Художник Борис Михайлович Кустодиев 1878-1927. Картина кустодиев


Художник Борис Михайлович Кустодиев 1878-1927

Художник Кустодиев Борис Михайлович родом из Астрахани, родился в 1878 году 23 февраля. Детство его проходило на берегах великой Волги, где он провел свои детские и отроческие годы. Отец умер от чахотки, когда мальчик еще только делал свои первые шаги. Его мать в 25 лет осталась вдовой с четырьмя малышами.

Мальчик впервые начинает рисовать в пять лет и тогда же испытывает первое потрясение, прослушав оперу "Иван Сусанин". В 9 лет Боря уже полом мечтаний стать настоящим художником. Он учится в церковно-приходской школе, а потом поступает в гимназию.

В городе открывается XV выставка Передвижников, и Кустодиев с замиранием сердца рассматривает полотна известных русских художников. Время для него словно остановилось, он не отрывает восхищенных глаз от картин знаменитых живописцев.

Увлекаясь рисованием, подросток начинает изучать искусство живописи в родном городе у единственного художника-профессионала Павла Алексеевича Власова. Освоив первоначальные уроки мастерства, Кустодиев в 18 лет уезжает из Астрахани в Петербург, где поступает на учебу в Академию Художеств. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Усердие и талант молодого человека замечены, и Илья Репин берет его помощником, для выполнения большого и очень ответственного заказа, написать большое полотно "Заседание Государственного совета".

В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. Это обобщенный образ модели и его индивидуальные черты, которые раскрываются через окружающее пространство.

На последних курсах Академии Кустодиев активно участвует в выставках. Художник уже известен как хороший портретист, но на конкурс готовит живописное произведение «Базар в деревне» и уезжает работать над ней в Костромскую губернию, где встречает свою будущую супругу, 19-летнюю Юлию Евстафьевну Прошинскую. Через три года молодые сыграют свадьбу.

В 1903 г. Кустодиев заканчивает Академию и получает за конкурсное полотно «На базаре» золотую медаль и поездку за границу. В декабре этого же года художник с семьей селятся в Париже. Он посетил Италию, Испанию, где изучал и копировал полотна знаменитых живописцев. Бродя по Парижу, Кустодиев присматривается к национальной живописи, а затем свои впечатления передает в картине "Утро". Во Франции Кустодиев не пробыл и шести месяцев, его одолевает ностальгия и он возвращается.

В России художник решил заняться книжной графикой и иллюстрирует известную повесть Гоголя "Шинель". В это же время Кустодиев рисует карикатуры для многих сатирических журналов. Он какое-то время увлечен скульптурой, создавая великолепные бюсты, в т.ч. М. Добужинского, Вс. Мейерхольда, А. Ремизова.

В 1907 г. Кустодиев вступает в Союз художников.Позднее через 2 года его избирают членом Академии художеств. Ему предлагают место в Московском училище живописи. Понимая, что такой пост будет отнимать время, от увлечений, и, не собираясь переселяться в Москву, на лестное предложение он отвечает отказом.

Если использовать словесное описание картин Кустодиева его сюжеты прямо таки превращаются в захватывающий роман. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Огромное значение он придает линиям, пятнам цвета, поэтому постепенно переходит на гуашь и темперу. Его интересует парсуна XVI-XVIII веков, красочный лубок, разные старинные вывески и так далее.

В 1909 году Кустодиеву присваивается звание академика. Многочисленные награды, известность,но он счастлив только в костромском "Тереме". Кустодиев-жанрист подробно вникает в народные обряды, его интересуют народные промыслы частушки и хороводы, различные глиняные игрушки, деревянная резьба вышивки и национальный костюм. И в итоге рождается чудесная "Масленица" - идиллия праздника. Жизнерадостность этого полотна Кустодиеву дается с огромным трудом, он тяжело болен, работает в каталке, его мучают острые боли.

Картина Кустодиева БольшевикНо в это же время у Бориса Кустодиева появились сначала едва уловимые признаки туберкулеза позвоночника. Затем отмахнуться от них уже было невозможно - боли в руке и шее усиливались. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Художник словно в миражах видит свои ненаписанные картины и, кажется, создает их невероятной легкостью. Медики ставят страшный диагноз - костный туберкулез. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Известный врач Герман Оппенштейн озвучивает новый диагноз: опухоль в спинномозговом канале.

Художник работает практически без отдыха пишет множество работ : Большевик 1920 г., Купчиха И Домовой. 1922., Красавица, Портрет на фоне кремля Николай 2-й, Кроме картин и портретов он оформляет одиннадцать спектаклей для театра. Хотя не все работы приходятся ему по душе, Кустодиев достигает прекрасных результатов. Это литографии к собранию стихов Некрасова, иллюстрации к повестям Лескова, которые заслуженно считаются гордостью российской графики. Создает иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова. Л.Н. Толстого…

Кустодиев успевает воссоздать крестьянскую жизнь во многих полотнах, зарисовках, праздничных вариациях. Даже портрет русского певца Федора Ивановича Шаляпина художник пишет на фоне гулянья. Провинциальная жизнь, словно прекрасная музыка, звучит в картинах "Голубой домик", "Троицын день" и знаменитых на весь мир «Купчихах».

Огромное восхищение вызывает известный «Автопортрет», Кустодиевым в 1912 году, хранящийся сейчас в галерее Уффици, во Флоренции.

Весной 1916 года 37-летнему художнику предстоит снова операция. Общий наркоз на долгие в течении пять часов. Доктор говорит: «Признаки больного с его диагнозом был поставлены верно. Для удаления опухоли необходимо разрезать нервные сосудики. Но больной навсегда может лишится движений конечностей, то бишь рук и ног. Поэтому вам решать. Молодая женщина, отлично понимает, что при благоприятном исходе ей будет уготована судьба сиделки, она тихо и твердо произносит: "Руки ни в коем случае нельзя удалять. Как художник он такого не вынесет..."

На пути из г. Выборга в Петроград, Б. Кустодиев был в состоянии что не смог встать с его кресла, и на несколько часов был помещен вагон с озлобленными собаками, они скалились на него, рычали. Он как будто не от мира сего, спокойно делал зарисовки этих не совсем милых собачек!

Жизненная энергия этого художника потрясает. В инвалидной коляске он посещает театр и даже разъезжает по матушке России. Болезнь старается одержать победу, но живописец не сдается и рисует лежа. Его полотно подвешено так близко, что больной художник не в силах разглядеть всю композицию. Силы уходят: чувствует вялое недомогание и вскоре заболевает восполением легких, организ еще более слабеет и отказывает сердце.

Умер Кустодиев в 1927 году, его захоронили недалеко от Питербурга в Тихвинском кладбище.Певец русской провинции ушел в вечность, и оставил нам возможность любоваться его неповторимыми полными радости и жизни полотнами.

www.art-portrets.ru

Русское искусcтво: Кустодиев Борис Михайлович

Imperor.net: Новости: аристократия, монархия, luxury, история Русское искусcтво: Кустодиев Борис Михайлович

Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — русский художник.

Краткая биография

Отец Бориса Михайловича умер, когда будущему художнику не было и двух лет. Учился Борис в церковноприходской школе, потом в гимназии. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.

В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург).

Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. 31 октября 1903 года заканчивает учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России.

Imperor.net: Новости: аристократия, монархия, luxury, история Русское искусcтво: Кустодиев Борис Михайлович «На базаре». 1902-1903

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение, последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. В силу болезни работы он был вынужден писать лежа. Однако, именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

Стартовая площадка – ярмарка

Ярко-праздничный крестьянский быт и жизнь провинциального купечества – основные темы живописи выдающегося русского художника Бориса Михайловича Кустодиева.

Imperor.net: Новости: аристократия, монархия, luxury, история Русское искусcтво: Кустодиев Борис Михайлович Автопортрет Кустодиева Бориса Михайловича. 1912

Задорный колорит и смелая игра цветов присущи работам художника, посвящённым изображению праздников, ярмарок и масленичных гуляний. Дородные купцы в длиннополых шубах, пышнотелые купчихи, разодетые в пёстрые платья, столы, ломящиеся от сладостей, звенящие бубенцами тройки и приподнятое настроение народной толпы – вот темы и мотивы, неизменно ассоциирующиеся с творчеством Б.М. Кустодиева.

Кустодиев превращал бытовые сцены в театрализованные постановки, тем самым создавая собирательные образы своих персонажей, олицетворяющие сытую купеческую Россию. Борис Михайлович серьезно работал над становлением своего индивидуального стиля. Обобщением форм, игрой линий и пятен, настроением лёгкой иронии  и ностальгии создавалась сказка о русской провинциальной жизни. В картинах этого плана художник ставил перед собой весьма сложные задачи, совмещая пейзаж с портретом или жанр с интерьером. Достаточно вспомнить такие работы, как «Купчиха за чаем»  (1918 г., Государственный Русский музей),

Imperor.net: Новости: аристократия, монархия, luxury, история Русское искусcтво: Кустодиев Борис Михайлович Купчиха за чаем. 1918

Imperor.net: Новости: аристократия, монархия, luxury, история Русское искусcтво: Кустодиев Борис Михайлович «Московский трактир» . 1919 г., Государственная Третьяковская галерея

Imperor.net: Новости: аристократия, монархия, luxury, история Русское искусcтво: Кустодиев Борис Михайлович «Русская Венера» 1925 г., Нижегородский художественный музей.

Работы зрелищные, декоративные, в полной мере раскрывающие русский характер, в том числе и благодаря виртуозному совмещению различных жанров и приёмов, о чём писал Д.В. Сарабьянов:

«Интересно, что Кустодиев, несмотря на свой интерес к народному быту, на использование приёмов вывески, лубка, тем не менее обращается подчас к элементам классицистической формы»

Этот интерес к поиску и выражению нового через синтез различных  приёмов в значительной степени проявился в раннем творчестве Б.М. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. В портретах он совершенно другой мастер, сумевший воплотить в образах запечатлённых им людей лучшие достижения русской живописи XIX столетия с её тяготением к сложным психологическим задачам и новаторские открытия западноевропейского искусства конца XIX — начала XX вв.

От пейзажа, до портрета

В искусствоведческой литературе, как правило, портретам Б.М. Кустодиева уделяется меньшее внимание по сравнению с его картинами на «купеческую» тему. Между тем, портреты этого выдающегося мастера поразительно интересны как для его времени, так и для XXI века. Сегодня мы попытаемся оценить вклад художника в развитие русской живописи и проследить эволюцию индивидуальной творческой манеры Б.М. Кустодиева в его портретах.

Творческую деятельность художник начинал именно с портретов. Еще будучи студентом Академии художеств он выполнил ряд первоклассных портретов  – Д.Л. Мордовцева, Д.С. Стеллецкого, Д.Ф. Богословского, – в которых проявил себя как отличный портретист. Позже за портрет графика и театрального живописца И.Я. Билибина (1901 г.) он был удостоен золотой медали на Международной выставке в Мюнхене.  В этой работе Кустодиев предстаёт перед нами как серьезный и опытный художник, талантливый мастер колорита и умелый рисовальщик.

Широким мазком пишет Кустодиев интерьер, более плотным — одежду и тонко моделирует лицо и руки. Свободное положение модели в пространстве и даже артистизм позы изображённого сочетаются с некоторой фрагментарностью композиции, характерной для импрессионизма и модерна, а тщательная лепка лица органично контрастирует с эскизной манерой письма в изображении одежды.

Борис Михайлович, несмотря на популярность бытового пейзажа в своих картинах запомнился, как художник портретист.

Imperor.net: Новости: аристократия, монархия, luxury, история Русское искусcтво: Кустодиев Борис Михайлович Портрет Р.И.Нотгафт. 1909

Такое сочетание реалистических и импрессионистических приёмов с композиционными принципами модерна станет характерной особенностью  многих портретов Кустодиева.

Преемник Репина

Как ученик Ильи Ефимовича Репина он участвует в работе «Заседание Государственного Совета» (1901-1903 гг.).

Imperor.net: Новости: аристократия, монархия, luxury, история Русское искусcтво: Кустодиев Борис Михайлович Картина Ильи Репина «Заседание Государственного совета» была написана с участием Кустодиева.

Это полотно считается самым масштабным в истории мировой живописи рубежа столетий. Работа над картиной уже тогда вылилась в настоящее соперничество крупных мастеров. Кустодиев, не обделенный талантом, создавал удивительно живые импрессионистические этюдные портреты. Он добивался сходства с Репинским мастерством.

«Само собой разумеется, что из бесталанного не создать таланта. Но развить талант, дать ему верное направление, поставить его на высоту – это благодарная задача профессора…»

– говорил сам Борис Кустодиев, через всю жизнь сохранивший в своём сердце признательность к своему великому наставнику.

В портретах Кустодиева изображены те люди, которые его окружали и с которыми у него складывались особые, часто дружеские отношения. Это произведения, которые говорят о сложившейся творческой индивидуальности художника, о мощи его дарования. В 1902 году он пишет портрет профессора гравирования В.В. Матэ.

Imperor.net: Новости: аристократия, монархия, luxury, история Русское искусcтво: Кустодиев Борис Михайлович «Портрет профессора гравирования В.В. Матэ. 1902

Великолепное композиционное построение, основанное на прихотливых линиях модерна, и лихие импрессионистические мазки характеризуют работу, в которой вновь, как и в портрете И.Я. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. И построением композиции, и смелой, непринуждённой манерой письма Кустодиев подчёркивает настроение творческой атмосферы, царящей в мастерской Матэ, отдававшего себя полностью искусству и своим ученикам. Умелое решение задач портрета и бытовой живописи также характеризует эту работу Кустодиева и свидетельствует об интересе мастера к совмещению различных жанров.

Муза художника

На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену.  Портреты супруги в творчестве Кустодиева – особая тема, поскольку эти работы согреты необычайно искренним чувством к Юлии Евстафьевне, находящейся всегда рядом с ним и в радости, и в горе. Один из самых известных портретов жены художника, созданный в 1902 году,  где Юлия изображена на террасе с собакой, написан легко и непринуждённо. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Лицо Юлии Евстафьевны выписано тщательно, а зелень сада, окружающие предметы и собака в эскизной импрессионистической манере.

Imperor.net: Новости: аристократия, монархия, luxury, история Русское искусcтво: Кустодиев Борис Михайлович Портрет Ю.Кустодиевой, жены художника. 1903

Несмотря на развивающуюся болезнь, Кустодиев продолжает упорно работать, много времени уделяя портретам, в том числе изображая своих близких. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Любовь к ней отражается в каждой работе. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства».

Личный и неповторимый стиль

В 1915 году Кустодиев пишет портрет искусствоведа и реставратора древнерусской живописи А.И. Анисимова.

Imperor.net: Новости: аристократия, монархия, luxury, история Русское искусcтво: Кустодиев Борис Михайлович Портрет искусствоведа и реставратора А. И. Анисимова. 1915

Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Он напряжен и пытлив, направлен прямо на зрителя, благодаря чему создаётся ощущение непосредственного контакта модели со зрителем. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Лицо портретируемого написано в лучших традициях реалистической живописи передвижников, а пейзаж напоминает фоны  картин на купеческо-народную тему. Такое решение вновь иллюстрирует желание мастера совместить различные жанры, в данном случае портрет и пейзаж.

Мастерски совмещает Кустодиев изображение интерьера и портрет в работе «Монахиня» (1908 г.), в которой изображена игуменья Староладожского монастыря Олимпиада.

Imperor.net: Новости: аристократия, монархия, luxury, история Русское искусcтво: Кустодиев Борис Михайлович Монахиня. 1908

Детали интерьера в этой работе написаны с большим вниманием к фактурным особенностям предметов. Но главным героем картины является, конечно же, монахиня, женщина с сильным характером и мудрой душой. В этом портрете Кустодиев, обладавший даром портретиста-психолога, выступает как носитель традиций реалистической школы, как художник, прошедший крепкую академическую школу.

«Сохраняя традиции отечественной портретной школы, художник создал органичный и правдивый образ человека твёрдого и убеждённого, уверенного в себе и своём деле. Написанное Кустодиевым полотно тяготеет к жанру большого парадного портрета, проявляя при этом черты так называемого кустодиевского портрета-типа, характерного для более поздних лет его творчества»

В портретах конца 1910-ых и 1920-ых годов Кустодиев всё чаще обращается к реалистическому подходу, тщательно выписывая элементы антуража в картине. Но при этом остаётся верен неустанному поиску оригинальной композиции, основанной на диагональных линиях и расположении модели в трёхчетвертном развороте и часто в угловой части помещения. Подобные построения были популярны в период модерна (портрет композитора Д.В. Морозова, 1919 г., портрет архитектора и скульптора И.С. Золотаревского 1922 г.).

Imperor.net: Новости: аристократия, монархия, luxury, история Русское искусcтво: Кустодиев Борис Михайлович Портрет композитора Д.В.Морозова. 1919

Imperor.net: Новости: аристократия, монархия, luxury, история Русское искусcтво: Кустодиев Борис Михайлович Портрет И.С. Золотаревского. 1922

И в эти же годы он пишет портрет знаменитого  певца Ф.И. Шаляпина, в котором фигуру модели монументализирует и максимально конкретизирует, а пейзажный фон строит с изображением народных гуляний зимой, столь распространённых в его картинах на  темы из жизни русской провинции и купечества.

Выводы:

Проведённый краткий анализ портретного творчества Б.М. Кустодиева  позволил увидеть отчётливое желание мастера обогатить портретный жанр использованием приёмов импрессионизма и модерна в том, что касается манеры письма и построения композиции.

При этом он всегда оставался верен лучшим традициям русской реалистической школы и принципам академического воспитания. Кроме того в своих портретах Кустодиев стремится совместить портрет и пейзаж, портрет и бытовую живопись с изображением интерьера. Такие творческие принципы мастера позволяют говорить о полистилизме и полижанровости портретов Б.М. Кустодиева. И все эти новаторские находки художника были призваны реализовать главное кредо мастера в его портретном искусстве, выраженное в его словах:

«Похожий портрет – это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о сущности данного человека. И тут нужно предоставить художнику возможность выражать свое понимание этой сущности»

Портреты этого выдающегося русского мастера вошли в сокровищницу не только Российской империи, но и мирового портретного искусства наравне с его работами на народную тему.

Почти весь «Серебряный век» русской культуры отражен в его портретах, что и не дает забыть о таком портретисте, как Б.М. Кустодиеве.

Вячеслав Кривцов

imperor.net

Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927). Мастера исторической живописи

Борис Михайлович Кустодиев

(1878–1927)

Едва ли не самый лучший портрет великого русского певца Ф. И. Шаляпина был создан Кустодиевым. Тяжело больной художник писал его, сидя в кресле, и холст приходилось все время наклонять, чтобы мастер мог достать до него кистью. Кустодиев не мог отойти и увидеть свое творение целиком, поэтому писал как бы по частям. Тем не менее портрет удался и очень понравился Шаляпину.

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани, в семье учителя духовной семинарии, преподававшего словесность и логику. Мать будущего художника хорошо рисовала и увлекалась музыкой.

Б. М. Кустодиев. «Москва. I. Вступление. 1905», 1905

В семье было четверо детей, и когда в 1879 году отец умер, матери пришлось заняться вышиванием, чтобы прокормить семью.

Большую роль в воспитании Бориса сыграла няня матери, бывшая крепостная, жившая у Кустодиевых много лет.

Флигель, где жила семья, стоял во дворе купеческого дома, и мальчик с раннего детства видел повседневную жизнь астраханского купечества.

С юных лет Борис наблюдал за суетой города на берегу Волги, видел работу грузчиков, рыбаков, моряков, купцов, продающих лес и рыбу. Особенно любил он многоголосые и нарядные ярмарки. Эти впечатления детства навсегда остались в памяти художника и отразились во многих его работах.

В 1887 году Кустодиев поступил в Астраханское духовное училище, а по окончании его в 1892 году стал студентом духовной семинарии. Иного выбора у юноши не было: из-за бедности семьи он мог учиться лишь в семинарии за казенный счет.

Но интересовала Кустодиева только живопись. Первые уроки рисунка он получил у матери и художника-любителя В. А. Кастальского, своего дальнего родственника. Позднее его учителем стал живописец П. А. Власов, выпускник Академии художеств и воспитанник В. Г. Перова и П. П. Чистякова. Власов, основавший Астраханский кружок любителей живописи и рисования, был прекрасным педагогом и многому научил юношу. Именно ему, призывавшему учеников больше внимания уделять натуре, Борис был обязан своим любовным отношением к природе.

В 1896 году Кустодиев уехал в Петербург и поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. К этому времени в стенах академии была проведена реформа, и учебные мастерские возглавили известные передвижники.

Уже в первых работах молодого художника проявился его необыкновенный талант. В первый год своего обучения Кустодиев принял участие в Выставке опытов художественного творчества. За эскиз «В мастерской художника» он был награжден премией.

Б. М. Кустодиев. «Ярмарка», 1906, Третьяковская галерея, Москва

Вскоре Кустодиев стал учеником знаменитого И. Е. Репина. Замечательный педагог Репин не стремился подавить индивидуальность своих воспитанников, и молодой художник, многому научившийся в репинской мастерской, сохранил неповторимость своего таланта.

Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др.) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Кустодиев, так же как и Иванов, использует прием фрагментарности, в результате чего изображение приобретает вид кадра, момента, выхваченного из прошлого.

Кустодиева всегда интересовала жизнь народа. Художник понимал, что обратиться к настоящему невозможно, не заглянув в прошлое, поэтому изучал быт старой Руси, памятники архитектуры, исторические костюмы.

Б. М. Кустодиев. «Большевик», 1920, Третьяковская галерея, Москва

Лето 1900 и 1901 года живописец провел в селе Семеновское-Лапотное Костромской губернии. Здесь, работая над этюдами к конкурсной картине и игнорируя приглашения местных дворянских семей, Кустодиев познакомился с миром крестьянства, глубже узнал народный быт и культуру.

За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) живописец получил золотую медаль и право на заграничную поездку. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. Он побывал во многих картинных галереях и познакомился с живописью известных европейских мастеров. Но Кустодиева тянуло домой, на родину, и, не дождавшись окончания срока командировки, весной 1904 года он вернулся в Петербург. Заграничные впечатления не отразились в творчестве Кустодиева: его интересовала лишь Россия, ее прошлое и настоящее.

В период революции 1905–1907 годов художник занимался графикой и живописью, писал портреты, бытовые сцены, а также картины публицистического характера, отразившие политические события, взволновавшие всю страну. В журнале «Жупел» был опубликован рисунок Кустодиева «Москва. I. Вступление. 1905» (1905), сюжетом которого стал разгром восстания московских рабочих.

Автор показал панораму улиц Москвы, баррикады, толпу со знаменами и противостоящих ей вооруженных солдат. А над людьми и домами движется огромный скелет — символ смерти. На страницах «Жупела» были опубликованы сатирические карикатуры на представителей российского «Олимпа» — монархической верхушки: Победоносцева, Коковцова, Горемыкина и др. Рисунки вошли в серию, получившую название «Олимп».

Б. М. Кустодиев. «27 февраля 1917 года», 1917, Третьяковская галерея, Москва

Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). В своих рисунках мастер выступает не только сатириком-обличителем, но и свидетелем знаменательных исторических событий начала XX столетия. Произведения бытового жанра, рассказывающие о жизни провинциального городка или села, выполненные Кустодиевым красочно и живо, теперь стали своеобразной исторической иллюстрацией эпохи. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). Тема ярмарки встречается на многих полотнах мастера, но эта, пожалуй, самая многолюдная и оживленная. Почти половину холста занимает пестрая человеческая толпа: нарядно одетые крестьянки, бородатые мужики, старики, дети, изумленно застывшие возле ярких игрушек. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Над крышами палаток виднеются купола церквей и крестьянские избы, синева леса и облачное небо.

В «ярмарках», «масленицах», «праздниках», «гуляньях» Кустодиева центральным героем является не отдельная личность, а народ. Художник не выделяет никого из своих персонажей, все они равноценны для него.

Композиционный центр отсутствует и в картине «Праздник в деревне» (1907, Третьяковская галерея, Москва), показавшей не только крестьянский праздник, но и приметы деревенских трудовых будней. Автор изобразил гулянье на фоне золота осеннего леса, сжатых полей, бедных изб с соломенными кровлями. Даже в праздник мысли о ежедневных заботах не оставляют крестьян.

В своей любви к родине и ее истории, к русскому народу, к которому художник относился с глубоким уважением и любовью, Кустодиев близок к В. И. Сурикову и А. П. Рябушкину, искусством которых он всегда восхищался.

Множество произведений Кустодиева связано с Волгой. «Волга и Кустодиев неразъединимы», — писал И. Я. Билибин. Проводя каждое лето в своем имении «Терем», художник изучал жизнь провинциального волжского города, который и был для него истинной Россией. Правда, живописца занимала лишь праздничная, нарядная сторона. Отсюда и фантастические картины, в которых мастер стремился воплотить свою мечту о гармонии («Гулянье на Волге», 1909).

В этот же период Кустодиев вновь обратился к теме прошлого. Вместе с другими известными живописцами он принял участие в создании полотен для серии «Картины по русской истории», выпущенной издателем И. Н. Кнебелем. Одно из таких произведений Кустодиева — «Школа в Московской Руси».

Школа, показанная на картине, являлась неотъемлемым элементом города и села по всей России в XVI–XVII веках. Средства на содержание школы и зарплату учителю собирали родители, который занимался с детьми всех возрастов. Ученики изучали чтение и письмо, а также ноты, по которым должны были петь. Среди предметов быта художник изобразил горшок с кашей: некоторые родители оставляли своих детей жить при школе, вероятно, считая это полезным для них.

Такие школы играли огромную роль в деле просвещения. Еще до прихода к власти в России Петра I в стране грамотными были все купцы, священники, 60 % представителей дворянского сословия и монахов, 50 % посадских людей и почти 15 % крестьян.

В 1909 году Кустодиев некоторое время преподавал в частной художественной студии Е. С. Зарудной-Кавос. В этот же период у него проявились первые признаки тяжелого заболевания — прогрессирующей опухоли спинного мозга. Но, превозмогая сильные боли, художник продолжал упорно работать. В конце 1900-х годов Кустодиев стал широко известен не только на родине, но и за границей.

В 1907 году за портрет В. В. Матэ на VII Международной художественной выставке в Венеции он был удостоен Большой золотой медали. В 1910 году министр искусств Италии предложил мастеру написать автопортрет для галереи Уффицы во Флоренции. В этом же году Кустодиев стал академиком живописи в Петербурге, а спустя два года — членом Совета Академии художеств. Несмотря на болезнь, мастер принимал активное участие в выставках в России и за рубежом.

В 1912 году, находясь в лечебнице швейцарского курорта Лейзена, прикованный к постели художник работает над картиной «Купчихи». Четыре пышные красавицы, одетые в нарядные одежды, стоят на улице маленького города. Они словно сошли со страниц пьес А. Н. Островского. Пейзаж и вывески лавок, окружающие купчих, поразительно похожи на театральные декорации.

В 1914 году Кустодиев начал писать свою знаменитую «Купчиху» (1915), ныне хранящуюся в Русском музее в Санкт-Петербурге. Вслед за ней появилась «Красавица» (1915).

Серией «Купчих» художник открыл еще одну страничку прошлого, знакомящую зрителя с бытом русского купечества.

Б. М. Кустодиев. «Школа в Московской Руси», издание И. Кнебеля, Москва, 1908–1913

Любуясь чувственной красотой своих героинь, их тяжеловесной грацией, автор в то же время слегка иронизирует над ними, осуждая их самодовольство и ленивое равнодушие. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Он писал: «Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии. Их называют „натуралистическими“ только потому, что они производят впечатление действительной жизни, которую, однако, я сам никогда не видел и которая никогда не существовала». И все же, несмотря на такую фантастичность, картины очень точно, живо и ярко передают особенности русского быта.

К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен, изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Написанные яркими красками разноцветные балаганы, торговые палатки, карусели, нарядные тройки, катания с гор создают радостное, мажорное настроение. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена; «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался.

Создавая картины с изображением патриархального российского быта и веселых праздников, Кустодиев не остался в стороне от современных ему политических событий. Вкладом в художественную летопись истории стала его картина «27 февраля 1917 года» (1917, Третьяковская галерея, Москва). Происходившее мастер мог видеть лишь из окна: тяжело больной, он был прикован к постели.

Вместе с другими известными художниками Кустодиев принимал участие в праздничном оформлении Петрограда к 1–й годовщине Октябрьской революции. Он выполнял эскизы для украшения Ружейной площади, создавал лубки, плакаты, картины на темы революции («Праздник в честь II Конгресса Коммунистического Интернационала на площади Урицкого», 1921, Русский музей, Санкт-Петербург).

С помощью своей фантазии художник создал аллегорическое полотно «Большевик» (1920, Третьяковская галерея, Москва), немного наивное, но очень искреннее. Гигантская фигура рабочего с красным флагом в руке возвышается над толпой демонстрантов, над домами и храмами. Монументальное по своему ритму полотно имеет вовсе не такие большие размеры, как кажется (101 x 141).

В творческом наследии мастера, кроме станковых работ, — книжные иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова, 1923). Интересны также работы Кустодиева для театра. Он оформил множество спектаклей, но самым большим успехом пользовалась «Блоха» Е. И. Замятина, поставленная вторым МХАТом в 1925 году.

После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Образы героев Гражданской и Великой Отечественной войн предстают на картинах Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, Сергея Васильевича Герасимова и др. Многие живописцы, стараясь показать в своих работах неразрывную связь эпох, обращались к далекому прошлому России. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru


Смотрите также