Журнал ЖЖ. Картина клеопатра


Клеопатра в искусстве - Вспомнить, подумать...

Клеопатра: Экзотическая Королева и фатальная женщина.

Я - Клеопатра, я была царица, В Египте правила восьмнадцать лет. Погиб и вечный Рим, Лагидов нет, Мой прах несчастный не хранит гробница.

В деяньях мира мой ничтожен след, Все дни мои - то празднеств вереница, Я смерть нашла, как буйная блудница... Но над тобой я властвую, поэт!

Вновь, как царей, я предаю томленью Тебя, прельщенного неверной тенью, Я снова женщина - в мечтах твоих.

Бессмертен ты искусства дивной властью, А я бессмертна прелестью и страстью: Вся жизнь моя - в веках звенящий стих. Ноябрь 1899 Брюсов Валерий

Клеопатра вдохновляла художников начиная с эпохи Возрождения. Она была царицей перед прелестями которой не устояли два великих римских полководца - Цезарь и Антоний. Римский историк Секст Аврелий Виктор, негативно настроенный к Клеопатре, пишет о ней так: "Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи".По самой распространённой версии, Клеопатра умерла от укуса змеи в руку, однако змею в комнате не нашли. По другой Клеопатра отравилась ядом.Версия укуса в грудь была изобретением Шекспира, которую сразу подхватили в изобразительном искусстве.

Гвидо Рени: Смерть Клеопатры (1625-30)Гвидо Рени: "Мария Магдалина" (1635)

Гвидо Рени показывает Клеопатру в позе кающегося грешника. Для сравнения, на его картине "Мария Магдалина" (1635) -та же самая поза, то же выражение. Разница только в атрибутике – обязательный змей.

Guido Cagnacci: Смерть Клеопатры (1658)

Guido Cagnacci изобразил молодую девушку, почти подростка, мирно скончавшуюся среди слуг, хотя Клеопатре в момент смерти было почти 40 лет.

Gerard Lairesse: Банкет Клеопатры (c.1680)

Giovanni Battista Tiepolo: Пир Клеопатры (c.1744)

Lairesse и Tiepolo показывают Клеопатру как типичного правителя, принимающего у себя во дворце иностранных гостей.Интересно, что архитектура не имеет ничего общего с той эпохой. А у Lairesse Клеопатра даже в «экзотическомнаряде», который больше подходит для 18-го века. У Tiepolo все персонажи одеты по фактической моде его эпохи. Это говорит не о способностях художников, а о полном безразличии к исторической правде.

Jean-Baptiste Regnault: Смерть Клеопатры (1796/1799)

По сравнению с Tiepolo кажется, что Jean-Baptiste Regnault ближе к исторической достоверности. Но только на первый взгляд. Для сравнения посмотрите на портрет Жозефины Богарне Пьер Поль Прюдон (1805).

Это подтверждает, что и одежда, и мебель, и даже поза взяты из эпохи неоклассицизма.

Jean-Lеon Gеrоme: Клеопатра перед Цезарем (1866)

Большие изменения становятся очевидными в картине Jean-Lеon Gеrоme. Нам представляется, ну ещё Цезарю, конечно,молодая красивая женщина с великолепным телом в одеждах, экзотичность которых подчеркивает черный нубийский раб.Цезарь же, пожилой человек, уже на стадии облысения, как бы исчезает в тени. В отличии от своих предшественников Jean-Lеon Gеrоme в своей картине ставит в центр внимания именно исторический момент.

Jean André Rixens: Смерть Клеопатры (1874)

Здесь обнаженное тело сладострастной женщины представлено превосходно освещенными. С возросшей популярностьюориентализма в то время экзотическая мечта стала в большой моде. Клеопатра предстает как Одалиска.

Hans Makart: Смерть Клеопатры (1875)

Hans Makart: Клеопатра, Охота на Ниле (1876)

Картины Hans Makart почти как регресс на барокко, где главное художественные узоры. В отношении оформления он делает разумные усилия для некоторых исторической точности, но всё равно картины представляют собой просто зрелище.

Frank Bernard Dicksee: Клеопатра (1876)

Lawrence Alma-Tadema: Антоний и Клеопатра (1885)

Frank Bernard Dicksee и Lawrence Alma-Tadema рисуют уже шоу с Клеопатрой, где она предстает как уверенный в себеправитель, но обязательная нагота присутствует и здесь. Невозможно отказаться от восточной экзотики в украшениях и нарядах.

Alexandre Cabanel: Клеопатра, Тестирование ядов на осужденных (1887)

В живописи Alexandre Cabanel снова доминирует зрелищность. Красивая, но жестокая Клеопатра холодно и бесстрастноисследует эффект действия яда на бедных заключенных. Художник приложил большие усилия к созданию экзотическогоплатья на Клеопатре и фона египетской архитектуры.

Frederick Arthur Bridgman: Клеопатра на террасах Филе (1896)

В картине Frederick Arthur Bridgman архитектура играет важную роль. Он большое внимание обратил на свет и пейзаж.Художник сам ездил в Египет и использовал свои впечатления для создания серии картин с историческими мотивами.Клеопатра здесь не та уж важна. Она является лишь поводом, чтобы представить красивую женщину на египетском фоне.Таким образом, можно констатировать, что использование экзотического восточного антуража в живописи, которое началосьв середине 19-го века, становилось все частым, пока не превратилось в основную цель.

Gyula Benczúr: Смерть Клеопатры (1911)

Картина Gyula Benczúr на фоне этой тенденции производит большое впечатление. Он возвращается не только к традиционной (барокко) позе, но показывает, как художник, страдания уже постаревшей женщины.

Art Deco

Leyendecker (1920)

Рольф Армстронг (1939)

Генри Клайв, 1946.

С успехом современного искусства пришел собственно и конец этой истории в живописи. Ни один художник не может больше фантазировать, чтобы показать образ настоящей Клеопатры . Ар-деко использовал эту историю как знак,символ. Клеопатра была преобразована из исторической фигуры в образ соблазнительной женщины, в образ вечныйроковой женщины в двадцатых годах прошлого века.

Кино

Реальным наследником исторической живописи стало кино. И если вы посмотрите на снимки Клеопатры в кино, вы увидите на этих фотографиях образы, созданные под влиянием исторической живописи, главным образом 19-го века..

Theda Bara as Cleopatra in 1917.

Открыт паноптикум печальный Один, другой и третий год. Толпою пьяной и нахальной Спешим... В гробу царица ждет.

Она лежит в гробу стеклянном, И не мертва и не жива, А люди шепчут неустанно О ней бесстыдные слова.

Claudette Colbert as Cleopatra in 1934.

Она раскинулась лениво — Навек забыть, навек уснуть... Змея легко, неторопливо Ей жалит восковую грудь...

Я сам, позорный и продажный, С кругами синими у глаз, Пришел взглянуть на профиль важный На воск, открытый напоказ...

Vivien Leigh as Cleopatra in 1945

Тебя рассматривает каждый, Но, если б гроб твой не был пуст, Я услыхал бы не однажды Надменный вздох истлевших уст:

«Кадите мне. Цветы рассыпьте. Я в незапамятных веках Была царицею в Египте. Теперь — я воск. Я тлен. Я прах». —

Liz Taylor in 1963.

«Царица! Я пленен тобою! Я был в Египте лишь рабом, А ныне суждено судьбою Мне быть поэтом и царем!

Ты видишь ли теперь из гроба, Что Русь, как Рим, пьяна тобой? Что я и Цезарь — будем оба В веках равны перед судьбой?»

Leonor Varela as Cleopatra in 1999

Замолк. Смотрю. Она не слышит. Но грудь колышется едва И за прозрачной тканью дышит... И слышу тихие слова:

«Тогда я исторгала грозы. Теперь исторгну жгучей всех У пьяного поэта — слезы, У пьяной проститутки — смех».Александр Блок

Monica Bellucci in 2002.

Уже целовала Антония мертвые губы,Уже на коленях пред Августом слезы лила...И предали слуги. Грохочут победные трубыПод римским орлом, и вечерняя стелется мгла.И входит последний плененный ее красотою,Высокий и статный, и шепчет в смятении он:«Тебя — как рабыню... в триумфе пошлет пред собою...»Но шеи лебяжьей все так же спокоен наклон.А завтра детей закуют. О, как мало осталосьЕй дела на свете — еще с мужиком пошутитьИ черную змейку, как будто прощальную жалость,На смуглую грудь равнодушной рукой положить.7 февраля 1940, Анна Ахматова

Источник: painting-history.com

ngasanova.livejournal.com

Клеопатра в искусстве - Художественная галерея

Миры фентези [91]

Пейзажи миров фэнтези, сказочные миры,воины, драконы, замки, безумные маги и чародеи. Военная тактика гномов и эльфов, работы художников на тему фэнтези, картинки и анимация. Нежные ангелы, воинственные амазонки, русалки и необычные животные.

Готика и фентези. Картинки и фотографии [113]

Картинки и фотографии на тему готики и фентези. Загадочные девушки в чёрном. Готические розы и куклы. Забавные гномы и эльфы. Пейзажи фэнтези. Величественные драконы в анимации.

Рассказы о нечистой силе и волшебных существах [185]

Рассказы о нечистой силе и волшебных существах Мифы и правда о вампирах. Правда или вымысел? Морские чудища и магия Вуду, классификация демонов и оборотни. Иерархии ангелов. Откуда берутся зомби и характеристики мифических существ.

Мистические явления [277]

Необычные и странные явления природы. Рассказы очевидцев о привидениях, известные клады и артефакты. Мистические истории и необъяснимые факты.

Нелепые факты [280]

Взгляд художника на обычные вещи: оригинальные решения в архитектуре и интерьере, витражное искусство и необычная посуда, бумажные и стеклянные скульптуры,знаменитые ювелирные украшения и другие идеи для творческой личности

Мрачная готика [31]

Готические традиции Франции и Великобритании. Загадочные личности - Владислав Дракула и кровавая графиня Эржбет Батори. Легенды о вампирах, исторические предания и литературные образы. Смерть и пугающий фотоарт.

История Франции [79]

Формирование государства - от древних народов к современным французам: мифы и легенды кельтов и галльских племен,средневековое рыцарство и история королевских династий, Парижская коммуна и наполеоновские завоевания. Быт и особенности французской кухни, история виноделия во Франции.

Города Франции [126]

Легенды и тайны Парижа, достопримечательности провинций Шампань и Прованс. Жемчужины знаменитого Лазурного берега: карнавалы и пляжи Ниццы, фестивали в Каннах и Сен-Тропе, соборы и музеи Марселя и Тулона. Княжество Монако - одна из самых маленьких стран мира.

Дворцы и замки Франции [84]

История знаменитых замков с завораживающей архитектурой и мистической атмосферой: величественный Шамбор, грациозный Блуа, очаровательный королевский Фонтебло, суровый Иф и многие другие. История знаменитого Лувра, внутренее убранство музея и экспонаты. Легенды и мифы долины Лауры.

Короли и императоры Франции [64]

История королевских династий: Валуа, Бурбоны, Капетинги. Людовик XIV Великий- Король-Солнце. Филипп III Смелый. Людовик IX Святой.Королевы и их фавориты. Мария-Антуанетта и Мария Медичи. Династия Наполеонов. Тайны мушкетеров.

Легенды Франции [70]

Героические сказания Франции - Песнь о Роланде, Песнь о Сиде. Роман о Лисе. Романтическая история Тристана и Изольды. Пугающие легенды: Жеводанский зверь, Замок Дьявола и история барона Жиля де Рэ, или Синей Бороды. Народные сказки.

Музеи Франции [19]

Знаменитый Лувр - история коллекционирования, характеристика залов и наиболее известные экспонаты. Персональные музеи - творчество Пикассо и Сальвадора Дали. Площади Монмартра. Восковые фигуры музея Гревен и многое другое.

Храмы и соборы Франции [66]

Готическая традиция во Франции: Шартрский, Амьенский и Руанский соборы и Собор Парижской Богоматери. Пантеон, базилики и храмы, посвященные святым и мученикам. Православные соборы во Франции: Собор Александра Невского в Париже и Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Ментоне.

История Великобритании [83]

Великобритания от первых монархов до современности. Королевские династии: Стюарты, Тюдоры, Йорки. Английский абсолютизм, суд и казнь Карла I, революция и установление республики. Реставрация монархии. Правление Маргарет Тэтчер. Знаменитые войны и сражения: война Алой и Белой розы, битва при Гастингсе и Креси.

Исторические личности Великобритании [64]

Биография прославленных монархов: трагическая история Дианы Спенсер, справедливое правление Вильгельма Завоевателя, знаменитые походы Ричарда Львиное Сердце, судьба Елизаветы II. Экспедиция Джеймса Кука. Величайший политик Черчилль, выдающийся военачальник Кромвель и другие известные британцы.

Достопримечательности Великобритании [80]

Красивейшие места Великобритании. Старинные замки, сады и парки. Палата Лордов, Лондонский Сити,дворцы и соборы в готическом стиле. Музей мадам Тюссо. Пейзажи Темзы. Лондонский Тауэр.

Легенды и мифы Великобритании [104]

Легенды, мифы и сказки Великобритании. Мистическае истории о призраках и красавицах. Рассказы о колдунах и феях, таинственные истории. Эльфы и гномы.Сказания о Беовульфе и Робин Гуде.

Мифы и легенды народов мира [56]

Мифы, саги, былины и легенды народов мира. Русские святцы, мир Славян глазами художников. Мифы о сотворении мира, Кельтские сказания.

История и культура Японии [123]

История Японии с древнейших времен до наших дней: загадочные археологические находки, история старинных династий, религиозные и мистические воззрения японцев, особенности письменности и литературы, легенды и страшные сказки. Национальное своеобразие: чайные церемонии, исторические факты о знаменитых самураях и гейшах, современный быт и традиции японской кухни.

Галерея фоторабот [391]

Фотографии на любой вкус. Фотопроекты Екатерины Рождественской. Пейзажи и натюрморты. Великолепное разнообразие цветов. Фотографии PIN-UP, моря, озёра и замки.

Художественная галерея [689]

Собрание картин русских и зарубежных художников. Старинные иконы и гравюры. Произведения старинных и современных авторов

Красивое оформление для сайтов и блогов [215]

Клипарты, линеечки, блинги, фоны для коллажей и рамочки. Всё для украшения Вашего сайта или блога. Замки и крепости в картинках. Картинки с комментариями. Скрап-наборы и уголки.

Курсовые работы и не только они... [30]

Уникальные курсовые работы по психологическому анализу произведений. Тайна месторождения Пушкина. Биография Дюма-отца. Русские пословицы на открытках и объяснение жестов. Правописание, древнесловянская буквица в иллюстрациях. Особенности психологизма в русской литературе.

Праздники,которые мы празднуем [51]

Исторические и современные, религиозные и мистические праздники народов мира. Их происхождение, история празднования и традиции разных народов. Идеи для Хэллоуина, новогодние и рождественские обряды, пасхальные обычаи и многое другое.

Самое удивительное в искусстве [10]

Удивительные и необычные произведения искусства. Уникальные коллекции изделий из стекла,ритуальные маски и эпатажные украшения в стиле стимпанк.

Мистика [12]

Авторские произведения на мистические темы. Байки из шкафа для монстров и вурдалаков. Секреты таинственного наследства и сны разума.

Фанфики по квестам [9]

Фанфики на темы игр и литературных произведений. Сцены из семейной жизни вампиров.

Юмор [10]

Юмористические произведения и рассказы. Романтика средневековья. Вольные интерпретации сказок Колобок на современный лад и литературные дракончики

Проза [17]

Рассказы о любви и дружбе. Сказки, рассказы, мечты и размышления.

Фентези [17]

Муки творчества и вдохновение любви в произведениях в стиле фэнтези. Рассказы о встречах с нечистой силой.

Миры кота Баяна [23]

Таинственные и мистические Миры кота Баяна. Философские размышления и пьесы.

vision7.ru

Образ Клеопатры в изобразительном искусстве

Личность царицы Клеопатры привлекала художников различных эпох и национальностей. Беспроигрышный в художественном плане сюжет смерти великой царицы получил свою трактовку в работах многих великих мастеров. В день памяти царицы, умершей 12 августа 30 года до нашей эры, я представляю эту подборку. Дата гибели Клеопатры - 12 августа 30 года до н.э., приведенная в современных источниках, по мнению некоторых исследователей не вполне достоверна. Точной даты письменные источники римского времени (Плутарх, Светоний и другие) не содержат, поэтому можно говорить лишь о приблизительной дате.

\

Микеланджело. Клеопатра. 1533-34 гг.Giampietrino. Смерть Клеопатры. 1538

Риччи Педрини. Смерть Клеопатры. 16-й век.

Гвидо Рени. Смерть Клеопатры. Около 1595—1598.

Гвидо Рени. Клеопатра.

Рембрандт. Обнаженная со змеей (Клеопатра). 1637 г.

Guido Cagnacci. Смерть Клеопатры. 1658 г.

Франческо дель Кайро. Клеопатра. 17-й век.

Benedetto Gennari el Joven. Клеопатра. 1674-1675 гг.

Эжен Делакруа. Клеопатра и крестьянин. 1838 г.

Жан-Леон Жерома Клеопатра и Цезарь. 1866 г.

Jean Andre Rixens. Смерть Клеопатры. 1874 г.Hans Makart. Смерть Клеопатры. 1875-76 гг.Лоуренс Альма-Тадема. Антоний и Клеопатра. 1883 г.Джон Уильям Уотерхаус. Клеопатра. 1887 г.

Густав Моро. Клеопатра. 1887 г.

Михаил Врубель. Клеопатра на ложе 1899 г.

Леон Бакст. Клеопатра. Эскиз костюма к балету "Клеопатра". 1909 г.

zharevna.livejournal.com

Клеопатра в искусcтве и в жизни.

Кто не слышал о царице Клеопатре. Общеизвестно, что она являлась и является одним из самых известных мировых секс-символов. С античных времён и до наших дней. Однако, интересно, - в жизни Клеопатра отнюдь не была той божественной красавицей, какой её изображали и изображают на картинах, в кинематографе и проч.

Сохранилось несколько её изображений, показывающих реальный облик  египетской правительницы (кстати седьмой по счёту с таким именем), последней представительницы эллинистической династии Лагидов.

Например, её бюст из Шершелл в Алжире (античный город Цезарея Мавританская), хранящийся в Берлинском музее Altes и созданный после смерти Клеопатры по случаю брака её дочери от брака с Марком Антонием, Клеопатры Селены, с царем Мавритании Юбой II. Передает внешность Клеопатры в её последние годы. Судите сами:

В фас:Считается - сей бюст идеализированное изображение. Но и то видно - далеко не богиня: внешность портит большой выступающий нос  с большими ноздрями. Да и какая-то она слегка мужеподобная.

А вот изображение на монетах (какой ужасный нос):

Ещё один бюст, изображающий предположительно Клеопатру:

Ну и как она Вам? Впрочем ничего удивительного, нос с горбинкой был отличительной чертой представителей династии Лагидов.

Впрочем, античные авторы честно признавали, что внешность знаменитой египтянки далека от совершенства и Клеопатра покоряла сердца мужчин иным способом, нежели красотой своего лика. Вот как описывал её римский историк Плутарх:

Ибо красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие… (Плутарх, «Антоний», 27).

Примечательный факт - в кинематографе её изображают с характерной египетской причёской. Но как наглядно видно на дошедших до нас скульптурных изображениях она носила классическую греческую причёску. Напомню, что египетская причёска являлась париком. В очень влажном египетском климате у людей часто заводились вши. Поэтому коренные египтяне брили голову налысо (как мужчины, так и женщины) и надевали соответствующий парик. Ведь с парика гораздо проще изгонять паразитов нежели с естественной шевелюры. Но эллинистические правители, как мы видим, предпочитали следовать греческой моде и, скорее всего, имели естественные волосы. Наверное, боролись с паразитами иными способами)).

Хотя конечно же, она носила в особо торжественных случаях ту самую диадему в древнеегипетском стиле, которая нам известна по многочисленным фильмам. Само собой разумеется, эллинистические правители всячески демонстрировали преемственность своей власти от древних фараонов и подданые их точно также боготворили, хоть и не хоронили в пирамидах.

Биографию Клеопатры пересказывать не буду. Смотрите её здесь здесь и здесь

Давайте лучше посмотрим как образ царицы отразился в произведениях искусства в древности и в наши дни. Понимаю -тема сия неисчерпаема.

Но всё таки кое - что:Клеопатра и её сын от Юлия Цезаря - Птолемей Цезарион - изображены подобно египетским богам и божественным фараонам.

Клеопатра в виде египетской богини. Алебастровая статуя, находящаяся в Эрмитаже.

Теперь живопись и скульптура:Отмечу, что художникам особливо полюбился сюжет о гибели царицы. Причём чаще всего изображают как змея её жалит в обнажённую грудь. Ну или просто фокусируют внимание зрителя на её обнажённой груди. Это ведь так сексуально)).  Но у Плутарха описано несколько по иному:

Люди Октавиана подбежали к ничего не  подозревавшему  караулу  и раскрыли двери, но нашли Клеопатру уже мертвой (она умерла  от  укуса  змеи, которой нарочно подставила свою руку).  В  царском  одеянии  она  лежала  на золотой постели.

Пьеро ди Козимо. Клеопатра. 1485-1490 годы.

Джиованни Джампиетрино. Смерть Клеопатры. Около 1520 года.

Микеланджело Буанаротти. Клеопатра. 1533 - 1534 годы.

Массимо Станционе. Клеопатра. 1630 год.

Гвидо Рени. Клеопатра. 1635 - 1640 годы.

Алессандро Турчи. Смерть Клеопатры. 1640 год.

Леонард Керн. Клеопатра. 1652 год.

Якоб Йорданс. Праздник Клеопатры. 1653 год.

Гвидо Кагначчи. Смерть Клеопатры. 1659 год.

Жерар де Лайрессе. Клеопатра. 1680 год.

Ян де Брей. Пир Антония и Клеопатры. 1669 год.

Джованни Баттиста Тьеполо.Пир Клеопатры 1746-1747 годы.

Клод Бертин. Клеопатра VII совершает самоубийство. До 1697 года.

Иван Аргунов. Умирающая Клеопатра. 1750 год. Третьяковская галерея.

Захаров. Умирающая Клеопатра. 1793 год. Третьяковская галерея.

Английская гравюра из книги "Героини Шекспира". 1849 год.

Жан - Леон Жером. Клеопатра и Цезарь. 1866 год.

Артур Реджинальд. Смерть Клеопатры. 1892 год.

Дьюла Benczur. Смерть Клеопатры. 1911 год.

Жан - Андре Rixens. Смерть Клеопатры. 1874 год.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сэр Лоуренс Альма-Тадиме. Антоний и Клеопатра.

retro-ladies.livejournal.com

Как на самом деле выглядела царица Египта (20 фото)

Миф о красоте Клеопатры – одно из самых распространенных заблуждений.

В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась самым эффектным и красивым актрисам своего времени

В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась самым эффектным и красивым актрисам своего времени:  Вивьен Ли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Монике Беллуччи . Но  миф о красоте Клеопатры  – одно из самых распространенных заблуждений. Ученые предприняли попытку реконструировать реальный образ египетской правительницы, и результаты оказались удивительными.

Кембриджский египтолог Салли»/>

Эффектные экранные Клеопатры – Элизабет Тейлор и Моника БеллуччиКембриджский египтолог Салли Энн Эштон работала над реконструкцией образа Клеопатры в течение года. На основе ряда сохранившихся изображений, с помощью метода трехмерного компьютерного моделирования исследовательница воссоздала образ царицы, который оказался очень далеким от стереотипных представлений о ее привлекательности и неотразимости. Материалом для ученых послужили монеты с профилем Клеопатры, репродукции барельефов храма в египетском городе Дендера, представляющих царицу в виде богини Исиды, скульптурные изображения и анализ ее родословной.

«/>

Реконструкция внешнего облика Клеопатры от кембриджского египтолога Салли Энн Эштон

В массово»/>

Реконструкция внешнего облика Клеопатры от кембриджского египтолога Салли Энн ЭштонВ массовом сознании внешность Клеопатры ассоциируется с образом, созданным западным кинематографом: голливудская красавица европеоидной расы. Но во внешнем облике, воссозданном учеными, угадываются как европейские, так и египетские черты. 

«/>

Бюсты Клеопатры (предположительно)

«/>

Изображения Клеопатры на монетах

«Она, вероятно, не была полностью евро»/>

Сохранившиеся изображения Клеопатры (предположительно)«Она, вероятно, не была полностью европейкой, – поясняет Салли Энн Эштон. – Не забывайте, что ее семья жила в Египте уже 300 лет, когда она пришла к власти».

«/>

Звезда немого кино Теда Бара в роли Клеопатры, 1917

Смуглолицая женщина с неправильными чертами лица в»/>

Клодетт Кольбер в фильме *Клеопатра*, 1934Смуглолицая женщина с неправильными чертами лица вряд ли может претендовать на титул самой прекрасной. Судя по сохранившимся изображениям, у Клеопатры был довольно крупный нос, тонкие губы и острый подбородок. Историки Британского музея пришли к выводу, что фигура у нее была коренастой и полноватой, и при росте 152 см выглядела непропорциональной. По мнению ученых, подобное телосложение было обусловлено генетически: большинство потомков македонской династии Птолемеев унаследовали сходные черты.

«/>

Вивьен Ли в фильме *Цезарь и Клеопатра*, 1945

Греческий историк Плутарх так писал о Клеоп»/>

Софи Лорен в фильме *Две ночи с Клеопатрой*, 1953Греческий историк Плутарх так писал о Клеопатре: «Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной… однако беседовала она с неотразимым очарованием.С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой – ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках, в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно».

«/>

Еще одна попытка воссоздания внешнего облика Клеопатры

«/>

Еще одна попытка воссоздания внешнего облика Клеопатры

Тем не менее, невыразительная внешность не помешала Клеопат»/>

Как говорится, найдите 10 отличийТем не менее, невыразительная внешность не помешала Клеопатре прослыть одной из самых прекрасных и желанных женщин в истории. Ей удалось покорить сердца Юлия Цезаря и Марка Антония. Говорили, что она обладала невероятной сексуальностью и недюжинным умом, и в совершенстве владела искусством обольщения.Кроме того, царица была прекрасно образована, знала несколько языков, могла поддержать разговор о литературе, философии или даже о стратегиях ведения войны, и хорошо разбиралась в политике.

«/>

Как говорится, найдите 10 отличий

Есть мнение, что миф о красоте Клеопатры появился благодаря»/>

Как говорится, найдите 10 отличийЕсть мнение, что миф о красоте Клеопатры появился благодаря Октавиану Августу, который не хотел признавать ее интеллектуальных достоинств и политического таланта, а потому распространял слухи о чисто женских причинах ее влияния на Юлия Цезаря и Марка Антония. Отсюда же появился миф о ее непомерных сексуальных аппетитах.

«/>

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963

Следует отметить, что реконструкция внешнего облика Кл»/>

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963Следует отметить, что реконструкция внешнего облика Клеопатры, выполненная Салли Энн Эштон, вызывает сомнения у британского египтолога, профессора Оксфордского университета Джона Бейнса. Ученый заявил о том, что проект коллег из Кембриджа имеет популистский характер и не представляет научной ценности, поскольку сохранившиеся изображения Клеопатры нельзя признать подлинными и достоверными.

«/>

Моника Беллуччи в фильме *Астерикс и Обеликс: Миссия *Клеопатра*, 2002

Поделитесь этим посто»/>

Моника Беллуччи в фильме *Астерикс и Обеликс: Миссия *Клеопатра*, 2002Поделитесь этим постом с друзьями!

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

LiveJournal

Одноклассники

Мой мир

fotojoin.ru

Клеопатра - Темная и пушистая

02:21 pm - Клеопатра

Много писалось, снималось и говорилось про Клеопатру..Сделаю небольшую подборку картин...

Клеопа́тра VII Филопа́тор (др.-греч. Κλεοπάτρα Φιλοπάτωρ, 69 — 30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов).

Прославлена благодаря драматической истории любви к римскому полководцу Марку Антонию, покончила жизнь самоубийством, чтобы не стать пленницей первого римского императора Октавиана Августа. Клеопатра стала одним из наиболее популярных античных персонажей в кинофильмах и литературных произведениях.Бриджман. КлеопатраКлеопатра VII правила Египтом 22 года последовательно в соправительстве со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV, затем в фактическом браке с римским полководцем Марком Антонием. Являлась последним независимым правителем Египта до римского завоевания и нередко, хотя не совсем правильно, считается последним фараоном Древнего Египта. Широкую известность приобрела благодаря любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря имела сына, от Антония двух сыновей и дочь.

Клеопатра уже при жизни стала героиней легенд; её трагическая смерть ещё более усилила тенденцию к романтизации образа.

Клеопатра родилась 2 ноября 69 до н. э. (официально 12 год правления Птолемея XII), по всей видимости в Александрии. Она является одной их трёх (известных) дочерей царя Птолемея XII Авлета, возможно от наложницы, так как, по замечанию Страбона, у Птолемея Авлета была только одна законная дочь Береника IV, царица в 58—55 гг. до н. э.

MichelangeloHead of Cleopatra  Вазари

О детстве и юности Клеопатры ничего не известно. Несомненно, на неё произвела сильное впечатление смута 58—55 гг. до н. э., когда её отец Птолемей XII был свергнут и изгнан из Египта, а царицей стала его дочь (сестра Клеопатры) Береника. Восстановленный на престоле силами римского наместника Сирии Габиния, Птолемей XII кидается в резню, репрессии и убийства (жертвой которых пала в том числе и Береника). В результате он превращается в марионетку, удерживающуюся у власти лишь благодаря римскому присутствию, обременяющему финансы страны. Неприятности царствования отца преподнесли урок будущей царице, которая использовала все средства, чтобы избавиться от противников и от всех, стоящих на её пути — как, например, от своего младшего брата Птолемея XIV в 44 до н. э. и позднее от сестры Арсинои.Клеопатра и ЦезарьЗавещание Птолемея XII, умершего в марте 51 до н. э., передавало престол Клеопатре и её младшему брату Птолемею XIII, которому тогда было около 9 лет, и с которым она сочеталась формальным браком, так как согласно птолемеевскому обычаю женщина не могла царствовать самостоятельно. На престол она взошла под официальным титулом Θεα Φιλοπατωρ (Теа Филопатор), то есть богиня, любящая отца (из надписи на стеле от 51 до н. э.). Первые три года царствования были нелегки из-за 2-летнего неурожая, вызванного недостаточным разливом Нила.

С воцарением соправителей немедленно началась подспудная борьба партий. Клеопатра сначала правила одна, отстранив малолетнего брата, но затем последний одержал реванш, опираясь на евнуха Потина (бывшего чем-то вроде главы правительства), полководца Ахилла и своего воспитателя Теодота (ритор с Хиоса). В документе, датированном 27 октября 50 до н. э., имя Птолемея фигурирует подчеркнуто на первом месте.

Летом 48 до н. э. Клеопатра, бежавшая в Сирию и навербовавшая там войско, во главе этого войска разбила лагерь на египетской границе, недалеко от крепости Пелусий; там же расположился с войском и её брат, преграждая ей путь в страну.А.Кабанель.Клеопатра.

В этот момент в борьбу вмешивается Рим. Помпей, побежденный Юлием Цезарем под Фарсалом, в начале июня 48 до н. э. появляется у египетского берега и просит египетского царя о помощи. Молодой Птолемей XIII, точнее его советники, надеясь добиться щедрых милостей от победителей, отдают приказ об убийстве римлянина. Это и было исполнено, едва Помпей ступил на египетскую землю, на глазах у всего его окружения (28 июля 48 до н. э.). Но царь просчитался: Цезарь, который в погоне за Помпеем высадился в Египте два дня спустя, разгневался этой расправой и похоронил голову Помпея у стен Александрии, где воздвиг святилище Немезиды.

Оказавшись в Египте, Цезарь попытался пополнить свою казну с помощью долгов, которые Птолемей XII наделал римскому банкиру Рабирию во время своих хлопот о восстановлении на престоле, и которые Цезарь теперь записал на свой счёт. Светоний пишет, что Цезарь «не решился» превратить Египет в римскую провинцию, «чтобы какой-нибудь предприимчивый наместник не сумел опереться на неё [провинцию с огромными ресурсами] для новых смут». Однако Цезарь заявил о намерении выступить арбитром в споре царей. Птолемей XIII и без него был фактическим правителем, к тому же признанным Помпеем; поэтому Цезарь был заинтересован в Клеопатре, которая могла стать марионеткой, обязанной ему властью.Howard David Johnson

Вскоре по прибытии он вызывает Клеопатру к себе в Александрию. Проникнуть в столицу, охраняемую людьми Птолемея, было не простым делом; Клеопатре помог сделать это её поклонник, сицилиец Аполлодор, который тайно провез царицу в рыбачей лодке, а потом пронёс в покои Цезаря, спрятав в большом мешке для постели (а не в ковре, как это приукрашенно изображается в фильмах). Из этого факта можно сделать вывод о хрупком телосложении царицы. Бросившись к ногам римского диктатора, Клеопатра стала горько жаловаться на своих притеснителей, требуя казни Потина. 52-летний Цезарь был пленён молодой царицей; тем более, что возврат к завещанию Птолемея XII соответствовал его собственным политическим интересам. Когда на следующее утро Цезарь заявил об этом 13-летнему царю — тот в ярости выбежал из дворца и, сорвав с себя диадему, стал кричать собравшемуся народу, что его предали. Толпа возмутилась; но Цезарю в тот момент удалось её утихомирить, зачитав завещание царя.

Однако ситуация для Цезаря осложнилась. Отряд, сопровождавший его, насчитывал всего 7 тысяч солдат; в Африке собирались сторонники убитого Помпея, и эти обстоятельства возбудили в партии Птолемея надежду избавиться от Цезаря. Потин и Ахилла вызвали в Александрию войска; казнь Потина Цезарем уже не могла остановить восстание. Войска, поддержанные горожанами, возмущенными вымогательствами и своеволием римлян, получили вождя, когда к ним бежали Птолемей XIII и его сестра Арсиноя. В результате Цезарь в сентябре 48 до н. э. оказался осажденным и отрезанным от подкреплений в царском квартале Александрии. Спас Цезаря и Клеопатру только подход подкреплений во главе с Митридатом Пергамским.

Автор неизвестный, 1908 год. КлеопатраПовстанцы были разбиты 15 января 47 до н. э. у Мареотийского озера, царь Птолемей утонул при бегстве в Ниле. Арсиноя попала в плен и была затем проведена в триумфе Цезаря. За этим последовало совместное путешествие Цезаря и Клеопатры по Нилу на 400 кораблях, сопровождаемое шумными празднествами. Клеопатра, формально сочетавшаяся с другим своим малолетним братом Птолемеем XIV, фактически стала безраздельной правительницей Египта под римским протекторатом, гарантией которого являлись оставленные в Египте три легиона. Вскоре после отбытия Цезаря у Клеопатры рождается сын 23 июня 47 до н. э., которого назвали Цезарем, но который вошёл в историю под данным ему александрийцами провищем ЦезарионЛев Бакст.Эскизы костюма Клеопатры (400x637, 46Kb) (400x615, 59Kb)Цезарь был убит в результате заговора 15 марта 44 до н. э.. Месяц спустя, в середине апреля, Клеопатра покинула Рим и в июле прибыла в Александрию. Вскоре после этого умирает 14-летний Птолемей XIV. По утверждению Иосифа Флавия, он был отравлен сестрой. Флавий - источник пристрастный и недостоверный, но само по себе утверждение не лишено правдоподобия: рождение сына дало Клеопатре формального соправителя, и в этой ситуации взрослеющий брат был ей совершенно излишен.

Клеопатра и Цезарь. Картина художника Жана-Леона Жерома (1866 г.)Файл:Cleopatra and Caesar by Jean-Leon-Gerome.jpgСтав суверенной правительницей Египта, хотя бы и от имени сына, Клеопатра вступила в трудные годы. В 43 до н. э. на страну обрушивается голод, затем два последующих года не разливается Нил. Царица была озабочена прежде всего снабжением своей столицы, которая является настоящим центром власти и к тому же центром, скорым на бунты. К тому же ей следует считаться с тремя римскими легионами, оставленными покойным Цезарем; эти легионы предавались бесчинствам вплоть до их вывода в 43 до н. э.

У. Уотерхаус - Клеопатра, "Цезарь и КлеопатраМежду тем война между убийцами Цезаря, Кассием и Брутом, и с другой стороны — его наследниками Антонием и Октавианом требовала от царицы дипломатической изворотливости. Восток был в руках убийц Цезаря: Брут контролировал Грецию и Малую Азию, в то время как Кассий обосновался в Сирии. Наместник Клеопатры на Кипре, Серапион, помогает Кассию деньгами и флотом с несомненного согласия царицы, какими бы ни были её личные чувства к одному из убийц Цезаря. Позже, однако, она официально отреклась от действий Серапиона. С другой стороны Клеопатра снаряжает флот, якобы, как она потом уверяла, в помощь цезарианцам. В 42 до н. э. республиканцы были разгромлены под Филиппами, и ситуация для Клеопатры сразу переменилась.М.А. Врубель. Клеопатра на ложе. 1899М.А. Врубель. Клеопатра на ложе. 1899.Клеопатра и АнтонийКлеопатре было 29 лет, когда она в 41 до н. э. познакомилась с 40-летним римским полководцем. Известно, что Антоний в качестве начальника конницы участвовал в восстановлении на престоле При разделе римского мира, произведенном после разгрома республиканцев, Антонию достался Восток. Антоний решает реализовать проект Цезаря — большой поход против парфян. Готовясь к походу, он посылает офицера Квинта Деллия в Александрию требовать Клеопатру к себе в Киликию. Он собирался обвинить её в помощи убийцам Цезаря, видимо, надеясь под этим предлогом получить с неё как можно больше денег для похода.Эжен Делакруа.Клеопатра и Крестянин 1834Клеопатра, разузнав через Деллия о характере Антония и прежде всего о его влюбчивости, тщеславии и любви к внешнему блеску, прибывает на судне с вызолоченной кормой, пурпурными парусами и посеребренными веслами; сама она восседала в наряде Афродиты, по обе стороны от неё стояли с опахалами мальчики в виде эротов, а управляли кораблем служанки в одеяниях нимф. Корабль двигался по реке Кидн под звуки флейт и кифар, окутанный дымом благовоний. Затем она приглашает Антония к себе для роскошного пиршества. Антоний был совершенно очарован. Заготовленные обвинения царица без труда отклонила, заявив, что Серапион действовал без её ведома, а сама она снарядила флот в помощь цезарианцам, но этот флот, к несчастью, был задержан противными ветрами. В качестве первого проявления любезности к Клеопатре Антоний по её просьбе приказал немедленно казнить её сестру Арсиною, искавшую убежища в храме в Милете.Альма-Тадема Антоний и Клеопатра

Так начался роман, длившийся десять лет, один из самых знаменитых в истории — даже при том, что мы не можем судить, какова была доля политического расчёта в отношениях с Антонием, который был необходим Клеопатре для осуществления своих планов.Дж.Б.Тьеполо Встреча Антония и Клеопатры

Дж.Б.Тьеполо Встреча Антония и КлеопатрыЯн де Бре, Пир Антония и Клеопатры, 1669Файл:DebrayCleopatra.jpg

Йорданс Якоб "Пир Клеопатры", 1653

 

Гибель Антония и КлеопатрыАнтоний возвращается в Египет и не принимает практически никаких мер для организации борьбы с Октавианом. Впрочем, у него не осталось для этого никаких реальных ресурсов. Поэтому он растрачивал свои силы в пиршествах, попойках и роскошных праздниках, объявив вместе с Клеопатрой о создании «Союза смертников», члены которого поклялись умереть вместе — в союз вступили ближайшие приближенные. Клеопатра испытывала на заключенных яды, стараясь определить, какой из них доставляет смерть максимально быстро и вместе с тем безоболезненно — жертвой этих экспериментов стал армянский царь Артавазд. Прежде всего Клеопатра была озабочена спасением Цезариона, которого отправила в Индию (он потом вернулся обратно в Египет). Она и сама одно время носилась с планами бегства в Индию, но при попытке волоком переволочь суда через Суэцкий перешеек они были сожжены арабами, после чего от плана отказалисьКабанель. Клеопатра, испытывающая на заключенных ядыВесной 30 до н. э. Октавиан двинулся на Египет. Клеопатра пыталась жестокими мерами оградить себя от измены: когда Селевк, комендант Пелусия, сдал крепость, она казнила его жену и детей. К концу июля войска Октавиана появились под самой Александрией. Последние части, остававшиеся у Антония, одна за другой переходят на сторону победителя.

1 августа все было кончено. Клеопатра с доверенными служанками Ирадой и Хармион заперлась в здании собственной гробницы. Как указывалось, она договорилась с Антонием умереть вместе. Под влиянием ложной вести о её самоубийстве Антоний бросился на свой меч. Вскоре его, умирающего, женщины втянули в гробницу, и он умер на руках у рыдавшей над ним Клеопатры. Сама Клеопатра, зажав в руке кинжал, демонстрировала готовность к смерти. Однако приближенный Октавиана, Корнелий Галл, начал переговоры с Клеопатрой, затем сумел неожиданно проникнуть в здание гробницы и обезоружить её. Видимо, Клеопатра ещё сохраняла слабую надежду договориться с Октавианом, соблазнить его и удержать царство хотя бы для детей. Но Октавиан был гораздо менее податлив к женским чарам, чем Цезарь и Антоний; к тому же и привлекательность царицы, вступившей в четвёртый десяток и после минимум 4 родов, должна была ослабеть.Cleopatra, Michel Corneille

Последние дни Клеопатры подробно описаны Плутархом (он пользовался воспоминаниями врача царицы, Олимпа). Октавиан позволил Клеопатре похоронить возлюбленного; её собственная судьба оставалась неясной. Потрясение вызвало у царицы лихорадку, и она рада была под этим предлогом уморить себя голодом — но угрозы Октавиана расправиться с детьми заставили её принять лечение.

Вскоре после этого Клеопатра получила от влюбленного в неё римского офицера Корнелия Долабеллы точные сведения, что через три дня она будет отправлена в Рим для триумфа. Клеопатра велела передать Октавиану заранее написанное письмо и заперлась с доверенными служанками. Октавиан получил письмо, в котором нашёл жалобы и просьбу похоронить Клеопатру вместе с Антонием, и немедленно послал людей. Посланники нашли Клеопатру мёртвой, в царском уборе на золотом ложе. Поскольку перед тем к Клеопатре прошёл крестьянин с горшком смокв, не вызвавший подозрений у стражи - было решено, что в горшке Клеопатре пронесли змею. Утверждали — что на руке Клеопатры были видны два легких, чуть заметных укола. Саму змею в комнате не нашли, будто бы она сразу уползла из дворца.

По другой версии, Клеопатра хранила яд в полой головной шпильке. Вторая версия подтверждается тем фактом, что обе служанки Клеопатры умерли вместе с ней. Сомнительно, чтобы одна змея (египетская кобра) умертвила сразу 3 человек. По словам Кассия, Октавиан пытался оживить Клеопатру с помощью псиллов, экзотического племени, представители которого умели высасывать яды без вреда для себя.

Самоубийство Клеопатры произошло 12 августа 30 до н. э. Смерть Клеопатры лишила Октавиана блеска триумфа в Риме, на параде везли лишь её изображение (статую).

Из детей Клеопатры, Цезарион был казнен Октавианом; дети от Антония были увезены в Рим и шли в цепях на параде триумфатора, затем воспитывались Октавией, женой Антония, в память о муже. Впоследствии дочь Клеопатры, Клеопатра Селена, была выдана за мавританского царя Юбу II, благодаря чему и был создан знаменитый бюст из Шершелл. Судьба Александра Гелиоса и Птолемея Филадельфа осталась неизвестной; предполагается, что они рано умерли.Jean Aandre Rixens - Смерть Клеопатры

Смерть Клеопатры, Реджинальд Артур, 1892Файл:The Death of Cleopatra arthur.jpgСергей Адамский. Смерть КлеопатрыСмерть Клеопатры,   Дюла Бенцура, 1911Файл:Benczur-kleopatra.jpgCleopatra , G. Francesco Guerrieri (1589 - 1657) The Death of Cleopatra, 1622-24, Johann Liss (c. 1595-1630)Suicide of Cleopatra. Giovanni Francesco BarbieriGiovanni Francesco Barbieri

Cleopatra, Regnault Hans Makart "Der Tod der Kleopatra" (The death of Cleopatra) Фрагмент

Cleopatra, Giampetrino

Г. КаньяччиСмерть КлеопатрыВ завершении посоветую одну книгуКартинка 1 из 16Автор- Великолепная jaschil_14hane отсюда

pheonae.livejournal.com

Образ Клеопатры в искусстве XX-XXI веков.

В продолжение предыдущего поста.

Образ Клеопатры, созданный в кино, мюзиклах и проч. Образ — опасной любовницы, которая могла с легкостью свести мужчин с ума вплоть до своего трагического конца, — часто создавался и создаётся всемирно признанными красавицами XX - XXI веков.

Теда Барра. Фильм "Клеопатра" 1917 год.

Клодетт Кольбер. Фильм "Клеопатра". 1934 год.

Вивиен Ли. Фильм "Цезарь и Клеопатра". 1945 год.

Софи Лорен. Фильм "Две ночи с Клеопатрой". 1953 год.

Несравненная Элизабет Тейлор. Фильм "Клеопатра". 1963 год.

Барбара Брыльска. Фильм "Фараон". 1966 год.

Леонор Варела. Фильм "Клеопатра". 1999 год.

Моника Белуччи. Фильм "Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатры". 2001 год.

Франко - марроканская певица София Ессаиди в роли Клеопатры в мюзикле 2009 года.

Бразильская супермодель Адриана Лима вживается в роль Клеопатры.

P. S. Если честно, наиболее приближенным к реальности мне кажется является образ Клеопатры, созданный чилийской актрисой Леонор Варел. Вот именно такой она и была в реальности. Но это чисто моё мнение.

visualhistory.livejournal.com


Смотрите также