Картина «Крик» Эдварда Мунка - притяжение отчаяния. Картина крик


Картина «Крик» Эдварда Мунка - притяжение отчаяния

картина крик

Это живописное полотно эксперты называют вторым по популярности после непревзойденной «Джоконды». Только Леонардо да Винчи оставил нам в наследие тайну улыбки, а вот Эдвард Мунк поделился более мрачными эмоциями. Картина «Крик» считается квинтэссенцией человеческого отчаяния, одиночества, страдания. Шлейф реальных и надуманных трагических историй лишь подкрепляет мрачную ауру полотна.

Нити тянутся из детства

Действительно, многое объясняется детством самого художника. Назвать его счастливым вряд ли получится. Мать будущего норвежского классика экспрессионизма умерла в то время, когда малышу Эдварду было пять. Следующая смерть переживалась четырнадцатилетним подростком даже более глубоко. От чахотки угасла его сестра. Боль, отчаяние, неспособность спасти любимого человека – этими эмоциями пропитаны детские воспоминания Мунка. Они же потом наполнят и картины художника. Свой отпечаток наложит также душевное расстройство – маниакально-депрессивный психоз.

История картины «Крик»

Мунк почти всегда описывал события, мысли и чувства, что предвосхищали создание очередного живописного полотна. Есть и вполне конкретные сведения о написании знаменитой картины. Художник в своем дневнике рассказывает, как шел с двумя своими друзьями на закате и вдруг небо, ставшее кроваво-красным, будто придавило его. Мунк подробно описывает чувство почти смертельной усталости, обуявшей его. Ему показалось в тот миг, что бесконечный крик отчаяния пронзил его и окружающую природу. Отсюда собственно и самое первое название холста: «Крик природы».

картина крик описание

При этом некоторые исследователи творчества норвежского мастера трактуют жест бесполого существа, изображенного на полотне, как защитный. Так человек прикрывает уши, дабы не слышать сильного шума, рвущего душевное спокойствие. Кроме того, эффект кровавого неба, что наблюдал художник, мог быть следствием извержения вулкана Кракатау. Картина «Крик» демонстрирует тот красный жуткий оттенок неба, который был характерен для Европы с ноября 1883 года и по февраль 1884. Все это время в атмосфере висел покрывалом вулканический пепел.

Описание шедевра

Полотно узнаваемо во всем мире, но стоит спросить у случайного посетителя музея, что на нем изображено, как в ответ получишь словесный портрет, напоминающий персонажа из одноименного фильма ужасов. Кстати, его внешность позаимствована с шедевра Мунка, чего создатели фильма и не скрывали.

Давайте все же рассмотрим подробное описание картины «Крик». Её композиция проста и лаконична. Прямая диагональ моста и две реалистичные фигурки мужчин в отдалении контрастируют с человекоподобной плавно изогнутой фигуркой в центре полотна. Окружающее пространство: небо, река - также будто извиваются и скручиваются. Существо на холсте можно лишь с трудом назвать человеком, потому как оно сильнее всего смахивает на безволосую иссохшую мумию с провалами глазниц и рта. Существо зажимает голову длиннопалыми ладонями и безмолвно вопит. Только вот никто не реагирует на его крик. Фигуры уверенно удаляются вдаль по мосту, не чувствуя отчаяния и ужаса. Их спокойствие неспособно поколебать даже жуткое небо, словно горящее в кровавом пожаре.история картины крик

При этом по манере написания картина «Крик» кажется почти наброском, яростным и небрежным. Но на самом деле ни о какой спешке и речи не идет. Мунк творил выверенно и продуманно. Он настолько увлекся сюжетом, что создал несколько вариантов полотна.

Немного мистики

Как упоминалось выше, за картиной тянется недобрый шлейф. Некоторые полагают, что это своего рода проклятие. Действительно, несколько трагических инцидентов с владельцами полотна или несчастными, вступившими в непосредственный контакт с картиной, наводят на неприятные размышления.

И если случаи с тяжелыми депрессиями, психическими расстройствами ещё можно объяснить излишней впечатлительностью, то как объяснить самый известный случай с музейным служащим, неясно. Служитель музея получил задание перевесить полотно, но в процессе он случайно уронил его. Проклятие настигло жертву спустя неделю. Служащий угодил в жуткую автомобильную аварию. Картина «Крик» не пощадила и другого бедолагу, что не удержал её в руках. Этот служащий начал страдать невыносимыми мигренями, которые довели несчастного до самоубийства.

описание картины крик

Всемирная слава

Но даже эта не самая добрая аура не погасила интерес к холсту. Наоборот, все те ужасы, что рассказывали о полотне, лишь подогрели интерес к нему.

Данный факт наглядно подтверждается аукционом, состоявшимся весной 2012 года. На нем был выставлен один из вариантов «Крика». Он ушел в рекордные 12 минут торгов за рекордные почти 200 миллионов долларов. Будущего владельца не отпугнула незавидная участь предыдущих хозяев полотна.

Кроме того, массовая культура растиражировала образ, созданный Мунком. Известные (и не очень) современные художники выдают свои интерпретации, в которых узнается картина «Крик». Описание знаменитого вопящего существа угадывается в уже упоминавшемся фильме ужасов. В этом амплуа даже засветился знаменитый папаша мультяшной звезды Барта Симпсона – Гомер Симпсон.

fb.ru

Мистическая картина «Крик» Эдварда Мунка

Самая мистическая картина «Крик» в мире художника Эдварда Мунка. Картина «Крик». Эдварда Мунка

Известная картина «Крик» написанная художником из Норвегии Эдвардом Мунком, считается одной из самых мистических картин в мире, так как ее сопровождает череда несчастий.

«Крик» написал  художник Мунк в эпоху экспрессионизма, и на данный момент ее оценочная стоимость составляет семьдесят миллионов долларов.

У картины плохая история пропитанная мистикой и загадками. Ее много раз пытались похитить, но она всегда возвращалась. Сегодня картина «Крик» может смело занять место в «Десятке самых ужасных картин».

Даже посетители галереи, зная ее дурную славу, поглядывают на нее с опаской или стараются вовсе обойти стороной.

На протяжении всего своего существования картина негативно воздействовала на людей, как-либо соприкасавшихся с ней. Они болели, проявляли агрессию, умирали от неожиданных болезней. Именно это и принесло ей дурную славу, и репутацию проклятой.

Вот лишь несколько мистических случаев связанных с ней.

Один такой случай произошел со служителем галереи, который имел неосторожность уронить картину. После этого у него начались головные боли, становившиеся  все сильнее и острее, хотя до этого, служащий ни когда не болел. В результате, головная боль довела беднягу до самоубийства.

Еще один служитель при переносе картины с одного места на другое нечаянно ее уронил, и снова  расплата за это была также ужасна, как и сама картина – бедняга попал в автокатастрофу, переломав все кости, ног, рук и таза, а так же получил сотрясение.

Еще один знаменитый случай, связанный с картиной произошел, когда один из посетителей посмел  дотронуться до картины, через пару недель у него случился пожар, сгорел дом, в котором, сгорев заживо, погиб и он сам.

Изображение на картине «Крик» без сомнения влияет на психику и восприятие человека, о чем говорят многочисленные психологические исследования. Мрачное синее небо. Ужасный крик существа, то ли мумии, то ли инопланетянина, на лице которого застыла гримаса ужаса. Неизвестные люди на мосту, прячущие лицо. Всё это перемешивается эхом и отражается в кровавом заливе. Сюжет производит ошеломляющий эффект, а  атмосфера картины кажется жуткой и ужасной.

Но всё это не так страшно как кажется. Исследователи объясняют, что кровавое небо – это вулкан, который вырвался на свободу в 1883 году. Ведь мост на картине – реальное место в Осло. Там многие художники писали свои картины. Мост, в действительности так же имеет дурную славу, многие люди совершали самоубийство, бросаясь с него. Рядом расположена психическая больница, откуда часто доносились душераздирающие крики. Наверное, всё это слившись воедино – впечатления, переживания, атмосфера и события, в совокупности повлияли на Эдварда Мунка и все это, отобразилось в ужасном крике существа на картине.

Не стоит забывать и сам художник Эдвард Мунк, появившейся на свет в 1863 году, и вся его жизнь – это сплошная черная полоса, пропитанная  чередой несчастий и потрясений, повсюду его преследующих. Болезни, смерть родных, одиночество, сумасшествие.

В возрасте 5 лет художник остался без матери, она заболела туберкулезом, после чего умерла. Через 9 лет от болезни покинула мир сестра художника Софья. Следом брат Андреас. Младшая сестренка страдала «шизофренией». В 90-х с Эдвардом Мунком случился сильнейший нервный срыв, после чего художник долгое время лечился электрошоком. У него не было жены, так как он испытывал  неописуемый страх перед сексом.

Скончался Эдвард Мунк, в преклонном возрасте, разменяв восьмой десяток. После его смерти в наследие Осло получило: 1200 картин, 4500 эскизов и 18 тысяч графических работ.

 

Что это трагические совпадения или злой рок картины, переплетенный с судьбой Эдварда Мунка не известно.

plyk.ru

История одного шедевра: "Крик" Мунка: vakin

Сложно найти картину, которая была бы настолько хорошо известна, как «Крик». Прошло больше века с момента ее создания, а до сих пор нет единого мнения о том, что на ней изображено. Более того, с годами картина только обрастает мистическими загадками. Например, есть страшилка, что «Крик» проклят: десятки людей после контакта с ним заболевали, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Что же таит в себе «Крик» Мунка?

Эдвард Мунк. Крик. 1893Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см. Национальная галерея, ОслоВикисклад

Сюжет

На мосту под багряным небом стоят люди. В пейзаже угадывается вид фьорда с холма Экеберг в Осло (которое во время Мунка называлось Христианией).

Сущность центрального образа остается загадкой. Художник не стремился к прорисовке это фигуры. Мунк пишет сам звук, состояние. Посмотрите, как согласованы линии, которыми написаны пейзаж и кричащий. Они словно в резонансе. Человек слышит крик природы и реагирует на него, и природа не может не отозваться на состояние человека. По сути, это идея вселенского единения.

В природе вы не найдете ни одной идеально прямой линии. И Мунк пишет окружающее именно в том виде, в каком оно было создано. «Я рисую не то, что вижу, а что увидел», — говорил он.

О том, что легло в основу «Крика», сам художник написал в своем дневнике: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Как выглядела изображенная на картине местность

Образ, который родился у Мунка, — это синтез того, что он чувствовал в то время, тех настроений, которые витали в Норвегии, детских страхов, бесконечной депрессии и одиночества.

Не исключено, что багряный цвет неба не преувеличение. Мунк действительно мог видеть такой цвет. В 1883 году в Кракатау произошло мощнейшее извержение вулкана. В атмосферу было выброшено огромное количество пепла, из-за чего в течение нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.

На страницах своего дневника в записи «Ницца 22.01.1892», Мунк так описывает источник своего вдохновения:

"Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу."

Вполне возможно, что и тот крик, который слышал Мунк, не некая идея или галлюцинация. Рядом с Экебергом располагались крупнейшая скотобойня Осло и психиатрическая клиника. Крики забиваемых животных вместе с воплями душевнобольных были невыносимы.

Существует 40 экземпляров «Крика» Мунка.

Контекст

«Крик» — часть цикла картин о любви, жизни и смерти...

Всего «Криков» существует около сорока. Четыре из них — живописные картины (они появились в период между 1893 и 1910 годами), остальные работы — графические (включая печатную графику и рисунки). Картина задумывалась как часть «фриза» — серии о любви, жизни и смерти.

Впервые «Крик» был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года. Конечно, никто ничего не понял, критика ополчилась на Мунка, а в галерею даже пришлось пригласить полицию, чтобы разъяренные люди не устроили погром.

Фрагмент фриза

Публика недоумевала, как столь приятный молодой человек может писать такие ужасные картины. Однако именно эта работа стала программной для экспрессионизма. Она принесла в искусство пронзительное одиночество и отчаяние. Нам, знающим, что ждет мир в XX веке, волей-неволей хочется назвать Мунка прорицателем.

Судьба художника

Семья Мунка была крайне религиозной. Его мать умерла от туберкулеза, когда Эдварду было 5 лет. Позднее от той же болезни скончалась старшая сестра Софи. Сам Мунк чудом избежал той же участи.

Королевскую школу Дизайна Кристиании Эдвард не закончил — он был не согласен с принципами академизма и натурализма, изменить которые было невозможно. Мунк начал самостоятельные поиски средств выражения своих идей. Первый скандал не заставил себя ждать. Критики буквально высмеивали картину «Больная девочка», на которой художник написал умирающую Софи. Полотно называли выкидышем, недоделкой. Однако Мунк и не попытался передать обстановку, в которой умирала его сестра, для него было важнее перенести на холст свои впечатления, боль и утрату.

«Мадонна» (1894−1895). Эту картину называют воплощением искусства МункаЭдвард Мунк. Мадонна. 1894Холст, масло. 90,5 × 70,5 см. Музей Мунка, ОслоВикисклад

Во второй половине 1880-х художник стал завсегдатаем собраний «Богемы Кристиании» — содружества философов, писателей, музыкантов, художников, существовавшего до смерти главного его вдохновителя — писателя-анархиста Ханса Егера. Под звон бокалов они обсуждали политику, социальные проблемы, нравственный кризис общества, идеи о сексуальном поведении и табу.

В начале 1890-х Мунк много времени провел во Франции, где, безусловно, видел работы Ван Гога и Гогена. И то влияние, которое они на него оказали, заметно, в том числе, и в «Крике»: яркие цвета (которых раньше не было у Мунка), образы из перетекающих линий, более четкая прорисовка.

В мастерской Мунка, 1902

В дальнейшем стиль художника становится все более резким, размашистым, меняется тематика, настроение, уходит тот надрыв, который был в ранних работах. Постепенно к искусству Мунка начали привыкать, критика была уже не столь категоричны, у художника появляются даже обеспеченные покровители.

Последние 15 лет художник почти не работал — из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза у него начались проблемы со зрением. А когда в 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией, Мунк вновь впал в тревогу, на этот раз за жизнь и имущество, которое могли конфисковать нацисты. Скончался он в 1944 году.

Картины Мунка называли выкидышами и дегенеративным искусством

Версии «Крика» и их местонахождение

Мунк создал четыре версии «Крика», используя различные техники:

* В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель.

* В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия (илл. справа). Она написана маслом.

* Единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион 2 мая 2012 года. В итоге картина была продана Леону Блэку за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что на то время представляло рекорд для произведений искусства.

«Крик» не раз становился мишенью злоумышленников:

* В 1994 году картина была украдена из Национальной галереи. Несколькими месяцами позже она была возвращена на своё место.

* В 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были украдены из музея Мунка. Обе картины были возвращены в 2006 году. Они получили некоторые повреждения и снова были выставлены на показ в мае 2008, после реставрации.

Автор Снежана ПетроваИсточник - Википедия и Дилетант

vakin.livejournal.com

Крик — Lurkmore

Эта статья о картине; о серии триллеров см. Scream Канонiчный «Крик».

«Крик» — картина норвежского художника Эдварда Мунка, прочно вошедшая в современную культуру как графический символ охуения, фрустрации и прочих положительных переживаний.

«

На картине было изображено безволосое страдающее существо с головой, похожей на перевернутую грушу, с прижатыми в ужасе к ушам ладонями и с открытым в безмолвном крике ртом. Искаженные, судорожные волны мук этого существа словно эхо расходились в воздухе вокруг его головы. Мужчина этот, а может, женщина, казался заключенным в собственном вопле и зажал уши, чтобы не слышать его. Существо стояло на мосту, где больше никого не было. Зрители словно слышали его вопли, но так и оставляли его в полной изоляции на картине, в том мире, где никто не может его услышать по-настоящему.

»
— Филип Дик, «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»
10-the-scream-interpretations.jpg

В массовом сознании данная картина отражает целую гамму эмоций и может, в зависимости от ситуации, принимать значения от банальных ААААААААААА!!!!111 или FFFUUU!!!111 до «OH SHI~~» и «Мне пиздец, это же Гитлер/ЛевЪ/Candlejack!!!11

С первого взгляда на картине отображена антропоморфная фигура человека, зажавшего руками голову, из широко раскрытого рта которого беззвуччно вырывается истошный крик на фоне закатного неба. Со второго, третьего и любого другого взгляда так всё и продолжает выглядеть… Но со взгляда человека знающего всё не так, как на самом деле.

[править] История картины

Сперва Мунк назвал своё творение Der Schrei der Natur, а в его днявочке под подписью «Ницца 22.01.1892» уютненько расположилось такое описание:

Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фиордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.

Красноватое небо, возможно, было вызвано извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884. Фигура на переднем плане, вероятно, означает самого художника, не кричащего, а наоборот, защищающего себя от крика природы. В этом смысле поза, в которой он себя изображает, может быть рефлекторной реакцией человека, старающегося спастись от сильного шума, реального или вымышленного.

Знатоки творчества Мунка также высказывают мнение, что необычное, бесполое существо на переднем плане было, скорее всего, навеяно видом перуанской мумии, скрюченной в позе эмбриона, с прижатыми к щекам руками, которую Мунк мог видеть на всемирной выставке в Париже в 1889 году. Существует также версия, что картина эта частично — плод психического расстройства; в самом деле, есть сведения, что художник страдал маниакально-депрессивным психозом. «Мунк неустанно воспроизводил „Крик“, словно таким образом пытаясь избавиться от него, — до тех пор, пока не прошёл курс лечения в клинике. С победой над психозом он утерял способность (или необходимость) делать это.»

Приобщись к высокому искусству всего за $3,95.

О Мунк! Художник очень сильный. Психолог исключительный. По форме великолепный. Но надо думать о морали. Надо понимать устроителям, что это оставляет в человеке сексуальный след на всю жизнь. Кто-то проглядел, а может быть и сознательно организовал подрыв нашей морали. Страшно за детей и подростков. Снятие нескольких наиболее обнаженных гравюр делу не поможет. Этот цинизм. Утверждение, что это сама жизнь, что так бывает, не оправдывает ни художника ни устроителей. Мунк будит грубые инстинкты человека. Убивает разум человека. Отбрасывает человека к его зверскому обличию, тянет в лес. Страшно то, что он, не найдя выхода, утверждает безысходность.

Критик Соколов, 1960 год

Кроме того, что сам Мунк нарисовал ещё несколько версий картины, он создал оттиски для литографической печати и размножал их как только мог, да и не только он. Картина становилась иллюстрацией нескольких книг; Энди Уорхол переиначивал работу, а другие художники создавали бесчисленные репродукции, ремейки и даже сиквелы. Кино, мультипликация, сувенирная промышленность, политика… you name it! А с наступлением WEB 2.0 картина также стала в немногочисленный ряд объектов живописи, постоянно подвергающихся сексуальному насилию фотожаббингу в интернетах.

[править] Политика

В первый раз в политике картинка засветилась в 1988 — в президентской избирательной кампании против партнёра Буша-старшего, Джеймса Куэйла: в моду резко вошли футболки с изображением главного героя картины и надписью «PRESIDENT QUAYLE», обрамляющей портрет сверху и снизу. Это можно назвать одним из первых образчиков демотивационного эдвайс дога[1]. Не помогло. Кстати, там же продул выборы в первый раз наш Эл Гор.

Во второй раз, как ни иронично, этот трюк использовали против Буша, но уже младшего. В 2004 на переизбрании в некоторых штатах модными были наклейки на автомобилях с тем же изображением, но уже с подписью «Four More Years?». Не возымело должного эффекта и тут, а жаль…

В период протестных акций зимой 2011‒2012 гг. в России была создана собственная вариация картины.

  • Тот самый мотив футболок

[править] Кино

«

Now Sid, don't you blame the movies, movies don't create psychos, movies make psychos more creative!

»
— Билли, Крик (1996).
«Don't answer the phone!» bMagnify-clip.pngА ещё по картине снимают короткометражки.

Этот ваш фильм «Крик» — прямой трибьют полотну, ибо кроме названия, та-самая-маска слеплена собсна с картины. С сюжетной же точки зрения фильм к работе Мунка отношение имеет чуть более чем никакое. Да и напиши Мунк книгу, а не картину, экранизация вряд ли имела бы что-то общее с первоисточником. Голливуд, хуле…

[править] Аниме

— Наверно-лучше-скорей-заснутъ, — сказала Фукаэри. И, словно кричащий на мосту с картины Мунка, стиснула щеки ладонями. Но кричать не стала. Просто зевнула с закрытым ртом.

Харуки Мураками, «1Q84»
Лепят идолов и поклоняются

По какой-то причине в стране восходящего солнца любят эту картинку с солнцем заходящим. Возможно, причина кроется в схожести творчества Мунка с ван Гогом (сколько там от Нидерландов до Норвегии с точки зрения японца?), а на ван Гога японцы фапают ещё больше, чем на императора Хирохито по уже вполне известным причинам. Мунковский «Крик» в аниме стал чем-то вроде «Крика Вильгельма» из голливудских фильмов — более внутренним мемом аниматоров, нацеленным на распознание коллегами, нежели зрителями. Так или иначе, образ действительно настолько визуален, что в нужной ситуации лучше любых слов передаёт все душевные пертурбации, обуревающие в данный момент персонажа. Анимешек, где можно заметить данное заимствование, — добрых пара дюжин. Вот пара примеров:

13yesПоказатьСкрыть
  • А у Кимуры-сенсея из Азуманги это вообще нормальное выражение лица

  • Scream Ogenki Clinic 03.jpg
  • Scream 23347866fab14.jpg
  • В исполнении Хирако Синдзи

  • Maji de Watashi ni Koi Shinasai!!

  • Yamato Nadeshiko Shinchi Hense

  • Ползучий Хаос

  • «А это я сплю, прислонившись лицом к двери» — Teekyuu

[править] Интересные факты

  • Как уже было сказано, Мунк нарисовал несколько версий картины, и они были дважды пизжены. В 2006 на краже погрелась компания, производящая эти их «Эмэндэмс». Непосредственно после инцидента компания выпустила рекламную кампанию, использующую образ «Крика», и, кроме прочего, объявила вознаграждение в 2 млн конфеток M&M’s. Неизвестно, повлияла ли реклама на преступников, но картину таки вернули, хоть и слегка покоцанной. Отака хуйня, малята.
  • 3 мая 2012 картина была продана за 120 миллионов долларов анонимусу. На момент продажи эта сумма стала самой высокой, когда-либо уплаченной за предмет искусства, без учёта инфляции (с учётом — это всё ещё «Портрет доктора Гаше» Ван Гога, ушедший в 1990 за 82,5 млн.)
  • Also, Крик — это еврейская фамилия, перешедшая из немецкого (Krieck). Так, Беня Крик — главный герой цикла «Одесские рассказы» Исаака нашего Бабеля.
  • Также картина засветилась в CS 1.6 — на cs_estate прямо перед главным входом. Предположительно, повешена террорами, чтобы заставить контров срать кирпичами.
  • Картинка также висит в комнате у небезызвестного Эрика Теодора Картмана.
  • В британском сериале Доктор Кто одной из самых крипи-рас были так называемые Исповедники Тишины — трёхпалые НЁХ во фраке, устроившие лютый пиздец, создав альтернативную реальность с машинами на воздушных шарах и динозаврами в Гайд-парке. Сценарист и продюсер сериала Стивен Мофат заявлял, что образ Исповедников Тишины был навеян именно Криком.
  • Известный мастер хоррор-манги Дзюндзи Ито поставил эту картинку на обложку своей манги.
  1. ↑ Каламбур, десу: на английском фамилия Мунка пишется также, как и глагол «to munch» (звучит, как «манч») — «хрумкать», «нямкать», «грызть» и т. п.
Картина «Крик» была успешно зажаблена.
Hypnotoad 1.gif
Картина «Крик» — налетай, торопись, покупай живопись!
Black square.jpg

lurkmore.to

Картина «Крик»: мистическая загадка ХХ века |

Картина «Крик»: мистическая загадка ХХ века

«Крик» - это известнейшая картина норвежца Эдварда Мунка, которая является не только самой дорогой из проданных картин, но и одним из самых загадочных полотен в истории. Картина, которая была продана за 12 минут на нью-йоркском аукционе Sotheby's, перешагнула 100-миллионый рубеж и была куплена за 119,1 миллионов долларов, тем самым побив рекорд испанского сюрреалиста Пабло Пикассо с его полотном «Обнаженная, зеленые листья и бюст».

Картина «Крик»: мистическая загадка ХХ векаКартина «Крик»: мистическая загадка ХХ века

Мунк когда-то рассказал, что на сотворение картины его вдохновила одна вечерняя прогулка с друзьями. По словам художника, они шли вдоль улицы, и вдруг небо покраснело. Именно тогда Э. Мунк и услышал тот безумный крик природы, который он и изобразил на одноименном полотне. Показанный на картине человек не кричит, а, наоборот, скрывается от окружающего крика.

Картина «Крик»: мистическая загадка ХХ века

Картина Мунка «Крик» - это знаковое творение ХХ века, которое воплотило в себе страдания человека от насилия, жесткости и воин предыдущего столетия. Всего художник создал четыре картины, которые до сих пор являются музейными экспонатами.

Картина «Крик»: мистическая загадка ХХ века

Вокруг серии картин «Крик» ходит плохая слава. Некоторые считают, что знаменитые полотна Эдварда Мунка прокляты. Такие выводы были сделаны неспроста, ведь известен не один случай, когда владельцев этих полотен постигало горе. А работник музея, который случайно уронил картину «Крик» закончил жизнь самоубийством. Немало слухов ходит и вокруг самого художника. Например, то, что «Крик» - это часть психического расстройства Мунка.

Картина «Крик»: мистическая загадка ХХ века

terra-z.com

Творчество Ван Гога. Кто автор картины "Крик"

Картина «Крик», созданная предположительно в конце XIX – начале XX века, обрела невероятную популярность в наше время. Ее неоднократно пародировали, создавали комиксы и переосмысленные наброски. Образ с картины использовался в рекламе, мультфильмах, видеороликах. Идея маски из фильма ужасов «Крик» была навеяна именно этим полотном. Существуют легенды о проклятии картины – вокруг нее много загадочных заболеваний, смертей, таинственных случаев.

Писал ли это полотно Винсент Ван Гог? Картина «Крик» изначально называлась «Крик природы».

Художник Ван Гог

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот (Нидерланды). Кроме него, в семье пастора было еще пять детей. И только один из них, младший брат Тео, имел огромное значение в жизни Винсента. Тео всю жизнь финансировал брата, он единственный верил в его гениальность.

Ван Гог по семейной традиции пробовал себя в роли комиссионера в художественно-торговой фирме, был проповедником и преподавателем. Потерпев неудачу на этих поприщах, он обратился к искусству.

ван гог картина крик

Обучаясь живописи, Ван Гог копировал полотна мастеров прошлых веков. Изучал тонкости ремесла на примере гениальных художников. При этом он создал свой неповторимый авторский стиль.

Приобщение к живописи

К 30 годам Ван Гог полностью посвятил себя живописи. В пейзажах, натюрмортах, портретах, художник искал свой цвет и свет. Он часто работал на природе – под жарким солнцем или на пронизывающем ветру. Состояние здоровья Ван Гога стремительно ухудшилось. Он несколько раз проходил лечение в психиатрической клинике. Художник понимал, что участившиеся приступы и галлюцинации свидетельствуют о скорой кончине.

картина крик ван гога

Он яростно принимается за работу, изображая светлый и прекрасный мир («Жатва», «Рыбачьи лодки в Сент-Мари», «Долина Ла-Кро»). В периоды тоски и одиночества проявляется совсем другое настроение картин («У врат вечности», «Ночное кафе в Арле», «Прогулка заключенных»). Когда смотришь на эти полотна, создается ощущение, что в таком же состоянии была создана картина «Крик». Ван Гога часто считают автором этого шедевра. Верно ли это утверждение?

Его единственная продажа при жизни – картина «Красные виноградники в Арле». Оставаясь непонятым современниками, художник обдумывает самоубийство. 29 июля 1890 года он выстрелил себе в грудь из пистолета. Ван Гог всегда понимал, что его время ограничено. Он работал из последних сил, отдавая себя искусству. Музей в Амстердаме, посвященный творчеству безумного художника, ежегодно собирает толпы туристов и поклонников.

Осознавая свою гениальность, был ли счастлив в жизни Ван Гог? Картина «Крик» полна звенящего ужаса и безысходности. Но кто автор этого полотна?

Картина «Звездная ночь»

Одной из самых известных картин Ван Гога, помимо полей и подсолнухов, является полотно «Звездная ночь». Известен факт, что она была написана в психиатрической лечебнице Сен-Реми. В периоды улучшения состояния здоровья художнику разрешалось рисовать.

 винсент ван гог крик картина

Брат Тео позаботился о том, чтобы Винсенту была выделена отдельная комната для занятий живописью. Ван Гог изображал местные пейзажи и цветы с натуры. Но «Звездная ночь» была написана по памяти. Движения звезд изображены широкими мазками – светящиеся огни словно кружатся по спирали в причудливом танце. Тонкие ветви кипариса тянутся в вышину небес. И под этим загадочным небосводом замер поселок, окруженный синевой неба.

Что хотел сказать своим полотном Ван Гог? Картина «Крик» напоминает стилем «Звездную ночь». Те же волнистые линии и внутреннее беспокойство – ничтожность человека перед мощью природы. Ощущение беды, надвигающееся отчаяние проглядывают сквозь космическую необъятность бытия.

Реальность или измененное состояние?

В среде искусствоведов и психиатров по сей день ведутся споры о том, насколько правдиво видел реальность Винсент Ван Гог. «Крик» – картина необычная. Она явно указывает на деформацию сознания художника.

Поздняя живопись Ван Гога является плодом исследований творчества душевнобольных. Психиатры, далекие от эволюции искусства, называют живопись художника плодом измененного сознания. Они утверждают, что реальность в его полотнах проходит сквозь призму нездорового состояния. Необычность стиля указывает на патологию психического состояния.

Мнение искусствоведов

Историки искусств, наоборот, сходятся в мнении, что живопись Ван Гога – это проявление гениальности. Неповторимый стиль, основанный на классике и импрессионизме, указывает на индивидуализм художника. В перерывах между приступами безумия и галлюцинаций Ван Гог проявлял удивительную точность в постановке художественных целей и задач. Его самоконтроль подчеркивает ясность мышления в момент творчества.

картина крик ван гога фото

Средство для создания воображаемого мира – такой видит свою живопись Ван Гог. Картина «Крик» пронизана мрачным предчувствием беды. Дребезжащее марево на заднем фоне, вопль ужаса на переднем плане – это поистине мистическое предчувствие будущей катастрофы.

История с ухом

Поль Гоген, французский художник, был другом Ван Гога. В 1888 году они решили провести вместе зиму в Арле. Вспыльчивость обоих живописцев, их бурные ссоры привели к беде. В полубезумном состоянии Винсент после скандала с Гогеном отрезал себе ухо – так гласит одна из версий поступка художника.

По другой версии, совместное распитие алкоголя и жаркие споры о живописи привели к небольшой потасовке между приятелями. Может быть, это Гоген отрезал ухо Ван Гогу? Есть вариант, что у художника было отрезано не все ухо, а только мочка.

Существует еще одна версия, по которой Ван Гог страдал отитом. Сильная боль, совместные распития алкоголя с Гогеном и их ссоры сподвигли Винсента на такой способ избавления от страданий.

Легенда о проститутке, из-за которой поспорили два товарища, закончилась неприятным инцидентом с ухом. Такой вариант развития событий пришелся по душе творческим людям. Именно эта версия конфликта легла в основу книги и фильма о Ван Гоге.

Самая банальная версия происшедшего: после бурного застолья наутро Винсент случайно отрезал себе ухо. Во время бритья сильный тремор рук привел к нелепому случаю, который стал визитной карточкой художника.

Существует ли связь между этим событием и образом полотна «Крик»? Главный герой картины, зажав руками уши, отчаянно вопит от боли. Такая характеристика картины Ван Гога «Крик» невозможна по той простой причине, что он не является ее автором.

Таинственная картина

Картина «Крик» написана в период между 1893 и 1910 годом. Полыхающее зарево неба, жуткое отчаяние в глазах главного героя, нереальность всего происходящего – автор находился в состоянии полного душевного смятения. Можно ли допустить, что картина «Крик» – Ван Гога?

Замечены некоторые особенности этого таинственного полотна. Когда человек "взаимодействует" с картиной, у него внезапно начинаются проблемы. У некоторых людей умирали родственники, кто-то сходил с ума или впадал в длительную депрессию.

картина крик ван гога описание

Чаще всего жертвами картины становились работники музея. Им больше всех приходилось контактировать с полотном. Известна трагическая история о сотруднике, который случайно уронил картину. Начавшиеся сильные боли в голове довели несчастного до самоубийства. Другой работник музея для чистоты эксперимента потрогал картину. Вечером он сгорел заживо в собственном доме. Насколько правдивы эти истории? Достоверно это неизвестно. Но отрицательная энергетика картины ощущается даже на репродукции.

Учитывая алкоголизм и душевное заболевание, можно допустить, что картина «Крик» – Ван Гога. Фото полотна доносит до зрителя волну безысходности. Но истинным автором является другой художник.

Описание картины «Крик»

На полотне изображена реальная местность. Она находится в городе Осло, рядом с клиникой для душевнобольных. В ней лечилась от недуга сестра автора картины.

живопись ван гог картина крик

Кричащая фигура на полотне вызывает разные ассоциации. Ее сравнивают со скелетом, мумией или эмбрионом. Главный герой картины вопит от отчаяния, охватившего его. Болью и страхом веет от волнообразных линий пейзажа. Они, словно в мареве, дребезжат на высокой ноте, рождая диссонанс с воплем героя. Политональным аккордом пронизана картина «Крик». Ван Гога (описание, эмоции, общий стиль шедевра) недаром считают автором полотна. Судя по всему, его душевное состояние было схоже с тем, в котором написал свою картину Эдвард Мунк.

Кто написал «Крик»?

Эдвард Мунк – норвежский живописец, театральный художник, график, теоретик искусств является автором «Крика». Возможно, что общий стиль полотна навеян творчеством нидерландского художника. Космические вибрации на заднем плане словно рисовал Ван Гог. Картина «Крик» находится в Национальной галерее и Музее Мунка (г. Осло, Норвегия).

характеристика картины ван гога крик

Эдвард Мунк создал несколько вариантов шедевра в желании избавиться от своего мучительного ощущения. Мост на полотне, две фигуры на заднем плане – единственная реальность того хаоса, в который погружается главный герой. Безучастность этих фигур подчеркивает полное одиночество человека перед страхом и тоской.

Автор словно предвидел будущие катастрофы XX века – революции, мировые войны, экологические катаклизмы.

fb.ru

«Крик» Мунка. О самой эмоциональной картине в мире

«Крик» Мунка. О самой эмоциональной картине в мире

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. Национальная галерея Норвегии в г. Осло.

«Крик» Эдварда Мунка (1863-1944 гг.) знают все. Слишком значительно его влияние на современное массовое искусство. И в частности на кинематограф.

Достаточно вспомнить обложку видео-кассеты «Один дома» или убийцу в маске из одноименного фильма ужасов «Крик». Образ напуганного до смерти существа очень узнаваем.

С чем же связана такая популярность картины? Как образу из 19 века удалось «пробраться» в век 20 и даже 21? Попробуем разобраться.

Чем так поражает картина «Крик»

Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было зрителю 19 века. Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивая красное небо картины с интерьером скотобойни.

Ничего удивительно. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждая страх одиночества и смерти.

И это во времена, когда был популярен Вильям Бугро. Который тоже стремился взывать к эмоциям. Но и в страшных сценах он изображал своих героев божественно идеальными. Даже если речь шла о грешниках в аду.

«Крик» Мунка. О самой эмоциональной картине в мире

Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. Музей д’Орсе, Париж

В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Оно тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.

А главный герой – невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Правда в 19 веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму – плавится, как свеча.

Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.

Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла.

«Крик» Мунка. О самой эмоциональной картине в мире

Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло

И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.

Только перила кажутся из реального мира. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.

Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.

История создания «Крика»

О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам. Создав копию своего шедевра через год после оригинала.

На этот раз он поместил работу в простую рамку. А на ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».

«Крик» Мунка. О самой эмоциональной картине в мире

Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция

Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи от одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. А его друзья пошли дальше по мосту. Он же почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…

Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда сначала у него вышла вот такая работа.

«Крик» Мунка. О самой эмоциональной картине в мире

Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло

На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувшихся неприятных эмоций.

И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.

«Крик» Мунка. О самой эмоциональной картине в мире

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло

Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».

«Крик» Мунка. О самой эмоциональной картине в мире

Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло

На мой взгляд, она более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с более позитивными цветами.

Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?

Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.

Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии неплохие условия для появления такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.

Типичен ли «Крик» для Мунка?

«Крик» – не единственная пугающая зрителя картина. Все-таки Мунк был человеком, склонным к меланхолии и даже депрессии. Так что в его репертуаре немало вампиров и убийц.

Мунк вампирМунк убийцаМунк вампирМунк убийца

Слева: Вампир. 1893 г. Музей Мунка в Осло. Справа: Убийца. 1910 г. Там же.

Изображение персонажа со скелетоподобной головой тоже было Мунку не в новинку. Такие же лица с упрощенными чертами лица он уже рисовал. За год до этого они появляются на картине «Вечер на улице Карла Иоанна».

«Крик» Мунка. О самой эмоциональной картине в мире

Эдвард Мунк. Вечер на улице Карла Иоанна. 1892 г. Коллекция Расмуса Мейера, Берген

Вообще Мунк сознательно не прорисовывал лица и руки. Он считал, что любую работу нужно смотреть на расстоянии, чтобы воспринять её целиком. А в таком случае не важно, прорисованы ли ногти на руках.

«Крик» Мунка. О самой эмоциональной картине в мире

Эдвард Мунк. Встреча. 1921 г. Музей Мунка, Осло

А ещё тема моста была очень близка Мунку. Он создал бесчисленное количество работ с девушками на мосту. Одна из них хранится в Москве, в Пушкинском музее.

Мунк девушки на мосту

Эдвард Мунк. Девушки на мосту. 1902-1903 гг. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва

Так что отголоски «Крика» мы находим во многих работах Мунка. Если внимательно к ним приглядеться.

Подведём итог. Почему «Крик» – шедевр.

«Крик», конечно, феноменален. Ведь художник использовал очень скупые средства. Простейшие цветовые сочетания. Много-много линий. Примитивный пейзаж. Упрощённые фигуры.

И все это в совокупности невероятным образом выражает самые глубинные человеческие эмоции. Страх и отчаяние. Гнетущее чувство одиночества. Болезненное предчувствие надвигающейся катастрофы. Ощущение собственного бессилия.

Эти эмоции можно почувствовать так пронзительно, что ничего удивительного, что картину наделяли мистическими свойствами. Якобы любой, кто её коснётся, подвергается смертельной опасности.

Но мы в мистику верить не будем. А лишь признаем, что «Крик» – настоящий шедевр.

Автор: Оксана Копёнкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru


Смотрите также