Картинки экологический город, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения экологический город | Depositphotos®. Картина экология


Экология глазами карикатуристов — Статьи — ARTUKRAINE

С 8 по 24 декабря в Центре визуальной культуры НаУКМА проходит выставка «Плюс 1° С. Климатические изменения на языке карикатуристов Украины и Швеции». На этой выставке художники продемонстрировали свои мысли на тему глобального потепления и других экологических проблем современности.

В последние годы так много информации можно услышать об экологических проблемах, что разбуди тебя ночью, ты, не задумываясь, назовешь список из пяти экологических проблем. Если б ночью разбудили меня, я б ответила: «Глобальное потепление, грязная вода, вырубка лесов, много машин и заводов – загрязненная атмосфера, и отходы, которые не перерабатывают». Уверена, такой список сложит каждый, а если подумает, то он у него окажется гораздо больше.

Тем не менее, тема не теряет актуальности. О проблемах экологии продолжают делать новости, писать репортажи, фотографируют свалки и заводы. Столь близкий к журналистике жанр, как карикатура, тоже не смог обойти эту проблему. На выставке «Плюс 1° С. Климатические изменения на языке карикатуристов Украины и Швеции» свои работы представили 8 художников из Швеции и Украины. Среди украинских художников в выставке приняли участие Николай Капуста, Олександр Костенко и Сергей Рябоконь. Со стороны Швеции свои работы представили Лове Антелл, Магнус Бард, Рибер Ганссон, Гелена Линдгольм и Карин Сунвиссон.

Если посмотреть на название выставки, то несложно догадаться, что многие работы будут касаться глобального потепления. Свои размышления на эту тему представили Александр Костенко, Николай Капуста и Магнус Бард. Первые два художника особо не изощрялись с углом подачи: Александр Костенко нарисовал пальму, которая растет на севере, а Николай Капуста нарисовал человека, которому проходится тащить на север холодильник.

 

Работа Николая Капусты "Допекло"

Работа Александра Костенко "Без названия"

Гораздо интересней понаблюдать за ходом мысли Магнуса Барда. В рамках своего мастер-класса он показал фотографию своей жены, которая сидит на фоне заснеженных гор, и сказал: «Вы видите, там, на фоне, много снега. Так вот, мне кажется, что очень скоро так не будет. Я думаю, что очень скоро мы сможем увидеть снег только в музее». Карикатура «Выставка снега» именно об этом: человек пришел посмотреть на последний оставшийся снег на планете.

Работа Магнуса Барда "Музей снега"

Говоря об экологии, очень сложно обойти стороной проблему заводов и машин, которые загрязняют окружающую среду. Этому вопросу тоже посвящено немалое количество работ, представленных на выставке.

Особое внимание этой проблеме уделил художник Николай Капуста. На первой его работе «Липовая береза» изображен человек, который перекрашивает заводскую трубу. Вторая работа «Приятного аппетита» - очень недвусмысленна: заводы, принося деньги, убивают окружающую среду.

Работа Николая Капусты "Липовые березы"

Работа Николая Купусты "Приятного аппетита"

В своей карикатуре «Ковчег» Рибер Ганссон раскрывает такой тезис: когда выбор стоит между тем, спасти машины или зверей, то мы бы выбрали первое.

Работа Рибер Ганссон "Ковчег"

Очень интересны размышления на тему приводит Карин Сувинссон. Из всех работ, представленных на выставке, его наиболее эстетичны. Чтоб их понять, приходится слегка поднапрячься. И если, скажем, с работой «Добро пожаловать в Копенгаген», все более-менее ясно: художник размышляет о том, что является визитной карточкой Копенгагена - скульптура или все же загрязненная вода. То вторая ее работа «Все это ложь» гораздо сложнее. На картине изображено лицо человека, которое облепили мухи. Что это означает, остается лишь догадываться, но процесс поиска проблемы весьма увлекательный.

Работа Карин Сунвиссон "Добро пожаловать в Копенгаген"

Работа Карин Сунвиссон "Вся эта ложь"

И понятное дело, что большинство тех, кто задевает вопросы экологии, хочет рассуждать о том, какое будущее нас ждет.

Магнус Бард в своей работе «Время» рассказывает о том, как наша современная цивилизация может отразиться на наших детях. Для этого он изобразил песочные часы, в которых на детей, которые плавают в море, «падает сверху грязный город».

Работа Магнуса Барда "Время"

Карикатура Сергея Рыбоконя «Тупиковая ветка» - рассказ о том, что каждый из нас рубит ветку, на которой сидит, однако дерево уже падает само по себе. Это размышления на тему того, что каждый из нас вредит природе, но наш вред ничтожен по сравнению с тем, какой вред приносит, скажем, промышленность всего мира.

Работа Сергея Рыбоконя "Тупиковая ветка"

Еще одна работа Рыбоконя «Добровольное пожертвование» тоже посвящена вопросу будущего. Автор обращается к Библии, а точнее к изображению Адама и Евы. Если в классическом варианте Адам и Ева прикрываются листочками, то в карикатуре автор показывает, что настанет момент, когда люди останутся нагими, отдав последние листочки дереву, которое погибло.

Работа Сергея Рыбоконя "Добровольное пожертвование"

С экологическими вопросами все ясно. Убедительное большинство работ перечисляет все известные проблемы, но неожиданные углы подачи можно было обнаружить только в нескольких работах. 

 

Даша Химич

artukraine.com.ua

Экология и искусство: «Удивительное ощущение — чувствовать мир живым»

Зелёный портал запускает очередную постоянную рубрику «Экология и искусство». В ней мы будем знакомить наших читателей с работами художников и кинематографистов, фотографов и скульпторов, в которых экологические темы благодаря художественному осмыслению получают новое звучание. Ведь мышление творцов порой так парадоксально, а метафоры и образы настолько неожиданны, что становятся убедительным откровением, помогающим преодолеть стереотипы, зародить в обществе инновационные идеи и подтолкнуть его к решительным действиям. А начнём наш цикл с беседы с известным беларусским концептуальным художником, сделавшим европейскую карьеру и не изменяющим своему искусству, стилю и подходам, — Ольгой Сазыкиной.

Справка:

Ольга Сазыкина — художник, куратор, преподаватель. Родилась 10 июня 1955 года в Москве, сейчас живёт и работает в Минске. Училась в детской художественной студии Сергея Каткова. С 1972 по 1977 годы — студентка Беларусского государственного театрально-художественного института, отделение художественной керамики и стекла у Тараса Поражняка.

Участница выставок, начиная с 1978 года. С 1984-го — член секции декоративного искусства Союза художников БССР. С 1987-го — свободный художник и организатор выставочных проектов. С 2000-го — преподаватель Беларусской государственной академии искусств и Европейского гуманитарного университета.

С 2001 года — член International Association Hand Papermakers and Paperartists (IAPMA), с 2002-го — Белорусского союза дизайнеров.

Её произведения находятся в Национальных художественном и историческом музеях Республики Беларусь, минском Музее современного изобразительного искусства, фондах Беларусского союза художников, выставочного объединения «Центральный дом художника» и Музее прикладного искусства (Москва), Музее керамики (Кусково, Россия), Музее истории стекла (Кенинг, США), музее «Zimmerli Art» (Нью-Брунсвик, США) и в частных коллекциях в Беларуси и за рубежом, сообщает index.kalektar.org. 

Ольга Сазыкина

...В 1990-е годы это была скатерть, сотканная из писем и открыток, написанных её рукой, её друзей и близких. Уважаемые читатели, а вы давно писали рукой?

Проект «Диалог, или Скатерть из лепестков», Минск, 1997 год

В 2000-­е я помню её стол, многоярусный, уставленный бутербродами и десертами. Только это всё были фотографии, маленькие фотографии еды на батоне: Ольга уже тогда видела эпоху фэйков и посмеялась над повальным увлечением кулинарными шоу. На моих глазах один из зрителей взял бутерброд с икрой и хотел положить его в сумку, и… его рука уже двигалась, когда он начал понимать, что это всё макеты.

Инсталляция «Шведский стол», Минск, 2011 год

Ещё была «кофейная бумага», синяя трава, высаженная в ящике письменного стола, объекты из стекла. А что сейчас? Мы с удовольствием поговорили с Ольгой о пользе экопленэров, ментальном багаже ежедневника и договорённости с предметом.

— Оля, мне кажется, общество понемногу приходит к пониманию экологически дружественного образа жизни, точнее, к его необходимости. Возможно, не всюду и не так быстро, как хотелось бы, но движение это очевидно. А как у художников, есть эта тенденция? Или современное искусство идёт по пути сложных технологий, например, с инсталляциями, мультимедиа?

— Сложно сказать. В общем, это двойственный процесс. После экопленэра на выставке «Мутуалiстычныя стасункi» в 2014 году Мамука Джапаридзе показал «Глаза беларусских деревьев». Это было видео, но с очень гуманистической идеей. Важно то, о чём вы говорите, а всё остальное — только инструмент.

Думаю, основная задача, которая ставилась перед художниками на пленэре, была в том, чтобы осознать: мы живём на планете Земля и должны бережно к ней относиться. Всё, как кажется, очень просто…

Однако многие приходят к этой мысли в 45-50 лет, но иногда это и совсем молодые люди. Среди моих студентов есть девочки, которые осознанно стали веганами и приняли это на уровне жизненной философии: они ощущают жизнь всего живого, видят одухотворённость во многих созданиях природы, поэтому отказываются от общепринятой пищи, сохраняя их жизнь. На самом деле мы мало обо всём этом знаем, это же целый мир, малоисследованный… Удивительное ощущение — чувствовать мир живым, и не скоро мы к этому ощущению и пониманию придём.

Проект «Экзистенция», «Объект 883215», Голландия, 2001 год

— А есть художественные практики, которые помогают человеку почувствовать себя частью живого мира?

— Не знаю, насколько они художественные. Если брать нефигуративное искусство, то я говорила бы о реакции художника на этот мир. Именно его реакция — источник цвета, формы, линии в объекте искусства. Это вполне сенсорные ощущения. У нас были семинары по развитию такого видения, мы смогли получить неожиданные ощущения, почувствовать, что пространство природы — необычно, включить все свои шесть чувств и обязательно седьмое — интуицию… Должна включиться спонтанность…

Проект «Экзистенция», Голландия, 2001 год

— Мне кажется, ваши проекты — с «ручной бумагой», записью ритма и глубины дыхания, с проросшей травой — говорят о том, что вы как раз ощущаете себя человеком природы. Ваша интуиция вполне сотрудничает с логикой художественной формы.

— Понимание этих вещей мне очень дорого… Но есть ещё масса других подходов, например, психологические практики, или стратегии выживания в природе, или то, что называется постшаманизмом, когда работают и душа, и память. По-своему работает арт-терапия. Это всё сейчас очень распространено.

В проекте «Дневник дыхания, или Мимика легких» (начат в 1997 году и развивается до сих пор — прим. автора), я исходила из того, что дыхание есть энергия, пронизывающая всё живое. В общем, тоже известная мысль, в частности, в восточной философии. Дыхание связано с ощущением стихии воздуха, а это может быть чувство полёта или ветра, даже урагана. И понятно, что у дыхания есть ритм, который тоже пронизывает всю нашу жизнь… Причём на всех уровнях пронизывает жизнь всей планеты. Ведь эфир — пространство без границ.

А в «Инкарнация в синий», наверное, «посеять траву» было актом обращения к природной форме. Проект стал посвящением Иву Кляйну, впервые манифестировавшему синий цвет, у которого много значений: с ним работают в дизайне, в психологии, в рекламе. Когда синей травой прорастала книга, это символизировало слово, прорастающее смыслами, знаками, имеющее продолжение.

В текущем году я тоже планирую попасть на экологический пленэр, это очень интересная работа.

Проект «Инкарнация в синий», Италия, 1999 год

— Оля, мне приходилось встречать вас с рюкзаком еды, которую вы везли собакам куда-то за город. Вы участвуете в благотворительных или волонтёрских проектах?

— Это был заброшенный хутор под Раковом, где жили собаки, кошки и козы. Козы одичали, кошек было порядка 20 и ещё 5 собак. Мы с друзьями старались подкормить их, пристроить щенков. Это большая проблема, сейчас я не вижу её решения.

Единственный положительный момент в этой теме в том, что принят закон, по которому фотографии брошенного животного считаются свидетельством жестокого обращения. И наказание там предусмотрено — штрафы и 1 год тюрьмы. Я подписана на группу по брошенным животным в соцсетях, но это только информационная площадка.

Проект «Экзистенция», Голландия, 2001 год

— А можно личный вопрос? Вы читаете книги на бумаге?

— Только на бумаге и читаю! Можно что-то продублировать в электронном виде, но это для чтения в дороге.

У меня всё-таки особые отношения с книгами, начиная с того, что мои родители их писали. У нас очень много книг, и я до сих пор их покупаю.

Когда все стали говорить, что вот, надо избавляться от лишнего, и от книг в том числе… А я подумала: с какой стати?

Вообще, book art очень популярен в мире, и это крайне увлекательное занятие. Book art — направление искусства, которое видит книгу как объект. Я была на симпозиуме, где мы учились делать «ручную бумагу», и к нашей программе огромный интерес проявили издатели и книготорговцы. Им было важно посмотреть, как это делается, какие новые качества бумаги рождаются, как эту ткань из мыслей и слов соткать физически.

Объект «Книга. Одна очень старая история, трёхстишие», Болгария, 1999 год

Очень хочется сделать «ручную книгу», книгу-объект. Лет 15 я веду ежедневники и не выбрасываю их: они все стоят у меня как многотомное издание. Это очень странное чувство: ты видишь, чем занималась, какие были планы; полное ощущение зафиксированного времени, своей истории. Причём это не только материальный багаж, но и ментальный, интеллектуальный… Такой объект надо, наверное, сделать, как-то воплотить этот багаж. Собственно этим и занимается искусство книги. И я не представляю себе ежедневника в айфоне, я ведь даже записываю всё карандашом, и если что-то нужно поправить, вытираю резинкой. У меня всегда есть с собой разноцветные карандаши.

А к бумаге — да, особая нежность. Я часто не могу её выбрасывать, всё время кажется, что вот можно же перемолоть, что-то добавить и будет новый материал и что-то можно делать с ним дальше. У меня часто бумага накапливается.

Стекло тоже не могу спокойно выбросить: это же такой благородный материал, можно сделать скульптуру, объект.

Примерно то же самое происходит в Европе по отношению к старым вещам: их не выбрасывают, а делают что-то новое. Я как художник вижу, насколько сейчас упростилось качество, технологии, сырьё. Это одноразовые вещи, их делают такими, чтобы вы купили и выбросили, а потом купили новые. А старые — это ещё не винтаж, но уже не делают таких конструкций, такой обработки стыков, швов. Посмотрите на конструкцию старой табуретки и пластиковый стул. Видите разницу?

Проект «Литера», Минск, 2011 год

Да, это касается материальной культуры, и я думаю, что к старым вещам нужно относиться с любовью. Сейчас мы уже видим их индивидуальность. Есть некая договорённость с предметом, если вы даёте ему вторую жизнь — это все возможно для мудрой души: ощущать гармонию с предметным миром.

В Европе есть много версий такого отношения, например, работают комиссионные магазины с обновлёнными вещами, мебелью. Зеркала, предметы интерьера — их нашли буквально в мусоре. Всё можно отмыть, а технологии обновления известны, например, пескоструйная обработка и другие. Я знаю фирму, которая собирает примерно так же старые окна и двери, у неё есть целый склад, где их вычистили и «оживили». У нас ведь перепроизводство всего, а лучше было бы посмотреть вокруг и подумать, как сохранить эти вещи, этот мир…

Перадрук матэрыялаў магчымы пры абавязковай наяўнасці зваротнай і актыўнай гіперспасылкі.

greenbelarus.info

Картинки экология завод фабрика, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения экология завод фабрика

Установка оборудования нефтедобывающей промышленности Стоковое ФотоНефтяной промышленности завод Лицензионные Стоковые ИзображенияЭкология в опасности Стоковое ИзображениеРоботизированная фабрика линии воды в бутылках в канистры Лицензионные Стоковые ФотоЗагрязнение экологии Стоковая КартинкаНефти НПЗ фабрика силуэт на закате Стоковое ФотоУстановка оборудования нефтедобывающей промышленности Лицензионные Стоковые ИзображенияЭлектростанция в ночное время Стоковое ИзображениеФабрика нефтеперерабатывающего завода Лицензионные Стоковые ФотоУгольная электростанция Стоковая КартинкаГлобальное потепление дым поднимать от завода Стоковое Фото

EpicStockMedia

3620 x 2469

Площадь здания фабрики Лицензионные Стоковые ИзображенияПромышленный завод в ночное время Стоковое ИзображениеСтаны прокатные стальные работ Лицензионные Стоковые ФотоПромышленный дымоход Стоковая КартинкаДымовые трубы электростанции в Швеции Стоковое Фото

Patryk_Kosmider

4501 x 3000

Теплоэлектростанция Лицензионные Стоковые ИзображенияФабрика нефтеперерабатывающего завода Стоковое ИзображениеНефтехимический завод Лицензионные Стоковые ФотоЧП комбинированного производства тепла и энергии Стоковая КартинкаСтанция очистки сточных вод Стоковое ФотоПромышленных отходов разряд Лицензионные Стоковые ИзображенияСовременная городская очистная установка сточных вод Стоковое ИзображениеСтанция очистки сточных вод Лицензионные Стоковые ФотоЭнергетическая станция Стоковая КартинкаНефтехимический промышленный завод в ночное время Стоковое ФотоЗагрязнение воздуха, дым из трубы и фабрика Лицензионные Стоковые ИзображенияСовременная городская очистная установка сточных вод Стоковое ИзображениеУголь для некурящих электростанция против солнца Лицензионные Стоковые ФотоЗавод дымоходы, отрыжка, дым Стоковая КартинкаУстановка оборудования нефтедобывающей промышленности Стоковое ФотоПромышленный завод в ночное время Лицензионные Стоковые ИзображенияЭлектростанции. Концепции глобального потепления Стоковое ИзображениеВласть и энергия Лицензионные Стоковые ФотоЭлектростанция Стоковая КартинкаАэрофотоснимок сточных вод Стоковое ФотоАтомная электростанция Лицензионные Стоковые ИзображенияОбработка сточных вод Стоковое ИзображениеПромышленное предприятие нефтеперерабатывающего завода ночью Лицензионные Стоковые ФотоАтомная электростанция Дукованы Стоковая КартинкаЦементный завод в ночное время Стоковое ФотоМолодая женщина исследователь анализирует показания на ветряной электростанции Лицензионные Стоковые ИзображенияЗал фабрики и оборудование интерьера Стоковое ИзображениеЗагрязнение воздуха, прибывающее из фабрики, курит стеки Лицензионные Стоковые ФотоАтомная электростанция Стоковая КартинкаФабричный дым Стоковое ФотоОчистная установка сточных вод Лицензионные Стоковые ИзображенияАтомная электростанция Стоковое ИзображениеАтомная электростанция ночью Лицензионные Стоковые ФотоЦементный завод в ночное время Стоковая КартинкаАЭС на побережье. понятие Экология катастрофы Стоковое Фото

ru.depositphotos.com

Картинки экологический город, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения экологический город

Апокалиптические Абстрактные фоны для вашего дизайна Стоковое ФотоПриродный ландшафт. Экологическая концепция Лицензионные Стоковые ИзображенияДом в руке Стоковое ИзображениеЧеловеческая рука, держащая зеленый пейзаж Лицензионные Стоковые ФотоВелосипед Стоковая КартинкаЭкстерьер Здания Охватываемых Растений Стоковое ФотоПейзаж природы Лицензионные Стоковые ИзображенияЭкологические современное здание в Европе Стоковое ИзображениеКонцептуальная мини-планета зеленые парки наряду с небоскребами и дорогами Лицензионные Стоковые ФотоЭко Декор Стоковая КартинкаВверх Вид Фасад Здания Растениями Стоковое ФотоГорода, с видом на Пустынный пейзаж Лицензионные Стоковые Изображения

DmitryRukhlenko

5100 x 4152

Летние Панорама с городом в лесу Стоковое ИзображениеПонятие экологии Лицензионные Стоковые ФотоОткрытое окно на город Стоковая КартинкаГоловоломка города на голубое небо и трава фон Стоковое Фото

Syda_Productions

5760 x 3588

Ночной вид на Европу от спутника Лицензионные Стоковые ИзображенияЧеловеческая рука, держащая зеленый город Стоковое ИзображениеГлобальное потепление Лицензионные Стоковые Фото

DmitryRukhlenko

5263 x 3989

Пейзаж природы Стоковая КартинкаВелосипедов переулок на дороге Стоковое ФотоЗеленый экологии города против загрязнения концепция, изолированные над ничуть Лицензионные Стоковые ИзображенияАпокалипсис. Аннотация apocaliptic стола для вашего дизайна Стоковое ИзображениеКонцепция эко города. городской пейзаж на лужайке с реки, водопада. модный остров в воздухе изолированы. подробные местах в базе. понятие успеха и счастья, идиллической гармонии современного образа жизни Лицензионные Стоковые ФотоКонцепция изменений окружающей среды Стоковая КартинкаВелосипедов переулок на дороге Стоковое ФотоРуки, держа очистить зелёный луг с солнечной батареи блока, мельница ветрогенераторы и город небоскребов Лицензионные Стоковые ИзображенияГород Стоковое ИзображениеПробка Лицензионные Стоковые ФотоЗеленый мир Стоковая КартинкаЭкстерьер Здания Охватываемых Растений Стоковое ФотоНочная точка зрения Азии со спутника Лицензионные Стоковые ИзображенияМосква, Россия - вид сверху Стоковое ИзображениеВелосипедная дорожка Лицензионные Стоковые ФотоПаулиста в Сан-Пауло Стоковая КартинкаВелосипедов дорожный знак на улице Стоковое ФотоКонцепция жизни зеленый футуристический город. жизнь с зелеными домами, поэтому Лицензионные Стоковые ИзображенияСовременный трамвай в Барселоне Стоковое ИзображениеАзиатские мужчины рисунок Лицензионные Стоковые ФотоЭкологический город Стоковая КартинкаАрхитектура в зеленом районе Стоковое ФотоГородская застройка Лицензионные Стоковые ИзображенияСанкт Петербург город ringway с автомобилями и загрязнение воздуха от тепла электрической генерации завода в Санкт Петербурге Стоковое ИзображениеКонцепция эко города. городской пейзаж на лужайке. модный остров в воздухе изолированы. подробные местах в базе. понятие успеха и счастья, идиллической гармонии современного образа жизни Лицензионные Стоковые ФотоАмерика Стоковая Картинка

ru.depositphotos.com

Тема экологии в искусстве

Тема моего исследования - экология в изобразительном искусстве. Я полагаю, что данная тема еще недостаточно изучена и мало освещена в существующей литературе.

В одном из интервью Главы Республика Кирсаном Николаевичем Илюмжиновым были сказаны такие слова: "Я хочу, чтобы больше было добра, чтобы чаша добра перевешивала чашу зла. Тогда у нас меньше будет цунами, землетрясений, вулканов. Человек и Земля - это одно целое, это один живой организм, Земля реагирует на происходящее ней. Зло, горе - все это уходит в землю и земля не выдерживает. "

Эти слова послужили толчком для моей работы. Я думаю, что моя работа выполнена в свете этой.

Бережное отношение и любовь к природе начинаются с вое приятия красоты, с восхищения перед Родиной наших предков-степняков. Чтобы во всей полноте увидеть красоту родной земли, надо на ней родиться, вырасти полюбить всем сердцем. А передать неповторимый облик своей Родины поведать людям о своих чувствах можно в том случае, если любовь помножена на талант.

Этим талантом и обладал заслуженный художник РСФСР, один из основоположников калмыцкой живописи - Ким Менгенович Ольдаев. Ему бесконечно близка была наша степная природа. Идеалы Добра и Красоты - именно это утверждал Ким Ольдаев своим творчеством. Глядя на его пейзажи я ощущаю неразрывное единство с природой, ощущаю себя частицей, составной частью природы. Степь представляется художником то в тюльпаном, то в разливах степного ковыля /"Степные- просторы","Степь ковыльная", "Ветряные мельницы"/ Искренний голос художника напоминает о чем-то важном и дорогом - о любви и внимании к природе, о необходимости у нее учиться, ей следовать, прислушиваться к. ее умудренно-бессловесному языку. Таковы работы: "В степи", "Тюльпаны", "Весеннее дыхание"".

Пейзажи художника в достаточной степени обобщены, даже символичны, несут в себе определенный строй мыслей, переживаний, они очень эмоциональны. Часто пейзаж перерастает в композиционную картину. Анализируя творчество художника, можно отметить, что художник стремился соединить в своем творчестве единство человека и природы. Эта линия прослеживается в ряде работ: "Хозяин степи", "Семья чабана", "Поэзия дружбы". В них и переживание пожилого умудренного жизнью человека и любовь к прекрасной привольной земле.

Визитной карточкой художника можно считать полотно "Хозяин степи". Огромную эмоциональную роль играет в этой картине пейзаж, олицетворяющий Родину. Прекрасны цветущие тюльпаны, яркий солнечный свет, необозримы степные просторы. Эта картина будит патриотические чувства, и не может не волновать душу. Художник писал степь в разные времена года, в разных состояниях. Вспомним калмыцкую степь в полотнах художника: освещенные солнцем верблюды, праздник в хотоне, словно вихрь скачки на конях, моление о дожде. В пейзажах художника речь идет о душе природы, о ее неразрывной связи с человеком.

Человек с чистой душой, с просветленным разумом не нарушит величественных законов Природы, не навредит ей, напротив он живет в согласии с природой и стремится помочь ей. Вспомним остроносую обувь у монгольских народов, чтобы мягче, бережнее ступать по земле. И вовсе не случайно в книге Кирсана Николаевича Илюмжинова "Калмыкия-земля духа :национальная идея", сказаны такие слова:"Обратиться к жизни предков, значит, обратиться лицом к природе. Согласно буддизму человек давшей быть скромным, осторожным в своих движениях, дабы не навредить, не приостановить жизнь маленького невидимого существа, обитающего радом с человеком в невидимом, сокрытом от обычного глаза мире.

Гладя на картину "Друзья. Отрочество" мне вспоминаются строки из поэмы нашего земляка поэта Велимира Хлебникова, о конях, о копытах коня::

О люди ! так разрешите вас назвать !

Жгите меня,

Но так приятно целовать

Копыто у коня:

Они на нас так не похожи,

Они и строже, и умней,

И белоснежны? холод кожи,

И поступь твердая камней.

Только рожденный в степи, мог так проникновенно, с такой любовью написать картину о дружбе мальчика с конем и название картины не случайно: "Друзья. Отрочество. " Друзья -значит равные. Речь идет о близости человека и природы.

А вот другая картина художника. "Красный жеребенок", на ней красный жеребенок и кобылица-мать, с тревогой за свое дитя и надеждой смотрящая в глаза зрителю.

Любовь к природе у Кима Ольдаева переходит в сострадание к ней, так возникают картины, посвященные темам экологии. В триптихе «Раздумье. Калмыцкая степь» художник говорит о страдающей душе природы и скорбящей душе человека. Полна безысходности и печали левая часть триптиха "Степная быль". Художника волнует состояние сегодняшней степи - ее будущее. Раскаленные пески наступают на степь. Ветер кружит столбы пыли. Нет воды. Пустыня властно наваливается на степь и красными языками слизывает остатки растительности.

В центральной части триптиха появляются ноты надежды. Веришь, что эти люда, тонко чувствующие душу природы, не останутся к ней безучастны и просто не смогут не помочь ей. Так, на картине не видно лица мальчика, но можно предположить, что оно сосредоточенно и задумчиво. Этот ребенок скорбит о природе вместе со взрослыми, ответственность за будущее природы легла и на его юные плечи. В раздумье сидят пожилые люди. Как жить? Безлюдные дороги, заброшенные кошары, одинокий вой собаки, у засыпанного песком, покинутого колодца. Вопрошают: какая же участь может постичь степняков в будущем? Правая часть триптиха называется "Поющие пески", здесь мы видим остов лошадиной головы и каменную бабу Каменная баба - название половецких каменных изваяний. В нашем крае каменные бабы представляют монументальную скульптуру средненевековья юга России. Кружение песка, вокруг каменного изваяния - каменной бабы чем-то напоминает мелодию, мелодию степной печали. Начинается песчаная буря. Колорит картины, оставляет в сердце печаль и тревогу. Одна из самых удачных работ художника, посвященная вопросам экологии - "Моление о дожде". Вот как сам художник говорил об этой картине: "Меня всегда привлекала красота родной природы, но вместе с тем волнует и ее сегодняшнее состояние. Цветущая степь всегда радует и вдохновляет художника, но сейчас окружающая нас природа резко изменилась - идет опустынивание степи, и я чувствую, что должен сказать слово в ее защиту. Помню в Кетченеровском районе видел как во время продолжительной засухи, изнурившей степь, старушки-калмычки по древнему обычаю пришли на место высохшего ручья и, поставив зажженную лампадку -зул, молились о дожде. То был крик души: "Природа мать, не забудь о своих сынах-людях!" И я понял смысл этого, доведшего до нас их глубины веков обычая, судьба и жизнь людей, детей степи, в руках природы! Это меня потрясло. Свои чувства я постарался выразить в картине "Моление о дожде".

И все же свой реферат я хочу закончить на описании картины, которая вселяет надежду, эта картине, называется "Жизнь". На этой картине изображены дети в цветущей, но еще, изрытой воронками степи: девочка не срывает тюльпан, а как бы поддерживает его хрупкий стебелек. Мысль художника ясна: надо сберечь природу, ее красоту. Сберечь жизнь вот в чем великая миссия человека.

- На уроках, посвящённых экологии, использовать следует шире использовать наглядные материалы – картины художников, посвящённые вопросам экологии. Ведь искусство воздействует не только на разум, но и на душу.

- Следует обратить внимание и на возможность издания иллюстраций работ калмыцких художников, посвящённых вопросам экологии.

www.microanswers.ru


Смотрите также