Русский импрессионизм: 5 выдающихся художников. Картина импрессиониста


Русский импрессионизм: 5 выдающихся художников

Словосочетание «Русский импрессионизм» еще только год назад резало слух среднестатистическому гражданину нашей необъятной страны. Каждый образованный человек знает про легкий, светлый и стремительный французский импрессионизм, может отличить Моне от Мане и узнать из всех натюрмортов подсолнухи Ван Гога. Кто-то что-то слышал про американскую ветвь развития этого направления живописи – более урбанистические по сравнению с французскими пейзажи Гассама и портретные изображения Чейза. Но о существовании русского импрессионизма исследователи спорят по сей день.

Константин Коровин

История русского импрессионизма началась с картины «Портрет хористки» Константина Коровина, а также с непонимания и осуждения публики. Впервые увидев это произведение, И. Е. Репин не сразу поверил в то, что работа исполнена русским живописцем: «Испанец! Это видно. Смело, сочно пишет. Прекрасно. Но только это живопись для живописи. Испанец, правда, с темпераментом…». Сам Константин Алексеевич начал писать свои полотна в импрессионистической манере еще в студенческие годы, будучи не знакомым с картинами Сезанна, Моне и Ренуара, за долго до своего путешествия во Францию. Только благодаря опытному глазу Поленова Коровин узнал, что использует технику французов того времени, к которой пришел интуитивно. В то же время русского художника выдают сюжеты, которые он использует для своих картин, – признанный шедевр «Северная Идиллия», написанная в 1892 году и хранящаяся в Третьяковской галерее, демонстрирует нам любовь Коровина к русским традициям и фольклору. Эту любовь художнику привил «мамонтовский кружок» – сообщество творческой интеллигенции, в которое входили Репин, Поленов, Васнецов, Врубель и многие другие друзья известного мецената Саввы Мамонтова. В Абрамцево, где располагалась усадьба Мамонтова и где собирались члены художественного кружка, Коровину посчастливилось познакомиться и работать с Валентином Серовым. Благодаря этому знакомству творчество уже состоявшегося художника Серова приобрело черты легкого, светлого и стремительного импрессионизма, которые мы видим в одной из его ранних работ – «Открытое окно. Сирень».

 Портрет хористки, 1883 Северная идиллия, 1886 Черемуха, 1912  Гурзуф 2, 1915 Пристань в Гурзуфе, 1914 Париж, 1933

Валентин Серов

Живопись Серова пронизана присущей только русскому импрессионизму чертой – в его картинах отражено не только впечатление от увиденного художником, но и состояние его души в данный момент. Например, на картине «Площадь святого Марка в Венеции», написанной в Италии, куда отправился Серов в в 1887 году в связи с тяжелой болезнью, преобладают холодные серые тона, что дает нам представление о состоянии художника. Но, несмотря на достаточно мрачную палитру, картина является эталонным импрессионистическим произведением, так как на ней Серову удалось запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. В письме невесте из Венеции Серов писал: “В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное”.

После путешествия по Италии Валентин Серов возвращается в Абрамцево, где и создает свое самое известное и действительно «отрадное» произведение «Девочка с персиками», на котором изображена старшая дочь Саввы Мамонтова Вера. На момент создания этого шедевра Серову было всего 22 года, но его профессионализм позволил наполнить свою работу сразу несколькими жанрами: на картине мы видим и портрет, и натюрморт, и пейзаж за окном. Вопреки канонам стремительного импрессионизма, Серов писал картину ежедневно около трех месяцев, чем, по его собственным словам, «измучил двенадцатилетнюю Верочку». Но у зрителя все же создается впечатление, что девочка присела всего на минутку, и художнику удалось поймать момент и поделиться с нами своим мимолетным, светлым и счастливым впечатлением.

Открытое окно. Сирень, 1886 Площадь Св. Марка в Венеции, 1887 Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой) Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе, 1896 Девушка, освещенная солнцем, 1888 Купание лошади, 1905

Александр Герасимов

Одним из учеников Коровина и Серова, перенявшим у них экспрессивный мазок, яркую палитру и этюдную манеру письма, стал Александр Михайлович Герасимов. Расцвет творчества художника пришелся на время революции, что не смогло не отразиться в сюжетах его картин. Несмотря на то что Герасимов отдал свою кисть на службу партии и прославился благодаря выдающимся портретам Ленина и Сталина, он продолжал работать над импрессионистическими пейзажами, близкими его душе. Работа Александра Михайловича «После дождя» открывает нам художника как мастера передачи воздуха и света на картине, чему Герасимов обязан влиянию своих именитых наставников.

Художники на даче у Сталина, 1951 Сталин и Ворошилов в Кремле, 1950-е После дождя. Мокрая терраса, 1935 Натюрморт. Полевой букет, 1952

Игорь Грабарь

В разговоре о позднем русском импрессионизме нельзя не обратиться к творчеству великого деятеля искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, перенявшему многие техники французских живописцев второй половины XIX века благодаря своим многочисленным поездкам в Европу. Используя приемы классических импрессионистов, на своих картинах Грабарь изображает абсолютно русские пейзажные мотивы и бытовые сюжеты. Пока Моне рисует цветущие сады Живерни, а Дега – прекрасных балерин, Грабарь изображает теми же пастельными цветами суровую русскую зиму и деревенскую жизнь. Больше всего Грабарь любил изображать на своих полотнах иней и посвятил ему целую коллекцию произведений, состоящую из более ста маленьких разноцветных набросков, созданных в разное время суток и при разной погоде. Сложность работы над такими рисунками состояла в том, что краска застывала на морозе, поэтому работать приходилось быстро. Но именно это и позволяло художнику воссоздать «тот самый момент» и передать свое впечатление от него, что и является главной идеей классического импрессионизма. Часто стиль живописи Игоря Эммануиловича называют научным импрессионизмом, потому как он придавал большое значение свету и воздуху на полотнах и создал множество исследований о передачи цвета. Более того, именно ему мы обязаны хронологическим расположением картин в Третьяковской галерее, директором которой он был в 1920-1925 годах.

Березовая аллея, 1940 Зимний пейзаж, 1954 Иней, 1905 Груши на синей скатерти, 1915 Уголок усадьбы (Луч солнца), 1901

Юрий Пименов

Совершенно неклассический, но все же импрессионизм развивался и в советское время, ярким представителем которого становится Юрий Иванович Пименов, пришедший к изображению «мимолетного впечатления в постельных тонах» после работы в стиле экспрессионизма. Одной из самых известных работ Пименова становится картина «Новая Москва» 1930х годов – светлая, теплая, будто написанная воздушными мазками Ренуара. Но в то же время сюжет этой работы совершенно не сочетается с одной из основных идей импрессионизма – отказа от использования социальных и политических тем. «Новая Москва» Пименова как раз великолепно отражает социальные изменения в жизни города, которые всегда вдохновляли художника. «Пименов любит Москву, ее новь, ее людей. Живописец щедро отдает это свое чувство зрителю», – пишет в 1973 году художник и исследователь Игорь Долгополов. И действительно, глядя на картины Юрия Ивановича, мы проникаемся любовью к советской жизни, новым кварталам, лирическим новосельям и урбанистике, запечатленным в технике импрессионизма.

Творчество Пименова еще раз доказывает, что у всего «русского», привезенного из других стран, свой особенный и уникальный путь развития. Так и французский импрессионизм в Российской империи и Советском Союзе вобрал в себя черты русского мировоззрения, национального характера и быта. Импрессионизм как способ передачи одного лишь восприятия действительности в чистом виде остался чужим для русского искусства, потому что каждая картина русских художников наполнена смыслом, осознанием, состоянием переменчивой русской души, а не просто мимолетным впечатлением. Поэтому уже в следующие выходные, когда Музей Русского Импрессионизма заново представит основную экспозицию москвичам и гостям столицы, каждый найдет что-то для себя среди чувственных портретов Серова, урбанистики Пименова и нетипичных для Кустодиева пейзажей.

Новая Москва  Лирическое новоселье, 1965  Костюмерная Большого театра, 1972  Раннее утро в Москве, 1961 Париж. Улица Сен-Доминик. 1958  Стюардесса, 1964

Возможно, для большинства людей до сих пор фамилии Коровин, Серов, Герасимов и Пименов не связаны определенным стилем искусства, но открывшийся в мае 2016 года в Москве Музей русского импрессионизма все же собрал произведения этих художников под одной крышей.

porusski.me

Русские импрессионисты. Художники импрессионисты

Русские импрессионистыВ 1874 году французской публике была представлена картина, ставшей отправной точкой развития нового направления в искусстве. Полотно «Впечатление. Восход солнца», принадлежавшее кисти великого К. Моне, дало новой манере письма и свое имя – импрессионизм (от фр. Impression — впечатление).

Ставя во главу угла восприятие мира посредством чувств и эмоций, импрессионисты разрабатывали новую технику письма, искали новые инструменты живописи и меняли подход к организации творческой среды. На рубеже веков они произвели революцию в искусстве, став яркой страницей в истории мировой живописи.

Зародившись во Франции, вскоре это направление вышло далеко за пределы родной страны, завоевав сердца художников в Европе, Америке и России.

В России конца XIX – начала XX вв., впитывая творческие идеи французских импрессионистов, художники создавали полотна, впоследствии получившие известность под общим названием – «Русский импрессионизм».

Большее развитие импрессионизм получил в творчестве таких художников, как К. Коровин, И. Грабарь, В. Серов, А. Архипов, А. Куинджи. Периоды обращения к импрессионистским методам живописи имели место и в творчестве В. Борисова-Мусатого, Н. Богданова-Бельского, П. Нилуса. Хрестоматийные представления о классическом французском импрессионизме в картинах русских художников претерпели некоторые изменения, в результате которых направление приобрело ярко выраженную национальную специфику.

Как способ передачи одного лишь восприятия действительности, импрессионизм в чистом виде остался чужим для русского искусства. Социально направленное, тяготеющее к предметности, отечественное искусство отличалось стремлением к созданию наполненных смыслом и значимым содержанием картин. Не забыть за мимолетной эмоцией человека и его душу – одна из задач русских художников, и импрессионистов в том числе.

Материальность, предметность и осмысленность – доминирующие черты русского импрессионизма. Для него также характерна и большая по сравнению с быстрым ритмом городской Франции статика, что нашло выражение в «культе этюда» как основной формы работ. К исконно французскому главенству впечатления от увиденного, русские импрессионисты добавили необходимость отображения на полотне внутреннего состояния художника в момент написания картины.

В творчестве отечественных художников импрессионизм выразился в подражании внешним приемам классической французской техники: работа на пленэре, особое внимание к передаче света, письмо чистыми цветами, высокая скорость работы. Необходимость полного завершения картины за один сеанс порой приводила к удивительным результатам, до сих пор казавшихся невозможными. Так, известно, что К. Коровину удалось написать портрет Ф. Шаляпина в полный рост всего за два часа.

В 1898 году в Германии состоялась организованная Дягилевым выставка картин русских художников. Среди них большой успех у зрителей имели и работы импрессионистов – «Девочка с персиками» В. Серова и пейзаж «Зимой» К. Коровина. Русский импрессионизм завоевал мировое признание.

Константин Коровин по эстетике своих работ был наиболее близок к импрессионистам. Более того, именно Коровина часто называют родоначальником нового направления в России. Его работа «Портрет хористки», написанная в 1883 году, стала первой ласточкой импрессионизма, которая произвела на отечественных художников большое впечатление. Острота колористического видения, ясная гармония чистых красок, новые пластические решения – все это в корне отличалось от того, что ранее имело место в русском искусстве. Портретный этюд был написан Коровиным всего за один час. Итогом работы стало изображение молодой девушки, стоящей на веранде в цветущем саду. С первого взгляда пронизанная светом картина покоряет свежестью и непосредственностью. Девушка показана здесь и сейчас, в конкретный мимолетный момент времени. Ее фигура расположена не по центру полотна, в неустойчивой и неуверенной позе, подчеркивающей психологическое состояние печальной хористки. Чувственное восприятие увиденного художником определило необходимость написать образ девушки в тесной связи с окружающим пространством, уделяя значительное внимание отображению света и воздуха. Фактурное письмо широкими сочными мазками придает образу конкретную форму, господствующие голубые и желтые тона, свободные мазки белил привносят в изображение ощущение воздушности и легкости. Все это является яркими решением импрессионистических задач, новых и непонятных пока русскому искусству.

Отдельного внимания заслуживают работы Коровина, написанные им под впечатлением от поездки по Северу в августе-сентябре 1894 года. Пораженный красотой и монументальностью Заполярья, силой людей, вынужденных ежедневно бороться со стихией за свое существование, художник создал этюды, отразившие существенные стороны Севера. Каждый из них имеет четкий сюжет и наполнен драматичным переживанием.

«Архангельский порт на Двине» (1894), «Мурманский берег» (1894), «Ручей св. Трифона в Печенге» (1894), «Зима в Лапландии» (1894), «Пристань на севере» (1895) – в этих и многих других работах северного цикла нашли отражение идеи импрессионизма. Здесь отчетливо видны сдержанная серебристо-серая цветовая гамма, тонко передающая тона суровой северной природы, уверенные размашистые мазки, виртуозность передачи световоздушной среды, отсутствие четких деталей образов, «этюдность» и легкая незавершенность, отсутствие французской динамичности и характерная нагруженность смыслом. Северные работы К. Коровина имели большое значение в развитии русской живописи и оказали серьезное влияние на творчество других художников- импрессионистов.

Значительные по своей силе картины в период увлечения импрессионизмом писал В. Серов. Его знаменитую «Девочку с персиками» до настоящего времени считают эталоном отечественного портретного импрессионизма. Запечатлеть свежесть и трепет ускользающего мгновения, в то же время остановить его – те задачи, над решениями которых больше месяца трудился художник, создавая картину. Легкая и непринужденная вибрация мазка, насыщенность световыми эффектами, тонкая фактура, фрагментарная трактовка увиденных предметов – черты, роднящие полотно «Девочка с персиками» с импрессионизмом.

Идеи нового направления пришли в творчество Серова во многом под влиянием его близкого друга и наставника К. Коровина, с которым он много работал.

Поздний русский импрессионизм, органично соединивший в себе элементы многих существовавших в тот момент времени стилей и направлений, нашел отражение в творчестве И. Грабаря. Художник попал под очарование живописи импрессионистов с ее чистыми красками в 1895 году во время поездки в Европу. Уже в 1903 году картиной «Зимний вечер» был обозначен переход к новой манере письма. Уникальные колористические и световые решения, смелые широкие мазки, которыми была написана работа, не оставили сомнений по поводу ее принадлежности к импрессионизму.

С увлечением и азартом написанная на пленэре годом позже, картина «Мартовский снег» стала самым ярким по фактуре и мысли импрессионистическим полотном. Главный герой картины – слепящий глаза белый снег, которому художник подарил большую часть холста. На снежном просторе можно увидеть девушку-крестьянку, несущую воду в коромыслах – она играет роль знакового акцента, позволяющего придать картине атмосферу «русскости», наряду с праздничным восприятием великолепной красоты родной природы.

Вплоть до 1876 года под влиянием идей передвижников работал непревзойденный пейзажист А. Куинджи. Но после поездки во Францию, художник разрывает с ними все связи, отдавшись во власть импрессионизма. В своем творчестве Куинджи начинает уделять большее внимание передаче световоздушной среды, стремясь понять характер ее влияния на окраску предметов и тонов изображаемого на холсте. Отказавшись от красочной плотности, художник воплощал на полотнах принцип цветовой прерывистости. Характерные для данного этапа творчества картины «Днепр утром» (1881) и «Север» (1879).

Работы Куинджи были высоко оценены современниками. А. Бенуа даже сравнивал художника с К. Моне и утверждал о большом влиянии Куинджи для русского искусства, сопоставимом по значению с ролью Моне для французской живописи.

В 1890-х гг. первые серьезные работы создает В. Э. Борисов-Мусатов. Начало его творчества непосредственно связано с импрессионизмом – это были пленэрные этюды, написанные под влиянием картин Коровина и Серова. Картины отличаются свежестью и простотой, пронизаны тонкой поэтической чувственностью. Импрессионистическое восприятие художником природы нашло выражение в высветлении палитры, обогащению ее яркими чистыми красками, придающими полотнам необыкновенно чистое звучание и виртуозной передаче изменчивой световоздушной среды. Таковы этюды «Маки в саду» (1894), «Майские цветы» (1894). В более поздний период творчества Борисов-Мусатов отходит от импрессионизма и пишет работы в постимпрессионистской и символисткой манерах.

Член Товарищества передвижников и Союза русских художников, А. Архипов также писал картины в манере, близкой к постимпрессионистской живописи. Его «Прачки», «Радоница», «Северная деревня» наполнены светом и воздухом, которые сохранились в стиле его письма, устояв под натиском революционных перемен. Схожий творческий путь прошел и Н. Богданов-Бельский. Получив звание Академика живописи за работы, созданные в реалистическом ключе, он отошел от наследия передвижников и работал в русле импрессионизма («Виртуоз», 1891; «Вечер («Удильщик»)», 1925). Параллельно реализм передвижников и идеи французского импрессионизма сосуществовали и развивались в творчестве П. Нилуса. Практически одновременно он писал жанровые работы («По знакомым», 1892; «Белошвейная мастерская», 1890, «Босяк», 1895) и проникнутые лиризмом и стремлением передать впечатление от увиденного «Осень» (1893), «Купальни» (1899), «Перед вечером» (1902).

Импрессионизм в России обрел свое неповторимое лицо, достойное восхищения и подражания.

Биографии и картины русских импрессионистов:

www.hudojnik-impressionist.ru

Импрессионизм. Искусство, живопись, картины художников-импрессионистов

Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression — впечатление), направление в искусстве последней трети 19 — начала 20 века, мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионизм зародился во французской живописи в конце 1860-х годов. Эдуар Мане (формально не входивший в группу импрессионистов), Дега, Ренуар, Моне внесли в изобразительное искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни.

Французские художники обратились к изображению мгновенных, выхваченных из потока реальности ситуаций, духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому, стремление к синтетическим формам искусства сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души, со знаменитой "романтической иронией", позволявшей романтикам смело сопоставлять и уравнивать высокое и низменное, трагическое и комическое, реальное и фантастическое. Художники-импрессионисты использовали фрагментарные реальности ситуаций, использовали на первый взгляд неуравновешенные композиционные построения, неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур.

В 1870–1880-е годы формируется пейзаж французского импрессионизма: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения форм в вибрации света и воздуха. Название направления произошло от наименования картины Клода Моне "Впечатление. Восходящее солнце" ("Impression. Soleil levant"; экспонировалась в 1874, ныне в Музее Мармоттан, Париж). Разложение сложных цветов на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы и валёры породили беспримерно светлую, трепетную живопись импрессионизма.

Отдельные стороны и приемы этого направления в живописи использовались живописцами Германии (М. Либерман, Л. Коринт), США (Дж. Уистлер), Швеции (А.Л. Цорн), России (К.А. Коровин, И.Э. Грабарь) и многих других национальных художественных школ.  Понятие импрессионизм применяется также к скульптуре 1880–1910-х годов, обладающей некоторыми импрессионистическими чертами – стремлением к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью формы, пластической эскизностью (произведения О. Родена, бронзовые статуэтки Дега и др.). Импрессионизм в изобразительном искусстве оказал влияние на развитие выразительных средств современной ему литературы, музыки, театра. Во взаимодействии и в полемике с живописной системой этого стиля в художественной культуре Франции конца 19 — начала 20 века возникли течения неоимпрессионизма и постимпрессионизма.

Неоимпрессионизм (франц. neo-impressionnisme) — течение в живописи, возникшее во Франции около 1885, когда его главные мастера, Ж. Сера и П. Синьяк, разработали новую живописную технику дивизионизма. Французские неоимпрессионисты и их последователи (Т. ван Рейселберге в Бельгии, Дж. Сегантини в Италии и другие), развивая тенденции позднего импрессионизма, стремились приложить к искусству современные открытия в области оптики, придав методичный характер приемам разложения тонов на чистые цвета; одновременно они преодолевали случайность, фрагментарность импрессионистической композиции, прибегали в своих пейзажах и многофигурных картинах-панно к плоскостно-декоративным решениям.

Михаил Нестеров Mikhail Nesterov

Постимпрессионизм (от лат. post — после и импрессионизм) — собирательное название основных течений французской живописи конца 19 — начала 20 веков. Мастера постимпрессионизма с середины 1880-х годов искали новые выразительные средства, способные преодолеть эмпиризм художественного мышления и позволить перейти от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению ее длительных состояний, материальных и духовных констант. Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимодействие отдельных направлений и индивидуальных творческих систем. К постимпрессионизму обычно причисляют творчество мастеров неоимпрессионизма, группы "Наби", а также В. ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена.

Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), "Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии".

Уотерхаус Джон Уильям Waterhouse John William

smallbay.ru

Импрессионизм в сети. Коллекция картин импрессионистов

Фредерик БазильФредерик Базиль. Коллекция картинимпрессионизм

 

Эжен БуденЭжен Буден. Коллекция картинимпрессионизм

Арман ГийоменАрман Гийомен. Коллекция картин.импрессионизм

 

Поль ГогенПоль Гоген. Коллекция картинпостимпрессионизм

 

Эдгар ДегаЭдгар Дега. Коллекция картинимпрессионизм

 

Эжен ДелакруаЭжен Делакруа. Коллекция картин.романтизм

Гюстав КайботтГюстав Кайботт. Коллекция картинимпрессионизм

 

Мэри КассатМэри Кассат. Коллекция картин.импрессионизм

 

Камиль КороКамиль Коро. Коллекция картинромантизмреализм

Гюстав КурбеГюстав Курбе. Коллекция картинреализм

Эдуард МанеЭдуард Мане. Коллекция картинимпрессионизм

 

Клод МонеКлод Моне. Коллекция картинимпрессионизм

Берта МоризоБерта Моризо. Коллекция картинимпрессионизм

 

Камиль ПиссарроКамиль Писсарро. Коллекция картинимпрессионизм

Пьер Огюст РенуарПьер Огюст Ренуар. Коллекция картинимпрессионизм

 

Поль СезаннПоль Сезанн. Коллекция картинимпрессионизмпостимпрессионизм

 

Жорж СёраЖорж Сёра. Коллекция картиннеоимпрессионизм

 

Альфред СислейАльфред Сислей. Коллекция картинимпрессионизм

Поль СиньякПоль Синьяк. Коллекция картин.неоимпрессионизм

 

Джозеф ТёрнерДжозеф Тернер. Коллекция картинромантизм

Анри де Тулуз-ЛотрекАнри Тулуз-Лотрек. Коллекция картинпостимпрессионизм

 

impressionnisme.narod.ru