Картина «Княжна Тараканова». Картина княжна


Что не так с картиной "Княжна Тараканова"?

Знаменитое полотно Константина Флавицкого, посвященное гибели заключенной в тюрьму самозванки во время наводнения, было создано в 1864 году и стало одной из самых известных русских картин на историческую тему. Что в ней неправильно?

1. ВРЕМЯ

Арестантка, похищенная из Европы Орловым (см. "Царская охота"), действительно в Петербурге размещалась в Петропавловской крепости. Однако она умерла в конце 1775 года (это подтверждается не только документами, но и тем, что через три недели были освобождены ее спутники).

А наводнение, изображенное на картине Флавицкого случилось только в 1777 году.

Мраморная плита под аркой Невских ворот Петропавловской крепости, на которой отмечен уровень подъема воды в 1777 году - 321 см выше ординара

2. МЕСТО

Когда самозванка, которой было около 25-35 лет (дату своего рождения она так и не назвала), вместе со своей неcчастной свитой была привезена в Петропавловскую крепость, первоначально их всех поместили в казематы Алексеевсего равелина. Это было в мае 1775 года.

Однако уже через несколько дней пребывание в холодном помещении так ухудшило самочувствие княжны Таракановой, что ее перевели в более комфортное помещение - в подвал дома коменданта. Вероятно, художник не знал этого факта, и поэтому писал именно казематы равелина.

Фото Алексеевского ревелина, узнаваемое окно частично закрыто

3. ПЛАТЬЕ

Следователям действительно хотелось выяснить, кто она такая (вдруг реально императорская дочь?!), и они старались в меру сил поберечь ее здоровье для дальнейших вопросов. Но их усилия были напрасными: у женщины открылись симптомы чахотки (туберкулеза), и в декабре того же года она умерла.

Тем не менее, на картине Тараканова изображена в виде, не согласующемся с этими сведениями и банальной логикой. На ней парадное платье с огромным декольте и голыми плечами - разве арестантов не переодевали? Разве больную, о здоровье которой заботятся, не одели бы потеплее? Платье выполнено из красного бархата: на первоначальной версии картины оно вообще идеально чистое; на финальной, более мрачной, его состояние не так бросается в глаза.

Первая версия картины

Однако идеально белая нижняя юбка из сверкающего атласа на итоговой картине прямо сверкает! Понятно, что художнику это нужно, чтобы эффектно срифмовать блеск ткани со светом из окна, но домохозяйки в этот момент скептически хихикают. Продержись в таком виде две недели хотя бы! Но точно не годы.

Почему у заключенной отобрали шарфики и шали, оставили ее с голой хрудью? Но при этом халтурщики-тюремщики не позаботились о том, чтобы отобрать у самозванки жесткий корсет, в котором, как известно, китовый ус, и всякие там твердые детали. Неужели в 18 веке у заключенных не отбирали опасные предметы? Причем странное дело - фижмы-то из юбки у бедной девушки эти тюремщики вынули!

А может, дело просто в том, что Флавицкий не озаботился изучить вопрос, как выглядело модное платье 1770-х годов?...

С другой стороны, исторически точное платье семидесятых годов сделано на таком жестком каркасе, что не может лежать драматическими складками, эффектно спадать с плеч, ну и вообще, выглядеть романтично.

ЗАЧЕМ ЭТО БЫЛО НУЖНО?

Дело в том, что Флавицкий писал свою картину в 1860-х годах, когда в Российской империи обострялась политическая ситуация. И словосочетание "Петропавловская крепость" ассоциировалась у либеральной публики в первую очередь с молодыми революционерами, которых туда заточили. Писать картины про этих современников, конечно, было нельзя.

Но даже выбор романтической фигуры прекрасной женщины не так однозначен: ее же туда Романовы заточили, то-то!!! А она ни в чем не виноватая была, просто хотела красиво жить.

Е. Горовых. "Чернышевский пишет роман 'Что делать?' в Алексеевском равелине", 1953

Александр II распорядился в каталоге академической выставки "против произведения Флавицкого "Княжна Тараканова" сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего исторической истины". Официальные круги приняли картину неприязненно. А в демократическом стане отнеслись к ней восторженно, ведь она вызывала "правильные", освободительные ассоциации, намекала на недозволительное, плохой поступок Романовых (в лице Екатерины Великой, отдавшей приказ об аресте).

Поэтому, хотя Академия Художеств высоко оценила полотно, и дала Флавицкому за нее положенные регалии, купить картину в государственный музей никто не рискнул. Приобрел ее Третьяков, который был сам себе хозяин.

Так что это картина отнюдь не про прекрасную "принцессу", гибнущую от козней врагов, оказывается...

Источник

www.mgorskikh.com

Картина «Княжна Тараканова» | С миру по нитке

Картина «Княжна Тараканова» висит в Третьяковской галерее, это самое знаменитое полотно Константина Дмитриевича Флавицкого. Эта картина производит очень сильное впечатление, на ней изображен каземат в Петропавловской крепости, который затопляется водой во время наводнения. Такое наводнение реально было в Петербурге в 1777 году и затопило тогда несколько казематов Петропавловской крепости. На кровати стоит молодая красивая женщина, она прижалась к стене, она в ужасе, гибель ее неминуема, рядом крысы, которые спасаются от наводнения. Кто такая эта женщина? Это вроде бы не законная или скажем так, почти законная дочь императрицы Елизаветы Петровны и ее фаворита и тайного мужа Алексея Разумовского. Действительно Разумовский был возлюбленным Елизаветы Петровны в течении многих лет. Поговаривали даже, что между ними заключен тайный брак, хотя достоверно это не известно. Вообще эта история напоминает шкатулку со множеством сюрпризов, раскрываешь один ящик, а там другой, раскрываешь и его, а там третий и так далее и так далее.

Вроде бы от этого брака родились дети, то есть они были законными детьми, другое дело, что это был морганатический брак, то есть не равный. И была вроде бы дочь у Елизаветы Петровны и Разумовского, которую звали Августа Тараканова, фамилия была присвоена. Вроде бы эта дочь была пострижена в монахини, приняла постриг в Ивановском монастыре в 1785 году и прожила она там огромную жизнь, дожила до царствования Александра Первого. То есть пережила и Елизавету и Екатерину и Павла, и погребена была с почестями в Новоспасском монастыре в Москве. Рассказывали, что она много лет хранила письмо своей матери и, в конце концов, обливаясь слезами, все-таки сожгла.

А причем же здесь каземат Петропавловской крепости, наводнение и картина Флавицкого? В общем-то, не причем, на картине Флавицкого совсем другая княжна Тараканова. Была такая самозванка в Европе, которая объявилась в 1775 году, а это время было страшное для Российской империи, потому что только что разгромили Пугачева. Причем это был такой перепуг для Екатерины, который она никогда не смогла забыть, а тут появляется эта женщина в Европе, которая именовала себя дочерью Елизаветы Петровны от Алексея Разумовского. А поскольку вроде бы Елизавета была венчана с Разумовским, то значит она вроде как законная претендентка на русский престол. Естественно Екатерина очень боялась этой самозванки и послала Алексея Орлова, своего верного фаворита изловить эту даму и привезти в Россию.

Он поехал, это знаменитая история, которая легла в основу пьесы Леонида Зорина «Царская охота». Он очаровал эту женщину, заманил ее на русский корабль, который стоял близ Италии, вроде бы даже инсценировал свой брак с ней и венчал их ряженый матрос. Совершенно невероятная история. Потом ее схватили, вывезли, и дальше в каземате Петропавловской крепости она умерла, но совсем не от наводнения. Умерла она от чахотки и произошло это в 1775 году, то есть за два года до того наводнения которое запечатлел Флавицкий.

Кто была эта женщина совершенно не понятно, причем на допросах она ни в чем не созналась. Она не говорила по-русски, она была женщиной очень красивой и обаятельной. Ее допрашивал ни более, ни менее, а сам князь Голицын, ее не пытали и не били кнутом, как в пьесе, но она была больна и вскоре от чахотки скончалась. Картина Флавицкого написана в 1864 году, была выставлена на передвижной выставке, имела колоссальный успех, но вызвала и скандал, потому что всю эту историю предпочитали не афишировать. И государь император Александр Второй повелел характеризовать эту картину, что на ней изображен эпизод из романа Михаила Лонгинова. Действительно была такая фантастическая вещь, которая вышла в 1859 году, и из этого романа, Флавицкий взял сюжет картины «Княжна Тараканова».

priusadebnoehozyastvo.blogspot.com

Княжна Тараканова (картина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Княжна́ Тарака́нова» — самая известная картина художника Константина Флавицкого, за которую ему было присуждено звание профессора исторической живописи.

Сюжетом для картины послужило предание о гибели Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге 21 сентября 1777 года (исторические данные говорят о том, что она умерла на два года раньше этого события). На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. На кровати, спасаясь от воды, прибывающей в зарешеченное окно, стоит молодая женщина. Промокшие крысы выбираются из воды, подбираясь к ногам узницы.

Хотя легенда о гибели Таракановой от наводнения не соответствует действительности, благодаря Флавицкому именно эта версия её смерти закрепилась в народной памяти. Например, в стихотворении «Душа» Борис Пастернак пишет: «ты бьешься, как билась княжна Тараканова, когда февралём залило равелин».

Первоосновой для создания картины послужила история княжны Таракановой, авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и сестру Емельяна Пугачёва. По повелению императрицы Екатерины II она была арестована и в мае 1775 года была доставлена в Петропавловскую крепость, подвергнута продолжительному допросу фельдмаршалом князем Голицыным, во время которого давала различные показания. Умерла от чахотки 4 декабря 1775 года, скрыв тайну своего рождения даже от священника.

Картина была написана в 1864 году, и в этом же году впервые выставлена на выставке Академии художеств. В. В. Стасов, известный критик того времени, высоко ценивший картину, назвал полотно Флавицкого «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Картина была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции уже после смерти художника.

ru.wikiyy.com

Знаменитой картине «Княжна Тараканова» 150лет.

115115

Завораживающая картина! Он нее невозможно оторвать взгляд. Я помню, как еще подростком, в школе, в учебнике по литературе, я видела эту картину и каждый раз, когда я на нее смотрела, чувство одиночества и обреченности возникало внутри. Эти эмоции, от картины, сохранились до сих пор!

Так точно передать зрителю настроение и эмоции может только очень талантливый художник! Неудивительно, что Флавицкий, после написания Княжны получил звание профессора Академии художеств, при этом минуя звание академика. Первоначально Флавицкий назвал свое произведение «Смерть легендарной принцессы Таракановой». Хочется отметить , что в этом полотне художник очень точно передал дух середины XIX века.

Впервые зрители смогли увидеть «Княжну Тараканову» на выставке в императорской Академии художеств в 1864 году. В каталоге, сопровождавшем выставку, по распоряжению Александра Второго, было специально отмечено, что сюжет картины никакой исторической истины не имеет.

Персонаж княжны Таракановой, в то время, был очень популярен. Многие пытались разгадать, кем же она была на самом деле? Расчет художника был верен: картина привлекла огромное внимание и наделала много шума.

Флавицкий сознательно изобразил Тараканову, как жертву режима, как несчастную женщину. Это очень сильно добавило сентиментального настроения в картине, тем более, что по одной из версий княжна была беременна.

К тому же художник мастерски добавил трагизма: несчастная женщина, тюремная камера, холодная вода, которая поднимается все выше. Все это ужасало зрителей, на них это производило сильное впечатление! Особенно поражали современников Флавицкого мыши на переднем плане. Была какая то аллегория в сравнении мышей с Таракановой.

Хочется отметить, что имя женщины, которая была заключена в эту камеру, до сих пор неизвестно. Самозванка, аферистка, авантюристка. Она не раз меняла свою фамилию, место жительства, родословную. В Петропавловскую крепость она попала, когда начала называть себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Розумовского.

Она заявила свои претензии на российский престол и даже нашла поддержку, но была схвачена графом Алексеем Орловым и доставлена в Россию. На суде ни в чем не созналась и была заключена в Петропавловской крепости, где и умерла.

Настоящую дочь Елизаветы и Розумовского разыщут через 10 лет после смерти Таракановой. Ее насильно запрут в Иоанно-Предтеченском монастыре, там она проживет 25 лет в заточении и в полном смирении.

Всю эту историю Флавицкий не знал, хотя то, что наводнение в Петербурге было, уже после смерти Таракановой, знали все, и произошло оно через два года после ее смерти. А сама княжна умерла от туберкулеза.

Сам Флавицкий умер в молодом возрасте, 35 лет, от чахотки, вскоре после написания картины. Многие приписывали это совпадение к мистическому.

Особенно остро нотка мистики начала звучать после смерти актрисы Веры Холодной, которая умерла во время съемок немого фильма про Тараканову.

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

iskusstvo.pro

Княжна Тараканова (картина) - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Княжна́ Тарака́нова» — самая известная картина художника Константина Флавицкого, за которую ему было присуждено звание профессора исторической живописи.

Сюжет[ | ]

Сюжетом для картины послужило предание о гибели Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге 21 сентября 1777 года (исторические данные говорят о том, что она умерла на два года раньше этого события). На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. На кровати, спасаясь от воды, прибывающей в зарешеченное окно, стоит молодая женщина. Промокшие крысы выбираются из воды, подбираясь к ногам узницы.

Хотя легенда о гибели Таракановой от наводнения не соответствует действительности, благодаря Флавицкому именно эта версия её смерти закрепилась в народной памяти. Например, в стихотворении «Душа» Борис Пастернак пишет: «ты бьешься, как билась княжна Тараканова, когда февралём залило равелин».

История создания[ | ]

Первоосновой для создания картины послужила история княжны Таракановой, авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и сестру Емельяна Пугачёва. По повелению императрицы Екатерины II она была арестована и в мае 1775 года была доставлена в Петропавловскую крепость, подвергнута продолжительному допросу фельдмаршалом князем Голицыным, во время которого давала различные показания. Умерла от чахотки 4 декабря 1775 года, скрыв тайну своего рождения даже от священника.

Картина была написана в 1864 году, и в этом же году впервые выставлена на выставке Академии художеств. В. В. Стасов, известный критик того времени, высоко ценивший картину, назвал полотно Флавицкого «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Картина была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции уже после смерти художника.

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Княжна Тараканова (картина) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1864 года

«Княжна́ Тарака́нова» — самая известная картина художника Константина Флавицкого, за которую ему было присуждено звание профессора исторической живописи.

Сюжет

Сюжетом для картины послужило предание о гибели Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге 21 сентября 1777 года (исторические данные говорят о том, что она умерла на два года раньше этого события). На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. На кровати, спасаясь от воды, прибывающей в зарешеченное окно, стоит молодая женщина. Промокшие крысы выбираются из воды, подбираясь к ногам узницы.

Хотя легенда о гибели Таракановой от наводнения не соответствует действительности, благодаря Флавицкому именно эта версия её смерти закрепилась в народной памяти. Например, в стихотворении «Душа» Борис Пастернак пишет: «ты бьешься, как билась княжна Тараканова, когда февралём залило равелин».

История создания

Первоосновой для создания картины послужила история княжны Таракановой, авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и сестру Емельяна Пугачёва. По повелению императрицы Екатерины II она была арестована и в мае 1775 года была доставлена в Петропавловскую крепость, подвергнута продолжительному допросу фельдмаршалом князем Голицыным, во время которого давала различные показания. Умерла от чахотки 4 декабря 1775 года, скрыв тайну своего рождения даже от священника.

Картина была написана в 1864 году, и в этом же году впервые выставлена на выставке Академии художеств. В. В. Стасов, известный критик того времени, высоко ценивший картину, назвал полотно Флавицкого «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Картина была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции уже после смерти художника.

Напишите отзыв о статье "Княжна Тараканова (картина)"

Ссылки

  • [http://staratel.com/pictures/ruspaint/659.htm К. Д. Флавицкий — «Княжна Тараканова»]
  • [http://sttp.ru/master23.html «Княжна Тараканова» — предыстория и история создания]
  • [http://www.memoirs.ru/rarhtml/1185Longonov.htm Лонгинов М. Заметка о княжне Таракановой. По поводу картины г. Флавицкого // Русский архив, 1865. – Изд. 2-е. – М., 1866. – Стб. 651-656.]

Отрывок, характеризующий Княжна Тараканова (картина)

Но жизнь бежала, как всегда, слишком быстро, и у Магдалины всё никак не оставалось времени, дабы осуществить задуманное. А спустя восемь лет после гибели Радомира, пришла беда... Остро чувствуя её приближение, Магдалина страдала, не в состоянии понять причину. Даже являясь сильнейшей Ведуньей, она не могла увидеть свою Судьбу, как бы этого ни хотела. Её Судьба была от неё скрыта, так как она обязана была прожить свою жизнь полностью, какой бы сложной или жестокой она ни являлась... – Как же так, мама, всем Ведунам и Ведуньям закрыта их Судьба? Но почему?.. – возмутилась Анна. – Думаю, это так потому, чтобы мы не пытались менять то, что нам предначертано, милая – не слишком уверенно ответила я. Насколько я могла себя помнить, с ранних лет меня возмущала данная несправедливость! Зачем было нужно нам, Ведающим, такое испытание? Почему мы не могли от него уйти, если умели?.. Но отвечать на это нам, видимо, никто не собирался. Такой была наша Жизнь, и прожить её приходилось такой, какой она была кем-то для нас начертана. А ведь мы могли так просто сделать её счастливой, разреши нам те, что «сверху», видеть свою Судьбу!.. Но такой возможности, к сожалению, у меня (и даже у Магдалины!) не было. – Ещё, Магдалину всё больше и больше тревожили разносившиеся непривычные слухи... – продолжил Север. – Среди её учеников вдруг начали появляться странные «катары», тихо призывающие остальных к «бескровному» и «доброму» учению. Что означало – призывали жить без борьбы и сопротивления. Это было странным, и уж никак не отражало учения Магдалины и Радомира. Она чувствовала в этом подвох, чувствовала опасность, но встретить хотя бы одного из «новых» Катар ей почему-то никак не удавалось... В душе Магдалины росла тревога… Кто-то очень хотел сделать Катар беспомощными!.. Посеять в их смелых сердцах сомнение. Но кому это было нужно? Церкви?.. Она знала и помнила, как быстро гибли даже самые сильные и самые прекрасные державы, стоило им всего на мгновение отказаться от борьбы, понадеявшись на чужое дружелюбие!.. Мир пока ещё был слишком несовершенным... И в нём надо было уметь бороться за свой дом, за свои убеждения, за своих детей и даже за любовь. Вот почему Катары Магдалины с самого начала были воинами, и это полностью соответствовало её учению. Ведь она никогда не создавала сборище смиренных и беспомощных «агнцев», наоборот – Магдалина создавала могучее общество Боевых Магов, предназначение которых было ЗНАТЬ, а также – охранять свою землю и на ней живущих. Поэтому-то настоящие, её Катары, Рыцари Храма, были мужественными и сильными людьми, гордо нёсшими Великое Знание Бессмертных.

Увидев мой протестующий жест, Север улыбнулся. – Не удивляйся, мой друг, как ты знаешь, всё на Земле по-старому закономерно – всё так же переписывается со временем истинная История, всё так же перекраиваются светлейшие люди... Так было, и, думаю, так будет всегда... Именно поэтому так же, как и от Радомира, от воинственных и гордых первых (и настоящих!) Катар сегодня осталось, к сожалению, лишь беспомощное Учение Любви, построенное на самоотречении.

o-ili-v.ru

«Княжна Тараканова», картина К.Флавицкого: история, описание

Константина Дмитриевича Флавицкого (1830-1866) многие искусствоведы называют художником одной картины. Умер он рано, в тридцать шесть лет, от туберкулеза. «Княжна Тараканова» - картина, которая обессмертила художника. Но человеку неискушенному остается непонятен ее смысл. Если на полотне изображена княжна, то почему она находится в тюремной камере? И почему застенки заливает вода? Зритель понимает только, что молодая красивая девушка в ужасе ждет своего смертного часа. Трагизм ситуации сквозит в каждой детали картины. Какую же тайну скрывает полотно, находящееся в Третьяковской галерее? Читайте об этом в данной статье.Княжна тараканова картина

Небольшой экскурс в историю

Кто же такая княжна Тараканова, и реальный ли это персонаж? Происхождение этой личности до сих пор туманно. Одни исследователи считают, что она была дочерью булочника из Нюрнберга, другие - трактирщика из Праги. Бытует даже мнение, что она могла являться отпрыском персидского шаха. «Таракановыми» называли в России незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны. Впервые молодая авантюристка появляется под именем мадмуазель Франк, потом - мадам Тремуйль, персиянки Али-Эмете, пока, наконец, не называет себя Елизаветой Владимирской, дочерью императрицы, рожденной от тайного брака последней с фаворитом Разумовским. Так сложилось, что в России только недавно был подавлен бунт Емельяна Пугачева – еще одного «Тараканова». Екатерина Вторая не могла остаться безучастной к еще одной претендентке на престол. Она поручает графу Орлову похитить самозванку. Тот хладнокровно притворяется поклонником княжны Таракановой, добивается ее взаимности и даже предлагает ей руку и сердце. Венчание должно было произойти на борту русского судна, стоящего на рейде в Ливорно. Там княжну и арестовали. Умерла прекрасная самозванка в Петропавловской крепости. Под впечатлением этих событий и родилась картина «Княжна Тараканова». История бедняжки, закончившей жизнь во цвете лет в мрачных застенках, позже обросла легендами.

княжна тараканова картина флавицкого

Правда и домысел

Официальные источники утверждают, что узница Петропавловской крепости умерла от туберкулеза в декабре 1775 года. На последней исповеди она не раскрыла священнику тайну своего происхождения. Но есть и другие записи. Так, известно, что в 1785 году приняла постриг некая княжна Тараканова и под именем инокини Досифеи провела в стенах московского Ивановского монастыря остаток жизни. Она находилась под охраной, а навещали ее митрополит Платон и прочие знатные лица. Умерла Досифея в феврале 1810 года. Она похоронена в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Однако в памяти народа смерть принцессы окружена легендами. По одной из них, княжна Тараканова (картина инспирирована именно этим мифом) утонула во время сильного наводнения, случившегося в сентябре 1777 года. За всю историю Петербурга это был третий по силе разлив Невы. Вода поднялась на три с лишним метра выше своего обычного уровня.

княжна тараканова картина флавицкого

К. Флавицкий и его история

Художник родился в семье мелкого чиновника в 1830 году. Он рано осиротел и провел детство в воспитательном доме. Однако талант к рисованию помог ему выбиться в люди. Его отдали в художественную школу за средства Общества поощрения художников. Позже он поступил студентом к профессору Ф. А. Бруни. Петербургскую Академию Художеств Флавицкий окончил с золотой медалью в 1855 году. Награду ему принесла студенческая работа «Братья продают Иосифа в рабство». Золотая медаль дала Флавицкому возможность за государственный счет провести несколько лет в Италии, чтобы усовершенствовать свое мастерство. Именно там и зародился замысел написать полотно о великой и таинственной авантюристке. Эскиз, по которому двумя годами позже была написана картина «Княжна Тараканова», автор сделал в Италии. Вернувшись в Россию, Флавицкий представил на суд публики полотно «Христианские мученики в Колизее» (1862), не вызвавшее особого восторга.Картина княжна тараканова история

Картина «Княжна Тараканова»: описание

На полотне мы видим прекрасную девушку, спасающуюся от неминуемой смерти на своей кровати. Холодные волны Невы все прибывают в камеру. Тюремная койка уже наполовину исчезла под водой. Драматизма прибавляют две мокрые крысы, взбирающиеся на кровать и жмущиеся к ногам узницы. «Княжна Тараканова» - картина, построенная на контрастах. Некогда роскошное платье выглядит ярким пятном в убогой серой обстановке каземата. Да и сама девушка с разметавшимися волосами, бледная, испуганная, кажется прекрасной экзотической птицей, попавшей в силки российской тюремной системы.Картина княжна тараканова автор

«Княжна Тараканова»: картина-фрондера?

Следует учесть период, в который создавалось полотно. В 1861-1862 годах многие молодые люди, протестующие против репрессивного строя, были арестованы. Некоторые из них были заточены в Петропавловскую крепость и погибли там. Возможно, в картине заключена некая фронда, скрытый бунт? Не зря ведь полотно Флавицкого восторженно приветствовал демократический стан России, и очень прохладно его восприняли официальные круги. Александр II, побывав на выставке, распорядился внести запись в каталог, что "сюжет сей картины заимствован из романа, не имеющего ничего общего с исторической истиной". После этого большинство галерей остереглось приобретать полотно. И только частный негоциант Третьяков купил его для своей коллекции.

картина княжна тараканова описание

Непокорная княжна Тараканова?

Картина Флавицкого, если рассмотреть ее поближе, раскрывает одну немаловажную деталь. У княжны Таракановой четыре руки. Две, явственно видимые, безвольно опущены вдоль тела. Но если присмотреться, можно увидеть две руки, которые девушка гордо скрестила на груди. Это было первым замыслом автора. Позже он изменил его, решив показать всю чудовищную власть российской властной системы ломать души людей. Он закрасил скрещенные руки. Но они почему-то проступили вновь.

загрузка...

fjord12.ru