Картина Федотова Свежий кавалер. 1847 г. Картина федотов


ФЕДОТОВ Павел Андреевич – Галерея произведений (71 изображение).

Открыть доступ

П.А.ФЕДОТОВ

(1815 – 1852)

Творческая жизнь Павла Федотова была чрезвычайно непродолжительной. Как художник-профессионал он определился лишь в середине 1840-х годов, пройдя до этого ученический и дилетантский период, а в 1852 году его жизнь уже прервалась. 

Между тем кратковременность жизни и художнической деятельности Федотова не помешала ему оставить ему в истории русской культуры след очень значительный, непреходящий.

Наделенный огромным талантом, чуткий к окружающему, Павел Федотов сумел претворить в высокую форму художественного образа обыденные ситуации человеческой жизни, состояния радости и отчаяния, прекрасные взлеты души и её падения.

Рожденный своим временем – 40-ми годами 19 века, — он воплотил его сущность, сумел подняться до выражения важных сторон человеческого бытия.

Именно это позволило ему стать родоначальником целого направления в русской живописи – критического реализма. Те творческие принципы, которые открыл Федотов, легли в основу искусства мастеров 60-х годов и передвижников.

Метод работы над постижением натуры, характер построения жанровой картины, широкий взгляд на явления действительности, за которыми всегда вырисовываются важные стороны современности – всё это было серьезной школы для реалистов второй половины 19 столетия.

Картины Павла Федотова – широко известны, их персонажи запоминаются мгновенно, едва заходит речь о ярких человеческих типажах и одиозных ситуациях. Эти персонажи и коллизии отвечавшие злобе тогдашнего дня, оказались на все времена.

«Завтрак аристократа» — это о снобах, которые любят пускать пыль в глаза, строят из себя невесть что, когда у самих за душой (да и в кармане) пусто. «Свежий кавалер» — о тщеславии и тупости. «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора» — о браках по расчету и продажности любви.

Художник всегда разрабатывал сюжет своих картин до малейших деталей и сочинял к ним обширные сопроводительные надписи. К «Сватовству майора», например, написал целую поэму.

Поздние произведения Павла Федотова («Анкор, еще анкор!», «Игроки») открывали новые пути и определили последние достижения его художественного мышления. Мастер полностью погрузился в царство живописной метафоры, которая позволила ему достичь необычайно широкого обобщения.

Стало огромным расхождение между частным явлением, представленным сюжетом, и смыслом образа, распространившего свою власть с малой интерьерной сцены на весь современный художнику мир. Этими последними достижениями, ставшими своего рода завещанием художника, закончился путь Павла Федотова, пройденный стремительно и целеустремленно.

Павел Андреевич Федотов родился 22 июня (4 июля) 1815 года в Москве в семье чиновника Московской управы, получившего за службу дворянское звание. В 1826 помещен в Первый Московский кадетский корпус.

В 1833 в чине прапорщика выпущен в лейб-гвардейский Финляндский полк. С 1834 Федотов служил в С.-Петербурге. Посещал рисовальные классы Академии Художеств. В первые годы службы много рисовал, делал карандашные и акварельные портреты однополчан, сцены из полковой жизни.

Получив разрешение Николая I, оставил службу, чтобы целиком посвятить себя искусству. В 1844 вышел в отставку в чине штабс-капитана.

В 1848 за картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) Павел Федотов был признан назначенным в академики. В том же году за картину «Сватовство майора» (ГТГ) удостоен звания академика «по живописи домашних сцен». Участвовал в академической выставке 1849 года, в Москве в 1850 году прошло две выставки его работ – в галерее графа А.Ф.Ростопчина и в Московском училище живописи и ваяния.

Был близок к литературным кругам Петербурга (журнал «Современник») и Москвы. Был известен как музыкант-любитель и поэт, после него остались дневники и значительное эпистолярное наследие.

В последние годы жизни, несмотря на ухудшающееся здоровье и тяжелое материальное положение, много работал. В 1852 заболел тяжелым расстройством психики. Скончался в казенной лечебнице Всех скорбящих.

 

 

1. Федотов Павел "Автопортрет (фрагмент листа с портретными набросками)" Конец 1840-х Бумага, графитный карандаш 29,2х20 Государственный Русский музей 1. Федотов Павел «Автопортрет (фрагмент листа с портретными набросками)» Конец 1840-х Бумага, графитный карандаш 29,2х20 Государственный Русский музей2. Федотов Павел "Портрет М.М.Родивановского" Около 1836 Картон, акварель, лак 16,9х14,5 Государственный Русский музей 2. Федотов Павел «Портрет М.М.Родивановского» Около 1836 Картон, акварель, лак 16,9х14,5 Государственный Русский музей 3. Федотов Павел "Прошу садиться" 1846-1848 Бумага, графитный карандаш 20,8х29,8 Государственная Третьяковская галерея 3. Федотов Павел «Прошу садиться» 1846-1848 Бумага, графитный карандаш 20,8х29,8 Государственная Третьяковская галерея4. Федотов Павел "Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года" 1838 Бумага, акварель 31х44, 4 Государственный Русский музей 4. Федотов Павел «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» 1838 Бумага, акварель 31х44, 4 Государственный Русский музей 5. Федотов Павел "Освящение полковых знамен в Зимнем Дворце 26 мая 1839 года (не окончено)" 1839 Картон, акварель, графитный карандаш 14,7х41,8 Государственный Русский музей 5. Федотов Павел «Освящение полковых знамен в Зимнем Дворце 26 мая 1839 года (не окончено)» 1839 Картон, акварель, графитный карандаш 14,7х41,8 Государственный Русский музей6. Федотов Павел "Первое утро обманутого молодого" 1844 Бумага на картоне, сепия, кисть, перо, белила 33х50,4 Государственная Третьяковская галерея 6. Федотов Павел «Первое утро обманутого молодого» 1844 Бумага на картоне, сепия, кисть, перо, белила 33х50,4 Государственная Третьяковская галерея 7. Федотов Павел "Утро чиновника, получившего накануне первый крестик" 1844 Бумага на картоне, сепия, кисть, перо, графитный карандаш 33х44 Государственная Третьяковская галерея 7. Федотов Павел «Утро чиновника, получившего накануне первый крестик» 1844 Бумага на картоне, сепия, кисть, перо, графитный карандаш 33х44 Государственная Третьяковская галерея8. Федотов Павел "Всё холера виновата" 1848 Бумага, акварель, лак 32,8х38,2 Государственный Русский музей 8. Федотов Павел «Всё холера виновата» 1848 Бумага, акварель, лак 32,8х38,2 Государственный Русский музей 9. Федотов Павел "После свадьбы" 1848 Бумага, графитный карандаш Государственный Русский музей 9. Федотов Павел «После свадьбы» 1848 Бумага, графитный карандаш Государственный Русский музей10. Федотов Павел "Ах, папочка, как к тебе идет чепчик. Автошарж" 1848-1849 Бумага, графитный карандаш 31,2х21,4 Государственный Русский музей 10. Федотов Павел «Ах, папочка, как к тебе идет чепчик. Автошарж» 1848-1849 Бумага, графитный карандаш 31,2х21,4 Государственный Русский музей 11. Федотов Павел "Правая нога в шелковых шальварах. Ботинок. Этюд к картине "Не в пору гость" 1849 Бумага, итальянский карандаш, мел 18,1х13,3 Государственный Русский музей 11. Федотов Павел «Правая нога в шелковых шальварах. Ботинок. Этюд к картине «Не в пору гость» 1849 Бумага, итальянский карандаш, мел 18,1х13,3 Государственный Русский музей12. Федотов Павел "Групповой портрет Андрея, Григория и Александра Васильевичей Дружининых" 1840-е Бумага на картоне, акварель 9,5х13,5 Государственный Русский музей 12. Федотов Павел «Групповой портрет Андрея, Григория и Александра Васильевичей Дружининых» 1840-е Бумага на картоне, акварель 9,5х13,5 Государственный Русский музей 13. Федотов Павел "Портрет С.С.Крылова" 1850-1851 Холст, масло 34,5х25,2 Государственный Русский музей 13. Федотов Павел «Портрет С.С.Крылова» 1850-1851 Холст, масло 34,5х25,2 Государственный Русский музей14. Федотов Павел "Портрет О.П.Жданович, урожденной Чернышевой" 1846-1847 Холст, масло 17,3х13,3 Государственная Третьяковская галерея 14. Федотов Павел «Портрет О.П.Жданович, урожденной Чернышевой» 1846-1847 Холст, масло 17,3х13,3 Государственная Третьяковская галерея 15. Федотов Павел "Портрет Александры Петровны Жданович" 1846-1847 Холст, масло 16,7х12,2 15. Федотов Павел «Портрет Александры Петровны Жданович» 1846-1847 Холст, масло 16,7х12,216. Федотов Павел "Зимний день" Начало 1850-х Холст, масло 19х24 Государственный Русский музей 16. Федотов Павел «Зимний день» Начало 1850-х Холст, масло 19х24 Государственный Русский музей 17. Федотов Павел "Вдовушка. Этюд-вариант" Начало 1850-х Холст, масло 35,4х31 Государственный Русский музей 17. Федотов Павел «Вдовушка. Этюд-вариант» Начало 1850-х Холст, масло 35,4х31 Государственный Русский музей18. Федотов Павел "Вдовушка (второй вариант с лиловыми обоями)(не закончена)" 1851-1852 Холст, масло 63,2х48 Государственная Третьяковская галерея 18. Федотов Павел «Вдовушка (второй вариант с лиловыми обоями)(не закончена)» 1851-1852 Холст, масло 63,2х48 Государственная Третьяковская галерея 19. Федотов Павел "Игрок, сидящий за столом (отражение в зеркале). Этюд к картине "Игроки" 1851 Бумага, сепия, итальянский карандаш 38,6х30,2 Государственный Русский музей 19. Федотов Павел «Игрок, сидящий за столом (отражение в зеркале). Этюд к картине «Игроки» 1851 Бумага, сепия, итальянский карандаш 38,6х30,2 Государственный Русский музей20. Федотов Павел "Игрок, сидящий за столом. Стул. Мужские ноги. Этюды к картине "Игроки" 1851 Бумага, итальянский карандаш 39,4х31,3 Государственный Русский музей 20. Федотов Павел «Игрок, сидящий за столом. Стул. Мужские ноги. Этюды к картине «Игроки» 1851 Бумага, итальянский карандаш 39,4х31,3 Государственный Русский музей Страницы: 1 2 3 4

cultobzor.ru

Картины Федотова | andrey-eltsov.ru

На странице помещены замечательные картины Федотова Павла Андреевича.

Гоголем русской живописи называли художника современники за его критический реализм и высмеивание пороков окружающей жизни. И в тоже время художнику свойственно было доброе и поэтическое восприятие.

Самые известные картины Федотова «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста».

Далее идут фото с названиями и описаниями этих и других картин Федотова.

Автопортрет Федотова.

На фото картина «Бивуак лейб-гвардии Финляндского полка». Федотов.

Именно здесь до 28 лет Федотов служил гвардейским офицером, посвящая любимой живописи весь свой досуг.

Сватовство майора. Федотов.

Картина «Сватовство майора» самая знаменитая картина Федотова. Все восемь человеческих фигур на ней участвуют в одном деле: в организации брака по расчёту. Только котёнку дела нет, он умывается.

В самом центре невеста растеряна и пытается покинуть зал, но строгая мать ей этого не позволяет, хватая её за платье. Рядом задумчивый отец кафтан свой поправляет и обдумывает выгоду женитьбы на дворянине майоре.

А сам жених-майор за дверью вожделённо  ус покручивает, предвкушая деньги после женитьбы на купеческой дочери.

Купля-продажа налицо: деньги купечества на связи и родовитость дворянства. Пошлая и продажная «любовь»!

На фото картина «Всё холера виновата». Федотов.

Картина художником написана явно в ироническом ключе.

Была, конечно, в прошлом холера, но упавший в обморок просто упился.  Два его товарища за столом ещё держатся.

Набросок автопортрета. Грусть на лице.

Вдовушка. Федотов.

Здесь уже нет никакой иронии или сатиры, только горечь и сожаление.

Картины Федотова не только с сатирой.

И всё же Федотов осуждает те пагубные социальные условия, которые и обрекают женщину на нищету после смерти её мужа.

На фото рисунок «Домашний вор».

Завтрак аристократа. Федотов.

Обедневший аристократ пытается скрыть свой бедный завтрак, накрыв его книгой, перед приходом гостя.

Растратил свои средства дворянин, но продолжает сохранять внешний флёр. В обществе «высшем» вращается, но на нормальную еду не хватает. Ничтожная показуха! Растерялся хлыщ!

На фото картина «Игроки». Федотов.

На фото набросок «Кончина Фидельки».

На фото набросок «Крестины».

Ещё один автопортрет Федотова. Самый поздний.

Портрет М. И.Крыловой.

Великолепно умел Федотов и портреты писать! Картины Федотова не исчерпываются одной только сатирой и социальной критикой. Очень доброё и умное лицо у женщины!

На фото рисунок «Магазин».

Портрет О. И. Демонкаль.

Портрет отца художника.

Разборчивая невеста. Федотов.

Третья по популярности картина после картин «Сватовство майора» и «Свежий кавалер».

Богатый, но внешне уродливый и с горбом жених сватается к красивой, но бедной девушке. Разборчивая невеста жеманничает, но согласие её неизбежно!

За дверью ждут уже этого притаившиеся там родители.

Опять купля-продажа и опять лицемерие!

 

Уличная сцена в Москве во время дождя.

Набросок к картине «Свежий кавалер» под названием «Утро чиновника, получившего первый крестик».

Свежий кавалер. Федотов.

Вторая по популярности картина после картины «Сватовство майора».

Гордый и надменный герой, получивший свою первую низкосортную награду, делает вид, что это великое достижение и то ли ещё будет.

А служанка снисходительно улыбается, занимаясь свои делом

Анкор, ещё анкор. Федотов.

Анкор по-французски «Ещё».  Ещё и ещё раз, без конца офицер заставляет пуделя прыгать через чубук. Такое нашёл «развлечение» для себя и собаки. Нечем больше заняться? Да!

Беспросветная тоска и полное отсутствие смысла!

Вот такие замечательные картины Федотова!

Это может Вас заинтересовать :

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

andrey-eltsov.ru

Картина Федотова Свежий кавалер. 1847 г. Описание картины

Жанровая сценка из жизни небогатого чиновника, занимающего небольшую должность отражает совсем небольшая по своим размерам картина Федотова «Свежий кавалер», которая была написана можно сказать в карикатурном стиле в 1847 году.

И так, сие чиновнику накануне была вручена первая для него награда – орден – и вот он в своих мечтах уже возносится по служебной лестнице на самый верх, представляя себя, то городничим, то губернатором…

Вероятно в мечтах, новоявленный ковалер, ночью долго ворочаясь в пастели так и не смог заснуть, все время вспоминая свой «триумф» в момент вручения этой дорогой награды, став на зависть его окружению кавалером ордена. Едва забрезжило утро, чиновник уже вскочил с постели, накинув на себя огромный шелковый халат и нацепив на него орден. Он горделиво и надменно принял позу римского сенатора и осматривает себя в засиженном мухами зеркале.

Федотов изображает своего героя несколько карикатурно и поэтому, рассматривая картину, мы не можем удержаться от легкой усмешки. Мелкий чиновник, получив награду, уже размечтался, что теперь у него наступит другая жизнь, а не такая, которая была до сих пор в этой небогато обставленной захламленной комнатушке.

Комичность образа возникает из-за резкого контраста между мечтами и реальностью. Служащий в заношенном до дыр халате стоит босиком и в папильотках на голове, но с орденом. Он хвастает им перед служанкой, которая принесла ему начищенные, но старые сапоги. Ему уже пора собираться на службу, однако ему очень хочется продлить удовольствие от созерцания себя и бесплодных фантазий. Служанка смотрит на него снисходительно и насмешливо, даже не пытаясь это скрыть.

В комнате царит страшный беспорядок, все вещи разбросаны. На столе, покрытом светлой скатертью с ярко красным рисунком, можно увидеть нарезанную колбасу, лежащую не на тарелке, а на газете. Рядом бумажные папильотки и щипцы для завивки волос, что указывает на то, что герой старается выглядеть по моде своего времени.

Под стол упали кости от селедки, которую мужчина, вероятно, ел на ужин. Здесь же валяются черепки от разбитой посуды. Мундир вечером был брошен на стулья. На одном из них худой взлохмаченный рыжий кот дорывает до конца протертую обивку.

По картине «Свежий кавалер» можно судить о жизни мелких служащих в первой половине XIX века. Она полна иронии. Это первое законченное полотно художника, написанное маслом. По словам Федотова он изобразил на своей картине бедного чиновника, который получает малое содержание и постоянно испытывает «скудность и лишение». Это явно видно на картине: разномастная мебель, дощатый пол, поношенный халат и протертые сапоги. Он снимает дешевую комнату, да и служанка, скорее всего, хозяйская.

Художник с явной симпатией изображает служанку. Она недурна собой, еще довольно молода и опрятна. У нее приятное округлое простонародное лицо. И все это подчеркивает контраст между героями картины.

Чиновник амбициозен и чванлив. Он принял позу знатного римлянина, забывая, что на нем халат, а не тога. Даже его жест, которым он указывает на свой орден, скопирован из какого-нибудь журнала. Его левая рука упирается в бок, также показывая его мнимое «превосходство».

Подражая греко-римским героям, чиновник стоит, опираясь на одну ногу, а голову гордо откинул назад. Кажется, что даже его торчащие на голове папильотки напоминают победный лавровый венок полководца. Он действительно ощущает себя величественным, несмотря на всю убогость окружающей его обстановки.

Сегодня эта миниатюрная картина Павла Федотова «Свежий кавалер» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Ее размер составляет 48,2 на 42,5 см. масло, Холст

www.art-portrets.ru