Энциклопедия красного цвета. Картина красная


Красный цвет в мировом искусстве

С давних времён люди из мира искусства и творческие личности с почтением и даже неким благоговением относились к красному цвету. Они осознавали, что он невероятно высоко воздействует на зрителя в эмоциональном и психологическом плане.

С помощью красного цвета в искусстве можно показать самые разнообразные, зачастую противоположные эмоции и чувства, такие как:

  • сексуальное наслаждение и адские мучения,
  • праздничное настроение и трагедию войны,
  • радость и горе,
  • страсть и драму,
  • расцвет и закат,
  • святость и греховность.

Как правило, мир в красном цвете видят и, соответственно, изображают уверенные в себе личности, экстраверты.

Известный французский художник и скульптор Анри Матисс (1869-1954), обладающий уникальной способностью передавать через интенсивность цвета и упрощённую форму свои мироощущения и эмоциональную составляющую произведения, однажды сказал, что его работы призваны вызывать удовольствие. И создал картину «Гармония в красном» («Красная комната»), в которой использовал множество ярких и насыщенных оттенков этого цвета.

Красный цвет в искусстве Анри Матисс «Красная комната»

Очень интересна история появления этого полотна, которое сам мастер называл «декоративное панно». Изначально оно было задумано как «Гармония в голубом» и делалось на заказ для русского коллекционера Щукина, который собирался поместить картину в столовой.

Художник успел основательно поработать над полотном, но внезапно кардинально переписал картину, полностью поменяв цветовую гамму. Такое неожиданное решение Матисс объяснил тем, что в красном цвете всё выглядит гораздо красивее. Его произведения пронизаны оптимизмом, излучают жизненную энергию.

Успешный нидерландский художник Кес ван Донген (1877-1968), живший во Франции и придерживающийся, как и Анри Матисс, в живописи направления «фовизм», нарисовал картину «Красная танцовщица». Особый эмоциональный настрой, динамичность и экспрессию полотну придаёт броский оранжево-красный цвет, заполнивший большую часть холста.

Красный цвет в искусстве Кес ван Донген «Красная танцовщица»

Живописец и театральный художник Роберт Фальк (1886-1958) в своей картине «Красная мебель», на которой диван и стулья с высокими спинками необычной формы облачены в красные чехлы с широкой оборкой, сумел цветом донести состояние внутреннего напряжения и драматизма произведения, передать атмосферу тревожного предчувствия и загадочности.

Красный цвет в искусстве Роберт Фальк «Красная мебель»

На картине знаменитого фламандского художника эпохи раннего Возрождения Яна ван Эйка (1390-1441) «Свадебный портрет четы Арнольфини» будущие супруги запечатлены стоящими в спальне, в момент произнесения торжественной клятвы.

На первом плане держатся за руки жених в коричневом одеянии и невеста в зелёном, но главная мысль произведения скрывается в изображённой на втором плане огромной красной кровати с шатром.

Красный цвет в искусстве Яна ван Эйка «Свадебный портрет четы Арнольфини»

Точно также красный цвет в искусстве открывает и отображает внутренний мир действующих лиц на признанных шедеврах «Портрет человека в тюрбане», «Мадонна каноника ван дер Пале» и «Мадонна канцлера Ролена».

Портрет человека в тюрбане

Мадонна каноника ван дер Пале

Мадонна канцлера Ролена

Американская писательница, сценарист и поэтесса еврейского происхождения Дороти Паркер (1893-11967), прославившаяся своими блестящими сатирическими остротами в отношении пороков, царящих в среде городских жителей XX века, просто обожала этот уникальный цвет.

Гостиная в её доме была оформлена в девяти оттенках красного, с использованием малинового, алого, вермильона, бордового и нескольких розовых тонов. Дороти Паркер считала, что этот цвет приносит ей воодушевление, заставляет быстрее мыслить, дарит бодрость, наделяет хорошим настроением и решимостью.

Весьма смело применяла красный цвет в интерьере своей квартиры и Эльза Скиапарелли (1890-1973), известный итальянский модельер, основоположница стиля «прет-а-порте». Она отдала предпочтение таким оттенкам как красный мандарин, алый, клюква, красный кларет.

Эльза Скиапарелли

Эльза первой ввела в женский гардероб «шокирующий розовый» цвет, который стал фирменной маркой Скиапарелли, завоевал не только модные мировые подиумы, но и получил невероятную популярность у обычных женщин, никак не связанных с миром высокой моды. Кстати, когда Эльза скончалась, похоронили королеву моды в шёлковом костюме розового цвета.

Красным цветом окружила себя Диана Вриланд (1903-1989), культовый обозреватель, а позднее главный редактор модных журналов Harper’s Bazaar и, затем, Vogue, основатель отдела моды в музее Метрополитен, чье имя было занесено в список самых стильных людей на планете.

С подачи Дианы в моду вошли красные помады, лаки и румяна, она призывала не опасаться ярких цветов в одежде и не уставала повторять: «Не бойтесь быть вульгарной, бойтесь быть скучной».

Когда появилась возможность переехать в новую квартиру, экстравагантная леди не преминула оформить её в красном цвете. Дизайнер, занимающийся интерьером, получил от Дианы нетривиальный наказ: «Я хочу, чтобы это место было похоже на сад. Но… на сад в аду».

В итоге в домашнем царстве Вриланд великолепно соседствовали стены, обтянутые красным ситцем в цветочек, бархатные кресла, подушки с принтами, клетчатый плед на диване и коврик красных цветов.

Красный цвет в искусстве Диана Вриланд

Диана не уставала повторять, что, находясь в этом окружении, невозможно даже представить себе появление скуки – мол, это практически то же самое, что скучать рядом с любимым человеком.

Знаменитый нью-йоркский дизайнер интерьеров Марк Хэмптон (1940-1998), которого New York Times назвал иконой американского стиля и одним из величайших декораторов двадцатого столетия, считал, что именно этот цвет обладает высочайшей способностью идеально передавать настроение.

Он отмечал интересную его особенность, а именно его двойственность – он умеет необычайно ярко выразить «святость церкви и распутство борделя». Какие бы эмоции он не вызывал, никогда не останется не замеченным.

Американский скульптор Александер Колдер известен своими мифическими абстрактными красными скульптурами. Самая известная скульптура «Фламинго»  установлена в Чикаго на городской Федеральной площади.

Красный цвет в искусстве скульптура "Фламинго"

krasnyj-cvet.ru

​Цвет как символ в живописи. Красный — Арткласс

Жак Луи Давид. Наполеон на перевале Сен-Бернар. 1800. Холст, масло. 261 × 220 см. Мальмезон, Париж

Красный цвет не заметить невозможно. Он один из самых предпочитаемых и выразительных. Он — первый в истории искусства, уже не говоря о хроматической шкале. Он привлекал к себе внимание издревле: и потому, что таковы свойства его природы и природы человеческой; и потому, что он ассоциируется с такими жизненно важными понятиями, как кровь и огонь. Вобрав в себя естественные смыслы, красный с ними не расстается на протяжении всей истории человечества.Еще с древности красный выражал в основном позитивные значения, но, сбрасывать со счетов закодированные в нем сигналы опасности и боли тоже не приходится.Ф.А. Малявин. Крестьянка в красном сарафане. Музей Изобразительных искусств Республики Карелия ПетрозаводскОттенки красного играли немаловажную роль в обозначении императорской вертикали в Византии и преемниках ее культуры. Этикет строго соблюдался. Придворным дозволялось носить в одежде яркие детали, но право носить ярко — красную мантию и высокие, расшитые жемчугом красные сапоги, имел только император.Жак Луи Давид. Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года. 1805—1808. Холст, масло. 621 × 979 см. Лувр, Париж

Сын красного и синего — пурпур, превзошел родителей в величии и иначе, как «роскошный» этот цвет не величают. Пурпурные тоги одевали триумфаторы Древнего Рима, и отголоски (точнее отсветы) его славы пережили века. Даже в Германии XVI века на красную или фиолетовую верхнюю одежду из бархата или атласа, подбитую мехом, имели право только князья.

Церковные каноны переняли лаконичность палитры предыдущих культур и вобрали основные трактовки цветов, наделив красный значениями могущества и мученичества. Красный мафорий (покрывало, ниспадающее на плечи) на голове Пречистой символизирует страдания и указывает на ее назначение — Царица небесная. Нижние одежды, как правило, пишутся голубым (знак небесной чистоты).Микеланджело Буонарроти. Мадонна Дони Тондо. 1507. Уффици, ФлоренциЯн ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. 1435. Музей Лувр, Париж. Одеяния Христа меняются в разных сценах: синий гиматий (накидка) — символ Его Божественности, а темно-красный хитон — символ Его человеческой природы, цвет священной крови, пролитой во имя спасения людей. О мученической гибели и страданиях свидетельствует и красный плащ святого Георгия, и ярко — алые одежды святых мучеников.Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872. Холст, масло. 180 × 210 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Рубенс. Христос в терновом венце. Государственный Эрмитаж (сюжет восходит к Евангелию от Иоанна, 19, 1-5. У Рубенса, кроме данного произведения, этот сюжет не встречается)

Красными на иконах также изображались серафимы, само название которых буквально переводится с иврита как «огненные», «пламенеющие».Серафимы, поддерживающие престол Бога (Миниатюра XIV в. Малый часослов герцога Беррийского)

Этот тревожный яркий цвет сопровождает силы зла, адской бездны, образы греха и позора как антипод белого цвета — символа праведности и чистоты. Архангел Михаил взвешивает души, фреска, 1150 г. Епископальный музей. Барселона

Фреска (от итал. fresco – свежий) – вид монументальной живописи, предполагающий нанесение рисунка на влажную либо сухую штукатурку (левкас). В зависимости от этого фрески делят на буон-фрески и а-секко. Это определение также применимо непосредственно к работе, выполненной таким образом. Сегодня этим термином называют любую живопись на стене маслом, акрилом или темперой. В Древнем Риме невеста одевалась строго, в соответствии с образом Юноны: на голове — алое покрывало, символизирующее страсть, любовь и невинность невесты. На Руси девушки выходили замуж в традиционном одеянии: длинная белая рубаха с широкими рукавами, поверх нее — алый сарафан, символизировавший радость, солнце и красоту. К тому же, красный цвет одежды новобрачной должен был защищать ее от сглаза и служить залогом благополучия. В Западной Европе «готические» невесты непременно надевали на свадьбу наряд, ранее никем не виданный. Нередко даже для для невесты: в средневековье красивое платье было единственной радостью от замужества. Браки в те времена заключались как сделки, с непременным свадебным контрактом, и подвенечный убор тоже являлся частью контракта. Прописывалось, из какой ткани его следовало шить (бархат или парча), чем украшать, каким мехом подбивать (беличьим или горностаевым). Цвет убранства зависел от пожеланий семьи жениха, но особо популярными считались красный, алый или пурпурный («Портрет Сибиллы Клевской». Лукас Кранах старший). Кстати, первой в Европе рискнула пойти под венец в белом Маргарита Валуа — королева Марго (по инициативе короля(ее мужа) их брак был расторгнут).Лукас Кранах Старший. Портрет принцессы Сибиллы Клевской в наряде невесты. 1526. Государственное художественное собрание, ВеймарАндрей Петрович Рябушкин. Свадебный поезд в Москве. 1901. Государственная Третьяковская галерея, МоскваВольфганг Гете в своей книге «К теории цвета» (1810) уже описывал красный как цвет наивысшей энергии, вызывающий ощущение «невыносимого насилия». Он полагал, что красный должен «понравиться энергичным, здоровым и грубым людям. Ему радуются дикие народы и дети».Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1784. Лувр, Париж

Возможности цвета и его различных оттенков в раскрытии внутреннего мира своих героев продемонстрировал Эдгар Дега в картине «Расчесывание волос» (1896) Национальная галерея (Лондон). Автору удалось создать впечатление пульсирующего холста, вырабатывающего гнетущее тепло. Цвет даже передает боль, и это подчеркивается тем, как хозяйка держится за корни своих волос. Так обычная каждодневная процедура превратилась в загадочное и провоцирующее действо.

Анри Матиссу, произведения которого пронизаны оптимизмом и излучают жизненную энергию, через интенсивность цвета удавалось передавать и свои мироощущения, и эмоциональность сюжета. Полотно «Гармония в красном», которое сам мастер называл «декоративным панно», изначально было задумано как «Гармония в голубом», и писалось для столовой коллекционера Сергея Щукина. Художник успел основательно поработать над холстом, но внезапно кардинально полностью поменял цветовую гамму, пояснив тем, что в красном всё выглядит гораздо красивее.А. Матисс, Полотно «Гармония в красном» («Красная комната», Эрмитаж)Анри Матисс. Музыка. 1910. Холст, масло. 260 × 389 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Огненно-красный цвет применялся для выражения наиболее глубоких и ярких эмоций в древнерусских иконах. Именно следуя этой традиции, Кузьма Петров-Водкин и создал картину «Купание красного коня». Есть основания утверждать, что изначально конь был гнедым (рыжим), и что цвет его мастер изменил, познакомившись с новгородскими иконами, которые произвели на него неизгладимое впечатление. К тому же, в 1912 году, когда Петров-Водкин приступил к работе над полотном, собирательство и расчистка икон переживали свой расцвет. Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако, художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев (на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображен совершенно красным). И если в иконописи красный символизирует высшие философско-религиозные ценности, то у Петрова-Водкина красный конь трактуется в значении Судьбы России, которую не в силах удержать юный всадник.Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912. Холст, Масло. 160 × 186 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

И еще несколько работ в краных тонах:А.Г. Явленский, Дама с пионами, 1909Тамары де Лемпицка (Tamara Lempicka)George Lambert. Sybil Walker In Red And Gold Dressможно написать краткий текст

artklassl3.bibliowiki.ru

красный на картинах известных художников

Навигация по записям

Ван Гог, Ветка цветущего миндаля

Миндаль цветет очень ранней весной, и это нашло свое отражение в колорите этой пронзительной картины Ван Гога — краски проникнуты ветреной сыростью, но она спрятана за окном. Сочинение о картине Ветка цветущего миндаля Винсента Ван Гога →

Между всеми искусствами, кои природа определила в удел роду человеческому, живопись есть самое приятное и служит для полезного увеселения очам и разуму.Александр Андреевич Иванов

Малевич, "Полотеры"

Великолепная жанровая картина, да только кто захотел бы повесить подобное в офисе или кабинете? Несомненно, это должен быть тонкий ценитель искусства, понимающий авангард. Сочинение о картине Полотеры Казимира Малевича →

Ночное кафе, Ван Гог

Нет, не то, — словно бы говорил себе Ван Гог. Эмоция — это фактура, краска, цвет, толщина мазка. Мир наступает, мир нападает. Экспансия мира — повсюду, она захватывает человека, который не может сопротивляться подавляющему влиянию окружающего. Повсюду страсти, кругом ужас: нечто бесчеловечное (или слишком человеческое?!) доминирует, гнетёт, одолевает. Если вы посещаете ночное кафе – это значит, что вы посещаете «место, где можно разориться, сойти с ума и совершить преступление». Так писал Ван Гог, так он думал, так он изображал. Сочинение о картине Ночное кафе Винсента Ван Гога →

Мадонна Литта, Леонардо

У Леонардо множество рисунков, посвященных разработке сюжета Мадонны с младенцем, особенно так называемой Млекопитательницы, т.е. кормящей грудью. Но представить его сентиментальным художником, глубоко и благоговейно размышляющим о материнской любви (как часто пишут в рецензиях, посвященных эрмитажной «Мадонне Литта»), совершенно невозможно. Увольте, пожалуйста! Нежность, сентиментальность и прочее мимими – это то, чего точно нет у Леонардо, и никогда не было. Сочинение о картине Мадонна Литта Леонардо да Винчи →

Мунк Эдвард, "Крик"

Многие известные картины известны в нескольких вариантах. Это, с нашей точки зрения, намного лучше, чем «разработка темы» в сотнях однотипных полотен — тем не менее, настоящие гиганты живописи были способны написать тысячи картин, морей и гор — или портретов. А у Мунка в «Крике» все есть — и человек, зажавший уши, и горы и воды. И этого достаточно — ну разве что четырежды повторено в масле и в пастели. Для закрепления материала. Какие-то бесчувственные фигуры прогуливаются вдоль берега. Но единственный услышавший тяжелую гремящую ноту, взятую природой — заходится в уже своём крике. Сочинение о картине Крик Эдварда Мунка →

А. Рылов, Закат

Картина Аркадия Рылова «Закат» написана как будто в недавние годы, а между тем это полотно на временной линии соседствует с Октябрьским переворотом 1917 года. Типичный пейзаж Русского Севера, космические цвета через весь небосвод — красный, черно-лиловый, синяя вода. Сочинение о картине Закат Аркадия Рылова →

Синий дом, Шагал

Превосходная по композиции и исполнению разноцветная кубистическая картина Марка Шагала центром своим имеет давший полотну имя Синий Дом. Город и дом, колокольни и заброшенность, холмы и стены. Гениально и наполнено эмоциями. Сочинение о картине Синий дом Марка Шагала →

Клубника и белый кувшин, И. Машков

Летний натюрморт Ильи Машкова пронизан спокойным вечерним теплом. Тарелка смородины, рассыпанные по столу крупные ягоды клубники, недозрелая малина… Мир концентрируется на этих тихих радостях. Сочинение о картине Клубника и белый кувшин Ильи Машкова →

В. Васнецов, После побоища...

Явившая зрителю новое, непривычное, пронзительное и трагичное искусство картина Виктора Васнецова обманчиво проста. Попробуем уловить вложенный художником смысл, хотя прошло так много лет. Сочинение о картине После побоища Игоря Святославича с половцами Виктора Васнецова →

Утро, Т. Яблонская

Известная картина советской художницы Татьяны Яблонской изображает радостное утро и в нем — дочь художницы. Полотно пронизано солнечным светом. Сочинение о картине Утро Татьяны Яблонской →

Навигация по записям

1001kartina.su


Смотрите также