Творчество Гюстав Курбе. Картина курбе


Художник Гюстав Курбе. - История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Цитата сообщения Marginalisimus

С Днём рождения, Гюстав Курбе! ( Gustave Courbet июнь10, 1819)

Э. Золя писал: «Это был удивительный мастер: крепость фактуры, непогрешимость техники остаются непревзойденными в нашей школе. Надо обратиться к итальянскому Возрождению, чтобы найти такую уверенную и сильную кисть»Гюстав Курбе пишет в автобиографии о себе в третьем лице:

Автопортрет с черной собакой (1842)

«Родился в Орнане (Ду) 10 июня 1819 года, начал свои занятия в семинарии родного города, закончил их в Королевском коллеже Безансона. (Во время изучения философии в Безансоне часто посещал г. Флажуло, который был учеником Давида и Гро. Это было началом его знакомства с историей искусства, начиная с французской школы.) Затем он провел год у профессора математики г. Делли, который, вопреки желанию семьи, поощрял его призвание к живописи. Отец предназначал сына к юридической карьере.

Приехав в Париж, он был сильно разочарован, увидев картины французской школы, и заявил своим товарищам, что, если бы в этом заключалась живопись, он никогда не стал бы художником. Он смотрел в Париже все, что имело отношение к живописи, и привел в порядок свои мысли. Он начал серьезное и продуманное изучение всех школ в их последовательности.

La Vague

Его личность, казавшаяся очень странной и оригинальной его товарищам, была причиной того, что за ним следовали повсюду, повторяя его слова. У него была образная речивость, и он ловко пользовался теми небольшими знаниями, которыми обладал. Его прозвали "Курбе-проповедник".

Товарищи преднамеренно завели его как-то в Люксембургский музей, чтобы заставить говорить. Поставили его перед Делакруа и спросили, что он думает о его картинах. Затем повторяли его дерзкие слова: "Я завтра бы сделал так же, если бы посмел".

The Grain Sifters.jpg

The Grain Sifters

Что касается Энгра, он ничего в нем сперва не понял. Лишь несколько позднее он заметил, что живопись всех этих людей имела свое значение, что все они искали средство для укрепления французского искусства. При виде их усилий он сказал себе: остается только промчаться мимо этого, как бомба.

В результате упорного труда он овладел подлинными средствами живописи, утерянными в Италии, Испании, Голландии, Бельгии, Германии. Он пошел по пути Гро и Жерико и почти с самого начала стал писать на уровне лучших образцов живописи, находящихся в наших музеях. Этот выходец с гор Ду и Юры, независимый республиканец от рождения по материнской линии, наследовал революционные идеи своего отца, либерала 1830 года и сентименталиста, и своей матери, рационалистки и католической республиканки.

Он забыл затем идеи и наставления своей молодости, чтобы пойти вслед за социалистами всех сект. По прибытии в Париж он был фурьеристом. Он примкнул затем к ученикам Кабе и Пьера Леру.

Одновременно с живописью он занимался философией. Он изучал французских и немецких философов. В течение десяти лет, вплоть до революции 1848 года, он ратовал вместе с редакторами "Реформ" и "Насиональ" за активную революцию. Но его мирные идеи рухнули перед лицом реакционных действий либералов 1830 года, якобинцев и бездарных реставраторов истории…

…Он никогда не имел учителей, вопреки тем, кто ему таковых приписывал. Его отец рекомендовал его своему кузену г. Удо, профессору права, который хотел насильно заставить его учиться и свел его к господину Стебену. На восьмой день Стебен посоветовал г. Удо предоставить Курбе самому себе…»

The Beach at Trouville at Low Tide.

Первые самостоятельные работы Курбе относятся к середине сороковых годов – это картины церковного содержания, ряд романтических по характеру композиций, а также несколько автопортретов и портретов. Один из них – «Автопортрет с собакой» – был выставлен в Салоне 1844 года. Следом за ней в Салоне появились в 1845 году – «Гитаристка», в 1846 году – автопортрет.

В 1847 году Курбе посетил Голландию. После этой поездки произошел перелом в творчестве художника. Под влиянием голландского искусства он порвал с романтизмом, по крайней мере, с его стилевыми приемами. Написанный в том же году великолепный автопортрет «Человек с трубкой» (№ 7) знаменует собой рождение нового искусства, в то же время утверждая вечную связь реализма с лучшими традициями романтизма.

The Trellis.jpg

Февральская революция 1848 года захватила Курбе. Он основывает социалистический клуб, принимая участие в издании недолговечного журнала своих друзей Шанфлери и Бодлера, создает эмблему французского народа, одержавшего победу на баррикадах… Но при этом не спешит на баррикады: «Это самое угнетающее зрелище. Я не дерусь, ибо не верю в борьбу при помощи ружей и пушек». Но Курбе не только сокрушался. Он борется при помощи своего оружия – кисти, резца, шпателя.

The Young Ladies of the Village.

Перед этой картиной, получившей вторую золотую медаль, Делакруа воскликнул: «Видел ты когда-нибудь что-либо подобное по своей силе? Вот это – новатор, революционер». В чем же заключалось новаторство Курбе? Ни в чем ином, как в правдивом и неприкрашенном изображении полукрестьянской, полубуржуазной среды.

В том же 1849 году он создает грандиозную картину (3,14x6,65 метра) «Похороны в Орнане». Все в этом произведении было новым и необычным, сюжет, взятый непосредственно из жизни провинциальной Франции, изображение тяжелого события, вызывающего грусть у зрителей, прозаические участники церемонии – жители Орнана, написанные с натуры.

Когда Курбе стал компоновать на холсте свое произведение, у него сложился целый монументальный замысел. «В настоящий момент, – пишет он Вею, – я компоную мою картину на холсте. Я не только получил от кюре похоронные одежды, но даже убедил его позировать, так же как и викария. У меня с ним было два совершенно смехотворных разговора на моральные и философские темы. Я должен был несколько дней отдохнуть после картины, которую я только что сделал: больше не выносила голова. Все орнанцы считают честью фигурировать в "Похоронах"».

Знаменательно высказывание известного скульптора Бурделя об этом произведении: «Курбе универсален. В "Похоронах в Орнане" плачущие женщины – это все женщины, собака – это все собаки. Курбе берет природу у ее истоков и остается вполне человечным. Он станковый живописец, и в качестве такового я сужу о нем. Он не декоратор, а прирожденный живописец. В этой категории он первый в своей эпохе».

Petit dejeuner de chasse.

Dressing the Dead Girl (Dressing the Bride).jpg

Dressing the Dead Girl (Dressing the Bride)

«Возвращение крестьян с ярмарки» (1850), «Здравствуйте, господин Курбе» (1854).

Классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, реалисты сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами. Курбе чувствовал себя первооткрывателем, и это придавало его произведениям особую значительность: «Возвращение крестьян с ярмарки» (1850), «Здравствуйте, господин Курбе» (1854).

Здравствуйте, господин Курбе!, 1854, Музей Фабра, Монпелье

В мае 1854 года Курбе совершил поездку в Монпелье по приглашению Альфреда Брюйа, известного мецената и коллекционера. Курбе представил самого себя с тростью и ранцем за спиной в тот самый момент, когда по дороге в Монпелье его встретили Брюйа, его слуга и собака. Выбор подобного сюжета, написанного с прямолинейным реализмом и правдивостью, произвел сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1855 году.

Вскоре Курбе был объявлен поборником нового антиинтеллектуального типа искусства, свободного от условностей академической живописи на исторические и религиозные сюжеты. Отказавшись от литературных сюжетов в пользу реального мира, окружавшего художника, Курбе оказал серьезное влияние на Эдуарда Мане и импрессионистов. Говорят, что когда его попросили дописать в картине, предназначенной для церкви, фигуры ангелов, он ответил: "Я никогда не видел ангелов. Покажите мне ангела, и я напишу его".

Portrait of Jo The Beautiful Irish Girl CGF.

На Всемирную выставку 1855 года жюри допускает 11 полотен Курбе, но отвергнуты «Похороны в Орнане» и большая новая композиция «Мастерская художника». В ответ Курбе в павильоне, построенном в кустах сирени близ Выставки, устраивает свою выставку под названием «Реализм» – из 39 картин и 4 рисунков. Здесь посетители могут восхищаться разносторонностью его мощной творческой личности и одновременно возмущаться всем тем, что критика, – придя, наконец, к единому мнению, – называет революционностью Гюстава Курбе.

В обращении к посетителям «Антивыставки» говорилось: «Реализм, совокупность моих работ…» Из числа уже ранее известных картин там находились «Похороны», «Крестьяне деревни Флаже, возвращающиеся с базара», «Купальщицы», «Раненый», а также грандиозная картина, живописное выражение нового кредо артиста – «Мастерская художника». Об этой картине сам автор сказал: «"Мастерская художника" – реалистическая аллегория моей мастерской, резюмирующая семилетний период моего творчества». В самом деле, эта картина как бы подводит итоги творческих поисков Курбе. По своему живописному и идейному богатству это одно из самых сложных произведений художника.

Картина написана в теплых коричневатых тонах, придающих ей оттенок таинственности. На стене, служащей фоном, да и по всей картине, вспыхивают самые неожиданные цветовые блики, впечатляющие своей естественной непосредственностью. Портретное изображение людей из различных слоев общества, совместное присутствие которых в этой мастерской кажется, впрочем, несколько искусственным, игра света и теней, богатство тонов одежды и драпировок – все это изумляет зрителя единством широкого размаха сложной композиции и совершенством тщательно проработанных деталей, в том числе великолепного, словно светящегося тела женщины.

«Дробильщики камня»

Эта картина, так же как и «Похороны» и «Дробильщики камня», знаменует собой нечто большее, чем тот, – скованный чрезмерной детализацией, – реализм, который провозглашал Курбе. Изобразив живописными средствами, многосторонне и глубоко, жизнь и общество, художнику удалось создать крупное реалистическое произведение в современном значении этого понятия.

Пейзаж в Фонтенбло, 1855 Рейксмузеум, Амстердам

The Bathers.

Из полотен, представленных на выставке 1857 года, исключительного внимания заслуживают «Девушки на берегу Сены». По словам Прудона – наиболее художественное выражение «моральных, психологических и социальных идей».Известный писатель Т. Готье пишет: «"Девушки на берегу Сены" (какое странное название, между прочим) возвращают нас к тому экстравагантному жанру, которому художник обязан своей известностью. Это звучный удар по там-таму общественного мнения, цель которого заставить обернуться невнимательную толпу. Две толстые девицы, для которых была бы слишком велика честь, если бы их назвали лоретками, растянулись на траве на берегу реки, одна животом вниз, другая – на боку, нелепо наряженные в безвкусные туалеты… Из-за дерева, листья которого кажутся вырезанными из зеленой бумаги, виднеется в глубине полотна вода, голубизна которой напоминает скорее Неаполитанский залив, чем Сену. Все это вместе образует довольно фантастический пейзаж, который можно увидеть в провинциальных трактирах. Что касается девицы, лежащей на животе, то, если бы она захотела встать, снять одежды на берегу и окунуть в воду кончик ноги, как античная нимфа, она не произвела бы того впечатления рельефности, как Венера на выставке в Мон-Плезир. Никакие формы не выступают под платьем. Г-н Курбе все израсходовал за один раз. И все же есть в этой нарочито гротесковой картине великолепные по цвету куски, настоящее чудо, как вышитая шаль. На вульгарном лице второй спящей чувствуется биение жизни и легкая испарина сна. Руки, шея, щека первой девицы очень верны по тону, они так тонко и крепко написаны, что редко можно встретить у других…

Натюрморт с яблоками, 1872 Рейксмузеум, Амстердам

Чем больше совершенствовалось искусство Курбе, чем ярче проявлялась могучая сила его творческой личности, тем чаще становился он мишенью резких нападок. Незаурядность и мощь – вот чего не могли простить ему его враги.Как пишет в одной из своих критических статей Рихард Мутер, его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5200/104793308.5fd/0_bebe0_a87af1d5_orig

Portrait of the Artist, called The Wounded Man

Однажды в лесу он работал вместе с Коро, причем они выбрали один и тот же мотив. Через некоторое время, внимательно рассмотрев набросок Коро, Курбе заметил: «Я не такой мастер, как Вы, г-н Коро. Поэтому я принужден писать только то, что вижу». В другой раз перед одной из картин Делакруа он спросил у великого, всеми почитаемого художника: «Кто эти крылатые дамы там вверху, меж облаков?», на что Делакруа ответил, что это, конечно, ангелы. Курбе поднял брови: «Как? Вы пишете ангелов? Когда же Вы их видели? А если не видели, то как же можете их писать?.. А я пишу только то, что вижу».

Landscape near Puit Noir near Ornans.jpg

Landscape near Puit Noir near Ornans.

Курбе выступает как автор замечательных пейзажей, прославляющих стихийную мощь природы, – густые леса с их дикими обитателями, водопады, бушующие волны моря, горы: «Убежище ланей» (1866), «Водопад в Конше» (1864), «Море» (1864), «Хижина в горах» (1874).

http://img-fotki.yandex.ru/get/6729/104793308.5fd/0_bebe5_f2d254dc_orig

Попытка правительства привлечь художника на свою сторону путем вручения ему ордена Почетного легиона не увенчалась успехом. Отклоняя пожалованный ему в 1865 году правительством орден Почетного легиона, он пишет министру изящных искусств М. Ришару: «Мои убеждения как гражданина не позволяют мне принять награду, основанную прежде всего на монархических принципах. Я соблюдаю свое достоинство, оставаясь верным основным правилам всей моей жизни; поступившись ими, я продал бы свое достоинство за показные почести. Мне пятьдесят лет, и я всегда был сам себе господином; позвольте же мне окончить мою жизнь свободным человеком; когда я умру, обо мне скажут: он не принадлежал ни к какой школе или академии, ни к какому бы то ни было вероисповеданию или направлению, и вообще не был приверженцем какого бы то ни было режима, а только свободы»…

Во время Всемирной выставки в Париже 1867 года Курбе в особом, расположенном рядом с ней, здании выставил свои 136 картин. Эта выставка явилась ярким доказательством его творческой силы, бесспорной и несокрушимой победой художника и исповедуемого им реализма в искусстве. Здесь была выставлена одна из лучших охотничьих сцен «Травля оленя», свыше сорока пейзажей, 30 портретов, в том числе «Ирландка Жо», напоминающие позднего Ренуара «Три девочки-англичанки», «Матушка Грегуар» – женщина из народа, а также скульптура «Маленький рыболов». И так как в это время узы, наложенные на печать, несколько ослабли, то левое крыло ее, носящее либеральный и демократический оттенок, торжественно провозгласило: «Кто в политике стремится к свободе, тот в искусстве – сторонник Курбе».

Женщина с попугаем (Woman with parrot)

С этого времени жизненный путь Курбе идет вверх: не только продолжает расцветать его творчество, но и растут его успехи и завоеванное им признание. В 1869 году на Всемирной выставке в Брюсселе он получает первую золотую медаль; на Международной выставке в Мюнхене, где Курбе выставил «Дробильщиков камня», «Женщину с попугаем», «Травлю оленя» и один пейзаж, он – в центре внимания. Высокая награда баварского правительства была лишь предлогом для восторженной молодежи и художников самых различных стран, чтобы провозгласить пятидесятилетнего живописца величайшим из всех живущих в то время художников, великим мастером реализма.

Portrait of Juliette Courbet (1844) Musee du Petit Palais, Paris.jpg

Девочка с чайками, Трувилль.

В сентябре 1870 года в Париже, провозгласившем республику, Курбе выбирают председателем Союза художников и Общефранцузского комитета по делам музеев. Свою приверженность идеалам свободы Курбе со всей определенностью проявил в дни Парижской Коммуны, когда он открыто встал на сторону революции. Избранный в члены Коммуны, он возглавил федерацию художников, активно участвовал в разработке и осуществлении мероприятий Коммуны в области искусства.

The Desperate Man The Man Made by Fear

После падения Коммуны он был арестован, приговорен к шестимесячному заключению и посажен в одиночную камеру тюрьмы Сен-Пелажи. «Меня убили, я больше уж не сделаю ничего хорошего», – вздыхает Курбе.

Написанные в тюрьме картины – великолепная модель «Женщина из Мюнхена» и натюрморт «Фрукты», которые Курбе после освобождения послал в Салон, жюри отвергло. Представитель правительства Тьера заявил по поводу этого отказа: «Это не относится к области искусства».

Marine A Etretat

Курбе приговаривают к штрафу размером свыше 300000 франков на покрытие издержек по восстановлению Вандомской колонны, свергнутой во время Коммуны. Его мастерскую опечатывают, картины разбазаривают…Травля и преследования вынуждают художника покинуть родину. Больной и разбитый духовно, он уезжает в Швейцарию, где продолжает работать вплоть до самой смерти. Курбе умер 31 декабря 1877 года в местечке Тур-де-Пейлтц на берегу Женевского озера.

Обнаженная дама с собачкой, 1868 Музей Орсе, Париж

Девушка в белых чулках, 1861 Собрание Барнса, Мэрион

Женщина в волнах, 1868 Метрополитен-музей, Нью-Йорк

The source, 1868, 128x97cm, Musee dOrsay, Paris.

Влюбленные в сельской глуши, 1844 Художественный музей, Лион

Гюстав Курбе. Автопортрет. (Мужчина с кожаным ремнём)

Self-Portrait - Man with Leather Belt (1845-1846) Musee d Orsay, Paris

http://smallbay.ru/artfrance/courbet_gustave.html

http://interpretive.ru/dictionary/1051/word/gyustav-kurbe

hist-etnol.livejournal.com

Картины, описание картин — Курбе, Гюстав

Описани е картины Гюстава Курбе: Купальщицы.Скандальная картина Гюстава Курбе «Купальщицы» вызвала широкий общественный резонанс, когда была представлена обществу. Художник нарушил практически все мыслимые традиции, принятые при изображении людей, к тому же женщин.Преувеличенные пропорции, крайне непривычные и даже отвратительные для зрителей того времени, отказ в угоду эстетике умалчивать о существовании на телах грязи и к тому же полное, абсолютное отсутствие сюжета. Картина просто изображает купальщиц, которые не делают ровным счетом ничего.Позы словно намекают нам на то, что здесь мог бы и быть какой-то сюжет, но его здесь нет, а рисовать почти обнаженное тело немифического персонажа в то время считалось негласным табу. При этом невозможно придраться к мастерству художника – обилие мелких деталей, реалистичные свет и тень, тщательная проработка, уверенные мазки. За эту и другие подобные картины художника ненавидели и презирали, и множество известных людей громко высказывали свое отрицательное мнение обо всем его творчестве.Серьезно усугубляло отношение к данной картине следующее обстоятельство: невооруженным глазом виден намек на Марию Магдалину в позе девушки, вытянувшей руку перед собой, что попросту кощунственно и не могло не вызвать максимального порицания. Курбе был художником, существенно опередившим свое время, и грубо ломал сложившиеся рамки и стереотипы, не заботясь собственной репутацией и благополучием; и именно это сделало его вклад в реализм и живопись в стиле ню особенно значительным.Волна возмущения, всколыхнувшая все художественное сообщество, а также тронувшая многие далекие от искусства великие умы, начала процесс изменения сознания, заставила людей задуматься над границами нормального и приемлемого, и несмотря на то, что на картины художника неоднократно покушались желающие их уничтожить, большая часть их оседала на долгие годы в частных коллекциях и Курбе остался непонят до конца своей жизни, он продолжал делать свое важное и необходимое дело, выражая себя через протест застарелым устоям.

www.art-drawing.ru

Жанровые картины Густава Курбе. Часть 2

Однажды в лесу Курбе  работал вместе с Камилем Коро, причем они выбрали один и тот же мотив. Через некоторое время, внимательно рассмотрев набросок Коро, Курбе заметил «Я не такой мастер, как Вы, г-н Коро. Поэтому я принужден писать только то, что вижу». В другой раз перед одной из картин Делакруа он спросил у великого, всеми почитаемого художника «Кто эти крылатые дамы там вверху, меж облаков», на что Делакруа ответил, что это, конечно, ангелы. Курбе поднял брови «Как Вы пишете ангелов Когда же Вы их видели А если не видели, то как же можно их писать.. А я пишу только то, что вижу».

Репродукции+читать+журнал о художнике

Г.Курбе. Гамак

Г.Курбе. Крестьянка с красной косынкой

Г.Курбе. Игроки в шашки

Г.Курбе Возвращение

Г.Курбе. Обряжение умершей девушки

Г.Курбе. Отчаяние. Автопортрет

Г.Курбе. Отчаяние.

Г.Курбе. Девушка, пасущая гусей

Г.Курбе. На рыбалку

Г.Курбе. Портрет ребёнка.

Г.Курбе. Цыгане

Курбе  боролся  за  свои идеалы  отважно,  но  он  был  одиночкой,  поэтому  обстоятельства  часто  оборачивались против него.  Он  работал  неутомимо,  но  его постоянно  преследовали  неудачи:  то  сестра нечаянно  погубила  начатую  картину,  то  заказчик  отказывался платить за  выполненное полотно.  «Вся  моя  жизнь – цепь несчастных случаев», – писал он. Пылкость и социальные идеалы  Курбе  привели  его  к  Коммуне,  когда он открыто встал на сторону революции. Избранный в члены Коммуны, он возглавил федерацию художников, активно участвовал в разработке и осуществлении мероприятий Коммуны в области искусства. После падения Коммуны Курбе был арестован, приговорен к шестимесячному заключению и посажен в одиночную камеру тюрьмы Сен-Пелажи. «Меня убили, я больше уж не сделаю ни чего хорошего», - вздыхает Курбе.

23 июля 1873 года французский живописец Гюстав Курбе бежал в Швейцарию. Художник, участвовавший в Парижской Коммуне, был объявлен главным инициатором сноса Вандомской колонны. После многолетнего судебного разбирательства на Курбе наложили штраф в 323 000 франков, а все его картины были конфискованными и проданы с молотка.

 Живописец чрезвычайно тяжело переживал утрату своих работ, о которых был исключительно высокого мнения. Однажды на Салоне его картину повесили у самой двери. Узнав об этом, Курбе воскликнул: "Но ведь это же глупо! Соберется толпа, и никто не сможет пройти!"

Курбе умер 31 декабря 1877 года в  Швейцарии.

Позже его останки перевезены на родину в Орнан.

Журнал о жизни и творчестве художника. PDF Отличное качество. Текст распознан (OCR), около 3 Мб

скачать с Яндекс-диска

mi-galka.livejournal.com

Картины, описание картин — Курбе, Гюстав

Описани е картины Гюстава Курбе: Купальщицы.Скандальная картина Гюстава Курбе «Купальщицы» вызвала широкий общественный резонанс, когда была представлена обществу. Художник нарушил практически все мыслимые традиции, принятые при изображении людей, к тому же женщин.Преувеличенные пропорции, крайне непривычные и даже отвратительные для зрителей того времени, отказ в угоду эстетике умалчивать о существовании на телах грязи и к тому же полное, абсолютное отсутствие сюжета. Картина просто изображает купальщиц, которые не делают ровным счетом ничего.Позы словно намекают нам на то, что здесь мог бы и быть какой-то сюжет, но его здесь нет, а рисовать почти обнаженное тело немифического персонажа в то время считалось негласным табу. При этом невозможно придраться к мастерству художника – обилие мелких деталей, реалистичные свет и тень, тщательная проработка, уверенные мазки. За эту и другие подобные картины художника ненавидели и презирали, и множество известных людей громко высказывали свое отрицательное мнение обо всем его творчестве.Серьезно усугубляло отношение к данной картине следующее обстоятельство: невооруженным глазом виден намек на Марию Магдалину в позе девушки, вытянувшей руку перед собой, что попросту кощунственно и не могло не вызвать максимального порицания. Курбе был художником, существенно опередившим свое время, и грубо ломал сложившиеся рамки и стереотипы, не заботясь собственной репутацией и благополучием; и именно это сделало его вклад в реализм и живопись в стиле ню особенно значительным.Волна возмущения, всколыхнувшая все художественное сообщество, а также тронувшая многие далекие от искусства великие умы, начала процесс изменения сознания, заставила людей задуматься над границами нормального и приемлемого, и несмотря на то, что на картины художника неоднократно покушались желающие их уничтожить, большая часть их оседала на долгие годы в частных коллекциях и Курбе остался непонят до конца своей жизни, он продолжал делать свое важное и необходимое дело, выражая себя через протест застарелым устоям.

www.art-drawing.ru

Творчество Гюстав Курбе

Вместе с коммунарами в числе героических борцов Парижской коммуны был возглавивший Федерацию художников Гюстав Курбе (1819—1877). С именем Курбе связывают создание новой эстетики, обосновывающей ценность утверждения в искусстве будничного, повседневного, а также программное утверждение критического реализма во французской живописи. Полны значительности и независимости слова Курбе о предназначении художника, написанные им в предисловии к каталогу персональной выставки в 1855 году: «Быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик моей эпохи, согласно моей оценке ...одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель».

Горячий пропагандист реалистического демократического искусства, замечательный организатор, Курбе всей своей деятельностью отвечал требованиям современных ему прогрессивных критиков, обращавшихся с призывом: «Мы требуем от художника в первую очередь современности, потому что мы хотим, чтобы он оказывал влияние на общество, направлял его по пути прогресса. Мы требуем от него правдивости, ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким к жизни». В решительную борьбу вступил Курбе с салонным искусством.

Курбе родился на юго-востоке Франции в зажиточной крестьянской семье, учился в Безансоне, а затем в Париже. Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника. Однако вскоре в нем пробуждается глубокий интерес к трезвому и точному отображению повседневной действительности в различных проявлениях. Он начинает изображать своих современников в величину натуры, усиливая монументальность, плотность объемов, материальность, весомость форм. Повседневности провинциальной жизни Курбе придает значительность, которой она не имела у его предшественников. Социальные идеи нашли наиболее сильное выражение в картинах «Дробильщики камней» (1849—1850, ранее — в Дрезденской галерее, погибла во время второй мировой войны) и «Похороны в Орнане» ( 1849—1850, Париж, Лувр).

В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней». Художник вложил социальный смысл в образы рабочих — старика и юноши, измученных непосильным трудом, но упорных, выносливых; они сродни окружающей их могучей природе. «Так начинают и так кончают»,— написал Курбе в объяснении к этой картине. Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени. Отказываясь от ярких красок, Курбе обращается к строгой ограниченной гамме, предпочитает темные цвета с их постепенными переходами к светлым, при этом достигая богатства и глубины тонов. Колорит картины внутренне сосредоточенный, интенсивность цвета усилена плотностью слоев краски.

Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника. Каждый из участников события написан с натуры. Но, изобразив похороны одного из обывателей провинциального городка, Курбе дал не просто жанровую сцену или групповой портрет жителей Орнана. Он запечатлел галерею характерных типов мелких буржуа и крестьян, ремесленников и священнослужителей своего времени. Ряд лиц — участников сцены — носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия. Торжественности печального похоронного обряда соответствуют лишь черные траурные одежды и застылая чопорность многих присутствующих, которые только сохраняют присущую случаю скорбную мину. Жизненность сцены подчеркивает прозаично обыденный вид безразлично-профессиональных участников обряда — мальчика-прислужника, причетников, равнодушного делового могильщика. Фигуры заполняют почти всю плоскость картины, придают ей величественно-монументальный характер. Сдержанный колорит построен на контрастах черного и белого, образующих живописную ткань композиции, в которую вплетаются оттенки красного и серо-голубого, выражающие траурную напряженность сцены похорон. Краски положены сочным плотным слоем. Перед зорким взглядом художника реальная действительность словно раскрывается во всей своей многогранности, мощной пластике.

Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание. Он предпочитал писать на тонированных холстах, переходя от темных к более светлым тонам и оживляя самые светлые места резкими бликами. «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе»,— писал художник. Расширив круг тем, Курбе стремился изображать все то, что он видел своими глазами; людей всех классов и сословий. В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом. Открытое столкновение Курбе с официальными кругами произошло в 1855 г., когда, отвергнутый Салоном, он устроил выставку своих произведений в бараке, построенном невдалеке от Всемирной выставки. Известность художника выходит далеко за пределы Франции. В Бельгии и Германии художественная молодежь приветствовала его как учителя и вождя реалистического направления в живописи. Свое восприятие мира во всей его реальности и осязаемой конкретности форм Курбе передает в портретах, пейзажах и натюрмортах. В портреты он вводит элементы пейзажа или интерьера. Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам. Таковы Бодлер, поэт и тонкий критик, поглощенный работой, (1848, Монпелье, Музей Фабр), композитор Берлиоз, сидящий за роялем в глубокой задумчивости (1850, Париж, Лувр). Резкий свет, падающий на его лицо, освещает высокий лоб, седые волнистые волосы, проницательный серьезный взгляд мыслителя-творца. Совсем иной характер носит портрет мецената Брюйа, изображенного на прогулке в момент встречи с художником в картине «Здравствуйте, господин Курбе» (1854, Монпелье, Музей Фабр),— это, по существу, жанровая сцена. Тенденция приобретения портретом черт жанровой живописи в дальнейшем будет развита импрессионистами.

Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, подчас объединенного с пейзажем. Столь же материальны, как натюрморты и жанровые картины, пейзажи Курбе. Он пишет в чаще леса животных — «Косули у ручья» (1866, Париж, Лувр), к концу жизни — море, то величественное, спокойное и торжественное — «Море у берегов Нормандии» (1867, Москва, ГМИИ), то вздымающееся могучими гребнями волн — «Волна» (1870, Париж, Лувр), но всегда прекрасное, манящее переливами красок, просторами далей, осязаемостью влаги. Тематическая картина продолжает занимать видное место в творчестве Курбе в 1860-е гг. Иногда т его искусстве проскальзывают ноты салонной красивости, и тогда оно отмечается правительственными наградами, которые художник отвергает. Но и в эти годы он не сдает своих позиций страстного борца за реализм. В картине «Возвращение с конференции» (1863, не сохранилась) художник сатирически показывает пьяных церковников, которые едва держатся на ногах, вызывая насмешки крестьянина — свидетеля этой сцены.

В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». После поражения Коммуны Курбе был брошен в тюрьму и приговорен к колоссальному штрафу за разрушение в дни Коммуны Вандомской колонны, в которой восставшие видели символ реакции. С помощью друзей художнику удается бежать в Швейцарию, где проходят последние годы его жизни. Он продолжает работать среди других изгнанников-коммунаров. К этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах» (1870-е годы, Москва, ГМИИ). Мужественное реалистическое искусство Курбе, его бунтарство, его призывы обратиться к изображению современности оказали большое воздействие на формирование многих прогрессивных художников не только во Франции, но и далеко за ее пределами — в Бельгии и Германии, Венгрии и Румынии. Поставленные им задачи воссоздания различных сторон современности нашли решение в творчестве следующего поколения французских живописцев, выступивших в последней трети 19 века.Курбе Гюстав Картины →

История зарубежного искусства. Далее →

smallbay.ru

Густав Курбе. Автопортреты - Главные мелочи

 

Курбе был великолепным портретистом. При этом он сам часто выступал в роли натурщика для своих полотен.

 

 

В начале 1840хгг. Курбе  написал    «Автопортрет  с  черной собакой» – только что подаренным ему спаниелем. Он изобразил себя в Орнане на фоне скал около грота Плезирр Фонтен. Его глаза затенены полями черной шляпы, по плечам струятся длинные вьющиеся волосы, рядом  лежит  альбом  для  набросков.  Силуэт черной  собаки  дополняет  романтический образ  молодого  художника. 

«Автопортрет  с  черной собакой»

В  середине 1840х  гг.  он появляется  рядом  с одной  из своих  моделей  в  картине  «Счастливые влюбленные».

   В  конце 1840х гг. он еще раз предстает на фоне природы в виде лежащего под деревом юноши, раненного на дуэли

«Раненый»

А в Салоне 1849 г. был выставлен  «Человек с кожаным поясом» – опираясь локтем на альбомы и рисунки, Курбе грустно смотрел  на зрителя. Казалось,  страдание, мечта, отвлеченность от  прозы жизни стали  основной  линией  его  искусства.  Однако к  концу десятилетия  перед зрителями предстает  новый  Курбе  –  тот,  кого  можно называть реалистом.

Человек с кожаным поясом

В  1848–1850  гг.  Курбе  пишет  огромные полотна,  темой  которых  становится  жизнь его  современников.  В  картине    «Послеобеденное время в Орнане» он изображает себя, своего отца и двоих друзей перед камином на кухне своего  дома.  На  столе  стоят неубранные бутылки вина, под стулом спит бульдог. Картина, выставленная в Салоне 1849 г., поразила  зрителей  своей  необычностью. Во-первых,  на смену сюжетам классицизма из  истории  Древнего  Рима,  средневековья, восточным, литературным мотивам романтиков  пришли  самые  прозаические  сцены из  обыденной  жизни.  Во-вторых,  никогда еще  ни  один художник не писал жанровых картин такого большого размера, – человеческие фигуры у Курбе были изображены в натуральную величину. Звучание жанровой живописи     было поднято  до  уровня монументальной.  Картина  получила  в  Салоне вторую золотую медаль и была куплена государством. Это ставило художника вне конкурса: теперь жюри не имело  права отвергать его  картины (хотя  на практике  это не всегда соблюдалось).

Послеобеденное время в Орнане

В 1847 году Курбе посетил Голландию. После этой поездки произошел перелом в творчестве художника. Под влиянием голландского искусства он порвал с романтизмом, по крайней мере, с его стилевыми приемами.  

автопортрет с трубкой

Сегодня одной из самой воспроизводимой его работой оказывается «Здравствуйте, господин Курбе» из Музея Фабра в Монпелье – не зря в ней так много общего и с народными эстампами, и с традицией, восходящей к Ренессансу. Карикатуристы пародировали картину с особым тщанием, но потомкам оказалось важнее дружелюбие встречи буржуа и художника, мечтавшего о прямом обращении к публике и согласного ради этого на роль странника и дикаря. Однако, критики   дали ей более красноречивое название – «Богатство склоняется перед гением».

В мае 1854 года Курбе совершил поездку в Монпелье по приглашению Альфреда Брюйа, известного мецената и коллекционера. Курбе представил самого себя с тростью и ранцем за спиной в тот самый момент, когда по дороге в Монпелье его встретили Брюйа, его слуга и собака. Выбор подобного сюжета, написанного с прямолинейным реализмом и правдивостью, произвел сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1855 году.

"Здравствуйте, господин Курбе"

- Социалистические убеждения не помешали Курбе изобразить почтительного камердинера без тени иронии. Его взгляд выражает убеждение, будто он считает себя недостойным присутствовать при встрече.

- Курбе и Брюйа были масонами, о чём свидетельствуют их жесты, характерные для масонского ритуала встречи. Белые перчатки – также обязательная деталь масонского костюма.

- Голова Курбе высоко поднята, лицо выражает искреннюю  радость. Непринуждённо держит себя Брюйа. Торчащая борода художника впоследствии стала любимой мишенью для карикатуристов.

Деталь картины

Об огромном влиянии картины на современников говорит уже то, что впоследствии в той или иной форме ее цитировали в своих работах многие художники, из которых назовем хотя бы того же Поля Гогена и его «Здравствуйте, господин Гоген» (1889).

Гоген. "Здравствуйте, господин Гоген"

Вскоре после написания этой картины Курбе был объявлен поборником нового антиинтеллектуального типа искусства, свободного от условностей академической живописи на исторические и религиозные сюжеты. Отказавшись от литературных сюжетов в пользу реального мира, окружавшего художника, Курбе оказал серьезное влияние на Эдуарда Мане и импрессионистов. Говорят, что когда его попросили дописать в картине, предназначенной для церкви, фигуры ангелов, он ответил: "Я никогда не видел ангелов. Покажите мне ангела, и я напишу его"

Курбе любил наблюдать игру света на воде. Он написал целый рад морских пейзажей. На полотне «Морской пляж в Палавасе» (1854) изображён сам художник, приветствующий, Средиземное море.

Морской пляж в Палавасе

Автопортрет «Человек с трубкой» (1873-1874) имел успех в салоне. Его приобрёл Луи Наполеон.

«Человек с трубкой» (1873-1874)

В части автопортретов, написанных очень сдержанно, прослеживается влияние старых испанских и голландских мастеров, чьи работы Курбе прилежно изучал во время посещения Лувра.

Шарж, нарисованный в 1859 году другом Курбе критиком Жюлем Шамфлери 

 

mi-galka.livejournal.com

«Происхождение мира» – картина Гюстава Курбе

«Происхождение мира» – картина Курбе, скандальная и шокирующая. Она имела очень беспокойную судьбу, меняя владельцев, и долгое время не выставлялась.

Сюжет

Начать стоит именно с него, ибо в нем все дело. Уже одно название звучит провокационно: Бытие, или Происхождение мира, или просто секс. Именно на это художник и предложил посмотреть. Изображен безликий торс анонимной женщины с кощунственно открытым лобком и вульвой. Даже сегодня картина неизбежно продолжает беспокоить зрителя. И морально, и эстетически, и политически. Люди перед картиной испытывают смущение. Ведь работа исполнена в натуральную величину. И ее грубая чувственность чрезвычайно сильна. Однако малозаметная округлость живота указывает на зарождение новой жизни. То есть художник попытался смешать порочность и плодородие.

Курбе шокировал общество в 19 веке. Полотно продолжает вызывать негативные реакции и по сей день. Художник показывает реальность без прикрас, такой, какова она есть. Это поза женщины в сексе. Но он не позволяет ее идентифицировать, не рисуя ее головы. То есть это собирательный образ женщины на темном фоне и белой простыне. Кроме лобка и чуть приоткрытого соска смотреть больше не на что. Вот это и шокирует, и раздражает, и вызывает гадливость.

Предполагаемые модели

Художник сознательно скрыл лицо женщины, создав обобщенный образ. Но предполагали, что оно было написано, а затем отрезано.происхождение мира картина Однако позднейшие исследования отвергли это мнение. Когда Курбе писал картину, то его постоянной моделью была Джоанна Хиффернан. Имеется вполне благопристойный ее портрет кисти Курбе, который находится в США.курбе происхождение мира картина

Но она была возлюбленной ученика Курбе. Он резко прекратил все отношения с художником после появления этого дерзкого полотна. Вот как изображал ее сам ученик Курбе.

картина происхождение мира гюстав курбе Как «Симфонию в белом №1» или как «Девушку в белом». Если так воспринимать натурщицу, то «Происхождение мира» (картина Курбе) будет действительно кощунственной и омерзительной, что, в общем-то, на самом деле так и есть. Имеется еще одна предполагаемая натурщица – графиня Луане.

картина происхождение мира 1866 курбе гюстав

Но это тоже не имеет точных доказательств. В этом плане «Происхождение мира», картина Курбе, весьма загадочна.

Владельцы

Жизнь полотна была извилистой. Первым его владельцем в 1866 году был турецкий дипломат, который повесил его в ванной комнате, скрыв за зеленой занавеской. В 1868 году «Происхождение мира» (картина Курбе) попадает в галерею, точнее в антикварную лавку господина Нарде. Предположительно начиная с 1912 по 1913 год она меняет хозяев (Бернхайм) и, наконец, попадает в Венгрию к господину Хатвани. У него она тоже скрыта от любопытных глаз. Но в период Второй мировой войны ее следы исчезают.

В 1955 году «Происхождение мира» (картина Курбе) всплывает в доме психоаналитика Жака Локана. Предыдущий владелец неизвестен. Там она тоже хранится тайно. Поверх нее повешено другое полотно. С 1981 по 1995 год идут переговоры о покупке полотна и передаче его в музей Орсе во в Франции, где она и находится по сегодняшний день под пуленепробиваемым стеклом.

Стилевое направление

Курбе начинал работать, отрицая академизм в живописи. Пройдя период реализма, он перешел к тому направлению в литературе и живописи, которое называется натурализмом. Ярчайшими представителями этого течения в литературе являлись Эмиль Золя и братья Э. и Ж. Гонкуры. Они были современниками Курбе. В соответствии с их представлениями под влиянием работ Спенсера осмысливает жизнь картина «Происхождение мира». Гюстав Курбе отменяет все табуированные понятия, вызывая взрыв негодования.

Максим Дю Лагерь, писатель, поэт и критик, возмущался даже пятнадцать лет спустя: «Это достойная иллюстрация к произведениям Маркиза де Сада». Такие эмоции вызвала картина "Происхождение мира" (1866). Курбе Гюстав вполне сознательно работал в этом направлении в беспристрастном изображении физиологических проявлений человеческих взаимоотношений («Спящие», «Турецкая баня»). Курбе как художник-натуралист стремится вывернуть человека наизнанку, найти в нем то, о чем он не подозревает, подсмотреть за ним в замочную скважину, рассмотреть под микроскопом. Именно такое отличие и есть между здоровым реализмом, который вызывает и сочувствие, и здоровые, пусть не всегда радостные, эмоции, и натурализмом, который проявляет слишком большое внимание к физиологии. Тем самым Курбе своими работами вел к наступившей позже сексуальной революции. Но та задача, которую он себе ставил – точность изображения – теперь выполняется фотоаппаратом. Как, видимо, он сам считал, получая скандал за скандалом, он состоялся как художник. Но Курбе не получил ни признания современников, ни денег.

Кого интересует Курбе

В нищете умер Курбе. «Происхождение мира» – картина для узкого круга почитателей. Она органична для концепции натурализма (половой акт, рождение ребенка). Внимания человека, думающего о главных вопросах - о том, зачем мы живем и что будет потом, она не привлечет. А ведь этими вопросами обязательно хоть раз в жизни задается каждый человек.

fb.ru


Смотрите также