Тарквиний и Лукреция (картина Рубенса). Картина лукреция


Смерть Лукреции - История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Древнеримская легенда об изгнании из Рима династии этрусских царей, связывает причину падения монархии и установления республики с темой поруганной женской чести и мести за нее. В «Истории Рима» Тита Ливия, эта легенда закреплена как исторический факт, произошедший в 509 году до н.э.Во время осады войсками царя Тарквиния Гордого города рутулов Ардеи, сын царя, Секст Тарквиний, устроил пир для молодых знатных воинов. Все пирующие восхваляли своих жен и решили проверить, чем занимаются римлянки, пока мужья воюют. Так как Ардеи недалеко от Рима, то через несколько часов царский сын и другие воины были уже в городе.Лишь жена Коллатина (племянника царя) Лукреция сидела за прялкой, остальные жены развлекались. Пораженный красотой Лукреции, Секст Тарквиний через некоторое время вернулся в дом Коллатина, и обесчестил ее. Бедная женщина решила, что лишь самоубийство будет свидетельствовать о невинности ее души. В соответствии с традициями того времени, она умерла почетной смертью.Перед тем, как убить себя, она взяла обещание своего мужа, отца и родственника, Луциуса Юниуса Брута, что ее смерть будет отомщена. Брут, поднял ее, пронзенное ножом, тело и воззвал всех присутствующих отложить свою скорбь и превратить ее в гнев против монархии. Он вынес тело из дома и поместил его на римском форуме. Как пишет римский историк Тит Ливий, Брут « напомнил о более жестоких деяниях и, охваченный чувством гнева, воспламенил толпу и повел ее отобрать власть тирана» с требованием изгнать всю правящую семью. Когда цель была достигнута, были назначено 2 консула, Брут и Коллатин (муж Лукреции), которые провозгласили первую римскую республику.

tumblr_ntlxx1ank21uxr76vo1_1280.jpgЭтот сюжет был очень популярен в эпоху Возрождения, есть множество гравюр, рисунков и картин описывающих моменты трагедии.

Поругание. Лукреция и Секст Тарквиний1354737053-0396866-www.nevsepic.com.ua.jpgТьеполо, Джованни Баттиста

20462943-easy-pentration-anal.jpgTIZIANO Vecellio Tarquin and Lucretia 1568-71

Tintoret_Tarquin-Lucrece_Chicago400.jpgТинторетто "Тарквиний и Лукреция", 1578-1580

490db62be16c (1).jpgПитер Рубенс "Тарквиний и Лукреция" (Государственный Эрмитаж)

lucretia.jpgTarquin and Lucretia 1536 Fresco Palazzo Ducale, MantuaУж если вести следствие преступления, то второй мужчина, которого можно видеть на некоторых картинах - это раб Тарквиния, которого тот грозился убить и оставить тело в постели Лукреции, шантажируя бедную женщину и добиваясь её согласия.

Самоубийство Лукреции

Lucas_Cranach_d.Ä._-_Lucretia_(1509-1510).jpgLukrecja -Lucas Cranach Starszy

1385081194-yos-van-kleve---lukretsiya.jpegЙос ван Клеве (Joos van Cleve), 1525. Фландрия

19+Lucus+Cranach+the+Elder+Lucretia+1525.jpgLucretia - the Elder Cranach Lucas

[[[Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar) . Lucretia. Oil on panel. 57.2 x 34.7 cm.JPGLucretia Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar)

Lucretia-by-Lucas-Cranach-the-Younger.jpgLucas Cranach Lucretia 1537

383a1cec2c323e1f7d42cba2b1ff287f.jpgLucas Cranach, The suicide of Lucretia, 1538

tumblr_n0zxylBPor1qzix81o1_1280.jpgLucretia unknow artist

1350065208-0053843-www.nevsepic.com.ua.jpgТициан Вечеллио

8146.jpgРембрандт Самоубийство Лукреции (1664)The Suicide of LucretiaРембрандт Самоубийство Лукреции (1666)Кисти Рембрандта, оплакивающего смерть своей жены, принадлежат две картины о Лукреции. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Здесь она уже нанесла себе смертельную рану, что видно по расплывающемуся кровавому пятну на тонкой сорочке. Она еще держится прямо, на мгновение ухватившись, ища опоры, за тесемку звонка, но мертвенная бледность лица свидетельствует, что конец близок.

14.jpgДжованни Антонио Бацци. Лукреция

Оплакивание

6d367c46f447.jpgFrancesco Rustici Paintings

de_ryckere_bernaert_501_the_death_of_lucretia.jpgThe Death of Lucretia 1561 Bernaert de Ryckere

Отмщение8934.jpgThe Death of Lucretia, 1871 Giclee Print by Eduardo Rosales

suicide_lucretia-141E279EC403D9A6C87.jpgСандро Боттичелли "Смерть Лукреции"

Во времена античности легендарная Лукреция была чтима потому, что пожертвовала собой во имя идеалов непорочности и была символом патриотизма.

Немного позже, в христианскую эпоху, ее суицид был интерпретирован иначе. Августин в своей книге «Сказание о 2-х градах» настаивал, что христиане не могут совершать суициды ни при каких обстоятельствах. Он привел в пример 300 монахинь, которые были изнасилованы в период римской империи и не совершали суицида. Августин писал, что в подобной ситуации нельзя обвинить женщину в нарушении целомудрияПозднее 5 церковный соборов подтвердили воззрения Августина и систематизировали наказания за суицид. Собор в Арле (452г) обозначил суицид грехом нравственным. Собор в Орлеане (533) запретил хоронить преступников-самоубийц по христианским обычаям. Собор в Берга ( 563) применил те же меры ко всем, кто покончил жизнь самоубийством. Собор в Антисидоруме (590) отказывал в приношениях и пожертвованиях от имени погибших от суицида ( отказ в божественной благодати). Собор в Толедо (693)определил, что люди, совершившие попытки к суициду должны были быть изгнаны из сообщества.

Не смотря на воззрения Августина, Данте Алигьери в «Божественной комедии» поместил Брута и Лукрецию в Лимбо ( первый круг), среди знатных римлян и язычников, кто не может быть обвинен в грехе или наказан. Среди прочих тут же находились Сократ и Сенека, которые совершили суицид. Лукреция не была помещена в нижние слои ада, где ее с другими самоубийцами терзали бы гарпии, ведь в римской истории она почиталась, как святая. Во времена ренессанса возникло множество упоминаний о ее героическом суициде, как о мученичестве.

Образ Лукреции так же появляется у Шекспира в поэме "Лукреция". У Джеффри Чосера Лукреция - в его произведении « Легенда о примерных женщинах». По Чосеру она сильно любила своего мужа, и поэтому не могла перенести произошедшего с ней, т.е. её отчаянный поступок объясняется любовью к супругу.

http://rembr.ru/portraits/rembrandt20.phphttp://megabook.ru/article/Лукрецияhttp://gutta-honey.livejournal.com/93780.html   http://www.liveinternet.ru/users/galyshenka/post382189094/

hist-etnol.livejournal.com

Женщина и Смерть. Лукреция: agritura

Гвидо Рени. 1626 год

Я расскажу еще об одной "любимице" художников Ренессанса и барокко - Лукреции. Эротизм и смерть опять крепко переплелись в этой истории, и Женщина - снова убийца, хоть на этот раз она убила себя. Почему подобные сюжеты были так популярны в живописи: молодость, красота, секс, обнаженность, насилие и смерть "в одном флаконе"? Думаю, дело не только в назидательности сюжета и восхищении благодетельностью, явно затрагиваются некоторые потаенные струны человеческой сексуальности. Что-то есть смутно волнующее в опасной близости нежной женской плоти и острия стального клинка... Ну, а чем еще объяснить такое настойчивое обращение к сюжету?

Я поместила сразу под заголовком картину Гвидо Рени, так как мы "знакомы лично" - я видела ее в галерее Сансуси в Потсдаме, и было мне тогда лет 10. Еще тогда она глубоко впечатлила меня, хотя пока на уровне "а чёйта тётя делает?". Помню, экскурсовод рассказывала, что для достижения эффекта вот этой жемчужной, мерцающей белизны кожи, художники накладывали полупрозрачные слои краски - много-много раз, слой за слоем; у Гвидо это получалось мастерски. Там же в Потсдаме запомнилась мне еще одна очаровательная работа Рени "Смерть Клеопатры" - похоже, даже моделью была одна и та же дама. Картины исполнены нежностью и щемящей грустью - очень жаль прекрасных молодых женщин, вынужденных лишить себя жизни. Я потом множества раз пересматривала буклет с репродукциями, купленный родителями в галерее, и вот сейчас пришло время о них вспомнить.

Теперь гениальный Тициан. Картина написана примерно в 1571 году.Прекрасная работа, очень волнующая. Мастер изобразил несчастную Лукрецию бессильной жертвой, на ее лице ужас, тоска и смятение. Эмоции переданы так мастерски, что у сочувствующего зрителя наворачиваются слезы.

Так что же здесь происходит, давайте вспомним.

Лукреция была римской патрицианкой, замужней женщиной, преданной своему супругу, консулу Тарквинию Коллатину. В их доме нередко бывал сын царя Тарквиния Гордого, тоже Тарквиний (второе имя - Секст). Во время одной из пьянок вдали от дома приятели Коллатин и Секст и еще парочка собутыльников поспорили, у кого жена лучше и добродетельнее. Проверить решили, заехав к каждому по-очереди домой и посмотрев, чем занимаются их "половины".

Еще один Тициан, чуть другой ракурс.

Оказалось, что одна Лукреция усердно занималась домашней работой, остальные в праздности валяли дурака. Завистливый Тарквиний Секст затаил злобу и решил отомстить, тем более, что Лукреция была красива, и он давно ее тайно вожделел. Ночью, когда муж Лукреции был в дальней отлучке, Тарквиний прокрался к ней в спальню и, угрожая ножом, изнасиловал.

Лукреция послала гонцов к отцу и мужу, и когда родственники собрались, обо всем рассказала и на глазах у всех заколола себя ножом.

Еще одна работа Тициана

Картина Тициана считалась шедевром уже в его время. Она вдохновила многих других художников.

Рубенс, например, написал свою версию в 1606 году, увидев работу Тициана  в Испании за три года до этого, даже композиция сходна. Барочные атрибуты - мифологические персонажи (Гарпия слева и Амур над головой Лукреции) - символизируют зло и вожделение.

Тициан не первым "раскрыл тему". Еще в XV веке художники обращались к этому сюжету - добродетель и целомудрие всегда были в цене.

Лукас Кранах Старший - настоящий певец Лукреции - более десятка подобных работ! Обожаю Северный ренессанс!

Еще Кранах

...и еще

Последователь Кранаха

Филиппо Липпи (1480), фрагментЗдесь запечатлен момент, когда друг мужа Лукреции, Луций Юний Брут, над телом погибшей женщины дает клятву отомстить Тарквинию и преступной власти. Он возглавили восстание против царя этруссков и победил, и это дало основу для создания Римской республики.

Неизв. немецкий мастер, 1500

Джампетрино, прим. 1510Ученик Леонардо да Винчи, любил изображать вот такие женские полуфигуры. Удачно копировал стиль учителя.Смотришь на нее, и хочется крикнуть: "Не делай этого! Делов-то!", но она непреклонна: этой женщине важно было спасти не столько свою честь, сколько честь мужа!

Нач. 16 века, неизв. фламандский мастер. Несовершенство техники придает драматической сцене комический характер.

Большая работа Сандро Боттичелли (1504), фрагмент. Клятва над гробом.

Другой фрагмент той же работы. Здесь сюжет немного изменен - Тарквиний настигает жертву на пороге ее дома, а не в спальне.

Две работы Мастера Святой Крови (прим. 1510)Черты лица женщины исказила маска смерти, поэтому выглядит она пугающе.

Мастер Святой Крови, 1520

Работа итальянского художника с красноречивым прозвищем Содома (прим. 1516). Отец и муж пытаются остановить самоубийцу, но поздно.

Еще одна работа Содомы.

Франческо Франча, 1515Этот художник был еще и скульптором и гравером, а также изготавливал медали и ювелирные украшения. Служил при дворе в Мантуе.

Альбрехт Дюрер, 1518 - слева, живописная работа и 1508 - графическая справа.Давно его не вспоминали, любимого моего. Женщины у него все немного специфические, на жену его смахивают, а она была далека от канонов красоты.

Маркантонио Раймонди, 1516Это был довольно неплохой итальянский гравер из Болоньи, ученик упомянутого Франческо Франча. Сделал несколько гравюр с картин Рафаэля, делал гравюры в стиле Дюрера и даже иногда подписывался его именем. Дюрер был так  возмущен, что подал на Маркантонио в суд, но тому только запретили использовать чужое имя.

Ханс Бальдунг, 1515Очень классный и любимый мной немецки художник, лучший ученик Дюрера. У него много картин в стиле "Моменто мори", "Три возраста женщины" и т.п. - где нередко присутствуют жуткие старухи, мумии и скелеты. Здесь же Лукреция просто пышет здоровьем и цветущей красотой. Эх...

Йос ван Клеве, 1520.Две практически идентичные картины.Нидерландский живописец, член гильдии святого Луки. Считается, что он побывал в Италии и очень впечатлился работами да Винчи, но, как по мне, он очень "Северный".

Йос ван Клеве, 1515, более ранняя работа.Ну, да, страшилище у него получилось.

Это две работы неизвестного нидерландского художника, которого условно называют "Мастером Попугаев", прим. 1520-еДовольно забавно, как мастера Северного Ренессанса пытаются изобразить экзальтацию - эмоции явно не их конек.

Ян Сандерс ван Хемессен, 1530Еще один парень из Нидерландов. Сначала я думала, что это сцена изнасилования, но это, скорее, уже самоубийство - отец (или муж) пытается удержать ее - нож-то в руке женщины.

Ян ван Скорел, 1535Здесь Лукреция убивает себя не ножом, а мечом.

Винсет Селер, 1538.Здесь тоже меч, скорее.

Микеле Тозини, 1540Это Позднее Возрождение, или маньеризм. Чем от барокко отичается? Мало чем. Некоторые искусствоведы считают, что нет никакого маньеризма, сразу барокко шло. Как мне кажется, маньеризм плосковат и более схематичен, в нем меньше гармонии, больше театральности и аляповатости. Барокко более выпуклое, и уже красивое до невозможности. Пафосные оба стиля. Хотя, очень зависит от автора. Вот Караваджо, например, - барокко, но такое реалистичное! Иногда ужас берет!

Франческо Пармиджано, 1540А вот это маньеризм, но неплохо, правда? У Пармиджано довольно красивые работы были.

Якопо дель Конте, 1550

Художник наиболее известен своим знаменитым портретом Микеланджело. Мне нравится его Лукреция - такая нежная и уязвимая.

Франс Флорис, 1560Голландец, учившийся у итальянцев. Типичный маньерист.

Бернард де Рикейре, 1561Антверпенский художник, мало известный.

Лука Комбьязо, 1575.Маньерист, не очень известный. Одна из удачных его работ. Вообще у него колорит мрачноватый, умброй явно злоупотреблял.

1575. Неизвестный немецкий художник.Мне кажется, слишком радужная палитра для такой сцены.

Тинторетто, 1578Безобразие какое-то происходит! А написано отлично.

Веронезе, 1580Очень красивый колорит, просто гимн жизни, и на контрасте - ужас происходящего.

Франс фон Аахен, 1580

Гезуальдо де Веноза, 1580

Пальма иль Джованни, 1600

Жак Бланшар, 1630

Очень талантливый художник, несправедливо забытый

Феличе Фичерелли, 1640

А это Артемизия наша Джентилески (1620). И себя, как обычно, изобразила. Корпулентная была, судя по всему, дама.

Артемизия Джентилески

Тоже, вроде, Артемизия Джентилески

Франческо Рустичи, 1620Не путать со скульптором Джованни Франческо Рустичи, которому Лина Костенко посвятила поэму "Снег во Флоренции". Наш Франческо из Сиены, караваджист, отец его, Винченцо, тоже был известным художником, их работы даже путали.

Симон Вуэ, 1629Посмотрите, как красиво выписана ткань одежд - это фишка Вуэ. Француз, много работал в Италии. Он был сыном художника, очень талантлив, рано начал рисовать, уже с 14 лет брал заказы. Был так популярен, что от клиентов не было отбоя, так, что стал со временем немного халтурить. Одно время был совсем забыт, в 19 век о нем опять вспомнили.

Симон Вуэ, 1625

Я начала с Гвидо Рени, потом пошла по хронологии, и теперь опять пришло его время (1626).

Гвидо Рени

Гвидо Рени

Гвидо Рени

Гвидо Каньяччи, 1627Скандальный художник, пьяница, любитель сомнительных забав с переодеваниями в женскую одежду, но, несомненно, талантливый. Дружил с Гвидо Рени и Симоном Вуэ. Такая выразительная у него Лукреция, страдающая.

Гвидо Каньяччи, 1636Здесь совсем другая - сосредоточенная и отрешенная.

Джованни Андреа Сирани, 1640Ученик Гвидо Рени. Достойный ученик.

Лука Феррари де Реджио, 1640

 А это писала дочь Джованни Андреа Сирани, Элизабетта, 1660

 Лука Джордано, 17 век. Неудачная репродукция.

Это лучшая версия сюжета у Луки Джордано - такой напряженный драматизм

Тоже Лука Джордано или копия, не очень удачная

Джордано Лука, 1695

Тоже Джордано Лука, поздний - 1696

А это Рембранд. Очень страшно - она уже себя пронзила кинжалом, но еще жива, и судорожно хватается за шнур с кистью...

Тоже Рембранд

Это тоже приписывают Рембранду, хотя не уверена

Гевин Гамильтон, 1674

Джузеппе Мариа Креспи 1695

Себастьяно Риччи, 1685

Антонио Белуччи 1700

Виллем ван Мерис 1702

Годфрид Кнеллер 1710

Людовико Мазанти 1737

Джанбаттиста Тьеполо 1750

Жан Оноре Фрагонар, прим. 1760

Жак-Антуан Бофор 1771

Неизвестный, 1799

 Эдуардо Розалес 1871

Генри Луи Мариос Пинта 1884

Эдвард Берн-Джонс, прим 1880

Вот такая история искусства в одном сюжете.

А я наконец-то исполнила давнюю мечту - купила набор гипсовых геометрических фигур и полдня отрабатывала штриховку. Рука заболела, так что пришлось временно бросить это занятие, поэтому дописала пост. Вот.

agritura.livejournal.com

Искусство Германии. Лукас Кранах Старший картина «Лукреция» описание фото

ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ. ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ (1472-1553)

Лукас Кранах Старший создал много картин на античные сюжеты. Это кабинетные картинки были предназначены для кунсткамер, вельмож или патрициев и соответствовали вкусам немецкой аристократии. Из мастерской Кранаха вышло большое количество различных Венер, Аполлонов, Парисов, нимф и граций. Одних только Лукреций было больше тридцати.

Лукреция — легендарная древнеримская добродетельная жена римского патриция Тарквиния Коллатина и дочь консула — слыла необыкновенной красавицей, но семейная честь для нее была дороже жизни.

Случилось это в V веке до н.э. Сын римского царя Тарквиния Гордого пленился красотой Лукреции и, угрожая ей оружием, изнасиловал. Лукреция рассказала обо все мужу, а чтобы предотвратить это бесчестье для мужа и семьи, заколола себя у него на глазах. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом, привело к свержению царской власти в Риме и к установлению республики. Именно поэтому на протяжении веков римской истории Лукреция была весьма почитаема.

На картине Лукреция изображена в момент самоубийства. Ее фигура обнажена на три четверти: прелестная грудь, сверкание драгоценных камней, драпировки богатой одежны — все передает красоту и роскошь. Руки сжимают кинжал, взгляд прекрасных глаз печален… Художник отобразил не смерть, а самый драматичный момент — книжал сейчас вонзится в это прекрасное тело. И ничего нельзя предотвратить и изменить…

ЛукрецияЛукреция, 1525-30 дерево, темпера, 42 x 28 см Городской художественный музей, Кассель, Германия

← Портреты, картины, гравюры

← Лукас Кранах Старший биграфия

Наверх

germany-art.com

Тарквиний и Лукреция (картина Рубенса) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1609 года

«Тарквиний и Лукреция» — картина Питера Пауля Рубенса. Сюжет полотна взят из истории Древнего Рима[3]. Образ добродетельной и прекрасной римлянки Лукреции был необычайно популярен в западноевропейском искусстве эпохи Возрождения и барокко.

Права на картину принадлежат российскому предпринимателю Владимиру Логвиненко.

Описание

На полотне изображён Секст Тарквиний, сын римского царя Тарквиния Гордого, который склонился над Лукрецией и хочет сдёрнуть с неё оставшийся край покрывала. Сверху пару освещает Амур. А за мужчиной расположена страшная старуха с волосами в виде змей — Фурия.[4]

Влияние картины Тициана

Непосредственным источником творческого вдохновения Рубенса явилась одноимённая картина Тициана, которую фламандский художник мог видеть во время посещения Испании в 1603 году в королевском дворце Алькасар в Мадриде (в настоящее время — Мадрид, Музей Прадо). Композиции обеих картин очень похожи. Кроме того, полотну Тициана картина Рубенса, несомненно, обязана великолепием звучного колорита, построенного на глубоких, тонко нюансированных сочетаниях локальных тонов.

Однако, взяв за основу композицию произведения Тициана, великий фламандец привнёс в интерпретацию популярного сюжета из древнеримской истории глубоко индивидуальное прочтение, изменив до неузнаваемости живописно-пластическое содержание образов. В этом смысле работа Рубенса перекликается с другими его произведениями, созданными в первой трети XVII века. Прежде всего, с теми картинами на исторические и мифологические сюжеты, главное место в которых занимают изображения обнажённых женских фигур («Сусанна и старцы», «Венера и Адонис»). Героинь этих картин сближают глубоко индивидуальные приёмы трактовки прекрасного обнажённого женского тела, а также сходство в деталях причесок и украшений. Образ Тарквиния по манере исполнения необычайно близок к изображению спящего Самсона в рубенсовской картине «Самсон и Далила».[3]

История

Картина относится к первым годам возвращения художника из Италии. «Тарквиний и Лукреция» подтверждение славы мастера. Такого рода работы покупали соотечественники, князья, принцы и монархи. Рубенс мог её написать как на заказ, так и для собственного удовольствия. Одним из её первых владельцев был Арнолд Лунден — богатый антверпенский торговец и видный коллекционер, к тому же друг и дальний родственник Рубенса.

В 1769 году картина была приобретена прусским королём Фридрихом Вильгельмом и находилась в Потсдаме во дворце Сан-Суси.

После Второй мировой войны

После Великой Отечественной войны картина была вывезена из берлинского замка Геббельса во время наступления советских войск в 1945 году.[5] Её привез домой в Советский Союз подполковник Советской армии Дорофеев с соблюдением всех формальностей и уплатой необходимых налогов.[6] Спустя десятилетия в 1999 году его родственники продали её анонимному коллекционеру. В 2003 году владельцем картины стал Владимир Логвиненко.[7]

Реставрация

Картина долгое время хранилось в ненадлежащих условиях и сильно пострадала. В сентябре 2004 года картина поступила в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Эрмитажа. Специалисты музея продолжили работу, начатую ещё в Москве. Они провели трудоёмкую работу по выравниванию покровного лака и восполнению утрат авторской живописи. По словам Михаила Пиотровского, полотно находилось в очень плохом состоянии: холст был сложен в несколько раз, на сгибах осыпалась краска, самые большие утраты — на щеке Лукреции.[8]

Судебное решение

В 2004 году Германское правительство настаивало на возвращении картины из России. Однако Генеральная прокуратура отказала в ходатайстве Министерству юстиции ФРГ о передаче шедевра германской стороне.[8]

Напишите отзыв о статье "Тарквиний и Лукреция (картина Рубенса)"

Примечания

  1. ↑ [www.canvas.com.ua/?lang=ru&page=expo&type=cal&id=71 Уникальная картина Рубенса впервые выставлена в Пушкинском музее]
  2. ↑ [www.hermitagemuseum.org/html_Ru/11/2004/hm11_2_165.html Картина принята Эрмитажем на основании распоряжения Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательств в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и договоров, подписанных В. А. Логвиненко и Государственным Эрмитажем.]
  3. ↑ 1 2 [www.museum.ru/N29309 Презентация картины Питера Паувелса Рубенса «Тарквиний и Лукреция»]
  4. ↑ [www.museum.ru/N29413 «Тарквиний и Лукреция» Рубенса — насилие и добродетель]
  5. ↑ [www.newsru.com/cinema/04feb2005/rubens.html Освобожденная из-под ареста картина Рубенса «Тарквиний и Лукреция» выставлена в Эрмитаже]. NEWSru (4 февраля 2005). Проверено 19 мая 2012. [www.webcitation.org/6ApPTJnCS Архивировано из первоисточника 21 сентября 2012].
  6. ↑ [www.canvas.com.ua/?lang=ru&page=expo&type=cal&id=71 www.CANVAS.com.ua — репродукции картин, творчество известных художников, биографии великих людей, художников, направления в искусстве, картины]
  7. ↑ [wikinews.com.ua/page/index.html/_/social/top-5-glavnyh-antikvarnyh-skandalov-khkhi-veka-r2852 Топ-5 главных антикварных скандалов ХХI века — Wikinews]
  8. ↑ 1 2 [www.newsru.com/cinema/04feb2005/rubens.html Освобожденная из-под ареста картина Рубенса «Тарквиний и Лукреция» выставлена в Эрмитаже]

Ссылки

  • www.newsru.com/arch/cinema/05oct2004/runebs.html
  • www.saga.ua/44_archives_news_8842.html
  • www.museum.ru/N29309
  • wikinews.com.ua/page/index.html/_/social/top-5-glavnyh-antikvarnyh-skandalov-khkhi-veka-r2852
  • www.canvas.com.ua/?lang=ru&page=expo&type=cal&id=71
  • www.newsru.com/crime/19sep2003/rubens.html
  • www.hermitagemuseum.org/html_Ru/11/2004/hm11_2_165.html

Отрывок, характеризующий Тарквиний и Лукреция (картина Рубенса)

Багратион оглянул свою свиту своими большими, ничего невыражающими, невыспавшимися глазами, и невольно замиравшее от волнения и надежды детское лицо Ростова первое бросилось ему в глаза. Он послал его. – А ежели я встречу его величество прежде, чем главнокомандующего, ваше сиятельство? – сказал Ростов, держа руку у козырька. – Можете передать его величеству, – поспешно перебивая Багратиона, сказал Долгоруков. Сменившись из цепи, Ростов успел соснуть несколько часов перед утром и чувствовал себя веселым, смелым, решительным, с тою упругостью движений, уверенностью в свое счастие и в том расположении духа, в котором всё кажется легко, весело и возможно. Все желания его исполнялись в это утро; давалось генеральное сражение, он участвовал в нем; мало того, он был ординарцем при храбрейшем генерале; мало того, он ехал с поручением к Кутузову, а может быть, и к самому государю. Утро было ясное, лошадь под ним была добрая. На душе его было радостно и счастливо. Получив приказание, он пустил лошадь и поскакал вдоль по линии. Сначала он ехал по линии Багратионовых войск, еще не вступавших в дело и стоявших неподвижно; потом он въехал в пространство, занимаемое кавалерией Уварова и здесь заметил уже передвижения и признаки приготовлений к делу; проехав кавалерию Уварова, он уже ясно услыхал звуки пушечной и орудийной стрельбы впереди себя. Стрельба всё усиливалась. В свежем, утреннем воздухе раздавались уже, не как прежде в неравные промежутки, по два, по три выстрела и потом один или два орудийных выстрела, а по скатам гор, впереди Працена, слышались перекаты ружейной пальбы, перебиваемой такими частыми выстрелами из орудий, что иногда несколько пушечных выстрелов уже не отделялись друг от друга, а сливались в один общий гул. Видно было, как по скатам дымки ружей как будто бегали, догоняя друг друга, и как дымы орудий клубились, расплывались и сливались одни с другими. Видны были, по блеску штыков между дымом, двигавшиеся массы пехоты и узкие полосы артиллерии с зелеными ящиками. Ростов на пригорке остановил на минуту лошадь, чтобы рассмотреть то, что делалось; но как он ни напрягал внимание, он ничего не мог ни понять, ни разобрать из того, что делалось: двигались там в дыму какие то люди, двигались и спереди и сзади какие то холсты войск; но зачем? кто? куда? нельзя было понять. Вид этот и звуки эти не только не возбуждали в нем какого нибудь унылого или робкого чувства, но, напротив, придавали ему энергии и решительности. «Ну, еще, еще наддай!» – обращался он мысленно к этим звукам и опять пускался скакать по линии, всё дальше и дальше проникая в область войск, уже вступивших в дело. «Уж как это там будет, не знаю, а всё будет хорошо!» думал Ростов. Проехав какие то австрийские войска, Ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия) уже вступила в дело. «Тем лучше! посмотрю вблизи», подумал он. Он поехал почти по передней линии. Несколько всадников скакали по направлению к нему. Это были наши лейб уланы, которые расстроенными рядами возвращались из атаки. Ростов миновал их, заметил невольно одного из них в крови и поскакал дальше. «Мне до этого дела нет!» подумал он. Не успел он проехать нескольких сот шагов после этого, как влево от него, наперерез ему, показалась на всем протяжении поля огромная масса кавалеристов на вороных лошадях, в белых блестящих мундирах, которые рысью шли прямо на него. Ростов пустил лошадь во весь скок, для того чтоб уехать с дороги от этих кавалеристов, и он бы уехал от них, ежели бы они шли всё тем же аллюром, но они всё прибавляли хода, так что некоторые лошади уже скакали. Ростову всё слышнее и слышнее становился их топот и бряцание их оружия и виднее становились их лошади, фигуры и даже лица. Это были наши кавалергарды, шедшие в атаку на французскую кавалерию, подвигавшуюся им навстречу. Кавалергарды скакали, но еще удерживая лошадей. Ростов уже видел их лица и услышал команду: «марш, марш!» произнесенную офицером, выпустившим во весь мах свою кровную лошадь. Ростов, опасаясь быть раздавленным или завлеченным в атаку на французов, скакал вдоль фронта, что было мочи у его лошади, и всё таки не успел миновать их. Крайний кавалергард, огромный ростом рябой мужчина, злобно нахмурился, увидав перед собой Ростова, с которым он неминуемо должен был столкнуться. Этот кавалергард непременно сбил бы с ног Ростова с его Бедуином (Ростов сам себе казался таким маленьким и слабеньким в сравнении с этими громадными людьми и лошадьми), ежели бы он не догадался взмахнуть нагайкой в глаза кавалергардовой лошади. Вороная, тяжелая, пятивершковая лошадь шарахнулась, приложив уши; но рябой кавалергард всадил ей с размаху в бока огромные шпоры, и лошадь, взмахнув хвостом и вытянув шею, понеслась еще быстрее. Едва кавалергарды миновали Ростова, как он услыхал их крик: «Ура!» и оглянувшись увидал, что передние ряды их смешивались с чужими, вероятно французскими, кавалеристами в красных эполетах. Дальше нельзя было ничего видеть, потому что тотчас же после этого откуда то стали стрелять пушки, и всё застлалось дымом. В ту минуту как кавалергарды, миновав его, скрылись в дыму, Ростов колебался, скакать ли ему за ними или ехать туда, куда ему нужно было. Это была та блестящая атака кавалергардов, которой удивлялись сами французы. Ростову страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей юношей, офицеров и юнкеров, проскакавших мимо его, после атаки осталось только осьмнадцать человек. «Что мне завидовать, мое не уйдет, и я сейчас, может быть, увижу государя!» подумал Ростов и поскакал дальше. Поровнявшись с гвардейской пехотой, он заметил, что чрез нее и около нее летали ядры, не столько потому, что он слышал звук ядер, сколько потому, что на лицах солдат он увидал беспокойство и на лицах офицеров – неестественную, воинственную торжественность. Проезжая позади одной из линий пехотных гвардейских полков, он услыхал голос, назвавший его по имени. – Ростов! – Что? – откликнулся он, не узнавая Бориса. – Каково? в первую линию попали! Наш полк в атаку ходил! – сказал Борис, улыбаясь той счастливой улыбкой, которая бывает у молодых людей, в первый раз побывавших в огне.

wiki-org.ru

Тарквиний и Лукреция (картина Рубенса) — Википедия

«Тарквиний и Лукреция» — картина Питера Пауля Рубенса. Сюжет полотна взят из истории Древнего Рима[2].

Принадлежит российскому предпринимателю Владимиру Логвиненко, однако экспонируется в Эрмитаже. Разбирательство о возможном возвращении этой картины в Германию входило в число самых громких арт-скандалов начала XXI века[3].

Описание

На полотне изображён Секст Тарквиний, сын римского царя Тарквиния Гордого, который склонился над Лукрецией и хочет сдёрнуть с неё оставшийся край покрывала. Сверху пару освещает Амур. А за мужчиной расположена страшная старуха с волосами в виде змей — Фурия.[4]

Влияние картины Тициана

«Тарквиний и Лукреция» работы Тициана

Непосредственным источником творческого вдохновения Рубенса явилась одноимённая картина Тициана, которую фламандский художник мог видеть во время посещения Испании в 1603 году в королевском дворце Алькасар в Мадриде (в настоящее время — Мадрид, Музей Прадо). Композиции обеих картин очень похожи. Кроме того, полотну Тициана картина Рубенса, несомненно, обязана великолепием звучного колорита, построенного на глубоких, тонко нюансированных сочетаниях локальных тонов.

Однако, взяв за основу композицию произведения Тициана, великий фламандец привнёс в интерпретацию популярного сюжета из древнеримской истории глубоко индивидуальное прочтение, изменив до неузнаваемости живописно-пластическое содержание образов. В этом смысле работа Рубенса перекликается с другими его произведениями, созданными в первой трети XVII века. Прежде всего, с теми картинами на исторические и мифологические сюжеты, главное место в которых занимают изображения обнажённых женских фигур («Сусанна и старцы», Академия сан Фернандо, Мадрид 1609—1610 года; «Венера и Адонис»). Героинь этих картин сближают глубоко индивидуальные приёмы трактовки прекрасного обнажённого женского тела, а также сходство в деталях причесок и украшений. Образ Тарквиния по манере исполнения необычайно близок к изображению спящего Самсона в рубенсовской картине «Самсон и Далила».[2]

«Сравнительно крупные размеры полотна позволяют предположить, что оно предназначалось для достаточно большого помещения. Именно в пространстве такого воображаемого интерьера картина изображена в работе Виллема ван Хехта „Апеллес и Кампаспа“ (Гаага, Королевский кабинет картин Маурицхёйс), что также свидетельствует об ее известности среди современников Рубенса»[2].

Видео по теме

История

Картина относится к первым годам возвращения художника из Италии. «Тарквиний и Лукреция» подтверждение славы мастера. Такого рода работы покупали соотечественники, князья, принцы и монархи. Рубенс мог её написать как на заказ, так и для собственного удовольствия. Одним из её первых владельцев был Арнолд Лунден — богатый антверпенский торговец и видный коллекционер, к тому же друг и дальний родственник Рубенса.

В 1769 году картина была приобретена прусским королём Фридрихом Вильгельмом и висела в разных дворцах в Берлине, а с 1926 года находилась в Потсдаме во дворце Сан-Суси[5].

После Второй мировой войны

После Великой Отечественной войны картина была вывезена из берлинского замка Геббельса во время наступления советских войск в 1945 году.[5]

Её привез домой в Советский Союз подполковник Советской армии Борис Петрович Дорофеев, по словам его дочери[6], помощник коменданта Брандербурга (информация не подтверждается), расквартированный в доме любовницы Геббельса[7]. Он привез картину с соблюдением всех формальностей и уплатой необходимых налогов.

Немецкая сторона опровергает информацию о «доме любовницы Геббельса» и считает ее выдуманной с целью обеления провенанса картины. По их сведениям, в 1942 году галерея Сан-Суси была эвакуирована в связи с угрозой воздушных налетов, так как подвала в замке не было. Картины из ее коллекции были запакованы и отправлены в замок Рейнсберг, примерно в 60 километрах к северу от Берлина. «Там, согласно данным немецкой стороны, картина хранилась до момента пропажи. Эвакуация и транспортировка картин из Сан-Суси, включая и „Тарквиния и Лукрецию“, как и их благополучное прибытие в Рейнсберг, подтверждаются соответствующими инвентарными ведомостями и протоколами. 29 апреля 1945 года замок Рейнсберг занимают отряды Красной Армии»[6].

Спустя десятилетия в 1999 году его дочь Татьяна Борисовна продала полотно, сложенное в несколько раз, анонимному коллекционеру за 800 долл.[8] «Этот покупатель, до сих пор фигурирующий во всех документах как „неизвестное лицо“, перепродал картину уже за 28 000 долларов некоему торговцу антиквариатом, имя которого также не указывается»[6]. У него она была приобретена антикваром Александром Дадиани за 500 тыс. долл. В 2003 году владельцем картины стал Владимир Логвиненко[9], купивший ее у Дадиани[8] по некоторым указаниям за 3,5 млн долл.[10] (сам коллекционер то опровергал эту сумму в разговорах с журналистами[7], то подтверждал ее в официальных показаниях[6]).

Реставрация

Фрагмент поврежденного полотна

Картина долгое время хранилось в ненадлежащих условиях и сильно пострадала. Логвиненко за свой счет отреставрировал картину, которая имела до 80 % утраты красочного слоя и долго не подвергалась грамотной атрибуции[11].

В сентябре 2004 года он передал ее в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Эрмитажа. Специалисты музея продолжили работу, начатую ещё в Москве. Они провели трудоёмкую работу по выравниванию покровного лака и восполнению утрат авторской живописи. По словам Михаила Пиотровского, полотно находилось в очень плохом состоянии: холст был сложен в несколько раз, на сгибах осыпалась краска, самые большие утраты — на щеке Лукреции.[5]

В сентябре 2004 г. картина Рубенса поступила в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа для продолжения реставрации, начатой в Москве.

На момент поступления произведение прошло комплекс реставрационных работ, выполненных московскими специалистами, включавшими в себя техническую реставрацию (укрепление красочного слоя, устранение деформаций, дублирование на новый холст и подведение реставрационного грунта), также была восстановлена и частично выровнена пленка сильно пожелтевшего лака, лежавшего на картине неравномерно, и начата работа по восполнению живописи в местах утрат красочного слоя. На заседании Реставрационной комиссии Государственного Эрмитажа, состоявшегося 16 сентября 2004 г., было принято решение об окончании реставрации. Была проведена трудоемкая работа по завершению выравнивания покровного лака и восполнению утрат авторской живописи. Выполнение этой задачи было поручено группе сотрудников Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: Кузнецову А. В. (художник-реставратор высшей категории, заведующий лабораторией), Бровкину В. Ю. и Никольскому А. С. (художники-реставраторы I категории)[12].

Авторство Рубенса было обнаружено в процессе реставрации и последовавшего за ней изучения архивов Эрмитажа[13].

Спор о реституции и компенсации

Германия узнала о находке осенью 2003 года[14], когда ей предложили выкупить картину[8]. После установления «трофейного» происхождения картины немецкой прокуратурой было возбуждено уголовное дело по факту незаконного приобретения картины[15] против Логвиненко и даже его однофамильца[16]. В 2004 году германское правительство стало настаивать на возвращении картины из России по запросу фонда «Прусские замки и сады Берлина-Бранденбурга» как трофейное искусство[13].

Первоначально Логвиненко был готов вернуть ее в Германию — сначала предложил выкупить (по некоторым указаниям за 60 млн долл[17]), а потом говорил о возможности передачи безвозмездно при условии прекращения уголовного дела против него и других фигурантов — требовал отступного[7]. На время разбирательства картину изъяла российская прокуратура. В 2004 году земельный суд Бранденбурга признал российского бизнесмена Владимира Логвиненко законным владельцем картины[8].

Российская прокуратура в течение года тщательным образом проводила расследование факта приобретения картины Рубенса и трижды подтвердила законность данного приобретения, тем самым отказав в выполнении международного следственного поручения с немецкой стороны[15].

В итоге Генеральная прокуратура отказала в ходатайстве Министерству юстиции ФРГ о передаче шедевра германской стороне.[5] В 2004 году немецкий суд признал, что Логвиненко является добросовестным приобретателем полотна[18].

По сведениям газеты «Коммерсантъ», со времени реституционного скандала Логвиненко не оставлял попыток продать «Тарквиния и Лукрецию», однако ввиду рискованности вывоза полотна за границу, где его могут конфисковать, подготовка данной сделки потребовала крупных денежных вложений.[8] В 2007 году Логвиненко убедил оказать содействие экс-вице-президента «Роснефти» Анатолия Локтионова, который в счёт будущей продажи перечислил на его расчётный счёт 5 млн евро. После того как сделка по продаже не состоялась, бизнесмен в ноябре 2010 года подал на Логвиненко в суд, требуя вернуть ему данную сумму.[8] В 2012 году суд обязал Логвиненко выплатить долг, взятый под Рубенса[19].

Экспонирование

В настоящее время картина находится на постоянном экспонировании в Эрмитаже в зале Рубенса. Картина была принята Эрмитажем на основании распоряжения Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательств в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и договоров, подписанных В. А. Логвиненко и Государственным Эрмитажем[20]. Оно пополнило эрмитажную коллекцию работ Рубенса, включающую 22 картины и 19 эскизов. В 2006/2007 году картина выставлялась в Москве в ГМИИ[2].

Кроме того, Эрмитажем на временное хранение были приняты и другие картины из коллекции Логвиненко, в том числе «Распятие» кисти Питера Пауля Рубенса, которое представляет собой, по всей вероятности, исчезнувшую еще в 1794 году центральную часть пределы триптиха «Чудесный улов рыбы», написанного Рубенсом в 1618—1619 гг. по заказу гильдии рыботорговцев для приходской церкви Богоматери в Мехелене[21]. Как указывают, ещё две картины («Союз Земли и Воды» и «Поклонение пастухов»), переданные аналогично[22] — это приписываемые Рубенсу[23]; скорее всего, это выполненные учениками копии с его полотен[24].

См. также

Библиография

  • Zerstört, entführt, verschollen: die Verluste der preussischen Schlösser im Zweiten Weltkrieg. 2004
  • «Великий фламандец: Две картины Рубенса из собрания В. А. Логвиненко в Государственном Эрмитаже». 2004. Каталог выставки
  • Rubens. Lost and Found. Tarquinius and Lucrecia. Painting from V.A. Logvinenko’s Collection. 2005. Каталог
  • документальный фильм 2007 — «Частный Рубенс за 100 миллионов»

Примечания

  1. ↑ Картина принята Эрмитажем на основании распоряжения Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательств в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и договоров, подписанных В. А. Логвиненко и Государственным Эрмитажем.
  2. ↑ 1 2 3 4 Презентация картины Питера Паувелса Рубенса «Тарквиний и Лукреция»
  3. ↑ Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов XXI века. cripo.com.ua. Проверено 13 августа 2017.
  4. ↑ «Тарквиний и Лукреция» Рубенса — насилие и добродетель
  5. ↑ 1 2 3 4 Освобожденная из-под ареста картина Рубенса «Тарквиний и Лукреция» выставлена в Эрмитаже
  6. ↑ 1 2 3 4 "Тарквиний и Лукреция" Рубенса: суд города Потсдама против Владимира Логвиненко | Статьи | Известия (рус.), Известия (16 июля 2004). Проверено 13 августа 2017.
  7. ↑ 1 2 3 Анна Толстова, Аля Харченко, Юлия Шатте. Питер ждет Пауля // Коммерсантъ Власть : журнал. — 02.08.2004. — № 30 (583). (Проверено 7 октября 2010)
  8. ↑ 1 2 3 4 5 6 Ъ-Online — Бывший вице-президент «Роснефти» требует возмещения убытков за Рубенса и Тициана
  9. ↑ Частные коллекционеры России. Российская газета. Проверено 13 августа 2017.
  10. ↑ Рубенс на выданье | Статьи | Известия (рус.), Известия (1 декабря 2010). Проверено 13 августа 2017.
  11. ↑ Германия потребует выдачи Рубенса "на политическом уровне", NEWSru.com. Проверено 12 августа 2017.
  12. ↑ Представление после реставрации произведений Рубенса (рус.). www.hermitagemuseum.org. Проверено 12 августа 2017.
  13. ↑ 1 2 Германия настаивает на возвращении картины Рубенса "Тарквиний и Лукреция", NEWSru.com. Проверено 12 августа 2017.
  14. ↑ Шредер требует от Путина отобрать у русской мафии похищенного Рубенса.
  15. ↑ 1 2 Российский владелец Рубенса готов вернуть картину "Тарквиний и Лукреция" Германии, NEWSru.com. Проверено 12 августа 2017.
  16. ↑ Германская полиция обвиняет ветерана КГБ в попытке сбыта шедевра Рубенса | Статьи | Известия (рус.), Известия (23 ноября 2003). Проверено 13 августа 2017.
  17. ↑ Топ-5 главных антикварных скандалов XXI века (рус.). WikiNews. Проверено 12 августа 2017.
  18. ↑ Алексей Воробьев.; Анатолий Вилков, Фридеманн Колер, Савелий Ямщиков. Нужно ли России возвращать перемещенные культурные ценности странам-владельцам?. Ищем выход.... Эхо Москвы (17.02.2005). Проверено 7 октября 2010. Архивировано 21 июня 2012 года.
  19. ↑ Суд обязал коллекционера Логвиненко выплатить долг, взятый под Рубенса, Росбалт. Проверено 13 августа 2017.
  20. ↑ В Государственный Эрмитаж передана картина Рубенса "Тарквиний и Лукреция" (рус.). www.hermitagemuseum.org. Проверено 12 августа 2017.
  21. ↑ Государственный Эрмитаж показывает произведения живописи из собраний частных коллекционеров (рус.). www.hermitagemuseum.org. Проверено 12 августа 2017.
  22. ↑ Государственный Эрмитаж показывает две картины Рубенса из коллекции российского предпринимателя Владимира Логвиненко (рус.). www.hermitagemuseum.org. Проверено 12 августа 2017.
  23. ↑ Великий фламандец. Две картины Рубенса из собрания В. А. Логвиненко в Эрмитаже. Новости Эрмитажа. Выставки. Государственный Эрмитаж (2009). Проверено 7 октября 2010. Архивировано 21 июня 2012 года.
  24. ↑ Кира Долинина. Рубенсов бывает многовато. Коллекционер Владимир Логвиненко показал своих в Эрмитаже // Коммерсантъ С.-Петербург. — 21.05.2004. — № 90 (2929). (Проверено 7 октября 2010)

wikipedia.green

Тарквиний и Лукреция (картина Рубенса) Википедия

«Тарквиний и Лукреция» — картина Питера Пауля Рубенса. Сюжет полотна взят из истории Древнего Рима[2].

Принадлежит российскому предпринимателю Владимиру Логвиненко, однако экспонируется в Эрмитаже. Разбирательство о возможном возвращении этой картины в Германию входило в число самых громких арт-скандалов начала XXI века[3].

Описание[ | код]

На полотне изображён Секст Тарквиний, сын римского царя Тарквиния Гордого, который склонился над Лукрецией и хочет сдёрнуть с неё оставшийся край покрывала. Сверху пару освещает Амур. А за мужчиной расположена страшная старуха с волосами в виде змей — Фурия.[4]

Влияние картины Тициана[ | код]

«Тарквиний и Лукреция» работы Тициана

Непосредственным источником творческого вдохновения Рубенса явилась одноимённая картина Тициана, которую фламандский художник мог видеть во время посещения Испании в 1603 году в королевском дворце Алькасар в Мадриде (в настоящее время — Мадрид, Музей Прадо). Композиции обеих картин очень похожи. Кроме того, полотну Тициана картина Рубенса, несомненно, обязана великолепием звучного колорита, построенного на глубоких, тонко нюансированных сочетаниях локальных тонов.

Однако, взяв за основу композицию произведения Тициана, великий фламандец привнёс в интерпретацию популярного сюжета из древнеримской истории глубоко индивидуальное прочтение, изменив до неузнаваемости живописно-пластическое содержание образов. В этом смысле работа Рубенса перекликается с другими его произведениями, созданными в первой трети XVII века. Прежде всего, с теми картинами на исторические и

ru-wiki.ru

Тарквиний и Лукреция (картина Рубенса) — WiKi

На полотне изображён Секст Тарквиний, сын римского царя Тарквиния Гордого, который склонился над Лукрецией и хочет сдёрнуть с неё оставшийся край покрывала. Сверху пару освещает Амур. А за мужчиной расположена страшная старуха с волосами в виде змей — Фурия.[4]

Влияние картины Тициана

Непосредственным источником творческого вдохновения Рубенса явилась одноимённая картина Тициана, которую фламандский художник мог видеть во время посещения Испании в 1603 году в королевском дворце Алькасар в Мадриде (в настоящее время — Мадрид, Музей Прадо). Композиции обеих картин очень похожи. Кроме того, полотну Тициана картина Рубенса, несомненно, обязана великолепием звучного колорита, построенного на глубоких, тонко нюансированных сочетаниях локальных тонов.

Однако, взяв за основу композицию произведения Тициана, великий фламандец привнёс в интерпретацию популярного сюжета из древнеримской истории глубоко индивидуальное прочтение, изменив до неузнаваемости живописно-пластическое содержание образов. В этом смысле работа Рубенса перекликается с другими его произведениями, созданными в первой трети XVII века. Прежде всего, с теми картинами на исторические и мифологические сюжеты, главное место в которых занимают изображения обнажённых женских фигур («Сусанна и старцы», Академия сан Фернандо, Мадрид 1609—1610 года; «Венера и Адонис»). Героинь этих картин сближают глубоко индивидуальные приёмы трактовки прекрасного обнажённого женского тела, а также сходство в деталях причесок и украшений. Образ Тарквиния по манере исполнения необычайно близок к изображению спящего Самсона в рубенсовской картине «Самсон и Далила».[2]

«Сравнительно крупные размеры полотна позволяют предположить, что оно предназначалось для достаточно большого помещения. Именно в пространстве такого воображаемого интерьера картина изображена в работе Виллема ван Хехта „Апеллес и Кампаспа“ (Гаага, Королевский кабинет картин Маурицхёйс), что также свидетельствует об ее известности среди современников Рубенса»[2].

Картина относится к первым годам возвращения художника из Италии. «Тарквиний и Лукреция» подтверждение славы мастера. Такого рода работы покупали соотечественники, князья, принцы и монархи. Рубенс мог её написать как на заказ, так и для собственного удовольствия. Одним из её первых владельцев был Арнолд Лунден — богатый антверпенский торговец и видный коллекционер, к тому же друг и дальний родственник Рубенса.

В 1769 году картина была приобретена прусским королём Фридрихом Вильгельмом и висела в разных дворцах в Берлине, а с 1926 года находилась в Потсдаме во дворце Сан-Суси[5].

После Второй мировой войны

После Великой Отечественной войны картина была вывезена из берлинского замка Геббельса во время наступления советских войск в 1945 году.[5]

Её привез домой в Советский Союз подполковник Советской армии Борис Петрович Дорофеев, по словам его дочери[6], помощник коменданта Брандербурга (информация не подтверждается), расквартированный в доме любовницы Геббельса[7]. Он привез картину с соблюдением всех формальностей и уплатой необходимых налогов.

Немецкая сторона опровергает информацию о «доме любовницы Геббельса» и считает ее выдуманной с целью обеления провенанса картины. По их сведениям, в 1942 году галерея Сан-Суси была эвакуирована в связи с угрозой воздушных налетов, так как подвала в замке не было. Картины из ее коллекции были запакованы и отправлены в замок Рейнсберг, примерно в 60 километрах к северу от Берлина. «Там, согласно данным немецкой стороны, картина хранилась до момента пропажи. Эвакуация и транспортировка картин из Сан-Суси, включая и „Тарквиния и Лукрецию“, как и их благополучное прибытие в Рейнсберг, подтверждаются соответствующими инвентарными ведомостями и протоколами. 29 апреля 1945 года замок Рейнсберг занимают отряды Красной Армии»[6].

Спустя десятилетия в 1999 году его дочь Татьяна Борисовна продала полотно, сложенное в несколько раз, анонимному коллекционеру за 800 долл.[8] «Этот покупатель, до сих пор фигурирующий во всех документах как „неизвестное лицо“, перепродал картину уже за 28 000 долларов некоему торговцу антиквариатом, имя которого также не указывается»[6]. У него она была приобретена антикваром Александром Дадиани за 500 тыс. долл. В 2003 году владельцем картины стал Владимир Логвиненко[9], купивший ее у Дадиани[8] по некоторым указаниям за 3,5 млн долл.[10] (сам коллекционер то опровергал эту сумму в разговорах с журналистами[7], то подтверждал ее в официальных показаниях[6]).

Реставрация

  Фрагмент поврежденного полотна

Картина долгое время хранилось в ненадлежащих условиях и сильно пострадала. Логвиненко за свой счет отреставрировал картину, которая имела до 80 % утраты красочного слоя и долго не подвергалась грамотной атрибуции[11].

В сентябре 2004 года он передал ее в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Эрмитажа. Специалисты музея продолжили работу, начатую ещё в Москве. Они провели трудоёмкую работу по выравниванию покровного лака и восполнению утрат авторской живописи. По словам Михаила Пиотровского, полотно находилось в очень плохом состоянии: холст был сложен в несколько раз, на сгибах осыпалась краска, самые большие утраты — на щеке Лукреции.[5]

В сентябре 2004 г. картина Рубенса поступила в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа для продолжения реставрации, начатой в Москве.

На момент поступления произведение прошло комплекс реставрационных работ, выполненных московскими специалистами, включавшими в себя техническую реставрацию (укрепление красочного слоя, устранение деформаций, дублирование на новый холст и подведение реставрационного грунта), также была восстановлена и частично выровнена пленка сильно пожелтевшего лака, лежавшего на картине неравномерно, и начата работа по восполнению живописи в местах утрат красочного слоя. На заседании Реставрационной комиссии Государственного Эрмитажа, состоявшегося 16 сентября 2004 г., было принято решение об окончании реставрации. Была проведена трудоемкая работа по завершению выравнивания покровного лака и восполнению утрат авторской живописи. Выполнение этой задачи было поручено группе сотрудников Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: Кузнецову А. В. (художник-реставратор высшей категории, заведующий лабораторией), Бровкину В. Ю. и Никольскому А. С. (художники-реставраторы I категории)[12].

Авторство Рубенса было обнаружено в процессе реставрации и последовавшего за ней изучения архивов Эрмитажа[13].

Спор о реституции и компенсации

Германия узнала о находке осенью 2003 года[14], когда ей предложили выкупить картину[8]. После установления «трофейного» происхождения картины немецкой прокуратурой было возбуждено уголовное дело по факту незаконного приобретения картины[15] против Логвиненко и даже его однофамильца[16]. В 2004 году германское правительство стало настаивать на возвращении картины из России по запросу фонда «Прусские замки и сады Берлина-Бранденбурга» как трофейное искусство[13].

Первоначально Логвиненко был готов вернуть ее в Германию — сначала предложил выкупить (по некоторым указаниям за 60 млн долл[17]), а потом говорил о возможности передачи безвозмездно при условии прекращения уголовного дела против него и других фигурантов — требовал отступного[7]. На время разбирательства картину изъяла российская прокуратура. В 2004 году земельный суд Бранденбурга признал российского бизнесмена Владимира Логвиненко законным владельцем картины[8].

Российская прокуратура в течение года тщательным образом проводила расследование факта приобретения картины Рубенса и трижды подтвердила законность данного приобретения, тем самым отказав в выполнении международного следственного поручения с немецкой стороны[15].

В итоге Генеральная прокуратура отказала в ходатайстве Министерству юстиции ФРГ о передаче шедевра германской стороне.[5] В 2004 году немецкий суд признал, что Логвиненко является добросовестным приобретателем полотна[18].

По сведениям газеты «Коммерсантъ», со времени реституционного скандала Логвиненко не оставлял попыток продать «Тарквиния и Лукрецию», однако ввиду рискованности вывоза полотна за границу, где его могут конфисковать, подготовка данной сделки потребовала крупных денежных вложений.[8] В 2007 году Логвиненко убедил оказать содействие экс-вице-президента «Роснефти» Анатолия Локтионова, который в счёт будущей продажи перечислил на его расчётный счёт 5 млн евро. После того как сделка по продаже не состоялась, бизнесмен в ноябре 2010 года подал на Логвиненко в суд, требуя вернуть ему данную сумму.[8] В 2012 году суд обязал Логвиненко выплатить долг, взятый под Рубенса[19].

Экспонирование

В настоящее время картина находится на постоянном экспонировании в Эрмитаже в зале Рубенса. Картина была принята Эрмитажем на основании распоряжения Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательств в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и договоров, подписанных В. А. Логвиненко и Государственным Эрмитажем[20]. Оно пополнило эрмитажную коллекцию работ Рубенса, включающую 22 картины и 19 эскизов. В 2006/2007 году картина выставлялась в Москве в ГМИИ[2].

Кроме того, Эрмитажем на временное хранение были приняты и другие картины из коллекции Логвиненко, в том числе «Распятие» кисти Питера Пауля Рубенса, которое представляет собой, по всей вероятности, исчезнувшую еще в 1794 году центральную часть пределы триптиха «Чудесный улов рыбы», написанного Рубенсом в 1618—1619 гг. по заказу гильдии рыботорговцев для приходской церкви Богоматери в Мехелене[21]. Как указывают, ещё две картины («Союз Земли и Воды» и «Поклонение пастухов»), переданные аналогично[22] — это приписываемые Рубенсу[23]; скорее всего, это выполненные учениками копии с его полотен[24].

ru-wiki.org