История. Императрицы России. Династия Романовых. Картина императрица


Софьи, Натальи Нарышкиной, Евдокии Лопухиной и других.

Первые портреты на Руси появились в XVII веке, но женщин художники писали крайне редко, исключение делали лишь для цариц и царевен из рода Романовых. О том, как изображали обитательниц кремлевских теремов, рассказывает наш автор Софья Багдасарова.

Царская невеста

Портреты русских цариц и царевен. Галерея 1. Царская невеста

Школа Оружейной палаты. Портрет царицы Марфы Апраксиной. 1681–1682. Государственный Русский музей

Портреты русских цариц и царевен. Галерея 1. Царская невеста

Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной. 1681–1682. Государственный Русский музей

Портреты русских цариц и царевен. Галерея 1. Царская невеста

Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной. XVIII в. Государственный музей-заповедник «Гатчина»

Портреты, которые создавали на Руси в XVII веке, в основном относятся к жанру парсун. Он близок к иконописной манере: люди изображались без эмоций на лице, но в богатых одеждах с тщательно выписанными узорами. Именно так выглядит парсуна царицы Марфы Апраксиной из Русского музея. В 1682 году Марфа стала женой царя Федора III Алексеевича (старшего брата Петра Великого), но провела на троне всего несколько месяцев — супруг болел и скоро умер. Парсуна, судя по девичьему головному убору, была написана еще до венчания, в те несколько месяцев, когда Марфа числилась царской невестой. Картина, созданная неизвестным художником из кремлевских мастерских Оружейной палаты, демонстрирует все черты наивного портретного искусства. У царицы неестественная поза, платье — будто аппликация, а лицо написано так, что зрителю трудно поверить в то, что Марфа считалась первой красавицей своего времени.

Так изображали женщин в Кремле отечественные мастера, но работали над портретами и иностранные живописцы. Их произведения более реалистичны, только вот великие художники до Руси не доезжали и среди этих полотен нет шедевров. Один из таких иностранцев, имя которого не сохранилось в истории, тоже написал портрет царской невесты Марфы — овальную картину из Русского музея. На ней — непривычная для того времени «галантная» деталь: Апраксина держит на руках маленькую собачку. Этот портрет, как и другие изображения Романовых, в последующие века копировался для украшения императорских резиденций, причем художники нового поколения «улучшали» его по своему вкусу. Поэтому в портрете из Гатчинского дворца, созданном неизвестным автором уже в XVIII веке, с трудом угадывается исходный образец: краски на нем ярче, а сама Марфа красивее.

Царская вдова

Портреты русских цариц и царевен. Галерея 2. Царские вдовы

Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной. До 1715. Государственный Русский музей

Портреты русских цариц и царевен. Галерея 2. Царские вдовы

Михаил Чоглоков. Портрет царицы Натальи Нарышкиной. После 1676. Государственный Русский музей

Портреты русских цариц и царевен. Галерея 2. Царские вдовы

Неизвестный художник. Портрет царицы Натальи Нарышкиной. Конец XVIII - начало XIX в. Государственный Эрмитаж

После смерти мужа Марфа Апраксина прожила еще 33 года как набожная вдова, не изменив своему образу жизни даже после того, как Петр I приказал ей переехать в новую столицу. На портрете, написанном в поздний период, она предстает уже совсем иной: строгая немолодая женщина в мрачной одежде. Это не единственный сохранившийся портрет царской вдовы: на другом изображена вторая жена царя Алексея Михайловича — Наталья Нарышкина.

Она одета чуть наряднее, но тоже очень сдержанно. Эта картина известна в десятке копий — портрет матери Петра Великого пользовался популярностью. Однако из архивных документов известно, какая из этих картин — оригинал. Редкий случай — сохранилось даже имя живописца. Это был мастер Оружейной палаты Михаил Чоглоков, написавший портрет «во успении» в 1694 году, в течение девяти дней после смерти царицы.

Светский жанр портретов «во успении», которые предназначались для родственников и помещались в жилых покоях, возник в России в самом конце XVII века, до этого парсуны в основном предназначались для надгробного иконостаса в церкви.

Царская сестра

Портреты русских цариц и царевен. Галерея 3. Царские сестры

Неизвестный художник. Портрет царевны Софьи. 1700. Государственный Русский музей

Портреты русских цариц и царевен. Галерея 3. Царские сестры

Достоверный портрет Царевны Софьи Алексеевны, гравированный учеником Академии художеств Афанасием Афонасьевым, с оригинала Леонтия Тарасевича. 1777

Портреты русских цариц и царевен. Галерея 3. Царские сестры

Вильгельм Карл Ульрих. Портрет царевны Марфы Алексеевны. Литография. 1857. Российская государственная библиотека

Писали художники не только царских жен, но и царских сестер. На самом торжественном портрете — царевна Софья Алексеевна, правительница-регент государства. Это аллегорическое полотно: Софья изображена в медальоне на груди двуглавого орла. Царевна написана в короне, со скипетром и державой, притом что помазана на царство она не была. Такая сложная композиция, нетипичная для русского искусства XVII века, проникла к нам из Европы: искусствоведы предполагают, что портрет Софьи написан на основе гравюры Леонтия Тарасевича, учившегося искусствам в Аугсбурге. Об этой работе ученым известно из судебного дела пособника царевны Федора Шакловитого — заказ образа Софьи со всеми регалиями ставился ему в вину, а все оттиски этой гравюры по указу Петра I разыскивались и уничтожались.

Неизвестно, писали ли портреты Софьи во время ее заключения в монастыре, но другая царевна в аналогичной ситуации для портрета позировала. В 1698 году по приказу Петра I единоутробная сестра Софьи царевна Марфа Алексеевна была пострижена в монахини за сочувствие и помощь свергнутой правительнице. Ее заключили в Успенский монастырь в Александровской слободе. Долгие годы там же хранилось ее изображение — сначала в монастыре, а потом в музее, но в 1986 году картину украли. Литография, сделанная с портрета царевны Марфы в XIX веке, свидетельствует о том, что арестантку-монашку писали примерно так же, как царскую вдову, — в скромном головном уборе, без каких-либо атрибутов роскоши.

Вымышленные портреты

Портреты русских цариц и царевен. Галерея 4. Вымышленные портреты

Неизвестный художник. Портрет царевны Софьи. XIX в. Государственный Эрмитаж

Портреты русских цариц и царевен. Галерея 4. Вымышленные портреты

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Стрешневой. XVIII в. Государственный исторический музей

Портреты русских цариц и царевен. Галерея 4. Вымышленные портреты

Неизвестный художник. Портрет царицы Марии Милославской. XVIII в. Государственный музей-заповедник «Кусково»

Однако царевна Софья предстает на полотнах и совсем иной — юной прекрасной девушкой. Это другой тип портретов — вымышленные: с реальностью они не имеют ничего общего. Дело в том, что подобные изображения Софьи — как и образы ее матери Марии Милославской (первой жены Алексея Михайловича), а также бабушки Евдокии Стрешневой (жены Михаила Федоровича) — создавались отнюдь не при жизни моделей. Эти ретроспективные портреты — выдумка живописцев XVIII– XIX веков.

Залы дворцов требовалось заполнять портретными галереями предков, и если было неизвестно, как выглядел умерший прародитель (или его портрет казался некрасивым), художник попросту выдумывал его облик с нуля. Узнать подобные вымышленные портреты легко: женщины на них наряжены в горностаевые мантии, которые появились в России как знак монаршего достоинства только после Петра, вместе с другими европейскими регалиями. Кроме того, у них массивные головные уборы, которых нет больше ни на каких других женских изображениях Романовых.

Из царицы — в монахини

Портреты русских цариц и царевен. Галерея 5. Из цариц - в монахини

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Государственный исторический музей

Портреты русских цариц и царевен. Галерея 5. Из цариц - в монахини

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Государственный Русский музей

Портреты русских цариц и царевен. Галерея 5. Из цариц - в монахини

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Чухломской краеведческий музей имени А.Ф. Писемского, Костромская обл.

Петр I постриг в монахини не только сестер, но и свою первую жену: другого варианта развода в тот век не существовало. Портрет царицы Евдокии в монашеском облачении и за чтением молитвенника попал в коллекцию Исторического музея из Новодевичьего монастыря. В этой московской обители она доживала последние годы жизни уже в правление своего внука Петра II (сына царевича Алексея), однако на картине изображена молодой.

Еще один портрет Евдокии Лопухиной хранится в Русском музее. На нем бывшая царица одета в скромную светскую одежду, напоминающую наряд сестры-монашки Марфы и вдов Апраксиной и Нарышкиной.

Изобразил Лопухину и неизвестный провинциальный примитивист — да так, что ее не узнать. На этой картине царица сильно помолодела, а ее костюм стал по-настоящему царским: блестит драгоценная брошь, а парча шубы отливает золотом.

Женщины нового века

Портреты русских цариц и царевен. Галерея 6. Женщины нового века

Иван Никитин. Портрет царевны Прасковьи. 1714. Государственный Русский музей

Портреты русских цариц и царевен. Галерея 6. Женщины нового века

Иван Никитин. Портрет царицы Прасковьи Салтыковой. 1-я чет. XVIII в. Сергиево-Посадский государственный музей-заповедник, Московская обл.

Портреты русских цариц и царевен. Галерея 6. Женщины нового века

Луи Каравак. Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве. 1716–1717. Государственный Русский музей

Совсем других портретов удостоились другие родственницы Петра I — женщины, которые демонстрировали одобрение новой политики и выполняли приказы, касающиеся формы одежды и вообще образа жизни. Речь идет о царице Прасковье Салтыковой — вдове его брата Ивана V и трех ее дочерях Екатерине, Прасковье и Анне. Сохранились их портреты кисти одного из первых настоящих русских живописцев Ивана Никитина — и на них виден контраст между этими женщинами нового времени и остальными обитательницами царских теремов. С этого момента царицы из рода Романовых одевались только так — по-европейски. А иногда и вовсе представали без одежды: в знак истинного обращения к западной культуре с ее культом античной мифологии император заказал портрет своей малолетней дочери великой княжны цесаревны Елизаветы Петровны в обнаженном виде — в образе богини Венеры.

www.culture.ru

Романовы и их окружение в изобразительном искусстве: humus

Александр Петрович Соколов (1829-1913). Государыня императрица Мария Фёдоровна в коронационной одежде 15 мая 1883 года.Александр Петрович Соколов (1829-1913). Государыня императрица Мария Фёдоровна в коронационной одежде 15 мая 1883 года.

Александр Петрович Соколов (1829-1913). Государь император Александр III в коронационной одежде 15 мая 1883 годаАлександр Петрович Соколов (1829-1913). Государь император Александр III в коронационной одежде 15 мая 1883 года

Александр Рослин. Портрет Екатерины IIАлександр Рослин. Портрет Екатерины II

Аргунов Иван Петрович.Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны Аргунов Иван Петрович.Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны

Борис Михайлович Кустодиев. Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка 12 декабря 1905 годаБорис Михайлович Кустодиев. Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка 12 декабря 1905 года

Валерий Иванович Якоби (1834-1902). Шуты при дворе императрицы Анны ИоанновныВалерий Иванович Якоби (1834-1902). Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны

Василий Федорович Тимм (1820–1895). Красная площадь во время коронации Александра II, 1856Василий Федорович Тимм (1820–1895). Красная площадь во время коронации Александра II, 1856

Василий Федорович Тимм (1820–1895). Миропомазание государя императора Александра II во время его коронования в Успенском собореВасилий Федорович Тимм (1820–1895). Миропомазание государя императора Александра II во время его коронования в Успенском соборе

Василий Федорович Тимм (1820–1895). Портрет императора Николая I верхом, 1840Василий Федорович Тимм (1820–1895). Портрет императора Николая I верхом, 1840

Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II перед зеркаломВигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II перед зеркалом

Владимир Егорович Маковский (1846-1920). Портрет императрицы Марии Фёдоровны, 1912Владимир Егорович Маковский (1846-1920). Портрет императрицы Марии Фёдоровны, 1912

Владимир Лукич Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском паркеВладимир Лукич Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке

Генрих Матвеевич Манизер (1847-1925). Император Николай II с орденом святого Владимира, 1905Генрих Матвеевич Манизер (1847-1925). Император Николай II с орденом святого Владимира, 1905

Генрих фон Ангели (1840-1925). Портрет великой княгини Марии ФедоровныГенрих фон Ангели (1840-1925). Портрет великой княгини Марии Федоровны

Георг Гроот. Портрет цесаревича Петра Федоровича и великой княгини Екатерины АлексеевныГеорг Гроот. Портрет цесаревича Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны

Д.Г.Левицкий. Портрет Екатерины IIД.Г.Левицкий. Портрет Екатерины II

Джордж Доу (1781-1829). Портрет царя Александра IДжордж Доу (1781-1829). Портрет царя Александра I

Жан-Марк Натье (1685-1766). Портрет Петра I в рыцарских доспехахЖан-Марк Натье (1685-1766). Портрет Петра I в рыцарских доспехах

Жорж Беккер. Коронация Александра III в Успенском соборе Московского Кремля, 1888Жорж Беккер. Коронация Александра III в Успенском соборе Московского Кремля, 1888

Иван Николаевич Крамской (1837-1887). Портрет императрицы Марии ФёдоровныИван Николаевич Крамской (1837-1887). Портрет императрицы Марии Фёдоровны

Иван Николаевич Крамской (1837-1887). Портрет императрицы Марии Фёдоровны в жемчужном убореИван Николаевич Крамской (1837-1887). Портрет императрицы Марии Фёдоровны в жемчужном уборе

Илья Галкин (1860-1915). Император Николай II, 1898Илья Галкин (1860-1915). Император Николай II, 1898

Илья Ефимович Репин (1844-1930). Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в МосквеИлья Ефимович Репин (1844-1930). Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве

Илья Ефимович Репин (1844–1930). Венчание Николая II и великой княжны Александры ФедоровныИлья Ефимович Репин (1844–1930). Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны

Илья Ефимович Репин (1844–1930). Портрет великого князя Константина Константиновича РомановаИлья Ефимович Репин (1844–1930). Портрет великого князя Константина Константиновича Романова

Илья Ефимович Репин (1844–1930). Портрет императора Николая II, 1896Илья Ефимович Репин (1844–1930). Портрет императора Николая II, 1896

Иоганн Ведикинд. Портрет Петра II АлексеевичаИоганн Ведикинд. Портрет Петра II Алексеевича

Карл Мур. Портрет Императрицы Всероссийской Екатерины I АлексеевныКарл Мур. Портрет Императрицы Всероссийской Екатерины I Алексеевны

Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916). Ассамблея при дворе Петра IКлавдий Васильевич Лебедев (1852-1916). Ассамблея при дворе Петра I

Константин Егорович Маковский (1839-1915). Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюмеКонстантин Егорович Маковский (1839-1915). Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме

Константин Егорович Маковский. Портрет Великого Князя Кирилла ВладимировичаКонстантин Егорович Маковский. Портрет Великого Князя Кирилла Владимировича

Константин Маковский (1839-1915). Портрет Александра IIКонстантин Маковский (1839-1915). Портрет Александра II

Константин Маковский (1839-1915). Портрет графини Марии Михайловны Волконской (1863-1943)Константин Маковский (1839-1915). Портрет графини Марии Михайловны Волконской (1863-1943)

Константин Маковский (1839-1915). Портрет императрицы Марии Федоровны, жены Александра IIIКонстантин Маковский (1839-1915). Портрет императрицы Марии Федоровны, жены Александра III

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927). Царь Николай II, 1915Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927). Царь Николай II, 1915

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927).Александр I, 1906Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927).Александр I, 1906

Лауриц Туксен (1853-1923). Венчание Николая II и великой княгини Александры ФедоровныЛауриц Туксен (1853-1923). Венчание Николая II и великой княгини Александры Федоровны

Лауриц Туксен (1853-1923). Коронации императора Николая II и императрицы Александры ФедоровныЛауриц Туксен (1853-1923). Коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны

Липгарт Эрнест Карлович (1847-1932). Портрет императора Николая II, 1900Липгарт Эрнест Карлович (1847-1932). Портрет императора Николая II, 1900

Михай Зичи. Народный праздник на Ходынском поле в Москве по случаю священного коронования императора Александра IIIМихай Зичи. Народный праздник на Ходынском поле в Москве по случаю священного коронования императора Александра III

Николай Густавович Шильдер (1828-1898). Портрет императора Александра IIIНиколай Густавович Шильдер (1828-1898). Портрет императора Александра III

Николай Дмитриев-Оренбургский (1837-1898). Великий князь Сергей Александрович, цесаревич Николай Александрович и великий князь Павел Александрович в Царском СелеНиколай Дмитриев-Оренбургский (1837-1898). Великий князь Сергей Александрович, цесаревич Николай Александрович и великий князь Павел Александрович в Царском Селе

Николай Дмитриев-Оренбургский (1837-1898). Портрет императора Александра IIIНиколай Дмитриев-Оренбургский (1837-1898). Портрет императора Александра III

Николай Егорович Сверчков (1817-1898). Царь Александр III и кайзер Вильгельм в открытом экипаже, 1888Николай Егорович Сверчков (1817-1898). Царь Александр III и кайзер Вильгельм в открытом экипаже, 1888

Николай Сверчков (1817-1898). Александр IIНиколай Сверчков (1817-1898). Александр II

Николай Сверчков (1817-1898). Александр IIIНиколай Сверчков (1817-1898). Александр III

Отто Грашоф (1812-1876).Царевич Александр Николаевич охотится на медведя на окраине Москвы.Отто Грашоф (1812-1876).Царевич Александр Николаевич охотится на медведя на окраине Москвы.

Поль Деларош (1797-1856). Петр Великий, 1838Поль Деларош (1797-1856). Петр Великий, 1838

Портрет Императрицы Всероссийской Екатерины I Алексеевны Портрет Императрицы Всероссийской Екатерины I Алексеевны

Рубо Франц Алексеевич (1856-1928). Вступление императора Петра I Великого в Тарки 13 июня 1722 годаРубо Франц Алексеевич (1856-1928). Вступление императора Петра I Великого в Тарки 13 июня 1722 года

Русская школа 19 Века. Выход царя, Санкт-ПетербургРусская школа 19 Века. Выход царя, Санкт-Петербург

Степан Фёдорович Александровский (1842–1906). Великая княгиня Елизавета ФёдоровнаСтепан Фёдорович Александровский (1842–1906). Великая княгиня Елизавета Фёдоровна

Франсуа Фламенг (1856 – 1923). Портрет императрицы Марии ФедоровныФрансуа Фламенг (1856 – 1923). Портрет императрицы Марии Федоровны

Фридрих Август фон Каульбах (1850–1920). Великая княгиня Елизавета ФёдоровнаФридрих Август фон Каульбах (1850–1920). Великая княгиня Елизавета Фёдоровна

humus.livejournal.com

История. Императрицы России. Династия Романовых - 16 Марта 2015

ЕКАТЕРИНА I . 1684-1727г. Первая Императрица Российской империи. Марта Скавронская из семьи ливонского крестьянина. При крещении в православие была наречена Екатериной Алексеевной Михайловой. С 1721г. императрица, вторая супруга императора Петра I, с 1725г.- как правящая государыня. Родила двух дочерей Елизавету и Анну, сына Петра, умершего во младенчестве.

АННА ИОАННОВНА , 1693-1740г. Вторая императрица Российской империи с 1730 года.. Вторая дочь царя Ивана Y, брата и соправителя Петра I, вдова Герцога Курляндского. Во время её правления власть в стране принадлежала канцлеру Остерману и её фавориту Эрнсту Бирону. Престол завещала своему племяннику Ивану Антоновичу,внуку своей сесты Екатерины . Портрет кисти Луи КараваккаАнна Леопольдовна,1718-1746г. Регентша-правительница при малолетнем сыне Иване YI (1740-1764г.) Анна Леопольдовна -дочь умершей Екатерины Ивановны, старшей дочери царя Ивана Y, которую выдали, в своё время, замуж за Леопольда, герцога Мекленбург-Шверинского. В ночь на 25 ноября 1741г. была свергнута,в результате дворцового переворота и с сыном заточёна в Шлиссельбургскую крепость, где и умерла. Портрет кисти Луи Каравакка.ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА. 1709-1761г. Третья императрица Российской империи, царствовала с 1742 по 1761г. Пришла к власти в результате дворцового переворота, подняв Гвардейскую роту и Преображенский полк призывом " Ребята, вы знаете, чья я дочь!! Послужите мне, как служили моему отцу, императору Петру!" Была умной, доброй но легкомысленной и своенравной, настоящей русской барыней. Отменила смертную казнь.Состояла в церковном, но тайном браке с Разумовским Алексеем Григорьевичем. Вызвала из Гольштейна племяника Карла Петра Ульриха, внука Петра 1,сына Анны Петровны, сестры Елизаветы. Портрет кисти Георга Гроота. Вигилиус Эриксэн. Портрет Императрицы Елизаветв ПетровныИмператрица объявила племянника наследником престола, крестила, сделав Великим князем Петром Фёдоровичем, заставив изучать русский язык и православный катехизис. К сожалению, великий князь был абсолютным неучем и всех поражал своим невежеством. Елизавета Петровна женила его на принцессе Софии Фредерике Ангельт-Цербтской , которая приняла православие и получила имя - Екатерина Алексеевна . Великие князь Пётр Федорович и княгиня Екатерина Алексеевна. Художник Георг Гроот.ЕКАТЕРИНА II ВЕЛИКАЯ, 1729-1796г. Четвёртая императрица Российской империи, супруга Петра Ш, пришла к власти в результате военного переворота, свергнув своего супруга, который вскорости был убит. В июле 1762г. в Казанском соборе была провозглашена самодержавной императрицей. Период её правления считался золотым, продолжила начинания Петра Великого, Россия получила выход к Черному морю и приумножила земли империи. Родила сына, будущего императора Павла. При ней в России расцвел фаворитизм, была любвеобильной, число официальных фаворитов достигло 23. Портрет кисти И.П.Аргунова.Портрет Императрицы Екатерины II. Художник Ф.С.Рокотов,1763г. Мария Фёдоровна, 1759-1828г. Пятая императрица, супруга императора Российской империи Павла 1, коронована в 1797г., до замужества--принцесса Доротея Вюртембергская.Родила 10 детей, двое из которых, Александр 1 и Николай 1, были императорами России. Художник Виже Лебрен.Императрица Мария Федоровна,с 1801г. вдовствующая императрица, мать Императора Александра 1 . Художник А.РослинЕлизавета Алексеевна, 1779-1825г. Шестая императрица, супруга императора Александра 1, до замужества принцесса Луиза Мария Августа Баденская, вступила в брак с наследником престола в 14 лет, Александру было 16 лет. Имела двух дочерей, умерших во младенчестве. Семейная жизнь у венценосной семьи не сложилась, Александр завел любовницу--Марию Нарышкину , императрица считалась "соломенной вдовой", известно о её двух романах с Адамом Чарторийским и Алексеем Охотниковым . После загадочной смерти Александра 1, скоропостижно умерла в Белево, сопровождая гроб мужа. Но её отожествляют с затворницей Верой Молчальницей умершей в 1861г.в Новгородском монастыре. Есть мнение, что Александр 1 не умер, а принял схиму - старец Федор Кузьмич и умер в 1863г. в Томске. Портрет императрицы кисти Жан Лорана Монье, 1807г.Александра Федоровна,1798-1860г. Седьмая императрица, супруга императора Николая 1, короновалась вместе с супругом в 1825г., царствовала до 1855г.далее-вдовствующая императрица. До замужества, принцесса Шарлотта Прусская, дочь Фридриха Вильгельма Ш. Хрупкое, безответственное и изящное создание. Николай 1 питал к ней страстное и деспотическое обожание. Она сразу пришлась ко двору, Император Александр 1 любил с ней открывать балы, она любила танцы до упаду Юный Пушкин пленился ею и она платила ему большой привязанностью. "Гений чистой красоты"- В.А.Жуковский сказал о ней, а А.С. Пушкин повторил эту фразу в другом контексте.Одна из красивых и знатных женщин первой половины 19 века,была натурой творческой, писала портреты, стихи, имела много поклонников, шифровала их имена под название цветов, собрав таким образом целый гербарий. Каждый её переезд или отъезд на отдых равнялся по затратам для России неурожаю, разливу рек... Родила 9 детей, её сын--Император Александр II. 1) Портрет В красном платье, автор Кристина Робертсон. 2) Портрет императрицы Александры Федоровны. Художник Карл Рейхель Художник Ф.ВинтерхальтерМария Александровна,1824-1880г.Восьмая императрица, супруга императора Александра II, царствовала с 1855 по 1880г. Путешествуя по Европе в 1838г. наследник престола влюбился в 14 летнюю Марию Гессенскую и женился на ней в 1841г.,хотя и знал о тайне её происхождения. Принцесса была внебрачной дочерью Вильгельмины Баденской и её камергера барона де Гранси, но Мария была признана "отцом"--Великим герцогом Людвигом II Гессенским и вписана в династический список. Это была душа чрезвычайно искренняя , глубоко религиозная и посвятила свою жизнь благотворительности, заботилась о женском образовании, открыла женские гимназии. Приняла участие в судьбе педагога Ушинского При дворе её недолюбливали из-за строгости. Родила 8 детей, её сын-будущий император Александр Ш. Болела туберкулёзом и умерла в 1880г. В конце жизни страдала из-за шалостей мужа, который завел себе вторую семью с княжной Екатериной Долгорукой. Е.Долгорукая вместе с детьми от Александра П жила в том же Зимнем дворце. Мария Александровна, императрица . Художник Кристина Робертсон, 1850г.В честь императрицы были названы: Мариинский театр в Петербурге и Мариинский дворец в г. Киеве

Художник В.МаковскийМария Федоровна, 1848-1928г. Девятая императрица, супруга императора Александра III, годы царствованания 1883-1894г. после смерти мужа в 1894г.--вдовствующая императрица. Дочь датского короля Христиана 9,была невестой цесаревича Николая Александровича, после его смерти в 1865г. вышла замуж за его брата-Александра, родила ему шестерых детей. Была приветлива и жизнерадостна, брак был удачный, в течении всей совместной жизни супруги сохранили искренние привязанности.Была против брака своего сына Николая с принцессой Гессенской. В новой невестке ей не нравилось ВСЁ, включая и мебель, которую та выбрала для Зимнего дворца. Мария Фёдоровна видела, как сильно влияние невестки на слабовольного Николая и как разрушительно это действует на власть.Художник К. МаковскийС 1915 года Мария Фёдоровна переезжает в Киев, её резиденция -- царский Мариинский дворец. Об отречении своего сына от престола узнала в Киеве, уезжает в Крым, оттуда в 1919 году была вывезена в Великобританию на английсвом военном судне. Затем переехала в Данию, где жила до самой смерти в 1928г. До конца жизни не хотела верить в смерь своих сыновей, внуков и тех близких, которые погибли от рук красного террора. 26 сентября 2006г. прах Марии Фёдоровны был перевезен в Россию и с почестями захоронен в усыпальнице русских царей. "Это всё божья милость, что будущее сокрыто от нас и мы не знаем заранее об ужасных испытаниях и несчастьях, которые уготованы нам судьбой"--записала она в своём дневнике. Художник И.Т.ГалкинАлександра Фёдоровна, 1872-1918г. Десятая императрица, супруга последнего императора Российской империи Николая II, годы царствования 1894-1917г. Дочь великого герцога Гессенского Людовика 4 и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории. Познакомились и заинтересовались друг другом на свадьбе её сестры с великим князем Сергеем Александровичем. Родители наследника были против брака, но потом уступили. Бракосочетание состоялось менее, чем через неделю после похорон Александра Ш, медовый месяц проходил в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочная драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя. Председатель Совета Министров Российской ймперии, граф ВиттеС.Ю. писал" женился на хорошенькой женщине, на женщине не совсем нормальной, забравшей его в руки, что было не трудно при его безволии....императрица своим поведением усугубила недостатки Ники и её ненормальности начали отражаться в ненормальности некоторых действий её августейшего супруга". Николай II отрёкся от престола в 1917г., В ночь на 17 июля 1818г. царская семья была расстреляна в Екатеринбурге.

В 1981г. Все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью за Рубежом. В Августе 2000г.--Русской Православной церковью. Останки семьи последнего русского царя захоронены в родовой усыпальнице царей, в Санкт- Петербурге.

автор: Алексеева О.Н.

newrezume.org


Смотрите также