Тулуз-Лотрек. Художник, прославивший Мулен-Руж. Картина кабаре


Бурлеск и свастика: 45 лет картине «Кабаре»

Мюзикл – самый гибридный и «некиношный» жанр в кино. Однажды Боб Фосс единолично изменил закостенелый киномюзикл. От бывшего танцора из кабаре такого мало кто ожидал. Последователи, правда, забыли заветы Фосса. Но ещё не всё потеряно.

Боб Фосс вырос в разгар Великой депрессии, втайне мечтал стать новым Фредом Астером и выступал в ночных клубах. После дебюта на Бродвее карьера пошла в гору: он танцевал и ставил хореографию для театра, а в перерывах – всё то же проделывал для Голливуда. В общем, прошёл через конвейер звёзд и однообразной продукции. Но Фосс этот опыт собрал, перенял, а потом без сожалений уничтожил ретроградные приёмчики жанра в самостоятельных работах.

Первым экспериментом по препарированию мюзикла стала «Милая Чарити», интерпретация фильма Федерико Феллини «Ночи Кабирии». Сначала Фосс поставил драму о влюбчивой наёмной танцовщице на Бродвее. Спектакль снискал успех, и студия Universal решила его экранизировать. Взять популярную бродвейскую постановку и перекроить её под законы кино – излюбленная тактика продюсеров. В прокате «Милая Чарити» провалилась, но небольшую революцию совершила.

Кабаре

Чтобы осознать вклад Боба Фосса в мюзикл, нужно прояснить «историческую картину». В кино жанр мюзикла перекочевал из театра, и начиналось всё для него многообещающе. В 1927 году случилось эпохальное событие, навсегда изменившее киноиндустрию. Студия Warner Bros. выпустила первый полнометражный звуковой фильм «Певец джаза». Сама картина была посредственной, но технология озвучивания, которую применили создатели, произвела фурор. После «Певца джаза» немое кино вымерло, а кинобоссы решили, что лучший способ демонстрировать чудеса звука – штамповать мюзиклы.

Мюзиклы проникли в кинематограф и сотворили «золотой век Голливуда». Система звёзд и студий поддерживала индустрию. Тут подкралась Великая депрессия – и сыграла с искусством злую шутку. Люди хотели отстраниться от мрачной действительности, безработицы и нищеты. В тёмном кинозале было спокойно и безопасно. На экране блистали красавцы и красотки, происходили незаурядные события. Зрители ассоциировали себя с киногероями и на время забывали о личных проблемах.

Кабаре

Спрос на киноразвлечения был высоким. Как следствие – жанр стагнировал. Мюзиклы эксплуатировали одни схемы. Сюжеты тоже повторялись: истории о золушках, мюзиклы «подмостков», мелодраматические мотивы. Конечно, периодически случались прорывы. Басби Беркли впервые показал убийство в мюзикле и довёл искусство музыкальных номеров до совершенства. Винсент Миннелли, отец Лайзы Миннелли, вплетал в мюзиклы сновидения и галлюцинации. Но несмотря на единичные победы, к 70-м годам киномюзикл бился в предсмертных конвульсиях. Как преобразить этот искусственный и условный жанр никто не понимал.

В «Милой Чарити» Фосс предложил новый подход к музыкальным номерам. Раньше все номера в мюзиклах снимались одним планом, по-театральному. Фосс же начал задействовать монтаж, чтобы создавать повествовательные фразы. Музыкальный номер переставал быть костылём, который бесит и мешает, но без него ты далеко не уйдёшь. Опыт с «Милой Чарити» многому научил Фосса, и к «Кабаре» он подошел с ещё более осмысленной идеологией.

Бродвейская премьера «Кабаре» состоялась в 1966 году. На основе романа Кристофера Ишервуда «Прощай, Берлин» и пьесы Джона ван Друтена «Я – Камера» Фред Эбб создал либретто. Джон Кандер написал музыку, а срежиссировал действо Гарольд Пирс. В итоге спектакль «взорвал» Бродвей и получил восемь премий «Тони».

Кабаре

Спустя шесть лет столько же «Оскаров» отхватила киноверсия «Кабаре». Либреттист Эбб и композитор Кандер по наследству перешли к Фоссу от театралов и дополнили фильм двумя новыми композициями: «Money, Money» («Деньги, деньги») и «Mein Herr» («Мой господин»). Также из первой постановки взяли исполнителя роли конферансье – актёра Джоэла Грея. Певичку кабаре Салли Боулз воплотила на экране Лайза Миннелли. Интеллигента Брайана сыграл Майкл Йорк, а миллионера Максимилиана – Хельмут Грим.

В «Кабаре» несколько сюжетных слоёв, как и в любом хорошем произведении. Слой первый: взбалмошная американка Салли пытается обольстить англичанина Брайана, который только приехал в Берлин, ещё стеснителен и, кажется, не особо то и женщинами интересуется. Когда Салли удаётся-таки соблазнить нерешительного увальня, на горизонте появляется статный богатый немец Максимилиан и соблазняет их обоих. Американка, англичанка и немец. Почти что анекдот.

Слой второй: скрытый еврей Фриц влюбляется в еврейку Наталью. Времена сложные, и Фриц стоит перед выбором: открыть своё происхождение, чтобы жениться на любимой женщине, или забыть и жить себе спокойно.

Кабаре

Слой третий, исторический: в разгаре 1931 год. В Германии набирают обороты национал-социалистические настроения. Режим вторгается в мирную жизнь и насильно делит общество на «плохих» и «хороших». Герои пытаются отстраниться от политики. И у них получается – ровно до тех пор, пока не замечать становится уже невозможно. В «Кабаре» Боб Фосс пытается говорить на темы, которые мюзиклы игнорировали. Образцово-показательные номера способны любую серьёзную тему довести до низкопробной клоунады. Но метод Фосса приводит к обратному.

Слой четвёртый, бурлескный. В кабаре «Кит-Кат» ночная жизнь идёт своим чередом. «Оставьте ваши заботы за дверью! Жизнь никуда не годится? Забудьте! Здесь жизнь прекрасна. Девушки прекрасны. Даже оркестр прекрасен», – обещает конферансье. Пока на улицах Берлина творятся жуткие вещи, в кабаре из последних сил пьют и пляшут. Реализм сталкивается с фантасмагорией. Новаторство Фосса – в сочетании реалистического сюжета и пресловутых музыкальных номеров. Сцены из кабаре не выглядят декоративными элементами, которые без труда можно выкинуть и ничего не изменится. Номера вплетаются в основное действие и комментируют события из жизни героев. Встреча Салли с миллионером монтируется с песенкой о жажде денег. После того как между главными героями закручивается «любовный треугольник», конферансье поёт о «Двух леди». История о чувствах Фрица к еврейке Наталье дополняется ироничным пацифистским номером про отношения с обезьяной.

Кабаре

От сочетания смешного и страшного рождается та самая магия, за которой наблюдать больно, а оторваться сил нет. Бывает, что режиссёры приходят в кино из театра и мыслят более кинематографично, нежели те, кто изначально варился в кино и другим искусством отравлен не был. Сергей Эйзенштейн тоже начинал в театре, потом познакомился с кино и создал фундаментальную монтажную теорию. Параллель между Эйзенштейном и Фоссом слегка надуманна, но, как и советский классик, Фосс прекрасно чувствовал разницу между условным театральным миром и кино.

«Кабаре» Боб Фосс построил на монтажных склейках, дававших нужный эффект во взаимодействии друг с другом. Стоит солнечный день. Уютный ресторанчик на природе. Играет музыка, люди потягивают пиво, общаются с друзьями и семьями, беззаботно смеются. Из толпы камера выхватывает светловолосого юношу. Он поднимается и сладким голосом заводит мотив про луга и оленя. Сначала мы видим только его лицо. Камера отъезжает, и обстановка проясняется: миловидный юноша одет в нацистскую форму. Постепенно темпоритм ужесточается, с мест вскакивают и присоединяются к юноше новые люди, многие тоже в форме. И вот уже песня с говорящим названием «Завтра принадлежит нам» превращается в фашистский гимн.

Кабаре

«Кабаре» эмоционально говорит о болях XX века. Святых нет, мир не делится на чёрное и белое, ошибаться и делать ужасные вещи способны все. «Кабаре» – про эти прописные истины. Мюзикл Фосса куда радикальнее, чем какие-нибудь криминальные драмы. На «Оскаре-1973» состоялась схватка двух исполинов киносезона: «Кабаре» Фосса и «Крёстного отца» Фрэнсиса Форда Копполы. Со счётом 8:3 политическое кабаре выиграло у эпического полотна о гангстерах. Премия американской киноакадемии, конечно, далеко не всегда показатель. Но поскольку «Оскаром-2017» заправлял именно мюзикл, этот любопытный факт хочется отметить.

«Ла-Ла Ленд» – типичный образец того старого Голливуда, когда на экране свинговали Фред Астер и Джинджер Роджерс, а Боб Фосс ещё не пришёл и не порушил эскапистскую традицию. Голливуд 70-х отходил от цензурного «закона Хейса» и классических жанровых формул. «Кабаре» вписалось в тональность эпохи. Ностальгический «Ла-Ла Ленд» стал феноменом 2016-2017 годов. Боб Фосс бы не одобрил. Он верил в реализм. По мнению Фосса, любование на красивые музыкальные номера без всякой мысли – путь кино в бездну.

Кабаре

Немецкий философ Теодор Адорно считал, что писать стихи после Освенцима – варварство. Потому что такую травму не излечить. Наверное, хорошо, что наше поколение снимает «Ла-Ла Ленды», а не «Кабаре». Любоваться жутким – извращение. Если постоянно смотреть в кривое зеркало, сойдёшь с ума. «Кабаре» хоть и шедевр, но болезненный. Быть может, мир, в конце концов, спасут доброе кино и эскапизм.

www.lumiere-mag.ru

Красотки кабаре - история в фотографиях

00003ed4_big.jpgПианист Джек Харрис и танцовщица Вера. 22 мая 1930

00003eb7_big.jpgКанкан. 1895

00003eb8_big.jpgФото Генри Guttmann. 1897

00003eb9_big.jpgВ костюме по эскизам художника Blanche Vaudon. Фото Rischgitz. 1898

00003eba_big.jpgПарижское кабаре. (Фото Генри Guttmann). 1900

00003ebd_big.jpgПевица и танцовщица Жанна-Мари Буржуа (1873-1956), в театр-кабаре Folies Bergere в Париже.

00003ebe_big.jpgГ-н Лесли Хенсон и кабаре мисс Дороти Диксон Follies, на выставке Daily Express Womens в Олимпии, Лондон. Рекламная акция [Ices без льда]. Апрель 1923

00003ebf_big.jpgГрандиозное выступление в Princes Restaurant. Декабрь 1924

00003ec0_big.jpgИндийская танцовщица Мира Деви в костюме для шоу-кабаре. 1925

00003ec1_big.jpgУ входа кабаре-шоу. Германия. 1925

00003ec2_big.jpgШоу-кабаре на Piccadilly Hotel в Лондоне. 1925

00003ec3_big.jpgМадемуазель Melsass из России. Париж. Фото Джеймс Аббе. 1925

00003ec4_big.jpgНаташа Nattova, известная русская танцовщица. Пикадилли Hotel. (Фото Уильям Дэвис). 1925

00003ec5_big.jpgHoffman Девушки. Слева направо: Дороти Эллис, TOOTS Григория, Клэр De Figaniere, Билли Слоун и Луиза Блэкберн. 1925

00003ec6_big.jpgГрета Ниссен (1906-1988). Норвегия. 1925

00003ec7_big.jpgPiccadilly Hotel. 1925

00003ec8_big.jpgТанцовщица Edmonde Guydens в ночном клубе Мулен Руж в Париже. 3 февраля 1926

00003ec9_big.jpgКабаре в зале на Палм-Бич кафе на берегу Темзы. (Фото Е. Бэкон). 12 июня 1926

00003eca_big.jpgПевица и актриса Фрэнсис. 20 октября 1926

00003ecb_big.jpgТруппа Blue Train в театре принца Уэльского в Лондоне. 7 июня 1927

00003ecc_big.jpgТеатр принца Уэльского. 7 июня 1927

00003ecd_big.jpgДевушки Хофмана на Лондонской ипподроме. 10 июня 1927

00003ece_big.jpgГ-н Андре Шарло репетирует для бала в Королевском оперном театре. 18 ноября 1929

00003ecf_big.jpgРусская балерина Кира Alanova в ревю [Wake Up And Dream]. 21 августа 1929

00003ed0_big.jpgКанкан кабаре на Piccadilly Hotel, Лондон. (Фото Генри Guttmann). 1930

00003ed1_big.jpgМэри Barbour, Grosvenor House, Лондон, Англия. 1930

00003ed2_big.jpgЧлены труппы Империя кабаре в Grosvenor House в Лондоне. (Фото Уильям Дэвис). 1930

00003ed3_big.jpg1930

foto-history.livejournal.com

Тулуз-Лотрек. Художник, прославивший Мулен-Руж - Дневник живописи

Кабаре “Мулен Руж” у всех на слуху. Однако не все знают, что значительную лепту в его прославление внёс художник Анри де Тулуз-Лотрек. Этому заведению и его обитателям он посвятил сотни своих работ. Картины, плакаты, литографии. Благодаря ему мы до сих пор знаем имена танцовщиц Мулен-Руж той эпохи. Ла Гулю. Джейн Авриль.

Тулуз-Лотрек не случайно так много времени проводил в Мулен-Руж. Если бы не одно обстоятельство, он бы обходил кабаре стороной. Да и художником вряд ли бы стал.

По происхождению Тулуз-Лотрек – аристократ из очень древнего рода. Его ждал мир лошадиных скачек, охоты и балов.

Но на лошадь он так и не сядет. Про охоту и балы тоже придётся забыть. С рождения он был слаб здоровьем. Частые детские болезни. В подростковом возрасте – переломы. Конечности остановились в росте. Генетическое заболевание. Выше 150 см Тулуз-Лотрек так и не вырастет.

Мечты о скачках и охоте разбиты вдребезги. Но его энергичная и амбициозная натура жаждала реализации. Живопись могла его спасти. Тем более, что талант был налицо.

Физическая неполноценность толкнула Тулуз-Лотрека в мир кабаре и публичных домов. Среди проституток, танцовщиц и циркачей он чувствовал себя свободнее. Он забывал о своей ущербности. Среди тех, кто также был обижен судьбой. Как он говорил о проститутках: “Наконец я нашёл женщин, которые не выше меня ростом”.

Вскоре он стал аристократов воспринимать ущербными. Увидев со стороны всю их заносчивость и высокомерие. В мир, к которому он принадлежал по рождению, он уже никогда не вернётся.

Тулуз-Лотрек в Мулен-Руж

Анри де Тулуз-Лотрек. В Мулен-Руж. 1892-1895 гг. Холст, масло. Чикагский институт искусства

В Мулен-Руж Лотрек был завсегдатаем. Случайный посетитель, увидев там художника, мог подумать, что он один из аттракционов заведения. Все время громко разговаривает. Острит. А вокруг него все хохочут.

На картине “В Мулен-Руж” за столом – знакомые Лотрека. Спиной к нам у зеркала – знаменитая танцовщица Мулен-Руж Ла-Гулю. Она поправляет свой фирменный пучок рыжих волос. Сам Лотрек со своим долговязым родственником – в профиль на заднем плане.

Справа как будто случайно “попала в кадр” женщина. Её лицо ярко освещено. Это английская певица Мэй Милтон. Она выступала в Мулен-Руж один сезон и пользовалась невообразимым успехом.

Картина похожа на  фотографию. В кадр слева попали перила. Изображение певицы и вовсе срезано. Посетители за столиком как будто и не подозревают, что их “снимают”.

Как и Эдгар Дега, Лотрек стремился показать жизнь без постановок и декораций. Отсюда такая оригинальная композиция.

Мулен-Руж, как ярмарка продажной любви

Анри де Тулуз-Лотрек. Танец в Мулен-Руж. 1890 г. Холст, масло. Художественный музей Филадельфии, США

Конечно, Тулуз-Лотреку нравились танцы. Безудержная, пошлая кадриль Ла-Гулю. Экстазные выпады ножкой Джейн Авриль.

Однако на картинах сам танец Лотрек изображал не часто.  Ему больше были интересны обитатели кабаре. Здесь перемешивались все слои общества. Аристократы приходили за низменными удовольствиями. Кокотки высматривали любовников побогаче.

На картине “Танец в Мулен-Руж” Ла Гулю и Валентин Бескостный танцуют очередной безудержный танец. На переднем плане мы видим женщину в розовом платье.

Современники Тулуз-Лотрека сразу бы поняли, что это куртизанка. Она пришла сюда на работу. Рядом с ней – женщина в тёмном платье. Тогда проституток всегда сопровождали некрасивые и скромно одетые компаньонки.

Нестандартная любовь в Мулен-Руж

Анри де Тулуз-Лотрек. Танец в Мулен-Руж. 1892 г. Литография. Чикагский институт искусства, США

В Мулен-Руж себя вольготно чувствовали представители сексуальных меньшинств. Никто их здесь не осуждал. Тем более Тулуз-Лотрек.

В их нестандартной любви он видел что-то для себя близкое. Ведь с его физическими данными любовь достойной женщины ему была не доступна. Он трезво осознавал, что любовь он сможет лишь покупать.

Ла-Гулю – звезда Мулен-Руж

Анри де Тулуз-Лотрек. Ла-Гулю в Мулен-Руж. 1892 г. Музей современного искусства (МоMA), Нью-Йорк

Тулуз-Лотрек часто писал главную звезду Мулен-Руж Ла-Гулю. Картина “Ла-Гулю в Мулен-Руж” – один из самых известных её портретов. На нем она изображена со своей сестрой (слева) и любовницей.

Как всегда, Лотрек стремился показать характер героини. Обычная торговка в экстравагантном платье. Надменная. Вульгарная. Как называл её Лотрек – “сладострастное и похотливое животное”.

Ла-Гулю виртуозно танцевала Кан-Кан. Благодаря ей этот танец станет таким популярным. Поклонники приходили и кричали “Выше Ла-Гулю, выше!” Это конечно, о её ногах.

Утонченная Джейн Авриль

Анри Тулуз-Лотрек. Джейн Авриль танцует. 1893. Картон, масло. Музей д’Орсе, Париж

Немало Лотрек рисовал и танцовщицу Джейн Авриль. Незаконнорожденная дочь аристократа. Её мать – содержанка. Джейн убежала в 16 лет от её вспыльчивого и жестокого характера. С тех пор зарабатывала себе на жизнь сама.

В Мулен-Руж Джейн Авриль проработала много лет. Она тоже была звездой кабаре. Ввела в моду одиночные танцы, без партнёра.

Именно в момент такого танца её и изобразил Лотрек на картине. Меланхоличный взгляд танцовщицы направлен вглубь себя. Худые длинные ноги в не самом изящной позе. Но даже в таком положении видна присущая женщине элегантность.

Джейн Авриль совсем не вписывалась в общество бывших торговок и уличных девок. Она разбиралась в искусстве. Обладала безупречным вкусом. За это другие танцовщицы её не любили. Лотрек же искренне ей восхищался. Они дружили до конца жизни художника.

Рекламный плакат Тулуз-Лотрека

Анри де Тулуз-Лотрек. Плакат к новому сезону Мулен-Руж 1891 года. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Не только Лотрек прославлял Мулен-Руж. Но и наоборот. Почти сразу после открытия владельцы Мулен-Руж заказали Лотреку плакат для рекламы заведения.

Плакат получился очень интересным. Толпы людей осаждали трамваи, на которых он был размещён. Их срывали со столбов для коллекционеров. Лотрек за один день стал знаменитым.

Нам сейчас не совсем понятно, что же так поразило в этом плакате публику в конце 19 века. Арабеска из голов зрителей. Ла-Гулю в танце демонстрирует свои панталоны. Силуэт Валентина Бескостного на переднем плане. Слева виднеется развевающаяся юбка другой танцовщицы.

Резкость и грубость линий. Плоскостность изображения. Лаконичность образов. Оригинальность композиции. Все это было для того времени крайне необычно.

Сравните его плакат с плакатом Жюля Шере. Тогда он был первой звездой плакатной живописи. Вы сразу поймёте, насколько предшественник Лотрека был неоригинален и предсказуем. Жюль Шере. Мулен Руж. Плакат. 1889 г. Частная коллекция

Образы Лотрека гораздо более лаконичны. Плакаты же Шере – это нагромождение фигур. Слащавые образы. Неуместные для плаката светотени.

Мулен-Руж в литографиях

Напоследок ещё одна известная работа Лотрека, посвящённая Мулен Руж. На этот раз – в технике литографии. Анри де Тулуз-Лотрек. Флирт. 1892 г. Литография. Чикагский институт искусства, США

Лотрек очень хотел, чтобы его творчество увидели многие. Литография для этого идеально подходила. Ведь с помощью этой техники можно было делать копии рисунка. Так его работы смогли приобретать и за скромные деньги. Конечно, сейчас даже литографические работы Лотрека стоят сотни тысяч долларов.

О других работах Тулуз-Лотрека читайте в статье “Музей д’Орсе. 7 шедевров постимпрессионистов, которые стоит увидеть”.

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Провокационные фото знаменитого кабаре «Мулен Руж», которые вы увидите впервые

Ну кто не слышал о знаменитом кабаре в Париже «Мулен Руж»? Оно открылось в 1889 году и приимает посетителей и по сей день. Мы в Интересно знать решили показать жизнь внутри стен провокационного заведения.

Этого огромного деревянного слона купили в 1990 году владельцы кабаре, Жозеф Оллер и Шарль Зидлер. В животе слона проходили приватные танцы.

1890 год.

Около 1895 года.

Около 1915 года — американские моряки посещают «Мулен Руж» во время Первой мировой войны.

В том же году здание сгорело, но его восстановили в 1921 году.

1930 год — танцовщицы в гримерке.

1926 год — Эдмон Гайденс (Edmonde Guydens) танцует в «Мулен Руж».

1927 год.

Около 1930 года — репетиция танца в Булонском лесу.

1929 год — танцовщицы на Эйфелевой башне.

1932 год.

1980 год.

1998 год.

В 2014 году артистки «Мулен Руж» пытаются попасть в Книгу рекордов Гиннесса, установив мировой рекорд по числу синхронных взмахов ногами за 30 секунд.

Источник

Понравилось? Расскажи друзьям:

interesnoznat.com

Красотки кабаре - Канкану стринги не помеха - Весь мир

Louis Icart.jpg

                              Луи Икар - Канкан

Луи Икар (Louis Icart), родился в 1888-ом году в Тулузе, - французский художник и иллюстратор, яркий представитель стиля арт-деко. Умер в Париже 1950-ом году.                              

                             &nbspИмре Кальман - песенка Бони из оперетты "Сильва"                              Поёт и танцует - Эраст Гарин

                              Фрагмент художественного фильма "Сильва" (1944)

                              

Статуэтка Элит Фабрис Танцовщица кабаре 1.jpgСтатуэтка Элит Фабрис Танцовщица кабаре 2.jpg

Статуэтки под названием "Танцовщица кабаре"Италия - Elite & Fabris - конец XX века

мулин руж.jpg        нотр дам де пари.jpg        триумфальная арка.jpg        эйфелева башня.jpg        гранд опера.jpg        парижская улица.jpg

Ги Дессат - Париж

палитра.png

Ги Дессат.jpgГи Дессат (Guy Dessapt), родился в 1938-ом году, - французский художник импрессионист.

Ги Дессат учился в знаменитой школе искусств "Art Decoratifs". В молодые годы любил рисовать улочки Монмартра - именно там и сформировался его стиль.

В 1960-х годах он семь лет прожил в Нью-Йорке, где его живопись стала очень популярной и узнаваемой. Вообще художник любит путешествовать и, естественно, рисовать, что видит.

После США художник вернулся на родину и поселился в старом загородном доме в срединной Франции, построенном ещё его дедом.

Вопреки расхожему мнению о бедных художниках, Ги Дессат вполне коммерчески успешен и на сегодня может позволить себе рисовать исключительно по вдохновению и в своё удовольствие.

4maf.ru_pisec_2017.07.03_19-04-40_595a0f25d25b5.gif

Эдгар Дега - Кабаре (Концерт в кафе).jpg

Эдгар Дега - Кабаре (концерт в кафе)

Илер-Жермен-Эдгар де Га, или Эдгар Дега (Edgar Degas), родился в 1834-ом году в Париже, - французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Умер там же в 1917-ом году.0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

кабаре.jpgСлово "cabaret" имеет голландское происхождение и означает небольшую комнату для распития спиртного, такую, в которой была бы создана тёплая уютная обстановка.

Во французском языке "cabaret" - небольшой ресторанчик с развлекательной художественной программой, которая состоит из пения песен-шансон, одноактных пьес, скетчей и танцевальных номеров, объединённых выступлениями конферансье.

Шансон (chanson - песня) - французская эстрадная песня в стиле кабаре.Просто какое-то масло масляное: кабаре это место, где исполняется шансон, а шансон это песня в стиле кабаре.)))

Первое кабаре "Чёрный кот" (Le Chat noir) было открыто в 1881-ом году Родольфом Салисом на улице Монмартр в Париже. Появлению заведений типа кабаре способствовал тот факт, что император Луи Наполеон запретил распевать традиционные песни-шансон в общественных местах: на ярмарочных площадях и многолюдных улицах городов. Вот шансонье и перебрались в кафе-шантаны (café-chantant) или кафе-кабаре (cafe-cabaret).

Кафе-шантан дословно означает песенное кафе.

Родольф Салис приглашал для выступлений в своем кабаре талантливых поэтов и музыкантов, что сделало его кабаре чрезвычайно популярным.

В последующие годы кабаре стали появляться не только в Париже, но и по всей Франции. На сегодня со словом "кабаре" у нас ассоциируется, в первую очередь, знаменитое парижское заведение, расположенное на Монмартре, "Мулен Руж" (Moulin Rouge).

Песня "Кабаре" из одноименного кинофильмаДжон Кандер на слова Фреда ЭббаПоёт - Лайза Миннелли

певичка кабаре.jpg

Бар в Фоли-Бержер Эдуард Мане.jpg

Эдуард Мане - Бар в Фоли-Бержер

Эдуард (Эдуар) Мане (Édouard Manet), родился в 1832-ом году в Париже, - французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма. Умер там же в 1883-ем году.

"Фоли-Бержер" (Folies Bergère) - знаменитое варьете и кабаре в Париже. Находится по адресу улица Рише 32 (Rue Richer). В 1890-1920-х годах заведение пользовалось большой популярностью. Кабаре работает по сегодняшний день.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Огюст Ренуар - Бал в Мулен-де-ла-Галетт.jpg

Огюст Ренуар - Бал в Мулен де ла Галетт

Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir), родился в 1841-ом году в Лиможе, французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Умер в Кань-сюр-Мер в 1919-ом году.

Мулен де ла Галетт (Moulin de la Galette) - ветряная мельница, расположенная в верхней части района Монмартр в Париже. Ветряная мельница с 1939-го года охраняется государством как памятник архитектуры.Немного ниже на холме расположен ресторанчик-кабаре под тем же названием. Рядом с рестораном есть своя ветряная мельница - Мулен Раде (Moulin Radet), по фамилии владельцев ресторана и обеих мельниц. Ресторан "Мулен де ла Галетт" запечатлён на полотнах многих импрессионистов.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Эмиль Бернар - Кабаре в Париже.jpg

Эмиль Бернар - Кабаре в Париже

Эмиль Бернар (Émile Bernard), родился в 1868-ом году в городе Лилль, - французский художник-неоимпрессионист, один из теоретиков символизма в искусстве. Умер в Париже в 1941-ом году.0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Эмиль Бернар - Сцена в кабаре (Рыжая Джулия).jpg

Эмиль Бернар - Сцена в кабаре (Рыжая Джулия)

Пабло Пикассо - Мулен де ла Галетт 1900.jpg

Пабло Пикассо - Мулен де ла Галетт

Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо (Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Mártir Patricio Ruiz y Picasso), родился в 1881-ом году в Малаге, - испанский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер. Умер в городе Мужен (Франция) в 1973-ем году.0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Пабло Пикассо - В кабаре Лапин Агиль или Арлекин с бокалом 1905.jpg

Пабло Пикассо - В кабаре Лапин Агиль, или Арлекин с бокалом (1905)

Le Lapin Agile (Проворный кролик) - традиционное парижское кабаре на холме Монмартр.

На месте кабаре раньше находилась деревенская забегаловка, которая неоднократно меняла своё название. Сначала она была известна как "Встреча воров", а потом, названная в честь настенных изображений серийных убийц, - "Кабаре убийц".

Чудненькое такое местечко.)))

Пабло Пикассо - Певица кабаре - 675 млн долларов.jpg

Пабло Пикассо - Певица кабаре

Полотно кисти Пабло Пикассо "Певица Кабаре" в 2015-ом году было продано на торгах Sotheby's за 67,5 миллионов долларов. И это совсем не рекорд для картин Пикассо.

Девятнадцатилетний Пикассо написал эту картину после своего переезда в Париж. Этот портрет относится к "голубому периоду" творчества художника.

Хосе Гарсиа Рамос - Испанское кабаре.jpg

Хосе Гарсиа Рамос - Испанское кабаре

Хосе Гарсиа Рамос (José García Ramos), родился в 1852-ом году в Севилье, - испанский художник-маньерист. Умер там же в 1912-ом году.0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Борис Михайлович Кустодиев - Танцовщица в кабаре.jpg

Борис Михайлович Кустодиев - Танцовщица в кабаре

Париж. Кабаре 1934.jpg

Александр Михайлович Герасимов - Париж. Кабаре (1934)

Александр Михайлович Герасимов, родился в 1880-ом году в городе Козлове (теперь Мичуринск) Тамбовской губернии (по другим данным в 1881-ом году), - русский и советский живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог, профессор. Доктор искусствоведения (1951). Первый президент Академии художеств СССР (1947-1957). Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). Умер в 1961-ом году в Москве.

Злые языки утверждают, что, получив огромный гонорар за одну из своих официозных картин, Герасимов на радостях ломанулся во Францию, где пробыл два года. Вот там то, во время посещения злачных мест парижского дна, и была написана сия картина.)))

                    

Cornelis Johannes Maks (1876-1967) - Макс Корнелис - Кабаре.jpg

Макс Корнелис - Кабаре

Корнелис Йоханнес Макс, известный как Кис Макс (Cornelis Johannes Maks, известный как Kees Maks), родился в 1876-ом году в Амстердаме, - нидерландский художник. Умер там же в 1967-ом году. 0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Кабаре - художественный фильм производства США (1972)

Режиссёр - Боб Фосс

В главных ролях: Лайза Миннелли и Майкл Йорк

В Германии первое кабаре появилось в 1901-ом году и к 1931-ому году, в котором происходит действие фильма, эта форма кафе-ресторанчика вполне прижилась на немецкой почве.

Деньги (Money) - песня из кинофильма "Кабаре"Джон Кандер на слова Фреда ЭббаПоют и танцуют - Лайза Миннелли и Джоэл Грей

Макс Корнелис - из серии Кабаре.gif

Макс Корнелис - картины из цикла "Кабаре"

4maf.ru_pisec_2017.07.07_20-26-57_595fc426e9a05.gif

Шансонье (chansonnier) - французский эстрадный певец, исполнитель куплетов, исполнитель жанровых песен в так называемом "монмартрском" стиле. Зачастую шансонье сам автор музыки и слов песен, которые он поёт. Искусство шансонье восходит к творчеству средневековых французских менестрелей.Часто случается так, что шансонье приспосабливают новые тексты к уже существующим мелодиям. Начиная с конца XIX века словом "шансонье" стали называть профессиональных артистов эстрады.

Самые знаменитые шансонье: Морис Шевалье, Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Жорж Брассенс, Ив Монтан.

Maurice Chevalier - ValentineМорис Шевалье - ВалентинаКомпозитор - Хосе Падилья

Она была не самым приятным человеком: ревнива и властна, Но я любил её за её миниатюрные ножки и ручки, За её изящный бюст и очаровательный подбородок.Вчера я встретил на улице даму на толстых ногах, С талией бегемота и тройным подбородком - Она радостно бросилась мне на шею.Я в ужасе спросил: "Вы кто?"."Валентина!" - ответила она.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Человек из "Фоли-Бержер" - художественный фильм производства США (1935)В главной роли - Морис Шевалье

Непритязательная комедия положений - старая добрая американская музыкальная комедия. Когда-то известный польский кинорежиссёр Кшиштоф Занусси так отозвался об американских фильмах подобного рода: "Мой отец говорил, что это фильмы для солдат и прислуги.")))

Фильм начинается песенкой "Валентина" в исполнении Мориса Шевалье.

микрофон.jpg

          

Non Je Ne Regrette Rien (Нет, я не жалею ни о чём)Шарль Дюмон на слова Мишеля ВокераПоёт - Эдит Пиаф

Нет! Ни о чем,Нет, я не жалею ни о чёмНи о добре, которое мне сделали,Ни о зле, мне все равно.

Нет! Ни о чем!Нет, я не жалею ни о чемВсе оплачено, выметено, забыто,Мне наплевать на прошлое.

. . .

Нет! Ни о чем,Нет, я не жалею ни о чём!Потому что моя жизнь и мои радостиСегодня начинаются с тобой.

Одна и та же песня в разных записях: студийная запись и вживую. Лучше звучит, конечно, студийная запись, но очень интересно видеть, как поёт, заметьте, не под фанеру, великая эстрадная певица.микрофон.jpg

Emmenez-moi (Увезите меня) Шарль Азнавур на слова Ванессы Паради Поёт - Шарль Азнавур

Я убежал бы, оставляя здесь свое прошлое,Без всяких угрызений совести,Без багажа, с освобожденным сердцем,Распевая очень громко:

Увезите меня на край земли,Увезите меня в страну чудес,Мне кажется, что нищетаБыла бы менее тягостна под солнцем.

микрофон.jpg

Жорж Брассенс - Плохая репутация - авторская песня

. . .

В день четырнадцатого июляЯ остаюсь в своей мягкой постели.Музыка, под которую маршируют,Меня не касается.Однако, я никому не причиняю вреда,Не слушая звучание горна.Но добрые люди не любятКогда идут не тем путём, что они, Нет, добрые люди не любят,Когда идут не тем путём, что они,Все показывают на меня пальцемКроме одноруких, само собой разумеется.

Когда на моем пути попадается неудачливый воришка,За которым гонится крестьянин-крохобор,Я выбрасываю вперёд свою лапу и, что уж тут скрывать,Крохобор оказывается на земле.Я, однако же, никому не причиняю вреда,Давая убежать тем, кто ворует яблоки.Но добрые люди не любятКогда идут не тем путём, что они,Нет, добрые люди не любятКогда идут не тем путём, что они,Все набрасываются на меня,Кроме безногих, само собой разумеется.

. . .

Примечание. 14 июля - День взятия Бастилии - национальный праздник во Франции.

микрофон.jpg

Опавшие листья Роман Влад на слова Жака Превера Поёт - Ив Монтан Фрагмент из кинофильма "Париж - всегда Париж" производства Франции и Италии (1951)

Ты, хотя бы на мгновенье, вспомни:Как мы были счастливы с тобойВ жизни той, наполненной любовью,Где согрет был солнцем день любой.А теперь увядших листьев стаиГонит ветер по аллеям прочь.Он обрывки памяти листает,Но не в силах нам ничем помочь.Забвения немой вопросВ ночь ветер северный унёс,Но слышу из далёких днейМотив той песенки твоей.

Она во мне всегда звучала,Прекрасной грусти не тая.Она двоим принадлежала:Мне и тебе ─ Любовь моя.Но не вырваться нам из кругаТех обид, что бьются в виске.И бежим мы вновь друг от друга,И волной смыт наш след на песке.

. . .

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

          

ХорошоАнри Бетти на слова Андре ХорнесаПоёт - Ив Монтан

Поразительно, насколько она соблазнительна,Не говоря уже о том, о чем я не могу сказать.Это так хорошо,Когда я её обнимаю,Мне говорить, что все этоПринадлежит мне в самом деле.Это так хорошо,И если мы любим друг друга,Не ищите причину:Потому что это так хорошо,Потому что это так хорошо,Потому что это так хорошо

Так же, как и в случае с Эдит Пиаф, две записи песни: вживую и студийная.4maf.ru_pisec_2017.07.07_20-27-32_595fc426e9a05.gif

Армянское радио спросили:

- Кто такая шансонетка?

- Шансонетка это девушка, у которой уже нет никаких шансов.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Шансонетка - певица, исполняющая в кафешантане эстрадные песенки игривого, а часто и фривольного содержания.

Куплеты шансонетки Аграфены Заволжскойиз кинофильма "Корона Российской империи" (1971)Ян Френкель на слова Эмиля РадоваПоёт и танцует - Людмила Гурченко

Имре Кальман - сцена из III акта оперетты "Сильва" (Королева чардаша)Фрагмент из кинофильма "Сильва" (1944)

Князь Воляпюк - Сергей ДыбчоКнягиня Воляпюк - Нина ДинтанБони - Сергей МартинсонСтасси - Маргарита СакалисФерри - Георгий Кугушев

В прежние времена шансонетки пользовались успехом в определённых невзыскательных кругах, но не пользовались уважением в буржуазной среде и в высшем свете. Не то, что сейчас, когда их физиономии и физиологические подробности не слезают с экранов телевизоров и со страниц гламурного глянца, а сами они оглашают окрестности своими воплями - этот вой у них песней зовётся, оскорбляющими слух.)))Шансонетка с мандолиной - Германия - Rosenthal.gif

Статуэтка "Шансонетка с мандолиной" Германия - Rosenthal - 1900-е годыАвтор - Рудольф Маркюз (1878-1930)

4maf.ru_pisec_2017.07.07_18-31-48_595f97a61229b.gif

Cavan Corrigan - Can-can.jpg

Кейвен Корриген - Канкан

Кейвен Корриген (Cavan Corrigan), родился в 1942-ом году на севере Англии, - английский художник. Он любит рисовать Париж и парижан.0_7c2f3_741f8e12_XS.gifКанкан (cancan, что в переводе означает "шум, гам, тарарам") - весьма энергичный французский танец, который долгое время считался непристойным.

Канкан появился в Париже в 1820-30-е годы на публичных балах в рабочих кварталах. Он соединил в себе зажигательные движения и быстрый темп кадрили и галопа. Эффектные шпагаты и энергичные махи ногами пришли в канкан из репертуара знаменитого парижского акробата и танцора Шарля Мазурьё.Характерные па канкана: резкое выбрасывание рук и ног, прыжки вниз головой. Постепенно темп и движение канкана усложнялись. В конце XIX века в танце появились трюки с юбками, поскольку массово стали производить красивое женское нижнее бельё и его не зазорно было показать публике.

Музыкальный размер танца 2/4.

Канкан - телевизионная программа "Абсолютный слух",выходящая на российском телеканале "Культура"

танцовщица кабаре.jpgтанцовщица кабаре.jpgтанцовщица кабаре.jpg

The Tony Charmoli Dancers - The Can-Can (1959)Танцовщицы Тони Чармоли - Канкан

Тони Чармоли - американский танцор, хореограф и режиссер.

cancangirl.jpgcancangirl.jpgcancangirl.jpg

Имре Кальман - Красотки кабареиз кинофильма "Королева чардаша" (Die Csardasfürstin), (1951) производства ФРГПоёт и танцует - Марика Рёкк (Marika Rökk)

канкан 1.jpg

По ночам одиноких не бывает (In der Nacht ist der Mensch nicht gern alleine)Франс Гроте на слова Вилли Демеля Канкан из кинофильма "Девушка моей мечты" (Die Frau meiner Träume), (1944) производства ГерманииПоёт и танцует - Марика Рёкк (Marika Rökk)

канкан в кабаре 1.jpg

Балет телевидения ГДР

танцовщицы кабаре.jpg

                    

Cavan Corrigan - Can-can 2.jpg

Кейвен Корриген - картина из цикла "Канкан"

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Канкан (Can-can) - художественный фильм производства США (1960)В главных ролях - Френк Синатра, Ширли Маклейн и Морис Шевалье

танцующие канкан.jpg

ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Красотки кабаре - Канкану стринги не помеха - Мулен Руж

осенний париж.jpg

Ги Дессат - Осенний Париж

Yves Montand-A Paris

katani08.livejournal.com

Жорж Сера «Канкан (Кабаре)». Описание картины. Художники импрессионисты

Жорж Сера «Канкан (Кабаре)»

У многих знатоков и ценителей искусства, работа «Канкан» считается программным произведением неоимпрессионизма, где автор покорил очередную творческую вершину, доказав, что используя дивизионизм, можно не хуже за импрессионистов передать и движение, и веселую атмосферу, сопровождающую зажигательный танец. Сёра блестяще достиг цели, несколько усложнив себе задачу – он передал веселье, но деланное, искусственное, которое обычно сопровождает такой мотив. Более того, художнику, не воспринимавшему на дух такое развлечение, удалось передать и тонкий привкус юмора.

Упорство, с которым Сёра трудился над картиной, можно объяснить или предчувствием скорой кончины, или же ощущением, того, что к желанной вершине рукой подать, но требуется напрячь все силы. Напряжение умственных сил, да и физических, было неимоверное. Мастер не обращал абсолютно никакого внимания на то, что происходило вокруг. Только бы успеть.

Сенсация состоялась. Ощущение концентрированного веселья и стремительного движения, атмосфера праздника, царившая в «Японском диване», были переданы безукоризненно.

В процессе работы над полотном, художник обращался к научным трудам, в частности, к учению де Сюпервиля и трудам Шарля Анри, утверждавшим, что в искусстве существует взаимосвязь между направлением линии и ее восприятием на эмоциональном уровне.

1889-90 г. Масло, холст. 169 x 141 см. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.

Жорж Сера. «Канкан (Кабаре), этюд». 1889-90 г. Жорж Сера. «Канкан (Кабаре), этюд». 1889-90 г. Жорж Сера. «Канкан (Кабаре)» этюд. 1889-90 г. Жорж Сера. «Канкан (Кабаре)» этюд. 1889-90 г.

www.hudojnik-impressionist.ru

Французский художник Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)

Анри де Тулуз-Лотрек – маленький принц Монмартра.

Portrait of Henri de Toulouse-Lautrec.jpgДжованни Больдини: Французский художник Анри де Тулуз-Лотрек

Аристократ по рождению, он мог бы блистать на балах и светских приемах. Но судьба сделала его гениальным певцом парижского дна.

Madame la Comtesse A. de Toulouse-Loutrec - 1881-1882 - PC - Painting - oil on cardboard.jpegMadame la Comtesse A. de Toulouse-Loutrec - 1881-1882 - PC - Painting - oil on cardboard

Граф Анри-Мари Раймон де Тулуз-Лотрек Монфа – вот как это звучало. Младенец появился на свет 24 ноября 1864 года в местечке Альби на юго-западе Франции. Его родители были двоюродными братом и сестрой, наследниками старинного аристократического рода. И когда Анри родился, отец мысленно примерял к наследнику роль красавца повесы, покоряющего сердца французских дворянок.

Equipage au Bosc - 1881 - PC - Painting - oil on board.jpgEquipage au Bosc - 1881 - PC - Painting - oil on board

Ballet Dancers - 1885 - Art Institute of Chicago - Painting - oil on canvas.jpgBallet Dancers - 1885 - Art Institute of Chicago - Painting - oil on canvas.

ГНЕЗДО С ИСТОРИЕЙ.

Сам граф Альфонс был типичный самодур. Он обожал охоту и лошадей, славился эксцентричными поступками (как-то к обеду в родительском замке он спустился в наряде танцовщицы). Граф и его брат были талантливыми художниками-любителями, рисовали своих лошадей и объекты охоты.

The Falconer, Comte Alphonse de Toulouse-Lautrec - 1881 - Musee Toulouse-Lautrec - Albi - Painting - oil on board.jpegThe Falconer, Comte Alphonse de Toulouse-Lautrec - 1881 - Musee Toulouse-Lautrec - Albi - Painting - oil on board

Alphonse de Toulouse-Lautrec Driving His Four-in-Hand - 1880 - Musee du Petit Palais - Paris - Painting - oil on canvas.jpgAlphonse de Toulouse-Lautrec Driving His Four-in-Hand - 1880 - Musee du Petit Palais - Paris - Painting - oil on canvas

Artilleryman Saddling His Horse - 1879 - Musee Toulouse-Lautrec - Albi - Painting - oil on canvas.jpgArtilleryman Saddling His Horse - 1879 - Musee Toulouse-Lautrec - Albi - Painting - oil on canvas

Pique et Boucheron - 1882 - PC - Painting - oil on panel.jpegPique et Boucheron - 1882 - PC - Painting - oil on panel

А ещё Альфонс обожал… изменять супруге. Но графиня Адель от природы была женщиной кроткого нрава, она души не чаяла в своем единственном сыне (второго она потеряла 4-летним). Анри был болезненным мальчиком, но очень жизнерадостным, прекрасно учился, блестяще рисовал. Родители разошлись после смерти младшего сына, и Анри жил у каждого в поместье по очереди.

Artillerman and Girl - 1886 - Musee Toulouse-Lautrec - Albi.jpgArtillerman and Girl - 1886 - Musee Toulouse-Lautrec - Albi

Dance at the Moulin Rouge - 1889 - 1890 - Philadelphia Museum of Art - Painting - oil on canvas.jpgDance at the Moulin Rouge - 1889 - 1890 - Philadelphia Museum of Art - Painting - oil on canvas

«ТАКОВА ВОЛЯ БОЖЬЯ»

... или Diex lo volt на старофранцузском – девиз на родовом гербе графов Тулузских. Что ж, по воле Всевышнего или из-за генетического изъяна (сестра матери – карлица, родители – в кровосмесительном браке), а может, из-за слабых костей, но в 13 лет Анри упал и сломал шейку бедра одной ноги, а через год все повторилось, но на этот раз с другой ногой. Кости плохо срослись, и мальчик продолжал расти только в верхней части тела. Взрослый юноша, он к 18 годам имел рост 1 м 50 см, развитое туловище и голову, но ноги карлика.

Фотография Тулуз-ЛотрекаФотография Тулуз-Лотрека

Любящая матушка переживала за сына, отец был недоволен тем, что его мечтам о блестящем будущем наследника не суждено сбыться. И уж тем более Альфонс не обрадовался, когда с детства обожавший рисование Анри оказался в качестве начинающего художника на Монмартре – этой клоаке Парижа конца XIX века, рабочем пригороде, среди воров, проституток и прочей необразованной швали.

At the Cafe - The Customer and the Anemic Cashier - 1898-1899 - Kunsthaus - Zurich - Painting - oil on cardboard.jpgAt the Cafe - The Customer and the Anemic Cashier - 1898-1899 - Kunsthaus - Zurich - Painting - oil on cardboard

La Goulue Arriving at the Moulin Rouge with Two Women - 1892 - Museum of Modern Art - New York - Painting - oil on cardboard.jpgLa Goulue Arriving at the Moulin Rouge with Two Women - 1892 - Museum of Modern Art - New York - Painting - oil on cardboard

Jane Avril - 1893 - PC 2.jpgJane Avril - 1893 - PC 2

Jane Avril Dancing - 1892 - Musee du Louvre - Paris - Painting - oil on cardboard.jpgJane Avril Dancing - 1892 - Musee du Louvre - Paris - Painting - oil on cardboard

Jane Avril Leaving the Moulin Rouge - 1892 - Wadsworth Atheneum - Hartford, CT - Painting oil on cardboard.jpgJane Avril Leaving the Moulin Rouge - 1892 - Wadsworth Atheneum - Hartford, CT - Painting oil on cardboard.

Jane Avril Entering the Moulin Rouge - 1892 - Courtauld Institute Galleries - London - Painting oil on cardboard.jpgJane Avril Entering the Moulin Rouge - 1892 - Courtauld Institute Galleries - London - Painting oil on cardboardДжейн Аврил Оставив Мулен Руж - 1892 - Уодсворт Атенеум - Хартфорд - Картина маслом на cardboard

Rice Powder - 1887 - Van Gogh Museum - Amsterdam - Painting - oil on canvas.jpegRice Powder - 1887 - Van Gogh Museum - Amsterdam - Painting - oil on canvas

СВОБОДНЫЕ ХУДОЖНИКИ.

Итак, в 1884 году Лотреку 20 лет, и он учится рисовать в знаменитом Ателье Фернана Кормона, художника академического направления (рисовал на религиозные и исторические темы и портреты). Но он даёт ученикам свободу, заставляя осваивать технический минимум. А рядом набирают силу импрессионисты: Дега, Ренуар, Писсаро, Моне, Сезанн. Поэт Бодлер призывает художников рисовать окружающую их жизнь, а художник Курбе заявляет, что искусство должно быть «измазано в её грязи». Желание нарушать каноны не обходит и Лотрека. Он пытается, по его признанию, «писать реалистично, а не идеально… Пусть будет какой-то дефект. Я не сочувствую недостаткам, мне нравится их приукрашивать. Пусть они будут больше и ярче, чем в реальности».

Princeteau in His Studio - 1881 - PC - Painting - oil on canvas.jpegPrinceteau in His Studio - 1881 - PC - Painting - oil on canvas

Princeteau in His Studio - 1881-82 - PC - Painting - oil on canvas.jpegPrinceteau in His Studio - 1881-82 - PC - Painting - oil on canvas

ОГЮСТ, ВИСЕНТ, АНРИ И ТЕО.

В монмартрских кафе «Черная кошка» и «Мертвая крыса» в 1880-х бок о бок сидят классики из Ателье Кормона и авангардисты всех сортов, в том числе импрессионисты.

In a Private Room at the Rat Mort - 1895 - Courtauld Institute Galleries - London - Painting oil on canvas.jpgIn a Private Room at the Rat Mort - 1895 - Courtauld Institute Galleries - London - Painting oil on canvas

Тулуз-Лотрек преклоняется перед Дега и Ренуаром, пытаясь учиться у них заочно. Анри берет за основу картину Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт» и делает наброски в танцзале «Ла Галетт»в новой, созданной им манере: нарушая правила и гипертрофируя изъяны.Иллюстрацию публикует популярная французская газета, а арт-дилер Тео Ван Гог пишет брату о том, что видел в Салоне 1889 года очень сильные картины Лотрека, особенно хороша «Бал в Мулен де ла Галетт». Он был первым продавцом картин Лотрека.

Пьер Огюст Ренуар: Dance at the Moulin de la Galette - 1876Пьер Огюст Ренуар: Dance at the Moulin de la Galette - 1876

At the Moulin de la Galette Dance Hall - 1889 - Art Institute of Chicago - Painting - oil on canvas.jpgAt the Moulin de la Galette Dance Hall - 1889 - Art Institute of Chicago - Painting - oil on canvas

A Ball at the Moulin de la Galette - 1889 - Painting - oil on panel.jpgA Ball at the Moulin de la Galette - 1889 - Painting - oil on panel

The Milliner - 1900 - Musee Toulouse-Lautrec - Albi - Painting - oil on cardboard.jpegThe Milliner - 1900 - Musee Toulouse-Lautrec - Albi - Painting - oil on cardboard

At the Moulin de la Galette - 1891 - PC- Painting - oil on board.jpgAt the Moulin de la Galette - 1891 - PC- Painting - oil on board

A Corner in the Moulin de la Galette - 1892 - National Gallery of Art - Washington DC - Painting - oil on cardboard.jpgA Corner in the Moulin de la Galette - 1892 - National Gallery of Art - Washington DC - Painting - oil on cardboard

At the Moulin Rouge - 1892 - Art Institute of Chicago - Painting - oil on canvas.jpgAt the Moulin Rouge - 1892 - Art Institute of Chicago - Painting - oil on canvas

КАБАРЕ - МОЙ ДОМ РОДНОЙ.

Уже с 1888 года работы Анри стали хорошо продаваться, а когда на Монмартре открылось кабаре «Мулен Руж», картиной Лотрека из циркового цикла украсили главный зал перед входом. Через 3 года владельцы обратились к Лотреку за афишей для кабаре. Звездой «Мулен Руж» была знаменитая Луиза Вебер по прозвищу Ла Гулю, бывшая прачка и проститутка, прославившаяся своим энергичным канканом. Она сбрасывала у мужчин шляпы, закидывая вверх ноги во время танца. Лотрек её когда-то уже рисовал, и именно с ней «в главной роли» он решил сделать афишу для рекламы кабаре. Картина размером 1 x 2 м демонстрировала Ла Гулю в момент, когда она выбрасывала ножку вверх.

Moulin Rouge - 1891 - PC 3.jpgMoulin Rouge - 1891 - PC 3

La Goulue Dancing (also known as Les Almees) - 1895 - Musee d'Orsay - Paris - Painting - oil on canvas.jpgLa Goulue Dancing (also known as Les Almees) - 1895 - Musee d'Orsay - Paris - Painting - oil on canvas

Все было слегка преувеличенным: скандальная героиня рисунка, плоские, словно расплющенные, в японском стиле изображения фигур, темные силуэты в мутно-желтом свете электрического света – это был новый Париж, Париж Тулуз-Лотрека. С плаката художник сделал цветную литографию и размножил. В конце 1891 года на стенах Парижа появилось 3000 копий этой афиши «Мулен Руж». Плакаты Лотрека пользовались таким успехом у парижан, что появилась разновидность воров, которые следили за тем, когда лист приклеят к стене или тумбе, и тут же отдирали её, едва расклейщик уходил.

ГЕНИАЛЬНЫЙ ИЗГОЙ.

В конце 1890-х годов Лотрек выставлял свои работы в разных странах Европы, а также в Британии и Штатах. Он писал картины, делал литографии, сотрудничал с журналами. Но слава не изменила его личную жизнь.По прежнему он свободно себя чувствовал только среди танцовщиц и обитательниц монмартрских борделей. Эти женщины были и его натурщицами, и его друзьями. Только с ними он чувствовал себя полноценным человеком и с ними он общался как с равными. Он такой же, как они, – изгой и страдалец, вынужденный смеяться в лицо судьбе и заливать горе алкоголем. Но он, как и они, работает в поте лица.

The Last Crumbs (also known as A la Mie) - 1891 - Museum of Fine Arts - Boston - Painting oil on cardboard.jpgThe Last Crumbs (also known as A la Mie) - 1891 - Museum of Fine Arts - Boston - Painting oil on cardboard

Woman at Her Toilette -1896 - Musee d'Orsay - Painting - oil on cardboard 1.jpgWoman at Her Toilette -1896 - Musee d'Orsay - Painting - oil on cardboard 1

At the Moulin Rouge. the Two Waltzers - 1892 - National Gallery - Prague - Painting - oil on cardboard.jpgAt the Moulin Rouge. the Two Waltzers - 1892 - National Gallery - Prague - Painting - oil on cardboard

In Bed - The Kiss - 1892 - PC - Painting - oil on cardboard.jpgIn Bed - The Kiss - 1892 - PC - Painting - oil on cardboard

La Goulue Arriving at the Moulin Rouge with Two Women - 1892 - Museum of Modern Art - New York - Painting - oil on cardboard.jpgLa Goulue Arriving at the Moulin Rouge with Two Women - 1892 - Museum of Modern Art - New York

Devotion - the Two Girlfriends - 1895 - PC - Painting - oil on cardboard.jpgDevotion - the Two Girlfriends - 1895 - PC - Painting - oil on cardboard

Отец, порицая его образ жизни, частично лишил Анри наследства, родной дядя сжег несколько его картин, и только его «бедная святая матушка» (так он называл её перед друзьями) любила и принимала своего уродливого и гениального сына таким, каким он был.

Comtesse a. de Toulouse-Lautrec in the Salon at Malrome - 1887 - Musee Toulouse-Lautrec - Albi - Painting - oil on canvas.jpegComtesse a. de Toulouse-Lautrec in the Salon at Malrome - 1887 - Musee Toulouse-Lautrec - Albi - Painting - oil on canvasГрафиня в. де Тулуз-Лотрек в салоне на Malromé - 1887 г. - Музей Тулуз-Лотрек - Альби - Картина - масло canvas.jpeg

Пьянство, дома терпимости, работа – жизнь его была похожа на калейдоскоп. Он начинает страдать от паранойи, заражается сифилисом от одной из натурщиц, его мучат галлюцинации… Однажды друзья, услышав выстрелы из его спальни, прибежали и увидели, что он отстреливается от воображаемого нашествия пауков.

Анри де Тулуз-Лотрек,Висент ван Гог, портретАнри де Тулуз-Лотрек, Висент ван Гог.

Как и его близкий друг Ван Гог, Анри был заперт в лечебницу для душевнобольных, но и там продолжал работать: например, по памяти нарисовал серию картин о цирке, чтобы доказать, что он здоров.

At the Cirque Fernando - Rider on a White Horse - 1888 - Norton Simon Museum - Pasadena - Drawing - pastel.jpgAt the Cirque Fernando - Rider on a White Horse - 1888 - Norton Simon Museum - Pasadena - Drawing - pastel.

At the Circus - Dressage - 1899 - Private collection.jpgAt the Circus - Dressage - 1899 - Private collection

Через 2, 5 месяца его отпустили, но он снова погрузился в пьянство. Последние дни он встретил в саду своей матери, продолжая её рисовать. Умер Анри у нее на руках от паралича, в 1901 году, перед самым своим 37-летием.

Portrait of Comtesse Adele-Zoe de Toulouse-Lautrec (The Artist Mother) - 1883 - PC - Drawing.jpegPortrait of Comtesse Adele-Zoe de Toulouse-Lautrec (The Artist Mother) - 1883 - PC - Drawing

Уже когда он жил на Монмартре, Анри печально шутил над своим ростом, заявляя, что ему зато близко падать, когда напивается.

Woman in Prayer - 1882 - PC - Painting - oil on canvas.jpegWoman in Prayer - 1882 - PC - Painting - oil on canvas

ШТРИХИ ПОРТРЕТУ.

Фильмы: «Мулен Руж» 1952 г., реж. Джон Хьюстон; 2001 г., реж. Баз Лурман.Книги: Джулия Фрей, «Тулуз Лотрек», 1994 г.; Анри Перрюшо, «Жизнь Тулуз-Лотрека», 1958 г.Псевдонимом Трекло Лотрек подписывал свои картины несколько лет по просьбе родных, чтобы «не позорить» графский род.Учениками в Ателье Кормона в разные годы были: Рерих и Борисов-Мусатов, Хаим Сутин и Давид Бурлюк и др.Пикассо восхищался работами Лотрека и уже после смерти художника обращался к тем же натурщицам (танцовщицам, певицам, куртизанкам), просил их рассказать об их друге Лотреке, а в своих работах – к тем же темам (бордели, кабаре, цирк).С Винсентом ван Гогом Лотрек познакомился, когда они учились в Ателье Кормона. И они всю жизнь дружили.

http://gallerix.ru/storeroom/1109489640/https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4662435

kolybanov.livejournal.com