ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ  Алексей Саврасов. Картина грачах


Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

За знаменитым пейзажем, который является самой настоящей одой русской весне, кроется удивительная и трагическая история автора - Алексея Кондратьевича Саврасова, художника, с детства вкладывавшего душу в живопись, а позже и в преподавание. Благодаря тому, как тонко он чувствует природу и с какой любовью пишет пейзажи своей родины, картина «Грачи прилетели» Саврасова полюбилась и ценилась как коллегами-художниками, так и простым зрителем еще при жизни мастера и многие годы после его смерти.

Краткая биография автора

Алексей Кондратьевич Саврасов был рожден в 1830 году в семье московского купца. Интерес к изобразительному искусству зародился в художнике с детства, и уже в 12 лет он копировал романтические пейзажи разных мастеров. Против воли отца окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а позже получил звание академика Совета Академии Художеств.

Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Детское увлечение А. К. Саврасова романтизмом прослеживалось в его ранних работах, но со временем он стал отдавать предпочтение реалистическому жанру. Также знаменитый русский пейзажист занимался преподаванием. Особенность его педагогической деятельности - акцент на пленерах и рисовании на природе, так как именно благодаря натурному изучению можно добиться мастерства в рисовании пейзажей, понять природу и прочувствовать ее.

Признание

Живописец получил признание еще при жизни - он стал одним из основателей Товарищества художников-передвижников, его творчество ценилось. Уже во время обучения он сам зарабатывал средства на жизнь продажей своих работ, а позже ему выделили квартиру без платы за аренду. В 1871 году зритель впервые увидел «Грачи прилетели» Саврасова на первой выставке передвижников. Картина была хорошо принята публикой и коллегами художника.

Путь к бездне

Однако, несмотря на творческие и карьерные успехи, судьба Саврасова сложилась трагически, и под конец жизни его одолели болезни, беды и нищета. Сначала жену художника, Софью Карловну, выгоняют из служебной квартиры. И без того недовольная финансовым положением мужа, она забирает детей и уезжает из Москвы в Петербург к родственнице.

Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Подавленный бедностью и одиночеством Саврасов начинает пить и болеть, в 1880-х его увольняют из училища за прогулы и недостаточное количество учеников, а после отбирают квартиру. Ему приходилось перебиваться случайными заработками: он писал картины за бесценок и копии своих и чужих работ, иногда прибегал к помощи бывших коллег и просил милостыню на крыльце того самого Училища живописи, ваяния и зодчества.

Позже дела художника стали немного лучше: он женился второй раз, перестал пить, но подорванное здоровье уже было не вернуть, и в 1897 году 67-летний художник скончался в больнице для бедных.

Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины

За свою жизнь художник написал 154 работы. Апогеем творчества и самой известной из них является картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Она была написана 1871 году под Костромой, в селе Молвитино, в котором изображенная церковь Вознесения Христова стоит и по сей день. Несмотря на то что она стоит вдали и не прописана гиперреалистично, она все равно читается, и по ней узнаваемо само село, даже спустя десятилетия, когда многое там выглядит совсем не так, как в 19-м веке.

Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Полотно «Грачи прилетели» Саврасов начал придумывать в Ярославле, основная часть была написана из окна второго этажа в селе Молвитино под Костромой, а финальные штрихи вносились в Москве. За счет высокой точки обзора пейзаж изображен как бы сверху. Такое положение позволило более подробно показать птиц и их гнезда, чем это было бы возможно с земли. Сами грачи находятся недостаточно близко к зрителю, но, благодаря точному изображению их гнезд и грамотной передаче характера, они все равно узнаются.

Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. Кроме того, что изображено, имеет значение то, как это сделано. В картине главенствует голубой цвет и охра золотистая, что создает ощущение высокого неба, свежего воздуха, пространства, а также тепла, света, жизни, пробуждения природы от долгой русской зимы. При взгляде на этот пейзаж чувствуется, как пригревает мартовское солнце, как журчит оттаявшая река, как хлопочут первые весенние птицы. Через этот простой вид неприметного русского села живописец воспевает русскую весну - простую и этим прекрасную.

Грандиозный успех картины

Ту любовь, то чувство, душевность, которые художник вложил в картину, ощущал любой, кто видел ее. В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи - лирическому пейзажу. Именно эта формулировка как нельзя лучше описывает этот шедевр русской живописи второй половины 19-го века. Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника. Меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков забрал в свою знаменитую галерею картину Саврасова «Грачи прилетели» в тот же самый день, когда она была впервые презентована на выставке, по сей день известный пейзаж находится там.

www.nastroy.net

Картины, описание картин — Грачи прилетели. 1871

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны.

«Грачи прилетели» - так назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа. Эту картину, такую простую и внешне безыскусную, сразу восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России.

Исаак Левитан так отзывался о картине «Грачи прилетели»: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, - и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу».

Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» Саврасов писал в селе Молвитино близ Костромы. Это было довольно большое село с церковью на окраине, построенной в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России!

Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года. Здесь он много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Уже в первых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпалась от зимней спячки земля. Все оживало с наступлением весны - любимой поры художника.

Однажды художник пошел на окраину села - посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь - у околицы обычного русского села - приобрело особую силу и очарование. Он раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

Сначала Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Правда, история создания этой известной картины и до сих не до конца выяснена. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день. Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан Саврасовым позже, уже в Москве. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: «С натуры нельзя так написать. Береза всегда имеет свой рисунок... По такому этюду не сделаешь картину. Это скорее эскиз по памяти».

Картина «Грачи прилетели» впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. А известность картина приобрела немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Несмотря на то, что полотно Саврасова было выставлено в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание.

В таком скромном, но пленяющем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена в его картине - со своей вечной темой обновления жизни. Все казалось таким обыденным, проще простого, и тем не менее волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах».

www.art-drawing.ru

«Грачи прилетели»: 30 стихов о картине

17 марта по новому стилю (4 марта по старому) отмечается народный праздник Герасим-грачевник, совпадающий обычно с прилетом грачей. «Грач зиму расклевывает», — говорят в народе. Про грачей были сложены поговорки: «Герасим грача на Русь ведет — скоро снег сойдет», «Грач на горе — так и весна на дворе». В этот день хочется вспомнить картину, знакомую всем с детства, с иллюстрации в учебнике. Не одно поколение школьников писало по ней сочинения. Это «Грачи прилетели» Саврасова. 

Исаак Левитан так отзывался о ней: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, - и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу». Почему же именно эту «картинку» выбрали как живописное обобщённое представление всей нашей обширной Родины? Саврасовские «Грачи» тем глубоки и национальны, что отразили это присущее народу светлое чувство преображения с наступлением весны не только природы, но и внутреннего мира человека, живущего с природой единым трепетным дыханием.

 П.М.Третьяков говорил: «Этот мартовский снег, этот прозрачный воздух, эти березки и эти грачи…. Весной пахнет от вашей картины! Истинной весной!». «Одушевленный» пейзаж Саврасова звучит в русском искусстве, как народная песня, исторгнутая из самого сердца нежной и проникновенной любовью к родине, как тихий гимн русской природе, весне, которая еще только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в нас. Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы (ныне это поселок Сусанино Костромской области), со старинной церковью на окраине, построенной в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Сколько было таких сел в России! Из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, много и плодотворно работал над этюдами с натуры. Все оживало с наступлением весны - любимой поры художника. Уже в первых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпалась от зимней спячки земля. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на старинную церковь, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь - у околицы обычного русского села - приобрело особую силу и очарование. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. А. Соломонов, биограф художника, утверждал, что картина была исполнена в один день: «Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе... пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу». Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника. Картину сразу купил Павел Третьяков, заплатив за неё 600 рублей - сумму, равную годовому окладу Саврасова в училище. В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. «Грачи» стали открытием в живописи. Крамской писал: «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но все это деревья, вода, и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». Одновременно с Крамским Стасов опубликовал обзор выставки, в котором выделил, как «особо примечательный», пейзаж Саврасова: ««Грачи прилетели» — наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова. Весь перед картины загорожен, словно решеткой, тоненькими, жиденькими, кривенькими, длинненькими деревцами, кажется, гнущимися под тяжким для них грузом Грачевых растрепанных гнезд, повсюду приткнутых на их вершинах; тут же, наверху, и внизу на земле, копошатся и прыгают грачи. Сквозь сетку деревьев расстилается вдали загородный зимний пейзаж, замерзлые колокольни, горы и снега, гдето домики вдали, молчание повсюду, ни одной живой души, мутный белый блеск и свет, глушь, холод. Как все это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее ее дыхание!» Сейчас картина занимает скромное место в одном из залов Третьяковки. Казалось бы, ничего примечательного, никакой феерии красок, необычного сюжета. Да и размеры картины небольшие, 62 на 48,5 см. Но это небольшое пространство вместило всю Россию, её душу вместило, как выразился Крамской. Что не удавалось другим художникам на куда более обширных полотнах. Алексей Кондратьевич Саврасов писал пасмурные, слякотные деньки, раскисшие дороги, слабые огни глухих деревень. Эстеты еще в ХIХ веке сетовали на то, что в саврасовских картинах нет ничего привлекательного. Но вот уже больше ста лет люди приходят в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть грачей, что расселись на старых березах. Эта картина вошла в нашу жизнь наравне со стихами Пушкина и музыкой Чайковского. И поэты из всех выдающихся полотен почему-то выбирают именно саврасовских грачей. Нет в русской живописи другой картины, которая бы так часто являлась в поэзии. Очевидно, нашу привязанность к Саврасову можно высказать только стихами, как только в стихах можно выразить первую любовь, нахлынувшую вместе с сырым мартовским ветром. Замечательно сказал о картине «Грачи прилетели» журналист и поэт Ким Смирнов: «Тут кончается живопись и начинается великая русская поэзия...» Предлагаем почитать стихи о картине: Ещё не приспела для рощи твоей Пора новоселий. Сугробы буквально за несколько дней Заметно осели. Синицы дадут нам почувствовать вновь, С рассвета оттенькав, Как много у серого разных тонов И разных оттенков. И вдруг различишь ты как будто во сне Да это не тот ли подтаявший снег, Церквушка не та ли? Да это не та ли вода вдоль дорог, Деревья не те ли? И радостный возглас, похожий на вздох: Грачи прилетели! Замшелая сырость ветшающих стен, Какая-то малость. Но рад я, что в мире средь всех перемен Хоть это осталось. Уже полыньями чернеет река, Весь луг опоясав. И вновь совершается чудо, пока Рисует Саврасов. М. Матусовский Как в гостиницах Шишкинские канители Этих сосен и елей Развес и наклон, Так сегодня - Саврасов, «Грачи прилетели» Наштампован в апреле И в жизнь проведен. Он бросает готовое, Птиц не осилив. Ветки долго пустуют Под небом нагим. Но приходит на помощь Художник Васильев И рисует грачей Одного за другим. То слетаются, то Разлетаются тучей, Обживая вне рамы И в раме жилье. И бросается гвалт, Этот гомон летучий, То ль в окно мастерской, То ль из окон ее. Белый храм, над которым Грачиная давка, То к глазам подплывает, То, как по ветру, - вспять. То, что надпись над ним «Керосинная лавка» То является, то Исчезает опять. Тают черные сучья Но, Творец, а художники? Беспорядок, беспамятство... Благословенны Эти первые ночи Грачи прилетели Стояли они у картины: Саврасов. «Грачи прилетели». Там было простое, родное. Никак уходить не хотели. Случайно разговорились, Поскольку случилась причина. - Саврасов. «Грачи прилетели» - Хорошая это картина. Мужчина был плохо одетый. Видать, одинокий. Из пьющих. Она - из не больно красивых И личного счастья не ждущих. Ее проводил он до дома. На улице было морозно. Она бы его пригласила, Но в комнате хаос, и поздно. Он сам напросился к ней в гости Во вторник на чашечку чаю. - У нас с вами общие вкусы В картинах, как я замечаю... Два дня она драила, терла Свой угол для скромного пира. Пошла, на последние деньги Сиреневый тортик купила. Под вечер осталось одеться, А также открытку повесить - «Грачи прилетели». Оделась. Семь, восемь. И девять. И десять. Семь, восемь. И девять. И десять. Поглядывала из-за шторки. Всплакнула. И полюбовалась Коричневой розой на торте. Себя она не пожалела. А про неудавшийся ужин Подумала: «Бедненький тортик, Ведь вот никому ты не нужен!..» «Наверно, забыл. Или занят. Известное дело - мужчина...» А все же «Грачи прилетели» - Хорошая очень картина. В гостинице, в номере «люкс», Сижу, завываю, как люпус, И на передвижников злюсь: Зачем увеличивать скуку? Как славно написана рожь, Как вольно она колосится! Как жаль, что сюда не войдешь В обнимку с молоденькой жницей. Ты только что встал на постой, Прилег на казенной постели - Приходит Саврасов седой, Грачи, говорит, прилетели. Грачи прилетели Еще не утихли метели. Еще не проснулись ручьи. Но в город грачи прилетели. – Грачи прилетели! Грачи! Расселись они на берёзах: Шумят, суетятся, кричат… Спешат обустраивать гнёзда, Чтоб высидеть к маю грачат. Какое повсюду веселье! Едва опустившись с высот, Как будто букетик весенний, Грач веточку в клюве несёт. И с новой надеждой и верой Посмотрит вокруг человек: На мутное небо и серый, Слежавшийся мартовский снег. Растает на Вербной неделе, А может быть, и на Страстной. Но в город грачи прилетели, И в воздухе пахнет весной. Весенние пейзажи Саврасова Весенний пейзаж, где одна-две избушки, Ещё с колоколенкой рядом церквушка, Дорога и лужа, подобие моста, – Всё трогает душу, хоть скромно и просто. Такое случается ранней весною - Наполнен тогда окоём тишиною, Цвет неба уже по-весеннему розов, Готовы принять грачей в гнёзда берёзы. И в дымке туманной видны вереницы – Вернулись домой перелётные птицы... Не в яркой фактуре, не в кипени красок Весну воспевает художник Саврасов. Он вид выбирает невзрачный, обычный, Но пишет всё с чувством, с душой, поэтично – И вид на картине его оживает И лёгкую, светлую грусть навевает... К. Саврасов Грачи прилетели 1871 Примелькалась картина ещё с детских лет, И иной, повзрослев, о «Грачах» позабудет... А ведь лучше пейзажа, наверное, нет, И навряд ли когда-нибудь, в будущем, будет!.. Пробудилась природа от зимнего сна, И сугробы под солнцем заметно осели. Побеждает зиму молодая весна! Вот грачи уже с юга домой прилетели, Над гнездовьями вьются, хлопочут, шумят – Им на старых берёзах живётся раздольно, А весенние соки деревья томят... Поднялась в небеса, как свеча, колокольня. Рядом с нею церквушка на солнце блестит. Из трубы над избой дым задумчиво вьётся. А вдали потемневшее поле лежит И крестьянина-пахаря ждёт-не дождётся! Замерзает за ночь в каждой луже вода, Но снега постепенно, хоть медленно, тают. Наступила весна - потому-то сюда Возвратилась грачиная, шумная стая!.. На душе засветилась, затеплилась грусть, Сердце сжалось в груди от глубокого чувства: Это наша родная, любимая Русь! Это с детства знакомое нам захолустье! Неприхотливо и неброско: Забор, церквушка и берёзки, Но через это нам видна – С «Грачами» - ранняя весна! А. К. Саврасов. Весна. Грачи прилетели. 1872 Во многом на шедевр похоже: Берёзы те же, церковь та же! Но гнёзд грачиных меньше всё же На замечательном пейзаже. Уже стоят деревья в поле Средь набухающего снега... Родное русское раздолье, И в облаках весенних небо! Снег быстро тает под лучами. Набухли почки у берёзок, Стоящих прямо перед нами, Ещё озябших от морозов. Вдали видны заборы, крыши И с колокольнею церквушка. Грачиный грай повсюду слышен – Им на холсте совсем не скучно! Они из дальних стран обратно, В края родные, возвратились, Хотя весна пока невнятно И не на всю мощь проявилась!.. Саврасова весна Сберегла берёза от зимы седой Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой. Сквозь прорехи тучи, голубая высь Шепчется с берёзой: «Вот и дождались». Птицы, нарушая дней привычный ход, Гвалтом объявляют всем Весны приход. Им из труб на крышах, словно джин из снов, С хлебным ароматом стелет дым покров. Над рождённым в марте новым утром года К нам лучом сошедшим раннего восхода, Будто над младенцем таинство крещения, Свой обряд проводит церковь Воскресения. Сколько же таланта и духовных сил Надо, чтобы мастер в холст свой воплотил, Где, устав от стужи, ветреных ночей, Столько поколений ждут прилёт грачей. Грачи прилетели Эмигранты-грачи прилетели, Возвратились в Россию домой, И Саврасов, как истинный гений, Кистью вывел их гомон родной. Хорошо за границей, но дома Ждут вороны, почти что родня, И любимого дерева крона, И под снегом, осевшим, стерня. А сейчас в городах и посёлках После зимних холодных ночей Вся воронья семья на помойках Приглашает на завтрак грачей. Месяц март, надо снова гнездиться, Уравняла природа в правах, Грач, увы, перелетная птица… Здесь гнездо, но теплей на югах. Ах, Отчизна, твоё ли заклятье? Как грачей за твоею спиной, Только нашей страны эмигрантов Тянет всё же в Россию, домой... Грачи прилетели (на картину А. Саврасова) Зимы холодное объятье крепко - Природа как в молитве замерла. И только лишь воскресным звоном редко Колеблют тишину колокола… Здесь жизнь не спит, а только тихо дремлет, Забывшись в неизбывной тишине. Душа, смиряясь, тихой жизни внемлет, Тоскуя о приснившейся весне. Но всё неспешно движется к исходу. Пусть снежный наст стал твёрдой коркой льда, Очнувшуюся не сковать природу! В местах открытых талая вода То тут, то там уже блестит задорно И множит синь оттаявших небес. День ото дня всё более проворно Журчат ручьи. Светлеет дальний лес. И взору кажутся чуть-чуть просторней Всё те ж поля за церковью вдали. Свод звуков разливается мажорней, И песней оживающей земли Шумит, шумит, над головой летая, И снова душу теребит до слёз, Не утихающая птичья стая Над гнёздами в ветвях родных берёз. А. К. Саврасов. Грачи прилетели. 1871 Мотив знакомый и родной: Всё то, что чувствуешь весной - Особый запах, цвет, кураж - Вложил художник в свой пейзаж! Не стаял снег, но ноздреват, Видны следы когтей и лап. Позолотил сугробы луч, Лазурь в просветах между туч. И к свету тянутся стволы - Берёзы, хрупки и голЫ, В них суетятся возле гнёзд Грачи, берёзы - их форпост! Грачи почуяли весну, Природе их не обмануть! Картина радостна, светла - Весна пришла! Весна пришла! Пейзаж привычный, костромской. Церквушка, атрибут мирской, А в горизонт - поля, поля, Ждёт пахотных работ земля... ...На выставке - ажиотаж, Всех привлекает сей пейзаж, И зрители удивлены Картиной их, родной весны. Здесь всё знакомо с малых лет - Берёзы, церковь, чей-то след... Но кисть художника смогла, Их чувства в трепет привела! Картина - признанный шедевр. Что манит в ней? Тогда, теперь? На многих птицы есть, весна, А вот душа - лишь здесь она. Грачи прилетели - по Саврасову Тает снег, везде журчат ручьи, Там где раньше пела песни вьюга. Черные, крикливые грачи, Первыми из птиц вернулись с юга. Разместились на ветвях берез, Рядом с монастырскою оградой. Там еще видны остатки гнезд, Часть пруда с водою и прохладой. За оградой храма купола, Впился в небо шпиль у колокольни. Кажется, звонят колокола, Через все распахнутые бойни. За монастырем – простор полей, Перелесков чернь среди равнины. Нет для сердца русского милей, Этой не придуманной картины. Небеса все в тучах, неясны, Но я слышу звонкий звук капели, Чувствую дыхание весны, Ведь грачи недаром прилетели. Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» Полнится криком птиц Тихий Руси уголок, Видно сиянье зарниц — Времени вешнему срок. Тают неспешно снега, Громко берёзы шумят, ВспЕненные облака Быстро по небу летят. Этот скромный пейзаж Русскому сердцу так мил, Чёрный весенний страж Нашу любовь заслужил. Жизни прекрасна краса, Полная трепетных грёз, Тянутся вверх в небеса Ветви кривые берез. Краски ранней весны Душу пронзают насквозь, Кончились долгие сны — Нет больше зимних угроз! Церковь, берёзы и снег — Это нехитрый сюжет, Хоть пролетел уже век — Ты этим светом согрет. И, наслаждаясь красой, Молча стоишь ты в тиши, Ведь опьянённый весной, Радость обрёл для души. Размышления над картиной А. Саврасова «Грачи прилетели» Плывут лениво тучи, Берёзки держат небо… Невольно солнца лучик Остатки топит снега… А старая церквушка, Как будто ловит ветер… Простая деревушка… В деталях быт приметен… Уж пруд без капюшона… Мир так необычаен… Грачи… с дороги… дома… Птиц март теплом встречает Грачи прилетели Радостно, светло, немного грустно, Наст землисто - серо- голубой. Продолжая сеть теней искусно Заглянув в проталинки с водой, Беззащитно тянутся берёзы К небесам, уткнувшись в облака. Позади суровые морозы, Снег уже подтаял, но пока Не бежит прозрачными ручьями. Ждёт команды…скоро уж…вот-вот Над унылой церкви куполами Солнце переливчато взойдёт, Сладив песню дружную с весною, Разошлёт во все концы лучи, Возрождая к жизни всё земное… Вот они предвестники - ГРАЧИ! До весны лишь шаг, один лишь шаг... Полнится желаньями душа... Грачи прилетели От птичьего грая оглохла округа: Грачи прилетели в родные края. И, строя гнездовья, кричат друг на друга, Гоняют ворон от родного жилья. Гуляют грачи под звенящей капелью Во фраках и бабочках – вот красота! И дышит земля предвесеннею прелью, А в небе – ни облачка: синь, чистота… И пусть еще снег кое-где не растаял, И лед на реке еще крепок вполне, Но, пар поднимая от черных проталин, Грачи нам кричат о грядущей весне. Саврасов «Грачи прилетели» Жалко всхлипнув под ногами, Треснул наст, мешаясь с грязью. Посеревшими снегами Поле крыто-рваной бязью... Колокольне старой снится Хор пасхальных перезвонов, И светлеющие лица На пылящихся иконах. От грачей крикливых пенья Воздух градусом теплее. Ожиданье, нетерпенье: Пусть весна идёт скорее! По картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Была весна, март подгорелый, Снег, как тетрадный лист в огне. Весна грачам в глаза глядела - Грачи вещали о весне. Осев на крученых березах, Закончив путь издалека, Без отдыха трудились в гнездах В дому без стен и потолка. Над ними небо расступилось - У непогоды выходной. Росли церквушки, им на вырост Простора русского с лихвой. Был воздух радостью напоен Что скоро сбудется, уже? Под звук далеких колоколен Весны бесхитростный сюжет. К картине Саврасова «Грачи прилетели» Юн, порывист, отчаян, Раззадорившись слишком, - Шарф ветров за плечами - Март по лужам вприпрыжку! Чуткий гений сноровки, Он являет нам снова Мастерство лессировки - Вот шедевра основа! Тронул снег перламутром, Даль лиловым окрасил... На подрамнике утра - Вдохновенный Саврасов! В прошлом - боль и потери, Злой зимы наважденье, Ведь грачи прилетели: Верный знак пробужденья, В счастье - зыбкая дверца, Провозвестье надежды... И в проталинах сердца - Долгожданный подснежник! Грачи прилетели Грачи - крикливые посланники весны, Рисуют на снегу следы-узоры. Алмазным блеском разогнало солнце сны, Чаруя на берёзках наши взоры. Из куполов волшебный льётся свет, Пронзая высь Божественным сияньем. Рисует время призрачный портрет, Истёртый лист послав в воспоминанья. Ласкает речка рябью берега, Ещё холмы белеют снежными плащами. Темнеют травы, плешью, на лугах - Едва прогретые весенними лучами. Летят грачи, с времён ушедших и поныне! И сей пейзаж Саврасова, мы видим на картине. Грачи прилетели Всюду лезет прель, Льют сосульки слёзы, Жжёт снега апрель. Вторится в округе Эхом от звонниц Хриплый, как в недуге, Крик сварливых птиц. Споря меж собою День весь до ночи', Истовой гурьбою Гнёзда вьют грачи. Грачи прилетели (Акростих) Г рай грачиный разносит окрест, Р ежет мартовский воздух гортанно. А в селе прозвучал благовест… Ч астный, постный - сигнал прихожанам)… И звенит славный хор в небесах П есней мартовской, радуясь свету… Р учейки разбежались в снегах И под звон, и под птичьи куплеты… Л ьётся свет, но прозрачны лучи… Е ле «теплится» наст…. Бездорожье… Т олько - чудо: вернулись грачи. Е сли веришь, то чудо - возможно! Л ёд «осел», на берёзах гнездовье - И скушенье крылатых любовью…

Грачи прилетели (акростих к картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели»)

Грачи летят, летят грачи, рассыпав строй, Ракитник голый, берёзняк, им дом родной. Артелью нужно вновь чинить кварталы гнёзд, Чай набуянила зима, прошлась всерьёз! И слава Богу, живы все, мы рады вам! Предтеча скорого тепла ваш ор и гам! Ручьями скоро станет снег, весна окрест, И будет шумно средь ветвей – парад невест! Легонько тронет утром снег монаший скит, Его церквушка всем маяк, погост – родник, Толпой паломники придут, здесь благодать! Его святые образа – лишь увидать... Летят грачи, грачи летят – весенний грай, И это Родина моя: мой ад и рай! У картины Саврасова «Грачи прилетели» Картина - березка с грачами, проталины, солнце - весна.. Встречали ее мы, встречали, а улица снегом полна. Белы прибережные кручи, и северный ветер силен, тяжелые серые тучи как прежде, ворочает он. Но верю я, верю, что завтра я из дому вырвусь с утра, и первая капелька марта мне капнет на кончик пера! И будут мечты и заботы, и шумом наполнится дом, и будет лучей позолота за каждым открытым окном. К картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Встаём на крыло! Улетаем домой! Наступил этот миг долгожданный, Голос Сердца зовёт нас за Весной, И не греют заморские страны. На просторах родных белеют снега, А леса в Тишине полудрёмы, Но кольчугу Зимы пробила Весна Золотистым лучом невесомым. Так скорее, друзья! Встаём на крыло! Пусть в дороге сопутствует ветер, Мы с собою несём в край родимый тепло, О Весне станем первою вестью. И пускай небо пасмурно, и облака Прикрывают весеннее Солнце, Ветви наги, черны, льдом покрыта река, Но пульс жизни по-новому бьётся. И Надежда как Свет, в Сердце Радость несёт, БЛАГОвестом звучит над простором, А Весна Воскрешает, поёт и зовёт, И Душа повинуется зову! И как прежде, строительство жизни начнём, Прославляя Весеннюю Радость, Мы на Родине новые гнёзда совьём, Чтобы жизнь на Земле продолжалась! Грачи прилетели Ну, вот и небо посветлело, Голубизной своей маня, И сразу как-то потеплело, И песнь запел ручей, звеня! А снег проталиной оттаял, В ложбинке светлая вода… И грач совсем уже не чаял: Он ходит важно среди льда! Его товарищи довольны: Нашли приют в ветвях берез! Они любуются невольно Тем, что сегодня день принес! Сквозь серый плен лучи пробьются, Березки тянут руки к ним! И слезы у зимы прольются: Ее уход непоправим! Уже проснулась деревенька, Спросонья трет свои глаза, Осталось ждать совсем маленько, Когда оденутся леса! Притихла ветхая церквушка, Прижалась к старенькой избе! Готовится к обедне служка, Он с вечера уже в мольбе! Пусть день еще совсем не весел, Пусть снег лежит еще пока, Но скоро гомон птичьих песен Придет сюда издалека! И серости такой не будет: Растают рыхлые снега, Весна дыханием разбудит, Зазеленеют здесь луга! Она придет в поля работой: Крестьянину не привыкать! Живет в нужде одной заботой, Он знает слово «выживать»! А завтра новый день наступит И все опять увидят свет! Весна к своим делам приступит, А от зимы простынет след! Грачи прилетели Недавно берёзу трепали метели, Теперь у ствола долговязого Чернеют снега. И грачи прилетели. Живая картина Саврасова! Лесок дремал. Приход ничей Его покуда не тревожил. Но я пришел, и сонм грачей Взлетел, крича, и весь он ожил. Они, к полудню прилетев С прогулок утренних по нивам, Качались на верхах дерев В расположении сонливом. Я помешал; я их спугнул. Над рощей долго в шумной свалке Стоял грачей басистый гул, И звонко вторили им галки. Иным грачей несносен крик; А я его люблю, напротив. Я с детских лет к грачам привык, Себя их слушать приохотив. Друзья родной земли моей, Они, как я, здесь летом - дома. Непостижима без грачей Страна дубов и чернозема. А.Жемчужников На этой неделе Грачи прилетели. Хоть трудна была дорога, Старший грач прикрикнул строго: Да по-настоящему: Наши черные грачи Птицы работящие!»

А. Прокофьев

vokrugknig.blogspot.com

Грачи прилетели. - Жизнь кратка, а искусство долго, и в схватке побеждает жизнь.

Весне посвящается.

Российский цикл известен: летом жарко, зимой холодно, весной реформы, а осенью – кризис.

А. Я. Лившиц.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)Грачи прилетели (1871).холст, масло.62/48 см.ГТГ.

Картина Грачи прилетели, является самым заметным этапом творчества Саврасова, который написал эту прекрасную работу в 1871 году, как раз это год создания передвижных выставок и вскоре после создания картины она была куплена П. М. Третьяковым, приобретший к тому времени уже четвертое полотно, набиравшего популярность Саврасова. Некоторое время картина Грачи прилетели экспонировалась на выставке Общества любителей искусств в Москве, после она выставлялась и в Санкт Петербурге, переезжая из одной выставки в другие, и только к 1873 году полотно возвращается к ее владельцу Третьякову, на то время все его купленные работы украшали его кабинеты и гостиные, так как, галерея картин собранная им, будет намного позже. Грачи прилетели задумывалась как картина с лирическим настроением, в котором отражалась исконно русская природа, на фоне небольшой церквушки, и привычных сельских домиков. На улице полным ходом весна, тает на лугах мартовский снег, худенькие извилистые березки с заселившимися на них только, что прилетевшими грачами, хлопотно занятыми созданиями своих гнезд, подчеркивают весенний настрой в картине. Картина Грачи прилетели настолько привычно восприятию русского человека, что складывается впечатление о этих окрестностей, которые находятся где то недалеко уже не раз виданные и близкие нашему сердцу.

Картина «Грачи прилетели» была выставлена в 1871 году на первой передвижной выставке и стала одним из ярких и запоминающихся ее экспонатов. Безыскусный на первый взгляд пейзаж произвел огромное впечатление на современников. В простой передаче ранней весны Саврасов словно открыл зрителям глаза на родную природу, на ее беспафосную поэтичность, ее интимную задушевностью. В знакомом облике захолустного села, в кривых березах с грачиными гнездами, в сараях, заборах, в церквушке пейзажист сумел подглядеть и передать подлинную красоту в обыденном.

Весной 1871 года художник совершил поездку в Среднее Поволжье, главным результатом которой и явилось создание картины «Грачи прилетели». Пейзаж, теперь общеизвестный, был увиден живописцем в Костромской губернии, в Буйском уезде, в селе Молвитино. Это было родное село легендарного исторического персонажа – Ивана Сусанина. И Саврасов не мог не знать об этом, но на полотне сие обстоятельство не нашло отражения. Видимо, пейзажиста привлекла в эти места возможность наблюдать более поздний, замедленный приход весны. Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы. Вернувшись в Москву, художник уже в мастерской внес новые подробности и доработал композицию.

В 1872 году картина, замеченная на передвижной выставке, была куплена П.М. Третьяковым. Много позднее, в свой последний период жизни, Саврасов, страдавший алкогольным недугом и постоянно нуждавшийся в деньгах, сделал несколько десятков повторения своего шедевра. Но лучшее полотно – первое, находящееся в Третьяковке.

«Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности, и вместе с тем художником огромного мастерства. Внутреннему содержанию картины при внешней простоте соответствуют точно взвешенная композиция и виртуозная живописи, избегающая внешних эффектов. Но сквозь изломанный узор березовых ветвей просвечивает удивительное небо, легкое и сквозное. Михаил Врубель, мастер другой эпохи, метко заметил: «Нарисуйте попробуйте просветы воздуха в ветвях – не нарисуете. Как они красивы».

Сдержанная гамма бело-голубых и светло-коричневых цветов с едва заметными переходами и с ускользающими светотенями вызывает ощущение скрытого движения, живой жизни картины.

Между тем, произведение Саврасова больше чем только изображение весеннего пейзажа, пускай и чрезвычайно удачного. Суть картины не исчерпывается одной лиричностью природы. Здесь запечатлено пространство жизни русского народа, который придал ему свой национальный колорит и выражение. Образ природы стал обобщающим образом России.

«Пейзаж Саврасова "Грачи прилетели" – писал И.Н Крамской, – есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов... и барон Клодт, и И.И.Шишкин. Но все это деревья, вода, и даже воздух, а душа есть только в "Грачах"». От себя добавлю – душа русского народа. Не случайно картина прочно вошла в массовый культурный обиход: в школьные учебники, альбомы, календари и хрестоматии. Глядя на творение Саврасова, дети со школьной скамьи начинают понимать природу своей страны и связывать ее с национальными традициями и историей.

Пелевин Ю.А.

Говностих про картину. Just for LULZ.

Что говорит о картине педивикия.

Методическое пособие. Сочинение по картине "Грачи прилетели".

Статья о картине из книги "Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г.

Давайте отбросим ложный стыд и срам, вооружимся лупой и зачем-то на всякий случай пинцетом и поближе разглядим это батальное полотно под красочным логотипом "Грачи прилетели". До сих пор ходят упорные слухи и два нелепых домысла, что Алексей Кондратьевич замышлял целый цикл подобных произведений типа: "Ежи дали дёру", "Колодец засорился", "Опорос свинок" и ,конечно же, "Канифоль кончилась". Рассматриваемое нами полотно довольно крупное и к тому же изрядно окаймлено рамой. Что же? А вот. Видите большая группа пьяных селян с песнями, пляшущими девками, трезвыми цыганами и одним медведем прошли здесь метрах в трёх от объектива и поэтому некоторые члены пернатой дружины, сидевшие только что внизу, испуганно взбежали вверх по стволу и там затаились в ветвях старой ивы.Настораживает обилие крылатых тушек на единицу берёзовой площади. Кажется вот-вот они сорвутся с веток и полетят на пашенку, чтобы тихо-мирно заклевать до смерти двух-трёх мирных пахарей и пахариц (тоже четырёх).В середине снежного покрова краснеется иссиня чёрный грач. Самка. У неё в зубах здоровый бамбуковый сук, припёртый ею же из-за моря-океана с острова Килиманджаро в качестве сувенира, чтобы похвастаться перед тупыми жирными гусями своей недюжей находкой.Благодаря современной технике послойного сканирования и осторожного капанья 75% раствора сильно поваренной соли на поверхность полотна, удалось разглядеть в одном из гнёзд старую свинью ахалтекинской породы. Как она залезла туда? Что пообещали ей подлые грачи? Остаётся только гадать. Но мы предоставим это вам, дорогие вы наши любители прекрасного.

art-shmart.livejournal.com

Художник Алексей Саврасов. Почему автор знаменитой картины «Грачи прилетели» закончил свои дни в полной нищете? | Биографии

Алексей Саврасов, родившийся 12 (24 по н.с.) мая 1830 года в небогатой московской купеческой семье, с детства увлекся рисованием. Он самоучкой освоил живопись акварелью и гуашью, пробовал писать маслом. Стремление юноши «учиться на художника» вызвало решительное сопротивление отца, видевшего в Алексее продолжателя семейного торгового дела.

А.К. Саврасов. Грачи прилетели Обострившиеся отношения с отцом даже заставили Алексея бросить учебу в Московском училище живописи и ваяния, в которое он с большим трудом поступил в 1844 году. Продолжить учебу он смог только в 1848 году, благодаря помощи преподавателя училища Карла Ивановича Рабуса, взявшего его в свой пейзажный класс, и, как ни странно, московского обер-полицмейстера генерал-майора Ивана Дмитриевича Лужина, оказавшего покровительство талантливому юноше. Кстати, генерал и позднее продолжал опекать Саврасова, а в летнее время приглашал его в свое имение, где молодым художником было написано не мало интересных работ.

Несколько лет, проведенных вне стен училища, когда Саврасов, хоть и урывками, занимался самостоятельно, не прошли даром. Алексей практически сразу же выделился среди товарищей по учебе не по годам зрелым отношением к живописи и несомненным талантом. На него обратили внимание и меценаты, которых всегда хватало в Москве, выделив в 1849 году средства для поездки Саврасова на Украину, откуда Алексей Кондратьевич привез несколько хороших картин и массу этюдов.

А.К. Саврасов. Вид Волги под Юрьевцем Украинские работы Саврасова, показанные на училищной выставке, были с интересом приняты зрителями и, что для юного художника чрезвычайно важно, благожелательно отмечены критиками. На следующий год Саврасов окончил училище, получив звание художника за картины «Камень в лесу у Разлива» и «Вид Московского Кремля при лунном освещении». На выставках стали появляться его новые работы, о которых преподаватель училища Николай Александрович Рамазанов так отозвался в журнале «Москвитянин»: «Пейзажи г. Саврасова… дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу».

На молодого пейзажиста обратили внимание и представителей императорской семьи. Президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна, приобретя в 1854 году одну из его картин, пригласила художника пожить в ее загородном дворце под Ораниенбаумом, чтобы отобразить самобытную местную природу. Здесь Саврасовым был написан цикл картин, за который Совет Академии художеств присвоил ему звание академика, что было для того времени событием весьма редким. Дело в том, что высокое звание получил живописец, не являвшийся выпускником академии, которому всего-то было 24 года.

А.К. Саврасов. Рожь Естественно, что творчество художника, к которому проявляли внимание члены императорской семьи, оказалось востребованным, его картины охотно покупали. В 1857 году, после смерти Рабуса, Саврасову предложили возглавить пейзажный класс в Московском училище живописи и ваяния. В этот же год он женился на Софье Герц, с братьями которой был хорошо знаком.

Несмотря на педагогическую и общественную деятельность Саврасов продолжал много писать, его картины стали выставляться не только в России, но и за границей. Он и сам в шестидесятые годы нашел возможность дважды побывать в Европе, посетив крупнейшие галереи и художественные музеи ряда стран, познакомившись с молодыми художниками, которые, как и он, искали новые пути в живописном отображении природы.

А.К. Саврасов. Распутица Стоит отметить, что Саврасов оказался талантливым педагогом, его учениками были Лев Каменев, Исаак Левитан, Сергей и Константин Коровины, Михаил Нестеров, Сергей Светославский, ставшие впоследствии знаменитыми художниками. Игорь Грабарь, которого со многими учениками Саврасова связывала тесная дружба, так описывал творческую атмосферу в мастерской Алексея Кондратьевича: «Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре. С первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся жизни. Расцветал дуб, и Саврасов, взволнованный, вбегал в мастерскую, возвещая об этом как о событии и уводил с собой молодежь опять туда, в зеленые рощи и поля».

Видимо, Саврасов и сам заражался задором своих учеников. В 60−70 годы им написано много прекрасных работ. Наиболее известной из них стала «Грачи прилетели», первые этюды к которой художник написал в деревне Молвитино на родине легендарного Ивана Сусанина. В конце 1871 года картина была представлена на первой выставке Товарищества передвижников, среди соучредителей которого был и Саврасов. Небольшая по размерам, всего 62×48,5 см, она не затерялась среди работ других пейзажистов. А сразу же вызвала интерес и собратьев по живописи, и зрителей. Иван Николаевич Крамской так отозвался об этой картине: «Пейзаж Саврасова „Грачи прилетели“ есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но все это — деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах“».

А.К. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки Трудно поверить, что столь оптимистичную картину художник писал в год, когда у него умерла дочь и тяжело заболела жена. Тяжелые переживания художник старался глушить изматывающей работой. Казалось, что это ему удается, под его кистью рождались лиричные, наполненные светом и воздухом полотна, восхищавшие современников. Но в душе живописца назревал надлом, проявившийся уже во второй половине 70-х годов. Художник стал реже выставляться, в его работах становилось все меньше вдохновения. Саврасов все чаще стал прибегать к традиционному русскому средству глушить тоску, что сказалось не только на творчестве, но и на семейной жизни.

Ситуация усугубилась в 1882 году, когда Саврасов был уволен из училища и лишился казенной квартиры. Жена от художника ушла, а он стал все ниже и ниже опускаться на дно. Саврасов пытался бороться с судьбой, у него появилась гражданская жена, родилось двое детей. К сожалению, победить пагубную привычку он уже не смог. Но не зря на Руси говорят, что талант не пропьешь. В минуты просветлений он продолжал писать.

Естественно, что большинство картин в это время создавались Алексеем Кондратьевичем не по вдохновению, а для заработка. Но и в них чувствовалась рука мастера. 1894 году архитектор Александр Померанцев, отправивший в Академию художеств докладную записку с просьбой оказать помощь остро нуждающемуся Саврасову, отмечал: «Не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти … бедственные для него годы не утратил своей способности и мастерства по части пейзажной живописи; то же должен сказать и о виденных мною его рисунках».

Дочь художника Вера, бывшие друзья и ученики всячески пытались помочь Саврасову, но результата добиться не смогли. 26 сентября (8 октября по н.с.) 1897 года Алексей Кондратьевич скончался в московской больнице для бедных. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище.

shkolazhizni.ru

Картина Саврасова «Грачи прилетели»

«Грачи прилетели» – самое известное творение русского художника Алексея Саврасова. Было написано в 1871. Известность картине принесла передвижная художественная выставка, на которой она была показана в том же году. «Грачи» ознаменовали начало развития нового этапа в русской пейзажной школе – лирического пейзажа, ставшего открытием живописи. Несмотря на то, что картина была показана среди многих других пейзажей, она сразу привлекла внимание большого количества людей. Статичные пейзажи Шишкина и Куинджи сразу потеряли статус новаторских. Сейчас картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Этюдами к картине послужили места в районе села Молвитино Костромской губернии (современное название – Сусанино). На заднем плане виднеется Воскресенская церковь, существующая и в наше время. Сейчас в ней находится музей Ивана Сусанина. Дорабатывался шедевр в московской мастерской художника.

Алексей Саврасов этой картиной хотел показать, что даже самое простое и непримечательное природное явление, одухотворенное личностным отношением художника, может быть пропитано глубоким эстетическим содержанием. На пейзаже изображено открытое, незамкнутое пространство, крохотная часть мироздания, в которой протекает обычная жизнь, открытая и простая. Картина создает гармонию своей обыденностью, а дымок из труб дает ощущение уюта, согревает своей теплотой. И.Н.Крамская, описывая выставку, сказала, что все пейзажи, изображенные там – это «вода, деревья, даже воздух, а душа есть только в «Грачах»». Художнику удалось донести до зрителя свое трепетное отношение к этим простым, но красивым местам, показать свою мягкую, хорошую душу, а также то, как все это ему дорого и близко сердцу.

Прикоснуться к прекрасному можете и вы, заказав печать картины «Грачи прилетели» для вашего дома или офиса. Artwall.ru предлагает купить известную картину, выполненную на качественном холсте, бумаге или самоклейке на выбор. Репликация получится максимально приближенной к оригиналу, а низкая цена делает доступной её практически каждому. Сжатые сроки изготовления, возможность доставки и множество вариантов оплаты товара сделают покупку быстрой и легкой.

www.artwall.ru

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ  Алексей Саврасов. 100 великих картин

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ 

Алексей Саврасов

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны.

«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, поэтому картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля — все обжито и согрето сердечным теплом.

Исаак Левитан так отзывался о картине «Грачи прилетели»: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, — и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу».

Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России!  

А. К. Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Уже в первых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпалась от зимней спячки земля. Все оживало с наступлением весны — любимой поры художника. 

Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь — у околицы обычного русского села — приобрело особую силу и очарование. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. 

Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Правда, история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: «Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе... пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу». Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: «С натуры нельзя так написать. Береза всегда имеет свой рисунок... По такому этюду не сделаешь картину. Это скорее эскиз по памяти».

Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки».

Вместе с этим полотном в русскую живопись входил сюжет издавна знакомый жителям русских сел и деревень, напоминавший им о близком приходе весны. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Как будто по-прежнему идет жизнь вокруг, и среди этой жизни — на пустыре, огороженном забором, — совершается великое чудо тихого пробуждения природы от зимнего сна. Удивительный весенний свет, наполнивший всю картину и по-разному осветивший ее, чуть позолотил снежный бугор у забора и самый забор. Лужи растаявшего снега открыли землю, отразили силуэты деревьев, на потемневший снег упали тени от молодых березок, озарилось розовато-золотистым светом плотное облако, а на обозримых далях обнажились проталины. 

В таком скромном, но пленяющем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена в его картине — со своей вечной темой обновления жизни. Все казалось таким обыденным, проще простого, и тем не менее волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru


Смотрите также