World of Art. Картина кубизм


Стиль Кубизм в живописи | Картины известных художников в стиле кубизм

Картины художников в стиле кубизма

Картины художников в стиле кубизма Кубизм в живописи появился как результат попыток художников изображать предметы, комбинируя на плоскости разные геометрические фигуры. Так живописцы передавали свое видение мира. Портрет в стиле кубизма далек от реалистичности. На полотнах изображены как бы пазлы, и ценитель искусства должен самостоятельно собрать их в целое, используя свое воображение.

Стиль кубизм в живописи позволил взглянуть на творчество другими глазами. В картинах кубистов нет единого цветового решения и линейной перспективы: предмет как будто разрушается в воображении живописца, а затем снова приобретает знакомые очертания.

Представители кубизма

Начало существования стиля относят к 1907 году. Основоположниками кубизма стали Пабло Пикассо и Жорж Брак. Главный принцип кубизма был отражен в знаменитой картине «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо. На этом полотне изображены деформированные фигуры, а перспектива и светотень отсутствуют. В творчестве Сальвадора Дали также присутствуют работы, выполненные в данном стиле, – картина «Кубический автопортрет».

Большую известность получили картины «Любительница абсента», «Голова спящей женщины» Пабло Пикассо, «Натюрморт с цветами» Хуана Гриса, «Три музыканта» Леже Фернана, «Башня и колеса» Робера Делоне.

Кубизм представлен в изобразительном искусстве Чехии, Англии, Италии, России, США. В России кубизм не сложился в самостоятельное художественное течение, но его влияние испытывали многие представители русского авангарда. Кубистическую технику живописи использовали художники объединения «Бубновый валет». Представителями являются М. Ларионов, И. Машков, П. Кончаловский, А. Лентулов, Р. Фальк.

 

По всем интересующим Вас вопросам обращайтесь по телефону: +7 (812) 309-28-38

 

 

Основные черты кубизма в искусстве

 

Картины, выполненные в стиле кубизма, имеют ряд характерных особенностей, которые позволяют безошибочно определить данное направление:

  • Картины художников в стиле кубизма экспериментальная работа с геометрическими формами, оттенками;
  • объемные фигуры, разнородные элементы на плоскости;
  • максимально упрощенный сюжет;
  • использование новых, нехарактерных для других стилей художественных приемов;
  • предметы на полотнах разделены на небольшие сегменты;
  • буквы-трафареты, создание коллажей;
  • выраженная декоративность, тяготение к своеобразному абстракционизму.

Картины известных художников-кубистов в народной галерее «Мансарда Художников»

За время существования кубизма как направления живописи в картинах этого стиля стали разбираться многие люди. Картины знаменитого Пабло Пикассо и других его последователей пользуются огромной популярностью на аукционах по всему миру и стоят порой миллионы. Холст в стиле Пикассо идеально дополнит дизайн интерьера дома, если он выдержан в стиле минимализм, хай-тек или даже лофт.

Чтобы приобрести работы современных художников – последователей стиля кубизма, каждый желающий может прийти в выставочный зал нашей галереи в Санкт-Петербурге или воспользоваться онлайн-каталогом, в котором выбрать любую картину из наличия и оформить доставку. Осуществляем доставку по России и странам зарубежья со всеми разрешительными документами.

Также у нас есть услуга под названием «Примерка картины». Суть ее в том, что если вы сомневаетесь, впишется понравившаяся картина в интерьер или нет, вы можете на 3 дня взять ее «на примерку». Необходимо внести полную стоимость картины, после чего ее можно будет забрать. Если картина не подошла, оформляется возврат, и вы получаете денежный залог назад.

Если вам понравилась какая-то работа, но она превышает запланированный на покупку бюджет, мы предложим приобрести ее в рассрочку. Отметим, что в нашей галерее любой ценитель живописи сможет подобрать произведение изобразительного искусства по своему вкусу.

 

7 ПРИЧИН купить у нас:

 

1. Акции до 35%

2. Более 7000 произведений

3. Регулярное пополнение картин

4. Удобное местоположение

5. Своя Багетная мастеская

6. Реставрация картин

7. Возможность взять картину на примерку

 

art-mx.ru

Кубизм в живописи: история, виднейшие представители

История кубизма в живописи ведёт своё начало от “Авиньонских девиц” Пабло Пикассо, написанных в 1907 году под влиянием африканской скульптуры и творчества Поля Сезанна…

на фото: Пабло Пикассо В начале ХХ века в живописи (и не только) происходит глобальная революция: художники, игнорируя условности академической школы и реализма, свободно экспериментируют с формой, цветом, аппликацией и другими выразительными средствами, в результате чего возникает ряд модернистских направлений в изобразительном искусстве. Одним из них является кубизм. натан альтман портрет ахматовой кубизм

“Портрет Анны Ахматовой”, Натан Альтман, 1914, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

История кубизма в живописи ведёт своё начало от “Авиньонских девиц” Пабло Пикассо, написанных в 1907 году под влиянием африканской скульптуры и творчества Поля Сезанна. сезанновский кубизм авиньонские девицы

“Авиньонские девицы”, Пабло Пикассо, 1907 (243,9х233,7, холст, масло), Музей современного искусства, Нью-Йорк

Фигуры девиц на картине изображены контурно, светотени и перспектива отсутствуют, задний фон раздроблен на осколки разной формы. Тогда же, в 1907 году, Пабло Пикассо знакомится с молодым, но уже показавшим высокие результаты в фовизме (ещё одно модернистское направление начала ХХ века), художником Жоржем Браком. Совместно они становятся основоположниками нового направления в живописи – кубизма, проводят постоянные встречи, обсуждения, обмениваются находками. жорж брак блюдо с фруктами кубизм

“Тарелка и блюдо с фруктами”, Жорж Брак, 1908, частная коллекция (46х55, холст, масло)

Название “кубизм” появилось в 1908 году, когда художественный критик Луи Воссель назвал новые картины Брака “bizarreries cubiques”, что в переводе с французского означает “кубические причуды”. К новому направлению присоединились художники Хуан Грис, Мари Лорансен, Фернан Леже. В продолжение нескольких лет в стиле кубизма начинают работать Робер Делоне, Альбер Глез, Анри Ле Фоконье, Жан Метценже, Франсис Пикабиа и другие.  хуан грис кубизм

“Гитара на столе”, Хуан Грис, 1915, Rijksmuseum Kröller-Müller, Оттерло, Нидерланды, (73х92)

Поль Сезанн и его роль в возникновении кубизма

Первый период кубизма называется “сезанновский”, так как художники-кубисты продолжили эксперименты Поля Сезанна (1839-1906) с формой, перспективой и поиском новых композиционных решений. пьеро и арлекин поль сезанн

“Пьеро и Арлекин”, Поль Сезанн, 1888, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Картина “Пьеро и Арлекин” была написана Полем Сезанном в 1888 году, то есть, за 19 лет до возникновения кубизма как отдельного направления. В этой работе прослеживается проработка художником геометрических форм (кругов, овалов и ромбов), направление линий рисунка к некоторой точке, а также нестандартный угол зрения: зритель смотрит на персонажей как бы немного сверху и слева. Перспектива изображена неправильно: создаётся впечатление, что Пьеро и Арлекин находятся в разных пространственных измерениях. Оригинальное композиционное решение создаёт эффект изломанности, механичности и марионеточности движений фигур несмотря на то, что это – живые персонажи с живыми лицами. В письме к художнику Эмилю Бернару (около 1904 года) Поль Сезанн писал: “Нужно вернуться к классицизму через природу, иначе говоря, через ощущение. В природе всё лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того, как пишешь, - рисуешь: чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов – вот весь секрет рисунка и моделировки”.

Стадии [фазы] кубизма

В теории искусствоведения выделяют III стадии [фазы] кубизма:I стадия: сезанновский кубизм (1907 - 1909) – выделение геометрических форм фигур и предметов, отделение формы от пространства/плоскости.II стадия: аналитический кубизм (1909-1912) – дробление форм на грани и срезы, построение композиции при помощи коллажа из пересекающихся срезов и плоскостей, стирание граней между формой и пространством, визуальное взаимодействие формы и пространства. аналитический кубизм жорж брак скрипка и подсвечник

“Скрипка и подсвечник”, Жорж Брак, 1910, San Francisco Museum of Modern Art (61х50, холст, масло, направление “аналитический кубизм”).

III стадия: синтетический кубизм (1913 – 1914) – с помощью геометрических форм и их фрагментов конструируются новые объекты, которые обладают реальностью сами по себе, а не являются изображением видимого мира. Коллажи создаются, в том числе, с помощью аппликаций, которые наиболее часто представляют собой фрагменты газетного листа, вклеенного в композицию.  синтетический кубизм жорж брак картина день

“Le Jour”, Жорж Брак, 1929, National Gallery of Art, Вашингтон (115х146,7, холст, масло, направление “синтетический кубизм”)

Таким образом, кубисты разложили предмет на геометрические элементы и отделили его от пространства, форму предметов показали в срезах, изгибах, под разными углами зрения, в бессистемных репликациях и других видоизменениях. Начавшись во Франции, кубизм стал популярен в разных странах мира, в том числе, и в России. К наиболее выдающимся (виднейшим) представителям кубизма в живописи относят Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Фернана Леже, Хуана Гриса. Впоследствии художники-кубисты начнут осваивать новые направления, и примерно с 1925 года кубизм постепенно пойдёт на спад, внеся свой важный вклад в развитие живописи.автор: Елизавета Мельниченко http://2queens.ru

worldartdalia.blogspot.com

художник Алексей Бабенко: Кубизм. Сезанновский период.

Поль Сезанн "Mont Sainte-Victoire",  1890 г.

    Осенью 1907 года в Париже открылась посмертная ретроспективная выставка Поля Сезанна, которой суждено было стать событием, знаменовавшим конец эпохи импрессионизма и началом новой эпохи. Альберт Глез и Жан Метценже в книге «О кубизме», вышедшей в 1912 году, оценивали вклад Сезанна: «Реалистический поток двоится на поверхностный реализм и реализм глубокий. Один принадлежит импрессионистам: Монэ, Сислей и др., — другой — Сезанну.», - писали они.    Осенью 1907 г. Эмилем Бернаром публикуются сформулированные Сезанном постулаты о построении пространства цветом, о разложении сложных форм предметов на простые геометрические, об опасности иллюзионизма в живописи.    Многие молодые парижские художники, находятся под большим воздействием от сезанновских картин, увиденных на выставке и сформулированных им постулатов, открывающих новое живописное мышление.    Через год, осенью 1908 года Жорж Брак выставляет на суд жюри новые работы - шесть пейзажей небольшого размера – в Осеннем Салоне. Члены жюри разгромили стиль, в котором они были выполнены. В их числе, Анри Матисс, не принявший упрощенные до геометризма формы, назвав их «кубиками». Канвейлер в своей галерее устраивает выставку новых работ Жоржа Брака. Это была первая выставка кубистических работ.    Июль 1909 г. – Пикассо едет в испанскую деревню Орта, где много работает на пленере. Формы, которые он видит, выглядят как грани кристаллов. Вслед за Сезанном Пикассо восклицает: «В природе вы должны увидеть цилиндр, сферу и конус». Пишет пейзажи. Его композиции становятся более простыми, формы – геометризуются.    1909 год Амбруаз Воллар устраивает выставку последних работ Пикассо. Картины хорошо покупаются, несмотря на то, что публика с негодованием относится к кубизму.    Летом 1911 г. В Салоне Независимых прошла первая большая выставка кубистических работ с участием Фернана Леже, Фрэнсиса Пмкабиа, Робера Делоне, Марселя Дюшана. Картин Пикассо на этой выставке не было.    Летом 1912 года Брак создает серию рисунков углем с включением аппликации – вырезанных кусочков обоев. Пикассо заимствует понравившуюся технику, о чем сообщает в письме Браку: «Я использую твою бумажную и грязную процедуру». В дальнейшем, техника бумажного коллажа получила широкое распространение. За счет вставок из цветных кусочков, серые и землистые цвета их картин, заменяются более яркими насыщенными цветами.    2 августа 1914 г. Брак, Аполинер, Дерен, Леже уходят на фронт. Пикассо не мобилизуют по причине того, что он не является гражданином Франции (у него испанское гражданство).    В 1915 году Брак получает тяжелое ранение в голову. До 1917 года не может вернуться к живописи.    В феврале 1917 года Пикассо начинает работу над костюмами и декорациями для нового спектакля Дягилева и отходит от кубизма.  

 

Пабло Пикассо "Авиньонские девицы", 1907 г. Пабло Пикассо "Бидон и миски"  1908

Жорж Брак "Большие деревья в Эстаке",  1908 г. 

Пабло Пикассо "Фермерша", 1908 г.

Жорж Брак  "Дом в Эстаке", 1908 г.

Пабло Пикассо "Голова женщины (Фернанда Оливье)",  1909 г. 

Жорж Брак "Церковь Карьер-сен-Дени",  1909 г. 

Пабло Пикассо "Кирпичный завод в Эстаке" 1909 г.

Жорж Брак "Девушка",  1910 г. 

Пабло Пикассо "Бокал абсента",  1910 г.

     Я неспроста так скрупулезно пытался восстановить последовательность дат и событий первых лет становлении кубизма. Рассеянные по разным источникам, они иллюстрируют отдельные события, но выстроенные в ряд, показывают картину несколько отличающуюся от утвердившейся в истории искусства. Восстановленная хронология позволяет сделать неожиданные на первый взгляд выводы.      По утвердившемуся мнению приоритет открытия метода кубизма принадлежит Пикассо. Это мнение или предположение с увеличением количества перепостов, утверждается все более и более, легитимизируясь с каждым перепостом, как бы уже не нуждаясь в доказательствах. Да что там? Само сомнение в этом уже выглядит кощунством.      Приведу для примера оборот речи на эту тему: «после открытия для себя живописи Сезанна и встречи с Пикассо, (Брак – А.Б.) резко изменил художественную манеру». Владеющие русским языком однозначно понимают, будто Жорж Брак приходит к кубизму под влиянием творчества Пикассо. Но это не так. Факты – вещь упрямая. Факты говорят, что Пикассо кубизм не открывал. Для себя кубизм он открывает в конце лета 1909 года, уже после того как у Брака осенью 1908 прошла выставка кубистических работ.      Здесь уместно задать вопрос: «А что, собственно, дает, пусть даже совершенно справедливое, выявление первенства в открытии кубизма для понимания идеологии этого направления?». Конечно, если бы дело касалось лишь выявления и калькулирования личных вкладов художников в развитие кубизма - не стоило бы вникать в эти тонкости авторских приоритетов. Хотя общеизвестно, водился грех за Пикассо, приворовывал он чужие идеи… Ну ведь, договорились они как-то с Браком делить лидерство совместно. Что нам до этого?      Проблема в том, что кому-то: то ли самому Пикассо (что вполне возможно), то ли его галеристам (что не менее возможно), захотелось установить первенство Пикассо в открытии нового направления явней явного – чтобы не возникало вопросов. Для этого пришлось причислить к кубизму так называемый «африканский период» его творчества. Будто этот период и конкретно картина этого периода «Авиньонские девицы» являются первыми кубистическими работами. Похоже, здесь важным было установление более ранней даты - 1907 г., а не логика развития. Подобные случаи не редки в истории искусства. В стилевом отношении картины «африканского периода» и кубистические работы 1908 года, которые принято считать сезанновским периодом кубизма, очень различны. Различны до того, что никак не могут быть причислены к одному стилю. В них вложены разные смыслы, поэтому стилевого единства между ними быть не может. Не заметна также линия развития от одного к другому, подобно логичному развитию от сезанновского периода к аналитическому.      Настоящая публикация по понятным причинам не может вместить подробный анализ стилистических характеристик «африканского периода» Пикассо (1907 г.) и первых кубистических работ Брака (1908 г.). Но, даже при беглом анализе, возникает ряд существенных вопросов. Например: «Почему Пикассо резко отказывается от дальнейшего «африканизированного» изображения фигур и начинает рисовать «кубиками»?» «Почему ни одна пластическая находка «африканского периода» не получила дальнейшего развития в кубистическом периоде?»      Ответ напрашивается сам собой: к осени 1908 года у Жоржа Брака сформировалась пластическая идея нового стиля, которому затем буквально последовал Пикассо.      Если принимать начало кубизма с 1908 года (т.е. с первых кубистических работ Брака), то идея нового стиля становится ясной и простой. На первом этапе (1908-1909) никаких кардинально новых, авангардных идей не было. Брак и Пикассо почти буквально следовали постулатам Сезанна, за исключением очень важной отличительной детали, которая впоследствии сыграла исключительную роль для бурного преображения искусства ХХ века. Этой отличительностью было построение пространства, которое вначале «почти», а затем «окончательно» потеряло иллюзорную глубину и вместе с ней визуальную перспективу. Вместе с исчезновением иллюзии пространства, иллюзия предметов стала не то что необязательной, но неуместной. В каждой последующей картине, предметы и пространство становились все более и более условными. Это означало конец эпохи иллюзиона.      Поверхностная иллюзионистическая видимость реальности в картине отныне не отвечала возросшему запросу новой эстетики, воспринималась банальностью, неискренностью, дешевым фокусом.      Наступала эпоха новой реальности.

Закономерности развития искусства от импрессионизма до наших дней:

(см. посты)

__________________________________________________________________________________

Искусство XX века;   О течениях и направлениях;   Клод Моне   Забытые импрессионисты;   Эдгар Дега;   Камиль Писсарро;   Огюст Пьер Ренуар;   Альфред Сислей;   Поль Сезанн;   Поль Гоген;   Винсент Ван Гог;   Пуантилизм;   Анри Матисс;   Рауль ДЮФИ, Морис де ВЛАМНИК, Кес ван ДОНГЕН, Андре ДЕРЕН;   Пьер Боннар, Эдуар Войар, Морис Дени;   Модерн;   Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода;   Гюстав Климт.;   Эгон Шиле;   Оскар Кокошка;   Леон Бакст; Михаил Врубель;   А. Головин, В. Борисов-Мусатов;   О модерне и детерминированности;   Экспрессионизм;   Эдвард Мунк;   Жорж Руо;   "Мост";   Эрнст Людвиг Кирхнер; Эрих Хеккель;  Карл Шмидт-Ротлуф;  Эмиль Нольде; Макс Пекштейн; PS: о выставке «Дегенеративное искусство» и невежестве; "Авиньонские девицы";

___________________________________________________________________________________

 (продолжение следует)

newart-paintab.blogspot.com

КУБИЗМ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

КУБИЗМ (фр. cubismе, cube – куб), направление во французском искусстве 1900–1910-х, начало которому положило совместное творчество Пабло Пикассо и Жоржа Брака в десятилетие, предшествовавшее Первой мировой войне. Наивысшего расцвета достиг в 1911–1918. Для произведений художников этого направления характерно преобладание прямых линий, острых граней и кубоподобных форм. Термин «кубизм» впервые применил критик Леон Восель в 1908, описывая работы Брака, отвергнутые Осенним салоном этого года.

Кубизм представляет собой сложное художественное явление, объединившее живописцев и скульпторов, музыкантов и поэтов. Простую формулировку основных целей и принципов кубизма дать довольно трудно; в живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции, и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (1907–1909), аналитический (1909–1912) и синтетический (1913–1914) кубизм.

Сезанновский кубизм.

Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм предметов. По словам одного из первых исследователей современного искусства Андре Сальмона, кубизм явился реакцией на отсутствие формы в импрессионизме, а его развитие обязано идеям постимпрессионистов, особенно художников-символистов, которые противопоставили чисто живописным целям и интересам импрессионистов явления смыслового порядка. Следуя трансцендентализму конца 19 в., они утверждали, что настоящей реальностью обладает идея, а не ее отражение в материальном мире. Роль художника, таким образом, состоит в том, чтобы создавать символические формы для воплощения идей, а не имитировать изменчивый облик вещей. Эта концепция стала поводом к анализу средств, находящихся в распоряжении художника, выяснению их выразительных возможностей и утверждению идеала чисто экспрессивного искусства, подобно музыке мало зависящего от внешнего мира. У символистов эксперименты в этой области в первую очередь относились к линии и цвету, но такой аналитический подход, однажды примененный, неизбежно привел и к анализу формы.

Непосредственное влияние на формирование кубизма оказали эксперименты с формой в живописи Поля Сезанна. В 1904 и 1907 в Париже прошли выставки его работ. В портрете Гертруды Стайн, созданном Пикассо в 1906, уже чувствуется увлечение искусством Сезанна. Затем Пикассо написал картину Авиньонские девицы, которая считается первым шагом на пути к кубизму. В ней, вероятно, воплотился интерес художника к примитивной иберийской и негритянской скульптуре. В течение 1907 и в начале 1908 Пикассо продолжал использовать в своих работах формы негритянской скульптуры (позднее это время стали называть «негритянским» периодом в его творчестве).

Осенью 1907 произошли два важных события: ретроспективная выставка Сезанна и знакомство Брака и Пикассо. Лето 1907 Брак провел в Эстаке, где увлекся живописью Сезанна. С конца 1907 Брак и Пикассо начали работать в кубистическом стиле.

Кубисты, находившиеся под сильным влиянием некоторых постулатов, сформулированных Сезанном и опубликованных Эмилем Бернаром осенью 1907, стремились выявить простейшие геометрические формы, лежащие в основе предметов. Чтобы полнее выразить идеи вещей, они отвергли традиционную перспективу как оптическую иллюзию и стремились дать их всеобъемлющее изображение посредством разложения формы и совмещения нескольких ее видов в рамках одной картины. Повышенный интерес к проблемам формы привел к разграничению в использовании цветов: теплые – для выступающих элементов, холодные – для удаленных.

 IGDA/G. Nimatallah/© 1997 Estate of Pablo Picasso/Artists Rights Society (ARS), New York ПАБЛО ПИКАССО. АВИНЬОНСКИЕ ДЕВИЦЫ. 1906–1907. Музей современного искусства, Нью-Йорк. IGDA ЖОРЖ БРАК. СКРИПКА И ГАЗЕТА

Аналитический кубизм,

вторая фаза кубизма, характеризуется исчезновением образов предметов и постепенным стиранием различий между формой и пространством. В картинах этого периода появляются переливчатых цветов полупрозрачные пересекающиеся плоскости, положение которых четко не определено. Расположение форм в пространстве и их отношение к крупным композиционным массам постоянно меняется. В результате возникает визуальное взаимодействие формы и пространства.

Элементы аналитического кубизма появились в работах Брака уже в 1909, а в произведениях Пикассо – в 1910; однако более сильный импульс развитию этой фазы стиля дало художественное объединение «Золотое сечение», которое основали в 1912 Альбер Глез, Жан Метценже и братья Марсель Дюшан, Раймон Дюшан-Вийон и Жак Вийон. В том же году вышла книга Глеза и Метценже О кубизме, а в 1913 поэт Гийом Аполлинер опубликовал книгу Художники-кубисты. В них были изложены основные принципы эстетики кубизма, в основе которой лежала концепция динамического, постоянно изменяющегося универсума Анри Бергсона, а также открытия естественных наук и математики, сделанные на заре индустриальной эпохи. Художнику отводилась роль создателя нового способа видения мира.

 Archivio I.G.D.A. МАРСЕЛЬ ДЮШАН. ОБНАЖЕННАЯ, СПУСКАЮЩАЯСЯ ПО ЛЕСТНИЦЕ

Синтетический кубизм

отметил радикальное изменение в художественном восприятии движения. Впервые это проявилось в произведениях Хуана Гриса, который стал активным приверженцем кубизма с 1911. Синтетический кубизм стремился обогатить реальность созданием новых эстетических объектов, которые обладают реальностью сами по себе, а не являются лишь изображением видимого мира. Для этой фазы стиля характерно отрицание значимости третьего измерения в живописи и акцентирование живописной поверхности. Если в аналитическом и герметическом кубизме все художественные средства должны были служить созданию изображения формы, то в синтетическом кубизме цвет, фактура поверхности, узор и линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта.

Первые признаки этого направления наметились уже в 1912, но наиболее полное воплощение оно получило в коллажах 1913. На холст наклеивались разных очертаний и фактуры фрагменты бумаги – от газет и нот до обоев. Художники утверждали, что поверхность картины представляет собой не иллюзорное воспроизведение реальности, а самодостаточный объект. Вскоре, однако, кубисты оставили технику аппликации, потому что, как им казалось, фантазия художника может создавать более богатые комбинации элементов и фактур, не ограничиваясь возможностями бумаги.

К 1920-м годам кубизм практически окончил свое существование, оказав заметное влияние на развитие искусства 20 в.

 IGDA/G. Nimatallah ХУАН ГРИС. КУРИЛЬЩИК. 1913. Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид.

Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»

Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?

www.krugosvet.ru

Кубизм — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

ПИКАССО Пабло («Авиньонские девушки»)

Куби́зм (франц. cubisme, от cube — куб), направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства.

Художники издавна привыкли изучать и пропорционировать объекты своего изображения (в особенности фигуру человека), выравнивая их поверхности в рисунке или эскизе в виде гладких плоскостей и тем самым придавая объемам подобие геометрических тел. Однако лишь в начале 20 в. этот расхожий прием стал сознательно конструируемым методом. Великим предшественником кубизма был П. Сезанн, в своем зрелом творчестве стереометрически упрощавший формы таким образом, что их грани намечали совершенно новую пространственную систему, в пределах которой изображение уже не пассивно предстояло зрителю, а как бы «выдвигалось» ему навстречу.Начинания Сезанна продолжили П. Пикассо и Ж. Брак, с творчества которых кубизм берет свое прямое начало. Этапную роль сыграли картины «Авиньонские девицы» Пикассо (1907) и «Дома в Эстаке» Брака (1908), именно по отношению к такого рода браковским пейзажам критик Л. Восель и употребил в том же, 1908-м, слова «геометрические схемы и кубы», — слова, из которых, собственно, и народилось название течения. Первая групповая экспозиция кубистов (с участием Ф. Леже, Р. Делоне, А. Лефоконье, Ж. Метценже и А. Глеза) состоялась в 1911 в отдельном помещении парижского «Салона независимых».

Первоначально сосредоточенное во Франции, развитие кубизма в 1910-е гг. охватило многие страны Европы. Важную роль в его пропаганде сыграла книжка-манифест Глеза и Метценже «О кубизме» (1912). Эволюция направления четко делится на три этапа (впервые обозначенные в 1930-е гг. американским искусствоведом А. Барром).

Для 1-й стадии («аналитического кубизма») характерен сдержанный, даже суровый колорит, основанный на коричневато-охристых, зеленых и синих тонах. Человек и природа здесь действительно геометризуются с подчеркиванием массивной весомости их «выпирающих» на зрителя форм. Значение традиционного сюжета сводится к минимуму, и ведущим жанром становится натюрморт (со сравнительно простыми постановками, воспроизводящими рабочую атмосферу мастерской). Нередко при исследовании данного периода специально выделяется предварительная, «сезаннисткая» (т.е. подражательная по отношению к Сезанну) его глава, собственно же «аналитическим» кубизм предстает в 1910-1912 гг., когда после первых своих, более монументальных, опытов, художники начали дробить изображение на все более мелкие грани.

В 1912-1914 гг. наступает фаза «синтетического кубизма», причем и здесь Пикассо и Брак лидируют. Иллюзорная объемность сходит на нет, образы распластываются и частично заменяются реальными, наклеенными на холст материалами и предметами (так нарождается новая техника «коллажа»). Возрастает значение надписей и текстов, порою символических (так, Пикассо, используя газетные наклейки, специально подбирает заголовки о катастрофах и социальных волнениях, вероятно, подчеркивая тем самым «революционное» значение нового художественного метода). Благодаря коллажам картина отчасти превращается в рельеф, и поэтому кубизм (в творчестве А. Лорана, Р. Дюшан-Вийона, О. Цадкина, Ж. Липшица и др.) вскоре охватывает и скульптуру.Во 2-й половине 1910-х гг. наступает период «декоративного кубизма», названного так из-за возросшей пастозности и яркости его красок. Но в эти годы кубизм по сути уже разлагается, порою неразличимо сливаясь с другими течениями (в первую очередь, с футуризмом). Ряд былых кубистов еще раньше вырабатывает свои собственные методы («орфизм» Делоне, «тубизм» Леже и т. д.). В целом же начальный импульс кубизма оказывается исключительно мощным, подчиняя своему влиянию многие виды искусства, в том числе архитектуру и дизайн (в Чехии в это десятилетие складывается даже особое направление сугубо архитектурного кубизма).Его предчувствия часто находят в живописи М. А. Врубеля с его «кристаллической» манерой письма. Но подлинным его первооткрывателем явился здесь предприниматель и коллекционер С. И. Щукин, привезший в Москву ранние кубистские опыты Пикассо. В целом же русский кубизм был сугубо переходным явлением, своего рода «школой авангарда» (порою и непосредственно школой, поскольку ряд крупных российских авангардистов, — А. В. Лентулов, Л. С. Попова, Н. А. Удальцова, — учились в 1911-1913 гг. в парижской Академии «Ла Палетт» у Лефоконье и Метценже).

Однако и позднее, в свой витебский период (1919-1922) Малевич утверждал: «Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм».

megabook.ru

Кубизм

Критический реализм, который достиг расцвета во второй половине XIX в., только частично отвечал новым социальным и идейным запросам. Искусство критического реализма не воплощало в себе революционных идеалов, не указывало новых реальных путей прогрессивного преобразования общества.

Реализм вступал в новую, высшую стадию своего развития — созревал метод социалистического реализма, значительно расширявший возможности социального и эстетического воздействия искусства.

Экспериментировавшие в области формы художники не ставили перед собой задач более полного воплощения в своих произведениях прогрессивных социальных и эстетических идеалов, ограничиваясь решением узких, частных задач. Эти частные вопросы — передача средствами живописи и скульптуры объёмности, движения, времени, цвета и света — были поставлены и по-своему решены художниками-модернистами путем чистого формотворчества, который подразумевал разрушение единства формы и содержания. Это, в свою очередь, в качестве закономерного итога приводило к отрицанию необходимости осмысленного содержания в художественном произведении.

Характеристика направления

Кубисты объявили художника автономным творцом «иной» действительности. Именно кубисты стали создавать произведения больше не для подражания природе, не для её организации, а для создания, в свою очередь, творения, несущего печать человека, истинное произведение архитектуры, т. е. произведение, способное заставить временами поверить в онтологическую свободу.

Формируя своё направление, кубисты подчеркивали его противоположность всему ранее созданному изобразительному искусству, которое пренебрежительно определялось ими как «подражательное».

Особенно подчеркивается кубистами «аскетизм» их направления, «строгость, доходящая до иррационализма». Этому способствовала цветовая неиндивидуализированность кубистских произведений искусства, их колористическая невыразительность. Каждый цветовой оттенок, каждая модуляция цвета превращается у кубистов в плоскость (т. е. в элемент формы). Выраженные таким способом плоскости кубисты сочетают резко, не избегая контрастов. Они пытаются этим более четко выразить плоскость, представить её более «твердой».

Формалистическая узость задачи художника-кубиста, ограниченность художественных средств приводят к снижению художественных возможностей, к стиранию индивидуальности художника. Задачу живописи кубисты сводят к изображению цветного объёма на плоской поверхности. К решению этой задачи они подходят абстрактно, без учета материальных закономерностей реального мира. Создаваемые кубистами объекты изобразительного искусства приобретают самодовлеющее значение. «Приверженность кубиста объектам такова, — пишет французский историк искусства Б. Дориваль, — что он ищет их внутри себя, независимо от правдоподобия и каких-либо изменений».

Антидиалектическое отношение к действительности определяет статичность кубистского искусства. Скульпторы и художники-кубисты нарочито избегают всяких элементов, передающих жизненную динамику, мрачные грани тяжеловесных геометрических фигур придают произведениям искусства этого направления незыблемость, давящую тяжесть.

Отвергая динамизм, кубисты отрицают само понятие времени, восприятие во времени различных сторон объекта. Многоплановость объекта передается на их полотнах через единовременное изображение его черт. Попытка показать лицо человека как бы видимым одновременно с разных сторон приводит к появлению, например, изображений лица в профиль с двумя глазами и несколькими носами. В искусстве кубизма этот прием вызывает резкое нарушение норм восприятия картины, что делает её мало коммуникативной.

Прогрессирующий процесс потери коммуникативности в произведениях кубистского искусства прослеживается довольно отчетливо. В ранних полотнах, ещё не совсем оторванных от действительности, наблюдаются отдельные моменты деформации, затрудняющие восприятие произведения.

С развитием кубизма исчезают и те немногие «опорные пункты», которые в какой-то степени позволяли воспринять замысел художника, — отдельные детали, отражающие действительность. Замена частей предмета или человеческого тела геометрическими фигурами делает кубистское изображение неузнаваемым, а замысел художника невоспринимаемым зрителями. Такова, например, кубистская скульптура Жака Липшица «Человек с гитарой». Не прочитав подписи под произведением или его репродукцией, невозможно соотнести изображение с каким-либо реальным предметом или явлением.

Геометрия кубизма

Нагромождение геометрических плоскостей не вызывает у зрителя никаких ассоциаций с формами реальности.

Такого рода «обессмысленные» произведения кубизма не поддаются эстетическому анализу, и эстетики долгое время подменяли критическое осмысление произвольным формалистическим толкованием, лишенным всякой основательности. Так, в книге «Мастера искусства модернизма» скульптура Ж. Липшица «Человек с гитарой» описывается следующим образом: «Липшиц в своем «Человеке с гитарой» свел взаимозамыкающиеся и взаимопроникающие плиты и призмы в монументальную конструкцию, которая допускает рассмотрение её почти под любым углом зрения. Ее прямые линии разнообразятся случайными кривыми. В частности, круглую резонаторную дырку гитары скульптор с исключительным формальным остроумием проделал через все тело музыканта». Подобный критический анализ не раскрывает ни художественной ценности, ни смысла произведения. Впрочем, уровень анализа в данном случае «задан» уровнем анализируемого произведения.

Производимое в картинах и скульптурах искажение реальности кубисты упорно называют не деформацией, а «реформацией» и, создавая разумно не воспринимаемые произведения, претендуют на «тотальное изображение предметов». Свои притязания на «тотальность» кубисты реализуют чисто формалистическим путем — посредством отказа от изображения самого предмета. Художники-кубисты выработали определённую схему расположения на полотне геометрических фигур, заменяющих части предмета. Следуя такой схеме, художники-кубисты создают однотипные произведения, составляющие определённый период в существовании этого направления. Наиболее характерной для кубизма являемся схема, созданная и использованная художниками этого направления в 1910—1912 гг. Она отчетливо видна в картине кубиста Хуана Гриса «Гитара и цветы»: он пользуется очевидной геометрической схемой рисунка, при помощи которой композиции придается основной порядок путем разделения полотна на четыре части: вертикально, горизонтально и дважды по диагонали. Совершенно аналогично строится картина Жоржа Брака «Девушка с гитарой» и многие другие.

Сезанн

Определение раннего периода существования кубизма как «сезанновского» вызывает самые решительные возражения: ни в одной из стадий своего существования кубизм не был непосредственно связан с Сезанном — ни с его эстетическими воззрениями, ни с практикой его искусства. Кубизм противоположен творчеству Сезанна по своему художественному методу.

Картины Поля Сезанна

Объектом искусства Сезанна является окружающий материальный мир. Кубисты же пользовались методом формализма, объекты их искусства — само произведение. Сезанн посвятил жизнь задаче «развития искусства в контакте с природой». Кубисты оторвали своё искусство от природы, пойдя по пути абстрактного формотворчества и деформации реальности. Сезанн предостерегал художников от опасности искажения жизни в угоду теориям. «Художник должен отказаться от всякой точки зрения, которая не основывается на вполне сознательном наблюдении характерного. Он должен опасаться следовать теоретической установке, которая так часто побуждает художника отступить от истинной дороги — это значит от конкретного изучения природы, — чтобы надолго заблудиться в непостижимой спекулятивности... Все же я вновь и вновь возвращаюсь к следующему: художник должен посвятить себя целиком изучению природы и создавать картины, которые служат делу познания». Эту точку зрения, основанную на его художественной практике, Сезанн высказал в 1904 г., оставаясь ей верным всю свою долгую творческую жизнь.

Кубисты объявили своё искусство «концептуальным» и всю свою практическую деятельность посвятили, выражаясь словами Сезанна, «непостижимой спекулятивности», от которой Сезанн как раз и предостерегал художников. Сезанн использовал геометрические формы как одно из средств, один из приемов отражения в искусстве действительности. Но отдельный прием ещё не определяет творческого метода. Кубисты не заимствовали и не развили творческий метод Сезанна в его целостности, они выхватили один из его приемов, выхолостили его и превратили в самоцель, противопоставили его реализму. Спекулируя на авторитете Сезанна, они попытались придать значимость своим лишенным смысла формалистическим изысканиям.

Проблема соотношения творчества Сезанна и кубизма выходит за рамки частных вопросов оценки живописи Сезанна и определения истоков кубизма. Она имеет общее методологическое значение. Вопрос об использовании отдельных приемов не может решаться отвлеченно от общих эстетических позиций художника, пользующегося тем или иным приемом. Характер использования конкретного приема в художественном творчестве определяется прежде всего творческим методом художника. Один и тот же прием может служить самым противоположным целям. Деформация в реалистическом искусстве, применяемая, например, в гротеске, в дружеском шарже, карикатуре, является средством отражения реальности, она не снимает, а усиливает элемент оценки художником отражаемого явления, подчеркивает творческую индивидуальность художника.

Художественный прием в процессе творчества не выступает в чистом виде, он опосредован мировоззрением художника, его творческим методом. Абстрактное выделение художественного приема неизбежно приводит к путанице в оценках явлений искусства. Примером такого антинаучного смещения оценок является приравнивание приема «геометризации» у Сезанна к формотворчеству кубистов.

Эволюция кубизма

Абстрактное рассмотрение приемов художественного творчества вне связи с творческим методом нередко используется теоретиками искусства в их попытках «растворить» реализм в различных направлениях модернистского искусства.

Говоря о стадиях (периодах) в эволюции кубизма, исследователи исходят из сугубо формальных оснований периодизации. Теоретик искусства модернизма К. Грей в своей книге «Эстетические теории кубизма» определяет «аналитическую» фазу существования этого направления следующим образом: «Первая фаза кубизма характеризуется более или менее острым различием между проблемами формы и пространства. Имеется известная «логика», но имеется и объект, к которому эта логика обращена. Объект анализируется и интерпретируется, но он все ещё сохраняет свою объективную реальность».

Кубизм усматривает задачу искусства в выражении «идей», предшествующих формам.

Процесс эволюции кубизма демонстрирует усиление в нём по мере его развития идеалистических элементов, постепенный отрыв кубистского искусства от жизни вплоть до полной потери им коммуникативности.

Пикассо

Возникновение кубизма связывается, как правило, с именем Пабло Пикассо. Критика видит достоинства его «Авиньонских девиц» в «резкости почерка, острой свежести палитры, отсутствии всякой перспективы и настоящей светотени». Пикассо работает параллельно и рядом (в одном доме) с кубистами, не будучи формально участником этого направления. Он строит свои картины по тем же принципам, что и художники-кубисты, но к кубизму как школе относится скептически. Он рассматривает свои эксперименты как поиски новых средств художественной выразительности. Пикассо стремится найти новые формальные художественные средства, в то время как кубисты ставят себе целью искать независимо от результатов этих поисков.

Картины Пабло Пикассо

Принципы направления

Формулируя в своих теоретических работах основные принципы художественной практики направления, кубисты прежде всего обозначили как порочное всякое искусство, связанное с жизнью и стремящееся отразить явления действительности: «Единственное возможное заблуждение в искусстве — это подражание», — пишут французские кубизма А. Глез и Ж. Метценже.

Кубисты заявляют, что, после того как живопись отказалась от подражания предмету линиями и цветом, задача художника — выразить средствами искусства «пластическое осознание инстинкта». «Мы далеки от мысли, — поясняют при этом кубисты, — ставить под сомнение существование объектов, воздействующих на наши чувства. Но, подходя разумно, мы не можем иметь уверенности ни в чем, кроме образов, которые они создают в нашем уме». И далее: «Мы ищем главное, но мы ищем его в нашей личности, а не в некой вечности, которую математики и философы так усердно фабрикуют». Приведенные высказывания обнаруживают субъективно-идеалистический, интуитивистский характер мировоззрения кубистов — философская основа, на которой базировался модернизм с самого начала в качестве направления в искусстве.

Отказавшись от попыток отобразить реальный мир, кубисты сосредоточились на формотворчестве, откровенно провозгласив его целью своей деятельности. В теоретическом плане кубисты пытались найти соответствия между линиями и цветом, утверждая, например, что кривые линии так же соотносятся с прямыми, как холодные тона с тёплыми.

Некоммуникативные творения кубистов вызывали у зрителей недоумение, а часто и возмущение. Однако кубисты не желали объяснять подобную реакцию особенностями своего творчества, они винили в непонимании, косности зрителей, к которым относились свысока. Называя зрителей «толпой», они претендовали на безоговорочное превосходство над ней.

Отношения обоюдного непонимания художников-кубистов и зрителей стали характерными и для других направлений модернистского искусства. Искусство кубизма оторвалось от зрителей и по существу своему стало антинародным.

При сопоставлении теоретических положений и художественной практики кубизма с современными им и распространенными в XX в. идеалистическими философскими теориями становится очевидной связь кубистов с учениями А. Шопенгауэра и А. Бергсона. Взаимосвязь реальных объектов и явлений, с их точки зрения, не может интересовать художника, это — предмет науки как низшего по сравнению с искусством типа познавательной деятельности.

Кубисты сделали попытку реализовать в своих произведениях понимание идеи как единства, нерасчлененного в пространстве и времени. Вслед за Шопенгауэром они выступили против реальности категории времени. Статичность как атрибут кубистских полотен была, по существу, символом отрицания динамики, движения материи. У Шопенгауэра же была позаимствована идея о безличном характере искусства, о деперсонализации художника.

В философско-эстетическом отношении теоретические программы кубистов были шагом назад даже в сравнении с Шопенгауэром: они изгнали из искусства прекрасное и возвышенное, тем самым лишив его главных средств эстетического воздействия на человека. В отличие от Шопенгауэра, кубисты настаивали на интрансцендентном, «несерьёзном» характере искусства.

Арсенал своих философских идей кубисты обновили учением А. Бергсона. Под воздействием Бергсона искусство модернизма приобрело очевидный субъективистский характер. У кубистов разум ещё не был отброшен полностью (как позднее у сюрреалистов), хотя и участвовал только как инструмент деформации реальности.

Кубизм – уникальное направление в искусстве начала 20-го века. Пластический язык направления основывается на разложении и деформации предметов на несколько геометрических плоскостей и на пластических сдвигах формы. Большинство русских художников провели свой творческий путь именно сквозь увеличения кубизмом, зачастую соединяя его принципы с интересными приемами иных художественных и современных направлений, например, примитивизма и футуризма.

Специфическим типом интерпретации кубизма с ярко выраженным русским оттенком искусства стал кубофутуризм. Рождение направления датируется 1907-08 годами – как раз накануне первой мировой войны. Новое течение в устаревшем модернистском искусстве вызвало неминуемое бешенство со стороны мещан. В свое время за кубизмом в искусстве стоял круг критиков и поэтов, которые следовали философии Бергсона, как ни странно, они то же именовали себя кубистами.

Ушли из дома в музей кубизма? Не забудьте сделать запись аудио на автоответчик, чтобы узнать кто вам звонил пока вы наслаждались прекрасным.

Одной из основных тенденций кубизма стало доминирование основной концепции над художественной и личной ценностью картины. Еще Гегель заметил, что искусство новых времен все больше будет проникаться рефлексией, а привитое обществом образное мышление постепенно вытиснится абстрактным. Иными словами грань между практическим творчеством и искусствоведением становилась очень тонкой. Если в кубизме данная тенденция присутствовала в виде зачаточного состояния, то в постмодернизме она стала доминирующей.

Отцами кубизма принято считать Пикассо и Брака. Но к новому течению сразу примкнули Делоне, Хуан Грис и Фернан Леже. Они сумели произвести на мир искусства того времени сенсационное преобразование существующей художественной реальности, которую доселе никто видеть и представить не мог – разложение формы на кубы.

gallerix.ru

Кубизм. Часть девятая: Аналитический кубизм

Кубизм. Часть девятая: Аналитический кубизм

Весной 1909 года Брак отправляется в город своего детства Гавр. В Гавре он пишет картину «Гавань в Нормандии», на которой выводит кубистические искажения на новый уровень – элементы изображения смело раздроблены и больше не представляют из себя цельные объемные единицы. Сюжет картины все еще узнаваем, хотя читается он уже не так просто.

Жорж Брак – Гавань в Нормандии (весна 1909)image

Пикассо очень понравилось, хотя несколько дней он и подозревал, что Брак что-то курил без него. Начиная с этого момента и вплоть до 1912 года Брак и Пикассо соревнуются в умении эстетично дробить форму. Этот период их творчества называют аналитическим кубизмом.

Пабло Пикассо – Натюрморт с бутылкой ликера (лето 1909)image

Осенью 1909 года Брак производит картину «Скрипка и палитра». Ключевой ее деталью является реалистичный гвоздь, на который подвешена палитра. Картина получилась добротная и потом, весной 1910 года, Брак решает еще разок забить в картине гвоздь (работа «Скрипка и кувшин») и даже помещает его в том же месте.

Но теперь гвоздь «вбит» в само полотно и уже не находится в пространстве картины, а наоборот, подчеркивает, что картина сама является объектом - плоским холстом с нанесенной поверх краской. Это первый опыт кубистов с помещением «реальных» объектов-обманок на картины.

Жорж Брак – Скрипка и палитра (осень 1909)imageЖорж Брак – Скрипка и кувшин (1910)image

Пикассо тем временем пытается вернуть цвет в свою живопись. Но не в качестве средства для обозначения света и тени, выявления формы, нет! Он хотел использовать его как самодостаточный, не менее важный, чем форма, элемент. Эти попытки, как правило, были неудачными, и ему приходилось перекрывать такой цвет. Единственным исключением стала небольшая картина с обнаженной (примерно 18 x 23 см), в которой участок ткани был ярко красного цвета. К сожалению, мне не удалось найти название картины, которая имеется в виду.

Брак проводит лето 1910 года в Эстаке. Его увлекла тема «реальных» объектов, которые изображаются привычно, без искажений. На картине «Гитарист» Брак впервые добавляет буквы в сюжет, что вызывает у зрителя ассоциации с рекламными плакатами и витринами (а создание плакатов и витрин в то время было недостойно художников и никак не ассоциировалось с искусством).

Жорж Брак – Гитарист (лето 1910)image

После войны с цветом Пикассо решает сосредоточиться на структурной составляющей картин. И в Кадакесе, где он проводит лето 1910 года, Пабло впервые «вскрывает» форму. Вместо изображения замкнутых объектов с их «кожей» - внешней оболочкой, обозначенной на картине при помощи светотени, Пикассо пытается отразить их «нутро». Он выстраивает композицию по своеобразной схеме, в которой отводится место для стереометрического отображения любой из сторон, либо даже для внутреннего устройства объекта.

Замкнутая форма, которую кубисты использовали до этого, не позволяла им добиться желаемого эффекта. Во-первых, возникал вопрос, насколько далеко они ушли от «имитации» - для формирования объекта они, как это было принято и ранее, использовали светотень и другие известные приемы. Но в реальном мире объекты могут существовать и в темноте, и человек автоматически воспроизводит их в памяти по тактильным ощущениям и, таким образом, «видит» и без света. Живопись ранее никогда не касалась этого аспекта, и изображение замкнутой формы традиционными методами – не более чем иллюзия формы.

Другой проблемой была деформация объектов, которая неизбежно тревожила зрителя. Пабло по этому поводу вспоминал комментарий своего друга, скульптора Маноло, относительно одной из картин: «Что бы ты сказал, если бы тебя на вокзале родители с такими лицами встретили?» (в некоторых источниках утверждается, что фраза была сказана перед картиной «Авиньонские девицы»). Но эта проблема уходит, как только на картине перестают находиться реальные видимые предметы.

С этих пор Брак и Пикассо пытаются посредством подобных схем воссоздать объекты своих произведений скорее в воображении зрителя, чем непосредственно на холсте.

Пабло Пикассо – Женщина с мандолиной (лето 1910)image

Методика и идеология работы над такой картиной заключалась в следующем: вместо того, чтобы начать с переднего плана и затем продолжить пространство картины, придавая ему иллюзию глубины, художники начинали с ясного, четко расположенного в пространстве заднего плана. Дальше они разрабатывали что-то вроде схемы, в которой каждому объекту отводится определенное место относительно заднего плана. Организованная таким образом работа дает очень пластичное представление о натуре.

Пабло Пикассо – Туалетный столик (лето 1910)image

Но если на картине присутствует только вышеупомянутая схема, невозможно понимать ее как «изображение» внешнего мира – зритель только и увидит, что плоскости, цилиндры, кубы и т.п. На данном этапе «реальные» объекты Брака начинают играть особенную роль в кубистических произведениях. Пикассо и Брак используют реалистически изображенные детали в качестве стимулов, вызывающих желаемые ассоциации. Комбинация стимулов и схемы позволила художникам конструировать законченное изображение в воображении зрителя.

Но, несмотря на присутствие таких стимулов на картинах, не знакомому с основными принципами кубизма зрителю все равно сложно правильно воспринять изображенное. Поэтому подавляющее большинство работ Пикассо и Брака имеют говорящие названия: «Бутылка и стакан», «Игральные карты и кубик» и так далее. При таком подходе на начальном этапе определенные образы вызываются у зрителя в памяти. В дальнейшем он свободнее видит и воспринимает стимулы и, ориентируясь по ним, получает более полное представление об изображенных объектах. (© Канвайлер)

Жорж Брак – Читающая женщина (1911)image

Пикассо брак кубизм канвайлер

    qumark.tumblr.com


    Смотрите также