глазах.

Васнецов передал все эти чувства в склоненной позе героини, грустно обвившей руками колени, и в её печальных, полуприкрытых ресницами, глазах. Настроению персонажа вторит природа.

Согласно народным поверьям, природа в конце дня обретает способность отражать эмоции человека. На заднем фоне, списанном опять же с пруда Ахтынки, автор изобразил свинцово-серое небо, ёлочки устрашающего тёмно-зелёного цвета. Под ногами Алёнушки расстилается столь же мрачный пруд, пугающий зрителя своей глубиной, прикрытый листьями желтого цвета и спускающихся к самой поверхности омута осинками с листвой серых оттенков.

 

Источник: http://www.tanais.info/art/vasnetsov1more.html           http://www.detskiysad.ru/art/kartina057.html

 

Похожие записи

design-kmv.ru

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картине

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картинеВиктор Васнецов. Аленушка, 1881. Фрагмент

Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Алёнушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картинеВиктор Васнецов. Автопортрет

Васнецов признавался Рериху в том, что «Алёнушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картинеА. Куинджи. Портрет В. Васнецова

Старенький сарафан с поблёкшими цветами, растрёпанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Алёнушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел её в Ахтырке, где находился в то время.

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картинеВиктор Васнецов. Этюды к картине «Алёнушка», 1881

Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картинеВиктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Алёнушкин пруд, 1880

Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и её брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картинеВиктор Васнецов. Аленушка, 1881

Общее настроение художник создаёт с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, тёмный омут у ног Аленушки, приглушённые тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчёркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картинеПруд возле усадьбы Мамонтовых в Абрамцево

Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картине«Аленушкин пруд» в Ахтырке

Созданию картины предшествовало написание серии этюдов, сохранившихся до наших дней. По ним мы можем судить об эволюции творческого замысла художника. О том, что на картине запечатлен вполне конкретный пейзаж, свидетельствуют работы «Алёнушкин пруд» и «Пруд в Ахтырке», воссоздающие лес и пруд в окрестностях Ахтырки.

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картинеАполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы, 1894

Читайте также

izuminki.com

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картине

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картинеВиктор Васнецов. Аленушка, 1881. Фрагмент

Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Алёнушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.

 

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картинеВиктор Васнецов. Автопортрет

Васнецов признавался Рериху в том, что «Алёнушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картинеА. Куинджи. Портрет В. Васнецова

Старенький сарафан с поблёкшими цветами, растрёпанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Алёнушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел её в Ахтырке, где находился в то время.

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картинеВиктор Васнецов. Этюды к картине «Алёнушка», 1881

Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картинеВиктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Алёнушкин пруд, 1880

Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и её брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картинеВиктор Васнецов. Аленушка, 1881

Общее настроение художник создаёт с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, тёмный омут у ног Аленушки, приглушённые тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчёркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картинеПруд возле усадьбы Мамонтовых в Абрамцево

Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картине«Аленушкин пруд» в Ахтырке

Созданию картины предшествовало написание серии этюдов, сохранившихся до наших дней. По ним мы можем судить об эволюции творческого замысла художника. О том, что на картине запечатлен вполне конкретный пейзаж, свидетельствуют работы «Алёнушкин пруд» и «Пруд в Ахтырке», воссоздающие лес и пруд в окрестностях Ахтырки.

Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картинеАполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы, 1894

interes-mir.mirtesen.ru

ПОЧЕМУ "АЛЁНУШКА" ВАСНЕЦОВА СНАЧАЛА НАЗЫВАЛАСЬ "ДУРОЧКОЙ"...

 

Виктор Васнецов. Аленушка, 1881. Фрагмент

Виктор Васнецов. Аленушка, 1881. Фрагмент

Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини. Виктор Васнецов. Автопортрет

Виктор Васнецов. Автопортрет

Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.

А. Куинджи. Портрет В. Васнецова

А. Куинджи. Портрет В. Васнецова

Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.

Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881

Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881

Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».

Виктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Аленушкин пруд, 1880

Виктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Аленушкин пруд, 1880

Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.

Виктор Васнецов. Аленушка, 1881

Виктор Васнецов. Аленушка, 1881

Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.

Пруд возле усадьбы Мамонтовых в Абрамцево

Пруд возле усадьбы Мамонтовых в Абрамцево

Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.

*Аленушкин пруд* в Ахтырке

*Аленушкин пруд* в Ахтырке

Созданию картины предшествовало написание серии этюдов, сохранившихся до наших дней. По ним мы можем судить об эволюции творческого замысла художника. О том, что на картине запечатлен вполне конкретный пейзаж, свидетельствуют работы «Аленушкин пруд» и «Пруд в Ахтырке», воссоздающие лес и пруд в окрестностях Ахтырки.

Аполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы, 1894

Аполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы, 1894

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/061115/27061/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

lera-komor.livejournal.com

"Дурочка Аленушка" - Мастерок.жж.рф

Виктор Васнецов. Аленушка, 1881. ФрагментВиктор Васнецов. Аленушка, 1881. Фрагмент

Мы уже вспоминали как то про Знаменитые картины и их тайны, а вот еще одна картина и одна тайна.

Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.

Вот как это было ...

Виктор Васнецов. АвтопортретВиктор Васнецов. Автопортрет

 

Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.

 

А. Куинджи. Портрет В. Васнецова

А. Куинджи. Портрет В. Васнецова

 

Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.

 

Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881 

 

Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».

 

Виктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Аленушкин пруд, 1880Виктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Аленушкин пруд, 1880 

Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.

 Виктор Васнецов. Аленушка, 1881

Виктор Васнецов. Аленушка, 1881

 

Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.

 Пруд возле усадьбы Мамонтовых в Абрамцево

Пруд возле усадьбы Мамонтовых в Абрамцево

 

Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.

 *Аленушкин пруд* в Ахтырке

*Аленушкин пруд* в Ахтырке

 

Созданию картины предшествовало написание серии этюдов, сохранившихся до наших дней. По ним мы можем судить об эволюции творческого замысла художника. О том, что на картине запечатлен вполне конкретный пейзаж, свидетельствуют работы «Аленушкин пруд» и «Пруд в Ахтырке», воссоздающие лес и пруд в окрестностях Ахтырки.

 Аполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы, 1894

Аполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы, 1894

 

В конце XIX в., когда была написана картина, никто и заподозрить не мог, что случится вскоре со многими художниками, гостившими в усадьбе в Абрамцево.

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/061115/27061/</p>

Что еще вам сказать, ну вот например, что "Черный квадрат" Малевича - это плагиат, а вот такой есть взгляд на Современное искусство. Вот например Сказки от художника Матеуша Озмински и корабли Художника Юстина Копаня (Justyna Kopania)

masterok.livejournal.com

"Дурочка Аленушка" - Есть только миг между прошлым и будущим

Виктор Васнецов. Аленушка, 1881. ФрагментВиктор Васнецов. Аленушка, 1881. Фрагмент

Мы уже вспоминали как то про Знаменитые картины и их тайны, а вот еще одна картина и одна тайна.

Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.

Вот как это было ...

Виктор Васнецов. АвтопортретВиктор Васнецов. Автопортрет

Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.

А. Куинджи. Портрет В. ВаснецоваА. Куинджи. Портрет В. Васнецова

Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.

Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881

Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».

Виктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Аленушкин пруд, 1880Виктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Аленушкин пруд, 1880

Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.

Виктор Васнецов. Аленушка, 1881

Виктор Васнецов. Аленушка, 1881

Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.

Пруд возле усадьбы Мамонтовых в Абрамцево

Пруд возле усадьбы Мамонтовых в Абрамцево

Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.

*Аленушкин пруд* в Ахтырке

*Аленушкин пруд* в Ахтырке

 Созданию картины предшествовало написание серии этюдов, сохранившихся до наших дней. По ним мы можем судить об эволюции творческого замысла художника. О том, что на картине запечатлен вполне конкретный пейзаж, свидетельствуют работы «Аленушкин пруд» и «Пруд в Ахтырке», воссоздающие лес и пруд в окрестностях Ахтырки.Аполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы, 1894Аполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы, 1894

В конце XIX в., когда была написана картина, никто и заподозрить не мог, что случится вскоре со многими художниками, гостившими в усадьбе в Абрамцево.

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/061115/27061/

Оригинал взят у masterok в "Дурочка Аленушка"

irnella.livejournal.com

Почему «Аленушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картине

Виктор Васнецов. Аленушка, 1881. Фрагмент

Виктор Васнецов. Аленушка, 1881. Фрагмент

Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова  была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.

 

Виктор Васнецов. Автопортрет

Виктор Васнецов. Автопортрет

Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.

 

А. Куинджи. Портрет В. Васнецова

А. Куинджи. Портрет В. Васнецова

Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.

 

Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881

Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881

Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».

 

Виктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Аленушкин пруд, 1880

Виктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Аленушкин пруд, 1880

Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.

 

Виктор Васнецов. Аленушка, 1881

Виктор Васнецов. Аленушка, 1881

Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.

 

Пруд возле усадьбы Мамонтовых в Абрамцево

Пруд возле усадьбы Мамонтовых в Абрамцево

Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.

 

*Аленушкин пруд* в Ахтырке

*Аленушкин пруд* в Ахтырке

Созданию картины предшествовало написание серии этюдов, сохранившихся до наших дней. По ним мы можем судить об эволюции творческого замысла художника. О том, что на картине запечатлен вполне конкретный пейзаж, свидетельствуют работы «Аленушкин пруд» и «Пруд в Ахтырке», воссоздающие лес и пруд в окрестностях Ахтырки.

 

Аполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы, 1894

Аполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы, 1894

art.mirtesen.ru


Смотрите также