Русский классицизм в литературе и живописи. Картина екатерина


Картина Д.Г. Левицкого "Екатерина II

Картина Д.Г.Левицкого "Екатерина II – Законодательница" и "Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны,1747 г." М.В.Ломоносова

       Поэзия, живопись, архитектура являются слагаемыми мировой и русской национальной культуры, составными частями истории искусства. "Неразлучны в России живопись, проза, поэзия... Вместе они образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры," – утверждал А.А.Блок. Образный язык живописи исключительно конкретен, поэтому знакомство с произведениями живописи готовит к встрече с поэзией, что важно особенно при изучении обзорных тем.      Перед знакомством с поэзией классицизма целесообразно познакомиться с образцами живописи классицизма. Только тогда станут более ясными и понятными эстетическая программа и то своеобразное художественное видение мира, которые проявлялись в искусстве классицизма и характеризовались торжественностью, одичностью, идейной четкостью, рационалистичностью и в то же время неумением дать образ человека во всей многогранности и полноте его духовной жизни, неумением раскрыть внутренний мир героя, запечатлеть богатство его мысли, чувств, переживаний в их живом, непосредственном проявлении.     Картина Дмитрия Григорьевича Левицкого "Екатерина II – Законодательница" (1783 г.) дает представление об особенностях портрета в искусстве классицизма, о символике и аллегории как характерных особенностях этого искусства. Сам Левицкий пояснял картину: "Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея. Знаки ордена Св. Владимира изображают отличность знаменитую за понесенные для пользыД.Г.Левицкий "Екатерина II - Законодательница" Отечества труды, коих лежащие у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину. Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целости оных. Вдали видно открытое море, а на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю" ("Собеседник любителей российского слова". СПб., 1783, Т. 6. С. 17.). Широкие складки темно-алого бархата волнуются над фигурой законодательницы. Над ней вознесена мраморная статуя Фемиды с весами правосудия, на жертвеннике надпись: "Для общего блага".      В этом портрете хорошо проявляются черты зрелого классицизма, ведущего стиля того времени. Это и насыщенность цвета с преобладанием холодных тонов, и четкость деления на несколько пространственных планов, и сдержанность, пластичность скульптурных форм, и использование аллегорических приемов. Портрет изображает императрицу в белой, отливающей серебром атласной одежде, будто античную женщину, с величественно-плавными движениями и приветливой улыбкой. Она торжественна и прекрасна. Это образ идеального руководителя государства. Сдвинутый ковер, бледно-желтые переливы ломкого атласа, горностаевая мантия за правым плечом создают величественный эффект.      В том же году поэт Г.Р.Державин создает оду "Видение мурзы", в которой дает описание героини портрета Левицкого:

Сошла со облаков жена, –Сошла – и жрицей очутиласьИли богиней предо мной.Одежда белая струилась На ней серебряной волной;Градская на главе корона,Сиял при персях пояс злат.

    Созданный Левицким образ выражает стремление к идеализации личности государыни, в нем заложены просветительские идеи об "истинном монархе", который царствует ради народа и сам первый подчиняется законам своего государства. "Екатерина-Законодательница" – это портрет-идея. Он носит характер некоего "наказа" императрице, в котором отразились прогрессивные представления дворянской интеллигенции об идеальной монархической власти. Непортретное содержание "Екатерины II – Законодательницы" сближает полотно с исторической картиной периода классицизма, прославлявшей гражданские доблести своих героев. Портрет относится к разряду аллегорических картин. Образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов. В композицию привнесены предметы, соседство которых может быть оправдано только иносказательными смыслами, отчего полотно окончательно утратило реалистический характер. Свойственное же таланту Левицкого стремление к конкретной достоверности нашло выход в блистательном изображении аксессуаров. Образ Екатерины II в портрете Левицкого является примером одического восхваления: монархиня наделена «благородной простотой», к которой стремились классицисты просветительского направления. Белая атласная одежда императрицы сродни античным одеяниям, обтекающим фигуру пышными ниспадающими складками. Одновременно на государыне можно увидеть царскую мантию, цепь ордена св. Андрея Первозванного, а также красную ленту и крест ордена св. Владимира 1-й степени. Изящным жестом императрица бросает в алтарь маки, которые во времена Античности считались символом сна и покоя. Тем самым Екатерина II изъявляет готовность пожертвовать своим спокойствием ради процветания свои подданных.      Этот изящный, но холодный блеск, эта виртуозная отделка и предельная завершенность каждой детали характерны для всего искусства классицистов и проявлялись во всех видах художественного творчества. Благородные идеалы классицистов, образ "идеальной государыни" свое поэтическое воплощение находят в поэзии Ломоносова и Державина. В оде Михаила Васильевича Ломоносова "На день восшествия на престол Елисаветы Петровны,1747 г." образ императрицы теряет конкретные черты характера. Поэт не ставит своей задачей воспроизвести ее мысли, чувства, переживания, даже ее внешность. Ода Ломоносова – это рупор авторских идей о просвещенном монархе, это поэтическая программа отвлеченных царских добродетелей:

щедрости:...Ты сыплешь щедрою рукоюСвое богатство по земли...

красоты:...Но краше в свете не находитЕлисаветы и тебя...

доброты:...И на престол взвела с собоюДоброт твоих прекрасный лик!..

великодушия, милости и т.д.      Главной для ломоносовской оды явилась тема России, ее процветание. Своеобразным приступом к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, "возлюбленной тишины". Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды. Она – в утверждении пользы наук, в необходимости для страны просвещения.

literatura5.narod.ru

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»

Замечательный русский живописец Николай Ге хорошо известен, как автор многочисленных эскизов и картин на библейские сюжеты.

Так например, его «Тайная вечеря», описанная в Новом Завете. Художник привез ее в 1863 г. на Академическую выставку в Петербург. На картине изображена последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками-апостолами, во время которой он предсказал, что один из них — Иуда Искариот — предаст его.

Картина произвела на императора Александра II такой эффект, что была тут же приобретена в личную коллекцию. А «Академия Художеств» за эту картину присвоила Николаю Ге звание профессора. И, минуя звание академика, он был избран также и Действительным членом Императорской Академии художеств.

petr-i-doprashivaet-tsarevicha-alekseya-petrovicha-v-petergofeПетр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Но творчество художника Ге насыщено не только исключительно библейскими сюжетами. Среди шедевров живописца есть множество портретов великих людей, среди которых Толстой, Пушкин, Герцен, Салтыкова-Щедрин, Некрасов… Все они сегодня украшают залы главных художественных музеев и галерей мира.

Также Николай Николаевич запомнился, как выдающийся мастер исторической живописи. Так например, всем известное полотно «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871), произвело настолько глубокое впечатление на современников, что еще задолго до ее окончания была куплена известным меценатом и коллекционером Павлом Третьяковым для своей коллекции…

Но вопреки традиции — разбирать сюжеты известных картин, сегодня поговорим о полотне, которое в свое время не обрело большого успеха; о полотне, которое было непонято его современниками, и признано творческой неудачей. И в наши дни биографы художника о ней упоминают вскользь. Невезение художника с этой картиной продолжается и по сей день — оно хоть и находится в стенах Государственной Третьяковской Галереи, но хранится в фондах, а не в основной экспозиции. Речь об удивительной по замыслу картине «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». 1874 г.

«А был ли траур?» — загадка картины Николая Ге: «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»

ekaterina-ii-u-groba-imperatritsy-elizavety-1874Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874

Для Ге Екатерина была «далека от идеала», но художник не стремился осудить государыню. Он хотел понять, что же произошло в России в далеком 1762 году, когда непримиримо чужими людьми стали супруги и Екатерина Алексеевна захватила власть, по праву принадлежавшую мужу.

«Мне хотелось изобразить здесь рознь между Екатериной II и Петром III»

В основе сюжета изображена конкретная сцена, основанная на исторических фактах. Художник очень точно передает психологическую драму героев. Ге, работая над ней, основательно изучил мемуары Екатерины II и княгини Дашковой, а также портреты XVIII века, интерьеры, одежду и тщательно воспроизвел в своей картине множество исторических деталей.

На полотне запечатлена мимолетная ситуация, минутная сцена, когда у гроба Императрицы Елизаветы, скрытого от зрителя за пределами холста, случайно встретились и тут же разошлись августейшие супруги император Петр III и великая княгиня Екатерина Алексеевна.

«Картина не слово, — говорит Ге, — она дает одну минуту и в этой минуте должно быть все — а нет — нет картины».

Новоявленный российский государь в парадном белом мундире, так несоответствующем траурному настроению, увел за собой большую часть придворных. Но при этом на картине Ге он является фигурой третьего плана и столь простым приемом художник показывает, что роль этой личности в истории малозначительна и уже подходит к концу.

petr-iiiФрагмент картины, Петр III

Его супруга, одетая в траур, занимает центральное место композиции, какое в ближайшем будущем займет и в истории России.

ekaterina-iiФрагмент картины, Екатерина II

Получив трон после смерти своей тетки Елизаветы, Петр III предался безудержному ликованию и самолюбованию, и был более озабочен оказанием почестей своему новому сану, нежели возданию последнего долга умершей императрице.

Он редко появлялся у гроба, и то «только для того, чтобы шутить с дежурными дамами, подымая на смех духовных лиц, и придираться к офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров», — так описывает ситуацию княгиня Дашкова.

Екатерина, напротив, соблюдала строгий траур и искренне горевала: «Императрица приходила почти каждый день и орошала слезами драгоценные останки своей благодетельницы. Ее горе привлекало к ней всех присутствующих…».

Описывает поведение Петра III и сама Екатерина II:

«Сей был вне себя от радости и оной ни мало не скрывал, и имел совершенно позорное поведение, кривлаясь всячески, и не произнося окроме вздорных речей, не соответствующих ни сану, ни обстоятельствам, представляя более не смешного Арлекина, нежели инаго чево, требуя однако всякое почтение».

Так и на картине, на первый взгляд, она выглядит одинокой и оставленной супругом и вельможами, но это обманчивое одиночество – обособленность будущего монарха, уже ставшего вне всех и над всеми.

Между тем, лично у меня строгий траур будущей императрицы вызывает сомнение. Неспроста художник изобразил Екатерину по центру картины, но спиной ко всем присутствующим. Сомнение подкрепляется, когда рассматриваешь полотно «под микроскопом». Взгляните на лицо Екатерины, на глаза, мимику. Так ли искренен траур, так ли строг, как об этом пишет княгиня Дашкова? Лично я вижу легкую улыбку, хитрость в глазах ключевой фигуры картины. Интересно, что взгляд Екатерины направлен в сторону художника. Ге, как-бы намекает нам о том, что он знал этот эпизод очень хорошо, подробно изучив детали этой сцены… Её взгляд предвещает перемены, которые вот-вот обрушатся на самодовольного супруга. Неспроста рядом с Екатериной Ге изобразил мужественного солдата, готовый защищать будущую императрицу.

На холсте мы видим спины и затылки — уходящая эпоха, и лица главных персонажей — лица новой эпохи… А траур по покойной Елизавете у гроба уже не так важен — в масштабах зреющего плана «опечаленной» Екатерины особенно. Ге сосредоточился на исторических событиях, на потрясениях и переменах, которыми вот-вот задышит огромная Российская Империя, а не на теле Елизаветы в гробу, который, кстати, в картине «не поместился»…

vzglyad-ekateriny-iiФрагмент картины, Екатерина II

Трагическая суть полотна осталась непонятой современниками Ге, по причине трудностей с идентификацией изображенных исторических личностей.

Художник условно разделил персонажей на две группы. Все те, кто изображен спиной к зрителю, уходят не только из траурного зала, но и политической жизни России.

Одна из двух удаляющихся за Петром дам в черном – графиня Елизавета Романовна Воронцова, фаворитка императора, на которой тот собирался жениться, сослав свою законную супругу в монастырь. Но урожденная принцесса София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская решила повернуть ход истории в свою пользу. Ее решение стоило Петру III короны и жизни.

Вторая группа состоит из сильных политических фигур, которые сыграют важную роль в грядущем государственном перевороте. Девятнадцатилетняя княгиня Екатерина Романовна Дашкова бросает презрительный взгляд на свиту удаляющегося императора. За ней стоят опытный дипломат и сторонник конституционной монархии граф Никита Иванович Панин и граф Кирилл Григорьевич Разумовский – родной брат фаворита и тайного супруга покойной императрицы Елизаветы Петровны.

knyaginya-dashkovaКнягиня Екатерина Романовна Дашкова, граф Никита Иванович Панин и граф Кирилл Григорьевич Разумовский

Среди челяди, следующей за императором, выделяется старик, обращенный к зрителю, но склонивший голову перед царем. Это князь Никита Юрьевич Трубецкой – знаковое лицо эпохи непрерывных дворцовых переворотов, успевший за долгую жизнь послужить восьми монархам – от Петра I до Екатерины II. И в своей картине Ге изобразил его неспроста: незначительная тщедушная фигурка выступает здесь символом грядущей перемены власти. С восторгом приветствуя Петра III, он в первые же часы переворота переметнется на сторону бунтарей и останется на новой политической арене. Трубецкой даже будет назначен маршалом на коронации Екатерины.

nikita-yurevich-trubetskojНикита Юрьевич Трубецкой

В этой картине Николай Ге проявил себя не просто отменным художником, великолепно изобразившим переход от дневного света к тусклому огню свеч – через темноту, но и скрупулезным исследователем, сохранившим точность исторических деталей.

Например, красный цвет муаровой ленты ордена святой Екатерины, перекинутой через плечо великой княгини, говорит о подробном изучении источников. Голубую Андреевскую ленту Екатерина Алексеевна стала носить только после переворота и своего воцарения. А пока что голубая лента на Петре III.

golubaya-i-krasnaya-lenta-imperatritsy

Историческое полотно опередило эпоху своего появления почти на столетие. Мастер создал качественно новую художественную реальность, которую еще не могли воспринимать его современники. Зритель XIX века пока не дорос до понимания грядущего исторического события, показанного в незавершенной, едва зреющей стадии, — самые его зачатки, самые корни, но очень значительные, уже пустившие могучие всходы.

Николай Ге в своих картинах всегда показывал причинно-следственную связь между нравственным выбором любой личности и неминуемым возмездием или вознаграждением, как случилось и в этой исторической драме августейших супругов.

Возможно в будущем этот шедевр предстанет перед зрителями в своей загадочной красе, заслуженно заняв свое место в основной коллекции Третьяковки. И тогда, не игнорируя детали, публика будут стоять перед ним, вглядываясь в каждый штрих, сопоставляя с историческими фактами целой эпохи, любоваться мастерским исполнение психологических контрастов между старой и новой эпохой… И в этом плане картина Ге — настоящий исторических шедевр.

Его главной героине — Екатерине, совсем скоро предстоит навсегда войти в историю, как Великая, а уходящему «Арлекину в белом мундире» — Петру III, предстоит кануть в века, также бесследно и безмолвно, как и его эпоха управления огромной страной!

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Картины, описание картин — Портрет Екатерины II, 1763 г.

Описани е картины Федора Рокотова: Портрет Екатерины IIПортрет самой известной из российских императриц, Екатерины II, был написан живописцем-адъю нктом Федором Рокотовым в 1763 году, когда проводились коронационные торжества по поводу вступления государыни на российский престол.Несмотря на свой относительно молодой возраст, Рокотов к тому времени был уже довольно известным художником, и высочайший заказ стал Еще одним свидетельством признания его таланта. Для написания портрета императрица позировала Рокотову в Петергофе.Для Рокотова, ученика придворного елизаветинского живописца Пьетро Ротари, характерны старательность и умение вникнуть в натуру. Композиция полотна строится вокруг профильного поворота фигуры, сидящей в кресле. На парадных портретах подобный прием встречается не слишком часто.Отчасти причина необычности портрета – в необычности самой императрицы, в формировании новых идеалов. В начале правления она увлекалась новейшими философскими идеями, активно переписывалась с французскими просветителями- энциклопедистам и – Дидро, Вольтером и рядом других. Императрица жестом обращается к собеседнику, невидимому для зрителя картины.В остальном композиция достаточно традиционна. На картине присутствуют все императорские регалии, обычный для парадных портретов. Торжественности портрету придает стандартный парадный фон – колонна и драпировки. И, конечно, сама императрица, с идеальной осанкой, вырабатываемой годами, и отточенным профилем. Портрет одновременно динамичный, живой и величественный.Сама императрица считала портрет, написанный Федором Рокотовым, одним из удачнейших своих изображений. За последующие десятилетия картина неоднократно копировалась, как самим автором, так и многочисленными подражателями, последователями . Существуют как точные копии и повторения портрета, так и содержащие незначительные изменения в аксессуарах.

www.art-drawing.ru