Хоровод (картина Натальи Гончаровой). Картина хоровод


танок, круг, весенний хоровод, традиции танца в регионах России.

Кто и когда первым на Руси завел хоровод — за давностью лет доподлинно неизвестно. Самый древний танец изначально был частью языческого обряда — поклонения Яриле, могущественному богу солнца. И «хождение за солнцем» прочно утвердилось в славянской культуре на многие века. В хороводные традиции на Руси углубилась Наталья Летникова.

Посолонь

Алексей Саврасов. Хоровод в селе. 1874. ГТГ

А также карагод, танок, круг, улица. Множество названий любимого народом танца. По Далю — собрания сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. По сложившейся традиции молодые девушки, выйдя на улицу, начинали «играть песни» или заводили «прибаутки», встретившись на ярмарочной площади. В центре событий, как правило, оказывалась хороводница. Женщина, самая заводная в округе. Балетмейстер и хоровик по призванию — песни заводила и придумывала новые танцевальные картины.

Хоровод для крестьянской девушки, что для барышни из высшего света — один из способов приглядеть мужа. Где-то хороводный возраст — с 12 лет, а где-то и позже. Главное — количество дочек в хозяйстве. Так что семья отправляла, как на бал, сначала девиц постарше. Младших до поры держали в тени. В хороводе парни приглядывали себе невест: хороша ли, плывет ли павой, поет ли голосисто.

Хоровод с юга на север

Весенние хороводные «люлеишные» песни Песенно-хореографическая традиция Верховажского районаХороводная традиция деревни Лутны

За руку, за мизинец или платок, пояс, венок. Связующее звено в хороводе может быть разным. А традиции в каждом крае — свои. На Севере в чести сдержанность. Плывут по кругу девушки чинно и спокойно. И песни заводят все больше протяжные и напевные.

К примеру, в Коми на Красную горку использовалось семнадцать фольклорных песенных сюжетов, сложившихся за столетия. Каждая из фигур должна исполняться под определенную песню и в своем ритме: от неспешного поначалу до стремительного. Действо наполнено образами: мужчины и женщины разделяются сторона на сторону, девушки роняют платки, которые поднимают парни. Хороводная игра — символ сватовства.

В центральных губерниях народ был побойчее. Хороводы заводили весело и беззаботно, с притопами, да прихлопами, с задорными песнями. Чем южнее, тем горячее. И на гуляньях, и в хороводе, который вот-вот грозил обернуться плясовой. Теплыми вечерами и на улицах многолюднее, и в хоровод участников больше собиралось.

Хоровод круглый год

Алексей Степанов. Хоровод

Танцы — занятие праздное. А посему и хороводы водили в установленные сроки — и по поводу.

Весной заводили игру «Ручеек» — символ таяния снега. В язычестве первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия. В день Лады цепочкой, взявшись за руки, поднимались на холмы, посвящая хоровод Матушке-земле, закликая весну. В июле славили Купалу и просили созревания плодов — вокруг огня да с венками. В честь Берегини хоровод водили вокруг березки — символа чистоты и покровительницы семьи и домашнего очага.

С принятием христианства хороводы заводили вне поста и полевых работ. Начинали со Святой недели сразу за Пасхой и до Красной горки, посевной — с перерывом на страду. Летом — по праздникам, как на Троицу. Вновь о танцах можно было подумать и во второй половине августа — осенние от Успения до Покрова, где уже начинаются заседки, работа при огне и посиделки.

Хороводная наука

Хоровод в Курской губернии

Игровые и орнаментальные. На Руси водили два вида хоровода. Орнаменты — ни сюжета, ни ролей. Знай ходи кругом, заплетай рядами из хороводной цепи фигуры. Хореографические хитросплетения связывали с образами русской природы. «Во поле березка стояла» с веточками едва распустившегося весной белоствольного дерева.

Виделись в хороводах узоры кружевниц и резчиков по дереву. Народное творчество, в свою очередь, напоминало змейку хоровода на кружевах или резной доске. Увлечь новыми фигурами, сложными и витиеватыми, — целое искусство и задача хитроумной хороводницы.

Театрализованное действо с главными героями и сюжетом вкупе с хождением кругом. Особенность хороводов игровых. Сюжетная песня, действующие лица, что выражают свой характер мимикой и танцевальными фигурами. Изображали не только людей, но и зверей и птиц. Водили хороводы и на актуальные темы: выбор жениха или невесты, дела семейные и даже с социальным подтекстом — высмеивая помещиков.

Что рисует хоровод

Борис Кустодиев. Хоровод

Хоровод водили сомкнутый, двигаясь по кругу, и линия на линию или змейкой. На основе традиционного танца каждая губерния и даже село создавали свои танцевальные картины. Круг в круге, два круга рядом или переливаясь друг в друга «восьмеркой».

Каждый рисунок хоровода получал свое название: «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель», столбы», «вожжа», «плетень», «сторона на сторону», «плясовая» и непосредственно «круг». Главное — не забывать, что хоровод — творчество в чистом виде со своими знаками и символами: венок — брак, платок — подушка, шелковая плеть — символ покорности и силы. Движутся танцующие в хороводе «по солнцу» или «против солнца» — по старой памяти.

www.culture.ru

Хоровод (картина Натальи Гончаровой) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1910 года

«Хорово́д» — картина Натальи Гончаровой, известной представительницы русского авангарда.

История

Полотно относится к периоду творчества Натальи Гончаровой, отмеченному отходом от экспрессионистического примитивизма и обращением к народному искусству России. Принадлежала семье Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, после эмиграции которых во Францию была передана в Серпуховский историко-художественный музей. К настоящему моменту картина находится в хорошем состоянии, несёт следы реставраций, имеет 5 заплаток с обратной стороны холста[1].

Описание

На холсте представлена сцена из сельской жизни: взявшиеся за руки и расположенные кругом шесть женщин. Женщины изображены в крестьянской одежде, их лица, а также фигуры трактованы обобщенно[1]. На заднем плане видны избы, в левой части картины — ствол дерева. Работа относится к числу программных периода обращения к народной тематике, вдохновлена идеей «всечества», открывшего путь к свободному использованию различных традиций, заимствованиям и новым интерпретациям мировой художественной культуры. Искусствоведы отмечают в данной работе достигнутое автором «ощущение монументальной торжественности в трактовке образов», подлинную декоративность и внутреннюю экспрессию художественной формы[2].

См. также

Напишите отзыв о статье "Хоровод (картина Натальи Гончаровой)"

Примечания

  1. ↑ 1 2 [www.museum.ru/C2864 Хоровод]. Музеи России (1999). Проверено 4 декабря 2010. [www.webcitation.org/68wk6hkL7 Архивировано из первоисточника 6 июля 2012].
  2. ↑ В. А. Садков, Л. Г. Москалева. Западноевропейская живопись XVI-XX веков // Серпуховский историко-художественный музей. Русская и западноевропейская живопись. — Тула: Издательство «Власта», 2005. — С. 10-11. — 144 с. — ISBN 5-900998-20-7.

Отрывок, характеризующий Хоровод (картина Натальи Гончаровой)

– Un enfant dans cette maison. N'avez vous pas vu un enfant? [Ребенка в этом доме. Не видали ли вы ребенка?] – сказал Пьер. – Tiens, qu'est ce qu'il chante celui la? Va te promener, [Этот что еще толкует? Убирайся к черту,] – послышались голоса, и один из солдат, видимо, боясь, чтобы Пьер не вздумал отнимать у них серебро и бронзы, которые были в ящике, угрожающе надвинулся на него. – Un enfant? – закричал сверху француз. – J'ai entendu piailler quelque chose au jardin. Peut etre c'est sou moutard au bonhomme. Faut etre humain, voyez vous… [Ребенок? Я слышал, что то пищало в саду. Может быть, это его ребенок. Что ж, надо по человечеству. Мы все люди…] – Ou est il? Ou est il? [Где он? Где он?] – спрашивал Пьер. – Par ici! Par ici! [Сюда, сюда!] – кричал ему француз из окна, показывая на сад, бывший за домом. – Attendez, je vais descendre. [Погодите, я сейчас сойду.] И действительно, через минуту француз, черноглазый малый с каким то пятном на щеке, в одной рубашке выскочил из окна нижнего этажа и, хлопнув Пьера по плечу, побежал с ним в сад. – Depechez vous, vous autres, – крикнул он своим товарищам, – commence a faire chaud. [Эй, вы, живее, припекать начинает.] Выбежав за дом на усыпанную песком дорожку, француз дернул за руку Пьера и указал ему на круг. Под скамейкой лежала трехлетняя девочка в розовом платьице. – Voila votre moutard. Ah, une petite, tant mieux, – сказал француз. – Au revoir, mon gros. Faut etre humain. Nous sommes tous mortels, voyez vous, [Вот ваш ребенок. А, девочка, тем лучше. До свидания, толстяк. Что ж, надо по человечеству. Все люди,] – и француз с пятном на щеке побежал назад к своим товарищам. Пьер, задыхаясь от радости, подбежал к девочке и хотел взять ее на руки. Но, увидав чужого человека, золотушно болезненная, похожая на мать, неприятная на вид девочка закричала и бросилась бежать. Пьер, однако, схватил ее и поднял на руки; она завизжала отчаянно злобным голосом и своими маленькими ручонками стала отрывать от себя руки Пьера и сопливым ртом кусать их. Пьера охватило чувство ужаса и гадливости, подобное тому, которое он испытывал при прикосновении к какому нибудь маленькому животному. Но он сделал усилие над собою, чтобы не бросить ребенка, и побежал с ним назад к большому дому. Но пройти уже нельзя было назад той же дорогой; девки Аниски уже не было, и Пьер с чувством жалости и отвращения, прижимая к себе как можно нежнее страдальчески всхлипывавшую и мокрую девочку, побежал через сад искать другого выхода.

wiki-org.ru

Хоровод (картина Натальи Гончаровой) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1910 года

«Хорово́д» — картина Натальи Гончаровой, известной представительницы русского авангарда.

История

Полотно относится к периоду творчества Натальи Гончаровой, отмеченному отходом от экспрессионистического примитивизма и обращением к народному искусству России. Принадлежала семье Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, после эмиграции которых во Францию была передана в Серпуховский историко-художественный музей. К настоящему моменту картина находится в хорошем состоянии, несёт следы реставраций, имеет 5 заплаток с обратной стороны холста[1].

Описание

На холсте представлена сцена из сельской жизни: взявшиеся за руки и расположенные кругом шесть женщин. Женщины изображены в крестьянской одежде, их лица, а также фигуры трактованы обобщенно[1]. На заднем плане видны избы, в левой части картины — ствол дерева. Работа относится к числу программных периода обращения к народной тематике, вдохновлена идеей «всечества», открывшего путь к свободному использованию различных традиций, заимствованиям и новым интерпретациям мировой художественной культуры. Искусствоведы отмечают в данной работе достигнутое автором «ощущение монументальной торжественности в трактовке образов», подлинную декоративность и внутреннюю экспрессию художественной формы[2].

См. также

Напишите отзыв о статье "Хоровод (картина Натальи Гончаровой)"

Примечания

  1. ↑ 1 2 [http://www.museum.ru/C2864 Хоровод]. Музеи России (1999). Проверено 4 декабря 2010. [http://www.webcitation.org/68wk6hkL7 Архивировано из первоисточника 6 июля 2012].
  2. ↑ В. А. Садков, Л. Г. Москалева. Западноевропейская живопись XVI-XX веков // Серпуховский историко-художественный музей. Русская и западноевропейская живопись. — Тула: Издательство «Власта», 2005. — С. 10-11. — 144 с. — ISBN 5-900998-20-7.

Отрывок, характеризующий Хоровод (картина Натальи Гончаровой)

Подождав несколько очень долгих для меня минут, я попыталась мысленно выйти на Анну. Ничего не получалось – моя девочка не отвечала! Я пробовала ещё и ещё – результат был тем же... Анна не отзывалась. Этого просто не могло было быть! Я знала, она точно захочет со мной говорить. Мы должны были знать, что будем делать дальше. Но Анна не отвечала... В страшном волнении проходили часы. Я уже буквально падала с ног... всё ещё пробуя вызвать мою милую девочку. И тут появился Север... – Ты напрасно пытаешься, Изидора. Он поставил на Анну свою защиту. Я не знаю, как тебе помочь – она мне неизвестна. Как я уже говорил тебе, её дал Караффе наш «гость», что приходил в Мэтэору. Прости, я не могу помочь тебе с этим... – Что ж, спасибо тебе за предупреждение. И за то, что пришёл, Север. Он мягко положил руку мне на голову... – Отдыхай, Изидора. Сегодня ты ничего не изменишь. А завтра тебе может понадобиться много сил. Отдыхай, Дитя Света... мои мысли будут с тобой... Последних слов Севера я почти уже не услышала, легко ускользая в призрачный мир сновидений... где всё было ласково и спокойно... где жил мой отец и Джироламо... и где почти всегда всё было правильно и хорошо... почти...

Мы со Стеллой ошеломлённо молчали, до глубины души потрясённые рассказом Изидоры... Конечно же, мы наверняка были ещё слишком малы, чтобы постичь всю глубину подлости, боли и лжи, окружавших тогда Изидору. И наверняка наши детские сердца были ещё слишком добры и наивны, чтобы понять весь ужас предстоящего ей и Анне испытания... Но кое-что уже даже нам, таким малым и неопытным, становилось ясно. Я уже понимала, что то, что преподносилось людям, как правда, ещё совершенно не означало, что это правдой и было, и могло на самом деле оказаться самой обычной ложью, за которую, как ни странно, никто не собирался наказывать придумавших её, и никто почему-то не должен был за неё отвечать. Всё принималось людьми, как само собой разумеющееся, все почему-то были этим совершенно довольны, и ничто в нашем мире не становилось «с ног на голову» от возмущения. Никто не собирался искать виновных, никому не хотелось доказывать правду, всё было спокойно и «безветренно», будто стоял в наших душах полный «штиль» довольства, не беспокоимый сумасшедшими «искателями истины», и не тревожимый нашей уснувшей, забытой всеми, человеческой совестью... Искренний, глубоко-печальный рассказ Изидоры омертвил болью наши детские сердца, даже не давая время очнуться... Казалось, не было предела бесчеловечным мукам, причиняемым чёрствыми душами уродливых палачей этой удивительной и мужественной женщине!.. Мне было искренне боязно и тревожно, только лишь думая о том, что же ждало нас по окончании её потрясающего рассказа!..

o-ili-v.ru


Смотрите также