Список картин Караваджо. Картина караваджо


Список картин Караваджо — Википедия РУ

Картина Название Год создания Техника Размеры (см) Галерея Прим. CARAVAGGIO, A boy peeling fruit (1593).jpg Мальчик, чистящий фрукты около 1592 Холст, масло 64,2 × 51,4 Флаг Италии Коллекция Лонги, Флоренция Caravaggio - A boy peeling fruit (Royal Collection).jpg Мальчик, чистящий фрукты около 1593 Холст, масло 75,5 × 64,4 Флаг Великобритании Хэмптон-корт, Лондон Приписывается Self-portrait as the Sick Bacchus by Caravaggio.jpg Больной Вакх около 1593 Холст, масло 67 × 53 Флаг Италии Галерея Боргезе, Рим Michelangelo Caravaggio 062.jpg Юноша с корзиной фруктов около 1593 Холст, масло 70 × 67 Флаг Италии Галерея Боргезе, Рим Caravaggio (Michelangelo Merisi) - Good Luck - Google Art Project.jpg Гадалка около 1594 Холст, масло 115 × 150 Флаг Италии Капитолийские музеи, Рим Caravaggio (Michelangelo Merisi) - The Cardsharps - Google Art Project.jpg Шулера около 1594 Холст, масло 94,2 × 131,2 Флаг США Музей Кимбелла, Форт-Уэрт MusiciansCaravaggio.jpg Музыканты около 1595 Холст, масло 87,9 × 115,9 Флаг США Метрополитен-музей, Нью-Йорк St Francis in Ecstasy.jpg Экстаз святого Франциска около 1595 Холст, масло 93,9 × 49,5 Флаг США Уодсворт Атенеум, Хартфорд Caravaggio - Boy Bitten by a Lizard.jpg Мальчик, укушенный ящерицей около 1596 Холст, масло 66 × 49,5 Флаг Великобритании Лондонская Национальная галерея, Лондон Caravaggioapollo.jpg Лютнист около 1596 Холст, масло 96 × 121 Флаг Великобритании Бадминтон-хаус, графство Глостершир Авторство оспаривается Michelangelo Caravaggio 020.jpg Лютнист около 1596 Холст, масло 94 × 119 Флаг России Эрмитаж, Санкт-Петербург Lutniarz.jpg Лютнист около 1596 Холст, масло 100 × 126,5 Флаг США Метрополитен-музей, Нью-Йорк Canestra di frutta (Caravaggio).jpg Корзина с фруктами около 1596 Холст, масло 46 × 64 Флаг Италии Пинакотека Амброзиана, Милан Caravaggio - Bacco adolescente - Google Art Project.jpg Вакх около 1596 Холст, масло 95 × 85 Флаг Италии Уффици, Флоренция Michelangelo Caravaggio 063.jpg Кающаяся Магдалина около 1597 Холст, масло 122,5 × 98,5 Флаг Италии Галерея Дориа-Памфили, Рим Michelangelo Caravaggio 025.jpg Отдых на пути в Египет около 1597 Холст, масло 133,5 × 166,5 Флаг Италии Галерея Дориа-Памфили, Рим Caravaggio - Medusa - Google Art Project.jpg Медуза около 1597 Холст поверх деревянного щита, масло 60 × 55 Флаг Италии Уффици, Флоренция Portrait of a Courtesan by Caravaggio.jpg Портрет куртизанки около 1597 Фреска на потолке, масло 66 × 53 Музей кайзера Фридриха, Берлин Уничтожена в 1945 году Caravaggio Jupiter Neptune Pluto.jpg Юпитер, Нептун и Плутон около 1597 Фреска на потолке, масло 300 × 180 Флаг Италии Казино ди Вилла Бонкомпаньи Людовизи, Рим La Diseuse de bonne aventure, Caravaggio (Louvre INV 55) 02.jpg Гадалка около 1597 Холст, масло 99 × 131 Флаг Франции Лувр, Париж Caravaggio - Saint Catherine of Alexandria - Google Art Project.jpg Святая Екатерина Александрийская около 1598 Холст, масло 173 × 133 Флаг Испании Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид Michelangelo Merisi da Caravaggio - The Sacrifice of Isaac - WGA04202.jpg Жертвоприношение Исаака около 1598 Холст, масло 116 × 173 Флаг США Коллекция Барбары Пиасецки-Джонсон, Принстон Caravaggio-Baptist-Toledo.jpg Иоанн Креститель около 1598 Холст, масло 169 × 112 Флаг Испании Толедский собор, Толедо Авторство оспаривается Michelangelo Merisi da Caravaggio - Martha and Mary Magdalene - WGA04101.jpg Марфа и Мария Магдалина около 1598 Холст, масло 97,8 × 132,7 Флаг США Детройтский институт искусств, Детройт Caravaggio Maffeo Barberini.jpg Портрет Маффео Барберини около 1598 Холст, масло 124 × 99 Флаг Италии Частная коллекция, Флоренция Judith Beheading Holofernes by Caravaggio.jpg Юдифь и Олоферн около 1598 Холст, масло 145 × 195 Флаг Италии Палаццо Барберини, Рим David and Goliath by Caravaggio.jpg Давид и Голиаф около 1599 Холст, масло 110 × 91 Флаг Испании Прадо, Мадрид Narcissus-Caravaggio (1594-96) edited.jpg Нарцисс около 1599 Холст, масло 110 × 92 Флаг Италии Национальная галерея старинного искусства, Флоренция Boy Bitten by a Lizard-Caravaggio (Longhi).jpg Мальчик, укушенный ящерицей около 1600 Холст, масло 65,8 × 52,3 Флаг Италии Фонд Роберто Лонги, Флоренция BaptistBasle.jpg Иоанн Креститель около 1600 Холст, масло 102 × 85,3 Флаг Швейцарии Художественный музей, Базель Авторство оспаривается Caravaggio - La vocazione di San Matteo.jpg Призвание апостола Матфея около 1600 Холст, масло 322 × 340 Флаг Италии Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим Michelangelo Caravaggio 047.jpg Мученичество святого Матфея около 1600 Холст, масло 323 × 343 Флаг Италии Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим Michelangelo Caravaggio 035.jpg Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием около 1600 Холст, масло 268 × 197 Церковь Сан-Лоренцо, Палермо Украдена в 1969[1]Michelangelo Merisi da Caravaggio - The Conversion of St. Paul - WGA04135.jpg Обращение Савла 1600 Дерево, масло 237 × 189 Флаг Италии Коллекция Одескальки Бальби, Рим Caravaggio - Martirio di San Pietro.jpg Распятие Святого Петра 1601 Холст, масло 230 × 175 Флаг Италии Капелла Черази, Рим Caravaggio-The Conversion on the Way to Damascus.jpg Обращение Савла 1601 Холст, масло 230 × 175 Флаг Италии Капелла Черази, Рим Flowersandfruit.jpg Натюрморт с цветами и фруктами 1601 Холст, масло 105 × 84 Флаг Италии Галерея Боргезе, Рим Приписывается 1602-3 Caravaggio,Supper at Emmaus National Gallery, London.jpg Ужин в Эммаусе 1602 Холст, масло 139 × 195 Флаг Великобритании Лондонская Национальная галерея, Лондон Caravaggio - Cupid as Victor - Google Art Project.jpg Амур-Победитель 1602 Холст, масло 156 × 113 Флаг Германии Берлинская картинная галерея, Берлин Caravaggio MatthewAndTheAngel byMikeyAngels.jpg Святой Матфей и ангел 1602 Холст, масло 232 × 183 Музей кайзера Фридриха, Берлин Уничтожена в 1945 году The Inspiration of Saint Matthew by Caravaggio.jpg Святой Матфей и ангел 1602 Холст, масло 292 × 186 Флаг Италии Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим Caravaggio (Michelangelo Merisi) - Saint John the Baptist - Google Art Project.jpg Иоанн Креститель 1602 Холст, масло 129 × 94 Флаг Италии Капитолийские музеи, Рим Michelangelo Merisi da Caravaggio, Saint John the Baptist (Youth with a Ram) (c. 1602, WGA04112).jpg Иоанн Креститель около 1602 Холст, масло 129 × 94 Флаг Италии Галерея Дориа-Памфили, Рим Caravaggio - The Incredulity of Saint Thomas.jpg Неверие апостола Фомы около 1602 Холст, масло 107 × 146 Флаг Германии Сан-Суси, Потсдам Caravaggio - Taking of Christ - Dublin.jpg Поцелуй Иуды 1602 Холст, масло 133 × 169 Флаг Ирландии Национальная галерея Ирландии, Дублин The Sacrifice of Isaac by Caravaggio.jpg Жертвоприношение Исаака 1602 Холст, масло 104 × 135 Флаг Италии Уффици, Флоренция Michelangelo Caravaggio 055.jpg Святое семейство с Иоанном Крестителем около 1603 Холст, масло 117,5 × 96 Флаг США Метрополитен-музей, Нью-Йорк Michelangelo Caravaggio 052.jpg Погребение Христа около 1603 Холст, масло 300 × 203 Флаг Ватикана Ватиканская пинакотека, Ватикан CaravaggioCrowning01.jpg Коронование терновым венцом 1603 Холст, масло 125 × 178 Флаг Италии Карипрато Банк, Прато Michelangelo Caravaggio 001.jpg Мадонна Лорето около 1604 Холст, масло 260 × 150 Флаг Италии Сант-Агостино, Рим Michelangelo Merisi, called Caravaggio - Saint John the Baptist in the Wilderness - Google Art Project.jpg Иоанн Креститель 1604 Холст, масло 172,5 × 104,5 Флаг США Музей искусств Нельсона-Аткинс, Канзас-Сити Michelangelo Merisi da Caravaggio - St John the Baptist - WGA04154.jpg Иоанн Креститель около 1604 Холст, масло 94 × 131 Флаг Италии Национальная галерея старинного искусства, Рим Uqueen3.jpg Призвание святых Петра и Андрея около 1604 Холст, масло 140 × 176 Флаг Великобритании Хэмптон-корт, Лондон Michelangelo Merisi da Caravaggio - Christ in the Garden - Colourised by Mikey Angels.jpg Христос на Масличной горе 1605 Холст, масло 154 × 222 Флаг Германии Музей кайзера Фридриха, Берлин Уничтожена в 1945 году Caravaggio (Michelangelo Merisi) - Ecce Homo - Google Art Project.jpg Се человек около 1605 Холст, масло 128 × 103 Флаг Италии Палаццо Россо, Генуя Michelangelo Merisi da Caravaggio - St Jerome - WGA04157.jpg Святой Иероним в размышлении около 1605 Холст, масло 118 × 81 Флаг Испании Монастырь Монсеррат, Барселона Caravaggio - San Gerolamo.jpg Пишущий Святой Иероним около 1605 Холст, масло 112 × 157 Флаг Италии Галерея Боргезе, Рим Pope Paul V.jpg Портрет папы Павла V 1605 Холст, масло 203 × 119 Флаг Италии Частная коллекция принца Боргезе, Рим Авторство оспаривается Still life - Caravaggio.png Натюрморт с фруктами 1605 Холст, масло 87 × 135 Флаг Италии Галерея Боргезе, Рим Авторство оспаривается CaravaggioSerpent.jpg Мадонна и младенец со святой Анной 1606 Холст, масло 292 × 211 Флаг Италии Галерея Боргезе, Рим Caravaggio - La Morte della Vergine.jpg Успение Богоматери 1601−1606 Холст, масло 369 × 245 Флаг Франции Лувр, Париж Mary magdalene caravaggio.jpg Мария Магдалина в экстазе 1606 Холст, масло 106,5 × 91 Флаг Италии Частная коллекция, Рим CaravaggioFrancisContemplation.jpg Святой Франциск в размышлении около 1606 Холст, масло 130 × 90 Флаг Италии Пинакотека Городского музея Кремоны, Кремона CaravaggioEmmaus.jpg Ужин в Эммаусе 1606 Холст, масло 141 × 175 Флаг Италии Пинакотека Брера, Милан Michelangelo Caravaggio 029.jpg Семь деяний милосердия 1607 Холст, масло 390 x 260 Флаг Италии церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь St andrew.jpg Распятие святого Андрея 1607 Холст, масло 202,5 x 152,7 Флаг США Музей искусства города Кливленда, Кливленд Michelangelo Caravaggio 071.jpg Давид с головой Голиафа 1607 Дерево, масло 90,5 × 116 Флаг Австрии Музей истории искусств, Вена Michelangelo Merisi, called Caravaggio - Madonna of the Rosary - Google Art Project.jpg Мадонна Розария 1607 Холст, масло 364,5 × 249,5 Флаг Австрии Музей истории искусств, Вена Michelangelo Merisi, called Caravaggio - The Crowning with Thorns - Google Art Project.jpg Коронование терновым венцом около 1607 Холст, масло 127 × 165,5 Флаг Австрии Музей истории искусств, Вена Caravaggio - La Flagellazione di Cristo.jpg Бичевание Христа около 1607 Холст, масло 390 × 260 Флаг Италии Музей Каподимонте, Неаполь Caravaggio flagellation.jpg Христос у колонны около 1607 Холст, масло 134,5 × 175,5 Флаг Франции Музей изящных искусств, Руан CaravaggioSalomeLondon.jpg Саломея с головой Иоанна Крестителя около 1607 Холст, масло 90,5 × 167 Флаг Великобритании Лондонская Национальная галерея, Лондон CaravaggioJeromeValletta.jpg Пишущий Святой Иероним 1607 Холст, масло 117 × 157 Флаг Мальты Собор Святого Иоанна, Валлетта Portrait of Alof de Wignacourt and his Page-Caravaggio (1607-1608).jpg Портрет Алофа де Виньянкура 1608 Холст, масло 195 × 134 Флаг Франции Лувр, Париж Antonio Martelli, Cavaliere di Malta - Caravaggio.JPG Портрет Фра Антонио Мартелли 1608 Холст, масло 118,5 × 95,5 Флаг Италии Палаццо Питти, Флоренция Michelangelo Caravaggio 021.jpg Обезглавливание Иоанна Крестителя 1608 Холст, масло 361 × 520 Флаг Мальты Собор Святого Иоанна, Валлетта Caravaggio sleeping cupid.jpg Спящий купидон 1608 Холст, масло 71 × 105 Флаг Италии Палаццо Питти, Флоренция Michelangelo Merisi da Caravaggio - St John the Baptist at the Well - WGA04201.jpg Иоанн Креститель 1608 Холст, масло 100 × 73 Флаг Мальты Частная коллекция Бонелло Авторство оспаривается Caravaggio - The Annunciation.JPG Благовещение 1608 Холст, масло 285 × 205 Флаг Франции Музей изящных искусств, Нанси Michelangelo Caravaggio 010.jpg Погребение святой Лючии 1609 Дерево, темпера 408 × 300 Флаг Италии церковь Санта-Лючия-алла-Бадья, Сиракуза Michelangelo Caravaggio 006.jpg Воскрешение Лазаря 1609 Холст, масло 380 × 275 Флаг Италии Региональный музей, Мессина Caravaggio - Adorazione dei pastori.jpg Поклонение пастухов 1609 Холст, масло 314 × 211 Флаг Италии Региональный музей, Мессина CaravaggioSalomeMadrid.jpg Саломея с головой Иоанна Крестителя 1609 Холст, масло 116 × 140 Флаг Испании Королевский дворец, Мадрид Toothpuller.jpg Зубодёр 1609 Холст, масло 139,5 × 194,5 Флаг Италии Палаццо Питти, Флоренция Приписывается Caravaggio denial.jpg Отречение святого Петра 1610 Холст, масло 94 × 125,4 Флаг США Метрополитен-музей, Нью-Йорк CaravaggioFrancisPrayer.jpg Молитва святого Франциска ок. 1606 Холст, масло 130 × 90 Флаг Италии Национальная галерея старинного искусства, Рим Caravaggio Baptist Galleria Borghese, Rome.jpg Иоанн Креститель ок. 1610 Холст, масло 159 × 124 Флаг Италии Галерея Боргезе, Рим Caravaggio - David con la testa di Golia.jpg Давид с головой Голиафа ок. 1610 Холст, масло 125 × 101 Флаг Италии Галерея Боргезе, Рим Caravaggio-Baptist-reclining.jpg Иоанн Креститель 1610 Холст, масло 159 × 124 Флаг Германии Частная коллекция, Мюнхен CaravaggioUrsula.jpg Мученичество святой Урсулы 1610 Холст, масло 106 × 179,5 Флаг Италии Палаццо Зеваллос, Неаполь Школа Караваджо.jpg Игроки в шахматы 1610 Холст, масло 94 × 128 Флаг Италии Венеция, Galleria dell' Accademia, Convento dei Canonici Lateranensi, Inv. Nr. 743 Авторство оспаривается, вероятно, картина принадлежит мастерской живописца

http-wikipediya.ru

Лютнист (картина Караваджо) — WiKi

Картина была создана около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого (на вилле Мадама в Риме) художник прожил несколько лет. Считается парной к «Концерту» («Музицирующие мальчики») Караваджо (Метрополитен, Нью-Йорк). Вероятно, это первая картина, где художник использовал контрастную свето-теневую моделировку.

Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Ещё до начала аукциона Доминик Виван Денон, директор Лувра, по просьбе Александра I приобрёл эту картину для Эрмитажа. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка».

Существует также версия, что это портрет испанского кастрата Педро Монтойи из придворного хора дель Монте[3], который нередко приглашался для выступления в Сикстинскую капеллу. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалок».

Есть также версия, что «Юноша с лютней» — портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126,5), внеся в неё некоторые изменения. Он убрал сосуд с цветами, добавил к скрипке на столе флейту и спинет, на заднем плане появилась клетка со щеглом. Музыкальные инструменты представляют собой ценные экземпляры, и, вероятно, они происходят из личной коллекции Дель Монте.

Версия, происходящая из собрания Вильденстайна, была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини в 1628 году вместе с некоторыми другими полотнами. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Тем не менее, критик Джейсон Кауфман считает, что портрет в версии Вильденстайна слабее эрмитажного, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо [4].

Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Изначально покрытая толстым слоем жёлтого лака, она во всех деталях соответствует сделанному Бальоне описанию картины из дворца кардинала дель Монте. Согласно Бальоне, цветы покрыты каплями росы, а в графине с водой отражается окно и иные детали интерьера. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Она также чуть больше по размеру, чем эрмитажная версия, в которой край слегка обрезает цветы слева, а завиток на грифе инструмента написан более густыми мазками.

На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне.

На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии[5] мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete ch’io vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). На другой тетради начертано Gallus — имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта[6]. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas? Яхета де Берхема. Выбор в основном музыки французских и фламандских композиторов считается символичным — Франческо дель Монте представлял при папском дворе Тосканское герцогство, союзника Франции и противника Испании.

Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещенных предметов: на щёку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни — рефлекс от страниц нотной тетради. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с совершенно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь совершенного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Возможно, это результат общения художника с учёными из круга дель Монте [7], среди которых были Галилео Галилей и Джованни делла Порта. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики, и «Естественная магия, или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры[8]. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза[9]), которые цветут примерно в одно время — весной. Многие же фламандские художники: Ян Брейгель, Амброзиус Босхарт, Ван дер Альст создавали роскошнейшие композиции из растений, цветущих в разное время. Брейгель, например, ждал несколько месяцев, чтобы добавить очередной цветок в свой натюрморт[10]. Дель Монте, среди прочего, увлекался изучением растений и их использованием в медицинских препаратах, и его окружение разделяло эти интересы. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Первоначально Караваджо изобразил их помещёнными в корзину или миску, но позже просто разместил на столе.

ru-wiki.org

Караваджо — WiKi

Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29 сентября 1571(15710929), Милан — 18 июля 1610, Порто-Эрколе[it]) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.

Милан 1571—1591

Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалёку от Милана. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. В 1576 году во время чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в Караваджо.

Первыми покровителями будущего художника были герцог и герцогиня Колонна.

В 1584 году в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую Петерцано[en], считавшегося учеником Тициана. В то время в художественном мире Италии господствовал маньеризм, но в Милане были сильны позиции ломбардского реализма.

Первые работы художника, написанные в Милане, жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли.

Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь.

В 1589 году художник приезжает домой продать свой земельный надел, по-видимому, нуждаясь в деньгах. Последний раз он посещает дом после смерти матери в 1590 году.

Осенью 1591 года он вынужден бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Заехав сначала в Венецию, он направляется в Рим.

Рим 1592—1594

В Риме Меризи заметил Пандольфо Пуччи, пригласил его в свой дом, обеспечил существование, поручив выполнять копии с церковных картин.

Борромео, познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком». Борромео признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось[5].

В столице по обычаю итальянских художников того времени он получает прозвище, связанное с местом рождения, как, например, это было с Веронезе или Корреджо. Так Микеланджело Меризи стал Караваджо.

В 1593 году Караваджо поступает в мастерскую Чезари д’Арпино, который поручает Караваджо писать на фресках цветы и листья. В мастерской д’Арпино он познакомился с меценатами и художниками, в частности, Яном Брейгелем Старшим.

Ранние работы Караваджо написаны под влиянием Леонардо да Винчи (с «Мадонной в скалах» и «Тайной вечерей» он познакомился ещё в Милане), Джорджоне, Тициана, Джованни Беллини, Мантеньи.

Первая дошедшая до нас картина — «Мальчик, чистящий фрукт» (1593).

В мастерской д’Арпино Караваджо знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593—1594).

После драки Караваджо попадает в тюрьму Тор ди Нона, где происходит его встреча с Джордано Бруно.

  «Гадалка» (1594)

Вскоре он порывает с Чезари д’Арпино, бездомного Караваджо пригласил к себе Антиведуто Грамматика.

В 1593 заболел римской лихорадкой (одно из названий малярии), шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» (1593) — первый свой автопортрет.

Первые многофигурные картины созданы в 1594 году — это «Шулеры» и «Гадалка» (Капитолийские музеи). Жорж де Латур впоследствии напишет свою «Гадалку» с идентичной композицией.

В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо — человек из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога. Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

Осенью 1594 Караваджо начинает работать на кардинала Франческо дель Монте, перебирается в его виллу Мадама, где он встречается с Галилеем, Кампанеллой, Делла Порта, поэтами Марино и Милези.

Рим 1595—1599

Этот период жизни, проведённый на вилле Мадама, оказался для Караваджо весьма плодотворным, кроме того, картины, созданные в это время почти все сохранились до наших дней.

На картине «Музыканты» (1595) в центре изображён Марио Миннити, а рядом художник разместил себя с рожком. Развернутую к зрителю партитуру прочитать невозможно. В образе Амура с виноградом некоторые исследователи усматривают эротический намёк на отношения с Миннити. Миннити изображён и на картине «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596, Лондон), проданной торговцу предметами искусства Валентино.

В 1595 году несмотря на рекомендации, данные Джентилески, Грамматикой, Просперо Орси, Караваджо было отказано в приёме в Академию Святого Луки. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент — Федерико Цуккаро. Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители.

В 1596 году Караваджо создаёт первый натюрморт в истории итальянской живописи — «Корзина с фруктами».

В «Лютнисте» (1596, Эрмитаж) партитуру прочитать оказалось несложно, это мадригал Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Кому адресовано это послание, неизвестно.

В 1597 году от кардинала дель Монте поступил заказ на роспись потолка его резиденции. Так появилась единственная фреска Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон».

Картины Караваджо становятся популярны, он пишет повторения: «Лютнист» (Метрополитен), «Гадалка» (Лувр).

  «Отдых на пути в Египет» (1597)

Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты — новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). «Главное достоинство картины — мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»[5]. Им написаны также «Экстаз св. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).

Первый женский образ в творчестве Караваджо — «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), показывает способность художника на глубокую и поэтически значительную трактовку образа. Картина была продана банкиру и покровителю искусств Винченцо Джустиньяни. За ней последовали «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598). «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1598) демонстрирует, что Караваджо в своём реализме не чуждается нарочито натуралистических эффектов.

В «Иоанне Крестителе» (1598) заметно влияние Микеланджело.

Караваджо стал знаменит. Он покидает виллу Мадама и перебирается в дом банкира и коллекционера Чириако Маттеи, купившего «Гадалку». Марио Миннити после ссоры с Караваджо женился и уехал на Сицилию.

Рим 1600—1606

  «Призвание апостола Матфея» (1600)

25 июня 1599 года с Караваджо был заключен контракт на украшение церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези сценами из жизни св. Матфея за 400 скудо.

Первым произведением цикла было «Призвание апостола Матфея» (1600). Караваджо изобразил жанровую сцену с участием мытаря Левия, старика и трёх охранников, продемонстрировав своё искусство в применении кьяроскуро. Художник выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Христос призывает Левия жестом, похожим на жест Саваофа на «Сотворении Адама» Микеланджело. Рентгенограмма показала, что художник много раз переделывал картину, первоначально Христос находился в центре.

Затем было создано «Мученичество апостола Матфея» (1600). С помощью кьяроскуро художник концентрирует взгляд зрителя на фигуре убийцы и распростёртом на полу апостоле. На заднем плане среди свидетелей Караваджо изобразил себя.

В отличие от других картин, сосредоточенных в частных собраниях, эти произведения Караваджо увидел весь Рим. К художнику пришла слава. Заказчики остались довольны и Караваджо было поручено выполнить центральный образ для алтаря. Караваджо написал картину «Святой Матфей и ангел» (1602), которая не устроила заказчиков, так как Св. Матфей был написан в образе простого крестьянина. Второй вариант «Святого Матфея и ангела» (1602), как и две другие картины цикла и сейчас находятся в Сан-Луиджи-деи-Франчези.

Похожие истории вышли и с другими заказами церквей. 24 сентября 1600 был оформлен заказ церкви Санта-Мария дель Пополо на «Распятие апостола Петра» (1601) и «Обращение Савла» (1601). Духовенство отклонило первые варианты картин и приняло только вторые.

  «Обращение Савла». Второй вариант (1601)

«Картина „Обращение Савла“ — это величайшая веха современного искусства и не столько в силу своего мощного реализма, а скорее благодаря новому революционному языку и стилю. Караваджо действительно оказался первым, кто взглянул на жизнь открытыми глазами, свободными от шор любой светской культурной и интеллектуальной традиции, от которой до конца не отрешился даже Тициан. Эта его лошадь впервые увидена художническим глазом импрессиониста XIX столетия».[6]

14 июня 1602 года поступил заказ на «Успение Богоматери» для Санта Мария делла Скала ин Трастевере. Монахи картину не приняли. Художник-реалист написал картину в стиле, далёком от церковных канонов. Кроме того, в качестве модели была приглашена куртизанка Элен. Покупателя на картину долго не находилось, пока Рубенс не посоветовал приобрести её мантуанскому герцогу Винченцо I Гонзага.

В 1601 году Караваджо снял собственную мастерскую, появились и ученики: Бартоломео Манфреди, Марио де Фьори, Спада.

В это время Караваджо создаёт много картин на религиозные темы: «Иоанн Креститель» (1600), «Ужин в Эммаусе» (1602), «Неверие апостола Фомы» (1602), «Иоанн Креститель» (1602, Капитолийские музеи), «Иоанн Креститель» (1602, Галерея Дориа-Памфили), «Взятие Христа под стражу» (1602), «Жертвоприношение Исаака» (1602), «Святое семейство с Иоанном Крестителем» (1603), «Коронование терновым венцом» (1603), «Иоанн Креститель» (1604, Канзас), «Иоанн Креститель» (1604, Рим), «Призвание святых Петра и Андрея» (1604), «Христос на Масличной Горе» (1605), «Се Человек» (1605), «Св. Иероним в размышлении» (1605), «Пишущий св. Иероним» (1605).

  «Положение во гроб» (1603)

Для церкви Кьеза Нуово Караваджо создал шедевр «Положение во гроб» (1603), который будут копировать многие художники от Рубенса до Сезанна. В образе фарисея Никодима изображён, как полагают некоторые исследователи, Микеланджело. Картина была отвергнута церковниками.

В 1604 Караваджо едет в Лорето, где пишет алтарный образ для церкви Сант-Агостино. «Мадонна ди Лорето (Богоматерь паломников)» опять вызвала скандал, церковникам не понравилось декольте мадонны и то, что позировала художнику куртизанка.

В 1605 папа Павел V заказал художнику образ Девы Марии для собора святого Петра. Несмотря на предупреждения друзей, Караваджо опять пригласил позировать Элен. «Мадонна со змеёй» провисела в соборе только два дня.

Многие картины, отвергнутые заказчиками, были куплены Джустиньяни, опись его коллекции, проведённая в 1630 году, содержала 15 произведений Караваджо.

Среди картин нерелигиозной тематики повтор «Мальчик, укушенный ящерицей» (1600, Флоренция) и картина «Амур-победитель» (1602), написанная не по заказу.

Создание шедевров у Караваджо сопровождалось разгульной жизнью, стычками и драками, штрафами и заключениями. Он обвинялся в том, что ранил шпагой человека, плохо отозвавшегося о его картинах, в том, что написал оскорбительные стихи о живописце Бальоне, в избиении нотариуса Пасквалоне, в потасовке в таверне. Каждый раз из тюрьмы его спасали кардиналы и Джустиньяни.

29 мая 1606 года спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччо Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо. Павел V объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.

В изгнании (1606—1610)

  «Мадонна с чётками» (1607)

Несколько месяцев Караваджо скрывался в имении Колонна. Там он написал несколько картин, но стиль его стал мрачным: «Святой Франциск в раздумье» (1606), «Ужин в Эммаусе» (1606). Фигура Христа напоминает фреску Леонардо «Тайная вечеря».

Караваджо переезжает в Неаполь, где им было написано более десяти картин, хотя сохранились не все: «Экстаз Магдалины» (1606), «Распятие апостола Андрея» (1607), «Давид с головой Голиафа» (1607), «Мадонна Розария (Мадонна с чётками)» (1607), «Коронование терновым венцом» (1607), «Бичевание Христа» (1607), «Христос у колонны» (1607), «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607).

По заказу церкви Пио Монте делла Мизерикордия он написал с огромной живописной энергией картину «Семь дел милосердия» (1607), которая до сих пор находится в этой церкви.

Неожиданно в июле 1607 года Караваджо направляется на Мальту — в Ла Валетту.

«Св. Иероним» (1608), написанный им для кафедрального собора Сан Джованни деи Кавалиери, понравился великому магистру мальтийского ордена Алофу де Виньякуру. Караваджо пишет портреты: Алофа де Виньякура, позже высоко оценённый Делакруа, и соратника магистра Антонио Мартелли.

14 июля 1608 года Караваджо становится кавалером мальтийского ордена без права ношения мальтийского креста, так как он не был дворянином.

По заказу магистра Виньякура Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — единственная картина, подписанная художником, причём подписана она F (fra — брат), что свидетельствовало о его принадлежности братству Мальтийского ордена. На Мальте были написаны также «Спящий Амур» (1608), «Иоанн Креститель» (1608) и «Благовещение» (1608).

Однако очередной инцидент привёл Караваджо в мальтийскую тюрьму, он был посажен в каменный мешок. Каким-то образом он сумел оттуда сбежать и в октябре 1608 года приплыл на Сицилию в город Сиракузы, где содействие ему оказал Марио Миннити.

  «Давид с головой Голиафа» (1607—1610)

Для церкви святой Лючии Караваджо написал «Погребение св. Лючии» (1608).

В январе 1609 года он переезжает в Мессину, где создаёт «Воскрешение Лазаря» и «Поклонение пастухов». В них доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». «Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле»[5].

Он пишет такие полотна как «Вакх» (1596), «Голова Медузы» (1597), «Куртизанка Филлида» (1597), «Портрет Маффео Барберини» (1598), «Нарцисс» (1599).

В конце 1609 года он направляется в Палермо, где пишет «Рождество Христа с Лаврентием и Франциском», картину, украденную в 1969 году.

Из Палермо Караваджо возвращается в Неаполь, где на него было совершено покушение. В Неаполе созданы «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1609), «Отречение св. Петра» (1610), «Иоанн Креститель» (1610).

На картине «Давид с головой Голиафа» (1607—1610) в образе Голиафа художник изобразил себя. Такую символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял.

Для Маркантонио Дориа Караваджо написал «Мученичество святой Урсулы». Дориа получил последнюю работу живописца 18 июня.

В июле кардинал Гонзага начал вести с папой Павлом V переговоры о помиловании Караваджо. Узнав об этом, художник решил перебраться поближе к Риму и ждать официального помилования. Он нанял фелюгу и отплыл из Неаполя. Дальнейшие события покрыты тайной. По сведениям из переписки папского нунция Джентиле с кардиналом Боргезе, которым не все исследователи доверяют, Караваджо был задержан в крепости Пало, фелюга уплыла, и он отправился пешком в Порто-Эрколе[it], где и умер 18 июля.

31 июля в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти.

Влияние

Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты — Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи.

Автопортреты

  • «Музыканты» (1595). Караваджо написал себя с рожком между двумя музыкантами.

  • «Мученичество апостола Матфея» (фрагмент) (1600)

  • «Давид с головой Голиафа» (фрагмент) (1607-1610)

Галерея

  • «Лютнист» (Эрмитаж)

  • «Кающаяся Мария Магдалина»

  • «Принесение в жертву Исаака»

  • «Св. Матфей и ангел»

  • «Взятие Христа под стражу»

Киновоплощения

Примечания

Литература

  • Все­во­лож­ская С. Ми­ке­ланд­же­ло да Ка­ра­вад­жо. М., 1960
  • Караваджо / Дажина В. Д. // Канцелярия конфискации — Киргизы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 53. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 13). — ISBN 978-5-85270-344-6.
  • Зна­ме­ров­ская Т. П. Ми­ке­ланд­же­ло да Ка­ра­вад­жо. М., 1955
  • Ламбер Ж. Караваджо. — М.: Taschen, 2010.
  • Ланди Э. Тайная жизнь великих художников. — М., 2011. — ISBN 978-5-98697-228-2.
  • Лон­ги Р. Ка­ра­вад­жо // Лон­ги Р. От Чи­ма­буэ до Мо­ран­ди. М., 1984
  • Махов А. Е. Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 331 с. — (Жизнь замечательных людей). — 3000 экз. — ISBN 978-5-235-03196-8.
  • Микеланждело Да Караваджо: Воспоминания современников; Документы. — М.: Искусство, 1975. — 118 с.
  • Свидерская М. И. Караваджо: Первый современный художник. Проблемный очерк. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — 240 с. — ISBN 5-86007-208-2.
  • Шапиро Ю. Г., Персианова О. М., Мытарева К. В., Аране Н. М. Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV–XIX веков. — Л.: Аврора, 1971.

Ссылки

ru-wiki.org


Смотрите также