Описание картины Михаила Лермонтова «Автопортрет». Картина лермонтов


Картины, рисунки, живопись Лермонтова - фото

К юбилею М. Ю. Лермонтова ТАСС собрал 20 картин, написанных самим поэтом. Представляем вашему вниманию эту подборку.

15 октября исполняется 200 лет со дня рождения поэта Михаила Лермонтова

"Окрестности селения Караагач" (масло, 1837-1838). Лермонтов изобразил окрестности Караагача, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил © Из собрания Литературного музея Пушкинского дома Фото: http://tass.ru/

“Башня в Сиони” (масло, 1837-1838). Это одна из самых больших картин, написанных поэтом маслом. Она была подарена Лермонтовым его бабушке Е. А. Арсеньевой © Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы” Фото: http://tass.ru/

15 октября в России отмечают юбилей – 200 лет со дня рождения поэта, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова.

Рисование являлось одним из ранних увлечений поэта. По семейному преданию, рисовать поэт начал раньше, чем писать стихи. Первые уроки рисования Лермонтову давал художник Александр Солоницкий. В 1830-е годы Лермонтов брал уроки рисования и живописи у художника Петра Заболоцкого.

"Нападение. Сцена из кавказской жизни" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Нападение. Сцена из кавказской жизни” (масло, 1837)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

Среди художественного наследия Михаила Лермонтова – картины маслом, карандашные рисунки, миниатюры, иллюстрации к произведениям. Диапазон техник также очень разнообразен: Лермонтов работал в живописи, акварели, рисунке, а также в литографии.

"Окрестности селения Караагач" (масло, 1837-1838). Лермонтов изобразил окрестности Караагача, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил © Из собрания Литературного музея Пушкинского дома Фото: http://tass.ru/

“Окрестности селения Караагач” (масло, 1837-1838). Лермонтов изобразил окрестности Караагача, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил© Из собрания Литературного музея Пушкинского домаФото: http://tass.ru/

"Пятигорск" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Пятигорск” (масло, 1837)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

 

"Портрет драматурга, поэта Андрея Николаевича Муравьева" (масло, 1839) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Портрет драматурга, поэта Андрея Николаевича Муравьева” (масло, 1839)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Герцог Лерма" (масло, 1832-1833) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Герцог Лерма” (масло, 1832-1833)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Крестовая гора" (масло, 1837-1838) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Крестовая гора” (масло, 1837-1838)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Эльбрус" (масло) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Эльбрус” (масло)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Военно-Грузинская дорога близ Мцхета" (масло,1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Военно-Грузинская дорога близ Мцхета” (масло,1837)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Перестрелка в горах Дагестана" (масло, 1840-1841) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" http://tass.ru/

“Перестрелка в горах Дагестана” (масло, 1840-1841)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”http://tass.ru/

"Черкес" (масло) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Черкес” (масло)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Эпизод из сражения при Валерике" (рисунок М. Ю. Лермонтова, раскрашен Григорием Григорьевичем Гагариным,1840) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Эпизод из сражения при Валерике” (рисунок М. Ю. Лермонтова, раскрашен Григорием Григорьевичем Гагариным,1840)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Автопортрет" (масло, 1837-1838) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Автопортрет” (масло, 1837-1838)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби" (автолитография, раскрашенная акварелью,1837-1838) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби” (автолитография, раскрашенная акварелью,1837-1838)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года" (масло, 1837) © Из собрания ИРЛИ РАН Фото: http://tass.ru/

“Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года” (масло, 1837)© Из собрания ИРЛИ РАНФото: http://tass.ru/

"Тамань" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Тамань” (масло, 1837)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Грузинки на крыше сакли" (графитный карандаш, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Грузинки на крыше сакли” (графитный карандаш, 1837)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

Рисунок Лермонтова из альбома Нарышкиных © flickr.com/tarhany

Рисунок Лермонтова из альбома Нарышкиных© flickr.com/tarhany

 

www.pravmir.ru

Картинки портрет Лермонтова в хорошем качестве (16 фото)

Талантливый прозаик, драматург и поэт Михаил Юрьевич Лермонтов увлекался живописью. Далее предлагаем посмотреть и бесплатно скачать портреты Лермонтова в хорошем качестве.

Портрет М. Лермонтова.

Портрет маленького Лермонтова.

М.Ю. Лермонтов за столом.

Лермонтов на тахте.

Черно-белый портрет Лермонтова.

Молодой Лермонтов.

БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ПРОГОЛОСУЙ ЗА ПОСТ!

Загрузка...

Еще интересные подборки:

 

Картинки «Марш деревянных солдатиков» (12 фото) « Предыдущая запись Картинки Веселый Роджер (30 фото) Следующая запись »

bipbap.ru

книжная строка: ЖИВОПИСНОЕ НАСЛЕДСТВО ЛЕРМОНТОВА

Лермонтов всю свою жизнь посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Талант художника Лермонтова очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с большой достоверностью людей своего круга. Ему великолепно удавались пейзажи, как в живописи, так и графике. Лермонтов проявил себя незаурядным мастером карикатуры и анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. Многие его работs посвящены военной тематике. Исследователи творчества М.Ю. Лермонтова считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим русским художником. Многие рисунки М.Ю. Лермонтова запечатлели «просёлочную» деревенскую Россию. Характерна для поэта-художника акварель «Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой». Она примечательна своей поэтичностью. «С отрадой, многим незнакомой», Лермонтов запечатлел в этом пейзаже приметы любимой им отчизны: мельницу, неширокую речку, тройку, скачущую по просёлочной дороге, «чету белеющих берёз» на холме, дали, покрытые синеватой дымкой.
"Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой"

Акварель М.Ю. Лермонтова, 1835-1836 гг.

Обложка рукописи романа "Вадим", первого прозаического произведения М.Ю. Лермонтова, оставшегося незавершённым, поистине уникальна: она сплошь соткана из рисунков, изображающих мужчин и женщин, скачущих всадников, мужиков в крестьянских одеждах, различные сценки. Лица людей, изображённых на обложке, выражают самые различные чувства – гнев, страдание, ужас, непроницаемое спокойствие, душевную боль.
Рисунки Лермонтова на обложкерукописи "Вадима" 1832-1834 гг.
Первой любовью, а после и самым близким другом поэта была Варвара Александровна Лопухина, которой Лермонтов посвятил эти строки:
Лопухина Варвара АлександровнаАкварель М.Ю. Лермонтова, 1832 г.
Мой друг, напрасное старанье! Скрывал ли я свои мечты? Обыкновенный звук, названье, Вот всё, чего не знаешь ты. Пусть в этом имени хранится, Быть может, целый мир любви... Но мне ль надеждами делиться? Надежды... о! они мои, Мои - они святое царство

Души задумчивой моей...

Помимо данного стихотворения Варваре Лопухиной были посвящены и обращены следующие произведения Лермонтова: «Валерик», «Молитва», «Мы случайно сведены судьбою», «Она не гордой красотою», «Оставь напрасные заботы», «Расстались мы, но твой портрет», «Слова разлуки повторяя», «У ног других не забывал».

В своих картинах Лермонтов пытался запечатлеть тот образ природы или иное событие, которые потом воплощались в его стихах и прозе. Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ.

"Воспоминание о Кавказе"Картина М.Ю. Лермонтова, масло, 1838 г.
Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передаст в детском рисунке акварелью, подписанном на французском языке «М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах». Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час поэт.
Детский рисунок Лермонтова.Акварель. Автограф на французском языке:"М.Л. год 1825. 13 июня на Горячих водах" 
На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, бесспорно, выполненные с натуры, поскольку они очень точны в деталях. Это пейзаж окрестностей Пятигорска.

«Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом».

 
"Пятигорск"Картина М.Ю. Лермонтова, масло, 1837-1838 гг.

На своей картине «Развалины близ селения Караагач в Кахетии» Лермонтов изобразил его окрестности, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображенная на картине скала над Караагачем была видна за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь.

"Развалины близ селения Караагач в Кахетии"Картина М.Ю. Лермонтова, 1837 г.
«Роскошной Грузии долины Ковром раскинулись вдали: Счастливый, пышный край земли!»

- такой Грузия предстала перед Лермонтовым, такой он её увидел и полюбил.

Одна из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года.
"Крестовый перевал"Картина М.Ю. Лермонтова, масло, 1837 г.
Древняя столица Грузии – Мцхета ярко отражена как в художественном, так и в поэтическом творчестве Лермонтова. Великолепие гор, величественные стены собора Светицховели, развалины монастыря Джвариссагдари воскрешали в памяти поэта давно минувшие образы. Эти места воспел Лермонтов в поэме «Мцыри», действие которой происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…». Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты». Лермонтов стремился сохранить в памяти пейзажи, бытовые сцены, которые не только взволновали его, но и рождали новые поэтические образы.
"Военно-грузинская дорога близ Мцхета"(Кавказский вид с Саклей)Картина М. Ю. Лермонтова, 1837 г.
На многих Грузинских картинах и рисунках Лермонтова изображены караульные башни или старинные крепости. Он так верно почувствовал характерную особенность грузинского пейзажа, в котором эти безмолвные свидетели былых сражений против иноземцев были неотъемлемой частью. Такова, например, картина «Башня в Сиони».
"Башня в Сиони"Картина М.Ю. Лермонтова, холст, масло, 1837-38 гг.
И башни замков на скалах Смотрели грозно сквозь туманы - У врат Кавказа на часах Сторожевые великаны! Это картина, написанная маслом, была подарена Лермонтовым его бабушке Е.А. Арсеньевой. Неизгладимое впечатление произвели окрестности Тифлиса, в ста верстах которого располагался полк, в котором служил Лермонтов. Поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса». Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.
"Вид Тифлиса"Картина М.Ю. Лермонтова, масло, 1837 г.

В Тифлисе поэт встречался с ссыльными декабристами – передовыми людьми того времени. Здесь он знакомится с местными легендами и преданиями, своеобразным бытом жителей, это отражается в его творчестве. Таков рисунок «Лезгинка», где изображены танцующие жители города на плоской крыше дома.

"Пляска грузинок на плоской кровле"Рисунок М.Ю. Лермонтова, итальянский карандаш, 1837 г.
В ладони мерно ударяя, они поют – и бубен свой Берёт невеста молодая. И вот она, одной рукой Кружа его над головой, То вдруг помчится легче птицы, То остановится, глядит – И влажный взор её блестит Из-под завитливой ресницы. В 1840 году Лермонтов был отправлен в ссылку в Тенгинский пехотный полк, в район тяжёлых военных действий. Это нашло своё отражение в композиции «Эпизод сражения при Валерике 11 июня 1840 года», который был выполнен Лермонтовым вместе с князем Гагариным.

Чеченское название "Валерик" означает "Речка смерти". Валерикское сражение оставило неизгладимый след в памяти и судьбе Лермонтова. Оно потрясло бессмысленной жестокостью. Лермонтов по-новому подошёл к изображению человека на войне и показал трагизм войны: горцы, к которым поэт относился с уважением, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того чтобы жить в мире и братстве.

"Эпизод из сражения при Валерике 11 июля 1840 года"Акварель М.Ю. Лермонтова и Г.Г. Гагарина, 1840 г.
А там вдали грядой нестройной, Но вечно гордой и спокойной, Тянулись горы – и Казбек Сверкал главой остроконечной. И с грустью тайной и сердечной Я думал: жалкий человек. Чего он хочет!.. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем? Ещё одной из картин на военную тему явилось полотно «Перестрелка в горах Дагестана». Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.  
"Перестройка в горах Дагестана"Картина М.Ю. Лермонтова, масло, 1840-41 гг.
Лермонтов, как и многие великие поэты и художники, изобрёл свою собственную тайнопись. Например, Леонардо Да Винчи писал зеркально так, что его текст можно было прочитать при помощи зеркала. Лермонтов зашифровывал имена и фразы из своих стихотворений в штриховке на рисунках. «Тайнопись Лермонтова» была обнаружена одним профессиональным художником-графиком, Л.Н. Шаталовой.   Рисунки и картины Лермонтова, которых он создал большое количество за свою недолгую и беспокойную жизнь, – это живописные и графические дневники его жизни. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника. «Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы, Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь…» 

knignaya-stroka.blogspot.com

Автопортрет Лермонтова: история одного полотна

Любая картина, выполненная художником - будь то осенний пейзаж, бушующее море или портрет молодой женщины, - несет в себе неизгладимые черты самого творца, его впечатление от изображаемого объекта. В этом смысле вся живопись субъективна и импрессионистична. Что же касается автопортретов, то при их создании доля субъективности максимальна. Бессознательно или намеренно живописец переносит на полотно то, что для посторонних остается тайной за семью печатями. Именно поэтому автопортреты в первую очередь привлекают внимание искусствоведов как ценный артефакт, имеющий полное сходство с оригиналом на внешнем (изобразительном) и внутреннем эмоциональных планах.

Лермонтов-пейзажист

О том, что Лермонтов писал картины, известно далеко не всем. Как утверждает энциклопедия, посвященная творчеству поэта, любовь к рисованию проявилась у него еще с раннего возраста. Изображение Лермонтова в виде мальчика двух лет свидетельствует, что уже тогда он пытался что-то чертить на свитках. Однако наиболее полно этот дар проявился во время первой ссылки на Кавказ. Ориентируясь на систему Рембрандта, Лермонтов создавал полотна на военную тему, портреты и, конечно, пейзажи. Последний жанр более всего представлен в живописном наследии поэта.

автопортрет Лермонтова

Как нетрудно догадаться, материалом для пейзажей послужила замечательная природа Кавказа. Взять хотя бы полотно «Окрестности селения Караагач». В нем заметны все черты художественной манеры Лермонтова, начиная с яркого колорита и специфики расположения фигур и заканчивая особым восприятием природы, отображенном на картине. Последняя особенность трудноуловима и апеллирует скорее к интуитивному, нежели к рациональному восприятию.

Лермонтов-портретист

По сравнению с зарисовками природы, портретное наследие поэта насчитывает меньшее количество работ. Среди них – автопортрет Лермонтова в бурке, изображения Веры Лопухиной, С. А. Раевского, А. И. Одоевского, выполненные акварелью (перечень картин неполный). Поэт также оставил несколько масляных полотен и множество набросков. Исследователи отмечают, что многие портреты отличаются психологичной точностью, как бы предвещающей начало нового направления в искусстве – реализма.

Жизненные обстоятельства

Ученые датируют автопортрет Лермонтова 1837 годом. Полотно создавалось во время первого пребывания поэта на Кавказе, куда его отправили за стихотворение «Смерть поэта». Предназначал М. Ю. Лермонтов автопортрет Варваре Лопухиной, к которой питал нежные чувства. Троюродный брат поэта, Аким Павлович Шан-Гирей, свидетельствовал, что любовное влечение к Лопухиной не оставляло Лермонтова до конца его жизни.

автопортрет Лермонтова описание

Передача полотна состоялась в июне 1838 года – перед отъездом Варвары в Германию. Уже оттуда она отправила автопортрет Лермонтова А. М. Верещагиной, которая всегда поощряла любые его творческие начинания – живописные, музыкальные и поэтические. На этом история полотна обрывается: в течение последующих 80 лет оно считалось утерянным безвозвратно, так что долгое время приходилось ориентироваться на копию, которую выполнила О. А. Кочетова в 1880 году.

Описание картины

Автопортрет Лермонтова 1837 года запечатлевает юношу, одетого в мундир Нижегородского полка. На его плечи накинута бурка, на груди размещаются газыри, а в руке поэт держит шашку. Фоном служат Кавказские горы, которые оставили в памяти Михаила Юрьевича ощутимый след, несмотря на то, что наслаждаться их видом Лермонтов мог только несколько месяцев.

автопортрет лермонтова в бурке

На обратной стороне картины имеется надпись на немецком языке, которая называет создателя картины. Конечно, идеальным, с точки зрения художественного исполнения, автопортрет Лермонтова назвать нельзя. Искусствоведы скрупулезно выискивают в нем недостатки наподобие плохо прорисованных рук. Однако это ли важно, когда перед нами важный документ, демонстрирующий, что испытывал Лермонтов в то время? Невинное, доброе, несколько детское лицо с угрюмым, грустным, даже трагичным выражением глаз – своего рода лирический дневник поэта. А надпись, предназначенная для любимой женщины, ныне выглядит контрастом, по сравнению с банально-музейным: «Лермонтов "Автопортрет" (акварель, 1837)».

Дальнейшая история полотна

ХХ век расставил все точки над і в истории автопортрета поэта. Наконец вожделенное полотно нашлось: в 1955 году его приобрел немецкий профессор Винклер. Автопортрет Лермонтова стал переходить из рук в руки, пока через 7 лет после своего открытия он не попал из тогдашнего ФРГ на Родину, к величайшей радости поклонников его творчества.

Поэт на полотнах различных художников

Конечно, автопортрет Лермонтова, описание которого было представлено выше, является далеко не единственным изображением поэта. Самым ранним полотном, запечатлевшим Михаила Юрьевича, считается рисунок неизвестного художника, возможно крепостного, который перенес на бумагу очертания четырехлетнего ребенка. Второй портрет также запечатлевает поэта в детстве. Автор полотна изобразил нарядно одетого мальчугана с причесанными волосами. Некоторые искусствоведы ставят под сомнение подлинность картины, однако её сходство с первым изображением Лермонтова и воспоминания брата поэта свидетельствуют как раз о противоположном.лермонтов автопортрет акварель 1837

Картин, на которых был бы запечатлен Лермонтов во время его учебы в Москве, нет. Только в 1834 году, когда его перевели в корнеты, бабушка заказала портрет внука. Налицо стремление художника несколько приукрасить обличье поэта. В то же время портрет вызывает доверие не только благодаря хорошему внешнему сходству с оригиналом, но и верно подмеченным настроением Лермонтова, выражением его глаз.

Широко известным стало изображение поэта, сделанное его учителем живописи Заболотским. Художник не являлся великим мастером, однако выполненный портрет свидетельствует о хорошем знании натуры Лермонтова. Это же можно сказать и о других изображениях поэта, которые отлично дополняют наше представление о нем.

fb.ru

Иллюстрации в альбоме. Лермонтов. Исследования и находки

1. Пояснения неизвестного современника к тексту «Смерти Поэта».

3. Полковник Дмитрий Алексеевич Столыпин.

6. «Ангел Смерти». Обложка. Автограф Лермонтова до реставрации.

7. Обложка поэмы «Ангел Смерти» после реставрации.

8. Кавказский вид. С картины Лермонтова. Масло.

9. Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837–1838.

11. Варвара Александровна Лопухина в образе испанской монахини. Акварель Лермонтова.

13. Рисунок Лермонтова. Карандаш. 1838. Из альбома, принадлежавшего семье Солнцевых.

12. Сражение русских крестьян с французами. Акварель Лермонтова.

14. Обложка рукописи В. И. Анненковой.

15. Вера Ивановна Анненкова. С портрета масляными красками (высказывалось предположение о принадлежности его кисти К. П. Брюллова).

16. Страница воспоминаний В. И. Анненковой с рассказом об ее знакомстве с Лермонтовым.

17. Тамань. Домик над морским обрывом. Рисунок Лермонтова. Карандаш. 1837.

18. Эльбрус. Вид с Бермамыта. Картина Лермонтова. Масло. 1837.

19. Вид Бештау около Железноводска. Рисунок Лермонтова. Карандаш. 1837.

20. Дарьяльское ущелье возле станции Балта. Рисунок Лермонтова. Карандаш. 1837.

21. Селение Сиони близ Казбека (точнее: между Казбеги и Коби). Раскрашенная автолитография Лермонтова. 1838.

22. Дарьяльское ущелье и «Замок Тамары». Рисунок Лермонтова. Карандаш. 1837.

23. Лезгинка. Рисунок Лермонтова. Карандаш. 1837.

24. Тифлис. Замок Метехи. Рисунок Лермонтова. Карандаш. 1837.

25. Башня в селении Сиони близ Казбека. Картина Лермонтова. Масло. 1837–1838.

26. Башня в селении Сиони близ Казбеги. Снимок сделан с той же точки. Кадр из кинофильма «Загадка Н. Ф. И.».

27. Тифлис. Картина Лермонтова. Масло. 1837.

28. Тбилиси. Снимок сделан с той же точки. Кадр из кинофильма «Загадка Н. Ф. И.».

29. Развалины близ селения Караагач в Кахетии. Картина Лермонтова. Масло. 1837.

30. Развалины близ селения Караагач в Кахетии. Фото М. Гунченко. 1961.

32. Храм Джвари над Мцхетом. Кадр из фильма (начало панорамы).

34. Развалины на берегу Арагвы в Грузии. Рисунок Лермонтова. Карандаш. 1837.

35. То же самое место. Кадр из фильма.

36. Реконструкция пейзажа. Кадр из фильма.

37. Результат реконструкции. Кадр из фильма.

38. Обложка поэмы «Мцыри». (Первоначальное название поэмы «Бэри»).

40. Александр Гарсеванович Чавчавадзе. С портрета неизвестного художника.

41. Мария Кайхосровна (Маико) Орбелиани. Рисунок Г. Г. Гагарина. Карандаш. 1840.

42. Николай Васильевич Майер. Автопортрет.

44. Мирза Фатали Ахундов. С литографии.

45. Альбом М. А. Бартеневой.

46. Автограф Лермонтова из альбома, принадлежавшего А. С. Немковой.

47. Пятигорск. Рисунок Лермонтова. Карандаш. 1837.

48. Пятигорск. Картина Лермонтова. Масло. 1837–1838.

49. Алексей Петрович Ермолов. С гравюры Дж. Доу.

50. Владимир Харлампиевич Хохряков. Фото.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

lit.wikireading.ru

Рисунки и живопись Лермонтова — WiKi

№ Рисунок Название Техника / Размер (см) Галерея Примечания
1 Лермонтов-Тройка у постоялого двора-Карандаш -1832—34.jpg  «Тройка у постоялого двора» или «Тройка в санях у почтовой станции» <1832—1834> бумага, карандаш 16,3×21 22-я тетрадь. Институт литературы, Санкт-Петербург Из Юнкерского альбома Лермонтова (22-я тетрадь Лермонтова). Альбом содержит 210 рисунков на 68 листах. Лист 20, рис. 63.
2 Лермонтов-Типы крестьян-наброски-Карандаш-1832—34.jpg  «Типы крестьян».<1832—1834> бумага, карандаш 22-я тетрадь. Институт литературы, Санкт-Петербург Лист набросков. Лист 13, рис. 39—43.
3 Лермонтов-Илл к повести А. А. Бестужева-Марлинского Аммалат-Бек-перо-чернила-1832-34.jpg  Илл. к повести А. А. Бестужева (Марлинского) «Аммалат-Бек». <1832—1834> бумага, перо, чернила. 9,5×20,6 22-я тетрадь. Институт литературы, Санкт-Петербург Изображение Аммалат-Бека на коне с шашкой через плечо и кинжалом за поясом, стреляющего из ружья в полковника Верховского на фоне гор. Лист 50, рис. 163.
4 Лермонтов-Схватка горцев с казаками-Карандаш-1832—34..jpg  «Схватка горцев с казаками». <1832—1834> бумага, карандаш 5×4,5, л. 22-я тетрадь. Институт литературы, Санкт-Петербург Изображение Аммалат-Бека на коне с шашкой через плечо и кинжалом за поясом, стреляющего из ружья в полковника Верховского на фоне гор. Лист 5, рис. 10.
5 Лермонтов-Зарисовки военных-шаржи-Карандаш-1832—34..jpg  «Зарисовки военных. Шаржи» или «Четыре фигуры военных» <1832—1834> бумага, карандаш 1) 9,5×4,5 2) 9,7×3 3) 9,5×6,5 4) 9,5×4,5 22-я тетрадь. Институт литературы, Санкт-Петербург Лист набросков. Лист 43 об., рис. 137—140.
6 Лермонтов-Два всадника, едущие шагом-перо, чернила-1832—34..jpg  «Два всадника, едущие шагом» <1832—1834> бумага, перо, чернила 10×16 22-я тетрадь. Институт литературы, Санкт-Петербург Два всадника с ружьями за плечами. У одного трубка во рту, у другого нагайка в руке. Лист 17, Рис. 56
7 Лермонтов-Крестьянин под деревом-Перо, чернила-1832—34.jpg  «Крестьянин, сидящий под деревом около избы». <1832—1834> бумага, перо, чернила 22-я тетрадь. Институт литературы, Санкт-Петербург Рис. № 161
8 Лермонтов Скачущая неоседланная лошадь. Рисунок пером.jpg  «Скачущая неоседланная лошадь». <1833–1834> бумага, перо, чернила 14,7 × 20,4 Российская национальная библиотека — Ф. 429 (Лермонтов). № 40. Подпись: “M. Lerma”. Рисунок вырезан из тетради и имеет форму круга. Наклеен на серую, на обороте зеленую глянцевую бумагу. На обороте поясн. записи П. А. Висковатова и регистратурная помета. 2 л.
9 Лермонтов-Молодая женщина и старуха-Итальянский карандаш-1835—36.jpg  «Молодая женщина и старуха». <1835—1836> бумага, итальянский карандаш 12,2×18,3 ИЛ. — Институт литературы (Пушкинский дом) Поступил в ЛМ в 1894 г. от кн. В. Н. Максутова.
10 Лермонтов-Развалины на берегу Арагвы-Карандаш-1837.jpg  «Развалины на берегу Арагвы». 1837 бумага, карандаш 13,5×18,4 ИЛ. — Институт литературы (Пушкинский дом) Справа вверху рукою Лермонтова: «Лермонтов», внизу слева его же рукою: «Развалины на берегу Арагвы в Грузии». Поступил в 1923 г. от В. Н. Аргутинского-Долгорукова из Парижа.
11 Лермонтов Черкес с лошадью Итальянский карандаш 1837.jpg  «Черкес с лошадью». 1835-1837 бумага, итальянский карандаш ИЛ. — Институт литературы (Пушкинский дом)
12 Лермонтов-Всадник и всадница-Карандаш-1841.jpg  «Всадник и всадница». 184‎1 бумага, карандаш
13 Horse by Mikhail Lermontov.jpg  «Осёдланная лошадь». 1830-е годы сепия

ru-wiki.org

Описание картины Михаила Лермонтова «Автопортрет»

Описание картины Михаила Лермонтова «Автопортрет»

В это время Лермонтов как раз находился в ссылке. Он создал яркий автопортрет.

Мы видим человека, одетого в мундир полка драгунов. Характерный воротник красного цвета, эффектные эполеты, бурка и неизменная шашка. Лермонтова изобразил себя по колено. Бурка накинута на одно его плечо. Прямо за ним – девственная природа Кавказа. Она практически не прописана. Можно лишь угадывать очертания величественных гор и грандиозное небо. Сочетание серого и розового тонов действительно впечатляет.

Поэт хотел вручить этот автопортрет той женщине, которую любил. Звали ее В.А. Лопухина. Он подарил ей свое творение в 1838 году.

Лермонтов изобразил себя очень похоже. Но современники были удивлены прическе. Они были уверены, что поэт не носил так волосы. Но, вполне возможно, что на Кавказе поэт мог позволить себе такие вольности.

Впечатляют краски этой акварели. Они максимально естественны. Лермонтов умело пользуется оттенками, создавая по-настоящему осязаемые черты. Максимум внимания он уделил изображению своего лица. Перед нами молодой человек, который уже умудрен большим жизненным опытом. Голова его слегка повернута. Черты лица – правильные. В глазах можно прочесть скрытую грусть и тайные раздумья, которые не покидают поэта. Он смотрит куда-то вдаль. О чем он думает? Догадаться сложно.

Может быть он устремлен в созерцание собственных переживаний. Его мысли сконцентрированы на прошлом, а взгляд устремлен в будущее.

Лермонтов смог создать по-настоящему живой портрет. Он запечатлел себя так, как представлял себя самого. Он смог выразить затаенные думы, невыразимую печаль и трагизм. Поэт смог передать мягкость своей души и невероятную доброту.

Перед нами живой человек с его переживаниями, стремлениями, мечтами и желаниями. Именно таким, скорее всего, мы и представляем поэта, читая его стихи.

opisanie-kartin.com


Смотрите также