Удивительные приключения Геракла: путь на восток. Картина геракла


краткое содержание с фото и картинками, а также фильм про подвиги Геракла смотреть онлайн.

Говорят, что когда сын Зевса Геракл должен был появиться на свет, его могущественный отец — бог неба и грома, поклялся перед своими сотоварищами, что младенец этот будет властвовать над древнегреческими народами. Злая Гера всячески пыталась помешать пророчеству. С малых лет Геракл отличался вспыльчивым и непокорным нравом. После того, как жестокая Гера сделала его безумным, и он в припадке болезни убил своих детей, Геракл отправился в храм Апполона, чтобы спросить у всезнающего Оракула, как ему искупить свой грех. Мудрый прорицатель приказал сыну Зевса идти в Тиринфе и поступить на службу к Эврисфею сроком на 12 лет. За это время он должен совершить 10 подвигов. В награду Оракул обещал великану бессмертие. Геракл совершил 12 подвигов, тем самым смыв позор и став частью вечности.

К первому подвигу Геракла относят добычу шкуры Немейского льва. Хищника невозможно было одолеть стрелами. Гераклу довелось собрать все свои недюжинные силы, чтобы задушить зверя руками. Затем, прикрыв свое тело шкурой убитого животного, герой отправился навстречу второму подвигу. Необходимо было победить бессмертную Лернейскую гидру. Перед сыном Зевса стояло сложное задание: когда он отрубал чудовищу одну голову, на ее месте появлялась другая. Победить гидру помог Иолай. Юноша прижигал раны змееподобному чудовищу раскаленными головешками. Последнюю 9 голову Геракл закопал глубоко в землю, прикрыл тяжелым камнем. Но Эврисфей не захотел признать этот подвиг, так как в битве принимал участие и Иолай.

1

Фото: 1 первый подвиг Геракла.

2

Фото: 2 подвиг Геракла.

Следующим, третьим подвигом было изгнание птиц-стимфалидов, у которых были страшные медные клювы и перья. Ужасные птицы пожирали людей. Геракл спугнул птиц медными трещотками и уничтожил. Хотя существует версия, что часть стимфалидов улетела на близлежащий остров, откуда их прогнали аргонавты.

3

К четвертому подвигу относят поимку Керинейской лани. Лань славилась золотыми рогами и копытами из меди. Очень долго преследовал ее Геракл. Только через год он поймал благородное животное и доставил в Микены.

4

Следующим заданием было поймать эриманфского вепря. Чтобы его выполнить, сыну Зевса довелось сразиться с кентаврами. Поймать же дикое животное удалось только благодаря хитрости. Геракл заманил кабана в очень глубокий снег, крепко связал и отнес Эврисфею. Это был пятый подвиг Геракла.

5

Очищение Авгиевых конюшен стало шестым подвигом мифического героя. Заранее договорившись с царем Элиды о плате в виде 1/10 его скота, Геракл проделал дыры в стенах постройки и подвел к ним воды Алфея. Вода, хлынувшая в конюшни, быстро и чисто промыла их. Когда Эфрисфей узнал о плате, подвиг не был засчитан.

6

Затем Геракл должен был привести царю свирепого критского быка, что считалось седьмым подвигом. Сын Зевса победил быка. Чтобы Эфрисфей засчитал восьмой подвиг, необходимо было пригнать кобылиц из конюшен фракийского царя Диомеда. Он держал их закованными в железные цепи и кормил мясом чужеземцев. Кобылицы были освобождены и доставлены царю. Девятый подвиг предполагал поиски пояса Ипполиты. Как ни старалась Гера помешать герою достать трофей, Геракл в битве с амазонками оказался победителем. Затем ему было приказано пригнать стадо пурпурных коров, принадлежавших Гериону. Это был десятый подвиг Геракла.

Ниже фото 7…10 подвигов Геракла:

7

8

9

10

Чтобы совершить одиннадцатый подвиг, герой отправился за золотыми яблоками в сады нимф-Гесперид.

11

Последним, двенадцатым подвигом сына Зевса стало путешествие в преисподнюю — царство Аида, где Геракла ждала встреча с псом Цербером.

12

Видео:

Подвиги Геракла / Le Fatiche di Ercole ( 1958)

kajlas.ru

Образ Геракла в скульптуре и живописи Флоренции эпохи Возрождения

Введение

Флоренцию называют жемчужиной Италии, такая аллегория вполне заслужена. Этот красивейший город является колыбелью итальянского возрождения. Во Флоренции жили и творили Микеланджело, Леонардо да Винчи, Данте и Макиавелли. Вполне правомерно будет назвать Флоренцию городом-музеем: красивейшие площади, украшенные статуями, дворцы, расписанные фресками, огромное количество шедевров живописи, собранных в галерее Уффици.

Флорентийская культура заложила основу для развития европейской архитектуры и изобразительного искусства. В эпоху возрождения многие живописцы и архитекторы обыгрывали в своих произведениях сцены из древнегреческой мифологии. Произошло это потому, что мифологический мир обладает особой, универсальной, очень привлекательной в чисто человеческом отношении ценностью.

Именно в эпоху Возрождения актуализировался образ Геракла, отчасти потому, что один из эпизодов связанных с ним нашел свое отражение в христианстве. Сюжет «Геркулес на распутье» изображает колебания античного героя между двумя жизненными судьбами - Добродетелью, путём трудным, но ведущим к славе, и Пороком, путём, на первый взгляд лёгким и полным привлекательности. Петрарка создал художественный образ христианизированного Геракла, размышляющего над выбором жизненного пути, в своем трактате De vita solitaria. В эпоху Ренессанса выбор Геркулеса становится символом духовной борьбы, «психомахии», благодаря которой античный герой эволюционирует в блуждающего рыцаря, и наконец в аллегорию Христа. Маттео Пальмьери (1406-1475) в Libro della vita civile аллегорически конструирует этот выбор, как колебания между активной prudentia (благоразумие, примарное удовлетворение ежедневных телесных нужд) и созерцательной sapientia (высшая мудрость, которая рождается в одиночестве в размышлении о неземных, высших, божественных материях, «героическая меланхолия»).

Из всех героев греческих мифов Геракл наиболее многогранен. Он и великий герой, совершивший невероятные подвиги, и трагическая фигура, и буффон, и философ, и устроитель цивилизации. Геракл, совершив свои подвиги, пережив множество страданий, заслуживает бессмертие и становится богом.

Прежде чем исследовать упоминания о Геракле в древнейших источниках, следует обозреть саму личность Геракла, как самого значительного и популярного во всём античном мире героя. Нужно сказать , что даже в Римской культуре культ Геркулеса (так именовался в Риме Геракл) был очень распространён; и даже в культуре древнейших жителей Аппенинского полуострова этрусков существовал культ Геркле, соотносимого с Гераклом, которого почитали как прародителя этрусков.

Образ древнегреческого Геракла сконцентрировал в себе все выдающиеся героические черты, которые возвышали его над другими людьми, тем самым делая его интересным и понятным для самых разных людей по всему миру. К этим качеством необходимо отнести силу и благородство, аристократичность и народность , нетерпимость к врагам и добродушие, милосердие, щедрость и верность долгу, ум и непосредственность.

Чем же образ Геракла привлекателен для человечества? Ответ на данный вопрос прост и отражает стремление каждого человека к совершенству и силе, как в физическом, так и в духовном смысле .

Не будет преувеличением сказать, что Геракл наиболее популярная фигура во всем мире. Многие художники и скульпторы вдохновлялись его образом в своих работах. Флорентийские мастера не стали исключением, тем более что два из двенадцати своих подвигов, Геракл совершил на территории современной Италии (десятый подвиг «Похищение коров великана Гериона» и одиннадцатый «Похищение яблок Гесперид»).

На протяжении истории постантичного периода деятели культуры, искусства и науки неисчислимое количество раз обращали внимание на античное духовное наследие, основополагающим пластом которого является мифология древних греков. Как известно, любимейшим героем древнегреческой мифологии был Геракл, но почему-то это не нашло отражения в последующие времена. Хотя наблюдались отдельные обращения к данному образу, но однако они носили более касательный, неконкретный и поверхностный характер.

Однако, достаточно углублённо и полно исследованиями греческой мифологии занимались в своих работах Лосев А.Ф., Штоль Г.В. Мифы классической древности, Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады, Альтман М.С. Греческая мифология, Радциг С.И. Античная мифология, Тахо-Годи А.А. Греческая мифология, Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции, Грейвс Р. Мифы древней Греции, Парандовский Я. Мифология, Гренчени-Вальдапфель И. Мифология, Нейхардт А.А. Герои Эллады, Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах и другие. И в целом, древнегреческие мифы и легенды являют собой сформировавшийся в современном человеческом сознании комплекс представлений.

Всё же, необходимо отметить, что при обилии исследовательских работ, ощущается явный недостаток источниковой базы по греческой мифологии. Безусловно, такая база во времена расцвета греческой цивилизации существовала и была наверняка более чем обильной, но до современности не дошла, сохранив лишь упоминания о некоторых авторах и их произведениях, а также преданиях, передававшихся в народе без указания на личности авторов, либо певцов.

Самым известным из догомеровских певцов и поэтов является полулегендарный Орфей, который, как считалось был на 10 поколений старше Гомера. Мифы о нём переплетаются мотивами, в том числе с геракловыми (нисхождения в Аид - из подвигов Геракла). Также известен Мусей, бывший учителем, либо учеником Гомера, которому приписывались теогония и различные гимны, в том числе и о деяниях героев (а потому вероятно и Геракла). Некий мифический Лин, певец, якобы сын Аполлона и царской дочери, или по Гесиоду, сын музы Урании и Аполлона. Лина считали учителем Фамирида, Орфея и Геракла, поэтом и мудрецом, превосходившим самого Гомера и по старшинству и по искусству.

К дошедшим источникам относятся гомеровские поэмы Илиада и Одиссея, произведения Гесиода Теогония и др. и дошедшие гимны Архилоха, в которых есть мифологические соотнесения.

Поэмы Гомера Илиада и Одиссея были созданы в первой трети I тысячелетия до н.э. В той области древней Греции, которая носила название Ионии. Составителей этих поэм было вероятно очень много, но художественное единство поэм предполагает какого-то неизвестного нам единоличного автора, оставшегося в памяти всей античности и всей последующей культуры под именем слепого и мудрого певца Гомера1(Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М.,1996. С.34.). И хотя тематическими параллелями и косвенными указаниями поэмы связаны с Геракловым циклом подвигов, но лишь в отдельных стихах встречаются упоминания о самом Геракле, и часто даже не о нём самом, а о его силе и его подвигах в контексте лиц и сюжета эпоса.

Гесиод, возможно, младший современник Гомера или автор, несколько удалённый от него по времени. Как житель консервативной земледельческой области Греции, Беотии, он - наследник и хранитель древнейших традиций в художественной трактовке религиозной тематики. Его поэмы принято относить к VII в. до н.э. Основные дошедшие до нас произведения Труды и дни и Теогония ( О происхождении богов), в которой есть довольно много упоминаний о Геракле. Но в контексте исследования образа Геракла наиболее интересна было бы, не дошедшее произведение Щит Геракла - поэма в 480 стихах. В поэме не рассказывалось о всех подвигах Геракла, а изображается его поединок с чудовищем Кикном, сыном Ареса, причём на первом плане - длинное, тяжёлое и напыщенное , с большими преувеличениями изображегние щита Геракла, неудачное подражание XVIII песни Илиады, где описывается щит Ахилла.

Архилох - жил на острове Паросе в начале VII в. до н.э., по преимуществу прославился на все времена своими ямбами, почему и сопоставлялся с Гомером. Нам мало известно о его гимнах (хотя его знаменитый гимн Гераклу традиционно исполнялся в честь победителей, хотя и не дошёл до нас ).

В целом, необходимо отметить, что в дошедших до нашего времени письменных литературно-исторических источниках архаического периода развития древнегреческой цивилизации, сведения и упоминания о Геракле совершенно неполны, необстоятельны, поверхностны, отрывочны и неперсонофицированы. На основании них трудно сложить всеобъемлющее и всеохватывающее представление об этом герое.

Целью данной работы является анализ флорентийских произведений искусства, в которых используется образ древнегреческого героя Геракла.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

.Рассмотреть образ героя в целом, оценить его нравственные и физические качества.

.Описать флорентийские скульптурные композиции, картины и фрески, посвященные Гераклу.

.Сделать выводы.

1. Образ Геракла в скульптуре и живописи Флоренции

Надо заметить, что во Флоренции живопись развивалась почти одновременно с другими искусствами, и, может быть, по этой причине флорентийские художники никогда полностью не могли осознать отличие своих задач от задач архитекторов и скульпторов. Даже в то время, когда живопись стала играть большую роль в искусстве Возрождения, флорентийцы все еще придерживались классических идеалов формы и композиции, они были слишком академичны и чужды жизнерадостной и чувственной прелести венецианского искусства.

Ярчайшим представителем искусства и архитектуры Флоренции начала Возрождения является, несомненно, Филиппо Брунеллески, который во многом копировал и следовал античным архитектурным традициям, хотя и в вольной трактовке. Ни с чем невозможно перепутать купол собора Санта Мария дель Фьоре, этот купол - первое, что приходит в голову, при упоминании имени Брунеллески. Однако и там пилястры и профиль карниза явно имеют античное влияние.

В подобной же традиции творили и ученики Брунеллески, например Лука Фанчелли, продолживший по смерти Брунеллески строительство Палаццо Питти, ставшего впоследствии Дворжом дожа Козимо 1 Медичи, первого из великих князей Тосканы.

К самому дворцу Питти прилегают знаменитые Сады Боболи, разделенные на сегменты с потрясающими статуями, фонтанами, гротами, которые впоследствии стали копироваться во многих итальянских садах и в дизайне садов остальной части Европы.

Сад Боболи действительно музей под открытым небом , не только своей архитектурой и ландшафтом , но и из-за многочисленных скульптурных украшений , которые он содержит . Его создание и развитие охватывает четыреста лет с 15 по 19 века. Сады заложенные еще семьей Болгоро, от имени которых, как многие предполагают, и произошло название Боболи были куплены в 1418 году Лукой Питти, богатым купцом, соперником Медичи. В середине 15-го века Питти поручил строительство грандиозного дворца. Но вскоре, в 1549 году дворец с садами был куплен женой Козимо I Элеонорой да Толедо , и стал городской резиденцией семьи Медичи . Проектировкой садов занимался Никколо Триболо, и это, вероятно, он создал в садах амфитеатр. Он создал первую линию садов, которая началась у главного входа во дворец и продолжалась через гору до Форте Бельведере . Когда Триболо умер, работа продолжалась под руководством Бартоломео Амманнати (1511-1592) и впоследствии Бернардо Буонталенти ( 1555-1635 ) . В 17 веке Джулио Париджи ( 1568-1635 ) и его сын Альфонсо разработал вторую линию садов, которая пересекла под прямым углом первую линию в направлении Порта Романа .

Медичи были собирателями и хранителями античных памятников искусства, они скупали все найденные при реконструкциях произведения, и украшали ими свои дворцы и сады. В том числе в Садах Боболи и до сих пор находятся римские статуи, большинство из которых изображают мифологических героев, как, например, Геракл в шкуре льва, стоящий возле входа во дворец Питти.

Любовь меценатов и художников Возрождения Флоренции к античным героям нашла свое отражение в великолепных работах мастеров. Каждая, конечно, выполнена в своей, неповторимой манере. По этим произведениям мы можем проследить развитие искусства в данной эпохе.

.1 Картина Антноио Паллайоло «Геркулес и гидра» (1460), галерея Уффици

Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo) (1433-1498)

Итальянский живописец, скульптор, ювелир и гравер эпохи Раннего Возрождения. Собственно, настоящая фамилия Бенчи (Benci). Учился, вероятно, у Андреа дель Кастаньо, испытал влияние Донателло; работал во Флоренции, в 1469 и с 1484 - в Риме. Антонио Поллайоло и его брат Пьеро были крупными флорентийскими скульпторами, живописцами и ювелирами, они исполняли заказы города и собора, а также знатных флорентийских семей. таких как Медичи. Антонио также известен своими гравюрами, особенно гравюрой Битва Обнаженных, в которой Антонио Поллайоло изобразил человеческое тело в разнообразных позах.

Техника ювелирного мастерства наложила свой отпечаток не только на его скульптуру, но и на графику и живопись. Он написал ряд картин, из которых наибольшей известностью пользовались «Геркулес, убивающий льва, гидру и Антея»

Поллайоло был одним из основоположников мифологического жанра в итальянской живописи XV в. К этой теме он впервые обратился ок. 1460 в серии «Подвиги Геракла», написанной для правителя Флоренции Пьеро Медичи (не сохранилась). Две копии мастерской Поллайоло с картин этой серии (Геракл и Антей, Геракл и Гидра, ок. 1475, Флоренция, галерея Уффици) свидетельствуют о трактовке художником мифологических сцен в драматическом ключе; угловатая экспрессия сильных, жилистых тел нарочито далека от античного идеала красоты.

Картина была создана художником в 1460 на деревяном холсте при использовании краски темпера. На маленькой по размерам картине Антонио Поллайоло (1433-1498), флорентийского живописца эпохи Кватроченто, изображен один из подвигов древнегреческого героя Геракла, или Геркулеса. Вторая дощечка с композицией на тему этого мифа также находится в музее. Исследователи предполагают, что обе работы являются эскизами к большим картинам, которые заказал художнику Пьеро Медичи, или же их уменьшенными копиями. Но они могут быть и самостоятельными произведениями, и тогда тем более нужно отметить, что Поллайоло сумел наделить столь малое изображение монументальностью.

В качестве сюжета мастер взял ту часть мифа о Геракле, в которой он сражается с лернейской гидрой, гигантской змеей, имевшей множество голов и одну из них бессмертную. Напряжение битвы художник передает, изображая вздувшиеся мускулы героя и отчаянное выражение его лица. Работа полна движения. Сила и мощь Геракла подчеркнуты расположенным далеко внизу пейзажем и тем, что главный персонаж помещен на фоне неба. Но в то же время живописец явно был увлечен красивыми и упругими линиями драпировок, змеиного тела, вьющейся ленты реки, которые создают в произведении сложный узор. Картина содержит все настроения и приметы эпохи Ренессанса: зарождение пейзажа на заднем плане, явно выраженный характер персонажа, почти портретная живопись.

Уничтожение Лернейской гидры - второй подвиг, совершенный Гераклом по велению Эврисфея.

Окрестности города Лерна представляли собой плодородное и святое место. Их стала опустошать гидра, устроившая себе логово под платаном у семи ключей, дающих начало реке Амимона. У гидры было огромное собачье туловище и восемь или девять змеиных голов, одна из которых была бессмертна. Она была столь ядовита, что одно ее дыхание и даже запах ее следов могли уничтожить все живое. Афина обдумала, как Гераклу лучше всего убить чудовище, и, когда на колеснице, управляемой Иолаем, он достиг Лерны, богиня указала ему, где находится логово гидры. По совету Афины он заставил ее покинуть логово, пуская из лука горящие стрелы, а когда ему удалось ухватить чудовище, он задержал дыхание. Однако чудовище обвилось вокруг его ног, стремясь свалить его. Напрасно Геракл бил дубиной по головам гидры, стоило ему раскроить одну голову, как на ее месте вырастали две, а то и три новые.

На помощь гидре из болота выполз огромный рак и вцепился Гераклу в ступню, но Геракл в ярости растоптал его и призвал на помощь Иолая. Иолай поджег часть ближней рощи, а затем, чтобы у гидры не вырастали новые головы, стал прижигать горящими головнями обезглавленные шеи и тем самым остановил поток крови.

Тогда мечом Геракл отрубил бессмертную голову, которая частично была золотой, и все еще шипящую, закопал ее в землю у дороги в Элеунт, привалив сверху огромной скалой. Туловище он разрубил на куски и погрузил свои стрелы в смертоносную желчь гидры. Отныне даже небольшая рана, причиненная такой стрелой, становилась смертельной.

Эврисфей посчитал, что этот подвиг совершен не по правилам, поскольку Иолай помогал Гераклу.

.2 Скульптурная группа из бронзы и картина на общий сюжет работы Антонио дель Поллайоло «Геракл и Антей»(1465)

Небольшая картина Антонио Поллайоло «Геракл и Антей» (1465, Флоренция, галерея Уффици) и созданная им бронзовая статуэтка из Барджелло (1475-1480) имеют общий сюжет.

Как скульптор он создавал небольшие композиции в технике бронзы ("Геракл и Антей", 1475-1480, бронзовая статуэтка из музея Барджелло), как и в живописи пытаясь варьировать тему борьбы двух фигур ("Геракл и Антей", около 1475, "Геракл и Гидра", около 1475) в яростной схватке. В пластике человеческого тела, в самих его формах, он искал источник движения, старался передать развитие и эмоциональную реакцию человека в момент высшего напряжения сил. Цикл картин с изображением подвигов Геракла предназначался для палаццо Медичи на виа Ларга во Флоренции.

Скульптура поражает своей экспрессией в передаче движений с детальным анатомическим анализом в воспроизведении обнаженного человеческого тела. Орущая пасть Антея и сжатые зубы Геракла - неослабевающее напряжение. Какое сильное напряжение борьбы, исход драки еще не решен, но конец уже близок. Борящиеся похожи на дерево, ноги Геракла - ствол, который дает ощущение его близкой победы, тела и руки - ветви. Как интересно задумано, ведь Геракл ищет сад.

Скульптура создана раньше и с ракурса, который я вижу, Антей уже повержен, одна рука опираются о тело Геракла, вторая держится - силы в них уже нет. Боль страшная, больно даже льву на шкуре Геракла, но напряжения борьбы уже нет, лишь последнее тяжелое объятия Геракла, и опоясывающее сжатие в теле на талии и резкий, короткий вздох.

"Идея создания свободно стоящей скульптурной группы, изображающей отчаянный поединок, была очень смелой для того времени. Но самое большое удивление вызывает то, с каким мастерством Поллайоло придал своей композиции центробежный импульс. Кажется, что руки и ноги обеих фигур выходят из одной точки, и только осмотрев скульптуру со всех сторон, мы сможем оценить всю сложность их движения. Вопреки динамичному напряжению, группа гармонична. Желая подчеркнуть центральную ось, скульптор соединяет верхнюю часть тела Антея с нижней." (Основы истории искусств, Х.В. Янсон и Э.Ф. Янсон).

Встреча Антея с Гераклом произошла после совершения последним одиннадцатого подвига: добыча яблок Гесперид. Герой доставил яблоки Ефрисею, но тот побоялся их взять, в результате Геракл отдал яблоки богине Афине, которая вернула плоды Гесперидам.

Прежде чем вернуться в Микены, Геракл решил отправиться в Ливию где правил царь Антей, сын Посейдона и богини земли Геи. Антей имел обычай заставлять путников вступать с ним в бой, после чего убивал измотанного противника. У Антея было неоспоримое преимущество: помимо того, что он являлся искусным атлетом, Антей черпал силы при прикосновении к земле. Геракл был вынужден вступить в единоборство с Антеем. В пылу борьбы Геракл заметил, каким образом силы его противника восстанавливаются, поднял Антея над землей, и держал до тех пор, пока тот не испустил дух.

1.3 Скульптурная группа перед Палаццо Веккио «Геракл и Какос» (1534) работы Баччо Бандинелли. Декорации для палаццо Маручелли-Фенци кисти Себастьяно Риччи, эскиз для зала Геракла «Геракл и Какос»

картина скульптура геркулес декорация

На примере этой работы мы можем проследить зарождение маньеризма во Флоренции. Маньеризм (итал. manierismo, от maniera - прием, манера), течение в европейском искусстве шестнадцатого столетия, зародившееся в лоне искусства итальянского Возрождения и отразившее кризис ренессансных гуманистических идеалов. Мастера маньеризма культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил, стремились не столько следовать природе, сколько выражать "внутреннюю идею" образа, рожденного в душе художника. Стилистические особенности маньеризма: намеренное нарушение перспективы, экспрессия поз и мотивов движения, колористические и светотеневые диссонансы, искажение анатомических пропорций фигур - все это выражалось в стремлении не следовать природе, а опираться на вкусы и "особое видение" художника. Пластическая избыточность, граничащая с изощренностью, становилась самоцелью, в жертву красоте отдельной детали была отдана эстетическая целостность.

Баччо Бандинелли (1488/93-1560), с самого начала своей творческой деятельности тесно связанный с семьей Медичи (недаром во время восстания 1527 г. он был вынужден бежать из Флоренции), выступает как создатель придворного направления, во флорентийской скульптуре.

Стремясь подчеркнуть холодную идеальность образов, он приходит к нарочитой суммарности трактовки объемов, предельной заглаженности поверхности мрамора (излюбленного материала Бандинелли), идеальной плавности контуров, что придает скульптурной форме отвлеченность, лишает ее пластической наполненности.

Колоссальная скульптурная группа Бандинелли «Геракл и Какус», поставленная в 1534 г. на площади Синьории и претендовавшая на соперничество с «Давидом» Микеланджело, лишена и героики и подлинной монументальности: статуи отличаются натуралистической грубостью, неестественная и неоправданная напряженность мускулов делает фигуру Геракла скованной и одеревенелой, лица уподобляются гротескным маскаронам, общий силуэт группы крайне невыразителен.

Рассмотрим сюжет картины.

Переправляясь через Лигурийские Альпы, Геракл прорубил дорогу, по которой могло пройти его войско и обозы. Кроме того, он разгромил все шайки разбойников, орудовавших на перевале, ведущем в местность, которая сейчас называется Цизалышйская Галлия и Этрурия. Только пройдя по всему побережью Италии и переправившись в Сицилию, он понял, что идет неверной дорогой. Римляне говорят, что, достигнув Альбулы, которая впоследствии стала называться Тибром, он был встречен царем Эвандром, некогда изгнанным из Аркадии. Вечером Геракл переплыл через реку, гоня стадо перед собой, и лег отдохнуть на траву. А рядом, в глубокой пещере, жил огромный ужасный трехглавый пастух по имени Какос, сын Гефеста и Медузы, который слыл несчастьем и позором Авентинского леса и изрыгал пламя из всех своих трех ртов. Человеческие черепа и руки свисали со сводов его пещеры, а пол был выстлан костями его жертв. Пока Геракл спал, Какос похитил у него двух самых лучших быков и четырех телок, которых, держа за хвосты, приволок в свое логово.

С первыми лучами солнца Геракл проснулся и сразу же заметил пропажу скота. Проведя какое-то время в бесплодных поисках, он уже собирался погнать оставшихся животных дальше, но тут одна из похищенных телок замычала от голода. Пойдя на звук, Геракл пришел к пещере, вход в которую загораживала скала, да такая большая, что ее вряд ли могли бы сдвинуть десять запряженных вместе быков. Но Геракл отодвинул скалу, словно это был небольшой камушек, и, не убоявшись пламени, которое извергал Какос, схватился с ним и уничтожил.

.4 Статуя «Спящий Геракл» Баччо Бондинелли. Государственный Эрмитаж

Другая работа Баччо Бандинелли "Спящий Геракл", дата создания которой неизвестна, также выполнена в свойственной скульптору гипертрофированной манере. Та же неестественная и неоправданная напряженность мускулов спящего человека делает фигуру Геракла одеревенелой. Слишком широкий торс, преувеличенная мощь героя, напряженные мышцы совсем не создают впечатление спящего человека.

Надо сказать, что есть художники, которым просто не повезло, и Баччо Бандинелли в их числе. Ему не повезло с самого начала. Репутации Баччо Бандинелли сильно повредило соседство его «Геркулеса и Какуса» с «Давидом» Микеланджело. « Давиду» «Геркуклес» безусловно проигрывает, да и среди произведений самого Баччо он далеко не самый лучший. Только не следует судить о художнике по неудачным работам. У Микеланджело тоже не все равно Давиду. "Спящий Геракл" не «Давид» Микеланджело, конечно, но есть что-то в этом великане мощное, звериное.

Кстати, Баччо Бандинелли на самом деле звали Бартоломео Брандини. В 1530 году, готовя документы к получению ордена Св. Якова от императора Карла V сфальсифицировал свою родословную, произведя её к благородной фамилии Бандинелли из Сиены, и отказавшись от отеческого прозвания Брандини.

1.5 Статуя «Геракл и Диомед» (1550) работы Винченцо деи Росси. Палаццо Веккио (Palazzo Vecchio)

Винченцо де Росси , также известный как Винсент Росси да Фьезоле ( Фьезоле , 1525 - Флоренция, 1587 ) итальянский скульптор, начал свою карьеру учеником Баччо Бандинелли около 1534 года. В 1546 , закончив свое обучение , он переехал в Рим , где получил свой первый заказ на статую Христа в часовне Пантеон.

Эта работа не считается очень удачной за гигантизм фигуры и чрезмерное внимание к деталям.

Но по возвращению во Флоренцию , художник создал для Палаццо Веккьо Статую «Геракл и Диомед».

Поговорим о статуе «Геракл и Диомед».

Вне всякого сомнения, в шестнадцатом веке у итальянцев было великолепное чувство юмора, что и подтверждает данное произведение. Ясно, что побеждающий борец изображен здесь в беде. Просто, когда вы думаете, что уже одержали победу в битве, то вполне возможно обнаружите, что вы наиболее уязвимы, если ваш оппонент решил не играть по правилам.

Работа показывает изменение философии в Флоренции в этот период от героизации персонажей к их оживлению. Чувствуется и юмор, и жизнелюбие, есть и намек на эротизм.

Статуя создана в 1550г скульптором Винченцо де Росси, учеником Микеланджело и была установлена на площади "Палаццо Веккио" во Флоренции. Статуя олицетворяет восьмой подвиг Геркулеса, когда ему было поручено отправиться в дальний путь - добыть коней фракийского царя Диомеда. Этот царь был свиреп и жесток и не любил чужеземцев. Он выстроил у моря крепость с высокими каменными стенами и глубоким рвом вокруг и жил там, окруженный своими воинами. Когда незнакомый корабль показывался у берега, Диомед посылал своих слуг звать приезжих в гости. Он угощал их у себя во дворце и хвалился перед ними своими конями. Четверка диких коней была у царя Диомеда. Никто не мог ни обуздать их, ни впрячь в колесницу. Питались они не травой, не зерном, а свежим человечьим мясом. Но этого не говорил Диомед гостям. Когда же гости выражали желание посмотреть на чудесных коней, царь отводил чужеземцев в конюшню и отдавал на съедение своим любимцам. Теперь рассеялись все сомнения Геракла: избавить мир от страшных чудовищ-коней и от жестокого царя Диомеда было делом, достойным героя. Подплывая к Фракийской земле, Геракл собрал самых смелых из моряков и, сойдя на берег, потребовал у царя Диомеда его коней. Царь выслал против Геракла войско, но Геракл с товарищами разбил его, убил Диомеда и отдал тело злого царя на растерзание его коням-людоедам.

.6 Картина флорентийского художника Алессандро Аллори «Геракл и музы» (1568) , Галерея Уффици

В последнюю треть 16 в. декоративная живопись Флоренции приобретает рафинированный и изысканно-холодный характер. Таковы росписи и панно потайного рабочего кабинета, так называемого Студиоло, Франческо I (1570-1573) в Палаццо Веккьо, выполненные Алессандро (Alessandro Allori) (1535-1607), флорентийским живописцем, учеником и приемным сыном Бронзино. Аллори Алессандро <#"justify">2.4 Картина Лукаса Кранаха Старшего «Геракл у Омфалы» (ок. 1535). Музей герцога Антона Ульриха

Нельзя не упомянуть и величайшего германского художника возрождения Лукаса Кранаха Старшего.

Лукас Кранах - немецкий живописец и график эпохи Ренессанса <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%81>, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «дунайской школы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0>», он выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. В старости, в последние десятилетия своей жизни Лукас Кранах работал мало, но количество картин не уменьшалось; безостановочно работала мастерская художника, также много работали и сыновья Кранаха, Ханс и Лукас Младший, унаследовавший после смерти отца мастерскую и продолживший его дело. Династия Кранахов оставалась достаточно известной в Европе еще несколько столетий.

Его картина «Геракл у Омфалы» создана в середине 30-х годов 16-го века на основе широко известного мифологического сюжета. Этот античный миф пользовался большой популярностью у знати и бюргеров Германии, которые любили украшать свои покои и альковы картинами на историко-мифологические темы.

За убийство Ифита Геракл был продан в рабство Омфале. Не хотелось Гераклу становится рабом, но это был едиснтвенный способ искупить свою вину. Царице нужен был любовник и, за два года, что Геракл находился у нее в плену, она надеялась соблазнить его.

В первые дни Омфала не поручала Гераклу никакой работы, только велела охранять дом. У героя была своя комната, его отлично кормили, и он мог сколько угодно заниматься в гимназиуме. Царица постоянно навещала Геракла. Она томно смотрела на героя, старалась задеть его грудью, носила короткий хитон, демонстрируя безукоризненные ноги, но все напрасно. Геракл оставался равнодушным к домогательствам царицы. Омфала злилась, планы соблазнения сменялись коварными планами мести. Впрочем, царица не могла ничего сделать. Ей хорошо была известна воля богов - через два года она должна вернуть героя Элладе. К счастью для героя, появилась шайка разбойников, которая начала опустошать земли царицы. Уступив жалобам жителей, Омфала отправила Геракла усмирить их. Герой с радостью отправился выполнять поручение, и вскоре очистил страну. Зная кто служит царице, больше никто не решался разбойничать.

После безуспешных попыток соблазнения, царица нагрузила Геракла тяжелой работой. Но герой только обрадовался.

Увидев, что Геракл не боится тяжелой работы, обиженная царица решила унизить его. Она велела ему надеть женское платье и сесть за прялку.

Омфала молилась Афродите. Она мечтала о Геракле. Столько времени прошло, осталось меньше года, скоро закончится его рабство, а царица так и не добилась своей цели. Ночью ей приснился сон о том, что купцы с острова Кипр, родины богини, привезут чудодейственное вино, которое поможет ей соблазнить Геракла. Появился долгожданный корабль. Купцы действительно привезли кипрское вино. Царица поспешила угостить им Геракла. Вино герою понравилось и, наконец, Омфале удалось соблазнить Геракла.

Заключение

Образ Геракла - наиболее яркий героический образ в древнегреческой мифологии, оказавший значительное и многоплановое влияние на процессы формирования представления людей о возможностях человеческого величия и божественной воле. Образ, сочетающий в себе красоту, силу, справедливость, решимость в достижении самых невероятных целей. С течением времени, образ Геракла претерпевал ряд изменений, что находилось в непосредственной связи с развитием культуры. И соответственно, можно говорить о взаимозависимости, взаимопроникновении, симбиотическом синергизме реальности с мифологией через идеал человека в образе Геракла. Условно говоря, если бы Геракл не существовал в античной мифологии, его следовало бы придумать, ибо вполне вероятно, что тот мир, который ныне именуется европейской цивилизацией и к которому человечество привыкло, без образа замечательного легендарного героя Древней Греции Геракла был бы совершенно иным.

Неудивительно, что многие художники и скульпторы прославляли в своих работах героический образ. Не стоит упускать из внимания и спрос на произведения искусства, выполненные по мифологическим мотивам. Популярность Геракла в различные эпохи привела к формированию богатого наследия, увековечиванию образа героя в скульптурах, картинах, литературе и музыке.

Благодаря жестко очерченным временным и географическим рамкам - именно Флоренция и именно период Возрождения - мы получили уникальную возможность проследить развитие и изменение направления искусства Возрождения и отображение его развития на образах Геракла в живописи и скульптуре флорентийских мастеров от ренессанса и до барокко.

Теги: Образ Геракла в скульптуре и живописи Флоренции эпохи Возрождения  Курсовая работа (теория)  Культурология

dodiplom.ru

Геракл - «Энциклопедия»

ГЕРАКЛ (Ηρακλ?ς), в греческой религии и мифологии герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Зевс тщательно «подготавливал» рождение Геракла, он трижды вступал в брак со смертными женщинами, чтобы через 12 поколений появился этот великий герой. Сам Геракл относится к тринадцатому поколению. Геракл - герой времени расцвета классической, олимпийской мифологии середины 2-го тысячелетия до нашей эры, это не местный герой (как Мелеагр, Беллерофонт и др.), а общегреческий, сочетающий физическую силу и остроту ума.

Геракл Как и подобает великим героям, Геракл имеет двух отцов - божественного (Зевса) и земного (тиринфского царя Амфитриона). Однако герою уготованы судьбой не только подвиги, но, как смертному, - страдания и мучительная смерть. Его судьба зависит от Геры, ревнивой супруги Зевса, преследующей возлюбленных Зевса и его незаконных потомков. Эта ненависть сказалась не только на прародительнице Геракла Ио, но и на самом Геракле. Ожидая его рождения, Зевс в собрании богов поклялся, что царство в Микенах получит тот из потомков героя Персея, кто появится на свет в установленный богом час. Но Гера задержала роды Алкмены и ускорила на два месяца рождение Эврисфея, тоже потомка Персея. Он воцарился в Микенах и Тиринфе, и ему должен был служить Геракл, совершая великие подвиги и находясь по воле богов в зависимости от ничтожного человека и мстительной Геры. Впадая в безумие, насылаемое Герой, или по воле печального случая Геракл губит своих близких. Придя в себя, он отправляется очиститься в Дельфы. Оракул повелевает ему носить имя Геракл (до этого его звали Алкид) и поселиться в Тиринфе, где в течение 12 лет он должен служить Эврисфею и совершить 10 подвигов, после чего получит бессмертие.

Реклама

Главные подвиги Геракла (их 12) имеют особую значимость, если учесть их локализацию. Два первых - убийство немейского льва и лернейской гидры - в центре Пелопоннеса, на равнине Арголиды. Третий и четвёртый - победа над керинейской ланью и эриманфским вепрем, а также шестой - убийство стимфалийских птиц - на юге Пелопоннеса, в ущельях Аркадии. Геракл очищает конюшни царя Авгия (пятый подвиг) на западном побережье Пелопоннеса, в Элиде. Седьмой подвиг - укрощение критского быка - уже вне материковой Греции, на острове Крит. Восьмой подвиг - усмирение кобылиц Диомеда - на севере Греции, во Фракии. Остальные - вне пределов Греции. Девятый подвиг - война с амазонками и добывание пояса царицы Ипполиты - на крайнем востоке у острова Меотида или в области Фемискиры. Десятый - овладение стадом коров Гериона на острове Эрифия (Красном) - на крайнем юго-западе. Наконец, одиннадцатый и двенадцатый подвиги - овладение золотыми яблоками гесперид и псом Кербером, стерегущим царство мёртвых, - на крайнем западе, у берегов Океана, где заходит солнце, у врат смерти.

Геракл

Подвиги Геракла охватывают всю известную древним грекам ойкумену. Геракл, как истинный герой, не только спасает людей от истребляющих их чудовищ, он борется с Танатосом, богом смерти, вступает в единоборство с Аидом, владыкой царства мёртвых, завладевает яблоками вечной молодости из сада гесперид и держит на своих плечах небесный свод.

Но боги не допускают нарушения законов жизни и смерти. Законы, на которых строится мир, непоколебимы. Бог Аид царствует вечно, яблоки, дарующие вечную молодость, вернутся в сад гесперид, Кербер снова станет стражем у входа в обитель смерти, а титан Атлант снова будет держать небесный свод. В мире богами установлена гармония, но герой доказывает, что смертные в состоянии поколебать её. Вот почему Геракл стоит на одном уровне с богами, и боги берут его в союзники, сражаясь с гигантами. Последний подвиг и последнее испытание Геракла - его смерть от мести поражённого стрелой Геракла злобного кентавра Несса, покусившегося на честь его жены Деяниры. Умирающий кентавр посоветовал Деянире собрать его кровь, так как она поможет ей чудесным образом сохранить любовь Геракла. Уже позднее охваченная ревностью Деянира, намереваясь вернуть его любовь, пропитала ядовитой кровью кентавра хитон, который прирос к телу надевшего его Геракла, и яд стал проникать сквозь кожу. Испытывая невыносимые муки, Геракл отправился на гору Эта, разложил костёр и взошёл на него. Принявший мученическую смерть Геракл был вознесён Зевсом на Олимп. Здесь Зевс отдал ему в жёны свою дочь Гебу, и Геракл, обретя бессмертие, проводил вечность вместе с блаженными богами. Однако по другой версии, Одиссей, спустившись в Аид, встречает там тень Геракла, блуждающую по асфоделевому лугу, в то время как сам Геракл находится на Олимпе (он обращается к Одиссею со скорбными словами, жалуясь на свою горькую судьбу).

Лит.: Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989.

А. А. Тахо-Годи.

Геракл Иконография. В античном искусстве деяния Геракла подробно иллюстрировались в монументальной скульптуре, вазописи, мелкой пластике, в мозаиках, во фресках Помпей и Геркуланума. Наибольшей популярностью пользовались 12 подвигов и другие героические свершения Геракла («Геракл и Антей», «Похищение Деяниры» и др.):  восточный фронтон сокровищницы сифнийцев в Дельфах (530-525 до нашей эры, Археологический музей, Дельфы), метопы сокровищницы афинян в Дельфах (около 490 до нашей эры, там же),  восточный фронтон храма Афины-Афайи на острове Эгина (490-480 до нашей эры, Глиптотека, Мюнхен), метопы храма Зевса в Олимпии (470-456 до нашей эры, Археологический музей, Олимпия). Тип Геракла отдыхающего представлен римской статуей «Геракл Фарнезе» (свободная версия начала 3 века нашей эры, статуи Лисиппа 4 века до нашей эры, Национальный археологический музей, Неаполь). В эллинистическом и римском искусстве портреты исторических персонажей часто даются в образе Геракла, который становится олицетворением физической силы и храбрости (портрет императора Коммода, конец 2 века нашей эры, Капитолийские музеи, Рим). Атрибуты Геракла - палица и львиная шкура, а также лук, стрела, колчан или прялка.

В средневековом искусстве образ Геракла служил персонификацией христианских добродетелей; в эпоху Проторенессанса он выступал как аллегория Силы (Н. Пизано, кафедра баптистерия в Пизе, 1260). «Геракл мусический» (играющий на лире) стал олицетворением искусства светского музицирования. Благодаря итальянским гуманистам распространились аллегорические сюжеты с участием Геракла - например, «Геракл на распутье» (Аннибале Карраччи, Я. Йорданс, А. ван Дейк и др.). В эпоху барокко популярностью пользовался апофеоз Геракла («Вступление Геракла на Олимп» у Л. Карраччи, П. П. Рубенса, Пьетро да Кортоны, Дж. Б. Тьеполо и др.), в эпоху рококо - любовные сюжеты («Геракл и Омфала» Ф. Буше). К античным мифам с участием Геракла обращались также живописцы А. и П. дель Поллайоло, А. Мантенья, Джулио Романо, Дж. Вазари, Рафаэль, Я. Тинторетто, Л. Кранах Старший, Н. Пуссен, скульпторы Я. Сансовино, Б. Бандинелли, А. Канова и др. 

knowledge.su

Удивительные приключения Геракла: путь на восток: haritonoff

Настоящее имя Геракла, данное ему при рождении, было Палемон. Часто пишут, что его звали Алкид, но это не имя, а "дедчество" (по аналогии с отчеством), означающее "потомок Алкея" – дедушка у него был Алкей Персеевич. Персею – тому самому, Горгоноубийце – Геракл, таким образом, приходится правнуком. Подвиги его, в отличие от деяний большинства небожителей, просты и понятны людям: Геракл якобы лично участвовал в экспедиции "Арго", кувыркался с борцами на Олимпийских играх (которые сам же и придумал), кроил головы врагов дубиной в Первой Троянской, треножник как-то из храма Аполлона спёр, припадками страдал… И помер, как простой герой: согласно Птолемею Гефестиону, в 50 лет, обнаружив, что больше не может натянуть свой лук и не желая бесславно мреть от старости, сам шагнул в огонь.

Слева – Аполлон пытается отобрать у Геракла попяченный треножник, справа – римский Геркулес с Бычьего Форума.

Половину историй о его подвигах из "классической дюжины" – поимку ланей, вепрей и прочей живности – даже мифами назвать сложно: это по сути слегка приукрашенные рассказы об удачной охоте. Вторая половина повествует о трофеях, принесенных из удачных набегов. А в самом первом его "взрослом" подвиге – убийстве киферонского льва (если кто забыл – львов за Гераклом числится минимум два: немейского он завалил на службе Эврисфея, а киферонского – едва став совершеннолетним) – специалисты усматривают отголоски обряда инициации у охотничьих племен. Если Громовержец – бог воинов, а Аполлон – бог ранних земледельцев, то Геракл изначально – бог охотников, причем символизирующий не природное, а человеческое начало. Точнее, не бог даже, а обожествленный герой-предок – здоровенный, с простым оружием, в шкуре первого убитого зверя, периодически впадающий в состояние берсерка…

Отношения Геракла с феминистками (слева) и адскими псами (справа).

Традиции известен и Геракл-персонаж комедии и народных фарсов – весельчак, кутила, обжора, но временами и строгий аскет, отвергнувший наслаждения и роскошь. Мифологическая биография Геракла намекает и на его связь с Нижним миром, а также содержит множество эпизодов, вообще не вписывающихся ни в один из стереотипов, то возвышающих его до уровня божества, то уравнивающих с простым смертным.

Подвиги Геракла (Эллада):• 1 - Геракл убивает Немейского льва• 2 - Геракл убивает Лернейскую гидру• 3 - Геракл разгоняет Стимфалийских птиц• 4 - Геракл ловит Керинейскую лань• 5 - Геракл ловит Эриманфского вепря• 6 - Геракл чистит авгиевы конюшни• 12 - Геракл выводит из Аида Кербера

Видимо, какой-то исторический (или доисторический) герой, послуживший прототипом для Геракла и впоследствии обожествленный, действительно существовал. И если это так, то родом он был, возможно, откуда-то с Северного Причерноморья – во всяком случае, его потомками считали себя (и историки относятся к этому вполне серьезно) несколько царских родов, потомков легендарного Гилла, пришедшего на Пелопоннес во главе дорийцев в конце бронзового века (XIII—XII вв. до н. э.) как раз оттуда. Сами Гераклиды, правда, утверждали, что их род был в незапамятные времена (после смерти прародителя) изгнан из Микен Эврисфеем, и они, приведя дорийцев, лишь брали своё… но это, возможно, лишь байка, сочиненная для пущей легитимности их правления.

Подвиги Геракла (Ойкумена):• 7 - Геракл укрощает Критского быка• 8 - Геракл ловит кобылиц Диомеда• 9 - Геракл добывает пояс Ипполиты• 10 - Геракл похищает коров Гериона• 11 - Геракл достает яблоки Гесперид

Так или иначе, в результате дорийского нашествия произошло то, о чем мечтал Гермес в советском мультике про Персея: "кое-кому на Олимпе пришлось потесниться" – Геракл был принят в закрытую в общем-то компанию верховных богов-олимпийцев. А куда деваться – потомки Геракла воцарились в нескольких влиятельных царствах, например, в Арголиде и Спарте. А будучи богом, близким к народу, по числу посвященных ему храмов наш герой быстро обогнал большинство своих коллег по античному пантеону.

Прямой потомок Геракле!!111

Помимо Спарты от Геракла вела свой род и династия македонских царей – через царей Аргоса, от которых в свое время ответвилась – а значит, и сам Александр Великий. Поэтому неудивительно, что у греческо-македонских диаспор, оставшихся проживать на территории осколков созданной Александром (и распавшейся сразу после его смерти) империи, Геракл был одним из наиболее почитаемых божеств.

Картинка иллюстрирует путешествие Геракла в Азию… хоть самого Геракла на картинке и нет.

Одним из таких осколков – и самым крупным – была империя Селевкидов, а после ее распада в 250 до н. э. – т.н. Греко-бактрийское царство, занимавшее часть территории современных Узбекистана, Таджикистана и Афганистана.

Греко-македонцы, занимавшие в нем высшие военные и административные посты и бережно сохранявшие культуру своих предков, поддерживали дружеские отношения с индийской империей Маурьев, плодотворно обмениваясь знаниями, более того – многие греки с энтузиазмом восприняли идеи как раз набиравшего тогда силу буддизма и внесли немалый вклад в его распространение. Когда же в результате переворота в 180 до н.э. династия Маурьев была свергнута и индийские брахманы начали притеснять буддистов, греки под предлогом помощи последним вторглись в Индию, дошли аж до Паталипутры и основали Индо-греческое царство, породившее удивительный сплав культур, называемый ныне "греко-буддизм". Первые известные антропоморфные изображения Будды появились именно в результате греко-буддистского взаимовлияния. (до этого Будда изображался только через символы: пустой трон, дерево просветления, следы Будды, колесо дхармы и пр.):

Будда носит греческую тогу, покрывающую оба плеча (или точнее более лёгкий гиматий), стоит в характерной позе контрапоста; у него кудрявая причёска, стилизованная под средиземноморские, с пучком волос (ушниша), напоминающим многие изображения Аполлона; видна тщательная, выверенная работа над чертами лица, не характерная для Азии, но свойственная греческому реализму.

А что же Геракл – мы вроде как о нем говорили? В удивительном новом мире нашлось место и ему – он устроился к Будде… телохранителем. Я не шучу – классический Геракл, в шкуре или тунике и с дубиной-ваджрой, послужил прообразом для Ваджрапани ("держащего ваджру") – бодхисатвы-защитника Будды, заодно символизирующего могущество своего подзащитного. Да вот, любуйтесь, пара барельефов из Гандхары, 2 в. н.э.:

В Палийском каноне приводится пример профессиональной деятельности Геракла на этом поприще: "молодой брамин по имени Амбата посетил Будду и оскорбил его, говоря, что клан Шакья, из которого был родом Будда, является жалким и низким и должен преклоняться перед браминами. В ответ Будда спросил брамина, не ведет ли его семья происхождение от «рабыни Шакья». Амбата продолжил оскорблять Будду, не отвечая на его вопрос. Когда Будда не получил ответа и во второй раз, он предупредил Амбату, что его голова будет разбита на кусочки, если он не ответит и в третий раз. Амбата испугался, увидев Ваджрапани проявляющегося над головой Будды, и готового ударить брамина своей ваджрой, и быстро объяснился".

Более поздние интерпретации

С 6-го века буддизм Махаяны распространился в Китай, Корею и Японию, и Ваджрапани повсюду сопровождал своего патрона. В Китае он с восьмого столетия сделался ни много ни мало святым покровителем монастыря Шаолинь (внизу слева). В Японии же Ваджрапани известен как Сюконгосин ("бог, держащий алмазный жезл" – внизу справа), гневное и мощное божество-охранитель Будды. Он стоит сегодня у входа многих буддийских храмов в виде двух грозных статуй-нио, похожих на борцов. У одной статуи рот открыт, у другой закрыт, символизируя соответственно священные слоги "Аум" и "Хум" - как бы одно божество в двух фазах. Вот так и получилось, что наш герой единственным из олимпийцев до сих пор сохраняет статус божества. Хоть и в эмиграции.

haritonoff.livejournal.com

Другие подвиги Геракла | БУСИРИС | ГЕРКУЛЕСОВЫ СТОЛПЫ | ОМФАЛА | Деянира и кентавр Несс | Антей | Великан Какус | Керкопы

Другие подвиги Геракла

Геракл — основатель Олимпийских игр. — Бусирис. — Миф о пигмеях. — Геракл и Антей. — Геркулесовы столпы. — Великан Какус. — Геракл и Омфала. — Керкопы. — Геракл в Трое. — Ахелой. — Деянира и кентавр Несс. — Костер на горе Эте и апофеоз Геракла. — Тип Геракла в искусстве.

 

Геракл — основатель Олимпийских игр

Кроме двенадцати подвигов, исполненных Гераклом по приказанию Эврисфея, мифами древней Греции герою приписывается еще много других подвигов, которые как бы дополняют характеристику Геракла, этого укротителя и истребителя чудовищ, поборника правды и справедливости.

Очистив Авгиевы конюшни и лишив царства этого вероломного царя, Геракл учредил там Олимпийские игры и воздвиг двенадцать алтарей двенадцати богам Олимпа.

 

БУСИРИС

В Египте Гераклом был убит фараон Бусирис, установивший человеческие жертвоприношения.

Когда-то в виде кары за какое-то преступление на Египет был ниспослан страшный голод. Спрошенный оракул ответил, что голод прекратится только под тем условием, чтобы ежегодно приносили в жертву египетским богам какого-нибудь чужестранца.

Геракл убивает Бусириса

Геракл избивает египтян (светлокожие) и их нубийских рабов (чернокожие). Бусирис ожидает смерти на жертвеннике. Этрусская гидрия из города Цере.

Сто человек уже было принесено в жертву до прибытия Геракла, которого тотчас же схватили и заключили в оковы. Приведенный к фараону Бусирису, Геракл разорвал цепи, убил Бусириса и уничтожил человеческие жертвоприношения.

На нескольких античных вазах воспроизведен Геракл, убивающий Бусириса.

 

Миф о пигмеях

После приключения в Египте Геракл отправился в неизвестные страны, лежащие у источников Нила.

Там обитало мифическое племя пигмеев. Пигмеи были маленькие существа не выше одного локтя (¾ аршина).

Согласно мифам древней Греции, пигмеи вели постоянные войны с журавлями, их злейшими врагами.

Римский писатель Плиний Старший рассказывает, что пигмеи были вооружены стрелами. По Плинию, пигмеи спускались весной с вершин Индии к восточному морю и вели в продолжение трех месяцев ожесточенную войну с журавлями, уничтожая их птенцов.

В противном случае журавли, размножаясь, могли бы совсем уничтожить пигмеев.

Несмотря на свой маленький рост, пигмеи осмелились напасть на Геракла, который, придя усталый в страну пигмеев, лег на землю отдохнуть и заснул.

Пигмеи в боевом порядке напали на Геракла и начали вести правильную атаку.

Геракл проснулся от тысячи уколов метких стрел пигмеев, но, увидав своих врагов, разразился громким смехом, сгреб их всех в руку, завернул в львиную шкуру и унес с собой в Грецию. Само слово пигмей происходит из древнегреческого языка и означает "размером с кулак".

На многих живописных фресках в Геркулануме изображены сражения пигмеев с журавлями.

 

Геракл и Антей

Придя в Ливию (так древние греки называли Африку), Геракл встретил исполина по имени Антей ростом в 64 локтя (48 аршин).

Великан Антей заставлял всех чужестранцев бороться с ним и всегда побеждал их. Вокруг жилища Антея валялись черепа его бесчисленных жертв.

Силы Антея удваивались каждый раз, когда он прикасался к земле, его матери.

Гераклу удалось поднять Антея на воздух и задушить, оторвав от источника его сил.

Древнегреческий живописец Поликлет написал картину на мифологическую тему о Геракле и Антее. До наших дней сохранилось много античных камей и расписных ваз с изображением борьбы Геракла с Антеем.

 

Геркулесовы столпы

Геракл, продолжая свой путь по Ливии после победы над Антеем, дошел до того пункта, где Ливия почти соприкасается с Европой.

Здесь Геракл разделил горы и соединил Средиземное море с Океаном. В воспоминание этого гигантского труда Геракл поставил на берегу два столба, известных у древних греков под названием Геракловых столпов. У древних римлян они назывались Геркулесовы столпы. В наше время Геркулесовы столпы называются Гибралтаром.

 

Великан Какус

Возвращаясь через Испанию после победы над трехтелым Герионом, Геракл прошел по Италии со своими стадами. Подойдя к реке Тибр, Геракл остановился, чтобы дать быкам Гериона возможность отдохнуть.

Утомленный длинным путешествием, Геракл уснул вблизи пещеры, служившей жилищем одному из сыновей бога Гефеста (Вулкана) — великану Какусу.

Какус был огромного роста и обладал страшной силой; пламя вылетало из его уст, а туловище Какуса заканчивалось огромным драконовым хвостом.

Быки Геракла понравились великану. Какус увел часть стада и, чтобы скрыть следы, придумал тащить быков за хвост. Геракл, проснувшись, заметил кражу, бросился к пещере, но видя, что следы быков как бы удаляются оттуда, и, не зная, в какую сторону идти их искать, он уже хотел от них отказаться, как вдруг из пещеры раздалось мычание.

Геракл проник в пещеру и увидал множество окровавленных голов путешественников, убитых Какусом.

Несмотря на пламя, вылетавшее из уст чудовища, Геракл разрушил пещеру, схватил Какуса за горло и задушил.

В воспоминание этого подвига благодарные жители этой местности установили ежегодный праздник в честь Геракла, а искусство воспользовалось этим мифологическим сюжетом для многих статуй и картин.

Из новейших произведений на тему о Геракле и Какусе пользуются известностью картина французского художника Лемуана и бронзовая группа Баччо Бандинелли (она находится во Флоренции).

 

Геракл и Омфала

Окончив свои работы и совершив много других подвигов, Геракл решил вновь жениться.

Услыхав, что царь Эврит обещал свою дочь Иолу тому, кто победит его в стрельбе из лука, Геракл отправляется к нему и побеждает Эврита.

Но царь Эврит отказывается отдать за него дочь Иолу, и Геракл в припадке гнева сбрасывает со стены сына царя Эврита — Ифита.

Так как, по мнению древних греков, убийство никогда не остается безнаказанным и должно быть искуплено, то Геракл отправляется в Дельфы, чтобы узнать от оракула Аполлона, как искупить ему свою вину, но Пифия отказалась отвечать Гераклу.

Разгневанный Геракл схватил ее треножник и хотел его уничтожить. Тогда появился сам Аполлон и после ожесточенной борьбы отнял у Геракла треножник.

Геракл и треножник Пифии

Геракл и Аполлон дерутся за треножник Пифии. {Фото: (Creative Commons license): jonworth}

Дельфийский оракул, наконец, заговорил и объявил, что Геракл, для того чтобы искупить свое преступление, должен быть продан в рабство на три года.

Омфала, царица Лидии, купила Геракла за три таланта у бога Гермеса. Геракл, раненный стрелой коварного Эрота, воспылал любовью к своей повелительнице.

Геракл поддался таким образом восточной изнеженности и роскоши и подчинился всем желаниям и капризам царицы Омфалы.

Множество памятников искусства воспроизводят миф об Омфале, и почти на всех Геракл изображается одетым в женские одежды.

Геракл прядет или исполняет домашние работы, а Омфала, покрытая львиной шкурой, держит в руках палицу героя.

Сохранился гравированный камень работы знаменитого Лисиппа, изображающий Геракла, этого сильного, бесстрашного героя, почти коленопреклоненного, как бы подгибающегося под тяжестью маленького Эрота, сидящего у него на плече.

 

Керкопы

Но и период жизни у Омфалы не проходит бесследно для Геракла: герой не может жить, не совершая подвигов.

Проснувшись однажды на берегу реки, где он отдыхал, Геракл увидал, что его оружие собираются похитить Керкопы — злые и лукавые карлики. Геракл схватил Керкопов, связал и повесил за ноги.

Карлики Керкопы были самые лукавые и хитрые люди на свете. Зевс лишил Керкопов сначала дара слова, которым они злоупотребляли, обманывая всех и произнося лживые клятвы, а затем превратил Керкопов в обезьян.

 

Геракл в Трое

Пробыв на службе у Омфалы положенные три года, Геракл снарядил восемнадцать кораблей и отправился вместе с другими героями против Илиона (Трои), чтобы отомстить троянскому царю Лаомедонту, обманувшему Геракла.

Побежденный царь Трои Лаомедонт был убит Гераклом вместе с сыновьями, кроме одного — Подарка. Сын Лаомедонта Подарк был выкуплен сестрой его Гесионой ценой ее брачного покрывала, и с тех пор он стал называться Приамом, то есть выкупленным [как бы от древнегреческого глагола ἐπριάμην [эприа́мэн] (я) купил], и сделался царем Трои.

 

Ахелой

После славного похода в Трою Геракл отправился в Калидон к царю Ойнею, у которого была красавица дочь — Деянира.

Ахелой и Геракл

Борьба Геракла и Ахелоя (?), принявшего облик Тритона. Изображение на дне чернофигурного килика середины VI в. до Р.Х.

Много героев и царей добивались ее руки, в том числе речной бог Ахелой, сын Океана.

Когда появился Геракл, предшествуемый своей славой, все претенденты прекрасной Деяниры скрылись, остался только один Ахелой, который обладал даром превращения.

Ахелой, принимая разные образы, вступил в борьбу с Гераклом и был им наконец побежден.

На многих памятниках античного искусства изображен бой Геракла с Ахелоем; в особенности часто изображался речной бог Ахелой в образе быка.

Геракл, согласно мифам древней Греции, вырвал Ахелою рог, который Нереиды наполнили цветами и плодами, превратив его таким образом в рог изобилия.

На одной античной вазе изображен Геракл, подающий Зевсу (Юпитеру) рог Ахелоя.

 

Деянира и кентавр Несс

Геракл, победив Ахелоя, захотел тотчас же увезти с собою Деяниру, но им пришлось остановиться перед рекой Эвеном.

Деянира, кентавр Несс

Коварный кентавр Несс предлагает Гераклу перевезти через реку жену Геракла Деяниру. Римская фреска I в. от Р.Х., Помпеи. {Фото: (Creative Commons license): virtusincertus}

Живший там кентавр Несс предложил за плату перенести Деяниру. Геракл согласился и пошел вперед. Услыхав крики Деяниры, призывающей его на помощь, Геракл обернулся и увидал, что грубый кентавр хочет ее похитить.

Геракл догнал их и убил Несса.

Похищение Деяниры кентавром Нессом изображалось очень часто античными и новейшими художниками. Гвидо и Лука Джордано написали прекрасные картины на эту мифологическую тему.

Умирающий кентавр захотел все же отомстить своему убийце. Несс дал свой окровавленный пояс Деянире и уверил ее, что это талисман, благодаря которому Деянира может всегда вернуть любовь Геракла в случае его измены.

Скоро понадобился Деянире этот пояс: Геракл покинул ее и вновь захотел жениться на Иоле. Уже все было готово для союза Геракла и Иолы, когда Деянира узнала об этой измене. Желая вернуть любовь Геракла, Деянира призвала его слугу Лихаса и послала Гераклу с Лихасом пояс, говоря, что он может украсить им свой свадебный наряд. Герой надевает его, и едва пояс кентавра Несса дотрагивается до его тела, как Геракл начинает испытывать ужасные страдания: яд, которым пропитан был пояс, проник в кровь Геракла. Испуская дикие крики от боли, Геракл в исступлении сбрасывает своего оруженосца Лихаса со скалы в море.

Скульптор Антонио Канова изваял группу «Исступленный Геракл сбрасывает Лихаса».

 

Костер на горе Эте и апофеоз Геракла

Не в силах переносить страдания, Геракл решается покончить с собой.

Геракл собирает на горе Эте деревья, складывает их в костер, покрывает его шкурой немейского льва, ложится на костер и просит своего друга, Филоктета, которому дарит свои смертоносные стрелы, поджечь костер.

Пламя быстро охватывает костер со всех сторон. Когда сгорела смертная или земная оболочка Геракла, Зевс взял героя на Олимп, поместил его в число богов и дал Гераклу в супруги Гебу, богиню вечной юности. Присоединение героя к богам носит наименование апофеоз Геракла.

Смерть Геракла изображалась очень часто на памятниках искусства.

В Луврском музее находится картина Гвидо на эту тему и группа скульптора Кусту; оба художника изобразили Геракла сидящим на костре с поднятыми кверху руками, как бы умоляя богов сжалиться над ним.

В античном искусстве почти не встречается изображения Геракла на костре, но зато на многих барельефах, групповых изображениях, гравированных камнях и камеях представлен апофеоз Геракла.

Из всех статуй Геракла, изображавших его уже бессмертным, самой большой славой пользуется часть античной статуи, известной под названием «Торс Бельведерский». Она была найдена в конце XV века в Риме. Отзывы Микеланджело об этом шедевре самые восторженные; к сожалению, у нее не хватает ни рук, ни ног, ни головы.

Французский живописец Лемуан написал апофеоз Геракла на одном из плафонов дворца в Версале; это одно из лучших произведений французской школы.

 

Тип Геракла в искусстве

Благодаря античным поэтам и их описаниям Геракл является олицетворением энергии и труда, цивилизатора, победителя тысячи препятствий и трудностей, которые природа всюду ставит на пути человечеству.

На самых древних памятниках искусства Геракл является совершенным типом героя и атлета.

Идеальный тип Геракла, созданный древнегреческим скульптором Лисиппом, изображает этого героя в образе мужчины во цвете лет, с атлетическими формами, с сильно развитой мускулатурой, небольшой головой, покрытой курчавыми короткими волосами, с сильно выдающейся нижней частью лба, с широкой, но короткой шеей.

Эти типичные характерные черты повторяются почти на всех изображениях Геракла и являются даже более верными отличительными признаками, чем его обычные атрибуты — палица и львиная шкура.

Самыми замечательными статуями этого типа считаются античная статуя «Отдыхающий Геракл» и статуя, известная под названием «Геракл Фарнезский». Статуя «Геракл Фарнезский» изваяна афинским скульптором Гликоном и считается повторением знаменитого произведения Лисиппа.

 

маски древнегреческой комедии, уроки древнегреческого

 

© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

zaumnik.ru


Смотрите также