Сикстинская капелла – обзор невероятного христианского искусства. Картина капелла


Сикстинская капелла – обзор невероятного христианского искусства

Сикстинская капелла известна, прежде всего, по двум причинам: 

На роспись потолка потребовалось четыре года. Это сказалось на здоровье Микеланджело: за это время, огромное количество краски попало в его легкие. Но, это, безусловно, стоило тех усилий. После окончания работы в 1512 году, Микеланджело переключался на создание скульптур, практически не занимаясь росписью, вплоть до 1536 года, когда он начал работу над Страшным Судом.

2. Потолок Сикстинской капеллы.

Сикстинская капелла  

3. Схема росписей потолка в Сикстинской капелле.

 

 

Сикстинская капелла  

4. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху: Разделение света и тьмы.

 

 

Внизу: Иона.Вверху слева: Ермия.Вверху справа: Ливийская Сибилла.В правом нижнем углу: Моисей поднимает Бронзовый серпант.В левом нижнем углу: осужденный и убитый Аман. – Эта часть потолка была закончена где-то в 1511 году, когда Микеланджело Буонаротти было 59 лет.

 

Сикстинская капелла  

5. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху картины: Разделение Земли и Воды.Внизу: Сотворение Солнца, Луны, и Планеты. Оба были закончены в 1511 году.

 

Сикстинская капелла  

6. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху картины: Сотворение Евы, 1509 год, когда Микеланджело было 57 лет.Внизу: Сотворение Адама – центральная часть потолка.

 

Сикстинская капелла  

7. Вверху картины: Ной и его семья приносят жертву Богу, после их спасения от великого потопа.Внизу: Падение и Изгнание из Райского Сада, 1509 год.

Сикстинская капелла  

8. Вверху картины: Ной пьян и опозорен.Внизу: Великий потоп.

 

Сикстинская капелла  

9. Потолок Сикстинской капеллы – по центру: Заэрья.Вверху слева: Джудит убивает Олоферна.Вверху справа: Давид убивает Голиафа.Внизу справа: Иаков и Иосиф.Внизу слева: Элиза и Матан.

 

Сикстинская капелла  

10. Сикстинская капелла, задняя стена – Страшный Суд (Микеланджело Буонаротти – 1539 год , когда ему было 87 лет).Ангелы, по середине, уносят свои рожки, чтобы воскреснуть из мертвых. Один из них держит Книгу, в которой все записано, и на которой, Иисус будет основывать свои суждения.

 

Сикстинская капелла  

11. Сикстинская капелла – Центр Страшного Суда. Главная фигура – Иисус Христос, решающий судьбу человеческого рода. Жестом руки, он проклинает большую часть человечества, отправляя их в ад, но некоторые из них – спасены, и отправляются на небеса. Такое ощущение, что даже Мадонна, что около него, присела в страхе от такой сцены.

 

Сикстинская капелла  

12. Потолок Сикстинской капеллы – северная стена Пророков и Предсказательниц. Слева направо: Ливийская Предсказательница, Даниил, Предсказательница из Кумы, Исаия и Дельфийская Предсказательница.

 

 

Сикстинская капелла  

13. Потолок Сикстинской капеллы – южная стена Пророков и Предсказательниц. Слева направо: Джоэл, Эритрейская Предсказательница , Изакель, Персидская Предсказательница, Еремия.

 

 

Сикстинская капелла  

14. Сикстинская капелла, Северная Стена – Крещение Иисуса (Пьетро Перуджино, 1482 год)По середине: Крещение Иисуса.Справа: Проповедующий Иоан Баптист.В левом верхнем углу: обрезание сына Моисея.

 

Сикстинская капелла  

15. Сикстинская капелла, Северная Стена – искушение Иисуса (Ботичелли (Сандро Филипепи) 1481-1482 гг.) После своего крещения Иисус проходит 40-дневный пост. Дьявол просит его превратить камень в хлеб, таким образом, доказывая, что он – сын Бога. Иисус отказался: Но он сказал в ответ: ‘Человек не хлебом единым жив, но и всяким словом, исходящим из уст Божих’.

 

Сикстинская капелла  

16. Сикстинская капелла, Северная Стена – Призвание первых учеников (Доменико Джирландайо, 1481-1482 гг.)Призвание Петра и Андрея, первых последователей Иисуса, показано в двух сценах.

 

 

Сикстинская капелла  

17. Сикстинская капелла, Северная Стена – Нагорная проповедь (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)В Нагорной проповеди, Иисус раздал правила, которые станут христианскими принципами.

 

 

Сикстинская капелла  

18. Сикстинская капелла, Северная Стена – Вручение ключей (Пьетро Перуджино, 1481-1482 гг.)Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного.Другие последователи за этим наблюдают. К ним присоединились несколько небиблейских персонажей.

 

 

Сикстинская капелла  

19. Сикстинская капелла, Северная Стена – Тайная Вечеря (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)Иисус только что поделил хлеб и вино. Он говорит своим последователям, что скоро умрет. Апостолы кажутся потрясенными.Один из апостолов не удивлен. Это Иуда, который сидит спиной, с сумкой на плече. В ней серебряные монеты, которые он получил за то, что предал Иисуса.

 

 

Сикстинская капелла  

20. Сикстинская капелла, Южная Стена – Путешествие Моисея через Египет. (Пьетро Перуджино, 1482 год)Справа, сын Моисея – Элиэзер со своей матерью Сепфорой.В центре Моисей остановлен ангелом, изображенным в виде Бога.

 

 

Сикстинская капелла  

21. Сикстинская капелла, Южная Стена – Несколько сцен из жизни Моисея. (Ботичелли (Сандро Филипепи), 1481-1482 гг.)В правом нижнем углу: Моисей убивает египтянина, который напал на еврея.Когда Фараон услышал об убийстве, Моисей сбежал в землю Мидиан.Там он отгонял пастухов, беспокоивших дочерей местного священника, Йетро. В последствии, тот разрешил ему жениться на одной из своих дочерей – Сепфоре.

 

 

Сикстинская капелла  

22. Сикстинская капелла, Южная Стена – Пересечение Красного моря (Косимо Розелли 1481-1482 гг.)Моисей ведет свой народ через Море Рид. Он преследуется египетскими воинами.

 

 

Сикстинская капелла  

23. Сикстинская капелла, Южная Стена – Моисей с Таблицами Закона (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)Моисей получает таблицы от Бога, на горе Синай. Спящий молодой человек – это Джошуа.Слева, на переднем плане: Моисей и Джошуа вернулись и показывают таблицы людям.

 

 

Сикстинская капелла  

24. Сикстинская капелла, Южная Стена – Наказание Корея, Дафана и Авирона (Ботичелли (Сандро Филипепи), 1482 год)Справа: Джошуа останавливает повстанцев, готовых закидать камнями Моисея.В центре: Арон (с митрой) подвергается нападению людьми, которые оспаривают его духовенство.Слева: Моисей обращается к Богу с просьбой наказать мятежников.

 

 

Сикстинская капелла  

25. Сикстинская капелла, Южная Стена – Последний вздох Моисея и его смерть (Лука Синьорелли, 1481-1482 гг.)Справа: Моисей обращается к толпе слушателей.Слева: Он передает лидерство своему преемнику – Джошуа.В центре: Ангел показывает Моисею Землю Обетованную, которой он никогда не достигнет.Слева: Люди оплакивают его смерть.

 

 

Сикстинская капелла  

26. Сикстинская капелла, лицом к алтарю.

 

 

Сикстинская капелла  

27. Перед входом в Сикстинскую капеллу.

 

 

Сикстинская капелла  

28. Сикстинская капелла, вид снаружи.

 

 

Сикстинская капелла  

29. Сикстинская капелла. Встреча Папы Бенедикта и художников со всего мира.

Источник: http://daypic.ru

 

Предлагаем:  Виртуальный туризм по Ватикану

 

napoli1.com

Сикстинская капелла, история, описание, фото, график работы, стоимость билетов

Сикстинская капелла (итал. Cappella Sistina) — бывшая домовая церковь в Ватикане, где в наше время собирается конклав для избрания Папы Римского. Достопримечательность известна великолепными фресками великого Микеланджело Буонаротти. Также капеллу украшают росписи таких известных художников, как Боттичелли, Синьорелли, Перуджино, Гирландайо и Росселли.

Постройка Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла была построена в период с 1473 по 1483 годы в честь Папы Сикста IV. Сооружение появилось на месте, где существовала «Великая капелла», в которой собирался папский двор, состоявший из около двухсот человек (кардиналы, представители различных религиозных орденов и знатных семейств).

Автором проекта капеллы был выбран архитектор Баччо Понтелли, а все строительные работы курировал Джордже де Дольчи. Сооружение было задумано Сикстом IV как место в Ватикане, где в особо опасные времена от военной угрозы мог бы укрыться папский двор. Поэтому внешне капелла выглядит как простое здание, скорее напоминающее бастион, нежели типично церковную постройку.

Капелла имеет прямоугольную форму и повторяет точные размеры Храма Соломона, как они указаны в Ветхом Завете — 40,9 метра в длину и 13,4 метра в ширину. Стены разделены на три части: нижняя цокольная украшена имитацией тканевых драпировок, средняя расписана фресками, а верхняя прорезана оконными проёмами. Капеллу покрывает почти плоский свод. Архитектурная простота и отсутствие декоративных элементов не отвлекают на себя внимание и являются великолепным обрамлением для художественных шедевров, которые украшают капеллу.

Фрески свода Сикстинской капеллы

В 1504 году в результате строительных раскопок, которые велись недалеко от капеллы, потолок покрылся трещинами. Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. Интересно, что искусствоведы и биографы великого мастера до сих пор не пришли к окончательной версии почему заказ был отдан именно Микеланджело, который к этому времени был известен исключительно как скульптор, а не живописец.

подсказка: для поиска отеля в Риме рекомендуем использовать booking.com, его главные преимущества — прозрачные цены без скрытых комиссий и оперативная служба поддержки.

План-схема фресок свода

Во время работы Микеланджело пришлось задействовать и свои технические способности, чтобы сконструировать новый тип лесов, которые не касались бы уже ранее расписанных стен и не мешали бы проводить службы в капелле. Впоследствии конструкция лесов Микеланджело стала широко распространённой и использовалась при росписи многих церковных сводов. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно. Великий живописец стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо.

Разделив плоский потолок капеллы на несколько частей, Микеланджело с помощью оптических средств визуально несколько приподнял его центр. Роспись была закончена в ноябре 1512 года. Микеланджело изобразил одновременно и красоту и низость человеческой души.

Фрески свода

В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». По периметру потолка чередуясь, располагаются фигуры Пророков и Сивилл, сидящих на монументальных престолах. На коротких сторонах находятся изображения пророков: над алтарём — святой Иона, на противоположной стороне — святой Захария. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. Центральная часть свода отдана под девять историй из ветхозаветной Книги Бытия о происхождении человека, Вселенной и Зла.

Фреска «Страшный суд» на алтарной стене

Спустя 25 лет после окончания росписи свода Микеланджело (в 61-летнем возрасте) вернулся в Сикстинскую капеллу, чтобы выполнить один из самых сложных и грандиозных своих шедевров. Речь идёт про фресковую роспись «Страшный суд», которая была заказана Климентом VII. Микеланджело работал над фреской четыре года (с 1537 по 1541). Масштабная роспись занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Её темой является второе пришествие Христа и апокалипсис.

Фреска «Страшный суд»

Картина Страшного Суда представляет грандиозную вселенскую катастрофу, где обнажённые фигуры ангелов, святых и грешников увлекает стихийный и неумолимый поток энергии, противостоять которому они бессильны. В центре композиции, наделённый титанической силой Христос, который с гневом вершит суд над человеком.

Фреска «Страшный суд»

Условно поделив фруске на три части, Микеланджело изображает вверху летящих ангелов, держащих в руках атрибуты Страстей Христовых, в центре — Иисуса Христа и Деву Марию, окружённых блаженными, а нижняя часть отдана сцене конца времён, где изображены играющие на трубах Апокалипсиса ангелы, взошедшие на небо праведники и низвергнутые в Ад грешники, а также показано воскрешение мёртвых.

Микеланджело оставил своеобразную подпись. В сцене мученичества апостола Варфоломея, держащего в руках собственную содранную кожу, великий мастер вместо лика мученика изображает своё лицо.

Фрески южной стены

Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея». Однако она была утеряна, и таким образом, сегодня цикл фресок, иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет». Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона», иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея. Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. Над ними работали такие видные живописцы как Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо. Фигуры первосвященников расположены в профиль, некоторые в момент благословления, отличаются они лишь наличием книги или свитка в руках.

Фрески северной стены

Северная стена была отдана под повествование жизни Христа. Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого». Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»). Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу.

Фрески восточной стены

На этой стене расположены фрески двух финальных эпизодов циклов Моисея и Христа, в оригинале исполненные художниками Гирландайо и Синьорелли. Однако, когда в 1522 году рухнула дверь, они были разрушены и заменены уже во время понтификата папы Григория XIII на произведения, выполненные Хендриком Ван ден Броком и Маттео да Лечче с изображением тех же сцен.

Рекомендуем экскурсии:

Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро

Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро

Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро

tisamsebegid.ru

Сикстинская капелла в Ватикане: Микеланджело, фото, роспись

Сикстинская капелла – величайшее произведение искусства, находится в Ватикане – районе города Рима. Микеланджело - автор известных фресок, доживших до наших дней, одна из самых знаменитых - «Страшный суд».

Сикстинская капелла – это не только церковь, которая находится в Ватикане – районе города Рима, но и величайшее произведение искусства.

Слово «капелла» переводится на русский язык как часовня. Но Сикстинская капелла не является часовней из-за определенных специфических особенностей. Это самая настоящая церковь Ватикана.

В оформлении капеллы есть множество сюжетов из Библии от сотворения мира до апокалипсиса. Здесь изображено огромное количество персонажей, начиная от Адама. Над ней трудились знаменитые художники и архитекторы такие как Микеланджело, Перуджино, Боттичелли, Пентуриккио, Гирландайо.

Сикстинская капелла построена и оформлена росписью в эпоху Ренессанса. Микеланджело Буонарроти — автор самых известных фресок в Ватикане, доживших до наших дней (одна из самых знаменитых — «Страшный суд»).

История постройки

Строилась Сикстинская капелла в XV веке, с 75 года по 83. Возвести Сикстинскую капеллу приказал, сидящий тогда на папском престоле Ватикана Сикст IV. Хотя при этом понтифике появилась инквизиция, вершился суд над еретиками, происходили регулярные сожжения вероотступников, однако, он хорошо относился к науке и искусству.

Сикстинская капелла с Купола Святого Петра, Ватикан (Andy Hay / flickr.com)

Среди местного населения были недовольные правлением папы, поэтому новая Сикстинская капелла должна была стать еще и убежищем, помимо всего прочего. Кстати, раньше на этом месте была Великая капелла, от нее остался фундамент и фрагмент нижнего яруса.

Во время строительных работ Сикстинская капелла выросла на 3 этажа. Архитектором капеллы стал Баччо Пантелли, а куратором строительства был Джордже де Дольче.

Так как церковь несла на себе и оборонительную функцию, внешне Сикстинская капелла выглядит достаточно непреступно и скромно. Ее строили в форме прямоугольника по Библейскому описанию храма Соломона, который считается самым первым в истории. Точно соблюдены размеры, указанные в Ветхом завете: 40,9 метров на 13,4.

Вид изнутри

Изнутри Сикстинская капелла в Ватикане разделяется на три части – яруса.

Средний ярус изображает Библейские сюжеты с участием Моисея и Христа. Он был оформлен художниками Боттичелли, Перуджино, Пинтуриккио, Гирландайо и Россели.

Роспись потолка Сикстинской капеллы (Colin Tsoi / flickr.com)

Верхний ярус был оформлен изображениями правящих понтификов. 11 из них творение Боттичелли. Среди них первый папа Ватикана – Святой Петр.

На самом нижнем ярусе помещены регалии понтифика Ватикана. Над алтарем возвышалась фреска «Вознесение Марии», в настоящее время здесь изображен Страшный суд.

Потолок Сикстинской капеллы был оформлен как небо со звездами. Все это работы художников Возрождения.

Возможно, Сикстинская капелла в Ватикане дошла бы до наших дней в таком виде, в каком она была в те времена. Но на потолке появилась трещина в начале XVI века в результате раскопок для строительства, происходящих неподалеку. И все фрески впоследствии заменили знаменитые работы Микеланджело Буонарроти.

Кто расписывал Сикстинскую капеллу?

Через 8 лет после начала строительства Сикстинская капелла начала исполнять свои функции. Первую мессу здесь отслужили в 1483 году, прославляя Вознесение Марии на небеса.

Кадр из документального фильма (Luis Brizzante / flickr.com)

В начале XVI века, церковь решили реконструировать, заменить старые фрески на новые. Юлий II поручил роспись капеллы Микеланджело Буонарроти.

Сначала знаменитый художник не хотел браться за эту работу, но понтифик умел настоять на своем.

Почему он выбрал именно Микеланджело доподлинно неизвестно, ведь в то время художник специализировался по скульптуре. Есть версия, что Браманте как-то повлиял на правящего тогда папу.

Интересный факт — год рождения Микеланджело и год начала строительства Сикстинской капеллы совпадают. В 1515 году понтифик Лев X заказал другому художнику Рафаэлю шпалеры для оформления нижней части капеллы.

Потолок Сикстинской капеллы: роспись и фрески Микеланджело Буонарроти

Кстати говоря, леса, которые были необходимы при росписи капеллы, тоже были сконструированы Микеланджело так, что они не мешали церковным службам. Такой тип лесов в дальнейшем использовался для работ над оформлением других церквей Ватикана.

Потолок Сикстинской капеллы мастеру было сложно расписывать, приходилось постоянно задирать голову. Поэтому работа длилась очень долго.

Такой непростой труд, который длился несколько лет, очень неблагоприятно сказался на здоровье великого мастера. Но он справился со своей работой и за 4 года расписал 600 квадратных метров потолка. На них изображены 343 персонажа из Библии начиная от Адама.

Потолок Сикстинской капеллы (Bren Buenaluz / flickr.com)

Свод был завершен в 1512 году, и церковь была открыта. В это же время другой выдающийся художник Рафаэль заканчивал свои «останцы» Ватикана. Две этих работы: свод Микеланджело и фрески Рафаэля – величайшие произведения искусства эпохи Ренессанса.

Вместо сияющих звезд небосвода, на потолке появилось множество библейских изображений, начиная от сотворения мира. Само пространство поделено на части. Художник использовал искусство оптической иллюзии, чтобы сделать потолок визуально выпуклым.

Роспись Сикстинской капеллы (BriYYZ / flickr.com)

В углах можно увидеть сюжеты, посвященные спасению еврейского народа. Это Ветхозаветные сюжеты «Медный змей», «Давид и Голиаф», «Казнь Амана», «Юдифь и Олоферн». В центральной части располагаются изображения, посвященные сценам из Ветхого завета, то есть периода, начинающегося от сотворения мира и появления первого человека Адама. Всего их девять. Известные работы среди них: «Сотворение Мира», «Грехопадение» и «Всемирный потоп».

«Сотворение мира» включает в себя все 7 дней, среди которых: «Отделение света от тьмы», «Сотворение небесных светил и растений», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы».

Фреска, изображающая создание Богом Адама, является достаточно известной. На ней Адам лежит на земле, в его позе чувствуется слабость, а на небе, чуть возвышаясь над Адамом, изображен Бог в окружении бескрылых ангелов. Бог протягивает руку Адаму.

Предполагается, что когда Адам коснется творца, он оживет. С прикосновением Господь отдает Адаму свою силу. По периметру капеллы изображены пророки и сивиллы, восседающие на престолах. Кроме того здесь можно увидеть изображения предшественников Иисуса. И все это великолепие вмещает в себя свод Сикстинской капеллы.

Фреска Сикстинской капеллы «Страшный суд»

Наиболее известная и призванная шедевром – фреска под названием «Страшный суд». К ней приступил Микеланджело через 25 лет после росписи свода, уже в 61-летнем возрасте. Ее заказал великому мастеру понтифик Климент VII. Четыре года художник трудился над ней. Она очень отличается от других, например, от «Сотворения мира».

Знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд» (Dennis Jarvis / flickr.com)

Фреска «Страшный суд» изображает вселенскую трагедию и катастрофу, где присутствует многочисленные изображения святых и ангелов, грешников и демонов. В центре всего этого стоит Иисус Христос, вид у него грозный и беспощадный, он вершит великий суд над людьми.

Вся фреска, изображающая Страшный суд, разделена на три части. Верх занимают ангелы. В центре изображение Иисуса и Девы Марии. Низ фрески иллюстрирует вознесение праведников и падение вниз в подземный Ад грешников. Также здесь можно увидеть и воскрешение умерших.

Микеланджело обозначил свое авторство на фреске очень необычным образом. На фрагменте «Страшного суда» где изображен апостол Варфоломей, который держит в руках содранную кожу, вместо лица мученика, он изобразил свое собственное лицо.

Фрески других авторов

На остальных стенах можно увидеть фрески и других авторов. Например, на северной стороне есть целая серия работ Перуджино, раньше она начиналась с фрески, иллюстрирующей Рождество. К сожалению, ее потеряли во время работы Микеланджело над «Страшным судом».

Внутри Сикстинской капеллы (Bren Buenaluz / flickr.com)

Теперь серия начинается с работы под названием «Крещение» и иллюстрирует всю земную жизнь Иисуса. А заканчивается изображением «Последняя Вечеря».

На заднем плане этой картины виднеются сцены, изображающие казнь Христа. Воскресение иллюстрируется уже на стороне входа в церковь.

На противоположной стене изначально была серия фресок Перуджино о Моисее. Это сцены из Ветхого завета иллюстрирующие самые ключевые моменты этой истории. Среди них: «Путешествие в Египет», далее «Убийство египтян», «Горящий куст», «Борьба с пастухами».

Пространство между окон занято фресками, изображающими первосвященников, повернутых в профиль. Это работы Боттичелли, Перуджино, Рассели и Гирландайо. Восточная стена оформлена сценами конца жизни Христа и Моисея.

comments powered by HyperComments

attractionstory.ru

7 интересных фактов о Сикстинской капелле

Первого ноября 1512 года величественные фрески, украшающие потолок Сикстинской капеллы в Папском дворце Ватикана, были впервые открыты публике. Написанные Микеланджело, одним из трех гениев Высокого итальянского Возрождения, они остаются величайшим произведенем западноевропейской живописи, которое воспевает мировая история искусства. Ежегодно 5 миллионов туристов стремятся в Ватикан, чтобы увидеть грандиозное творение Микеланджело, но не все знают эти 7 интересных фактов о самом популярном месте Ватикана.

Микеланджело планировал отказаться от работы над потолком Сикстинской капеллы

сикстинская капелла

Еще молодой, но уже востребованный Микеланджело считал себя в первую очередь скульптором. Когда Папа Юлий II попросил Микеланджело заняться росписью потолка Сикстинской капеллы, художник работал над грандиозным проектом мраморного надгробия, которое хотел закончить. К тому же у Микеланджело не было опыта работы с монументальной живописью. Однако настоятельные уговоры патронов молодого скульптора и хороший гонорар убедили его принять заказ.

Художник расписывал гигантский потолок в положении стоя

микеланджело

Среди поклонников Микеланджело бытует мнение, что он писал свои знаменитые фрески, украшающие потолок Сикстинской капеллы, лежа на лесах. Это мнение закрепилось и благодаря художественному фильму о жизни художника «Муки и радости». На самом деле и мастер, и его ученики работали над картинами стоя. Микеланджело сам спроектировал леса и платформы, которые позволяли ему стоять под самым потолком.

Микеланджело написал стихотворение о сложности работы над капеллой

ватикан

Художнику категорически не по душе была роспись потолка, его внушительные размеры и давление со стороны патронов только увеличивали недовольство мастера. В стихотворении, адресованном другу, Микеланджело описал тяжесть физического труда и моральное неудовлетворение работой. По его словам, труд не стоил никаких денег, а наградой художнику стали боли и хворь. Микеланджело жаловался на плоскостопие, плохую осанку и общую усталость.

Творение художника оказалось крайне устойчивым

история искусства

С 1512 года прошло ровно пять веков, а фрески, написанные Микеланджело, практически не поддались пагубному влиянию времени. На потолке отсутствует лишь небольшой элемент композиции "Всемирного Потопа", который отвалился от потолка во время взрыва порохового склада в 1797 году. Несмотря на стойкость самого потолка и фресок, написанных на нем, эксперты и реставраторы беспокоятся, что постоянный поток туристов обеспечивает непрекращающуюся вибрацию и плохо влияет на произведение искусства.

В конце XX века фрески Сикстинской капеллы пережили длительный период реставрации

реставрация

С 1980 по 1999 эксперты занимались реставрацией и «чисткой» избранных фресок, в число которых вошел потолок и еще одна фреска работы Микеланджело – «Страшный суд», работу над которой художник начал в 1537 году. Реставраторы сняли с картин многолетний налет пыли, копоти и жира, в результате чего цвета стали гораздо ярче. В процессе реставрации эксперты избавились от фиговых листов, которыми папа Пий IV приказал прикрыть все обнаженные фигуры в 1560 году.

На самой популярной фреске Сикстинской капеллы Микеланджело изобразил очертания человеческого мозга

мозг

Самой популярной фреской капеллы, а также одним из самых популярных в мире изображений является «Создание Адама» — картина, на которой Бог и Адам изображены полулежа, протягивая друг к другу руки, почти касаясь указательными пальцами. Некоторые эксперты выдвигают теорию о том, что фигура Бога и окружающих его ангелов напоминает форму мозга. По их словам Микеланджело этим изображением воспел дарование первому человеку разума.

Выборы Папы проходят в Сикстинской капелле

конклав

Сикстинская капелла была построена в 1470 году по желанию папы Сикста IV, в чью честь и получила свое название. Еще до того, как капелла была украшена знаменитыми фресками, в ней стали проводить тайные совещания кардиналов, включая конклавы, приуроченные к избранию нового Папы Римского. Камин капеллы напрямую связан с трубой, которая дает миру знать результаты выборов. Если конклав пришел к консенсусу, из трубы идет белый дым, если же ни один из кандидатов не набрал больше двух третей голосов, то публика снаружи видит клубы черного дыма.

fb.ru

Сикстинская капелла: Микеланджело VS Рафаэль и Папы Римские

Сикстинская капелла (Sistina capрella) — центр притяжения всех, кто отправляется в музеи Ватикана, и мало кого останавливает тот факт, что даже просто для того, чтобы дойти от входа в музеи до знаменитой капеллы, где с 1484 года собираются на конклав кардиналы, дабы избрать нового Папу, любопытному туристу придется потратить несколько часов.

Любопытно, что изначально никто не собирался делать Сикстинскую капеллу центром всеобщего притяжения. Как часто бывает в жизни — все произошло почти случайно.

НАЗЛО РАФАЭЛЮ

Прежде чем попасть в Сикстинскую капеллу турист неизбежно должен пройти сквозь красивейшие покои, украшенные фресками на тему «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встреча Льва I с Аттилой». Когда узнаешь, что создал эти фрески не кто-нибудь, а сам Рафаэль, вопросы относительно того, почему они выполнены столь мастерски, отпадают сами собой.

На фото: Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello)

Надо сказать, за право работать на Ватикан художники Ренессанса не просто соперничали друг с другом, а, можно сказать, воевали, не гнушаясь никакими средствами. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати, их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро).

Фреска «Диспут» («Спор о Святом причастии»), Рафаэль Санти, Stanza делла Segnatura, 1509 год

А вот Микеланджело, начавший пользоваться значительным расположением Ватикана, Рафаэлю и Браманте очень мешал, поэтому они сговорились и порекомендовали Буонарроти Папе, как превосходного живописца для росписи потока в капелле. Рафаэль и Браманте рассчитывали, что Микеланджело, как художник, не сможет удовлетворить запросы Ватикана, провалится и, таким образом, освободит им место для будущих заказов. Расчет, как известно, оказался неверным, а потолок Сикстинской капеллы не только не разочаровал Папу, но и оказался на порядок мощнее Станцев Рафаэля.

КАК СОЗДАВАЛИСЬ ФРЕСКИ НА ПОТОЛКЕ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ?

Над потолком Сикстинской капеллы Микеланджело начал работать в 1508 году. Роспись художник делал лежа на спине, с кисточкой в руках. Известно, что во времена Ренессанса художник должен был быть и инженером, поэтому нет ничего удивительного в том, что для реализации своих замыслов Буонарроти разработал собственную конструкцию «летящих лесов».

Фреска «Сотворение Адама», многие предполагают, что Творца Микеланджело изобразил в человеческом мозге

Они представляли собой настил, который опирался на крепления, вмонтированные в отверстия в стенах у верхней части окон. Этот хитрый прием позволил художнику работать сразу на всей поверхности свода. А ниже лесов было натянуто еще одно полотно, чтобы предотвращать падение краски на пол.

КАКИЕ ИМЕННО ФРЕСКИ СОЗДАЛ МИКЕЛАНДЖЕЛО?

Известный факт — Микеланджело был не единственным художником, расписывавшим Сикстинскую капеллу. К украшению зала, где собирается конклав кардиналов, кисти приложили и Боттичелли, и Козимо Росселли, и Гирландайо, и отлученные от работы над Станцами Лука Синьорелли и Перунджино. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая».

«Сотворение Солнца, Луны и Земли» Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы

Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Это неудивительно, ведь роспись сводов капеллы заняла 4 года и, по свидетельствам современников, когда Микеланджело закончил расписывать свод, он сообщил окружающим, что на этом его роман с живописью окончен раз и навсегда. Но, не тут-то было.

МУКИ «СТРАШНОГО СУДА»

После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером, и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда», и, несмотря на то, что Буонарроти отказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть.

«Страшный суд» (Giudizio universale), название фрески можно также перевести, как «Последний суд» или «Последний приговор»

Буонарроти прибыл в Рим год спустя, но через несколько дней Папа Климент VII умер, и художник посчитал вопрос закрытым. Однако следующий Папа Павел III от идеи создания фрески не отказался, и маэстро таки пришлось удовлетворить запрос Ватикана. Для этого капеллу существенно видоизменили: алтарной стене придали уклон внутрь, чтобы пыль не оседала на фресках в процессе работы, плюс были заделаны два окна в алтарной части, а также удалены старые фрески, созданные ранее самим же Микеланджело и Перунджино. Правда, художник пытался как мог их сохранить, но они откровенно портили целостность композиции, и от идеи пришлось отказаться.

Святой Варфоломей на фреске «Страшный суд» — автопортрет Микеладжело

«Страшный суд» был завершен в 1541 году. По силе впечатления, оказываемого на зрителя, фреска не уступает ветхозаветным сценам на куполе капеллы, и все же чувствуется, что эта работа далась мастеру непросто, как говорится, через надрыв. Недаром же на фреске можно увидеть автопортрет самого Микеланджело, и он считается одним из самых жутких в истории искусств, ведь художник изобразил себя в виде Святого Варфоломея, того самого, с которого живьем содрали кожу.

НИКАКОЙ ОБНАЖЕНКИ ИЛИ, КАК ХУДОЖНИК СТАЛ ШТАНОПИСЦЕМ

Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Однако 23 мая 1555 года на Святой престол взошел новый Папа Павел IV Карафа, который до избрания был немного-немало, а инквизитором Неаполя. Он немедленно учредил папскую инквизицию, которая безжалостно карала всех вне зависимости от ранга и положения, выступала за мрачное правосудие и осуждение пороков. Само собой, нагие фигуры на фреске Сикстинской капеллы Павлу IV Карафа не понравились, и, воспользовавшись тем, что Тридентский собор, состоявшийся еще в 1545 году, осудил использование обнаженных изображений в религиозном искусстве, Карафа потребовал, чтобы голые Святые кисти Микеланджело были приведены в приличный вид.

«Ад» — фрагмент фрески «Страшный суд»

Микеланджело отреагировал на предложение одеть персонажей его фрески в своем узнаваемом стиле. Он сообщил Папе, что «Удалить наготу легко, для этого всего лишь нужно привести весь мир в приличный вид», то есть, проще говоря, снова не слишком вежливым образом послал понтифика.

Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Хорошо, что он был учеником Микеланджело и творение гения доработал очень деликатно, с максимальным уважением к труду создателя. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Поза, мол, у них слишком неприличная.

Одетые в тоги Святая Екатерина и Святой Власий

Что характерно, саркастичные римляне, не упускавшие случай позлословить на тему ближнего своего, немедленно окрестили Даниеле да Вольтерра «Il Braghettone», что означает «штанописец» или «исподнишник». Под таким прозвищем он и вошел в мировую историю искусств. Бедолага!

Канал создательницы сайта Юлии Малковой, а также анонсов, новостей и личных заметок в мессенджере Telegram

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Поделиться с друзьями

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

   Вам также может понравиться   

prevnext

   с нами в pinterest   

trip-point.ru

Сикстинская капелла в Ватикане с фресками Микеланджело

 

Внешний вид Сикстинской капеллы в Ватикане напоминает одновременно крепость и изысканную драгоценную шкатулку. Она примыкает к Собору Святого Петра. Внутри капеллы прекрасная отделка, она украшена фресками. Название сооружения перекликается со временем постройки – при Сиксте IV. Предназначено оно под Папскую часовню, входит в состав Апостольского дворца и служило какое-то время в качестве оборонительной постройки.

 

 

Сикст IV задумал крепостную стену на месте прежней колокольни, потому что ему угрожала война со стороны Медичи. Напряженные отношения заставили Папу принять ответственное решение, чтобы уберечь государство от нападения с востока. Сикстинская капелла – это колокольня, но хорошо укрепленная. Освящение здание прошло в 1483 году, в день Вознесения Богоматери.

 

 

Сейчас Сикстинская капелла входит в список Ватиканских музеев. Туристическая сфера приносит городу-государству значительные доходы. Здесь проходят административные мероприятия, связанные с католической церковью – выборы Папы, или конклав по-другому.

 

 

 

Со стороны здание Сикстинской капеллы в Ватикане выглядит достаточно суровым и лаконичным. Совсем по-другому всё устроено внутри. Здесь множество фресок, алтарь и статуи. Сикстинскую капеллу украшал сам Микеланджело.

 

 

Капелла – это прямоугольное помещение для собраний христиан, но это не церковь. Здесь может проходить служение, которое ведет священник, прикрепленный к основному храму. Капеллу можно сравнить с русской часовней, но в итальянской обязательно наличие алтаря.

 

 

Фрески

 

Сикстинская капелла славится своим внутренним убранством именно благодаря работам Микеланджело – фрескам. Вы найдете их на стенах, на потолке, ими украшена стена за алтарем. Великий художник эпохи Возрождения трудился над заданием, данным Папой Юлием II на протяжении четырех лет – с 1508 до 1512 гг. Фреска «Страшный суд» была выполнена отдельно, спустя 20 лет после основной работы. Микеланджело, фрески которого перекрыли собой старые рисунки, вложил в оформление много труда.

 

 

Благодаря работам Микеланджело Сикстинская капелла обрела новый облик. Удивляет то, что мастер использовал для работы сюжеты из христианства и язычества. Многобожие представлено на фреске с Хароном, который везет на свое ладье в мир загробный души людей. Сивиллы, которые поселились на потолке, по преданию, являются предсказательницами. Их видения записывал Плутарх, «отец истории» греческой цивилизации.

 

 

Во времена христианства некоторые критики замечали в этих записях намек на пришествие Христа за землю. Именно поэтому Микеланджело фрески для потолка выбрал с сивиллами. Лодочник Харон, по одной из гипотез, был навеян художнику «Божественной комедией» Данте. Влияние эпохи Возрождения до сих пор чувствуется в этих стенах.

 

 

Место проведения конклава

 

Раньше на месте Сикстинской капеллы в Ватикане стояла Большая капелла. Ее снесли специально для того, чтобы построить новую. В часовне до сих пор проходят молитвы и собрания, поэтому убранство остается скромным, несмотря на труды Микеланджело, – фрески, украшающие почти все пространство стен и потолка.

 

 

Главное событие, которое проходит в Сикстинской капелле, – это конклав. Названия действа происходит от словосочетания «cum clave», которое можно перевести «под ключом». Кардиналы собираются здесь для того, чтобы выбрать нового Папу. Это место было выбрано в 1870 году, а до этого конклав организовывали в Квиринальском дворце, который сейчас отдали под резиденцию президента.

 

 

Как происходит выбор Папы Римского? В 2007 году Бенедикт XVI папским постановлением изменил ход конклава. Папа может быть избран, только если за него проголосовало большинство – 2/3 избирателей. Остальные ритуалы остаются неизменными уже несколько веков.

 

 

Печь в капелле устанавливается временная, она нужна для сжигания бюллетеней. Голосование закрытое, и весь мир может узнать о выборе Папы только по дыму из трубы. Всего голосований четыре: по два с утра и вечером. Кардиналы прерываются на молитвы. В верхней части строго конфиденциальных карточек написано: «ligo in summum Pontificem». В специальном поле каждый из голосующих должен написать, кому он отдает свое предпочтение, разборчивым почерком, так, чтобы не было понятно, кому принадлежала карточка.

 

 

После голосования кардиналы складывают карточки пополам и несут их к алтарю. При этом должна быть произнесена фраза, в которой духовник призывает в свидетели Христа, что он отдает голос избранному. Затем происходит стандартная процедура голосов, карточки накалываются на шпажку и размещаются на веревке. Их сжигают в печи, дым будет выходить под колокольный звон из базилики Святого Петра.

 

 

Печь сделана из чугуна, она имеет длинную трубу, которая возвышается до самого потолка. В 2005 году она была дополнена вытяжкой, которая препятствует попаданию дыма в помещение. С этого же года отменен ритуал запирания кардиналов в одном помещении рядом с Сикстинской капеллой в Ватикане. Духовные служащие все равно будут заперты, как того требует традиция, но по отдельности.

 

 

Случается, что во время голосования никто из кардиналов не получает необходимого большинства. В таком случае к горящей бумаге подкладывают паклю, которая дает густой черный дым. Это сигнализирует народу и журналистам, что Папа еще не выбран. Когда анклав проходит успешно, к бумагам добавляется чистая белая солома, которая окрашивает дым в белый цвет. Значит, новый Папа избран.

 

 

Первое заселение сопровождается крестным ходом, во время которого колонна кардиналов поет религиозные гимны. Еще со времен Микеланджело, Сикстинская капелла оглашается песнопениями христиан. Ватиканский церемониймейстер закрывает двери на ключ, а те, кто в число избранных не входит, обязаны покинуть площадь. Очередной Папа обязан произнести клятву.

 

 

История постройки

 

Сикстинская капелла в Ватикане была создана по проекту Баччио Понтелли в 1476-1481 гг. Главным архитектором, инженером и прорабом был назначен Джованнино де Дольни. Зал в помещении четырехугольный, а свод напоминает вытянутый круг. Здание разделяется на две разные части с помощью изящной ограды. Эта часть капеллы и Кафедра хоров выполнена Мино да Фезоле.

Самое примечательное для туристов, которые не являются профессиональными архитекторами, – это работы Микеланджело. Фрески – вершина творчества великого мастера. Они относятся к ренессансному стилю, но до Микеланджело здесь были другие картины на сырой штукатурке.

 

 

Стена, противоположная алтарной, была отдана под роспись Перуджино, Роселли, Ботичелли и другим именитым архитекторам того времени. Первоначально свод имитировал звездное небо. Четыре года заняла в работе Микеланджело Сикстинская капелла. Художник отличался тягой к монументальности, основательности в искусстве. Здесь это проявляется в фигурах Пророков, а также предсказательниц-сивилл. В капелле можно увидеть знаменитую фреску Сотворение Человека.

Примерно в 1536 году великого Микеланджело Сикстинская капелла вновь призвала к себе. В этот раз заказчиком стал Павел III Фарнезе. Художник приступил к работе над алтарной стеной. Теперь мы можем любоваться результатом его трудов – колоссальной фреской «Страшный суд». Она появилась на месте работ предыдущего мастера Перуджино. Под фреской скрываются окошки, которые пришлось заложить, так как они мешали создать полноценную картину.

 

 

«Страшный суд» – наиболее мрачное творение Микеланджело. Ни одна из фресок Сикстинской капеллы не может сравниться с ней. В то время в мире начиналась разруха, брал свое протестантизм, умирала Реформация. Все это отразилось в работе художника. На фреске происходит вознесение душ на небо, это изображено настолько реалистично, что становится мрачно и гадко на душе. На фреске Микеланджело изобразил сам себя – его лицо можно увидеть в складках кожи на руках св. Варфоломея.

Цензура того времени смогла оценить лишь то, что фреска чересчур откровенна. От Микеланджело потребовали изменения картины. Следовали прикрыть чресла набедренными повязками и фиговыми листками. Эту работу пришлось выполнить Даниеле да Вольтеру, который получил за свою работу прозвище Порточник. Позднее некоторые фрески были возвращены к своему первоначальному виду.

 

 

На весь мир славится фреска Сикстинской капеллы, которая представлена на потолке. Это композиция «Сотворение Адама». Человеку дозволено общение с Богом почти на равных. Изображение стало популярно, оно разлетелось на открытки и почтовые конверты. Фреска отражает замысел современной католической церкви: единение Бога и человека. Микеланджело создавал свой шедевр непосильным трудом, он практически ослеп, так как краска с потолка постоянно капала ему в глаза.

Библейские сюжеты представлены на противоположной алтарной стене Сикстинской капеллы. Ветхий завет отразился в сюжетах, представленных по углам потолочной части сооружения. Сивиллы разместились по углам.

 

 

«Страшный суд»

 

Наиболее грандиозной является мрачная фреска «Страшный суд», занимающая почти всю алтарную стену. На ней изображено большое количество персонажей. Вверху находятся ангелы, несущие терновый венец, крест и гвозди к столбу бичевания. Мифические существа бескрылы. В центре находится изображение Христа и Девы Марии в окружении святых. Момент, который зафиксировал Микеланджело – несколько минут до оглашения приговора Страшного суда.

 

 

Спаситель жестом успокаивает святых и Деву Марию. Другие исследователи трактуют его пантомимику, наоборот, как проклинающую. Богородица смирилась с приговором, она покорно ждет Суда. Среди святых представлены Петр с ключами, Лаврентий с решеткой, которая послужила для Римской империи орудием инквизиции святого; Варфоломей, с которого была снята кожа, он стоит с ней в руке. Женщина – это Екатерина Александрийская, которую четвертовали. Себастьян со связкой стрел был подвержен языческим пыткам.

 

 

На левой стороне главной фрески Сикстинской капеллы изображены девственницы и другие персонажи Ветхого Завета. В центре находятся Ангелы Апокалипсиса, воскрешающие мертвых призывным трубным звуком. Тела усопших поднимаются из могил. Справа дьяволы и ангелы отправляют в ад грешников.

 

 

На нижней части фрески изображен любопытный персонаж. Это Харон, который гонит грешников в ад. Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры. Этому герою приписывают черты Папы Павла Третьего Бьяджо, именно он критиковал работу Микеланджело за излишнюю наготу. Церемониймейстер заявлял, что фреске место в кабаке или таверне, а никак не в священном здании. Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами. Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века.

 

 

История создания фресок Микеланджело

 

Сотрудничество Микеланджело с Ватиканом началось еще при Папе Александре Четвертом. Юлий II, при котором началась отделка Сикстинской капеллы, частенько ругал художника и даже мог поколотить его тростью. Зато он оберегал Микеланджело от зависти других архитекторов.

Изначально художник должен быть изготовить только скульптуру для усыпальницы Папы, но позднее талант был оценен по достоинству. В соборе св. Петра стоит Пьета – скульптура «Оплакивание Христа Девой Марией». Ее Микеланджело изготовил в 23 года своей жизни. В процессе работы мастер отказался от всяческих примеров, прогнал друзей, которые показали ему свои варианты.

 

 

Нанесение фресок было для молодого художника непривычным делом, но он принялся за дело с большим энтузиазмом. Материал получили в карьерах Тосканы, мрамор занял половину площади собора св. Петра. В то же время скульптор работал над статуей Папы в бронзе. Соперник художника Браманте пытался доказать Папе, что сооружение статуи самому себе при жизни – плохая примета.

На половине работы над стенами и потолком фрески были показаны Папе и всему Риму. Художники того времени стали ругать Микеланджело за смешение христианского и языческого в сюжетах фресок, но Папа Юлий II отстоял право художника продолжать работу. Хотя начальник и торопил мастера с работой, тот выполнил вторую половину еще более искусно. Впоследствии было предложено умастить картины золотом, но этого не было исполнено.

 

 

Когда капелла открылась, люди бежали посмотреть на это чудо изо всех концов Рима. Труд художника был оценен по достоинству не только вниманием публики, но и с помощью щедрых наград.

При следующем Папе Павле III мастеру было предложено продолжить работу, но он отказался. Однако трудиться над незаконченной статуей Юлия II ему не пришлось, так как Микеланджело силой заставили расписать алтарную стену Сикстинской капеллы. Новая работа произвела фурор среди современников. Ее и ругали, и хвалили за смелость.

 

 

Другие архитекторы

 

Ботичелли также приложил руку к созданию окончательного вида постройки. Он создал не менее 11 Пап в верхних рядах фресок. Его руке принадлежит три сцены, которые находятся друг против друга. Это сюжеты из жизни Моисея и Христа.

 

 

Фреска Перуджино «Вручение ключей» символизирует наказание для тех, кто не хочет подчиняться папской воле. Эти картины ничуть не хуже работ Микеланджело. Прекрасные пейзажи присутствую на фоне всех библейских сюжетов, живописные картины Рима нередко сопровождают композицию. Картина Перуджино посвящена эпизоду из жизни Моисея. Это талантливая работа учителя Рафаэля, которым он станет в будущем. Здесь чувствуется стремление к античной монументальности.

 

 

Resort.ru – компания, которая поможет вам найти идеальный тур в самые интересные города и страны. У нас вы можете посмотреть рейтинги гостиниц и туроператоров, подобрать подходящий рейс, забронировать билеты. Следите за новостями, участники блогов часто выкладывают любопытные материалы. Отдыхайте вместе с нашей компаний, и вы никогда не пожалеете о потраченном времени.

 

Читайте также

www.resort.ru

Роспись Сикстинской капеллы - шедевр Микеланджело

Если сердцем  Италии по праву можно считать Ватикан, то душа последнего – это знаменитая Сикстинская Капелла, выстроенная в конце 15-ого века по заказу столпов католической церкви.

Невероятная красота этого сооружения, его шикарная архитектура и уникальная роспись Сикстинской капеллы, вызывают трепет восторга в сердцах как правоверных католиков, так и самых завзятых еретиков. Волшебная сила искусства доказала свое могущество, победив в этом поединке.

Здание Сикстинской капеллы – шедевр живописи

К созданию и украшения Сикстинской Капеллы приложил руку не один гениальный творец. Туристов поражают огромный шикарный зал и невероятные ажурные ограды из мрамора, да и сама капелла при взгляде снаружи стоит того, чтобы о ней говорить только в превосходных тонах. Изначально Сикст IV, выступивший инициатором строительства, мечтал таким образом явить всему миру величие католической церкви.

И все же подлинную славу принесло Сикстинской Капелле внутреннее убранство. В течение многих лет лучшие художники Италии, в том числе гениальный Боттичелли, расписывали изнутри ее стены. А главным шедевром, украсившим храм и подарившим ему мировую славу, стали работы Микеланджело.

Имеются сведения о том, что скульптор и художник, не горя желанием браться за столь фундаментальный труд, всячески пытался переложить его на плечи Рафаэля, своего молодого конкурента. Однако лидеры духовенства настаивали, и Микеланджело  пришлось взяться за изготовление не слишком-то привычных для него фресок.

 Потоп и Страшный Суд

Изначально было решено, что художник изобразит под сводами только двенадцать апостолов. Но со временем планы менялись. В конечном итоге. Микеланджело потратил на роспись Сикстинской Капеллы четыре года.

Практически не отрываясь от работы, в тяжелейших условиях он покрыл уникальными рисунками огромную площадь в шестьсот с лишним квадратных метров, расписав полностью потолок и боковые стены. Этот мучительный для художника процесс, несколько лет сырости и бесконечного напряжения, значительно повредили здоровью мастера. Одно время Микеланджело казалось, что он потеряет зрение.

То, что возникало из-под его кисти,  до сих пор вызывает  благоговейный восторг зрителей. Сцены из Ветхого и Нового Завета, украсившие Сикстинскую Капеллу, дышат силой, гордостью и какой-то первобытной красотой.

Сложно сказать, что лежало в основе этих полотен – творческое переосмысление Библии или собственный взгляд на вопросы веры. Но люди на картинах Микеланджело поражают свободой  духа и мужественностью. Даже те фрески, которые повествуют о самых страшных библейских историях, таких, как потоп, не оставляют тягостного чувства безысходности.

И только финальная картина «Страшный Суд», созданная после 25-летнего перерыва уже пожилым художником, потрясает совсем другим настроением. Возможно, в ней воплотились все разочарования и обиды мастера, который отдал так много сил своему шедевру, но не был обласкан духовной властью. Но на этом гигантском полотне человек предстает беспомощной песчинкой перед всесокрушающей Господней волей.

В любом случае, фрески Микеланджело, украсившие стены и потолок Сикстинской капеллы, остаются одним из главных шедевров эпохи Возрождения, над которым оказались не властны пролетевшие века.

italynow.ru