Крещение Господне – картинки, иконы, фрески, мозаики. Картина крещение


Картина «Крещение Христа» — Artrue

Описание и аналитика работы великого Леонардо.

Вклад да Винчи в создание запрестольного образа «Крещение Христа» ярко выделяется как раннее свидетельство его художественного потенциала. Мастерством он превосходит и коллег, и учителя, который всегда признавал талант своего помощника.

Крещение Христа

«Крещение Христа», написанное в 1470–1472 и 1475–1478 годы, было заказано мастерской Верроккьо монахами монастыря Сан-Сальви во Флоренции. Возможно, оно предназначалось для церкви Вилламброзе.

Леонардо и Верроккьо

Это произведение объединяет в себе творческие усилия Верроккьо и Леонардо. Краткое описание включает запись об «ангеле кисти Леонардо». Речь идет о крайнем слева ангеле, который стоит на коленях и, полуобернувшись, смотрит на Христа. Могло ли это изображение быть автопортретом мастера?

Крещение Христа. Белинни. Этот запрестольный образ, вероятно, был создан под влиянием более ранних работ Пьеро делла Франческа и Верроккьо.

Приподнятая голова ангела направляет взгляд зрителя на сцену Крещения. Ангел держит в руках одеяние Христа, готовый подать его Иисусу, когда тот выйдет из реки. В мастерской было принято, чтобы ведущий художник, в данном случае Верроккьо, рисовал главные фигуры — Иисуса и Иоанна Крестителя, — оставляя пейзаж и второстепенные фигуры своим талантливым ученикам. Предполагается, что второй ангел, расположенный ближе к Христу, принадлежит кисти Сандро Боттичелли. На основании схожих стилистических черт часть пейзажа может быть отнесена к работе Винчи.

Верроккьо признает гений Винчи

К истории создания работы Вазари относит апокрифическую запись о сцене, произошедшей в мастерской Верроккьо во время работы над этой картиной. Верроккьо отлучился из мастерской на некоторое время, а по возвращении увидел изумительного ангела, которого успел изобразить Леонардо. Учитель признал превосходство своего ученика и поклялся непременно бросить рисование. По окончании работы над этой картиной Верроккьо рисовать не перестал, однако стал больше внимания уделять скульптуре. Сравнивая эту работу с бронзовой скульптурой Христа и святого Фомы, выполненной Верроккьо для Орсанмикеле, можно заметить некоторое сходство. Карло Педретти в книге «Леонардо» (1973) заметил, что второстепенная фигура ангела повернута к зрителю спиной и выполняет ту же функцию, что и фигура святого Фомы: вовлечение зрителя в происходящее на картине, чтобы он почувствовал себя участником Таинства Крещения. Педретти подчеркивает, что лицо ангела работы Леонардо — классической красоты, утонченность его может поспорить с античными моделями.

Пропорции

В эпоху Леонардо мотив «Крещения Христа» был широко распространен среди общественных и частных заказов изображений на библейские темы. Одна работа особенно выделяется на этом фоне — «Крещение Христа» (1450) кисти Пьеро делла Франческа (1415–1492), хранящаяся в Лондонской национальной галерее. Прежде чем профессионально заняться живописью, Пьеро делла Франческа изучал математику. Его познания в этом предмете были применены и в картине, которая отмечена точностью симметричных пропорций. Спускающийся с небес голубь и фигура Христа делят полотно на две равные части, а облака повторяют силуэт голубя, символизирующего явление Духа Святого.

Пьеро делла Франческа (1450). Изображение точно следует геометрическим пропорциям, что характерно для всех работ мастера.

Три фигуры в левой части картины занимают треть общей площади полотна. Три ангела, символизирующие Троицу, расположены слева, они являются свидетелями Крещения Иисуса.

artrue.ru

Картина Леонардо да Винчи "Крещение Христа"

Леонардо да Винчи - гений-универсал, флагман ренессансного искусства и науки. А потому и картины его часто могут рассматриваться не только как уникальные произведения искусства, но и как результат серьезных научных наблюдений и выводов.крещение христа леонардо да винчи

Леонардо да Винчи - гений эпохи

Все его научные выводы и открытия воплощались в чертежах, зарисовках, макетах, многие из которых могут быть приравнены к произведениям искусства, равно как произведения искусства - живопись, графика, скульптура и др. - являются средоточием его научной мысли. Многие из них, казавшиеся когда-то фантастическими, сейчас воспринимаются как пророчества. Его открытия опережали его время. Потому многие не были воплощены тогда в реальность. Именно по отношению к творчеству да Винчи вполне применима фраза: "Нет предела совершенству". И вовсе не потому, что последователи могут сделать задуманное и созданное им лучше, а потому, что сам мастер настолько всегда стремился к идеальному воплощению замысла, что идеал этот отодвигался все далее, и в конечном итоге Леонардо работу не заканчивал, так как не мог достигнуть желаемого идеала.

История создания картины

Картина "Крещение Христа" для Леонардо да Винчи стала последним совместным творческим проектом с его учителем Андреа дель Вероккьо. В то время Леонардо уже окончил обучение в мастерской известного живописца и начал самостоятельный путь в искусстве. К моменту создания произведения ему было около 20 лет.картина крещение христа леонардо да винчи

Собственно фигура Иисуса Христа и образ Иоанна Крестителя принадлежат кисти Вероккьо, а коленопреклоненный ангел и окружающий пейзаж созданы юным Леонардо. Существует история, изложенная Джорджо Вазари, что будто бы образы, созданные да Винчи, были настолько прекраснее, чем те, что писал его учитель, что Вероккьо с того момента совсем перестал творить. Однако эта информация не подтверждается фактами.

Именно с картины "Крещение Христа" начал проявляться в работах Леонардо да Винчи его удивительный стиль, названный мучительно-нежным.

Сейчас картина Леонардо да Винчи "Крещение Христа" экспонируется в коллекции Италии, в галерее Уффици во Флоренции.

Сюжет произведения

Сюжет картины "Крещение Христа", или Богоявление - один из популярных в мировой живописи разных исторических эпох и стилевых направлений. Не прошел он мимо и творчества титана Возрождения Леонардо да Винчи.

Согласно библейским текстам, в то время, когда на берегу реки Иордан в Иерусалиме пророк Иоанн Предтеча совершал священные омовения людей, подготавливая их к грядущему приходу Мессии, неподалеку находился Иисус Христос. Явился он однажды на берег Иордана и обратился к Иоанну с просьбой крестить его. Удивился Иоанн: "Не я тебя, но ты меня крестить должен". Однако крестил Иисуса и стал прозываться с той поры Крестителем.

Описание картины Леонардо да Винчи "Крещение Христа"

В картине "Крещение Христа" Андреа дель Вероккьо и Леонардо да Винчи в центре полотна на переднем плане стоит Иисус Христос. Слева от Иисуса (справа для зрителя) - Иоанн Креститель. В левой руке он держит посох с крестообразной верхушкой, а в правой - чашу с миртом, которым он крестит Сына Божия. Справа расположены два коленопреклоненных юных ангела - свидетели таинства ведут неспешную беседу.

леонардо да винчи крещение христа описание картины

Тихая и торжественная, окружающая их природа созвучна значимости происходящего. Иордан тихо катит свои воды мимо на заднем плане, будто бы созерцая и поощряя происходящее. В небесах мы видим две раскрытые в сторону зрителя ладони, из которых выпархивает белый голубь. Ладони символизируют Бога-отца, голубь - Бога-Духа Святого. С одной стороны, это символы Божьего благословения происходящего таинства, а с другой - обозначение триединства Божественной сущности, Всезнающей и Всевидящей, Вездесущей. В пользу первого говорит цитата из Евангелия от Марка: "И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение".крещение христа леонардо да винчи

Пейзаж в картине, по мнению некоторых искусствоведов, напоминает вид Монсуммано - местечка, находящегося неподалеку от родины Леонардо - деревеньки Винчи - один из тех дорогих сердцу уголков, которые да Винчи изображал в своих полотнах.

Символика цвета в картине

Если обратиться к цветовому решению картины "Крещение Христа" Леонардо да Винчи, то можно выделить преобладание сине-голубых и белых оттенков. И это не случайно, ведь с точки зрения их культового значения сине-голубые тона олицетворяют бесконечность неба, иного вечного мира, соединение земного и небесного, а белый цвет олицетворял Божественный свет, чистоту и святость. Именно эти цвета использованы авторами при создании образов ангелов и Иоанна Крестителя, однако у Иоанна на тело надета рубаха черного цвета, который обозначает смерть. И это неспроста - служение Иоанна Крестителя Господу привело его в итоге к трагической гибели. А красный цвет рукавов Бога-отца и набедренной повязки Иисуса Христа означает победу жизни над смертью и любви к ближнему и ко всем людям. О грядущей же кончине Иисуса напоминают черные полосы на его одежде. Золотые полосы, нимбы и сияние, идущее от кистей и голубя, олицетворяют сияние, идущее от Бога, символ Его благословения.

Шедевр Леонардо да Винчи и Андреа Вероккьо неизменно вызывает восхищение у созерцателей. Однако в книгах и других информационных источниках практически нет отзывов наших современников о произведении. Возникает вопрос: "Почему в блогах и на туристических страничках в VK среди обсуждаемых произведений не встречается подробного описания картины и отзывов о "Крещении Христа" Леонардо да Винчи?"

fb.ru

5 знаменитых картин о Крещении

"КП" в Украине" заглянула в мир живописи и отобрала шедевры, которые отображают все традиции этого праздника.

Андреа Вероккьо, Леонардо да Винчи "Крещение Христа". Примерно 1472-1475 год.

Первоначально заказ на картину от одного из монастырей получил скульптор и в то же время художник Андреа Вероккьо. Правда, спустя долгие месяцы Андреа осознал, что никак не может завершить свою работу, и попросил помощи у своего ученика Леонардо да Винчи (из архивных текстов известно, что да Винчи завершал изображение некоторых элементов пейзажа и светловолосого ангела, находящегося внизу слева). После этой картины и пошла легенда о том, что Вероккьо, увидев работу Леонардо, был поражен ее точностью и "забросил кисть". Правда, затем он написал еще пару работ, но больше стал уделять внимания скульптурам. Как бы там ни было, картина хорошо передает само рождение этого светлого праздника, а многие любители искусств не смогут оторвать взгляд от плавных оттенков и тонкого изображения пейзажа за действующими фигурами. 

Андреа Вероккьо, Леонардо да Винчи "Крещение Христа". Примерно 1472-1475 год.

Пьеро делла Франческа "Крещение Христа". Примерно 1450 год.

Это одна из немногих картин, которая передавала на те годы событие в более "человеческой" форме, нежели "божественной". В центре неподвижно стоит Христос, рядом с ним Иоанн Креститель, который омывает голову Сына Божьего водой. За этим рядом наблюдают три ангела, а уже на фоне виднеется еще одна фигура человека, который снимает одежду перед своим крещением у реки Иордан. Многих завораживает в этой картине передача цветов и геометрическая пропорция фигур и предметов. В подобной стилистике итальянский художник, теоретик Пьеро делла Франческа работал и над другими творениями. Говоря о его работах, эксперты отмечают, что в каждой из картин автор пытался передать торжественность, пропорциональность, а также сохранить композицию в каждом образе. 

Пьеро делла Франческа "Крещение Христа". Примерно 1450 год.

Теодор Аксентович "Праздник Иордана (Благословение воды)". 1893 год. 

Вспоминая работы польского художника армянского происхождения Теодора Аксентовича, современники обычно называют его портретистом. Конечно, его портретные работы не зря удостоились отдельного места в польских музеях, но кто интересовался его творчеством, знает, что писал он не только лица - славу он получил и благодаря изображению жанровых сцен. Теодор работал как над исторической тематикой, так и над "народной". Одна из известнейших его работ в этом направлении картина "Праздник Иордана" 1893 года. Из-за прохладных оттенков передается ощущение утреннего мороза. Укутавшись потеплее, жители небольшого поселка приходят к водоему, чтобы послушать праздничную литургию и набрать освященной воды. Казалось бы, картине больше века, а традиции в тихих и негусто населенных селах не изменились. 

Теодор Аксентович "Праздник Иордана (Благословение воды)". 1893 год. 

Николай Грандковский "Купание после освящения воды шестого января". 1903 год. 

Это еще одна картина, смотря на которую можно с восторгом воскликнуть: "За сто лет ничего не изменилось!" Название работы говорит само за себя - жители поселения собираются у проруби после освящения воды 6 января (19 января). Николай Грандковский при жизни работал как над портретами, так и изображением динамичных народных сцен, поэтому его крещенское творение передало всю атмосферу праздника - раздетые люди ныряют в воду, омывая себя с ног до головы холодной водой, рядом стоит хорошо укутанная детвора, использующая сено в виде подстилки. И только женщины наблюдают за всем со стороны… Правильно, негоже дамам в холодной воде плескаться - лучше дома, да водицей, нагретой на печке. 

Николай Грандковский "Купание после освящения воды шестого января". 1903 год.

Борис Кустодиев "Крещенское водосвятие". 1921 год. 

Да-да, художник Кустодиев на своих полотнах изображал не только пышнотелых красоток с розовыми щечками и губками. Борис Михайлович работал и над воплощением атмосферы народных гуляний, а также праздников. Созданием одной из самых ярких и живописных работ и послужил праздник Крещение. Работа затем так и вошла в историю под названием "Крещенское водосвятие". В ней он уделил внимание каждой мелочи - в самом низу у вырезанной в виде креста проруби стоят священники, недалеко видна вмерзшая и укутанная снегом лодка. На самой верхушке под блеск колокольни церкви и дымок из труб уже собралась огромная очередь из местных, которые, видимо, часами стоят на горке, ожидая возможности набрать воды. Чем вам не праздничная атмосфера? 

Борис Кустодиев "Крещенское водосвятие". 1921 год. Да-да, художни

СПРАВКА "КП" 

Крещение Господне является двунадесятым не переходящим праздником, поэтому каждый год его отмечают в один и тот же день - 19 января. Однако это дата для православных, католики празднуют его 6 января. В 2017 году Крещение у православных выпадает на четверг. Крещение - завершающий праздник рождественско-новогоднего цикла. В народе его также называют праздником Иордана, так как именно на этой реке Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в возрасте 30 лет.

kp.ua

Крещение Господне - картинки, иконы, фрески, мозаики

Крещение Господне: иконы и картинки

Празднование Богоявления появилось в Церкви одним из первых. До IV века празднования Крещения и Рождества составляли единое торжество, посвященное Воплощению, пришествию в мир Спасителя. Первое изображение Крещения, находящееся в римских катакомбах, появилось еще до разделения единого чествования Богоявления на два самостоятельных торжества. Фреска, правая часть которой утрачена, обычно датируется III веком.

Фреска из римских катакомб. III в.

Фреска из римских катакомб. III в.

Так как изображен крещающийся отрок, а не взрослый муж, в научной среде существует предположение, что вся сцена представляет не Крещение Иисуса Христа во Иордане, а обряд крещения какого-то новообращенного юноши. Но в III-IV веках Христа часто изображали не средовеком, а именно юношей. Иконография Спасителя еще только разрабатывалась, окончательное установление канонического изображения произошло позже. Образ молодого безбородого Христа, совершающего чудотворения «юного Бога» был понятен воспитанному в античной культуре человеку, поскольку такая трактовка традиционно передавала идею вечности Божества.

Предполагают, что небольшой рост и детские черты лика Спасителя могут объясняться попыткой намекнуть в изображении Крещения и на события Рождества Христова. Собственно, само Рождество в III веке еще, видимо, не изображалось, а поскольку оба события праздновались в один день, то художнику вполне допустимым могло казаться изображение Христа чуть ли не Младенцем. Таким образом, верующий, глядя на один образ, вспоминает два Евангельских события.

В пользу того, что фреска представляет Крещение именно Спасителя, говорит и изображение Духа Святого в виде голубя. Рука Предтечи на главе Спасителя — деталь, заимствованная из практики совершения Таинства Крещения. В Евангелии не сказано, возлагал ли Иоанн руку на главу Господа, но, так как это один из ярких, запоминающихся богослужебных жестов, он включается в иконографическую схему.

В других раннехристианских памятниках, например, на выполненном из слоновой кости окладе Миланского Евангелия, можно наблюдать тот же различный масштаб при изображении фигур Иоанна Крестителя и Христа.

Оклад Евангелия. 2-ая половина V в. Сокровищница Дуомо, Милан, Италия. Фрагмент

Оклад Евангелия. 2-ая половина V в. Сокровищница Дуомо, Милан, Италия. Фрагмент

Предтеча сказал о Христе: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:30). Возможно, особенность масштаба фигур — это завуалированный способ изображения пророчества Иоанна о том, что он свою миссию исполнил: его проповедь на земле завершается, его ожидают заключение и казнь, в то время как проповедь Спасителя только начата.В середине – второй половине V века на мозаиках сводов двух баптистериев, сохранившихся в городе Равенне, в водах реки появляется образ полуобнаженного седого старца с ветвью в руке. Это олицетворение (персонификация) реки Иордан.

Мозаика свода Арианского баптистерия. Конец Vв. Равенна, Италия

Мозаика свода Арианского баптистерия. Конец Vв. Равенна, Италия

В ранний период подобные изображения встречаются в искусстве наиболее эллинизированных областей империи, там, где был навык к отвлеченному восприятию таких аллегорических деталей. В восточных областях, где искусство стремилось к соблюдению принципа, который можно назвать своеобразным «историзмом» или «реализмом», несуществующие персонажи не изображались, тем более такие, которые могли вызвать ассоциации с языческой мифологией, наполненной всяческими духами стихий: наядами, дриадами, фавнами.

Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция

Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция

В искусстве византийской эпохи постепенно был достигнут определенный компромисс. Старец, символизирующий Иордан, изображался, более того: в поздневизантийский период добавилось изображение женской фигуры (иногда верхом на дельфине) — символ моря. Но обе эти фигуры сильно измельчали по сравнению с равеннскими «полнокровными» персонификациями и заняли второстепенную нижнюю зону композиции. Зачастую они едва заметны среди речных волн, поскольку написаны оттенками синего цвета. Помещенные вместе эти два персонажа иллюстрируют слова 133 псалма, в которых сокрыто пророчество о Крещении: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3).

Самое раннее дошедшее до нас изображение Богоявления, выполненное на доске — сцена на крышке реликвария, найденного в римской капелле Санкта Санкторум. Это произведение было создано в конце VI века в восточной части империи, может быть, в Палестине.

Реликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана. Фрагмент

Реликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана. Фрагмент

Христос изображается в соответствии с Евангельским повествованием средовеком, с бородой. По сторонам от Него помещены фигуры двух ангелов, Иоанна Предтечи и апостолов Андрея и Иоанна. Над Спасителем написан Дух Святой в виде голубя, исходящий от десницы Бога Отца. Образ десницы позволяет решить сложную задачу изображения неизобразимого — Отчего гласа с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17).

Для раннехристианского, а потом и византийского искусства характерно изображение Христа в сцене Крещения обнаженным. В данном случае нагота не может быть отголоском эллинистической традиции. Христос предстает нагим как в произведениях областей, имевших давние традиции изображения обнаженного тела, так и в памятниках сиро-палестинского региона, такого прошлого не имеющего, и всегда более «строгого». Христос изображается нагим, как Адам в Эдемском саду. Этим подчеркивается, что Христос — новый Адам, совершенный Богочеловек, пришедший спасти род людской от власти смерти и греха. Только произведениях XV века Христа начинают изображать в препоясании.

В произведениях средневизантийского времени усиливается повествовательный аспект изображения. Например, на мозаике собора Осиос Лукас изображены древо и секира — указание на пророчество Предтечи «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10).

Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Греция

Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Греция

Крещение Господне: иконы, иконография

 

Наполнение композиции второстепенными деталями делает ее несколько дробной, многословной, «шумной». Помимо двух апостолов и ангелов начинают изображаться пришедшие креститься от Иоанна люди. Некоторые снимают одежды на берегу, другие — уже плывут по реке. На многих иконах в водах плещутся не только рыбы, но и отроки.На созданной в XIV веке иконе из собрания Национального музея в Белграде вверху, на фоне небесного сегмента, изображаются ангельские силы и открытые врата, что по мысли художника должно иллюстрировать евангельские слова о разверзшихся небесах. На вершинах горок написаны две небольшие фигуры, держащие сосуды, из которых льется вода. Это олицетворения источников Иора и Дана, которые, согласно преданиям, сливаясь, образовывали Иордан.

Икона. Середина XIV века, Национальный музей, Белград

Икона. Середина XIV века, Национальный музей, Белград

В памятниках позднего Средневековья вполне традиционное изображение десницы в небесном сегменте заменяется неканоническим образом Бога Отца.

Мозаика свода баптистерия православных. Около середины V в. Равенна, Италия

Мозаика свода баптистерия православных. Около середины V в. Равенна, Италия

Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения

Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения

Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренц, Италия Фрагмент

Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренц, Италия Фрагмент

Хлудовская Псалтирь. Середина IX в. ГИМ, Москва

Хлудовская Псалтирь. Середина IX в. ГИМ, Москва

Диптих из слоновой кости. Византия. Конец Xв. Государственный Эрмитаж, Спб. Фрагмент

Диптих из слоновой кости. Византия. Конец Xв. Государственный Эрмитаж, Спб. Фрагмент

Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция

Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция

Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция

Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция

Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция

Миниатюра Евангелия Апракос 2-ая половина XII в. ГИМ, Москва. Фрагмент

Миниатюра Евангелия Апракос 2-ая половина XII в. ГИМ, Москва. Фрагмент

Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Икона. Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона. Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент

Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент

Пластина царских врат. XIII - XIV в. Из городища Старая Рязань

Пластина царских врат. XIII – XIV в. Из городища Старая Рязань

Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г.

Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г.

Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408г. Государственный Русский Музей, Спб.

Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408г. Государственный Русский Музей, Спб.

Двусторонняя икона-таблетка 2-ая четверть XVв. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Двусторонняя икона-таблетка 2-ая четверть XVв. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Спб.

Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Спб.

Икона. Русский Север. Конец XVI - нач.XVII в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва

Икона. Русский Север. Конец XVI – нач.XVII в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва

Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб.

Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб.

Богоявление с предстоящими святыми. Конец XVIII - нач.XIX в. Рыбинский музей-заповедник

Богоявление с предстоящими святыми. Конец XVIII – нач.XIX в. Рыбинский музей-заповедник

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия

Пьеро делла Франческа. Около 1450г. Национальная галерея. Лондон, Великобритания

Пьеро делла Франческа. Около 1450г. Национальная галерея. Лондон, Великобритания

Андреа дель Верроккио, Леонардо да Винчи. 1472 – 1475 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Андреа дель Верроккио, Леонардо да Винчи. 1472 – 1475 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Доменико Гирландайо. Фреска церкви Санта Мария Новелла. Ок. 1486-1490 г. Флоренция, Италия

Доменико Гирландайо. Фреска церкви Санта Мария Новелла. Ок. 1486-1490 г. Флоренция, Италия

Иоахим Патинир. 1515 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия

Иоахим Патинир. 1515 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия

Камиль Коро. 1847 г. Церковь св.Николая в Шардонне, Париж, Франция

Камиль Коро. 1847 г. Церковь св.Николая в Шардонне, Париж, Франция

 

Крещение Господне: картинки, рисунки

Крещение Господне: картинки

Крещение Господне: картинки

Крещение Господне: рисунок

Крещение Господне: рисунок

Крещение Господне: рисунок

Крещение Господне: рисунок

 

www.pravmir.ru

Крещение Господне в русской живописи

Крещение Христа. П.М. Шамшин. 1848Крещение ХристаШамшин Петр Михайлович. 1848 г. Холст, масло. 114x114.Внизу правее середины подпись и дата: 1848 П. Шамшинъ. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургПоступила в 1928 из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка в Петербурге. Инв.№ ЖБ-816

Лейб-гвардии Конный полк был основан в 1721, окончательное название получил в 1801. Повеление Николая I о постройке для лейб-гвардии Конного полка новой каменной церкви последовало 2 февраля 1843, закладка была произведена митрополитом Антонием в присутствии императора. 20 мар¬та 1849 (также в высочайшем присутствии) главный священник армии и флота В. И. Кутневич освятил уже законченный храм. Автором проекта стал К. А. Тон. Главный алтарь церкви был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, правый придел - во имя святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя Николая I, левый придел - во имя праведной Анны Пророчицы, в память об Анне Иоанновне, основательнице Конногвардейского полка. Иконостасы по проектам К. А. Тона выполнил охтинский резчик С. Тарасов. Образа были написаны академиками Ф. А. Бруни, А, Т. Марковым, М. И. Скотти, В. К. Шебуевым и П. М. Шамшиным. 11 октября 1928 Благовещенская церковь была закрыта, в начале 1929 снесена как „мешающая трамвайному движению" (при реконструкции площади Труда). http://www.tez-rus.net/ViewGood37923.html

Крещение Христово. Г.Г. Гагарин. 1860 Крещение ХристовоГагарин Григорий Григорьевич. 1860 г.

Крещение Спасителя. А.И. Иванов. Кон. 1810 - нач. 1811Крещение Спасителя.Иванов Андрей Иванович. Конец 1810 - начало 1811 гг. Прессованный картон, масло 50,5x109.На обороте надпись: Андрея ИвановаПоступила:, в 1932 из Казанского собора (Ленинград). Инв. № Ж-5471.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Крещение Господне. Г.И. Семирадский. 1876Крещение Господне.Семирадский Генрих Ипполитович. 1876 г.Эскиз росписи храма Христа Спасителя в МосквеХолст на картоне, масло. 42?86 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург

Поленов Василий Дмитриевич Крещение. Из серии «Жизнь Христа» 1887-88 гг. Крещение. Из серии «Жизнь Христа».Поленов Василий Дмитриевич. 1887–88 гг.

Крещение Господне (Богоявление). М.В. Нестеров. 1891Крещение Господне (Богоявление).Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г.Эскиз композиции для крестильни Владимирского собора в Киеве.Бумага, акварель, гуашь, белила, бронза. 34,4х46,7.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Крещение Господне (Богоявление). М.В. Нестеров. 1890-94Крещение Господне (Богоявление)Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1894.Роспись в крестильне Владимирского собора в КиевеВладимирский собор в Киеве

Явление Христа народу. А.А.Иванов. 1837–1857Явление Христа народу.Иванов Александр Андреевич. 1837–1857 гг. Холст, масло. 540х750.Русский музей, Санкт-Петербург

Александру Андреевичу Иванову

Я видел древний Иордан.[1]Святой любви и страха полный,В его евангельские волны,Купель крещенья христиан,Я погружался троекратно,Молясь, чтоб и душа мояОт язв и пятен бытияВолной омылась благодатно.

От оных дум, от оных дней,Среди житейских попечений,Как мало свежих впечатленийОсталось на душе моей!Они поблёкли под соблазномИ едким холодом сует:Во мне паломника уж нет.Во мне, давно сосуде праздном.

Краснею, глядя на тебя,Поэт и труженик-художник!Отвергнув льстивых муз треножникИ крест единый возлюбя,Святой земли жилец заочный,Её душой ты угадал,Её для нас завоевалСвоею кистью полномочной.

И что тебе народный суд?В наш век блестящих скороспелок,Промышленных и всяких сделок,Как добросовестен твой труд!В одно созданье мысль и чувство,Всю жизнь сосредоточил ты;Поклонник чистой красоты,Ты свято веровал в искусство.

В избытке задушевных сил,Как схимник,[2] жаждущий спасенья,Свой дух постом уединенья[3]Ты отрезвил, ты окрилил.В искусе строго одинокомТы прожил долгие годаИ то прозрел, что никогдаНе увидать телесным оком.

Священной книги[4] чудесаТебе явились без покрова,И над твоей главою сноваРазверзлись в славе небеса.Глас вопиющего в пустыне[5]Ты слышал, ты уразумел —И ты сей день запечатлелС своей душой в своей картине.

Спокойно лоно светлых вод;На берегу реки — Предтеча;[6]Из мест окрестных, издалече,К нему стекается народ;Он растворяет упованьюСлепцов хладеющую грудь;Уготовляя Божий путь,Народ зовёт он к покаянью.

А там спускается с вершинНеведомый, смиренный странник:«Грядёт он, Господа избранник,[7]Грядет на жатву Божий Сын.В руке лопата; придет время,Он отребит своё гумно,Сберёт пшеничное зерноИ в пламя бросит злое семя.

Сильней и впереди меняТот, кто идёт вослед за мною;Ему — припав к ногам — не стоюЯ развязать с ноги ремня.Рожденья суетного мира,Покайтесь: близок суд. БедаДревам, растущим без плода:При корне их лежит секира».

Так говорил перед толпой,В недоуменье ждавшей чуда,Покрытый кожею верблюда[8]Посланник Божий, муж святой.В картине, полной откровенья,Всё это передал ты нам,Как будто от Предтечи самТы принял таинство крещенья.

30 июня 1858Пётр Андреевич Вяземский

Примечания. Первая публикация: «С.-Петербургские ведомости». 1858, 5 июля, с примеч. редактора: «Стихотворение это написано за два дня до смерти А. А. Иванова, который скончался, не узнав о его существовании». Вошло в изд.: В дороге и дома: Собрание стихотворений князя П. А. Вяземского. М., 1862, но в наборной рукописи текста нет. Черновой автограф, без строфы 9, с вар. и иной композицией строк (ГПБ). Две авториз. копии: одна с датой: «Июнь 1858 года», вторая в арх. Олениных (ГПБ), с датой: «30 июня 1858». В стихотворении отражены впечатления Вяземского от картины А. А. Иванова «Явление Христа народу», которую живописец привез из Италии в 1858 г. Она была выставлена в Академии художеств и вызывала горячие споры. Пока обсуждался вопрос о её покупке царём, Иванов неожиданно скончался от холеры (3 июля 1858 г.). Вяземский тогда же написал стихотворение «На смерть А. А. Иванова» (ВДД. С. 259—263). В записной книжке под 13 июля 1858 г. поэт указывает, что настоящее стихотворение «возбудило довольно живое сочувствие» (Полное собрание сочинений князя П. А. Вяземского. Спб., 1878—1896. Т. 10. С. 210). О возможном личном знакомстве Иванова с Вяземским свидетельствуют относящиеся к этому времени пометы дневникового характера в бумагах художника, фиксирующие намечавшиеся визиты к поэту (ГПБ, арх. А. А. Иванова).

   1. Я видел древний Иордан. В 1850 г. Вяземский совершил паломничество в Палестину.   2. Схимник — монах, ведущий строго аскетический образ жизни.   3. Свой дух постом уединенья. На протяжении двадцати лет работы над полотном Иванов вел затворническую и подвижническую жизнь.   4. Священной книги — Нового завета.   5. Глас вопиющего в пустыне — слова пророка Исайи, относящиеся к Иоанну Крестителю (Матф., III, 3).   6. Предтеча — Иоанн Креститель; он изображен на переднем плане картины призывающим совершить обряд крещения в реке Иордан.   7. «Грядёт он, Господа избранник…» и т. д. Строфы 8 и 9 представляют собой переложение проповеди Иоанна Крестителя (Матф., III, 10—12).   8. Покрытый кожею верблюда. «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса…» (Матф., III, 4).

Крещение. А.А. ИвановКрещение.Александр Андреевич Иванов. Дата написания картины неизвестна. Эскиз. Бумага, масло. 26 х 36,2.Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв. № 7991. На обороте этюд «Две фигуры задрапированных натурщиков и полуфигура обнажённого натурщика».Государственная Третьяковская галереяhttp://www.tez-rus.net/ViewGood18566.html

Крещение Господне. Роман Максимович Волков. 1808 Крещение Господне.Роман Максимович Волков. 1808 г. Холст, масло. 204 х 138.Справа внизу подпись и дата: <...> Волковъ 1808Поступила: в 1923 из Академии художеств. Инв.№ Ж-3332.За эту картину в 1808 Р. М. Волков удостоен звания академика.Работа над картиной началась в конце 1805 или начале 1806: 27 января 1806 определением Совета ИАХ* художнику отведено помещение для исполнения картины (Петров 1864**, с. 475).

* (Российская) Академия художеств, с 1917; ранее: ИАХ - Императорская (Российская) Академия художеств. Санкт-Петербург-Петроград, 1840-1893; ранее: 1757-1764 - Академия трех знатнейших художеств; 1764-1840 - Воспитательное училище при ИАХ; далее: 1893-1917 - Высшее художественное училище живописи, ваяния и архитектуры при ИАХ. Императорская Академия художеств (учреждение). Санкт-Петербург-Петроград, 1764-1917.** Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии Художеств за сто лет существования / Под ред. П. Н. Петрова. СПб, 1864, т. 1.http://www.tez-rus.net/ViewGood36927.html

Крещение. И. К. Айвазовский. 1890-еКрещение.И. К. Айвазовский. 1890-е. Холст, масло, 44,5x60.Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Раскрывая библейские сюжеты, пейзажист Айвазовский чаще всего композицию заимствовал у древних иконописцев, но несколько развивал сюжет, делая его более повествовательным. В «Крещении» кроме фигур Христа, Иоанна Крестителя, группы верующих подробно прописана река Иордан (с применением изумрудно-зеленой краски). Небо и луч света переданы в свойственной художнику манере и прежде всего привлекают внимание. И свидетельствовал Иоанн, говоря: «я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Крымская художественная галерея

Крещенское водосвятие. Борис КустодиевКрещенское водосвятие. Борис Кустодиев. 1921 г.Частное собрание

www.ippo.ru

Крещение Господне в русской живописи

Крещение Господне в русской живописи

Крещение Христа

 Шамшин Петр Михайлович. 1848 г. Холст, масло. 114x114.

 Внизу правее середины подпись и дата: 1848 П. Шамшинъ.

 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 Поступила в 1928 из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка в Петербурге. Инв.№ ЖБ-816

Лейб-гвардии Конный полк был основан в 1721, окончательное название получил в 1801. Повеление Николая I о постройке для лейб-гвардии Конного полка новой каменной церкви последовало 2 февраля 1843, закладка была произведена митрополитом Антонием в присутствии императора. 20 мар¬та 1849 (также в высочайшем присутствии) главный священник армии и флота В. И. Кутневич освятил уже законченный храм. Автором проекта стал К. А. Тон. Главный алтарь церкви был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, правый придел - во имя святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя Николая I, левый придел - во имя праведной Анны Пророчицы, в память об Анне Иоанновне, основательнице Конногвардейского полка. Иконостасы по проектам К. А. Тона выполнил охтинский резчик С. Тарасов. Образа были написаны академиками Ф. А. Бруни, А, Т. Марковым, М. И. Скотти, В. К. Шебуевым и П. М. Шамшиным. 11 октября 1928 Благовещенская церковь была закрыта, в начале 1929 снесена как „мешающая трамвайному движению" (при реконструкции площади Труда). http://www.tez-rus.net/ViewGood37923.html

Крещение Христово

 Гагарин Григорий Григорьевич. 1860 г.

Крещение Спасителя.

 Иванов Андрей Иванович. Конец 1810 - начало 1811 гг. Прессованный картон, масло 50,5x109.

 На обороте надпись: Андрея Иванова

 Поступила:, в 1932 из Казанского собора (Ленинград). Инв. № Ж-5471.

 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Крещение Господне.

 Семирадский Генрих Ипполитович. 1876 г.

 Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве

 Холст на картоне, масло. 42?86 см

 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Крещение. Из серии «Жизнь Христа».

 Поленов Василий Дмитриевич. 1887–88 гг.

Крещение Господне (Богоявление).

 Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г.

 Эскиз композиции для крестильни Владимирского собора в Киеве.

 Бумага, акварель, гуашь, белила, бронза. 34,4х46,7.

 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Крещение Господне (Богоявление)

 Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1894.

 Роспись в крестильне Владимирского собора в Киеве

Владимирский собор в Киеве

Явление Христа народу.

 Иванов Александр Андреевич. 1837–1857 гг. Холст, масло. 540х750.

 Русский музей, Санкт-Петербург

 

Александру Андреевичу Иванову

Я видел древний Иордан.[1]Святой любви и страха полный,В его евангельские волны,Купель крещенья христиан,Я погружался троекратно,Молясь, чтоб и душа мояОт язв и пятен бытияВолной омылась благодатно.

От оных дум, от оных дней,Среди житейских попечений,Как мало свежих впечатленийОсталось на душе моей!Они поблёкли под соблазномИ едким холодом сует:Во мне паломника уж нет.Во мне, давно сосуде праздном.

Краснею, глядя на тебя,Поэт и труженик-художник!Отвергнув льстивых муз треножникИ крест единый возлюбя,Святой земли жилец заочный,Её душой ты угадал,Её для нас завоевалСвоею кистью полномочной.

И что тебе народный суд?В наш век блестящих скороспелок,Промышленных и всяких сделок,Как добросовестен твой труд!В одно созданье мысль и чувство,Всю жизнь сосредоточил ты;Поклонник чистой красоты,Ты свято веровал в искусство.

В избытке задушевных сил,Как схимник,[2] жаждущий спасенья,Свой дух постом уединенья[3]Ты отрезвил, ты окрилил.В искусе строго одинокомТы прожил долгие годаИ то прозрел, что никогдаНе увидать телесным оком.

Священной книги[4] чудесаТебе явились без покрова,И над твоей главою сноваРазверзлись в славе небеса.Глас вопиющего в пустыне[5]Ты слышал, ты уразумел —И ты сей день запечатлелС своей душой в своей картине.

Спокойно лоно светлых вод;На берегу реки — Предтеча;[6]Из мест окрестных, издалече,К нему стекается народ;Он растворяет упованьюСлепцов хладеющую грудь;Уготовляя Божий путь,Народ зовёт он к покаянью.

А там спускается с вершинНеведомый, смиренный странник:«Грядёт он, Господа избранник,[7]Грядет на жатву Божий Сын.В руке лопата; придет время,Он отребит своё гумно,Сберёт пшеничное зерноИ в пламя бросит злое семя.

Сильней и впереди меняТот, кто идёт вослед за мною;Ему — припав к ногам — не стоюЯ развязать с ноги ремня.Рожденья суетного мира,Покайтесь: близок суд. БедаДревам, растущим без плода:При корне их лежит секира».

Так говорил перед толпой,В недоуменье ждавшей чуда,Покрытый кожею верблюда[8]Посланник Божий, муж святой.В картине, полной откровенья,Всё это передал ты нам,Как будто от Предтечи самТы принял таинство крещенья.

30 июня 1858Пётр Андреевич Вяземский

 

 

Примечания. Первая публикация: «С.-Петербургские ведомости». 1858, 5 июля, с примеч. редактора: «Стихотворение это написано за два дня до смерти А. А. Иванова, который скончался, не узнав о его существовании». Вошло в изд.: В дороге и дома: Собрание стихотворений князя П. А. Вяземского. М., 1862, но в наборной рукописи текста нет. Черновой автограф, без строфы 9, с вар. и иной композицией строк (ГПБ). Две авториз. копии: одна с датой: «Июнь 1858 года», вторая в арх. Олениных (ГПБ), с датой: «30 июня 1858». В стихотворении отражены впечатления Вяземского от картины А. А. Иванова «Явление Христа народу», которую живописец привез из Италии в 1858 г. Она была выставлена в Академии художеств и вызывала горячие споры. Пока обсуждался вопрос о её покупке царём, Иванов неожиданно скончался от холеры (3 июля 1858 г.). Вяземский тогда же написал стихотворение «На смерть А. А. Иванова» (ВДД. С. 259—263). В записной книжке под 13 июля 1858 г. поэт указывает, что настоящее стихотворение «возбудило довольно живое сочувствие» (Полное собрание сочинений князя П. А. Вяземского. Спб., 1878—1896. Т. 10. С. 210). О возможном личном знакомстве Иванова с Вяземским свидетельствуют относящиеся к этому времени пометы дневникового характера в бумагах художника, фиксирующие намечавшиеся визиты к поэту (ГПБ, арх. А. А. Иванова).

 

    1. Я видел древний Иордан. В 1850 г. Вяземский совершил паломничество в Палестину.

    2. Схимник — монах, ведущий строго аскетический образ жизни.

    3. Свой дух постом уединенья. На протяжении двадцати лет работы над полотном Иванов вел затворническую и подвижническую жизнь.

    4. Священной книги — Нового завета.

    5. Глас вопиющего в пустыне — слова пророка Исайи, относящиеся к Иоанну Крестителю (Матф., III, 3).

    6. Предтеча — Иоанн Креститель; он изображен на переднем плане картины призывающим совершить обряд крещения в реке Иордан.

    7. «Грядёт он, Господа избранник…» и т. д. Строфы 8 и 9 представляют собой переложение проповеди Иоанна Крестителя (Матф., III, 10—12).

    8. Покрытый кожею верблюда. «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса…» (Матф., III, 4).

Крещение.

 Александр Андреевич Иванов. Дата написания картины неизвестна. Эскиз. Бумага, масло. 26 х 36,2.

 Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв. № 7991.

 На обороте этюд «Две фигуры задрапированных натурщиков и полуфигура обнажённого натурщика».

 Государственная Третьяковская галерея

 http://www.tez-rus.net/ViewGood18566.html

Крещение Господне.

 Роман Максимович Волков. 1808 г. Холст, масло. 204 х 138.

 Справа внизу подпись и дата:Волковъ 1808

 Поступила: в 1923 из Академии художеств. Инв.№ Ж-3332.

 За эту картину в 1808 Р. М. Волков удостоен звания академика.

 Работа над картиной началась в конце 1805 или начале 1806: 27 января 1806 определением Совета ИАХ* художнику отведено помещение для исполнения картины (Петров 1864**, с. 475).

 

 * (Российская) Академия художеств, с 1917; ранее: ИАХ - Императорская (Российская) Академия художеств. Санкт-Петербург-Петроград, 1840-1893; ранее: 1757-1764 - Академия трех знатнейших художеств; 1764-1840 - Воспитательное училище при ИАХ; далее: 1893-1917 - Высшее художественное училище живописи, ваяния и архитектуры при ИАХ. Императорская Академия художеств (учреждение). Санкт-Петербург-Петроград, 1764-1917.

 ** Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии Художеств за сто лет существования / Под ред. П. Н. Петрова. СПб, 1864, т. 1.

 http://www.tez-rus.net/ViewGood36927.html

Крещение.

 И. К. Айвазовский. 1890-е. Холст, масло, 44,5x60.

 Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

 

Раскрывая библейские сюжеты, пейзажист Айвазовский чаще всего композицию заимствовал у древних иконописцев, но несколько развивал сюжет, делая его более повествовательным. В «Крещении» кроме фигур Христа, Иоанна Крестителя, группы верующих подробно прописана река Иордан (с применением изумрудно-зеленой краски). Небо и луч света переданы в свойственной художнику манере и прежде всего привлекают внимание. И свидетельствовал Иоанн, говоря: «я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Крымская художественная галерея

Крещенское водосвятие.

 Борис Кустодиев. 1921 г.

 Частное собрание

http://ippo.ru/christian-culture/praz/kreschenie/izo/

maxpark.com

Несовременная живопись о Крещении Господнем: u3poccuu

19 января православные отмечают один из основных праздников верующих христиан - Крещение. Будет и купание в освященных прорубях-иорданях, специально подготовленных для этого праздника и выполненных в форме креста.

Patinir Joachim (Flemish, 1480-1524)

В этот день все верующие вспоминают о том событии, когда Христос подошел к реке Иордан и принял крещение водой от Иорданна Предтечи. Этот чудесный православный праздник также называется Богоявлением - в этот день Бог явился сразу в трех ипостасях - Отца, Сына и Святого духа.

Francesco Albani

Согласно древнегреческому слово "крещаю" или "крещу" означает "погружаю в воду". Вода всегда считалась началом жизни, из нее вышли все живые существа. Водой моют тело и очищают душу от грехов.

Jan van Scorel Baptism

Истинно верующим и просто ценителям искусства предлагаю посмотреть картины разных художников на тему "Крещение Господне".

Ильнур Фаттахович Юлдашев

Nicolas Poussin

Андреа дель Сарто (1486-1530)

Джотто. Крещение Господне

Семирадский Генрих Ипполитович

Francesco Francia

Piero della Francesca

Не забудьте посетить рубрику Интересное.

Jacopo Tintoretto

Verocchi

Pietro Perugino

Camille Corot

Берегите себя!

Другие интересные посты:

100 лет со дня гибели ТитаникаТест для определения способностей мозгаКнижка для детей - откуда берутся детиКак узнать, левша вы или наоборот?Как простой женщине стать вампиром

u3poccuu.livejournal.com