Игорь Грабарь «Неприбранный стол». Описание картины. Картина грабаря


биография, картины художника с названиями, интересные факты :: SYL.ru

Этого русского живописца современники не зря называли "человеком-оркестром". Художник, реставратор, музейный деятель, искусствовед, педагог – он умел делать практически все. Многогранная личность, полностью отдававшаяся искусству, творила на протяжении более чем шестидесяти лет. Грабарь Игорь Эммануилович, специализировавшийся на портретах и пейзажах, первым в Советском Союзе получил звание Заслуженного деятеля искусств.

Увлеченный живописью

Будущий гений родился в Будапеште, в 1871 году. Уже через пять лет его семья эмигрирует в Россию. Мальчик, получающий образование в московском лицее, грезит искусством: он посещает все выставки, изучает картины Третьяковской галереи, делает копии портретов из старинных журналов. Учась на историко-филологическом и юридическом факультетах в Петербурге, юноша поступает и в Академию художеств, где его примечает сам Илья Репин. Молодой человек постоянно рисует с натуры, делает зарисовки и портреты окружающих. Он входит в узкий круг людей, занимающихся искусством, иллюстрирует издание "Нива".

Новый этап творчества

Еще будучи студентом, Грабарь Игорь Эммануилович посещает Германию, Францию и Италию. Восхищенный искусством Возрождения и работами импрессионистов, он возвращается в Россию в 1903 году с новыми идеями. Как признавался сам мастер, в его жизни наступил новый этап и самый творческий период. Его работы замечают современники в России и за границей, и каждое новое произведение получает лестные отзывы.

Восхищенный красотой природы, он не скупится на яркие краски. Как полагают исследователи, на художника оказал огромное влияние французский импрессионизм, однако он работает в исконно русском стиле. Никому не подражает, а пишет по-своему.

Многогранная личность

Начиная с 1910 года, Грабарь Игорь Эммануилович отходит от живописи. Он безмерно увлечен архитектурой и музейной деятельностью. Талантливый автор спасает разрушавшиеся на глазах памятники зодчества, пишет книги и даже создает в память о русском враче Г. Захарьине больницу-мемориал в "палладианском" стиле. Возглавивший Третьяковскую галерею, он проводит реформу экспозиции и размещает картины в исторической последовательности. Имея репутацию бунтаря, Грабарь устраивает в Лондоне выставку русских произведений и идет против воли Третьякова, завещавшего не трогать его коллекцию.

От импрессионизма к реализму

И только с 1924 года мастер вновь обращается к живописи, увлекаясь не только пейзажным, но и портретным жанром. Работающий в лучших традициях реалистической живописи, он стремится к правде жизни и изумительно передает натуру. Его работы на многочисленных выставках по достоинству оцениваются критиками, считающими, что полотна художника Грабаря Игоря Эммануиловича заслуживают отдельного внимания.

Однако сам автор не стесняется называть некоторые свои творения откровенными неудачами. Именно так он отзывался о работах "Туркестанские яблоки" и "Красные яблоки на синей скатерти". А вот зрители увидели в них контраст фактур, противопоставление холодного оттенка теплому и по достоинству оценили пластику объемов.

Живописец работает и над камерными полотнами своих родственников и коллег. Так, он создал изумительный "Портрет В. М. Грабарь, жены художника", впечатляющий "Портрет академика С. А. Чаплыгина". Отличающиеся реализмом и безукоризненной передачей света, картины Грабаря Игоря Эммануиловича всегда вызывали восхищение его преданных поклонников.

В 1937 году он создает двухтомную монографию о Репине – своем любимом авторе. Вскоре его награждают за работу Сталинской премией.

Умер художник в 1960 году в Москве.

Величие природы

Мастер мечтал, чтобы его творения в большей степени отвечали зрительским представлениям о природе. Начиная работу, он тут же вставал на место публики. Пожалуй, самым известным шедевром гениального автора является "Февральская лазурь". Грабарь Игорь Эммануилович вспоминал, как однажды он приехал погостить к друзьям на дачу в Подмосковье. Природа пробуждалась от долгой спячки и праздновала новый этап своей жизни. Засмотревшийся на красавицу-березу, автор восхитился открывшемуся ему виду. Художник, вырыв ямку в снегу у дерева и глядя только вверх, чтобы запомнить необыкновенное зрелище, на свежем воздухе сделал набросок, восхитивший зрителей и критиков. Грабарь не обращал внимания на сильные морозы, а был переполнен счастьем от увиденной красоты, которую ему захотелось передать.

Необычный эффект

Публика была в восторге, увидев сказочные переливы ярких и чистых цветов, объединенных в единое целое лазурью неба. Живописец накладывает на белоснежный холст ярко-голубые тени с темно-изумрудными и коричневатыми вкраплениями. Стволы березок, окутанные кружевным инеем, буквально купаются в сияющем солнечном свете и сверкают, словно радужные бусы.

Любопытно, что автор создал полотно, которое заставляет зрителя посмотреть в насыщенную синеву неба снизу вверх. В самом облике исконно русского деревца сказалось радостное восприятие автором природы родного края. Художник видел удивительное очарование в русском пейзаже и стремился запечатлеть его в чистых красках, передающих все градации небесной синевы.

Последний пленэрист России

Обобщенный образ русской природы в картине Игоря Эммануиловича Грабаря "Февральская лазурь" (1904 г.) понравился публике, назвавшей мастера "последним пленэристом Руси". Талантливый живописец, нашедший собственный стиль, продолжил и развил все самое лучшее, что проявилось в творчестве Серова, Левитана и других известных пейзажистов.

Он достиг предельной цветовой насыщенности, нанося густые мазки плотным слоем. А написание картины с низкой точки – необычный прием, придающий творению удивительный эффект. Автор не старается перенасытить полотно светлыми красками, а темные проталины и грязноватый снег говорят о скором приближении весны. Все цвета, которые используются мастером, сливаются в единую палитру ярких и пастельно-прозрачных оттенков. Грабарь слышит музыку весны и чувствует легкую грусть расставания с любимой порой. Притягательное полотно, раскрывающее поэтический мир русской зимы, поднимает настроение, и именно такого чувства добивается художник, рисующий родную землю.

Грабарь Игорь Эммануилович: картины с названиями

Полотно "Осень. Рябины и березы" (1906 г.) создавалось под впечатлением произведений импрессионистов. Мастер создает настоящее чудо при помощи небрежных, слегка размытых мазков желтоватого, коричневого и пурпурного оттенков. Живописец восхищается чудесной порой и заставляет сделать это зрителя. Здесь даже не конкретное изображение золотой осени, а впечатление автора от увиденного. И этот восторг передается публике, которая не проходит равнодушно мимо картины. Кажется, еще немного, и можно услышать тихий шелест листвы высоких березок, ощутить на себе последнее тепло осеннего солнышка. Мастер играет с красками, стараясь передать свежесть и прозрачность воздуха, и это ему удается.

В 1937 году появляется работа "Подсолнухи", которая подкупила зрителей своей простотой. Здесь нет особой игры света, однако гармоничное сочетание золотистых подсолнухов, светло-голубого неба, затянутого облаками, и листвы очень темного, почти сине-зеленого цвета привлекли внимание публики.

Склонившиеся под своей тяжестью головки подсолнухов и смущенно жмущиеся друг к другу тоненькие березки производят огромное впечатление.

Поэт русской зимы

На ранних полотнах Грабаря Игоря Эммануиловича, биография и творчество которого волнуют его поклонников, можно заметить густую сетку из плотных мазков разных цветов. Издали они смешиваются в единое целое, образуя реалистические произведения, наполненные светом и любовью. Автор потрясающих шедевров, обожавший снежную зиму и морозные пейзажи, признавался, что природа весной, когда снег сменяется изумрудной листвой, перестает его привлекать. "Порой на моей палитре не хватает оттенков, которые способны передать невероятную красоту морозного дня", – рассказывал мастер. А именно такая природа играла для него насыщенными красками.

Один из самых последовательных русских импрессионистов владел секретом радужного сияния красок, позволяющим посмотреть на окружающий мир с радостью. Позднее, под влиянием соцреализма, его манера писать кардинально меняется.

В произведениях Грабаря Игоря Эммануиловича, наделенного многими дарованиями, нашли отражение отголоски наследия прошлого и воплотились в жизнь самые смелые идеи живописи будущего. Автор многочисленных работ вошел в историю как поэт русской зимы, хотя писал и осень, и лето. Он открыл миру русский пейзаж и показывал необычное в обычном.

www.syl.ru

Картина дня: "Февральская лазурь" Грабаря

Игорь Грабарь. Февральская лазурь

Название картины: Февральская лазурь

Автор: Грабарь (до 1891 года -Храбров) Игорь ЭммануиловичДата создания: 1904 годХолст, маслоРазмеры полотна: 141 х 83

Место экспонирования: постоянная экспозиция Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, д. 10, зал 38

Игорь Грабарь. Февральская лазурьИгорь Грабарь. Февральская лазурь. 1904 год. Третьяковская галерея. Москва

Художник создавал картину под непосредственным впечатлением от натуры. Писал свою “Февральскую лазурь” Игорь Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.

“Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу“. Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать “хоть десятую долю этой красоты“.

Грабарь

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез – “плакучую” ее разновидность. На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой “Февральской лазурью”. Вдальнейшем над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу.

Грабарь_фрагментФевральская лазурь (фрагмент)

В “Февральской лазури” И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета – от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.

Грабарь--февральская-лазурьГрабарь. Февральская лазурь

Игорь Грабарь, освоив лучшие достижения импрессионизма, нашел свой художественный стиль в искусстве – неповторимый и своеобразный. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света. В этом отношении Грабарь продолжил и развил начала, проявившиеся еще в творчестве И. Левитана, В. Серова, К. Коровина и других выдающихся русских пейзажистов.

Грабарь

Биография Игоря Грабаря

(1871-1960)

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря. В 1876 г. его родители, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, переезжают в Россию.

Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.

С 1882 по 1989 год  Грабарь обучается  в московском лицее, а с  1889 по 1895 в Санкт-Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. После окончания университета, он поступил в петербургскую Академию Художеств

1895 году он обучался в мастерской Ильи Репина, где в это же время учились Малявин, Билибин и Сомов.

Грабарь

Лето 1895 года во время каникул, Грабарь путешествует по Европе, посещает  Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь.

Вернувшись в 1901 году в Россию,  художник был вновь  потрясен красотой русской природы. Он заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.

В 1910-1923 годах он отошел от живописи и увлекся архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников.

Грабарь

Он задумывает и осуществляет издание первой «Истории русского искусства» в шести томах, пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии об Исааке Левитане и Валентине Серове. Игорь Грабарь так же выпускал и другие искусствоведческие издания.

В период с 1913 по 1925 год художник  возглавляет Третьяковскую галерею. Здесь Грабарь произвел реэкспозицию, разместив и систематизировав все произведения искусства в исторической последовательности. В 1917 году он издал каталог галереи,  который имеет значительную научную ценность.

Игорь Грабарь

Игорь Эммануилович является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В 1918 году художник создает Центральную реставрационную мастерскую. Он помог спасти многие произведения древнерусского искусства и результатом проведенной работы мастерских, было открытие многочисленных выдающихся памятников древнего русского искусства — икон и фресок в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах.

С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых и музыкантов. Среди его знаменитых портретов «Портрет матери», «Светлана», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».

Grabar-I.-Istoriya-russkogo-iskusstva

В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублева и И. Е. Репина. В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа принесла Грабарю  Сталинскую премию. С 1944 года Грабарь был директором института истории искусств Академии наук СССР.

Умер Игорь Эммануилович 16 мая 1960 года в Москве.

wanderings.online

Описание картины Игоря Грабаря «Светлана»

Описание картины Игоря Грабаря «Светлана»

Игорь Грабарь родился в семье общественного деятеля, в г. Будапешт. Из-за открытого конфликта с местной властью, отец будущего художника вынужденно вывез свою семью в Россию.

Общественное положение отца позволило мальчику получить замечательное образование: сначала юридическое, а потом художественное в питерской Академии Художеств.

Жизнь в «определенных кругах» дала Грабарю возможность принимать участие не только в России, но и в многих заграничных художественных выставках.

Октябрьская революция не внесла существенных изменений в творчество автора. Он писал много пейзажей и иных композиций, в том числе «придворных».

Кроме этого, Грабарь успевает заниматься активной искусствоведческой деятельностью и с 9012г. официально назначается распорядителем Третьяковки.

Все это позволяет ему не просто быть знакомым, но и дружить со многими политическими деятелями прошлого века. Так в его друзьях появляется жена Троцкого – Наталья Седова.

Когда начались репрессии с приходом Сталина, Грабарь оставил все политические посты и снова начал много рисовать. Именно в это время появился портрет молодой девушки «Светлана». Даже сейчас эта картина покрыта ореолом тайны, потому что точно неизвестно кто именно на ней изображен.

Портрет пользовался большой популярностью у ценителей. Ходил миф о том, что на картине дочь Сталина, которую звали Светлана. Опровергнуть или подтвердить эту версию доподлинно нельзя, так как Светлану никто никогда не видел, фотографий ее нет.

Естественность позы, проникновенность юного взгляда, спокойствие улыбки – все это передано художником с помощью серых тонов окружающего девочку фона.

Сам Грабарь был влюблен в этот портрет. Работал вдохновенно и написал «Светлану» за один день. Нежное отношение Грабаря к девочке прослеживается в каждом мазке.

opisanie-kartin.com

Картина Грабаря Февральская лазурь. 1904 г.

Живописное произведение - картина Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь» написанная в 1904 году обладает особой поэзией. Февраль – это месяц борьбы между зимой, не желающей уступать свои права и всего лишь предчувствием приближения весны, ее легким дуновением. Долгим ожиданием пробуждения всей природы после тихого зимнего сна.

Зима не сдает свои позиции, она пугает морозами и снежными вьюгами. Но даже в феврале бывает солнечная погода, когда сразу обращаешь внимание на природу, которая всегда удивительно красива. Просто в нашем суетливом мире мы порой не находим времени, чтобы уделить внимание и посмотреть вокруг. Грабарь, как истинный художник, не смог остаться равнодушным к такой красоте и подарил нам этот великолепный пейзаж.

На переднем плане картины изображена березка, покрытая тончайшим слоем кружевного инея, переливающегося и искрящегося даже под неяркими лучами солнца. Чуть подальше видны березы помоложе и совсем еще «подростки» с тоненькими стволами. Кажется, что раскинув ветви, они медленно кружатся в плавном хороводе, словно молодые девушки, празднуя Масленицу и встречая приход весны. Только лес на заднем плане разделяет небо и землю. Если немного постоять у этой картины, вдруг покажется, что вы ясно слышите русскую народную песню о березе. Ведь береза - символ России, ее краса, поэтому народ насочинял о ней много песен и веселых и грустных.

Белоствольные красавицы изображены на фоне лазурного снежного покрывала и почти такого же цвета зимнего неба. Эти тона, которые так щедро применяет живописец, несут прохладу и чистоту, словно дуновение ветерка и запахи еще только приближающейся неслышной легкой поступью весны.

Белоствольные красавицы изображены на фоне лазурного снежного покрывала и почти такого же цвета зимнего неба. Эти тона, которые так щедро применяет живописец, несут прохладу и чистоту, словно дуновение ветерка и запахи еще только приближающейся неслышной легкой поступью весны.

Такие оттенки лазури, бирюзы, синевы, как подарок нашей русской природы в самый вьюжный на просторах России зимний месяц. Все полотно создает ощущение приближающегося праздника,

Картина Февральская лазурь нравилась и Игорю Эммануиловичу. Он часто говорил о том, как внезапно пришло удивительное вдохновение, для ее создания. Такой пейзаж Грабарь увидел в Подмосковье морозным солнечным утром, выйдя на прогулку. Его поразил цвет лазури, который, кажется, окутывал все вокруг, и только березки вытянувши свои ветви, словно в танце, разбавляли эти невероятные краски жемчуга, коралла, сапфира и бирюзы. Все вместе это было похоже на сказочный островок в сиянии драгоценных камней.

Художник был изумлен фантастической красотой березовых ветвей в этом перезвоне всех оттенков радуги, на фоне голубого неба. На фоне бирюзы неба, прошлогодняя листва, которая уцелела на самой верхушке березы, кажется золотистой. Словно исполняя пожелание живописца, солнечные дни стояли почти две недели, позволяя Грабарю запечатлеть это чудо. Казалось, природа позировала талантливому художнику, показывая свое изящество в зимнем уборе. Нечеткие линии производят эффект наполнения картины светом и воздухом.

Художник использует очень светлые чистые оттенки, за счет чего получается хрустальный перезвон голубого цвета – от нежной бирюзы до искрящегося ультрамарина. Полотно напоминает картины известных французских импресси¬онистов.

Сегодня картина Грабаря «Февральская лазурь» находится в Государственной Третьяковской галерее. Размер холста 141 на 83 см

www.art-portrets.ru

Описание картины Игоря Грабаря «Зимний пейзаж»

Описание картины Игоря Грабаря «Зимний пейзаж»

И.Э.Грабарь был не только художником, но и искусствоведом, научным деятелем и знатоком музейного ремесла. Он был очень многогранен и за что бы ни брался, все у него получалось.

Главным делом его жизни была живопись, он не мог себя представить без карандаша в руке, рисовал, сколько себя помнил, еще в школе портил прописи своими зарисовками.

На картине «Зимний пейзаж» изображен русский лес, где березы переплетаются с хвойными деревьями. Художник любил пейзажи и реалистично отображал красоту окружающего мира. Он любил созерцать пробуждение природы.

Рассвет всегда ассоциируется с началом нового дня, новой жизни. Вчерашний день остался в прошлом, все плохое позади. Наступает утро и невероятно чистый воздух дает ощущение свободы. Волю от предрассудков, прошлого и с надеждой на лучшее. От изображения веет добротой и хорошим настроением.

Слегка розоватый снег и блеклые зимние лучи солнца, которые так красиво бросают тень от деревьев, сигнализируя о начале дня. Деревья стоят в зимней спячке, как завороженные. Видна проселочная дорога, уходящая глубоко в чащу. Видимо это своеобразная транспортная развязка. Рассвет и дорога символизируют начало пути.

Впереди неизвестность, крутые повороты, но надежда, которую дарит солнце каждое утро, помогает идти вперед. Возможно, художник отобразил так начало своего пути, стремления к чему-то новому.

И.Э.Грабарь был человеком увлекающимся, его манило неизведанное. На картине он изобразил своего рода распутье. Дороги направлены в разные стороны, что может говорить о сомнениях художника. Ему тяжело сделать выбор, две дороги накатаны, значит по ним ездят, но какая нужна именно ему? Разносторонним личностям всегда непросто определится, что именно интересует больше всего.

Внутренние споры и конфликты всегда приносят душевный дискомфорт. Хотя именно в таких условиях рождаются настоящие произведения искусства, такие как картина «Зимний пейзаж».

opisanie-kartin.com

Игорь Грабарь «Неприбранный стол». Описание картины. Художники импрессионисты

Игорь Грабарь «Неприбранный стол». Описание картины

Игорь Грабарь «Неприбранный стол»

Видный искусствовед, реставратор и педагог, Игорь Грабарь был художником, который не боялся учиться и экспериментировать. Натюрморт «Неприбранный стол» явился творческим результатом европейского путешествия Грабаря, где он увлёкся французскими импрессионистами.

При всём многообразии красок работа удивляет единством колорита – так виртуозно сочетать цвета и оттенки, дано только величайшему мастеру, глубоко осознающему природу цвета и света. Преобладающим колоритом является голубой, оттенённый яркими сочными красками яблок, бокалов и зелени. Какой неповторимой красотой обладает каждый элемент натюрморта – каждый предмет на столе имеет свою фактуру и объём. Красивые спелые яблоки, бокалы, в которых «играет» вино, сияющая посуда – всё это поражает оттенками и солнечными бликами, оживляющими и преображающими обычный обеденный стол.

Ещё один заметный акцент, сдвинутый к правому верхнему углу – нежнейший букет цветов, который довершает композицию. Очень уютным элементом в работе Грабаря является  плетёное кресло, оно создаёт неповторимое ощущение камерности, уединённости, и даже семейности. Будто вот-вот пообедавшие люди выпорхнули из-за стола, разбежавшись по своим делам.

Этой интересной работой, автор как бы хотел нам продемонстрировать, что красота может встретиться и в вполне обыденных вещах, таких как домашний обед, недопитый бокал, в стекле которого играет солнце, букет цветов. Мастер призывает зрителя не быть близорукими, и учиться замечать красоту  в окружающем нас мире.

1907 г. Холст, масло. 100×96 см. Государственная Третьяковская галерея.

gorodkrasota2016-01-29T15:51:17+00:00
Поделиться ссылкой, выберите способ!

www.hudojnik-impressionist.ru

Грабарь картины

Автопортрет в шубе, 1947 год16 января 1913 года сильно пострадал один из экспонатов Третьяковской галереи.

А именно, картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Ее изрезал ножом душевнобольной посетитель галереи.

Этот частный случай привел к отставке тогдашнего попечителя галереи И.С. Остроухова.

И сразу же встал вопрос о назначении нового попечителя, а по существу — директора Третьяковской галереи, кандидатуру которого утверждала городская дума Москвы.

К этому времени Игорь Эммануилович Грабарь картины, а также статьи, обзоры и книги об искусстве которого высоко ценились и были широко известны, стал уже достаточно заметной и авторитетной фигурой в художественном обществе города.

В результате именно его кандидатура, как наиболее подходящая, была выдвинута на эту должность, а затем и утверждена большинством думских голосов.

Со 2 апреля 1913 года И.Э. Грабарь становится попечителем галереи.

Государственная Третьяковская галереяДо этого времени Игорь Эммануилович был свободным художником и свободным писателем. Но именно с этого дня можно начать отсчет его руководящей и организационной работы в искусстве.

При нем галерея из частного собрания картин постепенно превращается в музей европейского типа. Формируется новая экспозиция галереи. Составляется ее полный научный каталог. Вводится систематическая фотофиксация экспонатов и картин.

С 1916 года по его инициативе при галерее создаются реставрационные мастерские. В которых под его же руководством разрабатываются основы совершенно нового для того времени научного реставрирования и музейного хранения коллекции.

СМЕНА ЭПОХ

Ленин у прямого провода, 1927-1933 годыОктябрь 1917 года ознаменовался тем, что в России свершилась революция.

И общественно-политический строй в стране сменился на социалистический.

Однако на художественно-реставрационную деятельность И.Э. Грабаря это никаким кардинальным образом не повлияло.

Он и после революции так и остался директором Третьяковки.

А кроме того, 10 июня 1918 года реставрационные мастерские при галерее получили официальный статус: Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию древнерусской живописи.

В 1924 году сменив его название на Центральные государственные реставрационные мастерские.

Центральные государственные реставрационные мастерские, 1929 годУсилиями Игоря Эммануиловича в ЦГРМ удалось собрать лучшие научные кадры того времени, цвет российской реставрации: и выдающихся ученых-искусствоведов, и опытных реставраторов-практиков.

Реставрация настолько захватила Грабаря, что в 1925 году он ушел с поста директора к тому времени уже Государственной Третьяковской галереи.

И на ближайшие пять лет целиком посвятил себя реставрационной деятельности в созданных им же Центральных государственных реставрационных мастерских.

Сегодня это Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря — крупнейший российский реставрационный комплекс.

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. ГрабаряВ мае 1928 года было установлено новое звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

Игорь Эммануилович получил его первым. Именно за свои реставрационные заслуги.

Самыми значительными эпизодами в его реставрационной деятельности были: реставрация иконы «Троица» Андрея Рублева, где он принимал непосредственное участие и реставрационная работа в Троице-Сергиевой лавре, где он был уже консультантом Ученого совета.

А еще в мастерских восстанавливались такие мировые сокровища как античная керамика, средневековые рукописи, живопись из коллекции Дрезденской галереи, панорама «Бородинская битва» Франца Рубо, древнерусские иконы.

И тем не менее, в 1930 году Грабарь уходит с поста и директора мастерских.

Тоска по живописи снова взяла вверх.

Может быть, здесь свою роль сыграло еще и то, что на протяжении 1920-х годов он много ездил по миру.

И по приглашению иностранных музеев в качестве крупного эксперта и высококлассного специалиста-искусствоведа в области живописи.

И.Э Грабарь представляет картины в Нью-Йорке, 1924 годИ занимаясь организацией выставок советских художников, проходивших за рубежом.

И как неоднократный участник международных выставок с собственными работами.

Вот только небольшой перечень его международной деятельности того времени.

1922 год — XIII Международная выставка искусств в Венеции, на которой он работает в комитете по устройству ее русского отдела.

1923 год — подготовка и проведение выставки русского искусства в Америке, для которой он составляет полный каталог, пишет к нему введение. А также занимается активной пропагандой выставки в Нью-Йорке и других городах США.

1929 году — Германия, куда он едет с выставкой древнерусской иконописи.

А может, еще из-за того, что к этому времени он уже пенсионер. И может позволить себе снова, как и в дугинской молодости, заниматься только художничеством и писательством.

В 1933 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла в свет двухтомная книга о Репине, писать которую Грабарь начал еще в 1914 году.

20 января 1936 года он закончил автомонографию своей жизни. Подробно описав свои воспоминания о царской и социалистической России.

Однако Великая Отечественная война не позволила Грабарю мирно почивать на лаврах искусства и вести спокойную жизнь советского пенсионера.

Нанесенный и продолжающийся наноситься войной ущерб необходимо было восстанавливать. В том числе и в искусстве.

1 сентября 1944 по распоряжению Правительства СССР вновь создается Центральная реставрационная мастерская, закрытая в 1934 году.

И с этого времени Грабарь вновь начинает занимается реставрацией.

На этот раз в роли организатора и научного руководителя «новой» мастерской.

Снова набираются кадры мастеров-реставраторов, иногда даже отзываемые с фронта.

Снова отрабатываются методики и процессы восстановления исторических ценностей.

И вновь начинается кропотливая, но захватывающая реставрационная деятельность.

Да и после войны, несмотря на преклонный возраст, он не перестает заниматься научной и руководящей работой в области искусства.

С 1921 по 1946 год И.Э. Грабарь профессор Московского государственного университета. На отделении искусств которого он читает лекции по научной реставрации, ее теории и практике. В то время такие лекции не читались ни в одном университете мира.

С 1937 по 1943 годы исполняет обязанности директора Института имени В.И. Сурикова.

С 1943 по 1946 год руководит Всероссийской Академией художеств и Институтом живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде.

С 1944 года он основатель и руководитель Института истории искусств АН СССР, созданного по его инициативе и который возглавлялся им до конца жизни. Главной задачей коллектива ученых этого института и самого Игоря Эммануиловича стала подготовка и выпуск современной версии «Истории русского искусства» — многотомного издания, которое выходило с 1954 по 1962 годы.

К тому же он действительный член АН СССР с 1943 года и действительный член Академии художеств СССР с 1947 года.

Березовая аллея, 1940 год и Зимний пейзаж, 1954 годВ 85 лет Игорь Эммануилович Грабарь получил звание народного художника СССР.

И в этом же году он принимает участие в одном из самых известных форумов современного искусства — 18-м биеннале в Венеции.

В числе его наград два ордена Ленина и орден Трудового Красного Знамени.

ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ ТВОРЧЕСТВА

Но это все официальные заслуги и признания его таланта и руководящих способностей.

Меня же, чем больше я узнавал особенности биографии Игоря Эммануиловича, все сильнее занимал вопрос: где он находил силы и время для того, чтобы сначала учиться и писать картины, а затем руководить и писать кроме картин еще и книги?

Где он черпал творческую энергию, а главное желание столько всего делать и при этом успевать совершенствоваться?

Что позволяло ему, даже несмотря на колоссальные перемены в стране и прогресс науки и техники, постоянно находиться на вершине творчества и не переставать всю жизнь заниматься своим любимым делом, какие бы внешне объективные обстоятельства не мешали ему это делать?

Причем заниматься на таком уровне, что считаться специалистом мирового класса, к словам и мнению которого прислушиваются не только в России, но и за рубежом и быть художником, произведения которого почитают за честь разместить в своих коллекциях ведущие картинные галереи мира?

Ответ на все эти вопросы я нашел на последней странице его автомонографии.

1.К главному делу жизни отношение должно быть одержимое до страсти. Без этого любое занятие не даст никаких ощутимых результатов. Подлинная страсть и одержимость не заглохнет и не зачахнет при возникновении любых помех и препятствий. Наоборот, будет усиливаться и расцветать. А если заглохнет и завянет — значит, это не подлинный интерес к делу. И это не главное дело жизни.

2.Должна быть воля к труду. И лучший отдых — это перемена деятельности.

3.Еще в мюнхенские годы И.Э. Грабарь выработал привычку ложиться спать в девять часов вечера, а вставать в четыре утра. Конечно, приходилось жертвовать многими вечерними мероприятиями: концертами, театрами, собраниями и т.д. Но зато в утренние часы, когда никто не мешал, можно было многое успеть сделать.

4.Совет П.И. Чайковского, полученный еще в студенческие годы и которому Игорь Эммануилович следовал всю жизнь — при сомнениях в себе или творческой депрессии работать с утроенной силой и интенсивностью. Такая работа непременно пробьет все сомнения и вернет веру в свои силы.

5.Любой человек может достигнуть просто фантастических результатов, таких о чем и подумать не мог даже в своих самых смелых мечтах. Нужно лишь настойчиво и вдумчиво трудиться. Изо дня в день.

6.Никогда, ни в один день нельзя довольствоваться своими достигнутыми результатами. То, что было сделано вчера — сегодня уже никуда не годится. То, что сделано сегодня — еще терпимо. И только подлинно совершенное будет создано завтра.

7.Постоянно стремиться к тому, чтобы сегодня знать и уметь больше, чем вчера. А завтра знать и уметь больше, чем сегодня.

СНЕГ И БЕРЕЗЫ

Зимний пейзаж, 1951 год и Иней, 1952 годВ предыдущих постах затронуто далеко не все, что успел совершить за свою жизнь И.Э. Грабарь.

Он был юристом, художником, писателем, музейщиком, реставратором, скульптором, архитектором, педагогом, руководителем институтов и основателем целых направлений в искусстве и науке.

Пожалуй, не было в России двадцатого века человека более многогранного, так ярко проявившего себя в самых разных областях и сферах искусства и оказавшего столь мощное личное творческое и организационное воздействие на формирование целых его направлений.

И при всем при этом он больше всего любил изображать на своих картинах снег и березы средней полосы России. Своей второй родины.

Самая знаменитая его картина «Февральская лазурь» — это именно снег и березы.

И Россия…

Художник-академик российской зимы Игорь Эммануилович Грабарь.

odariy.ru