Левицкий Дмитрий. Биография, названия, описание картин. Картина левицкого


ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич – Галерея произведений (100 изображений).

Открыть доступ

Д.Г.ЛЕВИЦКИЙ

(1735 – 1822)

Дмитрий Григорьевич Левицкий – наиболее универсальный из русских портретистов своего времени, его творчество окрашено яркой индивидуальностью и обладает остро новаторским характером, его произведения пронизаны своеобразием художественного видения. 

Необыкновенно широк сюжетно-тематический диапазон портретов Григория Левицкого – от камерного лирического типа до программного портрета-картины; множественен социальный состав его моделей – от императрицы Екатерины II до крепостного крестьянина Сеземова.

Разнообразны композиционные приемы – портреты в рост, портреты-картины, поясные или погрудные изображения, парные портреты и т.д. Зрителей всегда поражает живописная сочность и конкретность его полотен, благородная цветонасыщенность и живой, подвижный бег кисти.

Художник родился между 13(24) и 17(28) мая 1735 года в селе Маячка под Полтавой. Учился у своего отца, священника и гравёра Г.К.Левицкого, затем у Алексея Антропова, знакомство с которым состоялось во время работы над росписями в Андреевском соборе (1752-1755).

В 1758 году переехал в Петербург, где жил и учился у Антропова. Вместе с учителем участвовал в оформлении коронационных торжеств в Москве (1762). В 1769 году был признан «назначенным» в академики. В 1770 за портрет А.Ф.Кокоринова удостоен звания академика. Преподавал в Академии художеств (1771-1788), был руководителем портретного класса. Его учениками были С.С.Щукин, П.С.Дрождин, Е.Д.Камеженков.

В 1773-1776 годах исполнил блестящую серию портретов воспитанниц Смольного института — знаменитые «Смолянки». После 1787 года по невыясненным причинам ушёл в отставку, работал как вольный художник. В 1790-Х годах входил в масонскую ложу Н.И.Новикова, был дружен с Н.А.Львовым, Г.Р.Державиным. В 1807 был возвращен в Совет Академии. Последняя известная подписная и датированная работа («Портрет брата — священника Петра Левицкого»), исполнена в 1812 году.

 

 

1. Левицкий Дмитрий "Портрет А.Ф.Кокоринова" 1769 Холст, масло 134х102 Государственный Русский музей 1. Левицкий Дмитрий «Портрет А.Ф.Кокоринова» 1769 Холст, масло 134х102 Государственный Русский музей2. Левицкий Дмитрий "Портрет Н.А.Сеземова" 1770 Холст, масло 131х106 Государственная Третьяковская галерея 2. Левицкий Дмитрий «Портрет Н.А.Сеземова» 1770 Холст, масло 131х106 Государственная Третьяковская галерея 3. Левицкий Дмитрий "Портрет А.С.Строганова" Около 1770 Холст, масло 62х51 Тамбовская областная картинная галерея 3. Левицкий Дмитрий «Портрет А.С.Строганова» Около 1770 Холст, масло 62х51 Тамбовская областная картинная галерея4. Левицкий Дмитрий "Портрет М.Н.Кречетникова" Холст, масло 66х51,5 Калужский художественный музей 4. Левицкий Дмитрий «Портрет М.Н.Кречетникова» Холст, масло 66х51,5 Калужский художественный музей 5.. Левицкий Дмитрий "Портрет неизвестного в артиллерийском мундире" 1770-е Холст, масло 56,5х44,5 Государственный Русский музей 5.. Левицкий Дмитрий «Портрет неизвестного в артиллерийском мундире» 1770-е Холст, масло 56,5х44,5 Государственный Русский музей6. Левицкий Дмитрий "Портрет князя А.М.Голицына" 1772 Холст, масло 126,6х102,5 Государственная Третьяковская галерея 6. Левицкий Дмитрий «Портрет князя А.М.Голицына» 1772 Холст, масло 126,6х102,5 Государственная Третьяковская галерея 8. Левицкий Дмитрий "Портрет неизвестной в малиновом платье" 1774 Холст, масло 71х58 Государственный Русский музей 8. Левицкий Дмитрий «Портрет неизвестной в малиновом платье» 1774 Холст, масло 71х58 Государственный Русский музей7. Левицкий Дмитрий "Портрет П.А.Демидова" 1773 Холст, масло 222,6х166 Государственная Третьяковская галерея 7. Левицкий Дмитрий «Портрет П.А.Демидова» 1773 Холст, масло 222,6х166 Государственная Третьяковская галерея 9. Левицкий Дмитрий "Портрет Ф.С.Ржевской и Н.М.Давыдовой. Из серии "Портреты "Смолянок" 1772 Холст, масло 161х103 Государственный Русский музей 9. Левицкий Дмитрий «Портрет Ф.С.Ржевской и Н.М.Давыдовой. Из серии «Портреты «Смолянок» 1772 Холст, масло 161х103 Государственный Русский музей10. Левицкий Дмитрий "Портрет Е.И.Нелидовой. Из серии "Портреты "Смолянок" 1773 Холст, масло 164х106 Государственный Русский музей 10. Левицкий Дмитрий «Портрет Е.И.Нелидовой. Из серии «Портреты «Смолянок» 1773 Холст, масло 164х106 Государственный Русский музей 11. Левицкий Дмитрий "Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской. Из серии "Портреты "Смолянок" 1773 Холст, масло 164х129 Государственный Русский музей 11. Левицкий Дмитрий «Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской. Из серии «Портреты «Смолянок» 1773 Холст, масло 164х129 Государственный Русский музей12. Левицкий Дмитрий "Портрет А.П.Левшиной. Из серии "Портреты "Смолянок" 1775 Холст, масло 213х140,5 Государственный Русский музей 12. Левицкий Дмитрий «Портрет А.П.Левшиной. Из серии «Портреты «Смолянок» 1775 Холст, масло 213х140,5 Государственный Русский музей 13. Левицкий Дмитрий "Портрет Н.С.Борщевой. Из серии "Портреты "Смолянок" 1776 Холст, масло 196,5х134,5 Государственный Русский музей 13. Левицкий Дмитрий «Портрет Н.С.Борщевой. Из серии «Портреты «Смолянок» 1776 Холст, масло 196,5х134,5 Государственный Русский музей14. Левицкий Дмитрий "Портрет Е.И.Молчановой. Из серии "Портреты "Смолянок" 1776 Холст, масло 181,5Х142,5 Государственный Русский музей 14. Левицкий Дмитрий «Портрет Е.И.Молчановой. Из серии «Портреты «Смолянок» 1776 Холст, масло 181,5Х142,5 Государственный Русский музей 15. Левицкий Дмитрий "Портрет Г.И.Алымовой. Из серии "Портреты "Смолянок" 1776 Холст, масло 183х142,5 Государственный Русский музей 15. Левицкий Дмитрий «Портрет Г.И.Алымовой. Из серии «Портреты «Смолянок» 1776 Холст, масло 183х142,5 Государственный Русский музей16. Левицкий Дмитрий "Портрет М.А.Дьяковой" 1778 Холст, масло 61х50 Государственная Третьяковская галерея 16. Левицкий Дмитрий «Портрет М.А.Дьяковой» 1778 Холст, масло 61х50 Государственная Третьяковская галерея 17. Левицкий Дмитрий "Портрет священника (Г.К.Левицкого?)" 1779 Холст, масло 71,2х58 Государственная Третьяковская галерея 17. Левицкий Дмитрий «Портрет священника (Г.К.Левицкого?)» 1779 Холст, масло 71,2х58 Государственная Третьяковская галерея18. Левицкий Дмитрий "Портрет М.Ф.Полторацкого" 1780 Холст, масло 63х49,5 Государственный Русский музей 18. Левицкий Дмитрий «Портрет М.Ф.Полторацкого» 1780 Холст, масло 63х49,5 Государственный Русский музей 19. Левицкий Дмитрий "Портрет неизвестного" 1780 Холст, масло 63х50 Самарский областной художественный музей 19. Левицкий Дмитрий «Портрет неизвестного» 1780 Холст, масло 63х50 Самарский областной художественный музей20. Левицкий Дмитрий "Портрет неизвестного" 1781 Холст, масло 79,5х66,5 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 20. Левицкий Дмитрий «Портрет неизвестного» 1781 Холст, масло 79,5х66,5 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск Страницы: 1 2 3 4 5

cultobzor.ru

Картины Левицкого | andrey-eltsov.ru

На странице представлены картины Левицкого Дмитрия Григорьевича, все, из которых портреты людей времён Екатерины II. И чаще всего это так называемые парадные портреты, которые предполагают парадный вид, регалии и награды.

В тоже время Левицкий очень реалистично отображал свои натуры. По нему, как и по Рокотову можно изучать екатерининскую эпоху.

Широко известны такие работы Левицкого как «Портрет Дени Дидро», «Портрет Кокорина», «Портрет Демидова», «Портрет Суворова» и наконец, портреты самой Екатерины II.

Далее следуют фото с названиями и описаниями этих и других картин Левицкого.

Портрет Левицкого

Автопортрет Левицкого.

Портрет Кокорина

Портрет А. Ф. Кокоринова. Левицкий.

А. Ф. Кокоринов был великим архитектором того времени. Рукой он показывает чертежи Императорской Академии.

Уверенный у него аристократичный вид.

На портрете конечно не видно дальнейшей судьбы этого талантливого человека. Через несколько лет конкуренты и прочие завистники доведут его до самоубийства.

Но на картине всё спокойно и размеренно.

Картины Левицкого изображают самых значительных людей екатерининской эпохи.

Портрет дочери

Портрет А.Д. Левицкой, дочери художника.

Портрет Ланского

Портрет Ланского. Левицкий.

Портрет Екатерины II 1

На фото портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. Левицкий.

Екатерина II находится в храме богини Правосудия. Она сжигает цветы мака на священном алтаре, на голове лавровый венец, у ног книги как символ истины и знания.

И эта картина как идеальный образ верховной власти!

Картины Левицкого назидательны!

Портрет Бакуниной

На фото портрет Бакуниной. Левицкий. Милое женское лицо.

портрет княжны

На фото портрет великой княжны Александры Павловны.

Портрет Воронцовой

На фото портрет Воронцовой.

Екатерина Алексеевна Воронцова была наследница адмирала Сенявина.

Портрет Демидова

Портрет Демидова. Левицкий.

Великий меценат и промышленник Прокопий Акинфиевич Демидов здесь совсем не в парадном виде изображён.

На нём домашний халат, колпак на голове, стоит в раскованной позе. В левой руке лейка, а правой он указывает на цветы в горшках. Это его личное и родное. Пристрастие к садоводству и ботанике выльется потом в основание Нескучного сада.

Картины Левицкого отразили лица многих великих людей того времени!

Портрет Дени Дидро

На фото портрет Дени Дидро. Левицкий.

Французский философ, писатель и драматург изображён здесь тоже без парада и регалий. Отрешённый взгляд его обращён куда-то в сторону. Им овладела какая-то глобальная мысль. Картины Левицкого изображали людей глобальных!

Портрет Дьяковой

На фото портрет Дьяковой. Левицкий.

Весёлый, лёгкий и добродушный характер.

Портрет сестёр

На фото портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской

портрет екатерины 2

Ещё один портрет императрицы уже без идеализации.

портрет голенищева-кутузова

Портрет И.Л. Голенищева-Кутузова

Портрет Львова

На фото портрет Львова.

Это был большой друг Левицкого. Человек многогранный: художник, архитектор, поэт и музыкант. Одухотворённое лицо на портрете.

Картины Левицкого изображали одухотворённые лица.

Портрет Нелидовой

На фото портрет Нелидовой. Левицкий.

Нелидова была фрейлиной императорского двора. Девушка с лёгким и непосредственным характером, что и отобразил художник. Могла успокоить истеричного Павла I и даже померить императрицу с  императором. Талантливая девушка!

Здесь она изображена во время изящного танца.

Портрет откупщика

На фото портрет откупщика.

Редкая работа для Левицкого.

Картины Левицкого обычно значительных людей изображают.

Портрет Бакунина

На фото портрет Бакунина.

Портрет священника

Портрет священника

Портрет Суворова 3

На фото портрет Суворова.

Великий полководец изображён здесь скромно: один только орден на груди с орденской лентой, справа на боку шпага.

Портрет Урсулы Мнишек

Портрет Урсулы Мнишек. Левицкий.

Мнишек была племянницей польского короля Станислава, а затем и статс-дамой Екатерины II. Надменно-насмешливый её взгляд обращён на зрителя. Светская львица! Таковы придворные!

Вот такие знаменитые картины Левицкого!

 

Это может Вас заинтересовать :

andrey-eltsov.ru

Левицкий Дмитрий Григорьевич

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735 - 1822) - выдающийся русский живописец, мастер парадного и камерного портрета.

Родился на Украине в семье весьма образованного священника Григория Кирилловича Левицкого, большого любителя искусств, довольно известного в Малороссии гравера и живописца. Под руководством отца будущий художник начал постигать живописную науку. Обучался в Киевской Духовной академии.

В юном возрасте Левицкий попал в ученики к Антропову, который в начале 1750-х годов расписывал Андреевский собор. По окончанию работ (1758 г.) Антропов взял талантливого юношу в Петербург и продолжил его художественное образование в своей мастерской. В северной столице Левицкий брал также частные уроки у Лангре и ученого-перспективиста Валериани.

В 1762 году принимает участие в оформлении московских торжеств по случаю коронации Екатерины. Здесь он упоминается в качестве подмастерья не только у Антропова, но и мастеров Канцелярии от строения И. Я. Вишнякова и И. И. Бельского.

Московский период творчества Левицкого малоизвестен. В документах упоминается, что художник принимал участие в написании икон для двух московских церквей: Кира и Иоанна на Солянке и Великомученицы Екатерины на Большой Ордынке.

В 1769 году, расставшись со своим учителем, Левицкий окончательно поселяется в Петербурге.

В начале 1770-х годов художник входит в пору расцвета своего таланта. На ежегодной академической выставке 1770 года демонстрировавшиеся картины Левицкого имели большой успех. За портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769 г., ГРМ) ему было присуждено звание академика. Живописец приобретает всеобщее признание.

С этого момента он начинает получать многочисленные заказы от Академии, представителей императорской фамилии, дворянской элиты Петербурга. Всеобщее признание получили, относящиеся к этому периоду, серии портретов смолянок (воспитанниц Смольного института для благородных девиц) и портретов опекунов Московского Воспитательного дома для сирот.

Широчайший творческий диапазон Левицкого позволил ему со всей полнотой отразить в своем искусстве идеалы своего времени. Он свободно владел всеми средствами художественного выражения от насыщенной пластики и повышенной "цветности" барокко до строгой, почти аскетичной рассудочности классицизма. "Акцентируя определенные тенденции в творчестве Д. Г. Левицкого, не следует забывать, - пишет А. П. Валицкая, - что его художественный метод подвижен, богат и не исчерпывается ни одним из стилистических направлений века... В целом творческий путь Д. Г. Левицкого представляет несомненное движение к реализму" (Валицкая А.П., Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735 -1822 / Л.: Художник РСФСР, 1985).

Важнейшей частью творческой биографии мастера является его педагогическая деятельность. С 1771 по 1780 год Левицкий возглавлял портретный класс Академии художеств. Среди его учеников были С. С. Щукин, П. С. Дрождин, Л. С. Миропольский. Е. Д. Камеженков.

Слава Левицкого начала угасать во второй половине 1810-х годов. Его смерть 7 апреля 1822 года в художественной среде прошла незамеченной. К сожалению, расположение его могилы на Смоленском кладбище в Петербурге утеряно.

В начале двадцатого столетия художник был заново открыт деятелями "Мира искусства". Высочайшую оценку творчество Левицкого получило у А. Н. Бенуа в его Истории русской живописи XIX века: "Среди современных Левицкому иностранных живописцев Антон Графф и Гейнсборо только и могут поспорить с ним…"

Детские образы в творчестве Левицкого

Известные картины и портреты Левицкого

webstarco.narod.ru

Портрет Нелидовой. Описание картины Левицкого

Один из портретов живописной сюиты «Смолянки» кисти Дмитрия Левицкого, на котором изображена Екатерина Ивановна Нелидова, воспитанница Императорского воспитательного общества – первого в Европе закрытого учебного заведения для благородных девиц, которое было основано по указу Екатерины II в 1764 году при Воскресенском (Смольном) монастыре. Это была одна из лучших учениц Смольного, Екатерина II любила ее за веселый нрав и живой ум. По окончании института была определена фрейлиной к великой княгине Марии Федоровне, жене наследника Павла Петровича. Фаворитка Павла I, после его воцарения – камер-фрейлина двора. Несмотря на то, что полностью контролировала распределение высших постов в империи, отличалась бескорыстием и часто выступала заступницей перед Павлом. После появления новой фаворитки Лопухиной переехала жить в Смольный монастырь. Заступничество за императрицу, которую Павел хотел выслать в Холмогоры, привело к высылке Нелидовой из Петербурга.

Портреты должны были представлять девушек в том виде, в котором они пленяли двор и высшее общество Петербурга в праздничные дни своих выступлений в Смольном институте. Екатериной II было высказано пожелание, чтобы на холстах оказались запечатленными их мастерство в области танца, музыки, театрального искусства, чтобы было показано совершенство присущих им изящных манер, равно как и обаяние их нравственных обликов. Нелидова изображена в роли служанки-госпожи в одной из комических опер. Она танцует, кокетливо глядя на зрителя, она прекрасно знает, как молода, как хороша собой и обаятельна, как замечательно и грациозно она умеет танцевать.

Жанр портрета, избранный Левицким, не имеет аналогов ни в русском, ни в западноевропейском искусстве XVIII века. Общепринятая форма репрезентативного портрета была нарушена уже тем, что в них был введен элемент действия, имеющего определенную целевую направленность и потому принципиально отличного от тех движений, которые отличают человеческие фигуры на привычных парадных портретах. Все в портрете Нелидовой строится на почти неуловимом и парадоксальном сочетании детского и взрослого, естественного и маскарадного, серьезного и забавного и прочих нюансах гибкого, рассчитанного на тонкое разгадывание замыслов. Условность, связанная с ситуацией намеренного позирования, прекрасно «уживается» с той естественной грацией, которую с удовольствием наблюдает художник.

Левицкий виртуозно передает ткань и шитье платья. Владеет богатейшей гаммой зеленого цвета и его оттенков. Портретисту дороги в картине не только каждая черточка лица, поворот фигуры, но и любая мелочь, свет и тень, переливы ткани, прозрачное кружево фартучка и едва различимые на заднем плане условные театральные декорации. В портрете отсутствуют сложные аксессуары. Здесь главенствует не декоративное начало, а образ человека, данный в ясной и четкой композиции и тонкой живописной гармонии.

Источник: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/919f1174-f259-4e6b-8ee7-964278f473a6/71968/

Похожие записи

design-kmv.ru

Левицкий Дмитрий. Биография, названия, описание картин.

Levickij-Dmitrij-opisanie-kartinДмитрий Григорьевич Левицкий (около 1735, Киев — 16.04.1822, Санкт-Петербург) — русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств.

Биография Дмитрия Левицкого.

Дмитрий Григорьевич Левицкий родился в семье священника, также занимавшегося гравюрой. Отец вместе с живописцем Алексеем Антроповым и привил мальчику любовь к художественному искусству. Дмитрий Левицкий вместе с отцом участвовал в росписи киевского Андреевского собора.

Примерно в 1858 году Левицкий перебрался в Санкт-Петербург и поступил на обучение в Академию художеств, продолжая заниматься живописью с Антроповым. В 1770 году художник пишет прекрасный портрет Александра Кокоринова, за который ему было присуждено звание академика. С 1771 по 1788 годы в Академии художеств руководил классом портрета.

Дмитрий Левицкий считается одним из лучших мастеров парадного портрета, пожалуй, никто лучше него не мог найти эффектную и одновременно выразительную позу, жест, выражение лица. Интенсивность колорита его работ удачно сочетается с разнообразием и гармоничностью оттенков. Наиболее выдающимися его работами стала серия портретов «Смолянок» — воспитанниц Смольного института благородных девиц, которая считается шедевром мирового искусства.

Среди портретов, созданных Дмитрием Левицким, стоит выделить портреты Екатерины II, Дени Дидро, отца художника, А. Кокоринова, Н.Новикова. Граф Артемий Иванович Воронцов заказал для своего нового дома портреты членов своей семьи; художник блестяще справился с работой, написав очень интимные по настроению портреты, подчеркивающие особенности каждого члена графской семьи.

В 1780-х годах художник создает уникальные портретные работы, на которых запечатлевает многих известных деятелей культуры. Одна из лучших его работ — портрет Марии Дьяковой, выдающийся своей теплотой и жизнерадостностью.

Творчество Дмитрия Левицкого оказало большое влияние на становление многих художников: Владимира Боровиковского, Леонтия Миропольского, Петра Соколова, Григория Угрюмова.

Описание картин Дмитрия Левицкого:

opisanie-kartin.ru

Портрет поэта и художника Львова. Картина Левицкого

Николай Александрович Львов (1751—1803) — художник и поэт. В круг его дел входили: «исправление в Москве дворцов и других каменных зданий, прииск и разрабатывание земляного угля и дирекция над Училищем земляного битного строения». Его изящный вкус и обширные познания сосредоточили около него целый кружок писателей; знакомый с древними классиками и с западной литературой, он в то же время искал мотивы для творчества в русской народной поэзии. Был поклонником изящной простоты и врагом всего грубого и напыщенного.

В 1790 он издал сборник «Собрание русских народных песен с их голосами». Сборнику был предпослан трактат «О русском народном пении». В нем говорилось о большом значении мелодии как основе музыки. Николай Александрович первым из русских музыкантов указывал, что народное «хоровое пение состоит из многоголосного склада». Многие песни сборника были переложены на музыку известным композитором Иваном Прачем. Сборник Львова стал ценнейшим историческим па­мятником русского музыкального фольклора. Напевы, собранные Львовым, были положены в основу позднейших сборников русских народных песен. Этими напевами пользовались в своем творчестве русские композиторы М. И. Глинка, А. Н. Верстовский и другие.

Заслугой Львова является издание (1792—99) двух русских летописей, обнимающих события «от начала России и до Полтавской битвы» и стилистически обработанных . Наибольшего успеха он добивался в шутливо- дружеских посланиях, где легкий и свободный поэтический язык выражает простодушие и обаяние их создателя. В этих же произведениях звучит и сильное сочувствие нравственному миру и морально-оздоровляющему влиянию на общество крестьян.

Львов был одним из разностороннейших деятелей культуры последней трети XVIII в. Граверрисовальщик, незаурядный архитектор, инженер-строитель, горный мастер, Николай Александрович в то же время отличался взыскательным литературным вкусом, восхищавшим таких знатоков, как Державин.

Источник: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/919f1174-f259-4e6b-8ee7-964278f473a6/71968/

http://www.znaniy.com/l/63-lvov-nikolaj-aleksandrovich.html

Похожие записи

design-kmv.ru

Живопись Левицкий Дмитрий Григорьевич, Портреты, описание картины

Живопись XVIII в.

Талантливый живописец Д. Г. Левицкий, происходящий из старинного украинского рода, родился в Киеве. Отец художника, Григорий Кириллович, был потомственным священником местечка Маячка, однако постоянно жил в Киеве, занимался живописью и гравюрой, он-то и дал сыну первые навыки живописного мастерства. Важную роль в дальнейшей судьбе юноши сыграл известный петербургский художник А. П. Антропов, который приехал в Киев в 1752 г. для росписи Андреевского собора. Отец и сын Левицкие познакомились с Антроповым и, возможно, принимали участие в убранстве собора, т. к. Антропов имел полномочия привлекать к этим работам местных мастеров.

В 1758 г. Левицкий уезжает в Петербург, становится учеником Антропова, живет в его доме и несколько лет сотрудничает с ним. Вместе с Антроповым в 1762 г. он едет в Москву, где выполняет росписи Триумфальных ворот, воздвигнутых в связи с торжествами по случаю коронации Екатерины И. Через год Левицкий расстается со своим учителем. Унаследовав от А. П. Антропова не только мастерство, но и бескорыстие, честность, трудолюбие, он начинает самостоятельный творческий путь.

Впервые имя Левицкого получает известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770г., на которой он представил шесть мастерски написанных портретов. Среди этих работ особенно интересен портрет А. Ф. Кокоринова, выполненный в характерном для XVIII в. жанре парадного портрета. Для таких произведений обязательны пышность и торжественность. Одежда, жесты и поза портретируемого, окружающие его атрибуты, сама композиция картины с центральной постановкой фигуры должны были подчеркивать высокое общественное положение человека. Все это есть и в портрете Кокоринова, в котором ощущается еще и какое-то особое спокойствие и ясность образа. Художник с любовью пишет задумчивое лицо архитектора, используя сдержанные цветовые сочетания, чтобы подчеркнуть человеческое достоинство и благородство характера Кокоринова – строителя здания Академии художеств и ее первого директора. За этот портрет Левицкий получает звание академика и в течение семнадцати лет, начиная с 1771 г., руководит классом портретной живописи в Академии художеств.

1770-1780-е гг. – время наивысшего расцвета мастерства Левицкого. За эти двадцать лет он создает самые значительные произведения. Имя художника окружено славой, постоянно поступают заказы царского двора. К 1773 г. относится выполненный им портрет П. А. Демидова. Необычность портрета в какой-то мере определяется оригинальностью личности прославленного «чудака», бывшего при этом человеком образованным, жертвовавшим огромные суммы на просвещение. Эту работу отличает соединение парадности в постановке фигуры с простотой внешнего облика Демидова, изображенного в торжественной позе, на фоне традиционной колоннады. Вместе с тем его окружают предметы вполне бытовые: горшки с цветами, лейка, что говорит об увлечении Демидова садоводством. Домашний костюм придает образу оттенок интимности.

Характерные для Левицкого поиски большей жизненности, естественности в изображении человека нашли воплощение в серии портретов учениц Смольного института, основанного Екатериной II с целью создать женщин «новой породы» – воспитанных и образованных. В портреты учениц художник вносит сюжетное начало, показывает человека в действии, в тот момент, когда раскрываются черты его характера. Девушки изображены исполняющими концертные номера. Известная артистическими способностями Г. И. Нелидова танцует и поет куплеты. В ее улыбке, взгляде, движениях – задор и веселое кокетство. Стремительно, темпераментно движется в танце Н. С. Борщова. Плавны и медленны движения А. П. Левшиной, девушки серьезной и мечтательной. Г. И. Алымова играет на арфе, повернувшись к зрителю со светски любезной улыбкой. Обаятельная, с тонким и умным лицом Е. И. Молчанова декламирует стихи.

Левицкий строит портреты на сопоставлении индивидуальных качеств моделей. Застенчивая, робкая, чуть скованная в движениях Хованская и бойкая, с задорной улыбкой и игривым жестом Хрущева. Не имея первоначально общего замысла портретной серии «Смолянок», Левицкий тем не менее создал единую сюиту, содержанием которой явились обаяние и красота юности. Портреты связаны единством приемов, ритмом движений, общностью композиционного построения, использованием условного театрального пейзажного фона, где неизбежно доминирует человек. В этих работах проявился дар Левицкого в создании декоративного ансамбля, рассчитанного на оформление дворцового зала, понимание художником портрета как большой композиционной картины.

Мастерство Левицкого проявилось и в ряде последующих полотен, и особенно в «Портрете Екатерины II – законодательницы». Портрет Екатерины II представляет собой историческую картину, где содержание раскрывается через целую систему образов. Екатерина изображена в храме богини Правосудия; сжигая на алтаре маки, она «жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя». Орден Святого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством. Виднеющееся вдали открытое море, российский флаг и жезл Меркурия на военном щите означают защищенную торговлю. Державин в оде «Видение мурзы» дает стихотворное описание данного портрета Левицкого:

Сошла со облаков Сошла – и жрицей очутилась Или богиней предо мной. Одежда белая струилась на ней серебряной волной...

В последующие годы Левицкий создает галерею портретов русской аристократической интеллигенции. Портреты очень просты, камерны по характеру. Обычно фигура помещается на нейтральном фоне. Окружение отсутствует, позы людей естественны.

Левицкий дает объективную характеристику своим современникам, выделяет присущие портретируемому качества физического и духовного облика, подчеркивает типические национальные черты. Портреты Левицкого отличаются живописной красотой, причем для каждого из них художник находит особую цветовую гамму.

В 1787 г. Левицкий оставляет преподавание в академии. В последнее десятилетие XVIII в. резко меняется положение художника, он утрачивает роль первого живописца, старый мастер испытывает большие материальные затруднения. Он живет уединенно, начинает увлекаться масонством, им все более овладевают религиозные настроения. В 1807 г. благодаря хлопотам друга Левицкий возвращается в академию как член Совета. Однако вскоре художника постигает большое несчастье: он начинает слепнуть. Его последняя работа датирована 1812 г.

Білокінь А. М. 08/09/2016

Народився Д.Г. Левицький у містечку Велика Маячка, тодішньої Полтавської губернії Кобеляцького повіту у сімї місцевого священника Миколаївської цереви Григорія Левицького, який водночас був і європейського рівня гравером. У віці 3 р. батько привіз його у свій київський будинок. А далі по біографічній довідці.

jivopis.org