Образ Кутузова в романе «Война и мир» Л.Н. Толтого: описание и характеристика. Картина кутузова


Образ Кутузова в романе Война и мир сочинение

В романе «Война и мир» гений Кутузова выделен особо. Кутузов – отец армии, он ближе всех высокопоставленных лиц к русскому народу. Он прост и хитёр одновременно, мудр и опытен в сражениях.

В первый раз мы отчётливо видим Кутузова на смотре под Браунау. Он вместе с австрийским генералом осматривает русскую пехоту, только что прибывшую на помощь союзнику. Кутузов хочет показать австрийцам, что русские не могут вступить в бой сейчас, что нужно отдохнуть, привести в порядок обмундирование. Особое внимание уделяется обуви: она сильнее всего пострадала при переходе.

Кутузов не просто так просил солдат предстать на смотре в самом худшем виде. Он понимает, что эта война не нужна России, что бои на чужой территории не воодушевляют войска. Опытный генерал старался отсрочить вступление русской армии в войну, чтобы сохранить жизнь солдат.

На этом смотре всё было просто: природа, пехота, сам Кутузов. Он по-отечески относился к солдатам, выделял знакомых офицеров, прошедших с ним не одну войну.

Сильнее всего талант Кутузова как полководца раскрывается на Бородинском поле. Почему после стольких немецких генералов, Вейротера, Пфуля, главнокомандующим назначают именно его? Потому что он единственный из них русский, знающий русских солдат. Так же, как и они, Кутузов защищает родную ему землю.

Особенную близость главнокомандующего к простым людям показывает момент, когда все молятся перед Бородинским сражением. Кутузов наравне с солдатами подходит к иконе, кланяется, крестится.

Л.Н. Толстой показывает большую разницу между Наполеоном и Кутузовым. Перед главным сражением Наполеон нервничает. Он принимает подарок, осуждает своего противника, пытается отвлечься. Кутузов же, напротив, очень спокоен. Он сидит на одном месте и ждёт. Уже здесь мы видим превосходство русского генерала, которое возрастает по ходу битвы. Если Наполеон мечется, постоянно отдаёт распоряжения, которые не выполняются, то Кутузов понимает весь ход боя. Он не отдаёт никаких приказаний, а только соглашается или не соглашается с поступающими предложениями. Главнокомандующий чувствует, что исход от него не зависит, что всё решается там, на месте битвы.

По окончании сражения Наполеон видит, что русские не наступают, его поздравляют с победой, но он чувствует, что проиграл. Кутузов принимает поздравления, он знает, что победил. Его походка уверенна, на лице улыбка. Он показал французу, что тот не всесилен, что русская армия способна дать отпор.

Решение об оставлении Москвы далось тяжело, многие в штабе были против Кутузова и всех его дальнейших действий. Никто не сумел понять того, что понял он. Кутузов предугадал, что уже не надо никаких боев, что дальше неприятель погибнет сам. Ему не нужны были награды, он заботился о своей армии.

Вторжение кончилось. Нет необходимости защищать Родину, нет необходимости и в Кутузове. Так и отошел на задний план отец армии, единственный полководец, понявший всю суть войны и способный развенчать миф о непобедимости Наполеона.

Образ и характеристика Кутузова в романе Война и мир очень кратко сочинение

Действие романа-эпопеи «Война и мир» начинается в довоенный период 19 века. Раскрывая перед нами героев, как вымышленных, так и реальных, Лев Николаевич Толстой рисует черты и образы людей светского общества 19 века. Среди обилия персонажей романа, Лев Николаевич Толстой обращает внимание на выдающихся людей, сыгравших заметную роль в первой мировой войне. Речь, конечно же, идет о двух полководцах: Наполеоне Бонапарте и Михаиле Илларионовиче Кутузове. Писатель не преследовал цель исторически правдивого и досконального описания полководцев. В образы героев Л. Н. Толстой вложил свое мироощущение и отношение к известным личностям.

Михаил Илларионович создает впечатления невидимого присутствия на страницах с боевыми баталиями. Кутузов – надежда для русской армии, от рядовых солдат до генералов русской армии. Полководец выступает в роли отца всей армии.

Лев Николаевич Толстой создает образ Кутузова через отношение главных героев к нему.

Любящая мать княгиня Друбецкая умоляет Василия Курагина пристроить ее сына непременно поближе к Кутузову. Дрожащая над благополучием и безопасностью своего сына, княгиня доверяет только Кутузову.

Полководец Михаил Илларионович выступает в качестве давнего друга князя Болконского. Болконский-отец в письме просит Кутузова взять Андрея к себе в адъютанты. Зная характер князя Болконского и его требования к самому себе и окружающим, читатели проникаются должным уважением к великому полководцу.

Лев Николаевич Толстой не уделяет внимание описанию внешности Кутузова, отношение читателей к герою формируется через его слова и отношение к нему других героев.

Михаил Кутузов испытывает отеческие чувства к своим офицерам и солдатам. Через описание героя читатель проникается симпатией к добродушному, внимательному и чуткому полководцу.

При смотре войска он не преминул сделать остановку и непременно сказать пару добрых слов офицерам или солдатам.

Сочинение рассуждение

Образ Кутузова в романе Война и мир

Образ Кутузова в романе Война и мир Сейчас читают:
  • Береги честь смолоду Капитанская дочка сочинение

    В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» говорится о чести и достоинстве. А пословица береги платье снову, а честь смолоду, каждый русский человек узнает не задумываясь. Об этом автор начинает рассуждать в самом начале произведения

  • Сочинение Человек-амфибия - отзыв по книге

    История, которая описана в этом удивительном, фантастическом романе, вызывает у читателя небывалый восторг, так как все происходящее, очень похоже на нашу жизнь. Этот роман, по праву можно считать шедевром фантастического стиля

  • Сочинение на тему Моя мама (описание внешности)

    Практически каждый из нас может сказать, что его мама самая лучшая. Ведь именно мама для нас самый близкий и родной человек. Моя мама всегда вызывает у меня восхищение.

  • Сочинение по картине Серова Девушка освещенная солнцем

    Русских красавиц рисовали многие художники. Среди них был и Валентин Серов. Он изобразил на картине свою двоюродную сестру. Фоном для картины служит сама природа. Смешанный лес средней полосы России, где сосны растут рядом с берёзами,

  • Сочинение на тему Родительский дом начало начал

    Какие светлые слова – род, родина, родители. Не зря именно они есть в каждом букваре, с них начинается русского языка. Так первоклассники вместе с буквами запоминают и основные моральные ценности нашей страны, её святыни.

  • Сочинение по картине Левитана Весна. Большая вода (4, 7, 9 класс)

    Левитан, самый известный русский художник, который создал массу прекрасных шедевров искусства, которые вдохновляют любителей природы и в наши дни, так как мастеру прекрасно удается передавать все природные мелочи, которые иногда незаметны.

uchim-klass.ru

описание и характеристика :: SYL.ru

Произведение «Война и мир» является одним из величайших во всей русской литературе. В нем Л. Н. Толстой смог нарисовать широкую панораму жизни русского общества с 1805 по 1820 год. И в центральной части этой панорамы находится разгром наполеоновских войск, которые до этого времени казались совершенно непобедимыми. На страницах своего романа Толстой развивает идею о том, какова роль народа и личности в развитии исторических событий.

кутузов образ в романе война и мир

Единение с народом

Образ Кутузова в романе «Война и мир» - один из самых благородных во всем произведении. Полководец был человеком, который ни одним своим действием или словом не изменил собственным убеждениям. Он был примером настоящего самоотвержения, а также умения понимать будущее значение наступающих событий. Сложно представить себе такого человека, деятельность которого была направлена на достижение одной и той же цели на протяжении столь длительного времени. И так же сложно представить себе более достойную задачу, чем была у Кутузова.

Кутузов был не только мудр, но и близок к народу, он ценил жизнь каждого солдата. И поэтому из остальных исторических личностей только Кутузов назван истинно великим человеком. Писатель поднимает образ полководца на самую высокую ступень чистоты духовных устремлений.

образ кутузова в романе война и мир толстого

Добродушный и внимательный полководец

Описывая образ Кутузова в романе «Война и мир», необходимо подчеркнуть: полководец наделен Толстым чертами харизматичного лидера – у него есть авторитет, который основывается на его личных качествах. Это мудрость и героизм, и даже в некоторой степени святость. Во время встреч с солдатами полководец умеет находить с ними общий язык, иногда даже пускает в ход интересную и забавную шутку. Можно услышать от Кутузова и «стариковское добродушное ругательство». Например, можно вспомнить, как солдаты делились впечатлением о Кутузове после смотра под Браунау. Один солдат говорит о том, что Кутузов «кривой, об одном глазу». Другой вторит ему – «Вовсе кривой». Но на это следует ответ, что Кутузов все сумел увидеть - и сапоги, и подвертки.

образ и характеристика кутузова в романе война и мир

Понимание духа войска

В 1812 году и полководец, и каждый простой солдат был наполнен патриотизмом. Описывая Бородинское сражение, Толстой подчеркивает: Кутузов понимал, что исход битвы решается не распоряжениями командующего войсками. Давая описание образу Кутузова в романе «Война и мир», учащийся может подчеркнуть: он понимал, что главную роль играет та неуловимая сила, которая носит название «дух войска». Полководец может лишь наблюдать за этой силой и руководить ею, но только в определенной степени. К примеру, когда Кутузов получает новость о пленении Мюрата, он говорит, что еще пока рано радоваться. Однако вместе с тем он посылает адъютанта проехаться по войскам и рассказать всем это известие.

С этой же целью поддержания высокого духа в войске Кутузов в конце дня Бородинского сражения отдает распоряжение зачитать среди солдат приказ о завтрашнем наступлении. Когда простые солдаты услышали этот приказ, смысл которого проистекал из чувств главнокомандующего, они, хотя и измученные, ободрялись и утешались.

Образ Кутузова в романе «Война и мир» глубоко патриотичен. Это качество можно проследить не только в словах самого Кутузова, но и в тех словах, которыми характеризуют его другие герои. Например, князь Андрей обретает спокойствие после того, как встретился с Кутузовым. Болконский размышляет о полководце в таком ключе: Кутузов ничего не придумает, однако все сможет выслушать и расставить на свои места. Полезному он не станет мешать, а вредного не позволит.

характеристика кутузова в романе война и мир

Образ Кутузова в романе «Война и мир» Толстого: цели полководца

Приказ оставить Москву Кутузов отдает только с одной целью – добиться победы и изгнания вражеских войск во что бы то ни стало. Полководец не случайно постоянно повторяет одни и те же слова: «Я заставлю их есть лошадиное мясо». Все действия Кутузова направлены на три главных цели:

  • напряжение всех сил для триумфа над врагом;
  • одержание победы;
  • изгнание врага из пределов страны и облегчение, насколько это может быть возможным, последствий для народа и солдат.

И только после того как эти задачи были решены, полководец оставляет деятельность главнокомандующего войск. Как мог он достичь этих целей, ни разу не отступив от своих благородных задач? Он был способен сделать это по той причине, что в его душе было истинно великое народное чувство, непобедимое начало.

образ кутузова в романе л толстого война и мир

Фатализм или реализм в образе Кутузова?

Давая описание образа Кутузова в романе «Война и мир», учащийся может указать: в какой-то мере Л. Н. Толстой делает полководца фаталистом: ведь он подчиняется ходу событий истории. Писатель не говорит о том, каким образом Кутузов готовил солдат к столкновениям после оставления Москвы и каким образом он осуществлял свой план. Будучи писателем-реалистом, Толстой все же стремился преодолеть философию фатализма, и во многих своих чертах Кутузов показан верно с исторической точки зрения: ему свойственно высокое стратегическое мастерство, он целыми ночами напролет размышляет о предстоящей военной кампании, выступает в качестве активного деятеля. За кажущимся спокойствием Кутузова скрывается волевое напряжение.

образ кутузова и наполеона в романе война и мир

Позиция полководца, которая привела к победе

Образ и характеристика Кутузова в романе «Война и мир» будут неполными без описания его морально-духовной позиции, источника мудрости этого военачальника. Полководец всеми силами бережет своих солдат, ведет противостояние с царем, придворными генералами. Солдаты и офицеры его любят. Кутузову известны законы войны, он вполне способен предусмотреть ход дальнейших событий, поскольку берет в расчет духовное состояние войска.

Основной источник его мудрости – это близость к народу. И наиболее ярко раскрывается образ полководца во время описания Бородинского сражения. Наполеон уже начинает нервничать, ведь к нему возвращаются толпы расстроенных и обессиленных солдат. Кутузов же спокойно обдумывает, как может быть завершена битва. Об этом необходимо упомянуть в описании образа Кутузова в романе Л. Толстого «Война и мир». Ведь своим спокойствием он рождает уверенность и в солдатах. Например, генералу Вольцогену, который полностью охвачен паникой, он говорит: «Победа!». Еще до окончания сражения Кутузов объявляет о том, что битва выиграна. Он понимает, что отдать Москву необходимо для того, чтобы сберечь страну. Ведь французы в Москве начнут поддаваться моральному разложению, они станут мародерами, дисциплина их полностью иссякнет.

образ кутузова в романе война и мир описание

Характеристика Кутузова в романе «Война и мир»: полководец и его возраст

Во время первой войны Кутузов еще представлен как бравый генерал. Однако во время Отечественной войны полководец уже стар. И над этим позволяют себе посмеиваться его враги. Однако со стороны его войска возраст Кутузова только вызывает уважительное отношение. Кутузов – старик с белой головой, располневший. Он обычно надевает белый сюртук и фуражку с красным околышем без козырька. Во время заседаний военного совета он засыпает. Полководцу тяжело сесть на лошадь и точно так же трудно ему спуститься. Также писатель подчеркивает, что Кутузов «слаб на слезы». Он может плакать, не только думая о судьбе своей страны, но даже и при виде раненых солдат. Однако это его качество не принижает образ полководца.

Образ Наполеона

Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» в произведении противоположны друг другу. Они являются антиподами. Толстой говорит о неприятии французского полководца, его стратегии. Все симпатии читателя, по задумке автора, должны быть на стороне Кутузова. Слава о Наполеоне распространилась по всему миру. Однако Толстой пишет о его армии, что она представляла собой «толпу мародеров». Сам же Наполеон отличался жестокостью и вероломством.

Жизнь его армии была ему глубоко безразлична. Совершенно равнодушно наблюдает он за тем, как погибают его солдаты. Ведь они являются всего лишь орудием для достижения его сугубо личных целей. Народное признание льстит французскому военачальнику. Однако благодарности Наполеон не испытывает. Ведь все были обязаны без каких-либо возражений подчиняться только его воле. Толстой пишет о том, что миллионы людей были вынуждены убивать друг друга только по причине властолюбия Бонапарта.

www.syl.ru

Образ Кутузова в романе «Война и мир»

План

Введение

Русские полководцы удостаивались большого внимания государей, политиков и писателей. Л.Н.Толстой написал образ Кутузова в романе «Война и мир». Он получился выдержанным, скромным, но сильным и великим.

Кутузов Михаил Иларионович (Толстой указывает отчество Кутузова с одной «л»). На страницах романа он встречается нам не так часто, как, например, французский император Наполеон Бонапарт. Но его присутствие мы чувствуем: о нем говорят в свете, о нем думают солдаты, на него надеются русские генералы, на него злится император Александр. Главнокомандующий Кутузов в романе Толстого «Война и мир» проходит красной нитью через сюжет всего романа – он надежда, он вера, он сила, он «отец» русской армии.

Отношение к Кутузову героев романа

Княгиня Друбецкая слезно просит князя Василия Курагина за своего сына Бориса, чтобы устроил его в Семеновский полк и непременно поближе к самому Кутузову. Старый князь Болконский пишет письмо своему другу – Кутузову, где высказывает просьбу о назначении его сына Андрея к нему в адъютанты. Солдаты за глаза называли Кутузова «Сам» и пели протяжную солдатскую песню, где были строки: «Кутузовым-отцом».

Андрей Болконский перед Шенграбенским сражением был в недоумении, как можно отправлять на верную смерть невинных людей. Но, посмотрев в глаза Кутузову, понял: «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!»

Портрет Кутузова

Л.Н.Толстой дает неполную характеристику Кутузову, есть только небольшое описание внешности, все остальное автор показывает нам через речь героя. Но именно эта характеристика Кутузова в романе «Война и мир» является основной и понятной. Мы видим, что он добр, улыбчив, ласков, неравнодушен к окружающим. Его речь наполнена словами «голубчик», «дружок», «голубушка», «красавица», это подтверждает его чуткое отношение к людям. Особое отношение Кутузов проявлял к Андрею Болконскому. Он искренне сожалел о смерти старого князя и плакал о потере друга, а Болконскому сказал: «…помни, дружок, что я тебе отец, другой отец…»Отношение Кутузова к своим солдатам дает нам понять, что для него не было славы для себя самого. При смотре войск под Браунау Кутузов «прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам,.. а иногда и солдатам». Вспомнил он и Тимохина, сказав ему: «Храбрый офицер!» Образ Кутузова в «Войне и мире» соткан Толстым из его человеческих качеств и характера полководца, истинного русского главнокомандующего. Он часто пишет о его душевном состоянии: «По пухлому, изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка», «Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг», сказал Кутузов, прощаясь с Багратионом. Слезы катились из его глаз».

Кутузов и Аустерлицкое сражение

В романе «Война и мир» образ Кутузова подаётся нам не только в его положительной оценке. Мы видим и отрицательное отношение к главнокомандующему, когда о нем говорят в насмешливом тоне: князь Василий, светское общество, военный совет. Да и сам император Александр был зол на Кутузова за Аустерлиц. Кутузов говорил об Аустерлицком сражении: «Я думаю, что сражение будет проиграно…» Но никто не понимал значения его слов, а он чувствовал всем своим существованием, что это будет крах. Толстой дает нам в этот момент другой портрет Кутузова: «…казался изнуренным и раздражительным», «сердито сказал», «желчно вскрикнул», «злое и едкое выражение взгляда».

Он переживал за людей, за их жизни, ему не хотелось рисковать, потому что за ним стояли люди, живые люди. Когда приехал государь, «он принял вид подначальствующего, нерассуждающего человека», потому как знал, как относится к нему Александр. На вопрос государя, почему не начинаем, Кутузов отвечал: «…поджидаем…» Но усмешка государя дала ему знак – выступать. Решение было принято насильно. Да и мог ли он перечить? Когда же увидел Кутузов, что происходит на самом деле, что французы у них под самым носом, а отступать некуда, он был уже ранен в щеку, но только сказал: «Рана не здесь, а вот где!» и показал на бегущих солдат. Ему было больно от того, что все ожидания его и думы оправдались, но ничего не смог он изменить.На военном совете перед Аустерлицким сражением Толстой показывает Кутузова «в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал…». Состояние Кутузова можно объяснить – он понимал весь ход этого сражения, но никто не прислушался к нему, разговор генералов был ему неинтересен.После бегства русских при Аустерлице о Кутузове никто не говорил, «некоторые шепотом бранили его, называя придворною вертушкою и старым сатиром».

Кутузов – полководец

Переход от Крейса до Цнайма – решение Кутузова, которое привело русских к цели. Неожиданная возможность спасти русскую армию, ошибка Мюрата дала шанс Кутузову увести войска. Оправив отряд Багратиона на задержание врага, Кутузов успел спасти остальных. Расчет или случайность помогли Кутузову выиграть Шенграбенское сражение, как бы то ни было – он великий полководец, заслуживший истинное признание.

Бородинское сражение уже было не за горами, а о Кутузове никто не вспоминал. Но все же комитет назначил его главнокомандующим армией, хотя знал о нерасположении государя к Кутузову. Это является доказательством того, что в Кутузова верили, его ждали, его уважали, его любили. Он держал русский дух, русскую веру, и он оказался выше и сильнее Наполеона. Неприметный, не притязающий ни на что, он явился в романе настоящим русским патриотом, который сражался не за себя, не за славу, а за государя и народ.

Это сочинение можно закончить словами Михаила Иларионовича Кутузова, которые он сказал Андрею Болконскому перед Бородинским сражением: «Да, немало упрекали меня и за войну, и за мир…а все пришло вовремя. Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать».

Тест по произведению

obrazovaka.ru

Образ и характеристика Кутузова в романе Война и мир

Характеристика Кутузова (Война и мир)Император Александр I в 1805 году воевал против Наполеона на стороне Австрии. Если бы наступательные и оборонительные движения союзников были более организованными, то войны 1812 года можно было бы избежать. Летом царь отправил в австрийские земли две своих армии и назначил главнокомандующим одной из них генерала Кутузова. Образ и характеристика Кутузова в романе «Война и мир» Льва Толстого помогают увидеть причины поражения Русской армии в сражениях против французов.

Портрет Михаила Илларионовича Кутузова

Лицо фельдмаршала легко узнаваемо на исторических картинах, потому что ему пришлось потерять один глаз в турецких баталиях. Глубокий шрам придавал мужчине устрашающее выражение лица. Часто он носил черную повязку на изуродованной половине, чтобы не вызывать к себе сострадание невидящим глазом. Но шрам на виске от измайловской пули все равно оставался открытым.

Зато Кутузову свойственна была чуть заметная улыбка, превращающая его в заботливого старика. Лев Толстой часто упоминает об этой доброй, отеческой улыбке, располагающей к себе офицеров и простых солдат. Старческая одутловатость лица свидетельствовала о винных излияниях, необходимых для согрева и поднятия духа в полевых условиях.

Когда главнокомандующий прощается с Багратионом перед боем, по его щеке течет слеза из одинокого глаза. Лицо от влаги становиться мягким, выражает заботу и переживания. В конце Михаил Илларионович подставляет своему лучшему генералу щеку для поцелуя. Кутузов вел себя неприхотливо относительно быта, мог принимать генералов в расстегнутом мундире, потому что воротник жал его жирную шею.

Старик любит подремать в своем вольтеровском кресле, склонив на грудь голову, покрытую седыми волосами. Сутулость гнет его плечи книзу на седьмом десятке лет жизни, но он прекрасно держится в седле, как подобает командующему армией.

Человеческие достоинства и недостатки Кутузова

Михаилу Илларионовичу присуща доброта, он легко прощает капитана, разжалованного за хулиганство. Генерал умен и внимательный к мелочам, способный заприметить, каждую деталь формы, стоящего перед ним адъютанта. Всегда невозмутимый герой сохраняет спокойствие в критический момент в любой сложной ситуации. Всячески старается скрыть волнение и не выдать лихорадочно проносящихся мыслей в голове.

Главнокомандующий сдержан в ораторстве, особенно когда надо выступать перед всей армией. У него правильно поставлена речь, он изъясняется с изяществом, как и принято при дворе. Простой персонаж, созданный автором на основе исторических свидетельств, читатель видит, прежде всего, обыкновенным человеком. Маленькие радости интересуют его, неловкие слабости подчеркивают естественные недостатки характера.

Кутузов, как всякий любящий отец, писал письма своим детям. В свободное время он наслаждался хорошей художественной книгой и обожал скоротать вечер в обществе красивых женщин. Ему было свойственно отпускать шутки, чтобы разрядить обстановку. Шутил генерал одинаково задорно в обществе высших чинов, офицеров, солдат.

Самая важная черта характера Кутузова, по мнению автора, заключалась в том, что умел ласково разговаривать с солдатами. В его голосе звучало уважение, понимание и забота. Поглядывая на изношенные сапоги рядовых солдат, он так грустно покачивал головою, что каждому, наблюдая за стариком, становилось понятно, как тот огорчен.

В свое время генерал получил хорошее образование, его знание французского и немецкого языков вызывает уважение у Болконского. Командующий принял Андрея очень благожелательно, как сына своего старого друга, зная цену настоящей дружбе, проверенной в сражениях с врагом. Даже молодой князь хорошо знал о способности старика рыдать всхлипывая.

Кутузов часто крестился, как человек глубоко верующий полагался на силу господнюю, доверял крестному знамению. Лев Толстой восхищается боевым умением полководца, через слова автора читатель узнает, каким умным, мудрым был Старый ли Севера, как его величали враги. Но власть состарившегося генерала над армией была весьма условной. Ему приходилось в точности придерживаться предписаний, приходивших из Петербурга от военного руководства.

В создавшейся ситуации Кутузов предпочитал не вмешиваться в естественный ход событий, оставаясь при своем мнении, придерживаясь собственной точки зрения, но не имея возможности использовать свой опыт ведения сражений.

frigato.ru

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭИсторический портрет М.И.Кутузова

М.И.Кутузов

Исторический портрет М.И.Кутузова

K1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Годы жизни:1745-1813

Из биографии

  • М.И.Кутузов — один из прославленных полководцев России. Получил прекрасное образование: после домашнего обучения поступил в дворянскую академию -Артиллерийскую и Инженерную шляхетскую школу, закончив которую получил специальность инженера- прапорщика.
  • Начал свою деятельность с преподавания математики в академии. Однако затем стал адъютантом П.Гольштейн-Бекского, с чего и началась военного карьера будущего полководца.
  • Путь Кутузова: от адъютанта, капитана, командира роты — до главнокомандующего армией. И это всё – благодаря его личной храбрости, таланту.
  • Первая война, в которой проявился его военный талант, война с Турцией 1768 года. Именно здесь он начал использовать элементы совей будущей тактики.
  • В сражении в Крыму в 1774 году Кутузов получает тяжелое ранение, теряет глаз.
  • М.Кутузов был талантлив и на войне , и на гражданской, дипломатической службе.
  • М.Кутузов был очень счастлив браке. Имел пятерых детей.

K2

Исторический портрет М.И.Кутузова

Направления деятельности

Направления деятельности Результаты
Военная карьера М.Кутузова. 1768- участие в войне с Турцией. Именно здесь он сражался под руководством А.Суворова, который стал учителем будущего полководца.Здесь Кутузов приобрёл несравненный военный опыт.

1774- сражения в Крыму, в 1776 году получил  звание полковника.

1788-1790- принимал участие во многих сражениях с Турцией: осаде Очакова, штурме Бандер, в боях под Каушанами.

Участвовал в войне с Польшей.

Деятельность в звании главнокомандующего русской армии в период войны с Наполеоном. Начал войну с французами М.Кутузов в качестве начальника московского, а затем и петербургского ополчения.Однако вскоре дворянство выдвигает его на должность главнокомандующего, идея была поддержана императором, так как Кутузова очень любил народ.

1812-назначен главнокомандующим русской армией и получил титул светлейшего князя.Именно во многом благодаря таланту и умению Кутузова были одержаны великие победы под Бородином, Малоярославцем, изгнаны французы с русской земли.

Для спасения армии Кутузов пошёл на рискованный шаг: после совета в Филях отдал Москву врагу, спасая тем самым армию, а значит, Россию.

Деятельность Кутузова на дипломатической и государственной службе. М.Кутузов преподавал многие годы военные дисциплины.1792- был назначен послом в Турцию, где сумел решить важные проблемы с  данной страной,

Проявил себя как талантливый диплома. А в 1798 году был переведён дипломатом в Персию.

М.Кутузов проявил себя как дальновидный и умелый политик, дипломат.

Особенности военной стратегии  и тактики М.Кутузова. Широта и разнообразие маневров при ведении военных действий как в наступлении, так и в обороне.Своевременный переход от одного маневра к другому, который ставил в тупик врага, использование момента неожиданности и непредсказуемости.

Свои знания М.Кутузов изложил в книге

«Тактика победы», которая и сегодня изучается в военных учреждениях  России.

Одна из  известных тактик Кутузова- это ведение действий отдельными, небольшими сражениями, отдалёнными по времени и пространству, но имеющие единый стратегический план. Яркий пример этому- знаменитый Тарутинский маневр.

Другой образец военного искусства Кутузова — это проведение контрнаступлений, подготовленных, тщательно продуманных.

М.И.Кутузов часто использовал тактику параллельного преследования. Именно так по частям была измотана и изгнана армия Наполеона.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • М.И.Кутузов — великий полководец России, отличавшийся глубоким умом, прекрасным знанием военного дела, горячим служением своей любимой России.
  • Более 50-ти лет Кутузов отдал военной службе, приумножая славу России, поднимая военное искусство на более высокую ступень развития.
  • На счету М.Кутузова множество военных операций, талантливо проведённых. Продуманных по мелочей. Именно во многом благодаря этому полководцу была одержана победа над Наполеоном.
  • М.Кутузов большое внимание уделял главной силе войск- солдатам, их подготовке, условиям быта, ценил и помнил многих людей из народа. Также он продвигал по службе талантливых офицеров, выдвигал их на ответственные посты. Среди них П.Коновницын, Д.Дохтуров, Н.Раевский и др.
  • М.Кутузов многое сделал и на государственной, дипломатической службе, преданно служа Отечеству, проявляя трудолюбие, дипломатичность, нестандартность в решении проблем.
  • Неоценимым является опыт М.Кутузова, который он изложил в своей книге «Тактика победа»- учебнике современных офицеров России.
  • Память о М.Кутузове Россия свято чтит. Его именем названы улицы городов, ему поставлены памятники и обелиски  как одному из величайших и талантливейших полководцев России.

Данный материал можно использовать, готовясь по теме:

ЕГЭ, задание № 25, историческое сочинение.

Автор: Мельникова Вера Александровна

Прибытие М.И.Кутузова в Царёво-Займище. С.Герасимов. 1957

Прибытие М.И.Кутузова в Царёво-Займище.С.Герасимов. 1957

Памятник Кутузову в Москве. Скульптор: Н.Томский

Памятник Кутузову в Москве. Скульптор: Н.Томский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятник М.Кутузову в Санкт-Петербурге. Скульптор: Б.Орловский Архитектор: К.Тон

Памятник М.Кутузову в Санкт-Петербурге.Скульптор: Б.ОрловскийАрхитектор: К.Тон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портрет М. И. Кутузова. Д. Доу. 1829

Портрет М. И. Кутузова. Д. Доу. 1829

Военный совет в Филях. А. Д. Кившенко, 1812 г.

Военный совет в Филях. А. Д. Кившенко, 1812 г.

Последний прижизненный портрет М. И. Кутузова, изображённого с Георгиевской лентой ордена Св. Георгия 1-й ст. Художник Р. М. Волков.

Последний прижизненный портрет М. И. Кутузова, изображённого с Георгиевской лентой ордена Св. Георгия 1-й ст. Художник Р. М. Волков.

Обелиск Кутузову на Бородинском поле, архитектор П.Воронцов-Вельяминов.

Обелиск Кутузову на Бородинском поле, архитектор П.Воронцов-Вельяминов.

М. И. Кутузов на памятнике « 1000-летие России» в Новгороде

М. И. Кутузов на памятнике « 1000-летие России» в Новгороде

istoricheskij-portret.ru

Виртуальная комната Кутузова

  • Адмирал Павел Васильевич Чичагов (1767–1849). Гравюра XIX в.
  • Александр Иванович Кутайсов. Литография XIX в. Граф, генерал-майор А. И. Кутайсов (1784–1812) был начальником артиллерии 1-й Западной армии с февраля 1812 г. Погиб в Бородинском сражении при попытке отбить батарею Раевского. Тело Кутайсова не было найдено.
  • Анна Михайловна Хитрово, урожденная Голенищева-Кутузова (1782–1848), фрейлина, замужем за Н. З. Хитрово (1779–1827). Рисунок Е. Ю. Емельянова. 2012 г.
  • Атаман Войска Донского Матвей Иванович Платов. Гравюра. 1813 г.
  • Бивак казаков на Елисейских полях в Париже в 1814 г. Гравюра. 1814 г.
  • Встреча Наполеона I, Александра  и Фридриха-Вильгельма III на плоту на реке Неман в Тильзите. Гравюра Д. Бергера по рисунку Студи. Германия. 1807 г.
  • Генерал от кавалерии граф Леонтий Леонтьевич Беннигсен (1745–1826). Гравюра начала XIX в.
  • Генерал-аншеф Василий Михайлович Долгоруков-Крымский (1722–1782). Гравюра. Начало XIX в. 
  • Генерал-фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский (1725–1796). Литография Тюлена. Рисунок П. Иванова. 1811 г.
  • Граф Платов – атаман Войска Донского. Гравюра С. Карделли по рисунку А. Орловского. Матвей Иванович Платов (1751–1818) – генерал от кавалерии, войсковой атаман Войска Донского.  
  • Дарья Михайловна Опочинина, урожденная Голенищева-Кутузова (1788–1854), супруга Ф. П. Опочинина (1779–1852). Фрейлина, кавалерственная дама ордена Св. Екатерины  малого креста. Похоронена в Сергиевой пустыни в Санкт-Петербурге. Рисунок Е. Ю. Емельянова. 2012 г.
  • Денис Васильевич Давыдов (1784 – 1839). Литография В. Бахмана. 1831 – 1840 гг. Д. В. Давыдов – генерал-лейтенант (1831 г.), военный писатель, поэт. Подполковник Ахтырского гусарского полка. С 21 августа 1812 г. командовал партизанским отрядом, действовавшим на коммуникациях Великой армии на Старой Смоленской дороге. По завершении кампании 1812 г. награжден орденами  Св. Георгия IV степени и Св. Владимира III степени.
  • Дом в Бунцлау, где скончался генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов. Фотография начала XX в.
  • Дух неустрашимости русских. Раскрашенная гравюра. 1812 г.
  • Елизавета Михайловна Хитрово, урожденная Голенищева-Кутузова (1783–1839). В первом браке замужем за Ф. И. Тизенгаузеном (1782–1805), во втором – за Н. Ф. Хитрово (1771–1819). Похоронена в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре в церкви Сошествия святого Духа. Рисунок Е. Ю. Емельянова. 2012 г.
  • Иван Логгинович Голенищев-Кутузов (1729–1802), в семье которого воспитывался М. И. Кутузов. Рисунок Е. Ю. Емельянова. 2012 г.
  • Кадет артиллерийского и инженерного корпуса в летней форме. Россия. 1784–1796 гг. Литография, раскрашенная акварелью из «Исторического описания одежды и вооружения российских войск».
  • Кадет и офицер Артиллерийского и Инженерного корпуса. Россия. 1784–1786 гг. Литография, раскрашенная акварелью из «Исторического описания одежды и вооружения российских войск».
  • Казаки в Гамбурге на Юнгфернстиг. Раскрашенная гравюра К. Зура. 1814 г.
  • Каре лейб-гвардии Павловского гренадерского полка, атакованное кавалерией Мюрата в сражении при Прейсиш-Эйлау. Рисунок. Художник А. И. Шарлемань. 1888 г.
  • Карикатура «Казаки и французы (голодные волки), терзающие барана». Раскрашенная гравюра. 1813 г.
  • Карикатура «Мадамов из Москвы вить выгнали, нигде на дороге не задержали, а с честью крестьянки провожали». Раскрашенная гравюра. 1812 г.
  • Карикатура «Наполеон формирует новую армию из разных уродов и калек». Раскрашенная гравюра И. А. Иванова. После 1812 г.
  • Карикатура «Наполеонова ретирада из России с французскими генералами». Раскрашенная гравюра. 1812 г.
  • Карикатура «Победитель мира выезжает из России в лубковом ящике». Раскрашенная гравюра И. И. Теребенева. 1813 г.
  • Кончина М. И. Кутузова в Бунцлау 16 апреля 1813 г. Гравюра Карделли по рисунку адъютанта Кутузова полковника И. Л. Ефимовича.
  • Лейб-гвардии Павловский гренадерский полк в сражении под Фридландом. Рисунок. Художник А. И. Шарлемань. 1888 г. На рисунке изображен момент сражения, когда атакующие врага павловские гренадеры несут впереди строя раненого командира – генерала Николая Николаевича Мазовского. Он был ранен в руку и ногу и не мог сидеть на коне. Тогда Мазовский велел двум гренадерам нести  себя перед полком и в последний раз повел своих солдат в атаку. Картечная пуля поразила героя насмерть. Последними его словами были: «Друзья, не робейте!»
  • М. И. Кутузов. Литография с картины Д. Доу. 1820-е гг.
  • Памятник М. И. Кутузову в Бунцлау. Фотография начала XX в.
  • Памятник-колонна на месте захоронения части останков М. И. Кутузова в деревне Обер-Тиллендорф близ Бунцлау. Мастер-камнетес Франц Беем (Младший). 1813 г. Фотография начала XX в.
  • Переход французской армии через Неман 12 июня 1812 г. Гравюра Клаубера по рисунку Д. Бажетти. 1812 г.
  • План сражения при Кагуле 21 июля 1770 г.  Гравюра. Конец XVIII в.
  • План сражения при Прейсиш-Эйлау. Гравюра начала XIX  в.
  • План сражения при Фридланде. Гравюра XIX  в.
  • Пленение маршала Вандама в битве при Кульме. Раскрашенная гравюра. XIX в.
  • Победа при Тарутине над Мюратом, королем Неаполитанским 6 октября 1812 года. Гравюра С. Федорова по рисунку Доменико Скотти. 1814 г.
  • Наполеон I Бонапарт. Литография. XIX в.
  • Подвиг унтер-офицера Азовского полка Старичкова и рядового Бутырского полка Чуйки. Гравюра XIX в. Старичков, знаменосец Азовского пехотного полка, был тяжело ранен в сражении при Аустерлице. Из последних сил, обливаясь кровью, он снял с древка знамя и спрятал его у себя на груди. Умирая в плену, вручил знамя рядовому Бутырского полка Чуйке, взяв с него клятву передать святыню в родной полк. Этот момент и изобразил художник. Долгое время Чуйка хранил знамя, а затем через подполковника Трескина передал его в Азовский полк. 25 февраля 1906 г. унтер-офицер Старичков был навечно зачислен в списки 45-го Азовского пехотного полка.
  • Пожар Москвы в сентябре 1812 года.  Гравюра С. Карделли. 1810-е гг.
  • Наполеон I среди выдающихся генералов Франции, прославивших свое время. Литография. 1814 г.
  • Наполеон у гроба Фридриха Великого. Гравюра с картины М. Н. Понс-Камю (1806 г.). Гравер Тазет. Париж.
  • Маршалы и генералы французской армии времен Первой империи. Литография. 1833 г.
  • Атака лейб-гвардии Егерского полка на французскую колонну у деревни Страден при Кульме. Художник Н. С. Самокиш. 1913 г.
  • Атака лейб-гвардии Кирасирского полка в 1813 году. Художник М. Б. Греков. 1913 г.
  • Атака лейб-гвардии Кирасирского полка на французскую батарею под Кульмом. Художник М. Б. Греков. 1913 г.  
  • Атака лейб-гвардии Конного полка на французских кирасир в сражении под Фридландом.  Художник В. В. Мазуровский. 1910–1912 гг.
  • Атака русской кавалерии на французскую батарею. Художник В. В. Мазуровский. 1902 г.
  • Битва под Смоленском. 1812 г. Гравюра Н. Лебо с картины Ноде. В Смоленском сражении 4–5 августа 1812 г. Наполеону не удалось навязать генеральную баталию объединившимся 1-й и 2-й Западным армиям, которые продолжили отступление.
  • Бой у деревни Салтановка 11 июля 1812 г. Литография с картины Н. Самокиша. 1912 г. Существует легенда, что в бою под Салтановкой генерал-лейтенант Н. Н. Раевский в одну из атак увлек своих сыновей. Эта атака изображена на картине. Однако это не более чем патриотический вымысел журналистов, описывавших ход войны в российских газетах. Достаточно напомнить, что младшему сыну Раевского было всего 11 лет. Сам генерал опровергал подобные вымыслы. Почвой для легенды мог стать факт, что сыновья Раевского действительно находились при нем в момент сражения, а старший из них,  16-летний Александр, участвовал в бою.
  • Взятие лейб-гвардии Конным полком французского знамени 4-го линейного полка в сражении при Аустерлице. Художник Б. П. Виллевальде. 1884 г. В ходе сражения лейб-гвардии Конный полк, двинувшись на выручку Преображенскому полку, врезался в ряды 4-го французского полка бригады Шиннера. При этом был сбит с ног французский знаменщик. Карабинер 3-го взвода 2-го эскадрона полковника И. И. Оленина рядовой Гаврилов соскочил с лошади, поднял знамя и только успел передать его подскакавшему рядовому Омельченко, как сам упал, проткнутый штыками. С яростью французы бросились вперед для спасения знамени, но рядовые Ушаков и Лазунов подоспели на выручку Омельченко. Знамя стало трофеем русских.
  • Вступление Наполеона в Берлин. Аквантина Ф. Югеля по оригиналу Л. Вольфа. Первая четверть XIX в.
  • Гвардейская конная артиллерия обстреливает французские колонны во время отступления наполеоновской армии. Художник П. П. Карягин. 1912 г.
  • Генерал-лейтенант Николай Алексеевич Тучков I-й. Копия. Художник С. Коменко. Начало XX в. Н. А. Тучков (1761–1812) в начале 1812 г. командовал 3-м пехотным корпусом, который сражался у Островны, оборонял Смоленск, бился под Лубином (Валутина гора). В Бородинском сражении корпус перекрывал Старую Смоленскую дорогу у деревни Утицы. Тучков, возглавив контратаку Павловского гренадерского полка, был смертельно ранен пулей в грудь.
  • Генерал-майор Александр Васильевич Суворов (1729–1800). Хромолитография с портрета Шмидта. 1769–1772 гг.
  • Генерал-поручик Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов (1718–1784) – отец М. И. Кутузова. Художники Н. А. Ионова и К. В. Лещинский. 1998 г.
  • Генералиссимус А. В. Суворов. Художник К. К. Штейбен. 1815 г. 
  • Главнокомандующий 2-й Западной армией, генерал от инфантерии князь Петр Иванович Багратион (1765–1812). Копия с портрета художника Д. Доу. Копиист неизвестен. Вторая половина XIX в.
  • Екатерина Ильинична Голенищева-Кутузова, урожденная Бибикова (5.11.1754-23.7.1824), супруга М. И. Кутузова, светлейшая княгиня, статс-дама. Дочь генерал-поручика И. А. Бибикова (1698–1784) от второго брака его с В. И. Шишковой. Копия с портрета Гутеннбрунна. 1797 г.
  • Казаки атамана Платова в сражении. Художник И. М. Львов. Конец XIX – начало XX вв.
  • Командир 3-й пехотной дивизии, генерал, граф Петр Петрович Коновницын (1764–1822). Художник Похман. 1819 г.
  • Кутузов принимает экзамен. Неизвестный художник. Вторая половина XIX в.
  • Лейб-гвардии Гренадерский полк в сражении при Бородине. Художник М. Б. Греков. 1912–1913 гг.  
  • Лейб-гвардии Конный полк в немецком городе в 1813 году. Неизвестный художник школы Б. П. Виллевальде. Середина XIX в.
  • Лейб-гвардии Конный полк в Париже в 1814 г. Неизвестный художник школы Б. П. Виллевальде. Середина XIX в.
  • Лейб-гвардии Конный полк в сражении при Фершампенуазе. Художник Б. В. Виллевальде. 1891 г.
  • Лейб-гвардии Павловский гренадерский полк в сражении под Фридландом.  Художник М. Б. Греков. 1913 г.
  • М. И. Кутузов. Неизвестный художник. Копия с портрета художника Р. М. Волкова. Середина XIX в.
  • Молебен накануне Бородинского сражения. Цветная литография с рисунка Н. Самокиша. Начало ХХ в.
  • Наполеон у Малого Ярославца 12 октября 1812 г. Художник Л. Бакалович. Конец XIX в.
  • Начальник штаба 1-й Западной армии, генерал-майор Алексей Петрович Ермолов (1777–1861). Неизвестный художник. 1815 г.
  • Отступление армии Наполеона, преследуемой русскими войсками, в 1812 году. Неизвестный художник. 1850-е гг.
  • Подвиг гренадера Коренного под Лейпцигом. Неизвестный копиист. Копия с картины П. И. Бабаева. Вторая половина XIX в. В бою у деревни Госса под Лейпцигом Леонтий Коренной увидел, что его раненому батальонному командиру угрожает опасность плена, и отважно бросился с несколькими товарищами на выручку. В бою товарищи Коренного погибли, но, даже оставшись один, он продолжал отбиваться от неприятелей. В этом бою Коренной получил 18 ран и, полностью обессилевший от потери крови, был доставлен во французский госпиталь. О подвиге русского гренадера доложили Наполеону, и император лично прибыл в госпиталь, чтобы увидеть героя. Покидая госпиталь, Наполеон приказал, как только Коренной окрепнет, отпустить его к своим, а в специальном приказе по армии поставил русского воина в пример французским солдатам. Едва оправившись от ран, Коренной вернулся в свой полк. За спасение командира и храбрость в бою он был произведен в подпрапорщики и до конца службы оставался полковым знаменосцем. О герое в полку даже сложили песню.
  • Подполковник Луганского пикинерного полка М. И. Кутузов. Копия неизвестного художника с оригинала 1777 г. Вторая половина XIX в.
  • Последний выстрел гвардейской артиллерии по Парижу 18 марта 1814 г. Неизвестный копиист. Копия с картины Б. П. Виллевальде. Середина XIX в.
  • Последний разговор Кутузова с Александром I. Художник Х. Н. Кочетов. 1945 г.  
  • Похоронная процессия с прахом М. И. Кутузова возле Казанского собора. Гравюра М. Воробьева. 1814 г.
  • Предметы обстановки комнаты М. И. Кутузова в Бунцлау на экспозиции в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи
  • Прием Наполеоном прусской королевы Луизы в Тильзите. Хромолитография с картины Н. Госса (1837 г.).
  • Сражение под Фридландом. Наполеон на поле сражения отдает приказы дивизионному генералу Удино о преследовании врага. Гравюра с картины О. Верне. Франция. 1830 г.
  • Сражение при Бородине (Третья атака французов на батарею Раевского). Художники Ф. А. Рубо и К. Беккер. 1913 г.
  • Сражение при Бородине. Художник А. П. Швабе. Копия с картины П. Гесса.  Вторая половина XIX в.
  • Сражение при Кацбахе. 1813 г. Гравюра Бартоша. XIX в.
  • Сражение при Клястицах 19 июля 1812 г. Литография с картины П. Гесса. 1911 г. В сражении при Клястицах корпус П. Х. Витгенштейна нанес крупное поражение корпусу маршала Удино. В результате боев 18 и 19 июля неприятель был разбит и отброшен к Полоцку. Его преследовал авангард под командованием генерала Кульнева, погибшего в эти дни.
  • Сражение при Кульме. Гравюра. XIX в.
  • Сражение при Лейпциге. Художник А. И. Зауэрвейд.1844–1845 гг.
  • Сражение при Лосмине 6 ноября 1812 г. Художник П. Гесс. 1864 г. 5 ноября 1812 г. войска Наполеона вынуждены были отступить за Красное, не дожидаясь арьергардного корпуса Нея. 6 ноября корпус Нея подошел к реке Лосмине, которая пересекала дорогу от Смоленска на Красное. Здесь французов встретил корпус М. Милорадовича. Сражение началось неожиданно для обеих сторон, так как густой туман скрывал войска противников, и окончилось поражением французов. На картине изображена одна из атак русских улан на неприятеля в Лосминском овраге.
  • Сражение при Прейсиш-Эйлау. Гравюра начала XIX  в., раскрашенная акварелью.
  • Сражение при Фершампенуазе. Художник В. Ф. Тимм. 1839 г.
  • Сычевцы. Гравюра И. В. Бугаевского, раскрашенная акварелью. 1812 г. На территории Сычевского уезда французы появились 18 августа 1812 г. К этому времени в Сычевке было создано два партизанских отряда, в которых состояло более 400 горожан и крестьян. Одним отрядом командовал земский исправник Евстафий Богуславский, другим – сподвижник Суворова отставной майор Семен Емельянов. На селе действовало до десяти партизанских отрядов, среди которых особо выделялся отряд старостихи Василисы Кожиной с хутора Горшково. За два месяца и шесть дней (с 19 августа по 25 октября) сычевские партизаны уничтожили 1760 вражеских солдат и офицеров и 1009 взяли в плен. 
  • Тетрадь констапеля П. Лапшина с чертежами основных систем корабельной и полевой артиллерии.  1780?1790-е гг.
  • Торжественный въезд в Париж трех монархов (Александра I, Франца II и Фридриха-Вильгельма III) в 1814 г. Раскрашенная гравюра. 1814 г.
  • Турецкий султан Махмуд II (1808–1839). Гравюра XIX в.
  • Унтер-офицеры Литовской инспекции Екатеринославского гренадерского полка.  Россия. 1802–1805 гг. Литография, раскрашенная акварелью, из «Исторического описания одежды и вооружения российских войск».
  • Ученический альбом кадета Николая Осиповича Котлубицкого с чертежами орудий, лафетов и понтонов.  1790-е гг.
  • Французский маршал Луи-Николя Даву (1770–1823). Репродукция с портрета XIX в.
  • Хлебосольство – отличная черта в характере народа русского. Раскрашенная гравюра. 1813 г.
  • Чины Павловского гренадерского полка 1805–1811 гг.
  • Штурм Измаила. Художник Ф. П. Усыпенко. 1957 г.
  • Штурм Очакова 6 декабря 1788 года. Художник Я. Суходольский. 1853 г.

Все экспонаты предоставлены Военно-историческим музеем артиллерии инженерных войск и войск связи

westrussia.org

Реальность и художественный вымысел в образах Наполеона и Кутузова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Подлинные события и лица начала 19 века составляют основу сюжета романа-эпопеи Толстого. Писатель считал, что реальные события в художественном произведении должны усложняться и развиваться авторским вымыслом. Именно тогда они могут стать почвой для широких художественных обобщений – цели любого художественного произведения.Образы Кутузова и Наполеона, созданные в романе, в полной мере отражают толстовские принципы изображения исторических деятелей. Эти герои далеко не во всем совпадают со своими реальными прототипами, ведь Толстой не стремился к документальному портрету этих людей. Поэтому многие известные факты из жизни Наполеона и Кутузова опущены, а некоторые подлинные качества, наоборот, преувеличены. Так, в романе делается акцент на дряхлости и пассивности М. И. Кутузова, а также на самовлюбленности и позерстве Наполеона.Оценивая главных лиц войны 1812 года, Толстой руководствуется лишь нравственными критериями. Можно сказать, что антитеза Наполеон – Кутузов является главной нравственной антитезой романа. Наполеон в трактовке Толстого отличается самоуверенностью, эгоизмом и ограниченностью: “Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”. Писатель рисует его портрет в иронично-сниженных тонах: “потолстевшая, короткая фигура”, “жирные

ляжки коротких ног”, суетливая походка. Наполеон уверен в своей гениальности и величии. Толстой подчеркивает контраст между самомнением Наполеона и его действительным ничтожеством, показывая, тем самым, пустоту и бессилие этого человека. Духовный мир Наполеона, по Толстому, это “искусственный мир призраков какого-то величия”. Толстой считает, что этот француз всего лишь выполнял ту роль в мире, которая была предназначена ему историей. И вряд ли он смог вынести эту тяжелейшую роль, если бы у него не были “помрачены ум и совесть”. Наполеон, по мнению Толстого, сознательно воспитывал в себе душевную черствость, считая ее мужеством и истинным величием: “обыкновенно любил рассматривать убитых и раненных, испытывая тем свою душевную силу (как он думал)”. Смерть для Наполеона – привычное и надоевшее зрелище. Он как должное воспринимает преданность своих солдат. Таким образом, Наполеон в изображении Толстого нравственно слеп, поэтому несчастен. Прийти “к добру и правде” он может, только забыв о своем величии. Но этого герой сделать совершенно не способен. Михаил Илларионович Кутузов же, по Толстому, это воплощение народной нравственности, истинного величия, “простоты, добра и правды”. Основная черта этого полководца – близость к народу, понимание его дум и чаяний. Кутузов не стремится, в отличие от Наполеона, к превосходству над другими людьми. Этот герой не пытается своим решением изменить ход истории, потому что понимает, что это невозможно. Кутузов подчиняется логике исторического процесса. У него хватает ума и мудрости понять высший смысл происходящего и на основе этого сделать выводы, которые приводят, в конце концов, к победе русских. Именно мудростью объясняется внешняя пассивность этого героя, его нежелание форсировать ход событий. Талант Кутузова, его близость к народному сознанию побуждает полководца жить и действовать по принципу: “что должно произойти, то произойдет само”. Толстой уверен, что причина, источник таланта Кутузова – в народном чувстве, которым обладал этот человек. Это чувство русский полководец “носил в себе во всей чистоте и силе”. Именно поэтому русский народ выбрал его “в представители народной войны”. В изображении Л. Н. Толстого Кутузов-главнокомандующий так же необычен, как необычна и “война народная”. Смысл его военной стратегии была не в том, чтобы “убивать и истреблять людей”, а в том, чтобы “спасать и жалеть их”. Толстой пишет, что историки превозносят Наполеона, говорят о нем, как о гениальном полководце и обвиняют Кутузова за его военные неудачи и пассивность. Писатель не считает эти качества недостатками полководца. Чтобы подчеркнуть это, Толстой сознательно преувеличивает дряхлость Кутузова. Например, главнокомандующий засыпает во время военного совета и так далее. Кутузов не отдает приказов, почти ничего не предпринимает, не ищет сражений. Наполеон победил почти во всех сражениях – Кутузов большинство из них проиграл. Но, в конце концов, именно русская армия под предводительством Кутузова победила французов, которыми командовал “гениальный” Наполеон. Несмотря на это, историки, по словам Толстого, продолжают прославлять французского полководца, для которого не было никаких нравственных рамок. По мнению писателя, все это – “лживые формулы”. Поэтому величие Наполеона в “Войне и мире” оказывается грандиозной исторической ложью, истинное же величие Толстой видит в Кутузове, скромном труженике истории.

rus-lit.com


Смотрите также