Сочинение по картине Московский дворик Поленова 4, 5 класс. Картина дворик


Тургенев и картина Поленова "Московский дворик"

И.С.Тургенев и картина В.Д.Поленова "Московский дворик"(1878)

       Когда на склоне своей жизни Толстой, обрушиваясь на пустое, бессодержательное "искусство ради искусства", причислил и пейзажную живопись к искусству такого рода, Репин решительно возразил ему. Пейзаж дорог нам не только потому, говорил он, что изображает верно природу, но и потому, что в нем отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, понимание ее красоты. Лучшие художники-пейзажисты всем своим творчеством подтвердили правоту Репина в этом споре.           В 1882 году друг Тургенева М.В.Олсуфьев навестил писателя, жившего в то время во Франции, под Парижем. Тургенев был болен, невесел. Он тосковал, думал о России. "Первое, что бросилось мне в глаза, – вспоминалПоленов "Московский дворик". Этюд для Тургенева Олсуфьев, – это моя старая знакомая картина Василия Дмитриевича Поленова "Московский дворик".          Кому же не знакома теперь эта картина, этот небольшой зеленый дворик, затерявшийся среди тихих переулков Арбата! Ясный летний день. Все будто дремлет, пригретое ласковыми лучами солнца: перевесившиеся через забор деревья, старый белый дом, трава с протоптанными тропинками, покосившийся сарай, пятиглавая церковь с золотыми луковками, лошаденка, впряженная в телегу. У колодца бродят сонные куры. Розоватые облачка дремлют в небе... Однако то, что видел Олсуфьев у Тургенева во Франции, было не самой картиной (она уже тогда находилась в Третьяковской галерее), а лишь одним из этюдов к ней. И вот как этот этюд попал к Тургеневу.         В 1876 году Поленов вернулся на родину после нескольких лет заграничного пенсионерства. Он окончил академию вместе с Репиным, вместе с ним получил золотую медаль и вместе с ним томился заграничным житьем и рвался в Россию. "Никто более меня не желает вернуться на родину, – писал он из Франции, – чтобы моим трудом доказать на деле мою горячую любовь к ней и искреннее желание быть, насколько могу, ей полезным". Вернувшись, он решил вместе с Репиным и Васнецовым поселиться в Москве, подальше от академии, от петербургской чинности, от официального надзора.        Однажды, бродя по арбатским переулкам в поисках квартиры, он зашел в один из домов, на двери которого висела записка: "Сдается", и прямо из окна увидел озаренный солнцем дворик с прикрытым крышкой колодцем и виднеющейся за сараем церквушкой. "Я тут же сел и написал его", – вспоминал он впоследствии. Эта строчка красноречиво свидетельствует о том неотразимом впечатлении, какое захватило художника и так ясно выразилось в его картине. В «Московском дворике» сказалось непосредственное впечатление художника от погожего летнего дня, от сияющих куполов церкви, барского дома с фронтоном, сарая с проломленной крышей, нехитрого белья, повешенного на просушку, детей на траве. От ощущения безмятежности и обыденности московской жизни. "Это тургеневский уголок", – говорил Поленов, и говорил так не потому лишь, что именно здесь, вблизи Арбата и Девичьего поля, начиналось действие знаменитого тургеневского романа "Дым". "Тургеневским" был сам взгляд художника, полный умиротворенной любви ко всему родному – пусть неяркому, неприметному, но родному.         Когда Иван Сергеевич Тургенев приехал из Парижа в Москву на открытие памятника Пушкину, к нему приходили десятки людей, для которых имя писателя, его романы, повести и рассказы стали чем-то неизмеримо дорогим и близким. Был среди этих людей и Поленов. Тогда-то он, в знак любви и признательности, и подарил Тургеневу этюд, о котором вспоминал Олсуфьев. И Тургенев увез с собой в Париж драгоценный уголок родной земли, с ее небом, воздухом, с ее красками и запахами, с ее белоголовыми ребятишками и привычным теплом родного солнца – со всем тем, что так отзывается в сердце человека, когда он после долгого отсутствия входит в дом, где прошло его детство, где он рос и впервые познал душой значение слова "родина".        Гаршин не зря назвал живопись "самым задушевным из пластических искусств". Думая об этом свойстве живописи, о ее способности отвечать, отзываться самым глубоким человеческим чувствам, нельзя не вспомнить "Московский дворик" у больного и тоскующего Тургенева в далеком предместье Парижа. (Из книги: Наумович В.Л. Лицо времени. Детская лит. М.1965)

   "Летом Тургенев с семейством Виардо отправлялся на дачу в Буживаль, в поместье "Les Frenes" ("Ясени"). Уезжали с вокзала Сен-Лазар. В Аржантейле обычно пересаживались на речной пароходик и плыли по Сене. По берегам тянулись ряды тополей и лип, краснели в зелени садов черепичные крыши вилл. Весело свистя, пароходик проплывал под арками железнодорожных мостов, обгоняя украшенные праздничными флажками лодки с отдыхающей публикой в пестрых нарядах. На повороте реки показывался, наконец, высокий шпиль старинной церкви XII века, расположенной на вершине холма, с которого открывался вид на луга и ивы острова Круасси, прославленного картинами знаменитого Коро. В Буживале жили французские художники-импрессионисты Ренуар, Клод Моне и Сислей. В Буживале имел дачу и Николай Иванович Тургенев.    К большому дому в гору вели две дороги, посыпанные крупным песком. Между группами кустов, расположенных живописно, с большим вкусом, пестрели обильные цветники. Под густою листвой деревьев вились прихотливо узкие тропинки. И везде журчала, пела вода: не только в бассейнах, но и в кучах искусно набросанного камня. Струйки чистой ключевой воды выбивались из-под мшистых стволов старых деревьев, и, журча, разбегались в разных направлениях.    Около большого усадебного дома – маленький "le chalet", собственность и жилище Тургенева. При входе в кабинет бросалась в глаза картина В. Д. Поленова "Московский дворик". По стенам размещались два больших шкафа с книгами. По самой середине кабинета, перед камином, располагался большой письменный стол с аккуратно прибранными бумагами, книгами, номерами журналов."(Из книги: Лебедев Ю.В. Тургенев. ЖЗЛ)

Тургенев И.С. Основные даты жизни и творчества

literatura5.narod.ru

Московский дворик (картина) — ALL

Картина В. Д. Поленова «Московский дворик», 1878 г.

«Московский дворик» — картина русского художника Василия Дмитриевича Поленова.

Время создания: лето 1877—1878 гг.[1]

Холст, масло. 64,5 × 80,1 см[2][3][4]

Современное местонахождение произведения: Государственная Третьяковская галерея[3][4], Москва (Лаврушинский переулок, 10, зал 35), Российская Федерация.

В 1872 году художник В. Д. Поленов получил от Академии художества пенсионерскую заграничную командировку на шесть лет[5]. Он побывал в Германии, ознакомившись с произведениями немецких художников; затем уехал в Италию, посетил музеи Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые произведения мастеров Возрождения и сам писал с натуры[6].

Вернувшись в Россию в 1876 году, вскоре отправился на русско-турецкую войну и состоял официальным художником при наследнике-цесаревиче, будущем Александре III[7]. Затем, пробыв некоторое время в Санкт-Петербурге, в 1877 году В. Д. Поленов решил поселиться в Москве (основноая цель переезда в Москву было создание картины «Пострижение негодной царевны»[1]) и, просмотрев объявления о сдаче в наём жилья, выбрал район Арбата[2], на углу Малого Толстовского (ныне переулок Каменная Слобода) и Трубниковского переулков[6], по адресу Дурновский переулок (ныне Дурновский переулок называется Композиторская улица) близ Спаса на Песках, дом, принадлежавший корнету Н. Л. Баумгартену[3][1].

Теперь от него, получившего европейский опыт, требовали новых работ. И художник, безусловно, оправдывал эти ожидания — в его последовавших друг за другом произведениях «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Лето», «Заросший пруд» и других появилось такое ощущение света и воздуха, трогательной пейзажной лиричности, что он был назван «мастером интимного пейзажа»[6]. Определение это дал начинающий в те годы художник Илья Семенович Остроухов, который писал: «Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов. <…> „Московский дворик“, „Бабушкин сад“, „У мельницы“, „Серый день“ и ряд других тургеневских интимных мотивов явились мне неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой»[8][9].

Картина «Московский дворик» идет первой в этом списке нового жанра.

Окна московской квартиры художника выходили во двор — обычный московский двор второй половины XIX века. Вот именно его и решил запечатлеть на своем полотне Поленов. Сам он вспоминал: «Я ходил искать квартиру. Увидел на двери записку, зашел посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его»[3][1].

В. Д. Поленов. «Московский дворик», 1877 г. Этюд к картине (Русский музей, Петербург)

Сначала Поленов изобразил открывавшийся из окна природный вид, а через какое-то время решил несколько изменить ракурс, увеличил само полотно и пририсовал бытовые сценки — людей, кур, запряженную телегу…

Однако этюдный первый вариант, датированный 1877 годом (холст на картоне, масло; 49,8 × 38,5), не пропал, он ныне хранится в Русском музее (Петербург).

Был и еще этюд, получивший в художественном мире название «тургеневского».

Московский дворик. Вариант картины для И. С. Тургенева

Писатель Иван Сергеевич Тургенев какое-то время был дружен с Поленовым. Так сложилось, что Тургенев, покинув Россию, проживал в Париже. Конечно, тосковал по родной стране. Однако в 1880 году он предпринял поездку в Москву на открытие памятника Пушкину. Вот тогда состоялась еще одна встреча художника Поленова и писателя Тургенева. В знак своего уважения и любви к Тургеневу Поленов подарил ему один из этюдов к картине «Московский дворик» — тоже первый вариант, без людей[10][11][12].

Эта картина так и пробыла у И. С. Тургенева до конца его жизни, служа воспоминанием о родном неприхотливом русском быте.

Однако в рассказах о судьбах этюдов к картине мы забежали хронологически вперед. Вернемся ко времени создания.

Какое это было время для Москвы? Это был период расцвета русского искусства и наук, время, когда Россия ощущала себя полноправным членом европейской культуры или, уж во всяком случае, очень стремилась к этому. 19 век России — время коренных преобразований: век начался с русских холопов, окончился — русской интеллигенцией. Москва — вторая по иерархической лестнице (после Санкт-Петербурга) столица России; главной (первой) столице предназначались официозы и марши, парады и величие, а Москве досталась душа, тонкая и ранимая, без внешних официозов и имперского величия.

Вот эту теплую душевность и наблюдал из своего окна художник. Не прямота улиц, не красочные фасады домов, не великолепные конные выезды, а бытовые сценки — закулисной, дворовой — жизни горожан…

Так, стоя у окна, художник и преступил к работе — созданию этюда к картине, получившей впоследствии огромную известность, «Московский дворик»[6]. Правда первоначально название своему полотному Поленов дал другое: в списке работ Поленова, составленном самим художником, эта картина (№ 123) названа им «Арбатский уголок»[1].

Картина объединила сразу два вида живописи — это пейзаж и жанровая сценка[3]. Она представляет собой зарисовку московского городского пейзажа второй половины XIX столетия. Погожий летний день. Голубое небо в светлых облачках создает атмосферу воздушности[2]. Двор зарос травой — она передана художником во всевозможных оттенках[6], от светлых солнечных бликов до темной тени; кое-где — цветы, но не яркие, не выращенные садовником благоухающие красавцы, а неброские, полевые, взошедшие нежными и робкими вкраплениями. Среди невысокой, но еще не пожухлой травы расположились дети, чуть дальше — куры, тоже выпущенные на дворик. Прясо — покосившаяся избенка-сарайчик с проваленной крышей — надо бы починить, да пока пусть так постоит; чай, не фасад, не на улицу выходит, во двор… Поодаль слева — женщина несет ведро воды. Справа телега с запряженной лошадью, но еще не готовая к выезду; а пока лошадь может спокойно пожевать травку…

На заднем плане видна каменная церковь. Это московский Храм Спаса Преображения на Песках. Церковь сохранилась по сию пору[4]. К тому времени, когда Поленов запечатлевал ее на своем полотне, она насчитывала более полутора лет — была возведена в 1711 году на месте сгоревшей деревянной[13].

Всё обыденно на этом полотне, вроде ничего особенного. Но эта обыденность завораживает — она трепетна и лирична, а безмятежность и теплота летнего утра переданы с такой любовью[5], с такой гармоничной проникновенностью, что вырастают до самых высоких нот обобщения русской пейзажной живописи[5] и обращены прямо к сердцу зрителя.

Чуть позже, в том же 1878 году Поленов создал картину «Бабушкин сад», где изобразил тот же дворянский дом, выходящий в этот двор, с другого ракурса[14].

Этой картиной В. Д. Поленов собирался дебютировать на петербургской 6-й Выставке художников-передвижников в 1878 году[4] (на тот момент он еще не был членом Товарищества передвижных художественных выставок; вступил туда позже, в 1879 году). Посылая свою работу в Петербург, он писал И. Н. Крамскому извинительное письмо: «…картинка моя на Передвижную выставку готова, а рама только теперь. К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи — мне хотелось выступить на Передвижную… с чем-нибудь порядочным; надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве, в начале лета»[1][5][6][3].

Художник и сам понимал, что зарисовка обыденности не может заменить крупного масштабного серьезного полотна. Но… именно эта картина принесла Поленову огромную славу[5].

Правда на Петербургскую выставу «Московский дворик» не успел"[1]. Но 7 мая 1878 года выставка передвижников открылась в Москве. «Московский дворик» экспонировался там, причем картина была принята на такой скорости, что не успела попасть в каталог[1]. Успех Поленова на выставке был оглушительным[2][3]. Уже через несколько дней после открытия, 19 мая Поленов сообщил своему учителю, художнику П. П. Чистякову о том, что картину приобретает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков[2][3].

В этой картине впервые наметился путь русского искусства 1870-х годов, которое стремилось к растворению жанрового начала, характерного для реализма передвижников[4].

Сама картина «Московский дворик» поражает эмоциональной наполненностью, переданной полотну красотой обыденного мотива в его конкретности и случайности[5]. Всё в этом нехитром пейзаже проникнуто теплотой и любовью. Это полотно родило новый жанр — «интимного пейзажа»[15].

По словам искусствоведа Т. В. Юровой, «В. Д. Поленов вложил в полотно всю силу своей любви к людям и к жизни, именно эта любовь делает поэтическими самые обычные прозаические вещи»[6].

«Московским двориком» Поленов начал создание некоей картинной трилогии, куда вошли «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд»[14] — эти три холста являются произведениями так называемого московского периода художника и объединены и стилистически, и композиционно, создавая общее настроение душевной теплоты.

Для многих поколений москвичей «Московский дворик» стал одним из любимых произведений, своеобразным символом Москвы, ее простоты и добросердечия[1].

Ныне рядом с местом московского дворика, изображенного на картине Поленова, находится средняя общеобразовательная школа (она известна под разными номерами, последнее ее название № 1231 с углубленным изучением французского языка), адрес: Спасопесковский пер., д. 6, стр. 7[16]. В честь ее местонахождения в 1996 году школе присвоено имя Поленова[17].

  1. ↑ 1,01,11,21,31,41,51,61,71,8 Москва, как много в этом звуке… (автор: Элеонора Пастон) // ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА #3 2013 (40)
  2. ↑ 2,02,12,22,32,4 Краткое описание картины Поленова Московский дворик.
  3. ↑ 3,03,13,23,33,43,53,63,7 Московский дворик
  4. ↑ 4,04,14,24,34,4 Третьяковская галерея. Московский дворик
  5. ↑ 5,05,15,25,35,45,5 Русский художник Василий Поленов. Московский дворик
  6. ↑ 6,06,16,26,36,46,56,6 Рассказы о шедеврах живописи // Поленов В. «Московский дворик»
  7. ↑ Василий Дмитриевич Поленов
  8. ↑ Биография Василия Дмитриевича Поленова (1844—1927)
  9. ↑ Василий Поленов. 1844—1927
  10. ↑ 1891 Поленов В. Д. «Московский дворик. Вариант картины для И. С. Тургенева»
  11. ↑ Московский дворик. Вариант картины для И. С. Тургенева
  12. ↑ И. С. Тургенев и картина В. Д. Поленова «Московский дворик»(1878)
  13. ↑ Демин А. Г. Храмы и монастыри Москвы. Путеводитель. — Вече, 2008. — С. 127—128. — 336 с. — (Русский путеводитель). — 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-1911-9
  14. ↑ 14,014,1 Краткое описание картины Поленова Бабушкин сад
  15. ↑ Биография. Василий Поленов
  16. ↑ Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка № 1231 имени В. Д. Поленова
  17. ↑ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

allll.net

История одного шедевра: «Московский дворик» Поленова

Отправляю вам что поприличнее. Примерно такими словами Василий Поленов сопроводил свой «Московский дворик», когда посылал его на выставку передвижников. Как это часто бывает, когда дедлайн горит, сдаешь уже хоть что-нибудь. Как получилось, что безделица, написанная на скорую руку, стала программным произведением художника, рассказывает Снежана Петрова.

«Московский дворик», Василий Поленов (1878)

Сюжет

Москва — большая деревня. Собственно, вот и весь сюжет. На полотне изображен вид из окна дома, где жил Поленов. В Москву он приехал, чтобы собирать материал для своей очередной картины, а до этого художник много лет провел в Европе, где учился у местных мастеров.

Поленова называют родоначальником интимного пейзажа

«Дорогой дядя, — писал Поленов своему дяде Чижову, в доме которого жил уже три недели и занимался поисками квартиры, — благодарю Вас за гостеприимство и т. д. Мое новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».

Храм Спаса Преображения на Песках, 1882

«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Раз-два и готово. А тут как раз выставка передвижников подоспела. «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». В итоге его порядочную картинку полюбили все, а Третьяков купил.

Контекст

Изображенный на полотне храм сохранился до сих пор, а вот ни дома, где снимал жилье художник, ни особняка уже нет. Зато они остались еще на одной картине Поленова — «Бабушкин сад». На ней изображен тот же усадебный дом, но с другого ракурса.

«Бабушкин сад», Василий Поленов (1878)

По этим картинам можно представить себе, какой была Москва в 1870-х. В XVIII — XIX веках главной градостроительной единицей города были не улицы и площади, а дом и двор. Особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами и дворовыми постройками.

Крамской о «Московском дворике»: «Поленов — молодец!»

После «Московского дворика» Поленова окрестили мастером интимного пейзажа. Здесь слово «интимный» предстает в своем истинном значении, то есть «глубоко личный, задушевный, сокровенный». А само понятие «интимный пейзаж» подходит любому полотно, на котором очевидно выражено эмоциональное состояние художника.

Сам Василий Дмитриевич, считая себя историческим живописцем, не шибко ценил картину. Но в среде передвижников она была новаторской, как вдох-выдох. Передвижники все к чему-то призывали. А «Московский дворик» никуда не звал, ничему не учил. Это отдохновение от суеты.

Вьющиеся среди травы тропинки, домики и деревья, многообразие тонов зелени, воздух и свет — с каком любовью выписан этот вид из окна. Тургеневское настроение в работах Поленова почувствовали все. Даже сам Тургенев. Василий Дмитриевич подарил Ивану Сергеевичу эскиз «Московского дворика», а Иван Сергеевич Василию Дмитриевичу — «Записки охотника» с дарственной надписью. Книгу эту Поленов очень любил и называл бриллиантом русской литературы.

Судьба художника

Поленов родился в Петербурге и был абсолютно городским человеком. Но писал сердцем — о природе. Любил он смотреть на ширь полей, гущь лесов и бег рек. Поэтому как только заработал на первый дом — сразу купил. Вернее, построил по собственному эскизу.

Василий Поленов перед мольбертом, фото 1897 года

Сегодня широкий зритель помнит Поленова в основном как автора элегических сюжетов с тургеневским настроением. Действительно, у кого не защемит сердце да не накатит слеза при виде «Разлива на Оке» или «Золотой осени»?!

А между тем, художник писал и на религиозные, и на военные, и на античные темы. Например, во время русско-турецкой войны он состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича — будущего императора Александра III. А на исходе XIX века Поленов специально путешествовал на Ближний Восток, чтобы зарядиться местной атмосферой и собрать натуру для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа».

Люди, изображенные на картине, выдуманы Поленовым

Впоследствии Поленов как заслуженный мастер делал, что хотел. Практически полная свободна творчества. Хочешь — по твоим эскизам дом построят. Хочешь — оперу твою поставят. Хочешь — благотворительность устроят. Все, что душе Василия Дмитриевича угодно.

Скончался Поленов жарким июльским днем (его любимое время года, когда березовый лист полон). И похоронили его на крутом берегу с видом на Оку, откуда он так часто писал родные просторы.

Рекомендовано вам

diletant.media

Картина В. Д. Поленова «Московский дворик». Да Москва ли это?

Кто может узнать Москву, современный мегаполис с двенадцатимиллионным населением (это только официальные данные, а фактически приближается к двадцати миллионам), высотками, метро, аквапарками, широкими автомагистралями, на которых все равно не вмещается весь автотранспорт, огромными торговыми центрами, в этом уютном тишайшем уголке? Да и где он? Осталась только картина В.Д. Поленова «Московский дворик».

Живописец

Василий Дмитриевич родился под воздушным знаком зодиака Близнецы. Это значит, что он обладал характером легким (не путать с легковесным), подвижным, мобильным, приветливым. Поленов был дворянином, сыном археолога и библиографа. Свои способности к рисованию получил от матери. Москва, изображенная на картине, тогда была маленькая, умещалась в основном внутри Садового Кольца.картина в д поленова московский дворик Большой удачей его жизни стала встреча с гениальным преподавателем рисунка П. П. Чистяковым. Обычно натура устанавливалась долго, но Чистяков мог смять обычный лист бумаги, бросить на стол и сказать: «Рисуйте». Эта школа рисования ушла, похоже, навсегда. То была самая точная передача натуры, очень профессиональный подход к рисунку, в частности и к живописи в целом.

Сомнения и колебания

Василий Дмитриевич Поленов поначалу колебался: он получает диплом юриста и занимается музыкой. Примерно к тридцати годам он вполне определяется как художник. На стажировке в Париже Поленов получает звание академика. Потом художник едет в Италию. Рим ему показался мертвым городом, зато Поленов влюбился в Венецию и на подлинниках учился у Паоло Веронезе. Именно за границей он начинает понимать, что он – пейзажист. И одна из первых вещей, написанных в России по возвращении – картина (В.Д. Поленова) «Московский дворик».

На выставке передвижников

картина в д поленова московский дворик сочинениеНа картине изображено начало лета, утро, самое начало ясного солнечного денька. Вначале глаз обегает, не сосредотачиваясь на деталях, весь пейзаж, охватывая и траву-мураву, и дорожки, и высокую белую колокольню, и пятиглавую церковь вдали. И остается впечатление праздника и особенной тишины, которую ничто не может нарушить. Безмятежность – вот, видимо, общий строй картины. Но где именно написана картина В.Д. Поленова «Московский дворик», точно не известно. Поговаривали, что в Арбатских переулках за театром им. Вахтангова. Но теперь там ничего подобного и не найти.

Жители этого дворика слились с природой. Они живут тихо и естественно. Стиль жизни отнюдь не столичный. От домишек с ведром к колодцу идет не спеша женщина. У сарая роются, выискивая червячков, куры. Пока еще стоит, но, наверное, скоро тронется в путь лошадь, запряженная в телегу. Все выше поднимается солнце, а значит, пора отправляться по будничным делам. Все это картина В.Д. Поленова «Московский дворик» рассказывает поэтично с элегическими нотками. Празднично выделяется белый двухэтажный особнячок, освещенный солнцем, а рядом из-за забора выглядывает сочная зелень деревьев. Над всем этим мирно голубеет небо с белыми легкими облаками.

Когда в Москве не было еще и миллиона жителей, в 1878 легко и быстро была создана эта картина. Она была продемонстрирована на выставке передвижников. Художник очень переживал, что в его картине нет никакой идейной направленности, показа быта угнетенных людей. Но живет по-прежнему и в наши дни своим неторопливым простым бытом картина В.Д. Поленова «Московский дворик». Сочинение должно отразить личное отношение к жизни москвичей более ста лет назад и к доброжелательному взгляду художника, откровенно любующегося этой жизнью.

fb.ru

Сочинение по картине Московский дворик Поленова 4, 5 класс описание

Московский дворик

Василий Дмитриевич Поленов очень талантливый русский художник. Его работы всегда вызывают у зрителя бурю эмоций и обсуждения. Одно из таких произведений знаменитого художника это картина «Московский дворик».

На полотне изображен, теплый, даже слегка жаркий, летний день. Небо светло-голубого цвета. Местами проплывают белоснежные и пушистые как вата облака.

В самом центре картины художник изобразил церковь, в которой величественно возвышаются пять куполов. Самый высокий купол игриво переливается золотом на солнце. Церковь бело цвета, а рядом с ней стоит высокая колокольня. Верхушка также переливается золотом. А на самом горизонте виднеется тоже храм. Но его очень плохо видно, так как он находится очень далеко.

Центровым моментом своей картины художник так же хотел отметить старый особняк. Но это здание очень хорошо выглядит по сравнению с сараем, который стоит рядом. Сам особняк окружен невысоким деревянным забором. Возможно, ранее там был сад, но сейчас там поросли деревья.

Сарай настолько стар, что в его крыше проросло маленькое пушистое дерево. Возле этого строения стоит ветхий колодец, который вот-вот и обвалится. Позади сарая виднеются крыши других домов. Они тоже не новые.

Хоть и здания уже очень стары, жизнь в этом прекрасном Московском дворике не перестает течь.

Художник изобразил запряженную в повозку лошадь, которая щиплет зеленую травку. Она ждет своего хозяина, что бы отправиться в путь. Возле старого сарая в земле роются куры, они ищут червячков. Так же художник изобразил женщину, которая несет полное ведро воды. Видно, что ей тяжело, так как ее тело немного наклонено в сторону, а рука вытянута. Она держит равновесие, что бы ни упасть.

По всему двору натоптаны тропинки. И именно на них мы видим детей, которые играют во дворе. Их четверо. Маленькая девочка изучает сорванные ею цветок, а двое из них сидят на траве. Самая маленькая крошка сидит сама на траве и громко плачет, тем самым пытаясь привлечь к себе внимание остальных.

Вся картина наполнена яркими красками. От нее веет теплом и хорошим настроением. Не зря художник был награжден на шестой выставке передвижников. После чего на него обрушилась ошеломительная популярность. 

Сочинение-описание картины Поленова Московский дворик

Эта картина написана практически с натуры. Художник смотрел из окна своей квартиры и рисовал.

Отличный летний денёк, полдень. На голубом небе видны редкие белоснежные облака. Тихий московский дворик. Жизнь течёт своим чередом. Каждый занят своим делом. Посреди двора зелёная лужайка с цветущими ромашками. Она крест на крест пересечена двумя тропинками. Видно, люди годами ходят по своим делам одними и теми же дорожками, что вытоптали траву до земли.

В такой двор не страшно выпускать погулять маленьких детей, одних, без мамок и нянек. На переднем плане стоит маленький мальчик. Ему три-четыре годика. У него белокурые волосы без панамки или кепки. Мама недоглядела - напечёт солнышко голову. Он одет в светлую рубашку и темные штанишки. Мальчикчем-то увлечённо занят. Недалеко от ребёнка находится деревянная крышка. Возможно, под ней находится погреб. А рядом заросли лопуха.

Лопух растёт возле старого забора, за которым угадывается сад и растёт высокая берёза со сломанной макушкой.

В другом зелёном квадрате прямо на траве сидит маленький ребёнок. Это девочка. Она, наверное, ещё не умеет ходить. Вот где посадили, там и сидит. На соседнем квадратике два мальчика что-то ищут или ловят в траве. У всех детей светлые непокрытые головными уборами головки.

Посреди двора стоит лошадь, запряженная в телегу. Она спокойно стоит и ждёт хозяина. Невольно возникает вопрос: «Что делает лошадь в городе и откуда она взялась?» Моя бабушка рассказывала, что на телегах возили из двора во двор и продавали картофель, лук, яблоки крестьяне из близлежащих к городу деревень.

Сразу за садом видно белокаменный двухэтажный дом. На крыше видно две трубы - в доме печное отопление. Отчётливо видно чердачное окно на крыше и две водосточные трубы. Рядом с домом находятся серые от времени и дождей сараи. Через сгнившую крышу пробиваются ветки кустарника. Возле них ходят куры с цыплятами. Они ищут жучков-червячков.

Из дома вышла женщина в белом платье и с ведром в правой руке. Судя по направлению движения и по тому, как она отставляет для поддержания равновесия правую руку, ведро полное и тяжёлое. Возможно, она несёт воду для лошади.

Рядом с покосившимися сараями стоит белое древенчатое строение под красной крышей и длинным желобом. В нём находится водяная колонка. Дальше видны ещё покосившиеся сараи. На верёвке сушится бельё. Видны ещё пара таких же домиков, как изображённый на переднем плане. Там угадываются такие же маленькие уютные дворики.

Над всем возвышаются пять луковок- куполов белокаменной церкви. Самый высокий и главный золотом блестит на солнце, а остальные четыре отливают серебром. Рядом находится колокольня с золотым куполом.

В таком доме и в таком дворике выросли моя бабушка и мама. Картина навевает ностальгию по ушедшим временам.

5 класс

Описание настроения картины Московский дворик

Чувства картины Московский дворик

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Охотники на привале Перова 6, 8 класс

    При первом же взгляде на картину В.Г. Перова «Охотники на привале» внимание приковывают трое мужчин, которые сидят кругом и о чем-то разговаривают. Среди них выделяется самый старший и, видимо

  • Сочинение по картине Пукирева Неравный брак 6 класс

    Пукирев изображает драму несчастного юного создания. По тем временам, а это был 1862 год, проблема бесправия женщин была очень актуальна. Эта проблема и есть основа сюжета картины.

  • Сочинение по картине Яблонской Хлеб 5 класс

    Татьяна Николаевна Яблонская, знаменитая художница Советского Союза. Но ее превосходные работы были известны, и за границей от чего художница имела колоссальную популярность в то время. Зрителю очень нравилось лицезреть работы Яблонской

  • Сочинение по картине Маковского В жаркий день 2, 5 класс

    От картины, действительно, исходит жар – солнце так и светит. Столько зелёного цвета! И очень много солнца… Наверное, это середина лета.

  • Сочинение по картине Фельдмана Родина 9 класс

    Автор данной картины, участвовал в военных действиях. И поэтому является очевидцем всех ужасов войны. Создавая данную картину, он хотел показать, что война, наконец, то окончена и все кто остался в живых вернулись домой.

sochinimka.ru

Картина «Московский дворик» Поленова

московский дворик поленова

«Не имел времени сделать более значительной вещи», - писал Василий Поленов организатору выставки художников-передвижников Ивану Крамскому, отправляя в Санкт-Петербург на экспозицию свою картину «Московский дворик». Поленова к тому времени знали как мастера исторической живописи. Он писал библейские сцены, трудился над эскизами декораций для театральных постановок, и вдруг – обыкновенный, ничем особенно не примечательный скромный дворик посреди Москвы, каких в старой столице было много. Однако именно это полотно вызвало шквальный успех, было зачислено в ранг шедевров и стало навсегда визитной карточкой Василия Дмитриевича Поленова. В чем же загадка этой замечательной картины?

Праздник бытия

Все пространство полотна сияет мягкими и ликующими красками, половину его занимает безмятежное небо с тающими как сахарная вата облаками и победно сверкающими маковками храма. Здесь словно ангелы играют в прятки с солнечными бликами, отраженными от золотых луковок с православными крестами. Другая половина полотна отдана земному раю – такому будничному, уютному и пронзительно родному. Здесь неторопливо движется жизнь чад Божьих, которые все у Него под крылом. Солнышко льет в чистый воздух на весь этот мир свет, наполняя душу необъяснимо радостным чувством.

История создания полотна

Как однажды заметил Василий Поленов, «Московский дворик» получился у него экспромтом. После длинного заграничного путешествия художник искал в Москве квартиру, увидел на двери одного из домов объявление о сдаче внаем и тут же зашел в комнаты. Из окна ему открылся вид, который живописец тотчас зарисовал. Казалось, он и сам не ожидал, что после колоритных пейзажей Европы он найдет в Москве такой «свежий и оригинальный материал». Это случилось в 1877 году. «Московский дворик» Поленова на холсте был в этот момент пустым. Только годом позже художник доработал картину, и на ней появились люди и животные. Вот этот второй вариант Поленов и отправил на передвижническую выставку, где холст обрел широкую славу и был приобретен Павлом Третьяковым для своей знаменитой галереи. Первый же вариант картины художник подарил Ивану Тургеневу, с которым был хорошо знаком по литературному кружку, организатором коего был писатель. Поленов очень ценил Тургеневские «Записки охотника», считая это произведение бриллиантом русской литературы. Писатель преподнес художнику этот сборник с автографом.картина московский дворик поленова

Старомосковский уют

Купеческую Москву недаром называли большой деревней. Ее застройки сильно отличались от торжественных и мрачноватых линейных перспектив Санкт-Петербурга. Московский ландшафт определялся не проспектами, а дворами и садами, окружавшими особняки. Деревенский патриархальный уклад, царивший там, покорил сердце художника, долго жившего в северной столице и теперь поселившегося в Дурновском переулке близ улицы Арбат.

В том же ракурсе сегодня

Место, что изобразил живописец, можно отыскать в современной Москве, правда, оно до неузнаваемости изменилось. Сохранилась лишь церковь Спаса-на-Песках. Ниже можно увидеть, как московский дворик Поленова выглядит теперь. Нет уже ни того дворика, ни мягкой идиллии, царившей там. Только уличный перекресток своеобразно перекликается с тем, который на полотне обозначает внутреннее пространство живописного старомосковского двора. анализ картины поленова московский дворик

Откуда черпать вдохновение

Манит и вдохновляет зрителя картина «Московский дворик» Поленова. Кем-то из искусствоведов замечено, что опоэтизировать прозаический пейзаж мастеру позволила любовь к людям и к жизни. Действительно, тайна притяжения связана с личными душевными качествами художника: эту картину мог написать только по-настоящему хороший человек – искренний и внимательный, отзывчивый и духовно богатый.

Василий Дмитриевич Поленов был даровитым и широко образованным человеком. Его таланты с раннего детства поощрялись в семье. Отец Поленова был ученым-археологом, мать писала книги для детей. Юноша с блеском закончил Академию художеств, одновременно в Петербуржском университете он получил диплом юриста. Василий Дмитриевич был не чужд музыки, пел в хоре Академии и сочинял музыкальные произведения. Но в истории мирового искусства все-таки знаменитым стал Поленов-художник. «Московский дворик» как зеркало отразил многогранность личности своего автора. В картине есть и пристальное внимание к деталям, и мелодичная гармония. Достаточно вглядеться в стройные плавные линии зданий и колоколен, пересекающихся тропинок, тщательно выписанной на переднем плане травы. Даже дворовые сорняки – репейник, крапива и чертополох не выглядят неряшливыми, а благостно вписываются в общую живописную симфонию.

Любимые образы

Детальный анализ картины Поленова «Московский дворик» позволяет понять, почему этот холст сразу стал художественным событием и трогает сердца по сей день.

В эту картину хочется долго всматриваться, погружаться в спокойный гармоничный мир, дарящий зрителю восторг узнавания. Начало лета, свежая травка устилает мягким изумрудным ковром землю, тут и там растут трогательные ромашки, почти нигде нет тени, все освещено ласковыми солнечными лучами.

поленов художник московский дворик

Присутствие людей делает пейзаж особенно близким и понятным. Молодая женщина вынесла из дома полное ведро, направляется покормить кур, которые деловито выклевывают из земли семена и червячков. Неподалеку нежится под теплым солнышком и тихонько прядет ушами лошадка, запряженная в телегу. Затеяли веселую игру не то с кошкой, не то со щенком двое малышей, в двух шагах взахлеб рыдает, сложив на животе ручонки, завязанная платком кроха. Что-то с увлечением рассматривает на переднем плане композиции стриженая девочка в синей юбке с фартуком и в белой крестьянской рубахе.

Краски, запахи и звуки

василий поленов московский дворик

«Московский дворик» Поленова дает зрителю возможность насладиться не только летними красками и исходящим от картины почти осязаемым теплом. Холст дарит нам целую гамму звуков и запахов, которые тотчас возникают в воображении. Стрекочут в траве кузнечики, гомонят ребятишки, кудахчут куры, кричат вороны и галки, тихонько шелестит зеленая листва. Сладкий запах молодой травы, солнца, тополиных почек и свежей выпечки сопровождают зрительные ощущения, которые рождает картина.

«Московский дворик» Поленова интересен и с колористической точки зрения. Радость бытия передана в чистых, свежих ярких цветовых тонах. Здесь нет унылых серых оттенков, цвет насыщен солнечным светом и небесной лазурью. Даже тени на стенках и крышах строений – рыжие, прохладно-зеленоватые, голубые.

Этим отрадным, глубоко лиричным ощущением картина отсылает нас к чудесным литературным произведениям позапрошлого века – к стихам Афанасия Фета, к роману Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне».

fb.ru

Московские дворики... Картины на все времена!

Москва… Многомиллионный мегаполис, постоянная спешка и пробки на дорогах, стекло и металл в архитектуре. Все, как и в любой другой мировой столице. Неужели может быть другая - тихая и спокойная Москва? Представьте себе московские дворики 19 века. Простота и даже некоторая провинциальность, невыразительные домишки, ничем не примечательные места. Такие пейзажи видели многие москвичи из окон своих домов более столетия назад. У нас тоже есть возможность посмотреть на мир глазами наших предков.

московские дворики

Величественная и спокойная картина "Московский дворик" поможет нам окунуться в атмосферу уютной неги и неторопливости, нежности к обыкновенным русским людям. Синее и безмятежное небо над покосившимися от времени сарайчиками и храмом на пригорке, босоногими детишками и домашней живностью. Московские дворики до того трогательно отражают русскую душу, что сердце просто замирает от трепета при знакомстве с картиной. Она нам поведает задушевную историю жизненного уклада того времени, помогая понять истинный смысл емкого слова "Москва".

«Московский дворик» - картина Поленова В.Д., которую он писал прямо из окна собственной квартиры, чтобы отправить на передвижную выставку в Петербург хоть какое-нибудь свое произведение, не зная, что в будущем оно станет шедевром. С нее будут делать репродукции, ее будут описывать в сочинениях. Эта картина станет модной, многие захотят иметь ее у себя дома, ведь она как связь поколений, связь новой Москвы и старой. Причем не той Москвы, о которой мы привыкли слышать: с величественными кружевными церквями, монументальным Кремлем, дворцами и домами местной знати, а Москвы неизведанной, не воспетой больше никем, и от этого такой манящей.

картина московский дворик

Если вы хотите каждый день любоваться на московские дворики, приобрести репродукцию этой или иной подобной картины не составит труда, они очень популярны. Причем заказать изображение можно как на холсте, так и в виде гобелена, любых размеров и изготовленное по самым современным технологиям. Живопись органично будет смотреться в классическом интерьере, интерьере в стиле кантри, преобразив буквально любую комнату. Расположить полотно лучше на солнечной стороне помещения, чтобы можно было изучить все тонкости: свежую молодую зелень, белокурые локоны детворы, золотые купола церквей.

Современные копиисты многочисленные "московские дворики" с картин делают также маслом и акварелью (если вы приверженец традиционных направлений в искусстве и не хотите иметь у себя дома цифровую копию или постер). Дизайн комнаты во многом должен соответствовать такому соседству. Гостиная или кабинет могут быть выдержаны в светлых тонах, мебель предпочтительна добротная, освещение точечное, расположенное рядом с полотном. Это произведение искусства может стать прекрасным дополнением к камину.

московский дворик картина

Какой бы из вариантов копии картины вы не выбрали, точно не ошибетесь и станете обладателем чудесного произведения искусства, передающего жизнь целой эпохи. Имея у себя дома такое напоминание о былых временах, хочется верить только в хорошее, не правда ли?

fb.ru