Гусары: история мирового опыта гусарских полков. Картина гусар


Гусарство русского искусства: shakko_kitsune

Самые красивые офицеры в картинах, стихах и кино. Про то, как двоюродный брат Дениса Давыдова его подменил; как то же самое сделал двоюродный брат Чаадаева, как самопиар задал тему русской поэзии, зачем гусары понадобились в оперетте "Принцесса цирка", как дореволюционные водевили оказались востребованными на большом экране и зачем Боярскому кивер.

Козьма Прутков, сам отставной гусар, как-то сказал: «Хочешь быть красивым, поступи в гусары». И действительно, офицерская форма этого рода войск была самой ослепительной. Яркий след оставили гусары и в других видах искусства страны — помимо мужской моды, став символом истинного молодечества.

ХОЛСТ, МАСЛО

Золотой век русских гусар, он же золотой век русской культуры, — первая треть XIX века. Именно эпоха Наполеоновских походов и последующие годы, когда продолжали увековечивать подвиги ее героев, подарила нам самые запоминающиеся визуальные образы.

Например, портрет гусара Давыдова кисти Ореста Кипренского — один из самых знаменитых мужских портретов в русском искусстве. Раньше считалось, что на нем запечатлен поэт Денис Давыдов, но позже ученые определили, что это его кузен Евграф. Забавно, что портрет, изображающий другого известного гусара-писателя, Чаадаева в офицерской форме, тоже в итоге оказался портретом двоюродного брата-тезки.

Череда блестящих офицеров проходит перед нами в «Военной галерее» Доу. Как раз про них Марина Цветаева писала в стихотворении «Генералам двенадцатого года» (позже — песне в фильме Рязанова): «вы, чьи широкие шинели напоминали паруса…» И пусть мы уже с трудом вспомним их подвиги — мужественные лица и красочная униформа завораживают.

В батальной живописи XIX–ХХ веков гусары всегда истинное украшение исторических картин о 1812 годе. Особенно их стремительность удавалась изящному Николаю Самокишу. А вот полотна, посвященные гусарам последующих поколений, например времен разгона польского восстания при Николае I или военных действий второй половины века (когда поменялся покрой формы), на взгляд современного зрителя все же не так поэтичны.

БУМАГА, ЧЕРНИЛА

Из гусарских офицеров вышел целый ряд писателей. Самым знаменитым гусаром из поэтов был Денис Давыдов, а самым знаменитым поэтом из гусар — Лермонтов. Впрочем, ведь и Гумилев был гусаром. Прежде чем пойти по дипломатической части, в гусарском полку отслужил Грибоедов. Поэтом был ротмистр Ахтырского гусарского полка Лев Панаев. Сборник «Песни гусара» в 1917 году выпустил корнет Изюмского полка Андрей Балашов, впоследствии — однорукий белоэмигрант. Из его сослуживцев по тому же полку стихами баловался полковник Анатолий Гольм. А ведь были еще и прозаики — Чаадаев, декабрист Михаил Лунин, кавалерист-девица Надежда Дурова…

Но стихов, написанных про гусар штатскими, намного больше. Самые блестящие — от поэтов современников и друзей Давыдова: это Пушкин, Вяземский, Баратынский, Батюшков, Жуковский, Федор Глинка, Николай Языков, Петр Капнист. Как и шампанское, гусары стали символом легкомысленного веселья. В огромной степени этому способствовал Денис Давыдов — найдя свой литературный образ, он намеренно культивировал в своих стихах «гусарство», разгул, гулянки и пьянки. Благодаря его влиянию это бунтарство и молодечество стали типологическими.

В его очах горит огонь,На нем мундир как солнце блещет,Под ним дрожит могучий коньИ ментик в воздухе трепещет.

Сверкает сабля и гремитИ сбруя в пене серебрится,Красуясь, ловко он сидитИ в даль синеющую мчится...

Вот он, — красавицы мечта!Вот он, — сияющий невежда!России шаткая надежда,И блеск, и шум, и пустота!..

Петр Капнист (1848)

Так образ лихих военных стал неотъемлемой частью культурного кода России — культуры, в общем сдержанной, лишь изредка позволяющей себе отдушины буйства (и всегда — в конкретных рамках: цыганщина, казачество, гусарство). Если лихие военные — то обязательно гусары! Поэтому, если сначала Мандельштам напишет «…улыбаются мещанки, / Когда уланы после пьянки / Садятся в крепкое седло…», то в следующей версии стихотворения он заменит «улан» на более органичных «гусар».

В русском языке рождается уникальный глагол «гусарить». Если в прозе появляется персонаж-гусар, от него мы сразу ждем эксцессов: герой пушкинской «Метели», готовый венчаться с кем попало, Дорохов из «Войны и мира», привязывающий городового к медведю, отец и сын из «Двух гусар» Льва Толстого… Наконец, штамп выворачивается наизнанку у Ильфа и Петрова с их «гусаром-схимником».

ГИТАРА, СТРУНЫ

Романтизации образа способствовали и песни — сначала на стихи того же Давыдова, потом его младшего современника Пушкина, который по-юношески был им очарован. Потом появились романсы малоизвестных авторов — «народные» и поэтому совершенные своей простотой: «Когда я пьян, а пьян всегда я!» («Александрийский лейб-гусар»), «Скатерть белая залита вином, все гусары спят беспробудным сном» и т. п.

Этот хрестоматийный образ гусара использовали и советские барды, в том числе Галич, Окуджава, Митяев, Берковский, Ким, писавшие как для самостоятельного исполнения, так и для саундтреков советского кино. В музыке их никогда не призывают к смерти на поле боя, только к празднику жизни. Вот, «Пей, гусар!», поют в ленте «Крепостная актриса». И даже в экранизации переводной оперетты «Принцесса цирка», сюжет которой в принципе к гусарам отношения не имеет, самый залихватский номер оказался, разумеется, гусарским: «Эй, гусар! / …Время летит, забывать о том нельзя, / Надо прожить нашу молодость не зря».

ПЛЕНКА, КАМЕРА

Кинематограф ХХ века сделал больше всего для распространения ходульного образа. Именно оттуда в анекдоты ворвался поручик Ржевский, впервые возникший в пьесе Александра Гладкова «Давным-давно», но прославившийся благодаря ее экранизации «Гусарская баллада» 1962 года. Прототип главной героини — гусар Надежда Дурова; есть там и командир партизан Давыд Васильев, чей образ основан, понятное дело, на Давыдове. Затем последовал полный прекрасной музыки рязановский фильм «О бедном гусаре замолвите слово» и биография Давыдова «Эскадрон гусар летучих», легкие комедии «Сватовство гусара» и «Старинный водевиль» (оба по дореволюционным пьескам). В национальной мифологеме гусары оказываются символом радости, буйства, веселья и мужского начала, эквивалентом мушкетерам — недаром Михаил Боярский так славно смотрится в кивере и доломане.

shakko-kitsune.livejournal.com

Военная история XVI-XVII веков: Гусария в картинах

Атака польских гусар в битве под Кирхольмом 1605 года.

Картинка - отсюда

Атака гусар на русскую пехоту

Атака гусар под Збаражем 13 июля 1649 года. 

Художник Анатолий Теленик. Рисунок - отсюда

Гусария. Картина Мирослава Шейба

Рисунок - отсюда

Боё гусар с татарами в битве у Берестечко 29 июня 1951 года. Смерть Тугай-бея

Художник Анатолий Теленик. Рисунок - отсюда Гусария. Картина Мартина Закржевского. Рисунок - отсюда

Атака польских гусар в битве под Веной 1689 г.Картина - отсюда

war16-17.blogspot.com

Гусары России: как формировался легендарный образ

Первые гусары появились в Венгрии в XV столетии. Тогда король Матьяш Корш, которого называли победителем турок, объявил о назначении государственной повинности. Именовалась она «Хус ар» от Хус — 20, а ар — деньги. Это была сумма, выделяемая на каждого двадцатого в списке дворянина, который должен был служить в армии.

Гусарский полк

Гусарам удалось просуществовать более восьмидесяти лет. Единое Венгерское королевство в 1540 г. было расчленено. Западная часть со Словакией досталась австрийскому монарху. Тогда и был дан старт шествию гусаров по территории Европы.

Как выглядели первые гусары

Первоначально гусары не напоминали тех, чьи облики нам знакомы по картинам XIX столетия и современным кинофильмам. Гусары были в тонких кованых металлических кольчугах, на головах — легкие шлемы с кольчужными оголовьями. Зимой они надевали куртки — ментии, которые носили в другие времена года на левом плече. К ним прикреплялись орлиные или ястребиные крылья, для предохранения от ударов саблями левой руки, которой держали поводья.

В XVI столетии распространение гусарства шло двумя направлениями. Первое было германским. Австрийские подданные, гусары занимались охраной турецко-австрийской границы. Второе — польское. Трансильванского князя Стефана Батория в 1576 году избрали крулем (королем) польным. С его пришествием пришли и гусары в Речь Посполитую.

При смуте, которая наступила после кончины Бориса Годунова во времена Лжедмитрия, гусары появились на территории Руси. Они были в армии Яна Сапеги, который осаждал Троице-Сергиеву лавру при «семибоярщине». Они были с гетманом Ходкевичем, пытавшимся захватить Москву. Однако с первыми венгерскими гусарами они уже не имели ничего общего.

Гусарские товарищи

Про гусаров на Руси

Легкие шлемы заменили кованые «со стрелами», защищавшие носы, а кольчуги заменили латами. Они стали уже панцирными гусарами, которые прославились в боях с крымскими татарами и турецкими спагами. Этот вид кавалерии приглянулся Михаилу Федоровичу. Тогда на Руси появились вербованные гусарские шквадроны, в составе которых были немцы и поляки. Во времена Алексея Михайловича в гусарских шквадронах начали появляться и отечественные дворяне.

Еще до Петра I гусары были растворены в русском воинстве. Петру довелось предпринять попытку сформировать гусарские подразделения, однако безрезультатно. Позднее фельдмаршалу Бурхарду Христофору фон Миниху после Очаковского и Крымского походов пришлось вернуться к этому. И у него получилось.

Во времена Елизаветы Петровны появились грузинские, сербские и македонские гусарские полки. В те времена был сформирован и костюм гусара. Теплые ментики (бывшие мантии), высокая шапка гусара, ботики ниже колен и легендарные ташки — сумки для документации — таков был костюм гусара во второй половине XVIII века. По словам генерала Фермера, гусары обязаны были идти в атаку с присущей им наглостью. Таким образом, впервой зафиксировали психологию в российском гусарстве.

Во времена Екатерины II в гусарских полках в основном были русские солдаты и офицеры. Эту традицию, закрепленную Павлом I, не нарушали до падения самой империи. В гусарских полках часто были люди, которые являлись носителями интеллектуального мышления на элитарном уровне. Хотя, если посмотреть на названия гусарских полков, то с этим можно и не согласиться или только частично.

Гусары

Легендарные русские гусары

Кто же был первой гусарской легендой? Большинство считает, что это Денис Давыдов. Однако в действительности это была Надежда Дурова. Мать выбросила ее из кареты из-за плача. Тогда отец подобрал и передал ее на попечительство гусару, который и воспитывал малышку. Как известно детские воспоминания могут быть самыми яркими, поэтому сабли, барабаны, кони оставили заметный след в памяти девочки.

Так уже будучи замужней женщиной, в 1806 году она  отправилась воевать в кавалерии. Надежду произвели в офицеры и наградили Георгиевским крестом. Служила она в Александрийском гусарском полку. Из-за романа с Милорадовичем она оставила полк и перешла в уланы.

И только второй легендарной личностью в русском гусарстве, можно считать Дениса Давыдова. Он первый называл себя гусаром. Будучи офицером в Лейб-гвардии Кавалергардского полка, долго не задержался в нем. Пылкого стихотворца за его творчество при переводе сделали армейским гусаром. Так Белорусский гусарский полк сформировал в гусаре-поэте, романтика, забияку и смельчака. И у этого образа появились свои подражатели.

Однако, невзирая на яркость образа и великолепны стихи Давыдова, первый гусар столетия, по мнению современников, был некий храбрец Кульнев. В общем-то, он и был прообразом всех гусаров-бессребреников. Кульнева запомнили как льва на поле боя, и ягненка, когда трубы пели отбой.

"Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова"

Формирование облика гусаров

Не стоит удивляться, что гусары являются символом целой эпохи. Они олицетворяли начало XIX столетия, когда идея гусарства была на пике. В это же время формируется легендарный образ гусара. Чего стоили одни только усы гусара?

Гусарство считалось беспробудным кутежом и отчаянной лихостью, ошеломляющим бескорыстием и постоянным безденежьем, нарочитым презрением к накопительству то ли крестов, то ли чинов. При этом также неизменный поиск прославиться, любви, освобождения и игр. Гусары были признанными героями не только на полях сражений, но и в любовных битвах.

Они были самим мужским воплощением любви, они были ее героями. Без них не обходились ни романы, ни рассказы или водевили. Образы прижились в культурном срезе простонародья очень легко и стали базовым феноменом в российской культурной жизни.

Гусары в кино

Костюм гусара периода 1812 года

Костюм гусара в 1812 году существенно отличался от костюмов прочих родов кавалерии по своему виду. Его настолько явное различие можно объяснить происхождением этой разновидности легкой кавалерии. Появление гусаров в русской армии относится к середине XVIII столетия. В те времена гусары были в основном сербами и венграми. С ними и была принесена присущая только им военная форма одежды. Необычная и нарядная гусарская униформа понравилась, особенно парадный мундир гусара. И все это смогло прижиться в Российской Империи.

На протяжении столетия эту униформу пытались неоднократно видоизменять, при этом сохраняли характерные только для нее мотивы.

Военная форма гусаров состояла главным образом из:

  • Доломана;
  • Ментика;
  • Чакчир;
  • Ботиков;
  • Кивера;
  • Ташки;
  • Гусарского кушака.

К этому также некоторые историки относят и один из предметов в конском уборе — вальтрап. В каждом полку имелись свои цвета гусарской формы.

Доломаны (дуламы, доламы, долманы, дулманы) — короткие до пояса однобортные куртки со стоячими невысокими воротниками. На груди офицерские куртки были расшиты в пятнадцать рядов петлями, материалом для которых служил золотистый или серебристый шнур. Солдатские шнуры были из шелка желтой или серовато-белой расцветки.

Костюмы гусар

Ментики (ментии) — абсолютно такие же куртки, как и доломаны, однако воротники, концы бортов, низы курток, а также низы рукавов обшивались мехом. Каждый отдельный гусарский полк обладал ментиками своих расцветок. И это при том, что расцветки ментиков не обязательно совпадали с цветами доломанов.

Чакчиры (чикчиры) – это штаны гусар прямого покроя с наличием штрипков внизу. Они заправлялись в ботики. Расцветки чакчир были самыми разнообразными, каждый полк обладал своей.

Ботиками назывались невысокие (немногим более центра икр) неширокие сапоги. Верхние части голенищ обладали фигурными вырезами с кисточками в них. На ботики надевались шпоры. У солдат были шпоры, луженые оловом, а у офицеров серебреные (золоченые).

Что носили гусары в поле

В походных условиях, в боевой обстановке, во время занятий в холодное время года поверх, а в теплое — вместо чакчир гусары надевали серые рейтузы, которые подшивали с помощью кожи. Рейтузы одевались поверх ботиков. Чакчиры гусаров были дорогостоящими. Из-за продолжительного сидения в седлах штаны быстро стирались и разрывались, в условиях ненастной погоды скоро промокали и пачкались землей, летящей из-под коней.

Гусары в бою

Надевание рейтузов спасало положение дел. Так что в реальности в бою гусары были иными. Они смотрелись не такими нарядными, как в фильмах типа «Война и мир», «Гусарская баллада» и др.

Так случилось, что в конце XIX столетия мест применения своих сил у гусаров оставалось не много. С появлением аэростатов, удушающих газов, скорострельного оружия кому нужна кавалерия? Во времена «мировых войн и революций» гусарству предстояло расцвести последними прощально-пышными цветами. И это было концом эпохи, которой суждено было рухнуть в небытие. Гусары остались не у дел.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru

Костюм и Шапка, Про Усы Русского Гусара, Форма Одежды, Описание Боев, Вооружение и Обмундирование

О гусарах сложено немало стихов и песен, ставших со временем неотъемлемой частью армейского фольклора для целой эпохи. Русские гусары, ратные подвиги которых овеяны легендами, по праву занимают одно из ведущих мест в героической летописи русского воинства. И хотя этот вид легкой кавалерии появился не в России, русскую армию сегодня трудно представить без гусарских полков. Пиком славы гусарского воинства стала Отечественная война 1812 года.

Бородино

Бородино

Рождение нового вида легкой кавалерии

В русский язык слово гусар пришло из Австрии. Именно здесь этот вид легкой кавалерии получил свое развитие, превратившись из конных отрядов ополчения в регулярные воинские подразделения. Действия польской легкой конницы и венгерских отрядов на полях сражений в Центральной и Восточной Европе показали высокую эффективность нового вида кавалерии. Польские гусары, вооруженные легким оружием, обладали мобильностью и могли выполнять различные боевые задачи. Летучие отряды успешно действовали при ведении разведывательных операций, наносили немалый урон коммуникациям противника. При умелом использовании в составе основных сил гусары прекрасно показали себя в качестве ударных подразделений. Лавина легкой конницы смогла внести смятение в ряды пехоты, расстроив боевые порядки противника. Про гусаров говорили – «Они быстры, стремительны и неустрашимы. Их атака всегда, как гром среди ясного неба».

Сербские гусары

Сербские гусары

Отвага, неустрашимость и высокое воинское мастерство были отличительными чертами гусарских отрядов. Особенности и специфика воинской службы наложили свой отпечаток на дальнейшую судьбу легкой кавалерии. Гусарские подразделения формироваться по новому принципу. Своего рода – гусары стали армейским спецназом того времени. Образовалась целая каста военнослужащих, со своими правилами, негласными законами и принципами. Быть гусаром считалось почетно и престижно. Этому способствовали образ жизни кавалеристов, специфика воинской службы.

Стоит напомнить, что гусары были в русской армии еще при царе Михаиле Федоровиче. На службе русского царя состояли наемники из Европы, сведенные в три гусарские роты. Петр I на некоторое время упразднил гусарские подразделения, однако уже в 1723 году в русской армии снова появляются гусарские кавалерийские иррегулярные формирования. Попытки превратить иррегулярную конницу в полноценные строевые подразделения предпринимались фельдмаршалом Минихом, однако успеха эта идея не принесла. Только при Екатерине II были сформованы первые регулярные гусарские полки, набираемые из числа российских граждан. Активную роль в повышении боеспособности легкой кавалерии сыграл Император Павел I. Все гусарские полки в России получили названия по месту постоянной дислокации. Летучая кавалерия стала регулярно участвовать в военных похода российской армии, став полноценным боевым инструментом современной армии.

Костюм гусара, как элемент культа бравого воина

Узнать гусара можно было издалека. Кавалеристов отличала блестящая форма, особый стиль во внешнем облике и в манерах поведения. Формированию облика бравого гусара способствовал восточно-европейский колорит. В воинском гусарском мундире можно легко увидеть черты сербского, венгерского и польского мужского платья.

Форма гвардии

Форма гвардии

В российской армии костюм гусара считался самым престижным мундиром. Недаром Гвардейские Семеновские и Преображенские полки были одеты в гусарскую форму. Начиная со времен царствования Екатерины II, все лейб-гвардейцы носили парадную гусарскую форму. Отличался костюм только цветом и мелкими деталями. Каждый гусарский полк имел свою, отличную от других форму. Имели кавалеристы и особенности во внешнем виде. Усы гусара являлись характерной чертой во внешнем облике военного, которая выдавала его принадлежность к элитному подразделению. По длине и завиткам кончиков усов гусара, можно было определить, к какому полку приписан военнослужащий, какого он звания.

История с военным мундиром для гусарских полков в России имеет разное толкование. Однако ввиду того, что этот вид кавалерии пришел из центральной Европы, русские кавалеристы унаследовали детали венгерского, сербского и польского обмундирования. Традиционно польские и австрийские гусары носили яркие мундиры с элементами венгерского и польского национального костюма, имели головные уборы отороченные мехом. Костюм гусара в любой обстановке, на поле боя или в парадном строю отличали пышность и красочность.

Первые гусарские отряды носили меховые шапки и короткие полушубки. Постепенно легкая конница отошла от кольчуги и других защитных доспехов. Форма становилась более удобной и практичной. Вместе с тем, образ жизни гусар вносил свои коррективы в стилистику военного мундира. Однако без изменения остались основные детали воинского мундира, такие как доломан и ментик.

Эти элементы костюма стали обязательными и сохранились до самых последних дней существования этого вида кавалерии.

Доломан представлял собой короткую куртку со стоячим воротником. Короткая длина была выбрана не случайно, так как частое нахождение всадника в седле требовало более удобной и комфортной одежды. В Венгрии, откуда и пришли к нам гусары, доломан считается традиционной формой одежды военного всадника. В качестве элемента верхней одежды использовался ментик, короткая куртка – накидка, отороченная мехом. Однако ментик помимо своей основной функции, играл важную роль в создании облика всадника. Специально был придуман и стиль ношения ментика. Его одевали на один рукав и цепляли боком к доломану, создавая неповторимый образ бравого вояки. Эта традиция прижилась в легкой кавалерии, став неотъемлемым элементом ношения военного мундира.

И доломан, и ментик имели яркие мелкие детали, подчеркивающие парадность военного костюма. На груди доломан был расшит 15 шнурованными петлями. Для офицерского состава петли имели золотую или серебристую расцветку, для рядового состава гусарских полков петли делались из обычного шелкового шнура желтоватого или серебристого цвета. Особое место на груди занимали пуговицы. Офицеры на доломане и ментике носили позолоченные пуговицы. Солдатские мундиры оснащались медной фурнитурой. Оторачивал петли на доломане галун, который на офицерской форме был золотистого цвета. Аналогичным образом обшивался и украшался ментик.

Веяния времени

С годами гусарский костюм претерпел изменения. Сказались попытки унифицировать военную форму, привести ее в определенный порядок. Количество петель на мундире могло варьироваться от 11 до 18 шт. Число шнуров и цветовая гамма так же претерпели изменение. Каждый гусарский полк имел свои отличия на мундире, начиная с цветового оформления и заканчивая цветом меховых обшлагов. Форменным стал и головной убор. Меховая шапка уступила место киверу, который можно смело назвать настоящим произведением искусства.

Черный цилиндр был обязательно обозначен петлицей и кокардой, которые говорили о звании кавалериста и его принадлежности к воинскому подразделению. Венчал головной убор султан. Кивер крепился на голове с помощью ремешка – чешуи. Шапка гусара стала на определенное время главным отличительным признаком принадлежности военнослужащего. В таком виде гусарский кивер продолжал оставаться долгое время. Менялась только высота головного убора, цвет султана.

Мундиры царской армии

Мундиры царской армии

Начиная с XVIII века, гусары получили полевую и парадную форму. Для действия в полевых и боевых условиях кавалеристам предназначалось более сдержанное обмундирование. Ограничено количество металлических и блестящих частей. Уменьшена высота кивера и убраны с головного убора металлические части. Стандартизировался цвет униформы. Вместо разноцветной формы, полевая гусарская форма стала зелено-серой. Парадный гусарский мундир продолжал оставаться ярких цветов. Для гвардейских полков было принято носить воинский мундир белого или красного цвета. Рейтузы, остались обязательным атрибутом парадной одежды, перейдя на униформу других родов войск. В полевых условиях было принято носить длинные узкие или прямые брюки.

Гусары XX век

Гусары XX век

Помимо знаков отличия на кивере и цвету галунов, отличительными признаком являлась меховая оторочка на рукава и обшлагах доломана и ментика. Для высших офицеров было принято носить бобровый мех. Унтер-офицеры и капралы носили мундиры отороченные чернобуркой. Рядовой состав носил доломаны, украшенные заячьим мехом.

В заключение

Костюм гусара продолжал долгое время оставаться в армии самым ярким и выразительным. Не только в русской армии, но и в армиях других государства, гусары всегда были впереди. Их присутствие на поле боя всегда можно было определить по внешнему виду всадников и стилю атаки. Атрибутика, сопровождающая гусаров на всем протяжении их существования, манеры поведения, стиль жизни и боевые заслуги давали обильную почву для армейского фольклора. В гусарских полках служила элита общества. Нередко в составе гусарских полков проходили службу ученые и поэты, художники и артисты. Русский поэт, герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов служил в составе Ахтырского гусарского полка. Сумел отличиться службой в лейб-гвардейском полку поэт Михаил Лермонтов. Гусарами были такие известные личности, как поэт Александр Грибоедов, писатель Михаил Булгаков и будущий Президент Финляндии — маршал Маннергейм.

Гусарские полки входили в состав русской армии до самого краха Российской Империи, считаясь элитными подразделениями.

militaryarms.ru

Два века польской гусарии - sarmata

Два века польской гусарии

* * *
Любителям "пернатых". Подборка фотографий с картин современников, изображающих польских гусар, крылатых и бескрылых, от битвы при Орше (1514) до битвы под Веной (1683).

Картинки сохраняются в большом формате.

Гусарская хоругвь в битве при Орше, 1514. С картины в Национальном музее в Варшаве

Королевская гусарская хоругвь на т.н. "Стокгольмском свитке", 1605. Королевский замок в Варшаве

Гусар с т.н. "Голуховской таблицы", ок. 1620. Национальный музей в Познани

Шимон Богушович. Битва при Клушине (1610). До 1620. Львовская картинная галерея

Гусары гетмана Жолкевского атакуют шведских рейтар.

Гусарский ротмистр.

Гусарский офицер на картине Петера Снайерса "Битва под Кирхольмом" (1605), ок. 1619

Томмазо Доллабелла. Гусария под Смоленском, 1634. Ок. 1640

Анджей Стех и Фердинанд ван Кессель. Битва при Хотине, 1673

Мартин Альтомонте. Гусария атакует турецкую конницу и янычаров под Веной (1683). 1694. Львовская картинная галерея

Франц Геффельс. Битва под Веной, 1683 г. Исторический музей г. Вены

Гусары Яна Собеского штурмуют турецкий лагерь. Бой у шатра великого визиря Кара-Мустафы.

* * * * * *
[User Picture]

Меня этот фрагмент особенно вдохновляет.

[User Picture]

Re: Меня этот фрагмент особенно вдохновляет.

Что в нем особенного?

[User Picture]

Re: Меня этот фрагмент особенно вдохновляет.

Динамика офигенная. И детелизация. Да и просто нравятся эти две фигуры.

* * * * * * * * * * * *
[User Picture]А что за странные шапки у мужиков справа на картине "Гусарская хоругвь в битве при Орше, 1514. С картины в Национальном музее в Варшаве", как котелки какие-то?

Вот фотографии с доспехами гусар из архива одного из немецких авиационных подразделение Первой мировой войны. Львов, скорей всего 1916 год. Не поможете опознать картину???

Перед ПМВ в львовском музее им. Яна Казимира находилась довольно богатая коллекция оружья, возможно, что фото было сделано туда же. В дискусии сколько у гусаров было крыльей ваш пост, для меня, маленькая революция. До наших дней сохранились гусарские комплеты с одним крыльем, количество которых можно посчитать на одной руке, а тут на одной снимке три. Подскажите, пожалуйста, источник.

[User Picture]Источник немецкий ebay. Подпись к серии фотографий: "Foto Podhorce Ukraine Zamek"Вот он:

[User Picture]

Как уже ответили - это рыцарский зал Подгорецкого замка, +- 80 км от Львова. Только фото было сделано уже в начале 20-го века, в то время в замке был музей, которым руководило семейство Сангушко, бывшее в родстве с прежними хозяевами Жевусскими. Они фактически перебрали старую коллекцию и обновили на манер реставраций конца 19-гоначала 20-го века, тоесть скорее не релистично, а в духе сарматского романтизма. И считается, что крылья были приделаны на спины кирас (причём намертво) как раз в 19-м веке. Эти доспехи использовались для почётных гвардейцев, которые спешенные стояли у ворот при встрече различных делегаций. РАз стоят спешенные, то надо к спине прикрутить, луки седла же ж нет))) Сейчас эти доспехи, по крайней мере их част, хранятсяя в львовском музее Арсенал. Многие экспонаты были вывезены перед 2-й мировой в Аргентину, а оттуда в Бразилию и сейчас экспонируются в Сан Паулу. Часть попала в музеи Польши.

* * * * * * * * *
[User Picture]

Крылья польских гусар

Нашла зачем польским гусарам крылья:Неоднократно после сшибки с козаками польские гусары лишались лошадей, которым козьи рога распарывали брюха вместе с подпругами, и летели кубарем на землю. Именно этим и было вызвано введение в тяжелой польской кавалерии крыльев, которые обеспечивали планирование и мягкую посадку тяжеловооруженного конника, сохраняя его способность к бою в пешем порядке.

Re: Крылья польских гусар

Это анекдот : ), слышал много теорий на тему: „Зачем гусарам крылья”, но эту слушу первый раз. Для всех фанатов продолжение этой темы, на польском языке.

http://www.ioh.pl/pelne.php?Art=1055&Strona=1

* * * * * * * * * * * * * * * * * *
[User Picture]нравится мне такой стиль как он называется?
* * *
[User Picture]

Да были герои в наше время..жаль что нынешняя форма уже не та, а было бы здорово если бы поменяли что-то в нашей армии :)

* * * * * * * * *
[User Picture]

Теееммааа, тоесть таки ДА офигенски.... Ух.... )))

* * *
[User Picture]

Богато выглядят доспехи у них) Впрочем, в те времена Речь Посполитая была ж империей!

* * *

Когда-то воевали, а теперь бах бомбу и все, вот б было вообще без воин, мирно б было:)

* * * * * *
[User Picture]

На четвёртом изо не то чтобы гусарский ротмистр, а , собственно, сам Жолкевский, который коронный гетман). Спасибо за пост.

* * *

sarmata.livejournal.com

Польские гусары

Первые кавалерийские части появились у поляков практически одновременно с появлением польского госсударства. Известны так называемые "Кольчужные дружины" эпохи Мешко I и Болеслава Хороброго (2-я половина X века — начало XI века). Именно благодаря сильной конице Польша вначале не расматривалась рыцарскими орденами Меченосцев (с 1202) и Тевтонов (в Европе с 1226) в качестве целей их восточной экспансии. У литовцев же до образования Литовского княжества не было тяжелой коницы, а существовали легкие коные отряды, вооруженные дротиками и дубинками. Они, естественно, не могли выдерживать удары тяжелой рыцарской коницы, что и привело к захвату орденами ряда славянских земель и уничтожению славянского племени пруссов как народа. Не будем останавливаться на дальнейшей истории тяжелой польско-литовской коницы, а перейдем к конице иррегулярной, из которой и развились со временем гусарские подразделения. Уже в битве под Грюнвальдом важную роль в победе сыграли татарские конные части, своими телами прорвавшие первую линию орденской обороны. Также наемников из числа польских иррегулярных частей и казаков использовали имперские войска во время Тридцатилетней войны. Во время войн с Швецией (1630-1660) поляки также нанимали иррегулярную кавалерию из числа литовцев, татар, валлахов, сербов и венгров. Шведский фельдмаршал Виттемберг писал:"...они отличные наездники, умеющие быстро пользоваться каждым удобным обстоятельством, но не любящие иметь дело со стройными рядами...". Тем не менее Швеция, не имевшая иррегулярной коницы, не решалась на серьезные боевые действия до получения подкреплений из числа запорожских казаков (1630). До начала XVI века польская конница состояла из тяжеловооруженных "копейных" рот и легко вооруженных всадников из литовцев, татар, молдован, валахов, сербов и запорожцев. С созданием Речи Посполитой в результате объединения Польши с Литвой, для контроля над южными и восточными границами понадобились иные формирования, более легкие чем копейные, состоящие из природных конников. Сам проект содержания постоянных отрядов на рубежах Союза назывался Оброна Поточна, а его первым руководителем стал Петр Мышковский. Так появились первые гусарские формирования в Польше. Изначально всадников набирали из инородцев, в большинстве из сербов, а позже из поляков. Гусарские роты делились на копийников и стрельцов. Причиной тому было малое количество тяжелой конницы, выделенное для Оброны Поточной. Следовательно, легкие гусары были вынужденны применять оба вида конной схватки: плотный и рассыпной строй. На картине "Битва под Оршей" (1514) гусары-копейщики изображены в своеобразных фетровых или меховых шапках, украшенных перьями, или в венгерских шапочках-"магерках". Доспехов, кроме простеганных кафтанов, они не имели и были вооруженны асимметричными щитами-"тарчами", саблями и копьями-"древами". Позже гусарские формирования распространились по всей Речи Посполитой и образовали легкую коницу, наряду с имевшейся рыцарской. Каждый копейщик или "товарищ" должен был являться на службу в сопровождении нескольких стрелков, называвшихся "пахоликами". Число их могло разниться и иногда доходило до 14 и более. Бывали и такие случаи, когда копийник приезжал в одиночку. Пахолики вооружались за счет товарища, поэтому имели разные виды оружия, включая и огнестрельное. К середине XVI века необходимость в тяжелых копийных ротах начинает уменьшаться из-за распространения огнестрельного оружия. Но в тяжелой конице, как в таковой, нужда не исчезла. Поэтому пришедший к власти Стефан Баторий (1576-1586), талантливый дипломат и полководец, осуществил давно назревавшую реформу в армии, в частности в кавалерии. Крылатый гусар, 17 век Популярные среди шляхты гусарские формирования превратились в тяжелую коницу кирасирского образца. В число товарищей стали приниматься состоятельные землевладельцы, имеющие годовой доход не менее 50000 злотых. Как правило, каждый товарищ должен был иметь при себе 4-х пахоликов, но допускались и иные варианты. По поводу вооружения гусара Стефан Баторий давал следующие указания: "...а те солдаты, которые будут служить в гусарах, должны иметь хороших лошадей; выходя на войну, должен он садиться на коня с копьем, в латах, в налокотниках, в шлеме, с коротким ружьем, с саблей, с кончаром или с палашом..." Обычно в бою товарищи облачались поверх доспехов в звериные шкуры. Встречались барсовые, леопардовые, белого или бурого медведя, волчьи, тигровые, рысьи и, надо думать, иных зверей. Товарищи, а часто и пахолики, надевали своеобразные крылья, сделанные из индюшачьих, орлиных, гусиных перьев. Вначале крылья изготавливали небольшого размера и крепили либо на щите, либо у луки седла, сбоку или сзади. Считается, что во время скачки они издавали неприятный для слуха неподготовленной лошади звук. Те начинали беситься, не подчинялись воле наездника, и, таким образом, конный строй противника разрушался. Позже, к середине XVII века, крылья у гусар увеличились в размерах. Крепились они жестко к спиной части доспехов и нависали над головой кавалериста. Таким образом, в дополнение к сказанному выше, крылья приобрели и другое назначение — они защищали гусара от петли аркана, и от тяжелых травм головы при падении, так как смягчали удар. Другие исследователи полагают, что крылья вместе с доспехами, украшенными шкурами медведя, тигра и леопарда, и длинным копьем, с многоцветными вымпелами на наконечниках, сделанные из перьев орла, лебедя и дикого гуся, должны были деморализовывать противника. В подтверждение этой гипотезы можно привести слова участника битвы при Вене (1683), сравнившего польских гусар, атакующих турецкую армию, с ангелами, спускающимися с небес, дабы покарать безбожников. Согласно одним источникам эта манера украшения доспехов пришла из Азии, после чего и распространилась в странах, ставших частью Турецкой империи. Согласно другим — истоки следует искать в средневековой Сербии. Пахолики по-прежнему снаряжались за счет гусара и могли быть вооружены самым различным оружием. Роты были различными по численности — от 50 до 120 всадников. В то время, как в Европе постепенно отказывались от копий, в гусарских ротах их по прежнему использовали. Длина копья могла быть от 6 до 6.5 метров и, поскольку всадник, хорошо владеющий таким оружием, доставал врага в рукопашной раньше, чем тот успевал приблизиться на длину клинка, преимущество в этом случае было на стороне гусара. Во многом благодаря этому были выиграны несколько сражений, покрывших гусар славою, таких как бой под Клушино (1610) против шведов и бой с русскими под Чудовом (1660). Кроме копий гусары были вооружены саблей (karabela boyova), прямым мечом 170 см для прокалывания брони (konzerz) и двумя пистолями, находившихся в прикрепленных к седлу кобурах.

Польские гусары гусары, история

Источник:

Польские гусары гусары, история

Источник:

Польские гусары гусары, история

Источник:

Польские гусары гусары, история

Источник:

Ссылки по теме:

fishki.net


Смотрите также