Свобода Василия Кандинского. Картина кандинского


Свобода Василия Кандинского · Живопись

 /  13 марта 2009 года  /  Живопись  /  Яна Полянская

Когда разговор заходит об искусстве ХХ века, имена Марка Шагала и Казимира Малевича редко упоминаются без третьего — Василия Кандинского. Их картины стали символами нового мировосприятия, которое несколько позже Жан-Поль Сартр назовет философией экзистенционализма.

«Величайшая свобода, являющаяся вольным и необходимым дыханием искусства, не может быть абсолютной. Каждой эпохе дана своя мера свободы. И даже наигениальнейшая сила не способна перескочить через границы этой свободы. Но эта мера во всяком случае должна быть исчерпана, и в каждом случае и исчерпывается…»1

Гора, 1909 годКто хоть однажды видел картины Кандинского, — яркие, шокирующие, непонятные — скажет, что художник, написавший эти, по сути, правильные слова, сам дерзнул перескочить через границы свободы. Это поняли его современники, в начале прошлого века увидевшие акварели неизвестного тогда художника. Картины казались ничем иным, как хаотичным размещением красочных пятен и линий, ничего не изображавших и не обозначающих, но в то же время притягивающих взгляд, рождающих образы — необыкновенные, загадочные. Это поняли и потомки, которые спустя годы назвали Василия Кандинского великим творцом, одним из основоположников современного абстракционизма. Критики изобразительного искусства на протяжении многих лет будут пытаться разгадать феномен художника, понять, что натолкнуло его на такие странные образы и их воплощение. И придут, в конце концов, к выводу: понять Кандинского сложно. Это то же, что, слушая музыку — либо представлять себе что-то волнующее, прекрасное, либо слышать просто беспорядочный набор звуков.

Дома в Мюнхене, 1908 годЖиви Василий Кандинский ныне, его бы, вероятно, назвали гражданином мира. В свое время он был просто талантливым изгоем, которого не принимали страны и режимы, который всюду умудрялся слыть инакомыслящим. Художник родился в Москве 4-го декабря 1886-го года в состоятельной семье. Родственники по материнской линии происходили из прибалтийских немцев, отец появился на свет в Восточной Сибири, к югу от озера Байкал. Однако предки отца Кандинского не были аборигенами Забайкалья, они были высланы с севера России и принадлежали, видимо, к народу манси. Такие различия в происхождении родителей сказались и на образовании Василия — он органично воспринимал и европейские и азиатские культурные традиции. Его родители очень любили путешествовать — материальное положение позволяло — поэтому еще в детстве он побывал в Венеции, Риме, Флоренции, на Кавказе, в Крыму. Мальчик получил блестящее музыкальное образование: играл на фортепиано и виолончели. Со временем стал увлекаться рисованием, причем уже в первых его картинах встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что каждый цвет живет своей таинственной жизнью.

Ангел страшного суда, 1911 годВ двадцать лет, как и надлежало юноше такого общественного положения, Кандинский поступил в Московский университет, где изучал экономику и право. Однако это мало его интересовало, хотя он и получил докторскую степень в области юриспруденции. Когда же ему предложили место профессора в университете эстонского города Тарту, Кандинский решил для себя: сейчас или никогда, отказался от заманчивого предложения и уехал в Германию, где собирался учиться рисованию, чтобы стать настоящим художником. Поступок неразумный, почти мальчишеский. А ведь мужчине, совершавшему его, было уже тридцать лет.

В студенческой биографии юриста Кандинского есть одна история, которой теперь исследователи жизни и творчества художника Кандинского приписывают судьбоносную, решающую роль. Будучи на четвертом курсе, он отправился без всякого официального повода в самую глушь России — Вологодскую губернию. Там жил древний народ зыряне, сохранивший остатки собственной языческой религии. Изучению их традиций и обрядов Кандинский и посвятил свою поездку. Конечно, вологодскую экспедицию можно было бы рассматривать как незначительный эпизод юности будущего художника, впоследствии занимавшегося совершенно другой культурной проблематикой. Можно было бы, если бы не точка зрения самого художника, вспоминавшего об этом «эпизоде» всю жизнь. Он писал, что поездка в губернию явилась одним из самых сильных впечатлений его молодости и сравнима с эффектом, который произвели на него впервые увиденные полотна Рембрандта и Моне. Интересно и то, что студенческий экспедиционный дневник художник постоянно хранил при себе. Образы и идеи, навеянные впечатлениями вологодской поездки, встречаются в его работах всех периодов. Все это позволяет предполагать, что во время путешествия в земли зырян случилось нечто, чрезвычайно важное в духовном смысле и радикально повлиявшее на весь дальнейший путь Кандинского.

Дома в Мурнау на Обермаркт, 1908 годИтак, высокий респектабельный тридцатилетний мужчина, одетый с иголочки, слегка свысока смотрящий на мир, приезжает в Мюнхен и становится простым студентом частной художественной школы. Столица Баварии стала для него Афинами и Римом, художественной Меккой. В музыке Вагнера и в росписи католических церквей художник почерпнул энергетику для своего искусства и своих теоретических трудов.

Многие годы Кандинский жил в Мурнау, маленьком городке в предгорьях Альп, и темы этой местности из сияющих пейзажей переходят на его картинах в абстрактные образы, а русские мотивы из лубочной «Русской красавицы» и иконы «Святого Владимира» — в абстрактные полотна со святым Георгием и праздником Всех святых.

В 1911-ом году, уже будучи автором знаменитой безымянной акварели, положившей начало искусству абстракционизма, Кандинский образует сообщество художников «Синий всадник», куда входили Франц Маер, Аугуст Маке, Арнольд Шенберг. С последним, совершившим в начале прошлого века переворот в музыке так же, как и Кандинский в живописи, художника долгое время связывали дружеские отношения. Их знакомство началось с того, что Кандинский посетил концерт Шенберга и направил ему восторженное письмо. Композитор в лице художника встретил горячего единомышленника в период всеобщего непризнания. Кандинский, для которого музыка всегда имела особое значение, увидел в сочинениях Арнольда Шенберга именно то, к чему стремился в своей живописи. Они друг друга дополняли и поддерживали. Композитор писал: «Мы оба ведем поиск на одном, почти том же самом пути». Дружба двух талантливых людей закончилась так же нелепо, как удачно началась. Еврей Шенберг истолковал какое-то высказывание Кандинского как антисемитское и резко в запальчивости прервал отношения.

Группа в кринолинах, 1909 годОднако эта ссора произойдет через двенадцать лет, а пока Кандинский, поддерживаемый друзьями и единомышленниками, в самом расцвете творчества. В период с 1909-го по 1914-й годы художник написал около двухсот картин. Он объединял их в циклы: «импровизации», «композиции» и «впечатления», нередко имеющие порядковые номера и подзаголовки. Пятна, цвета, то крупные, то мелкие, парящие в неведомом пространстве, словно сливаются и разбегаются. Сверкающие, как молнии, зигзагообразные линии прорезают эти таинственные миры. Зритель словно погружается в атмосферу тайны, пятна как бы обживают, стремясь заманить его в бездонные пространства, где они обитают. Так виделось самому Кандинскому, о чем он рассказал в своих книгах. Художник часто брался за перо, чтоб пояснить свои замыслы. Философия его, конечно, по-своему наивна, как только может быть у поэта. А Кандинский и был поэтом, не только потому, что писал стихи, а потому, что поэтически воспринимал действительность.

Первая мировая война перечеркнула поэтическое представление об окружающем мире. Художник вынужден вернуться в Россию. Его друзья-единомышленники Маке и Марк погибают на фронте. «Синего всадника» больше нет. Василий, женившись на русской барышне, принимает решение погрузиться в жизнь Российской империи.

Импровизация 7, 1910 годРеволюцию 1917-го года он воспринял воодушевленно, да и она его встретила приветливо — большевики были лояльны к абстракционизму. В 1918-м году художник стал профессором Московской академии изобразительных искусств, была даже издана его биография. Через год Кандинский создал Институт художественной культуры и приложил немало усилий, чтобы открыть музеи по всей стране. Еще через год он уже был профессором Московского университета, тогда же прошла его личная выставка. Однако вскоре Кандинский с его абстракцией стал никому не нужен. В 1921-ом, в год «великого исхода» интеллигенции из России, художник уезжает в Германию, ставшую второй родиной — через семь лет он получил немецкое гражданство, читал там лекции по теории свободного искусства. Однако в 1933-ем к власти пришли нацисты, школа Кандинского была закрыта в рамках кампании против «выродившегося искусства», а его полотна конфискованы как пример «дегенеративной живописи», не имеющей права на существование. Сам художник вынужден был эмигрировать во Францию. Эта страна стала его третьей родиной — через несколько лет он получил французское гражданство. Третьей и последней — 13-го декабря 1944-го года в предместье Нюлли-сюр-Сен великий художник умер.

Обнажённая, 1911 годСейчас его картины стоят миллионы, на выставки выстраиваются очереди. А тайна Кандинского так и не разгадана: как в музыке за звучанием люди пытаются услышать что-то неведомое, так в его картинах в сочетании красок и форм они пытаются увидеть это. Но главная тайна в том, что увидеть-то на самом деле удается. Как художник заставляет нас делать это — вот в чем загадка.

И только друг и единомышленник Кандинского, великий Арнольд Шенберг, кажется, смог ее разгадать, написав однажды: «Красота существует постольку, поскольку обыватель испытывает в ней потребность… художник же в этом не нуждается. Ему вполне достаточно правды»2.

Источники:

  1. Кандинский В. О духовном искусстве. — М., 1992.
  2. Шенберг А. Право на тайну. — «Русская мысль», Париж.
  3. www.wassilykandinsky.ru

Рекомендуемая литература:

  1. Кандинский В. О понимании искусства // Знамя. — 1999. — № 2.
  2. Кандинский В. Точка и линия на плоскости // Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. — СПб.: Азбука-классика, 2005.
  3. Мигунов А., Периева Т. На рубеже искусства и науки. К творческой биографии В.В. Кандинского // Искусство. – 1989. – № 1.
  4. Сарабьянов Д.В. Василий Кандинский в русском контексте // Вопросы искусствознания (1/97). – № 10. – М., 1997.
  5. Сарабьянов Д.В. Кандинский и русский символизм // Известия академии наук. – М., 1994. – № 4.
  6. Сарабьянов Д.В. Творчество В. Кандинского в контексте научной и философской мысли XX века // Русский авангард в кругу европейской культуры. – М., 1994.
  7. Соколов Б.М. «Забывшее весь мир аллилуйя...». Образ Москвы и тема города в творчестве В. Кандинского 1900–1910-х годов // Вопросы искусствознания (1–2/95). – М., 1995.
  8. Соколов Б.М. Русский Апокалипсис Василия Кандинского // Наше наследие. – № 37 (1996).
  9. Соколов Б.М. Кандинский – коллекционер русского лубка // Многогранный мир Кандинского. – М., 1998.
  10. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
  11. Турчин B.C. Кандинский в России. – М., 2005.
«»

Всего фотоматериалов: 27, управление клавишами клавиатуры ← и →.

Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!

Читайте также:

  • Призрак «Черного квадрата»Несмотря на широкую известность, Казимир Малевич остается пока одним из самых загадочных художников. И виной тому творчество, искусство, которое он сам создал. До сего дня непостижимым остается его главное творение — «Черный квадрат», которое ужаснуло одних и восхитило других. Картина продемонстрировала волю художника довести искания авангарда до нуля и начать разработку основ нового искусства «за его пределами». К. Малевич говорил: «Я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем. Я не слушал отцов, и я не похож на них. И я — ступень» (Малевич К.С. Собрание сочинений: В 5-и т. М.: Гилея, 1995–2004).
  • The United colors of БиенналеТретий год Москва становится центром притяжения современного искусства. 25 сентября в арт-центре "Гараж" состоялось открытие основной экспозиции под названием "Против исключения" в рамках Третьей Московской биеннале современного искусства (сроки проведения - c 25 сентября 2009 года по 25 октября 2009 года).

www.habit.ru

Кто такой Василий Кандинский? | Artifex.ru

Художники Эпохи Возрождения задали высокую планку в изобразительном искусстве. Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли, Караваджо. В лучшие Музеи Мира редко попадают дилетанты.

Василий Кандинский (1866—1944) – один из крупнейших художников XX века, тех, кто не только смог конкурировать с великими живописцами прошлого, но открыл новое направление в искусстве – абстракционизм.

В 30 лет он оставил карьеру профессора юриспруденции, посетив оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре и выставку импрессионистов, где он увидел работу Моне «Стога сена».

В 1896 году Кандинский, решив стать художником, отправляется в Мюнхен, и записывается в престижную частную школу югославского художника Антона Ажбе. Позднее Кандинский поступает в Мюнхенскую академию художеств, в класс Ф. Штука, «первого немецкого рисовальщика». Там были довольны студентом, но его палитру считают слишком яркой. Кандинский целый год пишет исключительно в черно-белой гамме, «изучая форму как таковую».

И именно эта работа над композицией двигает его вперед, так как в монохромной живописи он не отвлекается на так любимый им цвет. И в дальнейшем это дает возможность стремительному развитию Кандинского в искусстве.

Одна из моих любимых работ - зимний пейзаж Василия Кандинского. Эта работа идеальна по цвету, простоте линий, композиции, ее сложно повторить, при всей кажущейся простоте. Она была написана в Мюнхенский период, когда художник быстро стремительно удалялся от изображения вееров, кринолинов и всадников в сторону абстрактного пейзажа и позднее чистой абстракции.

  

По мнению Кандинского, то произведение прекрасно, где форма соответствует внутреннему содержанию. Пространство в виде формы ее ограничивающей. Эти два элемента – краска и рисунок – существенный, вечный, неизменный язык живописи.

Совершенно неожиданные цвета. Желтая, розовая, голубая и синяя гамма «Зимнего пейзажа» передает настроение зимы, хотя традиционно зима изображалась в белых и голубых тонах.

Цвет здесь создает определенную эмоцию, и несмотря на теплую цветовую гамму – мы чувствуем тишину зимы, уют, камерность картины.

В своей статье Кандинский говорит о том, что произведения искусства состоят из двух элементов: внутреннего и внешнего. Внутренний элемент, взятый отдельно, есть эмоция души художника, которая подобно материальному музыкальному тону одного инструмента, усиливает соответствующий музыкальный тон другого, вызывает душевную вибрацию человека, который смотрит на картину.

 

В то время, когда душа связана с телом, она обыкновенно может воспринимать всякую вибрацию только через чувства. Эта вибрация и есть связь нематериального и материального мира.

Другая работа Василия Кандинского: «Восточное», написанная в 1909 году. Здесь с помощью цветового сочетания желтого, красного, белого, синего создается энергия полотна. Интересно, что именно белый цвет и акценты синего и красного держат композицию картины. Точно подобранная цветовая гамма создает настроение, персонажи изображены условно, поскольку важна общая энергия происходящего события.

  

«Качество художественного произведения может быть оценено вполне только его автором: только ему дано видеть, соответствует ли и насколько найденная им форма содержанию» (Василий Кандинский «О духовном в искусстве»)

В работе «Мягкая напряженность» (1923) мы видим, как через линию и острые элементы, можно передать психологическое состояние человека.

 

Живопись | Василий Кандинский | Мягкая напряженность, 1923Живопись | Василий Кандинский | Композиция VIII, 1923

Вот еще одна из работ Кандинского – «Композиция VIII» 1923 года. Здесь уже видно, что художник сложился, уже была написана работа «О духовном в искусстве». На полотне мы видим, как с помощью линий и точек, создается динамика. В работе нет ничего лишнего, ни одной фальшивой ноты.

В обычной жизни мы легко можем определить встречу с истинным произведением искусства – сходив на выставку того или иного художника, мы еще несколько часов или дней находимся под впечатлением от увиденного: энергия искусства согревает наше сердце, душа умиротворена гармонией цвета и формы.

Диалог с Василием Кандинским актуален и сегодня – его картины – артефакты подлинного высокого искусства. Путь Кандинского множество раз подтвердил, что истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника». Отделившись от него, оно получает самостоятельную жизнь, становится личностью, самостоятельным, духовно дышащим субъектом, ведущим также и материально реальную жизнь; оно является существом. И к этому надо стремиться всем людям, которые решили связать свою жизнь с искусством и творить.

artifex.ru

Василий Кандинский

Новости

 

 

Мнения

Николай Подосокорский
Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Марат Гельман
Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Лев Симкин
Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов
Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.

www.chaskor.ru


Смотрите также