Михаил Васильевич Ломоносов. Картина ломоносов


Михаил Ломоносов в изобразительном искусстве. Мозаики Ломоносова

Творчество Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765)

Михаил Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов оставил заметный след во всех областях культуры своего времени. Без упоминания о его опытах невозможна и история русского искусства. Здесь можно говорить именно об «опытах», поскольку работа Ломоносова в искусстве в самом деле носила характер смелого эксперимента, в ходе которого он ставил перед собой целый комплекс проблем и наряду с художественными — чисто научных и даже научно-производственных.

 

Все достижения Ломоносова в изобразительном искусстве связаны с особой технологической задачей — техникой мозаики, которую он пытался возродить на современной почве.

Художествам Ломоносов специально никогда не обучался. Однако несомненно, что культура русского Севера, откуда он был родом, с ее высокоразвитой иконописью, народной скульптурой и архитектурой способствовала развитию его художественной восприимчивости. Знакомство с искусством европейским произошло у Ломоносова во время его заграничного путешествия. Тогда же он мог получить и непосредственные навыки рисунка. Однако Ломоносов не обнаруживал тяги к изобразительному искусству до тех пор, пока художественное не явилось ему в комплексе с научной проблемой, разрешение которой обещало новое средство к прославлению и утверждению отечества, о чем Ломоносов как культурный и просвещенный деятель своей страны более всего пекся.

В 1746 году в Россию вернулся из путешествия граф М. И. Воронцов. Он привез с собой из Рима несколько образцов мозаики, которую производила в то время специальная мастерская в Ватикане, чьей главной задачей было копирование алтарных картин в соборе св. Петра. Мозаики ватиканской мастерской были выполнены из смальт (непрозрачных цветных стекол) многочисленных цветов и оттенков, достаточных для того, чтобы передать тонкие переходы масляной живописи. Знакомство с этими образцами побудило Ломоносова начать собственные опыты в области химии цветного стекла. В 1748 году он добился постройки химической лаборатории на Васильевском острове, где с увлечением занялся этой проблемой, которая в то время была не менее актуальна и окружена такой же атмосферой алхимической тайны, как и производство фарфора. Открытия, сделанные Ломоносовым в его лаборатории, уже к 1751 году создали широкие возможности для российской стеклянной промышленности. Технология Ломоносова позволяла открыть отечественное производство «цветной крупной посуды, галантерейных вещей и оконишных стекол», как писал он сам в поданном им правительству проекте стеклянной фабрики. Но главной задачей Ломоносова, ради которой он работал над увеличением разнообразия оттенков цветного стекла, было возрождение в России искусства мозаики. Какой смысл видел он в ней?

Как человек своего времени Ломоносов считал возможным излагать свои производственно-экономические и научные выкладки не только в официальных бумагах, но и в поэзии. В 1752 году он публикует пространное, обоснованное «Письмо в пользу стекла ». В этом « письме » есть место, объясняющее и увлечение Ломоносова мозаикой:

Искусство, коим был прославлен Апеллес И коим ныне Рим главу свою вознес, Коль пользы от стекла приобрело велики, Доказывают то финифты, мозаики, Которы в век хранят геройских бодрость лиц, Приятность нежную и красоту девиц, Чрез множество веков себе подобны зрятся И ветхой древности грызенья не боятся.

Иными словами, Ломоносов видел в мозаике средство придать живописи долговечность, что дало бы возможность увековечивать в изображениях героические деяния своего времени материалами, красочная яркость которых не утрачивает­ся веками.

Нерукотворный спас. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Начало 1750–х.

Первыми опытами Ломоносова в мозаике были изображение Богоматери и маленькая иконка Нерукотворного Спаса. Есть основания считать, что в этих двух работах Ломоносов уже испробовал два возможных пути развития мозаики. «Богоматерь» не дошла до нас, но мы знаем о ней по записке Якоба Штелина «О мозаике», содержащей главнейшие сведения о судьбе этого искусства в России в XVIII веке. Вот что пишет Штелин: «Академик, профессор химии и советник Михаил Ломоносов приступил к изготовлению изумительного запаса цветных стеклянных сплавов всех оттенков, о каких только можно подумать; начал разрезать их на мелкие и мельчайшие кубики, призмочки и цилиндрики и первым удачно сложил из них образ Божьей Матери с несравненного оригинала Солимены». По ряду признаков мы можем судить, что в этой работе Ломоносов шел по пути, проложенному итальянцами. И дело даже не только в том, что в основе лежит итальянский оригинал. Дело в самом отношении к мозаике как репродукционной технике, воспроизводя­щей масляную живопись, для подражания которой смальта дробится на мельчайшие «кубики, призмочки и цилиндрики» и перестает ощущаться как самостоятельный материал. Косвенным подтверждением того, что Ломоносову удалось преуспеть именно на этом пути, является одобрительный отзыв об этой работе Штелина. Не так относился Штелин к тем произведениям, в которых начали проявляться качества, присущие собственно ломоносовскому стилю. К ним принадлежит Нерукотворный Спас (ныне в Государственном Историческом музее) — образок, сложенный из относительно крупных кусков смальты, которые не могли быть пригнаны друг к другу вплотную, как при мелком наборе, имитирующем масляную живопись. О наличии широких «швов» в собственноручных работах Ломоносова Штелин писал как о своем роде профессиональном несовер­шенстве. Но надо полагать, что Ломоносов с самого начала размышлял о мозаике не ради передачи в ней эффектов другого искусства, а как о самостоятельном средстве создания ярких и долговечных картин, рассчитанных на монументальное назначение и монументальное применение в архитектуре. Любопытно, что уже иконку Нерукотворного Спаса Ломоносов рекомендовал рассматривать с некоторого расстояния, как произведение монументально­го искусства. Такими же свойствами крупного декоративного набора, при котором смальта и подчиняется изобразительности, и сохраняет в полной мере свою материальную фактуру, обладает великолепный поясной портрет Петра I собственноручной работы Ломоносова (ныне в Гос. Эрмитаже).

Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754.

В 1756 году молния повредила Петропавловский собор. В планы его реконструкции входило сооружение монумента над могилами Петра I и Екатерины I. Многие художники и архитекторы предлагали свои проекты, но к исполнению был принят совершенно небывалый проект Ломоносова. Он включал в себя и коренное переустройство интерьера, и драгоценное убранство самих гробниц, и целую серию мозаичных картин по стенам собора. Собирались представить в мозаике сражения, осаду крепостей, строительство Санкт- Петербурга... Единственное, что удалось осуществить из этого грандиозного замысла, — мозаика «Полтавская баталия», ныне находящаяся в Академии наук в Ленинграде.

Мозаики Ломоносова

«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764

В основе этой композиции лежит целый ряд изображений битвы при Полтаве, но главным образом картина П. Д. Мартена-младшего, однако все они послужили Ломоносову только отдаленным прообразом. По сравнению с ними изображение по-монументальному укрупнилось и упростилось. Появилось в нем и что-то лубочно-сказочное... В центре — сам Петр на вздыбленном коне с поднятым кверху клинком, за ним под русскими знаменами — его сподвижники: А. Д. Меншиков, Б. П. Шереметев, М. М. Голицын. Все эти лица полны достоинства и спокойствия. Но они находятся в самой гуще боя! Сзади к Петру подкрадывается шведский офицер, которого решительным выстрелом наповал убивает Шереметев; под копытами коня — убитый воин; впереди Петра — «гранодер со штыком, направленным в неприятеля, оглянулся на монарха яко бы негодуя, что так далече отваживается». А фоном этим фигурам служит широкая панорама боя, над которой поднимаются кудрявые завитки пушечного дыма.

Мозаичная икона работы Ломоносова, которая до сер. XX века хранилась у ректора МГУ, и профессора прикладывались к ней по праздникам

Судя по уже цитировавшейся здесь записке Штелина, замысел Ломоносова и его стиль не у всех находил понимание. Его художественные идеи в ученой среде подчас встречались «хохотом и оханьем». Но он упорно продолжал делать свое дело.

Мозаичный портрет П. И. Шувалова. Мастерская М. Ломоносова. 1785. Эрмитаж

Во время работы над своей мозаикой он был избран почетным членом Академии художеств, на церемонии освящения которой произнес слова, в полной мере раскрывающие смысл его труда, каким он представлялся ему самому: «О коль великое удивление и удовольствие произвесть может Россия помощию художеств в любопытном свете, который едва уже не до отвращения духа чрез многие веки повторяет древние греческие и римские, по большей части баснотворные деяния. Украсятся домы Вашего Величества не чужих, но домашних дел изображениями, не наемными, но собственными рабов ваших руками. Коль сладко вкушение плодов собственного насаждения! Коль приятно удовольствие, устроенное своими трудами!»

Е.КАНТОР

Мозаика ломоносовской мастерской.

Александр Невский.

Анна Петровна

Г.Г. Орлов

Екатерина II

Великий князь Пётр Фёдорович

 

 

 

 

 

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

  • Творчество Франса Халса (1581/85-1666) Автопортрет Всю свою жизнь — практически безвыездно — Ф...

    2018-08-31

  • Творчество Иероним Босх  (Ок. 1450-1516) Великий нидерландский живописец Иероним ван Акен, которо...

    2018-08-19

  • Ян Бартольд Йонгкинд  (1819-1891) Замечательный художник, мало известный широкой публике, сыграл ...

    2018-08-10

  •  Творчество Тициана (1488/90—1576) Венецианская живопись — это особый мир в искусстве итальянског...

    2018-08-03

  • Творчество Мазаччо (1401—1428) Города Италии, ставшие практически самостоятельными государствами в...

    2018-07-22

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Михаил Ломоносов: биография, фото, личная жизнь

Скрыв свое крестьянское происхождение, Михаил Ломоносов получал образование в лучших университетах XVIII века. Он изучал самые разные науки и сделал множество открытий, писал ученые труды и преподавал в академиях. Ломоносов стал автором многих изобретений и разработал план создания первого в России университета. По его инициативе появился Московский университет, в котором могли учиться представители всех сословий.

«За утверждение наук в отечестве»

Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии. Отец владел небольшим судном, на котором перевозил государственные и частные грузы, рыбачил и охотился. С детства Ломоносов помогал отцу и быстро всему учился — он должен был продолжить семейное дело.

Грамоту мальчик начал изучать поздно, в 12 лет. Первым его наставником стал Иван Шубный — отец известного скульптора Федота Шубина (при рождении — Федота Шубного). Потом с Ломоносовым занимался дьяк Семен Сабельников, один из лучших учеников подьяческой и певческой школы при холмогорском архиерейском доме. Учеба давалась Ломоносову легко, и вскоре он стал одним из лучших чтецов в местной церкви.

ломоносов1

Алексей Васильев. Юноша Ломоносов в Москве. 1957. Изображение: cultnord.ru

ломоносов1

Николай Кисляков. Юноша Ломоносов на пути в Москву. 1951. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

ломоносов1

Константин Рудаков. Юноша Ломоносов-студент. 1945. Изображение: cultnord.ru

Юный Ломоносов понимал, что «для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинский», которому можно научиться в Москве, Киеве или Петербурге. Поэтому хотел перебраться в один из этих городов. Отец с мачехой не поддерживали его стремления: в то время занятия наукой не приносили ни богатства, ни славы. Они хотели поскорее женить сына, надеясь, что семейные хлопоты выбьют из него «дурь». Но Михаил Ломоносов решил уехать из родного села в Москву — учиться.

В декабре 1730 года Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился вместе с рыбным обозом в Москву. Добрался через три недели и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Учился прилежно, поэтому уже через полгода его перевели из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий.

Занятия в московской академии дали Ломоносову гуманитарное образование. Чтобы изучить естественные науки, он отправился в Киево-Могилянскую академию. Но, пробыв там всего несколько месяцев, молодой ученый вернулся в Москву. Отсюда Ломоносова направили в университет при Академии наук в Петербурге, где он и занялся естественными и техническими науками.

«Европейский ученый» Михаил Ломоносов

ломоносов2

Василий Петров. Михаил Ломоносов перед Академией наук. 1959. Изображение: cultnord.ru

ломоносов2

Линогравюра Николая Наговицына. Ломоносов в химической лаборатории. 1958. Изображение: cultnord.ru

ломоносов2

Христиан-Альберт Вортман, Этьен Фессар. Портрет Михаила Ломоносова. 1757. Изображение: hrono.ru

В 1736 году в числе лучших студентов Михаил Ломоносов отправился в Германию — изучать физику, химию, металлургию, горное дело. Кроме естественных наук, он занимался иностранными языками, танцами, рисованием, литературой и фехтованием. За границей Ломоносов проучился пять лет: здесь он создал несколько научных работ, перевел сочинения иностранных академиков, написал первые стихотворения на русском языке.

В 1740 году ученый решил вернуться в Россию, но по дороге его схватили и завербовали в прусскую армию. Прослужив несколько недель, Ломоносов дезертировал. Возвратиться на родину ему удалось лишь через год.

В Петербурге ученый написал две диссертации. За научные труды он получил должность адъюнкта Физического класса Санкт-Петербургской Академии наук: теперь Ломоносов мог участвовать в работе Академического собрания и самостоятельно заниматься наукой. К 34 годам ученый написал четыре новые диссертации и решил просить о том, чтобы его назначили профессором Академии. Собрание академиков одобрило труды ученого, и он получил звание профессора химии. Ломоносов стал преподавать в университете, печатать научные трактаты на латинском языке, читать публичные лекции по физике. Параллельно он занимался литературным творчеством — писал стихи о государственных событиях. Вскоре финансовое положение ученого улучшилось, он получил дом, а чуть позже на казенные деньги во дворе этого дома возвели первую в России химическую лабораторию.

В 1748 году Михаил Ломоносов начал редактировать переводы книг, которые печатались при Академии наук, и переводы заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Ученый уделял внимание не только распространению зарубежных трудов, но и развитию отечественной науки. Он создал «Риторику», которая стала первым учебным пособием мировой литературы на русском языке. В это же время Ломоносов выступил с «Похвальным словом императрице Елизавете Петровне», за которое получил чин коллежского советника.

«Ломоносов, являясь европейским ученым, никогда не переставал быть русским; он был им до мозгу костей, и напротив потому только и занял он такое видное место среди европейских ученых, то есть место самостоятельного деятеля в науке, что был как непосредственно, так и сознательно, вполне русским, что верил неколебимо и безгранично в права русской народности…»

«Он сам был нашим первым университетом»

ломоносов3

Леонид Миропольский. Портрет Михаила Ломоносова. Копия портрета работы Георга Преннера. 1787. Музей М. В. Ломоносова в Кунсткамере, Санкт-Петербург

ломоносов3

Николай Кисляков. Портрет Михаила Ломоносова. 1963. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

ломоносов3

Франц Рисс. Портрет Михаила Ломоносова. Копия портрета работы Георга Преннера. 1800-е. МГУ имени М.В. Ломоносова

В 1751 году Михаил Ломоносов выступил в Публичном собрании со «Словом о пользе химии», где фактически провозгласил физику и химию единой наукой. Ученый призывал изучать их вместе: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают». Он впервые стал читать студентам курс по «истинной физической химии».

В этот же год в своей химической лаборатории Ломоносов разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных стекол для бусин, бисера и мозаичных картин. Через два года он начал строить фабрику для производства цветного стекла.

Научную деятельность Михаил Ломоносов совмещал с общественной. Он разработал план по созданию университета в Москве, и в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ о его учреждении. Так начала свое становление система высшего образования в России. Михаил Ломоносов заложил ее основы: доступность, автономность, фундаментальность, междисциплинарность, связь университета со средней школой.

«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Ломоносов продолжал трудиться в Петербургской Академии наук. В 1757 году его назначили советником Академической канцелярии в Петербурге. В этом же году ученый издал свой главный труд по филологии — «Российскую грамматику». В ней Ломоносов впервые разделил русский и церковнославянский языки, изложил законы и формы русского языка, классифицировал диалекты. Годом позже выпустил специальное исследование «О пользе книг церковных в российском языке», посвященное учению о литературных «штилях».

ломоносов4

Алексей Кившенко. Михаил Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы. 1880. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

ломоносов4

Петр Борель. Посещение Михаила Ломоносова императрицей Екатериной II. Конец XIX в. Изображение: cultnord.ru

ломоносов4

Иван Федоров. Императрица Екатерина II у Михаила Ломоносова. 1884. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

К началу 1960-х годов ученый управлял Историческим собранием, Географическим департаментом, гимназией и университетом при Академии наук. Одновременно он занимался науками практически: начал составлять Большой атлас Российской империи наук, разработал атомно-корпускулярную теорию строения вещества, объяснил физическую природу цветового зрения и природу космических тел. Также Ломоносов создал «Слово о рождении металлов от трясения земли», в котором предположил, что каменный уголь произошел из торфяника при участии подземного огня, а его классификация землетрясений — до сих пор ведущая в науке. В своей работе «Рассуждение о большей точности морского пути» ученый объяснил, почему нужно создать по всему миру самопишущие метеорологические обсерватории.

В 1764 году он представил «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Ост-Индию», на основе которого был составлен маршрут экспедиции для поиска пути в Индию через северные моря. Сам Ломоносов помогал ее организовать: изобрел «ночезрительную трубу» — большой перископ для обзора местности. Однако и первая, и последующая попытки экспедиций пробиться сквозь льды были безуспешными.

С восшествием на престол Екатерины II положение Михаила Ломоносова пошатнулось: он был слишком предан умершей Елизавете Петровне. Однако позже новая императрица оценила его научные труды и пожаловала Ломоносову чин статского советника.

Михаил Ломоносов умер в 1765 году. Похоронили ученого на Лазаревском кладбище Александро-Невского монастыря.

Наш современник Михайло Ломоносов

Виктор Садовничий

2011

26 мин

Михайло ЛомоносовМихаил Ломоносов. У истоков российской науки

Виктор Садовничий

2012

44 мин

www.culture.ru

Михаил Ломоносов фото на - 24СМИ

Михаил Ломоносов: последние новости

18 сентября 2017 года состоится премьера многосерийной драмы «Благие намерения» от режиссера сериалов «Вангелия» и «С...

С 14 августа 2017 года на канале «Россия 1» начинается показ украинского сериала «Нити судьбы». Маленьких сестер Катю...

Список самых больших вертолетов в мире: размеры, масса и грузоподъемность. ТОП 10.

Прошло 15 лет с премьерного показа криминального боевика Петра Буслова «Бумер». Картина стала символом ушедших лихих ...

На Первом канале начался сериал «Власик. Тень Сталина». Создатели картины показали историю правления Иосифа Сталина с...

24smi.org

Михаил Ломоносов | Интересные факты, познавательные статьи, фото и картинки

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Ломоносов

О Ломоносове Пушкин сказал: "Ломоносов был великий человек. Он создал первый русский университет".

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовке, в бывшей Архангельской губернии на реке Двине, недалеко от города Холмогоры. Его отец был крестьянином. Он занимался хлебопашеством и рыбным промыслом. Михаил помогал отцу и ходил с ним на парусном судне в Белое море, к Мурманскому берегу и в Норвегию.

Мальчиком ещё в родной деревне Ломоносов научился грамоте по книгам, изданным при Петре Первом. Родители хотели видеть сына хорошим крестьянином и рыбаком, но у Ломоносова было страстное влечение к наукам. И зимой 1730 года девятнадцатилетний юноша оставил родную деревню и с рыбацким обозом ушёл в Москву.

В Москве Ломоносову с трудом удалось поступить в школу, где учили в то время многим наукам: грамматике, философии, латинскому языку, немного математике. Ломоносов скоро стал первым учеником.

Лучших учеников затребовала для продолжения образования Академия наук в Петербурге. Так в 1735 году Ломоносов оказался в училище при Академии наук. Затем он был на пять лет послан учиться за границу, где изучал науки о природе: химию, физику, астрономию. Не оставлял Ломоносов и своих занятий по философии, литературе и иностранному языку.

По возвращении в Россию Ломоносов был назначен в Академию наук, а потом стал профессором и академиком. Двадцать три года работал Ломоносов в Академии наук в Петербурге, отдавая все силы и знания служению родине.

Ломоносов - великий учёный и поэт, считающийся "отцом русской науки". Он сделал много важных открытий во многих областях науки и написал немало научных трудов. В 1757 году вышла его "Российская грамматика" - первая русская грамматика.

Ломоносов умер в 1765 году. Он навсегда вошёл в историю русского народа как великий патриот, учёный и поэт.

Читайте также:

Джек Лондон

Александр Беляев

Интересные факты

Смотрите в других рубриках:

Тритон фото

Голубой кит

Читайте также:

Загрузка...

fotomastak.ru