Ганс Гольбейн Младший. Картина гольбейна


Живопись Англии при Тюдорах. Гольбейн \ Painting in England under Tudors. Holbein

Новый период в английском искусстве и первое путешествие Гольбейна

В 1531 году закончился средневековый период в английском искусстве: церковный синод в Кентербери признал Генриха У111 главой церкви Англии, и протестантское государство отказалось от религиозной живописи. Моду на сцены из классической мифологии еще не привезли из Италии, и единственным жанром, в котором развивалась в эту эпоху национальная традиция, был портрет.

В 1532 году Генриху У111 и всей Англии судьба сделала неслыханный подарок: в Лондон приехал Гольбейн. Приехал, чтобы остаться тут навсегда.

34.96 КБ

Ганс Гольбейн-младший родился в Аусбурге в 1497\8 и учился там же и, до своего переезда в Базель в 1519 году, посетил северную Италию (в частности Ломбардию). Как Дюрер до него, в своем искусстве Гольбейн соединил черты итальянского и северного Ренессанса.Художник был близок к кругу базельских гуманистов, таких, как Эразм (чьи работы он иллюстрировал) и Фробен, для которого он создал множество гравюр. Если бы не беспорядки, вызванные религиозной реформой в Базеле, которые вынудили его искать работу в Англии, он был бы, вероятно, великим религиозным художником. Но вышло так, что его зрелые работы были выполнены большей частью в жанре портрета, в котором он остается непревзойденным по выверенности композиции, глубине передачи характера модели и богатству и чистоте стиля.

В 1526 году, перед первым визитом в Англию, он написал маленькую «Венеру» и «Лаис» (обе в Базеле), которые показывают знакомство художника как с Леонардо, так и с Рафаэлем. Лаис Коринфская1526Limewood, 34,6 x 26,8 cmKunstmuseum, Öffentliche Kunstsammlung, BasleЗдесь в образе знаменитой куртизанки, взятом из классической литературы, запечатлена Магдалена Оффенбург.

Венера и Амур1524-25Limewood, 34,6 x 26,2 cmKunstmuseum, Öffentliche Kunstsammlung, Basle

Осенью этого же года он прибыл в Англию, будучи наследником лучшей и благороднейшей из традиций европейского искусства. Гольбейн приехал с письмом из Базеля от Эразма к его другу Томасу Мору. «Здесь, - говорит Эразм, - искусства покрываются коркой льда, он едет в Англию, дабы наскрести несколько золотых монет». Романтический ореол первых лет царствования Генриха У111 (во всяком случае, для Эразма, который, вероятно, посоветовал Гольбейну совершить эту поездку) еще не развеялся: в это время ученик Эразма, лорд Маунтджой, наставник юного принца Генри, писал своему старому учителю (1509 год): «Нашего короля больше привлекает не золото, украшения или драгоценные металлы, но добродетель, слава и бессмертие». То, что столь радужные перспективы могут привести к весьма скромным результатам, казалось оптимисту Эразму невероятным, но Мор, отвечая другу, пишет: «Ваш художник – удивительный человек», - и добавляет, - «боюсь, что поездка не окажется столь плодотворной, как он надеялся». Так и случилось, но, тем не менее, здесь шансов найти заказчиков было больше, чем в Базеле.

Первая поездка продлилась только до весны или лета 1528 года, и патронами Гольбейна были члены той небольшой группы (самым известным из них был Мор), которая поддерживала связь с международным движением гуманизма: «Архиепископ Уорхэм», 1527 (Лувр), «Сэр Томас Мор» (1527, коллекция Фрика, Нью-Йорк), «Джон и Томас Годсэлви (1528, Дрезден), и астроном «Никлас Кратцер» (1528, Лувр). Тогда же был написан знаменитый "Портрет Дамы со скворцом и белкой" (1527-8, Лондон).

Портрет Уильяма Уорхэма, архиепископа Кентерберийского1527Oil on oak, 82 x 67 cmMusée du Louvre, Paris

Двойной портрет сэра Томаса Годсэлви и его сына Джона1528Resin tempera on oak, 35 x 36 cmGemäldegalerie, Dresden

Портрет Никласа Кратцера1528Tempera on oak, 83 x 67 cmMusée du Louvre, Paris

Портрет Дамы со скворцом и белкой1527-28Oil on oak, 54 x 38,7 cmNational Gallery, LondonДама, изображенная на портрете, - предположительно Анна Эшби - жена сэра Фрэнсиса Лоуэлла из Восточного Харлинга (Норфолк). Белка здесь - не только домашний любимец, но и указание на герб Лоуэллов. Скворец - возможно, аллюзия на семейное поместье в Восточном Харлинге.Портрет был заказан в честь рождения наследника весной 1526 года.

Шедевром этой поездки стала утерянная работа «Семья сэра Томаса Мора», написанная акварелью, эскиз к которой хранится в Базеле, а поздняя копия маслом – в аббатстве Ноустелл; семь сохранившихся портретных зарисовок находятся в Виндзоре. Эта группа рисунков по виртуозному владению техникой и глубине портретных характеристик превосходит схематичные и быстро выполненные более поздние работы Гольбейна. Сэр Томас Мор, тогда лорд-канцлер, первое лицо государства, реформатор, автор "Утопии" (1516), был, ко всем своим достоинствам, замечательным отцом большого семейства.

Семья Томаса Мора (1526–7)the Kunstmuseum Basel, KupferstichkabinettPen and brush with black ink over chalk preparatory drawing on paper389 x 524 mm

Элизабет Донсей (1526–7). Коллекция королевы, ВиндзорBlack and coloured chalks on paper 371 x 262 mm

Элизабет Донсей - вторая дочь Томаса Мора.

Джон Мор-младший (1526–7)Коллекция Королевы, Виндзор Black and coloured chalks on paper383 x 284 mm Джон Мор - единственный сын сэра Томаса Мора. В 1529 г. женился на Анне Кресакр. После смерти Мора был ненадолго заключен в Тауэр

Анна Кресакр (1526–7)Коллекция королевы, ВиндзорBlack and coloured chalks on paper375 x 268 mm Анна Кресакр (1511–77) воспитывалась в семье Мора с 1512 года, после смерти своего отца, и в 1529 году стала женой Джона Мора-младшего.

Сесили Херон (1526–7)Коллекция королевы, ВиндзорBlack and coloured chalks on paper384 x 283 mm Сесили Херон, младшая дочь сэра Томаса Мора, была замужем за Жилем Херон. В 1540 году он был повешен за измену. Поза Сесили напоминает о портрете Чечилии Галлерани работы Леонардо (сейчас хранится в Кракове, Польша) и призвана скрыть ее беременность.

Сэр Джон Мор(1526–7)Королевская Коллекция, ВиндзорBlack and coloured chalks on paper354 x 276 mm Во время первой поездки Гольбейна в Англию адвокату сэру Джону Мору, отцу сэра Томаса Мора, было 75 лет. На картине он показан в своей судейской мантии, но здесь на нем отороченный мехом камзол. Рисунок демонстрирует виртуозное владение художником техникой: от быстрых зигзагов на мехе к мягким линиям волос и бровей.

Маргарет Гиггс (1526–7)Королевская коллекция, ВиндзорBlack and coloured chalks on paper385 x 273 mm Маргарет Гиггс - приемная дочь сэра Томаса Мора. В 1526 году вышла замуж за Джона Клемента, который вскоре стал придворным врачом.

Группа портретов, написанных во время первого визита, более изысканна по манере письма и композиции, чем поздние работы, и не имеет наследников в английской живописи. В качестве эталона стиля можно взять портрет Томаса Мора.

Сэр Томас Мор 1527Tempera on wood, 74,2 x 59 cmFrick Collection, New York

За исключением работ Тициана, ничего подобного по благородству репрезентации модели не было создано в европейской портретной живописи эпохи, но средства, используемые художником – доминирование линии над цветом – абсолютная противоположность Тициану. Фигура выступает в ясно определенном пространстве, кубический объем которого намеренно уменьшен занавесом; черты лица, руки, осанка – все одинаково передает характер, и всей работе свойственна шекспировская глубина. Кажется, она создает цельный образ европейца. Сама зрелость стиля сделала подобные портреты редкостью для Англии, свойственной только кругу гуманистов, и, когда Гольбейн опять приехал в Лондон, его стиль стал менее изощренным.

Литература:

The National Gallery Companion Guide. L., 1997Waterhouse, Ellis. Painting in Britain, 1530-1790. L., 1997Foister, Susan. Holbein in England. Exhibition catalogue (26 September 2006 -7 January 2007). L., 2006

english-art.livejournal.com

Графика Ганса Гольбейна Младшего | В мире интересного

Ганс Гольбейн (1497–1543 гг.) родился в городе Аугсбурге в семье живописца. Брат Ганса – Амброзиус пошел по стопам отца, дед был золотых дел мастером. Несмотря на то что аристократический Аугсбург давал широкие возможности творческого роста, Ганс Гольбейн Младший переезжает в Базель – свободный город на Рейне, прославленный своими гуманистами и теологами.

lsMHTO7P338

Ганс Гольбейн. «Астролог и теолог». Иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского. 1515-1516 гг.

golb6

«Есть из них и такие, которые предсказывают будущее по течению звезд, возвещают чудеса … и на счастье свое находят людей, которые всему этому верят» (Эразм Роттердамский).

Одной из первых работ Гольбейна в области книжной иллюстрации являются его рисунки на полях издания «Похвала глупости» Эразма Роттердамского. Книга нидерландского мыслителя первый раз была издана в 1511 году и выдержала около 40 изданий. Экземпляр 1515 г., находившийся у базельского гуманиста и учителя Гольбейна, был украшен рисунками нескольких художников. Всего книга содержала 82 рисунка, 27 из которых выполнил Ганс Гольбейн, а 23 – его родной брат Амброзиус.

Ship-with-Revelling-SailorsИзображения, приписываемые Гольбейну, принято разделять на две стилистические группы: рисунки коричневатыми чернилами, обнаруживающие некоторую угловатость, и иллюстрации, выполненные черным тоном, отличающиеся большей изяществом и мастерством. И те, и другие миниатюры могли быть выполнены одним и тем же художником, варьирующим свою еще не устоявшуюся манеру рисунка.

the-arrogance-of-rehoboam-1

Стилистика графики молодого Гольбейна связана с традициями гравюры: короткий штрих, четкость контура. Изображения при всей своей композиционной стройности и живости не образуют с текстом продуманного ансамбля: рисунки иногда перекрывают текст, не вписываясь в узкие рамки полей. Однако эта особенность не является художественным недостатком, так как легкие рисунки, не перегружающие рукопись активными тоновыми пятнами, прекрасно сочетаются с рукописными замечаниями базельского учителя Гольбейна.

1357934894-1056415-www

Этот комментарий вместе с повторяющимися витиеватыми росчерками пера усложняет содержательную структуру страницы, на которой помещен основной текст и печатный комментарий на полях, принадлежащий Эразму Роттердамскому. Следующий «слой» текста представлен тонкими строчками скорописи базельского владельца книги, и, наконец, изящные фигурки Гольбейна, чередующиеся с рукописным шрифтом, дополняют общее «каллиграфическое» впечатление от издания.

1357938617-israelites-gathe

В своих композициях молодой художник часто использует профильные изображения из-за их характерности и тяготению к плоскости, силуэтности. Благодаря этому приему, миниатюры хорошо «садятся» на страницу, не нарушая эстетики двухмерного пространства.

1357938609-luther-as-hercul

Шутливый язык нидерландского гуманиста и обилие риторических красот в его произведении находят в лице молодого художника талантливого интерпретатора. Ганс Гольбейн довольно тонко чувствует литературную специфику оригинала, однако, в его иллюстрациях присутствует больше мягкости, чем в саркастических рассуждениях Эразма Роттердамского, подвергающего насмешкам все явления жизни и не предлагающего ничего, кроме тотального отрицания существующего миропорядка.

3545771_original

В 1520-е годы Гольбейн работает для печатни Иоганна Фробена. В эти годы он находит талантливого исполнителя своих произведений в технике ксилографии – резчика Ганса Лютцельбурга. К этому времени относятся не только характерные титульные листы, отличающиеся сложным и изысканным композиционным решением, но и книжные иллюстрации.

Гравюры Гольбейна отличаются агрегатным принципом композиции, то есть нарочито плотным заполнением пространства, характерным для искусства готики и барокко. Интересно отметить, что в творчестве некоторых немецких художников принципы готической изобразительности, минуя ренессансный этап, постепенно приобретают барочные черты. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Выразительные фигуры в обрамлении из акантов и рогов изобилия производят впечатление изображения-эмблемы. Тоновая однородность ксилографий сообщает им сходство со страницей текста, что дает возможность гармоничного взаимодействия печатного слова и изображения.

QEUJ0-YPiks

Алфавиты Ганса Гольбейна.

В числе элементов книжного дизайна, над которыми работает художник, нужно назвать такую интересную сферу его творчества как фигурный инициал. Он создает много произведений в этой области, изобретая целые тематические алфавиты, число которых достигает пятидесяти.

Традиции украшения книги как единого художественного ансамбля в Германии тесно связаны с венецианской книгоиздательской традицией. Она включала титул с историческим или аллегорическим сюжетом в архитектурном обрамлении, орнаментальную рамку для первой страницы текста, заставки, инициалы, издательский знак.

3555610_original

Первыми опытами художника в этой сфере являются орнаментальные алфавиты, связанные с венецианской традицией. Гольбейн дополняет идею растительного орнамента изображением зверей. Впоследствии он, в основном, разрабатывает фигурные инициалы с разнообразными сюжетами и персонажами.

3538731_original

В 1522–24 гг. художник создает Большой и Малый Детские алфавиты с изображением играющих путти. Эта тема приходит в европейское искусство из античных декоративных композиций, которые стали известны, благодаря сохранившимся раннехристианским памятникам.

_DcjykWhPOY

«Игры амуров» – сюжет, встречающийся как в живописи Возрождения, так и в искусстве последующих эпох. Он по-разному интерпретировался в эпоху рококо и классицизма и показал большую долгожизненность. Персонажи Гольбейна играют, занимаются ремеслами, моются в бане, соревнуются друг с другом. Изобретательность мастера в данном случае не знает предела.

Цикл «Плясок смерти» Ганса Гольбейна.

Тема «Плясок смерти» в творчестве Гольбейна обязана своим происхождением средневековым литературным традициям. Многие рядовые произведения средневековой книжности касаются этой темы, которая превратилась в своеобразный канон рассуждения о бренности земного бытия. Этот канон включает следующие положения: смерть посекает молодых и старых, от нее не спасется даже монарх, с ней невозможно воевать, от нее нельзя откупиться.

xNMmX-gU570

По этой схеме обычно строится почти любой текст на данную тему, предполагая большую или меньшую степень развернутости. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Расширение данной риторической формулы происходит за счет нанизывания новых, иногда однотипных, мотивов. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Данная книга, являясь настоящей энциклопедией ходовых средневековых сюжетов, включает, конечно, и традиционное размышление о смерти.

9n50KEM05_I

«О смерть! Всех сметает с земли твоя длань бедоносная! …

Сметешь и меня: всем живым ты противница злостная; …

О смерть! Пред тобою сильнейший ничтожен и слаб,

Никто из твоих беспощадных не вырвется лап,

Равны пред тобой злой и праведный, рыцарь и раб,

Ты в жалкую персть обращаешь монархов и пап …

Нельзя от тебя убежать, невозможно укрыться,

Нельзя с тобой спорить, нельзя от тебя откупиться,

Кто знает, когда к его полю пожалует жница?»

(Хуан Руис. «Книга благой любви». XIV в.).

В художественной культуре данная тема также имела достаточный резонанс, являясь поводом создания монументальных церковных росписей.

Ih0ZjYhFVHI

TwHGA2u5CL0

Чаще всего данный сюжет изображался в виде хоровода, в котором чередуются образы представителей разных сословий и возрастов с человеческими остовами, символизирующими смерть.

wO36yHMLKWc

Ганс Гольбейн, видимо, первый раз обращается к данной теме в эскизе ножен кинжала, который был создан около 1523 г.

Композиция ножен представляет хоровод жертв смерти. Особенностью этой композиции является отсутствие повторов. Обращает на себя внимание разнообразие линейного, пластического и пространственного ритма.

Хотя изображение очень невелико по размеру, художник удивительным образом добивается эффекта плановости, помещая живых и инфернальных участников хоровода то на первом, то на втором плане.

1357938608-emissary-of-king

Вторично к данной теме мастер обращается в жанре фигурного инициала. Алфавит «Пляски смерти» был издан в печатне Бебеля и Кратандера в 1524 г. В этой графической работе мастер разбивает традиционный хоровод на пары, нарушая старую традицию и сообщая своим персонажам острые психологические характеристики, которые передаются лишь динамикой движения.

Третий раз художник интерпретирует тему «Плясок смерти» в жанре небольших ксилографий, которые образуют цикл из 58 гравюр под названием «Imagines moris» («Образы смерти»), 1523–1524 гг.

 

1357938599-tobit-is-blind.-

 

dosoaftor.ru

Ганс Гольбейн Младший | Artifex.ru

Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein der Jüngere) – немецкий живописец, с детства постигший тайны профессии. Его отец, Ганс Гольбейн Старший, прививал сыну любовь к искусству и обучал его живописи. Поэтому неудивительно, что у мальчика рано сформировались понимание прекрасного и собственный творческий стиль.

 

В 18 лет юноша переехал из Аугсбурга в Базель (Швейцария). Там он вместе со своим братом работал в мастерской Хербстера. Уже тогда художнику удалось выполнить несколько важных заказов. Например, он написал портрет бургомистра и его жены.

Но успех к юному Гольбейну пришел не сразу. Ему приходилось писать не только портреты: фрески, иллюстрации для книг, декор фасадов зданий – всё это стало сферой его деятельности. Разнообразный труд помог Гольбейну найти себя, утвердиться в выбранном направлении и подготовиться к более серьёзной работе.

Влиятельные городские персоны проявляли интерес к творчеству Ганса. Так, по заказу бургомистра Якоба Мейера в 1526 году Ганс Гольбейн Младший написал полотно «Мадонна бургомистра Мейера». Взглянув на него, невольно вспоминаешь великих итальянских художников Возрождения. Лаконичность в изображении фигур, гармония цвета, лицо и волосы Девы Марии, словно подёрнутые дымкой…

  

Но внимательный зритель не даст ввести себя в заблуждение. В несколько грубоватой реалистичности людей на картине, в контрасте света и тени ясно виден стиль немецкого художника.

Но правдивость в работах Гольбейна не всегда была такой же безобидной, как в случае с «Мадонной». Одна из самых известных картин живописца «Мёртвый Христос в гробу» одновременно и отталкивает, и пленяет.

Вокруг неё было множество споров, ведь Гольбейн изобразил мёртвого Христа не безмятежным и нетленным, а пугающе материальным, таким, каким выглядит умерший человек. За эту работу Гольбейна священнослужители не раз называли безбожником, ругали и осуждали его на протяжении веков. Но, пожалуй, никто не поспорит с тем, что работа производит на зрителя колоссальный психологический эффект.

  

На теле Христа на этой картине видны следы разложения, он совершенно один и находится в темноте. Необычный размер полотна (30,5 на 200 см) усиливает гнетущее ощущение. Дерзкое творение Гольбейна попало даже в русскую классику: в романе Достоевского «Идиот» князь Мышкин говорит, что «от этой картины у иного вера может пропасть».

С 1526 по 1528 год Ганс Гольбейн Младший жил в Англии, где его с радостью принял Томас Мор – знаменитый автор «Утопии». Там художник с головой погрузился в создание портретов. Но более насыщенным стало его второе пребывание в Лондоне, во время которого Гольбейн стал придворным художником короля Генриха VIII и рисовал многочисленные портреты этого монарха.

Стали ли работы Гольбейна менее интересны зрителю сейчас, спустя пять веков после их создания? Можно утверждать, что нет. Напротив, его творчество часто напоминает не произведения 16 столетия, а современное искусство. Особенности изображения человеческой головы, цветовые решения и необычные приёмы композиции словно пришли к живописцу из будущего. Вспомним хотя бы его «Портрет дамы с белкой»: выбранный ракурс, соотношение фона и фигуры на первом плане наводят на мысль об искусстве XX-XI веков.

  

А такие символы, как белка и скворец дают почву для размышлений, зачем они появились на портрете и почему им уделено столько внимания. Ганс Гольбейн Младший умел не только решительно и точно изображать на холсте действительность, но и задавать скрытые вопросы, ответы на которые спрятаны слишком глубоко.

artifex.ru


Смотрите также