Легенды и история портрета Марии Лопухиной. Картина лопухина


портрет Лопухиной. История создания, описание портрета

Мастер конца восемнадцатого и начала девятнадцатого столетия Владимир Лукич Боровиковский - это художник, которого обычно причисляют к эпохе сентиментализма. Это было время, когда было модно плакать над стихами, умиляться красивому цветку и пению птиц, любоваться рассветами и закатами.

Время, когда приличным девушкам надлежало вовремя падать в обморок, всячески показывать тонкость чувств и душевную ранимость, беззащитность, хрупкость и нежность существа. Именно в этот период и была создана картина "Портрет М. И. Лопухиной". Боровиковский очень тонко сумел напомнить современникам и зрителям последующих эпох о том, как хорошо быть человеком.боровиковский портрет лопухиной

Творчество известного художника

Произведения Владимира Лукича достаточно узнаваемы. Его полотна легко отличить от героев чуть более раннего времени. Даже самые парадные, торжественные и блистательные образы смягчены и согреты каким-то тонким внутренним переживанием. Слегка печальны и взволнованны, к чему-то прислушиваются и мечтают.

Женщина эпохи сентиментализма должна была быть бледной и задумчивой, даже немного грустной. Такой и предстает Мария Ивановна на известном шедевре, который создал Боровиковский. Портрет Лопухиной передает самые нежные и тонкие черты этой женщины. И на сегодняшний день этим шедевром можно полюбоваться в стенах известной Третьяковской галереи.лопухина портрет боровиковского

Образ русской красавицы

Мария была дочерью отставного генерала графа Толстого и сестрой не менее известного Федора Толстого. Она не была предметом обожания многочисленных поклонников. Ей не успел посвятить стихи Александр Сергеевич Пушкин.

Но эта красавица была украшением многих светских салонов. Многие впоследствии стали называть ее русской Джокондой. Такое же очарование таинственного взора и загадочной улыбки присутствует и в образе этой очаровательной женщины.

Не богиней, но поэтической музой изобразил ее Боровиковский. Портрет Лопухиной передает именно те черты этой российской красавицы, которые так притягивали окружающих ее мужчин. Нежность, чуткость и тонкость образа достаточно умело изображены на известном полотне.

Трагические судьбы русских красавиц

Но не всегда судьба русской женщины была безоблачна. И примером тому служит Мария Ивановна Лопухина, которая была выдана замуж за егермейстера императорского двора Степана Авраамовича и имела очень несчастную судьбу. К тому времени он уже вышел в отставку. В силу неуравновешенности своего характера Лопухин не мог дать счастья своей прелестной супруге.портрет марии лопухиной боровиковский

Она, испытав ужас и унижение оскорблений, спустя три года после венчания умерла от чахотки. Так закончилась непростая и трагическая жизнь, судьба, которую испытала Мария Ивановна Лопухина. Портрет Боровиковского настолько умело и точно передал ее светлый облик, что вызвал живейший отклик в душе и поэзии известного Якова Полонского, посвятившего ей свои строки. "…Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела…".

Самый известный шедевр Владимира Лукича

Очень много полотен написал известный и талантливый художник Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной Марии Ивановны - не первое и не последнее его творение, но случилось так, что именно эта картина стала самой знаменитой и прославленной. Перед этим полотном замирают абсолютно все. В ее образ всматриваются люди любого возраста. Есть в ней что-то особенное.портрет м и лопухиной боровиковский

Это юная и неповторимо нежная женщина прожила всего двадцать три года. Владимир Лукич Боровиковский портрет Лопухиной писал, когда ей было всего восемнадцать лет. Он, кажется, почти заклинал ее своей трепетной и умелой кистью: останься такой - удивительно нежной, теплой, живой. Не увядай!

Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной. Описание известного полотна

Мария Ивановна изображена в легком и нежном одеянии, которое подчеркивает ее особенную грациозность. Рядом с нежной, чуть склонившейся вниз рукой Лопухиной - склоняющаяся головка пышной розы, и, затаив дыхание, зритель ощущает, что этот цветок скоро начнет ронять лепестки.

Нежная и живая красота этой женщины также угаснет, закончится, прерванная неумолимой смертью. А стихи, посвященные этому портрету, звучали и будут еще многие годы звучать, воспевая нетленную красоту и изящность русской красавицы. И это удивительное свойство спасать красоту – одна из важнейших и трогательных черт творчества Владимира Лукича.боровиковский портрет лопухиной описание

Кем бы ни был человек и как бы просто он ни выглядел, его лик менее прекрасен, чем тот образ, который сохранил портрет Марии Лопухиной. Боровиковский помнил об этом, создавая каждый свой шедевр, и все его полотна хранят частичку его души и тепло его кисти.

Уникальный талант известного художника

Умел Владимир Лукич Боровиковский в своих портретах передать что-то очень личное, трепетное и поэтическое. На момент создания картины, на которой изображена Мария Ивановна, ему было около сорока лет. К тому времени он уже зарекомендовал себя как очень талантливый и популярный художник, написавший даже образы дочерей императора Павла Первого и императрицы Марии Федоровны.

И вот в тысяча семьсот девяносто седьмом году он получает заказ от Лопухина. Портрет Боровиковского должен был запечатлеть юную красоту будущей супруги Степана Авраамовича. Марии всего восемнадцать лет, и художник не смог остаться равнодушным к этому восхитительному созданию. Он смог передать всю нежность и чистоту. Печаль во взоре этой красавицы и как будто даже предчувствие трагедии.

fb.ru

Портрет Марии Лопухиной: мистика и реальность

Многие работы, известные в живописи, окутаны мистикой, а порой и историями с нехорошей славой. Примером такого произведения искусства является портрет Марии Лопухиной. Что известно об авторе этой работы и ее особенностях?

История

Портрет молодой и красивой графини Марии Лопухиной, старшей дочери генерала в отставке Ивана Толстого, была написан русским художником-портретистом Владимиром Боровиковским. Этот художник был известен, благодаря своим талантливо выполненным портретам представителей аристократического общества и иконам. В 1795 году мастер изобразил великого князя Константина Павловича, за что и удостоился звания академика живописи.

Мария Лопухина

Портрет Марии Лопухиной

Еще через 2 года после этого знаменательного события мастер получил заказ на портрет восемнадцатилетней графини Марии Лопухиной. Заказ на написание портрета был адресован Боровиковскому мужем госпожи Лопухиной — егермейстером Степаном Лопухиным (он был на 10 лет старше жены). В те времена будущих супругов своим детям выбирали родители, и этот брак заключался таким же образом. Ходили слухи, что ни Степан, ни Мария не были счастливы в браке.

Автор со всей ответственностью и симпатией к модели приступил к написанию портрета, и такие настроения автора можно прочувствовать, едва взглянув на картину. Если взглянуть на работу Боровиковского, то может сложиться впечатление, что сама девушка позирует на фоне пейзажа парка, но на самом деле это не так. Фон, находящийся на заднем плане, является декоративным, а само написание работы происходило в мастерской художника. К слову, пейзажный фон для написания портретов был характерной чертой искусства живописи в восемнадцатом веке. Что касается данной работы, то автору удалось с высокой точностью передать весь романтизм и красоту юной модели.

Однако если хорошо присмотреться к выражению лица юной Марии, то на нем можно увидеть тень некой грусти и, возможно, предстоящей беды. Что касается самой графини, то ее жизнь оборвалась всего лишь через 3 года после написания этого портрета. Молодая женщина в 21 год буквально сгорела от чахотки, так и не успев обзавестись наследниками. К слову, сам Степан Лопухин также вскоре после супруги умер.

Мистика

В связи с трагичной судьбой Марии Лопухиной, портрет, на котором ее изобразил В. Боровиковский, был окутан многочисленными неприятными мистическими историями. Во времена Пушкина считалось, что стоит молодой незамужней девушке посмотреть на эту картину, и она сама вскоре умрет от страшной болезни. Ходили слухи, что портрет стал фатальным для более чем десятка юных красавиц.

Еще одна мистическая история связана не только с самой Марией, но и с ее отцом, который при жизни был магистром масонской ложи и обладателем оккультных знаний. Существовала версия, согласно которой Иван Толстой после ранней кончины дочери «наделил» знаменитую картину ее духом.

Однако в 1880 году все слухи и страшные истории о работе Боровиковского были сведены на нет после того, как портрет графини Лопухиной был выкуплен меценатом П. Третьяковым. Картина была выставлена в его галерее, со временем названной Третьяковской. С тех пор миллионы людей вживую увидели этот знаменитый портрет, но, к счастью, ни единого случая смерти от просмотра картины не было зафиксировано. Сегодня портрет графини Лопухиной по-прежнему демонстрируется в Третьяковской галерее в Москве.

dedpodaril.com

Портрет Марии Лопухиной|Художник Владимир Боровиковский

портрет Марии Лопухиной - 01

Потрет Марии Ивановны Лопухиной – это одна из лучших работ русского художника Владимира Лукича Боровиковского. Невероятным образом всё соединилось в одном образе: и мастерство художника, и красота Марии, и несправедливость бытия, и трагический рок.

На портрете изображена молодая женщина просто невероятной красоты. И магическая красота её не в правильности черт лица, эротичности позы, белизне кожи…

Глаза…  Да, глаза, её взгляд, полуулыбка, её великая тайна, которую уже никто не разгадает.

Боровиковский писал портрет дочери отставного генерала Ивана Толстого. Марии было всего 18 лет, она совсем недавно вышла замуж и стала графиней Марией Ивановной Лопухиной. Портрет художнику заказал муж Марии, который в те времена служил егермейстером императора Павла I.

Молодая женщина откровенно счастлива – она молода, здорова, любима и любит. Счастье любую женщину делает невероятно красивой. Правильнее было бы сказать – она знает о своей красоте. И эта уверенность — спокойная, сильная и нежная одновременно. Вот это внутреннее состояние и превращает каждую женщину в красавицу, от которой «взгляд не отвести». Боровиковский уловил это тонкое внутреннее счастливое «я» и смог его показать нам.

А через пять лет после написания портрета случилась трагедия – молодая женщина просто на глазах угасла от чахотки.

Смерть была настолько внезапной, невероятной, что закономерно породила огромное количество слухов. Обвиняли несчастного Боровиковского, будто его картины приносят беду. Молва утверждала, что стоит только молодой девушке взглянуть на портрет графини Лопухинеой – и красавица непременно умрет.

Иван Толстой (отец Марии) был известным мистиком и магистром масонской ложи. Говорили, что это именно он «поселил» в портрет душу своей умершей дочери.

Портрет долгое время хранился в семье Толстых, пока картину в 1880 году не увидел Павел Третьяков, который и приобрел полотно для своей галереи.

С той поры о «дурном глазе» Марии Ивановны говорить стали меньше – картину увидели сотни людей, а случаев массовой смерти среди молодых девушек отмечено не было. Однако, люди любят мистические загадочные истории. Кто-то ищет в картине знаки грядущей трагедии, а кто-то видит потрясающую женскую красоту.

Русский поэт Яков Полонский посвятил портрету такие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье — тень любви, и мысли — тень печали,Но красоту её Боровиковский спас.Так часть души ее от нас не улетела,И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать,Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

 

Портрет Марии Лопухиной

портрет Марии Лопухиной - 02

Критики и искусствоведы говорят о высокой эстетической ценности портрета, о вершине сентиментализма в русской живописи…

А я так думаю, что полотно Боровиковского – это воплощение русского идеала женственности в живописи. Нет, идеала не сегодняшнего. Идеала давно ушедшего, но от этого не переставшего быть прекрасным.

А что увидите вы в образе Марии  Лопухиной?

РЕКОМЕНДУЮ:

 

Сохранить

Сохранить

25 Июл 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: женский образ, русская живопись 1917     961       Поделитесь записью

svistanet.com

Прекрасный портрет юной графини Марии Лопухиной

А теперь обратимся ещё к одной удивительной картине кисти современника Левицкого – Владимира Лукича Боровиковского.  Портрет Марии Лопухиной. 

Немного истории с биографией

В 1797 году широко известный в России портретист Владимир Лукич Боровиковский, писавший в то время  портрет императорской семьи, получает новый заказ. Егермейстер при дворе Павла I пожелал запечатлеть на века образ своей прекрасной невесты - восемнадцатилетней графини Марии Ивановны Лопухиной.

 Lopuhina-borovikovskij

Графиня Мария Ивановна Лопухина, в девичестве  Толстая, была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого и Анны Федоровны Майковой. Граф Толстой служил в Семеновском полку сначала сержантом, потом бригадиром, и, наконец, дослужился до генерал-майороа. И, кроме того, был предводителем Кологривского дворянства.Мария Ивановна была не единственной дочерью в семье, у нее было 4 сестры: Вера, Анна, Александра, и Екатерина. Были у Марии  и два брата: Фёдор и Петр.

Фигура первая

Самой необычной личностью в этой семье был Федор Иванович Толстой, старший брат Марии, по прозвищу «Американец», скандально известный современникам своими дуэлями и приключениями.

amerikanets

Существует легенда, что однажды он пытался стреляться даже с самим Пушкиным. Однако, великий поэт неожиданно начал есть черешню и с невозмутимым видом выплевывать из неё косточки. Этим он совершенно охладил пыл американца, которому  для ощущения полного триумфа были  необходимы смятение и страх соперника.  Этот знаменитый эпизод Пушкин позднее использовал в сюжете повести "Выстрел".

Однако, бог с ними, родственниками, речь не о них, вернёмся к портрету Марии Лопухиной.  Он стоит наособицу в галерее портретов известного портретиста В.Л.Боровиковского. Что же так приковало к ней внимание? Попробуем разобраться.

Фигура вторая

На картине изображена молодая девушка, чуть облокотившаяся на  парапет, что придает ее позе некую расслабленность и задумчивость.  Гибкая, мягкая линия ее силуэта напоминает античные скульптуры. Складки ее платья, подобные одеждам античных богинь, усиливают это впечатление. Нежные и мягкие черты её лица, пожалуй,  не соответствуют идеальным канонам красоты, но зрителя пленяет её образ, полный естественности и гармонии. В картине улавливается соотношение деталей, их связь с образом девушки . Ее нежность подобна нежности лежащей рядом розы, вьющиеся волосы напоминают курчавость кроны стоящего позади дерева, изгиб фигуры Лопухиной в точности повторяет наклон молодой березки, виднеющейся вдали.

Классический «винегрет»

Безусловно, картина не была написана на природе, пейзаж смоделирован самим художником. Окружающая Лопухину природа как будто «собрана по частям». Это не парк, ведь на заднем плане отчетливо виднеются колосья ржи и голубые васильки, в точности повторяющие цвет пояса на платье. Но и не поле, иначе, откуда бы взялись дикие лилии, растущие в тени дерева.    Весь пейзаж создан искусственно, быть может, для того, чтобы подчеркнуть многообразие качеств Лопухиной - внешних и внутренних. Он  перекликается с образом девушки, обозначая гармоничное слияние её чистой души с самой природой. А лилии и розы, цвет которых перекликается с шарфом, подчёркивают изысканность, нежность и грациозность Марии Лопухиной. Кроме того, детали пейзажа могли носить и символическое значение. Лилии – символ чистоты и невинности, розы – символ расцвета и супружества. ( В древнем Риме осыпали лепестками роз и фиалок ложе новобрачных. Роза  была атрибутом Венеры-Урании — богини возвышенной любви и честного брака).   Подобный «винегрет» был вполне в духе классической живописи, и был передан по наследству рококо и сентиментализму, ярким представителем которого и был Боровиковский. Лилии и розы к тому же считались с давних времён цветами Девы Марии.    Но образ Марии Лопухиной далёк от религиозных ассоциаций. Одни видят в нём тщательно замаскированную, точнее даже, завуалированную сексуальность, другие –образ невинного очарования юности, но не беззаботный, а наполненный скрытым смыслом.  Прелестная, легкая юная красавица смотрит на нас со странной, «нераскрывшейся» улыбкой, а глаза её серьёзны и печальны.При взгляде на эту картину возникают противоречивые чувства, выражение лица графини как будто меняется: то девушка смотрит на тебя с аристократическим высокомерием, то по-детски беззащитно и трогательно.Неудивительно, что девушка произвела на сорокалетнего художника сильное впечатление. Он написал портрет, показывающий глубину и сложность внутреннего мира Марии Лопухиной,  написал так проникновенно, что её образ волнует нас до сих пор.

BorovikovskijВ.Л.Боровиковский. Автопортрет

Реальность и вымысел…

Вскоре после того, как портрет был написан, Мария вышла замуж за Лопухина. Увы, их брак оказался бездетным и несчастливым, а через несколько лет, в 1803 году Мария Лопухина скоропостижно умерла от чахотки… Девушке было всего 24 года.   Наслышанные о ее красоте и печальной участи представители света, которые не были прежде знакомы с нею лично, стали осаждать дом родственников Лопухиной (сначала - вдовца, потом - племянницы), чтобы увидеть прекрасную Марию хотя бы на портрете. И, представьте, многие из юных романтических посетительниц вскоре также заболевали чахоткой и скоропостижно умирали. Назывались цифры до десяти   молодых дворянок.    О портрете Лопухиной пошла страшная молва...  По слухам, умершая смотрела с холста настолько реалистично, загадочно и живо, что люди стали воображать, что ее отец, магистр масонской ложи, а также известный мистик, граф Иван Толстой, заманил душу дочери в её портрет. Но никакой мистики в этом, безусловно, не было. Просто чахотка в те времена была довольно распространённой, и, увы, практически абсолютно неизлечимой болезнью.Племянница Лопухиной вскоре стала супругой московского губернатора. Чтобы прекратить все разговоры о вредном влиянии изображения портрета на здоровье московских невест, портрет  Марии Лопухиной был «сослан» подальше от людских глаз и пересудов, в загородное имение губернатора.

Только спустя почти 80 лет портрет был куплен известным меценатом и коллекционером П.М.Третьяковым, совершенно случайно увидевшим его в этом имении. После приобретения Третьяковым картины, слухи о её мистическом воздействии  окончательно рассеялись.    В 1885 году поэт Яков Петрович Полонский написал бессмертные строки, посвящённые образу Марии Лопухиной.

Она давно прошла, и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье — тень любви, и мысли — тень печали,Но красоту её Боровиковский спас.Так часть души ее от нас не улетела,И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать,Уча его любить, страдать, прощать, молчать.»

svetart.by

Портрет Марии Лопухиной - это... Что такое Портрет Марии Лопухиной?

«Портрет М. И. Лопухиной» — один из самых популярных женских портретов кисти Владимира Лукича Боровиковского.

Модель

На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779—1803), представительница графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого, жена егермейстера С. А. Лопухина, невестка орловского наместника А. С. Лопухина.

Описание

Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета — окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной — изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений. Так, русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

«

Она давно прошла, и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье — тень любви, и мысли — тень печали,Но красоту её Боровиковский спас.Так часть души ее от нас не улетела,И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать,Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

»

Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной был одной из главных «страшилок». Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье... Конец слухам положил меценат Третьяков, который в 1880 году купил портрет для своей галереи.

Провенанс

Портрет, созданный Боровиковским в 1797 году, долгое время находился в собрании родственников. Он хранился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, которая стала супругой московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880-х годов, и оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи.

Источники

Литература

  • Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура XVIII—XIX веков. — М.: Искусство, 1975.
  • Алексеева Т. В. О некоторых малоизвестных работах В. Л. Боровиковского // Искусство. 1982. № 8. С.54-61.
  • Бенуа А. Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В. М. Володарского. — М.: Республика, 1995.
  • Вдовин Г. Становление «Я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета. — М.: Наш дом, 1999.
  • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. — М.: Красная площадь, 1998.
  • Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. — СПб., 1998.
  • Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. — М.: Высшая школа, 1999.
  • История русского искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. Т. 7. — М.: Академия наук СССР, 1961.
  • Маркина Л. Владимир Боровиковский. — М.: Белый город, 2001.
  • Прядильщиков И. Портрет втройне исторического значения // Чудеса и приключения. — 2002. — № 7.
  • Чайковская О. Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. — М.: Книга, 1990.
  • Шумова М. Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978.

dic.academic.ru

Портрет Лопухиной - То, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим

У одной моей френдессы увидел портрет Лопухиной.Такой знаменитый портрет, что, наверное, все его знают, хотя и не знают, что это портрет Лопухиной кисти Боровиковского.И помнилось мне, что Лопухина была еще и фавориткой Павла I.

Вот Павел I гигант – 10 детей, да еще и фаворитки.

Стал смотреть – оказалось, что Лопухина на портрете кисти Боровиковского и Лопухина – любовница Павла I – совершенно разные люди.

Итак, из тех Лопухиных, которых я помню:

1. Евдокия Фёдоровна Лопухина (1669-1731) – первая жена Петра I. Мать царевича Алексея.

Царица с января 1689 до 1698 - последняя царствовавшая неиноземная супруга русского монархаИмя при бракосочетании было изменено с Прасковья на Евдокия, отчество изменено на Фёдоровна (традиционно, в честь святыни Романовых — Феодоровской иконы).Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689. Петру I было 16 лет, Евдокии – 20.А дальше – бесконечно интересная история Петра I, которую сколько ни читаешь, она всё интереснее и интереснее.Евдокия сидела в монастырях и в Шлиссельбурге, а при своем внуке Петре II была с почетом возвращена в Москву.

2. Мария Ивановна Лопухина (урожденная Толстая) 1779—1803 – девушка на знаменитом портрете Боровиковского.Ей было 18 лет (портрет - 1797года), когда она позировала для портрета.

3. Анна Петровна Лопухина – фаворитка Павла I (1777 —1805) . Принадлежала к тому же дворянскому роду Лопухиных, что и первая жена Петра I.

UPD.Интересное продолжение разговора дал один читатель в комментарии. Он (она) считает, чтоЛопухиной на портрете Боровиковского не 18 лет, а 21 год.

Но остается не понятным, насколько информация верна и каков её источник.

Я основывался вот на такой информации"В 1797 году, известный портретист Владимир Лукич Боровиковский получает заказ. Егермейстер при дворе Павла I пожелал запечатлеть свою прекрасную невесту, восемнадцатилетнюю графиню Марию Ивановну."

Хотя из этого напрямую не следует, что ей было 18 лет, когда писали портрет.Вполне возможно, что в 18лет "пожелал запечатлеть", а писали портрет в 21 год.

Вот ещё такая информация:Вскоре после написания портрета, Мария вышла замуж за Лопухина. К сожалению, их брак оказался несчастливым и бездетным, а спустя несколько лет, в 1803 году молодая и красивая девушка скоропостижно умерла от чахотки… Ей было всего 24 года.

Дальнейшие поиски в Интернете привели в таким находкам:

В одном из интервью хранитель, научный сотрудник Третьяковской галереи Наталья Преснова утверждает, что Лопухиной на портрете именно 18 лет.

Я склонен доверять научному сотруднику Третьяковской галереи.

Итак, я всё-таки думаю, пока не доказано иное, чтоМарии Ивановне Лопухиной на портрете кисти Боровиковского 18 лет.

Еще о самой Марии Лопухиной.Мария Ивановна Лопухина, урожденная графиня Толстая, была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого и Анны Федоровны Майковой. Ее отец служил в Семеновском полку сержантом, бригадиром, генерал-майором, был предводителем Кологривского дворянства.

Мария Ивановна в 1797 году вышла замуж за Степана Авраамовича Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла Первого. С.А. Лопухин был 69 года рождения, старше своей невесты всего на 10 лет.

Есть неверные трактовки этого портрета как "Портрет Толстой", но сотрудники Третьяковской галереи считают, что правильнее его называть "Портретом Лопухиной", т.к. портрет был заказан супругом Марии Ивановны художнику в 1797 году уже после замужества.Хотя точных документальных подтверждений этому нет.

Супруг ее похоронил в родовой усыпальнице Лопухиных в Спас-Андронниковском монастыре, в Москве. Это нынешний музей и Центр Древнерусского искусства имени Андрея Рублева, в Таганке, в Москве. И мало того, через несколько лет после ее смерти супруг также был захоронен в этой усыпальнице вместе с ней.

Боровиковскому в 1797 году было ровно 40 лет. Он родился в 1757 году.В 95-м году он получил звание академика живописи,

По поводу фона портрета.Это - декоративный фон. Дело в том, что большинство, если не сказать все портреты Боровиковского написаны на пейзажных фонах. Это традиция сентиментального портрета, портрета эпохи Сентиментализма конца ХУШ века. Это совсем не говорит о том, что он писал свою модель на фоне парка. И она могла ему позировать также в его мастерской, или где-либо в другом месте. Это неизвестно.

volklarson.livejournal.com

Портрет М.И. Лопухиной. Описание картины Боровиковского

Среди  множества картин знаменитой  Третьяковской галереи есть одна, вокруг которой до сих пор ходит множество легенд и мистических слухов.Это картина Боровиковского  портрет М.И. Лопухиной.  На картине изображен  портрет молодой жены гермейстера Лопухина. Нужно сказать, что по данным историков,  личная жизнь этой молодой  и красивой девушки сложилась печально.Она была несчастлива в браке, а спустя 16 лет умерла от чахотки. Но ее красотой вот уже не одно столетие восхищаются сотни и тысячи восторженных глаз. Есть в ее взгляде, что то, притягивающее и завораживающее одновременно.

Портрет М.И. Лопухиной

Портрет М.И. Лопухиной

Будто молодая Лопухина, играет со своими созерцателями, заставляя их стоять, возле ее портрета долгое время  не шелохнувшись. До того времени как попасть в стены знаменитой Третьяковки портрет Лопухиной находился в доме родственницы Лопахиных губернаторши Перфильевой где его в первые увидел поэт Яков Полонский он  был восхищен работой Боровиквского. Вскоре потрет Лопухиной, предстал на все общее обозрение, что вызвало бурю неподдельных восторгов, как красотой девушки, так и неповторимой работой художника.

Говорили даже, что молодые барышни восхищенные красотой девушки изображенной на портрете за частую падали в обмороки. После нескольких подобных случаев появилось утверждение, что если молодая не замужняя девушка будет долго рассматривать, потрет Лопухиной, а уж тем более смотреть ей в глаза, то ее ждет  не счастливый брак или чего хуже ранняя смерть.

Портрет М.И. Лопухиной

Портрет М.И. Лопухиной

Некоторые искусствоведы смоги увидеть в работе Боровиковского еще один, скрытый мистический символ. Своего рода портал между жизнью и смертью. В первых при более внимательном рассмотрении картины можно заметить, что девушка находится одновременно в двух измерениях. Рядом с ней столик и ваза с уже увядшем цветком, а позади нее, бескрайнее пшеничное поле и голубое небо.

Но при этом Боровиковскому удалось совместить вроде бы  не совместимое.  Колоски пшеницы и васильки, изображенные  за спиной девушки, тоже несут в себе тайный смысл. Если обратится к славянским символам, то рожь  — это символ жизни и процветания. Василек же символ загробной жизни. Подчеркнем, что пояс, которым подпоясана девушка, имеет тот же  васильковый цвет, что и цветы на картине.

Нельзя оставить без внимания и увядшую розу – символ смерти.  Таким образом, Лопухина находится как бы между жизнью и смертью.  И так, можно сделать вывод, что портрет Лопухиной является своего рода мистическим произведением искусства. Так как вскоре после его написания девушка заболеет и умрет.

Сейчас это произведение Боровиковского украшает один из залов Третьяковской галереи и быть может, уже несет в себе той мистики, которой оно было окутано сотню лет назад, но сотрудники галереи утверждают, что выражение лица Лопахиной  иногда меняется и она по-прежнему, будто общается с лицезревшими на нее девушками.

Если смотреть на картину с профессиональной точки зрения художника, то цвета подобраны очень точно. Особое внимание, в какой технике написано лицо юной барышни. Художник очень удачно подобрал цвета, свежести юности и румяности. В заключении хотелось бы сказать, что картина поражает не только своей уникальной историей, но и своей невероятной красотой.

Автор сочинения: mixa

Похожие записи

design-kmv.ru


Смотрите также